Установка центрального замка на шкода фабия 1

Обновлено: 04.07.2024

Установка центрального замка на шкода фабия 1

пятница, 5 июля 2013 г.

Точки подключения автосигнализации на Skoda Fabia 2002


Точки подключения автосигнализации на Skoda Fabia 2002

Точки подключения автосигнализации на Skoda Fabia 2007

Точки подключения автосигнализации на Skoda Fabia 2007

Блок слева от педали сцепления (держится на 2-х защёлках снизу):
передняя левая дверь - коричнево/фиолетовый, разъём XS 4, коричневый
передняя правая дверь - коричнево/жёлтый, разъём XS 4, коричневый
задняя левая дверь - коричнево/чёрный, разъём XS 4, коричневый
задняя правая дверь - коричнево/белый, разъём XS 4, коричневый
концевик багажника - коричнево/зелёный, разъём XS 5, красный
Все концевики минусовые, подключать через диоды:

открытие багажника - жёлто/красный (силовой, разрыв через реле), разъём XP 1, чёрный

Точки подключения автосигнализации на Skoda Fabia 2010

Силовые для автозапуска на замке зажигания:
+12 - красный
зажигание - черный
асс - черно/красный
стартер - красно/черный

Управление центральным замком:
В водительской двери желтый/синий через сопротивление 200 - 300 ом на землю на открытие и непосредственно на землю на закрытие

Поворотники:
16-ти контактный разъем 14 черный/зелёный и 16 черный/белый контакты

Ручник:
приборная панель 21 контакт разъем синий/черный (зеленый)

Педаль тормоза - черный/красный

Катушка иммобилайзера:
приборная панель разъем (зеленый) 1 и 17 контакт либо на катушке у ключа

Датчик давления масла:
приборная панель разъем (зеленый) 23 контакт

Провод от генератора синий (возбуждение) на блоке управления бортовой сетью

Стояночные огни: приборная панель разъем (черный) 6 и 4 контакт

Установка сигнализации на Шкода Фабия

signalizaciya-shkoda-fabiya

09.10.2016

Установка сигнализации StarLine A93 c 2CAN модулем на автомобиль Skoda Fabia 2009-го года выпуска с двигателем 1,6 л и автоматической коробкой передач.

сигнализация skoda
сигнализация с запуском skoda

автосигнализация skoda
автосигнализация skoda fabiya

Стоимость оборудования:

Стоимость установки:

Установка сигнализации 4000р.
Итого на данный момент стоимость данной услуги и оборудования 14500р.
По времени установка заняла 4 часа

Автосигнализация с запуском на Шкода Фабия

Начнем с подкапотного пространства. Здесь будут установлены сирена сигнализации, датчик температуры двигателя. Концевик капота сигнализация видит через цифру.

Датчик температуры двигателя.

Возможное место расположения датчика температуры двигателя стандартное – на патрубке системы охлаждения. В Skoda Fabia датчик температуры удобно закрепить на верхнем патрубке системы охлаждения двигателя, который уходит на расширительный бачок радиатора. Далее, установка сигнализации требует:

Подключения к замку зажигания Skoda Fabia

Чтобы подобраться к жгуту замка зажигания Skoda Fabia необходимо снять руль.

Самое первое, что необходимо сделать, это отстегнуть подушку безопасности водителя. С задней стороны руля Skoda Fabia есть два технологических отверстия, через которые это можно сделать. В них находятся защелки подушки безопасности. Поскольку отверстия и защелок не видно, для демонтажа подушки безопасности понадобится зеркало.

Снятие подушки безопасности

Для снятия подушки сначала поворачиваем руль на 90 градусов влево и отщелкиваем правую защелку. Затем поворачиваем на 90 градусов вправо и отщелкиваем вторую защелку.

Обратите внимание на вид руля Skoda Fabia с обратной стороны. На нем хорошо видны технологические отверстия и защелки подушки безопасности, которые необходимо отстегнуть для дальнейшей разборки.

Когда обе защелки подушки безопасности на руле Skoda Fabia отщелкнуты, тянем центральную часть руля руля на себя и демонтируем подушку.
Подушка безопасности соединяется со штатной проводкой автомобиля с помощью разъема желтого цвета. Этот разъем нужно разъединить. Для этого поднимаем белую защелку и расстыковываем разъем.

Подключения и монтаж на Skoda Fabia

Дальнейшая установка сигнализации StarLine на автомобиль Skoda Fabia необходимо демонтировать левую накладку порога. Здесь нам будет нужен жгут, уходящий в дверь водителя, его мы будем использовать для аналогового подключения к центральному замку.

Отметим, что в Skoda Fabia имеется возможность управления дверями через CAN-шину. Тем не менее, если мы хотим реализовать автозапуск, то это лучше делать по аналогу. К примеру, если автомобиль будет стоять с работающим двигателем, то посредством штатного брелока и через управление по CAN-шине открыть двери будет нельзя. Это особенность данного конкретного автомобиля. Для сигнализации без автозапуска данное подключение не нужно.

Демонтаж ручки капота

Сначала нужно демонтировать ручку закрытия капота. Ручка имеет защелку, которую визуально не видно: ее можно только нащупать. Имитируя открытие капота (т.е. потянув ручку вверх), пальцем дотягиваемся до затылочной части ручки и выдвигаем защелку. Теперь ручка открытия капота может быть снята. В ручке открытия капота Skoda Fabia есть две прорези, которые должны при монтаже совпадать с выступами на механизме, отвечающем за открытие капота.

Для дальнейшего демонтажа накладки порога в его верхней части нужно открутить один торкс на 20. Он откручивается стандартно, против часовой стрелки. Остальное держится на клипсах и крепежах.

Теперь надо снять уплотнитель двери и отвести верхнюю переднюю часть накладки (она на клипсах) от кузова автомобиля. Оставшуюся часть накладки, идущую вдоль порога, поднимаем вверх, чтобы вывести пластиковые зацепы накладки порога из креплений с кузовом автомобиля.

Управление центральным замком Skoda Fabia происходит через цифру.

Установка сигнализации. Антенны и светодиод

Светодиод сигнализации традиционно устанавливается в переднюю левую стойку. Для снятия накладки передней стойки нужно отсоединить уплотнитель двери, после чего, начав с верхней части накладки стойки, потянуть ее к центру автомобиля. Проделав отверстие, вставляем светодиод.

Антенный модуль сигнализации StarLine A93 можно установить на лобовое стекло около центрального зеркала заднего вида.

Точки подключения и карты установок сигнализации на Skoda Fabia, Rapid, Yeti

1. Точки подключения автосигнализации на Skoda Fabia 2002

2. Точки подключения автосигнализации на Skoda Fabia 2007

3. Точки подключения автосигнализации на Skoda Fabia 2007

Замок зажигания:
+ 12 - красный
зажигание - чёрный
зажигание 2 - чёрный/красный толстый
асс - красный/зелёный
стартер - красный/чёрный толстый

Зарядка - синий на генераторе

Тормоз - чёрный/красный на лягушке

Блок над педалью газа (снимается легко). Для доступа к блоку снять воздуховод, дующий в ноги водителя. Воздуховод держится на одном саморезе:
управление центральным замком - жёлтый/синий. Для закрытия подать массу, для открытия подать массу через сопротивление приблизительно 200 Ом.

Блок слева от педали сцепления (держится на 2-х защёлках снизу):
передняя левая дверь - коричнево/фиолетовый, разъём XS 4, коричневый
передняя правая дверь - коричнево/жёлтый, разъём XS 4, коричневый
задняя левая дверь - коричнево/чёрный, разъём XS 4, коричневый
задняя правая дверь - коричнево/белый, разъём XS 4, коричневый
концевик багажника - коричнево/зелёный, разъём XS 5, красный
Все концевики минусовые, подключать через диоды:

открытие багажника - жёлто/красный (силовой, разрыв через реле), разъём XP 1, чёрный

Для обхода иммобилайзера использовал самодельный обходчик в разрыв одного из проводов штатного иммобилайзера. На ключ 6 витков проводом от Valet.

4. Точки подключения автосигнализации на Skoda Fabia 2010

Силовые для автозапуска на замке зажигания:
+12 - красный
зажигание - черный
асс - черно/красный
стартер - красно/черный

Управление центральным замком:
В водительской двери желтый/синий через сопротивление 200 - 300 ом на землю на открытие и непосредственно на землю на закрытие

Поворотники:
16-ти контактный разъем 14 черный/зелёный и 16 черный/белый контакты

Ручник:
приборная панель 21 контакт разъем синий/черный (зеленый)

Педаль тормоза - черный/красный

Катушка иммобилайзера:
приборная панель разъем (зеленый) 1 и 17 контакт либо на катушке у ключа

Датчик давления масла:
приборная панель разъем (зеленый) 23 контакт

Провод от генератора синий (возбуждение) на блоке управления бортовой сетью

Стояночные огни: приборная панель разъем (черный) 6 и 4 контакт

5. Точки подключения автосигнализации на Skoda Fabia 2011 (с 2-мя стеклоподъёмниками)

Концевики подключать по такой схеме

6. Точки подключения автосигнализации на Skoda Rapid

Замок зажигания:
+12 В (+) - красный/белый толстый
Зажигание (+) - чёрный толстый
Зажигание 2 (+) - чёрный/жёлтый тонкий
Стартер (+) - красный/чёрный толстый

Переключатель света;
Габариты (+) - красный/серый тонкий, пин 14

Блок БСМ:
Генератор (+) - синий тонкий, 49 пин, белая фишка (или на генераторе)
Двери (-) - коричневый/жёлтый, 4 пин, чёрная фишка (это салонный свет, есть на стойке водителя)
Багажник (-) - коричневый/эелёный, 30 пин, чёрная фишка (возможно, есть в пороге водителя)
Центральный замок (-) - жёлтый/синий, 24 пин, чёрная фишка (масса - закрытие, масса через 200 Ом - открытие)

Комбинация приборов:
Ручник (-) - синий/чёрный (в разрыв диод)

Двери и багажник через 1 кОм повесить на постоянный +

Ставил StarLine A91, обходчик BP-3. Обходчик либо петлю на замок, либо в разрыв любого из проводов штатной рамки. Подключиться можно либо у замка зажигания, либо в жгуте комбинации приборов, цвета вроде синий и коричневый, их видно, они в отдельной чёрной изоляции идут. Чтобы снять комбинацию приборов надо вытащить рамку (она на защёлках) и отвернуть два самореза под ней. Снимал разъёмы с блока БСМ и приборки, зажигание не включал, ошибки никакие не вылезли. Магнитола сначала запросила код, когда подключил приборку, но после включения зажигания сама разблокировалась.

7. Точки подключения автосигнализации на Skoda Yeti

Устанавливал автосигнализацию Scher-Khan 9.

Can L - оранжевый/коричневый, Can H - оранжевый/зелёный из водительской двери.

Коричневый разъем ВСМ:
Зажигание 1 - черный
Стартер - красный/черный

По кану определяются двери, капот, багажник, контроль заведённого двигателя, управляется центральный замок и аварийка (моргает при постановке и снятии)

Програмирование: 2-21-2, 2-22-2, 2-23-2, 2-24-3

8. Точки подключения автосигнализации на Skoda Yeti 2013

Блок BCM, коричневая фишка (третья):
+12 В - толстый красный
Масса - 5 пин, коричнеый
Зажигание - чёрный
Can H - оранжевый/зелёный
Can L - оранжевый/коричневый,
Аварийка - 7 пин, фиолетовый/белый
Двери (салонный свет) - 10 пин, синий/серый
Тормоз - 4 пин, белый/чёрный
Генератор (+) - 32 пин, синий
Задний левый поворотник - 51 пин, чёрный/белый
Передний правый поворотник - 50 пин, чёрный/зелёный

Блок BCM, чёрная фишка (первая):
Капот - 14 пин, коричневый
Багажник - 29 пин, белый/голубой
Задний правый поворотник - 9 пин, зелёный/синий
Передний левый поворотник - 10 пин, чёрный/белый
Ручник на приборке - 25 пин, коричневый/жёлтый
Центральный замок - белый/жёлтый тонкий провод; открытие - масса, закрытие - масса через 1 ком, длительно - комфорт (Кнопка в салоне, лючок бензобака не блокируется)

Стартер - красный/чёрный от реле стартера над блоком.

Двери и багажник повесить на + через 1 кОм.

Если отключаете АКБ, потом загорится ошибка ЕSР, надо завести авто и покрутить рулём от упора до упора.

Зажигание при снятом блоке не включал, ошибки не вылезли.

Поворотники подаём через диоды от автосигнализации к блоку, чтобы они не путались, тогда неисправность ламп не вылезет.

Также эти точки подходят на Skoda Octavia А5 и Skoda SuperB с таким же блоком.

Причины выхода из строя центрального замка и устранение неполадок

Если центральный замок (ЦЗ) не работает, то водитель не может попасть внутрь авто. В статье рассматриваются основные типы неисправностей, как открыть двери в случае неполадок, а также даются рекомендации по ремонту вакуумного и электрического ЦЗ.

Типы неисправностей

Установленный на автомобилях ЦЗ имеет одинаковый принцип работы и похожую схему подключения. Прежде чем начинать ремонт, следует выяснить, как отключить центральный замок, и провести диагностику оборудования.

Если на автомобиле установлена сигнализация, то управление центральным замком осуществляется с помощью дистанционного пульта – брелока. При нажатии клавиш подается сигнал на блок управления и выполняется регулировка функций. Сработавший ЦЗ открывает двери.

В систему ЦЗ в качестве общих элементов входят выключатели, соединительные провода и приводы электрического или вакуумного типа. Приводы являются активаторами. В передних дверях установлен центральный привод, при активации которого посылаются электросигналы на закрывание или открывание остальных дверей.

Активатор ЦЗ авто

Активатор ЦЗ авто

Причины неисправностей

Если перестал работать центральный замок сначала необходимо проверить блок предохранителей. В системе ЦЗ часто происходят замыкания и различные нарушения, что приводит к перегоранию предохранителей.

Проверка предохранителей системы

Проверка предохранителей системы

ЦЗ не срабатывает при полной разрядке аккумулятора. Для проверки нужно открыть центральный замок с ключа и попробовать завести машину. Если она не заведется, то причина в разрядке АКБ.

Причина, почему не работает ЦЗ, может быть в поломке электроники. Открыть машину можно без ключа с брелка. Если центральный замок с брелока не открывается, следует проверить батарейки и кнопки брелка. Они могут залипать и не срабатывать в нужный момент.

На следующем этапе, пользуясь инструкцией, следует проверить управляющий блок сигнализации. Возможно, что из-за неполадок в нем, ЦЗ работает, но не закрывает все двери. В последнюю очередь проверяется микроплата, которая находится на моторчике активатора, заодно следует проверить и сам привод. Неисправные детали необходимо заменить.

Электирическая схема подключения ЦЗ

Электрическая схема подключения ЦЗ

Если не работает центральный замок, это может быть связано с механическими неполадками: неисправен шланг привода личинки. Поступающий на управляющий блок сигнал с брелка передается моторчику на дверях, который должен сработать и подействовать на шланг, закрепленный в личинке. Если один из концов шланга выпадает из личинки, привод оказывается отключенным. В этом случае дверь не сможет открываться либо закрываться. Таким образом, причины, почему не работает замок или работа происходит со сбоями, могут быть как электрическими, так и механическими.

Ремонт частичных отказов вакуумного ЦЗ

Во многих случаях неисправности ЦЗ сопровождаются продолжительной работой насоса. Он не прекращает работать пока его не отключит защита.

  1. ЦЗ открывает и закрывает двери до тех пор пока компрессор не отключится. В такой ситуации причина в неисправности выключателя привода. На плату насоса с активатора поступает напряжение, при поступлении на плюс двери открываются или закрываются. Необходимо отремонтировать выключатель или заменить его новым.
  2. Двери закрываются и открываются, центральный замок не открывает лишь некоторые из них, при этом компрессор продолжает работать пока не сработает защита.

Причин неисправностей может быть несколько:

  • нарушена герметичность шлангов вакуумной магистрали;
  • сигналы на плату управления компрессором поступают, но он на них не реагирует;
  • от концевого выключателя привода одной из дверей до платы управления насосом не поступает сигнал, поэтому не смотря, на то, что двери открылись либо закрылись, компрессор продолжает работать.

Во втором случае проверяют всю электросеть от активатора до управляющей платы, а также напряжение на каждом проводе. Если найден обрыв цепи, его нужно устранить.

Причина может быть в неисправности блока управления компрессором. В таком случае нужно его разобрать и аккуратно зачистить контакты клемм. Если это не дало положительных результатов, то нужно проверить и отремонтировать схему платы управления.

Ремонт электрического ЦЗ

Соленоиды ЦЗ со временем плохо переносят пониженные температуры из-за высокой влажности, особенно весной и осенью. Сначала они начинают подклинивать, а потом дверь уже не закрывается и не открывается. Соленоиды можно почистить и смазать, но лучше заменить приводами с моторчиком.

Электрический привод ЦЗ

Электрический привод ЦЗ

Активаторы могут не срабатывать или срабатывать частично на одной из нескольких дверей по следующим причинам:

  1. Повреждения в цепи или некачественные контакты в электрической проводке.
  2. Неисправно реле.
  3. Если управление осуществляется с платы, то возможно, что причина в ее неисправности.
  4. Плохой контакт на клеммах устройств или повреждения в электросхеме привода.
  5. Износ комплектующих активатора.
  6. Перегорела обмотка.

Ремонт центрального замка автомобиля следует начинать с проверки неработающих активаторов: поступает ли на них напряжение. Если активирована функция закрытия дверей, должно поступать напряжение на один провод. Если поступает сигнал на открывание, с 1-го провода напряжение уходит и появляется на 2-м. Исходя из полученных результатов, выполняются дальнейшие действия: проверяют либо активатор и ремонтируют его в случае неисправности, либо проверяют всю цепь, исправляя поврежденные участки. Обрыв проводов чаще всего встречается в гофре.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Видео «Ремонт ЦЗ»

Как привязать ключ шкода фабия 1 к центральному замку

Так уж получилось, но людей, которые читают инструкции, к покупаемым вещам, я знаю немного. Для примера, товарищ уже как год ездит на Skoda Octavia A7 FL. И всё описанное ниже для него оказалось новой информацией, хотя никто её не скрывает и всё это можно прочитать в руководстве по эксплуатации авто.

Забегая вперед, хочу сказать, что Skoda относится к VAG, а значит всё описанное ниже, может иметь отношение к разным моделям автомобилей Volkswagen, Seat, Audi.

Начнём с ситуации, когда нам нужно , например, зарядить аккумулятор автомобиля. Если следовать инструкциям производителей АКБ для авто, то делать это рекомендуется регулярно в профилактических целях. Допустим зарядное устройство, находится дома или нужно отнести старый АКБ в магазин, чтобы поменять его на новый со скидкой – в данной ситуации не лишним будет закрыть двери авто. Но как это сделать, если личинка только одна, а на дверях со стороны салона нет физических переключателей?

Всё просто берем ключ, а точнее его жало (если автомобиль с опцией бесключевой доступ, то нужно знать, как достать жало из ключа). На всех дверях, на торце, около замка двери можно будет заметить резиновую заглушку. В ней есть специальное отверстие под жало ключа, чтобы её можно было легко достать. За этой заглушкой переключатель, также с углублением под жало ключа, поворачиваем ключом переключатель, как указано стрелкой на двери и захлопываем дверь, теперь снаружи её не открыть.

Следующая ситуация, о которой подумали инженеры VAG . Допустим, мы приехали к дому, в багажнике и на заднем ряду могут оказаться вещи, много вещей, пакетов из магазина и прочего. Классическая ситуация – взял все эти вещи, захлопнул двери, багажник, а дальше нужно как-то достать ключ и закрыть двери?

  • Можно поступить следующим образом – закрываем водительскую дверь, открываем багажник, двери заднего ряда и закрываем центральный замок ключом. Теперь можно спокойно взять вещи, захлопнуть двери и уйти, снаружи их уже не открыть (без вандализма).

Стёкла – старая функция, о которой знают многие, но не все. Используя родной ключ ДУ можно открыть и закрыть все стекла одним нажатием. Для этого нужно зажать и удержать кнопку открытия или закрытия автомобиля.

Адаптация ключа к блоку Центрального замка (35):
Заходим в блок 35-Центр. замок -> Адаптация -> Канал 21 -> Указываем ячейку памяти куда будем прописывать ключ (всего их 4, посмотреть какие заняты/свободны можно в "Измерениях" в группе 021) по номеру от 1 до 4 -> Жмем "Тест", затем на брелке жмем кнопку открытия или закрытия -> Сохранить.

Блок Комфорта (46) ->"Адаптация" -> Канал 00 – стереть старые ключи: нажать "Считать" и "Сохранить".
Канал 01 -> "Чтение" Вводим количество брелков/ключей которые есть при себе (и работают) в поле значений (максимум 4 ключа) в формате 00003 (3 ключа) -> "Тест" Проверяем правильность числа ключей -> "Save/Сохранить" Тут может выскочить окошко с предложением сохранить какое-то значение в канал 01, нужно согласиться. Далее, нажимаем кнопку ОТКРЫТЬ на каждом ключе по очереди и держим в течении 1 секунды минимум (авто моргнет поворотниками или ещё как-то даст о себе знать). Всё это надо делать в течение 15 секунд.

Если все доступные ячейки памяти (их 4) заполнены и новые ключи не синхронизируются, нужно зайти в Адаптации в канал 00 и нажать "Считать" и "Сохранить". После этого выполняем процедуру адаптации в 01 канале сначала.

Если есть VAG-COM, ВАСЯ-Диагност:
Попробовать предварительно стереть все ключи из памяти:
46(или 35)-02-05 стереть все ошибки
46-10-00, стереть старые ключи
46-10-01(или 21 Ауди) - вписываем новое кол-во ключей и запоминаем (в формате 0000х)
В теч. 15 сек. на каждом ключе нажать ( по очереди) любую кнопку на 1 сек. (откр, или закр.)
Выкл. заж.

Если нет VAG-COM, ВАСЯ-Диагност:
1) Вставить ключ
2) включить зажигание (двигатель не запускать)
3) Ключем (пульт которого надо запрограммировать) запереть двери
4) Нажать кнопку" lock"
5) Ждать 2 сек
6) Еще раз нажать кнопку " lock"
7) Вынуть ключ
8) Выключить зажигание
После выполнения пункта 6) машина писчит коротко.
Ну да, конечно же этот вариант работает только при наличии второго ключа.

Через Панель приборов (Блок 17)
1. Опросить память ошибок в блоке 17 (можно еще в блоке 46 – Блок комфорта)
2. Блок 17 – Приборная панель, 11-Логин, (ввести 4-х значное число (логин приборной панели), если значение пятизначное добавить 0 впереди).
Узнаем логин приборки (логин IMMO)
3. 10-Адаптация.
4. 21 Канал, обнуляем к-ство ключей, вводим 0, тест, сохранить. Потом опять - вводим количество ключей в формате: Четыре нуля (иногда три нуля), затем число ключей. Например: Хотим 3 ключа, вводим 00003. Максимум можно ввести 4, на некоторых моделях 8 ключей.
5. Жмем сохранить, лампа ИММО погаснет.
6. Жмем выход, выключаем зажигание.
7. Вставляем следующий ключ и включаем зажигание.
8. Лампа ИММО загорится, и примерно через 2 сек. потухнет.
9. Выключаем зажигание. Если есть еще ключи повторяем п. 6,7,8. Если нет, то:
Адаптация завершена (лампа ИММО моргнет раз обозначая окончание адаптации)
10.Опросить память ошибок.

Немаловажное модель приборки. Если это VDO – прокатит, если Magnett-Morelli – вряд ли.

Примечание: узнать подходит ли вообще чип ключа в Вашему автомобилю: 17-Панель приборов, 08 измерения, 022 группа, 3 окно - если там 1, то данный чип подойдет к этому авто и его можно будет прописать. Еесли 0, то нет.
В 023 группе 3-е окно информация о том прописывался ли транспондер ранее 1, или он новый 0
А в 024 группе в 1-м окне можно посмотреть готова ли приборка принимать логин. В этом окне идет отсчет времени в минутах, если не правильный логин был введен будет писать 10, потом 9 минут и так далее. Тогда оставляем включенным зажигание и ждем, когда дойдет к 0 - вводим логин заново.

Подведем итоги. Как вы поняли, раз у нас ключь делиться на две части: первая - колба иммобилайзера, а вторая - дистанционный пульт, соответственно делаеться две операции по привязке ключа:
1. Привязка ключа к иммо идет через приборку (Блок-17) Здесь нужно знать логин приборки - вытягиваеться через программу VAG Eeprom Programmer 1.19g.
2. Адаптация 2-й части ключа (радио-брелка) - через Блок комфорта (Блок-46)

Часто задаваемые вопросы:
1. Какая связь между колбой иммо и выкидным (радио) ключом?
Никакой! Колба иммо связана с приборкой и ЭБУ двигателя. Радиоключ связан с блоком комфорта.
Разве что физическая связь, т.к. колба иммо вставлена внутрь корпуса радио ключа.

2. У меня два прописанных ключа, хочу прописать ещё один. Нужно ли менять колбы в уже прописанных ключах?
Не нужно, родные ключи (колбы иммо) перепривяжутся.

3. Какие колбы (чипы)правильные под наши авто?
Несколько уточнений:
1. Колбы иммо 2 и 3 поколения — идентичны!
2. Указаны несколько наименований, моделей колб от разных производителей, но это один и тот же тип:
Transponder MEGAMOS Crypto 48
ID48
JMA
TP08
Silca : T6
Все перечисленные модели — это просто разные наименования колбы от разных производителей.
Поэтому всем советую при покупке уточнять точную модель колбы, т.к. например ID48 существует несколько разновидностей (это обозначение не уникально на сайтах некоторых продавцов), но если видите T6 или TP08 — то эта колба точно вам подойдет.
Для Passat B5 (1996-1997): Transponder PHILIPS 33 > ID33 > PCF7930 > PCF7931 > JMA : TP01, TP05.
Для Passat B5 (1997-1999, до мая 2000): Transponder MEGAMOS 13 > ID13 > Silca 13 > JMA TP05
Для Passat B5+ (2001-2005): Transponder MEGAMOS Crypto 48 > ID48 > JMA : TP08 > Silca : T6

И таблица по номерам ключей и их частот:


Ключи Skoda Fabia

В зависимости от комплектации к автомобилю прилагаются разные комплекты ключей. В базовой комплектации – два одинаковых ключа 1 с пластмассовым брелком 2. С помощью ключа открываются все замки и включается зажигание. На брелке нанесен номер серии ключа, по которому при необходимости можно заказать дубликат. Чтобы сохранить секретность номера, храните брелок в надежном месте.
Ключ с подсветкой

Ключи Skoda Fabia

2 – лампочка;
А – паз

Часть автомобилей комплектуют ключами с подсветкой. Для включения подсветки нажмите на кнопку 1.
Для замены батарейки или лампочки можно воспользоваться монетой. Для этого вставьте монету в паз А и подденьте верхнюю половинку головки ключа. Замените батарейку или лампочку и защелкните верхнюю половинку.
Ключ с дистанционным управлением

Ключи Skoda Fabia

К автомобилям, оборудованным центральным замком, прикладываются ключи с дистанционным управлением. С помощью кнопок 1 и 2 в головке ключа можно управлять центральным замком.

Брелок с дистанционным управлением

Ключи Skoda Fabia

К автомобилям, оборудованным центральным замком и противоугонной системой, может прилагаться брелок дистанционного управления с выдвижным ключом. С помощью кнопок 1, 2 и 3 на брелке можно управлять центральным замком и противоугонной сигнализацией.

Дистанционное управление центральным замком действует в радиусе не более 10 м. При разряженной батарейке радиус действия сокращается.

Видео про "Ключи" для Skoda Fabia

Changing the battery in an older style Skoda Fabia key. Как сделать выкидной ключ на примере Skoda Привязка ключа Шкода Фабия NEW, Октавия FL, Abrites

[Выбор]
[25 - Иммобилайзер]
[Блоки измерений - 08]
Выбрать блок 001.
[Go!]
Значение в 3 поле должно быть равным 1. Если значение не 1, ключ не адаптирован для данного иммобилайзера.
Подобным образом можно проверить каждый ключ..

Выбрать блок 003.
[Go!]

Убедитесь, что в полях 1, 2 и 3 показано заблокированное время, равное 0 (каждое поле показывает время в минутах).

  • Если заблокированное время НЕ 0:
    • НЕ выключайте зажигание!
    • Подождите время, указанное в полях 1-3

    Если задано время блокировки, проверьте группу 1.3, чтобы убедиться, что отображается надпись "Yes".
    [Готово, назад]

    [Security Access - 16]

    • 4-значный PIN
      • Введите 0 перед 4-значным PIN. Например, если у вас PIN 1234, введите 01234.

      Введите 21 в "Номер канала".
      [Прочитать]
      В поле сохраненное значение ("Stored Value") показывается количество ключей, привязанных на данный момент.
      Введите новое значение ("new value"), соответствующее общему количеству ключей, которые вы хотели бы иметь привязанными.
      Старые ключи автоматически будут стерты.

      • Повторяйте данные действия, пока все желаемые ключе не будут привязаны:
        • Выключить зажигание и достать ключ.
        • Вставить следующий ключ и включить зажигание.
        • Значек иммобилайзера на приборной панели загорится примерно на 2 секунды, подождите, пока он погаснет.

        Примечание: Данную процедуру необходимо произвести не познее 60 секунд после адаптации!

        VW Passat (3C), привязка ключей

        • Имеется, как минимум, один оригинальный привязанный ключ.
        • Остальные ключи новые (имеется ввиду, заказаны у дилера по VIN-номеру), либо заранее были адаптированы для данного IMMO-ID.
        • Во время адаптации каждого ключа, убедитесь, что остальные ключи находятся в дали от замка зажигания и не доступны для считывания иммобилайзером.
        • Напряжение бортовой сети минимум 12.0 V.

        Более подробно о иммобилайзере VW Passat (3C) Immobilizer можно прочитать здесь.

        Приборная панель может отображать 0-2, что означает, что нужно выполнить следующие действия:

        [Выбор]
        [25 - Иммобилайзер]
        [Security Access - 16]

        • 4-значный PIN
          • Введите 0 перед 4-значным PIN. Например, если у вас PIN 1234, введите 01234.

          [Do it!]
          [Адаптация - 10]
          Введите 001 в "Номер канала".
          [Прочитать]
          В поле сохраненное значение ("Stored Value") показывается количество ключей, привязанных на данный момент.
          Введите новое значение ("new value"), соответствующее общему количеству ключей, которые вы хотели бы иметь привязанными.
          [Тест]
          [Сохранить]

          Вот и накатали мы почти 1000 км. на новенькой Фабии 1,6 АКПП6. Впечатлений больше положительных, но есть и отрицательные )) Сравнивать просто мне её не с чем, т.к. сам езжу на Инфинити G25 и это совершенно разные идеологии)) Хотя кое что в Фабии реализовано даже лучше) Например, отдельно от всего есть возможность вкл. обогрев зеркал, хоть он и слабенький совсем, впрочем как и заднего стекла.

          Возник вот такой вопрос. Как сделать так, чтоб при начале движения ЦЗ сам закрывался? Мануал шлет к дилеру, типа тамошние профи вам все сделают в лучшем виде! А самому нельзя? Это каждый раз ездить к дилеру? Бред полный или я что-то не понимаю. Да и вообще мануал от Шкоды сродни рекламному буклету, в сравнение с Инфинити там ничего не написано и не показано! Только вот думаю, что владелец Фабии скорее будет сам менять фильтра и прочие расходники, чем владелец Инфитнити, в мануале и сервисной которой расписано все до мелочей и есть сервисная карта вплоть до 300 т.км.

          З.Ы. Фабия с простой зеленой приборкой, есть простенький компьютер и нет указателя температуры охл.жижи. Тоже не понимаю я такой экономии! А ещё при разгоне, если это можно так назвать, тарахтит противно ))) и на холодную с утра тарахтит как дизель, первые минут 5-10. )) в остальном ништяк, все нравится! )

          Только через ВАГ ком любой владелец ваг кома с форума шкод в принципе может это сделать.Договорись с кем-то и заодно несколько доп функций можно включить.

          А насчет указателя Т. ну нет и его и нет,они даже если и есть,то давно превратились в подобие этой лампы,всегда показывают ровно 90 гр:))

          а вот расшифруй плиз МАКСИДОТ? )) А то я избалованный не знаю что это такое)))

          Ещё, просто так, для информации промерял сегодня на работе толщину краски на Фабии, от 98 до 118 микрон, окрашена не равномерно, толщина везде гуляет, но крыша и низ дверей не более 100 микрон везде. Дверные проемы и водостоки в районе 92-95 микрон.
          Для тех, кто кричит, что япы краску экономят, померил и свой Финик. От порогов до крыши везде ровно 101 - 104 микрон, алюминиевый капот не отличается. Так что не все так плохо в восточном королевстве ))

          Это типа "бортовой комп". Вот такая штука (по центру

          http://citrix2006.narod.ru/Skoda/_foto040_.jpg

          > Ещё, просто так, для информации промерял сегодня на работе толщину краски на Фабии, от 98 до 118 микрон, окрашена не равномерно, толщина везде гуляет, но крыша и низ дверей не более 100 микрон везде. Дверные проемы и водостоки в районе 92-95 микрон.
          > Для тех, кто кричит, что япы краску экономят, померил и свой Финик. От порогов до крыши везде ровно 101 - 104 микрон, алюминиевый капот не отличается. Так что не все так плохо в восточном королевстве ))

          Ключевой вопрос: И ЧО? :)))))
          Я, вот, даже и не интересовался толщиной краски на своей машинке :)))

          Установка сигнализации на Skoda Fabia с 2013 года, точки подключения Шкода Фабия

          Установка сигнализации StarLine A93 c 2CAN модулем на автомобиль Skoda Fabia 2009-го года выпуска с двигателем 1,6 л и автоматической коробкой передач.





          Стоимость оборудования:

          Сигнализация StarLine А93 — 8500р, 2Can модуль 1500р., обходчик 500р.

          Стоимость установки:

          Установка сигнализации 4000р. Итого на данный момент стоимость данной услуги и оборудования 14500р. По времени установка заняла 4 часа

          Точки подключения автосигнализации на Skoda Fabia 2002

          ЦепьЦветПолярностьРасположениестоп-сиг-ыкр/чположительнаячёр. блок слева с вод-ой стор-ы или ляг-аконц. дв. вод.кор/фиолотрицательнаячёр. блок слева с вод-ой стор-ы (в разрыв диод)конц. дв. пас.фиол/белконц. зад. пр. дв.ч/зелконц. зад. лев. дв.ч/серконц. багажкор/чёрцзж/гол закр — масса, откр — масса ч-з 180 Омв вод. дв

          Штатная сигнализация у Шкоды — частые вопросы

          — как сделать, чтобы штатная сигнализация от удара «кричала»; — срабатывания штатной сигнализации без причины; — характерный звук идет со стороны блока предохранителей; — как отключить сигналку при зарядке аккума; — можно ли поставить в родной выкидной ключ сигналку, чтоб команды выполнялись с кнопок ключа; — как убрать с монитора надпись: «Учтите возможность автоблокировки замков, смотри руководство по эксплуатации»

          Как сделать, чтобы штатная сигнализация от удара «кричала»

          Не старайтесь бить по колёсам бить или раскачивать машину, садиться внутрь закрываться и открывать. Эффекта не будет. У штатной сигнализации нет датчика удара = датчика угла кузова. Есть датчик объёма. Срабатывает, если разбить стекло. На домкрат не реагирует.В самой дешёвой комплектации сигналку не ставят. Либо устанавливать доп.сигнализацию с датчиками наклона.

          Что это жужжит — кто сталкивался?

          Характерный звук идет со стороны блока предохранителей. Слышно точно под панелью в районе предохранителей. Звук не только когда двери закрыты, но и если заглушить машину. Кто столкнется с подобным — проблема в сигналке.

          Skoda Fabia стеклоподъемники, центральный замок. Как снять карту двери шкода фабиа.

          Подскажите пожалуйста, если у меня не где не работают стекло подъёмники, предохранитель блока стекло подъёмника целый, что может быть?не чего не жужжит и не щелкает при этом, полная тишина.

          И сколько такое удовольствие стоит ? Сегодня

          ДУЖЕ ВАЖЛИВО!
          підскажіть будь-ласка в мене Шкода Октавія тур не працює стікло підйомник все повірив моторчик в нормі з проводами теж усе норм. Як нажимаю на кномку то релє щолкає але є 2 щолчка як будто включає і відключає відразу в чому можлива причина

          Иван помогите и мне может советом-на Рено Сценик 2 не работает задний стеклоподъемник с пассажирской двери, с водительской все гуд. Сначала грешил на кнопку-поменял, работало, но когда поставил кнопку в дверь-все. умерла и не реагирует ни на что. помогите советом

          Гофры ещё бы на модернизированные заменил.

          В мене Шкода Октавія не працює склопідйомник як нажимаю на кнопочку в дверках щось щолкає а стікло не реагує в чому може бути причина?

          ИЗВИНИТЕ А ЧТО ПРОВОДА К ПОДОГРЕВУ ЗЕРКАЛА НЕ ИШЛИ Я НЕ МОГ ИЛИ БОЯЛСЯ СНИМАТЬ ПРОВОД ОТ ЗЕРКАЛА И МУЧИЛСЯ С ПАЙКОЙ

          Детская болячка. Вылезает спустя 3-4 года. Делали пайку - 6 месяцев и трендец. Скрутка - 1 год. Третий вариант, жду)). Ценник на новую кому просто конский. На день написания 8 тысяч.

          Ни одного лишнего слова и движения. Приятно смотреть.

          Подскажите, а поменять ручные стеклоподъемники(весла) на электрические можно?

          Так не интересно, причина явная, оборваны провода.

          Класс, а что скрутки не пропаеваете?

          Какое сечение провода, нужна замена?

          мохнатай тканевой изолентой Хрен себе перемотай!

          2:50 да как вы его отключаете от туда блять.

          Гофру меняют на другую. Она буквой U и меньше работает на излом проводки

          Привет.подскажите пожалуйста.после снятия с сигнализации не открывается задняя правая дверь а так же если закрываешь ключем.что может быть? спасибо

          Ставлю дизл. Пол-видео реставрация проводки с признаниями о скрутке. Но нет ничего как, с какой стороны и чем производилось снятие/установка пыльника и разъема. И так на
          обоих дверях.

          Это болезнь всех фабий с 2007 года, я взял новую из салона, через месяц начались чудеса, електрика дверей живёт своей жизнью

          Ваня кусачки держи наоборот, попробуй

          Обычно все допаивают кусок провода термоусадка с 2ух сторон и не снимают целый жгут

          Нада знать каґда спаять а каґда скрутка.Все правильно делаєш.

          Вся порнуха на пару месяцев и потом те же грабли за те же деньги . Машина по ходу из такси . Сломать жгут в правой двери - это 20 тыс открываний ! Мастеру за порнуху большой ДИЗ !

          Хорошенько пропаять и закрыть самоклеющейся термоусадкой не судьба? =)

          @Василий Квакин такая термоусадка когда застывает не гнется.

          @Валерий Гайганов Не часто, но можно найти в продаже термоусадку с клеем на внутренней стороне. Т.о., греешь, а она и усаживается, и клеится одновременно.

          А что это за самоклеящеяся термоусадка? Подскажите.

          Конкретное СТО. Изолента, скрутки. Паяльник и термоусадка для слабаков!)))))

          Ваня! Подскажи пожалуйста,Шкода фабия 2 на водительской двери удерживаю кнопку стеклоподъёмника вверх, стекло поднимается до упора и сразу же начинает опускаться в низ,но не до конца. Какая может быть причина.

          Хотелось бы узнать ушла ли проблема с левым стеклоподъёмником глючило подъёмник так же как и до ремонта

          На работали стеклоподъёмники, были перебиты два провода, скрутил. Подъёмники работают, но не работает теперь сигнализация.
          В чём может быть проблема?
          Сложность ещё в том что до меня тут колхозили - мимо VAGO клемника идёт напрямую два провода в мозги, т.е. полностью жгут снять не возможно и сама проводка внутри со свободным разъёмом, наверно от другой марки авто.

          а подскажите какой провод отвечает за блокировку задних стекол?

          Добрый вечер! У меня та же проблема, не работает центральный замок и стеклоподъемники. Вытащил все и запаил, те которые целые были оставил, но собрав все к удивлению замок и стеклоподъемники не работают, вот думаю думаю голову что не так сделал. Может предохранители надо поменять, я слаб в электрике, помогите люди.

          Скрутки -херня .Я раз спаял и больше не заглядываю, а после таких вот скрутчиков ленивых - всё авто перековырять нужно что б найти где окислился разъём ..

          блять что за страна всё на отебись делается!

          а про пайку не слышал?. паять надо а потом термоусадкой изолировать. что за колхоз изолентой замотал)

          четко , с меня лайк

          Зачем откусываеш кончика проводов? Даже на новой проводке

          так же беда назревает. начал выделываться стеклоподьемник ПАССАЖИРКОЙ двери, которую открываю раз в месяц. с водительской тьфу-тьфу пока все хорошо. вчера методом научного тыка выявил проблему, сегодня узнал, что это действительно болячка

          Очень понравился обзор, молодец, професиональный подход. спосибо и удачи.

          лучше обжимать клеммой место скрутки особенно силовых проводов , а потом залить силиконом внутрь гофры в месте сгиба при открытии , будут жить долго)

          Шкода Фабия 2 (2007 г)

          Иван, добрый день! не работают стеклоподьемники и с брелка сигнализации не ставится авто на охрану. Центральный замок работает. Визуально после снятия обшивки все ок. Часть проводов отремонтированы. Посоветуйте куда еще глянуть. Плата в стеклоподьемнике чистая без горелостей и ржавчины.

          Доброго дня.почему нельзя поять?а надо скручивать провода.

          Сейчас снегопад накрыл тряпкой открывшееся само стекло и пошел спать .Спасибо за видео завтра попробую

          Хороший совет.У меня на А-2 тоже проблема с замком Восемь ошибок в эбу.Теперь тоже проверю проводку

          Люди специально чтоли провода в таких местах обрывают или прыгают на них сколько на разных авто ездел с такими проблемами не встречался

          ЛУЧШЕ ПАЙКИ,_ТОЛЬКО СВАРКА. А скрутки, это .

          @Vlad Volf кого я знаю? Кого защищаю? Ты еще больший поц,чем кажешься. паяй паяльщик дипломированный по охране.

          @Олег Шувалов Так ты его знаешь? Ну что ж, по крайней мере теперь всем понятно, почему ты его тут так защищаешь с пеной у рта. По поводу стажа работы вашего друга. Остаётся только догадываться, сколько машин он спалил за 25 лет. p. s. В "Юнном технике" я напаялся ещё учась в 4-м классе. Так, что удачи вам мегаэлектрики. Жгите машины дальше!

          @Vlad Volf этот горе электрик,как ты выразился,довольно успешно работает 25лет. И как решать проблемы так что бы не переделывать потом,слава богу давным давно научился. В ролике о котором речь идет,крайне необходима пайка? Тебе б попаять. пойди в кружок юнный техник,там напаяешься. Инженер ты наш охраны. уймись уже деятель

          @Олег Шувалов" перед тем как что то сказать или сделать,нужно думать и обладать определенными знаниями и опытом". это ты точно подметил, но важно не только сказать, но ещё и руководствоваться этим в жизни! Но это я так понял не про тебя. Благодаря таким вот рукожопам как ты, потом и вылазят неисправности и ошибки, и хуже того, - горят автомобили. Только таким как ты по. Вам главное бабло с человека стрясти побыстрому. Паять же долго, да ещё нужно знать как. Проще и быстрее сопли скрутить, а потом трава не расти. Ты бы хоть постыдился говорить про свою узколобость и топорность своей "работы" (если это вообще можно назвать работой), прилюдно. Упаси Господи попасть к такому вот "автоэлектрику". Ну а по поводу послать меня. Я бы пошёл, да гляжу ты уже оттуда.

          @Vlad Volf перед тем как что то сказать или сделать,нужно думать и обладать определенными знаниями и опытом. Если конечно есть чем думать. Я очень рад что вы многоуважаемый аж целых 21год проработали аж страшно подумать. старшим инженером средств охраны.Очень рад за вас. А теперь позволю себе,отработавши всю свою не короткую жизнь автоэлектриком,послать вас куда поглубже с вашими высокотехнологиическими обжимами.И ваши знания действительно лучше применять только на личном вашем авто. Удачи тебе инженер. И научись делать не сопли,а нормальную скрутку и руками заизолируй ее. И подумай инженерной головой где можно делать скрутку,где нельзя,где нужно паять,а где нет. тогда не будет у тебя ошибок по аербагам и т.д. Это из своего большого опыта рассказываю тебе. Ты же позволил себе проорать про свое инженерство,кстати наличие диплома не гоаорит о наличии ума,знаний. не скучай,и не благодари.

          РЕМОНТ ЖГУТА ПРОВОДКИ ПЕРЕДНЕЙ ДВЕРИ НА SKODA FABIA 2

          1) Некорректно работает или не работает стеклоподъёмник.

          2)Некорректно работает или не работает центральный замок.

          3)Некорректно работают или не работают динамики.

          4)Некорректно работают или не работают электро-зеркала.

          РЕМОНТ ЖГУТА ПРОВОДКИ ПЕРЕДНЕЙ ДВЕРИ НА SKODA FABIA 2

          5N0959843B VAG вот она родимая

          Так же заказал пины,десять штук под 2,5 мм сечение провода вот такие;

          РЕМОНТ ЖГУТА ПРОВОДКИ ПЕРЕДНЕЙ ДВЕРИ НА SKODA FABIA 2

          AMP 1241390-1. КОНТАКТ ГНЕЗДОВОЙ СЕРИИ AMP MCP 2.8

          И под сечение 1,5 мм вот таких 50 штук;

          РЕМОНТ ЖГУТА ПРОВОДКИ ПЕРЕДНЕЙ ДВЕРИ НА SKODA FABIA 2


          1-968849-1 Прямоугольный контакт питания
          , Серия MCP

          Силиконовые провода(1,5;2,5 мм) Силиконовый провод 1) 18AWG OD 2,3 mm 2) 26AWG OD 1,5 mm нашлись в специализированном магазине электрика, кемпер с работы брал хороший. Ещё купил по мелочи; термоусадку, силиконовые трубочки и ещё вот такие штучки:

          РЕМОНТ ЖГУТА ПРОВОДКИ ПЕРЕДНЕЙ ДВЕРИ НА SKODA FABIA 2

          КВТ ПК-Т 1,5-2,5 гильза соединительная, изолированная с термоусадкой и припоем, только зажигалка нужна.

          Снимаем обшивку с двери, для наглядности фото:

          РЕМОНТ ЖГУТА ПРОВОДКИ ПЕРЕДНЕЙ ДВЕРИ НА SKODA FABIA 2

          Сначала снимаем эту накладку, можно пальцами поддеть, можно детским пластиковым ножом для пластилина. Потом:

          РЕМОНТ ЖГУТА ПРОВОДКИ ПЕРЕДНЕЙ ДВЕРИ НА SKODA FABIA 2

          Здесь два винта под 30й торкс а в самом низу обшивки два винта под 10й торкс. Затем начинаем отщёлкивать обшивку с нижней части к верхней, когда защёлки отстёгнуты всю обшивку смещаем вверх и отводим чуть на себя, заглядываем под обшивку и отключаем разъём стеклоподъёмника, ц\з, тросик ручки открывания дверей. Отставляем обшивку в сторонку. Далее снимаем гофру. Чтобы вынуть её из двери надо сжать её на входе в дверь и вытащить а на стойке просто потянуть вверх. Отключаем разъём, картина удручает:

          Фотографируем разъём, чтобы потом не ошибиться с распиновкой. Поддеваем и снимаем с разъёма розовую стопорную планку, затем берём тонкий пинцет или две булавки, вставляем по бокам от контакта на передней стороне и вытягиваем провод. После того как извлечём все провода из корпуса разъёма, стягиваем гофру освобождаем жгут. Нарезаем силиконовый провод кусками примерно по 30 см, 4 отрезка сечением 2.5 и 20 отрезков 1.5 мм. Зачищаем с обеих сторон и опрессовываем соответствующими сечениям пинами. Откусываем родные провода,зачищаем надеваем термоусадочную трубку, потом надеваем трубочку с припоем. Скручиваем провода пример:

          РЕМОНТ ЖГУТА ПРОВОДКИ ПЕРЕДНЕЙ ДВЕРИ НА SKODA FABIA 2

          Стягиваем трубочку с припоем на скрутку, чтобы припой закрыл центр скрутки и нагреваем феном или зажигалкой от центра к краям, дело в том что трубка с припоем является и термоусадкой, провод спаян и изолирован. Но я до кучи сверху ещё одну простую термоусадку посадил для надёжности. В гофру нового образца весь жгут сразу продеть тяжко, я по одному проводку продевал. Далее собираем пины в разъём( для чего и нужна была фотография расположения пинов в разъёме) ставим розовую стопорную планку. В итоге у нас получилось что на изгибе работают силиконовые провода. Устанавливаем обшивку двери на место, не забываем подключить все разъёмы и тросик замка открывания двери.

          Фотографии итога к сожалению не сохранились, полтора года прошло, всё работает. Забыл добавить, я сразу делал обе двери, пассажирскую и водительскую. Вроде всё!

          Читайте также: