Тесла самый продаваемый автомобиль

Обновлено: 05.07.2024

Статистика и спрос на новые автомобили

Статистика продаж автомобилей по месяцам и годам показывает изменение потребительского спроса, уровень доверия покупателей к брендам и отображает реальную ситуацию в данном разделе экономики. Вы можете оценить продажи всех автомобильных брендов на рынке практически в реальном времени (данные обновляются несколько раз в неделю).

Итоги продаж автомобилей

Год январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь Итого
2021 43 314 46 565 84 839 45 417 73 428 - - - - - - - 293 563
2020 26 545 25 138 32 379 13 371 22 982 35 828 28 900 39 297 52 630 35 320 50 537 79 419 442 346
2019 20 019 20 878 31 557 15 682 16 015 30 741 18 506 21 193 37 439 17 270 26 328 49 155 304 783
2018 4 431 5 867 14 696 7 373 11 277 12 140 19 173 23 210 36 405 22 441 27 354 38 600 222 967
2017 4 006 3 874 9 659 3 450 5 233 7 544 4 372 5 429 13 018 3 787 6 444 14 355 81 171
2016 2 450 3 037 6 765 4 027 4 129 6 377 4 426 6 366 9 853 3 089 4 423 11 363 66 305
2015 1 739 1 974 4 433 2 732 3 413 4 980 3 217 3 249 3 601 3 233 4 663 6 625 43 859
2014 1 750 2 205 3 850 1 825 2 320 2 710 1 844 2 098 2 344 1 839 2 239 3 301 28 325
2013 1 003 1 402 1 951 2 101 2 001 1 801 1 559 1 939 2 061 1 481 2 471 3 005 22 775
2012 9 8 16 8 7 11 8 27 160 256 805 906 2 221
2011 15 2 1 10 8 5 4 2 2 1 6 4 60
2010 - 7 3 1 3 2 3 - 5 2 6 5 37
2009 - - - - - 1 - 1 8 27 6 7 50

Примечания

  1. Данные предоставлены из официальных источников: АЕБ, АСЕА, Automotive News, GoodCarBadCar, Focus2move, а также из официальных данных автопроизводителей.
  2. Общие продажи и список марок может отличаться, т.к. данные предоставлены по маркам на портале VERcity.
  3. N/A - статистика по моделям, отсутствующие в каталоге VERcity. Грузовые автомобили, специальная техника и тд.

Общая статистика продаж автомобилей

На портале VERcity мы публикуем проверенные данные от ассоциаций и производителей машин, чтобы вы могли:

  • Изучать вкусы автолюбителей и прогнозировать их поведение в кризисных условиях.
  • Использовать данные графиков и таблиц для продвижения новых моделей на рынок.
  • Удовлетворить личный интерес и узнать интересные факты об автомобильной отрасли.

Мы ведем статистику автомобилей , начиная с 2006 г. Поэтому на портале вы легко найдете данные за любой месяц из указанного периода. После завершения очередного отчетного квартала мы обновляем информацию, чтобы держать вас в курсе событий.

При использовании информации в электронном виде (интернет-сайт, электронный файл и т. п.) в каждом случае необходимо размещение активной гиперссылки на главную страницу Сайта или на страницу размещения соответствующего материала.

Все замечания и вопросы по сотрудничеству направляйте по электронной почте: auto@vercity.ru.

Обращаем ваше внимание на то, что изображения являются чьей-либо собственностью и добавлены посетителями сайта.

Администрация сайта не располагает информацией о правомерности публикования этих материалов.

Оживший кошмар: как Tesla убивает мировой автопром


Фото NurPhoto / Getty Images
Фото NurPhoto / Getty Images

В третьем квартале 2018 года Tesla по числу произведенных машин не только обогнала Porsсhe и Jaguar, но и догнала «Автоваз» (в IV квартале — обгонит). Поставленная цель — 83 500 машин за квартал — вроде бы немного, но в долларовом эквиваленте это сильно превышает сумму в 5 млрд. При этом еще во втором квартале 2018 года американская компания по количеству выпущенных автомобилей сильно уступала всем перечисленным конкурентам.

Еще печальнее то, что на данный момент никто из ее соперников не смог предложить собственного убедительного аналога «теслы»: Jaguar I-PACE, не говоря уже о GM Bolt и прочих, ей все еще уступают, и в ближайшие годы сократить этот технологический разрыв вряд ли удастся. Увы, модель взаимодействия Tesla с окружающим миром напоминает отношения европейцев с их индийскими колониями: рост самой компании способен привести к спаду в окружающей ее мировой экономике. Чем это грозит нам?

Вечные автомобили против народного хозяйства

В 1953 году американский фантаст Клиффорд Саймак опубликовал роман «Кольцо вокруг Солнца». Сюжет его прост: некая группа лиц ставит себе целью разрушение мировой экономики с целью создания массовой безработицы, провоцирующей миграцию людей в другие миры. Поэтому они выводят на авторынок вечмобили — «вечные автомобили». Для них не ведется никакой рекламной кампании: «нет лучшей рекламы, чем слухи. » Думающие граждане немедленно сообразили: появление вечмобиля означало, что закроются все автомобильные заводы, большинство гаражей и ремонтных мастерских. Это нанесет серьезный удар по сталелитейной промышленности, и сотни тысяч людей лишатся работы.

По странному совпадению, c 2012 года компания Tesla начала производство машин, у которых оказался довольно большой ресурс. Комплект электродвигателей и трансмиссии Model 3 прошел 1,6 млн км, крутясь на испытательном стенде с переменной нагрузкой, имитирующей самые разные условия. Это эквивалентно 80 годам пробега для среднего автовладельца. И это больше, чем в принципе может пройти серийный двигатель внутреннего сгорания или его трансмиссия. Те же блоки моторов и трансмиссий стоят на электрофурах Tesla Semi, которые начнут выпускаться в 2019 году. Согласно статистике 2018 года, батарея «теслы» сохраняет 90% емкости после 300 000 км пробега (

15 лет для пользователя, не являющегося таксистом), после чего потеря емкости замедляется. По результатам стендовых тестов производителя, более 80% емкости сохранится и после 800 000 км пробега (

40 лет, если пользователь не таксист).

Почему так — понять несложно. Tesla первой в мировой практике сделала электромобиль с жидкостным охлаждением батареи, что позволило не только отапливать машину без лишних трат энергии (батарея при работе нагревается), но и быстро заряжать и разряжать аккумуляторы без перегрева, вносящего главный вклад в износ литиевых накопителей.

Стоит напомнить, что Tesla, так же как и ее предшественники из научной фантастики, не тратит ни доллара на рекламу, считая, что «нет лучшей рекламы, чем слухи». Разница с романом 1953 года только в том, что главный канал распространения таких слухов — соцсети и твиттер самого Илона Маска.

Tesla настолько близка к вечмобилю, насколько реальный автомобиль сегодня вообще может быть к нему близок. Большинство их водителей банально не проживут так долго, чтобы увидеть конец жизненного пути своего авто. Неплохой способ устроить массовую безработицу: с учетом того, что в электромобиле меньше деталей, для их выпуска понадобится намного меньше рабочих.

Первая жертва

Что самое неприятное — потребитель выбирает «теслы» вообще не за их ресурс. Сегодня не существует бензиновых машин с таким же сочетанием динамики и размера салона, как у Tesla Model 3. И сомнительно, что они вообще возможны: электромоторы компактнее, поэтому электромобиль имеет больше места, а короткий капот позволяет увеличить и длину салона. В теории ДВС-мобиль может иметь те же размеры, но тогда его придется делать длиннее и дороже, либо «ужимать» двигатель. Он может иметь лучшую динамику, но для этого ему надо иметь двигатель суперкара и цену суперкара. Все это означает, что Daimler, BMW, Audi и Lexus должны сильно пострадать от американского новичка.

Именно это и происходит: в 2017 году Model S обогнала Mercedes S-class, BMW 7-й серии и Аudi A8 в своей ценовой категории в Европе. Причем если у Model S европейские продажи за прошлый год выросли на 30%, то у BMW 7-й серии — упали на 13%. Tesla пожирает европейские марки заживо на их собственном рынке, а в Штатах процесс идет еще быстрее. В 2018 году Мodel S там опять показала рост продаж, в то время как продажи Cadillac XTS просели на 27%, Mercedes S-class — на 16%. Само собой, ценовых одноклассников Model 3 обошла куда сильнее, чем бюджетную Toyota Corolla. Tesla пока и на домашнем рынке не может удовлетворить спрос даже на самые дорогие модификации своей новой машины. Поэтому в Европу и КНР она пойдет только в следующем году, тогда же и начнет продажи базовой версии Model 3.

Tesla не просто намерена ударить по традиционным автопроизводителям, а уже это сделала. Ее продажи в США в сентябре 2018 года в штуках выросли на 563,6% по сравнению с сентябрем прошлого года. А у Mercedes-Benz — упали на 15,6%. И это только начало. В следующем году выпуск той же Model 3 удвоится. В 2020 году будет запущен кроссовер на той же платформе. К 2023 году планируется запуск в производство еще более дешевого «тесламобиля» по цене от $25 000.

Вторая жертва

«Теслы» бьют по мировой экономике даже сильнее «вечмобилей» Саймака. Дело в том, что фантаст 1953 года не мог себе представить успешную машину без ДВС, поэтому вечмобили у него заправлялись бензином. Tesla не просто продает электромобили — она еще и устанавливает солнечные батареи на крыши домов. К весне 2018 года они выработали 10,3 миллиарда киловатт-часов. Это равно годовому потреблению 3,4 млн Model 3 (при пробеге 20 000 км в год у каждой). На сегодня Tesla выпустила куда меньше электромобилей. Таким образом, эта компания не просто давит своих конкурентов среди автопроизводителей, но и наносит большой удар по нефтедобыче. За свой жизненный цикл каждая из ее машин сэкономит не менее 80 000 литров бензина — то есть сократит спрос на нефть на сумму, которая больше ее стоимости.

С учетом того, что Tesla в третьем квартале 2018 года выпустила

80 000 электромобилей, нефтяная отрасль может лишиться около $20 млрд за 2018 год. Снижение спроса на бензин скажется не одномоментно. Проблема, однако, заключается в том, что «теслы» в мировой экономике будут накапливаться, а темп их производства — расти. К 2020 году их будут делать столько, что объем ежегодно уничтожаемого спроса на нефть достигнет $50 млрд. «Теслы» — это медленно действующий яд для добычи нефти. Пока его мало, отравленные ничего не чувствуют, но когда его станет достаточно много, чтобы что-то почувствовать — будет уже поздно что-то предпринимать.

Пока единственная страна, где электромобили привели к падению продаж жидкого топлива, — Норвегия. Остальной мир столкнется с этим заметно позже. Но уже к началу 2030-х годов эффект будет более чем заметен. В первую очередь — для кошельков жителей одной большой нефтедобывающей страны: две трети топлива в мире потребляет именно автотранспорт, и никакой другой потребитель не сможет поглотить столько нефти.

Производственные планы Tesla хорошо известны — от 10 до 20 гигафабрик по всему миру, с производительностью каждой по полмиллиона машин в год. Такой выпуск обернется ежегодным накапливающимся уменьшением нефтяного пирога на $300-600 млрд.

Неконкурентоспособность

Почему в США нет нормальных конкурентов новому игроку — вполне ясно. Стремление сделать прибыльным очередной квартальный отчет делает руководство «большой тройки» автопроизводителей неспособным к планированию на перспективу: средний глава автокомпании в США раньше уйдет на другую работу, чем успеет завершить разработку новой автоплатформы. Ему, в общем-то, все равно, что там будет с «его» компанией через десять лет. Акционеры требовали от него дивидендов? Нате, получите. И не спрашивайте, почему мы так и не смогли создать конкурента «тесле». Tesla, глава и крупнейший акционер которой в гробу видал выплату дивидендов, — исключение.

А вот европейцы или азиаты — совсем иное дело. На первый взгляд, BMW, у которых продажи из-за Tesla уже сейчас падают, должны как-то озаботиться происходящим. Да, ДВС-мобили не станут как Model 3 — это технически невозможно из-за объективно неустранимых недостатков ДВС и их трансмиссии. Но почему бы не сделать свой электромобиль?

Последняя попытка Jaguar создать «теслакиллер» — Jaguar I-Pace c батареей на 90 киловатт-час и объявленной дальностью в 470 километров — провалилась. Это выглядело мощной заявкой на конкуренцию с Tesla Model X — у ее версии с такой же вроде бы батареей дальность всего 414 километров. Но в реальности, увы, дальность поездки I-Pace не превышает и 320 км. Это очень плохой результат: Tesla Model X даже в версии с батареей на 75 киловатт-часов показывает 383 км в реальной жизни. И это несмотря на то, что она на 0,3 метра длиннее, отчего места внутри значительно больше, и туда могут поместиться до семи человек.

Почему Jaguar не справился? Все просто: в реальных тестах он тратит 26,0 киловатт-часов на 100 км, а Model X 75D — 22,5 киловатт-часа. Это особенно режет глаз потому, что «тесла» больше и поэтому на 0,36 тонн тяжелее «ягуара». Коэффициент аэродинамического сопротивления Jaguar I-Pace — 0,29, у Model X — 0,24 (самый низкий среди всех кроссоверов).

Кроме того, у «тесл» батарея состоит из нескольких тысяч цилиндрических литиевых элементов, между которыми проложены трубки с охлаждающей жидкостью. Другие автопроизводители, с меньшим опытом в электромобилях, вместо этого имеют несколько сотен более крупных литиевых элементов. Неправильный подход к проектированию батарей дает и более медленное пополнение зарядки: Model X пополняет заряд батареи на 250 км пробега за 30 минут. Jaguar I-Pace на 160 км пробега — за 50 минут.

Другой пример непонимания того, как надо проектировать электромобили, — GM Bolt. У «тесл» батарея под полом содержит несминаемую защитную структуру, за счет которой машина при ударах меньше «бьет» по водителю. Среди всех краш-тестов модели «теслы» занимают все верхние места: вероятность ранения пассажира и водителей там в 1,5 раза ниже, чем у ближайших конкурентов. А вот конструкторы GM Bolt решили, что батарею проще расположить более компактно. Конечно проще, тут они правы. Но есть проблема: в итоге GM Bolt имеет безопасность ниже многих машин в ДВС.

Может ли классический автопроизводитель сделать удачный электромобиль? Теоретически — да. Практически — нет: Tesla Roadster появился десять лет назад, а серьезных конкурентов так и не видно. Причем Jaguar I-Pace — лучший из имеющихся в продаже соперников Tesla. И GM Bolt, и Nissan Leaf имеют еще худшую скорость подзарядки и в итоге еще меньшую популярность. На американском рынке в месяц продается всего 3000 GM Bolt и Nissan Leaf вместе взятых. Это в десять раз меньше, чем продает Tesla.

Tesla проектирует полноценные серийные электромобили многие годы и делает их уже шесть лет. У ее конкурентов такого опыта нет, поэтому еще долго они будут на положении догоняющих. Нельзя начать работать над сложным продуктом с опозданием в несколько лет и тут же нагнать конкурента. Надо было решиться на переход к электромобилям одновременно с Tesla, то есть 15 лет назад.

Колониальная модель

Тесла использует колониальную модель взаимоотношений с мировой экономикой. Она не встраивается в имеющиеся цепочки поставок, когда продажи ее продукта стимулируют производство смежников, плюс производителей топлива, плюс рабочие места у дилеров. В ее схеме все наоборот: она покупает материалы, медную проволоку, литий, никель, марганец, кобальт, алюминий, а дальше уже на своих заводах делает и моторы, и аккумуляторы, и все остальное. При этом продажи ее машин не стимулируют нефтедобытчиков или производителей солнечных батарей и ветряков — она сама продает своих солнечных батарей столько, чтобы их годовая генерация с лихвой покрывала энергопотребление ее машин.

Кроме того, она пытается выбить почву из-под ног и у будущих конкурентов в сфере услуг типа Waymo или Uber с проектом Tesla Network. После активации полного автопилота для «тесл» (ближайшие 2-3 года) каждый владелец такой машины через телефон сможет разрешить ей «таксовать», пока она ему не нужна и он не вызовет ее к себе. Tesla через свое приложение при этом выступит в роли агрегатора типа «Яндекс.Такси». Миллионы таксистов по всему миру сегодня зря ругают подобные агрегаторы: да, таксисту трудно с ними конкурировать, но когда им на смену придут роботизированные такси, конкуренция станет просто невозможной.

Еще одна будущая армия безработных — работники дилерских центров. Только в США их больше 2 млн. У Tesla нет дилеров, только небольшое число магазинов. Если в США в руках дилеров стабильно находится миллион машин, которые не получилось быстро продать, то у Tesla остатков почти нет — машина поставляется под заказ, и не в магазин, а клиенту. Сеть поставок Tesla не требует огромных площадей или многих занятых — клиенты заказывают машины в интернете.

Без единого шанса

Следует понимать, что происходящий жесткий передел рынка по сути отсекает от него всех, кто не располагает доступом к большим и долгосрочным кредитам. И это очень плохо.

«Автоваз» за последние пять лет инвестировал в производство 90 млрд рублей. Tesla каждый год инвестирует больше $2 млрд. В России вообще есть только одно промышленное предприятие, которое хотя бы приблизилось к такой цифре, — «Уралвагонзавод». Понятно, что государство костьми ляжет, но обеспечит инвестиции, поскольку отстать в технологическом уровне танков мы себе позволить не можем. Но не менее очевидно и другое: государство за весь постсоветский период не инвестировало в автопром средства, сравнимые с инвестициями в танковый завод. И оно никогда не будет этого делать. Сами же владельцы российских автозаводов этого не станут делать тем более. Как пишут в прессе, «невозможно высокая внутренняя цена денег, отсутствие комплексной, страновой перспективы развития хозяйства приводят к тому, что компании предпочитают стратегию минимальных вложений при супермаржинальности». Проще говоря, их волнует только одно: как бы вложиться поменьше, а прибыль получить побольше.

На таких принципах конкурировать в высокотехнологичной области невозможно. Чтобы хотя бы пытаться выжить в условиях электромобильного нашествия, надо инвестировать, как Volkswagen AG. Эта немецкая компания планирует выжить на одном рынке с Tesla и поэтому намерена вкладывать в электромобили по $5 млрд в год. Вся российская крупная обрабатывающая промышленность вместе взятая инвестирует в производство заметно меньше.

Нельзя сказать, что таких денег в нашей стране не было в принципе. Например, «Газпром» инвестирует и $20 млрд в год. Но то, что возможно для нефтегазового сектора, нереально для нашей обрабатывающей промышленности. Там просто нет таких денег. А если она будет инвестировать в кредит, то при имеющихся процентах тот же «Автоваз» будет гуманнее сразу закрыть, чем мучить его, безнадежно пытаясь выплатить сверхдорогие займы.

На чем на самом деле зарабатывает Tesla

А знали ли вы, что только в 2020 году Tesla показала по-настоящему хороший финансовый результат? Понятно, что снижение убытков уже было достижением для молодого бренда, но именно по итогам прошлого года в графе ”чистая прибыль” компания получила положительное значение. Это сильно повлияло на стоимость акций самой Tesla и расположение духа ее инвесторов и акционеров. Вот только есть тут небольшой подвох, о котором многие даже не догадываются. Все мы думаем, что компания зарабатывает на продаже автомобилей, а также на запасных частях, сервисе и аксессуарах. Это относится к любому автопроизводителю и составляет основу их бизнеса. Безусловно, эти доходы оказывают сильное влияние на финансовый результат, но есть и еще кое-что, что скрыто от неподготовленного взгляда, но делает компанию Илона Маска по-настоящему богатой.


Tesla сильна и перспективна, но в 2020 году ее сила была не в автомобилях.

Экологическое законодательство

В 11 штатах CША действует закон, согласно которому автопроизводители должны продавать определенный процент автомобилей с нулевым уровнем выбросов к 2025 году (уже сейчас требования постепенно ужесточаются). Естественно, не все могут (или не хотят) этого сделать. Если автомобили не будут соответствовать требованиям, никто не будет закрывать компанию или запрещать их использование, но производителям придется пройти через одну довольно интересную процедуру.

Им придется покупать условные баллы у других автопроизводителей, которые соответствует этим требованиям. Например, у Tesla, которая продает исключительно электромобили, а они по определению не имеют никаких выбросов.


Сколько заработала Tesla в 2020 году

Мы об этом не задумываемся, но учитывая масштабы автомобильного рынка, получение таких выплат превращается в прибыльный бизнес. За последние пять лет Tesla получила 3,3 миллиарда долларов на таких отчислениях. Только в прошлом году размер выплат составил 1,6 миллиарда долларов.

Если сравнить сумму отчислений, которые Tesla получила в прошлом году, можно понять, что продажа автомобилей в ее бизнесе имела далеко не самую прибыльную роль. На основной деятельности компания получила 721 миллион долларов чистой прибыли против 1,6 миллиарда долларов выплат от других компаний. Если бы таких выплат не было, компания продолжила бы работать в убыток.


Не забываем о перспективных разработках Tesla, которые принесут ей еще больше денег.

Топ-менеджеры Tesla признают, что компания не может рассчитывать на стабильность этого источника денежных средств.

Сколько денег у Tesla

Даже если Tesla полностью перестанет получать выплаты за экологические баллы, у нее, скорее всего, все равно все будет хорошо. Связано это с ростом ее доходов от основной деятельности, увеличением стоимости акций и другими факторами. Например, ее свободный денежный поток в размере 2,8 миллиарда долларов вырос на 158% по сравнению с годом ранее. В 2018 году с этим показателем вообще все было очень печально, и компания была на грани того, чтобы вообще оказаться без денег. Но сейчас все изменилось.


Многие хотят купить Tesla, но пока не везде можно ей пользоваться.

Стоимость акций компании обычно отражает настроения инвесторов и их ожидания. Эти ожидания должны на чем-то основываться. В данном случае рост акций компании показывает, что у нее есть перспективы и не только Илон Маск своей харизматичный фигурой подогревает интерес к компании.

Джин Мюнстер, управляющий Loup Ventures и ведущий технический аналитик, считает, что споры между теми, кто фанатично предан Tesla, и теми, кто относится к ней скептически, давно превратились в ”священную войну”.

Мюнстер считает, что критики слишком много внимания уделяют тому, как экологические баллы по-прежнему превышают чистую прибыль компании. Он утверждает, что валовая прибыль в автомобилестроении, а не условные баллы, является лучшим мерилом финансового успеха компании.

Что будет с Tesla

Акции Tesla сейчас стоят примерно столько же, сколько у 12 крупнейших автопроизводителей, которые продают более 90% автомобилей по всему миру. При этом именно Tesla продолжает дорожать. Эксперты и аналитики ожидают, что 2021 год окажется для компании еще более удачным, а рост стоимости акций продолжится и дальше.


Пусть Tesla и затягивает с запуском некоторых моделей, но это только подогревает интерес к ней.

Вся отрасль движется к полностью электрическому будущему. На фоне этого компания, которая уже сейчас продвинулась дальше остальных, просто не может не вызывать интереса инвесторов. Тем более пока она идет по своему пути без серьезных ошибок, а Илон Маск своей непосредственностью и силой личности только подстегивает интерес к бренду.

Электромобили требуют меньше труда, меньше деталей, они дешевле в производстве, чем традиционные автомобили с бензиновым двигателем. Они дешевле в обслуживании и эксплуатации, но при этом дают куда более положительный пользовательский опыт. Все это и складывается в картинку светлого будущего электромобилей.

Технологии дешевеют, а чем больше машин ты производишь, тем дешевле тебе обходится каждая из них. Именно поэтому со временем, даже при сохранении стоимости, Tesla будет постепенно зарабатывать все больше и больше. А неповоротливые автогиганты, которым намного сложнее притормозить свои конвейеры и перестроиться на новые электрические рельсы, еще долго будут догонять. В этом отношении у Tesla и других начинающих с чистого листа компаний намного проще сразу сделать то, что нужно.

Tesla больше не стартап, Model 3 — самый продаваемый автомобиль в Америке и грандиозные китайские перспективы: большой перелом в некогда маленькой такой компании!
<big><small><small>Производитель электрокаров стал взрослым</small></small></big>

Tesla стала рентабельной, а Model 3 — самый продаваемый автомобиль в Америке

Компания Tesla опубликовала результаты деятельности за третий квартал 2018 года. Глава фирмы Илон Маск обещал, что этот период станет переломным и, вопреки ожиданиям аналитиков, так и случилось. Tesla впервые показала не просто прибыль (такое происходило и раньше), она вышла на стабильную рентабельность. Иными словами, отныне для продолжения деятельности и расширения производства компании более не придется занимать деньги — она уже способна зарабатывать сама. Из стартапа, который привлекает инвестиции и обещает отдачу в будущем, Tesla превратилась в прибыльный бизнес. Будущее наступило, стартап удался.

Письмо акционерам с финансовыми результатами, а также последовавшее телефонное общение Илона Маска с инвесторами и рыночными аналитиками по традиции дали не один, а несколько новостных поводов. Мы решили рассказать вам обо всем, что знаем.

Деньги

За три месяца Tesla заработала 312 миллионов долларов чистыми. Выручка компании при этом составила 6,8 миллиарда. Иными словами, чистая рентабельность компании составила почти 5% — для массового автопроизводителя этот показатель уже сам по себе неплох.

Особенно важно, что такая рентабельность была достигнута в условиях инвестирования в наращивание производства, разработки новых моделей, начала строительства завода в Китае и платежей по прошлым кредитам. Так вот, после всех этих расходов у компании осталось еще 312 миллионов долларов.

Как такое возможно? Очень просто. Одна только Tesla Model 3 имеет рентабельность более чем в 20% от своей цены. Это показатель элитных суперкаров: столько зарабатывают (или не зарабатывают, если машина не пошла) на производстве, например, в Ferrari. Но для автомобилей массовых рентабельность крайне редко превышает 5%. Более того, я могу вспомнить лишь один по-настоящему массовый такой автомобиль — это Logan, на котором Renault зарабатывала 6%. Для Toyota Corolla или Volkswagen Golf 3% рентабельности считаются успехом.

Model 3

Самый доступный автомобиль Tesla, он же — самый успешный. За три месяца было продано 56 тысяч таких машин, и спрос по-прежнему превышает предложение.

В США Model 3 стал самой успешной легковушкой по прибыли. Иными словами, на этой машине производитель получил больше всего денег. В штуках Model 3 вышла на пятую строчку по продажам, уступив Toyota Corolla, Camry, Honda Civic и Accord. Все они значительно дешевле электрокара от Tesla.


Более того, половина покупателей Model 3 ранее владела машинами ценой дешевле 35 тысяч долларов. Это стоимость базовой версии Model 3, которая еще не продается. До последнего времени купить «Трешку» дешевле 49 тысяч было невозможно. Иными словами, за электрокар покупатели были готовы выкладывать существенно большую часть своего дохода, нежели за машину с ДВС.

Кстати, выход базовой Model 3 за 35 тысяч опять откладывается — он случится, самое раннее, через полгода. И помогут в этом китайцы!

Китай

На днях мы писали, что Tesla уже начала строительство своего завода в Шанхае, и что кредит от местного банка одобрен и получен. Теперь Илон Маск рассказал некоторые подробности.

Во-первых, предприятие в Китае заработает раньше намеченного: уже через год там начнется производство компонентов для Model 3, а чуть позже и самой Model 3. Это связано с торговой войной, которую президент США Дональд Трамп ведет с Китаем: обе страны шаг за шагом поднимают пошлины на ввоз импортных товаров.

Китайский завод позволит Маску использовать это. Во-первых, он, судя по всему, рассчитывает, что детали, который Tesla сама будет производить в Китае, не станут облагаться теми пошлинами, которыми в США облагаются закупаемые у китайских компаний агрегаты. А во-вторых, собранная в Китае Model 3, в свою очередь, избежит китайских пошлин на американские машины.

Маск также подчеркнул, что все электрокары Tesla, произведенные в Китае, будут там же и проданы. Помимо Model 3, это будет демократичный кроссовер Model Y.

Model Y

Глава компании Tesla Илон Маск подтвердил инвесторам, что он уже одобрил серийную версию кроссовера Model Y в том виде, в каком она поступит в производство. В Китае машину выпустят в 2020 году, в остальных странах, скорее всего, тогда же.


Официальный публичный дебют Model Y состоится весной 2019 года. И, в отличие от того, как это было с Model 3, нам покажут не предсерийный образец, а сразу товарную машину. Какой она будет — пока совершенно не ясно, но мы держим руку на пульсе. В любом случае, это будет самый дешевый кроссовер Tesla, то есть априори самая интересная модель для российского рынка.

Tesla Network

Все перечисленное выше — планы Tesla против таких конкурентов, как традиционные автоконцерны. И как только с ними будет покончено (шутка), Илон Маск возьмется за Uber и прочие агрегаторы такси. Идея под названием Tesla Network была озвучена ранее, однако на сей раз глава Tesla раскрыл подробности.

Суть проекта вот в чем. С октября 2016 года Tesla выпускает электрокары, в которых все «железо» полностью готово к переходу под управление автопилотом. То есть руль умеет сам рулить, тормоза — сами тормозить и так далее. Единственное, чего не хватает — это программного обеспечения. Оно сейчас разрабатывается, и при очередном обновлении все уже выпущенные и проданные машины сами оснастятся полноценным автопилотом.

А дальше владельцы получат возможность зарабатывать на своих электрокарах, сдавая их в аренду как беспилотное такси. Приезжаешь с работы, паркуешься, поднимаешься домой — а твоя Tesla отправляется на автопилоте колесить по городу и зарабатывать для тебя деньги.

В тех городах, где число владельцев Tesla невелико, Маск пообещал использовать таких электрокаров-роботов, которые принадлежат компании. Но в других будут использоваться именно электромобили простых граждан! Шах и мат, Яндекс.Такси!

Планы

До конца 2018 года Tesla обещает выйти на выпуск Model 3 в объеме 25 тысяч в месяц. И при этом сохранить прибыльность. Завод в Китае — уже четвертое предприятие концерна, если считать фабрику по выпуску солнечных батарей.

Уже сейчас мы можем сказать, что в США удался автомобильный стартап. К слову, такое за всю историю Америки происходит только во второй раз. В первый раз это удалось Генри Форду. Во второй — Илону Маску. Все остальные начинатели прогорели, их бизнес отошел за долги кредиторам, и только потом, стараниями кредиторов, появились гиганты вроде GM и Chrysler. И только Маск да старик Форд, что называется, смогли. Пожелаем успехов!

Немного о специфике при выборе Tesla S (б.у.)

Первая радость от покупки новой игрушки для взрослых мальчиков утихла, настало время понять в деталях, а что собственно было куплено и что с этим можно сделать для того, чтобы автомобиль стал своим.
Всё нижеследующее, продукт личных измышлизмов и не претендует на уникальность или эксклюзивность. Любым комментариям после прочтения буду очень рад.

Tesla S 85 — типический продукт Американского автопрома, придуманный и исполненный по всем канонам Американской школы автомобильного дизайна. Для меня подобное означает: больше, мощнее, проще. За это я обожаю "американцев", практически неограниченные возможности в доработках, простота и дешевизна ремонта, много автомобиля за потраченные деньги, но с низким качеством внешней и внутренней отделки. Всё вышесказанное в сравнении с Европейским и Азиатским автопромом. Минимализм от Tesla становится очевиден, как только приподнимаешь или снимаешь любую внешнюю или внутреннюю облицовку. Поэтому любителям Баварских автомобилей, Tesla покажется "ведром с гайками" с прикрученным к ручке мобильников. :)

Tesla S 85 — автомобиль первого поколения, со всеми достоинствами и недостатками.

Из достоинств
— классическая Американская Tesla (см. выше)

Из недостатков
— Спорная батарея 85 kW Много историй с деградацией, отказами и пожарами как раз относятся к этой батареи. По этой причине Tesla "насильно" снизила максимально возможную мощность зарядки батареи. Отбросив эту модель на последнюю строчку среди всех Tesla. Печально, но не критично. Хотя в Норвегии все владельцы получили возможность получить вполне материальную компенсацию от компании за подобные ультимативные ограничения. Увы, но в UK S 85 не самая продаваемая модель, нет критической массы для оспаривания в суде. Tesla не признаёт это ограничение ущемляющим права покупателей, а настаивает на безопасности и долгосрочности этого подхода.

— Удаление бесплатной пожизненной зарядки и доступа в интернет. Увы, но все подержанные автомобили продаваемы напрямую через Tesla — "обнуляются". Tesla удаляет все пряники, доставшиеся первому хозяину. Среди них два самых платных (в моём случае) — бесплатная пожизненная быстрая зарядка и бесплатный доступ в интернет. Теперь для меня всё это платное — зарядка по тарифам и доступ по подписке (£9.99 в месяц). Да можно "зашарить" интернет через мобильный, но я предпочитаю раздельное использование.

— MCU1 это боль ! Неумышленная конечно, прогресс за последние годы рванул вперёд и центральный мозг Tesla не поспел за ним. MCU1 по-прежнему установлен во многих автомобилях, но доживает последний свой ренессанс. Производительность стремится к нулю, фактически Tesla прекратила обновление автомобилей с блоком MCU1 (последняя версия 2020.X.X). Ремонт основной памяти отодвигает день смерти, но не решает его. Второй модуль памяти может нанести системе удар из-под тишка. Замена блоков памяти, процесс платный, Tesla не признаёт это дефектом. В UK после упорного лоббирования со стороны Клубов владельцев Tesla, производитель согласился компенсировать стоимость замены основного блока памяти (£400) даже при замене у третьих лиц. А вот со вторым модулем пока в полном отказе. Хотя если блок MCU1 полностью откажет, то можно получить замену памяти по отзывной компании бесплатно. Но это лишь отодвинет конец. Поэтому пришлось добавить деньжат и апгрейдить компьютер до MCU2, получив новые прошивки, доступ к 4G, отличную производительность и главное — новый экран (£1400) !

— Отсутствие CCS (Европейский стандарт разъёма для быстрой зарядки) > 22 kWh. В Америке Tesla использует свой запатентованный разъём для зарядки. Условием выхода на Европейский рынок было требование установки разъёма Tier 2. Но, стандарты не стоят на месте и Teir 2 устарел и используется только для низкомощных зарядок в доме и в городах. Новый стандарт CCS потребовал изменить зарядные разъёмы на автомобилях. Tesla предложила всем владельцам автомобилей первого поколения установить необходимое оборудование и получить возможность использовать Tesla Superchargers v.3 и всех сторонних компаний с разъёмами CCS. Удовольствие платное (£280) занимает один час и исполняется прямо дома.

— Выдвижные дверные ручки. Один из самых привлекательных элементов моделей S и X. Но за привлекательной внешностью, стремящаяся к нулю надежность. Причем самое обидное это наличие действительно неплохой конструкции и отсутствие нареканий к ней, но подводят мелочи (микро выключатели) которые выводят из строя весь замок. Не видел ни одной Tesla S, которая избежала поломку одной или всех дверных ручек, вопрос только времени. Лечение от Tesla — полная замена (кстати сейчас уже вышла третья версия этих замков, судя по отзывам они избавлены от детских болезней) Лечение от знатоков — отверка и ремонт, то что стоит несколько сотен при замене как агрегат, может обойтись в районе десятки при домашнем ремонте. Наличие обоих вариантов конечно привлекает, но не идеал.

— 12B батарея. Это не проблема, но Tesla использует необычный форм фактор, делая замену немного хлопытным мероприятием. О необходимости замены аккумулятора вам напомнит сам автомобиль (алгоритм вычисления срока замены до конца не известен) В моему случае был заменен бесплатно, как часть гарантии Tesla.

Это добавило расходов к оригинальному бюджету. "Знал бы прикуп" :)

Тест-драйв Tesla Model Y: ищем плюсы и минусы компактного EV-кроссовера

Когда-то давно мобильные телефоны были яркими и, самое главное, разными. В середине 2000-х люди даже пытались как-то выражать себя через покупку той или иной модели Nokia, Sony Ericsson или Siemens. Сегодня же смартфоны выглядят одинаково, и на рынке есть лишь пара-тройка основных моделей, очень схожих как внешне, так и по функционалу. Мобильники утратили свою индивидуальность в угоду утилитарности. Если бы это произошло с автомобилями, сегодня мы бы ездили на чем-то вроде Tesla Model Y. Примерно таким должен быть автомобиль в 2020 году. А все остальное, что мы видим на дорогах, это 4-колесные Nokia 3250, Siemens S65 и пр. И да, мы знаем, что не всех устраивает новая автомобильная реальность. Компания Tesla-Cars привезла в Минск второй экземпляр кроссовера, который обещает стать самой продаваемой Tesla в мире. Мы прокатились на новинке.


В эпоху умных часов, Zoom-конференций и компьютерных игр в виртуальной реальности даже удивительно, что мы по-прежнему что-то там добываем из-под земли, перерабатываем это и сжигаем в котлах своих транспортных средств. Когда едешь по городу на электрокаре, жалеешь о том, что в начале ХХ века ДВС-машины одержали победу над «электричками» и надолго поставили крест на данном сегменте машин. Но ничего. Теперь уж электромобили не намерены уступать долю рынка, а постоянно растущий спрос на EV доказывает, что люди готовы поменять шланг с символами АИ-95 на зарядный кабель. Пусть нефть и газ сгорают где-нибудь за городом, а не в наших дворах.


По Беларуси сейчас катается больше тысячи электромобилей, привезенных в страну из Европы, США и Китая. Но среди наших соотечественников по-прежнему есть большое количество скептиков, которые не готовы расставаться со звуком двигателя, запахом бензина и периодической заменой моторного масла у дяди в гараже. В какой-то степени мы сами относимся к этим скептикам и не считаем, что Tesla или Porsche Taycan — самые интересные машины в истории. Если уж на то пошло, то Nokia 6600 в 2003 году была более интересной моделью, чем 12-й iPhone сегодня.


Для консервативных автолюбителей Tesla Model Y — это что-то чужеродное, отталкивающее, не подходящее под описание привычной легковой машины. Чтобы сделать обзор новой модели Tesla максимально объективным, мы разделили статью на две части. В первой опишем те характеристики, которые, скорее всего, оттолкнут потенциальных покупателей. Во второй перечислим преимущества, которые получат владельцы «Игрека», не пожалевшие 65 тысяч долларов.


Что может не понравиться в Model Y?

Качество сборки. Мы привыкли, что доверять нельзя никому. Покупая подержанную машину, нужно пройтись по кругу толщиномером — мало ли предыдущий хозяин перекрашивал битый кузов. Покупая новый автомобиль, нужно «пострелять» глазом вдоль зазоров — вдруг недобросовестный работник завода не выспался в тот день и криво прикрепил двери. Как правило, новые машины собраны более-менее хорошо, и придраться сможет только самый дотошный зануда. Но в случае с Tesla зазоры смутят даже самого сговорчивого покупателя (присмотритесь к фото ниже).


Зазоры между некоторыми кузовными деталями Tesla Model Y пляшут туда-сюда на добрые полсантиметра. И вообще кажется, что задний бампер другого оттенка по сравнению с остальным кузовом. В интернете уже есть истории, как у кроссовера отклеивается стеклянная крыша. У соплатформенного Tesla Model 3 в дождь может оторваться задний бампер. В общем, есть еще над чем работать в плане качества.


На данный момент Model Y выпускается только на заводе Tesla Fremont в США. В следующем году электрокар планируют собирать на первом европейском предприятии Tesla — под Берлином (Германия). Возможно, тогда качество сборки улучшится.

Эргономика салона. Когда впервые попадаешь в салон Tesla Model Y (или Model 3), тебе не по себе из-за отсутствия привычных органов управления. Хочешь настроить зеркала и интуитивно ищешь соответствующие клавиши на двери. А их там нет! Надумал поменять угол вылета руля и пытаешься нащупать рукой заветный рычажок снизу под колонкой. Бесполезно: все настройки (кроме кресел) нужно искать в меню, тыкая пальцем в большой сенсорный телевизор.


Первые часы находиться в Model Y жутко непривычно. Малейшая настройка требует отвлечения от дороги. Кнопка «аварийки» спрятана на потолке. Она физическая (требование законодательства). Центральный тоннель напрочь лишен каких-либо блоков управления. Рычаг с режимами езды по-американски торчит из рулевой колонки.


Между передними креслами — удобный подлокотник и несколько вместительных боксов для мелочовки. Под центральным экраном — ниша с беспроводной зарядкой. Открывать ее удобно, а закрывать мешает торчащий из панели дисплей. Глянцевые поверхности быстро потеряют вид. Отдельной приборной панели здесь, как и в «тройке», нет — показания спидометра, одометра и зарядки выводятся на основной экран. Людям, привыкшим к кнопочкам и рюшечкам, интерьер современной Tesla покажется неуютным. Впрочем, вряд ли владельцы светящегося Nokia 3220 были бы в восторге от дизайна iPhone 11. Должно пройти время, чтобы люди привыкли к минимализму в автомобильном интерьере.


Жесткая подвеска. Отдавая 65 тысяч долларов, мы хотим получить комфортный и практичный автомобиль. С практичностью у Tesla полный порядок, а вот комфорт Model Y оставляет желать лучшего. По крайней мере, если сравнивать с другими машинами за эти деньги. Подвеска у компактного кроссовера очень жесткая. Буквально перед каждым «спящим полицейским» придется хорошенько притормозить. Ваш позвоночник будет получать подробнейший пересказ о дорожных неровностях. Пневмоподвеска для Model Y недоступна, поэтому придется терпеть. Особенно «больно» будет пересаживаться на этот электрокар с какого-нибудь большого Mercedes.


Цена. На данный момент американцы выпускают только дорогие версии Tesla Model Y: Long Range и Performance. Обе с полным приводом. На фотографиях — самая доступная версия Long Range, разгоняющаяся до сотни примерно за 5 секунд. Запас хода — полтысячи километров. Для зарядки от европейских станций (в том числе в Беларуси) придется использовать переходник. Напомним, официально Model Y продается сейчас только в США.


Автомобиль, побывавший у нас на обзоре, стоит 65 тысяч долларов. Все еще дороговато. Подождем заднеприводных версий (Standart и Long Range) — они должны быть значительно дешевле. Через год-полтора подоспеют «бэушки». Однажды Model Y можно будет пригнать за двадцатку. Ну а пока будем надеяться, что первые владельцы электрокара не будут сильно его «ушатывать».


А что понравится?

Управляемость. Обратная сторона медали жесткой подвески — это управляемость Tesla Model Y. Автомобиль очень приятно управляется, и заставить его уйти в занос на сухом асфальте практически невозможно. Самые тяжелые компоненты автомобиля расположены чуть выше оси, поэтому центр тяжести кроссовера рекордно низкий для данного сегмента. Именно про такое поведение на дороге говорят «едет как по рельсам».


А еще Model Y дарит незабываемые ощущения от разгона и торможения. Главное — сказать пассажирам в салоне, чтобы не пялились в свои телефоны. Укачает! Ехать на Tesla можно «в одну педаль». Машина интенсивно останавливается, когда отпускаешь «газ» вплоть до полного прекращения движения. Если исключить экстренные торможения, весь город можно проехать, не прикасаясь к тормозу.


После дня, проведенного в Model Y, ехать на обычном бензиновом автомобиле уже непривычно. В «Тесле» правая педаль настолько чувствительна, что автомобиль реагирует даже на 5-миллиметровые движения ноги. Ездить на Model Y по ровному асфальту — истинное удовольствие!

Отопительная система. Когда знакомишься с интерьером Model Y, первое, что кажется непривычным, это отсутствие воздуховодов отопительной системы. По факту у Model Y один большой воздуховод — широченная щель возле лобового стекла. Здесь рождается настоящий ураган холодного или теплого воздуха. Кроме основного воздуховода, есть еще узкий, направленный вверх. Он своими вертикальными потоками меняет направление основного «дыхания» климатической установки.


То есть водитель и передний пассажир могут выбрать конкретное направление обдува — например, в плечи, лицо или даже в одно левое плечо. Ни один другой производитель не предлагает такой гибко настраиваемой отопительной системы. Ну и напомним, что в электрокарах не нужно ждать, пока прогреется мотор. Теплый воздух поступает в салон мгновенно.


Два багажника. Практичным автолюбителям придутся по вкусу два багажника. Сзади грузовой отсек может вмещать от 500 до 1840 литров в зависимости от положения второго ряда. Причем основной багажник имеет подпольное пространство, где можно хранить зарядный кабель (он зачастую грязный). Пятая дверь оснащена электроприводом.


Для пакетов с продуктами из супермаркета можно использовать передний багажник. Открывается он в меню мультимедийной системы. Закрывается вручную — придется хорошенько надавить на крышку. Два багажника позволят перевезти с дачи около 8—9 мешков картошки. В следующем году Tesla предложит 7-местный вариант Model Y с двумя маленькими креслами на третьем ряду (они будут расположены спиной к движению).

Общее ощущение от пользования. Когда ты привыкнешь ко всем особенностям Tesla Model Y и забудешь, каково это — владеть бензиновой машиной, ты будешь получать от пользования калифорнийским электромобилем только положительные эмоции. Буквально в каждой детали этой машины есть какая-то своя «фишка». Начиная от ключа в виде карточки и заканчивая функцией «камина» в салоне. Вишенка на торте — масса современных опций вроде автопилота, функции ночного «сторожа», беспроводное обновление ПО и пр.


Как только тебя перестают бесить непривычные решения в салоне, ты понимаешь, что вот он — автомобиль 2020 года. Именно таким он должен быть. Нас слишком долго обманывали, продавая Ford T в разных кузовах под разными марками.

Большая идея

Tesla Model Y не привлекает дизайном. Да, на машину смотрят в городе, но лишь потому, что знают: это новенькая Tesla. Вряд ли в Model Y кто-то влюбится из-за салона. К нему придется какое-то время привыкать, а до этого он будет скорее отталкивать «холодом» минимализма. Не выберут кроссовер Tesla и любители комфорта. Так за что же люди платят десятки тысяч долларов? За идею. Tesla Model Y — это автомобиль с большой идеей и глубоким смыслом. Даже короткий тест-драйв способен поменять ваше мнение о современных автомобилях в целом.

Читайте также: