Три корпоративных принципа митсубиши

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Стратегия интернационализации компании Mitsubishi Motors

В данной работе была представлена стратегия интернационализации японского автомобильного гиганта Mitsubishi Motors. Проект был выполнен на примере выхода компании на российский рынок с новым и интересным продуктом – компактным городским хэтчбэком Mitsubishi Mirage.
В работе были использованы аналитические таблицы, графики и диаграммы, на основании которых, мною были выдвинуты возможные варианты выхода на российский рынок легковых автомобилей. Далее были предложены варианты сбыта, концепции сбытовой и рекламной политики для выхода на отечественный рынок. Примеры возможной ценовой политики и организационной структуры.

Содержание

Резюме 3
Введение 4
Глава 1 5
1.1.История Mitsubishi Motors 5
1.2.Бренд Mitsubishi 11
1.2.1.Логотип. 11
1.2.2.Девиз 11
Глава 2 12
2.1. Бизнес идея проекта 12
2.2. Выбор страновых рынков 13
2.3. Выбор способа выхода 15
2.4. Выбор сегментов потребителей. 16
2.5. Определение целей и стратегий маркетинга 17
2.6. Продуктовый микс 19
2.7. Контрактно-ценовой микс. 21
2.8. Сбыто-распределительный микс 23
2.9. Коммуникационный микс 25
2.10. Организация и бюджет. 27
2.11. Стратегический маркетинговый план 28
Список литературы 29
Приложение 30

Прикрепленные файлы: 1 файл

Mitsubishi Motors-курсовая.doc

Начало XXI века стало триумфальным для Mitsubishi Motors. На рынках разных стран появляется большое количество новинок. В 2002 году дебютирует рестайлдинговая версия Space Star. Весной 2003 года начались продажи вседорожника Mitsubishi Outlander. В августе того же года на Московском автосалоне состоялась Европейская премьера 9-го поколения Mitsubishi Lancer. В 2004 году появились сразу три новинки: спорт-кар Lancer Evolution VIII, минивен Grandis и первый для Mitsubishi хетчбек сегмента В Colt. 2004 год стал богатым для Mitsubishi на международные награды и премии, так Lancer Evolution VIII признается лучшим спортивным автомобилем во Франции и США, а Colt становится автомобилем года в Голландии и Дании, получет престижный приз "Золотой Руль".

Передовые технологии Mitsubishi признаны во всем мире, а надежность автомобилей со знаменитой эмблемой "Три бриллианта" подтверждена в самых суровых условиях спортивных соревнований.

Сегодня, спустя более чем 80 лет с момента своего рождения в качестве производителя автомобилей, Mitsubishi Motors как всегда находится на передовых позициях и сохраняет дух первооткрывателей, унаследованный от создателей самых первых автомобилей Mitsubishi.

На сегодняшний день, совокупная численность персонала — 34,9 тыс. человек. В 2011 году компания произвела 1 611 975 автомобилей. В России было реализовано 174 609 автомобилей.
Выручка компании за финансовый год, закончившийся 31 марта 2011 года, составила 1,45 трлн иен ($15,47 млрд), чистая прибыль — 7,3 млрд иен ($78,4 млн).

1.2.Бренд Mitsubishi

1.2.1.Логотип.

Эблема Mitsubishi по одной из версий получена путем объединения фамильных гербов рода Ивасаки (три ромба, расположенных друг над другом) и клана Тос (три дубовых листа, растущих из одной точки). В первеоде с японского "мицубиси" означает "три бриллианта". Но есть и ещё одна версия происхождения эмблемы - она символизирует пароходный винт, поскольку изначально компания занималась корабельным делом.

1.2.2.Девиз

Девиз Mitsubishi: "Go far!" ¹ 1

2.1. Бизнес идея проекта

Поиск и разработка новых решений никогда не останавливались в Mitsubishi Motors Corporation. Компания объявила о начале серийного производства на заводе в Таиланде новой модели автомобиля Mitsubishi Mirage.

В конце апреля при участии президента Mitsubishi Motors Corporation Осаму Масуко на предприятии Laem Chabang, состоялась торжественная церемония по случаю выпуска первой модели Mitsubishi Mirage. Автомобиль производится на новом, третьем по счёту заводе компании, расположенном в провинции Laem Chabang в Таиланде.

Отличительные особенности Mirage — малый вес (845 кг), за счет чего достигаются высокие показатели по экономичности (средний расход — 4 л/100 км) и маневренность. При длине 3,71 м радиус поворота составляет 4,6 м, что является неоспоримым преимуществом при городской езде.

Mitsubishi Mirage – революционная модель Mitsubishi в сегменте компактных городских автомобилей.

При разработке модели компания сосредоточилась на трех важнейших характеристиках:

  • компактный размер;
  • доступная цена;
  • высокая топливная экономичность.

Такая модель идеально подходит для современной Европы и России - небольшой расход топлива и малые габариты предлагают жителям мегаполисов новую форму мобильности.

Mirage оснащается 3-цилиндровыми бензиновыми моторами 1,0 и 1,2 л мощностью 71 и 80 л. с. Коробки передач — 5-ступенчатая механическая и вариатор. Продажи Mirage стартовали в Японии в августе. В первом квартале будущего года начнутся поставки в Европу, а затем и в Россию.

Заводы компании по сборке автомобилей находятся по всему миру :

  • 1 завод в США
  • 1 завод в центральной Европе
  • 3 завода в Японии
  • 1 завод в России(совместно с Citroёn)
  • 1 завод в Тайланде

Данный график отражает соотношение производства автомобилей MMC по странам.

2.2. Выбор страновых рынков

Компания Mitsubishi Motors давно зарекомендовала себя на международном рынке. «Красные ромбики» узнают во многих странах мира. Но, несмотря на это, у компании существует разделение страновых рынков по привлекательности.

Используя различную отчетность компании за 2011 год, я сделал следующее распределение :

  1. Япония
  2. Россия, Китай, США, Океания, Европа
  3. Страны Азии,Китай, Арабские страны
  4. Остальные страны

Так же, существуют непривлекательные для компании рынки, такие как :

  • Южная Корея
  • Страны Африки

Так как я рассматриваю новый продукт Mitsubishi Mirage, то нам будет интересен его выход, в первую очередь, на территорию России.

В России бренд Mitsubishi очень популярен. Популярен до такой степени, что новинки компании, такие как Mitsubishi Outlander XL, появляются на нашем рынке раньше, чем в Азии и Европе. Но не надо забывать, что рассматриваемый мною новый объект MMC – компактный городской автомобиль. На отечественном рынке уже есть такой класс машин, это и UZ-DAEWOO Matiz, и Hyundai Getz. Хотя, Mitsubishi Mirage способна покорить российских покупателей. Невысокая цена и низкий расход топлива очаруют многих.

Продажи автомобилей Mitsubishi остаются на высоком уровне уже многие годы. В 2011 году компания произвела 1 131 775 автомобилей. В России было реализовано 106 405 автомобилей. Это около 10 процентов от общего выпуска.

Данные цифры доказывают важность российского рынка для компании ММС.

В данном графике представлена динамика продаж автомобилей Mitsubishi в России.

2.3. Выбор способа выхода

Для выхода на российский рынок с автомобилем Mirage компания Mitsubishi Motors использует способ прямого экспорта.

Компания пользуется услугами зарубежного (иностранного) дистрибьютора, а именно – эксклюзивного дистрибьютора продукции Mitsubishi Motors в России — компании «Рольф импорт».

В 2009 году в связи с экономическим кризисом данная компания оказалась на пороге дефолта, и Mitsubishi Corporation выкупила 40 % её акций.

Группа компаний «РОЛЬФ» — один из лидеров российского автомобильного рынка и крупнейший в России импортер и продавец автомобилей иностранных марок. Имея за плечами более 20 лет успешной работы, «РОЛЬФ» обладает уникальными знаниями и опытом на автомобильном рынке. Штат сотрудников компании составляет более 5 800 сотрудников.

«РОЛЬФ» — клиентоориентированный бизнес и надежный партнер, гибко реагирующий на изменения рыночной ситуации, привносящий западные методики в свои бизнес-практики.

Группа компаний «РОЛЬФ» является единственным в России полностью диверсифицированным автомобильным бизнесом. В состав Группы компаний входит официальный дистрибьютор марки Mitsubishi в России и странах СНГ. Группа компаний владеет логистическим бизнесом, дистрибуцией запасных частей, а также предоставляет полный спектр финансовых услуг.

Розничная сеть «РОЛЬФ» насчитывает 30 шоу-румов в Москве и Петербурге, представляя 15 автомобильных брендов, среди которых — как массовые, так и премиальные марки. «РОЛЬФ» стал пионером в организации продаж автомобилей с пробегом, запустив работу самостоятельного подразделения BlueFish, занимающегося покупкой и продажей подержанных автомобилей, в 2007 году.

2.4. Выбор сегментов потребителей.

Как уже было оговорено выше, Mitsubishi Mirage – это компактный городской автомобиль.

Он обладает несколькими признаками, которые могут характеризовать его покупателей :

  • Низкий расход топлива
  • Оптимальная цена для «иномарки» (около 10 тыс. $)
  • Стильный дизайн
  • Широкая цветовая гамма
  • Компактные размеры

Если собрать вместе и анализировать все эти признаки, то на ум сразу же приходит образ современного студента (молодежи).

Так же, автомобиль прекрасно подходит для людей со средним достатком, так как автомобиль потребляет мало топлива.

Как я уже упоминал ранее, у автомобиля Mitsubishi Mirage будут конкуренты на российском рынке. Это UZ Deawoo Matiz, Hyundai Getz и Peugeot 307. Данные бренды в России уже закрепили за собой звания лучших в сегменте компактных городских автомобилей. Малышу Mitsubishi Mirage еще только предстоит это сделать.

Не нужно забывать, что Mitsubishi Mirage может стать и корпоративным автомобилем. Цена от 8500 долларов, экономичный расход топлива и надежное качество Mitsubishi, проверенное годами – отличные предпосылки для этого. Это могут быть фирмы «такси», курьерские службы и многие другие.

На отечественном рынке легковых автомобилей в последние годы наблюдаются положительные тенденции. Вы можете убедиться в этом, исследуя график №2.

Спрос на новенькие иномарки хорошего качества значительно превышает предложение. Компания Mitsubishi может воспользоваться этим, очаровав российских покупателей новым Mitsubishi Mirage.

2.5. Определение целей и стратегий маркетинга

Компания Mitsubishi Motors всегда была на слуху у автолюбителей. Ее надежное качество, высокие оценки специалистов, широкая линейка автомобилей, спортивный и дерзкий дизайн, инновационные технологии и стремление удовлетворить потребности клиентов – главные факторы успеха Mitsubishi Motors Corporation на японском и зарубежных рынках. Это позволяет компании оставаться популярной и по сей день. Продажи автомобилей в России вновь возвращаются на уровень 2006-2007 годов. Именно в это время компания демонстрировала триумфальные показатели по продажам автомобилей на отечественном рынке (смотри график 2).

Далее, в своем проекте, я разобрал модель отраслевой конкуренции :

  1. Угроза появления новых конкурентов.

Появление конкурентов всегда является опасной угрозой для продукта, входящего на новый рынок . Mitsubishi Mirage не исключение. Конкуренцию ему могут составить как существующие игроки на рынке(Это UZ Deawoo Matiz, Hyundai Getz и Peugeot 307), так и развивающиеся компании, такие как корейский SsangYong и китайский Chery.

Две этих автомобилестроительных компании могут стать серьезным конкурентом для Mitsubishi Mirage на российском рынке.

  1. Зависимость от потребителей.

Эту проблему довольно легко решить. А решением будет грамотная рекламная компания. Российские покупатели выбирают ушами и глазами. Так же, плюсом будет зарекомендовавшее себя качество автомобилей Mitsubishi.

  1. Зависимость от поставщиков.

Давление со стороны поставщиков заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая предприятия снизить количество поставляемой продукции, а, следовательно, и прибыль. Этот фактор, на мой взгляд, самый существенный.

  1. Угроза появления товаров-замен ителей.

Данный фактор заключается в том, что на рынок легковых автомобилей все чаще выходят машины с электродвигателем и гибридным двигателем. Но, в ближайшее время, этот сегмент рынка не сможет в полной мере конкурировать с автомобилями на бензине. Идея электродвигателей еще не доведена до ума, тем самым отталкивая потенциальных покупателей.

История успеха японской компании Mitsubishi

История компании Мицубиси

Основанная в 1870 году как судоходная компания, Mitsubishi более чем за 140-летнюю историю существования превратилась в многопрофильный гигант мирового бизнеса.

Многолетнюю стабильность холдинга во многом определяют принципы его деятельности, сформулированные еще создателем, и не утратившие своей актуальности по сей день.

Самурай-бизнесмен

Потомок самураев Ятаро Ивасаки (родился в 1835 г.) с юности отличался склонностью к предпринимательству. Еще подростком он трудился в судовладельческой компании, принадлежавшей самурайскому клану Тоса.

Карьера складывалась удачно, но Ятаро хотел работать на себя. И в 35 лет он основал собственную компанию Tsukumo Shokai, арендовав у Тоса три парохода. Название компании будет не раз меняться: в 1872 году – на Mitsukawa Shokai, в 1874 году – на Mitsubishi Shokai, и, наконец, в 1875 году Ятаро переименует свое детище на Mitsubishi Mail Steamship Company.

Слово Mitsubishi означает три бриллианта, символизирующие три принципа работы компании: ответственность перед обществом, честность, а также открытость для международного сотрудничества. Это было очень необычно для тогдашней Японии.

Выбирая эмблему для Mitsubishi Ятаро Ивасаки, несмотря на личные амбиции, решил отказаться от присвоения фирме собственного имени. В благодарность самурайскому клану Тоса он объединил герб своей семьи (три ромба, один над другим) и герб Тоса (дубовые листья).

После смерти Ятаро Ивасаки в 1885 году управление Mitsubishi перешло к членам его семьи, которым удалось не только сохранить, но и приумножить семейные капиталы. Так, уже в 1893 году компания превратилась в холдинг, в состав которого входили подразделения, занимавшиеся строительством судов, нефтедобычей, металлургией, производством двигателей внутреннего сгорания.

Сын Ятаро Ивасаки – Хисайя решил освоить новые рынки и открыл банковское подразделение, департаменты по торговле недвижимостью и страхованию, а также пивоваренный завод. Он реформировал и управление компанией, объединив все подразделения в единый холдинг Mitsubishi Ltd.

Первые километры

Mitsubishi, как и остальные самурайские концерны, в конце XIX века и во время Первой мировой войны поддерживал военную политику правительства, занимаясь выпуском самолетов и военных судов.

Автомобилестроение как отрасль в то время считалось не прибыльным делом – автомобили японских марок собирались вручную. Но в 1917 году преемник Ятаро Ивасаки всё же решил развивать это направление, и Mitsubishi выпустила Model A – первый японский автомобиль, собранный на конвейере.

Предпринимательский риск себя не оправдал, и спустя четыре года машину перестали выпускать, а производство было перепрофилировано для изготовления грузовиков. И это оказалось верным решением.

Правительство Японии профинансировало 1000-километровый тест на надежность грузовика Т1 (1918 год), который тот успешно прошел. Уже спустя пять лет Mitsubishi начала выпускать тяжелые грузовики, востребованные японской армией и незаменимые при восстановлении Токио после землетрясения.

Между двумя мировыми войнами Mitsubishi активно внедряет новые идеи и собственные разработки: в 1931 году создан первый японский дизельный двигатель с непосредственным впрыскиванием; в 1932 году выпущен первый автобус B46; в 1934 году появился прототип полноприводного пассажирского автомобиля PX33, в 1935 году – дизельные автобусы BD46 и BD43, а также форкамерный дизель SHT6.

В 1934 году Mitsubishi объединила авиастроительное и кораблестроительное направления. В результате появилась группа Mitsubishi Heavy Industry, ставшая поставщиком японской армии, выпускавшая боевые корабли и самолеты. Она же выпускала и дизельные автомобили. Это менеджерское решение сделало холдинг Mitsubishi вторым крупнейшим концерном Японии.

Последствия Второй мировой

В 1945 году, предчувствуя поражение во Второй мировой войне, Коята Ивасаки (четвертый президент Mitsubishi) продал около 50% акций частным инвесторам. А во избежание возрождения военно-промышленной мощи Японии, оккупационные власти в принудительном порядке раздробили концерн на 44 независимые компании.

При этом название Mitsubishi было запрещено. Спустя пять лет Mitsubishi Heavy Industries разделили на три региональные компании, участвовавшие в разработке и производстве автомобилей. И только в 1954 году несколько компаний объединились под торговой маркой Mitsubishi для выпуска грузовиков и автобусов.

Эра автомобилей

Экономический рост в Японии в 1960 годах позволил концерну приступить к выпуску экономичного седана Mitsubishi 500, рассчитанного на массового потребителя. Чтобы выйти на рынок Европы в 1962 году Mitsubishi 500 принимает участие в Гран-при Макао. Победа седана открыла двери японской автомобильной компании в европейские страны.

Растущие темпы продаж Mitsubishi привели к необходимости создания единой корпорации, объединяющей все технологические процессы производства автомобилей. Так в 1970 году появилась Mitsubishi Motors Corporation и начала создаваться международная дистрибьюторская сеть.

В 1980-е годы руководство Mitsubishi упорно трудилось над расширением присутствия на мировом рынке, с этой целью была создана компания Mitsubishi Motor Sales of America. А специально для американских потребителей в 1982 году компания представила новую модель – внедорожник Pajero (Montero).

Престиж торговой марки Mitsubishi вырос благодаря победоносному участию в ралли Париж-Дакар автомобиля Pajero, ставшего легендой среди внедорожников. В Блумингтоне (США) открылся завод совместного предприятия Mitsubishi и Chrysler – Diamond-Star Motors Corporation. В 1989 году на его мощностях началось производство модели Eclipse, ориентированной на американский рынок.

Производство в Европе было открыто в 1995 году – завод NedCar в Нидерландах – совместное предприятие Mitsubishi, Volvo и нидерландского правительства. На нем Mitsubishi произвел свой первый автомобиль в Европе – Carisma.

Кстати, ранее именно Volvo была одним из двух покупателей лицензии на использование технологии Silent Shaft («бесшумный вал») для двигателей серии Astron 80. За эту разработку Mitsubishi получила приз за научные достижения от автомобильной технологической ассоциации Японии.

В 2000 году Mitsubishi и германско-американская корпорация DaimlerChrysler подписали соглашение о стратегическом альянсе, позволившем им войти в тройку лидеров мировых автомобильных гигантов.

Семья Mitsubishi

Параллельно с автомобильным бизнесом у концерна развивалось производство электрооборудования разного назначения. Так, еще в 1921 году от Mitsubishi Shipbuilding Company отделилась фабрика, производившая электромоторы для океанских судов.

Компания получила название Mitsubishi Electric Corporation. К 1960 году она превратилась в одно из самых инновационных и диверсифицированных производителей электрического оборудования в стране.

Основные направления деятельности Mitsubishi сегодня – это аэрокосмические системы, судостроение, металлоконструкции, энергетические системы и автомобильные аккумуляторы, турбокомпрессоры, машины, грузоподъемники, танки, ветряные турбины, кондиционеры, бумажные и печатные машины, станки, легкорельсовый транспорт для метро.

Акции Mitsubishi после Второй мировой войны были распределены между служащими компании и с тех пор передаются от отца к сыну, не выходя за пределы семей клана Ивасаки.

Инициатива корпоративной социальной ответственности

Инициатива корпоративной социальной ответственности

Усилия Mitsubishi Motors North America по корпоративной социальной ответственности (CSR) основаны на трех принципах (Sankoryo) группы Mitsubishi, которые насчитывают более 140 лет. В частности, «Шоки Хоко», или корпоративная ответственность перед обществом, учит нас стремиться обогащать общество, как материально, так и духовно, внося свой вклад в сохранение глобальной окружающей среды.


Наша инициатива "Маленькая партия, большой удар"


Запись ралли «Путешествие и повстанцы»

MMNA первым получателем кредита на коммунальные услуги был благотворительный фонд ветеранов Запишите путешествие (Обёрнутые). Основанная Рэйчел Риденур, ветераном боевых действий армии США с 31-летним стажем, RTJ проводит приключенческие фотосессии на открытом воздухе для военных ветеранов и их семей, чтобы помочь им обработать свой военный и боевой опыт и успешно перейти к гражданской жизни.

Партнерство с RTJ началось драматическим образом, когда Риденур объединился с Кара Беренд, семилетним ветераном ВВС США, которому пришлось медицински уйти на пенсию после потери использования ее нижних конечностей и частей рук из-за дегенеративного неврологического заболевания. Вместе они участвовали в Ралли Rebelle 2019 года, первом всенародном ралли-рейде среди женщин в США и самом длинном соревновании в своем роде в нижних 48 штатах. За рулем минимально модифицированного Mitsubishi Eclipse Cross 2018 года Behrend стал первым адаптивным атлетом, когда-либо участвовавшим в Rebelle. Команда Записать Путешествие Занял второе место в классе соревнований CUV и был удостоен их товарищей по конкурсу с призом Team Spirit.


Мицубиси занимается безопасностью на дорогах

Автомобильные аварии являются основной причиной смерти среди подростков в Соединенных Штатах, и Mitsubishi Motors хочет что-то с этим сделать. Недавно MMNA и ее дилеры в Нэшвилле собрали парк коммунальных автомобилей провести первый в истории митинг по безопасности дорожного движения Mitsubishi для подростков и их родителей, живущих рядом с новым корпоративным домом MMNA во Франклине, штат Теннесси.

Работая с национально признанной некоммерческой организацией, которая каждый год проводит множество программ повышения квалификации водителей по всей стране, Hallmark Mitsubishi из Мэдисона, штат Теннесси и Тим Шорт Mitsubishi из Кларксвилля, штат Теннесси, помог обучить десятки подростков и их родителей, чтобы они были в большей безопасности. рулевое колесо. Каждый сеанс включал 30 минут учебного времени и более трех часов за рулем нового 2020 Mitsubishi Outlander Sport и Модели Eclipse Cross с профессиональными инструкторами. Учебный план включал в себя осведомленность о отвлеченном вождении, торможение при панике, предотвращение столкновений, восстановление при падении колеса / бездорожье и управление автомобилем / восстановление заноса.

Создание стоимости через КСО

Mitsubishi Motors работает вместе с местными жителями и неправительственными организациями по всему миру, чтобы добровольно и активно прилагать усилия для поддержки деятельности общества и содействия развитию здоровых, устойчивых сообществ.

Подпишитесь на нашу электронную рассылку, чтобы узнать о том, как Mitsubishi Motors стремится оказать позитивное влияние на мировое сообщество.

История компании Мицубиси Моторс

История создания автогиганта Мицубиси Моторс Корпорейшн началась в 1970 году с момента объединения отдельных компаний многоотраслевой корпорации Mitsubishi, занятых производством всего, что относится к сфере автотранспорта. К слову, всего у корпорации в свое время насчитывалось до 44-х (!) направлений бизнеса. Но обо всем по порядку…

Быстрая навигация по статье

Предыстория

Основатель современной промышленной группы (кстати, самой большой в Японии) Ятаро Ивасаки с подросткового возраста до 35 лет работал в пароходной компании, принадлежащей самурайскому клану Тоса. В 1870 году, посчитав, что для открытия собственного бизнеса накоплено достаточно денег, он арендует у прежнего работодателя 3 судна и основывает компанию под названием Tsukumo Shokai. Через 2 года название меняется на Mitsukawa Shokai, еще через год – на Mitsubishi Shokai. В 1875 году фирма снова переименовывается, на этот раз в Mitsubishi Mail Steamship Company (Почтовая пароходная компания Митсубиси).

Логотип и название

Логотип Mitsubishi изначально был составлен из двух гербов: клана Тоса и клана Ивасаки. От Тоса логотип получил тройную вилку из дубовых листьев, от Ивасаки – ромбы.


Три луча в логотипе означают три принципа корпорации:

  1. честность, открытость,
  2. ответственность перед обществом,
  3. готовность к международному сотрудничеству.

История

Изначально история Мицубиси была связана постройкой и ремонтом судов, морским страхованием, добычей угля для пароходов. Компанию интересовали те направления, которые были востребованы государством. Как мы помним, Япония частенько становилась агрессором, ее милитаристская политика постоянно требовала новое вооружение, корабли и т.д. Поэтому Mitsubishi никогда не испытывала трудностей с новыми заказами. Это обстоятельство помогло некогда маленькой фирме разрастись до внушительных размеров компании уже к началу 20 века.

Первый автомобиль

История компании Митсубиши вышла на новый этап развития, когда в 1917 году появился первый легковой автомобиль Mitsubishi Model A. Машины этой серии выпускались совместными усилиями авиастроительным и судостроительным подразделениями.


Хотя конструкция первого автомобиля и была схожа с заокеанским Ford T, но, ввиду того, что спрос в стране на личные автомобили из-за невысокого уровня жизни населения почти отсутствовал, производство этой серии в 1921 году было свернуто. Усилия компании были направлены на производство коммерческой техники и грузового автотранспорта.

Первый грузовик

В 1918 году Митсубиси поставила на конвейер первый грузовик Model T1. Руководство компании добилось от правительства внимания к своему грузовику, предложив профинансировать тест на его надежность. Машина должна была преодолеть 1000 км с полной загрузкой, ни разу не сломавшись. Напомним, на дворе начало 20 века! Грузовик прошел тест успешно. Марка заявила о себе.

В 1923 году Mitsubishi от страны получила госзаказ на поставку тяжелых грузовиков для нужд армии, а также для работ по восстановлению Токио после землетрясения.

Прорывное десятилетие

30-е годы 20-го столетия стали для Митсубиси прорывным десятилетием в сфере производства автотранспорта. Корпорация стремилась во всем быть первой. История марки почти каждый год пополнялась какой-нибудь новой технологией. Так, 1931 год ознаменовался выпуском первого японского дизельного мотора с непосредственным впрыском. Мощность 450AD (а именно такую маркировку получил этот двигатель) составляла внушительные 70 л.с.

В 1932 году Митсубиши запустила серийное производство первого своего автобуса B46, который, кстати, оказался самым мощным и большим в то время. Эти автобусы все десятилетие поставлялись на экспорт в Китай.


По заказу армии Митсубиси в 1933-1934 гг. разработала и представила прототип легкового полноприводного 7-местного автомобиля PX33. Эта армейская штабная машина оснащалась рядным 6-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 70 л.с. и 4-ступенчатой МКПП. Максимальная скорость составляла 80 км/ч.


В 1935 году появляются дизельные автобусы BD43 и BD46. В это же время компания представила первый форкамерный дизельный двигатель SHT6. В 1936 году в серию идет грузовой автомобиль с дизелем BD45, а в 1937-м запущено экспериментальное производство полноприводных грузовиков.

Дружба с армией и последствия

Несомненно, работа на оборонзаказ имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Плюсом однозначно является то, что изготовитель, который производит продукцию для нужд государства в больших объемах, будет постоянно расти, превращаясь из маленькой фирмы в крупную корпорацию. Что и произошло с детищем Ятаро Ивасаки, кстати.

В 1934 году произошло слияние авиастроительного и судостроительного направлений в группу Mitsubishi Heavy Industry, основной задачей которой являлась обеспечение японской армии боевыми кораблями и самолетами. Также это подразделение занималось производством дизельного автотранспорта. В результате огромных объемов производства в 30-е годы Мицубиси стала вторым по величине концерном страны Восходящего солнца.

В 1945 году, когда Вторая мировая война подходила к концу, Коята Ивасаки (4-й по счету президент Mitsubishi, возглавляющий корпорацию с 1916 года), предчувствующий скорое поражение Японии, решил «сыграть на опережение». Он справедливо считал, что победители, во избежание быстрого возрождения промышленной и военной мощи Японии, будут принудительно дробить крупные компании. Тем более те, которые непосредственно помогали милитаристскому режиму. Поэтому Ивасаки сам решил распродать почти половину акций частным инвесторам и выступить с мирным заявлением.

Предпринятые действия не помогли семье Ивасаки сохранить полный контроль на корпорацией. В 1946 году Митсубиси была принудительно разбита на 44 самостоятельные фирмы, а в 1950 г. группа Mitsubishi Heavy Industry была разделена на 3 региональные компании, занимающиеся разработкой и производством автотранспорта.

Послевоенное десятилетие

После войны экономика Японии оставляла желать лучшего. Из-за нехватки топлива в стране и низким уровнем жизни населения главным требованием к новым разработкам стали экономичность, доступность и надежность. В 1946 году Митсубиши выпускает трехколесный грузовичок Mizushima грузоподъемностью 400 кг, отвечающий всем этим требованиям.


Также в 46-м на конвейер встали мотороллер Silver Pigeon и автобус B1, работающий как на традиционном, так и альтернативном топливе. В 1947 г. Mitsubishi выпустил первый троллейбус MB46, а в 1950-м – первый японский автобус R1 с заднемоторной компоновкой.


В 1952 году в серию пошла первая грузовая машина с заднемоторной компоновкой. В 57-м Мицубиси выпустила трехколесный маленький грузовичок Leo:


Подъем

60-е годы прошлого столетия ознаменовались для японской экономики бурным развитием промышленности и значительным повышением уровня жизни простых граждан. Вследствие этого возник ощутимый спрос на легковые автомобили.

Есть спрос – будет предложение! В 1960 году Митсубиси выпустила на рынок маленький седан с индексом «500», рассчитанный на массового покупателя:


Также, в этом году запущен в серию небольшой автобус Rosa, комплектуемый как дизельными, так и бензиновыми моторами.

В 1961 г. компания представила публике серию автомобилей с индексом «360». Машина позиционировалась как компактная экономичная модель на все случаи жизни. В 1962 ее сменила Minica — надежная и экономичная модель, облагаемая низким налогом и, потому, хорошо продаваемая:


В более крупном классе в 1962 году появилась модель Colt 600, а в 63-м компания представила семейство небольших грузовиков Canter.


В 1964 году произошло знаковое событие для концерна: три региональные компании, на которые в свое время была разделена группа Mitsubishi Heavy Industry, слились воедино. В этом же году представлена модель бизнес класса Debonair, оснащаемая бензиновым 6-цилиндровым двигателем.


В 1965 г. модель Colt обзаводится более производительными двигателями объемом 800, 1000 и 1100 куб. см. В 1969-м концерн выводит на рынок коммерческих автомобилей 600-килограммовый пикап Delica и самый быстрый в Японии автобус B906R, способный развивать скорость до 140 км/ч.

В 1969 году семейство Colt обзаводится седаном Galant. Впоследствии под данным названием будет долгое время выпускаться более крупная и популярная модель. Colt Galant являл собой самую технологичную и красивую модель на тот момент.



Mitsubishi Motors Corporation

Успехи в сфере производства автотранспорта в конце 60-х годов вывели на новый уровень объемы производственной части концерна. Митсубиси заявила о себе как о производителе надежных и комфортабельных автомобилей высокого качества. Руководством решено было в 1970 году объединить все предприятия, занятые в автомобильной сфере. Так появилась Mitsubishi Motors Corporation.

В последующие годы корпорация продолжила радовать своих клиентов как расширениями линеек существующих моделей, так и разработкой новых автомобилей. Так, в 1970 г. семейство Colt пополнилось такими версиями как: спортивный седан Colt Galant GTO, 2-дверное купе Galant Hardtop, а также универсал Galant Station Wagon. В 1973 году появился Lancer, а также запущено в серийное производство второе поколение Galant.


Во время мирового нефтяного кризиса 74-75 гг прошлого века многие автопроизводители сделали ставку на более экономичные модели. Но Мицубиси решила не отказываться от хорошей динамики своих моделей в угоду экономичности. Вместо этого инженеры корпорации разработали в 1975 году технологию Silent Shaft («бесшумный вал») для моторов серии Astron 80. Но впоследствии, получив за нее приз от автомобильной технологической ассоциации Японии, продала лицензию на ее использование европейским Porsche и Volvo.

В 1976 году на рынок выходят третье поколение модели Galant, второе поколение Minicab, новая модель Sapporo (Galant Lambda), и новый среднеразмерный Galant Sigma (ставший, кстати, автомобилем 1976 года по версии популярного журнала «Motor Fan», и в 1977 г. автомобилем года в ЮАР).



В 1980 году Митсубиси презентует четвертое поколение Galant и версию L200 с приводом на все колеса. Кроме того, миру представлен первый японский турбодизель Astron 2300.

В 1982-м на сцену выходит совершенно новая модель Pajero, разительно отличающаяся от внедорожников того времени удачным дизайном, комфортом и лучшими техническими характеристиками.


Также в этом году появились такие модели как: спортивное купе Starion, компактный седан Tredia, компактный двухдверный хэтчбек Cordia. Семейство Delica получило полноприводную версию. В 1983 году начато производство новой модели — минивэна Chariot (Space Wagon).


В 1984 г. Mitsubishi Galant завоевал приз «Золотой руль» от одного известного немецкого издания, Pajero становится внедорожником года во многих странах в 1984-1987 гг. Этому, кстати, очень сильно поспособствовали его победы в ралли «Париж-Дакар». В конце 80-х Паджеро становится легендой бездорожья.

В 1990 году появляется спортивное купе Mitsubishi GTO (3000GT), которая стала очень популярной в США за отличное соотношение цена/качество. По версии журнала «Motor Trend» это лучший импортный автомобиль 91-го года.


Модели Sigma и Diamante 1990 модельного года, экспортируемые на североамериканский рынок, впервые получили антипробуксовочную систему. Эти машины стали автомобилями года в Японии в 90-91 гг.

В 1991 году запущена в производство новая модель RVR (Space Runner), начат выпуск второй генерации Pajero с новым Super Select 4WD и многорежимным ABS нового поколения.

В 1992 году запущено производство четырехдверного хардтопа Emeraude, построенного на базе Галанта. Модель предназначалась исключительно для внутреннего рынка Японии. Также увидело свет первое поколение Lancer Evolution:


92-й год отметился также тем, что инженерами корпорации была разработана и внедрена в серийное производство собственная система изменения фаз газораспределения MIVEC, позволившая значительно увеличить мощность двигателей. В настоящее время MIVEC применяется практически на всех силовых агрегатах, устанавливаемых в компактные автомобили. Кроме того, в этом же году появилось еще одно новшество – адаптивная АКПП INVECS, подстраивающаяся под манеру езды.

В 1993 году руководство Mitsubishi принимает решение начать работу в направлении снижения влияния своих автомобилей на окружающую среду. Для этого разрабатывается первый электромобиль Libero EV. На спортивном фронте тоже событие – состоялся дебют Evo II в международном чемпионате по ралли WRC.

Расширение дилерской сети

Основным фактором повышения лояльности к своему бренду Митсубиши видит в автоспорте. Машины данной марки активно (и, что немаловажно, успешно!) выступают в различного вида состязаниях (в том числе – и международных) еще с начала 60-х годов.

С начала 70-х Митсубиси начинает активно развивать дилерскую сеть. Начиная с Юго-восточной Азии и Австралии, корпорация пробует свои силы в Европе и на Северо-американском континенте. Попутно корпорация запускает экологические проекты, например, разрабатывая двигатели серии MCA (Mitsubishi Clean Air), призванные снизить степень загрязнения окружающей среды. В 1980 году корпорация открывает дилерскую сеть в Австралии, а в 1981 г. – в США.

В 1984 году Мицубиси Моторс стала официальным поставщиком автомобилей для Олимпиады в Сараево, столице маленького государства Босния и Герцеговина, а в 1987 г. – для Универсиады в Хорватском Загребе. Это значительно повысило международный интерес к японской марке.

В 1988 году открывается совместное предприятие Mitsubishi-Chrysler в Блумингтоне (Иллинойс, США). Здесь в 1989 году начато производство всем известной модели Eclipse, позиционируемой, в первую очередь, для североамериканского рынка.

В 1992 году открывается Mitsubishi Motors Europe Design Studio, призванная «рисовать» европейский дизайн для моделей, предназначенных на экспорт в Европу.

В настоящее время продажи автомобилей этого бренда осуществляются в 32 странах. Общий объем реализации составляет порядка 1,6 млн экземпляров, включая спецтехнику, автобусы и грузовые автомобили.

Представительство Митсубиси в России берет свою историю с 1992 года. На данный момент в РФ насчитывается уже 138 официальных дилерских центров в 91 городе. В Екатеринбурге официальным представителем Mitsubishi Motors является компания Уникум. Посмотреть все предложения автосалона вы можете по ссылке unicum-mitsubishi.ru

Все машины, поставляемые на российский рынок, в обязательном порядке соответствуют специфике нашего региона – какой бы ни была страна сборки каждой отдельной модели.

Вместо заключения

Довольно часто спрашивают, какая страна производитель Митсубиси. Традиционно это Япония. Но кто хочет расширить свой горизонт продаж, неминуемо столкнется с тем, чтобы построить завод в той стране, специфику которой нужно учитывать. Да и себестоимость производства и поставки до автосалона будет в таком случае значительно ниже. Так, к примеру, в настоящее время основная часть автомобилей собирается в японских городах Окадзаки и Курасики, а отдельные модели – в Нормале, штат Иллинойс, США и в Калуге, РФ. Поэтому разбираться, чья машина перед тобой, нужно в каждом отдельном случае.

«Три бриллианта» на службе Японии

Автомобили «Мицубиси» знакомы любому современному человеку, но тот, кто интересуется историей и военным делом, знает и другую продукцию этой корпорации — танки, боевые самолёты и корабли. С начала ХХ века бизнес-гигант остаётся гарантом военной силы «Страны восходящего солнца», и даже формальная демилитаризация страны после 1945 года ничего в этом не изменила.

Существуют компании и бренды, которые напрямую ассоциируются с теми или иными странами и воспринимаются едва ли не как символы породивших их государств. Говоря о Японии, таким брендом можно уверенно назвать Mitsubishi (в общепринятой русскоязычной транскрипции Мицубиси). Скрывающаяся под этим названием гигантская бизнес-империя родилась одновременно с современной Японией в эпоху Реставрации Мэйдзи, прошла через драматичные перемены ХХ века и до сих пор остаётся полной сил.

Эта статья, конечно же, не является историей корпорации «Мицубиси» для такого рассказа понадобилось бы настоящее исследование. Мы лишь кратко осветим вклад предприятий легендарного бренда в военную историю Японии. Вклад этот без преувеличения гигантский: помощь императорскому правительству в эпоху Мэйдзи, создание «мускулов» Японской империи в начале ХХ века, восстановление национальных вооружённых сил после капитуляции 1945 года и американской оккупации.

Рождение легенды

Интересной деталью японской истории является то, что в эпоху сёгуната Токугава при всей самоизоляции страны и консервации феодальных порядков довольно успешно развивался своеобразный протокапитализм. Купцы, формально находившиеся на нижних ступенях феодальной иерархии, не только накапливали капиталы, но и стремились расширить своё влияние в обществе. В архаичных жёстких рамках сёгуната деловым людям было очень тесно неудивительно, что они оказались среди лидеров революционных преобразований середины и второй половины XIX века.

История финансово-промышленной группы (дзайбацу) «Мицубиси» изначально примечательна тем, что она не относилась к числу старых купеческих кланов, формировавшихся ещё с XVII века, таких, как Мицуи и Сумитомо. Основатель группы Ятаро Ивасаки (1835-1885) был бедным самураем, судьбу которого изменило знакомство с известным в середине XIX века политиком-реформистом Тойо Ёсида. В 1862 году Ёсида стал жертвой покушения, но успел открыть своему протеже дорогу во влиятельный самурайский клан Тоса, где Ивасаки стал начальником торгового бюро в городе Нагасаки. На этом посту молодой бизнесмен успешно справлялся с задачами международной торговли, в том числе решая деликатные вопросы покупки оружия и боеприпасов для своего клана.

Само собой разумеется, что энергичный деловой человек поддержал Реставрацию Мэйдзи в 1868 году тем более что его клан Тоса активно помогал императору. Благодаря первым же реформам нового правительства Ивасаки смог расширить свой бизнес. Он перебрался в Осаку и купил там торговую компанию «Цукумо», которая в 1873 году получила название «Мицубиси». В названии обыгрывался семейный герб бизнесмена с тремя листьями водяного ореха. По мотивам герба создали знаменитый логотип, на котором листья превратились в три ромба, похожих на бриллианты.

После Реставрации Мэйдзи Япония стремительно открывала себя миру. Ивасаки понимал это и с интуицией талантливого бизнесмена вложился в морские перевозки как грузовые, так и пассажирские. Решение оказалось правильным, компания «Мицубиси» начала стремительно богатеть и расширяться. Деньги вкладывались и в сопутствующие морскому транспорту сферы бизнеса: страхование, добычу угля, обслуживание и ремонт судов.

Интересно, что уже в самом начале своей деятельности компания «Мицубиси» оказалась тесно связана с военной сферой. В 1874 году Ивасаки предоставил транспортные суда для вооружённой экспедиции на Тайвань, предпринятой японскими войсками в ответ на убийство местными жителями моряков с Окинавы. С учётом слабости тогдашних японских ВМС без помощи коммерсанта провести такую операцию было бы просто невозможно.

​Японские военные и их туземные союзники на Тайване, 1874 год. Гравюра из британской газеты «The Graphic: An Illustrated Weekly Newspaper» sites.lafayette.edu - «Три бриллианта» на службе Японии | Warspot.ru
Японские военные и их туземные союзники на Тайване, 1874 год. Гравюра из британской газеты «The Graphic: An Illustrated Weekly Newspaper»
sites.lafayette.edu

В 1877 году Ивасаки поддержал правительство при подавлении Сацумского мятежа самураев, предоставив суда для перевозки императорских войск и их снабжения. Неоднократная демонстрация лояльности приносила компании «Мицубиси» выгодные правительственные контракты и субсидии, значительно упрочив её позиции. Были завязаны тесные контакты с вооружёнными силами, которые позднее позволили корпорации занять важное место в структуре ВПК.

В 1884 году Ивасаки взял в аренду у правительства судоверфь в Нагасаки — наиболее современную и хорошо оснащённую в тогдашней Японии. Выгодная сделка по приватизации оказалась последним большим успехом в судьбе бизнесмена, поскольку в следующем году он скончался от рака. Верфь в Нагасаки стала первым крупным промышленным предприятием корпорации «Мицубиси» и легла в основу будущего расцвета бизнес-империи.

Военное кораблестроение «Мицубиси»

Ставший владельцем корпорации Яносукэ Ивасаки (младший брат покойного Ятаро) продолжил развитие промышленных мощностей. В 1887 году он полностью выкупил у государства верфь в Нагасаки, а в 1891 году приобрёл верфь в Йокогаме. Окончательно кораблестроительная сфера корпорации сформировалась при руководстве сына основателя компании Хисая Ивасаки. В 1905 году собственностью «Мицубиси» стала верфь в Кобе, а в 1914 году — верфь в Симоносеки. Контроль над четырьмя мощными верфями сделал дзайбацу крупнейшим частным судостроителем в Японии.

В начале ХХ века окрепшая японская промышленность позволила стране отказаться от заказов боевых кораблей за границей и строить их дома. «Мицубиси» оказалась одной из двух японских частных корпораций, способных выполнять столь ответственные и масштабные задачи (второй была «Кавасаки»). Основная нагрузка в военном кораблестроении ложилась на верфь «Мицубиси» в Нагасаки — флагмана компании в данной сфере промышленности, имевшего необходимое техническое оснащение и квалифицированные кадры.

Красноречивым фактом возможностей «Мицубиси» стало то, что она участвовала в строительстве японского линейного флота. Оборудование корпорации поставлялось для двух первых японских дредноутов типа Kawachi, строившихся на верфях ВМС в 1909-1912 годах. В марте 1912 года на верфи в Нагасаки был заложен линейный крейсер Kirishima типа Kongo стандартным водоизмещением 26 000 т, спущенный на воду в декабре 1913 года и введённый в строй в 1915 году. В мае 1915 года в Нагасаки начали строить линкор Hyuga типа Ise стандартным водоизмещением 30 000 т — его спустили на воду в январе 1916 года и ввели в строй в 1918 году.

Накануне и во время Первой мировой войны «Мицубиси» участвовала в программах строительства новейших лёгких крейсеров с паротурбинными двигателями типа Chikuma, первых больших океанских эсминцев типа Umikaze и больших подлодок типа L-1. В 1922 году в Нагасаки был заложен один из двух первых тяжёлых крейсеров японских ВМС — Furutaka, головной корабль своего типа (спущен на воду в 1925 году, введён в строй в 1926 году). В 1929-1933 годах на верфи «Мицубиси» в Йокогаме построили первый авианесущий корабль компании — лёгкий авианосец Ryujo.

В целом военное кораблестроение «Мицубиси» имело гигантские масштабы, и описать его в одной статье невозможно. Отдельно отметим лишь участие корпорации в программе строительства уникальных суперлинкоров типа Yamato. Верфь в Нагасаки в 1937 году получила заказ на строительство второго корабля серии, получившего название Musashi. Закладка гиганта состоялась 29 марта 1938 года, для проведения необходимых работ огромный док пришлось дорабатывать и дополнительно оснащать. Строительство сопровождалось беспрецедентными мерами безопасности и велось в атмосфере абсолютной секретности, инженерам и рабочим «Мицубиси» приходилось решать сложнейшие задачи. Корпус Musashi был спущен на воду 1 ноября 1940 года, линкор официально ввели в строй в августе 1942 года.

​Линкор Musashi в последнем боевом походе, октябрь 1944 года. Раскрашенное фото blog.livedoor.jp/irootoko_jr - «Три бриллианта» на службе Японии | Warspot.ru
Линкор Musashi в последнем боевом походе, октябрь 1944 года. Раскрашенное фото
blog.livedoor.jp/irootoko_jr

Военное авиастроение «Мицубиси»

Развитие этой высокотехнологичной отрасли началось во время руководства Коята Ивасаки — племянника основателя «Мицубиси», стоявшего во главе семейного бизнеса в 1916-1945 годах. В 1918 году начались подготовительные работы, а в 1921 году дзайбацу пригласила в Японию британских авиаинженеров, ранее работавших на компанию Sopwith, во главе с Гербертом Смитом. Англичане принесли с собой ценный опыт, полученный в ходе боёв Первой мировой войны, и сразу же придали мощный импульс японскому авиастроению. Впрочем, японцы работали с «гайдзинами» недолго и очень скоро подготовили собственные инженерные кадры.

С самого начала работы авиаконструкторы «Мицубиси» сконцентрировались на самолётах для нужд японской морской авиации. Направление выглядело очень перспективным, поскольку императорские ВМС начали экспериментировать с авианосцами. Так появился на свет первый японский палубный истребитель 1MF, выпускавшийся в 1923-1929 годах. Его преемником в 1936 году стал А5М — первый в мире серийный палубный истребитель-моноплан. В 1939 году работавший на «Мицубиси» авиаконструктор Дзиро Хорикоси создал шедевр японского авиастроения — палубный истребитель А6М. С 1940 по 1945 год на заводах «Мицубиси» были построены 3879 прославленных «Зеро», ещё около 6500 этих самолётов построила по лицензии компания «Накадзима».

Помимо истребителей, корпорация «Мицубиси» стала основным поставщиком бомбардировщиков берегового базирования для авиации ВМС. В 1935 году появился прототип дальнего двухмоторного бомбардировщика-торпедоносца G3M — одного из самых передовых в мире самолётов такого класса. Самолёт выпускался на заводах «Мицубиси» до 1941 года (615 машин), затем его преемником стал новый G4М. «Бетти», как его называли союзники, оставался основным базовым бомбардировщиком и торпедоносцем японских ВМС до самого конца войны. Несмотря на моральное устаревание в ходе войны, было выпущено более 2400 таких самолётов.

Двухмоторные бомбардировщики «Мицубиси» также нашли широкое применение в авиации японской императорской армии. В 1937 году стартовало производство первого современного дальнего бомбардировщика армейских ВВС, получившего обозначение Ki-21. Об успехе машины говорит то, что она выпускалась до 1944 года (более 2000 построенных единиц), на её базе был создан военно-транспортный самолёт Ki-57. С 1943 года выпускался мощный ударный самолёт Ki-67 Hiryu (до 1945 года удалось построить 698 таких машин). Нельзя не вспомнить и выпускавшийся в 1940-1945 годах двухмоторный скоростной высотный разведчик Ki-46 (построено более 1700 единиц), общепризнанно считающийся одним из лучших в своём классе самолётов Второй мировой.

Танкостроение «Мицубиси»

Первый японский танк оригинальной конструкции Тип 89 «И-Го» был создан в 1929 году на государственном арсенале в Осаке. «Мицубиси» участвовала в серийном производстве этой машины, но очень быстро пришла к собственному проектированию бронетехники. Результаты деятельности в этом направлении оказались весьма противоречивыми. В отличие от кораблестроения и авиастроения, японское танкостроение на мировом уровне стабильно оставалось среди отстающих, хотя свои достижения тут, несомненно, имелись.

В 1934 году «Мицубиси» представила на испытания образец первого полноценного лёгкого танка японской конструкции. На момент появления машина соответствовала мировым стандартам и была принята в 1935 году на вооружение под обозначением Тип 95 «Ха-Го». Серийное производство на заводах «Мицубиси» стартовало в 1936 году. По мере роста потребности в бронетехнике (в те годы разгорелась большая война в Китае) выпуск танка организовали по лицензии и другие компании.

«Ха-Го» выпускался до 1943 года, его модификация с другой башней и пушкой (Тип 4 «Ке-Ну») — до 1945 года. Количество построенных машин сильно различается в разных источниках: разбег составляет от 1161 до 2378 единиц. Такая востребованность танка, морально устаревшего ещё в конце 30-х годов, более чем убедительно говорит о проблемах японского танкостроения. Как бы то ни было, «Ха-Го» стал едва ли не символом бронетехники «Страны восходящего солнца» в годы Второй мировой. На машинах «Тип 95» японские танкисты воевали на всех фронтах, где действовала императорская армия.

В 1936 году инженеры «Мицубиси» представили прототип среднего (по японской классификации, хотя масса машины составляла 15 т) танка, по своим характеристикам превосходившего архаичный Тип 89 «И-Го». Машина понравилась военным и была принята на вооружение в 1937 году под обозначением Тип 97 «Чи-Ха». По итогам боёв на Халхин-Голе выяснилось, что короткоствольная 57-мм пушка не подходит для борьбы с бронетехникой противника. Поэтому с 1942 года в производство была запущена модель Тип 97 «Шинхото Чи-Ха», вооружённая весьма удачной 47-мм противотанковой пушкой. В 1943-1944 годах малой серией выпускалась модель Тип 1 «Чи-Хе» — глубокая модернизация базового танка с 47-мм пушкой и усиленной бронезащитой. Финалом серии стал средний танк Тип 3 «Чи-Ну» (1943-1945 годы) — принципиально новая машина с 75-мм пушкой.

Говоря о бронетехнике «Мицубиси», нельзя не вспомнить оригинальный танк-амфибию Тип 2 «Ка-Ми», выпускавшийся в 1942-1945 годах (построено 180-184 машины). Танк отличался передовой конструкцией и благодаря съёмным понтонам демонстрировал впечатляющие показатели мореходности. К несчастью для японцев, «Ка-Ми» не успел принять участие в наступательных операциях начального периода войны на Тихом океане. Это не позволило машине в полной мере реализовать свой потенциал, хотя есть все основания считать Тип 2 едва ли не лучшим серийным плавающим танком Второй мировой.

​Танки «Ка-Ми» 1-го отряда наземных сил ВМС «Йокосука» 3.plala.or.jp/takihome - «Три бриллианта» на службе Японии | Warspot.ru
Танки «Ка-Ми» 1-го отряда наземных сил ВМС «Йокосука»
3.plala.or.jp/takihome

После 1945 года

Капитуляция Японской империи и установление режима американской оккупации, казалось, положили конец существованию корпорации «Мицубиси». Оккупационная администрация взяла курс на ликвидацию торгово-промышленных групп дзайбацу, видя в них опору старого режима. «Мицубиси» принудительно разделили на ряд формально независимых друг от друга компаний.

По большому счёту, декартелизация оказалась фикцией, и после окончания режима оккупации старые связи быстро восстановились. Корпорация «Мицубиси» официально возродилась в начале 60-х годов и заняла подобающее ей место в японской экономике. В условиях «экономического чуда» начался очередной период процветания страны, неизбежно сопровождавшийся расширением бизнеса. В частности, «Мицубиси» прочно закрепилась на мировом рынке автомобилей и мотоциклов, став одним из игроков планетарного значения.

Уже в середине 50-х годов предприятия «Мицубиси» вернулись в авиационную промышленность, приняв участие в создании турбовинтового авиалайнера и патрульного самолёта NAMC YS-11 (первый полёт состоялся в 1962 году, самолёт до сих пор находится в строю). Примечательно, что в конструировании этой машины участвовал создатель «Зеро» Дзиро Хорикоси. В 1956-1961 годах пока ещё формально разделённая корпорация сыграла решающую роль в возрождении японских ВВС, построив по американской лицензии 300 истребителей F-86 Saber.

Ситуация фактически вернулась к довоенному времени: с конца 50-х годов и до наших дней «Мицубиси» является ключевым поставщиком авиационной техники для Сил самообороны Японии. По американской лицензии строились истребители F-104, F-4 и F-15, вертолёты S-70. Корпорация сконструировала и выпускала оригинальные боевые самолёты F-1, F-2 и другие. Кроме того, «Мицубиси» освоила выпуск широкого ассортимента боевых ракет различного назначения, включая противокорабельные.

Читайте также: