Уаз работает или нет

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 05.10.2024

«Власть может получить новый Шиес – теперь в Ульяновске». Ситуацию на автозаводе, производящем УАЗ, уже называют катастрофой

Появилась информация, что легендарный завод могут ликвидировать

Ульяновский автомобильный завод вновь оказался в центре скандальной повестки. Местные СМИ сообщили о переводе мощностей по производству УАЗ «Патриот» на площадку в Елабугу (Татарстан) и о новых сокращениях персонала. На предприятии называют информацию фейком и объясняют: следом за сокращениями завод начал набирать новых людей. Что происходит сегодня на одном из крупнейших российских автопроизводителей – в материале «ФедералПресс».

Лихорадить УАЗ начало еще минувшим летом. Именно тогда появилась информация о том, что завод якобы планирует сократить от 25 до 35 % сотрудников. Источники на предприятии утверждали, что производство анонсированного УАЗ «Патриот» – 2020, который по аналогии с японским внедорожником успели окрестить «русским «Прадо», перенесут в Елабугу. Площадка в Татарстане освободилась после того, как из России ушел автопроизводитель Ford.


«Датсун» заменят «Ладой Гранта». Конвейер в Тольятти останавливать не собираются

Представители УАЗа отмечали: решение о переносе производства в компании не принималось и не обсуждалось. Однако тогда же стало известно, что 25 июля УАЗ объявил о старте программы добровольного высвобождения сотрудников, занятых в офисных, вспомогательных и сервисных подразделениях. Компания предлагала участникам программы воспользоваться единовременной выплатой компенсации в размере трех среднемесячных зарплат при добровольном увольнении по соглашению сторон. Старт программы объяснялся «необходимостью повышения производительности труда до уровня ключевых игроков мирового рынка». При этом на УАЗе утверждали, что выплата единовременной компенсации сотрудникам «позволит уделить достаточное время для поиска оптимальных предложений на рынке труда».

И вот сегодня – продолжение истории. В местных СМИ появились публикации о том, что «под видом модернизации предприятия на самом деле на УАЗе идет его ликвидация». В частности, сообщается, что высвобожденное имущество УАЗа продается на Avito: от турбаз до складских комплексов и производственных помещений.

Источник «ФедералПресс» на предприятии подтвердил, что «реорганизационные процессы продолжаются». «С лета на УАЗе новая команда под руководством Адиля Ширинова. Эта команда пришла в Ульяновск после закрытия завода Ford в Елабуге. Недавно состоялось очередное совещание, на котором были подтверждены планы по дальнейшей реструктуризации и оптимизации производства в Ульяновске», – сообщил инсайдер.

Депутат Госдумы от Ульяновской области Алексей Куринный в разговоре с «ФедералПресс» подтвердил, что с завода приходят тревожные сигналы. «Предварительно так: якобы сокращается в полном составе дирекция по развитию. Это управление главного конструктора, научно- технический центр, проектный офис, испытательный комплекс, отдел по сертификации автомобилей. То есть все, кто занимается проектированием, изготовлением опытных автомобилей и испытанием автомобилей, ведением действующих автомобилей, ведением инвестиционных проектов», – пояснил депутат.

По его словам, по самым скромным оценкам, под сокращение могут попасть более 300 человек. Кроме того, по данным, которыми располагает Куринный, под нож рискует попасть управление главного технолога производства автомобилей: речь идет о технологах по сборке, окраске, сварке, штамповке. Также, говорит парламентарий, есть данные о сокращении отдела подготовки производства, отдела материальных нормативов, мощностей, конструкторского отдела технологической оснастки, отдела штамповой оснастки. Якобы планируются сокращения и в финансово-экономическом отделе, пояснил Куринный.

Впрочем, на предприятии называют появившиеся данные не иначе как фейком. Как сообщил «ФедералПресс» руководитель департамента информации и общественных связей ООО «УАЗ» Константин Сазонов, в настоящее время оптимизационные процессы на заводе завершены. «Завод укрепляет социальную сферу. В 2019 году на обслуживание работников и улучшение условий труда УАЗ направил 140 млн рублей, что почти на 10 % больше, чем годом ранее. Сегодня мы работаем над формированием производственной программы 2020 года. По бизнес-плану в следующем году завод продолжит производство всей модельной линейки, включая УАЗ «Патриот». Речи о переводе новых моделей на другие производственные площадки в других регионах не ведется. В планах этого нет», – заявил представитель завода.

В пресс-службе УАЗа также подчеркнули, что в ближайшее время сокращения не планируются: «Более того – мы ведем набор на завод. Нам нужны квалифицированные рабочие, порядка 200 человек». При этом на предприятии признали, что в ходе добровольной кампании, стартовавшей летом, заводу удалось избавиться почти от 400 человек.

Ранее глава региона Сергей Морозов назвал решение УАЗа о сокращениях персонала «генерацией бедности». По словам губернатора, ни с кем не посоветовавшись, предприятие решило уволить тысячу человек, несмотря на предоставление льгот со стороны городской и областной властей. «Областная и городская власть категорически против, мы примем все меры, чтобы решение не было принято без договоренности с трудовым коллективом, профсоюзами и властью. Зачем мы предоставляли им столько льгот? . Мы им даем преференции, а они людей сокращают. Мы не имеем права генерировать бедность», – заявлял Морозов. Однако, судя по развивающимся событиям, заявления первого лица региона не возымели должного эффекта.

УАЗ избавится от части активов


УАЗ ожидают кардинальные перемены, рассказал накануне гендиректор завода Адиль Ширинов. Так, Ульяновский автозавод сейчас проводит реструктуризацию и выводит за периметр компании производство техоснастки, кузницу, департамент механообработки. В прошлом году завод лишился собственного испытательного центра. Предприятия продолжат работу на промышленной площадке завода в качестве самостоятельных юридических лиц — дочерних обществ УАЗа, уточнили в Sollers.

«Держать их только на наших объемах совершенно нерентабельно. Нужно дать им шанс использовать все возможности.

Это позволит новым предприятиям выйти за узкие рамки потребностей УАЗа и получать с учетом уникальных компетенций сторонние заказы»,

— сообщил ульяновскому изданию 73Online Ширинов, подчеркнув, что производство технологической оснастки уже получило портфель заказов на 50 млн рублей.

По его словам, компания не может держать у себя эти производства из-за того, что не получается загрузить их достаточными объемами. Кроме того, ульяновцы планируют развивать на внешних рынках аутсорсинг в механосборочном производстве, где производятся мосты и раздаточные коробки для моделей завода.

Помимо этих исторических сборочных цехов УАЗ избавляется от поликлиники, числившейся на его балансе, а также от производства бетонных узлов. Оптимизация коснулась также офисных сотрудников и вспомогательных специальностей. По словам Ширинова, задача компании сосредоточиться на главных компетенциях в автопроме — сварке, окраске, сборке и прессовом производстве.

«Все это останется, остальное уходит на аутсорсинг или передается в руки профессионалам. И это не распродажа завода. Тот ресурс, который у нас есть, мы передаем в пользование тем, кто своими компетенциями будет его развивать», — пояснил глава «УАЗа».

Еще более значительным выглядит отказ «УАЗа» от вывода в ближайшее время на рынок новой модели.

Фактически завод остается со старой модельной линейкой, по большей части разработанной еще во времена советского прошлого автозавода. Так, УАЗ откладывает в долгий ящик проект нового поколения «Патриота», журналисты уже успели эту машину с подачи владельца завода (Вадима Швецова) наименовать русским вариантом Toyota Land Cruiser Prado. Ширинов отметил, что хоть проект и не закрыт, но планы относительно несостоявшейся модели переформатированы.

В качестве альтернативного решения компания рассматривает вариант адаптации на своем производстве чужих моделей. Адиль Ширинов сообщил, что переговоры с потенциальными партнерами уже идут, по его словам, вкладывать деньги в собственные разработки «с нуля» крайне сложно. По данным сайта «Дром.ру», в качестве партнера рассматривается компания Isuzu, с которой у Sollers уже есть совместные бизнес-проекты.

Вывод непрофильных активов с баланса УАЗа — правильное решение, полагает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Он напоминает, что по аналогичному пути уже прошли «АвтоВАЗ» и «КамАЗ», которые имели под своим контролем детские сады, строительные компании, санатории и прочие непрофильные активы.

В то же время эксперт не верит, что бывшие производственные подразделения УАЗа смогут найти хоть сколько-нибудь значимых заказчиков на аутсорсинг.

Со временем эти активы деградируют вне завода, потому что технологически эти производства не смогут обеспечить высокий уровень продукции для нужд современного автопрома, уверен Бургазлиев.

И, если кузня или механобработка не могли принести доход в орбите завода, то с какой стати им стать прибыльными в самостоятельном плавании, задается вопросом эксперт.

При таком управлении ни о каком будущем и развитии компетенций как самого Sollers, так и УАЗа не может идти речи, считает независимый консультант по автопрому. С ним соглашается автоэксперт Сергей Ифанов: один из старейших российских автозаводов движется в сторону сборочного конвейера для других компаний.

«Все просто: если у вас нет перспективной модели, то у вас нет будущего. Вы выжимаете из того, что есть, последние соки, а что будет дальше, мы уже видели на примере «ЗИЛа» и «Москвича», — резюмирует эксперт.

УАЗ в июле перейдет на сокращенный режим работы

УАЗ в июле перейдет на сокращенный режим работы

На Ульяновском автозаводе принято решение о переходе в июле на режим неполной рабочей недели из расчета 14 рабочих дней в месяце. С 27 июля по 1 августа УАЗ уйдет в корпоративный отпуск. Об этом агентству «АВТОСТАТ» сообщили в пресс-службе «Соллерс», добавив, что режим работы УАЗа на август и осенние месяцы будет определяться, исходя из производственной программы.

В настоящее время Ульяновский автозавод работает в штатном режиме в одну смену (кроме подразделений, где вторая и третья смена необходимы по производственному циклу), сохраняя ограничения для лиц, имеющих хронические заболевания и соблюдая противоэпидемические меры на производстве.

«В настоящее время можно говорить о медленном восстановлении рынка, связанном со снятием противоэпидемических ограничений, но в сравнении с объемами прошлого года производственная программа ниже более чем на 25%. В июне 2020 года план производства УАЗ – 2810 автомобилей. Госзакупки и заказы компаний с госучастием в настоящее время составляют порядка 25% от общего объема производства. Мы рассчитываем, что объемы господдержки и ее различные формы позволят оздоровить спрос», – рассказали в пресс-службе «Соллерс».

Как ранее сообщал «АВТОСТАТ», в мае Ульяновский автозавод реализовал на российском рынке 1359 автомобилей, что на 45% ниже показателя годичной давности. По итогам пяти месяцев 2020 года в России было продано 9514 ульяновских внедорожников (-30%). В результате УАЗ вошел в ТОП-10 лидеров по продажам среди всех автопроизводителей в России, а рыночная доля марки составила 2,0% против 2,1% годом ранее, согласно данным АЕБ. Бестселлером марки остается флагманский внедорожник УАЗ «Патриот».

«Все сидят и ждут увольнения». УАЗ продолжает сокращение персонала, называя это реорганизацией

Первая волна сокращений персонала через процедуру добровольного увольнения с обещанной компенсацией в размере трехмесячной зарплаты завершилась 31 августа. Тогда, по некоторым данным, планировалось сократить около тысячи из почти 9000 работников завода. По состоянию на 1 сентября добровольно уволилось 418 человек. Однако сегодня появилась информация о старте новой волны сокращений на УАЗе.

По данным местных СМИ, полным ходом идет процесс ликвидации дирекции по развитию и управления главного технолога производства автомобилей. Сообщается, что предложения уволиться самим за три оклада рабочие двух дирекций получают массово. Первым якобы предложили уйти водителям-испытателям.

Ранее в пресс-службе УАЗа на запрос «ФедералПресс» сообщали, что создается новое предприятие – ООО «Соллерс Инжиниринг». По информации УАЗа, инновационный инжиниринговый центр объединит научно-технические ресурсы промышленных площадок в Ульяновске (ООО «УАЗ» и институт «УАЗ-Проект»), Заволжье Нижегородской области (Заволжский моторный завод) и Елабуге. Генеральным директором новой структуры назначен Юрий Алексаков, занимавший до этого должность заместителя гендиректора по развитию ООО «УАЗ». Если верить заявлениям топ-менеджмента автозавода, предприятие станет единым мозговым центром, осуществляющим НИОКР, и займется разработкой перспективной платформы УАЗ «Патриот», новых двигателей ЗМЗ, а также разработками для внешнего рынка. В пресс-службе отмечали, что по факту люди из одного ООО будут приняты в другое: «Если кто-то не захочет, то это право работника – уволиться по процедуре сокращения. Из состава завода эти подразделения будут выведены, но по факту останутся там же, на площадке».

Между тем, по данным «ФедералПресс», никому из попавших под сокращение во вторую волну рабочих не было предложено трудоустроиться в новую структуру. «По факту те конструкторы и технологи, которые задействованы в основном производстве, перейдут непосредственно в цеха, по перспективным проектам – в «Соллерс инжиниринг», – заявил «ФедералПресс» руководитель департамента информации и общественных связей ООО «УАЗ» Константин Сазонов. На вопрос корреспондента о том, приняты ли уже люди на работу в новое ООО, представитель предприятия ответил уклончиво: «Это процесс, который идет в настоящее время. По сути на заводе будет продолжен процесс оптимизации, а именно – по ликвидации дисбаланса, когда при избытке ИТР предприятию не хватает основных рабочих. Сейчас открыт набор порядка 100 вакансий, в феврале их будет 220».

Сазонов подчеркнул, что «тут ничего сенсационного нет». «Несколько лет назад точно так же была выведена в самостоятельное предприятие вся металлургия, которая, помимо УАЗа, сейчас работает и на сторонние заказы, например, для РЖД», – отметил собеседник «ФедералПресс».

Сразу несколько источников на предприятии подтвердили «ФедералПресс», что сокращения затронули почти все подразделения. «К примеру, наше подразделение взаимодействует с управлением главного технолога, но на письменные обращения через внутреннюю систему там уже толком не отвечают: люди, которых еще не выгнали, находятся в подвешенном состоянии. Настроение такое: все сидят на местах и ждут увольнения», – сообщил один из инсайдеров. Он также отметил, что, по неофициальным данным, на проведение «реорганизации» новой команде УАЗа якобы отведен год.

Об идущих реорганизационных процессах публично заявил и гендиректор ООО «УАЗ» Адиль Ширинов. Так, на встрече с журналистами топ-менеджер назвал происходящее «не сокращениями, а настройкой инфраструктуры, реорганизацией». Он заверил, что «все разговоры о том, что УАЗ находится в тяжелом экономическом положении, не имеют под собой оснований». В то же время он сослался на общую стагнацию автомобильного рынка, признав, что «компания обязана принимать меры, чтобы стабилизировать финансовое положение».

Согласно одной из активно обсуждаемых версий, производство УАЗ «Патриот» будет переведено в Елабугу (Татарстан). Площадка в Татарстане освободилась после того, как из России ушел автопроизводитель Ford. В Ульяновске может остаться производство «буханок». По данным «ФедералПресс», такой сценарий обсуждался на ряде совещаний, проходиших на предприятии. Однако официально на УАЗе опровергают эту информацию.

По мнению политолога Сергея Станкевича, в истории с УАЗом есть две стороны. «Оптимизация производства, максимальный сброс всего непрофильного и срезание затрат до минимума – это нормальная тактика выживания завода в нынешних рыночных условиях. Правительство, периодически повышая налоговую нагрузку на бизнес и сжимая платежеспособный спрос, как бы испытывает производителей на прочность, дескать, выживут приспособленные. Прямо скажем, это не лучшая «промышленная политика». Не в России и не в это время ее практиковать», – пояснил в разговоре с «ФедералПресс» эксперт. С другой стороны, по его словам, у УАЗа есть весь необходимый потенциал выживания и развития, включая самое важное – устойчивый государственный и частный спрос: «Было бы вполне нормально для государства поддержать субсидиями или грантами хотя бы один-два самых перспективных проекта УАЗа, отобранных экспертами по конкурсу».

Политобозреватель Константин Толкачев пояснил «ФедералПресс», что на заводе и его дочерних предприятиях работают тысячи ульяновцев: «Увольнение людей неизбежно влияет на социальную и экономическую ситуацию в городе. А учитывая, что УАЗ – еще и крупный налогоплательщик, то и в области тоже».

По его мнению, ключевая проблема завода заключается в низком качестве выпускаемой продукции и одновременно высокой стоимости: «Безусловно, постоянный мощный государственный заказ мог бы существенно поддержать УАЗ. Парадокс в том, что за деньги, которые стоят автомобили из Ульяновска, можно приобрести куда более качественную машину из Кореи или Японии. На мой взгляд, это означает, что предприятие обречено. И его закрытие – лишь вопрос времени».

Увольнение заводчан в рамках «реорганизации», похоже, устроило и региональные власти. Если после анонсированной первой волны сокращений глава региона Сергей Морозов назвал решение УАЗа «генерацией бедности», то сейчас облправительство, похоже, дистанцировалось от ситуации, избегая резких оценок.

Есть 4 причины, почему заводу УАЗ грозит закрытие через несколько лет

Доброго вам дня, дорогие друзья! С вами Евгений Селезнев, и я рад вам на этом канале. Сегодня поговорим на тему, которая ещё ни разу не освещалась в СМИ. Кажется, что этого никто не замечает, хотя фактов достаточно, чтобы начать тревожиться и предпринимать какие-то действия.

Речь идёт о судьбе ульяновского автозавода. По моему скромному личному мнению, ему грозит закрытие через 5-10 лет. Второй вариант развития событий – предприятие станет сборочной площадкой для автомобилей Aurus, китайских внедорожников или чего-то ещё.

УАЗ Карго - интересный автомобиль, который так и не стал хитом. Автор иллюстрации sibir_ix

Повторюсь, каждое слово в этой статье – лишь моё мнение и прогноз, но основанный на косвенных фактах.

У меня нашлось четыре причины, почему УАЗ движется в сторону забвения.

Причина первая – новых моделей слишком мало и они проектируются чрезмерно долго

"Русский Прадо" - верим и ждём (Иллюстрация UAZ Design)

Правда, они были опровергнуты самим заводом. Но даже если работа над глобальной модернизацией «Патриота» идёт полным ходом, сколько она может продолжаться? Конкуренты из Haval уже успели выпустить приемника внедорожника Hover.

Сдаётся мне, когда «Русский Прадо» всё-таки доберётся до дилеров, то будет слишком дорогим (надо же как-то отбивать временные затраты) и морально устаревшим.

Причина вторая – узость модельного ряда

По сути, сейчас УАЗ имеет только одну относительно свежую и гражданскую модель. Да, это «Патриот». Сам факт, что «Буханка» и «Хантер» до сих пор производится, уже вызывает лёгкую иронию.

И они точно не смогут тащить завод вечно. Даже самые профильные коммерческие структуры перестанут их брать, так как эти автомобили остались где-то в середине прошлого века. По конструкции и оснащению.

"Профи" так и не смог стать серьёзно потеснить "Газель". А сколько было разговоров. (Иллюстрация завода)

А вот ценник у них стабильно растёт.

Причина третья – УАЗ упустил хорошую возможность для эволюционного скачка много лет назад

В начале 2000-х годов ульяновское предприятие могло реально выйти на совсем другой уровень. Интересные проекты то были. Например, красивый микроавтобус «Симба», которому прочили лавры сменщика «таблетки».

Но, увы, завод ограничился лишь одним «Патриотом» и решил дальше штамповать древнюю «Буханку» с перелицованным армейским джипом УАЗ-469.

Вот такой микроавтобус мог выпускать УАЗ с начала 2000-х годов

Причина четвёртая – реальное падение спроса

А вот здесь уже не мои догадки и домысли, а только цифры и факты. Благо, что статистика продаж автомобилей УАЗ есть в открытом доступе на сайте агентства «Автостат».

Итак, в 2019 году «Патриот» упал на 2%. Он же в кузове пикап просел уже на целых 5%. «Хантер» вообще летит вниз штопором, обвалившись почти на 27%. Вот такие дела.

По сети гуляют десятки фантазий дизайнеров на тему будущих УАЗов. Например, вот такой брутальный UAZ BOR от Андрея Фандюхина

Если было интересно, можно подписаться на канал и поставить лайк. Буду признателен! Стараюсь регулярно радовать новыми материалами про народные автомобили, дешевые иномарки и наш автопром.

Уаз работает или нет

УАЗ и АВТОВАЗ замораживают собственные разработки

В течение трех лет Lada откажется от собственных платформ в пользу французских

В течение трех лет Lada откажется от собственных платформ в пользу французских

2021 год начался с двух новостей, которые де-факто означают финальную стадию агонии национального автопрома России. УАЗ остановил работу над наследником «Патриота», АВТОВАЗ сливается с Dacia и отказывается от собственных платформ. А значит, дни «Патриота», «Весты», «Гранты», придуманных и созданных в России, сочтены. И это подытоживает историю российского автопрома, спорную, но не лишенную и ярких страниц.

Что значит «смерть российского автопрома»?

Важно не запутаться в терминах. Производство автомобилей на территории страны остается и даже развивается. Но его костяк — это иностранные заводы: Hyundai-KIA под Питером, Volkswagen в Калуге и Нижнем, калининградский «Автотор», дальневосточная Mazda, производство Renault на самом АВТОВАЗе.

Volga Siber на базе Chrysler Sebring — попытка реанимировать некогда престижный бренд «Волга». Неудачная

Большая часть постсоветских брендов умерла в начале века: нет больше «Москвича», «Волги», украинской «Таврии», представительских ЗИЛов. Собственные легковые модели остались только у АВТОВАЗа и УАЗа, и пару лет назад казалось, что они еще поживут своим умом. Ульяновский завод работал над перспективным паркетником УАЗ-3170 с несущим кузовом, а также наследником «Патриота», который в народе прозвали русским «Прадо». У АВТОВАЗа была крайне успешная «Веста», а с прошлого года — и полный контроль над заводом GM-АВТОВАЗ по выпуску модели Niva (сейчас Lada Niva Travel).

Однако собственные проекты постепенно выдыхаются. УАЗ сначала отказался от идеи выпускать кроссовер 3170, сфокусировавшись на русском «Прадо». Но и русский «Прадо» постоянно упрощался и в последней итерации выглядел скорее очередной версией «Патриота» с близкой по конструкции рамой, похожим дизайном и рессорной задней подвеской. Теперь заморозили и его, и это — тревожный знак для УАЗа. Запас рыночной прочности у «Патриота» не бесконечен.

Проект кроссовера УАЗ-3170 размером с Nissan X-Trail выглядел перспективно, но дальше макетов не пошел

Были надежды и на АВТОВАЗ. «Тележка» Vesta одно время называлась в числе платформ для нового Renault Logan, и логичной казалась идея построить на ее базе целое семейство, включая паркетники. Были чаяния насчет новой «Нивы» и даже любопытный прототип еще «джиэмовских» времен. Но проект забросили, и будущая Niva, скорее всего, будет кроссовером на реношной платформе CMF-B.

Концепт новой Chevrolet Niva в 2014 году сорвал массу аплодисментов, но в серию так и не пошел

Фото: Артём Краснов / 74.RU

При этом руководство АВТОВАЗа отрицает потерю заводом самоидентичности после слияния с Dacia и перехода на иностранные платформы.

— Идея создания бизнес-единицы заключается в том, что Dacia и LADA останутся отдельными компаниями со своими собственными брендами, историей и стратегией, но они выиграют от более целенаправленного и скоординированного управления. Самое главное, что компании будут лучше интегрированы в систему Groupe Renault, чтобы с максимальной эффективностью использовать синергический эффект, — объяснил генеральный директор бизнес-подразделения Dacia-LADA Дени Ле Вот.

Впрочем, всё зависит от трактовки терминов: российские производители остаются в виде брендов, заводов и маркетинговых стратегий, но теряют техническую уникальность.

Испанский стыд

Российский автопром уподобляется, например, испанскому, чей национальный производитель SEAT уже много лет работает в составе концерна Volkswagen и полностью от него зависим. Глава аналитического агентства АВТОСТАТ Сергей Целиков считает этот процесс естественным:

— Я бы не говорил, что национальный российский автопром умер: скорее мы окончательно интегрировались в автопром глобальный, — говорит он. — И да, российских моделей, от задумки до реализации, уже не будет — такова экономика открытых границ.

Эксперт по автомобильному рынку заведующий кафедрой автомобилей и автомобильного сервиса ЮУрГУ Александр Рулевский также подчеркивает предсказуемость ситуации:

— Это печально и логично одновременно, — считает он. — Мы находимся внутри мирового тренда, и если у кого-то были иллюзии по поводу мультинациональных компаний, которые придут и спасут нас, — то напрасно. Были мнения, что вот они наладят у нас сборку машин и будут только плюсы, но нет. Их задача — получать прибыль. И в данном случае логика того же концерна Renault абсолютно понятна: у него множество двигателей и платформ собственного производства — для чего им еще российские?

Виновата советская генетика

Александр Рулевский подчеркивает, что ситуация была предопределена еще с 90-х годов, когда бывшие советские модели оказались неконкурентоспособны на фоне иномарок.

Советский Союз, имея развитое производство машин, никогда не был лидером мирового автопрома и зачастую шел по пути творческого переосмысления западных разработок. Скажем, «Москвич-400» создан на основе довоенного Opel Kadett, ВАЗ-2101 был модернизацией Fiat-124, дизайн «Волги» ГАЗ-21 перекликался с Ford Mainline, а над удачным ВАЗ-2108 потрудились в том числе инженеры Porsche. Поэтому закрепиться на перегретом глобальном рынке после открытия границ России не удалось.

Ford Mainline 1952 года легко спутать с «Волгой», производство которой стартует четырьмя годами позднее

8 заблуждений об УАЗах (и честный отзыв владельца)

Про УАЗы в народе ходит множество историй и сомнительных баек. А еще очень много негатива, в основном по поводу недостаточной надежности. Все это породило стереотипы. Но насколько они соответствуют реальному положению вещей?

1. УАЗ выпускает только полноприводные внедорожники (неправда)

Модельный ряд УАЗа шире, чем у многих других марок. Причем неправы будут те, кто считает, что УАЗы — это только полноприводные машины. Помимо вездеходных модификаций на УАЗе выпускали заднеприводные версии «буханки » УАЗ-451М и «головастика » с двухместной кабиной и бортовым кузовом (УАЗ-451ДМ).

Сегодня линейку заднеприводных автомобилей УАЗ дополнили некоторые модификациями модели Профи. Примером может бортовой УАЗ-236021.

Вообще, Профи может быть и полноприводным, с обычной или двухрядной кабиной, с бортовым кузовом с тентом либо еще с завода укомплектованным какой-то из множества надстроек.

2. УАЗ собирают только из российских комплектующих (неправда)

Импортные детали используются в системе управления двигателем и в самом двигателе ЗМЗ-409051.

На некоторых автомобилях семейства Патриот больше половины трансмиссии — импортные. Это коробки передач (механика и автомат), а также раздаточная коробка с удобным электронным управлением. Механическая КП и раздатка разработаны корейской фирмой Dymos, а произведены в Китае. Автоматическую КП Punch Powerglide 6L50 производят во Франции на заводе GM.

Импортные комплектующие используются и в системе кондиционирования, в панели приборов и во множестве других узлов моделей Патриот и Профи.

3. УАЗ очень медленно обновляет модельный ряд (отчасти правда)

К тому же готовится к производству версия с заводским газобаллонным оборудованием. Не секрет, что многие владельцы УАЗов ставят газ самостоятельно, а тут — заводская версия, которую сразу поставят на учет в ГИБДД с разрешением на использование альтернативного топлива.

Для будущего Патриота разработаны две версии двигателей с турбонаддувом. Моторы уже прошли испытания. Автомобиль останется рамным, но это будет новая рама. Передняя подвеска станет независимой.

4. УАЗ востребован только в России (неправда)

Около 10% автомобилей идет на экспорт. Причем, по требованию заказчика, производятся нестандартные машины, порой партиями. Например, УАЗ Хантер с мягким верхом — примерно такую же тентованную конструкцию когда-то имел УАЗ-469. Выпускают такие Хантеры с дизельным двигателем.

География поставок — широкая. Крупнейший заказчик на европейском континенте — Чешская Республика. Много автомобилей покупают страны бывшего СССР, такие как Армения, Казахстан и Узбекистан, чаще всего — для армии и структур, аналогичных нашему МЧС.

5. УАЗ Патриот — небезопасный автомобиль (отчасти правда)

Но то был удар на скорости 64,9 км/ч о неподвижную (хоть и сминаемую) плиту. А что будет в реальной жизни? Снаряженная масса Патриота превышает две тонны, что, конечно, несет огромную энергию, которая при подобном сценарии будет сминать переднюю часть автомобиля. Благодаря такой массе на небольших скоростях или при столкновении с некрупными автомобилями водитель Патриота может и вовсе не пострадать. Плюс Патриот оснащен подушкой безопасности водителя, да и обзор благодаря высокой посадке у него отличный, что благотворно сказывается на активной безопасности.

6. УАЗ трудно припарковать (неправда)

Все УАЗы — это высокие автомобили, а вот места на парковке они занимают столько же, сколько и обычный легковой автомобиль. Длина 4750 мм — это как у Toyota Camry. Ширина тоже разумная — 1900 мм. Это как седан бизнес-класса с учетом боковых зеркал. Но зеркала Патриота расположены выше, чем крыша у большинства автомобилей. И как раз благодаря высокой, командирской посадке легко вписать машину в довольно тесное парковочное место. А зимой УАЗы — вообще короли парковки. Владельцы моноприводных автомобилей избегают заснеженных парковочных мест, а для владельца УАЗа такое место — подарок.

7. УАЗы — помеха при старте со светофора (отчасти правда)

Зимой полный привод и наличие электронных помощников позволяют Патриоту не отставать даже от более мощных кроссоверов. Сцепные возможности шин со скользкой зимней дорогой уравнивают возможности автомобилей. А вот летом на сухом асфальте разгонные характеристики действительно не впечатляют. Паспортную динамику даже перестали указывать в заводских рекламных буклетах. Реально хорошо отлаженные автомобили с механической коробкой передач укладываются в 18 секунд при разгоне до 100 км/ч. А полноприводный Дастер на механике с мотором 1.6, к примеру, разгоняется за 12,9 с.

8. УАЗы постоянно ломаются (отчасти правда)

У каждого автомобиля — свой ареал обитания. Конечно, при чисто городской (или «город+трасса») эксплуатации полноприводные автомобили, особенно классического модельного ряда (Хантеры и буханки с головастиками), не будут образцами надежности. Но если использовать их преимущественно в условиях бездорожья, то ресурс основных узлов и агрегатов может быть сопоставим, а то и повыше, чем у внедорожников других марок.

Мнение владельца

Мой коллега, фотограф Константин Якубов, активный пользователь УАЗ Patriot, делится впечатлениями о самой новой версии автомобиля с автоматической коробкой передач:

— Путешествуя по России, выбираю УАЗ потому, что он позволяет не просто мчаться по трассе из пункта А в пункт Б, а посмотреть глубинку. Небольшие, но очень самобытные старинные русские города. На узких дорогах областного значения можно почти не обращать внимание на качество дорожного покрытия, при этом оптимальная скорость, с точки зрения акустического комфорта и расхода топлива, находится в диапазоне 85–100 км/ч. Расход топлива с автоматической коробкой при этом не превышает 13 л/100 км. Версии с механической коробкой, с которыми доводилось иметь дело, ели на литр-два больше.

Наверное, нет на нашем рынке другого такого автомобиля, который вызывал бы столь противоречивые чувства, какие вызывает любая из моделей УАЗа. И в особенности Патриот. Вы наверняка хотя бы раз недоверчиво покачали головой, пока читали текст, а кое-где даже сказали в сердцах автору пару ласковых. Напишите свои мысли ниже!

Сокращение УАЗа 06:20, 6 августа 2019 Версия для печати

На прошлой неделе по лентам агентств прошла мало замеченная новость: правительство Ульяновской области организует для работников УАЗа прямо на территории завода специальный пункт, где они смогут получить консультации по трудоустройству.

Хотя если вдуматься, то смысл происходящего очевиден, на заводе проходят сокращения и правительство хочет хоть как-то снизить уровень социальной напряженности.

Действительно, ранее сообщалось о том, что УАЗ запустил программу «добровольного высвобождения» сотрудников для того, чтобы сократить численность вспомогательного персонала. Интересно, что предприятие предлагает сотрудникам при увольнении получить три среднемесячных зарплаты, что сложно назвать щедрым предложением: по закону уволенному сотруднику положены две зарплаты.

В администрации региона понимают, о чем идет речь. Глава областного правительства Александр Смекалин прямо заявил, что

Таким образом в сложной ситуации могут оказаться несколько тысяч человек, не только увольняемые работники, но и члены их семей. «Губернатор Сергей Морозов уже высказал свою озабоченность по этому поводу. Сегодня наша главная задача — сократить возможные риски для наших земляков», — сказал Смекалин журналистам.


Завод УАЗ (фото: sollers-auto.com)

УАЗ входит в состав холдинга Вадима Швецова «Соллерс», производственная мощность завода составляет порядка 95 тысяч автомобилей в год, в настоящий момент на заводе работают порядка 9 тысяч человек.

Для Ульяновск УАЗ — не просто знаковое предприятие, но и еще и достаточно крупный работодатель. В городе живет 626 тысяч человек, рабочая сила — около 300 тысяч человек. Получается, что

Губернатор области Сергей Морозов пока официально не высказывался по поводу планов руководства УАЗа, зато его слова передает местный анонимный телеграм-канал «Пул N73». По этой информации на совещании в администрации он заявил, что региональные власти не согласны с решением провести сокращения на УАЗе, а также выражают «серьезную озабоченность и возмущение». «Руководство завода единолично приняло это решение, не предупреждая трудовой коллектив, профсоюзы, региональную и городскую власть. Мы категорически против и примем все меры, чтобы это решение не было принято без соответствующих договоренностей. У нас есть специальная трехсторонняя комиссия. Я прошу коллег из города, "Единой России", Законодательного собрания присоединиться к моему несогласию. Кроме этого, предлагаю пригласить руководящий состав УАЗ, профсоюз, работников для обсуждения сложившейся ситуации и выработки мер. Коллеги из бизнеса должны внимательно относиться к таким решениям», — сказал, как утверждается, Морозов.


Ярмарка вакансий (фото: mskagency.ru)

Оптимизм пока внушает только то, что в Ульяновской области на сентябрь не намечено крупных выборов, а значит разобраться в ситуации, возможно, удастся максимально эффективно. Если, конечно, губернатор не решит задействовать весь свой административный ресурс.

PS. О дальнейшем развитии ситуации с сокращением сотрудников УАЗа можно прочесть по ссылке.

Подержанный УАЗ "Хантер": зачем он нужен и что в нем не ломается

alt=" Фото: Виктория Чернышева/РГ" />
 Фото: Виктория Чернышева/РГ

Не будем вдаваться в техническую казуистику: длинная и непростая судьба "Хантера" нелегка как военная служба - с 1972 года автомобиль пережил массу конструктивных изменений, но, как ни крути, остался "тем самым УАЗиком" со всеми вытекающими.

Любые отзывы в интернете, начинающиеся со слова "ужас", чаще всего, написаны людьми, изначально плохо представлявшими, что это за машина и для чего вообще она создавалась.

Фото: Пресс-служба УАЗа.

А создавалась она в самый разгар холодной войны для того, чтобы в момент начала боевых действий успеть подвезти командира до передовой и там погибнуть. В крайнем случае, под свист пуль и взрывы снарядов отползти до тыла, с помощью кузькиной матери и приклада автомата Калашникова быть поставленной на ход, и вернуться на поле боя, чтобы уже окончательно исполнить присягу и отдать долг Родине.

Как вы понимаете, при таких вводных данных вся философия создания подобного транспортного средства строится на совершенно иных принципах, не имеющих отношения к современному понятию "автомобиль" и напоминающих его номинально.

Фото: Пресс-служба УАЗа.

Тем, кто хочет сказать, что, мол, вон у немцев, японцев и американцев получилось переделать военные джипы, посмотрите в их прайс-листы и сравните, во сколько это обошлось им, и во сколько нам - разница в цене от пяти до десяти раз.

Модификация "469-го", которая сегодня известна как "Хантер", появилась в 2003 году. С тех пор под капотом у внедорожника побывало четыре двигателя, несколько вариантов подвески и трансмиссии, а также бесчисленное количество разных комплектующих. Фактически найти два одинаковых УАЗа почти нереально, поскольку помимо самого завода с разным успехом довести машину до ума пытались все его хозяева.

Во многом, именно поэтому разброс цен на вторичном рынке на "Хантеры" десятикратный. Автомобили на ходу начинаются от 150 000 рублей за первые образцы 16-летней давности и заканчиваются на отметке в миллион рублей за трех-пятилетние экземпляры в дорогом и суровом тюнинге.


За время существования "Хантера" на него устанавливалось четыре мотора - два бензиновых и два дизельных. Выбрать лучший из них довольно сложно, поскольку низкое качество комплектующих не давало никаких гарантий даже после ремонта. Так что сломаться в любом из двигателей может все что угодно, а следить нужно за состоянием абсолютно всех систем. Как говорится, если из двигателя УАЗа не течет масло, значит его там уже нет.

Фото: скриншот с www.youtube.com

Родной бензиновый двигатель УМЗ-4213 является инжекторной версией известного волговского двигателя ЗМЗ-402 почти со всеми его проблемами. Не считая, что при объеме 2.9 литра мотор нещадно потребляет бензин, основными проблемами является ненадежная топливная и охлаждающая системы, из-за которых силовой агрегат почти всегда нестабильно работает и регулярно перегревается.

Самым распространенным двигателем на "Хантере" является 2,7-литровый бензиновый силовой агрегат ЗМЗ-4091, который создавали специально под УАЗ. В целом, это самый неприхотливый и ремонтопригодный мотор с цепным приводом ГРМ, способный выдержать около 250 тыс. км пробега. Чаще всего владельцы сталкиваются с нестабильной работой мотора, причиной которой являются проблемы с топливной системой. Кроме того, на солидных пробегах встречаются проблемы с дроссельной заслонкой, низким давлением масла, посторонними стуками из поршневой, необходимостью балансировать коленвал и регулировать зазоры клапанов.

Самым распространенным из дизельных двигателей является отечественный 2.2-литровый агрегат ЗМЗ-5143. Как и у всей машины, у мотора сложная судьба - двигатель доделывался и дорабатывался на протяжении всего существования, но так и не занял достойного места под капотом УАЗа, несмотря на относительно неплохие тяговые и экономичные характеристики. Неудачная система ремней ТНВД и генератора, слабые крепления, уплотнения и резинки почти всех систем, которые регулярно обламывает, обрывает и трескает, включая головку блока цилиндров. Список возможных неисправностей длинный, а главная беда - абсолютно непредсказуемый.

Больше всего обидно за то, что технически мотор неплохой. Разборка дизеля 5143 на сервисе после солидных пробегов показывает, что почти все внутренности двигателя находятся в очень хорошем состоянии. Проблема в качестве сборки и отдельных важных комплектующих, брак которых порой ведет к капитальному ремонту уже на пробеге в 100 тыс. км. Например, заводу пришлось менять поршни на импортные, поскольку отечественные до ума так и не довели.

Единственный импортный двигатель на "Хантере" - польский дизель Andoria 4CT90 объемом 2.4 литра и мощностью 86 "лошадок". В продаже встречается нечасто, так как устанавливался в самом начале производства внедорожника и пользовался ограниченным спросом. По характеристикам двигатель отличался хорошей экономичностью, но уж очень медлительным нравом - заточен исключительно под бездорожье. В целом, по отзывам владельцев, это достаточно надежный, если не самый надежный двигатель УАЗа, который сегодня может беспокоить вопросом поиска запчастей к нему.


На "Хантер" за время эксплуатации устанавливалось несколько вариантов коробок передач, а также несколько модификаций полноприводных трансмиссий. Разделить коробки передач можно на два простых типа - отечественную и импортную. Наша как 4-ступенчатом, так и в 5-ступенчатом виде отличалась крайней ненадежностью, проблемами в эксплуатации и ремонте, что в итоге привело и сам завод к вопросу ее полной замены.

Выбор пал на корейскую трансмиссию Dymos, которая заметно повысила комфорт переключений и выносливость. Так что здесь выбор очевиден. Отечественная раздатка "Хантера" из той же категории, что и коробка - слабая надежность, тугие включения и бесконечный вой.


Все вышеперечисленные системы для военного внедорожника можно отнести к категории условных, поскольку все они относятся к комфорту управления и поведения машины на более-менее ровной дороге, к езде по которой УАЗ "Хантер" попросту не приспособлен. Говоря проще: в привычном понимании автовладельца тормозов и рулевого управления у "Хантера" нет. То есть, рулем задается приблизительное направление, в какую сторону нужно ехать, а педалью тормоза - ориентировочное место около которого нужно остановиться в диапазоне плюс-минус десяти-пятнадцати метров.

Фото: Drom.ru

Надо ли говорить, что владельцы по кругу меняют тормозные цилиндры, подбирают колодки, барабаны и диски, борются с лопнувшими рессорами и пружинами, меняют мосты, ступицы, полуоси, карданы и крестовины, внедряют дифференциалы и прочие элементы внедорожного тюнинга. По встречающимся предложениям доводка УАЗа до состояния ездового комфорта порой доходит до одного года работ и миллиона рублей, не считая стоимости самой машины.


Опять же, в силу того, что жизненный цикл военной советской машины не был рассчитан на десятилетия, красили УАЗ сразу по металлу, так что коррозийная стойкость держится на качестве железа и, главным образом, заботе бывшего владельца. Некоторые целиком покрывали кузов защитными системами вроде Line-X.

Фото: скриншот с youtube.com

Военно-аскетичный салон "Хантера" предназначен для боевого экипажа, а не для комфорта дальних путешествий, потому слова "эргономика" и "удобство" ему неведомы. В кузовные зазоры свободно проходят не только вода и ветер, но порой и мелкие грызуны. В жару салон нагревается до состояния бани, зимой промерзает, а в дождь полностью запотевает. Отдельные части интерьера могут остаться в руках при прикасании к ним.


Отвечая на вопрос заголовка, можно сразу сказать, что УАЗ "Хантер" - это не автомобиль, а состояние души, перемешанное у многих с ностальгией по советской армии, а также с мальчишеским желанием построить суровую машину своей мечты своими же силами. Недаром покупателями УАЗов очень часто являются обеспеченные люди, которые строят из них внедорожные мегапроекты.

С другой стороны находится мир российской глубинки, до которой порой просто ни на чем другом не добраться, а главное ничего другого не починить матом и ломом. Потому что главное, что почти никогда не ломается в УАЗе, как и в русском мужике - это сила духа. Недаром Ульяновский автозавод уже дважды собирался прекращать производство "Хантера" и дважды продолжал выпуск из-за не снижающегося спроса.

Читайте также: