Тойота виш плавают обороты на холостом ходу

Обновлено: 02.07.2024

2ZR-FAE: Низкие обороты холостого хода, отсутствуют прогревочные обороты

2ZR-FAE: Низкие обороты холостого хода, отсутствуют прогревочные обороты ⇐ Isis. Двигатель

Модераторы: Вячесла, ss67

С наступлением морозов (-20) образовался у меня на 2ZR-FAE дефект:

1) Низкие обороты холостого хода. До 300-350 примерно, при норме 600-650. Движок трясется, генератор не работает (лампочки пригасают);
2) Нет прогревочных оборотов. Движок резво стартует до 1500, потом за пару секунд обороты падают до 300 (при любой температуре) - далее см.1;
2а) Уточнение при -30: движок заводится и секунд через пять, поколбасившись в районе 200 RPM глохнет. Пришлось придерживать педаль газа минут пять на 1500 RPM, пока двигатель не смог поддерживать себя сам хотя бы на 300 RPM.
3) На педаль газа двигатель реагирует адекватно, как всегда.

Прокатился на дачу, 400 км за день - ничего не изменилось. Надо сказать, что ездить некомфортно - плавно тронуться с места не получается. Машина либо стоит на месте, либо трогается с пробуксовкой .

Check Engine не горит, ошибок нет. Проверил через OBD2 показания датчиков. Вроде все нормально.

Логическими размышлениями пришел к тому, что надо мыть дроссельную заслонку. Однако гаража нет, а погода совершенно не располагает к работе под капотом.

Грязь в дроссельной заслонке - это осадившийся масляный туман из картера. То есть густое масло. Тем более на улице холодно - оно еще больше загустело. Появилась мысль продавить его в двигатель. Для этого во впускном коллекторе надо создать сильный вакуум, сильнее чем обычно. Для этого прекрасно подходит режим вариатора "спорт" (обороты будут повыше, расход воздуха больше), а особенно - режим торможения двигателем "B". При отпущенной педали газа на высоких оборотах заслонка закроется, а воздух будет подсасываться в двигатель через все неплотности в заслонке и вокруг.

И это прекрасно сработало! 20 км до работы в режиме "S" и "B" на торможении - и холостой ход восстановился вместе с прогревочными оборотами! Не идеально, но вполне приемлемо.

Не думаю, что эффект сохранится надолго, и вообще заслонку надо снимать и мыть по любому (пробег уже 90 ткм, а туда еще никто не залезал). Но в качестве временной меры - я думаю использовать можно. Режим работы вполне штатный, только расход бензина сразу прыгнул - при неизменной температуре воздуха было 12 км/л, стало 10 км/л (повышенные обороты двигателя хотят кушать).

Кто нибудь в курсе - там в конструкции воздушной заслонки есть где нибудь регулируемый обходной канал? Или все эти эффекты - следствие наличия масла по периметру заслонки? Получается, что масло герметизирует заслонку, а при определенном угле поворота масляная пленка срывается, и воздух резко поступает в больших количествах.

Почему плавают обороты на холостом ходу

Плавающие обороты – частая проблема среди владельцев поддержанных авто. Причем случается она как на простейших ВАЗовских моторах, так и на технологичных немецких и японских ДВС. Двигатель не может нормально держать холостые, из-за чего может глохнуть, расходовать больше топлива и даже коптить. В чем причина? Каждый случай индивидуален – нужно смотреть поочередно каждую из систем. Рассмотрим, почему плавают обороты двигателя и как решить данную проблему.

Основные причины нестабильного холостого хода

Мотор троит по разным причинам:

  • подсос воздуха извне;
  • неисправность одной из систем ДВС (впускной, топливной, зажигания, газораспределения);
  • существенный износ цилиндропоршневой группы.

Нарушение герметичности впускной системы

Воздух в двигатель должен попадать только через впускной коллектор. Если впуск поврежден, воздух подсасывается снаружи. Из-за этого при запуске двигателя плавают обороты, мотор не держит обороты на холостом ходу вовсе (глохнет), а в отдельных случаях его просто невозможно запустить. Воздух просачивается в разных местах:

  • через стенки коллектора (частая «болезнь» пластиковых коллекторов, в которых образуются микротрещины);
  • через вакуумные шланги;
  • в соединении патрубков и шлангов.

Впускной коллектор
Впускной коллектор

Если коллектор без повреждений, при этом начинают плавать «холостые», стоит осмотреть прокладку. Со временем она усыхает и пропускает воздух. В цилиндр попадает больше «неучтенного» кислорода – смесь становится бедной, ДВС глохнет. Та же ситуация с прокладкой дроссельной заслонки – мотор задыхается и не держит обороты на холостом ходу.

Внимательно осматриваем воздушные патрубки. Из-за частого и большого перепада температур резиновые трубки засыхают и трескаются. Почему же начинают плавать обороты двигателя? В камеру сгорания снова попадает «неучтенный» датчиками воздух, что приводит к ситуации, аналогичной предыдущей.

Воздушный патрубок
Воздушный патрубок

Движок может троить из-за поврежденных вакуумных шлангов. Так как они служат для передачи разряжения, попадание лишнего кислорода мгновенно повлияет на работу авто.

Если в авто установлен адсорбер паров бензина, осмотрите клапан. Это частая болезнь отечественных авто.

Клапан адсорбера
Клапан адсорбера

Именно из-за неисправного клапана адсорбера мотор начинает сходить с ума. Замена клапана помогает устранить проблему с вибрациями на холостом ходу.

Регулятор холостого хода

Механизм служит для поддержания оборотов ДВС при закрытой дроссельной заслонке. Неисправность проявляется по-разному: автомобиль глохнет, троит периодически, либо постоянно не может выйти на «холостые».

Регулятор холостого хода
Регулятор холостого хода

Если вы заметили плавающие обороты двигателя, причин неисправности несколько:

  1. Плохой контакт. На клапан просто не походит питание. Нужно осмотреть фишку проводов – часто клеммы окисляются и покрываются грязью.
  2. Грязь под штоком. Если регулятор разбирается, есть шанс очистить его – после сборки проблема уходит.
  3. Отсутствие смазки в штоке. После смазки клапан работает в нормальном режиме.

При выборе нового регулятора желательно избегать неизвестных производителей. Часто такие детали выходят из строя уже через неделю, особенно на российских авто. По возможности старайтесь приобретать оригинальные детали.

Жиклер холостого хода

Если у вас карбюраторный авто, на котором плавают обороты, осмотрите жиклеры. Если в них попадает грязь, смесь обедняется, и двигатель нестабильно работает.

Жиклер карбюратора
Жиклер карбюратора

Следует выкрутить электромагнитный клапан и снять жиклер ХХ. Используя очиститель карбюратора, вымыть грязь, просушить и установить на место. Кстати, иногда причина кроется не в самом жиклере, а в уплотнительном кольце. Заменив его, двигатель работает исправно.

Клапан вентиляции картера

Механизм отводит газы из картера в камеру сгорания через впускной коллектор. Почему из-за грязной вентиляции плавают обороты? Если клапан забит или плохо открывается, возрастает давление внутри системы. Картерные газы попадают в камеру сгорания в избыточном количестве. Неисправность можно заметить по следам масла, которое выдавливает со всех сальников и прокладок. Если начали плавать обороты двигателя, прочистив или заменив данный клапан, проблема исчезает.

Клапан вентиляции картера
Клапан вентиляции картера

Они должны быть упругими и не иметь трещин. Если трубка гнется как пластилин и не возвращается в исходную форму – срочно меняем. Это значит, что внутри нее критический слой нагара.

Патрубок вентиляции картерных газов
Грязный патрубок вентиляции картерных газов

Система вентиляции – это «легкие» двигателя. Устранив засоры, стабилизируется работа мотора во всех аспектах – выравниваются обороты, снижается расход, автомобиль легче набирает скорость.

Датчик расхода воздуха

Он находится между дроссельной заслонкой и воздушным фильтром. Датчик определяет объем пропускаемого воздуха и отправляет информацию в ЭБУ. Последний на его данных корректирует впрыск топлива.

Внутри ДМРВ находится термокомпенсационный резистор, который часто выходит из строя. Из-за этого датчик неправильно определяет объем кислорода, соответственно, блок управления дает неправильные коррекции. В некоторых случаях можно обойтись чисткой датчика, но зачастую его приходится менять целиком.

Поэтому есть соблазн купить аналог подешевле. Но установив его, проблема не уходит (либо уходит, но ненадолго). И только с новым оригинальным датчиком блок получает правильную информацию.

Дроссельная заслонка

Работа инжекторного двигателя на холостом ходу также зависит от дроссельной заслонки. Со временем она покрывается нагаром, из-за чего закрывается не полностью. Обычно это происходит через 100-150 тысяч километров. В камеру сгорания попадает большее количество кислорода, из-за чего плавают обороты на холостом ходу. Решить проблему можно, демонтировав и тщательно очистив механизм.

Дроссельная заслонка
Грязная дроссельная заслонка

Почему эту работу нужно доверять специалистам? Часто после самостоятельной очистки проблема не уходит – мотор вибрирует, да еще и «Чек» загорается. Дело в том, что на современных авто нужно адаптировать заслонку после чистки. Для этого используется адаптер с поддержкой CAN.

Неисправность форсунок

С пробегом, форсунки загрязняются, из-за чего неправильно распыляют топливо. Это сразу заметно на поведении авто – возрастает расход, падает мощность, автомобиль плохо запускается и не держит холостые.

Чистка форсунок
Чистка форсунок

Часто владельцы пытаются решить проблему легким путем, залив какую-либо присадку в бак. Но какой бы дорогой не была присадка, она не даст такого эффекта, как ультразвуковая очистка на стенде. Да, для этого нужно снять все форсунки. Но результат превосходит все ожидания – коррекции выходят в норму, выравниваются обороты, снижается расход.

Свечи зажигания

От их состояния напрямую зависит качество воспламенения смеси. Если хотя бы одна из свечей неисправна, это будет сразу заметно по жуткой вибрации и нестабильным оборотам. Причин может быть несколько:

  • превышен ресурс свечи (для обычных это 20-30 тысяч километров, для иридиевых – 100);
  • увеличен зазор между электродом;
  • электрод покрыт нагаром, из-за чего не может пробиться искра.

Грязная свеча зажигания
Свеча зажигания с масляным нагаром

Если свечи в масляном нагаре, нужно «копать» в сторону сальников клапанов и поршневых колец. Первые требуют замены через 150-200 тысяч километров. А вот с кольцами ситуация индивидуальна. Бывает, что их закоксовывает уже через 100 тысяч, но при своевременном ТО с кольцами не должно быть проблем как минимум 250 тысяч километров. Также масло забрасывает из-за забитой системы вентиляции картера, о которой мы говорили ранее. Если свечу заливает бензином, проверяем форсунки и датчики.

Уменьшено давление топлива

Смотрим в сторону фильтров. Их два – грубой и тонкой очистки. Первый находится перед насосом, второй – за ним.

Важно проверить вакуумный клапан-регулятор в топливной рампе. Он доставляет проблемы при пробеге за 200 тысяч километров. Бывает проблема посерьезнее – неисправен насос. Он может включаться, но не выдавать нужное давление. Замерив давление на выходе, можно делать выводы. Отметим, что насос часто сгорает при езде на пустом баке, так как охлаждается самим топливом. Чтобы впредь не попадать на замену насоса, держите уровень топлива не менее 1/4.

Нестабильность оборотов на промежуточных режимах

проблема характерная для дизельных автомобилей. Причина – ржавчина на плунжере ТНВД. Происходит это из-за попадания воды в бак (возможно из-за банального конденсата).

Плунжерные пары ТНВД
Ржавые плунжерные пары ТНВД

Последствия – большой расход топлива, дым из выхлопной и повышенный износ ТНВД. Чтобы предотвратить это, многие ставят сепараторы в разрез топливной системы. Этот «отстойник» задерживает не только воду, но и разные примеси, что могут быть в баке.

Низкая компрессия в цилиндрах

Если замер компрессии показал неутешительный результат – предстоит ремонт двигателя. Компрессия падает по разным причинам:

  1. Прогар прокладки ГБЦ. В таком случае масло прорывается в расширительный бак, падает уровень антифриза, а на щупе имеется «майонез». Прокладка прогорает из-за неправильной сборки ГБЦ после ремонта, из-за перегрева или нарушения сгорания топлива в цилиндре.
  2. Неисправность гидрокомпенсаторов или неправильная регулировка клапанов. Это можно определить по характерному металлическому стуку. Ездить так нельзя – можно быстро «приговорить» распределительный вал.
  3. «Залегание» поршневых колец. Вместе с этим закоксовываются канавки поршневых колец. Это происходит при редком обслуживании, использовании некачественного масла и при коротких поездках без нагрузки.
  4. Задиры цилиндров. Это происходит на старых моторах при пробеге за 250-300 тысяч километров. Раньше времени задиры могут произойти из-за перегрева, использования плохого масла или езды с низким его уровнем. На моторах с забитым ЕГР все отложения попадают в камеру сгорания, где работают как абразив, задирая «хон».

Причины плавающих оборотов на холостом ходу могут быть разными и проявляться только в определенных режимах. Но в любом случае не нужно рассматривать это как норму. Чем раньше определить проблему, тем проще и дешевле сделать ремонт. Следите за состоянием вашего автомобиля, и он ответит вам взаимностью!

Почему дергается стрелка тахометра на холостом ходу (плавают обороты)?

Плавающие обороты следует отличать от перебоев в работе, связанных с нарушением горения топливовоздушной смеси в одном либо нескольких цилиндрах. В нашем случае двигатель работает ровно, но стрелка тахометра дергается. Рассмотрим, почему плавают обороты на холостом ходу и что делать водителю, чтобы самостоятельно определить причину неисправности.

плавающие обороты на тахометре

Подсос неучтенного воздуха

Чаще всего скачки оборотов мотора на холостом ходу связаны с подсосом во впускной коллектор неучтенного воздуха. Блок управления двигателем регулирует время открытия форсунок, опираясь на показания датчика массового расхода (ДМРВ) либо датчика абсолютного давления (ДАД) в паре с датчиком температуры воздуха (ДТВ). В топливных картах ECU (Engine Control Module) прописаны желаемые обороты холостого хода, которые поддерживаются с помощью регулятора холостого хода (РХХ) либо дроссельной заслонкой с электроприводом.

В инжекторной системе питания с расходомером любая неплотность впускного тракта после ДМРВ спровоцирует нестабильные обороты двигателя на холостом ходу. Фактическое количества воздуха, попадающее в цилиндры, будет больше расчетных значений, которые строятся на показаниях ДМРВ. Также нередко возникает ошибка по бедной смеси, так как ЭБУ регистрирует неучтенный воздух только постфактум, опираясь на показания кислородного датчика (лямбда-зонд).

Поскольку в двигатель попадает больше воздуха, обороты поднимаются, что вызывает рассогласование в ЭБУ между желаемым и фактическим числом оборотов коленчатого вала. Желая уравнять эти значения, контроллер прикрывает/открывает регулятор холостого хода либо дроссельную заслонку, если РХХ не предусмотрен конструктивно. Но из-за неучтенного воздуха выставить обороты не получается, они начинают то подниматься, то опускаться, что водитель замечает по дергающейся стрелке тахометра.

ЭБУ «пилит» холостой ход

В случае значительной негерметичности впускного тракта в системе с ДАД + ДТВ возникает ситуация, когда двигатель самопроизвольно раскручивается до 1500-2500 об./мин, после чего обороты резко падают на 700-900/мин. Поскольку характер скачков на графике имеет пилообразную форму, часто в таком случае говорят, что контроллер «пилит» холостой ход.

Такое явление становится возможным вследствие роста давления во впускном коллекторе (причина – подсос) при закрытой дроссельной заслонке (ДЗ). Положение дросселя ЭБУ отслеживает с помощью специального датчика, вмонтированного в корпус ДЗ. В штатном режиме ситуация, при которой в двигатель попадает больше воздуха, а дроссельная заслонка полностью закрыта, возможна только при торможении двигателем. К примеру, когда при движении с горки на передаче водитель отпускает полностью педаль акселератора. Обороты коленчатого вала будут расти за счет инерции автомобиля, набирающего скорость на спуске. Для уменьшения расхода топлива логично отключить топливоподачу, что ЭБУ и делает до того момента, пока обороты не опустятся немногим выше холостых. Иными словами, пилообразные колебания оборотов на холостом ходу происходят из-за ложного определения ЭБУ режима торможения двигателем.

Распространенные места подсоса воздуха

На автомобилях японского производства при поиске неисправностей уделите внимание системе вакуумных клапанов, участвующих в регулировке прогревочных оборотов и открытии каналов добавочного воздуха.

  • Трещина пластикового впускного коллектора вследствие заводского брака либо механических повреждений. Нередко такие коллекторы состоят из нескольких элементов, собранных на уплотнительных прокладках. Если прокладки вследствие температурных нагрузок в обжатом состоянии дубеют, через них будет подсасывать воздух во впускной коллектор.
  • Неплотное прилегание впускного коллектора к ГБЦ.
  • Изношенные либо неправильно установленные уплотнительные колечки топливных форсунок.
  • Износ оси вращения дроссельной заслонки в корпусе (очень часто встречается на Mitsubishi Lancer 9).

Можно ли самостоятельно найти причину плавающих оборотов?

Как показывает опыт практикующих диагностов, обороты начинают плавать после проведения ТО либо других ремонтных работ в подкапотном пространстве. Нередко в процессе работы мастера забывают подключать либо незаметно для самих себя сдергивают вакуумные шланги со штуцеров. Поэтому если автомобиль недавно ремонтировали, осмотрите подкапотное пространство на предмет обломанных штуцеров и неподключенных вакуумных трубок. Если визуальный осмотр ничего не дал, воспользуйтесь несколькими простыми методами поиска подсоса воздуха.

  1. Поочередно пережмите пассатижами резиновые шланги и патрубки, которые подходят к коллектору. Так вы отключаете систему и исключаете ее влияние на работу двигателя.
  2. Попрыскайте водой на впускной коллектор и вакуумные трубки. При всасывании во впускной тракт воды вместе с неучтенным воздухом вы услышите характерный звук. Нередко подсос можно определить по шипению при работе двигателя на холостом ходу.
  3. Соорудите дымогенератор из подручных средств (в Интернете масса инструкций по сборке такого прибора в домашних условиях). Суть проверки в том, чтобы наполнить впускной тракт дымом. В местах негерметичности дым будет выходить наружу. Тест лучше всего проводить в помещении с выключенным светом, точечно освещая возможные места утечки фонариком. Перед поиском причины плавающих оборотов необходимо плотно заткнуть гофру, подходящую к воздушному фильтру.

Как РХХ влияет на холостой ход?

Обороты могут плавать в случае неправильной работы регулятора холостого хода. РХХ – ключевой элемент стабилизации холостого хода. Он необходим для регулировки проходного сечения байпасного канала, сообщающего впускной тракт до дросселя и задроссельное пространство в те момент, когда ДЗ полностью закрыта. С помощью РХХ блок управления двигателем увеличивает количество воздуха, поступающее во впускной коллектор при возрастании нагрузки на двигатель в режиме холостого хода. Речь о включении мощных электрических потребителей (вентилятор отопителя, фары, стеклоочистители, обогрев стекла и т.п.).

принцип работы регулятора холостого хода

Принцип работы регулятора основывается на перемещении штока, блокирующего байпасный канал. В обесточенном состоянии клапан перекрывает канал под действием возвратной пружины. При подаче питания шаговый электродвигатель (количество шагов регулируется скважностью сигнала) втягивает шток на необходимое расстояния, изменяя тем самым проходное сечение канала. Признаки неисправности регулятора холостого хода:

  • плавают обороты двигателя;
  • двигатель глохнет на ходу при выключении передачи;
  • мотор работает неустойчиво и может заглохнуть при включении кондиционера, мощных электрических потребителей;
  • отсутствие прогревочных оборотов (1100-1300 об./мин);
  • при резком сбросе газа обороты медленно опускаются, зависают.

Возможные неисправности

  1. Загрязнение канала, штока, появление на штоке ржавчины. Ход клапана затруднен, поэтому ЭБУ не может точно регулировать сечение байпасного канала.
  2. Неисправность электродвигателя. Нередко причиной выхода из строя становится разгерметизация корпуса РХХ, из-за чего внутрь попадает пыль и влага.
  3. Обрыв проводов питания, появления окислов на контактах разъемов, слабый контакт в соединительных колодках.

Схема управления регулятором внутри ЭБУ крайне надежна и выходит из строя в случае попадания внутрь блока влаги, замыкании питающих проводов и при механическом повреждении дорожек, элементов печатной платы.

Неисправности дроссельной заслонки

схема дроссельной заслонки

На большинстве современных инжекторных системах питания РХХ отсутствует. Его роль выполняет электропривод дроссельной заслонки. С помощью электродвигателя ЭБУ приоткрывает дроссельную заслонку на необходимый угол, регулируя количество воздуха, потребляемое двигателем на холостом ходу. В отличие от регулятора, который не имеет обратной связи, ECU отслеживает положение дроссельной заслонки сразу по 2 датчикам положения.

Симптомы неисправной дроссельной заслонки схожи с проявлениями поломки/загрязнения РХХ. Чаще всего устранение скачков оборотов и плавающих оборотов на холостом ходу ограничивается промывкой дроссельной заслонки. Для этого необходимо снять дроссельный узел и хорошо вымыть с помощью бензина и мягкой ворсовой кисточки.

Категорически запрещено чистить внутреннюю часть дросселя металлическими щетками, острыми предметами. Лучше всего для промывки использовать специальные очистители карбюратора в аэрозольных баллончиках.

Если чистка не решила проблему плавающих оборотов на холостом ходу, начните с компьютерной диагностики. Вероятно, что чтение кодов неисправностей и выявление аномалий в работе датчиков положения укажет вам верное направление для поиска причины нестабильных холостых оборотов. Нередко после промывки дроссель, как и РХХ, нужно адаптировать с помощью диагностического оборудования.

Видео: Плавают обороты холостого хода? Полезные советы

Датчик давления системы гидроусилителя

Датчик давления системы гидроусилителя руля

Показания датчика давления в системе гидроусилителя рулевого управления используются ECU для компенсации нагрузки на двигатель, возникающей при работе насоса ГУ. Нестабильные показания датчика приведут к плавающим оборотам холостого хода, просадке оборотов при повороте руля.

После чистки клапана ХХ плавают обороты

Код P0505 является общим кодом ошибки, который указывает на то, что модуль управления двигателем (ECM) обнаружил проблему, связанную с системой управления холостыми оборотами двигателя. Данный код ошибки указывает на слишком высокие или слишком низкие обороты холостого хода.
Причины возникновения ошибки P0505

  • Накопление углерода, заклинивание или неисправность клапана управления впуска воздуха на холостом ходу.
  • Засорение каналов клапана управления впуска воздуха на холостом ходу (из-за наличия грязи, мусора или накопления углерода).
  • Утечка вакуума во впускной системе после корпуса дроссельной заслонки, которую ECM не может контролировать с помощью клапана управления впуска воздуха на холостом ходу.
  • Сохранения кода ошибки P0505 в памяти ECM и загорание индикатора Check Engine.
  • Слишком низкие или слишком высокие обороты холостого хода по сравнению со значениями, указанными в технических условиях производителя.
  • Неровный холостой ход из-за утечки вакуума.
  • Заглохание двигателя при остановке автомобиля.
  • Периодическая работа двигателя на слишком высоких оборотах на холостом ходу.

При диагностировании данного кода ошибки механик выполнит следующее:

  • Считает все данные и коды ошибок, сохраненные на ECM, с помощью сканера OBD-II, очистит коды и проверит, появляется ли код ошибки P0505 снова.
  • Проследит за работой двигателя на холостом ходу при включенной и выключенной передаче, чтобы проверить, соответствуют ли обороты двигателя на холостом ходу значениям, указанным в технических условиях производителя.
  • Проверит двигатель на предмет утечки вакуума.
  • Проверит двигатель на предмет накопления углерода на корпусе дроссельной заслонки и входном отверстии клапана управления перепуском воздуха на холостом ходу.
  • Отсоединит и проверит клапан управления впуском воздуха на холостом ходу.
  • Проверит, не засорены ли каналы клапана управления впуском воздуха на холостом ходу.
  • Пренебрежение проверкой двигателя на предмет утечки вакуума перед заменой клапана управления впуском воздуха на холостом ходу.
  • Не удаление излишков углерода в каналах клапана управления впуска воздуха на холостом ходу при замене клапана.
  • Код P0505 указывает на то, что клапан управления впуском воздуха на холостом ходу работает ненадлежащим образом, что может привести к тому, что двигатель будет работать на слишком низких или слишком высоких оборотах на холостом ходу. Также двигатель может заглохнуть при остановке автомобиля.
  • При загорании индикатора Check Engine автомобиль не сможет пройти проверку на токсичность отработавших газов.
  • Наличие утечки вакуума может привести к тому, что двигатель будет работать с перебоями. Также возможно снижение эффективности использования топлива.
  • Замена клапана управления впуска воздуха на холостом ходу, очистка корпуса дроссельной заслонки и каналов клапана управления впуска воздуха на холостом ходу.
  • Удаление накопленного углерода с корпуса дроссельной заслонки и в каналах клапана управления впуска воздуха на холостом ходу.
  • Устранение утечки вакуума в вакуумной системе или через прокладку впускного коллектора двигателя.

Код P0505 указывает на наличие проблемы, связанной с системой управления оборотами холостого хода. Чаще всего проблема заключается в вакуумном проводе, идущем к впускному отверстию клапана управления впуска воздуха на холостом ходу или отверстию в корпусе дроссельной заслонки.

Почему на холодном бензиновом и дизельном двигателе плавают обороты

Плавающие обороты холодного мотора являются неисправностью, которая встречается как на бензиновых, так и на дизельных авто. Может наблюдаться затрудненный пуск, двигатель неустойчиво работает в режиме холостого хода или сразу глохнет. Обороты могут также плавать в движении, что более характерно для дизельного ДВС.

Рекомендуем также прочитать статью о диагностике топливной системы дизельного двигателя на попадание воздуха. Из этой статьи вы узнаете о том, что делать, если наблюдается подсос воздуха в топливную систему.

Возможные причины

Список потенциальных причин плавающих оборотов холостого хода достаточно широкий. Среди основных отмечены:

  • неисправность датчика массового расхода воздуха (расходомер воздуха, ДМРВ);
  • проблемы с регулятором холостого хода;
  • выход из строя датчика скорости;
  • сбои в работе датчика положения коленвала;
  • неисправен датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
  • поломка электромагнитного клапана холостого хода;

Также холостые обороты могут плавать в результате подсоса воздуха, проблем со свечами зажигания, катушкой или высоковольтными проводами, засорения воздушного фильтра и т.д. Дополнительно обороты могут меняться в случае проблем с лямбда-зондом, датчиками температуры охлаждающей жидкости и т.д.

Засорение инжекторных форсунок и неисправности в системе топливоподачи могут приводить к нестабильным показаниям на тахометре. Для дизельного двигателя распространены неисправности в системе подачи горючего ТНВД в режиме холостого хода.

Смотрите также

Комментарии 20

Всем привет ребята подскажите пожалуйста в чем причина может быть устал уже мастерам переплачивать движок 405 евро 2 2006 год перебрал движок компрессия 14-15 поменял дроссель прочистил форсунки поменял всю моторную проводку свечи свечные провода катушки тоже хорошо работают топливный насос давление хорошее на холостых мотор колбасит е мотористы не диагностики не могут дать точный ответ все только предполагают а я меняю все что они говорят а проблема остаётся.

Подсос воздуха где то… Может в фазу не попал… Или РХХ грязный…

Подсоса нет 100 процентов зажигание выставлено по шаблону форсунки новые чистые проводка мотора новая свечи и свечные провода тоже новые комп подключал другой та же история вот что выдала Диагностика

Герметичность… Это либо клапан, либо резинка на форсунке порвалась, а может и гидкик подклинил!

Подсоса нет 100 процентов зажигание выставлено по шаблону форсунки новые чистые проводка мотора новая свечи и свечные провода тоже новые комп подключал другой та же история вот что выдала Диагностика

Шаблон может побрехивать… Для идеальной фазы надо разрезные звёзды ставить…

Звезды нормальные и зажигание выстовленно правильно рхх это что такое? И ещё хочу датчик дрмв почистить правда не знаю чем его чистят ?

Регулятор холостого хода, на рессивере стоит… ДМРВ если не пластинами, не стоит туда лезть… Нить порвешь и привет новый датчик…

Всем привет! 405 дв евро 2 была такая же проблема плавали обороты при пуски дв 2000-3000 об еще на газу бывала глохла на ходу( Решил проблему! Снял РХХ почистил (сначало брызнул для карбов потом вд) и все ништяк)

Купил не так давно, газель 2007г длиннобазую, 405 дв простой с двумя бобинами. Оказалась проблема, плавают обороты, медленно подымаются до 1500 и резко падают до 1000. Были такие советы, поменять датчик массового расхода воздуха что на патрубке с воздушного фильтра, датчик дроссельной заслонки, регулятор холостого хода, почистить дроссельную заслонку. Причина оказалась простая, прям под впускным коллекторам, разрыв шланчика адсорбера (абсорбера), (который забирает пары бензина из бака). Просто происходил подсос воздуха в впускной коллектор, а эбу и датчики реагировали такими обаротами.

у меня нет адсорбера… заглушен там патрубок…

Читать также: Можно ездить пьяным за рулем

Дружище приветствую тебя.изучил твой б.ж. у меня такая же хрень с оборотами при прогреве что бензин что газ 2000об. Потом 900-1000об. Причем это может происходить даже в пробках повышение оборотов.орет как сволочь.передачу вруб аю и потихоньку трогаюсь.промыл рхх, д россель.такая же хрень.р хх рабочий.воздух вроде нигде не сосет. Пойду сегодня куплю новый датчик дросселя. На холостых движок колбасит, поменял все что только можно.в сервисе сказали цепи когда меняли предыдущему хозяину перекинули на два звена правда не знаю в какую сторону.может из за этого? движок как у тебя.да.дмрв новый стоит.па трубки все новые.

вполне возможно и из за цепей. я свою проблему решил… поменяв и прочистив всю топливную систему… новый насос, новые фильтра… все прокладки по воздуху… датчик положения заслонки два поменял… пока вроде все работает…

Частенько к нам в автосервис стал заезжать коммерческий транспорт, а именно автомобили ГАЗЕЛЬ и сегодняшний день не исключение. На пост диагностики заехала рабочая лошадка бортового типа с двигателем ЗМЗ 405.22 Евро-2. Хозяин автомобиля (а вернее уже третий хозяин) после его покупки заметил, что машинка ездит как-то не так. Обороты пляшут, как вздумается: то поднимаются, то опускаются. Лампочка чек моргает, как сумасшедшая, автомобиль дёргается и троит. В общем, машина живёт своей жизнью, и нужно что-то с этим делать

Тойота виш плавают обороты на холостом ходу

____Зеленый____человечек____ _____Шут гороховый____

Цитата
возможно ли из-за фильтра тонкой очистки?
Цитата
но скорее всего это дроссельная заслонка. Сними ее, полностью разбери и промой.
Sergey2 Просмотр профиля



Тойотовод

Я иногда ночую в своей машине (1NZ), обороты при прогретом двигателе падают до 500, машину потрясывает, думал, что форсунки промыть надо. Может заслонку. Свечи менял недавно. Куда залезть в первую очередь?
З.Ы. Живу не в Москве, сервисов нет, гаражным ремонтникам не доверяю, часто убеждаюсь, что знаю больше их.

Реклама партнёров Ходжа_Насреддин Просмотр профиля

____Зеленый____человечек____ _____Шут гороховый____

Цитата
Я иногда ночую в своей машине (1NZ), обороты при прогретом двигателе падают до 500
Дениск@ Просмотр профиля
Цитата
иногда ночую в своей машине
Serega Просмотр профиля


Тойотофил

вибрации и потряхивания - лечатся заменой расходников, мытьем форсунок и ДМРВ, Дроссельная - при больших пробегах. Поиск рулит))

Дениск@ Просмотр профиля
Цитата
вибрации и потряхивания - лечатся заменой расходников, мытьем форсунок и ДМРВ, Дроссельная
Sanыч Просмотр профиля

Ребят, вот мы пытаемся найти неисправность, а мож ее и нет.
Обороты могут плавать: - при включении вентилятора; - при вглючении муфты кондея; - разных режимах работы климата.
Надо конкретно слушеть чо происходит при изменении оборотов. Ничево такова описано небыло, а вы сразу уже полмашины разобрали.
Вот когда автор послушает и прдет к выводу, што никакие из перечисленных причин не влияют на изменение оборотов, а они меняюца сами по себе, то тогда и надо заморачиваца. И начинать нада с самого простого - с регулировки привода (троссика) дроссельной заслонки.

Плавают обороты холостого хода Toyota Corolla

Обычно этот эффект возникает у двигателей с электронным впрыском топлива и связан, как уже говорилось, с нештатным подсосом воздуха. Дело в том, что двигатели с впрыском имеют блок управления, или как его еще называют, компьютер.

Этот компьютер обсчитывает количество воздуха, поступающего в цилиндры и, учитывая состояние еще ряда датчиков, открывает на то или иное время электромагнитные клапаны инжекторов (или одного инжектора, если система Ci). И вот, когда поступает "лишний" воздух, а датчик положения дроссельной заслонки "говорит", что его не должно быть, датчик температуры - что двигатель уже вышел из режима прогрева и топлива надо лить поменьше, в результате у "того компьютера" "крыша едет", он не знает, что ему с этим "лишним" воздухом делать.

Вся эта ситуация приводит к тому, что обороты двигателя периодически начинают изменятся: то 800 об/мин, то 1200 об/мин, и так с периодом около 3-х секунд. Можно также сказать, что в этом случае нарушается автоматическое регулирование системы питания.

Поступаем мы в этой ситуации просто. Сначала пытаемся закрутить винт регулировки оборотов. Этим мы перекрываем отверстие, через которое поступает воздух для работы на нестабильном режиме. Тогда может так совпасть, что "лишний" воздух как раз и обеспечит работу на этом режиме. Если эта операция не даст желаемого результата, то с помощью пассатижей по очереди пережимаем все резиновые трубки. Если при пережатии какой-нибудь трубки обороты двигателя выровняются и станут стабильными, значит, надо разъединить эту трубку (снять с патрубка) и определить, затыкая отверстие пальцами, откуда, с какой стороны, происходит поступление "лишнего" воздуха. После этого по трубке "подходим" к какому-нибудь устройству. Здесь надо будет разобраться, что это за устройство и почему оно пропускает воздух. Скорее всего это будет пусковое устройство, устройство для поддержания оборотов или какой-нибудь клапан, чаще всего клапан вентиляции картера двигателя. Первые два устройства сделаны для того, чтобы через них в тех или иных случаях во впускной коллектор поступал воздух в обход дроссельной заслонки. По количеству этого воздуха блок управления должен добавить топлива, если это количество согласуется с показаниями других датчиков. Но если, например, двигатель уже перегрелся, а сильфон в прогревном устройстве не закрыл свой клапан, и через него по-прежнему поступает воздух в коллектор в обход дроссельной заслонки, то этот воздух становится "лишним". У некоторых двигателей (Toyota 1G) прогревное устройство сделано как одно целое с блоком дроссельной заслонки (на двигателе 10 оно расположено снизу, под блоком дроссельной заслонки) и тогда никаких резиновых трубок нет.

Если при "плавающих оборотах" вы пережали по очереди все резиновые трубки, а результата никакого, смело можно снимать воздуховод перед блоком дроссельной заслонки. В трубе, перед дроссельной заслонкой вы увидите отверстие диаметром около 1 см, через которое и поступает воздух в обход дроссельной заслонки. Заведите двигатель и заткните это отверстие пальцем. Тут есть один момент. Двигатели с впрыском обязательно содержат устройство для измерения количества всасываемого воздуха. Это может быть расходомер на впускном трубопроводе после воздушного фильтра (механический у фирмы Toyota и др. и тепловой у Nissan и др.) или датчик вакуума после дроссельной заслонки. Если на впускном воздуховоде после воздушного фильтра есть какие-нибудь "штуковины", к которым подходит более трех проводов, значит, у вас стоит датчик воздуха или расходомер, и, сняв трубопровод, по которому воздух подается к дроссельной заслонке, вы этот датчик выключите из работы всей системы впрыска, что может сделать (и, скорее всего, сделает) невозможной работу двигателя. Если обороты двигателя сразу станут нормальными, то можно попытаться брызнуть в это отверстие каким-нибудь аэрозолем для чистки карбюраторов и тут же заглушить двигатель. Затем еще раз в отверстие залить очиститель и, дав двигателю постоять минут 15, завести его. Иногда это помогает, и клапан прогревного устройства опять начинает нормально работать. Если же ничего не меняется, то надо или заглушить отверстие (например, деревянным "чопиком") и тогда у двигателя не будет прогревных оборотов, или покупать новый блок дроссельной заслонки. Хотя попытаться отремонтировать заевший шток сильфона, наверное, можно.

Вторая "штуковина" на двигателе с впрыском, которая может пропускать нештатный воздух, - это устройство принудительного повышения оборотов холостого хода. Оно на двигателе Toyota 1G-GEU установлено сверху и сразу бросается в глаза: эдакий моторчик, к которому подходят три или более проводов. На некоторых двигателях могут подходить только два провода. Это устройство вы всегда "вычислите", если проследите по трубке, пережимание которой нормализует работу двигателя. В момент запуска это устройство открывает клапан, и, после того как двигатель заведется, закрывает. Оно используется для принудительного повышения оборотов, например, при включении кондиционера, при запуске двигателя, при повышении нагрузки на двигатель. Когда клапан "не держит", а это легко выяснить, пережав подходящую к нему трубку, то можно попытаться разобрать его и почистить, может быть установить прокладку, заменить торик. Но на многих двигателях эти устройства могут быть неразборными, тогда выход один - менять.

Третья причина "плавания" оборотов, которая встречалась на двигателях с впрыском, это заедание клапана вентиляции картера двигателя. Можно не мудрствуя снять трубку вентиляции и заткнуть ее, а на патрубок, находящийся на клапанной крышке, просто надеть резиновую трубку и опустить ее вниз. Ездят же русские грузовики с такой вентиляцией. Но если есть желание, можно попытаться почистить этот клапан: замочить его в растворителе и продуть воздухом. Иногда это помогает.

У карбюраторных двигателей причиной "плавания" оборотов двигателя может быть неправильная регулировка какого-нибудь серводвигателя, который приоткрывает дроссельную заслонку в тех или иных случаях. Отвинтите регулировочные винты серводвигателя, привод которого дергается в такт с "плаванием" оборотов, и все сразу успокоится. Эта поломка встречалась только в тех двигателях, где пытались что-то регулировать, например, многие "умельцы", чтобы найти винт регулировки холостого хода на карбюраторе (упорный винт дроссельной заслонки), крутят понемножку все винты подряд. Ради бога. Но надо же их, если двигатель на них никак не реагирует, вернуть в первоначальное состояние. А то потом окажется, что в каком-то режиме работы появляются "провалы" в газе, обороты "плавают", большой расход топлива и так далее.

В дизельных двигателях этот дефект ("плавают" обороты) может проявляться не только на холостом ходу, но и при 1000 об/мин, и при 1500 об/мин. Причина этого до сих пор была одна - заело подвижные лопасти в питающем насосе. Заедание происходит только из-за ржавчины, а она - из-за воды в топливе. Обычно это случается с машинами, которые долго стояли. Вообще-то существуют рекомендации на тот случай, когда вы собираетесь поставить свой автомобиль с дизельным двигателем на длительную стоянку. Допустим, вам надо уезжать на месяц в командировку. Накануне отъезда залейте в топливный бак примерно литр моторного масла и последний день ездите на этом топливе. Двигатель при этом будет дымить, но зато все детали в ТНВД покроются тонкой масляной пленкой.

При нагреве двигателя плавают обороты: возможные причины, диагностика, ремонт

Плавают обороты на горячую

Достаточно распространенной неисправностью, которая свойственна бензиновым инжекторным и карбюраторным ДВС, а также дизельным моторам, является проблема плавающих оборотов двигателя.

В этой статье мы поговорим о том, почему происходит плавание оборотов, какую опасность для силового агрегата может представлять данная проблема, а также по каким причинам плавают обороты на горячую.

Обороты двигателя плавают: симптомы и основные причины

Плавают обороты после прогрева двигателя

Прежде всего, заметить плавающие обороты помогает тахометр. Чаще всего плавание оборотов проявляется на холостом ходу. В норме даже на слегка прогретом двигателе стрелка тахометра во время работы на холостых должна стабильно держаться на отметке около 800 об/мин.

Исключением являются только прогревочные обороты ХХ, когда ЭБУ на инжекторных моторах сам поднимает обороты до 1000-1100 об/мин. При этом после того, как температура двигателя немного повысится, блок управления опустит обороты холостого хода до нужной отметки 750-800 об/мин.

Также скачки оборотов можно наблюдать в том случае, если увеличить нагрузку на двигатель (нажать на педаль тормоза, покрутить рулем на машине с гидроусилителем, включить кондиционер или климат-контроль и т.д.). Еще обороты могут плавать в движении на переходных режимах.

В этом случае без дополнительной нагрузки двигатель может на ХХ держать обороты стабильными, однако как только нагрузка появляется, обороты падают, двигатель почти или полностью глохнет.

Также водитель может заметить значительное увеличение расхода топлива, изменяется приемистость мотора при выходе из переходных режимов, возможно появление рывков и провалов при разгоне и т.д.

Распространенные причины плавающих оборотов

Обороты двигателя плавают причины

Итак, с основными симптомами разобрались. Теперь перейдем к причинам. Сразу отметим, плавающие обороты на холостом ходу чаще являются проблемой инжекторных двигателей. Дело в том, что за холостой ход в этом случае отвечает сложная система ЭСУД.

Указанная система предполагает наличие контроллера, датчиков и исполнительных устройств. Блок управления получает сигналы от датчиков и передает команды на исполнительные устройства, (например, РХХ), поддерживая стабильные обороты двигателя на холостом ходу и других режимах независимо от нагрузки на ДВС.

Однако любые сбои, которые связаны с подачей воздуха, топлива, нарушением состава рабочей топливно-воздушной смеси или ее воспламенением, а также различные механические поломки приведут к плаванию оборотов.

  • Как правило, на практике немало проблем водителям доставляет регулятор холостого хода. Фактически это шаговый электромотор, который имеет конусную запорную иглу. Когда дроссельная заслонка закрыта, воздух идет в обход заслонки по каналу, который перекрывается иглой.

Если в работе устройства возникают сбои, ЭБУ не способен правильно «подобрать» состав смеси на холостом ходу, в результате обороты плавают.

  • Отдельного внимания также заслуживает датчик массового расхода воздуха. ДМРВ в процессе эксплуатации может загрязняться или возникает его поломка.

Так или иначе, на ЭБУ не поступает корректных данных о расходе воздуха, что приводит к нарушению смесеобразования и скачкам оборотов двигателя.

  • Часто плавание оборотов мотора может быть связано с сильным загрязнением самой дроссельной заслонки или механическими поломками дросселя, повреждениями, деформацией. Заслонка может клинить, не закрываться до конца.

Для предотвращения подобных осложнений необходимо периодически чистить дроссель от грязи, а также на многих автомобилях после чистки требуется дополнительное обучение дроссельной заслонки.

  • Еще при диагностике следует проверить клапана вентиляции картера. В норме картерные газы перенаправляются во впуск, где смешиваются с воздухом и топливом, после чего дожигаются в цилиндрах.
  • Кстати, если затрагивать карбюраторные двигатели, плавают обороты на карбюраторе обычно по причине сбитых настроек и регулировок данного устройства. Также не следует исключать вероятность поломки электромагнитного клапана карбюратора, засорение жиклера холостого хода.

Еще добавим, если плавают обороты дизельного двигателя, к этому часто приводит ржавчина ржавчины на лопастях ТНВД. Коррозия образуется по причине наличия воды в дизтопливе.

Советы и рекомендации

Плавают обороты двигателя что делать

Давайте рассмотрим, как можно устранить некоторые неисправности, которые приводят к плаванию и скачкам оборотов, причем сделать это своими руками.

  • Как уже говорилось выше, подсос лишнего воздуха может оказаться причиной скачков. Чтобы исключить или подтвердить вероятность подачи такого воздуха, нужно проверить герметичность системы подачи воздуха во впуск. Можно снять воздушный шланг и подать в него воздух от компрессора или насоса, поместив шланг в емкость с водой. Этот способ помогает выявить трещины.
  • Что касается регулятора холостого хода, мультиметром нужно замерить сопротивление. Если сопротивление находится на отметке от 40 до 80 Ом, это значит, что устройство не рабочее.
  • Также в рамках диагностических процедур в ряде случаев нужно заняться прочисткой клапана вентиляции картерных газов. Клапан нужно извлечь, промыть его жидкостью для чистки карбюраторов или керосином. Такой подход позволит удалить отложения из клапана.
лавают обороты на холодную причины
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему на холодном двигателе плавают обороты. Из этой статьи вы узнаете о причинах скачков и плавания оборотов на непрогретом моторе, а также о способах определения причины и устранения данной неисправности.
  • Что касается датчиков ЭСУД, в этом случае пытаться ремонтировать такие элементы нецелесообразно. Например, если неисправен датчик массового расхода воздуха, его лучше сразу менять на новый.
  • Промывку дроссельной заслонки без надлежащего опыта лучше доверять специалистам, особенно если такая промывка необходима со снятием заслонки. Если же говорить о способе промывки дросселя без снятия, процедуру можно сделать самостоятельно. От заслонки отсоединяются шланги, затем в дроссель впрыскивается аэрозоль-очиститель.

Главное, отключить от дроссельной заслонки электрические контакты. Добавим, что на многих авто, где заслонка была сильно загрязнена, нужно затем дополнительно выставить правильный зазор открытия заслонки или «обучить» дроссель при помощи соответствующего оборудования.

  • На авто с карбюратором нужно настроить холостой ход, выставляя его винтами качества и количества на карбюраторе. Также может потребоваться чистка жиклера холостого хода. Для этого бывает достаточно впрыснуть аэрозоль для чистки карбюраторов, после чего продуть сжатым воздухом.

Как утверждают водители, это позволяет защитить насос от коррозии и является профилактической мерой. При этом отметим, что такой способ подходит для строй техники и крайне не рекомендуется практиковать подобные решения на современных дизельных ДВС.

Подведем итоги

Как видно, существует много причин, по которым скачут и плавают обороты двигателя. При этом в ряде случаев нестабильные обороты могут проявляться как на холодном, так и на горячем двигателе, в режиме холостого хода, на переходных режимах, под нагрузкой и т.д.

Двигатель глохнет на холостых причины ремонт
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему двигатель глохнет на холостых оборотах. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах, по которым мотор перестает работать в режиме холостого хода, а также о способах диагностики и ремонта данной неисправности.

Важно понимать, если скачут обороты двигателя (на горячую, на холодную или постоянно), данная неисправность является достаточно серьезной и требует быстрого решения возникшей проблемы. В противном случае дальнейшая эксплуатация двигателя может привести к поломкам силового агрегата и его дорогостоящему ремонту.

Чистка дроссельной заслонки

Почему периодически нужно чистить дроссельную заслонку. Как почистить заслонку, обучение и адапатация дроссельной заслонки после чистки, полезные советы.

Скачут холостые обороты

На холостом ходу "плавают" обороты: почему так происходит. Основные неисправности, связанные с холостыми оборотами на бензиновом и дизельном двигателе.

Высокие обороты холостого хода

Почему двигатель может иметь повышенные обороты холостого хода. Главные причины высоких оборотов ХХ на инжекторном моторе и двигателях с карбюратором.

Глохнет двигатель при нажатии сцепления

Почему падают обороты и двигатель глохнет при выжиме сцепления: возможные причины неисправности. Диагностика проблемы, проверка, замена отдельных элементов.

Двигатель не держит холостые обороты

Мотор глохнет на холостых оборотах: что проверить. Возможные причины неисправности на двигателях с карбюратором, инжектором, дизельных силовых установках.

Обороты по тахометру

Плавающие холостые обороты двигателя "на холодную". Основные неисправности, симптомы и выявление поломки. Неустойчивый холостой ход дизельного двигателя.

Читайте также: