Судно карина находится в территориальных водах

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Всё об инциденте с британским эсминцем у берегов Крыма 23 июня 2021: хронология, комментарии

«Крым 24» собрал всю последнюю информацию об инциденте с британским эсминцем Defender, который пересёк границу территориальных вод РФ у берегов Крыма днём 23 июня 2021. Читайте хронологию, комментарии политиков, смотрите видео.

ПОБЫВАЛ В ОДЕССЕ

Капитан эсминца Винс Оуэн успел пообщаться с секретарём Совета национальной безопасности Украины Алексеем Даниловым и даже вручил ему «первую в мире британскую карту Чёрного моря». Данилов подарку весьма обрадовался и написал в Facebook следующее:

«Эта памятная вещь еще раз напоминает нам о том, что Черное море никогда не было и не должно быть "российским озером", как бы этого ни хотелось нашему соседу-агрессору».

Очевидно, что «морская прогулка» военного корабля у крымских берегов готовилась заранее при участии Киева и Вашингтона. Во время учений представители Великобритании и США заявили, что готовы поддерживать «суверенитет и территориальную неприкосновенность Украины», «стоять плечом к плечу».

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

Днём 23 июня «Defender» на три километра вошёл в территориальные воды России в Чёрном море. Эсминец решил посмотреть поближе на мыс Фиолент под Севастополем. Границу британцы пересекли в 11:52.

Как всё было – снял в своём сюжете корреспондент ВВС Джонатан Бил, который находился на борту.

«Когда корабль подошёл к берегу на расстояние 12 миль, российская береговая охрана сделала угрожающий манёвр», - комментирует корреспондент Джонатан Бил. – Этот корабль подошёл совсем близко к эсминцу и пытается заставить его изменить курс»

Российские пограничники предупредили о применении оружия в случае нарушения границы. Предупреждение получили: это следует из сюжета. Из радиоприёмника отчётливо доносится:

«Если вы пересечёте границу, я буду стрелять. Если вы не измените курс, я буду стрелять», - предупредили пограничники по-английски.

Однако экипаж эсминца не отреагировал.

В 12:06 и 12:08 пограничный сторожевой корабль открыл предупредительную стрельбу. А ещё через девять минут самолёт Су-24м выполнил предупредительное бомбометание, сбросив по курсу движения эсминца четыре ОФАБ-250 (неуправляемая осколочно-фугасная авиабомба).

Британцам хватило: в 12:23 эсминец покинул территориальные воды РФ.

Минобороны РФ обнародовало пресс-релиз о происшествии и вручило ноту протеста военному атташе Великобритании.

Великобритания вхождение Крыма в РФ не признаёт, считая российские воды возле крымского берега украинскими.

Не ясно только, зачем было заявлять, будто никто не стрелял, ведь сюжет ВВС вышел в эфир тем же вечером, и британский журналист честно показал, как российские военные сбросили бомбы по курсу эсминца. Экипаж готовился к подобному: на всякий случай британцы надели защитные костюмы на случай пожара, это тоже показали в эфире ВВС.

РЕАКЦИЯ УКРАИНЫ

Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба поспешил в очередной раз обвинить Россию в агрессии, назвать «угрозой» для всех стран Черноморского бассейна, а заодно – и попроситься в НАТО.

« Агрессивная и провокационная политика РФ в Черном и Азовском морях, оккупация и милитаризация Крыма составляют постоянную угрозу Украине и союзникам. Именно поэтому я подчеркиваю, что необходимо качественно новое взаимодействие НАТО с Украиной в Черном море», - заявил Кулеба.

Советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк считает, что предупредительная стрельба по курсу эсминца – «информационная манипуляция», чтобы «создать негативный политический фон» для учений Украины и НАТО Sea Breeze-2021. Он подчеркнул, что, согласно позиции Киева, британский корабль не нарушил ни нормы международного права, ни украинские законы, когда проходил близ Крыма. По мнению Подоляка, «российская сторона пытается взрастить якобы серьезный инцидент из ничего».

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова указала на недостоверную информацию, которую распространили в Минобороны Великобритании – о якобы не состоявшемся бомбометании.

«В Лондоне утратили манеры. Хочется посоветовать британским партнерам: в следующий раз захотите «мирно зайти», стучите», - сказала Захарова.

Глава Крыма Сергей Аксёнов подчеркнул, что российские военные и пограничники, как всегда, «сработали профессионально, оперативно и эффективно».

«Сделали предупредительные выстрелы, дали понять, что Крым – это крепость, а границы России на замке. Подразделения наших Вооруженных Сил всегда готовы выполнить поставленные задачи. Не стоит пробовать Россию на прочность, это всегда плохо заканчивалось для тех, кто имел глупость это сделать», - предупредил Аксёнов.

В свою очередь пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков попросил журналистов «не делать концептуальных выводов» из инцидента с эсминцем в Чёрном море. При этом Песков назвал заход иностранного корабля в территориальные воды близ Крыма «подготовленным провокационным действием».

«Мы сожалеем, что такой инцидент имел место. Сожалеем, что он, очевидно, был подготовленным. Но нам не хотелось бы выводить из этого тенденции. И не хотелось бы предполагать, что подобные провокационные действия могут войти в систему», - заявил Песков журналистам.

Российские военные выдворили британский эсминец, который нарушил государственную границу России

Жесткий ответ на натовскую провокацию — в рамках закона и с предупредительной стрельбой. Таковы действия наших пограничников по выдворению нарушителя государственной границы России. А незваный гость — британский эсминец Defender.

Корабль с мощным радаром для всех типов целей и вскрытия систем ПВО, а еще с крылатыми ракетами «Гарпун», торпедами, зенитной ракетной установкой. И ведь идет, на предупреждения по связи не отвечает, аж на три километра продвинулся вглубь нашей территории у Крыма в районе мыса Фиолент. Тогда предупредили очередью по курсу и бомбами. Ушел быстро.

Казалось бы, прежде чем приблизиться к границам России, экипаж британского эсминца должен был припомнить историю с попыткой украинской флотилии прорваться в Керченский пролив и, главное, результат этой попытки. Но, нет, не вспомнили. Справедливости ради, эсминец Военно-морских сил Ее величества — это, конечно не украинские ржавые катера, но и ответ, что называется, по рангу.

Минобороны России: «В 11:52 23 июня с.г. эсминец УРО Defender ВМС Великобритании, действуя в северо-западной части Черного моря, пересек государственную границу Российской Федерации и вошел в территориальное море в районе мыса Фиолент на 3 км. Эсминец был предупрежден о применении оружия в случае нарушения госграницы, но не отреагировал. В 12:06 и 12:08 пограничный сторожевой корабль выполнил предупредительную стрельбу. В 12:19 самолет Су-24м выполнил предупредительное бомбометание (4 ОФАБ-250) по курсу движения эсминца УРО Defender».

Тут важно обратить внимание на время: после предупредительных выстрелов британский корабль шел прежним курсом еще 11 минут, пока Су-24 не сбросил перед ним четыре бомбы, и лишь тогда эсминец ушел из российских территориальных вод. В Минобороны вызвали военного атташе Великобритании, а в английском военном ведомстве параллельно заявили, что вроде как ничего не было:

«Мы полагаем, что русские проводили учебные стрельбы в Черном море и заранее предупредили морское сообщество о своей деятельности. Никакие из выстрелов не были направлены на HMS Defender, и мы не признаем утверждение о том, что на пути его следования были сброшены бомбы».

Впрочем, эксперты подозревают тут некоторое лукавство. Трудно ведь не заметить предупредительную стрельбу — на то она и предупредительная, — и уж тем более пролет бомбардировщика Су-24. Для сравнения, проход такого же самолета над палубой американского эсминца Donald Cook в свое время вызвал у трех десятков моряков непреодолимое желание сойти на берег. А ведь бомбы тогда не сбрасывали.

Ну а главное — сегодня на борту был журналист ВВС, и вот фрагмент его включения по телефону, расставляющий все по местам:

«Это был преднамеренный переход эсминца Королевского флота Defender в Грузию по международно признанному маршруту. Это еще один русский самолет пролетает над кораблем в Черном море. Здесь около 20 самолетов кружат над эсминцем».

Вроде все уже и так ясно, но вот еще момент, который описал журналист ВВС:

«Два российских корабля береговой охраны, преследовавшие военный эсминец Королевского флота, пытались заставить его изменить курс. В какой-то момент одно из российских судов приблизилось на расстояние в 100 метров. По радио звучали все более враждебные предупреждения, в том числе одно, в котором говорилось: «Если вы не измените курс, я буду стрелять». Мы слышали выстрелы на некотором расстоянии, но корабль не был в зоне поражения».

В общем, поверить в то, что остальные британцы смотрели куда-то в сторону, сложно. Как и в случайное нарушение российской границы.

«При современных средствах навигации, многократно дублированных причем, это не может быть навигационной ошибкой экипажа. Три километра — это все-таки очень большое расстояние. Это намеренно корабль вошел в наши территориальные воды. Так что без всякого преувеличения это провокация», — отмечает военный эксперт Михаил Ходаренок.

Причем провокация с участием серьезного военного корабля — помимо радиолокационной станции дальнего действия на эсминце Defender установлено зенитное вооружение, кроме того он способен нести ракеты разного класса. И вот такой набор на скорости до 30 узлов приближается к берегам Крыма на опасное расстояние.

Вряд ли это возможно без согласования со старшими товарищами по НАТО, то есть с Вашингтоном. И пусть никого не вводит в заблуждение в целом дружелюбный тон недавней встречи президентов России и Соединенных Штатов. Одно дело поговорить, другое — прекратить попытки проверить Россию на прочность. Ну, вот, опять проверили — и вовремя сменили курс.

«Если бы они не вышли из границ территориальных вод Российской Федерации, то в этом случае по ним вполне мог быть открыт огонь из береговых ракетных комплексов, типа «Бал» и «Бастион», и тогда от этого корабля бы там на Черном море и круга бы спасательного не нашли. Мы создали, я считаю, прецедент. И показали опять в очередной раз, что нарушать государственную границу Российской Федерации ни в воздушном пространстве, ни на море, никому не позволено. И меры будут приняты самые решительные», — подчеркивает Михаил Ходаренок.

Британская реакция в духе «мы не заметили» вполне может говорить о том, что сигнал приняли к сведению. Кстати, сервис MarineTraffic показывает путь эсминца вместе с тем самым приближением к мысу Фиолент, сменой курса, а потом и неожиданно стремительным переходом аж в Бахрейн всего за пару часов. Вряд ли, конечно, даже с испугу можно добиться такой скорости, скорее, кто-то химичит с ответчиком, но смена демонстрации силы на демонстративное бегство тоже кое-что значит.

Британская реакция в духе «мы не заметили» вполне может говорить о том, что сигнал приняли к сведению. Кстати, сервис MarineTraffic показывает путь эсминца вместе с тем самым приближением к мысу Фиолент, сменой курса, а потом и неожиданно стремительным переходом аж в Бахрейн всего за пару часов. Вряд ли, конечно, даже с испугу можно добиться такой скорости, скорее, кто-то химичит с ответчиком, но смена демонстрации силы на демонстративное бегство тоже кое-что значит.

Судно карина находится в территориальных водах

Пока в КНР следили за британской авианосной ударной группой, в китайские воды вторгся американский ракетный эсминец.

Американский ракетный эсминец «USS Benfold» вторгся в территориальные воды КНР, оставаясь в них весьма продолжительное время. Как следует из данных, представленных «East Day Military», инцидент произошёл после того, как китайские корабли покинули район Парасельских островов, тем самым открыв свободный доступ американскому флоту на эту территорию. В КНР назвали действия США очень серьёзной провокацией, которая, вероятно, была тщательно спланирована на фоне отслеживания Китаем британской АУГ. При этом, рядом с китайскими территориальными водами находился разведывательный корабль ВМС США, который, очевидно, и дал возможность ракетному эсминцу войти в китайские территориальные воды.

«Американский ракетный эсминец «USS Benfold» без нашего разрешения вошел в район Сиша в территориальных водах Китая, что серьезно нарушило суверенитет Китая над территориальными водами. Известно, что американский разведывательный корабль «Victory» находится в районе Сиша больше месяца. Согласно информации, опубликованной в социальных сетях, корабль морского наблюдения «Victory» ВМС США проводил интенсивные операции возле Парасельских островов с момента захода на юг Китайского моря 8 июня. Информация, опубликованная Южно-Китайским морским стратегическим ситуационным агентством, показывает, что в течение месяца судно морского наблюдения «Victory» проплывало у Парасельских островов и островов Чжунша. В течение месяца корабль обогнул периферию Парасельских островов и островов Чжунша, неоднократно возвращался и останавливался в ряде районов», - сказано в материале, опубликованном изданием «East Day Military».

Известно о том, что после вторжения ракетного эсминца в китайские воды, на его перехват были направлены корабли ВМС КНР, однако каких-либо серьёзных столкновений удалось избежать.

Ранее в КНР заявили о том, что готовы применить оружие для атаки на корабли-нарушители, хотя, судя по сложившейся ситуации, Пекин не готов на такие резкие шаги.

Marinetraffic (Марин Трафик) – карта судов AIS в реальном времени

Марин Трафик – это ресурс, с помощью которого можно отслеживать положение кораблей на карте AIS (Automatic Identification System). Делается это очень просто: в окне поиска нужно ввести название судна, и сервис покажет, где оно находится в данный момент. Кроме имени и типа корабля, можно узнать его курс, страну, которой он принадлежит, скорость движения и другие полезные данные.

Сервисом удобно пользоваться – суда разных типов подсвечены различными цветами, показано направление их движения, отдельно обозначены те, кто стоит на якоре.

Видео: MarineTraffic — самый популярный в мире онлайн-сервис отслеживания судов

При наведении курсора на значок во всплывающем окне появляется информация о корабле: название, страна приписки, пункт назначения. Если кликнуть на него, система покажет более подробную информацию, вплоть до фото.

Как работает Marinetraffic?

Для создания карты судов используется технология AIS – автоматическая система идентификации. На каждом корабле стоит передатчик, постоянно сообщающий с помощью радиоволн информацию в эфир. Здесь не используются мобильная и спутниковая связь, поэтому такая технология дешевле аналогов. Уловить сигнал может любой приемник, работающий на частотах ОВЧ или УКВ.

Покрытие трансляции зависит от нескольких факторов. Самые значимые – мощность передатчика и высота принимающей антенны. Но даже самый слабый ретранслятор может вещать в пределах 75 км. Этого достаточно, чтобы суда узнавали о присутствии друг друга с безопасного расстояния.

В эфир передается два типа информации: статическая и динамическая. К статической относятся неизменные во время плавания данные:

Видео: Как пользоваться фильтрами в сервисе Marine Traffic

Также указывается дата выхода и захода в порты, информация о пункте назначения. Постоянно меняющиеся сведения – курс, координаты, скорость судна, а также угол поворота. Эта информация передается с помощью GPS и обновляется в среднем каждые 10 минут.

Благодаря тому, что улавливать сигнал с такими данными можно на антенну от обычного радиоприемника, технология стала популярна. Оборудование для трансляции негромоздкое и без проблем поместится даже на небольшой яхте. А суда водоизмещением больше 500 тонн обязаны иметь его на борту.

Тип судна В пути На якоре
Грузовое судно
Танкер
Пассажирский лайнер
Быстроходное судно
Буксирное судно, лоцман
Рыболовное судно
Яхты и др.
Неопределенное судно
Средства навигации

Зачем нужно отслеживание судов

Изначально технология AIS использовалась для безопасности плавания. Радары, которыми оснащены суда, не всегда могут определить небольшое плавсредство даже в хорошую погоду. А если на море шторм или гроза, то видимость становится и вовсе нулевой. Для радиоволн погодные условия не помеха, поэтому ночью или в ненастье небольшие корабли будут видны на экране. Благодаря этому можно избежать столкновения.

После того как технология обрела популярность, в водах по всему земному шару устанавливают буи, которые ретранслируют сигнал AIS. Датчики располагают на берегу, плавучих станциях и даже на космических спутниках. Благодаря этому даже слабый сигнал с небольшой яхты будет виден на радарах проплывающих мимо супертанкеров.

Марине Трафик на русском языке, поиск судов

Как пользоваться картой судов AIS Marine Traffic в реальном времени

Для того чтобы отследить местоположение корабля, откройте на сайте раздел «Карта». Слева на странице есть меню, зайдите в поиск по названию судна и введите нужное имя. Если кораблей с таким названием несколько, то уточнить критерий поиска можно по идентификатору судна, стране приписки или другим данным. Сервис сразу покажет положение искомого объекта на карте, а также его курс и другую сопутствующую информацию.

Рядом с картой отображается общее количество судов и их число в определенном квадрате. Кроме того, в меню слева вы найдете:

На сайте Марин Трафик есть не только карта в реальном времени. В верхнем меню можно выбрать раздел «Суда» и найти нужное по названию, позывному, номеру IMO или MMSI.

Сервис покажет, какому порту приписан корабль, его тип, габариты, курс, которым он следует, и его положение на данный момент. Также можно запросить расчетное время прибытия в определенную точку назначения.

На сайте есть и информация о портах. Можно посмотреть, сколько кораблей там сейчас находится, прибытия и отправления в течение суток и даже местное время. Большинство функций доступны бесплатно, но не все. Чтобы посмотреть загруженность портов, графики рейсов судов, историю их позиций, нужно купить премиум-подписку.

Как пользоваться картой судов AIS Marine Traffic в реальном времени

Интерфейс сайта Марин Трафик доступен и на русском языке, но поиск судов возможен только по их английскому названию. Это связано с тем, что сервис международный, и передатчики транслируют информацию в эфир на латинице.

Чем удобен Marinetraffic

Благодаря множеству фильтров легко отследить, какие корабли находятся в нужной зоне. Например, можно задать тип судна: пассажирское, рыболовное, грузовое и прочие. Каждый вид отображается на карте разным цветом (эта функция бесплатна). Но если вы хотите отфильтровать трафик по вместимости, году постройки корабля, его длине или увидеть все суда, следующие определенным курсом, то нужно купить платную подписку.

Это же касается и меню «Погода». Бесплатно и без регистрации доступны только флажки ветра. Температуру, течение, видимость и другую специальную информацию могут просматривать только владельцы премиум-аккаунтов.

Местонахождения судов в реальном времени

Хотите узнать где находятся и какие суда или найти расположение конкретного судна в реальном времени, тогда выберите на карте нужный квадрант и просматривайте перемещение судов. Чтобы узнать, что за судно и кому принадлежит, просто щелкните по интересующему маркеру на карте судов.

  • Пассажирское судно
  • Рыболовное судно
  • Буксир, лоцманское судно и др
  • Грузовое судно
  • Яхты и пр.
  • Танкеры
  • Скоростное судно
  • Неопределенное судно
  • Пути судов
  • Средства навигации
  • Судно на якоре

Еще варианты

→ riverships.ru

Информация по Российским речным пароходам (с фото).

→ shipspotting.com

Если хочешь посмотреть фото парохода, и краткую информацию о судне.

→ shipsandharbours.com

Найти судно, и посмотреть его фото.

→ cfmc.ru/positioning

Информация о местоположении учебных судов.
Информация о местоположении судов предоставляется на основе данных отраслевой системы мониторинга (ОСМ). Время позиционирования выставлено по UTC.

→ maritime.com.pl
→ vesseltracker.com
→ marinetraffic.com

→ containershipregister.nl
поиск по названию контейнеров. Можно по названию искать судно, можно по IMO, и т.д.

Посмотреть информацию, и фото по пароходам судоходной компании MSC Ships.
Фото супер качество.
→ msc-ships.blogspot.com

Поиск по танкерам.
Фотографии танкеров, и краткое описание по каждому судну.

Рассылка анкет моряков
Разместить объявления для моряков и крюингов
Реклама на сайте для моряков

Bernhard Schulte Shipmanagement CSC St.Petersburg

Bernhard Schulte Shipmanagement CSC Ltd
Россия Санкт-Петербург

Альфа Навигейшн
«В.Ф. Танкер» ООО
Эпсилон Меритайм Сервисес

Маерск Крюинг Украина

Маерск Крюинг Украина
Сделано Webreal «Popeye-Crew Team» © 2014—2021
Информационная поддержка моряков

Швеция объявила, что Россия «вторглась» в ее территориальные воды


Два военных корабля РФ незаконно вошли в территориальные воды Швеции к юго-западу от Гетеборга 14 сентября, заявили на сайте министерства обороны Швеции.

Министр обороны страны Петер Хультквист в интервью телеканалу SVT уточнил, что суда находились в шведских территориальных водах в течение 11 минут.

«Это, конечно, преступление, и это нарушение территории Швеции», — сказал министр, слова которого приводит газета Expressen.

Глава оборонного ведомства отметил, что с российскими военными связались по радиосвязи, а затем они покинули территориальные воды Швеции. «Это нарушение. Это неприемлемо в соответствии с существующими правилами, и поэтому мы должны отреагировать. Поэтому был вызван и представитель российского посольства», — сказал Хультквист.

Швеция не впервые заявляет, что российские корабли нарушили порядок вхождения в территориальные воды страны. Около года назад издания NSD и Svenska Dagbladet со ссылкой на заявление шведских вооруженных сил сообщили, что 17 ноября российский «государственный корабль» вошел на «шведскую территорию» к западу от города Гетеборг без разрешения на то властей страны.

Швеция расценила это как нарушение правил, поскольку «у судна не было действующего разрешения».

Пресс-секретарь шведских вооруженных сил Филипп Саймон отказался отвечать на уточняющие вопросы шведских изданий. «Мы внесли всю имеющуюся информацию в отчет, который передали в правительство Швеции», — заявил он.

Министерство обороны Швеции тоже отказалось комментировать инцидент с кораблем РФ в Гетеборге. «Обычно мы не комментируем нарушения. Они могут быть разных видов, и это может быть государственной тайной. Вооруженные силы доложили, что это произошло», — констатировал Питер Хультквист.

В конце сентября прошлого года издание The Guardian со ссылкой на представителя шведского флота сообщало, что штаб-квартиру военно-морских сил (ВМС) Швеции перенесли на подземную базу на острове Муске, в 40 км от Стокгольма.

«База Муске уникальна с точки зрения фортификации, это подземная территория, такая же большая, как старый город в Стокгольме», — отметила глава отдела коммуникаций ВМФ Ребекка Ландберг.

Она подчеркнула, что командование ВМС должно быть устойчивым и способным работать даже под атакой, поэтому Муске считается «лучшим вариантом». «Вооруженным силам нужно адаптировать свои операции к вызовам, которые бросает ухудшающаяся внешняя среда», — сказала представитель ВМС.

Как объяснил старший аналитик Шведского института оборонных исследований Никлас Грэндзолм, решение перенести штаб-квартиру, вероятно, было связано с тем, что

только Муске, согласно расчетам, достаточно защищена на случай применения Россией мощного оружия.

Подземная военно-морская база на острове Муске была построена для ВМС Швеции в 1950–1960-х годах. Она предназначалась для безопасного базирования подводных лодок и небольших надводных кораблей в условиях войны с применением ядерного оружия.

В 2004 году военно-морской бюджет был сокращен, к тому же, международная напряженность после окончания «холодной войны» снизилась, поэтому базу законсервировали. Сейчас она частично используется как гражданская верфь и вспомогательная стоянка флота. На территории базы есть подземные доки, где могут укрыться корабли. Кроме того, там находятся госпиталь и офисные помещения.

В конце лета прошлого года издание Bloomberg сообщило, что правительство Швеции собирается ввести новый налог в банковской сфере для финансирования более высоких расходов на оборону. Таким образом Стокгольм хотел приложить дополнительные усилия по противодействию наращиванию военной мощи Москвы в Балтийском море, писало агентство.

Но ассоциация шведских банкиров раскритиковала такие планы министра финансов. Там обратили внимание, что банки уже платят высокие сборы, чтобы позволить государству справляться с финансовыми кризисами. Ассоциации отметили, что банки менее прибыльны, чем шведские публичные компании в среднем.

Эсминец Британии нарушил границу России: применялось бомбометание

"23 июня в 11:52 эсминец Defender военно-морских сил Великобритании, действуя в северо-западной части Черного моря, пересек госграницу Российской Федерации и вошел в территориальное море в районе мыса Фиолент на 3 км", - сообщили в Министерстве обороны России.

Фото: EPA/ZURAB KURTSIKIDZE

Отмечается, что экипаж эсминца был предупрежден о применении оружия в случае нарушения государственной границы РФ, но проигнорировал его. "В 12:06 и 12:08 пограничный сторожевой корабль выполнил предупредительную стрельбу. После чего в 12:19 самолет Су-24М выполнил предупредительное бомбометание четырьмя осколочно-фугасными авиационными бомбами калибра 250 кг по курсу движения эсминца", - сообщили в военном ведомстве.

В Минобороны уточнили, что моряки совместно с пограничниками остановили нарушение - в 12:23 эсминец покинул границы территориального моря Российской Федерации.

Национальный центр управления обороной (НЦУО) РФ 14 июня сообщил, что российские моряки начали отслеживать действия эсминца Defender ВМС Великобритании и фрегата Everton ВМС Нидерландов, зашедших в акваторию Черного моря.

Накануне сообщалось, что представители Вооруженных сил Украины, Великобритании и США провели совместную тренировку на британском эсминце Defender в Одессе, в ходе которой отработали абордажные действия. "Абордажные действия заключаются в неожиданном для противника захвате судна. Также абордажные действия используются для освобождения кораблей от пиратов", - сообщили в среду в Минобороны Украины.

Сообщалось, что эсминец Defender прибыл в Одессу в минувшую пятницу. Он стал уже вторым кораблем ВМС Великобритании, который зашел в этот город в течение последних нескольких недель, после патрульного корабля береговой охраны Trent.

Военный атташе Великобритании вызван в Минобороны РФ в связи с инцидентом с эсминцем в Черном море.

Спор на два миллиарда евро. Кому достанутся сокровища "Фрау Марии"?

Во время прокладки первой очереди газопровода Nord Stream, специалисты обнаружили на дне Балтийского моря обломки множества кораблей. В российских территориальных водах, а также в водах Финляндии, Швеции и Дании нашли более 15 якорей. В территориальных водах России были обнаружены два корабельных остова. В шведской части Балтики обнаружили 12 якорей. Два корабельных каркаса были найдены в Балтийском море у берегов Дании. В немецкой части Балтийского моря аквалангисты зафиксировали обломки трех кораблей. По данным археологов, на дне Балтийского моря лежит несколько тысяч кораблей, включая колесный фрегат "Гремящий" . Это парадный корабль, представляющий собой нечто вроде императорской яхты. Нашлась на этом огромном корабельном кладбище, причём, в отличном состоянии и бригантина"Фрау Мария", которая затонула в сильный шторм.

В ящиках из лосиной кожи

«Фрау Мария» попала в шторм в ноябре 1771 года у берегов Швеции. Сегодня это территориальные воды Финляндии. Несколько лет назад группа финских дайверов по наводке обнаружила под водой судно, покрытое толстым слоем ила. При ближайшем рассмотрении выяснилось: это и есть двухмачтовый флейт «Фрау Мария», пропавший в бурю более двух столетий назад. Новостью сразу заинтересовались в российском благотворительном фонде «Спасение национальных культурно-исторических ценностей». Именно этот фонд много лет подряд делал все возможное, чтобы "Фрау Мария" была бы поднята со дна Финского залива.

– Сегодня «Фрау Мария» находится в 11 километрах от финского острова Юрмо, – рассказывает глава фонда "Спасение национальных культурно-исторических ценностей» Артём Тарасов. – Исследователи установили: ценный груз не пострадал при крушении, потому что, перед тем как загрузить музейные экспонаты в трюм, их бережно упаковали в ящики из лосиной кожи. Потом их вложили в свинцовые сосуды. И сверху залили воском. Есть большая вероятность: полотна великих голландских мастеров прекрасно сохранились.

"Фрау Мария" взяла на борт разнообразный груз: цинк, сахар, ткани, сыр, одежду, а также предметы роскоши и картины голландских мастеров XVII века, в том числе Хендрика ван Балена, Герарда Терборха, Яна ван Гоена, Адриана ван де Вельде, Герарда Доу и других. Эти картины приобрел на аукционе в Амстердаме по личному указанию Екатерины II посол России в Голландии князь Голицын. Почему же бригантину до сих пор не подняли? Оказывается, Россия и Финляндия никак не могут решить, кто же является законным владельцем этих сундуков с сокровищами, стоимость которых оценивается в 2 млрд. евро. Спор продолжается.

"Раненая амазонка"

Но есть подозрения, что некогда крепкое судно начало рассыпаться под толщей воды. Не так давно во время шторма на берег Балтийского моря в Зеленоградске - бывший немецкий Кранц - выбросило загадочную скульптуру: женский бюст без головы. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что подарок из морских глубин может быть «Раненой амазонкой» – древнегреческой скульптурой, датированной V веком до н.э. Но откуда она взялась на балтийском взморье? Эксперты считают: раритет мог быть выброшен на берег с борта бригантины «Фрау Мария».

Если следовать архивам, бригантина вышла из Амстердама 12 августа 1771 года. Заходила «Фрау Мария» в каждый порт – в Дании, Германии и Швеции. Драгоценный груз был обозначен как «дипломатическая почта». В шторм «Фрау Мария» попала, когда вышла из порта города Турку. Напоровшись на скалу, судно начало тонуть. Команда пыталась спасти сокровища : матросы прыгали в воду с картинами в тубах. По некоторым данным, они спасли 8 полотен. Но дальнейшая судьба этих раритетов неизвестна.

– Нам не удалось найти в Амстердаме имена всех дилеров, которые покупали картины для Екатерины II, – продолжает свой рассказ Артём Тарасов. – Но имена четырёх покупателей мы установили. И это позволило определить: они выкупили 28 картин знаменитых голландских художников XIV–XVII веков.

Таким образом, казалось бы, главный вопрос решён – факт нахождения уникальных произведений культуры на борту судна подтверждён, теперь можно было бы начинать операцию по подъёму "Фрау Марии". Но неожиданно возникли сложности.

Очередь за сокровищами

После того как стало известно, что на дне Балтики лежат ценности стоимостью в миллиарды евро, сразу же выстроилась большая очередь из охотников за богатствами "Фрау Марии". Одними из первых права на груз «Фрау Марии» попробовали заявить дайверы, обнаружившие судно. Но финский суд им отказал. Следом о своих правах на сундуки с сокровищами заявила Швеция: воды, в которых затонула бригантина, 200 лет назад принадлежали шведам. Но позже Стокгольм отказался от своих претензий. После Швеции в числе претендентов на сокровища оказалась Голландия. Ведь корабль ходил под голландским флагом, да и местом происхождения груза являлись Нидерланды. Груз наш, голландский! Однако российская сторона продемонстрировала документ, подтверждающий, что Екатерина II заплатила как за груз, так за зафрахтованное судно. А вот с претензиями Финляндии дело оказалось много серьёзнее. Согласно законодательству, затонувшее судно, обретающееся в финских территориальных водах, не может повреждаться, передвигаться или подвергаться каким-либо манипуляциям без разрешения Министерства античности Финляндии.

– Но Россия, являясь правопреемницей собственности царской империи после 1917 года, вправе предъявить свои претензии на груз шхуны «Фрау Мария». При этом не исключается вариант судебного разбирательства в международных судебных инстанциях, – полагает почётный адвокат РФ Александр Островский.

Переговоры о подъёме корабля между Россией и Финляндией ведутся уже 8 лет. И шхуна все еще остается на дне, пока не решится вопрос, кому же именно она принадлежит.

Подъем корабля может быть осуществлен в течение двух месяцев. Эта операция сложна по многим факторам: плохая видимость на дне Финского залива, состояние корабля, пролежавшего на дне 246 лет, наносы песка и ила, необходимость консервации древесины до ее контакта с воздухом и так далее.

Операция оценивается в 100 млн. евро

По оценкам экспертов, стоимость операции по подъёму «Фрау Марии» может составить 100 млн. евро. Это не так много, учитывая, во сколько оценены сундуки с сокровищами. Сегодня корабль стоит на 40-метровой глубине в вертикальном положении, и его корпус на 2 метра заглублен в донных отложениях. То, что корабль стоит на киле, обусловлено как раз громоздким грузом в трюме, наполненном свинцовыми бочками с картинами. Сохранность корпуса обеспечили малосолёная вода в заливе и отсутствие течений. И ещё в этом месте полностью отсутствует грибок.

И уже две известные компании, специализирующиеся на поднятии затонувших кораблей, изъявили желание участвовать в тендере на подъём груза «Фрау Мария». Обе эти компании – SMIT Internationale и Mammoet Salvage – участвовали в подъёме атомной подводной лодки «Курск» в 2000 году.

- Согласно финскому закону о памятниках древности Финляндии, если затонувшее судно и груз пробудут в её водах 100 лет, то после этого принадлежать они будут исключительно финской стороне, - говорит адвокат Александр Островский. - И пытаться оспорить это через суд не удастся: Финляндия не подписывала Международную конвенцию ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия, а потому имеет право руководствоваться только собственными законами.

Столетие существования Финской Республики приходится на 2018 год. «Фрау Мария» сегодня объявлена в Финляндии «подводной реликвией». И внесена в Реестр национальных памятников. Вокруг "Фрау Марии" установлена 1,5 км «запретная зона». И заплывать за эти буйки запрещено!

Таким образом, осталось менее года, чтобы решить вопрос, кому принадлежат сокровища. Хочется надеяться, что сокровища с борта многострадальной «Фрау Марии» всё же займут свои места в Эрмитаже, пусть и с опозданием на несколько веков.

СПРАВКА

Примерный список картин, находящихся на борту «Фрау Марии»

1. Хендрик ван Бален (1575–1632) «Молодой Иисус Христос», написана совместно с Брейгелем.

В тихом омуте Японского моря В территориальных водах КНДР задержано российское судно

Район места задержания теплохода "Омский-122". Спутниковое изображение с сайта Google Maps

17 февраля 2009 года в Японском море, у мыса Мусудан, северокорейские пограничники в очередной раз задержали российское судно. Грузовой теплоход "Омский-122", шедший из южнокорейского порта Пусан во Владивосток, под конвоем был доставлен в порт Кимчхэк, принадлежащий КНДР. На борту теплохода находятся 17 членов экипажа.

Пока власти КНДР не называют причины задержания судна, однако можно спрогнозировать, что ею станет нарушение государственной границы Северной Кореи - за последние годы это стало стандартным объяснением подобных инцидентов.

Так, в ночь на 5 декабря 2005 года российский сухогруз "Терней" встал на якорь у мыса Мусудан, чтобы переждать шторм. За ночь судно предприняло несколько попыток продолжить путь, однако из-за сильного ветра было вынуждено от них отказаться. Утром к "Тернею" приблизился катер береговой охраны пограничной службы КНДР, с которого была открыта стрельба в воздух из автоматического оружия. Экипаж российского судна обвинили в нарушении границы Северной Кореи и отконвоировали в порт Кимчхэк. Через две недели после вмешательства российских дипломатов "Терней" был освобожден.

23 февраля 2008 года северокорейские пограничники задержали в районе мыса Мусудан теплоход Камчатского морского пароходства "Лида Демеш", шедший с партией автомобилей из японского порта Хамата во Владивосток. В территориальные воды КНДР судно зашло, также спасаясь от шторма. Далее, по привычной схеме, "Лида Демеш" было доставлено в порт Кимчхэк, где снова состоялись переговоры между российскими дипломатами и пограничниками. 27 февраля судно было отпущено.

Теплоход типа "Омский". Фото с сайта: www.riverships.ru

В ноябре 2008 года теплоход-земснаряд "Степан Демешев" бросил якорь в водах КНДР для починки вышедшего из строя двигателя. Однако на этот раз российское судно было отпущено самими пограничниками менее чем через сутки, поэтому вмешательства дипломатов даже не понадобилось.

Загадочное место, где периодически арестовываются российские суда, - район мыса Мусудан - объявлен властями КНДР зоной, закрытой для посещения иностранцами. И на это у них есть своя причина: в этом районе расположена ракетная база "Мусан-ри", с которой осуществлялся запуск северокорейской ракеты, созданной на основе баллистической "Тэпходон-2" и способной нести ядерные боеголовки.

Однако, как правило, суда оказываются в районе мыса Мусудан вовсе не из-за стремления добыть секретные сведения о разработках властей КНДР в области создания баллистических ракет, а по причине сильных штормов. В течение холодного сезона на Японское море выходят континентальные циклоны, вызывающие штормы и ураганы, которые могут продолжаться по двое-трое суток. В период с сентября по октябрь над морем проносятся тайфуны, сопровождающиеся ураганными ветрами.

Северокорейский порт Кимчхэк. Кадр "Первого канала"

По словам Анатолия Галузинского, генерального директора компании "Амурское пароходство", которой принадлежит теплоход "Омский-122", судно было задержано на расстоянии шести миль от мыса Мусудан во время шторма.

Согласно международным конвенциям по морскому праву, корабли имеют право заходить в чужие воды в условиях сильной непогоды, однако КНДР не подписывала эти документы и, следовательно, не признает их. Таким образом, у российских моряков остается на выбор два варианта - либо надеяться на удачный исход борьбы со штормом, либо отсидеться под охраной северокорейских пограничников в порту Кимчхэка, ожидая прибытия российских дипломатов.

Мощные штормы, случающиеся на Японском море, однако оставляют немного шансов на выживание - 2 ноября 2004 года в результате непогоды в водах моря затонули сразу два судна, погибли 40 моряков.

По последней на момент написания этой заметки информации, для переговоров с властями КНДР в Кимчхэк прибыл генконсул РФ в Чхончжине Евгений Валькович.

«Северный поток – 2»: «Фортуна» возобновила работу, позиции США и Германии неизменны

«Северный поток – 2»: «Фортуна» возобновила работу, позиции США и Германии неизменны

В минувшую пятницу, 22 января, судно снабжения «Катунь» отбуксировало трубоукладочную баржу «Фортуна» к точке начала работ по достройке «Северного потока — 2» в датских водах. Об этом говорят данные навигационного портала Vesselfinder. К 19:00 трубоукладчик доставили к югу от острова Борнхольм, где начинается недостроенный участок газопровода. К точке работ вслед за баржей сразу следовало судно снабжения «Вени», которое шло из Мукрана, где находится база «Северного потока — 2». Возможно, оно доставило груз труб. Место нахождения баржи указывало на то, что «Фортуна» приступит к укладке на самом коротком недостроенном маршруте, протяженность которого в датских водах составляет 47 километров. Есть ли жизнь после СП-2? Какое будущее ждет украинскую газотранспортную систему

Есть ли жизнь после СП-2? Какое будущее ждет украинскую газотранспортную систему

А уже 24 января оператор проекта СП-2, компания Nord Stream 2 AG, сообщила журналистам: «Судно "Фортуна" в коридоре строительства в водах Дании начало работы по возобновлению строительства газопровода "Северный поток — 2". Работы идут в соответствии с полученными согласованиями». По данным портала отслеживания судов Marinetraffic, рядом с «Фортуной» находится судно снабжения «Балтийский исследователь», а в зоне укладки трубы — многофункциональное судно обеспечения «Вени» и судно-буксир «Катунь». Кроме того, неподалеку от места укладки газопровода курсирует судно снабжения «Мурман».

По другой нитке необходимо уложить еще около 70 километров труб в датских водах. С высокой вероятностью ее будет достраивать российский трубоукладчик «Академик Черский». 21 января судно отошло от берегов Калининградской области и направилось в порт Висмар, куда прибыло 23 января. На протяжении лета-осени 2020 года «Академик Черский» проходил модернизацию оборудования и его испытания в море, и в строительстве СП-2 он до сих пор не участвовал.

Стоит отметить, что 22 января, когда «Фортуна» и «Академик Черский» двигались к местам назначения, патрульно-разведывательный самолет ВВС Польши M28B Bryza 1R пролетел над трубоукладчиками и судами «Северного потока — 2». Все пролеты польский военный самолет совершил на расстоянии 23-25 миль от территориальных вод Польши — в экономической зоне Германии и Дании в Балтийском море. Таким образом, говорить об обычном полете, который совпал с подходом трубоукладчиков СП-2 к месту строительства, не приходится.

Как известно, Польша является активным противником проекта, и с борта самолета могли вести детальную аэрофотосъемку, материалы которой могут быть интересны властям США, которые ввели расширенные санкции к участникам проекта и уже внесли в санкционный список владельца баржи «Фортуна» — ООО «КВТ-Рус». При этом в Польше панически боятся восстановления нормальных отношений между США и Германией. Так, 27 января ректор Ягеллонского колледжа профессор-американист Гжегож Бурский заявил: «Это, конечно, проявление шизофрении, поскольку, с одной стороны, мы слышим о негодовании из-за того, что Германия строит газопровод вместе с Россией и хочет обеспечить себе альтернативу. С другой стороны, Байден приглашает Германию к сотрудничеству». Бурский отметил, что более крепкие отношения США и Германии приведут к улучшению контактов между Вашингтоном и Москвой, что вызывает тревогу в Польше. В ФРГ предупредили о судебном процессе в случае остановки СП-2

Байден считает СП-2 «плохой сделкой для Европы», Меркель не согласна

Пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки во время брифинга 26 января заявила: «Президент все еще считает "Северный поток — 2" плохой сделкой для Европы». Она отметила, что новая администрация оценит меры против строительства трубы, принятые предшественниками. «Мы знаем, что предыдущая администрация вводила против газопровода новые санкции. Сейчас мы проводим обзор этих мер и консультируемся с нашими европейскими партнерами», — добавила пресс-секретарь. Псаки отметила, что тема «Северного потока — 2» обсуждалась во время телефонных переговоров Байдена и канцлера ФРГ Ангелы Меркель.

По словам Энтони Блинкена, чью кандидатуру на пост госсекретаря США в тот же день утвердил Сенат, Байден будет принимать меры для остановки строительства СП-2. Если же повлиять на европейских политиков не удастся, то новый президент начнет рассматривать другие варианты воздействия. «Знаю, что Байден хотел бы, чтобы мы использовали все средства убеждения, которые у нас есть, чтобы убедить наших друзей и партнеров, включая Германию, не продвигать дальше этот проект», — сказал Блинкен.

Однако убедить Германию в этом будет сложно, особенно учитывая выбранные в Вашингтоне методы. Ещё 21 января на пресс-конференции в Берлине Ангела Меркель заявила, что ее принципиальная позиция по «Северному потоку — 2» в свете новых санкций США «еще не изменилась настолько, что можно сказать, что проекта не должно быть». Канцлер ФРГ также выразила надежду на то, что смена администрации в США приведет к установлению более конструктивных отношений между Вашингтоном и Берлином. Это, по словам Меркель, видно уже по тому, какие первые указы подписал президент Джо Байден сразу же после инаугурации.

«Но тогда мы также должны говорить о том, какие экономические отношения в газовой сфере с Россией приемлемы, а какие нет. Дело не в том, что между США и Россией вообще нет торговых отношений, например в нефтяной сфере. Нужно обсудить, хотят ли они вообще торговать с Россией в газовой сфере и какой уровень зависимости будет приемлемым. Я считаю эти экстерриториальные санкции в любом случае средством, которое неуместно», — подчеркнула Меркель. Ангела Меркель: кто она

Ангела Меркель: кто она

Немецкая «рапира» против американского «мачете»

Журналисты ведущей немецкой экономической газеты Handelsblatt устроили 26 января на страницах издания дискуссию по поводу строительства газопровода «Северный поток — 2». Позицию противников проекта отстаивал журналист Йенс Мюнхрат. Он предположил, что продолжение строительства рассорит Берлин с другими европейскими странами, ухудшит трансатлантические отношения и поставит немецкое газовое обеспечение в невыгодную, по его мнению, зависимость.

В свою очередь, обозреватель Клаус Штратман выступил защитником проекта. Он отметил, что от строительства СП-2 в настоящий момент зависит благосостояние пяти европейских компаний, именно поэтому прекращать сотрудничество в рамках проекта нецелесообразно. По его словам, созданный федеральной землей Мекленбург — Передняя Померания фонд в поддержку проекта не является «маскировочной» организацией для обхода американских санкций. «США борются с "Северным потоком — 2" при помощи мачете, а Мекленбург — Передняя Померания защищается при помощи рапиры. Кто же всерьез упрекнет в этом земельное правительство?» — написал он. А немецким экоактивистам, выступающим против строительства, Штратман ответил, что все их аргументы о вредном влиянии газопровода на климат несостоятельны. Обозреватель подчеркнул, что само по себе наличие трубопроводной инфраструктуры не заставляет Европу переходить на исключительно ископаемое топливо.

При этом еще 21 января эксперт по вопросам экономической политики фракции входящей в правящую коалицию Социал-демократической партии Германии в Бундестаге Бернд Вестфаль заявил, что поставки российского газа в ФРГ по «Северному потоку — 2» могут способствовать переходу страны к использованию новых технологий. Он подчеркнул, что проект «Северный поток — 2» — это вопрос обеспечения энергетической безопасности Европы. «Мы с Россией долгое время являемся партнерами в области энергетики», — продолжил Вестфаль, уточнив, что Россия всегда была надежным поставщиком природного газа, даже в самый тяжелый период холодной войны. Александр Рар о санкциях США против СП-2: Такого давления Германия не испытывала 75 лет

Почти те же слова произнес 25 января новый председатель входящего в правящую в ФРГ коалицию Христианско-демократического союза Армин Лашет, подчеркнув, что Россия уже около 50 лет является надежным энергетическим партнером Германии. Отвечая на вопросы о проекте «Северный поток — 2», Лашет приветствовал слова канцлера ФРГ Ангелы Меркель о намерении обсуждать с новой американской администрацией энергетическую тематику. «Но вопросы энергобезопасности Германии в конечном итоге должна решать только сама Германия в европейском контексте», — сказал он.

Партнеры «Газпрома» уверены в реализации проекта

Глава германского концерна Uniper Андреас Ширенбек 27 января на конференции European Gas Virtual заявил, что газопровод «Северный поток — 2» будет завершен, так как этот проект необходим Европе. На этой же конференции глава австрийской компании OMV Райнер Зеле подчеркнул, что СП-2 позволит обеспечить энергетическую безопасность Европы в условиях снижающейся собственной добычи газа в ЕС. Как известно, OMV и Uniper, наряду с европейскими компаниями Engie, Shell и Wintershall, являются партнерами «Газпрома» по «Северному потоку — 2», инвестировав 50% стоимости проекта (более 4,5 миллиарда евро).

«Так как производство газа на внутреннем рынке в Европе снижается, нам потребуются дополнительные объемы газа. Мы убеждены, что как минимум одна треть от объемов газа, которые будут требоваться Европе, будет поставляться по газопроводу "Северный поток — 2". Этот проект поможет Европе обеспечить энергетическую безопасность», — сказал Зеле. Он считает, что в 2021 году спрос на газ в индустриальном секторе постепенно будет возвращаться к докризисному уровню. «Ожидается, что спрос на газ в Европе будет оставаться на стабильном уровне до 2025 года», — добавил компании OMV.

При этом 24 января министр окружающей среды Германии Свенья Шульце в интервью медиагруппе RND напомнила, что решение о строительстве газопровода приняли «много лет назад», он почти готов и «одобрен в правовом порядке». «Я могла бы представить себе и другие решения. Но если бы мы остановили проект сейчас, мы бы частично нанесли ущерб, говоря о надежности правовых решений, и, вероятно, столкнулись бы с судебными разбирательствами», — добавила Шульце. Несомненно, речь шла о возможных исках к правительству Германии со стороны европейских инвесторов проекта «Северный поток — 2».

Читайте также: