Установка борта на камаз

Обновлено: 05.07.2024

Является ли наращивание бортов грузовика изменением конструкции?

Деревянные борта

В этой статье речь пойдет про наращивание бортов кузова грузового автомобиля с точки зрения законодательства. Наращивание бортов - это увеличение объема кузова путем увеличения его высоты.

Для наращивания бортов автовладельцы используют как деревянные, так и металлические элементы, которые крепятся к стандартному кузову грузовика (или прицепа).

Основная цель данной процедуры - увеличение объема груза, который можно перевезти в кузове за один раз.

Например, это имеет смысл при перевозке легких грузов. Может возникнуть ситуация, когда кузов уже заполнен полностью (до краев), однако грузоподъемность позволяет добавить дополнительный груз. Только класть его уже некуда.

Рассмотрим следующие вопросы:

Является ли наращивание бортов изменением конструкции?

Напомню, что существует перечень изменений, которые гарантированно относятся к изменениям конструкции, однако увеличение высоты бортов в этом перечне не фигурирует.

В связи с этим у водителей возникает непонимание по данному вопросу. Являются ли нарощенные борта изменением конструкции, влияющим на безопасность, и нужно ли регистрировать его в ГИБДД?

Водители, как правило, считают, что установка надставок на борта изменением конструкции не является. Сотрудники ГИБДД придерживаются противоположного мнения. В связи с этим разгораются споры, которые приходится решать в суде.

По вопросу наращивания бортов суды вынесли множество похожих решений. В качестве примера можно привести решение №12-4/2017 Токаревского районного суда Тамбовской области от 31 мая 2017 года (при желании Вы можете найти указанное решение самостоятельно).

Суть данного решения сводится к тому, что наращивание бортов является изменением конструкции. Т.е. автовладелец должен узаконить его в ГИБДД (внести изменения в регистрационные документы транспортного средства). Если этого не сделать, может быть наложен штраф.

Штраф за увеличение бортов в 2021 году

Наказание за нарощенные борта кузова, также как и за другие варианты "тюнинга", предусмотрено частью 1 статьи 12.5 КоАП:

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 7 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Таким образом водитель может получить либо предупреждение, либо штраф в размере 500 рублей.

Кроме того, после того, как ГИБДД выявит, что в конструкцию транспортного средства внесены изменения, регистрация транспортного средства может быть прекращена.

Таким образом, хотя увеличение высоты бортов и позволяет довольно быстро увеличить полезный объем кузова, проводить её следует только официально (с внесением изменений в регистрационные документы).

ГИБДД стала массово штрафовать водителей зерновозов за изменения в конструкции транспорта 14:06, 4 октября 2019 Версия для печати

На прошлой неделе перед Успенским элеватором в Ростовской области выстроилась очередь, каких давно не случалось. Водители ждали выгрузки по 3-4 дня. Ажиотаж объяснялся просто: фермеры сдавали урожай по принципу «где поближе»: ехать в Ростов соглашаются сейчас единицы.

Урожай встал: после проверок ГИБДД зерновозы Ростовской области отказываются от рейсов.

– Это началось примерно месяц назад, как раз с началом уборки подсолнечника, – рассказал фермер Николай Попивненко. – Инспекторы ГИБДД останавливают транспорт с надставными бортами и выписывают протоколы. Штрафуют не за перегруз – больше 20 тонн у нас не возят, а за детали конструкции, которые изготовлены кустарным способом.

В протоколах, которые изучили журналисты холдинга, говорится, что водители транспортных средств совершили правонарушение, описанное в п. 7.18 ПДД РФ («В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения ГИБДД МВД РФ»), за что наказаны по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ (управление ТС при наличии условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена).

Со своим самосваром – не ездить!

Водителя Владимира привлекли к ответственности за «нестандартный» прицеп. Инспектор ГИБДД на взгляд определил, что шов на борту прицепа не заводской, а самодельный. С тем, что прицеп «самосваренный», мужчина спорить не стал. Транспортное средство уже было таким, когда Владимир его приобрёл.

Нарощенные борта, самодельные кузовы – явление повсеместное. Но возникает оно не от желания навариться на перегрузе, а в результате жизненной необходимости.

– Главный конструктор ПАО «КАМАЗ» А.Н. Жабин ещё в 2016 году отвечал начальнику МРЭО ГИБДД по Ростовской области, в котором говорится, что надставные борта предусмот­рены конструкцией завода-изготовителя, если требуется перевозка объёмного и легковесного груза. При этом технические характеристики ТС не меняются, – говорит Николай Попивненко.

Помимо семечки перевозят аграрии в доработанных кузовах сено, солому.

– рассказывает перевозчик Василий. – У нас больше 20 тонн никто не возит, весовые параметры мы не нарушаем. И даже если борта у «Камазов» нарощенные, то высота не превышает четырёх метров, в рамки закона мы укладываемся, – объяснила фермер Светлана Волкова. – Тем не менее останавливают. Некоторым ребятам предлагали: дай пять тысяч рублей – и спокойно поедешь. Это что такое?

Нарощенные борта – самое заметное, но не единственное изменение в конструкции грузовиков и прицепов. К разным технологическим доработкам прибегают практически все владельцы транспортных средств. Потому что те модели, что выходят с завода, не соответствуют потребностям перевозчиков.

– Завод предусмотрел по одному запасному колесу на грузовик и на прицеп. Этого недостаточно. Где мне дополнительные запаски возить? Не в кабине же? Я сварил аккуратненькую клетку под прицепом, куда помещается четыре колеса… Или вот ящик для инструментов. Он слишком маленький. Везти с собой приходится много деталей – никогда не знаешь, что может из строя выйти. Я установил ящик побольше, куда всё, что нужно, помещается. Но это тоже – отступление от стандарта, – перечисляет оштрафованный недавно Василий. – Дальше. На мою модель предусмотрен топливный бак на 250 литров. Далеко ли я смогу с ним уехать при расходе 50 литров на 100 км? У меня рейсы – полторы-две тысячи километров. Я поставил другой бак – заводской, того же изготовителя, но на 500 литров.

Есть и другие «отступления». Поворотники-дублёры, обогреватели в кабине, еврокрюк вместо заводского прицепного устройства. Самое частое изменение – нижняя разгрузка кузова.

– Я оборудовал транспортное средство под себя. И ради безопасности, – говорит Василий. – Я отвечаю, что кузов сварен отлично, по дороге не раскроется, и полностью в габариты укладываюсь. Но нас, честных водителей, за эту ерунду журят, а рядом сарай 70 тонн везёт – и его никто не останавливает.

Региональная «облава»?

- Перевозчики, с которыми общались, убеждены, что волна штрафов за «самосвар» – исключительно ростовское явление, а в других регионах такого нет. – Перевозчики сталкиваются с такими претензиями во всех субъектах России, штрафы стали выписывать месяца четыре назад, – рассказал председатель Объединения перевозчиков России Сергей Владимиров. – Размер штрафа хоть и небольшой, но если владелец в течение предписанного срока не устранит нарушения, транспортное средство снимут с регистрации.

Срок для устранения нарушений даётся разный: кому-то инспекторы ГИБДД «отпустили» сутки, кому-то – 20 дней.

В «группах по интересам» перевозчики ищут разные выходы. Кто-то делится телефонами Васи, Пети, Коли, готовых за 20-50 тысяч рублей привезти некое заключение экспертизы, с которым можно прийти в ГИБДД и внести изменения в паспорт ТС.

Кто-то считает, что просто не нужно подписывать протокол, а ещё лучше – «припугнуть» инспектора прокуратурой. Кто-то согласен официально узаконить надставные борта, но не знает, как это сделать.

Вал штрафов, судя по всему, был связан с тем, что 6 апреля 2019 года правительство России выпустило постановление № 413 («Об утверждении правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колёсных транспортных средств»). Документ по пунктам перечисляет, что должен сделать владелец ТС, который хочет как-либо его усовершенствовать.

Всё в этих правилах выглядит логично. Сначала нужно обратиться в аккредитованную испытательную лабораторию (ИЛ), получить из ИЛ заключение предварительной технической экспертизы, где будет говориться, что изменения в конструкции ТС возможны. С этим документом следует прийти в Госавтоинспекцию и получить разрешение на изменение конструкции ТС. Только после этого возможна модернизация транспорта.

Далее, изменив конструкцию ТС, владелец должен вернуться в ИЛ, чтобы та проверила транспорт ещё раз и выдала протокол проверки безопасности конструкции ТС. Данный протокол необходимо представить в Госавтоинспекцию, которая выдаст финальный документ – свидетельство о соответствии транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

После прочтения правил остаётся всего два вопроса: что делать тем, кто уже внёс изменения в конструкцию ТС – без разрешения ГАИ, и где найти аккредитованные лаборатории?

Без взяток можно, но дорого

"Крестьянин" отправил запрос в управление ГИБДД по Ростовской области и Федеральную службу по аккредитации (которая, вероятно, должна обладать информацией о лицензированных испытательных лабораториях).

Председатель Объединения перевозчиков России считает, что зарегистрировать надставные борта возможно, вопрос в том, какой ценой.

– Официальное оформление может вылететь в крупную копеечку, потому что конторы, имеющие лицензию, сильно задирают цену, – сказал Сергей Владимиров. – Да, конечно, можно обойтись без взяток, но это всё равно будет стоить больших денег.

Опрошенные «Крестьянином» владельцы грузовиков сомневаются, что им удастся законным путём зарегистрировать свои усовершенствования.

– Начнут руки выкручивать: то номер на раме не читается, то ещё что-нибудь, – признался один из перевозчиков. – Если прицеп старый, без заводского номера, его только на металлолом сдавать.

У многих оштрафованных предпринимателей срок для исправления нарушений уже вышел. Уведомления о том, что ТС снято с регистрации, никому из известных «Крестьянину» перевозчиков не пришло. Волну протоколов за «нестандарт» водители воспринимают как очередную попытку выдавить мелких перевозчиков с рынка.

– говорит перевозчик Алексей. – Сейчас стою, нарываться на инспекторов не хочется. Вообще, у меня всё есть: и регистрация, и техосмотр, и страховка, и ГЛОНАСС, и «Платон». Даже тахограф стоит, хотя я дальше 60 км не езжу! А за борта сегодня протокол не выписали – завтра выпишут. Я думаю, если бы хотели сделать эту реформу по уму, должны были бы предупредить людей, дать хотя бы полгода на то, чтобы узаконить. А так, я считаю, это просто кампания против нас. Вот увидите – дальше возьмутся за грузовой транспорт старше 15 лет, будут и его с учёта снимать.

Перевозчики и фермеры надеются на какие-нибудь объяснения со стороны власти. А пока работают на свой страх и риск.

– Посмотрите, в деревнях мужчин уже не осталось! – возмущается фермер Светлана Волкова. – Если кто не алкоголик и земли не имеет, то только перевозками и зарабатывает. Но, видимо, уже и этот кусок хлеба у людей решили отнять.

Установка надставных бортов на Камаз

✅Модернизирован штатный левый и правый борт, установлены откидные борта.
✅Увеличена высота борта до 1800 мм.
✅Установлен задний откидной-поворотный борт.
✅На передней стенке самосвального кузова с левой стороны установлен инструментальный ящик.
✅Заменен топливный бак.

Владельцы грузовых автомобилей часто прибегают к такому виду тюнинга, как наращивание бортов кузова. Наращивание бортов - это увеличение объема кузова путем увеличения его высоты, основная цель данной процедуры - увеличение объема перевозимого груза.

Является ли наращивание бортов изменением конструкции?

Таким образом, хотя увеличение высоты бортов и позволяет довольно быстро увеличить полезный объем кузова, проводить её следует только официально, как это сделал наш клиент. Модернизировав борта своего Камаза, мужчина обратился к нам в Центр переоборудование "Некст" для прохождения процедуры регистрации.

Описание работ

  • На штатные боковые борта произвести установку откидных бортов.
  • На штатные борта монтируются надставные борта высотой 1350 мм. Модернизация кузова производится при помощи электродуговой сварки.
  • Произвести установку заднего откидного поворотного борта.
  • На передней стенке самосвального кузова, с левой стороны, установить инструментальный ящик.
  • Произвести монтаж топливного бака увеличенной емкости на 500л, взамен установленного заводом изготовителем.

Требования к конструкции

1. Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам, а также изменение координат центра масс не должны превышать пределов, установленных изготовителем транспортного средства (п. 1.1 Приложения № 9 ТР ТС 018/2011).
2. Габаритная ширина не должна превышать 2,55 м, а высота 4,0 м (п. 1.2 Приложения № 9 ТР ТС 018/2011).
3. Дополнительные борта должны надежно крепиться к штатным бортам стандартными крепежными деталями, конструкция петель и запорных устройств бортов должны соответствовать требованиям прочности и надежности, предотвращать их самопроизвольное открывание.
4. Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака должны соответствовать Правилам ЕЭКООН N 48 (п. 1.4 Приложения № 9 ТР ТС 018/2011).
5. На ТС должны быть предусмотрены места для крепления регистрационных знаков в соответствии с требованиями (п. 4 Приложения № 7 ТР ТС 018/2011).
6. Инструментальный ящик должен надежно крепиться к кузову с помощью стандартных крепежных деталей.
7. Монтаж топливного бака осуществить в соответствии с требованиями Правил ООН № 34, бак необходимо разместить вне зоны нагревательных элементов. Подключение топливного бака к системе питания двигателя произвести герметично при помощи стандартных элементов: штуцеры, трубопроводы, шланги. После установки топливного бака общая конструкция автомобиля должна соответствовать требованиям в отношении предотвращения опасности возникновения пожара.

Платформа автомобиля

Платформа автомобиля предназначена для перевозки грузов и состоит из основания, бортов, каркаса с тентом. Кроме того, для перевозки людей платформа оборудована тремя продольными рядами сидений.


В задней части основания платформы, по обеим сторонам, установлены два инструментальных ящика; шанцевый инструмент закреплен под платформой специальными хомутами.


Борта платформы состоят из металлического каркаса и профилированной панели из листовой стали толщиной 1,5 мм. Боковые и задний борта откидные. На задний борт установлены складывающиеся подножки. Передний борт жестко прикреплен к основанию платформы. Между боковыми бортами и на углах платформы имеются съемные стойки, прикрепленные тремя болтами к кронштейнам основания. Борта фиксируют запорами, размещенными в стойках платформы.

В отдельных комплектациях автомобилей КАМАЗ платформы оборудованы фитинговыми креплениями кузова-контейнера (рис. 10-2). При движении автомобиля без контейнера замки контейнера утапливаются в полу платформы.

При перевозке контейнера задний и боковые борта, тент и каркас тента снимаются и компактно крепятся к переднему борту с помощью кронштейнов (рис. 10-3).

При перевозке кузова-контейнера фиксатор 17 (рис. 10-2) приподнять и повернуть на 90°, предварительно отвернув штурвал 18. Установку кузова-контейнера производить, расположив поворотные замки головками 16 вдоль продольной оси автомобиля.

При перевозке кузова-контейнера размещение на платформе снятых деталей каркаса тента и скамеек не предусмотрено.

На автомобиле возможно применение двух типов платформ - без колесных ниш и с колесными нишами (с уменьшенной погрузочной высотой).

Платформа 1 (рис. 10-3) без колесных ниш - бортовая, металлическая, состоящая из основания, бортов и каркаса с тентом. В стойках бортов платформы сделаны гнезда для стоек каркаса тента.


Рис. 10-3. Установка платформы: а) платформа с каркасом и тентом; б) размещение снятого заднего и боковых бортов и стоек (для платформы с фитинговыми креплениями): 1 - платформа; 2 - ремень с пряжкой; 3 - каркас тента; 4 - установка брызговиков; 5 - обойма хомута с накладкой; 6 - опора крепления снятых бортов; 7, 8 - стяжки крепления снятых бортов; 9 - прокладка лонжерона; 10 - прокладка лонжерона; 11 - втулка усилителя переднего борта; 12 -хомут № 2; 13 - стяжка хомута; 14 - упор продольного бруса; 15 - угольник фиксирующий нижний; 16 - уголок; 17 - гайка М14х1,5; 18. 22 - болты; 23, 24 - гайка; 23,24 - шайба плоская; 27, 28 - шайба пружинная; 29 - хомут; 30 - тент платформы; 31 - шнур крепления тента.

Установку каркаса и тента следует производить в следующем порядке:

- установить стойки 3, 4, 6, 7 и 8 (рис. 10-4) каркаса тента в соответствующие гнезда стоек бортов, закрепив болтами 16;

- установить дуги 1, 2 и 5 пальцами в отверстия соответствующих стоек каркаса и зафиксировать от выпадания шплинтами 23;

- установить распорки 13 дуг на кронштейны дуг каркаса тента, предварительно вставив в них резиновые вкладыши 14;

- вставить в гнезда доски 12 бортов;

- надеть на собранный каркас тент, натянув его резиновым шнуром 31 (рис. 10-1).

При необходимости каркас тента разбирается и укладывается в соответствии с рис. 10-4.

Запрещается движение автомобиля с установленным на платформу каркасом без тента.


Боковые сиденья, выполненные из трех составных частей, откидные и прикреплены к боковым бортам на петлях. В рабочем положении сиденья фиксируются на ножках, а в нерабочем - фиксируются к боковому борту с помощью двух резиновых ручек 7 (рис. 10-5).

Средние сиденья, выполненные из двух составных частей, съемные и прикреплены к основанию платформы двумя стяжками. В нерабочем положении сиденья складываются и укладываются вдоль внутренней стороны переднего борта и крепятся к борту ремнями 5.


Рис. 10-5. Установка скамеек: 1 - скамейка боковая; 2 - среднее сиденье; 3 - спинка среднего сиденья; 4 - узел крепления растяжки сиденья; 5 - ремень с пряжкой; 6 - ремень крепления скамеек к борту; 7 - ручка запасного зажима; 8 - палец 6x45; 9 -шайба плоская 6x12; 10 - шплинт 2x15.

Платформа с колесными нишами (рис. 10-6) - стальная, с откидным задним бортом, передний и боковые борта неподвижно прикреплены к основанию платформы, основание платформы - металлический каркас, настил пола - металлический.

Каркас и тент надо устанавливать аналогичным образом и отличается лишь отсутствием стоек каркаса тента. Дуги вставляются непосредственно в стойки боковых бортов.

В случае установки на автомобиль платформы с колесными нишами запрещается движение автомобиля с одновременно открытым задним, бортом и снятыми дугами каркаса тента.


Рис. 10-6. Платформа с колесными нишами: 1 - основание платформы; 2 - борт боковой; 3 - борт задний; 4 - цепь заднего борта; 5,6 - доска каркаса тента; 7 - шайба плоская 16x28; 8 - шплинт 3x30.

Есть ли такой закон запрещающий наращивание бортов автомашины КАМАЗ 55111,

Есть ли такой закон запрещающий наращивание бортов автомашины КАМАЗ 55111, если все равно ты проезжаешь весы и вес не должен превышать 10 тонн груза?

Ответы на вопрос:

Спорный вопрос. Позиция суда.

"Решение № 12-4/2014 от 21 января 2014 г.

Тербунский районный суд (Липецкая область) - Административное

Дело № 12-4/2014 года

21 января 2014 года с. Тербуны

Судья Тербунского районного суда Липецкой области Богомаз М.В., с участием представителя прокуратуры Тербунского района Липецкой области Чамурлиевой Т.А.,представителя ГИБДД МО МВД России «Тербунский» Шатохина В.Н., рассмотрев протест прокурора Тербунского района на постановление ИПС группы ДПС ГИБДД МО МВД России «Тербунский» от ДД.ММ.ГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Гладких М.И., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженца,, проживающего по адресу:,

Постановлением ИПС группы ДПС ГИБДД МО МВД России «Тербунский» от ДД.ММ.ГГ Гладких М.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.5 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в сумме 500 рублей.

Согласно постановлению, ДД.ММ.ГГ. в 16 часов 15 минут на Гладких М.И. управлял автомобилем, внес изменения в конструкцию транспортного средства, увеличил высоту кузова, не имея разрешения ГИБДД М МВД России, чем нарушил п.718 Приложения к Перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

Прокуратура Тербунского района Липецкой области обратилась в Тербунский районный суд Липецкой области с протестом на данное постановление, указывая, что постановление ИПС группы ДПС ГИБДД МО МВД России «Тербунский» считает незаконным, поскольку вменяя в вину Гладких М.И. управление автомобилем, в конструкцию которого без получения разрешения ГИБДД РФ были внесены изменения, выразившиеся в увеличении высоты кузова, должностным лицом не установлены требования к таким изменениям и методы проверки, не определено, что эти изменения влияют на безопасность дорожного движения. Тип кузова автомобиля Гладких М.И. не изменился, как и не изменились составные агрегаты, узлы и детали, установленные и используемые в конструкции автомобиля. Произведенные Гладких М.И. изменения не указываются в ПТС автомобиля и свидетельстве о его регистрации. Полагает, что наращивание бортов кузова автомобиля не является изменением конструкции транспортного средства, требующим разрешения в ГИБДД РФ, и управление Гладких М.И. таким автомобилем законодательством не запрещено. Считает, что в действиях Гладких М.И. отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем, просит отменить постановление ИПС группы ДПС ГИБДД МО МВД России «Тербунский» от ДД.ММ.ГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.5 КоАП РФ, вынесенное в отношении Гладких М.И..

При рассмотрении протеста представитель прокуратуры Тербунского района Липецкой области Чамурлиева Т.Н. поддержала протест, сославшись на его письменные доводы. Просила производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель ГИБДД МО МВД России «Тербунский» Шатохин В.Н. с доводами протеста не согласился, объяснил, что при составлении постановления замер высоты бортов кузова не производился, данные сведения не отражены и в постановлении. Ему не известно, насколько была увеличена высота кузова. Полагал, что любое изменение технических характеристик кузова автомобиля образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.5 КоАП РФ.

Лицо, в отношении которого вынесено постановление, Гладких М.И. на рассмотрение протеста не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Выслушав представителей прокуратуры и ГИБДД МО МВД России «Тербунский»,изучив материалы дела, судья считает постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из оспариваемого постановления № от ДД.ММ.ГГ. Гладких М.И. ДД.ММ.ГГ в 16 часов 15 минут на управлял автомобилем, государственный регистрационный номер, внес изменения в конструкцию транспортного средства без разрешения ГИБДД МВД России, увеличив высоту кузова, чем нарушил п.718 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090

Из административного материала не следует, на какую высоту произошло увеличение кузова, произведено ли данное увеличение в пределах технических характеристик. Таких доказательств не представлено и при рассмотрении дела.

Согласно ст.21 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие лица, за которое установлена административная ответственность.

В силу ч.1 ст.12.5 КоАП РФ управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 27 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Пунктом 3 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993 г.N 1090 "О правилах дорожного движения" (с изменениями и дополнениями) - далее Основных положений ….-техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.

Согласно п.11 Основных положений ….запрещается эксплуатация: автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению);

Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (Приложение к Основным положениям…) устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки".

Пунктом 718 Перечня предусмотрено, что 718 запрещается эксплуатация транспортного средства, в конструкцию которого внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

Постановлением Госстандарта РФ от 1 февраля 2001 г.N 47-ст утвержден Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки". Указанный стандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы (далее-автотранспортные средства), эксплуатируемые на дорогах.

Стандарт устанавливает: требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств (АТС); предельно допустимые значения параметров технического состояния АТС, влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды; методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации. Стандарт применяется при проверках технического состояния эксплуатируемых АТС по критериям безопасности. Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.

Из содержания приведенного Стандарта видно, что он не устанавливает обязательные требования к высоте бортов кузова грузового автомобиля, не определяет методы проверки и влияние увеличения высоты бортов кузова на безопасность дорожного движения.

В пункте 2 Наставлений даны основные термины. В частности: изменение конструкции транспортного средства - это исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за конструкцией транспортных средств - это проверка соответствия конструкции транспортных средств и предметов их дополнительного оборудования требованиям нормативных правовых актов.

Согласно п.п.4.1 Наставлений одной из основных задач технического надзора является предупреждение и снижение тяжести последствий ДТП, возникающих из-за несоответствия конструкции, технического состояния транспортных средств и их дополнительного оборудования требованиям нормативных правовых актов.

Согласно пунктам 16.2,16.4 тех же Наставлений основаниями для остановки транспортных средств для контроля за конструкцией и техническим состоянием при осуществлении надзора за дорожным движением является наличие неисправностей и условий, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации и Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Эксплуатация транспортных средств запрещается при выявлении неисправностей и условий, предусмотренных приложением к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

В пункте 3 Порядка даны основные термины, в частности: свидетельство о соответствии транспортного средства требованиям безопасности - документ, подтверждающий соответствие транспортного средства требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, выдаваемый ГИБДД по результатам контроля за внесением изменений в его конструкцию; составные части и предметы оборудования-агрегаты, узлы и детали, установленные и (или) используемые в конструкции полнокомплектного транспортного средства, к которым предъявляются отдельные требования нормативных документов.

В силу п.10 порядка Заключение о соответствии изменений в конструкцию транспортного средства не требуется в случаях, если: транспортное средство после внесенных изменений в его конструкцию соответствует сертифицированному в установленном порядке транспортному средству той же марки и той же организации-изготовителя; вносимые изменения, предусмотрены перечнем Изменений конструкций транспортных средств, которые могут осуществляться без представления заключения о возможности внесения изменений в конструкцию (приложение N2), но по разрешению ГИБДД.

Согласно пункту 14 Порядка для получения свидетельства собственник транспортного средства представляет в подразделение ГИБДД транспортное средство и следующие документы: документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий право владения, или пользования и (или) распоряжения транспортным средством; паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации транспортного средства (технический паспорт, технический талон); заявление и решение по нему; заключение (в случаях, предусмотренных пунктом 7); заявление-декларацию; диагностическую карту; заверенные в установленном порядке копии сертификатов соответствия на используемые для переоборудования составные части и предметы оборудования, запасные части и принадлежности, подлежащие обязательной сертификации (в случае отсутствия маркировки знаком соответствия). На основании представленных документов производится идентификация транспортного средства. По результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство (приложение N4) или отказывает в его выдаче.

В приложении №2 к Порядку дан перечень изменений в конструкцию транспортного средства, которые не требует представления в ГИБДД заключения о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства. В частности к таким изменениям относятся: изменение типа кузова, установка вместо кузова сидельного устройства, установка кузовов-фургонов для перевозки людей, товаров, почты и т.д., установка специального несъемного оборудования, установка коников взамен бортов кузова автомобиля.

Из совокупного анализа выше приведенных норм применительно к данному случаю следует, что изменения в конструкцию транспортного средства вносятся по разрешению ГИБДД РФ, в случае если: эти изменения влияют на безопасность дорожного движения; изменяется тип кузова автомобиля; изменяются составные агрегаты, узлы и детали, установленные и (или) используемые в конструкции автомобиля, сведения о которых указаны в паспорте транспортного средства и свидетельстве о регистрации транспортного средства.

Оспариваемым постановлением в вину Гладких М.И. вменяется управление автомобилем, в конструкцию которого без получения разрешения ГИБДД РФ были внесены изменения, выразившиеся в увеличении высоты бортов кузова. При этом в ходе рассмотрения дела не представилось возможным установить, на какую именно высоту произошло увеличение бортов кузова.

В связи с чем, доводы протеста о том, что указанные изменения не относятся к изменениям конструкции транспортного средства и не требуют соответствующего разрешения ГИБДД РФ, нахожу обоснованным. Из приведенных выше нормативных актов следует, что ими не установлены требования к таким изменениям и методы проверки, не определено, что эти изменения влияют на безопасность дорожного движения. Доказательств того, что изменился тип кузова автомобиля Гладких М.И. его составные агрегаты, узлы и детали, установленные и используемые в конструкции автомобиля, административным органом не представлено. Произведенные Гладких М.И. изменения не указываются в ПТС автомобиля и свидетельстве о его регистрации. Из изложенного следует, что в данном случае не возможно установить является ли отраженное в постановлении изменение Гладких М.И. кузова изменением конструкции транспортного средства, требующим получения разрешения в ГИБДД РФ, и возможно ли управление таким автомобилем.

Вместе с тем, доказательств негативного влияния наращенных бортов автомобиля на безопасность дорожного движения административным органом так же не представлено.

При изложенных обстоятельствах полагаю, что в действиях Гладких М.И. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.5 КоАП РФ.

Таким образом, прихожу к выводу, что постановление вынесенное в отношении Гладких М.И. необоснованно и незаконно, поэтому подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

То обстоятельство, что Гладких М.И. при вынесении постановления был ознакомлен с ним и при этом не высказывал своих возражений по существу вменяемого действия, не может служить основанием для отказа в удовлетворении протеста.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Постановление ИПС группы ДПС ГИБДД МО МВД России «Тербунский» Щетинина Н.Н. от ДД.ММ.ГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Гладких М.И.-отменить, а производство по делу в отношении Гладких М.И. - прекратить.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд Липецкой области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Вопросы снабжения, хранения, переработки, транспортировки → Перевозчиков выкинут за борта


На прошлой неделе перед Успенским элеватором в Матвеево-Курганском районе выстроилась очередь, каких давно не случалось. Водители ждали выгрузки по три-четыре дня. Ажиотаж объяснялся просто: фермеры сдавали урожай по принципу «где поближе»: ехать в Ростов, через несколько постов дорожной полиции, соглашаются сейчас единицы.

– Это началось примерно месяц назад, как раз с началом уборки подсолнечника, – рассказал фермер Николай Попивненко. – Инспекторы ГИБДД останавливают транспорт с надставными бортами и выписывают протоколы. Штрафуют не за перегруз – больше 20 тонн у нас не возят, а за детали конструкции, которые изготовлены кустарным способом.

В протоколах, которые изучил «Крестьянин», говорится, что водители транспортных средств совершили правонарушение, описанное в п. 7.18 ПДД РФ («В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения ГИБДД МВД РФ»), за что наказаны по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ (управление ТС при наличии условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена).

Со своим самосваром – не ездить!

Водителя Владимира привлекли к ответственности за «нестандартный» прицеп. Инспектор ГИБДД на взгляд определил, что шов на борту прицепа не заводской, а самодельный. С тем, что прицеп «самосваренный», мужчина спорить не стал. Транспортное средство уже было таким, когда Владимир его приобрёл.

Нарощенные борта, самодельные кузовы – явление повсеместное. Но возникает оно не от желания навариться на перегрузе, а в результате жизненной необходимости.

– Главный конструктор ПАО «КАМАЗ» А.Н. Жабин ещё в 2016 году отвечал начальнику МРЭО ГИБДД по Ростовской области, в котором говорится, что надставные борта предусмот­рены конструкцией завода-изготовителя, если требуется перевозка объёмного и легковесного груза. При этом технические характеристики ТС не меняются, – говорит Николай Попивненко.

Помимо семечки перевозят аграрии в доработанных кузовах сено, солому.

– Чтобы не выйти за рамки веса, пшеницу можно грузить только до середины кузова. А семечку – хоть с горкой насыпь и сверху сядь, всё равно больше 33-36 тонн не получится, – рассказывает перевозчик Василий.

– У нас больше 20 тонн никто не возит, весовые параметры мы не нарушаем. И даже если борта у «Камазов» нарощенные, то высота не превышает четырёх метров, в рамки закона мы укладываемся, – объяснила фермер Светлана Волкова. – Тем не менее останавливают. Некоторым ребятам предлагали: дай пять тысяч рублей – и спокойно поедешь. Это что такое?

Нарощенные борта – самое заметное, но не единственное изменение в конструкции грузовиков и прицепов. К разным технологическим доработкам прибегают практически все владельцы транспортных средств. Потому что те модели, что выходят с завода, не соответствуют потребностям перевозчиков.

– Завод предусмотрел по одному запасному колесу на грузовик и на прицеп. Этого недостаточно. Где мне дополнительные запаски возить? Не в кабине же? Я сварил аккуратненькую клетку под прицепом, куда помещается четыре колеса… Или вот ящик для инструментов. Он слишком маленький. Везти с собой приходится много деталей – никогда не знаешь, что может из строя выйти. Я установил ящик побольше, куда всё, что нужно, помещается. Но это тоже – отступление от стандарта, – перечисляет оштрафованный недавно Василий. –

Дальше. На мою модель предусмотрен топливный бак на 250 литров. Далеко ли я смогу с ним уехать при расходе 50 литров на 100 км? У меня рейсы – полторы-две тысячи километров. Я поставил другой бак – заводской, того же изготовителя, но на 500 литров.

Есть и другие «отступления». Поворотники-дублёры, обогреватели в кабине, еврокрюк вместо заводского прицепного устройства. Самое частое изменение – нижняя разгрузка кузова.

– Я оборудовал транспортное средство под себя. И ради безопасности, – говорит Василий. – Я отвечаю, что кузов сварен отлично, по дороге не раскроется, и полностью в габариты укладываюсь. Но нас, честных водителей, за эту ерунду журят, а рядом сарай 70 тонн везёт – и его никто не останавливает.

Региональная «облава»?

Перевозчики, с которыми общался «Крестьянин», убеждены, что волна штрафов за «самосвар» – исключительно ростовское явление, а в других регионах такого нет.

– Перевозчики сталкиваются с такими претензиями во всех субъектах России, штрафы стали выписывать месяца четыре назад, – рассказал председатель Объединения перевозчиков России Сергей Владимиров. – Размер штрафа хоть и небольшой, но если владелец в течение предписанного срока не устранит нарушения, транспортное средство снимут с регистрации.

Срок для устранения нарушений даётся разный: кому-то инспекторы ГИБДД «отпустили» сутки, кому-то – 20 дней.

– Времени всё равно недостаточно, – говорит водитель Алексей. – Ведь это нужно заказать новый кузов, дождаться, пока его доставят, приварить… Даже если бы я хотел, не смог бы устранить эти нарушения в срок. Что делаю? Две недели стою.

В «группах по интересам» перевозчики ищут разные выходы. Кто-то делится телефонами Васи, Пети, Коли, готовых за 20-50 тысяч рублей привезти некое заключение экспертизы, с которым можно прийти в ГИБДД и внести изменения в паспорт ТС. Кто-то считает, что просто не нужно подписывать протокол, а ещё лучше – «припугнуть» инспектора прокуратурой.

Кто-то согласен официально узаконить надставные борта, но не знает, как это сделать.

Вал штрафов, судя по всему, был связан с тем, что 6 апреля 2019 года правительство России выпустило постановление № 413 («Об утверждении правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колёсных транспортных средств»). Документ по пунктам перечисляет, что должен сделать владелец ТС, который хочет как-либо его усовершенствовать.

Всё в этих правилах выглядит логично. Сначала нужно обратиться в аккредитованную испытательную лабораторию (ИЛ), получить из ИЛ заключение предварительной технической экспертизы, где будет говориться, что изменения в конструкции ТС возможны. С этим документом следует прийти в Госавтоинспекцию и получить разрешение на изменение конструкции ТС. Только после этого возможна модернизация транспорта.

Далее, изменив конструкцию ТС, владелец должен вернуться в ИЛ, чтобы та проверила транспорт ещё раз и выдала протокол проверки безопасности конструкции ТС. Данный протокол необходимо представить в Госавтоинспекцию, которая выдаст финальный документ – свидетельство о соответствии транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

После прочтения правил остаётся всего два вопроса: что делать тем, кто уже внёс изменения в конструкцию ТС – без разрешения ГАИ, и где найти аккредитованные лаборатории?

Без взяток можно, но дорого

«Крестьянин» отправил запрос в управление ГИБДД по Ростовской области и Федеральную службу по аккредитации (которая, вероятно, должна обладать информацией о лицензированных испытательных лабораториях). Ответы мы опубликуем в ближайших номерах газеты.
Председатель Объединения перевозчиков России считает, что зарегистрировать надставные борта возможно, вопрос в том, какой ценой.

– Официальное оформление может вылететь в крупную копеечку, потому что конторы, имеющие лицензию, сильно задирают цену, – сказал Сергей Владимиров. – Да, конечно, можно обойтись без взяток, но это всё равно будет стоить больших денег.

Опрошенные «Крестьянином» владельцы грузовиков сомневаются, что им удастся законным путём зарегистрировать свои усовершенствования.

– Начнут руки выкручивать: то номер на раме не читается, то ещё что-нибудь, – признался один из перевозчиков. – Если прицеп старый, без заводского номера, его только на металлолом сдавать.

У многих оштрафованных предпринимателей срок для исправления нарушений уже вышел. Уведомления о том, что ТС снято с регистрации, никому из известных «Крестьянину» перевозчиков не пришло. Волну протоколов за «нестандарт» водители воспринимают как очередную попытку выдавить мелких перевозчиков с рынка.

– За месяц была пара коротких рейсов – только потому, что знакомые фермеры слёзно просили вывезти семечку. Вёз объездными путями – благо что я местный, все дорожки здесь знаю, – говорит перевозчик Алексей. – Сейчас стою, нарываться на инспекторов не хочется. Вообще, у меня всё есть: и регистрация, и техосмотр, и страховка, и ГЛОНАСС, и «Платон». Даже тахограф стоит, хотя я дальше 60 км не езжу! А за борта сегодня протокол не выписали – завтра выпишут. Я думаю, если бы хотели сделать эту реформу по уму, должны были бы предупредить людей, дать хотя бы полгода на то, чтобы узаконить. А так, я считаю, это просто кампания против нас. Вот увидите – дальше возьмутся за грузовой транспорт старше 15 лет, будут и его с учёта снимать.

Перевозчики и фермеры надеются на какие-нибудь объяснения со стороны власти. А пока работают на свой страх и риск.

– Посмотрите, в деревнях мужчин уже не осталось! – возмущается фермер Светлана Волкова. – Если кто не алкоголик и земли не имеет, то только перевозками и зарабатывает. Но, видимо, уже и этот кусок хлеба у людей решили отнять.

Установка борта на камаз


Запасные части, комплектующие детали и ремонт автомобилей Камаз-5320, 4310, 55111, 43118, 65115, 6520

Платформа бортовых автомобилей и самосвалов Камаз

Платформа Камаз-5320 и Камаз-53212 — бортовая, металлическая, состоящая из основания, бортов и каркаса с тентом. По желанию заказчика на автомобиль Камаз-5320 возможна установка надставных бортов.

Основные технические данные бортовой платформы Камаз

Модель автомобиля: Камаз-5320 / Камаз-53212

Внутренние размеры платформы Камаз:

длина, мм - 5200 / 6100

ширина, мм - 2320 / 2320

высота по тенту, мм - 2000 / 2300

- бортов, мм - 500 / 500

площадь, мм - 12,05 / 14,15

объем без тента, м3 - 6,0 / 7,1

- с тентом, м3 - 22,0 / 32,0

Основание платформы Камаз-5320 состоит из каркаса, образованного поперечными балками, усилителями, боковыми, задней и передней обвязками, и восьми деревянных щитов настила пола, соединенных металлическими планками.

Боковые и задний борта Камаз-5320 — откидные, передний борт жестко прикреплен к основанию платформы. В гнезда переднего борта платформы Камаз-53212 установлена надставка, выполненная в виде решетки из металлических труб.

В средней части боковых бортов предусмотрены стойки, являющиеся дополнительной опорой боковых бортов. Стойки зафиксированы в вертикальном положении специальными болтами и соединены между собой цепью с натяжным устройством.

Задний борт имеет цепи, удерживающие его в горизонтальном открытом положении, и подножки.

Борта Камаз-5320 запирают угловыми и боковыми запорами, регулировка которых обеспечивает необходимый натяг бортов при запирании.

В бортах и каркасе основания платформы предусмотрены гнезда для установки шести стоек каркаса тента. Стойки соединены между собой дугами и распорками. В нижней части тента предусмотрены отверстия для крепления его тросом к ушкам пломбирования.

В передней части основания платформы Камаз-5320, с левой стороны, установлен инструментальный ящик шанцевый инструмент закреплен под платформой специальными хомутами; к наружной стороне переднего борта прикреплен кронштейн огнетушителя.

На борту платформы Камаз-5320 над держателем запасного колеса имеется скоба для лебедки, облегчающей подъем и установку колеса на держатель.

Платформа Камаз-55111 и Камаз-55102 — самосвальная, металлическая, сварная; предназначена для перевозки различных сыпучих сельскохозяйственных и строительных грузов. Ниже приведены внутренние размеры платформы автомобиля-самосвала.


Основные технические данные платформы самосвала Камаз

Модель автомобиля: Камаз-55111 / Камаз-55102

по основанию - 4075 / 5340

по козырьку - 5535 / —

Ширина, мм - 2310 / 2380

Высота (без надставных бортов), мм - 816 / 640

Площадь, м2 - 9,4 / 12,4

- без надставных бортов - 7,2 / 7,95

- с надставными сплошными бортами — 10,33

- с надставными сетчатыми бортами — 15,85


Рис.1. Платформа самосвала Камаз-55111

1 —козырек платформы; 2 — щека; 3 — передний борт; 4 — основание; 5 — кронштейн
крепления страховочного троса; 6 — надрамник; 7 — усилитель надрамника: 8 — кронштейн осей опрокидывании; 9 — стопорный палец; 10 — балка дополнительной опоры платформы; 11 и 13 — амортизаторы; 12— балка опоры платформы; 14 — ловитель-амортизатор

Платформа автомобиля-самосвала Камаз-55111 (рис.1) — ковшеобразного типа с защитным козырьком 1, закрывающим пространство между кабиной и платформой.

Основание 4 платформы Камаз-55111 — металлический каркас с приваренными к нему листами днища, равномерно расширяющийся к задней части, что создает лучшие условия для ссыпания грузов при разгрузке платформы.

Передний борт 3 платформы установлен с наклоном вперед (угол с вертикалью 24). К усилителям переднего борта Камаз-55111 и козырька приварены щеки 2 крепления кронштейна верхней опоры гидроцилиндра.

Основание платформы Камаз-55111 связано с боковыми бортами и передним бортом раскосами, которые образуют каналы для перехода выпускных газов, обогревающих платформу. В эти каналы газы из газоприемника поступают через отверстия в передней поперечине основания.

Между первой и второй поперечинами основания размещена ловушка полуцилиндрической формы, которая позволяет предотвращать боковое смещение платформы.

Ловушка, соединяясь с ловителем-амортизатором 14, установленным на надрамнике, при опускании платформы дает возможность платформе занять требуемое положение в поперечном направлении (в случае бокового смещения платформы) и при движении автомобиля удерживает ее в этом положении.

На основании к листу днища платформы Камаз-55111 приварены балки 12 опор платформы и балки 10 дополнительных опор платформы, к которым крепятся амортизаторы 11. К основанию платформы приварен кронштейн 5 крепления страховочного троса.

Амортизатор платформы Камаз-55111 представляет собой обрезиненную пластину с болтами крепления и является опорой платформы в транспортном положении.

Сварная конструкция надрамника 6 платформы Камаз-55111 состоит из двух лонжеронов, снабженных в задней части усилителями, образующими с лонжеронами коробчатое сечение, трех поперечин и усилителя 7 надрамника.

К лонжеронам надрамника приварены кронштейны крепления надрамника к раме и кронштейны 8 осей опрокидывания платформы.

Платформа автомобиля-самосвала Камаз-55102 состоит из основания и бортов. Боковые и задний борта — откидные, передний борт жестко прикреплен к основанию платформы.

Основание платформы включает в себя продольные лонжероны, боковые, передние и задние балки, поперечины и пол. На передней и задней балках закреплены оси опрокидывания платформы Камаз-55102 на сторону.

Задняя поперечина основания имеет по краям гнезда для крепления стоек навески заднего борта и вал, к которому приварены запоры и рукоятки запоров заднего борта.

Запирание заднего борта осуществляется поворотом рукоятки запора и фиксацией ее штырем. К боковым балкам основания приварены кронштейны осей навески боковых бортов.

В верхней обвязке бокового борта Камаз-55102 равномерно по всей ее длине расположены гнезда стоек дополнительных бортов.

К нижней обвязке приварены петли для навески бортов; к задней стойке борта сверху — цапфа запора бокового борта; к передней стойке борта снизу — кронштейн крепления тяги торсионного усилителя, предназначенного для облегчения подъема бокового борта.

Торсионный усилитель платформы Камаз-5320, 55111 состоит из торсиона, рычага, тяги и механизма регулирования. Один конец торсиона жестко связан с основанием платформы, другой через рычаг и тягу — с боковым бортом.

При открывании борта платформы Камаз-5320, 55111 торсион закручивается и при закрывании борта уменьшает усилие, необходимое для подъема борта.

Предварительный момент закручивания торсиона регулируется винтом, в результате чего можно значительно уменьшить усилие, необходимое для подъема борта.

Запорные механизмы боковых бортов расположены по краям переднего борта и в стойках навески заднего борта.

В закрытом положении рычаги механизмов запирания боковых бортов Камаз-5320 должны быть зафиксированы фиксаторами, предотвращающими случайное открывание запоров.

Угол открывания боковых бортов Камаз-5320 ограничен цепями и составляет 90°, что позволяет ссыпать груз на большее расстояние от задних колес, уменьшая их засыпание при свале груза на сторону. При необходимости полного открывания борта ограничительные цепи можно снять.

Для предотвращения потерь сыпучих грузов при транспортировании предусмотрены уплотнители бортов. При перевозке несыпучих грузов уплотнители рекомендуется снимать во избежание их повреждений при разгрузке.

При перевозке грузов малой плотности для наибольшего использования грузоподъемности предусмотрена установка дополнительных и надставных бортов.

Дополнительные борта из продольных деревянных брусьев, связанных вертикальными металлическими стойками, устанавливают концами стоек в гнезда верхних обвязок переднего и боковых бортов.

Сетчатые надставные борта представляют собой каркас, закрытый сеткой, их устанавливают на передний и боковые борта, а также взамен сплошного заднего борта.

Для предотвращения потерь груза от выдувания потоком воздуха при движении автомобиля-самосвала предусмотрена установка тента.

Надрамник Камаз-5320, 55111 — металлический, сварной; состоит из двух лонжеронов, связанных тремя поперечинами; крепится к раме болтами через кронштейн.

Задняя опора платформы Камаз-5320, 55111, соединенная с помощью кронштейнов с рамой и надрамником, на концах имеет шарнирно укрепленные вилки для установки платформы, которые при опрокидывании платформы автомобиля-самосвала поворачиваются вокруг оси балки.

Для смазывания шарнирного соединения вилок с опорой под вилками расположены масленки. К концам передней опоры платформы Камаз-5320, 55111, соединенной кронштейнами с рамой, приварены вилки для установки платформы.

К задним и передним вилкам цепочкой присоединены штыри фиксации опорных шарниров платформы Камаз-5320, 55111, которые вставлены в отверстия вилок.

При опрокидывании платформы расфиксируют опорные шарниры платформы с боковой стороны, причем со стороны, противоположной направлению разгрузки.

От чрезмерного запрокидывания при разгрузке платформу удерживают два страховочных троса с оттяжными пружинами. Для безопасности проведения работ под поднятой, платформой с правой стороны ее предусмотрен упор.

Читайте также: