Табачная дорога джона форда

Обновлено: 14.05.2024

Tobacco Road \ Табачная дорога (1941)

Иногда к фильму прикрепляется жанр, об который спотыкаешься в недоумении. Вот почему-то считается что "Облако-рай" комедия и это мнение не перешибить даже атомной бомбой. И за фордовской лентой 1941 года прикрепился ярлык "комедии", чему способствовали многочисленные театральные постановки в 30-х годах. Я не читал роман и не знаю насколько переработали его театральные постановщики и насколько уже в свою очередь перелопатил материал сам Форд. Но он создал фильм (наверное, один из лучших в своей фильмографии) который не столько смешит, сколько вызывает ненависть и ярость.
В центре сюжета те, кого принято называть "реднеками", деревенщина в самом дистиллированном виде. Когда-то их предки на арендованных ими землях собирали обильные урожаи, принося тем самым прибыль себе и богатство владельцам земли. Местечко, о котором идет речь с тех далеких пор зовется "Табачной дорогой" поскольку отсюда переправлялся собранный табак в остальные американские штаты. Но это было давно.
Теперь хозяйства пришли в упадок, их владельцы обнищали и оскотинились, забросили фермерство и ведут растительный образ жизни, плодя многочисленное потомство, занимаясь мелким воровством и мечтая о прекрасном будущем которое наступит, когда они раздобудут немного денег на посевные работы. Сейчас бы весь этот люд сидел на велфаре и костерил правительство, тогда же государство еще могло позволить себе дать им возможность вымереть естественным путем. У главного персонажа Джетера Лестера (Чарли Грэйпуин) и его жены было восемнадцать детей. Кто-то из них уже умер, большинство сбежало в город и теперь с родителями живет два чада: Дуд, дебильный двадцатилетний сынок, всему на свете предпочитающий гонять на тачке и дудеть клаксоном и двадцатидвухлетняя текущая от похоти Элли-Мэй (Тирни) слишком старая, для того чтобы осчастливить какого-нибудь неженатого соседа. Сюжет начинает раскручиваться в тот момент, когда к Лестерам приезжает нынешний владелец земли Тим Хармон (Дана Эндрюс). Приезд Тима для Джетера вызывает надежду получить немного деньжат, но реальность кусается: поскольку владелец сам стеснен в финансах, он передал права на землю городскому банку и тот требует от Лестеров как арендаторов заплатить сто долларов в качестве арендной платы или съехать с земли. Срок истекает в воскресенье и Джетер пускается во все подлости, чтобы продлить свое растительное существование. Два варианта: идти работать на фабрику или в дом престарелых для него неприемлемы, поэтому битва за стоху будет не на жизнь, а на смерть.
В фильме нет положительных персонажей кроме возможно шерифа дающего всей семейке хорошего пинка под зад. Быдлота вызывает ненависть, а персонаж Эндрюса тратящего последние деньги, чтобы продлить на полгода безмятежное существование этой гнуси явно переадресовывает негодование зрителя в сторону государственных учреждений отвечающих за выделение пособий. В таком мире созданном Фордом нет места привычным для него персонажам, Джон Уэйн раскрутился бы на убийство уже через полчаса знакомства с героями фильма. Здесь бродит та закваска, которая сокрушит любое государство изнутри, если позволить ей бродить так и дальше.
Актеры все просто великолепны, Чарли Грэйлуин вызывает страх, а Джин Тирни неудержимое желание завалить ее в ближайшие кусты. Для Даны Эндрюс это одна из первых ролей, и он носит отвратительные маленькие усики.
Для меня "Табачная дорога" оказалась фильмом месяца.

Фильмы, определившие молодое русское кино

В программе "Поколение "Ноль" выбирает" режиссеры российской "новой волны" представляют фильмы, повлиявшие на них. Михаил Трофименков искал связь между тем, что они любят, и тем, что делают.

Игорь Волошин — "Прирожденные убийцы" Оливера Стоуна (1994)

"Мне нравится, когда давишь, давишь, давишь"

Волошин ("Нирвана", 2008; "Олимпиус инферно", 2008; "Я", 2009) откровеннее всех определил приоритеты: не нюансировать эмоции или вышивать атмосферу, а отбивать ритм, изумлять, брать в заложники. В героиновой "Нирване" это удалось сполна: как-никак первый русский киберпанк, раскрашенные герои которого обитают в Петербурге, с трудом узнаваемом даже аборигенами.

Василий Сигарев — "Иди и смотри" Элема Климова (1985)

«Иди и смотри» Элема Климова (1985)

«Иди и смотри» Элема Климова (1985)

"Детская травма, рубец на всю жизнь, словно прошел войну"

Избыточно натуралистическая трагедия о нацистском геноциде белорусских крестьян навсегда ранила Василия Сигарева ("Волчок", 2009). "Волчок" — это жизнь-война, жизнь-бегство. Для девочки, преданной, на свою беду, непутевой матери, само детство такая же травма, как для Сигарева многократный просмотр кошмаров Климова.

Алексей Мизгирев — "Вакантное место" Эрманно Ольми (1961)

"Там почти гоголевская история бухгалтера — какой-то итальянский Акакий Акакиевич"

Автор кровавых социально-эзотерических драм Алексей Мизгирев ("Кремень", 2007; "Бубен, барабан", 2009) неожиданно признался в любви к заторможенной истории встраивания итальянского юноши в некую кафкианскую фирму. Впрочем, разница лишь в том, что в этой фирме в отличие от московского ментовского участка в "Кремне" кровь брызжет далеко за кадром.

Алексей Попогребский — "За наших любимых" Мориса Пиала (1983)

"Эта история — пунктир. И каждое тире — это вспышка из жизни девушки, и каждый раз она предстает разной"

Сюзанна в шедевре Пиала — вещь в себе с непредсказуемыми реакциями. Непредсказуемы и действия героев Попогребского ("Коктебель", 2003; "Простые вещи", 2007; "Как я провел этим летом", 2010): убьют-пожалеют, погубят-спасут, продадут душу или покаются. Хотя они вроде и не 16-летние девицы, а матерые мужики, этакие куски жизни.

Андрей Прошкин — "Таксист" Мартина Скорсезе (1976)

"Сочетание психологизма, социальности, документальности и сдвинутости всего происходящего"

"Таксиста" должен был выбрать Алексей Мизгирев, цитирующий его в финальной бойне в "Кремне". До резни Прошкин ("Спартак и Калашников", 2002; "Игры мотыльков", 2004; "Солдатский декамерон", 2005; "Миннесота", 2009) героев не доводит, но ему близок нервный и чуткий стиль раннего Скорсезе. Его мотыльки сгорают на "злых улицах", его солдаты радуются отправке на чеченскую погибель, как радовались герои Скорсезе возможности погибнуть как взрослые мафиози.

Кирилл Серебренников — "Вальсирующие" Бертрана Блие (1974)

"Я тут же начал себя ассоциировать с этими прекрасными молодыми мерзавцами. Мне хотелось вести себя так же, хотелось полной свободы, анархии"

Статист, изображающий жертву, действует на нервы безумному миру, как анархиствующие подонки Блие, режиссера превращений, далеко не всегда легкомысленных. Превращения влекут и Серебренникова ("Рагин", 2004; "Изображая жертву", 2006; "Юрьев день", 2008), даже если он напускает в "Юрьевом дне" на превращение оперной дивы в тюремную поломойку туман "русской идеи".

Николай Хомерики — "Поезд" Ежи Кавалеровича (1959)

«Поезд» Ежи Кавалеровича (1959)

«Поезд» Ежи Кавалеровича (1959)

"За кадром завораживающе звучит польский джаз. Все такое легкое, а на самом деле перед нами общество в разрезе"

Про общество Хомерики ("977", 2006; "Сказка про темноту", 2009) сказал, чтоб не мучиться, выражая невыразимые нюансы желаний и закатов своих главных героев. Он не социальный режиссер, но так чувствителен к реальности, что по лицу статиста, мелькнувшего в "Сказке", читается вся его жизнь. Ключевое слово — "легкость". Хомерики — воздушный режиссер. Его фильмы — о жажде чувств, мучающей и варшавскую успешную молодежь, и милиционершу из Владивостока. В общем, весь этот польский джаз.

Борис Хлебников — "Табачная дорога" Джона Форда (1941)

"Форд категорически против американских представлений о том, что хорошо и что плохо, что такое успех и что такое правда жизни"

Герои Хлебникова ("Коктебель", 2003; "Свободное плавание", 2006; "Сумасшедшая помощь", 2009), как и фермеры из Джорджии, жертвы Великой депрессии и социального дарвинизма. Но за спиной Форда стоит великая и коллективистская — при всем индивидуализме янки — мечта, а в мире Хлебникова знаменитая русская соборность плохо помогает чудным героям с обочины жизни.

Екатерина Шагалова — "Замужество Марии Браун" Райнера Вернера Фассбиндера (1978)

"Рождалось какое-то тревожное ощущение, причем даже до взрыва дома в конце — помните?"

У Шагаловой ("Собака Павлова", 2005; "Однажды в провинции", 2008) схожее с Фассбиндером ощущение драматургии общества. Мария карабкается к успеху по руинам, успешная героиня "Однажды в провинции" спускается в пролетарский ад. Обе найдут погибель, обе — персонажи трагедии, притворившейся мелодрамой. Шагалова, как Фассбиндер, верит, что после Брехта заигрывание с эмоциями фальшиво, и снижает пафос трагической мелодрамы интермедиями с современными шутами.

Роли Джин Тирни - актрисы, чья трагическая судьбы вдохновила Агату Кристи

В 1962 году выходит роман Агаты Кристи "И, треснув, зеркало звенит…" из серии о мисс Марпл. Мотивом убийства ( осторожно существенный спойлер ) становится тот факт, что убитая случайно заразила убийцу, известную голливудскую актрису, краснухой, когда последняя была беременна. Сюжет романа на реальной детали биографии голливудской актрисы Джин Тирни, с тем исключением, что Тирни никого не убивала. В 1943 в разгар Второй Мировой, работая волонтером в "Голливудской столовой", где кинозвезды кормили и развлекали военнослужащих американской армии, Тирни подцепила от сбежавшей из карантина медсестры краснуху. В следствие чего её дочь родилась с очень серьезными проблемами со здоровьем и долго не прожила. Последнее стало одной из причин серьезных психических проблем и фактическим уходом Тирни из кино в середине 50-х, когда актрисе еще не было 35.

Удивительно, но даже несмотря на данную травму Тирни оставила после себя выдающуюся фильмографию, став одной из самых узнаваемых нуар-леди 40-х.

10 звездных фильмов Джин Тирни

Возвращение Фрэнка Джеймса (The Return of Frank James), 1940, режиссер - Фриц Ланг

С кинодебютом Тирни одновременно повезло и не повезло. Повезло, так как она с ходу получила главную женскую роль в фильме Фрица Ланга. Не повезло, так как "Возвращение Фрэнка Джеймса" - один из самых слабых фильмов Ланга.

Табачная дорога (Tobacco Road), 1941, режиссер - Джон Форд

Малоизвестный шедевр Форда, посвященный жизни самых нищих слоев американского общества, проживающих в штате Джорджия. Джин Тирни весь фильм проводит чумазой и повадками напоминает дикого зверя.

Жестокий Шанхай (The Shanghai Gesture), 1941, режиссер - Джозеф Фон Штернберг

Роскошный экзотический нуар, в котором банальная мелодраматическая история благодаря шикарной работе костюмеров, декораторов и оператора превращается во что-то большое, чем должна была быть. Джин Тирни в фильме выглядит так, как больше никогда не будет выглядеть.

Лора (Laura), 1944, режиссер - Отто Преминджер

Один из главных нуаров и детективов в истории Голливуда, много кого вдохновивший и много на что повлиявший. Джин Тирни досталась роль женщины-загадки в буквальном смысле этого слова. "Лора" стала визитной карточкой актрисы на годы вперед.

Бог ей судья (Leave Her to Heaven), 1945, режиссер - Джон Стал

Тирни исполняет роль психопатической личности в этом, снятом с оглядкой на фильмы Хичкока триллере. Кино достойное, но с ним связана одна занятная история. Когда-то в конце 90-х данный фильм по кабельному каналу случайно посмотрел Мартин Скорсезе, который так впечатлился увиденным, что включил фильм в свою "Историю американского кино" и всячески рекламировал его другими способами. Затем фильм по рекомендации Марти посмотрели другие критики и кинематорграфисты. В результате "Бог ей судья" прописался во многих топах "самых признанных фильмов в истории кино". История неплохо демонстрирует, как формируются подобные топы, и как забытый фильм может получить признания спустя десятилетия после выхода, если его во время бессонной ночи посмотрит кто-то действительно уважаемый в кинематографической среде.

Драговик (Dragonwyck), 1946, режиссер - Джозеф Манкевич

Классическая готическая мелодрама, не сильно впечатляющая сценарием (он достаточно стандартен), но красиво снятая. Тирни в декорациях середины 19 века смотрится удивительно естественно.

Призрак и миссис Мьюр (The Ghost and Mrs. Muir), 1947, режиссер - Джозеф Манкевич

Симпатичная мистическая мелодрама о "романе" вдовы, переехавшей с детьми в дом с призраками, и его обитателем - духом сварливого капитана, который сначала пытается избавиться от незваных гостей, а потом, напротив, начинает им активно помогать.

Ночь и город (Night and the City), 1950, режиссер - Жюль Дассен

Гениальный британский нуар об авантюристе в исполнении Ричарда Уидмарка, который во что бы то стало стремится прийти к успеху в послевоенном криминальном Лондоне. Тирни играет его подружку, пытающуюся безуспешно обуздать амбиции антигероя.

Там, где кончается тротуар (Where the Sidewalk Ends), 1950, режиссер - Отто Преминджер

Спустя 6 лет после выхода "Лоры" Преминджер вместе с исполнителями главных ролей Джин Тирни и Дэной Эндрюсом решает повторить успех фильма. Получилось отлично, но до блистательной "Лоры" фильм всё же не дотягивает.

Левая рука Бога (The Left Hand of God), 1955, режиссер - Эдвард Дмитрик

Приключенческая мелодрама, ставшая последним фильмом Тирни перед долгим перерывом. Партнером актрисы по фильму стал великий Хамфри Богарт , и случись этот фильм десятью годами ранее, могло получиться что-то действительно мощное, но в 1955 и Тирни, и Богарт были уже не в лучшей физической и психологической форме

Биография Джона Форда

Джон Форд - американский режиссер. Фильмы «Потерянный патруль» (1934), «Осведомитель» (1935), «Дилижанс» (1939), «Юный мистер Линкольн» (1939), «Гроздья гнева» (1940), «Табачная дорога» (1941), «Форт Апач» (1948), «Тихий человек» (1952), «Отправившиеся на поиски» (1956), «Осень чейеннов» (1964) и др.

Шон Алоизиус О`Фини (Джон Форд) родился 1 февраля 1895 года в Кейп-Элизабет, штат Мэн. Он был тринадцатым, последним ребенком в семье ирландского иммигранта, владельца салуна. Окончив колледж в Портленде, Шон устроился в рекламный отдел обувной фабрики, а в 1913 году приехал в Голливуд к брату Френсису, который был актером и режиссером у Томаса Инса.

Шон О`Фини работал реквизитором, администратором, статистом (снимался у Гриффита в «Рождении нации»), наконец, стал ассистентом брата, взявшего псевдоним Форд. Таким образом, Шону посчастливилось стать свидетелем первых шагов вестерна. Он успел еще послушать рассказы чуть не последнего из знаменитых шерифов — Вайета Ирпа, приезжавшего навещать своих друзей-ковбоев.


В 1917 году О`Фини снял свой первый вестерн «Прямой наводкой». «Единственное, что меня интересует, — говорил режиссер много лет спустя, — это фольклор Дальнего Запада. Мне всегда хотелось показать эту страну по-настоящему, почти документально». Взяв псевдоним Джон Форд, он снимал вестерны с участием популярных ковбоев.

В период с 1917 по 1924 год Форд поставил около 50 фильмов. Громкий успех принесла ему лента «Железный конь» (1924), в которой рассказывалось о строительстве в конце 1860-х годов железной дороги Сан-Франциско — Нью-Йорк. Фильм снимался на натуре в Неваде. В массовых сценах участвовало более пяти тысяч статистов. Форд задействовал 2 тысячи лошадей, 10 тысяч техасских быков и 300 бизонов.

Перемены в творчестве Форда тесно связаны с изменениями в стране, происшедшими в годы кризиса. Джон открывает Америку простых людей, своих современников. Немалое значение имела для режиссера встреча с Дадли Николсом, по сценариям которого он поставит четырнадцать картин.

Первый значительный фильм Николса и Форда — «Потерянный патруль» (1934). Это трагическая история маленького британского отряда, заблудившегося в пустыне и постепенно истребляемого арабами. Критика отметила красочное изображение однообразного пути по пескам, простые характеры солдат, внутреннее драматическое напряжение.

Поистине мировую славу Форду принес «Осведомитель» (1935) — экранизация рассказа ирландского писателя О`Флаэрти. Джон добивался этой постановки в течение пяти лет. Ему дали всего 218 тысяч долларов и трехнедельный срок. Итак, Дублин, осень 1922 года. Действие «Осведомителя» начинается вечером, когда на улицах зажигаются фонари, и кончается на рассвете. Изображение размыто, смазано, словно окутано туманом или табачным дымом; музыка основана на народных ирландских мотивах. В центре внимания не повстанцы, а предатель, доносчик Джайпо. Финал картины символичен — смертельно раненный, Джайпо вползает в церковь и умирает возле распятия. «Мало найдется фильмов, столь выдержанных от начала до конца в едином ритме и настроении, — пишет киновед Ежи Теплиц. — Дадли Николс и Джон Форд нашли в кинематографическом языке, в изобразительной и звуковой палитре идеально точные выразительные средства, чтобы рассказать мрачную, как туманная и ветреная ирландская ночь, историю измены, наказания, раскаяния и прощения».


Кадр из фильма «Искатели» (1956).

В «Осведомителе» снималась группа ирландских актеров, однако на роль Джайпо был приглашен американец Виктор Мак-Лаглена, удивительно подходивший к этой роли по своей творческой индивидуальности и типажным данным.

Вопреки предсказаниям, «Осведомитель» получил не только высокую оценку критики, но и признание зрителей. Премию «Оскар» получили Виктор Мак-Лаглен — за лучшее исполнение главной мужской роли, Джон Форд — за режиссуру, Дадли Николс — за сценарий и Макс Стейнер — за музыку.

Джон Форд женился раз и навсегда — на Мэри Мак-Брайд Смит в июле 1920 года, у них родились сын Патрик и дочь Барбара. По воспоминаниям Патрика, отец отличался суровым нравом «Общение с отцом сводилось у меня к фразе «Да, сэр». Однажды я сказал «Нет, сэр» и надолго потерял его расположение».

История жизни Джона Форда

В 1939 году Джон Форд вернулся к любимому жанру его «Дилижанс», поставленный по рассказу Хейкокса, открыл эру эпического вестерна. Правда, продюсеры долго не давали согласия на этот проект, считая, что вестерн изжил себя. Почти весь фильм дилижанс с пассажирами преследуют индейцы. «Я всегда пытаюсь рассказать о некой человеческой ячейке, группе самых разных людей, которых судьба свела вместе, и они объединились против некой общей опасности», — говорил Форд, добавляя, что ему крайне интересно поведение героев в минуты опасности.

В «Дилижансе» банкир Гейтвуд показан демагогом и трусом; продавец спиртного Пикок, которого все принимают за проповедника; кроткий человек, профессиональный шулер Хэтфилд оказывается рыцарем и жертвует жизнью ради дамы; беспутный пьяница доктор Бун демонстрирует мужественность и человечность. Проститутка Даллес у Форда — лирическая героиня, тоскующая о своей погубленной жизни и возрождающаяся благодаря любви к преступнику, ковбою Ринго Киду. В последнюю минуту подоспевает помощь, герои прибывают в город, и начинается типично вестерновский финал Кид (Джон Уэйн) убивает троих врагов, а затем уезжает вместе с Даллес, отпущенный добрым шерифом.

«Дилижанс», как и восемь других фордовских фильмов, снимался в Долине Монументов, в индейской резервации Навахо, на границе штатов Аризона и Юта. Характерный ландшафт древней террасы настолько слился с именем режиссера, что ее стали называть Долиной Форда. По поводу этого фильма кинокритики разных стран сошлись во мнении и провозгласили «Дилижанс» лучшим вестерном в истории кино.

Значительным был и другой фильм Форда того времени - «Юный мистер Линкольн» (1939). Сергей Эйзенштейн отмечал, что картине присуща «поразительная гармоничность всех слагающих его частей». Источники этой гармонии — в народном и национальном духе; образ Линкольна (Генри Фонда) был трактован в духе фольклора.

В начале 1940-х годов Форд поставил своего рода трилогию — «Долгий путь домой», «Табачная дорога» и «Как зелена была моя долина», посвященную матросам, разоренным фермерам и шахтерам. Форд любил и понимал простых людей, ему были интересны их чувства и мысли, надежды и разочарования. Он сделал предметом высокого искусства их бедный быт и простые лица, на которые горе и заботы наложили свою печать.

«Долгий путь домой» — экранизация (по сценарию Дадли Николса) четырех одноактных пьес Юджина О`Нила, действие которых было перенесено из Первой мировой войны во Вторую. Герои фильма — матросы небольшого судна «Гленкорн», перевозящего боеприпасы. Гибель угрожает членам экипажа; в этой ситуации с предельной ясностью раскрываются их души.

Важное место в трилогии занимает картина «Табачная дорога» по роману Э. Колдуэлла, показавшая крайнюю степень народной нищеты и вызванное ею моральное падение людей.

И наконец, «Как зелена была моя долина» по Р. Луэллину — печальная лирическая повесть об умирании целого края, шахтерского Уэллса. Показывая распад семьи, Джон Форд полон ностальгии, тоски о прошлом, когда долины были зелены, а семьи шахтеров жили счастливо. Гриффит и Майер назвали этот фильм и «Гроздья гнева» (1940) произведениями «социального реализма». Кстати, американские киноакадемики удостоили обе картины премий «Оскар» за лучшую режиссуру.


В 1942 году Джон Форд был мобилизован в кинослужбу военно-морского флота. Он снял документальные ленты «Битва за Мидуэй» (1942, премия «Оскар»), «Это наша общая война», «7 декабря» (1943, премия «Оскар») и художественный фильм об американцах в первые дни боевых действий на Филиппинах «Их было не вернуть» (1945). Во время войны Джон получил тяжелое ранение и потерял глаз.

В мирное время Форд вернулся к своему любимому жанру. Классической ясности и простоты достигает он в вестерне «Моя дорогая Клементина» (1946). В фильме воссоздан один из легендарных эпизодов биографии шерифа Вайета Ирпа — сражение с бандой Клентона.

В 1948 году на американский экран вышел еще один вестерн Форда «Форт Апач», где Джон Уэйн создал запоминающийся образ сержанта американской армии. Многолетняя дружба Форда и Уэйна была скреплена общностью мировоззрения. И тот, и другой были консерваторами. Но если Форд исповедовал умеренный консерватизм, то Уэйн принадлежал к той категории патриотов, которых журналисты окрестили «ястребами».

Герой «Форта Апач» наделен многими достоинствами. Он готов служить, не требуя для себя привилегий. Он жалеет аборигенов и даже пытается остановить кровопролитие между армией и дикарями, выступив в роли парламентера.

Настоящей сенсацией стала комедия «Тихий человек». Это забавная история о том, как американский боксер (Уэйн) возвращается к себе на родину в Ирландию и влюбляется в местную девушку (О`Хара). Однако ему приходится иметь дело с местными традициями и обычаями, о которых он успел подзабыть. Прекрасные пейзажи, снятые в цвете, чудесная музыка Виктора Янга делают фильм радостным и живым. Форд и актеры, в основном ирландского происхождения, трудились над картиной с большой любовью.

«Тихий человек» получил премии «Оскар» за режиссуру и операторскую работу, номинации за лучший фильм, мужскую роль второго плана (Мак-Лаглен), сценарий, работу художников и звук. Картина была удостоена международной премии кинофестиваля в Венеции.


Джон Форд не терпел возражений. В связи с этим вспоминается фильм «Мистер Робертс» (1955), в котором морского лейтенанта играл Генри Фонда, блиставший в этой роли на сцене. Образ был для актера слишком близким, и поправки Форда вызвали у него протест. Дело едва не дошло до драки. В результате заканчивал фильм Мервин Ле Рой.

В 1956 году Форд сделал пленительную и странную картину, попавшую позже в список лучших фильмов всех времен, — «Отправившиеся на поиски». Главный герой Итон (Джон Уэйн) клянется найти похищенную индейцами племянницу. Поиски растягиваются на долгие пять лет. В этом вестерне Форд и Уэйн достигают высот жанра. Картина вызвала много подражаний; был снят аналогичный телесериал с подобным сюжетом.

Когда Форду было далеко за шестьдесят, он вновь снимает вестерны «Кто убил Либерти Вэланса» (1962) и «Осень чейеннов» (1964) по роману Мэри Сэндоз. Этими фильмами Джон Форд прощается со своим прошлым. Он, создавший Ринго Кида, прекрасно понимал, что время его прошло. Новому вестерну понадобились другие герои. Символично, что эпопею «Осень чейеннов» венчает счастливый финал к индейцам приезжает глава местной администрации, вызванный армейским капитаном, раскуривает с вождем сигару и разрешает чайеннам поселиться там, где они хотят.


Разумеется, и последняя картина Форда — «Семь женщин» (1966) — сделана в любимом жанре. До конца жизни он представлялся так «Меня зовут Джон Форд. Я снимаю вестерны».

В 1971 году Питер Богданович посвятил ему документальный фильм «Поставлено Джоном Фордом», использовав фрагменты из картин режиссера, интервью с его ближайшими сотрудниками и другие документы. Киноакадемия удостоила Форда почетного «Оскара» за творческую карьеру (1973).

«Последний раз я видела его, когда он болел и уже не вставал с постели — да, он умирал, — вспоминала актриса Кэтрин Хепберн. — Жесткий, он любил своих друзей и ненавидел своих врагов, любил Ирландию, любил кино, любил свои хиты, обожал свои провалы. Капризный, упрямый, непреклонный, высокомерный и большой друг. И. ой какой опасный враг. »

Он умер 31 августа 1973 года. «С восхитительной легкостью Джон Форд умел смешить публику, умел вызывать у нее слезы. Ему не удавалось только одно — навеять на нее скуку!» — писал Франсуа Трюффо.

Послевоенные годы. Часть IV. Джин Тирни

Начало жизни Джин Тирни было довольно многообещающим. Родившись на Восточном побережье в состоятельной семье, Джин ходила в самые лучшие школы и однажды посетила студию Warner в 1938 году в качестве туриста. Именно тогда режиссер Анатоль Литвак обратился к ней со словами: „ Мисс, Вы непременно должны сниматься в кино!“

Кинодебют Джин Тирни в фильме Фрица Ланга „Возвращение Франка Джеймса“, 1940 год

Брюнетка с высоко поднятыми скулами, светлыми глазами и привлекательными чертами лица была по мнению продюсера Дэррила Ф. Занука „самой красивой женщиной мира кино“. Джин уже успела сразить всех на повал на Бродвее и вскоре актриса дебютировала в фильме Фрица Ланга „Возвращение Франка Джеймса“ (1940 год), где партнером Джин на съемочной площадке был Генри Фонда. Далее следовали „Табачная дорога“ Джона Форда (1941 год), „Дочь Белль Старр“ Ирвинга Каммингса (1941 год), „Жестокий Шанхай“ Джозефа фон Штернберга (1941 год), а так же „Закат“ Генри Хэтэуэя (1941 год ) и „Китаянка“ (1942 год).

„Табачная дорога“ , 1941 год

„Дочь Белль Старр“, 1941 год

„Жестокий Шанхай“, 1941 год

Но самыми важными фильмами в кинокарьере Джин Тини стали „Лора“ (1944 год) и „Бог ей судья“ (1945 год), последний принес актрисе номинацию „Оскара“. Для фильма „Лора“ продюсер и режиссер Отто Премингер инвестировал баснословную сумму денег на гардероб актрисы, чтобы обеспечить успех ленте. Художнику по костюмам Бонни Кэшену заплатили целых 15 000 долларов за его творения, учитывая то, что меха и золото были не настоящими.

Cцена из фильма „Лора“, 1944 год

„Бог ей судья“, 1945 год

Несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, актриса не прекращает работу над ее последней значимой ролью в кино в фильме „Совет и согласие“ (1962 год).

Не знавшей невзгод в детстве, повзрослевшая Джин Тирни переживала одну катастрофу за другой: обанкротившийся отец присваивал себе деньги дочери, старшая дочка Джин была серьезно больна, первый брак актрисы оказался неудачным, а последующие близкие отношения с мужчинами не приносили счастья. Многочисленные нервные срывы актрисы доводили до госпитализации в психиатрические больницы, где Джин подвергалась суровому лечению, которое еще более усугубляло ее психическое состояние.

Табачная дорога

Пьеса "Табачная дорога" была написана Джэком Криклэндом по мотивам книги Ерскин Кэлдвелл. Ее премьера прошла в Нью-Йорке 4 декабря 1933. С тех пор она постоянно ставилась в театрах, чем побила все рекорды продолжительности, существовавшие до этого в американской драматургии.
Такова Табачная дорога сегодня, но сто лет назад….
. когда семья Лестеров, впервые приехала в Джорджию, все было по-другому.
15 миль этой дороги пробегали по гребням холмов до самой реки Саванна.
. через богатейшие поля хлопка и табака. во всем Юге…
. мимо красивых и огромных домов построенных и принадлежащих Лестерам.
Но так было сто лет назад.
Однако со временем земли эти пришли в упадок…
. дела Лестеров шли все хуже и хуже.
И вы думаете, они сбежали? Нет.
Лестеры остались.
. Но все их владения и все их положение…
. превратились в пыль подхваченную ветром.
И вот.
И вот какова Табачная дорога сегодня.
Тпррр!
Привет Генри! Как дела?
Не жалуюсь, Джитер.
Отлично! Слушай.
Верно ли говоря, что Бесси вернулась?
Да. На прошлой неделе.
Схоронила мужа в Стейтсборо.
Не прошло и года, как она оправилась от потери и вернулась домой.
Так разве это не чудесно?
Значит она как и прежде зазря не грустит?
И не говори, Джитер…
Клянусь, у меня скоро голова треснет.
. от ее пения и воскликов "аллилуйя"…
"Приноси же радость в каждый уголок. "
"И маяком ты можешь быть кому-то в шторме. "
Ух-ты! Ну и голосит же она!
Ни на минуту не угомонится, с тех пор как вернулась…
Ну ладно, пока, Генри!
Ты видел, что у тебя шина лопнула?
Да я ни разу домой не приезжал без спущенной шины.
В следующем году я избавлюсь от этой развалюхи.
Ну пока, Генри!
Чтоб тебя!

- Да не устал я ничего.
- Как поживает Перл? Все ли с ней в порядке?
Вот из-за этого я сюда и пришел. Я хочу поговорить с Джитером о Перл.
Ну что на этот раз? Она опять тебя ни во что не

ⓘ Табачная дорога - фильм Джона Форда, созданный в редком для режиссёра жанре комедии. Картина поставлена по одноименной пьесе Джека Киркленда, которая в свою оче ..

Добавьте внешнюю ссылку на свой контент бесплатно

"Табачная дорога" - фильм Джона Форда, созданный в редком для режиссёра жанре комедии. Картина поставлена по одноименной пьесе Джека Киркленда, которая в свою очередь основана на романе американского писателя Эрскина Колдуэлла.

1. Сюжет

Главные герои - пожилая чета Лестеров, Джитер и Ада, с дочерью Элли Мэй на выданье, олигофреном-сыном Дьюдом и матерью жены. В прежние годы их род выращивал табак и перевозил его по местной дороге отсюда название фильма, но теперь хозяйство пришло в запустение. В город возвращается капитан Тим, сын землевладельца, сдававшего Лестерам землю в наём. Семья Тима также разорилась, банк же забирает земли и избавляется от арендаторов. Общими усилиями героям удаётся уговорить представителя банка перевести Лестеров на ренту в $100 в год. У Джитера появилась новая цель - раздобыть деньги. Параллельно развиваются две побочные сюжетные линии. Сын Дьюд женится на сестре Бесси, религиозной женщине, а дочь Элли Мэй выходит замуж за шахтёра Лава. После многих приключений главе семьи не удаётся найти нужную сумму. Наступает день выплаты, и Лестеры покидают ферму и отправляются в дом престарелых. По пути они встречают капитана Тима, который предлагает подвести их. Однако он возвращает Лестеров на ферму и сообщает, что заплатил за них на полгода вперёд. Счастливый Джитер вновь мечтает о великом урожае.

2. В ролях

  • Дэна Эндрюс - капитан Тим Хармон
  • Грант Митчелл - Джордж Пэйн, банкир
  • Джин Тирни - Элли Мэй Лестер
  • Зеффи Тилбери - бабушка Лестер
  • Элизабет Паттерсон - Ада Лестер
  • Слим Саммервилл - Генри Пибоди
  • Уорд Бонд - Лав Бенси
  • Чарли Грэйпвин - Джитер Лестер
  • Уильям Трэйси - Дьюд Лестер
  • Марджори Рэмбю - сестра Бесси Райс

3. Создание

Избрав в качестве материала для экранизации роман Эрскина Колдуэлла, руководство 20th Century Fox предполагало повторить успех предыдущего фильма Джона Форда "Гроздья гнева" 1940, поставленного на основе знаменитого одноимённого романа Джона Стейнбека. При сходном историческом фоне обоих произведений Колдуэлл сделал ставку на иронический аспект. "Однако там, где Стейнбек славил гордость сгоняемых с земли бедняков, Колдуэлл и Джек Киркленд, адаптировавший "Табачную дорогу" для сцены, эксплуатировали невежественность и эксцентричность бедняков Юга", - писал американский исследователь Т. Галлахер.

4. Критика

Джон Форд переработал в ироническом ключе один из распространённых и типичных голливудских образов и мотивов 1930 - 1940-х годов: фермер, живущий мечтой о собственной земле, доме и прочем. Ирония над великой американской мечтой о городе-саде дала картину, в которой сочетаются элементы комедии-слэпстик см. также комедия-буфф - падения, пинки, затрещины, трюки, гэги, - социальной комедии в фильме персонаж сестра Бесси постоянно поёт традиционные фермерские гимны, которые немедленно подхватывают горожане и драмы. Неоднозначность жанра фильма комедия, драма обусловлена столкновением весьма упрощённой разработки комических характеров с глубоко драматичной, патетической трактовкой главных героев в отдельных сценах. Например, представитель банка предлагает Джитеру и Аде переехать в город и работать на ткацкой фабрике, но герой отвечает: "Нет, сэр, это не для меня. Я не пойду туда, плати они мне и по 15 долларов в неделю. Нет-нет, я просто не смог бы… Я, я просто не смог бы жить так, вот так. Я не смог бы жить в городе. Город не любит меня, а я - его. Я не могу жить в этих комнатах. Мне нужно стоять на земле. Вот почему мне нравится и дом престарелых. Он стоит на земле, на которой я родился".

Словари

Форд Джон (Ford), настоящие имя и фамилия Шон Алоизиус О’Фирна или О’Фини (O’Fearna, O’Feeney) (1895-1973), американский кинорежиссёр. Фильмы: «Дилижанс» (1939, в отечественном прокате - «Путешествие будет опасным»), «Юный мистер Линкольн» (1939), «Гроздья гнева» (1940), «Табачная дорога» (1941), «Человек, который пристрелил Либерти Вэланса» (1962), «Осень чейеннов» (1964) и др.

ФОРД Джон (1895-1973) - американский кинорежиссер. Фильмы: "Дилижанс" (1939, в советском прокате "Путешествие будет опасным"), "Юный мистер Линкольн" (1939), "Гроздья гнева" (1940), "Табачная дорога" (1941), "Человек, который пристрелил Либерти Вэланса" (1962), "Осень чейеннов" (1964) и др.

ФОРД Джон (Ford, John)

(1586 - ок. 1640), английский драматург, наиболее значительный из трагиков в царствование Карла I. Родился в Девоншире; крещен 17 апреля 1586. О жизни и творчестве Форда известно немного. Вероятно, несколько месяцев он провел в Эксетер-колледже Оксфордского университета, после чего с ноября 1602 учился в юридической корпорации "Миддл Темпл", членом которой продолжал быть и в 1617. Других сведений о его деятельности как юриста не сохранилось. Записей о смерти Форда также не обнаружено. Если не считать недостоверных сведений о некой пьесе, самостоятельно написанной Фордом в 1612, начало его работы для театра следует относить к 1621-1624, когда он написал пять пьес в соавторстве с Т.Деккером, в ту пору уже зрелым драматургом. Из них дошли только две - Эдмонтонская ведьма (The Witch of Edmonton, 1621) и пьеса-маска Любимец Солнца (The Sun's Darling, 1624), третьим автором которой был У. Роули (1585?-1642?). Сохранились две пьесы Форда для труппы "Слуги его величества". Трагикомедию Меланхолия влюбленного (The Lover's Melancholy, 1628) в духе Д.Флетчера отличают строгая продуманность сюжета и тонкий психологизм; в ней нашли отражение теории Р.Бертона (1577-1640), развитые им в Анатомии меланхолии (1621). В Разбитом сердце (The Broken Heart, опубликована в 1633, поставлена ранее) специфика драматургии Форда проявляется наиболее отчетливо. Это трагедия обманутых надежд, действие которой разворачивается в Спарте; брак по принуждению приносит в финале несчастье всем героям. Форд - автор пяти пьес для театра "Феникс". В своей самой знаменитой пьесе Нельзя ее развратницей назвать (T'is pity she's a whore, опубликована в 1633, поставлена ранее) Форд вернулся к приемам "кровавой трагедии" якобитской эпохи. Тема инцеста (любовь между братом и сестрой) развита с откровенным сочувствием, хотя трагический финал преступной страсти предрешен с самого начала. Другая романтическая трагедия, Жертва любви (Love's Sacrifice, 1633), построена на сложном конфликте чувств: ревнивый герцог - второй Отелло - убивает жену, которая осталась ему верна, сумев преодолеть свою любовь к Фернандо. Перкин Уорбек (Perkin Warbeck, опубл. 1634) - единственная заслуживающая внимания пьеса этой эпохи на сюжет из английской истории: самозванец выдает себя за короля Ричарда IV, однако это скорее трагедия личности, нежели историческая хроника. Изысканная простота этой пьесы резко контрастирует с написанной вслед за ней не совсем обычной, явно неудавшейся комедией Чистые и возвышенные мечты (The Fancies Chaste and Noble, опубликована в 1638). Сдержанна по сценической манере пьеса Суд над леди (The Lady's Trial, 1638): жена, ложно обвиненная в неверности, в конце концов оправдана. По новым данным, перу Форда принадлежит также трагикомедия Королева, или Женское совершенство (The Queen, or The Excellency of her Sex, опубликована анонимно в 1653). Форд работал в условиях спада в английской драматургии, когда круг тем и ситуаций, разработанных в период первоначального подъема, был уже исчерпан. Этим объясняется его пристальное внимание к занимательности сюжета и ориентация на традиции итальянского театра в построении интриги.

Форд Д. Разбитое сердце. - В кн.: Младшие современники Шекспира. М., 1986

форд джон (драматург)

ФОРД Джон (драматург) - ФОРД (Ford) Джон (1586-1639), английский драматург. Трагедии «Как жаль ее развратницей назвать», «Разбитое сердце» (обе опубликованы в 1633), «Перкин Уорбек» (1634).

форд джон (кинорежиссер)

ФОРД Джон (кинорежиссер) - ФОРД Джон (1895-1973), американский кинорежиссер. Фильмы: «Дилижанс» (1939, в советском прокате «Путешествие будет опасным»), «Юный мистер Линкольн» (1939), «Гроздья гнева» (1940), «Табачная дорога» (1941), «Человек, который пристрелил Либерти Вэланса» (1962), «Осень чейеннов» (1964) и др.

ФОРД (Ford) Джон (наст. имя Шон Алоис О"Фини, O"Feeney, O"Fearna) (1 февраля, 1895 Кейп-Элизабет, шт. Мэн - 31 августа 1973, Палм-Дизарт, Калифорния) американский режиссер, продюсер, сценарист. По происхождению ирландец.

С 1913 работает в Голливуде под руководством своего старшего брата Фрэнсиса сначала ассистентом режиссера, с 1917 - режиссером. Его первым крупным успехом стал вестерн «Железный конь» (1924), рассказавший о прокладке трансконтинентальной железной дороги через просторы Дикого Запада Америки. Наряду с наличием традиционных приемов жанра (драматизм сюжета, внешняя динамика действия, натурные съемки и т. д.) фильм отличался нехарактерной для приключенческих лент психологизацией характеров действующих лиц. Не только главные герои, но и второстепенные персонажи получились выразительными и запоминающимися. Уже здесь проявилась сильная черта всего творчества Форда - его умение работать с актерами.

Недостатком же почти всех ранних фильмов режиссера было отсутствие добротной драматургической основы. Возникшее в начале 1930-х гг. творческое содружество с талантливым сценаристом Д. Николсом открыло в этом смысле весьма плодотворные перспективы, что особенно отчетливо проявилось в фильме «Осведомитель» (1935, премия «Оскар»). Режиссер, экранизируя известный роман Л. О"Флаэрти, сконцентрировал все внимание на показе психологии предателя, продавшего за деньги своего товарища и постепенно начавшего осознавать значение совершенного проступка. Умелое создание атмосферы надвигающейся трагедии, точное использование шумов и музыки, выразительное использование деталей принесли фильму заслуженную славу.

Наивысшими же достижениями Форда стали фильмы «Дилижанс» (1939, другое прокатное название - «Путешествие будет опасным») и «Гроздья гнева» (1940). Первый поставлен режиссером в привычном для него жанре вестерна, в котором постановщик сумел отойти от привычного деления героев на «добродетельных» и «злодеев». В картине причудливо сочетаются тонкая ирония над представителями различных социальных слоев американского Дикого Запада и явная романтизация американской истории.

В фильме «Гроздья гнева» (премия «Оскар», 1940), созданном по одноименному роману Дж. Стейнбека, Форд обращается к одной из самых жгучих проблем современной ему действительности - трагическому положению лишенного земли американского фермера. В отличие от ряда других произведений, в том числе и своей собственной «Табачной дороги» (1941), режиссеру здесь удалось убедительно вскрыть социальные корни драматических конфликтов.

В годы войны Форд, несмотря на плохое зрение (он всю жизнь ходил в очень темных очках или с черной повязкой на одном глазу) находился на тихоокеанском театре военных действий, где снял несколько документальных фильмов, два из которых («Битва за Мидуэй» и «7 декабря») были отмечены премиями «Оскар». В послевоенный период, режиссер снова возвращается к постановке вестернов ( «Моя дорогая Клементина» - 1946, «Форт Апач» - 1948), на военную тему («Когда Вилли придет, маршируя домой», 1950, «Это - Корея», 1951) и сентиментальных мелодрам («Солнце светит ярко», 1953, «Могамбо», 1953), не ставшими событием в творчестве мастера.

Новый взлет творчества Форда падает на первую половину 1960-х гг. В фильме «Осень чейенов» (1964) режиссер сумел по-новому взглянуть на взаимоотношения белых переселенцев и индейцев, показав последних не агрессивными варварами, как прежде, но пострадавшей стороной. Фильм «Человек, который убил Либерти Вэланса» (1962) стал реквиемом его постоянному, только уже постаревшему и помудревшему романтическому герою. Таким был и сам постановщик, продолжавший упорно работать, несмотря на почти полную слепоту и прогрессирующий рак, от которого он и умер в маленьком калифорнийском городке.

Табачная дорога (фильм)

«Табачная дорога» (англ. Tobacco Road ) — фильм Джона Форда, созданный в редком для режиссера жанре комедии. Картина поставлена по одноименному роману американского писателя Эрскина Колдуэлла.

Избрав в качестве материала для экранизации роман Эрскина Колдуэлла, руководство «20 век Фокс» предполагало повторить успех предшествующего фильма «Гроздья гнева», поставленного Джоном Фордом на основе знаменитого одноимённого романа Джона Стейнбека. При сходных исторических фонах обоих произведений, Колдуэлл сделал ставку на иронический аспект. «Однако там, где Стейнбек славил гордость сгоняемых с земли бедняков, Колдуэлл и Джек Кёрклэнд, адаптировавший „Табачную дорогу“ для сцены, эксплуатировали невежественность и эксцентричность бедняков Юга» [1] , — писал американский исследователь Р. Л. Девис.

Главные герои — пожилая чета Лестеров — Джитер и Ада, — с дочерью Элли Мэй на выданье, олигофреном-сыном Дьюдом и матерью жены. В прежние годы их род выращивал табак (откуда название фильма), но теперь хозяйство пришло в запустение. В город возвращается капитан Тим, сын землевладельца, сдававшего землю Лестерам в наём. Однако семья Тима также разорилась, Банк же забирает земли и избавляется от арендаторов. Однако общими усилиями героям удаётся уговорить представителя Банка перевести Лестеров на ренту в 100 $. У Джитера появилась новая цель. Параллельно развиваются две побочные сюжетные линии. Сын Дьюд женится на сестре Бесси, и дочь Элли Мэй выходит за муж за шахтёра Лава. Однако ему не удаётся найти нужную сумму. Наступает день выплаты, и Лестеры собираются в дом престарелых. Но в последнюю минуту появляется капитан Тим. Пожилые люди просят немного подвести их. Но Тим вновь возвращается на ферму и сообщает, что заплатил за Лестеров на полгода вперёд. Счастливый Джитер вновь мечтает о великом урожае.

Джон Форд комически переработал один из распространённых и типичных голливудских образов и мотивов 1930—1940-х годов: фермер, живущий мечтой о собственной земле, доме и пр. Ирония над великой американской мечтой о городе-саде дала картину, в которой сочетаются элементы комедии-слэпстик (падения, пинки, затрещины, трюки, гэги), сатиры (в фильме персонаж сестра Бесси постоянно поёт традиционные фермерские гимны, которые немедленно подхватывают горожане), социальной комедии (в традициях лент Фрэнка Капры) и драмы. Неоднозначность жанра фильма обусловлена столкновением весьма упрощённой комической стороны характеров с глубоко драматическими и выразительными деталями. Так, представитель Банка предлагает Джитеру и Аде переехать в город и работать на ткацкой фабрике, но герой отвечает: «Нет, сэр, это не для меня. Я не пойду туда, плати они мне и по 15 долларов в неделю. Нет-нет, я просто не смог бы… Я, я просто не смог бы жить так, вот так. <…> Я не смог бы жить в городе. Город не любит меня, а я — его. Я не могу жить в этих комнатах. Мне нужно стоять на земле. Вот почему мне нравится и дом престарелых. Он стоит на земле, на которой я родился» [2] .

Читайте также: