Стребелева психолого педагогическая диагностика форд

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Предисловие

Ранняя диагностика умственных нарушений чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития.

Проблема диагностики умственной отсталости и отграничения ее от сходных состояний была отражена в трудах отечественных дефек­тологов (Л.С. Выготский, 1935; А.Р. Лурия, 1976; А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард, 1972; В.И. Лубовский, 1989 и др.).

Необходимость ранней диагностики определяется таким важнейшим свойством нервной системы, как пластичность. Исследования И.П. Пав­лова показали, что чем моложе организм, тем нервная система более пластична и гибко реагирует на воздействие извне.

Значению своевременной коррекционной работы уделено много вни­мания в трудах Л.С. Выготского. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро и, что еще более ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно.

В своей работе по психолого-педагогическому обследованию детей раннего возраста мы опирались на положения отечественных психологов о том, что психика ребенка развивается в процессе усвоения и при­своения общественного опыта в процессе активной деятельности ре­бенка. Известно, что у ребенка раннего возраста ведущей деятельностью является предметная, в процессе которой и происходит развитие моторики, восприятия, мышления, речи.

При подходе к отбору методик для психолого-педагогического об­следования мы учитывали тот факт, что для ребенка раннего возраста основным способом усвоения общественного опыта является подражание действиям взрослого. Это происходит в тех случаях, когда ребенок уже способен к сотрудничеству со взрослыми. Под сотрудничеством мы по­нимаем желание ребенка выполнить задание, предложенное взрослым.

Диагностика Стребелевой: описание метода, применение, особенности, отзывы

Автор популярных книг по психолого-педагогической диагностике детей Стребелева Е.А. окончила МГПИ им. Ленина. Получив специальность на дефектологическом факультете, она много лет проработала воспитателем и методистом специализированного детского сада, затем преподавала на кафедре олигофренопедагогики в МГПИ.

Она внесла бесценный вклад в развитие методики по работе с умственно отсталыми детьми, по диагностике отклонений в развитии дошкольников.

В 1999 году ей вручили Президентскую премию за вклад в области образования. По психолого-педагогической диагностике Е. А. Стребелева написала более 50 трудов, многие из которых пользуются большой популярностью, являются настольными книгами логопедов, психологов и врачей.

Диагностика по тестам

Простые упражнения и тесты разработаны на основе многолетних исследований и наблюдений, которые позволили создать метод Е.А. Стребелевой по психолого-педагогической диагностике развития детей, не имеющей аналогов. Именно ввиду его результативности данный способ работы с детьми получил такое одобрение в отзывах многих родителей о результатах работы по принципам этой методики.

Упражнения включают разнообразные тесты, объяснения о том, как их проводить, таблицы, в которые заносятся результаты для анализа. Эти таблицы впоследствии исследуются. На их основании делается вывод, есть ли у ребенка отклонения в развитии. Ранняя диагностика по Стребелевой Е.А. помогает вовремя выявить отставание, заняться обследованием, скорректировать состояние малыша с помощью лечения и дополнительных занятий.

В книге «Дети-сироты» по психолого-педагогической диагностике учителя, дефектологи, невропатологи, воспитатели учреждений найдут методику, которой можно воспользоваться для определения уровня развития детей, оставшихся без родителей.

Данным вопросом также занимались выдающиеся дефектологи Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная и другие.

Влияние взрослых на развитие детей

За основу принято положение о том, что ребенок развивается в процессе деятельности, усваивая общественный опыт. В дошкольном возрасте это игры, они способствуют развитию моторики, речи, мышления и восприятия, подражанию действиям взрослых.

Способность перенимать навыки и опыт от взрослых является критерием успешного развития, и может учитываться при диагностике Стребелевой Е.А. с целью выявления задержки психического развития. Поэтому так важна обстановка, в которой развивается ребенок, когда формируется его личность и отношения к миру, социальное поведение.

Говоря о психотерапии, автор отмечает, что повышенная конфликтность, невротическая агрессивность часто связаны с неблагополучной обстановкой, в которой растет малыш. Групповая и индивидуальная работа с родителями имеет важное значение для корректировки развития детей. Психолого-педагогическая диагностика по Е.А. Стребелевой помогает разобраться не только с проблемами в развитии ребенка, но и с тем, что нужно изменить взрослым, которые его окружают, в своей жизни. Только комплексный подход поможет максимально развить ребенка с учетом его здоровья и потенциала.

Задачи диагностики

Психолого-педагогическая диагностика Стребелевой Е.А. ставит целью выявление отклонений, своевременную профилактику и корректировку. Она помогает выявить причины их появления и степень тяжести нарушений, сделать прогноз, определить индивидуальную программу работы, давать рекомендации по изменению условий воспитания родителям.

При этом учитываются биологические и социальные факторы становления личности, а также то, что в каждом возрасте их баланс различается. То есть важно здоровье ребенка, полноценная деятельность нейро-анатомических и физиологических структур, обеспечивающих работу мозга и его развитие с помощью социальных взаимодействий, активного развития в процессе игр, обучения, подражания взрослым, особенностями характера и нервной системы.

Развивающие игры в раннем возрасте

На первом этапе для малышей важнее взаимодействие со взрослыми. А уже по мере роста - способность к подражанию, она является одним из важных критериев, который учитывается при диагностике по Стребелевой в раннем возрасте. На смену подражанию и в его процессе проявляются возможности в реализации самостоятельных идей в творчестве. Поэтому в самом раннем возрасте так важен эмоционально-физический контакт для малыша, вызывающий «комплекс оживления», который постепенно заменяется предметным и речевым общением. Но каждый шаг организовать невозможно.

Другим важным фактором развития является стихийное восприятие окружающего мира, событий, людей, которые влияют на его представления и выводы, формирование психики. Важно помнить, что в дошкольном возрасте развиваются все психические функции, закладывается фундамент познавательных способностей, элементы воли, самооценка, складываются устойчивые схемы личного реагирования на различные ситуации, формируется система ценностей. В процессе становления их можно корректировать, а с возрастом это сделать значительно труднее, и часто - невозможно.

Принципы диагностики

Диагностика детей раннего возраста по Стребелевой Е.А. основана на ряде принципов, которые позволяют получить объективную оценку состояния ребенка и дать правильные рекомендации для его развития.

  • Принцип комплексного подхода означает, что ребенок должен быть всесторонне обследован для выяснения особенностей развития и поведения, состояния эмоциональной сферы, интереса к познавательному процессу. То есть диагностика развития должна являться частью комплексного обследования. Если есть основания предполагать, что проявляются нарушения в психическом развитии, должны быть применены также методы изучения истории развития ребенка, наблюдения за его поведением, играми, а также делается упор на патопсихологическое, нейрофизиологическое исследование и другие.
  • Принцип целостно-системного обучения предполагает исследование связей между психическими нарушениями и причинами, их вызывающими, установление самых главных и менее значимых.
  • Принцип динамического изучения предполагает рассмотрение состояния ребенка в настоящем, а также в динамике, с учетом влияния развития при использовании специальной корректирующей программы.

Подражание способствует раннему развитию

  • Принцип качественного анализа особенно важен. Все полученные данные должны учитываться во взаимодействии психического развития ребенка и особенностей его личности. В нем отмечается его личное отношение к заданиям, к результатам выполненных работ, характеру ошибок. Чтобы получить объективную картину, в диагностике важно сочетать количественный и качественный подходы.

Для оценки принятия задания учитывают согласие ребенка его выполнять, а также интерес малыша к самому тесту и общение со взрослыми во время его выполнения. Притом ребенок может пытаться сделать его самостоятельно, путем проб и ошибок, с помощью зрительной ориентировки, подражания или бессистемных действий, не отвечающих свойствам предметов. Если он может действовать по инструкции, учитывать свойства материалов, соизмерять свои усилия с учетом их хрупкости можно говорить об адекватных действиях.

При выполнении задания можно учесть обучаемость ребенка, если он выполняет его по подражанию с помощью вспомогательных жестов взрослого или речевых советов.

Однако и здесь для получения объективной оценки нужно соблюсти ряд условий. Показывать для повторения, как выполнять задание, можно не более трех раз, а речью можно оценивать ход событий и обозначать цели.

Если ребенок переходит в результате обучения от неадекватных действий к адекватным, можно говорить о его развитии, в то время как отсутствие способности выполнения задания говорит о нарушении эмоционально-волевой сферы, сниженном интеллекте. Нормальный ребенок заинтересован в результатах, он расстраивается, если ничего не получается, радуется успехам.

Для того чтобы сделать правильный вывод о его состоянии, нужно учесть, были ли у него возможности для развития, соответствовал ли микроклимат в семье и были ли нормальными условия жизни. На основе ранней диагностики Стребелевой можно составить индивидуальную коррекционную программу развития ребенка, дать родителям советы по воспитанию, сделать педагогический прогноз.

Оценка выполнения задания

Если после выполнения заданий ребенок набирает 34-40 баллов, считается, что у него нет отклонений.

Четыре балла ставится за тест, который ребенок сразу начинает выполнять самостоятельно или сотрудничая со взрослыми.

Три балла ребенок получает, если он контактирует со взрослым, выполняет задание только после обучения, действует адекватно.

Один балл ребенок получает за неадекватные действия, непонимание цели задания.

Особенности развития до 3 лет

Жизнь малыша полна приключений и удивительных открытий. Как только он начинает ходить, зависимость от взрослого уменьшается, он принимается рьяно осваивать окружающее пространств, изучать предметы. Он получает с каждым днем все больше навыков, с помощью которых учится пользоваться вещами, и уже на третьем году жизни у него определяется ведущая рука и согласованность действий обеих рук. Видя новый предмет, он интересуется, что с ним можно сделать. Занимаясь разными игрушками, он узнает цвета, формы, вес, развивает тактильные ощущения.

Если ему предложить выбор по образцу, то вначале он учитывает форму, величину, а затем цвет. На втором-третьем году жизни интенсивно развивается речь в процессе общения и специальных занятий. В раннем возрасте ребенок интенсивно учится общаться и проявлять эмоции, говорить, воспринимать информацию, делать выводы, двигаться.

Как учитываются результаты исследований

Чтобы получить результаты исследования ребенка, ему предлагается выполнить разнообразные задания, которые оцениваются по четырехбалльной системе. Разработаны таблицы по системе диагностики развития Стребелевой Е.А., в которых указаны тесты, имя и возраст ребенка, в них удобно заносить оценки и подводить итоги. В родительских отзывах отмечается, что данная система очень удобна и практична в использовании и дома, при дополнительных занятиях родителей с малышами.

Как проявляется отставание

Если у ребенка есть проблемы и отставание в развитии, то это проявляется в движениях и играх. Действия такого малыша часто нецеленаправленны, отсутствует интерес к игрушкам. Вместо того, чтобы поинтересоваться, что это и для чего это, он может взять игрушку, чтобы бросить ее, не исследуя. Походка и движения часто не скоординированы. Также наблюдается отсутствие интереса к результатам, которое может проявиться на уроках рисования, в играх.

Иногда наблюдается слабое развитие навыков опрятности и самостоятельности, плохо работает артикуляция, различение звуков. Начинают разговаривать такие дети только в три года, зачастую это происходит по той причине, что нет интереса к окружающему миру, отсутствует достаточная эмоциональность, что заметно даже по лицу.

Оценка с помощью таблиц

Именно для выявления реальной картины была разработана система упражнений для диагностики раннего развития по Стребелевой Е.А. у детей в возрасте 2-3 лет. По этой системе предусматривается заполнение таблицы, в которой есть колонки 2-2,5 и 2,5-3 года. Также в ней предлагаются различные простые задания. Например, собрать и разобрать матрешку из 2-3 куколок, сложить пирамидку из трех колец, сложить пазлы из 2-3 деталей, выбрать кубики по цвету. Некоторые занятия дублируются по типу, чтобы исключить влияние субъективных факторов

Пазлы для малышей из 2-3 частей

Предлагается найти парные картинки, нарисовать дорожку или домик. Ребенок может нарисовать каракули, черкать что-то с определенной целью, нарисовать линии, напоминающие картинку, или выполнить задание.

Лучшие результаты корректировки - до 5 лет

Отзывы многих родителей убеждают в том, что проведение по методике Е.А. Стребелевой диагностики развития детей поможет вовремя обнаружить недостатки в формировании конкретных навыков, оценить их, дать им характеристики, а далее выбрать или составить правильно программы для корректировки состояния, дать рекомендации по обращению к специалистам. Задания даются по принципу от простого к сложному, поэтому проводить их надо именно в том порядке, в каком они указаны в таблицах.

Тестирование детей от 3-5

Набравшие по итогам выполнения заданий 10-12 баллов относятся к первой группе, 13-23 - ко второй, 23-33 - к третьей, 34-40 - к четвертой.

Рекомендации по развитию по итогам тестирования

Детям первой и второй группы рекомендуется увеличить физические нагрузки, включающие разнообразные движения для общего развития, укрепления мышц спины, координации и равновесия. Им требуется большее количество занятий со взрослыми, эмоциональное общение и контакт. Также им нужно научится работать по образцу и словесной инструкции, больше заниматься упражнениями и играми, развивающими моторику, ведущую руку, согласованность движений, стимуляцию речи.

Занятия в контакте со взрослыми

Другие таблицы и задания по ранней диагностике Стребелевой Е.А. предлагаются для детей в возрасте от 3 до 5 лет. В это время ребенок получает новый толчок в развитии, буквально перегружен открывающейся ему информацией, знаниями, желанием поделиться ею с окружающим миром, но испытывает при этом еще определенные трудности, связанные с ограничениями со стороны родителей, недостаточно развитыми движениями и речью. Дошкольники в возрасте от трех до пяти постепенно осваивают способность мыслить, сопоставлять события, поступки, обдумывать действия в уме, а не только наглядно-предметным образом.

Активные игры для раннего развития

Именно в этом возрасте предметы и связанные с ними действия меньше интересуют ребенка, чем предметы и связанные ними человеческие взаимоотношения. Появляются соответствующие игры, которые требуют несколько участников.

Это время для развития наглядно-образного мышления, памяти, формирования социальных установок. Ребенок может действовать не по образцу, а по словесной инструкции, речь становится из сопровождающей события в планирующую.

Для диагностики по Стребелевой Е.А. предлагаются соответствующие таблицы для детей 3-4 лет, 4-5 лет, многие тесты похожи на те, которые были рассмотрены выше, но предложены в более сложном варианте. Их выполнение поможет дать правильные советы по развитию ребенка и вовремя принять меры по его корректировке.

Использование тестов позволяет не упустить бесценное время, когда даже детей, отстающих в развитии по разным причинам, можно с помощью упражнений и создания теплой атмосферы доверия подтянуть, и других таких периодов в жизни человека нет. Диагностика Стребелевой Е.А. вызывает положительные отзывы воспитателей, врачей, педагогов.

Из опыта работы «Методика Е. А. Стребелевой и Е. А. Екжановой в работе учителя –дефектолога»

"Мы должны стремиться не корректировать дефект, а работать с ребенком, который имеет дефект. Изучать ребенка, воспитывать и обучать".

Если есть профессия, применительно к которой можно говорить о призвании и использовать другие возвышенные слова, обычно отвергаемые нашим циничным временем, то это дефектолог. Специалист, работающий с детьми, имеющими отклонения в развитии, - сегодня и всегда самый востребованный из педагогов.

У нас в детском саду воспитываются дети с ОВЗ. Дети поступают к нам с направлением и определенным диагнозом. При поступлении детей в ДОУ мы проводим стартовое психолого-педагогическое обследование детей. Хочу поделиться опытом по использованию методики Е. А. Стребелевой и Е. А. Екжановой. Особенностью проведения диагностики наших детей является то, что основная роль отводится дефектологу.Он диагностирует: речевое, познавательное, социальное развитие, игру.

Использование методики Е. А. Стребелевой и Е. А. Екжановой (10 заданий) позволяют изучить возможности проявлений умственного развития ребенка в разных его аспектах. Поскольку многие обследуемые дети с ОВЗ не владеют речью, либо владеют ею в недостаточном объеме, большинство предлагающихся заданий имеет невербальную форму, а результаты их выполнения оцениваются по действиям ребенка.

Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудностей, от наиболее простых к более сложным.

Ряд заданий дублируется. Это делается для того, чтобы исключить некоторые побочные факторы, например, наличие определенного мышечного усилия, которое для некоторых детей могло стать неодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки).

Анализ результатов обследования детей показывает, что у нормально развивающихся детей речь активно включается в познавательный процесс и в известной мере направляет его, т. е. наблюдаются элементы организующей функции речи, в большинстве случаев доводили свои действия до конца, были заинтересованы в конечном результате, ждали оценки взрослого. Напротив, дети с отклонениями в развитии были безразличны как к процессу выполнения задания, так и к его результату. Не закончив одного задания, они стремились к другому, не дожидаясь оценки взрослого. Этот факт свидетельствует о том, что отсутствие целенаправленности в деятельности прямо связано с отсутствием соответствующей мотивации. У них не сложилась система побудительных мотивов (получение одобрения, самоудовлетворение от результата своих действий и др.). Это обстоятельство также является существенно значимым при диагностике умственного развития, так как характеризует деятельность ребенка в целом.

Количественная оценка в баллах позволяет определить относительный уровень умственного развития каждого ребенка. Кроме того, подобное психолого-педагогическое обследование детей позволяет наметить направления коррекционной работы с ними.

Далее в программе для детей с нарушением выделен специальный раздел «Социальное развитие», который подготавливает ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде. Основополагающим содержанием этого раздела является формирование сотрудничества ребенка со взрослым. Результаты диагностики обобщаются и заносятся в «Диагностическую карту». На основании этих результатов разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка.

Обучение детей с ОВЗ осуществляем по специальной программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е. А. Екжановой и Е. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».Особенность этой программы: материал в ней распределен по 4 этапам обучения.

Особенность Программы также предполагает и специальный режим дня, учебный план, сетку занятий. В режиме дня определено место специалистам, создана модель целостного коррекционно-педагогического процесса.

Учебный план определяет содержание коррекционного обучения:

базисные компоненты коррекционного обучения;

содержание коррекционной работы вне занятий;

распределение занятий между специалистами.

Дефектолог проводит все занятия по познавательному развитию (сенсорные, формирование мышления, математике, ознакомлению с окружающим и развитию речи, игре.

Моя задача как дефектолога – обучить детей способами действия по самообслуживанию, по обследованию предметов и объектов. Воспитатели организуют практическую деятельность детей.

Организация коррекционной работы,коррекционной среды невозможна без участников коррекционно-педагогического процесса: врача-педиатра, психиатра, учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию, медсестры, воспитателей, родителей

Использование методики Е. А. Екжановой и Е. А. Стребелевой позволяет правильно провести диагностику отклонений в психическом развитии ребенка раскрывает возможности для предупреждения умственной отсталости и организации комплексной психолого-медико-педагогической реабилитационной работы, что способствует наиболее адекватной социальной адаптации и интеграции таких детей в общество.

Преемственность в работе учителя-дефектолога и инструктора по физической культуре Тема: «Преемственность в работе учителя –дефектолога и инструктора по физической культуре» Учитель- дефектолог: Коржиченко Л. В. В настоящее.

«Применение методики «Нумикон» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога» Вот уже в течении 4х лет использую в коррекционно - развивающей работе методику «Нумикон» (программа и набор наглядного материала для детей,.

Из опыта работы учителя-дефектолога «Функции поведения и его коррекция у ребенка с расстройствами аутистического спектра» У детей с расстройствами аутистического спектра наблюдаются различные нарушения в поведении – проблематичное поведение. Проблематичное поведение.

Игровые технологии в работе учителя — дефектолога с детьми раннего возраста
Игровые технологии в работе учителя — дефектолога с детьми раннего возраста Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований.

Консультация для родителей «Чудо — шарик» или Су — Джок терапия в работе учителя — дефектолога Что же такое Су-Джок-терапия? В переводе с корейского: Су – кисть, Джок – стопа. Метод Су-Джок – это современное направление, которое объединяет.

Методы и приемы работы учителя-дефектолога с детьми с ЗПР На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка.

Направления работы учителя-дефектолога Каждый специалист, занимающийся с детьми с ограниченными возможностями, выделяет в своей работе четыре основных направления: • Диагностическое.

Презентация «Применение арт-терапии в работе учителя-дефектолога. Краски-распылители» Применение арт-терапии в работе учителя-дефектолога: Краски - распылителиОсновная цель применения красок - распылителей в работе учителя-дефектолога.

Средства занимательной математики в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ДЦП Формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности происходит через сенсорное воспитание, первой ступенью которого.

Методики стребелевой е.а.

Рассмотрим подробно использованные методики Е.А. Стребелевой. Представленные методики (10 заданий) позволяют изучить возможности проявлений умственного развития ребенка в разных его аспектах. Поскольку многие обследуемые дети раннего возраста не владеют речью, либо владеют ею в недостаточном объеме, большинство предлагающихся заданий имеет невербальную форму, а результаты их выполнения оцениваются по действиям ребенка.

Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудностей, от наиболее простых к более сложным.

Ряд заданий дублируется. Это делается для того, чтобы исключить некоторые побочные факторы, например, наличие определенного мышечного усилия, которое для некоторых детей могло стать неодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки).

1. Лови шарик!- задание направлено на установление контакта ребенка со взрослым, на оценку понимания им словесной инструкции и умения прослеживать взглядом двигающийся предмет.

Оборудование. Желобок, шарик.

Проведение обследования. Педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: "Лови шарик!". Затем поворачивает желобок к ребенку и просит его прокатить шарик по желобку: "Кати!". Взрослый ловит шарик. Игра повторяется 4 раза.

Обучение. Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (2), как это надо делать.

Оценка действий ребенка по показателям: принятие задания, желание играть со взрослым, отношение к игре, к результату.

2. Спрячь шарики!- задание направлено на выявление практической ориентировки ребенка на величину, а также наличия соотносящих действий.

Оборудование. 2 коробочки четырехугольной формы одинакового цвета с крышками такого же цвета и формы, но разные по величине.

Проведение обследования. Перед ребенком 2 коробочки, разные по величине и крышки к ним, на некотором расстоянии от коробочек. Педагог кладет большой шарик в большую коробку, а маленький шарик в маленькую коробку и просит ребенка спрятать шарики, т. е. накрыть коробки крышками. При этом ребенку не объясняется, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы он самостоятельно закрыл каждую коробку соответствующей крышкой.

Обучение. Если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: "Большой крышкой накрываем большую коробку, а маленькой - маленькую". Таким образом, в процессе диагностического обследования педагог показывает способ действия и фиксирует в слове свойство предметов (величину), на которое ребенок должен ориентироваться при выполнении задания. После обучения ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно.

Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, наличие соотносящих действий, отношение к результату.

3. Разбор и складывание матрешки (двухсоставной) - задание направлено на выявление уровня развития ориентировки ребенка на величину предметов, а также на выявление наличия у него соотносящих действий.

Оборудование. Двухсоставная матрешка

(2).Проведение обследования. Педагог дает ребенку двухсоставную матрешку и просит раскрыть ее. Если ребенок не начинает действовать, то раскрывает матрешку взрослый. Затем предлагает ребенку собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, то проводится обучение.

Обучение. Педагог берет еще одну матрешку и раскрывает ее, обращая внимание ребенка на маленькую матрешку, просит сделать так же со своей матрешкой: "Раскрой матрешку". Далее взрослый просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую, используя при этом указательный жест и инструкцию: "Делай как я". Затем ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, отношение к результату.

4. Разбор и складывание пирамидки- задание направлено на выявление уровня развития у ребенка практической ориентировки на величину, наличие и характер соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук.

Оборудование. Пирамидка из 3 колец одинакового цвета, но разных по величине.

Проведение обследования. Педагог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если он не может, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку ее собрать.

Обучение. Если ребенок и после этого не начинает действовать, педагог начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз, указывая жестом, что кольца нужно одевать на стержень, затем предлагает выполнить задание самостоятельно.

Показатели оценки: принятие задания, складывает ли ребенок пирамидку самостоятельно с учетом или без учета величины колец, обучаемость, ведущая рука, согласованность действий рук, результат и отношение к нему.

5. Парные картинки- задание направлено на выявление уровня развития у ребенка фиксации взора, зрительного восприятия предметных картинок, наличие указательного жеста.

Оборудование. Парные предметные картинки.

Проведение обследования. Перед ребенком кладут две картинки (затем четыре). Точно такие же картинки находятся в руках педагога, который соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит показать такую же.

Обучение. Если ребенок не выполняет задания, педагог показывает, как надо соотносить парные картинки. Затем предлагает соотнести четыре предметные картинки.

Показатели оценки действий ребенка:

принятие задания, осуществляет ли выбор, обучаемость, отношение к результату, результат.

6. Цветные кубики (восприятие цвета) - задание направлено на выявление сформированности зрительного восприятия цвета.

Оборудование. Цветные кубики (8 штук) основных цветов - 2 красных, 2 желтых, 2 зеленых, 2 синих.

Проведение обследования. Четыре кубика разного цвета ставят перед ребенком и просят показать такой, какой находится в руках педагога: "Возьми кубик такой, как у меня". Затем педагог просит показать:

"Покажи, где красный, а теперь, где желтый, зеленый, синий". Затем взрослый просит ребенка по очереди назвать цвет каждого кубика: "Назови, какого цвета этот кубик?" и т. д.

Обучение. Если ребенок не сличает цвета, то педагог обучает сличать сначала 2 цвета. В тех случаях, когда ребенок сличает цвета, но не выделяет по названию, педагог учит его выделять по названию два цвета, повторив при этом каждое 2-3 раза.

Показатели оценки: принятие задания, уровень восприятия цвета - сличает ли ребенок цвета, выделяет ли по слову название цвета, называет ли основные цвета, отношение к результату, результат.

7. Разрезные картинки - задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

Оборудование. 2 предметные картинки, одна из которых разрезана на две части.

Проведение обследования. Педагог показывает ребенку две части картинки и просит: "Сделай целую картинку".

Обучение. В тех случаях, когда ребенок не может это сделать, взрослый показывает целую картинку и просит из частей собрать такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, педагог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит добавить другую часть. После обучения ребенок должен выполнить задание самостоятельно.

Показатели оценки действий: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату и результат.

8. Конструирование из палочек (треугольник, молоточек) - задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умение ребенка действовать по подражанию, по показу.

Оборудование. Плоские палочки одного цвета (6 штук).

Проведение обследования. Перед ребенком строят из палочек фигуру ("молоточек") и просят его сделать такую же.

Обучение. Если ребенок по образцу не может построить молоточек, его просят выполнить задание по подражанию. В тех случаях, когда ребенок справляется с заданием, ему предлагают построить треугольник. Вначале по образцу, потом по показу, а если он не выполняет по показу, то предлагают построить по подражанию.

Показатели оценки действий: принятие задания, действия по подражанию, по показу, по образцу, результат и отношение к нему.

9. Достань тележку!- задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, в частности, ребенок должен найти способ использования вспомогательного средства (тесемки).

Оборудование. Тележка с кольцом, через которое продета тесьма.

Проведение обследования. Перед ребенком на другом конце стола находится тележка, достать рукой он ее не может. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесьмы, которые разведены между собой на 50 см. Ребенка просят достать тележку. Если он тянет только за один конец тесьмы, тележка остается на месте. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался соединить оба конца тесьмы и подтянуть тележку.

Обучение проводится на уровне практических проб самого ребенка: когда он тянет за один конец тесьмы, то надо дать ему возможность попробовать еще раз. Педагог за экраном снова продевает тесьму через кольцо тележки и предлагает ее достать.

Показатели оценки действий: если ребенок тянет за оба конца тесьмы сразу (или двумя руками за оба конца, или соединяет концы), это рассматривается как высокий уровень выполнения задания. В тех случаях, когда ребенок тянет вначале за одну тесьму и справляется с заданием после повторной пробы, отмечается положительное использование практических проб. Если же ребенок не догадывается использовать тесьму (или пытается дотянуться рукой, или же пытается подняться со стула и подойти к тележке), это оценивается как невыполнение задания. Отмечается также отношение к результату.

10. Порисуй! - это задание выявляет уровень развития предметного рисунка, а также какая рука является ведущей и наличия согласованности действий рук.

Проведение обследования. Ребенку даются листок бумаги и карандаши, просят нарисовать "дорожку". (Обучение не проводится).

Все описанные показатели явились основными параметрами оценки действий ребенка. При этом учитывали, что способы выполнения задания могут быть следующими: 1 - неадекватные действия; 2 - понимает цель, но самостоятельно действует без учета свойств и качеств предметов, т. е. хаотично; в условиях обучения действует адекватно, но самостоятельно задание не выполняет (даже после обучения); 3 - самостоятельно выполняет задание после обучения; 4 - сразу самостоятельно выполняет задание.

Анализ результатов обследования детей раннего возраста (от 2 до 3 лет) показывает, что у нормально развивающихся детей речь активно включается в познавательный процесс и в известной мере направляет его, т. е. наблюдаются элементы организующей функции речи, в большинстве случаев доводили свои действия до конца, были заинтересованы в конечном результате, ждали оценки взрослого. Напротив, дети с отклонениями в развитии были безразличны как к процессу выполнения задания, так и к его результату. Не закончив одного задания, они стремились к другому, не дожидаясь оценки взрослого. Этот факт свидетельствует о том, что отсутствие целенаправленности в деятельности прямо связано с отсутствием соответствующей мотивации. У них не сложилась система побудительных мотивов (получение одобрения, самоудовлетворение от результата своих действий и др.). Это обстоятельство также является существенно значимым при диагностике умственного развития, так как характеризует деятельность ребенка в целом.

Количественная оценка в баллах позволяет определить относительный уровень умственного развития каждого ребенка. Кроме того, подобное психолого-педагогическое обследование детей позволяет наметить направления коррекционной работы с ними.

Так, дети, получившие от 10 до 12 баллов, чаще всего относятся к категории глубоко умственно отсталых. У них необходимо развивать эмоциональный и деловой контакт со взрослыми, сотрудничество с ними, учить понимать цель действия.

Другую группу детей, набравших от 13 до 23 баллов, можно характеризовать как умственно отсталых с возможностями обучения в условиях специальных дошкольных учреждений. Их необходимо учить подражать действиям взрослого, ориентироваться в условиях задания, развивать ориентировочно-исследовательскую деятельность в процессе выполнения задания, связанного с предметными действиями.

У детей третьей группы необходимо уточнить клинический и психолого-педагогический диагноз. Здесь могут быть дети с задержкой психического развития, с общим недоразвитием речи, с незначительным нарушением слуха. Необходимо более детальное и комплексное изучение с целью установления дифференцированного диагноза.

Ранняя диагностика отклонений в психическом развитии ребенка раскрывает возможности для предупреждения умственной отсталости и организации комплексной психолого-медико-педагогической реабилитационной работы, что способствует наиболее адекватной социальной адаптации и интеграции таких детей в общество.

Методика обследования умственного развития де­тей 6-7 лет (по е.А.Стребелевой)

Источник: Е.А.Стребелева. Психолого-педагогическая диаг­ностика развития детей дошкольного возраста. М.-1998.

Методика «Разрезная картинка «Клоун»»

Цель: выявление уровня развития у ребенка интереса к позна­вательным задачам, установление сотрудничества с новым взрос­лым в новой обстановке, выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения.

Методика «Представления об окружающем (Беседа)»

Цель: выявление уровня ориентировки в окружающем мире, запаса знаний о себе и о своей семье.

Диапазон применения: 6-7 лет.

Оборудования нет.

Рекомендуемые вопросы:

Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Когда твой день рождения? Назови свой домашний адрес. Расскажи о своем доме. Сколько в нем этажей? На каком этаже ваша квартира? Расскажи о своей се­мье. Как твоя фамилия? Как зовут твоих родителей? Кто еще с вами живет? Хочешь ли ты Идти в школу? Как ты думаешь, что интерес­ного будет в школе. В какой класс ты сразу поступишь? При за­труднениях можно задавать уточняющие вопросы.

Оценка в баллах:

1 балл - не вступает в речевое общение, контакт и сотрудни­чество с новым взрослым устанавливается на эмоциональном и «деловом» уровне; "

2 балла - принимает задание, вступает в речевой контакт, од­нако ответы не соответствуют поставленным вопросам;

3 балла - принимает и понимает задание, отвечает с помощью

дополнительных, уточняющих вопросов - недостаточный уровень представлений об окружающем;

4 балла - принимает и понимает задание, с интересом отвеча­ет на поставленные вопросы - сформирован уровень представлений об окружающем.

Методика «Представления о временах года»

Цель: выявление уровня сформированное представлений о временах года, их последовательности.

Диапазон применения: 6-7 лет.

Материал: четыре сюжетных картинки, с изображением спе­цифических явлений природы для каждого времени года.

Ход обследования:

Взрослый спрашивает ребенка: «Как ты думаешь, какое сей­час время года?». Затем расставляет перед ребенком все четыре картинки с изображением времен года и просит: «Найди картинку, где изображено это (зима, весна, лето, осень) время года. А после этого какое время года наступит? А какое время года потом насту­пит? Найди картинку. Сколько всего времен года? Какое время года наступает после осени? Какое время года наступает после весны? В какое время года ты пойдешь в школу? Как называется первый осенний месяц?»

В случаях затруднения проводится обучение: взрослый помо­гает ребенку соотнести настоящее время года с изображением на картинке, а потом задает ребенку уточняющие вопросы: «Когда зи­ма закончится, какое время года наступит? В это время ярко светит солнце, снег тает, появляется зеленая трава, почки на деревьях и т.д. Найди это время года на картинке. А потом какое время года наступит? Найди его на картинке. Сколько всего времен года?»

- уровень сформированности представлений о временах года;

- умение самостоятельно определять и объяснять последова­тельность времен года;

-соотнесение описаний времён года с их изображением на картинках.

Оценка в баллах:

1балл - не понимает задание, в условиях обучения действует

2 балла - принимает задание, но не понимает его условий, раскладывает картинки без учета последовательности времен года;

3 балла - принимает и понимает задание, но самостоятельно вы полнить сразу не может, после обучения задание выполняет;

4 балла - принимает и понимает задание, выполняет задание самостоятельно, сформированы представления о временах года и их последовательности.

Методика «Количественные представления и счёт».

Цель: выявление уровня сформированности представлений о количестве, умения выполнять счетные операции в умственном плане, т.е. уровня развития наглядно-образного и элементов логи­ческого мышления.

Диапазон применения: 6-7 лет.

Материал: счетные палочки, экран.

Ход обследования:

Первый вариант - ребенку предлагают посчитать до десяти и обратно.. Затем задают вопросы: «Какое число больше: 5 или 6? Ка­кое число меньше: 6 или 7? Какое число стоит после пяти? Какое число стоит между тремя и пятью?» Если ребенок испытывает за­труднения в этих заданиях, то обучение не проводится.

Второй вариант - ребенку говорят: «Сейчас поиграем. Ты возьмешь 6 палочек, а я буду к ним прибавлять или отнимать. А ты скажешь, что я сделала, прибавила или отняла. А потом скажешь, сколько я прибавила или сколько отняла?» Предлагают взять шесть палочек из 15. Раскладывают их в ряд и просят ребенка пересчитать и запомнить, сколько у него палочек. Закрывают эти палочки экра­ном и отнимают 2 палочки. Затем открывают экран и спрашивают: «Что я сделала, прибавила или отняла? Сколько отняла?» Далее па­лочки кладут на место, просят ребенка запомнить их количество и закрывают снова экраном. За экраном прибавляют 2 палочки, от­крывают экран и просят снова ответить на вопросы: «Что я сделала, прибавила или отняла? Сколько я прибавила?» и т.д. Если ребенок затрудняется в определении операции и количества, то предлагают решить такого же рода задачу в пределах 5, при затруднении - в пределах 4. Если ребенок не решает задачи в пределах 4, предлагают выполнить счетные операции в пределах 3 с открытым резуль­татом.

Третий вариант (решение устных задач) предлагается, если ребенок отвечает верно в первых двух вариантах. Условия задач: «Во дворе гуляло шестеро детей: два мальчика, а остальные - де­вочки. Сколько гуляло во дворе девочек?» «На лужайке стоял пе­нек, а из-за пенька торчали ушки зайчиков, всего шесть ушей. Как ты думаешь, сколько зайчиков сидело за пенечком?» В случаях за­труднения проводится обучение: ребенку предлагают воспользо­ваться палочками и решать задачи с опорой на палочки. Затем предлагают решить аналогичные задачи устно: «На лужайке сидело 6 зайчиков, 2 убежало. Сколько осталось?» «За забором стояло не­сколько птичек. Видны были только лапки. Я посчитала, там было всего 6 лапок. Сколько стояло птичек за забором?».

Критерии оценки:

- принятие и понимание условий задачи;

- умение выполнять счетные операции по представлению;

- умение решать устные задачи в пределах 4-х, 5-ти, 6-ти;

- обучаемость - умение переносить способы решения задач на аналогичные;

Оценка в баллах:

1 балл - не понимает цель, в условиях обучения действует не­адекватно;

2 балла - принимает задание, количественные представления в пределах 3-х, решение устных задач недоступно;

3 балла - принимает и понимает задание, количественные представления только в пределах 5-и, устные задачи выполняет только в пределах 3-х;

4 балла - принимает и понимает задание, все виды заданий выполняет правильно.

Методика «Серия сюжетных картинок «Зимой»»

Цель: выявление умений определять временную пос­ледовательность событий, объединять последовательные действия в единый сюжет.

Диапазон применения: 6-7 лет.

Материал: сюжетные картинки с изображением знакомых де­тям жизненных ситуаций, всего четыре: на первой картинке - идет снег, дети одеты в зимнюю одежду, стоят с санками и ловят сне­жинки; на второй картинке - дети катают снежный ком; па третьей –ребенок катает третий ком, а два кома стоят рядом; на четвертой картинке - дети слепили снеговика, вместо шапки надевают ведро.

ребенку предлагают рассмотреть картинки и говорят: «Поду­май, как составить рассказ по этим картинкам?» При затруднениях ребенка взрослый уточняет: «Разложи картинки так, чтобы полу­чился рассказ: его начало, продолжение и окончание».

Когда ребенок разложит картинки, независимо от того, со­блюдена ли правильная последовательность событий или нет, оценка его действиям не дается, ему предлагают составить рассказ по серии сюжетных картинок. В процессе рассказывания ребенок может менять картинки местами.

Критерии оценки:

- понимает ли ребенок, что серии картинок объединены еди­ным сюжетом;

- учитывает ли ребенок, что это событие происходит во вре­менной, логической последовательности;

- может ли ребенок отразить это событие и его последователь­ность в своем рассказе.

Оценка в баллах:

1 балл - не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно;

2 балла - принимает задание, раскладывает картинки без уче­та ориентировки на последовательность событий, после оказания помощи не объединяет события в единый сюжет;

3 балла - задание принимает, раскладывает картинки с учетом последовательности событий, в некоторых случаях требуется толь­ко первый вид помощи, но самостоятельно рассказать о действиях не может;

4 балла - задание принимает, сам раскладывает картинки с учетом последовательности событий и составляет рассказ.

Методика «Дорисуй».

Цель: выявление уровня развития продуктивного воображения; уровня развития графических навыков.

Диапазон применения: 6-7 лет.

Материал: на листе бумаги изображение шести полукругов, цветные фломастеры (или цветные карандаши).

Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть по­лукруги и дорисовать их так, чтобы получились шесть разных предметов.

- принятие и понимание условий задачи;

- умение самостоятельно выполнить задание;

Оценка в баллах:

1 балл - не принимает и не понимает условия задания, после обу­чения действует неадекватно;

2 балла - принимает задание, но условия задания не понимает;

3 балла - принимает и понимает цель задания, может нарисовать три или четыре предмета;

4 балла — принимает и понимает цель задания, рисует шесть пред­метов.

Методика «Рассказ по сюжетной картинке»

Цель: выявление уровня развития элементов логического мышле­ния, умение воспринять целостную ситуацию, изображенную на картинке, умение устанавливать причинно- следственные связи между изображенными объектами и явлениями. Диапазон применения: 5-7 лет.

сюжетная картинка с явным смыслом. Для детей 6-7 лет пред­лагаются более сложные варианты - картинки со скрытым смыс­лом, незавершённым действием..

Ход обследования:

ребенку предлагают рассмотреть сюжетную картинку, а затем составить рассказ. В случаях затруднения ребенку предлагают от­ветить на ряд последовательных вопросов: «Что сначала делала де­вочка? А что потом?» Уточняющие вопросы позволяют ребенку рассмотреть объекты и ситуацию, понять причинно-следственную зависимость.

- принятие и понимание задания;

- умение самостоятельно понять сюжет и составить рассказ;

- умение устанавливать причинно-следственные зависимости;

- умение использовать помощь взрослого;

Оценка в баллах:

1 балл - не понимает цель задания, в условиях обучения дей­ствует неадекватно;

2 балла - принимает задание, перечисляет предметы и объек­ты, изображенные на картинке, однако не понимает динамики со­бытия, на уточняющие вопросы отвечает неадекватно, основной сюжет изображенного события не понимает;

3 балла - принимает задание, но самостоятельно не может воспринять целостную ситуацию, изображенную на картинке, по­сле уточняющих вопросов отвечает правильно, самостоятельно со­ставить рассказ не может;

4 балла - принимает задание, самостоятельно может понять целостность ситуации, изображенной на картинке, и может само­стоятельно составить рассказ.

Методика «Звуковой анализ слова»

Цель: проверка умения анализировать звуковой состав слова, уровень развития предпосылок к обучению грамоте.

Диапазон применения: 6-7 лет.

Материал: счетные палочки.

Ход обследования: взрослый говорит: «Я сейчас назову сло­во, а ты должен ответить, сколько звуков в этом слове». Взрослый называет слово «дом» и спрашивает, сколько звуков в этом слове. «Назови первый звук, третий звук, второй». Далее предлагается ре­бенку проанализировать следующие слова: «кот, стол, мост, хвост» и т.д. Если ребенок не может проанализировать слово «дом», взрослый сам называет звуки по очереди и выкладывает соответст­вующее количество палочек. Затем вместе с ребенком проводится анализ слова «кот». В тех случаях, когда ребенок понял, как анали­зируется слово, ему можно предложить анализ слова «стол, куст и т.п.».

Критерии оценки:

- принятие и понимание задания;

- способы выполнения - самостоятельно или после обучения;

- интерес к заданию.

Оценка в баллах:

1 балл — не принимает и не понимает условия задания;

2 балла - принимает задание, но условия задания не понимает, от­веты носят неадекватный характер, в условиях обучения отвечает адекватно, но после обучения самостоятельно с заданием не справ­ляется;

3 балла - принимает и понимает условия задачи, самостоятельно задание выполнить не может, после обучения с заданием справля­ется;

4 балла - принимает и понимает условие задания, самостоятельно справляется с его выполнением.

Методика «Продолжи ряд»

.Цель: проверка уровня развития готовности ребенка к пись­му, умения принять задание, связанное с учебной деятельностью, умения анализировать образец; работать по образцу.

Диапазон применения: 6-7 лет.

Материал: ручка, лист бумаги, на котором представлены три образца письменных заданий: на первой строчке 4 палочки, на вто­рой строчке палочки и крючочки, а на третьей - треугольники.

Ход обследования: ребенка просят написать на листе бумаги элементы, которые даны в образце, ему говорят: «Продолжи писать в строчку, как здесь».

Критерии оценки:

- принятие и понимание задания

-умение писать по образцу, соблюдая строчку и принцип че­редования элементов букв;

Оценка в баллах:

1 балл - не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно;

2 балла - принимает задание, однако, не может написать по образцу, пишет только некоторые элементы образцов, не учитывая их последовательности, не соблюдая строчки;

3 балла - принимает и понимает условие задания, может на­писать некоторые образцы, однако, принцип чередования элемен­тов образца при написании не учитывает;

4 балла - принимает и понимает условие задания, справляется с заданием без ошибок.

Методика «Узнавание фигур» (Тест Бернштейна)

Цель: проверка уровня развития памяти.

Диапазон применения: 6-7 лет.

Материал: 2 таблицы с геометрическими фигурами.

Ход обследования: ребенку предлагают таблицу с геомет­рическими фигурами, время показа 10 сек. Ему говорят: «Запомни эти фигуры».

После показа первой таблицы ребенку предъявляют другую таблицу, где фигуры-эталоны разбросаны среди 25 разных фигур. Ребенка просят найти среди них те геометрические фигуры, кото­рые он видел на первой таблице.

- очень высокий уровень - 9 фигур узнаны верно;

- норма - 7-8 фигур;

- низкая норма - 6 фигур, низкий результат - меньше 6 фигур.

Оценка в баллах:

1балл - не принимает задание;

2 балла - принимает задание, однако, может опознать в дру­гой таблице не более двух - трех фигур;

3 балла - принимает и понимает задание, может опознать че­тыре - пять фигур;

4 балла - принимает и понимает задание, узнает 7-9 фигур в другой таблице.

Читайте также: