Теплоход булгария катастрофа на волге причины

Обновлено: 30.05.2024

Катастрофа на Волге. Как спасались и умирали пассажиры "Булгарии"

Семь лет назад затонул пассажирский теплоход "Булгария". У людей было около трёх минут, чтобы выбраться из огромного корабля, который стремительно скрывался под водой.

10 июля 2011 года совершавший круиз по маршруту Казань — Болгар — Казань двухпалубный пассажирский теплоход "Булгария" затонул на обратном пути. Из-за перегруза, непрофессионализма экипажа и плохого технического состояния судна погибли 122 человека, среди которых 28 несовершеннолетних. Катастрофа стала крупнейшей на Волге по числу жертв в современной России.

Многие ехали в Болгары семьями или шумными компаниями. Те, кто выжил, до сих пор винят себя, что остальных не удалось спасти, даже если это было физически невозможно.

Она была беременна

Евгений и Лейсан Терёшины сыграли свадьбу 25 июня 2011 года, а через пару недель отправились в путешествие. Молодые люди знали, что Лейсан была на 15-й неделе беременности, и подбирали имя будущему ребёнку. Девушка знала, что родится сын, но пока не решалась сказать, — всё хотела сделать сюрприз.

Молодые люди встречались ровно год и жили вместе полгода. Они любили друг друга так сильно, что окружающие говорили, что они как брат и сестра — похожи и внешне, и характером. У них даже отчества были одинаковые — Айдарович и Айдаровна.

Денег особо не было, Женя только недавно устроился на работу, чтобы обеспечивать семью. Решили, что небольшой круиз на теплоходе потянут, — надо же себя порадовать. Да и отправлялись вместе с друзьями.

Евгений и Лейсан Терёшины. Фото: © Соцсети

Евгений и Лейсан Терёшины. Фото: © Соцсети

Утром 9 июля Женя и Лейсан летели сломя голову к речному порту: были уверены, что теплоход отходит от причала в 9:00. Уже на месте вспомнили, что до отправления ещё 12 часов, — "Булгария" стартовала из Казани вечером. Ну что поделать? Пришлось вернуться. Возвращаться перед дорогой считается плохой приметой, но кто об этом в 20 лет задумывается?

И вот он — вечер. На пристани выстроился ряд теплоходов. Все они стояли гордо, прямо и поражали своей какой-то статью, что ли. Поодаль от них примостилась "Булгария". Она словно заманивала людей, "приветливо" наклонившись направо. На крен обратили внимание все пассажиры, правда, значения никто не придал: ну неприятно, но не критично же?!

До Болгар дошли еле-еле. Особо пассажиры не жаловались: многие из них — дети, которые вообще слабо представляют, как должен выглядеть теплоход. Остальные считали, что это просто "неудобства", и продолжали веселиться. Дождь и шторм, конечно, раздражали, но что тут поделаешь, — бывает. В конце концов никто не ждал VIP-судна за тысячу, ну максимум за 3,5 тысячи рублей, уплаченных за путёвку.

Утром 10 июля всех высадили в Болгарах и отправили на экскурсию. Туристы чертовски устали — душно, много ходить, да и у многих был довольно весёлый вечер. Поэтому по возвращении на борт многие просто рухнули отдыхать.

Не стал исключением и Евгений, а Лейсан отправилась прогуляться по палубе. Она стала одной из первых, кто увидел, как судно заваливается на бок и наполняется водой. Девушка бросилась в каюту — разбудила спящего мужа. Молодожёны схватились за руки и побежали наверх. Пробежали по коридору по колено в воде, подбирались к двери, ведущей к спасению, как вдруг теплоход пошатнулся, водой захлестнуло всё вокруг.

— Лейсан внезапно исчезла в потоке, она просто выскользнула у меня из рук. Я не удержал её, — рассказывал Евгений Лайфу.

Молодой человек сразу бросился за женой: стал нырять в кромешной темноте в поисках супруги. Под руки попадалась какая-то мебель, чьи-то вещи, и тут вдруг. человек. Схватил за шкирку, вытащил — ребёнок, лет семь. Вытолкнул к выходу. Ещё раз — может, сейчас Лейсан?! Но на Женю посмотрела пенсионерка. Терёшин спас две жизни. Но его родные — жена и неродившийся сын — остались на дне Волги.

Самого парня вынесло воздушной пробкой из подводной могилы. Спустя несколько минут пассажиров подобрала "Арабелла". Когда сошли с неё, на берегу уже стояли родственники и его, и жены. Молодого человека увезли в больницу. Две недели под капельницами, работа с психологом из Москвы, непрекращающиеся кошмары во сне. Последние, впрочем, виделись ещё не один год.

Жену похоронили на родине матери в посёлке Апастово. Женя же не мог представить, что делать. Покончить с собой? Пойти и разнести к чёртовой матери офис турфирмы, которая продала путёвки, зная, что теплоход может утонуть? Всё время его оберегали и родители, и родные жены.

— Как-то Лейсан приснилась своей маме и поручила ей: "Смотрите там за ним, оберегайте", — вспоминал Евгений.

Он не раз говорил, что, если бы только успел, постарался как можно больше раз сказать Лейсан, как он её любит.

Опоздай. Просто опоздай

Айгуль Исмагилова и её двоюродная сестра Альбина Филягина отправились в путешествие с друзьями — недавно сыгравшими свадьбу Женей и Лейсан Терёшиными. Также ехали коллеги Айгуль и её молодой человек Руслан Косанов. Влюблённые были знакомы уже шесть лет, 12 августа должна была состояться свадьба. Отмечать хотели в ресторане с названием "Булгар".

Девушка к двадцати трём годам окончила Казанский кооперативный институт, работала в магазинах, на производстве, успевала шить, вязать себе и другим. Очень любила купаться. Так что прогулка на теплоходе по любимой Волге для неё казалась чудесным вариантом отдыха.

Родители, которые всегда демократично относились к поездкам девушки, на этот раз вели себя странно: мать не хотела отпускать, а отец, как позже выяснилось, безостановочно повторял мысленно: "Опоздай, ну опоздай же". Девушка приехала на речной вокзал за несколько минут до отправления.

Теплоход как-то не внушал доверия, но ребята, подшучивая про "Титаник", двинулись на борт. На то, что судно кренится, старались не обращать внимания: ну и правда, что тут сделаешь — бывает.

В Болгаре молодые люди отстали от экскурсии и рисковали не успеть на теплоход, но заплатили таксисту по двойной таксе, чтобы не опоздать.

Девушки прогуливались по палубам, когда увидели, как теплоход слишком сильно стал наклоняться. Они бросились в каюты, пробираясь через потоки воды, хлеставшие из дверей. Вся компания бросилась к выходу.

Альбина ухватилась за лестницу, при этом держа сестру за руку. Вдруг хлынул мощный поток воды, из-за которого руки расцепились. Короткий крик, который вскоре исчез под водой.

Альбина даже не могла броситься за сестрой — не умела плавать. Руслан искал возлюбленную, но безуспешно. Айгуль так и не выбралась. Альбине и Руслану удалось спастись. Руслан потом долго ещё не мог говорить, только смотрел на воду, надеясь, что каким-то чудом его невесту доставят на берег живой.

О том, как и чем сейчас живёт Альбина, ничего не известно. О Руслане, впрочем, тоже немного. Судя по его странице в одной из соцсетей, в 2012-м году он начал встречаться с девушкой, в 2014-м женился. И просто пытается жить дальше.

Выжил один

Сиринэ Шарапова с 11-летней дочкой Камилой и мужем Ниязом отправилась в небольшое путешествие на "Булгарии" вместе с 37 другими семьями сотрудников завода, поставляющего строительные материалы на универсиаду. Так на предприятии решили поощрить людей, усиленно работающих перед спортивным мероприятием.

У Шараповых как раз сорвался отпуск в Крыму, так как Сиринэ попросту не успевала всё закончить. Поэтому решили прокатиться на "Булгарии" — хоть что-то. Вообще, 46-летняя мать семейства всегда думала совершить длинное путешествие по воде. Вся семья плавала хорошо.

— Даже если что-то случится — выплывем, — уверенно говорила она.

Нияз за 13 лет вместе привык, что жена всегда была активной. На теплоходе, машине, поезде — как угодно. Она летать только не любила: боялась разбиться.

— Жизнь с ней никогда не была серой. Конечно, без трудностей не обходилось, на блюдечке нам ничего не приносили. Но Сиринэ была мудрой. Всегда могли сесть вдвоём — всё обсудить и решить, — рассказывал позже Нияз "Аргументам и фактам".

Он занимался бизнесом, так получалось, что чаще мог уехать с работы, чтобы забрать дочь с танцев, из школы. Даже получалось пару часов погулять и посекретничать.

— Шли пешком и разговаривали обо всём на свете. Она хорошо училась. Год с одной четвёркой закончила. Занималась танцами, играла на пианино, — вспоминает мужчина.

Дочь женщины от первого брака — Гузель — позже рассказывала, как Камилу в семье называли "будущий президент", — девочка была крайне ответственна. Делать уроки или разучивать очередную мелодию шла сама, без напоминаний. А вот на каникулы её в этот раз никуда не получалось свозить, как-то поощрить. И тут звонит супруга и радостно сообщает, что они едут на день на теплоходе до Болгара.

— Ну хоть дочка развеется, — подумал тогда Нияз.

Да и жене нужен был отдых: в последнее время постоянно родственники умершие снились. Могла несколько раз за ночь проснуться. В семье думали, что это от нервов: очень переживала из-за работы, хотела, чтобы всё успели в срок.

Мысли, которые преследовали Шараповых по пути в Болгар: не теплоход, а сплошное разочарование, питание скудное, обстановка самая простецкая, судно кренится всё время. Ладно, в следующий раз можно поехать на нормальном.

Экскурсия в Болгаре была интересная, но выматывающая, поэтому семья без сил рухнула в каюте вскоре после возвращения на борт. Болтали о делах, когда всё вдруг начало переворачиваться.

Семья успела надеть жилеты и побежать к палубе. Камила держала папу за руку, чуть поодаль находилась супруга. Вдруг по борту прошла огромная волна, из-за чего руки расцепились. Самого Нияза сбило с ног.

— Встану на ноги и всё исправлю! — вертелось в голове.

Тем временем по борту летели обломки мебели, какой-то мусор. Свет выключился, вода безостановочно прибывала. Поиски дочери и жены в кромешной темноте не принесли ничего. Всё произошло за пару минут. В какой-то момент над головой Нияза появился свет. Направился туда, вспомнив о пожилой маме, у которой, кроме него, никого не осталось.

Как их спасли и доставили на берег, мужчина практически не помнит. В памяти отпечаталось только то, как все, кто спасся, держались за надувные плоты и не могли перестать плакать, — ведь все понимали: шансов, что их близкие выберутся из этой подводной железной могилы, практически нет.

Жену и дочку привезли в первой группе погибших. Их опознали сразу. Когда проходили похороны, очевидцы, случайно заметившие, как увозят гроб жены, спрашивали, не министр ли какой умер: уж больно много народу собралось — человек 400.

А Нияз стоял и думал, что больше не знает, ради чего ему жить. И за что его так наказали.

Не могли поделить

Алмаз Хайретдинов из Арска в четыре года остался без родителей из-за трагедии на Волге. Родные только через год решились сказать мальчику, что мама Раиля и папа Айнур больше никогда не вернутся.

— Спите спокойно, мамочка и папочка, — сказал ребёнок, уезжая с могилы.

Чего-то особенного о начале поездки они не помнят: на крен не обращали особого внимания, а вечером, как и многие, поужинали, потанцевали. Утром погуляли по Болгару. А по возвращении решили посидеть в каюте у брата и его жены. Супруги уже думали пойти к себе, когда услышали: "Все на левый борт!"

Аглиевы бросились в свою каюту, что по соседству, за спасательными средствами. Затем понеслись наверх. В коридоре Раили и Айнура не было — наверное, наверху уже, решили супруги.

— Поток воды почему-то шёл снизу — как фонтан. Мы выскочили на палубу, поплыли. Если бы не муж, я бы не вынырнула с опрокинувшегося корабля, — призналась Ильмира, которая плохо умела плавать.

Они спаслись в той катастрофе. А вот родители Алмаза остались на дне Волги.

— Мать Раили кричала мне в лицо: "Зачем ты выплыла, зачем вернулась, если не спасла своего брата?!" — рассказывала позже МК Ильмира.

Общая трагедия не объединила семью. Бабушки мальчика — Рамзия Шамсутдинова и Дания Хайретдинова — ещё на поминках начали выяснять, кто же будет опекуном ребёнка. Рос он вместе с родственниками отца, но бабушка по материной линии не собиралась отказываться от внука. Как-то договориться, чтобы он был и с теми, и с другими, было невозможно.

Суд в итоге вынес решение в пользу родственников отца. Мальчик до сих пор живёт с ними. А его тетя в соцсетях выкладывает снимки — вот родственники собрались за большим столом, вот — Алмаз во время выступления кружка, видимо, по народным танцам, вот мальчик тренируется.

Все дети, которые остались сиротами после крушения "Булгарии", были взяты под временное опекунство: в восьми случаях их забрали бабушки, в одном — тётя.

Владельцем теплохода значилось "Камское речное пароходство", а арендовал (фрахтовал) её "Агроречтур" во главе со Светланой Инякиной. Как позже утверждали спасшиеся члены экипажа, именно "Агроречтур" отдал капитану распоряжение выпускать судно из Болгара, несмотря на его опасения. В противном случае он мог поплатиться работой и кошельком. В июле 2014 года глава компании получила 9,5 года колонии за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

В сентябре 2015 года СМИ сообщали, что Инякина попала под амнистию в честь 70-летия Победы, а срок наказания ей уменьшили на треть. Родственники жертв крушения назвали это плевком в душу. В интервью ещё в 2012 году она призналась, что хочет и дальше заниматься речными судами. Как выйдет на свободу.

Старпома судна — Рамиля Хаметова — приговорили к 6,6 года заключения, но в 2015-м сократили срок до 4,7 года.

Чиновники Госморречнадзора Ирек Тимергазеев и Владислав Семёнов в феврале этого года вышли на свободу. Каждого из них приговорили более чем к пяти годам тюрьмы, однако позже зачли время, проведённое в СИЗО.

Причины гибели "Булгарии"

Оказывается, «Булгария» вышла в свой последний рейс с креном и неисправным двигателем.

Крушение «Булгарии»: вода залилась через открытые иллюминаторы
По предварительным данным, одной из сопутствующих причин мгновенного затопления теплохода «Булгария» стали открытые иллюминаторы, через которые залилась вода. Они были открыты из-за отсутствия кондиционера.
«Предварительное обследование судна подтверждает версию, что одной из причин крушения теплохода в совокупности с другими факторами стали открытые двери и иллюминаторы, через которые заливалась вода. На теплоходе отсутствовал кондиционер, поэтому иллюминаторы и были открыты, в том числе и во время шторма».

Следователи Приволжской транспортной прокуратуры выяснили, что теплоход "Булгария", затонувший 10 июля, эксплуатировался незаконно. "На момент проверки установлено, что лицензия не оформлена и не выдавалась соискателям", - цитирует представителя ведомства "Интерфакс".
Это стало известно после анализа документов, изъятых в офисах субарендатора судна ООО "Аргоречтур", а также у владельца судна ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство" и арендатора судна ООО "Бриз".

Кроме того, выяснилось, что судно было технически неисправно и перегружено.
"Были допущены серьезные нарушения при эксплуатации данного плавсредства. Количество пассажиров было превышено фактически на 50 человек. Судно вышло в свой последний рейс с неработающим левым двигателем. Старший помощник капитана это подтвердил. Было перекачено топливо на правый борт, и крен судна составлял около четырех градусов. Также на правом борту находилась техническая вода, была нарушена центровка", - сказал представитель прокуратуры.

По документам, последнее техническое освидетельствование судна было проведено 15 июня текущего года. Уральской транспортной прокуратуре поручено проверить данный факт.
(отсюда)

Я сначала не понял, почему именно Уральская прокуратура. оказывается, "Булгария" была приписана к Перми. М-да. тут и "Хромая лошадь" вспоминается.

Нехорошие признаки были и раньше.

далее под катом - жалоба пассажиров "Булгарии"

Старая калоша, помпезно именуемая "Булгария", по всем правилам не должна вообще допускаться к пассажирским перевозкам. 3 июля он возвращался из круизного рейса по маршруту Казань - Пермь - Казань. За время рейса трижды глох двигатель. Последний раз за сто метров до причальной стенки казанского порта. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась. Так что, не работала даже радиосвязь (спрашивается, где аварийные аккумуляторы?!). Оправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги за путёвки, чтобы за счёт них залатать технические огрехи. В результате на питание туристов денег не хватило. Даже хлеба вдоволь не было. Пока теплоход стоял в шлюзе ГЭС (г.Чайковский) матросы команды бегали за хлебом. На борту в качестве питьевой воды пассажиры пили забортную волжскую (камскую). Скорость передвижения этой старой калоши оказалась такой, что всякий раз она опаздывала с приходом в порт на несколько часов. Из-за этого сокращались или вообще отменялись экскурсии. Но хозяева этой посудины, не желая терять свои барыши, уже продали билеты на следующий рейс. Чтобы вовремя успеть вернуться в порт Казани, были отменены запланированные и обещанные пассажирам экскурсии в Чайковском, Сарапуле, зелёная стоянка. При том, что пассажирами в этом рейсе были инвалиды и пенсионеры - люди, весь год копившие деньги на эту поездку. Они просили капитана (который, кстати, за весь рейс ни разу не вышел к публике) не лишать их обещанных экскурсий. Но тот был непреклонен и исполнял волю барыги-хозяйки, навёрстывая опоздание. Но есть справедливость в свете! И за 100 метров до причала в очередной раз заглох двигатель. Вот и пришлось подавать электропитание с буксира для подъема якоря. И двумя буксирами ставить Булгарию к причальной стенке. Нельзя обижать невиновных и наживаться за их счёт, получая деньги за не оказанные услуги и очень ненавязчивый "сервис"!
(отсюда)

ЗЫ. У меня ощущение дежавю. Мы будто вернулись в 80-е, начало 90-х. Помните череду техногенных катастроф? Эти трагические происшествия как будто предваряли распад СССР.
Следуя по маршруту туристического круиза Ростов-на-Дону — Москва, 5 июня 1983 в 22:45 «Александр Суворов» на полном ходу зашёл под несудоходный пролет Ульяновского моста через Волгу и задел конструкцию. Ударом полностью срезало верхнюю палубу, на которой в тот момент находилась большая часть пассажиров (на танцплощадке и в кинозале). В момент столкновения по мосту проходил грузовой железнодорожный состав, часть вагонов свалилась с моста и некоторые из грузов упали прямо на лайнер. Число погибших, по разным данным, составило от 176 до 600 человек. Неопределённость связана с тем, что во время рейса «Александр Суворов» был перегружен.

Другая известная трагедия: 31 августа 1986 года практически в акватории Новороссийской бухты затонул пассажирский теплоход "Адмирал Нахимов". На его борту находились 1234 человека, из них 423 считаются погибшими, хотя тела многих так и не были найдены. Теплоход "Адмирал Нахимов" столкнулся с сухогрузом "Петр Васев". По Правилам предупреждения столкновения судов в море (ППСС) "Адмирал Нахимов" должен был пропустить его, но вмешался диспетчер берегового поста регулирования движения, который дал команду "Петру Васеву" пропустить "пассажира". Капитан сухогруза подтвердил, что пропустит его, однако в 23:12 "Петр Васев" врезался носовой частью под прямым углом в правый борт парохода, прорубив в нем пробоину 8 на 10 метров. Через 8 минут теплоход затонул. Причины катастрофы для многих остаются загадкой, некоторые специалисты полагают, что виновных в трагедии тогда "назначили", а истинная причина до сих пор неизвестна.

Русский «Титаник». Трагедия «Булгарии» как история преступления

Поднятая со дна «Булгария».

Морские путешествия многих пугают: страх перед водной бездной присущ людям, большую часть времени проводящим вдалеке от морей. Мрачная тень «Титаника» бередит души обывателей.

Чехословацкие корабли для нужд Советского Союза

Река — дело иное. Кажется, что здесь ничего страшного произойти не может. Ведь до берега, как правило, рукой подать. А на берегах — люди, всегда готовые прийти на помощь.

10 июля 2011 года показало, что нет ничего вреднее иллюзий. Немыслимая трагедия разыгралась посреди Куйбышевского водохранилища.

В 1950-х годах Советский Союз озаботился вопросом оснащения речных маршрутов (как транспортных, так и туристических) новейшими теплоходами. Заказ отдали дружественной Чехословакии, которая начала производство кораблей проекта 785 «Россия» на верфях Комарно. К 1958 году были построены 36 таких судов, которые получили названия в честь союзных республик, географических объектов и известных личностей.

С названием «Украина» дело как-то не задалось. Первый теплоход с таким названием, переданный Донскому речному пароходству, сгорел на Дону уже через год. Советские ответственные лица суевериями не страдали, и поэтому теплоход улучшенной модификации, законченный в Комарно в 1955 году, снова назвали «Украиной».

Первые годы «Украина» работала в составе Волжского речного пароходства, базируясь в Горьком, а затем ее перевели в состав Камского речного пароходства, где судно трудилось до своих преклонных лет.

«Они у вас еще плавают?»

К началу 2000-х ветеран речных трасс заслужил выход на пенсию. Но в реальности вместо этого «Украина» продолжала метаться от одного арендатора к другому. Когда случилось непоправимое, в Комарно (теперь это уже независимая Словакия) отправили запрос: как давно к ним обращались по поводу капремонта теплоходов проекта «Россия»? Словаки искренне изумились: «Они у вас еще плавают?» А потом, подняв архивы, выяснили, что в последний раз теплоходы проекта 785 на месте их строительства ремонтировали во времена московской Олимпиады.

Русский бизнес, бессмысленный и беспощадный: желания вкладывать деньги в строительство новых теплоходов ни у кого не было, поэтому выжимали последнее из «старичков», латая их на месте. Образно говоря, лепили из того, что было, лишь бы деньги шли.

В 2010 году «Украину» переименовали в «Булгарию», определив на круизный маршрут Казань — Болгар — Казань. Городище на месте столицы некогда величественной Волжской Булгарии привлекает туристов, тем более что круиз из Казани не является слишком длительным.

 Теплоход «Булгария» (8 августа 2010 года)

Деньги не пахнут

Летом 2011 года ООО «Бриз» передало «Булгарию» в субаренду казанскому ООО «АргоРечТур», возглавляемому Светланой Инякиной. То, что теплоход находится в состоянии, близком к коллапсу, видели все. Но, когда на горизонте показывается прибыль, кажется, что не все так страшно.

Под русский авось собрали команду, члены которой верили, что и в этот раз пронесет. И началась бойкая продажа билетов.

Те, кто брал билеты на круиз на «Булгарии», отдавали себе отчет, что относительная дешевизна путешествия комфорта не предполагает. Но вряд ли кто-то думал, что это касается не только условий размещения, но и вопроса безопасности. Хотя явный крен «Булгарии» у причала, конечно, не вдохновлял. Но люди наивно полагали: если судно отходит от официального причала, а не выбирается из камышей, то и вопросы безопасности строго контролируются.

В тот роковой рейс отправилось много семейных пар с детьми и беременных женщин. Для многих круиз в Болгар был заменой полноценному путешествию, которое по тем или иным причинам не получилось совершить. На борту собрался 201 человек: пассажиры и члены экипажа.

Одни приглашали родных и друзей отметить в круизе семейный праздник, другие делали сюрприз ненаглядным детям и внукам.

Вода ворвалась через открытые иллюминаторы

Несмотря на обшарпанные стены и общее неудовлетворительное состояние теплохода, отдыхающие старались веселиться как могли. Те, кто помоложе, иронизировали над «Булгарией» и даже фотографировались в образах возлюбленных из фильма «Титаник». Знали бы они в этот момент, что до собственной трагедии остается всего несколько часов.

До Болгара добрались с грехом пополам. Экскурсия заставила забыть о негативном впечатлении, но сильно вымотала: приходилось много ходить пешком. Некоторые из пассажиров едва не опоздали к возвращению в Казань. Вернувшись на борт, люди отправлялись в каюты отдыхать.

10 июля 2011 года на Куйбышевском водохранилище была отвратительная погода: дождь, гроза, сильный ливень. И без того проблемная «Булгария» начала зачерпывать воду иллюминаторами правого борта.

Все происходило слишком быстро. Из отчета Речтранснадзора: «Около 12:25 10 июля судно попало под воздействие сильного порыва ветра с левого борта, начался сильный ливень с грозой. В этот момент д/э „ Булгария “ входил в левый поворот. Следует отметить, что при перекладке рулей влево все теплоходы приобретают дополнительный динамический крен на правый борт. При таком крене иллюминаторы правого борта вошли в воду, вследствие чего через открытые иллюминаторы за 1 минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды. Чтобы уменьшить площадь воздействия ветра на левый борт, капитан решил лечь курсом „на ветер“. Для этого рули были положены на 15° влево. В результате крен увеличился и суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту. После этого все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду».


Минуты на спасение

Находившиеся внутри о грозящей опасности не знали. Поэтому те, кто, несмотря на погоду, оставался на палубе, бросались к каютам, чтобы вытащить своих близких.

«Булгария» погрузилась практически моментально, на спасение было всего несколько минут. О какой-то организованной эвакуации речи не шло.

Трагические истории, делившие самых близких людей на живых и мертвых, схожи: шли, крепко держась за руки, выбираясь наверх, и в этот момент попадали под мощный поток воды, ворвавшийся внутрь. Сила его была такова, что родители оказывались не в состоянии удержать детей. Малышей уносило внутрь гибнущей «Булгарии», выбраться откуда уже не было возможности.

Те, кто плавал лучше других, пытались помогать тонущим. Но в мутной воде что-либо разглядеть не представлялось возможным.

Вскоре на поверхности остались лишь спасательные плоты да шокированные люди, державшиеся за них и не верившие, что весь этот кошмар происходит наяву.

Мимо прошли два сухогруза, капитаны которых потом объясняли: на то, чтобы застопорить ход, развернуться и приступить к спасательной операции, у них ушло бы слишком много времени.

Операция по подъему «Булгарии» 17 июля 2011 г

Боль, которая не уйдет

Спасением для уцелевших стал теплоход «Арабелла», капитан которого Роман Лизалин и возглавил спасательную операцию. Живыми вытащили из воды 79 человек. Для 122, включая 28 детей, это путешествие стало последним.

Один из специалистов, работавших на подъеме «Булгарии», заметил, что эта операция была морально гораздо тяжелее, чем подъем затонувшей подводной лодки «Курск». «На „Курске “ не было погибших детей», — пояснил он.

Никакие компенсации, никакие принятые меры не залечат раны, нанесенные людям гибелью «Булгарии». У тех, кто потерял близких, жизнь разделилась на до и после. И кажется, что погибшие дети с фотографий смотрят на нас непониманием и удивлением: ну как же такое могло случиться?

Встать, суд идет!

Капитан «Булгарии» Александр Островский погиб вместе с судном. Остальные же ответственные лица не горели желанием каяться и признавать вину за случившееся.

Госпожа Инякина, отправлявшая теплоход в рейс, заявляла журналистам: «Это просто штормовое предупреждение и сильный ветер. В шторм попали, и залило трюма».

Впрочем, у компетентных органов было иное мнение. Светлану Инякину привлекли к ответственности, как и старпома «Булгарии» Рамиля Хаметова, главного государственного инспектора Казанского отдела Ространснадзора Владислава Семенова, старшего эксперта камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова и начальника Казанского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева.

В 2014 году суд приговорил Инякину к 11 годам лишения свободы, Хаметова — к 6,5 годам лишения свободы, Семенова, Ивашова и Тимергазеева – к 5, к 5 и к 6 годам лишения свободы соответственно.

Оказавшись в СИЗО, Инякина вспомнила, что она мать-одиночка с двумя детьми, и стала отправлять прошения о смягчении своей участи. И ее услышали: срок даме сократили в связи с… амнистией в честь 70-летия Победы. Наверное, по закону все верно, но звучит это как форменное издевательство. Сократили сроки и другим фигурантам дела.


Виновница трагедии «Булгарии» вышла на свободу после «Зимней вишни»

Инякина вышла на свободу в сентябре 2018 года, стараясь не привлекать к себе внимания. Женщина изменила внешность: поговаривают, что она всерьез опасалась мести со стороны родственников погибших.

После гибели «Булгарии» грянул гром: начались тотальные проверки состояния речного транспорта. От тех, кто занимается водным туризмом, стали жестко требовать выполнения норм безопасности. На какое-то время выход в рейсы ржавых посудин стал невозможен.

Но осенью 2018 года, когда Инякина покинула пределы зоны, всем было уже не до «Булгарии». За полгода до этого во время пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня» погибли 60 человек, 37 из которых были детьми.

Изучение обстоятельств дела «Зимней вишни» показало, что с соблюдением мер пожарной безопасности в российских торговых центрах творился форменный бардак. Такой же, какой до трагедии «Булгарии» был на речных судах.

Неужели для того, чтобы взяться за ум, нам всегда будет нужна большая беда?

«Утопил людей — отвечай!» Десять лет назад в катастрофе на Волге погибли 122 человека. Что погубило теплоход «Булгария»?

Д есять лет назад, 10 июля 2011 года, на Волге произошла крупнейшая в истории современной России катастрофа речного пассажирского судна. Во время шторма затонул двухпалубный круизный теплоход «Булгария». Трагедия унесла жизни 122 человек, в том числе 28 детей, спаслись только 79 пассажиров и членов экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не могут забыть те страшные минуты. Один из них, бывший радист теплохода «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью «Ленте.ру» поделился воспоминаниями о пережитой трагедии.

«Лента.ру»: Как вы оказались в команде теплохода «Булгария»?

Ринат Габидинов: В молодые годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.

Ринат Габидинов

И тут друг предложил пойти на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, решил тряхнуть стариной — долгое время сидел без работы. Правда, проработал я на «Булгарии» всего 50 дней.

Что вы можете сказать о судне?

В теплоход я влюбился. Он был построен в Чехословакии, сделан красиво, с уютными залами и каютами. «Булгария» была классическим круизным теплоходом в стиле ретро: корабль-праздник, с музыкой и напитками. Пассажиров всегда было битком.

Как часто выходили в рейсы?

Мы практически не стояли на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой круизы по рекам не устраивают. Речной флот живет весь год на то, что заработал летом. Если посмотрите сегодня график любого круизного судна на Волге, то увидите, что у него летом расписан буквально каждый день.

Двухпалубный теплоход «Булгария» был построен в городе Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина судна 80,2 метра, ширина 14 метров, скорость хода — 20,5 километров в час, два двигателя 6NVD48 мощностью 400 лошадиных сил каждый.

Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне был музыкальный салон, два ресторана, бар и солярий. Первое название теплохода — «Украина». Он был переименован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнего государства на территории Татарстана. С этого времени теплоход выполнял круизные рейсы по рекам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.

Известно, что теплоход вышел в рейс с неисправным двигателем. Почему? Каким вообще было техническое состояние «Булгарии»?

Конечно, судно было не новым, на нем регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в Татарстане — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не работал один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не было чем-то необычным.

Скажем так, судно вполне может идти на одном двигателе. Такое случалось не только у нас, и в целом это была обычная практика. Правила судоходства этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло желать лучшего — взять нашу аварийную рацию, в неисправности аккумуляторов которой меня пытались обвинить.

Дело было так: перед летней навигацией мы стояли на ремонте в Перми. Я увидел, что аккумуляторы рации старые, им лет по тридцать. Вскоре выяснилось, что по новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, должна была запускаться от аварийного дизель-генератора.

Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с механиками мы пытались это сделать полчаса, хотя рация должна включаться по щелчку пальцев

А потом этот генератор еще поливать водой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять аккумуляторы и запитывать рацию напрямую от них.

Мне объяснили: это запрещено требованиями регистра. Поэтому, чтобы все подходило под требования проверяющих, у нас на «Булгарии» сделали заводскую качественную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который заводился полчаса.

«Я услышал крик капитана»

Накануне трагедии, 9 июля 2011 года, «Булгария» вышла из Казани в двухдневный круиз по маршруту Казань — Болгар — Казань. По данным следствия, у судна уже тогда был заметный крен на правый борт, но по пути в Болгар никаких происшествий не было. На теплоходе находились 147 пассажиров и 54 члена экипажа.

Какой была обстановка на теплоходе перед выходом из Болгара?

Теплоход был забит практически под завязку, среди пассажиров было много женщин и детей. Это был второй день плавания. В Болгаре поднялся ветер, но не такой, чтобы нельзя было идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 метров в секунду. Но по мере нашего движения ветер усиливался.

В какой-то момент он стал почти ураганным и дул нам в левый борт. Всех пассажиров в этот момент позвали в музыкальный зал на развлекательную программу — на борту у нас были артисты.

Вы помните, как начались страшные события?

Я помню, ко мне зашел [капитан теплохода] Александр Островский и сказал, что пассажиров в столовой почти нет. «Сходи пообедай», — посоветовал он. Я спустился, поел, обратил внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я был уже у двери, когда внутри раздался звук разбившегося стекла.

У меня в каюте была стеклянная полочка, это она упала и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал собирать осколки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услышал крик капитана: «Все на левый борт!».

Бегом вбежал в радиорубку, хотел объявить по судовой трансляции приказ капитана, а питания-то не было.

Что происходило с пассажирами в это время?

На верхней палубе были только члены команды: что происходило внизу и во внутренних помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что ситуация уже не выправится. И тут я увидел людей за бортом. Многие выпрыгивали прямо из окон. Насколько я знаю, мужики вышибали иллюминаторы, прыгали сами, спасали своих женщин и детей.

«Такое в страшном сне не могло привидеться»

Что вы делали в момент затопления «Булгарии»?

Я находился на шлюпочной палубе, там были спасательные самонадувающиеся плоты. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных плотов нет, на воде в шторм сразу утонешь — это старый морской закон. Я на судне оставался до конца: полз по накренившемуся борту и покинул его, когда все плоты уже были сброшены, а рулевая рубка с капитаном скрылась под водой.

К этому времени все внутренние помещения были залиты водой. Мы смогли скинуть четыре спасательных плота с правого борта, и с моего борта я скинул три.

Когда я оказался в воде, быстро поплыл к ближайшему спасательному плоту, зацепил его и повел к группе пассажиров, находившихся в воде

Плоты раскидало по волнам, и мы — члены команды — собирали их в кучу и рассаживали людей. На каждый такой плот помещалось где-то человек 18. Еще были малые алюминиевые спасательные плоты, на них тоже человека четыре могло сесть. На первый плот набилось очень много людей, он накренился под перегрузом. Но потом мы подтянули еще плоты и рассадили людей равномерно.

Как долго вы находились в воде?

Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все были в таком шоке, что сидели молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами висела гробовая тишина. Я сам после того, как мы закончили рассаживать людей, просто сидел несколько минут. Организм был, видимо, в режиме отдыха — я ничего не ощущал.

Из оцепенения мы вышли, когда друг за другом появились суда. Тут уже все замахали руками и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко видел двух людей в рулевой рубке, которые смотрели на нас. Я еще удивился — ничего себе, как быстро помощь пришла!

Но они просто прошли мимо. Мы аж рты разинули — как так!

Сейчас я думаю: капитаны просто не поняли, что случилось. В страшном сне не могло привидеться, что люди находятся на воде после крушения судна. Это был первый случай [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [капитаны], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что туристы развлекаются.

Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже прошла бы мимо, но с этих [прошедших мимо] судов дали сигнал по рациям, чтобы обратили внимание: что-то странное происходит в этом районе. Это дало время команде «Арабеллы» подготовиться.

В 2011 году в отношении капитана сухогруза «Арбат» Юрия Тучина и капитана толкача «Дунайский 66» Александра Егорова были возбуждены уголовные дела по статье 270 УК РФ («Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути»). Тучин и Егоров были приговорены к 130 и 190 тысячам рублей штрафа соответственно.

«Всегда виноват капитан»

Когда суда прошли мимо, река разбушевалась нешуточно. Я взял с собой Рената — одного из пассажиров, мы сели на малый спасательный плот и поплыли к судовому ходу, чтобы уже никто мимо не прошел, зацепились за буй и стали ждать. К судовому ходу поплыл и старший помощник.

Он был невысокого роста, его накрыло волной, и я потерял его из виду, подумал, что утонул. А между тем команда «Арабеллы» заметила его первым: именно старший помощник рассказал, что произошло.

С «Арабеллы» спустили шлюпки, еще у них была моторная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт

Всем спасенным дали поесть и попить, выдали телефоны, чтобы связаться с родными. Уже тут, на борту судна, люди стали осознавать произошедшее и отходить от шока. Раздавались крики и плач, начались истерики. Когда пришли в Казань, там ужас что творилось: в порту было столько людей, и у всех общее горе. Страшно вспомнить. Многие потеряли родных и близких.

Вас допрашивали после катастрофы?

Меня по прибытии сразу отправили на допрос к следователю. Начались следственные действия, суды. Конечно, все это просто так не проходит — на моих глазах погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много лет переживали это, вспоминали каждый день. А еще мы испытывали на себе мощное общественное давление.

Стали говорить, что экипаж шкуры свои спасал, а людей бросил на произвол судьбы

Но наших-то в катастрофе тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в процентном соотношении пассажиров утонуло больше, причем большинство жертв катастрофы составляли женщины и дети. Выжили те, кто успел выбраться из внутренних помещений наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».

Люди стояли в очереди на открытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А были те, кто ждал выхода. Многие оставались в каютах, надев спасательные пояса. Потом водолазы рассказывали, что их так и нашли в этих поясах под потолком.

Капитан «Булгарии» Александр Островский был признан одним из виновников трагедии. Что можете о нем сказать?

Очень опытный человек, хороший командир. Давно работал на флоте. Я считаю, он до последнего делал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На борту в тот день были еще его сестра с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но есть флотский закон: что бы ни случилось на судне — всегда виноват капитан.

«Я до сих пор пытаюсь жить дальше»

Почему, на ваш взгляд, произошла эта трагедия?

Судно в тот момент входило в Камское устье и по маршруту должно было совершить маневр. Крен на борт, ураган и маневр — совокупность факторов. Но еще, безусловно, поведение старшего механика. Капитан, как бы его ни обвиняли, не был виноват в том, что старший механик сбежал с «Булгарии» в числе первых, бросив машинное отделение с открытыми иллюминаторами.

Это доказали в ходе следствия. Будь тогда иллюминаторы машинного отделения закрыты — это был бы большой воздушный пузырь внутри судна.

Если бы иллюминаторы были закрыты, он бы держал теплоход на плаву продолжительное время. У пассажиров было бы время сообразить, что происходит

А команда успела бы провести спасательные работы, и таких жертв не было бы. Но когда старшему механику «Булгарии» в машинное отделение через иллюминаторы начала поступать вода, он просто испугался и убежал. Уже позже объяснил: мол, часть иллюминаторов он закрыл, а остальные не успел.

Такого в мировой практике никогда не было, чтобы старший механик бросил машинное отделение. Кроме того, в самый ответственный момент он остановил двигатель, хотя не имел право этого делать без команды капитана.

А ведь капитан, находясь на мостике, вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 метров!

Но судоводительская комиссия почему-то вообще не заострила на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший механик в итоге проходил как свидетель обвинения против тех, кого посадили.

Вы поддерживаете отношения с кем-то из выживших в тот роковой день?

Нет. Я ни с кем не поддерживаю отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы последний раз встречались только на суде — после этого даже случайно не доводилось с кем-то видеться.

Как изменилась ваша жизнь после трагедии?

В первые дни нас атаковали журналисты с разных телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и надавал комментариев. А потом такое началось. Многие мои друзья и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное мнение было такое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я член экипажа, так еще и лицом в телевизоре засветился.

Поэтому негатива я хлебнул порядочно. В автобусе один раз накинулись — мат, оскорбления. С позором пришлось выйти

Плевали в лицо на улице, и это не метафора. Хотя я другого и не ждал. Кого волнует, выполнял я свои обязанности или нет? Утопили людей — отвечай!

Хотя мы со своей стороны сделали все, что могли. Позже судоводительская комиссия установила: проводить спасательные работы на «Булгарии» было просто невозможно. Но после катастрофы я больше никогда не работал на воде и до сих пор пытаюсь жить дальше, не оглядываясь на то, что случилось на Волге десять лет назад.

Комиссия Ространснадзора сделала вывод, что причиной аварии явилась совокупность факторов.

1. Судовладелец и капитан нарушили правила безопасности судоходства и не обеспечили безопасность плавания судна. С 8 июля 2011 года у «Булгарии» не работал левый главный дизель-генератор. При силе ветра более семи баллов (13,5-17,4 м/сек) должны были обеспечиваться требования «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». При этом сила ветра на момент аварии составляла 20 м/сек.

2. Низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна. Не были приняты меры безопасности при выходе судна в водохранилище и при получении штормового предупреждения. Не были задраены иллюминаторы правого и левого борта, в том числе в машинном отделении, где несли вахту только члены экипажа. Кроме того, старший механик самовольно отключил главный дизель-генератор правого борта и вывел из строя судовые механизмы вследствие несоблюдения Правил технической эксплуатации.

3. Маневр поворота влево был осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре градуса на правый борт, дополнительно возникающего крена на правый борт, вызванного центробежной силой при циркуляции влево, а также дующего в левый борт крепкого ветра и большой парусности судна. Капитан не проинформировал диспетчера и не получил диспетчерское разрешение на движение судна.

Случившееся вызвало широкий общественный резонанс: после крушения «Булгарии» в России приняли закон об обязательном страховании ответственности перевозчика. По решению суда субарендатор и эксплуатант судна Светлана Инякина была приговорена к 11 годам колонии строгого режима.

Ее признали виновной по статьям 238 («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной сократили до девяти с половиной лет.

Его признали виновным по статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта»). 5 августа 2015 года срок Хаметова сократили до 4 лет 7 месяцев и 12 дней.

Теплоход булгария катастрофа на волге причины

Те, кто допустил страшнейшую трагедию, уже все на свободе и стараются не вспоминать о том, что произошло

Виновными в крушении «Булгарии» были признаны пять человек

Виновными в крушении «Булгарии» были признаны пять человек

Фото: Алексей Насыров / ИТАР-ТАСС

Сегодня — 10 лет со дня гибели теплохода «Булгария». Эта трагедия стала самым крупным кораблекрушением в новейшей истории России. Дизель-электроход с 201 человеком на борту затонул в Куйбышевском водохранилище в Татарстане — в трех километрах от берега. Туристическое судно следовало из города Болгар в Казань. Спасли 79 человек. Жертвами катастрофы стали 122 человека, в том числе 28 детей, женщин.

Спустя три года после трагедии, в июле 2014-го, состоялся суд по делу «Булгарии». Как было озвучено, судно затонуло из-за совокупности нескольких факторов: негодности судна к плаванию, несоблюдения правил безопасности судоходства, а также неисполнения своих обязанностей по занимаемым должностям судовладельцем, командным составом экипажа, должностными лицами контролирующих органов и учреждений.

Московский районный суд Казани 7 июля 2014 года вынес приговор пяти фигурантам дела. Верховный суд Татарстана в апреле 2015 года в результате рассмотрения апелляции окончательно назначил: субарендатору «Булгарии» Светлане Инякиной — 9,5 лет лишения свободы в колонии общего режима, старпому «Булгарии» Рамилю Хаметову — 6,5 лет, начальнику казанского линейного отдела волжского управления Госморречнадзора Иреку Тимергазееву — 6 лет, бывшему главному госинспектору этого же отдела Владиславу Семенову — пять лет, старшему эксперту камского филиала Росречрегистра Якову Ивашову — 5,5 лет лишения свободы.

Почти все осужденные отсидели полный срок

Инфографика: Виталий Калистратов / Сеть городских порталов

«Я бы их всех утопил!»

Жаркий день 11 июля 2011 года, следующий день после катастрофы, я помню очень хорошо, особенно невыносимое ощущение горя и отчаяния, запах валерьянки в воздухе и слезы людей, собравшихся у девятого причала в казанском речном порту. Родственники погибших и выжившие в этом аду надеялись на чудо, рассказывали истории своего спасения и не теряли надежды, что их «пропавшие без вести» родные выжили…

— Забыть такое невозможно, боль осталась где-то внутри, а жизнь разделилась на «до» и «после», и жизнь больше никогда не будет другой, — говорят те, кто потерял в катастрофе своих близких. Не дают забыть о страшной трагедии несправедливый, по их мнению, приговор, и последствия этих событий.

Виновные и осужденные за гибель «Булгарии» уже давно все на свободе, заплатив при этом сущие копейки. Это не считая выплат от государства, от республиканских властей. Не извинились, не раскаялись, не признали свою вину. От этого больнее всего.

Гульнара Назарова потеряла в крушении сынишку Руслана, сама чудом выжила.

— Нам не выплатили ничего. Судебные приставы прислали решение, что у них брать нечего. Например, Хаметов перечислил каждому пострадавшему, кто подал иск на него, по 1 копейке, не рублю, а копейке. И всё. Из 2 миллионов, которые наша семья должна была получить, мы получили рублей 200, — говорит она с горечью.

По словам людей, потерявших в этой катастрофе близких, виновные выплатили им сущие копейки

Фото: Николай Александров / ИТАР-ТАСС

Геннадий Игнарин — самый активный потерпевший, который не пропускал ни одного заседания суда, потерял в кораблекрушении сына Ивана — отца двоих маленьких детей.

— Деньги, конечно, не компенсируют мне потерю сына. Но поражает и возмущает цинизм старпома Рамиля Хаметова, не могу подобрать цензурных слов, простите. Нет им никому прощения!

Я выиграл иск на миллион рублей, каждый из пятерых осужденных должен был мне заплатить по 200 тысяч. Одно время я получал по две-три тысячи рублей от Инякиной, Ивашова. А вот старпом Хаметов прислал нам, потерпевшим, по копейке! Понимаете, в копейку оценили жизнь наших детей!

По словам Игнарина, относительно порядочным оказался Яков Ивашов.

— Видимо, у него вычитают из пенсии, приходят мне какие-то суммы, то 700 рублей, то 300. Ивашов мне прислал письмо из колонии, но я в сердцах сначала отложил его, не в силах был читать. Позже все-таки пробежался по строчкам. Не было там извинений, он просто написал свое видение тех событий, а может быть, это и была своего рода попытка оправдать себя. Но покаяния, извинения не было, — вздыхает Игнарин.

— А Тимергазеев… Таких колония не исправляет. Он, сидя на скамье подсудимых, обвинил меня в клевете, и назвал лгуном, и потребовал взыскать с меня 5 миллионов рублей за моральный вред. Выясняется, что с него взять нечего, взыскать, то есть. Это при том, что у человека была яхта и жил в коттедже в Казани.

Геннадий Игнарин потерял в этой катастрофе сына. Внуки остались без отца

Фото: предоставлено редакцией «Аргументы и факты»

Геннадий Игнарин считает, что спасшиеся члены экипажа тоже должны были сесть на скамью подсудимых, а не только старпом Рамиль Хаметов.

— Я бы их всех утопил. Ведь есть же многочисленные свидетельства, что экипаж был пьяный в тот день. Набрали их с улицы, шабашников… Единственные профессионалы, кто был на «Булгарии», это старпом и капитан. Последний ушел на дно вместе с судном, видимо, понял, что натворила его команда, — в сердцах говорит Игнарин.

В десятую годовщину крушения теплохода «Булгария» у мемориала в селе Сюкеевский Взвоз Камско-Устьинского района Татарстана состоится митинг и возложение цветов в память о жертвах этой трагедии.

В общей сложности погибли 122 человека, в том числе и капитан судна

В этом году по традиции организованы автобусы из Министерства соцзащиты в Сюкеевский Взвоз. Родственники постоят у стелы памяти, возложат цветы.

— В этом году я, наверное, поеду в последний раз туда, и всё, на этом поставлю точку. Из головы, наверное, можно выкинуть, а вот из памяти никогда, — говорит Геннадий Игнарин.

«Булгарию» распилили на металлолом

«Булгария» была поднята со дна Волги в конце июля 2011 года, после чего поставлена в док Куйбышевского затона на время проведения следственных действий. Затем она стояла брошенная, как призрак, и «утонула» еще раз. В феврале 2016 года судно сдали в утиль, судовладелец распилил его на металлолом…

Спустя несколько лет после трагедии «Булгарию» распилили на металлолом

Фото: Алексей Насыров / ИТАР-ТАСС

Сменила имидж и фамилию, пишет книгу

Светлану Инякину, главную виновницу трагедии, выпустили из колонии на 6 лет раньше срока. Она уже вернулась из Чувашии домой, в Казань. Ей не только пересчитали срок по новому закону, но и сократили неотбытое наказание на треть из-за амнистии. Сразу же после освобождения в 2018 году Инякина предприняла всё возможное, чтобы скрыться от потерпевших и журналистов. Кардинально сменила внешность так, что ее никто не опознает, и, по некоторым данным, фамилию. Взяла девичью фамилию и стала Плотниковой. Дала понять — нет больше Инякиной, как нет «Булгарии». Когда я попыталась поговорить с одним из ее родственников, он набросился на меня с кулаками. Из прежней квартиры она съехала.

Пока Инякина-Плотникова работала в колонии, из зарплаты у нее удерживали деньги и перечисляли в счет судебных производств. Всего таким образом она выплатила 150 тысяч рублей. Видимо, деньги дошли не до всех.

После освобождения главная виновница трагедии Светлана Инякина старалась кардинально сменить свою яркую внешность

Фото: Максим Туманов / ИТАР-ТАСС

Сегодня в базе судебных приставов за ней числится одно производство по иску за причинение морального вреда на сумму 200 тысяч рублей. Судя по всему, официально Инякина нигде не работает. В одном из своих интервью СМИ она говорила, что хочет написать книгу обо всех событиях с «Булгарией». Возможно, этим сейчас и занимается.

Ни перед Богом, ни перед людьми

Старший помощник «Булгарии» Рамиль Хаметов сразу же после того, как его перевели из свидетелей в обвиняемые, говорил, что «не считает себя виновным ни перед Богом, ни перед людьми. Я сам хочу, чтобы виновные в гибели людей были наказаны, ведь на "Булгарии" погибли моя девушка и нерожденный ребенок». Отбыв наказание и освободившись условно-досрочно, он, по некоторым данным, уехал из Татарстана в Туркмению.

Уехал из-за травли

О судьбе Владислава Семенова есть лишь косвенные сведения. В базе данных судебных приставов на нём также числится одно производство по иску в 200 тысяч рублей, остальные 60 производств на общую сумму 10,4 миллиона рублей были закрыты по . То есть имущества и доходов у него не нашли.

Чем сейчас занимается Семенов, выяснить не удалось, но, по рассказам знакомых, его семья была вынуждена уехать из Казани из-за травли соседей и родственников погибших на «Булгарии».

Занимается безопасностью

Ирек Тимергазеев тоже отбыл наказание. Исполнительные производства на него не имеются. Он, по некоторым данным, даже и не думал скрываться из Казани, при этом его деятельность якобы связана с безопасностью.

Яков Ивашов проживает в Перми. На пенсии. Именно Ивашов, как следует из материала суда, дал добро на эксплуатацию отработавшего ресурс без капремонта двигателя, который установили на «Булгарию».

Общая сумма задолженности каждого из подсудимых составила более 10 миллионов рублей. В пользу пострадавших взыскано 154 тысячи рублей с Инякиной, 147 тысяч рублей — с Семенова, 52 тысячи взыскано с Тимергазеева. Со всех вместе, пока сидели в тюрьме, взыскали чуть более 350 тысяч рублей. Негусто, прямо скажем.

Владельца «Булгарии» тоже посчитали потерпевшим

Никакого наказания за крушение «Булгарии» не понес настоящий владелец судна — пермский миллионер Михаил Антонов, председатель совета директоров ОАО «Судоходная компания "Камское речное пароходство"», которое сдало в аренду судно ООО «Бриз», тоже фирме, имеющей отношение к миллионеру.

Компания, которая владела теплоходом, была признана потерпевшей стороной

Фото: Davletov Ruslan / Wikimedia.org

Кроме того, следствие признало «Бриз» потерпевшим, поскольку компания потеряла в крушении судно стоимостью 30 миллионов рублей. По словам Незнакина, сдача в аренду неисправных судов не противоречит гражданскому кодексу. Согласно правилам внутреннего водного транспорта, ответственность за техническое состояние несет судовладелец, которым, согласно КВВТ, является «конечный» арендатор судна.

Михаил Антонов известен в определенных кругах как Миша Канадский — российский магнат, владелец ряда компаний.

В 1998 году против него было возбуждено уголовное дело. В ходе расследования Антонову было выдвинуто обвинение в том, что он, являясь с весны 1996 года членом совета директоров ОАО СК «Камское речное пароходство» и единственным держателем акций компании «Антонов Канада Корпорейшн», пытался путем обмана и злоупотребления доверием добиться прекращения деятельности пароходства с тем, чтобы приобрести права на имущество пароходства для передачи в собственность и безвозмездное пользование подконтрольным ему структурам. Дело закрыли «за отсутствием состава преступления».

После катастрофы «Булгарии» Антонов не выразил публично оценки трагедии и соболезнований, не подвергся каким-либо ограничительным следственно-оперативным действиям правоохранительных органов. По последним данным, пермские судоходные компании имеют большие проблемы с налоговой, а также крупные долги.

Капитан «Арабеллы» спасает речное судоходство

Трагедия «Булгарии» изменила жизнь капитана теплохода «Арабелла», который первым подошел к месту трагической катастрофы «Булгарии» и принял на борт выживших. Каждый год Роман Лизалин приезжает к мемориалу погибших, принимает участие в памятных мероприятиях.

— И в этот раз приду к мемориалу, это даже не обсуждается. Только один год у меня не получилось, был в командировке, — говорит капитан.

Для него это очень страшные воспоминания. Невозможно забыть, как поднимали тела утонувших детей, и подкатывает чувство горечи, что не смогли всех спасти. Приходится вновь переживать эмоции тех дней.

На суде он говорил, что катастрофы можно было избежать, если бы судно осталось в Болгаре. По его убеждению, если бы его судно было технически неисправно, то он бы не пошел в рейс. Бывают ситуации, когда под угрозой увольнения капитаны вынуждены выходить, но это неправильно. «Лично я бы никуда не пошел. И многие мои коллеги бы так сделали. Решение о выходе в рейс принимает капитан, и судовладелец и капитан должны быть солидарны в обеспечении безопасности пассажиров, также действия экипажа должны быть слаженными», — заявил на суде капитан «Арабеллы».

Читайте также: