Солярис что это означает

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Что такое солярис? Солярий знаю, соль знаю, а это откуда придумали, Тарковский Андрей мне в принципе знаком, но там.

Солярис (лат. Solaris — солнечная, Sol — солнце) — в первую очередь, винрарная книга — роман Станислава Лема, действие которого происходит в будущем на вымышленной планете Солярис; а уже потом ОСь, два фильма, один древний телеспектакль и корейское ведро на колёсах.

Позднее появилась одноимённая ОС от корпорации Sun (ныне — уже Oracle), Solaris то есть. И вообще само слово довольно резво пошло в массы, и, как часто это происходит, абсолютно отделившись по смыслу и ассоциативности от книги. Имя «Солярис» теперь носят группы (играющие спейс-митол, во как!) , рестораны, ночные клубешники, магазин солнечных очков, и разумеется, солярии. А ещё польская фирма по производству троллейбусов и прочего, выпускает польские троллейбусы и прочее под названием «Солярис» .

Не забудем и завод Hyundai под Питером, который производит адаптированный для «русской зимы» и «русских дорог» Accent 4го поколения под названием Hyundai Solaris, а также, с некоторыми по большей части косметическими изменениями, Kia Rio 3го поколения.

Сралярис (русск. Срать — дефекация, срать — испорожнение) — в первую очередь, винрарная песня группы Красная плесень — "Всем срать! ", действие которой происходит в подвалах ГЕСТАПО на вымышленной планете Сралярис; а уже потом ремэйк для клипа, один древний модернизированный кал и корейское ведро на колёсах.

Позднее появилась одноимённое название всяких корейских продуктов дефекации от канализации Дай (ныне — уже Huyun, Sralaris то есть. И вообще само слово довольно резво пошло в массы, и, как часто это происходит, абсолютно отделившись по смыслу и ассоциативности от оригинального названия. Имя «Сралярис» теперь носят группы (играющие копро-грайнд, во как!) , гей-рестораны, ночные гей-клубешники, магазин интимных игрушек для лесбиянок, и разумеется, сортиры. А ещё тайванская фирма по производству интимных игрушек и прочего, выпускает тайваньские фаллоимитаторы с искусственным семяизвержением и прочее под названием «Сралярис» .

Не забудем и сельский завод Хуюн дай под Питером, который в подвальных канализационных подпитерских условиях производит адаптированный для «русских дорог» Сралярис 4го поколения под названием "Хуюн дай, Сралярис! ", а также, с некоторыми по большей части косметическими изменениями выхлопной трубы с тайваньской игрушкой, для нового поколения продвинутой моло.

О чем "Солярис" Лема? Философия от классики фантастики.

Думаю, многие помнят знаменитый роман польского писателя-фантаста Станислава Лема с загадочным названием "Солярис". Написанное в 1960 году произведение стало классикой научной фантастики; "Солярис" оказал огромное влияние на развитие этого жанра.

Главный герой романа - Крис Кельвин - прибывает на станцию далекой планеты. Солярис - так назвали неведомое небесное тело - вела себя совершенно по-другому, нежели привыкло считать человечество.

На планете есть жизнь, и представлена она всего одним существом. Зато каким! Весь Солярис покрывает огромный океан из непонятной плазмы. Океан разумен, он создает образы и вроде как даже пытается контактировать с людьми!

Сейчас команда станции "Солярис" насчитывает всего два человека (третий только что совершил суицид). Прибывает новичок Кельвин - и не понимает, что происходит. Один из членов команды просто запирается в лаборатории, другой ведет себя очень настороженно и боязливо.

Как оказалось, океан каким-то образом проникает в сознание экипажа - и воссоздает наиболее сильные образы. В случае с Кельвином это - его погибшая невеста по имени Хари.

Этих "фантомов" нельзя убить. От них нельзя скрыться. А самое ужасное - призраки прошлого сами не осознают, что что-то не так (поначалу).

Эпилог у этой драмы крайне печален. Постепенно фантомы все же понимают - они всего лишь копии. Но от этого они не перестают быть менее человечными.

В конце концов Хари, возлюбленная Криса, находит способ убить себя, не в силах выдержать мучений.

Что же такое - этот океан, плетущий подобные интриги? Чем может быть существо, заставляющее людей страдать самым немыслимым образом и не давать ни единого шанса избежать этой страшной пытки?

В конце герои осознают: это просто способ установления контакта. Океан слишком разумен и слишком иной, чтобы общаться с человеком напрямую. Поэтому он берет самые сильные образы из воспоминаний - и пытается "поговорить".

И мне не дает покоя некая недосказанность. Такое роющееся чувство опустошения - все было бессмысленно? Страдания героев, их невероятные усилия и борьба с собой - от простого непонимания?

Именно чувство собственной уникальности и превосходства ослепляло человека - и не давало понять: существо на Солярисе не просто разумно, а, возможно, находится на более высокой ступени эволюции. Героям пришлось дорого заплатить, чтобы узреть эту истину.

И помните в конце - размышления Криса о боге? Как по мне, именно этот его диалог с коллегой - ключ к разгадке. Кельвин представляет бога как все же ограниченного в своих силах сущность, который также может ошибаться. В его понимании не человек богоподобен, а бог - очеловечен, то есть - так же несовершенен.

Быть может, именно в несовершенстве сущего и есть все дело? А что вы думаете об этой книге?

Значение слова «соларис»

(лат. Solaris)—солнечный ветер, сопровождающийся хорошей погодой. Обычно дует с востока или юго-востока. На юго-западе Европы имеет различные местные названия. Так, например, на юге Морвана и на юго-западе Перша (Франция) его называют со-лер, сулер, солёр, сорлер (фр. solaire, soularie, soleure, sorleure); в Восточный Пиренеях — сульера, суледра (souliere, souledras).

В деп. Аверон это сильный восточный ветер, а на юге Франции местами южный, сопровождающийся дождем. По местным признакам не всегда удается отличить южный, юго-восточный или восточный С. от ветров та- ких же направлений, обусловленных приближением циклона с пасмурной погодой и осадками.

Смотрите также:

Морфологический разбор слова «соларис»

Фонетический разбор слова «соларис»

Значение слова «соларис»

Карточка «соларис»

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Солярис

«Солярис» (польск. Solaris, от лат. Solarisсолнечный) — фантастический роман Станислава Лема, про исследователей, изучающих разумный океан планеты Солярис. Написан в 1960 г., опубликован в 1961 г.

Содержание

Будущее. Где-то на просторах нашей безбрежной Галактики была обнаружена планета, чья орбита не согласовалась с законами небесной механики. При более детальном изучении выяснилось, что это небесное тело покрыто океаном чего-то, напоминающего внутриклеточную жидкость. Учёными была выдвинута теория, что океан поддерживает телекинезом выгодную ему орбиту, и потому он разумен.

Океан начинают активно изучать, но к моменту начала собственно событий романа соляристика находится в упадке. Ибо (кто бы мог подумать?) постичь планету-мозг, бросающую вызов антропоцентризму человечества самим фактом своего существования, нахрапом не удалось. Оставшиеся на полузаброшенной станции «ученые» занимаются чем угодно, но только не наукой. Серьезно. Автор правки сам работает в НИИ и знает что при появлении НЁХ вроде «гостей» у любого ученого срабатывает выработанный годами условный рефлекс «ВИВИСЕКЦИЯ. » «ПУБЛИКАЦИЯ. ». Ибо задача ученого в первую очередь собирать, систематизировать и распространять информацию об изучаемом объекте, а не тайно и безуспешно пытаться создать Общую Теорию Всего самостоятельно. Но соляристы выше этой скучной прозы жизни — они лучше будут спать с копией погибшей жены и рефлексировать, чем эмпирическими методами поганить романтику. А когда надоест — пошлют в Океан свою энцефалограмму, чтобы он понял, что не нужно связываться с такими «примитивами» и убрал «гостей». С другой стороны, как обоснуй, Океан создавал таких гостей (порывшись в памяти людей), после которых ученый забывает, что он ученый (слишком уж личные воспоминания) и ведет себя как обычный обыватель. Кстати, худо-бедно Снаут, Сарториус и Кельвин пытаются исследовать «гостей» (в телеспектакле об этом не забывают). И еще одно наблюдение у холодильника — год написания 1960-й, т. е. есть определенная датировка по электронике. Как сообщить о пришельцах? Словесно по радио? Посчитают сумасшедшими, что подсвечивается. Заснять на кинопленку, на фото и отравить на Землю физически (не забываем про датировку) — пусть экспертиза доказывает подлинность кадров. Или на станции нет фото- и кинокамер?

  • Океан — сверхразум с нечеловеческой психологией, он же безводный океан, он же в определенном роде монстр-жижица. С точки зрения людей обладает сверхспособностями: незаметно сканировать человеческий мозг и создавать из нейтрино любые объекты, сдерживая их мощным полем.
  • Живая планета — конечно, прямого подтверждения так и не дается, но вряд ли кто-то из прочитавших не согласен с теорией о живом океане.
  • Вывих мозга — все, что творится на планете и на ее орбите.
  • Кающийся грешник — протагонист Крис Кельвин.
  • Искусственные люди — создания Океана, т. е. «гости».
  • Нет антагониста
  • Как таковая ситуация вообще по ту сторону добра и зла.
  • Чего не сделаешь ради любви — самоубийство-самопожертвование Хари.
  • Регенерация — «гости» обладают такой регенерацией.
  • От неприязни до любви — взаимоотношения Криса и Хари-«гостьи». Первую Хари Крис обманом заманил в ракету и отправил. Вторую он начал исследовать и начал ее воспринимать как настоящую, умершую за 10 лет до событий книги.
  • Авторы фантастики не понимают порядок величин — В романе точно указана масса живого океана — 17 биллионов (польск. bilionów) тонн. Указаны также размеры планеты Солярис (радиус на 20 % больше радиуса Земли) и общая площадь суши (меньше территории Европы, то есть около 10 млн км²). Если допустить, что «биллион» в данном случае интерпретируется по длинной шкале и означает «триллион» (10^12), а плотность студенистого океана примерно равна плотности живой ткани (около плотности воды), то его объём — ок. 17 000 км³, а глубина в среднем всего лишь около 2 сантиметров, что не согласуется с его описанием в тексте как полновесного океана глубиной до нескольких миль. Если же имелась в виду короткая шкала и биллион это миллиард, то вообще получается глубина, неразличимая глазом. Для сравнения, масса земного океана составляет 1,4·1018 т или 1,4 миллиардов миллиардов тонн, а объём — 1,34·109 км³. Кроме того, аннигиляция тела лже-Хари (учитывая, что при взаимодействии 1 грамма антивещества с 1 граммом вещества выделяется 1,8х10^14 Дж энергии или около 42 килотонны в тротиловом эквиваленте, а девушка врятли весила меньше 50 килограмм), должна было высвободить энергию в районе 2000 мегатонн, что примерно в 40(!) раз превосходящую мощность взрыва Царь-бомбы.

Во всех экранизациях присутствует датировка по электронике. Поэтому устройства из отечественных экранизаций смотрятся архаично. Не за горами те времена, когда оборудование станции из фильма Содеберга будут казаться таким же антиквариатом. В книге это наблюдается в меньшей степени: хотя Лем и описывал современные на момент создания романа приборы, но каждый читатель волен представлять их хоть с сенсорным экраном и голографическим интерфейсом.

Ровно 60 лет назад вышел роман Станислава Лема «Солярис»

Основная часть «Соляриса» была написана Лемом за шесть недель в июне 1959 года, а последняя глава — через год. Роман вышел в 1961 году и оказал огромное влияние на развитие всей научно-фантастической литературы двадцатого века


Фото: lem.pl -->

Ровно 60 лет исполнилось «Солярису» Станислава Лема. В эти дни в 1961 году вышел один из самых известных научно-фантастических романов двадцатого века. В книге описываются взаимоотношения людей будущего c разумным Океаном планеты Солярис.

Лем подчеркивал, что писал для современников и о современных проблемах, только надевал на них галактические одежды — это и давало ему право называть себя автором-реалистом.

Этот польский писатель — вообще наиболее интересный из всего социалистического лагеря, он смог перейти из категории фантастики в большую литературу, философию и культурологию, считает прозаик, поэт, литературный критик Андрей Щербак-Жуков:

— Как мне кажется, именно роман «Солярис» был таким переходным, по форме это еще фантастика, но по сути это уже глубоко философская вещь: рассказывает и о сущности человека, и о сущности времени, сочетании прошлого и будущего. Лем поставил такой интересный эксперимент: планета, одно существо, в котором разные сущности, которые создаются этим Солярисом, взаимодействие их с земными людьми — это очень интересный философский вопрос, который потом, после него, начали развивать культурологи, социологи и философы.

— А что вы думаете насчет сегодняшнего читателя, насколько роман ему понятен?

— Я боюсь, что вряд ли, и это показал фильм Содерберга, помните, был с Клуни? В чем разница между тем, как прочел Лема Тарковский и как его прочел Содерберг? То, что у Тарковского философия и притча, то у Содерберга превратилось в психопатологию. Он не понял этого просто. Лем требует сейчас адаптации, но в этом ничего, на мой взгляд, страшного нет, я боюсь, что он тяжел, даже когда я его читал в своей юности в 80-е годы, уже тогда он был тяжеловат.

Известная экранизация Тарковского 1972 года ощутимо потеснила книгу, ее моментально признали одним из главных шедевров фантастического кино. Хотя Лем был фильмом очень недоволен. Считал, что Тарковский вместо «Соляриса» поставил «Преступление и наказание» и заселил космос своими родственниками.

А вот историк и киновед Максим Семенов считает, что книга и фильм вполне себе сосуществуют:

Максим Семенов историк и киновед «Когда мы говорим про Тарковского, он как очень большой режиссер всегда, что в принципе нормально для экранизации, не столько переносил книгу на экран, сколько экранизировал свои мысли и идеи, на которые его книга натолкнула. Тут можно говорить не только про «Солярис», но и про в принципе любую книжную экранизацию, сделанную большим режиссером. Как мы помним, Стивену Кингу не то чтобы нравилось «Сияние» Стэнли Кубрика, хотя это же не значит, что Кубрик вытеснил Кинга и Кинга никто не читает, или наоборот, что фильм Кубрика не стоит смотреть. Можно вспомнить пример с тем же Тарковским, «Сталкер» — великое кино, поколения синефилов его смотрят с большим удовольствием, но это же не означает, что все перестали читать «Пикник на обочине» братьев Стругацких. И мне кажется, то же самое можно сказать и про фильм Тарковского, и про роман Лема. Кроме того, для поколения кинолюбителей, мне кажется, это лучшая реклама романа Станислава Лема, который ничуть не глупее, чем получившийся фильм».

Основная часть «Соляриса» была написана примерно за шесть недель в июне 1959-го. Спустя год писатель вернулся к роману и закончил последнюю главу. Впоследствии Лем уже не мог найти место, где остановился и с которого продолжил книгу.

По мнению Бориса Стругацкого, роман Лема входит в десятку лучших произведений жанра и оказал «сильнейшее — прямое либо косвенное — влияние на мировую фантастику двадцатого века вообще и на отечественную фантастику в особенности».

О чем молчали космонавты, эффект Соляриса существует


Фото из открытых источников

Вернувшиеся на Землю космонавты составляют длиннейшие отчеты, расписывая буквально по минутам каждый день, каждый час пребывания на орбите. Ученых, изучающих воздействие космоса на человека, интересует все: что наблюдали, что чувствовали, как спали, какие видели сны. Однако кое-что космонавты предпочитали, да и до сих пор предпочитают утаивать. Речь идет о случаях т.н. «трансформации сознания» или феномене ФСС (фантастические сновидения-состояния). Между собой космонавты называют его «эффектом Соляриса», пророчески предсказанным С. Лемом.

Первым столкнулся с «эффектом Соляриса» уже Юрий Гагарин. Услышав впервые музыку, исполняемую на электроинструментах, он обмолвился, что слышал нечто похожее во время своего полета. Алексей Леонов также слышал странную музыку, а Владислав Волков – плач ребенка и лай собаки. Космонавт Севастьянов утверждал, что пролетая над Сочи, разглядел свой двухэтажный дом. Подобные случаи специалисты, да и сами космонавты относят к разряду галлюцинаций, хотя и действующих на психику, но вполне объяснимых. Но случается и нечто, не поддающееся объяснению.


Фото из открытых источников

Реалистичные галлюцинации у космонавтов

Многие космонавты во время пребывания в космосе переживали грезы наяву, связанные с перемещением в пространстве и во времени. Например, один космонавт видел себя в «шкуре» динозавра. Ощущения были вполне реальны. Он подробно описал свои лапы, покрытую чешуей кожу, пальцы с перепонками. Он шагал по какой-то неизвестной планете, чувствовал, как вздыбливались пластины на хребте, напрягались и сокращались мускулы. Были слышны звуки окружающего мира, ощущались запахи. Зрительные образы были яркими, отчетливыми. Незнакомый мир воспринимался как привычный и родной. Другой утверждал, что побывал в теле инопланетного гуманоида. По мнению космонавтов, это были не сон, и не галлюцинации, а 100%-е «перемещения».

«Трансформация» всегда сопровождается уплотнением времени. По бортовым часам человек пребывает в таком состоянии всего несколько минут, но для самого «перемещавшегося» проходит несколько часов. Многие из столкнувшихся с феноменом ФСС воспринимали это как результат воздействия на их мозг некоего внешнего источника, словно кто-то снаружи, мощный и великий, стремился передать им важную и необычную информацию.

Об имевших место «перемещениях» космонавты предпочитали не рассказывать, опасаясь дисквалификации со стороны медиков как лиц, имеющих психические отклонения. Но в доверительных беседах предупреждали новичков, которым предстоял скорый полет, с чем им придется столкнуться.


Фото из открытых источников

Первым на проблему «эффекта Соляриса» попробовал обратить внимание ученых космонавт-испытатель Сергей Кричевский, выступивший с в 1995 году с докладом о феномене ФСС. В 1998 году так и не побывавший в космосе Кричевский был отчислен из отряда космонавтов и досрочно уволен в запас. Видимо его интерес к странным явлениям начальство сочло «нездоровым».

В отличие от Кричевского, летчик-испытатель, доктор технических наук Марина Попович, по крупицам собиравшая свидетельства от космонавтов об «эффекте Соляриса», не спешила являть собранную информацию миру, понимая, что время для этого еще не пришло. Собранные ею более 2.000 рассказов космонавтов о случаях «трансформации сознания» долгие годы ждут своего часа. И только в последнее время она получила разрешение от некоторых из респондентов обнародовать предоставленные записи.

Сами космонавты, чье сознание было подвергнуто трансформации, часто испытывают тягостное желание вновь пережить это состояние. Поэтому многие из них становятся эзотериками, философами, уходят в составе экспедиций на поиски снежного человека или исследуют места посадок НЛО. Их тянет в другой мир. Как отметила Марина Попович, «они уходят в космос одними людьми, а возвращаются совсем другими, словно там они столкнулись с чем-то неизведанным и стали его частью».

Океан разума. Станислав Лем "Солярис"

Сюжет книги разворачивается в довольно далеком будущем, в котором человечество уже давно вышло за пределы Земли и Солнечной системы, исследует далекие миры и потаенные уголки космоса. Примерно за сто тридцать лет до описываемых в романе событий была открыта планета Солярис — спутник двойной звезды, который двигается по сложной траектории вокруг обоих светил своей системы. Необычная орбита — далеко не единственная странность космического тела, к тому же далеко не самая сложная и, пожалуй, самая очевидная.

В конце концов ученые приходят к выводу, что покрывающий поверхность планеты океан — это и есть единственный разумный обитатель Соляриса. Он корректирует траекторию планеты, неведомым образом воздействуя на пространство и время. Он же и сканирует разум и чувства наблюдающих за ним людей. На орбите планеты возникает одноименная космическая станция, искусственный спутник, на котором живут и работают космонавты, ученые и исследователи.

Однако грандиозное научное открытие о разумности местной экосистемы становится единственным прорывом соляристики, которая быстро превратилась в бессмысленную тупиковую науку. Самые блестящие и гениальные умы человечества, изучая Солярис, превращаются в нерадивых студентов-первокурсников с допотопными микроскопами.

Океан разума. Станислав Лем "Солярис" Солярис, Станислав Лем, Книги, Длиннопост

Они могут лишь наблюдать за разумным океаном и фиксировать его действия, но не в состоянии дать происходящему хоть малейшее объяснение. Все теории рассыпаются в пух и прах, тонны научных докладов несут пользы не больше, чем груда пожелтевшей макулатуры. Космическая станция, научные программы и сама соляристика как наука приходят в кризис и упадок.

В этом упадке исследовательская станция и встречает доктора Криса Кельвина, главного героя романа. Финансирование скудеет с каждым годом, а экипаж сократился до нескольких человек, большинство из которых пребывают в апатии, депрессии и безразличии ко всему.

К тому же доктор Гибарян, научный руководитель Кельвина, недавно покончил с собой. Не самое радужное начало для командировки. Плюс ко всему люди на станции далеко не одиноки.

В прямом смысле слова космический аппарат населяют самые настоящие призраки. Фантомы, материализованные воспоминания людей. Кто-то, имеющий внешность тех, кого когда-то знали члены экипажа.

Не обычные приятели или случайные знакомые, а те, кто оставил неизгладимый след в душе каждого из них. Члены семей и бывшие возлюбленные, ушедшие друзья и давние товарищи. Многие из тех, кого уже нет в живых. Люди из прошлого, воспоминания о которых травмируют и жгут изнутри. Именно фантомы являются главной причиной страха и помешательства ученых на станции. Кельвину является его давняя возлюбленная Хари, покончившая с собой юная девушка. Не постаревшая ни на секунду, ровно такая, какой она осталась в воспоминаниях Кельвина.

Он приходит к выводу, что фантомы — это плоды действий разумного океана Соляриса. Пока люди бились в попытках найти хоть какое-то разумное объяснение его природе и действиям, океан в ответ изучал людей, сканировал их психику и образ мыслей, непостижимым образом считывал чувства и воспоминания, создавал призраков-фантомов.

Провести с ними еще какое-то время, сказать то, что нужно. Хотя, с другой стороны, возможно, что действия инопланетного разума не поддаются логике с точки зрения людей.

Человеческий разум неспособен мыслить так, как однородная масса жидкости.

Зачем Солярис делает с людьми то, что делает? Еще один нераскрытый вопрос вселенной. Еще одна тупиковая проблема соляристики.

Почему человек решил, что внеземной разум обязательно выйдет на связь? Часто ли сам человек пытается установить контакт с муравьями или мхом на стволах сосен? Ищет ли общения с ветром и колебаниями морских волн? Безусловно, океан Соляриса разумен, но по-своему.

С точки зрения человеческого разума он непостижим и непроницаем, как космическая бездна и внутренность черных дыр. Один человек чувствует себя гораздо более одиноким, если вокруг него существует много безразличных к нему людей. Все человечество одиноко в космическом, в колоссальном масштабе, когда существуют иные разумы, непостижимые и бесконечно далекие.

И все же он примерно об этом. О людях, о силе разума, призраках и космическом одиночестве.

Журнал DARKER. №2 февраль 2018

Аватар сообщества "Книжная лига"

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.

ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:

Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.

Этакая поверхностная велеречивая лабуда. Суть или, если хотите, основная мысль заключается в следующем. Много лет учёные всех мастей и направлений изучают планету, покрытую возможно разумным океаном. Могие годы они не могут ни подтвердить, ни опровергнуть разумность Соляриса. Речь начинает идти о сворачивании исследований и консервации станции. Это решение и должен принять главный герой. Оказавшись на станции он убеждается, что океан разумен и, более того, возможно сам исследует людей и проверяет их на разумность и, что самое неприятное, на человечность. И вот тут и возникает вопрос. А нафига козе баян? Нужен ли человечеству вообще контакт с внеземным разумом, если люди не могут полноценно контактировать и понимать друг друга. "Человеку нужен человек!" восклицает пьяный кибернетик Снаут - это и есть основная мысль и книги Лема и фильма Тарковского.

Если посмотреть на другие романы Лема, то сквозь их все проходит линия огромной вычислительной машины, в Солярисе есть тоже на это намеки.

Вдруг Солярис это центральный компьютер обслуживающий некую структуру, человек для него очередной массив данных ?

Симметриады бывают побольше и поменьше, но даже карликовые возносятся

после погружения на добрые восемьсот метров над уровнем океана и видны на

расстоянии десятков миль.

Попасть внутрь симметриады безопаснее всего сразу же после

восстановления равновесия, когда вся система перестает погружаться и

возвращается в вертикальное положение. Наиболее интересной для изучения

является вершина симметриады. Относительно гладкую "шапку" полюса окружает

пространство, продырявленное, как решето, отверстиями внутренних камер и

тоннелей. В целом эта формация является трехмерной моделью какого-то

уравнения высшего порядка.

Как известно, каждое уравнение можно выразить языком высшей геометрии

и построить эквивалентное ему геометрическое тело. В таком понимании

симметриада - родственница конусов Лобачевского и отрицательных кривых

Мне очень в свое время понравилась трактовка, что Океан Солириса - это Бог-младенец.

У Лема многие произведения пронизываются ощущением чего-то изначально необъяснимого. А книга крайне любопытна для всех ценителей НФ.

Интересно, кому адресован этот конспект?

Похоже на школьное сочинение на тему "Разумный океан, как тупиковая ветвь соляристики. И не только."

Советские домыслы про "Солярис" очень забавны. Сам Лем писал, что его преследовала идея, что когда человечество встретит Бога то не сможет даже понять разумен ли он. Ну а фронтэнд романа притча об исполнении желаний когда получаешь не то что просишь, а то что хочешь и не знаешь что с этим делать и вообще как дальше жить и на это это дохрена наворочено.

самая любимая мной книга у С.Лема, это Сказки Роботов :-)

отличный образчик юмористической фантастики

Надо просто посмотреть фильм Тарковского и все будет понятно. Есть одна рецензия на этот фильм, точно не помню, но где то так,- Лем -хороший писатель-фантаст, а Тарковский -гений.

То что разные это и так понятно, а насчет в чью пользу -это ваше мнение.

Кто сейчас читает солярис, а фильм смотрят многие. Я сам любил читать Лема, но он как и вся фантастика быстро устаревает, а фильм снят на века, может поэтому Лем видя свой проигрыш так и относился к Тарковскому.

Вообще-то Тарковского не был одобрен Лемом.

То что написал один и снял другой разные вещи, и при чем тут одобрен или нет.

Потому что если вы посмотрите одно и прочтете другое, то поймете о чем я.

И читал и смотрел, я очень любил читать Лема в детстве, но он остался в том времени и безнадежно устарел, пробовал перечитывать сейчас- не идет, современные авторы не оставляют ему шансов, да классика, да мэтр, но фантастика слишком специфичный жанр в этом отношении. А вот фильм Тарковского, который снят именно по мотивам, получился вне времени.

Было бы любопытно услышать от вас примеры хотя бы трёх сильных и современных авторов в жанре НФ ну скажем за прошлое десятилетие.

Моё мнение конечно субъективно, насчет Лема это так, но тот же Желязны, его Князь Света, я перечитываю и слушаю постоянно. По современным авторам которые мне понравились это Лю Цысинь, Питер Уотс, Тед Чан, Иэн Бэнкс, последние два может и не совсем чистое НФ, но очень хороши.

Принимается. Почитаю. Может даже отпишусь, если не забуду.

Благодарствуйте барин, уж не обделите своей милостью.

Ужо, ежели дела мудрыя не обуяют - необделю!

У меня аналогичное ощущение с точностью до наоборот.


Классика фантастики

Классика фантастики Станислав Лем, Фантастика, Предсказание, Читалка, Электронные книги, Kindle, Книги

Солярис

Солярис Арт, Фан-Арт, Иллюстрации, Станислав Лем, Солярис, Shade-Of-Stars

С. Лем и литературный трип

Помню попалась мне книга Станислава Лема "Рассказы о пилоте Пирксе". Первая глава не особо впечатлила, но вторая дала топки так, что до сих пор хорошо помню свои впечатления и внутренние метания. Я не мог поверить, что с человеком может быть то же, что происходило с героем в главе "Условный рефлекс". Испытание в "ванной" для меня является самым триповым в литературе( а ведь подростком я бывал в разных состояниях).

(Ниже небольшой фрагмент, может быть кого то заинтересует рассказ)

Пиркс начал неплохо, если не считать того, что он без всякой нужды втянул голову под воду еще до того, как ассистент наложил ему маску; при этом он глотнул добрую порцию воды и получил возможность убедиться, что это самая обыкновенная соленая вода.

Пока Пиркс удивлялся этому, он обнаружил, что у него уже нет ни туловища, ни головы – вообще ничего. Совсем так, будто его вообще нет. Такое чувство не назовешь приятным. Оно скорее пугало. Пиркс будто растворялся постепенно в этой воде, которую тоже совершенно перестал ощущать. Вот уже и сердца не слышно. Изо всех сил он напрягал слух – безрезультатно. Зато тишина, целиком наполнявшая его, сменилась глухим гулом, непрерывным белым шумом, таким неприятным, что прямо хотелось уши заткнуть. Мелькнула мысль, что прошло, наверное, немало времени и несколько штрафных очков не испортят общей оценки: ему хотелось шевельнуть рукой.

Потом стало еще хуже.

Темнота, в которой он находился, или, точнее, темнота – он сам, заполнилась слабо мерцающими кругами, плавающими где-то на границе поля зрения, – круги эти даже и не светились, а смутно белели. Он повел глазами, почувствовал это движение и обрадовался. Но странно: после нескольких движений и глаза отказались повиноваться…

Но зрительные и слуховые феномены, эти мерцания, мелькания, шумы и гулы, были лишь безобидным прологом, игрушкой по сравнению с тем, что началось потом.

Он распадался. Уже даже и не тело – о теле и речи не было – оно перестало существовать с незапамятных времен, стало давно прошедшим, чем-то утраченным навсегда. А может, его и не было никогда?

Случается, что придавленная, лишенная притока крови рука отмирает на некоторое время, к ней можно прикоснуться другой, живой и чувствующей рукой, словно к обрубку дерева. Почти каждому знакомо это странное ощущение, неприятное, но, к счастью, быстро проходящее. Но человек при этом остается нормальным, способным ощущать, живым, лишь несколько пальцев или кисть руки омертвели, стали будто посторонней вещью, прикрепленной к его телу. А у Пиркса не осталось ничего, или, вернее, почти ничего, кроме страха.

Он распадался – не на какие-то там отдельные личности, а именно на страхи. Чего Пиркс боялся? Он понятия не имел. Он не жил ни наяву (какая может быть явь без тела?), ни во сне. Ведь не сон же это: он знал, где находится, что с ним делают. Это было нечто третье. И на опьянение абсолютно не похоже.

Звучало это не так уж плохо. Но на опыте…

Он был немного здесь, немного там, и все расползалось. Верх, низ, стороны – ничего не осталось. Он силился припомнить, где должен быть потолок. Но что думать о потолке, если нет ни тела, ни глаз?

– Сейчас, – сказал он себе, – наведем порядок. Пространство – размеры – направления…

Взрослеем вместе с седаном Hyundai Solaris второго поколения

Продажи нового Соляриса стартуют на днях — от 599 тысяч рублей за начальную версию 1.4 (100 л.с.) с «механикой» и без кондиционера до 899 900 за топ-седан 1.6 (123 л.с.) с «автоматом». За старый ныне просят 623 900–861 400. Аналогичный диапазон на седан Kia Rio — 650 900–942 900 рублей.

К автомобилю Hyundai Solaris можно относиться как угодно, но факт — это успех. Причём стремительный. За шесть лет в России разошлось около 650 тысяч «первых» Солярисов серии RBr. Фирма Renault продала за это же время свыше 985 тысяч Логанов и Sandero. Но когда Logan уже варили и красили по полному циклу на «Автофрамосе», у Hyundai ещё даже не было российского представительства. В прошлом году Solaris, по данным Ассоциации европейского бизнеса, стал самым продаваемым на нашем рынке автомобилем. Но запомнился он и проблемами с подвеской. Какие выводы сделаны во «втором» Солярисе серии HCr?

Я, признаться, ожидал больше внимания. Новый Solaris — это ж событие! Но в питерском потоке нас, если не считать одного фото на телефон, игнорировали, а пару вялых расспросов устроили только водители служебных Дженезисов — и то потому что мы намозолили им глаза во время съёмки у Петропавловской крепости: «Он прям совсем новый или какое-то обновление?». Внешность «второго» Соляриса и впрямь кажется эволюционной, но я сравнил его с прежним поэлементно, по форме и стыкам кузовных деталей: всё-таки новый. Длина и колёсная база выросли на 30 мм, ширина — на 29. На 10 мм укорочен передний свес, на столько же удлинён задний.

Лицо российского Соляриса — с американским акцентом. Такое же, как у модели Accent для рынков Америки и Канады. От родственного китайского седана Verna российско-американский внешне отличается фарами, радиаторной решёткой, бамперами. Словом, деталями. Но шестигранный аудиподобный нос теперь общее место всех современных моделей Hyundai. А сбоку и со спины новый Solaris, считай, Elantra. По срезанным у номера и затянутым на крылья фонарям — так и вовсе Genesis. Масштабируемый дизайн, освоенный премиумной немецкой тройкой, распространился и на народные автомобили.

Мой первый седан — в самой жирной версии Elegance со всеми возможными пакетами опций. Обилие, а скорее, перебор хрома, 16-дюймовые колёса, дисковые задние тормоза взамен базовых барабанных, диоды в линзованных фарах и фонарях, подогревы всего и вся, навигационная система, камера заднего вида и автоматическое открывание багажника. Порядковый номер машины — 279, опытная партия. Претензий к качеству сборки нет: снаружи ровные зазоры, внутри точно подогнанный пластик. Разве что липкий антикор на днище нанесён неаккуратно, будто в гараже. Выпуск товарных машин начался уже после презентации — 15 февраля.

Посадка за рулём чуть выше прежней, кресло мягкое, валики боковой поддержки рассчитаны на людей в теле, регулировки поясничного подпора нет — в коротких поездках с моими 176 см роста это не мешает, но через сотню километров начинает утомлять. Руль — как у Элантры. Колонка в топ-версии регулируется по вылету, все кнопки передней панели под рукой, центральная консоль теперь развёрнута к водителю на семь градусов. Ощущение бюджетности салона никуда не делось — пластик простенький, бардачок без подсветки. Но явной дешевизны стало меньше: с дверей пластиковая серебрянка исчезла полностью, на передней панели её стало меньше.

Без очного сравнения с прежним Солярисом увеличение пространства на втором ряду неощутимо, но в цифрах это плюс 24 мм в ногах и девять — в плечах. Места над головой формально тоже стало чуть больше, но реально в крышу по-прежнему упираюсь даже я, если расправляю плечи. Центрального подлокотника, как и раньше, нет ни в одной версии, но дверные удобны, а на них — кнопки двухступенчатого подогрева подушки дивана, как у «топовой» Креты. Части спинок складываются, образуя ступеньку с полом багажника. Сам отсек, считай, тот же: 480 л объёма против 470, крышка с неприкрытыми петлями, но запаска во всех версиях 15-дюймовая, на стальном диске, хотя раньше она совпадала с колёсами.

Подробный рассказ о двигателях — в разделе «Техника», а ездовые впечатления такие. С «механикой» обновлённый мотор 1.6 (123 л.с.) дружит хуже прежнего. Пик тяги стал ниже, обороты, при которых он достигается, наоборот, выросли. При трогании приходится точнее играть сцеплением, добавлять больше газа, а при ускорениях чаще крутить мотор и переключаться вниз. С доработанным «автоматом», который чаще, быстрее и жёстче блокирует гидротрансформатор, Solaris при частичных нагрузках явно живее прежнего — несмотря на неизменные 11,2 с от нуля до ста. Нажал — и сразу поехал, былого ощущения тупизны нет даже на фоне машины с «механикой».

С новым для себя мотором 1.4 (100 л.с.) и шестиступенчатой «механикой» Solaris медленнее прежнего со 107-сильным агрегатом того же объёма: 12,2 с до сотни против 11,5. Но едет задорно. Момента тут тоже стало чуть меньше, но в отличие от двигателя 1.6 упали и обороты пика тяги. В пробках и при трогании проблем нет, а на разгоне выше 4500 об/мин — явный подхват. Если не ездить на дальняк, да с полной нагрузкой, Solaris 1.4 — вполне оправданный способ сэкономить. Тормоза тут по-реношному чуткие, но привыкаешь к ним быстро. На неровностях и на миксте — без проблем: машина не отклоняется от курса даже при замедлении с отпущенным рулем.

В шасси изменения не революционные, но важные. Электроусилитель руля взамен «гидравлики», иное крепление подрамника, другая опора коробки передач — и, конечно, новая балка задней подвески, унифицированная с моделями Elantra и Creta. Задние амортизаторы Mando раза в полтора длиннее прежних, стоят теперь не перед, а за задней осью и наклонены не на 25 градусов, как раньше, а всего на 8,4. Управлять новым Солярисом приятно. Усилие на руле растёт и падает логично, реакции — в том числе за счёт ужесточённого кузова — быстрые и точные. А главное — никаких неприятностей на ямах, волнах покрытия и в поворотах, как отвязно по ним ни лупи!

Плавность хода Соляриса поразила бы, если б не уже удивившая ею Creta. Никогда ещё компактные автомобили Hyundai не преодолевали дорожные невзгоды так невозмутимо. Поймал себя на том, что, как во времена первого Логана, специально целюсь в ямы, стыки и надолбы, чтобы лишний раз убедиться в классной настройке пружин и амортизаторов. На заднем диване Solaris воспринимается более жёстким, чем спереди, но всё равно далёким от прежней трясучки. С громкими выводами о подвесочном лидерстве в классе я повременю до сравнительных тестов, но по первым прикидкам на него у Соляриса есть все шансы.

Чего в этом автомобиле нет, так это хорошей шумоизоляции. Слышно всё! После 4000 об/мин голосит двигатель, выше 90 км/ч воет ветер, постоянно гудят шины (в нашем случае — шипованные Nokian Hakkapeliitta 8), в колёсных арках с пластиковыми подкрылками стучит песок и чавкает слякоть. Много ездить без дополнительной шумоизоляции тяжко — и раз уж тратиться на неё в составе машины вышло накладно, было бы здорово, если б фирма Hyundai предложила какие-то просчитанные заводом комплекты, например, среди аксессуаров, чтоб не гадать, где и что клеить-напылять, в какую компанию обратиться.

В целом Solaris поколения HCr — явно взрослее прежнего. Люди в Hyundai объясняют: созреть ему помогло время, в течение которого вышли на новый уровень и российско-корейские отношения внутри фирмы. Раньше мнение нашей стороны весило меньше, и потому объём локальной доводки «первого» Соляриса в сравнении со «вторым» и Кретой был ничтожно мал. Теперь — это прям диалог, вылившийся в миллион километров, сообща пройденных опытными машинами по российским дорогам. Фундамент-шасси стал прочнее, а обёрткой-шумоизоляцией при желании можно заняться и после покупки — на безопасность она влияет куда меньше.

Человеку нужен человек! "Солярис" как зеркало действительности


" Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень. Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает всё наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее" . ( Тарковский) .


Я достаточно давно не смотрю телевизор. Причин много, и перечислять их можно долго. Но когда-то я его смотрел, и до сих пор помню свое удивление, что ряд фильмов показывают по федеральным телеканалам далеко за полночь.

С моей точки зрения, 3 часа ночи с понедельника на вторник — не самое удачное время для показа старой советской классики кино.Причём, речь шла не про комедии, а про достаточно сложные фильмы.

Помню, как не спал полночи, чтобы посмотреть "Сталкера" Тарковского, которого зачем-то запихнули в 2 часа ночи четверга.

Организм, желающий спать, и молодость, не способная понимать замысел режиссёра, сделали своё дело — досмотреть я его не смог по причине крепкого сна. И вот совсем недавно мне удалось наконец полностью и в спокойной обстановке посмотреть "Солярис" и "Сталкера" Тарковского.

"Иваново детство" мы посмотрели ранее на киноклубе. И теперь, в принципе, я понимаю, почему их показывали украдкой по ночам. Равно как становится понятно, почему их не показывают днём в удобное время. Но — обо всём по порядку. Далее будет множество спойлеров , поэтому тем, кто хочет его посмотреть (а фильм потрясающий!), лучше сначала посмотрите.

Сюжет фильма Тарковского построен на романе Станислава Лема "Солярис ".

Известно, что Станислав Лем крепко поссорился с режиссером Андреем Тарковским, не согласившись с его трактовкой романа:

"К этой экранизации у меня принципиальные возражения.

Во-первых, я хотел бы увидеть планету Солярис, но, к сожалению, режиссеёр не предоставил мне такой возможности, поскольку делал камерное произведение. А во-вторых (и это я сказал Тарковскому во время одной из ссор), он снял совсем не Солярис, а "Преступление и наказание".

Ведь из фильма следует лишь то, что этот паскудный Кельвин доводит Хари до самоубийства, а потом его за это мучают угрызения совести, вдобавок усиливаемые её новым появлением; к тому же это появление сопровождается странными и непонятными обстоятельствами.

Этот феномен очередных появлений Хари был для меня воплощением некоторой концепции, которую можно выводить чуть ли не от самого Канта. Ведь это "Ding an sich", Непостижимое, Вещь в Себе, Другая Сторона, на которую нельзя перебраться. При том, однако, что в моей прозе это было проявлено и соркестрировано совершенно иначе; Однако должен вас предостеречь, что всего фильма я не видел, кроме двадцати минут второй части, но я хорошо знаю сценарий.

И уж совершенно ужасным было то, что Тарковский ввёл в фильм родителей Кельвина и даже какую-то его тётю. Но прежде всего маму, а мама это мать, а мать Россия, Родина, Земля; Это меня уже совсем рассердило. Мы были в то время как два коня, которые тянут один воз в противоположные стороны.

В моей книге необычайно важной была сфера рассуждений и вопросов познавательных и эпистемологических, которая тесно связана с соляристической литературой и самой сущностью соляристики, но, к сожалению, фильм был основательно очищен от этого. Судьбы людей на станции, которых в фильме мы видим лишь фрагментарно при очередных наездах камеры, — это вовсе никакой не экзистенциальный анекдот, а великий вопрос, касающийся позиции человека в космосе и т.д.

У меня Кельвин решает остаться на планете без какой-либо надежды, а Тарковский создал картину, в которой появляется какой-то остров, а на нём домик. И когда я слышу о домике и острове, то чуть ли не выхожу из себя от возмущения. В общем, эмоциональный соус, в который Тарковский поместил моих героев, не вспоминая уже о том, что он полностью ампутировал научный пейзаж и ввёл — кучу странностей, всё это для меня совершенно невыносимо.

Хотя многие утверждают, что Тарковский углубил роман, подняв фундаментальные проблемы человечества. Вот как описывал свою задачу режиссёр фильма Андрей Тарковский:


Главный смысл <…> фильма я вижу в его нравственной проблематике.

Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным.

Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень.

Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает всё наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее.

Сюжет многим известен — далёкое будущее, люди открыли неизвестную планету, на которой существует разумный океан. Над океаном находится исследовательская станция, на ней работают ученые, которые пытаются понять Солярис и вступить с ним в контакт.


Изучение разумного океана зашло в тупик, и на станцию прилетает психолог Крис Кельвин , чтобы или закрыть проект, или ударить по разумному океану потоками жёсткого излучения, чтобы сдвинуть исследования с мёртвой точки.

Непростая задача, по прилёту на станцию, внезапно становится неразрешимой. Ещё до вылета Крис Кельвин беседует с пилотом Анри Бертоном, который был на станции ранее.

В этой беседе Тарковкий поднимает проблему, которую так старательно замалчивают последнее время. Это проблема соотнесения нравственности и науки.

Имеет ли право наука уничтожать то, что не в силах понять?

Может ли быть наука безнравственной?

Имеет ли право человек заниматься наукой, если она не опирается на гуманистическое начало?

Что есть наука, если она не служит человечности?

Вопрос этот, на текущий момент, далеко не праздный. Все помнят, к чему приводит чистое познание истины, без опоры на нравственность — доктор Менгеле и безымянные японские исследователи бактериологического оружия не дадут соврать.


Наука, которая служит только познанию и оторвана от человека, очень быстро становится прекрасным инструментам в руках известно кого.

Однако Крис Кельвин не хочет слушать Анри Бертона, он считает, что вопрос Соляриса — это чисто практическая проблема, которая будет решена в рамках стандартного научного подхода.

Бертон пытается предупредить Кельвина, что такие вопросы нельзя решать холодным научным взглядом.

Кельвин от него отмахивается, но станция для Криса Кельвина становится тем местом, где его взгляды меняются кардинально.Представители науки привыкли разбираться с предметом исследований без лишних сантиментов, однако Солярис поставил учёных в ситуацию, когда научная деятельность становится очень личной.

Учёные, не желая мириться с тупиком в исследовании, и не сумев понять и установить контакт с разумным океаном, решили по нему ударить рентгеновским излучением.С таким же успехом можно было его высечь. Но океан Соляриса ответил на атаку.

Он дал учёным зеркало, в котором отразилось их человеческое - к учёным на станции стали приходить "гости".
Разумный океан материализовал самые потаённые страхи и трагедии людей.

Он дал им возможность решать научные проблемы, опираясь на своё человеческое, или отказавшись от него. И команда исследовательской станции реализовала свой выбор по-разному:


Механицист Сарториус ещё больше ожесточился.

Он разрезает скальпелем "гостей", не понимая, что свои страхи отпрепарировать невозможно: они находятся в той реальности, от которой он закрывается чудовищными экспериментами.

Сарториус не хочет понимать, что он не "гостей", а душу свою человеческую режет на операционном столе, всё более и более превращаясь в заводную куклу познания - без цели, без души, без смысла, без человечности.



Философ Снаут пытается ходить по краю, стараясь оставаться учёным ( как Сарториус себе это представляет ) и пытаться сохранить внутри себя человека.

Получается у него это плохо, но лучше, чем у третьего члена экипажа.



Не сумевший выдержать встречу со своим зеркалом Гибарян решает, что единственный выход — это самоубийство. Он убегает от себя в смерть. Единственное, на что его хватает — это прощальное письмо его другу Кельвину.

В нём он расписывается в своем бессилии выдержать встречу с наукой, которая стала чрезмерно личной.

И на этом островке безнадёжности высаживается Крис Кельвин, полный решимости и скрытых сомнений, которые поселил в нём Бертон перед вылетом.

По прибытию Крис Кельвин заходит к Снауту и к Сарториусу, узнаёт о самоубийстве своего друга Гибаряна. Снаут и Сарториус не посвящают Кельвина в новую реальность на станции, и с ней Крис знакомится самостоятельно.


Ночью в гости к Крису приходит его погибшая жена Хари .

Человек, ответственность за гибель которого до сих пор чувствует Крис Кельвин.

В панике Кельвин избавляется от Хари и вновь разговаривает со Снаутом.

Тот рассказал Кельвину, что учёные уже нанесли удар по Солярису, и после этого к членам команды стали приходить образы из их памяти.

Образы материальны и бессмертны.
Кельвин понимает, что образ Хари вернётся.И что-то в нём меняется. Он перестаёт воспринимать гостей как нашествие чужих существ. Он начинает относится к образу Хари, как к человеку.

Снаут относится к этому философски, а Сарториуса это приводит в дикое бешенство. Поскольку если гости - это люди, значит Сарториус это мерзкий вивисектор и палач, а не учёный.

И тут Тарковский задаёт следующий проклятый вопрос:

А что такое человек?

Кто такой человек?

Кто может решать, что есть человек?

Формула, что человек - это двуногое, лишённое перьев, устарела достаточно давно.

Способность мыслить, как отличительная особенность, тоже не работала на Солярисе, поскольку гости развивались - они могли чувствовать, думать, спать.

Сарториус, выяснил, что субатомный состав тканей гостей отличается от субатомного состава тканей людей. Это позволяет ему убеждать себя, гости - не люди.

Кельвин действует по-другому. Он относится к образу Хари как к человеку.Он понимает, что это не Хари.
И образ Хари это понимает.

Ну вот я тебя люблю. Но любовь — это то чувство которое можно переживать, но объяснить нельзя. Объяснить можно понятие, а любишь то, что можно потерять: себя, женщину, родину.

До сего момента человечество, Земля были попросту недоступны для любви. Ты понимаешь, о чём я, Снаут? Нас ведь так мало, всего несколько миллиардов, горстка. А может, мы вообще здесь для того, чтобы впервые ощутить людей как повод для любви.

И тут Тарковский снова задает вопрос, который у нас сейчас запрещено задавать: А что есть любовь?

Отойдём на некоторое время от фильма Тарковского и взглянем на актуальную реальность.

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что наша современность утверждает, что передачи типа "Дом-2" и "Давай поженимся" и дают ответ, что такое любовь.

Она утверждает, что не надо никакого Тарковского! Современному человеку не нужен фильм "Солярис" - ему нужен кредитный хёндай солярис, как ответ на ворос, что такое человек, и "Дом-2", как ответ на вопрос, что такое любовь.

Современной мерзкой реальности не нужно, чтобы люди смотрели сложные фильмы. Сложные фильмы должны стать уделом либеральной интеллигенции. Той самой, что говорит, что большинство у нас в стране — это мерзкое быдло и мухи.

Вы понимаете, что они смотрят все эти фильмы?! Смотрят, делают выводы и строят свою элитную "эдентичность" на том, что они смотрят сложное, а быдло смотрит помои на государственных телеканалах.

Они считают, что Тарковский и его герои — это их собственность, по причине того, что население, которое они обыдливают и озверивают, до этой полки не дотянется. А если дотянется, они попробуют законодательно запретить быдлу смотреть сложные фильмы.

А это и есть проблема современной России. Для того, чтобы понять происходящее - надо тянуться к сложности, а чтобы тянуться к сложности, надо выходить из состояния интеллектуальной обыдленности.

А те, кто эту обыдленность наращивают, не заинтересованы, чтобы население тянулось к сложному. Поэтому сложное будет уделом избранных, а показывать мы его будем украдкой, ночью в будни, чтобы никакое быдло до него не дотянулось.Но это только часть беды, а есть ещё и другая.

Если раньше проблема была в том, чтобы это сложное достать и получить, то теперь проблема в том, что сложное и настоящее тонет в завалах заменителей и хлама. А тем, кто ищет сложное, предлагают выбирать из разных сортов известно чего.

Ищущий сложного в нашем кино, сразу попадёт на Алексея Балабанова . Режиссёр раскручен, два его фильма горячо любимы у нас.Но все ли знают, что Балабанов также снял и "шедевры", вроде фильмов "Груз-200", "Кочегар" и "Я тоже хочу"?

И тут мы опять возвращаемся к Тарковскому, от которого ненадолго отвлеклись.
Если режиссер - это инженер человеческих душ, то имеет ли он право действовать без опоры на нравственность и человечность ?

Если Солярис — это, в том числе, фильм о любви, то можно ли его ставить в один ряд с некрофилией из фильма "Груз-200", или звериным насилием над якутянкой из фильма "Кочегар" Балабанова?
Не все знают, но Балабанов говорил, что "Груз-200" — это его история о любви.

Как учёный не имеет права, превращаться в бесчеловечную машину познания, так и режиссёр не имеет права превращаться в безлюбую машину интерпретации и собственных фантазий. Тарковский про это писал так:


"Искусство возникает и утверждается там, где существует вечная и неутолимая тоска по духовности, идеалу, собирающая людей вокруг искусства.

Ложен путь, по которому устремилось современное искусство, отказавшееся от поисков смысла жизни во имя утверждения самоценной личности.

Так называемое творчество начинает казаться каким-то странным занятием подозрительных личностей, утверждающих самодовлеющую ценность персонифицированного поступка. Просто как волеизъявление.

Но в творчестве личность не утверждается, а служит другой, общей и высшей идее. Художник — всегда слуга, пытающийся как бы расплатиться за свой дар, данный ему, как чудо! Однако современный человек не хочет никаких жертв, хотя только жертвование выражает истинное утверждение.

Таким образом, режиссура в кино — это буквально способность «отделять свет от тьмы и твердь от воды». Эта возможность кинорежиссуры создаёт иллюзию самоощущения демиурга. Отсюда зарождаются огромные, далеко заводящие соблазны режиссёрской профессии. В этом контексте напрашивается мысль об огромной, специфической, почти «уголовной» ответственности, которую нес ё т в кино режиссёр. Его опыт самым наглядным и непосредственным образом, фотографически точно передаётся зрителю, а эмоции зрителя при этом оказываются сродни эмоции свидетеля, если не автора.

В этих высказываниях Тарковского видно не только Алексея Балабанова или Константина Райкина.

Это водораздел между двумя видами деятельности настоящего творца, в хорошем смысле этого слова - для людей или для себя.

Время застоя и умиротворённого потребления подходит к концу, и очень скоро проклятые вопросы потребуют ответа.

А кто на них будет отвечать: Тарковский или Балабанов, решать только зрителю. То есть нам.

Читайте также: