Стоит ли покупать ваз 2101

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Перед покупкой ВАЗ 2101 — вопросы, ответы и фотографии

Перед покупкой задавал много вопросов владельцу автомобиля, Петру, требовал фото. Надо отдать должное Петру — все в порядке и все честно. Это вам не псковский Алексей Тух и его убитые "Волги", которые он всем "впаривает". Ниже — мои вопросы и ответы Петра, а также его фото. Написание сохранено.

1. Документы — машина оформлена на вас, никаких проблем с документами и снятием/постановкой на учет нет?
машина на мне проблем нет — я второй хозяин

2. Сигнализация?
сигнализации нет))))

3. Стёкла родные? Лобовое и заднее не текут на мойке?
Стекла родные кроме переднего, и его тоже надо менять, там уже прилетел камень и небольшой скол, прада его почтине видно но я собирался менять

4. Что за проставка под наружным зеркалом заднего вида?
проставок нет, это крепление зеркала — год же 1974*
* все-таки проставка есть — этакий советский артефакт, позволяющий снять зеркало, чтобы его не отломали

5. Коробка 4-ступенчатая, родная?
коробка родная и в ней свежее масло motul

6. Педаль газа напольная?
педаль газа напольная

7. Фото подкапотного пространства (на Драйве только одно фото), салона, багажника.
фото подкапотного съезжу сделаю, гараж далеко))) салон зеленый оригинальный в идеальном состоянии

8. Антенна работает? Радиоприемник?
радиоприемник работает, но радиоволн на средних и дальних частотах сейчас в россии нет, поэтому вы можете услышать только шипение но оно есть и громче и тише)))

9. Антикор? Состояние днища, арок, нижней части кузова, дверей и особенно крыльев спереди и сзади?
состояние днища на отлично, все промазано, но вообще она зимой не ездила никогда, там вся подвеска оригинальная и в отличном состоянии
кроме того видимо он подкрашивал машину по низу, потому что внизу краска заметно свежее чем на крыше и на стойках
Хромированные резинки которые держат заднее и лобовое стекла — уже не очень хромированные, хотел летом менять вместе с лобовым стеклом.

10. Колёса — 2 комплекта, оба летние? Родные колпаки подходят на повседневные современные диски? Запаска одна, родная — или брали и для повседневной езды?
колеса родный 155 на 80 на оригинальных дисках с оригинальными колпаками но ездить на них невозможно! только если на фестиваль или выставку, есть еще колеса с дисками все новое но размер чуть меньше и поэтому она становится ниже и на скорости выше 70 наинает довольно громко работать двигатель, 80 профиль сложновато найти только под заказ у michelin, сейчас стоит BARUM очень тихая и визуально классический дизайн шины и протектора, запаска одна и она родная

11. Синтетическое масло нигде не протекло? Под капотом нигде не течёт (радиатор, насос)?
нет масло нигде не течет и радиатор тоже, раньше тек, летом, но я устранил этот момент

12. Что в машине не родное? Адекватные доработки, особенно связанные с безопасностью и современными требованиями законодательства, меня устроят, "колхоз" — нет. Под адекватным подразумеваю жизненно необходимые доработки. Аккумулятор — ок. Проводка, свечи, расходники — ок, само собой. Ещё вижу повторители стоп-сигналов и совмещенные с ними фонари заднего хода под задним стеклом — работают? А как включаются фонари заднего хода? В оригинале ни фонарей заднего хода, ни датчиков включения нет. Или это не фонари заднего хода? Ещё — вижу, стоит выключатель массы? Что ещё есть?
в машине не родной аккум — Bosch, проводку я отреставрировал родную по максимуму, высоковольтые провода новые, там где по электрике можно и нужно было менять на новое — это сделанно. Карбюратор настроен и покрашен в серебристый цвет но он оригинальный. Потом поставленны ориинальные диски и колодки ferodo, тормозные диски — оригинал LADA, резинки которые полопались от старости в подвески передние сайлентблоки поменял. Генератор новый. Правый плафон внутри салона над ремнями безопасности оригинальный а левуй новый, зато светит ярко. Фильтр поменян. Лампочка которая должна освещать багажник то светит то не светит. Но проводка там ок, не знаю почему так.
Внутри перчаточного ящика тоже лампока то светит то нет.
кстати видимо он поставил олимпийские воздухазаборники и стопсигналы под задним стеклом в салоне

13. Состояние и работоспособность всех систем и узлов. Всего не перечислю, конечно. Но интересуют все мелочи. Замки дверей, капота, багажника. Уплотнители дверей. Стеклоподъемники. Электрика. Сиденья, потолок, обивка дверей. Плафоны, освещение салона, подкапотного, бардачка. Ремни безопасности (неинерционные?) спереди и сзади. И так далее.
есть момент по датчику бензина — он работает, то есть когда бензина мало загорается красная лампочка но сама стрелочка всегда показывает что то среднее. Раз лампочка работает я пока не стал этим заниматься оставил до весны.
ремни оригинальные спереди я ими не пользуюсь

14. Комплектность. Какие ретро-бумаги еще есть, помимо основных юридических документов? Инструменты? "Кривой" стартер, насос, домкрат, запаска, набор инструмента и так далее.
по бумагам — есть акт приемки передачи автомобиля 1974 года
машина покупалась в ленинграде, принадлежала мужчине который умер, все ремонтные работы делал этот мужчина сам
от старого хозяина досталась целая коробка советских запчастей, фары, насосы, помпы короче всякая всячина, все советское*
* коробку еще не разбирал — ждите следующих публикаций

15. Печка — как работает? Не течет? В салон не капает?
печка работает и не течет

16. Есть ли вибрации на скорости за 90-100 км/ч?
на хорошей ровной резине никаких вибраций нет а на советской резине колбасит и на 50 ))
совсем забыл сказать — чтобы управление было более четким поменял рулевой редуктор — он новый оригинальный LADA, но не сильно стало лучше, машина нуждается в хорошей резине тогда она едет ровно. После того как поставил рулевой редуктор это было совсем недавно, не делал сход-развал а это надо сделать иначе руль криво стоит.

17. Заводится с "кривого"? Есть ли проблемы с тем, чтобы завести машину, особенно "на горячую"?
это первая машина на карбюраторе у меня и раньше у меня плохо получалось ее заводить но теперь я научился и завожу без проблем тем более на горячую

18. Выпускная "живая"? Нигде не прогорела, не проржавела?
выхлопная система живая но мастер сказал что где то немного сечет но я не хочу менять оригинал так как он лучше чем новый

19. Подфарники не меняли? Оригинальные белые, не оранжевые.
подфарники не менял но они оранжевые, либо менял когда то хозяин либо в 1974 году они ставили уже оранжевые

20. Нет проблем с силовыми элементами кузова?
с силовыми элементами кузова проблем нет

Стоит ли брать ВАЗ-2101?

"Стоит ли брать. " - таким, не самым серьезным названием я зочу озаглавить серию статей об актуальных для нас, людей, говорящих на русском языке, машинах. Я не стану выстраивать рейтингов, но право открыть серию, считаю, должно достаться любимой многими, знаковой для СССР и значимой даже для современной России, нашей "Копеечке"!

Во всем первая

"Первая модель" действительно первая по самым разнообразным параметрам. Не буду перечислять все аспекты её инновационности для автопрома СССР, иначе придется статью превращать в трактат. Остановлюсь на двух определяющих моментах, которые характеризуют этот автомобиль наиболее полно:

  • Это первый массовый советский автомобиль мирового уровня
  • Для очень многих водителей, это первый личный автомобиль

Можно сколько угодно разглагольствовать о величии нашего автопрома, дескать, мы "то" первые придумали, без нас бы "сего" не было. Но по факту, не было у СССР нормальной автомобилизации до появления продукции Волжского Авто Завода.

Немного истории

В 1966 произошли важнейшие для нас с вами события:

  • FIAT начинает производство своей 124-й модели.
  • FIAT-124 становится Европейским автомобилем года.
  • ВНЕШТОРГ и FIAT подписывают соглашение о сотрудничестве

В 1970 первые автомобили ВАЗ-2101 (которые отличались от прародителя) вышли из ворот ВАЗ, началось его массовое производство, которое продолжалось до 1988 года, породив не только несколько модификаций, вроде 21011 и 21013, но и став родоначальником классического семейства, последний автомобиль которого ВАЗ-21074 собрали в Египте в 2014 году (сам завод выпустил финишный ВАЗ-2104 17 сентября 2012 года).

О машине

Автомобиль представляет из себя простую и надежную машину с четырехцилиндровым продольным верхневальным двигателем с карбюратором; кузов несущий, независимая передняя подвеска - "двухрычажка" со стабилизатором, зависимый задний мост на пружинах с тягой Панара.

До середины 80х подобные конструкции оставались конкурентноспосоными - автомобиль-индикатор Toyota Corolla не могла предложить ничего сверх описанного (кроме более мощного двигателя для версии GT и дизеля) до 1983 года, когда новое поколение сменило компоновку на переднеприводную. Но, следует напомнить, что к середине 80х предполагался переход ВАЗа на передний привод - готовился ВАЗ-2108, который, по-идее, должен был заменить "классику", почему этого не произошло - другой вопрос.

5 "ЗА" покупку ВАЗ-2101 сейчас:

  • Статус автомобиля на подъёме, но он всё ещё дёшев - это хорошее вложение денег.
  • Отреставрированный ВАЗ-2101 отлично подойдет в качестве "авто выходного дня".
  • Динамика машины позволит нормально себя чувствовать в городском потоке.
  • Любая неисправность дёшево ремонтируется в 1 день силами одного-двух человек.
  • Это отличная "база" для гоночного или имиджевого автомобиля.

5 "ПРОТИВ" покупки ВАЗ-2101 сейчас:

  • Дешёвые запчасти часто низкого качества.
  • Необходимо иметь навыки автомеханика - в этой машине всё время что-то неисправно.
  • Пассивная безопасность равна нулю.
  • Это машина не для новичка - требует навыков вождения, ошибок не прощает.
  • Очень неудобный, по современным меркам, салон. Долгие поездки утомляют.

В чем ее прикол?

А прикол ВАЗ-2101 сейчас в том, что это по-прежнему вполне рабочий автомобиль с красивой ретро внешностью, с самым дешевым, пусть и постоянным, ремонтом, доступным каждому (кто не боится держать в руках ключ), с интересной и честной заднеприводной управляемостью, свободной от всяческих помощников. Это машина для тех, кто любит автомобиль во всех его проявлениях.

Я скучаю по "Единичке", ведь она тоже была моей первой машиной.

ВАЗ Классика 2101-2107 Жигули

Несмотря на то, что «классика» уже давно снята с производства, в ближайшие 20-30 лет она вряд ли покинет наши дороги и сердца. Эти машины все еще популярны, поэтому сегодня я расскажу вам стоит ли их покупать и почему.


История первой ВАЗовской модели «Жигули», которая на внешние рынки поставлялась под брендом «Lada», начинается в середине прошлого столетия. Прародителем Жигулей стал итальянский Fiat 124, который увидел свет еще в 1964 году, а в 1967 получил титул «Автомобиль года» в Европе.

Безусловно, Fiat 124 стал удачной моделью, поэтому он и был принят за основу для создания семейства первых отечественных легковых автомобилей.

В 1970 году, на только что построенном Воложском автомобильном заводе (ВАЗ), началось производство седана ВАЗ-2101 (копейка), построенного на базе Fiat 124.

В 1971 было налажено производство практичного универсала на базе копейки – ВАЗ 2102 «двойка».

А еще через год началася выпуск люксовой версии «копейки» - ВАЗ-2103 (тройка).

В 1976 году «тройка» претерпела «фейслифтинг» с небольшими техническими доработками, который получил статус отдельной модели и в последующие 30 лет (до 2006) продавался под именем ВАЗ-2106 «шестерка».

Все это время ВАЗ работал над обновлением модельного ряда и в 1980 году представил рестайлинг «копейки» под именем ВАЗ-2105. «Пятерка» получила новый мотор 1.3л 63лс с ремнем ГРМ вместо цепи (модель ВАЗ-2105), который изначально ставили на «пятерку» оказался менее надежным и впоследствии его сняли с производства.

В 1982 году на конвейер встала люксовая версия «пятерки» с улучшенным интерьером и внешним видом – ВАЗ-2107 «семерка». Именно ей предстояло стать последней «классической» моделью ВАЗа.

А в 1984 место «двойки» занял новый универсал на базе «пятерки» – ВАЗ-2104 «четверка». В общей сложности, «Жигули» простояли на конвейере АвтоВАЗа более 40 лет – последней была снята с производства «семерка», в 2012 году.

ВАЗ классика – что это за машины?

По ширине и колесной базе ВАЗ классика – это один из самых меньших представителей субкомпактного городского класса B. Места в салоне здесь меньше, чем в любой переднеприводной Ладе, но все же «Жигули» просторнее машин супермини А-класса (таких как Део Матиз или Ока).

Все модели «классики» - это, по сути, версии одного и того же автомобиля с небольшими изменениями, в основном по внешнему виду и интерьеру. Структура кузова, за годы производства, абсолютно не изменилась – безопасность автомобиля осталась на уровне, середины 20 века.

Технология изготовления и качество материалов тоже мало изменились, поэтому кузова «Жигулей», даже последних версий, отличаются крайне низкой коррозионной стойкостью. Единственный способ защитить «классику» от ржавчины – это не эксплуатировать ее зимой. В противном случае, «Жигули» ржавеют буквально на глазах.

По современным меркам, интерьер «Жигулей», назвать комфортным можно только с большой натяжкой. Об эргономике на ВАЗе в то время не задумывались, поэтому поездки на «классике» дольше одного часа, могут вызывать усталость. Однако, салон первых версий имел свою фишку – он позволял трансформироваться в практически ровную кровать, поэтому в машине было достаточно удобно ночевать. Окончательно, эту возможность убрали на «семерке», когда подголовники стали несъемной частью спинки водительского кресла.

Даже в кузове седан, багажник здесь весьма вместительный – 350л. Однако, верхняя загрузка и высокий борт, снижают его практичность, не позволяя загружать в него крупногабаритные предметы.

Подвеска

Ходовая часть классических ВАЗов также осталась без изменений. Передняя подвеска здесь – независимая, двойные поперечные рычаги на пружинах. Важно знать, что конструкция передней подвески «Жигулей» содержит опасный конструктивный недостаток. Вес кузова передается здесь на колесо, через нижний шаровый шарнир, который работает как подвес – нижний рычаг подвески, на который приходится вес кузова, подвешен на нижнем шаровом шарнире. Когда этот шарнир изнашивается, он выскакивает из «чашки» и колесо подворачивается.

Вы наверняка видели, стающую на обочине «классику» с вывернутым колесом – это как-раз такой случай. К сожалению, это может произойти не только на малой скорости, и не всегда машину удается остановить на своей обочине. Чтобы избежать аварийной ситуации, проверяйте нижние шаровые опоры, через каждые 5-10 ткм пробега, и если есть люфт – меняйте их, не задумываясь.

Задняя подвеска на «Жигулях» – зависимая, мост на пружинах, закрепленный 4-мя продольными и 1-й поперечной тягой. Эта конструкция обладает высокой надежностью и выносливостью, но плохо ведет себя на скорости и в поворотах. Тормоза, спереди – эффективные дисковые, сзади – дешевые и выносливые барабаны.

В целом, подвеска на «классике» высокая и энергоемкая, она позволяет ездить по самым плохим дорогам, а вот на асфальте эта машина хоть и мягкая, но валкая. Без сомнений, подвеска «Жигулей» создана для плохих дорог и это подтверждает внушительный дорожный просвет в 17 см.

Моторы классики

Какие моторы ставились на «Жигули»

  • 1.2л 64лс (модель 2101)
  • 1.3л 69лс (модель 21011)
  • 1.5л 71лс карб/инж (модель 2103)
  • 1.3л 63лс с ремнем ГРМ (модель 2105)
  • 1.6л 75-82 карб/инж (модель 2106)


За годы выпуска моторы «классики», тоже мало изменились. Все они, по своей сути, являются модификациями их родоначальника – двигателя «копейки» объемом 1.2л (модель 2101). Основные изменения заключались в геометрии моторов, за счет которой наращивались объем и мощность. Надежный цепной привод ГРМ имеют все «классические» моторы кроме двигателя «пятерки» (модель 2105) – здесь инженеры ВАЗа неудачно пытались перевести ГРМ на ременный привод.

Агрегаты 1.5 и 1.6л (модели 2103 и 2106) получились более надежными и долговечными, поэтому их ставили на «классику» до последнего.

Поначалу двигатели «Жигулей» оснащались итальянскими карбюраторами «Вебер», с 1980 года их заменили отечественным аналогом «Озон» (производства ДААЗ), а с 1990 года, завод ДААЗ поставлял АвтоВАЗу карбюраторы «Солекс», французской разработки.

Инжектор на «классические» моторы начали ставить только с 2006 года, когда государство запретило выпуск «неэкологичных» карбюраторных версий. Безусловно, инжекторные моторы имеют массу преимуществ перед карбюратными. Инжектор практически не засоряется, его НЕ нужно чистить и регулировать, а зимой он уверенно стартует, независимо от температуры. Кроме того, расход топлива на «классике» с инжектором может спокойно укладываться в 7 литров на сотню, в то время как на карбюраторных версиях 10 л на сотню – это норма.

Старшие версии моторов «Жигулей», обеспечивают им неплохую динамику. В упражнении на разгон до ста, «классика» с топовым мотором 1.6л укладывается в 16 секунд. Максимальная скорость – 150 кмч.

Трансмиссия и привод

Сначала ВАЗ классика оснащалась 4-ступенчатой КПП, а 5-ступку сюда начали ставить в 90-х годах. Тем не менее, 4-ступка нередко встречается и на машинах поздних годов выпуска – обращаете внимание на это. Безусловно, 5-ступенчатая трансмиссия лучше, поскольку на трассе она позволяет мотору работать с меньшими оборотами, а значит тише и экономичнее.

Классический привод на задние колеса, тоже накладывает отпечаток на ходовые качества «Жигулей». Это не очень заметно на сухом асфальте, но сильно проявляется на скользком покрытии. Расположенный спереди двигатель, своим весом, НЕ прижимает здесь ведущие задние колеса к земле. Поэтому, когда задняя часть автомобиля не загружена, классика может испытывать сильный недостаток сцепления с поверхностью.

Проще говоря, на скользком покрытии, ведущие колеса на классике легко пробуксовывают и машину разворачивает. Это будет на руку, если вы любите ездить боком, а вот для новичков такое поведение автомобиля может быть просто опасно.

ВАЗ классика - Расходы

Помимо низкой цены автомобиля при покупке, «классика» привлекает еще и доступными ценами на ремонт и обслуживание. Запчасти и расходники на «жигули» стоят максимально дешево – дешевле просто ничего нет. При этом, классика – это самая распространенная машина в нашей стране, ее количество исчисляется миллионами. Одной только «семерки» ВАЗ-2107 на учете стоит более 1.7 млн.штук. Поэтому купить запчасти на классику вообще не проблема, их даже не нужно заказывать – они продаются буквально везде.

Поскольку на «Жигули» ставились маломощные моторы до 82лс, то и страховка с налогом здесь обходятся весьма недорого. Одним словом, «классика» вас точно НЕ разорит.

Купить хорошие «Жигули», в 2020-м году, можно за 50-60 тыс.р, а за 70 вполне реально подыскать экземпляр с инжекторным мотором в идеальном состоянии, после 1-2 хозяев. Все конкуренты за эти деньги будут в плачевном состоянии и даже будучи на ходу, в ближайшее время потребуют серьезных денежных вложений.

Что касается вопроса имеджа, то став старыми и доступными «Жигули», безусловно, растеряли свой авторитет, но не полностью. Много лет назад, в великой стране, они были настолько желанны, что даже сейчас, вокруг них все еще сохраняется некий ореол солидности. Поэтому хорошо сохранившаяся «классика», сегодня по-прежнему вызывает интерес и уважение.

В итоге, друзья, мы приходим к выводу, что «классика», на сегодня, имеет много недостатков и, по сути, одно весомое преимущество – доступность. Давайте еще раз перечислим основные плюсы и минусы «Жигулей»

Недостатки

  • Низкий уровень комфорта и безопасности
  • Низкая надежность и долговечность
  • Быстрое старение и потеря в цене

Преимущества

  • Большой выбор при покупке, ликвидность при продаже
  • Доступность расходников, запчастей, обслуживания и ремонта
  • Дешевая страховка и налог

Безусловно, сегодня, это уже автомобиль не для всех, но тогда кому-же он подойдет? «Классика» - это хороший вариант для коротких НЕспешных поездок, на НЕбольшие расстояния, например по деревне, поселку или небольшому городку. Если у вас в округе плохие дороги – это как раз ее стихия. Ну а молодые водители любят «классику» за доступный тюнинг и за то, что на ней можно раздавать боком.

Глазами владельца. ВАЗ 2101

Начал свою автомобильную жизнь с ЗАЗ 968М. В отличие от многих «агрегатов» этой модели, мой Жужжик 1986 года выпуска был с отменными качествами, хороший двигатель, не убитая ходовая, он меня только радовал. Ездил на нём на большие расстояния, и в последнем его «путешествии» проехал 2100 км за три дня. Но судьба распорядилась так, что Жужж (как оказалось не впервые) получил удар сзади в левую сторону, отчего двигатель ушёл на 10 см вглубь салона. Мне уже не в силах было заниматься им, да и собирался было уже купить машину более современную и вместительную (дочка родилась). Вот тогда то и появилось желание купить Жигули. Успешно проданный Жужжик (разбитый) и компенсация за аварию помогли.

Вариантов было мало, вернее их было два 2101 или 2103, но что-то с тройками как-то глухо было и мне попалось объявление о продаже 2101, за приемлемую цену, да ещё и друзья помогли (Машенька спасибо). Посмотрел и купил её, не задумываясь.

И вот она у меня во дворе, на том самом месте, где когда-то ставил свой Жужж, красненькая, стоит и улыбается.

Первым же делом я её отмыл, оказалось, что ничего нового не обнаружил, грязь ничего не скрывала +

Что самое интересное — мне повезло со старым хозяином, всё рассказал, и то что он мне сказал, то было на самом деле, ничего нового я обнаружить не смог. Вообще же, он за ней следил и ухаживал, всё честно мне рассказал, что и как, ещё полгода после продажи, звонил ему, что спрашивал, он всегда отвечал.

Поставил новые дворники (Финвал), потому, как мне показалось, стояли родные. Заменил сразу редуктор вместе с моторчиком дворников, так как старый накрылся очень быстро, наверно потому, что до меня его редко использовали. Установил электронасос омывателей ветрового стекла, так как архаичная кнопочка-насос меня просто бесила, особенно на МКАД.

Копеечная торпеда меня всегда бесила, к тому-же у неё сломался спидометр, поэтому срочно была найдена 2106 и поставлена. Ничего сложного в этом нету, очень даже интересно этим было заниматься. Оставалось только поставить датчик давления масла, чтобы работала не только «лампочка», но и «стрелочка». Заменил блок предохранителей, так как эти «палочки» меня достали выпадать ещё на Жужже. Поставил Волговский, нового образца на 13 предохранителей, доработав 3–4, 5–6, 7–8 и 9–10 по принципу соединений их между собой на входе. На оставшиеся предохранители включил противотуманки, магнитолу, прикуриватель, аварийку, подсветку тоннеля КПП, подсветку салона, часы, омыватель и прочие побрякушки.

После четырёх замен контактной группы замка зажигания, наконец-таки нашёл причину, и поставил реле ближнего света. Оказывется, в 2101 их вообще по конструкции не предусмотрено, но лампочки то помощнее стоят. Установил трёхрычажник на руль, поменял руль на четырёх спицевый «Т», как мне кажется наиболее удачный из того, что можно купить до 50$.

Прочистил печку, стала нормально греть. Даже в лютый мороз в салоне тепло уже минут через десять. Но случился казус когда поменял полностью торпеду, оказалось, что ползунки разные, и тросики у них тоже разные, вот теперь новая задачка, установить 06 печку в сборе.

Затонировал задние двери, установил дополнительный стоп-сигнал, повесил шторки и полоску на лобовое стекло, устал глаза щурить, когда тебе в глаза светит 100вт галогенка. Но немного поездив со шторками убедился, что лучше тонировки на заднем стекле ничего нет, шторки — прошлый век. Да ещё и зимой + до стекла тепло очень долго доходит.

Как оказалось, родной движок был в более плачевном состоянии, чем показалось сначала. Цилиндры приняли овальную форму, в районе 0,5 мм разница от одного края поршня до другого. Стало понятно отчего мотор ездил на 80м бензине, голова как мне показалось поведённая, да так, что после того как поменял прокладки впускного и выпускного коллекторов, больше они на место не встали. В общем после трёх недель мучений, и вложения определённого количества времени и денег стало ясно, что эта затея ни к чему хорошему не приведёт, и было принято решение о временной замене мотора, на другой, пока этот не приведу в порядок. Очередным сердцем для Мани был выбран двигатель 2106, 1998 года выпуска в более-менее нормальном состоянии. После установки его на мотор машина преобразилась, и как сейчас считаю, для этой ходовой больше и не надо, единственное, хочется уж поставить всё-таки 06 редуктор и 5-ти ступенчатую КПП.

Произвёл очередную модернизацию электрики. Поменял заднее стекло на новое с обогревом, поставил по уму противотуманки, с креплением их на бампере, а не как раньше на решётке. После установки реле ближнего света, то же самое сделал и с дальним светом, противотуманками, обогревом стекла. Установил сигнализацию, центральный замок на передние двери и электрозамок багажника, я даже и не представлял раньше, как это удобно.

Установил новую оптику 21011 с габаритами в фарах, как мне показалась, наиболее приемлемым вариантом является оптика ОСВАР, с отличным отражателем и без железной колбы внутри. Лампы PHILIPS настоящие Германские и свет стал просто великолепен, ночью видимость просто отличная.

В целях точного определения оборотов двигателя, напряжения бортовой сети, угла установки зажигания и температуры забортного воздуха, в дополнение к штатному тахометру и китайскому термометру купил бортовой компьютер БК-06. Минимум проводов и максимум показаний для машины без инжектора и прочей лабуды.

Заменил на новые генератор и карбюратор.

Установил электронную систему зажигания, машина сразу преобразилась.

Заменил ещё почти новые передние колодки на «Маркон», а задние на «Дафми», пока доволен и теми и другими. После смерти тормозного цилиндрика на задних тормозах, заменил их на «Герцог», саморегулирующиеся от 2112, про эксцентрики видно можно забыть.

С полугода до года:

Перед возвращением в родные края был обратно поставлен родной движок (06-й не смогли переоформить), С заменой на новые коленвал, распредвал, цепь и шестерни, прокладка ГБЦ.

Сразу при возвращении начал дейтвительный капитальный ремонт движка, с заменой поршней, расточкой и хонингованием цилиндров, установкой новых колец «Стапри».

Обкатку мотор прошёл, как раз к тому моменту когда затеял капитальный ремонт кузова.

С года до полутора:

Буквально за пару дней Манька была полностью разобрана. Разобран салон, сняты стёкла, сиденья, половина моторного отсека и началась работа над кузовом.

Заменили: переднюю панель, передние крылья, стойка левого колеса, накладка водительской двери, задние крылья, задняя панель, пол запаски, пол под водителем, лонжероны пола. Полностью проварил пол.

После всех сварочных мероприятий началась подготовка кузова к покраске. Первоначально планировалось установка не только порогов, но и арок крыльев заподлицо с крыльями, но потом при прогреве кузова после грунтовки появились трещины, решили действовать по другому плану.

Далее было убрано отверстие для замка багажника, заварено, зашпатлёвано и выведено.

После приведения кузова в состояние готовое к покраске (ну почти), отогнали её в покраску, через неделю получил покрашенную Маньку. Кузов ПРИОБРЁЛ цвет «РУБИН», был удалён ВЕСЬ ХРОМ, осталась единственная хромированная вещь на машине — это насадка глушителя.

Поставлены 07-е стёкла со стеклоподьёмниками, проводка заменениа на новую от 2106, с переделкой под мои нужды. Установка 2-х гнёзд прикуривателя, один с прикуривателем, второй, спрятал в бардачке, для зарядки телефона, установки Радар-детектора и прочее. В последствии собираюсь ещё один прикуриватель установить для задних пасажиров.

Установлен Вакуумный усилитель тормозов, без него машина вообще не тормозила (по ощущениям). Всё подкапотное пространство проклеено тепло-виброизоляцией.

Сигнализация установлена таким образом, что добраться до «матюгальника» НИКОМУ не представится возможным (даже мне), перед сваркой переднего крыла, он был установлен как раз в эту нижу, между железом салона и крылом. Орёт прилично, и добраться до него не получится. Установлен ЦЗ на передние двери и замок открывания багажника.

Установлены передние сиденья БМВ, единственный недостаток, что из-за их ширины, пришлось немного поднять их.

С установкой 06-й проводки само собой добавились аварийка, провода для датчика давления масла, купил только переходник и сам датчик. Провода для тахометра.

Установил на своё законное место 06-ю торпеду, только теперь борода была заменениа на 07-ю, с моими переделками, которые заключаются в удалении из них всей панельки с часами, и установкой на её место полочки. На полочке легко помещаются документы и установлен Борт-компьютер БК-06.

На место рычажков печки были установлены лампочка аварийного количества тормозной жидкости, 2115-й прикуриватель и кнопка аварийной сигнализации.

В бороду были установлены кнопки стеклоподьёмников, обогрева заднего стекла и противотуманных фар. Так как были установлены подрулевые переключатели от 2109, пришлось добавлять клавишу включения ближнего света. И так получилось, что слева от руля, на панели выстроились кнопки включения габаритов, ближнего света и управления скорости вращения вентилятора печки.

Был натянут потолок чёрного цвета, установлена травмобезопасная накладка на потолок, в неё установлены опять таки чёрные козырьки, а между ними поселился 09-й плафон включения салонного цвета, включающийся только принудительно.

В приборах заменены шкалы на бело-чёрные. выглядят намного привлекательнее.

В планах заменить замок зажигания на 2109, и расположить его в том-же месте, что и на самарах.

Копеечные сказки: мифы и факты о ВАЗ-2101


Жигули – это больше, чем просто советская (а затем и российская) малолитражка. Это автомобиль-явление, который дал возможность жителям СССР по-новому взглянуть на частный автотранспорт, став по-настоящему массовой машиной для миллионов советских граждан – ведь с 1970 до 1988 года было выпущено почти пять миллионов «копеек» различных модификаций. Не зря ведь в 2000 году по итогам всероссийского опроса, проведённого журналом "За Рулем", именно ВАЗ-2101 был признан российским автомобилем ХХ века. Однако с "копейкой" при этом связано множество мифов, первые из которых появились в обиходе еще до начала серийного производства "русского Фиата"! А за долгие годы выпуска первая модель обросла целой вереницей домыслов и баек, постоянно развиваемых «гаражными корифеями». Сегодня мы попытаемся отделить правду от небылиц, вспомнив факты из истории легендарной "копейки".

П ринято считать, что ВАЗ-2101 является лицензионной, а значит точной копией Fiat 124 — машины, ставшей европейским автомобилем года в 1967 году. Однако в действительности же итальянские и советские специалисты за почти четыре года совместной работы внесли около 800 изменений в конструкцию исходного автомобиля. И на это были достаточно веские причины.

lada_1200_10

Итальянский автомобиль (слева) с нашей Lada роднила даже тематика рекламных фото!

Первые образцы Fiat 124, поступившие на испытания в СССР летом 1966 года, начали "сыпаться" на дорогах Дмитровского полигона уже после пяти тысяч километров пробега! В частности, не выдерживал поездок по булыжникам тарированной "бельгийской мостовой" кузов, у которого появлялись трещины в местах соединения крыши и стоек, лопнул картер заднего моста, выходили из строя резиновые буферы передней подвески… И это еще не всё: в условиях советской действительности на посыпанных песком и солью зимних дорогах тормозные колодки задних дисковых тормозов изнашивались до металла всего за несколько сотен километров! Словом, "натурные" испытания показали, что итальянский автомобиль явно требует адаптации к нашим условиям.

Вдобавок советские специалисты еще на ранних стадиях переговоров с итальянцами настаивали на верхнем расположении распределительного вала (схема OHC) вместо архаичной схемы двигателя Fiat 124, в котором распредвал располагался в блоке цилиндров. В итоге серийный ВАЗ-2101 получил более современный мотор, усиленный кузов, барабанные задние тормоза, увеличенный дорожный просвет и множество других доработок, благодаря которым новая малолитражка с честью выдерживала испытания суровым климатом и не самыми лучшими дорогами огромной страны. Тысячи новоиспеченных владельцев в первый же год с радостью обнаружили, что новинка зимой на порядок теплее и устойчивее, чем советские машины того времени, а двигатель Жигулей легко и уверенно запускался даже в двадцатиградусный мороз.

lada_1200 схема

Два ключевых отличия между Жигулями и Фиатом – конструкция двигателя и тип задних тормозов

Вместе с Жигулями в СССР появились новые промышленные стандарты — в обиход были введены высококачественные материалы и новые шины, а скорость и комфорт вышли на новый уровень.

При этом первую модель Жигулей неизбежно и немедленно стали сравнивать с АЗЛК-412 – автомобилем, который был близок к «копейке» по габаритам, цене и назначению, но при этом являлся развитием «четыреста восьмого» и отличался от тольяттинской машины конструкцией. Москвич уступал Жигулям по уровню комфорта, ведь на заднем сиденье было заметно теснее, поскольку его часть съедали "окорока" колёсных ниш. Вдобавок московская машина была более шумной, а в салоне (особенно сзади) зимой было не столь тепло, как в "итальянце". Наконец, управлять Жигулями даже новичку было заметно легче и приятнее, а пружинная задняя подвеска лучше справлялась с неровностями, чем рессоры Москвича.

Москвич и Жигули

Москвич или Жигули? «Бывшая иномарка» была комфортабельнее и быстроходнее, а Москвич – более выносливым и неприхотливым

Но при этом Москвичи были менее чувствительны к ухабам и неровностям. Ведь картер двигателя М-412 был надёжно "укрыт" мощной передней балкой, в то время как на Жигулях многие водители на каменистых дорогах иногда пробивали поддон. Кузов волжской малолитражки даже после советских доработок не любил перегрузок и лихой езды по бездорожью, отчего он мог необратимо деформироваться и без явных ДТП! Да и пружинная подвеска не терпела перегрузов и быстро проседала у тех владельцев, которые возили слишком много тяжестей на своей машине.

Кроме того, у двигателя ВАЗ-2101 была своя "ахиллесова пята" — печально известный распределительный вал, который в первое десятилетие в редких случаях служил хотя бы 80-100 000 километров, в то время как на Москвичах и ИЖах об этой детали газораспределительного механизма владелец вспоминал разве что при капитальном ремонте мотора.

vaz_2101__zhiguli__1

Посадка водителя за рулём Жигулей отличалась от той, к которой привыкли советские водители. Ведь чтобы увеличить простор на заднем сиденье, фиатовские конструкторы сильно наклонили руль

А еще Москвич был куда более неприхотливым — он спокойно "переваривал" низкосортные масла и "семьдесят шестой" бензин, в то время как Жигули требовали использования исключительно качественных горюче-смазочных материалов — топлива топлива АИ-93, современного моторного масла категории «Г» с пакетом антиизносных и окислительных присадок, антифриза вместо воды в замкнутой системе охлаждения. Не будем забывать о том, что к Москвичу благодаря его простой и хорошо известной конструкции было гораздо проще «приложить руки», в то время как для обслуживания Жигулей требовался специальный инструмент.

Наконец, многие водители отмечали, что сидеть за рулём АЗЛК (особенно – в модели 2140) удобнее, чем в "копейке", где ноги и руки водителя оказывались согнуты больше, чем обычно.

«Копейка» была не первым советским автомобилем, выпущенным по иностранной лицензии. Но именно эта машина была первой «иномаркой», которую смогли за свои кровные приобрести простые граждане. И если в первые годы сам факт присутствия итальянских специалистов на заводе и их постоянная «техническая поддержка» воспринимались современниками довольно спокойно, то примерно с конца девяностых годов, когда ценность сохранившихся в первозданном виде машин резко выросла, в странах СНГ стали муссироваться слухи об эксклюзивных автомобилях первых лет выпуска, которые целиком состояли из итальянских комплектующих. В качестве аргументов неизменно фигурировали «болты с надписью Fiat», а при продаже Жигулей первой модели в «чистые итальянцы» нередко записывались даже автомобили, выпущенные в конце семидесятых годов!

vaz_2101 жигули

Ранние «копейки» можно было отличить по так называемым «полумесяцам» между решеткой радиатора и ободками фар (1970-1971 гг.), а также по круглому зеркалу, расположенному на крыле (до 1975 года)

В действительности же итальянские инженеры действительно контролировали производство в Тольятти, но это происходило до 1974 года. И если первые три модели (ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103) действительно создавались при непосредственном участии фиатовцев, то все последующие Жигули на базе «копейки» (21011, 2105) были разработаны уже собственными силами.

Первые три модели ВАЗ создавались под присмотром фиатовских инженеров

К августу 1970 года, когда началось серийное производство ВАЗ-2101, изготовление всех деталей в СССР еще не было налажено, поэтому автомобили первых лет выпуска действительно активно комплектовались деталями иностранного производства. К примеру, во второй половине 1970-го и в начале 1971 года "копейки" оснащались более угловатыми "клыками" бамперов производства Fiat, а также "фиатовскими" стартером, генератором, рулевым редуктором, домкратом и тем самым крепежом с характерной надписью. В этот период на машины ставили напольную педаль газа, фонарь подсветки заднего номера, задние катафоты и накладку руля производства итальянской фирмы Stars. Из родины Fiat в Тольятти также поступали фары (Carello), стеклоочистители (Magnetti Marelli) и карбюратор (Weber). Однако со временем количество комплектующих иностранного производства заметно снизилось — в основном их использовали для комплектации Жигулей, предназначенных на экспорт.

lada_1200

Обратите внимание на треугольную форму «клыков» на переднем бампере – так выглядели детали Fiat, поставленные из Италии

Запуск массового автомобиля на ВАЗе преследовал несколько целей, одной из которых являлось поступление в казну иностранной валюты за счет экспортных поставок машин, начавшихся уже год спустя после запуска серийного производства Жигулей. Чтобы достойно выступать на внешних рынках, новенькие Жигули проходили почти четыре десятка различных дополнительных проверок, которые позволяли выявить даже незначительные огрехи сборки.

При этом советские Лады (а именно такое благозвучное название получили экспортные Жигули) в начале семидесятых не сильно проигрывали "соплатформенным" Фиатам, но были существенно дешевле европейских автомобилей. Правда, в первые годы "Автоэкспорт" поставлял ВАЗ-2101 в основном в страны СЭВ — так называемый "соцлагерь". Автомобилисты Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и ГДР вполне охотно пересаживались со своих Трабантов, Вартбургов и Шкод на новую советскую малолитражку, в которой без труда угадывался итальянский «исходник». Ну а в страны Западной Европы "копейка" начала активно поставляться с 1974 года, когда Fiat 124 уже сняли с производства на родине, и советский автомобиль никак не вступал в конкуренцию со своим итальянским прообразом.

vaz-2102

В странах «соцлагеря» новую советскую машину приняли весьма тепло. Да и в капиталистических тоже не гнушались – по крайней мере, те, кто хотел купить «много автомобиля за свои деньги»

fiat_124_t

Fiat 124S по отделке был схож с советским ВАЗ-21011. Интересно, что этот «поздний» Fiat в Италии прекратили выпускать как раз в тот момент, когда в СССР запускали модернизированную «копейку»

Именно поэтому экспорт советских автомобилей начал увеличиться рекордными темпами: если в 1971-м СССР поставил за рубеж 150 000 автомобилей, то в 1975-м цифра выросла вдвое — до 300 000 машин в год! Как нетрудно догадаться, львиная доля в этом объеме принадлежала именно Жигулям первой модели, которые поставлялись не только в страны Восточной и Западной Европы, но и в Канаду, Новую Зеландию, а также некоторые страны Латинской Америки — Боливию, Панаму, Перу и Уругвай. Покупали Lada-1200 (экспортное обозначение ВАЗ-2101) и в Англии, куда поставлялись автомобили с правосторонним расположением органов рулевого управления.

lada_1200 праворульная

Праворульная «копейка» — было и такое!

В 1979 году в страны СЭВ поставили миллионный автомобиль советского производства — и это были именно Жигули! Правда, интерес к "копейке" за рубежом к этому времени стал стремительно угасать — для избалованных "европейцев" первенец Волжского автозавода уже стал устаревшей моделью. Поэтому они переключились на другие модели ВАЗ, а производство "чистой единички" весной 1983 года прекратили, оставив в гамме моделей "наследницу" ВАЗ-21013, которая представляла собой сочетание кузова модели ВАЗ-21011 с 1,2-литровым двигателем 2101.

Жигули первой модели продержались на конвейере 13 лет – до 1983 года. С 1974 по 1981 годы выпускалась модификация ВАЗ-21011, отличавшаяся отделкой кузова и более мощным 1,3-литровым двигателем. Впоследствии «одиннадцатую» сменил ВАЗ-2105, а единственным прямым наследником «единички» в модельной гамме остался ВАЗ-21013. Эту модификацию выпускали вплоть до 1988 года, когда стали набирать обороты переднеприводное семейство в виде трёхдверной «восьмерки» и пятидверного ВАЗ-2109 и более новые «классические» модели.

lada_1300

ВАЗ-21011 отличался от «чистой копейки» элементами отделки

Тем не менее, вплоть до самого развала СССР (и даже после него) ходили слухи о том, что в Тольятти из остатков комплектующих время от времени выпускают небольшие партии «копеек», чем, кстати, и объяснялся факт комплектации «копеечными» колёсными колпаками отдельных партий ВАЗ-2106 в 1990-1991 годах.

В действительности же выпуск ВАЗ-2101 (точнее, 21013) был прекращен в 1988 году, поскольку к тому времени эта модель сильно устарела даже по советским меркам и была легко заменяема другими моделями Жигулей – в частности, более современной «пятёркой».

В 1971 году певец и актёр Владимир Высоцкий стал одним из первых счастливчиков, севших за руль новой советской малолитражки. Высоцкий ездил на серых Жигулях с госномером 16-55 МКЛ совсем недолго: в июле того же года Владимир Семёнович разбил свою «копейку».

Высоцкий

Владимир Высоцкий не расставался с сигаретой и гитарой. Но ещё актёр, поэт и бард полюбил автомобили, а его первой личной машиной была именно «копейка»!

Причем существует версия, что это произошло не случайно из-за его агрессивной манеры вождения, а на спор! Дескать, после футбольного матча Высоцкий решил взять "на слабо" соседа-владельца таких же Жигулей, но зелёного цвета. Два азартных болельщика решили поехать навстречу друг другу и выяснить, кто из них отвернёт в сторону первым. Увы, в споре проиграли оба автовладельца, ощутимо разбив и серую, и зелёную "копейки", что и послужило поводом для написания шуточной «Песни автозавистника».

Как бы то ни было, поврежденные вследствие аварии Жигули Владимира Семёновича были восстановлены, затем сняты с учёта осенью 1971-го и проданы, после чего Высоцкий за руль Жигулей уже не возвращался, предпочитая им автомобили иностранного производства вроде представительского седана Mercedes W116.

После того как советские конструкторы ознакомились с конструкцией Fiat 124, у них возник ряд вопросов и замечаний. В частности, советская сторона небезосновательно считала устаревшей конструкцию двигателя с нижним расположением распределительного вала и штанговым приводом клапанов. В это время на самом Фиате уже испытывали моторы с газораспределительным механизмом, полностью расположенным в головке блока цилиндров, причем наши представители лично видели опытные образцы с двумя верхними распредвалами и ременным приводом ГРМ!

Однако итальянская сторона на тот момент еще не проработала эту схему и настаивала на поставке оборудования для производства двигателя с нижним расположением распредвала.

vaz_2101 двигатель

vaz_2101 двигатель

Верхнее расположение распределительного вала было принципиальным для советских конструкторов. Впоследствии это решение сыграло злую шутку с многими тысячами владельцев Жигулей, столкнувшихся с преждевременным износом распредвала

Таким образом, в серийное производство был запущен верхневальный 1,2-литровый 64-сильный двигатель с диаметром цилиндра 76 мм и ходом поршня 66 мм.

Но вскоре выяснилось, что расположенный в головке двигателя распределительный вал достаточно быстро изнашивается и служит до замены (или перешлифовки кулачков) всего 40-60 тысяч километров! Причин было несколько. Во-первых, из-за новой схемы подача масла в зону контакта кулачков и рычага была не всегда достаточной — особенно если его уровень был понижен, или мотор заводили в сильный мороз, когда масло заметно густело. Во-вторых, на ВАЗе вместо стали 18ХН2М и цементирования на большую глубину стали азотировать вал и использовать для его изготовления сталь 40Х. Наконец, нередко причиной преждевременного износа распределительного вала был и сам автовладелец, который в условиях тотального дефицита лил в двигатель несчастных Жигулей вместо "жигулёвского" группы «Г» что угодно — "москвичёвское" марки АС-8 или даже "камазовское" масло.

Image36

Стремясь продлить ресурс кулачков, в СССР даже переделывали конструкцию распредвала! Один из вариантов — дополнительные маслосборники на корпусе для задерживания моторного масла и его подачи на рычаги и кулачки.

В дальнейшем технология изготовления распределительных валов была усовершенствована, а распространение качественных масел стало повсеместным. Поэтому примерно с начала восьмидесятых годов распределительные валы Жигулей стали служить до замены 110-120 тысяч километров, а в отдельных случаях — и до первого капитального ремонта мотора.

Тем не менее, одной из причин "распредвальной проблемы" ВАЗ-2101 стало именно вмешательство в конструкцию двигателя советских конструкторов, которые настаивали на такой схеме, но не полностью представляли себе возможные последствия подобного переноса.

Несмотря на недостатки и даже особенности конструкции, для миллионов советских граждан в семидесятые годы Жигули стали настоящим откровением. Ведь именно "копейка" позволяла с комфортом ездить по своим делам всем тем, кто был достаточно далёк от техники и сторонился прежних советских машин из-за более трудоёмкого обслуживания. И даже спустя почти полвека после начала производства эта модель с трогательно-наивным выражением круглофарного передка пользуется уважением и вызывает уже ностальгическую улыбку на лицах тех, кто когда-то впервые поехал на такой же машине — и даже не за рулём, а из роддома.

Читайте также: