Стоит ли покупать москвич 2140

Обновлено: 05.07.2024

Советы покупателям Москвич 2140

Не можете определиться с выбором автомобиля? Читайте советы покупателям от владельцев!

А что советовать. Не продавайте машины, которые Вам дороги. Ваши внуки скажут Вам спасибо потом, за историю которую Вы им сохранили.

  • Надежность

21 августа 2013

Поставьте жигувскую коробку,подбросьте пару листов рессор,сделайте электронное зажигание и можно ехать к чёрту на кулички с 800кг грузом.

  • Проста
  • Надежна
  • Неприхотлива
  • Слабый передок,нужно раз в год его ремонтировать независимо от того в каком он состоянии. для того, чтобы не стоять где-нить между Днепропетровском и Харьковом с оторванной ступицей, где до ближайшего магазина запчастей 100км.)))
  • Тяги на родной коробке не долговечны

Приходите в музей.)

  • Раритет. ))
  • Старенький

Для начала можно купить по дешевке для того, чтобы научиться ездить.

  • Надёжный, крепкий, рабочий автомобиль
  • Дешев и прост в обслуживании
  • Не прихотлив к бензину и маслу
  • Слабая динамика
  • Холодная машина

Смотрите достоинства и недостатки.

  • Если Москвич ломается, то это происходит в гараже. А если уже выехал - значит вернется на место
  • На тебя свысока смотрит продавец, который работает в магазине по Москвичам

Если ты в детстве не видел/ездил/читал москвичи, то вряд ли испытаешь кайф от владения этой машиной. Лично я ее видел с 96 года. Но влюбиться в этот аппарат - реально =)

  • Внешний вид (исключительно на любителя)
  • Говорят, неубиваемая подвеска :)
  • Очень дешевый автомобиль
  • Грузоподъемность
  • Электронные часы (пищат, правда, гады :))
  • Как в любой советской машине - зимой холодно, летом жарко
  • Рулевая трапеция (лечибельно)
  • Репутация :) попробуем поднять немного
  • Иногда хочется мотора посильнее
  • Шумноват
  • Слишком лаконичная панель приборов

1 сентября 2011

Не умеешь крутить гайки - купи Тойоту, не любишь Москвич - не покупай из-за того, что дёшев. Москвич требует времени, сил и денег больше, чем иномарка.

  • Живучий, зараза!
  • Где б нарыть добрых запчастей.

18 февраля 2011

Смотрите в глаза продавцу))

  • Я никогда не задумывался, что его могут у гнать. но у меня пытались: открыли замок на двери, а дверь заедала сильно. Не удалось)))
  • Очень мало кто уступает дорогу почти раритету
  • Приходится ремонтировать самому
  • Аэродинамика слабовата и коробка 4х. ст.

20 октября 2010

При покупке осматривайте корпус на наличие ржавчины, ну и вообще - делайте все тоже самое, что делаете при покупке б/у авто. Смотрите на рессоры, иногда они проседают. Больше ничего добавить не могу, т.к. сам молодой автолюбитель и мало чего знаю=)

  • Первое - проходимость. Едете куда хотите и где хотите, она почти везде проедет=) Посадка высокая, можно штурмовать тротуары
  • Живой двигатель. Даже через 28 лет работает как часы. Думаю, что еще 150 тыс без капремонта проедет. Очень тяговитый, но не динамичный
  • Красивая искусственная кожа - так и хочется посидеть на ней, никогда не знал, что такое могли делать в СССР для обычных людей
  • Громкое радио
  • Рессорная система - нагрузил пять мешков и поехал=)
  • Машина достаточно мягкая (как мне показалось)
  • Немалой толщины слой металла, однако ухаживать за ней нужно аккуратно, желательно не ездить зимой или мыть раз в 1-2 недели (а то и чаще)
  • Отбойники (перечисляю все плюсы, которые считаю, что хотя бы немного, но плюсы=). Отбойники защитят ваш бампер (немножко-)

Основные, которые я заметил за все время, что ездил на 2140-ом:

хочу ретро-автомобиль. О выборе Москвича 2140. Что стоит купить?

Судя по интересу к записи про Волги решил сделать аналогичное по "Москвичам". Сразу оговорюсь — я не фанат марки, поэтому в технические нюансы вдаваться не буду, а скорее изложу взгляд со стороны. Поехали!

В отличии от продукции ГАЗ, где массовым ретро можно назвать лишь ГАЗ 24 (о Победах и ГАЗ 21 я напишу отдельно с разъяснением своей позиции) с "Москвичами" ситуация куда более разнообразная. Если отбросить 400-401-402-407-403 и их вариации, то выбор все равно остается широк. Завода больше не существует, а программа утилизации весьма серьезно зачистила рынок от этих машин. И даже сравнительно современный Москвич 2141 стал редкостью. А его собрат в формате седана (хоть мне он и не симпатичен) — почти эксклюзивом. Но технически это вполне современный (относительно Москвичей предыдущих поколений) переднеприводный автомобиль, который вполне может стать "не таким как у всех" авто на каждый день. Тем более, что цены на вторичном рынке на них вполне приемлемы. А вот запчасти, по крайней мере в регионах, вопрос сложный.

Но вернемся к ретро-теме. В линейке АЗЛК конца 60-х 70-х 80-х годов основную массу составляют 3 модели — 408, 412, 2140 и их вариации. Собственно они в основном и представлены на вторичном рынке. Немного особняком стоят универсалы, хетчбек 2125 и пикап 2715. Но о них как-нибудь в следующий раз, а сегодня мы сосредоточимся на седанах.

Я не буду вдаваться в подробности о технических отличиях, лишь одна небольшая ремарка — в более ранние машины оснащены более слабым мотором (50 л.с.) и барабанным тормозами на всех колесах. По мере развития модели двигатель стал мощнее (и получил ряд технических новшеств), а барабаны спереди сменились дисками. При этом кузов такого авто может быть как от 412 модели (ижевского производства), так 2140 собранный на АЗЛК. Лично мне нравятся либо ранние 408, либо 2140 SL (Люкс). С точки зрения коллекции московский "благородный" 2140 куда интереснее "пазднего" ИЖа.

Но вернемся к нашим баранам. Точнее машинка на Авито. В отличии от Волг, Москвичи являются более доступным "ретро" — автомобиль с документами и "на ходу" (более правильно сказать — способный передвигаться самостоятельно к месту ремонта/приведения в порядок) можно найти за 10 тысяч рублей (пусть и с небольшим хвостиком). Например такой, требующий внимания по технической части.

Причем, если применительно к ГАЗ 24, без косметического ремонта автомобиля из нижнего ценового сегмента практически не обойтись, то в отношении "Москвичей" есть варианты тщательно поискать и найти машину не требующую тотальной переварки и перекраски. Да и ценность авто в оригинальной (пусть и не идеальной краске) все же выше. Тоже самое можно сказать о сохранности салона и прочего. Поэтому, если вам нужна именно ретро-машина, то не ленитесь искать хорошо сохранившиеся экземпляры с родной комплектацией. Ведь доводить до ума хорошую машину куда легче, чем восстанавливать мертвеца.

Конечно, с точки зрения москвичеводов мысль крамольная. Но это так — 2140 достаточно массовая модель, которой в годном состоянии на вторичном рынке много. Даже чересчур, поэтому имея 20…30 тысяч рублей вполне можно найти автомобиль в хорошем состоянии и не тратить годы жизни и много денег на оживление трупа с перспективой перехода проекта на стадию "ниасилил" или ругаться на нерадивых сварщиков, моляров и отсутствия времени на завершение проекта. 2140, 1985, 23 тысячи рублей

На сегодня все, подписывайтесь на мой блог, ставьте лайки, делайте репосты и не забывайте высказывать свою точки зрения в комментариях.

Хочу купить москвич 412 или 2140 на что обратить внимание

Хочу купить москвич 412 или 2140 для поездок на рыбалки, на что обратить внимание при покупке (состояние корпуса, двигатель и прочее) сам я чайник в автомобильном деле. Стоит ли покупать такой москвич с пробегом в 90 000 км ?

Предпочтительнее брать М-2137,2140.В них удобнее сиденья, двухконтурные тормоза (спереди дисковые). В первую очередь, смотрим на состояние кузова, передних и задних лонжеронов, днища. Гнилое авто брать не стоит. Моторы 412-е очень надёжны. Многие до капиталки ходят по 300-350 тысяч км. КПП и редуктор з. моста-слабое место. Ресурс 100 000-150 000 км. Их надо проверить на ходу. Все ли передачи включаются, нет ли посторонних шумов. Подвески практически неубиваемы. Замены могут потребовать только втулки амортизаторов и втулки рессор. Замены, скорее всего, потребуют задние торм. цилиндры. Подтекающие ГТЦ и РЦ
сцепления легко перебрать, заменив манжеты. Накладки сцепления служат 40 000-50 000 км (отечественные). Импортный диск сцепления гораздо больше-свыше 150 000 км. Корзина сцепления, как повезёт-может отходить и 250 000 км, а может и через 30 000 км потребовать замены. Пер. дисковые тормоза надёжны. Колодки служат около 40 000 км. Задние-25-30 000 км. Накладки можно переклепать. Стоят они недорого. Рулевая трапеция-разборная. Ресурс наконечников около 50 000 км. Перебрать нетрудно, заменив копеечные вкладыши. Электрика весьма надёжна. Генераторы практически вечные. К 150 000 км может потребоваться замена щёток и заднего подшипника. Из расходных запчастей-контакты прерывателя, добавочное сопротивление в катушке зажигания. Штатный бензонасос лучше заменить на ПЕКАР, а карбюратор К-126,на ДААЗ. Москвич простой в ремонте. Достаточно иметь руки, книгу по ремонту, гараж и набор инструментов. Почитайте о Москвичах в архиве журнала За рулём-там много было статей по эксплуатации, ремонту, обслуживанию.

Moscvich 2140

Moscvich 2140

В 2004 машина досталась моему отцу. На «Москвич» 2140 и я, собственно, научился ездить. Естественно, после получения в собственность мы пошли смотреть, в каком он состоянии. На наше удивление после полугодового стояния в гараже Москвич 2140 завелся почти сразу. Заглянули на днище, дырок нет (металл очень толстый). Двигатель не ремонтировался с момента покупки машины, поэтому был не в самом лучшем состоянии. Коробка 4-ступка работала нормально. Что сразу сделали, так это поставили руль другой, заменили передние сиденья, пошили новые чехлы, так как заводские были просто отвратительные, да и износились изрядно. Карбюратор и ручник жили своей жизнью (про них долгая история, думаю, что владельцы таких машин меня поймут). Пару месяцев покатались и решились сделать капитальный ремонт. Двигатель сделали, перекрасили, поставили зажигание и спидометр с «Классики», коробку поставили 5-ступку (расход уменьшился, и ехать по трассе приятнее намного стало) с ВАЗ 2110, резину новую (уже не помню какую), подвеску перебрали и т.д. по мелочам и «расходникам». Шумоизоляцию салона как смогли, сделали плюс магнитолу с колонками в дверях и на полочках. Еще поставили газ пропан, новый карбюратор и аккумулятор. Да и обзорность в зеркала заднего вида была ужасная. Заменили все. Ну, вроде бы всё, сейчас уже не упомню всего.

Вот уже 6 лет Москвич 2140 бегает, эксплуатируется жестко, претензий особо не предъявляет. 8 литров газа по трассе, в городе 10-12. Разгонял 130 при обгоне фуры (долго ж я за ней тянулся, боялся обгонять, навыков не было и большой поток машин). Казалось, что еду все 200. Недавно с другом на его «девятке» ехали 170 км/ч, так вот это детская скорость по сравнению с 130 км/ч на Москвич 2140. Я имею ввиду, что ощущения совсем разные. Было время, когда по работе отцу надо было ездить каждую неделю за 500 км. Получается туда и обратно 1000 км, и тут еще катались. Про пробег не знаю, что сказать. Наверно за 30 лет он больше, чем у космического шаттла, поэтому шутя и называем его «Космич». Кстати, у машины отличный клиренс, в салоне тише, чем в ВАЗах (не судите строго, просто моё мнение таково). Не нравится, что панель приборов неудобная, особенно бесит кнопка дворников (зачем надо было делать её на торпеде, можно ж было на руле сделать, как и на других машинах). Окна запотевают. Головной свет плохой, но это и неудивительно. В общем, «рабочая лошадка» с дешевым ремонтом, которую можно не жалеть, которая будет служить верой и правдой. Еще пару лет нам послужит, а что будет потом даже думать не хочу.

Достоинства : долговечность. Ремонтопригодность. Клиренс. У большинства людей теплые воспоминания о нём.

Недостатки : прошлый век.

Москвич 2140, 1985 г

В середине девяностых годов я стал счастливым обладателем Москвича АЗЛК —2140 1985 г.в. Причём счастливым по-настоящему, потому что до этого я ездил на «Запорожце». Москвич все же был уже настоящим автомобилем. Как я понял в первый месяц эксплуатации, автомобиль был довольно уставшим, а дефекты кузова и двигателя умело скрыты. Вскоре стало понятно, что «стучит» двигатель. Разобрал, замерил, понял, что нужно менять поршневую и коленвал со всеми вытекающими. Заменил, принялся за головку. Поменян стартер, генератор, карбюратор, трамблер, бензонасос. Разобрав головку, понял, что легче купить новую в сборе, купил, установил. Примерно такие же манипуляции проделал с коробкой, карданом, редуктором заднего моста. Ну, думаю, все. Тут начала отлетать шпаклевка и появились дыры в кузове, которые я некоторое время латал, а потом решил отдать машину на полный ремонт и покраску кузова. Так мой Москвич 2140 превратился из жёлтого в ярко-красный. После этих всех испытаний моего финансового состояния и крепости нервов, на машине можно стало ездить. И проехал я на этом «Москвиче» без единой поломки почти 80 тыс. км. Для того времени, и после «Запорожца», динамика автомобиля мне казалась нормальной. Хотя сейчас понимаю, что плохая, проходимость отличная. Ездил на ярославской резине. Шипы не одевал, лазил в грязь, толкали редко. Расход не помню, т.к. на этот фактор я никогда не обращал внимания. Рессоры, поэтому можно перевозить грузы. Однажды, вынув задние сиденья, я в салоне и багажнике Москвич 2140 привез домой из магазина 15 мешков цемента. А это 750 кг. Тяжело, но ехал. Про комфорт сказать не могу, т.к. тогда не знал иных машин. Могу сказать точно, что когда машина отремонтирована —очень надёжная. Ходовую делал один раз за весь срок владения. Передняя подвеска крепкая. Выдержала все испытания лесами, полями, грязью. По трассе ездил 90 км/ч. Идет уверенно, надежно, но больше разгоняться не хочется. А в целом, машина мне нравилась. Продавать было откровенно жалко.

Достоинства : надёжный, крепкий, рабочий автомобиль. Дешев и прост в обслуживании. Не прихотлив к бензину и маслу.

Недостатки : cлабая динамика. Холодная машина.

Москвич 2140, 1976 г

Хочу рассказать о своем первом автомобиле — Москвич 2140 1976 года выпуска. В 1999 году я получил права и, конечно, захотелось свою машину. Имея на руках 6000 рублей, как говорится, выбор небогат, но не пожалел о покупке Москвич 2140 ни разу. Покупал я его у деда с пробегом больше 70 тысяч, которому его Москвич 2140 был не нужен, зато его внук «отжигал» на дедушкином «Москвиче», да так, что крылья и бампера были помяты. Когда я его купил, то постепенно все сделал сам, затирал и красил, металл на удивление до сих пор толстый, не считая порогов. Двигатель мне достался с текущей прокладкой головки блока цилиндров, потеков и расхода масла не было, хоть дедушка заливал масло М8, когда я открутил клапанную крышку, то увидел на деталях толстый слой отложений, еле отчистил. Прокладку заменил, заодно и поменял цепь со звездочками и успокоителем. Тоже возился сам, по книжке ремонтировал. Мне было тогда приятно что-нибудь ремонтировать. Менял шаровые, сайлентблоки. Однажды в дороге машина встала. Двигатель работает, а не едет. Оборвало в редукторе моста палец сателлитов, как сейчас помню, ехал на свидание к девушке, приехал, вернее притащили, я по неопытности тогда испугался, а цена вопроса была 50 рублей за этот палец, делал тоже все сам. Ну, хватит о грустном. Машина сейчас до сих пор бегает, отдал Москвич 2140 родственникам в деревню. Сейчас у меня «Хендай Акцент». Двигатель «Москвича» я считаю хорошим для своего времени, тяговитый. Карбюратор я ставил с «пятерки» Жигулей, расход 80-го по трассе 7-9 литров, в городе 10. В салоне конечно шумно. Ездил максимум 140. Посадку водителя до сих пор считаю удобной. Печка, конечно, непродуманна, дует не туда, куда нужно. Комфорт все-таки есть. До сих пор своего «Москвича» вспоминаю с ностальгией и теплотой, ведь их с каждым годом все меньше на дорогах.

Достоинства : неприхотливость. Хороший двигатель. Удобная посадка. Толстый металл (кроме порогов). Ремонтопригодность.

Недостатки : руль тугой. Масляный фильтр двигателя можно пробить, он в не совсем удобном месте. Возраст машины.

Москвич 2140, 1983 г

Куплен Москвич 2140 новым в 1983 году (ждали в очереди около года). Пробег почти 3 круга одометра (270 тыс. км). До 2003 года возил всю большую семью, грузили его почти всегда под завязку, с верхом. До сих пор на ходу, дедушка на нем каждый дачный сезон в огород ездит и за молоком в соседнюю деревню. Также раз в неделю на нем возится три 40 л бака воды для дачных нужд. За все время поменяно: КПП, полуоси заднего моста, 2 раза амортизаторы, 1 раз рессоры, выхлопная система, сцепление, ну и расходники. Переборка: двигатель - гильзы, поршневая, кольца, клапана. Блок, колено и распредвал родные. Стартер (один раз). Генератор (один раз). Естественно перебирался трамблер и карбюратор. Все остальное родное и работает до сих пор. Машину дважды били: «Волга» въехала в зад в 1986 году и грузовик продрал правый борт в 1989 году. Ремонтировал и обслуживал сам дедушка. Причем, не имея навыков. Подвеска Москвич 2140 очень мягкая, складывается ощущение, что машина плывет, особенно приятно пересекать ЖД-переезд. Руль не очень информативный, но на трассе не рыщет. В современном потоке держаться сложно, по прямой идет где-то 110-120 км/ч. Под гору разгонял 140км/ч, но это перебор, т.к. 4 передачи, не хватает. КПП переключается сложно, ход кулисы очень длинный, но если приноровиться, то нет проблем. Салон узковат. Сделай инженеры его пошире, было бы гораздо лучше. Багажник большой, правда мешает горловина бензобака, проходящая по центру.

Достоинства : надежность. Неприхотливость. Мягкий ход.

Недостатки : низкая безопасность. Валкость в поворотах. Слабый двигатель. Узкая база.

Москвич 2140, 1985 г

В нем всё родное, всё работает, вызывает улыбку и напоминает мне моё детство, когда дедушка катал меня на своём 412. Там тот же запах. Кузов - без намёка на ржавчину. Сиденья: передние в отличном состоянии, заднее нужно менять. Попорчен кожзаменитель, да и время сделало своё дело. Каркас нижней части сидения сломан, покрытие, думаю, тоже под замену. Панель - в идеальном состоянии, кроме тряпки ничего не требует. И вообще в салоне Москвич 2140 претензии есть только к заднему сиденью. Цвет - красный. Так же куплю подголовники передних сидений. Их мы не смогли отыскать в гараже. На ходу невозможно ездить на Москвич 2140 автомобиле без улыбки на всё лицо. Разгоняться больше 60 км/ч желания не возникает. Колея - враг Москвича. Управляемость на грани фантастики. Постоянно ловишь машину по дороге. По технической части к машине нет никаких претензий. Двигатель, коробка, мост, подвеска - в идеале. Фары горят, радио поёт, тормоза (барабанные по кругу) тормозят, хотя тормоза это вообще отдельная история. Они исправны, но, видимо, инженеры не слишком-то задирали себе планку в том плане, насколько эффективным должен быть этот узел. В очередной раз отдаю должное деду - вместе с автомобилем ко мне перешла книга, владея которой любой человек может разобрать Москвич 2140 до винтика и собрать обратно

Достоинства : отличный надежный и комфортный автомобиль.

Недостатки : морально устарел.

Москвич 2140, 1976 г

Владею Москвич 2140 первого выпуска, который достался мне в наследство от отца. Несмотря на возраст, все в машине родное и оригинальное. Двигатель, переведенный на 76 бензин, прошел 108 тыс. км. Хранился в гараже и эксплуатировался весна-лето-осень. Много где побывал и много чего видел. Теперь по – порядку. Двигатель. Тянет, есть не просит. Настолько неприхотлив, что даже заглушку верхнего крана перенес невозмутимо. Термостат, естественно снят, как совершенно не нужная, да к тому же капризная, деталь. Менялись шаровые (2 раза), сайлентблоки, задняя подвеска (полностью), да и то после 29 лет эксплуатации. Два раза менял крестовину. Кузов - жучки на задних арках после 28 лет. Отчищены и отремонтированы. Пороги, дно, двери – все в норме. Краска родная. Почти не потускнела. Спасибо пчелиному воску в период зимней спячки. Почти все проблемное снимается. Единственно плохо – огромное количество винтов, да еще в таких неожиданных местах, что диву даешься. Система питания. Вот тут сложности. Никак не привести в соответствие подачу и зажигание. Было электронное зажигание от ГАЗ-53 – погорело. Схемы не нашел и вернулся к родному. Заводится нестабильно, прогретый стреляет и глохнет. В общем, по весне займусь всерьез. Поставлю все новое. Да к тому же и бензобак сочится в багажник. Тоже надо или менять или варить. Салон. Шум от всяких агрегатов устранить, наверное, невозможно. Шумоизоляция, уплотнители и т.п. штучки в «Москвиче» практически не работают. Сиденья, да и посадка вообще, одна из самых удобных. Ездил на многих авто, что-то похожее только в ГАЗ 3110 и в Honda Civic I. По проходимости из седанов лучше «Москвича» только ГАЗ 21. Лезет везде. Если к этому добавить профильную резину вообще класс.

Достоинства : дешевый. Неприхотливый. Хорошая проходимость. Грузоподъемность.

Недостатки : прожорливый. Шумный. Минимум опций.

Москвич 2140, 1983 г

Как ни крути - а Москвич 2140 крепче Жигулей - по кузову, подвеске. Но зимой в нём холодно, при -15,17 проблематично завести из-за карбюратора серии «К» производства «Ленкарза», бензонасоса без обратного клапана и маломощного стартера. Несмотря на то, что когда в Европе Москвич 2140 получал сертификат на соответствие европейским нормам безопасности - иначе было бы не получить право на экспорт за рубеж (вварено двойное днище, а багажник был забит под завязку армянским коньяком и прочими советскими деликатесами). Показал неплохой результат в тех прообразах краш-теста, да настолько, что сам удивился, увидев аварию с Москвич 2140 и вылетевшим к нему в лоб «Логаном» - в «Логане» 2 покойника (подушки не помогли), а эта советская машина под водительством трясущегося и молящегося дедушки поехала своим ходом..

Даша и Москвич: опыт владения АЗЛК-2140


Девушки, владеющие олдтаймерами и самостоятельно их обслуживающие – явление редкое, но тем более яркое. Особенно если спутником жизни является не классический «Жигуль», а довольно редкий в наше время Москвич, которому скоро исполнится 40 лет.

Снаружи

Н аверное, такого лаконичного стиля, как в середине 1970-х, в автомобильной моде уже больше никогда не будет. Посмотрите на 2140 – это же «обычный автомобиль», строгий, но не скучный. Пожалуй, по простоте линий с ним может поспорить только ВАЗ-2105, но «классика» закончила конвейерную жизнь совсем недавно, и еще не успела приобрести благородного «ретро-налета».

Взяли 412-й Москвич и отсекли все лишнее: сдули весь хром с решетки, поменяли манерные дверные ручки на скромные, заподлицо. Но оставили главную деталь – рудимент стиля «акулий плавник». В общем, невероятно гармоничный образ. Не теряя времени, забираемся внутрь и отправляемся в путь!

IMG_9187

В движении

Как словами описать типично «москвичевский» рокот мотора УЗАМ-412? Его не спутаешь решительно ни с чем, современные движки так звучать не умеют. Наверное, самым подходящим буквенным сочетанием будет что-то вроде «брь-рь-рь». За счет чего появился такой узнаваемый звук — бог весть. Кто сам ездил за рулем Москвича или Ижа, а может, бывал его пассажиром, тот поймет, о чем я. Под этот ностальгический саундтрек мы катимся по аллеям Крестовского острова, наслаждаясь летом.

IMG_9152

В те далекие времена, когда не было никаких звезд Euro NCAP и строгих стандартов безопасности, а каждое ДТП на приличной скорости с высокой долей вероятности отправляло его участников на тот свет, все же было что-то хорошее. Например — отличная обзорность нашего Москвича, которую обеспечивают тонюсенькие стойки. Слепых зон, по сути, нет вообще. Особенно если не полагаться на правое зеркало и, как советовали инструкторы «старой школы», побольше крутить головой при перестроениях.

Стараясь не думать о плохом, продолжаем колесить по узким дорожкам. Упруго подпрыгивая на лежачих полицейских, не без гордости вспоминаю свою Волгу, в советские времена стоявшую на ступень выше Москвича, как сейчас какой-нибудь Mercedes E-Class W213 в сравнении с C-Class W205. Плавность хода у московского седана все же похуже, чем у горьковского. Но с современными автомобилями, потерявшими всякую стойкость к ямам, даже и сравнивать нечего.

На парковке пригодятся кое-какие навыки. И я сейчас даже не о руле без усилителя — вообще-то даже на самой малой скорости его повернуть не составит труда (а на месте его крутить не надо — неполезно для рулевого механизма). Особенность Москвича состоит в его коробке, где туговато включается задняя скорость. «Включай через вторую!» — советует Даша. Пробую — да, так действительно удобнее!

История покупки

Началось Дашино увлечение ретро-автомобилями, как это у многих бывает, с друзей на даче. Когда Даша была еще совсем подростком, местные друзья познакомили её с Москвичом. У девушки сразу проснулся нездоровый интерес к машинам и дням-ночам, проведенным в гараже. Первый раз Даша самостоятельно управляла автомобилем в 13 лет. Тогда она твердо решила, что когда получит водительские права, купит себе именно такую машину.

IMG_9215

Она начала втягиваться с каждым днем еще сильнее. Её не пугали никакие сложности в том, чтобы разобраться в строении какого либо автомобильного узла, ни тем более грязные руки. Поселилась в гараже. Там она и начала учиться не только управлять автомобилем, но и получила первые начальные знания о мелком ремонте, что для Даши было очень важным в знакомстве с техникой.

Друзья не восприняли слишком серьезно её идею и считали, что когда Даша вырастет, дойдёт дело до покупки первого автомобиля, у неё непременно появится какая-нибудь иномарка, а про Москвичи она забудет и не вспомнит. Сейчас у Даши , конечно, есть старенькая иномарка, на которой она ездит только зимой. А так она продолжает передвигаться на своем 2140, о котором дальше у нас пойдет речь.

IMG_9226

Этот Москвич появился у Даши в 2013-ом году, когда нужно было продать старенький семейный Opel Rekord, который начал активно потреблять масло. Изучив предложения на вторичном рынке, Даша договорилась об обмене Опеля «ключ в ключ» на белый Москвич, выглядящий совсем неплохо для своих лет.

Это была осень. Эксплуатировался новый друг ежедневно, плюс ездил по маршруту Москва — Санкт-Петербург и обратно – покупка машины совпала с переездом в северную столицу на учебу.

Ремонт

Постоянные поездки отразились на здоровье олдтаймера не лучшим образом – краска начала облезать, и к весне внешний вид стал совсем печальным. В канун дня своего рождения Даша в качестве подарка от своего молодого человека выбрала не туфли, не платье, не новенький iPhone, а покраску своего Москвича.

Поскольку красить решили самостоятельно в гараже, эпопея растянулась на все лето, благо к вопросу подошли со всей ответственностью, а работать получалось только по выходным. Сохранять родной белый цвет не стали – выбрали ярко-красный.

«Неужели машину покрасили прямо по ржавчине?» — спросите вы. Но самое интересное, что никакой ржавчины и не было. Да, Москвич-2140 1978 года выпуска оказался в руках Даши не то что без сквозных дыр, а вообще без каких-либо серьезных следов коррозии. Не вылезла она и после зимних поездок по московской соли. Как именно прежний владелец предохранил машину от гниения, остается загадкой, но факт остается фактом: при бережной эксплуатации даже продукция АЗЛК с годами не гниет.




На перекраске процедура возрождения Москвича не закончилась – начались поиски новых запчастей. Несмотря на свою изначальную массовость, 2140 уже перешел в категорию раритетов – найти агрегаты в достойном состоянии непросто.

Первым делом была приобретена коробка. Продавалась она в Псковской области, поехать туда не было никакой возможности, поэтому пришлось поверить на слово продавцу, утверждавшему, что коробка в идеальном состоянии. Когда КПП приехала в Петербург, все вздохнули с облегчением – она действительно была «свежая». Почти нулевой износ механической части и чистота в картере.

С двигателем всё сложилось проще. Даша выложила просьбу о помощи в своей группе «Вконтакте», и мотор нашел владелицу сам. Правда, находился он, к сожалению, в Москве – видимо, такова карма этой машины. Выручили друзья-«москвичисты», которые вызвались привезти двигатель в Питер. Как и коробка, он оказался практически в идеальном состоянии.

Самым сложным и трудоёмким оказались поиски редуктора заднего моста с главной парой со «скоростным» передаточным числом 3,9 – такой вариант встречается редко, ибо в основном 2140 шли с «моментным» редуктором 4,22. Нет-нет, из Владивостока его заказывать не пришлось – агрегат нашелся в Питере, причем его просто отдал друг. Как вы уже поняли, владельцам олдтаймеров полезно держаться вместе.

Перед тем как все собрать и начать радоваться жизни, предстояло решить еще одну проблему – перекрасить моторный отсек, который изначально был белым, а теперь несолидно контрастировал с красным кузовом. Вручную отдраить краску со сложнейшего рельефа без пескоструйного аппарата – это трудная задача даже для взрослого мужика. Но Даша справилась.

IMG_9407

Получив полный набор основных агрегатов и идеальный кузов, напоминавший конфетку в прямом и переносном смысле, можно было приступать к сборке. И снова каждые выходные проходили в гараже – все свободное время тратилось на машину. Приезжали рано утром, уезжали ночью. Вместе с мотором и коробкой «за компанию» поменяли много навесного оборудования и не только: полностью перебрали тормоза, заменили подушки мотора, генератор. Были сложности, все время не хватало крепежа, что-то не подходило… Но упорство дало свои плоды.

Тюнинг

Путь кастомайзинга и доработки машины с применением современных агрегатов и даже мелочей сходу отвергли. Но вот с колесами не утерпели – ради эксперимента родную штамповку заменили на диски Bridgestone Zona Mesh. Стоковые колеса лежат про запас – если такой имидж надоест, вернуть классический вид с колпаками можно будет быстро и непринужденно.

IMG_9192

Планы

Так как машина старая, она непредсказуема. Вся техническая мелочь автоматически входит в планы. Из глобального остается салон – нужно поменять торпеду на точно такую же, но ровную. Предыдущий владелец варварским способом пытался снять ее, отчего появился «козырек» над приборной панелью. Также хочется перешить водительское сиденье, разошедшееся по шву. Еще через пару лет – снова перекраска, и вновь в красный. Зачем? Чтобы всегда держать автомобиль в свежем виде, убрать сколы и небольшие огрехи, допущенные при первой окраске. Перфекционизм – он такой.

Особенности эксплуатации автомобиля Москвич 412/2140

Москвич 412/2140 – это культовый народный автомобиль, который выпускался с 1967 по 1997 год. «Москвич» проектировался для советских дорог, большая часть которых была не в самом лучшем состоянии. 412 и 2140 модели были логическим продолжением прогрессивного седана 408, разница между ними была лишь в переработке дизайна и в двигателе. Я расскажу свою историю владения АЗЛК 2140, и об особенностях эксплуатации.

История
Мое приобретение
Особенности эксплуатации
Двигатель

На московском автомобиле установлен не менее известный своей надежностью двигатель УЗАМ 412, объемом 1.5 литра. Агрегат славится тем, что он «всеядный» и тяговитый. К сожалению, рассказы о том, что этот автомобиль можно заправлять чем угодно, и он будет ездить, приводят к быстрому выходу из строя агрегата. Рекомендуется заливать полусинтетическое масло 10w40, которое предназначено для эксплуатации в умеренном климате. Перед тем, как менять масло, лучше сменить сальники коленвала и проверить, что бы ни откуда не было течи. Двигатель хоть и разработки 60-х годов и не имеет «наворотов», но так же нуждается в качественной смазке.

Распространенная проблема двигателя – перегрев. Это обусловлено тем, что раньше в систему охлаждения заливали воду, и радиатор и водяных каналы блока цилиндров забиты. Так же, иногда перегрев может возникать от неработающего термостата, либо от большого зазора между крыльчаткой помпы между блоком. Данная проблема лечится полной прочисткой системы охлаждения, включая промывку системы отопления. В систему охлаждения нужно заливать тосол зеленого либо синего цвета с маркировкой G-11.

Система питания

Часто выходит из строя бензонасос, так как его шток находится в самом горячем месте ГБЦ, в результате чего шток расширяется и перестает качать давление. Если система охлаждения исправна, то проблем с насосом не возникнет, если же его сменить на образец фирмы «Пекар».

Карбюратор с завода стоит фирмы ДААЗ, и неплохо работает на данном моторе. Частый выход из строя иглы поплавковой камеры приводит к тому, что мотор начинает переливать, поэтому рекомендуется установить карбюратор «Солекс» для двигателя 1500.

Зажигание
Трансмиссия

Как известно, коробка передач в «Москвиче» слабая и часто ломается. Виной тому некачественные запчасти, неподходящее масло и неправильная эксплуатация. КПП имеет сложную конструкцию кулисы, поэтому рычаг разбалтывается и включить передачу становится трудно. Чтобы избежать данной ситуации, нужно приобрести ремкомплект кулисы и отдать этот образец токарю, что бы запчасти были из латуни. Что касается масла, то заливать нужно полусинтетическое, и сменить два сальника. Большинство владельцев, что бы не сталкиваться с проблемами стандартной коробки передач, на Москвич устанавливают КПП классического ВАЗа.

Сцепление в Москвиче позволяет держать момент выше заводских значений, но слабым местом является графитовый выжимной подшипник, который нужно сменить на шариковый.

Ходовая часть
Электрооборудование
Кузов

Москвич – это уникальный автомобиль, в том плане, что сумма, которая вкладывается в него, в несколько раз превышает саму стоимость машины. Если же своевременно ремонтировать и обслуживать авто, то, не смотря на свой солидный возраст, он будет долго бороздить по просторам наших дорог.

Москвич 2140 — байки о «сороковом»

Советские автомобили всегда были окутаны некоторой таинственностью и загадочностью. Именно о наших транспортных средствах чаще всего складывают невероятные байки, которые совершенно не соответствуют действительности. Если рассматривать наиболее популярные в Советском Союзе автомобили среди обычных граждан, можно выделить модель Москвич 2140. Это транспортное средство было широко распространено в Советском Союзе, так как отличалось бюджетной стоимостью и неприхотливостью обслуживания.

51480ca0334a623c4934292eb6fcdf69_w650.jpg

Москвичи, как остальные советские легковые автомобили, разрабатывались для эксплуатации в различных дорожных условиях

Несмотря на всю простоту конструкции, Москвич 2140 нельзя назвать транспортным средством, которое можно было бросить во дворе или гараже на несколько лет, а затем как ни в чем не бывало начать эксплуатировать.

Первая байка, которая связана с моделью Москвич 2140, имеет отсылку к используемому топливу. Многие полагают, что в этот транспорт можно было лить любой бензин и не бояться неисправностей. Якобы, Москвич был рассчитан на деревенских жителей, а в колхозе СССР существовал только 72-й бензин и солярка. Но данное предположение не совпадает с действительностью. Москвич, как остальные советские легковые автомобили, разрабатывался для эксплуатации в различных дорожных условиях. Он не был предназначен только для использования на бездорожье. Преимущественное место для его передвижения – именно асфальтовое покрытие. От применения плохого или низкооктанового топлива автомобилю могло стать нехорошо. Завод-изготовитель предусматривал 93-й бензин. Данную информацию можно было найти в инструкции по эксплуатации транспортного средства.

4e76678d51a2fc2d93c4c579eb1e9fd4_w650.jpg

На самом деле почти у всех автомобилей данной модели на приборных панелях были надписи на английском языке

Ещё одно заблуждение, связанное с Москвичом, имеет отсылку к экспортным модификациям. В некоторых автомобилях на приборных панелях можно было увидеть надписи на английском языке. Все думали, что данные модификации предназначены именно в качестве экспортных. На самом деле, почти у всех автомобилей данной модели на приборных панелях были надписи на английском языке. Исключением является только спидометр. Если кому-нибудь посчастливилось найти приборку с обозначениями на русском, можно считать что это редкая модификация. Есть предположение, что данная байка была намеренно придумана для того, чтобы дороже продавать автомобили. В СССР сложилось мнение, что экспортные автомобили изготавливались более качественно.

cbf823161b8f294c34cb5761f306ac5b_w650.jpg

Достоверно известно, что силовой агрегат для Москвича 2140 на 100% разрабатывался инженерами Уфимского завода

Последняя байка в этой подборке относится к силовому агрегату автомобиля. Некоторые утверждали, что двигатель модели Москвич 2140 на 100% скопировали с мотора BMW. Данный слух появился только из-за того, что цилиндры были сферическими. Ещё один повод для подобного предположения – одинаковые схемы каналов клапанов. Это были единственные совпадения отечественного двигателя с мотором BMW М 10.

Достоверно известно, что силовой агрегат для Москвича 2140 на 100% разрабатывался инженерами Уфимского завода. Кроме того, по динамике и рабочим характеристикам отечественный мотор значительно уступал иностранному.

Итог. Москвич 2140 был наиболее распространённым легковым автомобилем в Советском Союзе. Вокруг него сложилось много легенд и мифов, которые не соответствуют действительности.

Отзывы Москвич/АЗЛК 2140

Решили приобрести Москвич/АЗЛК 2140? Сомневаетесь в выборе? Читайте отзывы владельцев Москвич/АЗЛК 2140 на нашем сайте - узнайте плюсы и минусы этой модели Москвич/АЗЛК. Наш каталог автоотзывов поможет Вам сделать правильный выбор с учетом опыта и советов владельцев Москвич/АЗЛК 2140. Из года в года как комплектация так и качество 2140 может меняться, поэтому мы предусмотрели поиск отзывов по году выпуска автомобиля. Чтобы сэкономить время, отсортируйте отзывы по полезности, которую определили другие посетители нашего сайта.

Средняя оценка: (12 отзывов)
Аноним
Украина
Луганск
1.5 бензин, MT
1979, 300.000км

Купил недавно за 3000 грн. Что можно вооюще сказать о данном автомобиле - КОНСТРУКТОР! За эти деньги рабочая лашадка пойдет! Авто для тех кто не привык постоянно смотреть за состоянием агрегатов и уровнем жидкостей противопоказана! постоянно что то может поломаться, открутиться или витечь))) Очень р. читать отзыв


Александр
Украина
Запорожье
MT
1986, 76.000км

хороший автомобиль,но на любителя,любит чтобы за ним хорошо смотрели иухаживали эксплуатацыя для этого авто не страшна,он очень вынослив ремонт кузова прекрасен одну деталь снял другую поставил, всё! не дорогой в опслуживании ,но запчастей на базаре мало. читать отзыв


Аноним
Украина
Луганск
1.5 бензин, MT
1984, 50км

Машина-трудяга. Сколько на него не грузи - повезёт и не дрогнет. Многим он не по вкусу, но денег он заработал в десятки раз больше чем стоит сам и не требовал дорогого ухода. Конечно неудобная коробка,но привык и гонял как сумасшедший! Зато кузов разбирается как трансформер: когда учился ездит. читать отзыв


Аноним
Украина
Бердянск
1.5 бензин, MT
1979, 332.000км

Машина просто не убиваемая о расходе, у кого много жрёт-отрегулируйте карбюратор. Личный опыт 8 л. для своих годов ещё лихо ездит. Делал 2107 годовалые без проблем. На двигателе менял голову /виноват сам разморозил/. проточил наконечники под волговские поджимные и забыл про них. Два года гонял в сел. читать отзыв


Антон
Украина
Днепр (Днепропетровск)
1.5, MT
1982, 280.000км

Отечественный автомобиль сочетающий в себе 2 странных качества- прочность с ненадежностью. Скажу сразу- Брал, как первое авто "на убой" за 1700грн. Тупая коробка(но жигули разрывал как со старта), очень тяговитый и прожорливый двигатель, мягкая и ударопрочная подвеска. читать отзыв

Отзывы о Москвич / АЗЛК 2140

Машина довольно хорошая. С завода стоял карбюратор ВАЗ 2101 с подогревом от коллектора.Зимой даже при -25 заводился прекрасно лишь бы аккумулятор не подвёл. А с этим карбюратором по городу вкладывался в 9 литров по трассе 8.На тех осмотре на холостых оборотах 0,5 на средних 0.В салоне зимой теплынь(говорят в нем жигулёвская печка)Звукоизоляция отличная (в сравнении с 412 того-же года) Если бы выпускали в той-же комплектации взял бы без раздумий.

12 лет и 280000 км пробега без кап. ремонта двигателя.. сильная сторона- не прихотлив к топливу и маслу, нет жора масла, расход бензина около 8.5 л на 100км , двигатель очень живуч, прост и не дорог в ремонте, кроме отдельных частей. Машина очень вынослива и не прихотлива. У меня был сельский вариант -усиленные рессоры, 76 бензин, двигатель 1.4л. 69 л.с.

Классный аппарат - обслужил два поколения.(сейчас в ожидании ремонта или разборки)

Прост, как калаш. У'же, чем жигуль, заметно динамичнее. Крепок, надежен, харизматичен. Толстый кузовной металл - до 1,5 мм, хороший клиренс, неубиваемая подвеска. Машина довольно легкая, когда пустая - тонна сто. В "космича" можно загрузить пол-тонны, и ему будет по барабану - подвеска лишь немного просядет. Очень крепкий кузов, надежное железо, прочное лакокрасочное покрытие. Управляемость средняя, подвеска неубиваемая, двигатель прост и надежен. Расход на трассе 7-8 л. на 100 км. Обзор великолепен, внешний вид - очень симпатичный. Машина древняя, харизматичная, со своим собственным характером. Не смотря на "сельский" имидж дешевой машины, не требующей даже нормального бензина, модификация с двигателем 1.7 и компрессором ведет себя вполне спортивно, намекая на славное "боевое прошлое" в многочисленных ралли. Машина отличная!

извините что очень мало фотографий просто наткнулся на эту статью случайно, купили этот москвич по объявлению, был пробег всего 45 тысяч, бывший хозяин умер(машина досталась по наследству и решили её продать) и машина стояла 8лет в гараже (а может и больше), пришлось перебирать двигатель так как вообще не заводился, оказалось что стояли две прокладки чтобы заливать низко октановый бензин и ведать заливали такую гадость что двигатель сдох и много было нагара, так что пришлось перебирать всё, корозий что удивительно почти не было и даже краска заводская, в ссср умели качественно собирать машины (разгонялся на ней 150км/ч, жаль нет пятой скорости, поставили скоростной редуктор от москвича SL)

хороший автомобиль, но на любителя, любит чтобы за ним хорошо смотрели иухаживали

эксплуатацыя для этого авто не страшна, он очень вынослив

ремонт кузова прекрасен одну деталь снял другую поставил, всё!

не дорогой в опслуживании , но запчастей на базаре мало всегда следить за ним и он прослужет ещо не один десяток лет!

У меня авто уже 7 лет. купил для того чтобы научится ездить, а потом продать, но вот уже 7 лет я машиной доволен на все сто. Это хорошая рабочая машина на каждый день, она меня ни разу не подвела и хотя я купил новый ваз 21099 с мосвичём я не собираюсь раставаться.

Машину купил с нуля и с первого дня, благо с техникой на "ты", начал её настраивать, ремонтировать, подшаманивать. В этой машине всё можно отремонтировать своими руками, если они правильно и откуда надо выросли. Буквально всё поддаётся разборке и сборке в простых гаражных условиях.Динамика этой модели (ходовая часть вся 412) была и есть на уровне тех лет - средняя. Двигатель и шасси приспосабливались к нашим дорогам. Управляемость и маневренность машины во многом зависят от её наладки: как сделаешь так и поедешь. Кстати, у М-412 радиус разворота был меньше, чем у 2101 тех выпусков.Да, с этой машиной о комфорте в широком смысле этого слова надо забыть. Это танк. Вместительность только 4 чел., 5-й м. б. только ребёнок. Салон тесный, особенно это сильно ощущается в зимнее время. Продувка салона слабая, отопление только ноги водителю и пассажиру. Отдых в салоне (только двое) чуть лучше, чем у первых космонавтов. Багажник очень тесный и запаска "съедает" львиную долю пространства. Значительно выручает навесной багажник, только с пустым навесным в дорогу дальнюю лучше не ехать - гудит сильно и голова болит.О тех. обслуживании я много говорил вначале. Только всё надо проводить регулярно и обязательно завести АППАРАТНЫЙ журнал, куда надо записывать все проводимые работы на машине, все возникающие неисправности и как их устранял. Машина, как и всякая техника, требует уход. И последнее моё замечание - не надо обвешивать машину как новогоднюю ёлку игрушками, она должна быть как стрела. Мне уже много лет и следующее авто у меня будет без колёс.

«Москвич 2140» появился в нашей семье ещё в 1982 году. Экспортный вариант, комплектация «Люкс». Купил его отец, а теперь он достался нам с братом по наследству. Краска родная, с двигателем тоже ничего не делали. По ремонту: никаких поломок не было! Даже ремень на генераторе родной. Лишь плановое техническое обслуживание. Поменяли только диск сцепления, прослуживший 80 000 тысяч, колодки переднего дискового тормоза, отработавшие также 80 000 тысяч, потому что машина больше ездит по трассам, нежели по городским пробкам с частыми разгонами и торможениями, да простоями в пробках, задние тормоза еще не стерлись! И заменил выхлопную систему, ну аккумуляторы я в расчет не беру, одного лет на 5 хватает. Резина тоже родная, износ минимален, сзади поставил резину чуть по шире. В пробках в 30 градусную жару не когда не перегревается, в отличие опять же от «жулек». На техническом осмотре автомобиль вызывает не нарекания, а восторг и неподдельный интерес, а также предложения выписать техосмотр сразу на 3 года как на новый автомобиль.Ну что касается скорости, без напряга держу на трассе крейсерские 100 – 110 км/ч, 150 км/ч идёт тоже, при чём абсолютно без напряга, но я не гонщик, да и водительские права первой категории терять не хочется; мотор поет лучше на 100 км/ч.Автомобиль очень грамотно обработан антикором.По салону. Спереди очень удобно, даже после длительных поездок никакой усталости, да и ноги не затекают, в отличие от вазовской классики. Сзади, как и в большинстве автомобилей, просторно только вдвоём, но и втроем всю жизнь в деревню ездили, да еще и на руках с ребенком. Двери закрываются одним пальчиком с приятным звуком, плотно и с первого раза. Мотор шепчет, масло меняю часто и заливаю то, что надо, принимает отлично 15 сек до сотни, не плохой результат, даже по современным меркам. Коробка переключается четко, ходы большие, но к ним быстро привыкаешь.Никаких скрипов в салоне или чего-то подобного нет, панель из приятного на ощупь пластика, шумоизоляция, и без того хорошая, была доработана. Везде устлан ковролин, багажнику позавидуют даже недорогие иномарки - там все обшито ковролином, включая крышку багажника. Была обтянута ковролином даже внутренность бардачка – что встречается на иномарках дороже миллиона. В салоне стоит нормальная музыка, ионизатор воздуха, датчики температуры и влажности воздуха. Собираюсь ставить литье на 14, но не могу найти подходящее. Кто знает с чего точно подходит литье - подскажите, пожалуйста!Запасных частей качества СССР у меня пол гаража, включая кузовные детали, отец запасся на будущее. Очень жаль, что сейчас эти машины не выпускают, их надежность на порядок выше тех же самых жигулей. На новые разработки жигулей даже смотреть не хочу, побыла у меня параллельно калина, ну конечно далеко ей до москвича, продал. После была нексия, сейчас Форд Фьюжн новый купил, чтобы по работе ездить, но москвич продавать не собираюсь, предлагали за сто тысяч продать я отказался.Недостатки: нет пятой скорости.Достоинства: надежность, неприхотливость, грузоподъемность, хорошая геометрическая проходимость. Очень живучий и надежный мотор. Удобная посадка водителя.

Машинка досталась от деда. Ездил он на ней весьма мало и аккуратно. Для лёгкой впринципе машины двигатель с объёмом 1500-это весьма не плохо. Неплохой приём. Хорошо выползает из грязи. Берёт много груза. Если есть багажник на крыше-замечательно вдвойне. если бы не угнали и не перекрутили двигатель то ездил быещё весьма долго. Всё было родное за исключением глушителя. Этот агрегат пришлось временно установить от трактора Т40, а он взял и прижился.

Читайте также: