Уаз не требует совершенства

Обновлено: 03.07.2024

Уаз не требует совершенства

Тест-драйв «буханки» легко помещается в один абзац. Машина небрежно окрашена в два цвета — белый и салатовый, на левом боку закреплена эмблема с надписью «Юбилей УАЗ 1958», стилизованная под старый логотип Ульяновского автозавода, под стать кузову — белоснежные штампованные диски, обутые в шины «Кама-231» размерностью 225/75 R16. В специальной версии появились сдвижные боковые форточки, которые открываются не с первого раза, единый ключ от всех дверей и замка зажигания (да, это очень удобно), а также сиденья с водоотталкивающим покрытием: их действительно легко чистить от грязи. Подогрев передних сидений входит в стандартное оснащение. Кажется, я ничего не забыл. На этом все.

Сказано — сделано. Ради вместимости я решил демонтировать задние кресла.

Понадобился лишь ключ с накидной головкой — и через десять минут в кузове были палатки, удочки, еда, вода, лодка, двое друзей и даже внушительных размеров лодочный мотор.

Места, кстати, осталось с большим запасом, что неудивительно: эту машину изначально проектировали так, чтобы в кузов без проблем вмещались четыре раненых солдата на носилках. Немного посовещавшись, определились с маршрутом: направление — матушка-Волга в Тверской области, настроение — боевое, в голове — живописные берега главной русской реки и предвкушение интересного путешествия. В путь.

В мире было много автомобилей, производившихся десятки лет, а у создавших их инженеров оставалась уйма времени на разработку других моделей, которые то и дело зачем-то обновлялись. Но в XXI веке многие из «могикан» сдались: сменил поколение знаменитый Mercedes-Benz Gelandewagen, «умер» внедорожник Land Rover Defender. А нашей «буханке» хоть бы что.

Как и советская «Нива», УАЗ-452 понемногу обрастает современными технологиями, в их числе — ABS, гидроусилитель, мосты Spicer, трехточечные инерционные ремни безопасности, электронная блокировка заднего дифференциала Eaton, подогрев сидений. Даже на едином приборном щитке, который пару лет назад переместили в центр передней панели, есть бортовой компьютер. Тогда же установили подголовники на сиденья и организовали продольную регулировку водительского кресла.

Но по удобству УАЗ-452 мало отличается от машины советского периода.

Никакие регулировки не помогают: водителю ростом 184 сантиметра тесно, педаль газа расположена значительно ниже, чем педаль тормоза, что само по себе дико неудобно, а при резком замедлении коленка ударяется об огромный руль. Лопухи наружных зеркал заднего вида во время движения трясутся так, что невозможно различить приближающиеся машины, левый локоть пристроить решительно некуда, зато правый можно положить на ворсистую обивку кожуха мотора. Он тут, как в Lamborghini, — прямо в салоне рядом с водителем.

У УАЗ-452 по-прежнему два бензобака общей емкостью 77 литров. Бачок стеклоомывателя вместительный — 5,2 литра — и тоже находится в салоне, аккурат под перчаточным ящиком. В него смело можно лить воду даже зимой, предварительно сняв с креплений, словно бутыль с кулера. Если что и замерзнет, так это форсунки снаружи, сам бачок отогреется при помощи салонной печки. Лед расплавится быстро. Сколько ни старайся утапливать или вытягивать архаичный рычажок регулятора температуры воздуха из пола, он функционирует только в двух положениях: «холодно» (печка выключена) и «жара» (печка работает на полную).

Рядный четырехцилиндровый двигатель ЗМЗ-40911.10 объемом 2,7 литра заточен под нормы «Евро-5», однако ни капельки от этого не страдает. Он уверенно разгоняет двухтонный автомобиль, показывая на спидометре значения, превышающие его максимальную паспортную скорость в 127 км/ч. Мотор, кстати, очень выносливый и работает на высоте до 4 650 метров, поэтому, по словам производителей, «буханку» полюбили даже в Италии и возят на ней туристов к вулканам Везувий и Этна.

Но больше всего коробка подводит на бездорожье: едешь по месиву, вдруг рычаг раздатки выбивает в нейтраль — и «буханка» с протяжным стоном высоких оборотов двигателя останавливается. Где-то посередине в самом опасном месте. Безопасность? Хватит о грустном. Юбилей как-никак.

Забегая вперед, сразу скажу, что мы застряли. Сели на мосты так, что пришлось ночевать в лесу вместе со всеми лодками, моторами и палатками под проливным дождем. После была многокилометровая пробежка за помощью, приехал подготовленный для трофи-рейдов УАЗ и вытащил нас. Впрочем, это было потом. А сейчас наш УАЗ-452 несется по проселочным и лесным дорогам к берегам Волги.

Вот где «буханочка» раскрывается полностью: нипочем кочки, прет напролом по любому покрытию. «Сюда бы еще шины позлее», — говорим мы друг другу перед очередной размытой дождем лужей. Но «зубастые» покрышки не нужны, достаточно полного привода, понижайки да включенной для подстраховки блокировки заднего моста.

Долгая лесная дорога должна была вывести нас к Волге, но мы оказались на просеке с линией электропередач, где стояла почти такая же «буханка» обслуживающей электросети компании, только чуть старше и не такая пестрая.

Новый УАЗ Патриот с АКП: рекомендуемые улучшения для "гражданской" эксплуатации

Сегодня в нашем обзоре - новый или почти новый УАЗ Патриот с АКП, который сейчас активно продается в автосалонах. Общеизвестно, что автомобили УАЗ - для подготовленных людей. Но именно новый Патриот нацелился на новую для себя нишу, это стало возможным с появлением автоматической коробки передач.

Теперь среди владельцев новых Патриотов с АКП немало тех, кто раньше ездил, например, на возрастных (7+) кроссоверах и внедорожниках. Бытует мнение, что любая иномарка надежнее нашего автопрома, но когда наступает возраст 7 лет и далее - проблемы неизбежно появляются. Особенно, если вы не первый владелец, а прошлый владелец эксплуатировал автомобиль под лозунгом "мне поездить хватит" и не заморачивался с обслуживанием и уходом. Многие из нас с таким сталкивались, поэтому делают выбор в пользу нового УАЗ Патриот.

Именно эту модель УАЗа в последней версии можно назвать комфортной и зачастую первые год-два эксплуатации она не доставляет серьезных проблем. Конечно, досадные мелочи - огрехи сборки - так или иначе вылезают, но с ними можно мириться. Но сегодня не об этом.

Все мы слышали о проекте "Русского Прадо", который планировали построить на базе Патриота и запустить в продажу в 2021м году. И также наверняка все слышали, что проект этот заморозили на неопределенный срок в связи с последними событиями, связанными с ковид-вирусом.

Вместе с тем, общеизвестно, что УАЗы, и Патриот не исключение, дают большой простор фантазии и творчеству в плане улучшений. Что можно сделать за приемлемые деньги и частично даже самому, чтобы улучшить комфорт в движении, улучшить эксплуатационные показатели автомобиля?

Начнем с самого очевидного и простого - шумоизоляция. Ее делают многие владельцы Патриотов. Хорошая "шумка" улучшает акустический комфорт в движении, позволяет установить более качественный звук (в том смысле, что будет возможность оценить его качество).

При планировании и установке шумки нужно учитывать специфику и особенности автомобиля. Какие?

Ну, во-первых, не обязательно шумить все подряд. Например, днище и так достаточно хорошо изолировано, а именно с него, как правило, начинают процесс. На самом деле, самый ощутимый эффект даст шумка дверей, боковин и потолка. На пол если и использовать, то лучше жидкую шумоизоляцию, которая будет выполнять и функцию антикора. И связано это со спецификой УАЗа - он не герметичный, поэтому влага и конденсат могут попадать и в область пола, и в двери. И поэтому следующий совет - материал для шумоизоляции нужно использовать водонепроницаемый.

Иначе он неизбежно пропитается влагой со всеми вытекающими - через год-два придется демонтировать.

Чтобы немного изолировать окна - можно наклеить бронепленку с внутренней стороны - в салоне будет еще немного тише.

Кстати, про антикор - его тоже лучше сделать сразу. Это не связано с комфортом, хотя после обработки антигравием днища, арок и порогов мовилем - звукоизолирующие свойства кузова все-таки немного улучшатся.

Ни в коем случае нельзя игнорировать ТО-0 после обкатки, и делать его лучше в профильном сервисе, лучше на пробеге 2-3 тыс. км.. Дело в том, что такая, казалось бы, устаревшая операция, как полная протяжка подвески и других креплений - так и осталась обязательной для УАЗов. То есть, не факт, что это что-то исправит, но если на вашей машине имеют место подобные дефекты сборки - то самое время их устранить, избавитесь от многих головняков в будущем. И делать это лучше комплексно, с помощью спеца, который знает где смотреть и что потенциально может требовать подтяжки. Да, и на этом же пробеге часто вылетают детские болячки в виде подтеков в разных местах, стуков и бряков. Лучше если их найдет специалист, а стоит ли потом ехать для устранения к дилеру или проще немного заплатить сразу за устранение в профильном сервисе - решайте сами. Многие опытные владельцы УАЗов к дилерам никогда не заезжают.

Теперь о том, как можно сделать автомобиль более комфортным на ходу, убрать "козление" и лишнюю жесткость, если эксплуатация планируется преимущественно по асфальтовым дорогам, а не в грязи.

Один из простых и недорогих способов: замена штатных пружин и амортизаторов спереди с установкой пружин сзади. Спереди, например, хорошо подойдет сочетание пружин от Шевроле Нивы с масляными амортизаторами.

Сзади также устанавливаем пружины, снимая отбойник и устанавливая на его место чашку крепления пружины.

Альтернативный вариант - установка пневмобаллонов вместо пружин в заднюю подвеску.

Следующий апгрейд, рекомендуемый для "гражданской" эксплуатации (а мало кто покупает Патриот с АКП для преимущественно внедорожной) - колесные муфты или хабы. Задача хабов - соединение или разъединение полуоси со ступицей колеса в положении включения, тем самым передавая ударные нагрузки и крутящий момент на колеса.

Выключенный хаб обеспечивает свободное вращение подшипника ступицы, что очень полезно для снижения износа деталей переднего моста и устранении потерь на трение.

Таким образом, достигаются:

1. Более бодрый разгон. Не так, чтобы пулей, но ощутимо бодрее.
2. Комфорт на скоростях в 100-120 км/ч, по уровню вибраций станет намного лучше.
3. Накат, которого практически нет без хабов.
4. Снижение расход бензина на 0,5 — 1 л. С учетом общего конского расхода Патриота не сильно заметно, но тем не менее. Тем не менее, хаб позволит компенсировать прирост расхода топлива из-за дополнительного веса шумки, а также продлит срок службы деталей трансмиссии.

При этом нужно понимать, что хабы - именно "гражданский" аксессуар, они быстро выходят из строя на тяжелом бездорожье: лопается шестерня или пружина в механизме, можно расколоть хаб о камень или льдину (с другой стороны, пусть лучше срежет хаб, а не полуось). Поэтому на бездорожье лучше возить с собой ведущие фланцы (заглушки).

Еще одна рекомендуемая доработка, которая влияет на надежность важных узлов - комплект вывода сапунов наверх. Это нужно для защиты от попадания воды в систему смазки коробки и раздатки.

Как это работает? Сапуны в КПП, раздатки и мостах нужны, чтобы регулировать давление в системе смазки, при в разных режимах эксплуатации масло в системе нагревается, расширяется и наоборот. Если не будет сапунов - масло будет выдавливать через сальники. В обратной ситуации, если в условиях высокой температуры рабочих жидкостей заехали в лужу, сугроб итп - при охлаждении происходит уменьшение давления (разрежение), и сальники могут "всосать" жидкость внутрь узла. Штатные сапуны расположены неудачно, быстро забиваются, клапан выходит из строя, и через них так же возможно попадание жидкости в систему. Поэтому сапуны выводят как можно выше к кузову с помощью специальных трубок и приспособлений.

Последнее, о чем сегодня поговорим - чип тюнинг двигателя ЗМЗ Pro. Сразу отметим, что сам по себе этот двигателей считается удачным и лучшим в линейке. Но прошивка блока позволяет раскрыть его возможности более широко. Самый продвинутый вариант - внедрение переключателя диапазонов работы двигателя: ЭКО, внедорожный, динамичный. Режим ЭКО подойдет для городских пробок - он ограничивает крутящий момент и, соответственно, улучшает температурный режим и ресурс двигателя в городской эксплуатации. Динамичный режим обеспечит отзывчивую педаль акселератора, более лучшую тягу с низов и оптимальную динамику в среднем диапазоне. Внедорожный режим - для бездорожья - мы этот аспект сегодня не рассматриваем. Прирост мощности, которого удается достигнуть - как правило, небольшой, в пределах 20 л.с.

Описанные нами доработки - это, конечно, верхушка айсберга, но они позволят сделать эксплуатацию УАЗ Патриот с АКП более комфортной, улучшат надежность агрегатов. При адекватном обслуживании Патриот не будет доставлять неожиданных проблем, но интервал обслуживания для диагностики лучше сократить до 3х месяцев, тогда получится избежать большинства неожиданных поломок, и автомобиль будет дарить только положительные эмоции! Это наше мнение, а ваше мнение и ваш опыт доработок Патриота - пишите в комментариях! Подписывайтесь на наш канал, будет еще много новых интересных обзоров!

Распрямление судьбы: может ли измениться качество автомобилей УАЗ?

Автора этого материала нельзя назвать новичком в автомобильной журналистике, иногда ему приходится принимать серьёзные вызовы и писать на сложные темы. Но он реально «заскрипел мозгами», когда «Колёса» поручили ему написать про качество на УАЗе.

К ак-то раз я подыскивал себе недорогую акустическую гитару, а купил – совершенно неожиданно – гитару электрическую. Я просто наткнулся на это объявление, поехал по адресу и приобрёл её. Только потому, что она была абсолютно новая и стоила при этом каких-то совершенно несерьёзных денег. При этом электрогитара даже могла издавать некоторые звуки, но проблема была в том, что хоть сколько-нибудь нормально играть на ней оказалось невозможно. У неё была масса проблем, и главной из них был гриф, «поведённый» настолько, что больше напоминал лыжу. Или лук с шестью тетивами в виде струн.

Спустя полгода мучений я понял, что самостоятельно привести в божеское состояние этого кадавра невозможно, и нашёл хорошего мастера. Сидя в мастерской в окружении примерно полусотни гитар разной степени разобранности, он долго смотрел на принесённый мной инструмент, сопровождая осмотр фразами вроде «м-да». В-общем, это была не совсем гитара, а то, что продаётся под её видом в разного рода сетевых гипермаркетах. Такая, знаете, имитация музыкальных инструментов для музыкальных лохов вроде меня. Но этот парень сказал, что за ещё совсем немного денег сделает настоящую гитару из этого куска дер… дерева, и я был счастлив, потому что уже успел как-то сродниться с ним.

Мастер вообще оказался интересным человеком. Когда мы обсудили детали предстоящего ремонта, он вышел меня проводить, увидел мою машину, и мы неожиданно разговорились об автомобилях. Он сказал, что любит путешествовать, и для этой цели в начале 2015 года приобрёл новенький УАЗ Патриот, продав свою видавшую виды Калину. На Патриот он повёлся по четырём причинам: он хотел новый автомобиль, он хотел большой автомобиль, он хотел внедорожник, и он в последнее время прочитал несколько публикаций на тему того, что сейчас качество УАЗов теперь не то, что раньше. Что оно стало гораздо выше.

Через полгода он продал Патриот, потому что тот стал «сыпаться» и ржаветь. А пока он его продавал, понял, что интернет завален объявлениями о продаже точно таких же, как у него, машин. Причём за первые несколько месяцев владения люди успевали, как правило, сделать автомобилю лифт, поставить большие колёса, диодную «люстру», шноркель, а за следующие несколько месяцев убеждались, что эта машина только имитирует современное авто. Совсем как моя электрогитара из супермаркета, которая только похожа на настоящую…

Гитарный мастер купил и продал свой Патриот совсем недавно, в 2015 году. В мае следующего, 2016-го, случилась эта резонансная история с генералом, который пытался открыть дверь армейского Патриота и оторвал ручку двери на глазах у президента России. А потом редакция поручила мне написать материал о том, как на Ульяновском автомобильном заводе работают над качеством продукции.

У меня никогда не было УАЗа. Зато он был у моего брата, который живёт в Крыму. Крымчане вообще люди очень неприхотливые, брат быстро «подружился» с Патриотом и никогда на него не жаловался. Машина служила ему верой и правдой, и для этого нужно было просто выполнять некоторые правила – например, раз в полгода заказывать в России (тогда Крым был ещё украинским) натяжной ролик. Но годам к восьми Патриот набрал критическую усталость, запахло «капиталкой» движка, и брат был вынужден попрощаться со своим железным другом. Этим летом я собираюсь ехать в Крым, и за стаканом местного портвейна мы с братом обязательно обсудим эту статью. Может быть, он снова захочет купить себе «УАЗик». Ведь в начале этого года на Ульяновском автомобильном заводе как будто и впрямь что-то началось.

«УАЗ» – предприятие исторически довольно скупое на общение с прессой, и лишь сейчас делающее первые шаги на пути цивилизованного освещения собственных новостей. Часть из представленного в этом материале возможно почерпнуть только из заводской газеты «Панорама УАЗ». Спасибо редакции издания, теперь мы знаем об Ульяновском автозаводе массу интересного. Но, кроме того, и пресс-служба предприятия тоже сделала свой вклад в этот материал: без них не были бы возможными встречи с руководителями, которые весьма открыто и обстоятельно осветили ряд интересующих нас моментов. Спасибо и им.

На фото: Корпус Ульяновского автомобильного завода

Над модернизацией производства, качеством автомобилей, да и вообще над изменением собственного «лица» на УАЗе начали работать в 2013-2014 годах, а одним из главных успехов на этом пути я склонен считать приглашение на должность главного конструктора Евгения Галкина, в прошлом даровитого вазовского кузовщика, ныне возглавляющего работы по новому кроссоверу УАЗ-3170. Свежая модель – вопрос ближайшего будущего, к которому нужно готовиться, и в частности поэтому апгрейд предприятию остро необходим уже сейчас.

На фото: УАЗ-3170

В августе 2015-го мы съездили в Ульяновск, чтобы понять, возможен ли некий «новый УАЗ» в принципе. Мы сомневались. Но в ноябре автозавод успешно прошёл аудит на соответствие ГОСТу, а в декабре заявил о грядущей оптимизации логистических потоков на предприятии и введении системы поставок деталей на конвейер по принципу «точно в срок».

Вскоре после корпоративного отпуска в начале 2016 года на УАЗе сообщили о скором появлении иных оттенков кузовов (вообразите: «буханки» можно будет красить металликом), а затем ввели в эксплуатацию новый цех сварки, что подровняло геометрию кузова модели УАЗ Патриот аж на 10-12%. Тогда же, в феврале 2016-го, стало известно, что на заводе состоялся ещё один аудит, который зафиксировал снижение количества дефектов на линии сборки в два раза, что стало возможным из-за внедрения новых стандартов для работников конвейера.

Возможно, вы этого не знали, но и в марте УАЗ прямо-таки фонтанировал новостями. В течение этого месяца на заводе наконец-то приняли на работу директора по качеству (долгое время эта должность оставалась вакантной), начали поощрять сотрудников за предложения по методам непрерывного совершенствования и защиты от ошибок (что, по сути, сводится к хорошо известной практике рацпредложений), избавили свои автомобили сразу от нескольких хронических «болячек» и, помимо этого, начали ставить на машины более качественные катушки зажигания и гидронатяжители цепи привода ГРМ.

А в апреле пришла ещё пара новостей похожего толка, и вот тут поклонникам УАЗов (и моему брату в Крыму) впору было кричать «аллилуйя»: ЗМЗ, поставщик двигателей для УАЗа, изменил конструкцию натяжного ролика, что отныне исключает обрыв приводного ремня в моторах Патриота, а кроме того, УАЗ внёс ещё несколько «точечных» изменений в конструкцию автомобилей. В условиях кризисной экономики уазовцы вынуждены активно работать с отечественными поставщиками, и к апрелю 2016-го локализация производства на УАЗе достигла 80% – в данной ситуации это безусловный успех.

Понятно, к чему так активно готовятся на УАЗе: судя по всему, к старту продаж обновлённого Патриота решено подойти во всеоружии и после серьёзного обновления предприятия в целом. Ещё в прошлом году стало известно о том, что очередная итерация флагманского внедорожника должна увидеть свет в сентябре 2016-го, и недавно эти сроки были ещё раз подтверждены. К этому же времени запланировано и начало ребрендинга автопроизводителя: появится новый логотип, сменят стиль корпоративные СМИ и вывески на здании завода, а затем обновление пройдёт и в автосалонах официальных дилеров.

Вряд ли можно опасаться, что обновлённый Патриот постигнет фиаско, ведь лояльность клиентов к УАЗу в целом просто феноменальная, аж 82%, но дилеров к продажам готовят уже сейчас – запущена целая программа семинаров и тренингов по продажам и обслуживанию УАЗов, по итогом которых все сотрудники дилерской сети проходят аттестацию – пожалуй, такого на УАЗе ещё действительно не было. И это хорошо, ведь если всё пойдёт по планам, то не за горами и новая модель, кроссовер, и в начале «двадцатых» в автосалоны УАЗ придут совсем другие покупатели – уже не из числа неприхотливых любителей тонуть в болоте с лопатой и сэнд-траком наперевес.

На фото: УАЗ Патриот 2016 м.г.

На фото: УАЗ Патриот 2016 м.г.

Верно, никаких гарантий нет. Остаётся только верить в то, что всех усилий, направленных на вывод постсоветского предприятия, пахавшего на «оборонку», на некий новый уровень, окажется достаточно для того, чтобы на сей раз всё состоялось. Что ход уже набран, и маховик перемен теперь начнёт раскручиваться сильнее и сильнее. Что всё сказанное – больше, чем слова.

Кстати, недавно мастер прислал мне фотографию грифа моей гитары, который он проклеил и только что достал из пресса. «Теперь он хотя бы ровный», — написал он. Я очень порадовался прогрессу и подумал, что в хороших руках даже почти безнадёжное дело всегда имеет шансы на успех. Желаю успеха Ульяновскому автозаводу.

Попросили покороче: каким может быть новый ульяновский внедорожник

УАЗ может выпустить внедорожник меньше и дешевле, чем «Патриот». На официальной странице в соцсетях вспомнили про существовавшую подобную модель — «Патриот Sport» и устроили опрос: а был бы востребован такой автомобиль сейчас. Есть ли у «спортивного» УАЗа перспективы, разбирались «Известия».

Спросил совета в комментах


Ульяновский автозавод вспомнил на своей странице «ВКонтакте» о модели «Патриот Sport» десятилетней давности. Ответы на вопрос «Как думаете, была бы востребована такая версия сегодня?» собрал около 300 комментариев. Части подписчиков идея понравилась. По их мнению, короткий вариант может быть востребован в городе и на горных дорогах за счет лучшей маневренности. Главным минусом и сторонники, и противники посчитали дизайн машины — укороченный Sport выглядел кургузо. Некоторые даже принялись самостоятельно рисовать в фотошопе трехдверный — по их мнению, без задних дверей он смотрится гармоничнее.

Внедорожник UAZ Patriot Sport

Внедорожник UAZ Patriot Sport, представленный на Московском международном автосалоне 2010

Стоят ли за вопросом о востребованности какие-то планы? На вопрос корреспондента «Известий» в пресс-службе УАЗа ответили обтекаемо: «Время покажет». В теории расширение модельного ряда выглядит логично. Максим Кадаков заметил, что УАЗ активно стремится присутствовать даже в самых маленьких нишах.


На все руки

На базе семейства «Профи» создаются реанимобили, школьные автобусы, топливозаправщики, автовышки и даже автодома. В марте был представлен грузовик «Полуторка» с усиленной рамой, модернизированной подвеской и двухскатной ошиновкой задних колес. Между тем грузовики «Профи» пока не так популярны, как классическое семейство «УАЗов». И, естественно, уступают главному своему конкуренту — «Газели».

«Патриот» расходится куда лучше, и это единственная модель, по-настоящему востребованная частниками, особенно после появления версии с автоматом. При этом модификаций у него немного — внедорожник, экспедиционная версия на его базе и пикап. Изредка УАЗ выпускает заводские спецверсии вроде Antarctic Edition, различающиеся в деталях. Стоит сейчас «Патриот» больше миллиона, а богатые версии — в районе 1,4 млн. Так что более доступная модель могла бы быть вполне востребованной.

История одного спорта

Конечно, у УАЗа есть заслуженный «Хантер», однако он, похоже, окончательно и бесповоротно устарел. Заводу даже пришлось сертифицировать ее как грузовик, чтобы не оснащать в обязательном порядке подушкой безопасности. Учитывая древнюю конструкцию кузова, пользы от подушек при ДТП не будет. «Козлик» стремительно теряет популярность — последние два года его продажи не превышают и тысячи экземпляров.

машина


Представленный в 2010-м «Патриот Sport» стоил дешевле базовой машины на 70–90 тыс. рублей и в перспективе должен был заменить Hunter. Укороченный на 360 мм внедорожник использовал некоторые кузовные детали, а также раму более ранней модели «Симбир», что позволило здорово сэкономить на его создании. Сэкономили и на антиблокировочной системе тормозов — у «Спорта» ее просто не было. Он вообще был оснащен проще, чем обычный «Патриот»: отделка салона скромнее, отсутствовал дополнительный отопитель.

Sport уступал в объеме багажника. При этом меньшие размеры и масса давали некоторые преимущества — такой внедорожник был более маневренным, динамичным и проходимым. На деле создававшийся в спешке автомобиль оказался сыроват. Он хуже держал прямую на шоссе, чем «Патриот», второй ряд оказался тесным, а узкие задние двери — неудобными. Ставка на молодую и активную аудиторию не сыграла, и начатое в июле 2010 года производство свернули уже к концу года. Продажи оказались меньше запланированных: до конца 2010-го реализовали всего 1762 машины и еще 708 продали в 2011-м.

Куда едет УАЗ


Есть ли смысл возвращаться назад, к истокам? Несмотря на рост продаж и выход на новые экспортные рынки, включая американский, где «Патриот» должен продаваться под именем Bremach Taos, Ульяновский автозавод оказался в сложной ситуации. «Патриот» восходит к модели 2005-го года и, пусть и пережил несколько модернизаций, постепенно устаревает и одновременно растет в цене. Покупка Минобороны России китайских внедорожников Haval H9, более комфортных и современных, стала тревожным звонком для Ульяновского автозавода.

Планы по выпуску серьезно переработанного внедорожника, известного в СМИ как «Русский Прадо» оказались заморожены до лучших времен. А о создании силами УАЗа принципиально новой модели речь уже не идет. Это подтвердил в интервью глава УАЗа Адиль Ширинов в интервью мартовском интервью изданию «73онлайн».

«Вкладывать деньги в собственные разработки с нуля крайне сложно. Сегодня более разумен вопрос партнерства», — отметил он.

машина


«Сборочное производство требует инвестиций. На мощностях для сборки «УАЗов» прямо завтра нельзя начать собирать что-то еще», — отметил Максим Кадаков.

Синергия с КамАЗом


Непростые времена и у Группы «Соллерс», в которую входит УАЗ. По итогам прошлого года ее чистый долг составил 3,1 млрд рублей против 614 млн рублей годом ранее. В «Соллерсе» уточнили, что большую часть долга составляют кредиты с субсидированной процентной ставкой в рамках программы поддержки оборотного капитала компаний в период пандемии COVID-19, а также льготные кредиты в рамках программы опережающих госзакупок в автопроме.

В июне были возобновлены переговоры по созданию альянса «Соллерса» и КамАЗа. Идея альянса, заявленная еще до пандемии, когда акции обеих компаний росли, предполагала слияние. Сейчас план находится в процессе перезапуска, уточнил владелец и глава совета директоров «Соллерса» Вадим Швецов. Комментируя вероятность поглощения «Соллерса» КамАЗом, который находится в лучшем положении, он поспешил заверить, что альянс с создается на основе «совместной синергии».

завод

Кроме того, значительные силы «Соллерс-Авто» были брошены на организацию производства автомобилей Aurus в Елабуге. В такой ситуации УАЗ вряд ли может рассчитывать на серьезные инвестиции в обновление модельного ряда и запуск принципиально новых моделей. Он может поискать временное решение «в закромах» или продолжить создавать информационный шум.


«Это должен быть другой автомобиль»

«Непонятно, зачем нужен просто укороченный «Патриот», если к нему дополнительно ничего не предлагается. Это будет тот же мотор и та же матчасть. Да, теоретически у него лучше геометрическая проходимость и динамика, но динамика в случае с «Патриотом» — дело десятое. Концептуально это должен быть другой автомобиль. Например, городской внедорожник с системой кругового обзора и прочим. Но время упущено — концепцию городского внедорожника перехватила «Лада» с «Нивой Travel», — считает главный редактор журнала «Клуб 4×4» Максим Ракитин. По его мнению, время укороченных внедорожников прошло. В то же время если УАЗу не расширить модельный ряд и не обращать внимание на более молодую аудиторию, это может привести к творческому кризису, считает эксперт.

машина

«Если делать конкурента короткой «Ниве», то проект 11-летней давности вызывает сомнения. Самое простое — купить лицензию на индийский, китайский, латиноамериканский автомобиль и постепенно увеличивать его локализацию», — считает считает независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев.

УАЗ Полуторка: 3 вещи, которые бесят - и 2, за которые все прощаешь

В начале года УАЗ Профи получил приставку Полуторка к имени, обзавелся в версии 4х2 двухскатной задней ошиновкой, модернизированными подвеской и рулевым управлением, а также слегка измененным набором опций. И впервые в семействе вышла удлиненная версия. Такую мы и взяли на недельный тест.

1. Расход топлива — на глазок

Двигатель ЗМЗ Про мощностью 150 л.с. изменений не претерпел. В маршрутном компьютере по-прежнему отсутствует вкладка с расходом топлива, чтобы не расстраивать водителя. Опциональное ГБО заводской установки на удлиненную версию ставится с баллоном на 150 л вместо стандартных ста. Указатель уровня газа — штука грубая. По прикидкам, порожняком или с небольшой нагрузкой при 80 км/ч на трассе можно уложиться в 15 л пропана на 100 км. А это значит, что только на баллоне можно проехать до 1000 км. Неплохо!

Тяги пустой машине хватает. С допустимой тонной с небольшим Профи ожидаемо скисает и начинает мешаться в потоке. Крейсерская скорость — 80–90 км/ч. Быстрее машине становится тяжело и сильно вырастает расход топлива. Основной шум поступает от воющей коробки передач, но в целом в кабине достаточно тихо. С полноприводником удовольствия было бы меньше: раздатка воет вовсю.

2. Нормальное кресло — за доплату

Список опций немного изменен.

Теперь на Профи нельзя заказать штатную медиасистему с навигацией — не пользовалась спросом.

Центральный замок есть, но без кнопок на ключе, а личинка предусмотрена только в водительской двери.

На тестовой машине стояли противотуманные фары, хотя, если верить прайс-листу, их на заводе ставят только на Профи 4х4 с двухрядной кабиной. Светят они качественно, так что есть смысл докупить и поставить их отдельно.

Пассажирское сиденье двухместное только на бумаге, а в реальности — «полуторное». Но сейчас при необходимости уместиться на нем вдвоем ехать будет удобнее. От водительского сиденья скамейку отделяет подлокотник, и средний пассажир не будет заваливаться и мешать управлению. Правда, подлокотник мешает регулировать кресло и сделал бесполезным подбутыльник на задней стенке кабины.

Для водителя можно заказать улучшенное кресло от Патриота и Пикапа. У него регулируются высота и вылет поясничного упора. Стоящее приобретение! Оно в пакете с кондиционером, круиз-контролем, обогревами передних сидений и ветрового стекла стоит 65 000 рублей.

Отдельные опции — цвет металлик (12 500 рублей), блокировка заднего дифференциала (40 900), ГБО (45 000 — 50 000 в зависимости от объема баллона) и обтекатель на крыше (16 900).

3. Постучать, чтобы заработало

Впервые мне достался УАЗ, у которого руль стоит прямо и остался таким после теста!

Забавен глюк подсказчика момента переключения передач в комбинации приборов. На трассе он регулярно требует включить пятую, хотя машина и так едет на ней.

Кузов слишком придвинут к кабине: трос тента быстро протрет краску. А что случается с незащищенным уазовским металлом, всем отлично известно.

Пластик боковых поворотников и кронштейнов зеркал вместо черного цвета выглядит как зимний камуфляж. Посмотрел и увидел такое же явление на других Профи на стоянке дилера. Видимо, он так оригинально выцветает или реагирует на химию автомойки.

А еще на нашей машине некоторые задние лампы периодически включались только после удара по фонарям.

Впрочем, поводы для похвалы тоже есть. Например.

Перегруз? Не вопрос

Официально в длинный Профи можно грузить около 1100 кг. Но, понятно, далеко не все станут соблюдать заводское предписание. «Будка» располагает: 4,2 м длины, вместимость до 8 европаллет или 16 кубометров. Боковые борта двойные, и их можно откидывать не снимая каркас тента.

Для эксперимента на короткую поездку мы погрузили паллету с сухой смесью весом около 1200 кг. Полуторка поднатужилась, но явного неудовольствия не выказала. Появившиеся задние дисковые тормоза добавили уверенности при замедлении. Большую часть теста машина проехала с частичной нагрузкой в 200–300 кг. Такую УАЗ не чувствует, едет словно пустой.

Двойные задние колеса — правильное решение. С полной нагрузкой одинарные шины проминались даже с повышенным давлением. А в поворотах грузовик становился страшно валким. Теперь ничего этого нет. Машина увереннее стоит на траектории, лучше держит нагрузку, надежнее управляется. Хотя при переобувке придется платить за шесть колес вместо четырех. Но улучшение ездовых характеристик того стоит.

Техническая модернизация сделала Профи Полуторку интереснее. А еще это самое доступное предложение в сегменте. Модель стартует с 1 075 000 рублей. Длинная версия дороже на 50 тысяч. И даже со всеми опциями она окажется по цене ровней абсолютно пустой ГАЗели Бизнес. Правда, нижегородская машина всё равно остается вчетверо популярнее.

Номинант Гран-при «За рулем»

УАЗ Профи Полуторка — номинант Гран-при «За рулем» — Коммерческие автомобили 2021. К участию в конкурсе допускаются только новые модели, которые вышли на российский рынок с 1 июля предыдущего года по 30 июня 2021-го.

Ныряем в прошлое с проходимцами Lada 4x4 и УАЗ Хантер

Нива с УАЗом — наше всё: как Аэрофлот и Сбербанк, как Хрюша со Степашкой. Они пережили холодную войну, развал Союза и Defender с Гелендвагеном. Что им коронавирус.

Единственное внешнее отличие обновлённой Лады 4x4 — обрезок глонассовской антенны на крыше. Основной объём переделок сосредоточен в салоне. Передняя панель с современной комбинацией приборов, сиденья с боковой поддержкой, формованный потолок и даже подушка безопасности — наиболее значительный за последние 27 лет пакет доработок увеличил цену внедорожника на 30 тысяч. На рыночный расклад это не повлияло: старая Нива осталась самым доступным проходимцем в России — от 572 900 рублей. Конкуренцию ей может составить разве что УАЗ Хантер (от 784 500), почти не изменившийся за без малого полвека.

Конструктивно между этими внедорожниками мало общего. Нива построена на основе несущего кузова и использует постоянный полный привод. У Хантера — рама и жёстко подключаемая передняя ось. Даже покупатель у них разный, уж слишком отличается идеология автомобилей. Однако нельзя игнорировать связь времён — она роднит наши машины, невзирая на инжиниринг. Две судьбы, две легенды. Поэтому когда нам понадобился крепкий парень с лебёдкой для подстраховки при оценке потребительских свойств обновлённой Лады, без сомнений был выбран «козлик». Кто ж ещё сдюжит?

По старинке называю 4х4 Нивой. Язык не поворачивался называть так Chevrolet, да и после возвращения проекта 2123 под крыло АвтоВАЗа легче не стало. Настоящая Нива — с круглыми фарами. Поглядывая на неё модернизированную, невольно вспоминаю свою, купленную новой в 1995-м. Баклажановая трёхдверка была полна противоречий. За простоту конструкции и проходимость приходилось расплачиваться неудобной посадкой за огромным рулём и теснотой на втором ряду. Двери закрывались с размаха, противосолнечные козырьки выпадали из гнёзд на ямах, перекрывая обзор. Понижайка с блокировкой врубались под крепкое словцо. И режущий по живому вой «раздатки» на ходу.

Битва за качество казалась бесконечной. Ещё года три назад я делал тест версии Urban для другого издания и при сдаче в пресс-парк устал перечислять поломки. Написал целую служебную записку. В этот раз обошлось без неполадок, а изменения подмечаешь ещё на этапе доступа в салон. Двери обрели промежуточную фиксацию в открытом положении. Упорчик слабоват: ни среднего ветерка не выдержит, ни заметного уклона дороги, но всяко лучше, чем было. Новая комбинация приборов удачно вписана в угловатую переднюю панель из шершавого пластика. Сборка приятно удивляет.

Вентиляционные дефлекторы с горизонтальными шторками — как в недорогой иномарке. Вместо вечно заедающих ползунков управления печкой от «шестёрки» появился современный блок с тремя поворотными шайбами. И пусть он здорово притормаживает (между перемещением барашка распределения потоков и закрытием заслонок проходит добрых четыре секунды), управлять климатом стало гораздо проще.

Водитель по-прежнему сидит сикось-накось: рулевая колонка закреплена жёстко, педальный узел смещён вправо. К длинной палке механической пятиступки приходится тянуться. Круглый набалдашник крутится в ладони, как и двадцать лет назад. Новое кресло с развитыми боковыми валиками и подушкой оптимальной длины немного облегчает мою участь, но плотно контактирует лишь с нижней частью туловища. Плечи и голова остаются без опоры. А пухлые спинки, похоже, подъели место в ногах задних пассажиров.

По мелочи наберётся ещё с десяток отличий вроде цельноформованного потолка, с нормальными противосолнечными козырьками и плафоном освещения от Весты. Выше привожу фотографии блоков управления светом и зеркалами. В измельчавших подстаканниках не держатся бутылки с водой. Стаканчики с кофе вываливаются. Но вот что странно: окружение новое, а знакомые до болей в спине и суставах ощущения — старые. Будто вернулся в середину девяностых.

Хантер отсылает ещё дальше, в семидесятые. Несмотря на бесчисленные модернизации, он мало чем отличается от «четыреста шестьдесят девятого». Пробираясь за руль через узкий дверной проём, цепляюсь за что-то штанами, локтем бьюсь о плоскую дверцу без стеклоподъёмника. Впрочем, не привыкать: год назад на этом экспедиционном экземпляре вместе с уазовским испытателем Владимиром Дунаевым я поднялся по Эльбрусу до 3500 м. Карабкаясь горной тропой, не обращаешь внимания на тугую педаль сцепления, криво установленный руль или еле греющую печку. Лишь бы допотопный Уазик довёз до горнолыжной станции «Мир». Довёз!

Чем ближе цивилизация, тем больше претензий к ульяновскому вездеходу. «Козлик» дёргается при включении первой передачи, брыкается на старте с места и ёрзает из стороны в сторону, двигаясь по прямой, из-за люфтов в рулевом управлении. Путаясь в многочисленных щелях, ветер заглушает и шинный гул, и рокот мотора. Внешние зеркала на хлипких пластиковых ножках дрожат, размывая картинку. Сдвижные форточки не обеспечивают притока воздуха: в салоне душно, а если идёт дождь, все окна моментально запотевают. Помогает только припасённая тряпочка.

Впрысковая 135-сильная «четвёрка» 2.7 позволяет тяжёлому Хантеру бодро стартовать со светофора и держаться в потоке на первых трёх передачах где-то до 70 км/ч. Дальше Уазик утыкается плоской мордой в воздушную преграду и скисает. Впрочем, на шоссе можно раскочегариться хоть до 130 км/ч. Однако при почти секундных задержках между поворотом руля и реакцией шасси, а также запредельных кренах это уже экстрим.

Нива не требует спецподготовки, демонстрируя близкие к классическим Жигулям повадки. Поскрипывая педалью сцепления, плавно трогается, более-менее ровно едет по прямой и, по ощущениям, меньше Хантера кренится в поворотах. Гидроусилитель в целом справляется с работой, но нагружает руль неравномерным, пульсирующим реактивным действием, а в крайних положениях ещё и громко подвывает. Без него, однако, было б совсем худо.

Слабенький мотор 1.7 (83 л.с.) ускоряет Ниву до 100 км/ч за долгие 17 секунд. Перед короткими подъёмами загодя поддаёшь газку, а на холмистом шоссе переходишь с пятой на четвёртую, а то в горку еле тянет. Может, и к лучшему, ибо тормоза так себе: педаль мягкая, колёса прихватываются неравномерно, машину ведёт в сторону. Сильно напрягает вой раздатки. Играя акселератором, нетрудно наиграть простенькую мелодию вроде «Вечернего звона». Люфтящая трансмиссия с парой валов подпевает: «бом-бом».

Одна отрада — могу не объезжать ямы. Асфальтовый брак нивелируется высокопрофильными шинами, с колдобинами покрупнее расправляются энергоёмкие амортизаторы. Однако на короткой волне Нива козлит, а на пересечёнке подбросы задка вынуждают снижать скорость. Обе машины сильно вибронагружены в любых режимах, тем не менее чистая плавность хода Хантера на ровной дороге не хуже, чем у Нивы. Вдобавок он игнорирует короткую волну.

Возмущения от среднего размера выбоин до кузова едва доходят. Но попадись что крупнее — он получает от колёс чувствительный тычок. Чтобы амортизаторы не акцентировали каждую кочку, нужно поднимать ход. Внедорожник не становится мягче, но обретает целостность. Подвеска словно рассчитана на интенсивные нагрузки и способна без пробоев перенести Уазик даже через неширокие траншеи. Однако то, что хорошо машине, не обязательно хорошо людям: в салоне трясёт — только держись! В первую очередь это касается обделённого потолочной ручкой переднего пассажира.

Суровость УАЗа оправдывает беспрецедентная для серийной машины проходимость. Даже базовый Хантер без блокировок способен показать кузькину мать олдскульным Крузакам и лифтованным Disco. А экспедиционный, с блокировкой заднего редуктора и внедорожными шинами 225/85 R16, увеличивающими дорожный просвет до 241 мм, кажется, вообще не знает преград. В условиях, где Нива ползёт на пределе геометрических возможностей, оранжевый «козлик» даже не требует активации понижающего ряда.

Пассы рычагом раздатки повышают тяговые возможности Хантера до паровозных. Вторая пониженная везёт везде и всегда. Третья позволяет отдохнуть мотору на равнинных участках. О полезности силового обвеса из стали готов поспорить. Да, мощным кенгурином легко прорубить просеку через подлесок, а на широкие подножки встанут четверо и помогут раскачать севшую на мосты машину. Но в глубокой колее крепления цепляются за грунт, сбивая ход. Клыкастая защита переднего моста усложняет движение задним ходом. Наконец, железяки добавляют Хантеру около двухсот килограммов.

А что Lada? Сидит на пузе. Кроссоверные 20 см под стальной защитой не позволяют следовать по пробитой УАЗом колее. Приходится выбирать пути объезда. Переваливаться через глубокие борозды без контакта с грунтом трёхдверке помогает короткая база. Но в топких местах расстояние между осями наоборот хочется увеличить: так больше шансов, что под одной из них окажется более твёрдая почва. К слову, пятидверная Нива, на мой взгляд, увереннее движется по раскисшим участкам именно благодаря длинной базе.

Блокировка центрального дифференциала — хорошее подспорье в грязи, но полностью реализовать жёсткую связь между осями нашей Ниве мешают штатные шины Pirelli с мелким протектором, который быстро замыливается. В итоге наиболее грубый способ преодоления препятствий полным газом на второй пониженной оказывается и самым продуктивным. Колёса очищаются, темп сохраняется, и со стороны выглядит эффектно.

Вернувшись на твёрдое покрытие, Нива предсказуемо отъезжает от Хантера за счёт почти легковых повадок и большей универсальности. От неё меньше устаёшь. С УАЗом сложно сказать, он меня возит или я его на себе таскаю. Прибавим невысокую цену Лады, а также мощную харизму — и станет понятно, почему устаревший ещё четверть века назад полноприводник только за прошлый год обрёл 23 464 покупателя. Харизматичный, но плохо приспособленный к современной жизни Хантер — всего 808. Прогнозирую рост спроса на вазовскую классику после модернизации.

Опять убеждаюсь, что легенды отечественного автопрома ужасно далеки даже от самого простецкого современного автомобиля вроде Дастера. Избалованный комфортом и страхующей электроникой потребитель кроссоверов в лучшем случае сочтёт Ниву с Хантером повозками садомазохиста, в худшем — покалечится, осваивая непокорную технику. Но в том и прелесть доступных «динозавров»: они не всякому по зубам. Не важно, прёшь по ступицы в грязи или чешешь в булочную, — ты ежеминутно подтверждаешь квалификацию и сдаёшь экзамен на прочность. Ты тот, кто неаэродинамично прёт против ветра. Мужик.

Советское ― значит отличное? Никита Гудков

Съездили мы и на берег Москвы-реки, где около села Верхнее Мячково несколько лет назад местные энтузиасты установили памятник Ракете. Именно так, с большой буквы, потому что Ракетой называется скоростной теплоход на подводных крыльях. Первый из себе подобных и на редкость удачный ― таких было выпущено около четырёхсот. С УАЗом и Нивой его разделяют полтора десятка лет. Глядя на потомка модели 469 на фоне стремительных обводов Ракеты, сложно поверить, что это она родилась в 1957 году, а УАЗ ― в 1972-м, а не наоборот. И это мы ещё не были в пассажирском салоне с анатомическими сиденьями авиационного типа.

Уровень технических новаций ставит Ракету в один ряд с Нивой и её уникальным для 1970-х постоянным полным приводом. Конструктор Ростислав Алексеев далеко не первым занялся темой судов на подводных крыльях. Новый инженерный подход ― в частности, приоритет удовлетворению требованиям усталостной прочности и применение лёгких материалов (корпус в основном сделан из алюминиевого сплава Д16) позволили сделать 66-местный теплоход быстрее и экономически выгоднее перевозок по железной дороге или автобусами. Ракета с дизелем мощностью 1000–1200 л.с. спокойно поддерживала скорость 55–60 км/ч.

На постаменте в Мячково стоит Ракета с бортовым номером 102. Её история ― отражение происходящего в стране. Больше двадцати лет возила пассажиров, а затем была переделана в VIP-банкетоход. В 2007 году её угнал и посадил на мель пьяный моторист. После этого корабль почти не использовался, пока не оказался в Мячково. В качестве немого памятника триумфу советской инженерии и русскому раздолбайству. Нормально ли, когда в Литве наследие гениального Алексеева вновь «ставят на крыло», а в столице России в основном сдают в цветмет?

Читайте также: