Установка гидронасоса на маз

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

МАЗ-500 и МАЗ-54323: Установка коробки отбора мощности и насоса НШ-32

В процессе работы, появилась возможность получить дополнительный объем заказов. Для этого, стало необходимо оснастить тягач гидравлической системой, чтобы можно было цеплять самосвальный полуприцеп. Устанавливать систему на стороне выходило не дешево, поэтому все пришлось ставить самому.

1. Установка коробки отбора мощности и насоса НШ-32

Сначала, как водится, нужны необходимые агрегаты. Внушало оптимизм то, что при переоборудовании МАЗ-5549 в седельный тягач, привод гидравлики при очередном ремонте КПП был снят, но не выброшен.

Сделав инвентаризацию обнаружил, что привод и все шланги лежат на месте и просто надо слить масло из КПП, снять с правой стороны крышку заглушку, а на ее место закрепить коробку отбора мощности и насос НШ-32 - это и было сделано.

Следующим шагом, необходимо было переустановить клапан управления подъемом кузова. На старое место установить его было нельзя, так как мешало седло. Пришлось установить его с возможностью подсоединения к нему гидравлического шланга для подсоединения к гидросистеме полуприцепа.

Когда удобное место было найдено, то с помощью дополнительного кронштейна, закрепил кран управления подъемом кузова. Осталось определиться с расширительным баком для масла, т.к. гидроцилиндр установленный на полуприцепе был внешне в два раза больше чем на МАЗ-5549.

Для этого, штатный бак для масла несколько модифицировал. Отрезал одно донышко болгаркой (со стороны слива масла в бак), свернул из 3 мм стали трубу и удлинил стандартный бак в три раза с приваркой к нему ранее отрезанного днища.

После примерки на раму, пришлось переносить назад и заднее крепление маслобака. После чего, осталось лишь обвязать все гидравлическими шлангами, что и было сделано. Запитать маслонасос с бака не представляло труда, подошёл стандартный шланг запитки от МАЗ-5549.

Сверху насоса установлен шариковый обратный клапан, а от него до клапана управлением подъемом кузова установил стандартный гидравлический шланг. А вот обратку, от клапана управления подъемом кузова до маслобака, пришлось несколько раз перегибать по месту снаружи маслобака по причине невозможности провести его аналогично самосвалу МАЗ-5549 внутри рамы.

Для соединения гидравлической системы полуприцепа с клапаном управления подъемом кузова, использовал длинный шланг с быстроразъемным соединением соответствующей длины с расчетом поворота тягача и полуприцепа.

Осталось подсоединить трубки управления включением насоса и опусканием кузова. Сделал это по старому, чтобы не было отличий от схемы включения МАЗ-5549.

После залития масла в маслобак, попробовал поднять кузов в различные положения: частично и полностью. Все работало хорошо, видимых проблем замечено не было. Можно начинать работать.

2. Эксплуатация и проблемы

На первых порах, никаких сюрпризов гидравлика не преподносила. Практически, разницы с одиночным самосвалом никакой не было, хотя нагрузка повысилась в два раза. Ведь это не 6 кубовый кузов. В полуприцеп легко входило около 20 кубометров песка. Единственное, что немного напрягало, так это время, за которое гидравлика поднимала кузов в верхнее положение.

Это навело на мысль, что нужно поставить более мощный насос. Подходил идеально НШ-50, поэтому и решил переделать на него. Сейчас, правда, уже точно не помню, переделывал ли флянцы патрубков подсоединения к насосу или они подошли без переделок. С более мощным насосом, подъем кузова стал производиться куда как динамичнее.

С течением времени, возникла еще одна проблема, которая первоначально никак себя не проявляла. Заключалась она в следующем: если при погрузке, песок был очень мокрый и на переднюю часть кузова его насыпали с горкой, то кузов не поднимался дальше первого штока, а при повторном спуске и поднятии, он вообще не хотел подниматься по причине нагрева масла.

Дважды менял масляный насос, но проблема не исчезла. Поэтому, выкинув лопатой килограмм 300 с переднего борта, я спокойно разгрузился и сделал вывод, что нечего жадничать и к переднему борту много грузить.

Проработал так года 2, а потом увидел МЗКТ-65151 «Волат» с поднятым кузовом и внимательно посмотрел на его гидравлику. Увидел, что на этом грузовике применяется не шестеренчатые насосы, а аксиально-поршневые как на автокранах.

То есть, если бы я это знал, то наверняка бы поставил к себе на грузовик такой же насос. Ситуация такая, на мой взгляд, случается только при перегрузе и размещении гидроцилиндра подъема кузова под кузовом, а не перед передней стенкой.

Впоследствии, приходилось устанавливать также гидропривод на МАЗ-54323 и надо сказать, что гидропривод на КПП ЯМЗ-238 устанавливается аналогично КПП ЯМЗ-236. Бак гидропривода размещал на поперечине крепления бардачка, посередине рамы.

Для подключения воздуха к коробке включения отбора мощности и спуска кузова, использовал КамАЗовские пневмоклапана на 24 вольта. Все работало аналогично и больших неудобств не доставляло.

5.2. Насос гидроусилителя руля. Силовой цилиндр. Устройство

Насос шестерённого типа НШ 32У-2 гидроусилителя руля с клапаном расхода и давления состоит из корпуса 7 (рис.82) и размещённых в нём двух шестерён: ведущей 10 и ведомой 8, вращающихся во втулках. Эти втулки обеспечивают одновременно торцевое уплотнение шестерён. Привод насоса осуществляется от коленчатого вала посредством клиновых ремней. Регулировка натяжения ремней осуществляется натяжным устройством, состоящим из неподвижного кронштейна 6 (рис.83) и регулировочного винта 7 с контргайкой 8.
Клапан расхода и давления работает следующим образом. Рабочая жидкость из насоса под давлением поступает в вертикальный канал А далее по горизонтальному каналу Б через центральное отверстие 10 в жиклёре 11 к распределителю рулевого механизма. Так как скорость в центральном отверстии 10 жиклёра 11 выше, чем в канале Б из-за разности проходных сечений, давление в полости Г, соединённой с центральным отверстием, будет ниже, чем в канале Б а, следовательно, ниже, чем в вертикальном канале А. С увеличением частоты вращения шестерен насоса разность давлений в полости Г и канале А возрастает и при подаче насоса свыше 31-35л/мин плунжер 5 перемещается вправо, сжимая пружину 8. В этом случае рабочая жидкость частично из вертикального канала А поступает в полость слива Д и по трубке 4 (см.рис.83) возвращается во всасывающий патрубок 9 насоса. Таким образом, независимо от частоты вращения насоса расход рабочей жидкости через распределитель будет составлять не более 31-35л/мин.

При увеличении давления в каналах А и Б и полости Г (рис.84) до 95-110кгс/см 2 шарик 4 отрывается от седла, сжимая пружину 8. Рабочая жидкость из полости Г по дроссельному каналу 6 пробки 7 через радиальное отверстие 2 в плунжере поступает в полость слива Д и по трубке на слив. Так как проходное сечение дроссельных каналов 9 и 6 отличаются незначительно, давление в полости Г практически не повышается. Повышение давления в канале А вызывает перемещение плунжера 5 вправо, в результате чего рабочая жидкость из канала поступает в полость слива Д и по трубке 1 во всасывающий патрубок насоса. Таким образом, система гидроусилителя руля предохраняется от перегрузки.

Устройство силового цилиндра показано на рис.85. Рабочая жидкость из полости А масляного бака (рис.86) через всасывающий патрубок 11 поступает к насосу гидроусилителя руля. Одновременно от распределителя рабочая жидкость поступает в масляный бак сначала в полость Б, в затем через фильтрующий элемент 10 в полость А.
При засорении фильтра давление в полости Б повышается, в результате чего пластина предохранительного клапана 9 приподнимается, сжимая пружину 8, и рабочая жидкость начинает поступать в полость А через открывшийся клапан.

КОМ и насос для КМУ

При монтаже гидроманипулятора на грузовой автомобиль в ООО «КранТракСервис» , необходимо подобрать коробку отбора мощности (КОМ) и гидронасос, исходя из характеристик (типов) коробки переключения передач автомобиля (или по марке автомобиля), а также учитываются характеристики КМУ, исходя из устройства крана манипулятора .

Гидравлический привод манипулятора должен осуществляться от гидронасоса, приводимого в действие от коробки отбора мощности (КОМ). Включение и выключение механизмов отбора мощности от коробки передач производится только на неподвижном автомобиле и при выжатой педали сцепления (если иное не предусмотрено конструкцией КОМ). Значения максимально передаваемых крутящих моментов (Нм) для отдельных механизмов отбора мощности являются ориентировочными значениями для эксплуатации без толчков и вибраций. Отбор мощности должен производиться в зоне максимального крутящего момента двигателя.

Виды КОМ для автомобиля под установку крана манипулятора.

Коробка отбора мощности (КОМ) представляет собой механическую коробку передач, тип и характеристика которой зависят от гидронасоса крана манипулятора, который она приводит в действие.
Коробки отбора мощности различаются по:
- числу ступеней;
- значению передаточных чисел;
- числу и взаимному расположению валов;
- наличию или отсутствию реверса;
- типу привода управления.

В зависимости от нагрузки на кран-манипулятор, коробки отбора мощности передают до 40 % максимальной мощности силовой установки. Стандартами определены основные размеры мест крепления и модули зубчатых колес коробок отбора мощности.
Коробки отбора мощности, как правило, монтируют сбоку или с торца на картерах коробок переключения передач (КПП) или раздаточных коробок (РК), в верхней или в нижней их частях. Ведущие шестерни коробки отбора мощности через люки КПП соединяются с шестернями КПП, от которых и происходит отбор мощности.
Передача мощности может осуществляться от шестерни КПП (РК) на ведущую шестерню коробки отбора мощности. Обе шестерни находятся в постоянном зацеплении друг с другом, и включение отбора мощности производится подвижной кареткой, которая вводит в зацепление зубья шестерен в коробке отбора мощности.
Мощность может отбираться и от вала КПП (РК). В этом случае коробка отбора мощности крепится на торце картера КПП (РК), а ее ведущий вал располагается соосно с валом, от которого отбирается мощность.
Включение коробки отбора мощности осуществляется зубчатой муфтой, соединяющей оба вала, при отсутствии нагрузки на коробке.
Коробкой отбора мощности управляют из кабины автомобиля. Привод управления может быть электрическими, пневматическими, механическими и вакуумными устройствами включения.

Смазывание деталей коробки отбора мощности определяется местом ее крепления к КПП (РК). При боковом креплении смазка разбрызгивается на детали КОМ из картера основного агрегата или собственного картера. При верхнем креплении в конструкции коробки отбора мощности предусмотрен насос, который забирает смазку из картера агрегата трансмиссии и подает ее к деталям коробки.
Ниже приведены фотографии КОМ.

для увеличения фото - нажать на изображение:

КОМ для крана манипулятора
КОМ для крана манипулятора
КОМ для крана манипулятора
КОМ для крана манипулятора

В таблице приведены наиболее распространенные типы КОМ и марки грузовых автомобилей. Некоторые типы КПП требуют для отбора мощности дополнительно к КОМ - вал, в этом случае он также указан в таблице.

Тип КПП

Марка автомобиля

Тип КОМ

Тип вала

Freightliner, International, Volvo VNL, Kenworth, Peterbuilt

Коробка отбора мощности 50-41-176 или 50-30-90135

ZF16S 151…181…2220 и т.д., без ретардера (тормоза-замедлителя)

IVECO Stralis, IVECO Trakker, RenaultMagnum, RenaultKerax, MAN TGA, MAN TGX,

Коробка отбора мощности 10-40-171, 10-62-175 или 10-71-134

ZF16S 151…181…2220 и т.д. , с ретардером

IVECO Stralis, IVECO Trakker, RenaultMagnum, RenaultKerax, MAN TGA, MAN TGX,

Коробка отбора мощности 10-40-171, 10-62-175 или 10-71-134

ZF16S 151…181…2220 и т.д. , без ретардера

DAF XF, DAF XS, IVECO (до 2009 г.),

Коробка отбора мощности 10-62-175 или 10-71-134

ZF16S 151…181…2220 и т.д. , с ретардером

DAF XF, DAF XS, IVECO (до 2009 г.),

Коробка отбора мощности 10-62-175 или 10-71-134

Volvo SR, VT , без ретардера

Коробка отбора мощности 10-40-171, 10-62-175 или 10-71-134

Volvo AT, ATO без ретардера

Коробка отбора мощности 10-40-171, 10-62-175 или 10-71-134

G 131-9, G135-16, G155-16, 180-16, 200-16, 211-16, 231-16, 241-16, 240-16, 280-16, 260-16 без ретардера

Mercedes Actros, Mercedes Atego

Коробка отбора мощности 10-40-171, 10-62-175

G 131/135/141 и т.д. с ретардером

Mercedes Actros, Mercedes Atego

Коробка отбора мощности 10-40-171, 10-62-175

Scania GR/GRS 875…895…905

Scania GR/GRH 890…900

Scania GRS 890…900

Коробка отбора мощности 86-1-8144, 86-1-8134

Коробка отбора мощности 10-62-175

Коробка отбора мощности 10-62-175 или 10-71-134

Коробка отбора мощности 86-71-139

Коробка отбора мощности 60-1-137

Виды насосов гидравлических для крана манипулятора.

Гидравлический насос для крана манипулятора предназначен для преобразования механический энергии (крутящий момент, частоту вращения) в гидравлическую (подача, давление).
Существует большое разнообразие типов и конструкций гидравлических насосов, но всех их объединяет единый принцип действия – вытеснение жидкости.
Насосы использующие принцип вытеснения называются объемными. Во время работы внутри насоса образуются изолированные камеры, в которых рабочая жидкость перемещается из полости всасывания в полость нагнетания. Поскольку между полостями всасывания и нагнетания не существует прямого соединения, объемные насосы очень хорошо приспособлены для работы в условиях высокого давления в гидросистеме.

В ООО "КранТракСервис", при монтаже крана манипулятора наиболее часто применяются шестеренные насосы и аксиально-поршневые насосы (гидромашины).
Шестеренные насосы относятся к типу роторных гидромашин. Рабочими элементами (вытеснителями) являются две вращающиеся шестерни. Шестеренные насосы бывают:
- насосы внешнего зацепления;
- насосы внутреннего зацепления.
Часто шестеренные насосы с внутренним зацеплением являются - героторные насосы.
Шестеренные насосы широко распространены в гидросистемах с невысокими (до 20 МПа) давлениями.
Аксиально-поршневые насосы – это разновидность роторно-поршневых насосов с аксиальным расположением цилиндров (т.е. располагаются вокруг оси вращения блока цилиндров, параллельны или располагаются под небольшим углом к оси). Различаются по типу вытеснителя на:
- аксиально-плунжерные насосы (в качестве вытеснителей используются плунжеры);
- аксиально-поршневые насосы (в качестве вытеснителей используются поршни).

Классификация объемных насосов по типу вытесняющего элемента показана на Схеме 1.

Схема 1. для увеличения фото - нажать на изображение:

Виды гидронасосов для КМУ

Основными параметрами гидронасосов являются:
• Рабочий объем (удельная подача) [см3/об] – это объем жидкости вытесняемый насосом за 1 оборот вала.
• Максимальное рабочее давлени [МПа, bar]
• Максимальная частота вращения [об/мин]

При выборе типа насоса для гидросистемы крана манипулятора необходимо учитывать ряд факторов для определенных типов насосов и особенности гидросистемы гидроманипулятора. Основными критериями выбора насоса являются:
- Диапазон рабочих давлений;
- Интервал частот вращения;
- Диапазон значений вязкости рабочей жидкости;
- Габаритные размеры насоса;
- Доступность конструкции для обслуживания гидронасоса.

При подборе гидравлического насоса для крана манипулятора, необходимо учитывать направление вращения вала насоса, в зависимости от коробки отбора мощности.
На рисунке показано определение направления вращения вала гидронасоса.

(для увеличения - нажать на фото)

Направление вращения гидронасоса

Причины отказа гидравлических насосов кранов манипуляторов.
Наиболее часто неисправность насоса бывает вызвана:
- Попаданием посторонних частиц (грязи);
- Масляным голоданием;
- Работой на водно-масляной эмульсии;
- Работой на воздушно-масляной смеси;
- Работой с перегрузкой по давлению;
- Превышением допустимых оборотов;
- Превышение давления в корпусе;
- Перегревом рабочей жидкости.

Установка к оробки отбора мощности и гидронасоса на автомобиль при монтаже КМУ .

При монтаже крана манипулятора, КОМ (коробка отбора мощности) устанавливается на корпус КПП (коробки переключения передач) автомобиля с одной из сторон: справа или слева, что в последующем определяет направление вращения вала гидронасоса крана манипулятора.
При монтаже коробки отбора мощности (КОМ) - из полости картера коробки переключения передач необходимо слить масло, с люка КПП снять крышку и установить КОМ.
Между корпусом КПП и корпусом КОМ монтируется уплотнительная прокладка, и в зависимости от модели КПП, металлическая пластина-проставка, для изменения расстояния между осями ведущей и ведомой шестерен. Поронитовыми прокладками достигается регулирование межосевого расстояния шестерен.
Все крепежные детали должны быть надежно затянуты.
В полость картера коробки передач залить масло до верхней метки при не закрученном маслоуказателе.
К оси-штоку присоединяется механизм управления КОМ.
Управление включения и выключения КОМ:
- пневматически — с помощью пневмокамеры, происходит подача воздуха из пневмосистемы автомобиля, при включении пневматического-электрического реле (ПЭР) . Необходимо не допускать повышенных оборотов двигателя (и КПП) в момент включения, также необходимо ограничивать и максимальное давление воздуха.
- механически – с помощью троса и рычага включения КОМ.
Проверить включение (выключение) КОМ.
Включение и выключение коробки отбора мощности от коробки передач производится только на неподвижном автомобиле и при выжатой педали сцепления !
После проверки КОМ устанавливается гидравлический насос. Монтаж гидронасоса может быть выполнен, как напрямую (непосредственно на КОМ), так через карданный вал.
Далее подсоединяются и крепятся рукава высокого и низкого давления гидросистемы крана манипулятора.

Подробнее про устройство крана манипулятора можно узнать в разделе:

С примерами, как установить кран манипулятор, можно ознакомиться в разделе:

Типовые работы при монтаже крана манипулятора можно узнать в разделе:

Получить консультации по подбору крана манипулятора на свой автомобиль или получить консультацию по установке КМУ можно по телефону:

Гидравлика? Легко! Простой гидропривод своими руками.

Многие думают что изготовить самодельный гидропривод очень сложно. Гидравлика мое хобби и я хочу рассказать как сделать простую самодельную маслостанцию, которую можно использовать для самых различных целей.

Я использовал предложенную ниже схему при постройки мини буровой.

Вы можете использовать его для создания простых механизмов например, дровокола или более сложных даже для постройки мини экскаватора.

Гидропривод, самый простой

Самый простой гидропривод состоит из двигателя, насоса и распределителя и гидропривода (гидромотор или гидроцилиндр)

Гидробак

На сливной магистрали после гидрораспределителя и до гидронасоса, необходимо установить расширительный бачек и фильтры, я использовал гидробак от ЗИЛ.

В нем уже встроен фильтр, но возможно Вам захочется установить дополнительный фильтр для более тонкой очистки.

Гидронасос

Двигатель

Двигатель лучше использовать как можно мощнее. По опыту могу сказать что 13 л.с. достаточно, чтобы привод с насосом нш-10 полноценно работал, но пока система не прогреется двигатель иногда глохнет под нагрузкой, после прогрева такого не происходит. Лучше все же использовать дизельный двигатель, хотя и бензиновый справляется со своей задачей. И лучше использовать двигатель с большем запасом мощности. Можно даже использовать двигатель от жигулей, б.у. двигатель можно купить за 5000 рублей, но это если вам необходима мощная гидростанция.

Гидроцилиндры

Гидроцилиндры можно поискать б.у. на авито или разборке. Новые в магазине продаются примерно от 6000 рублей, можно найти и дешевле, иногда мне встречались гидроцилиндры подъема кабины за 3000 рублей.

Г идрораспределитель

Самый простой гидрораспределитель без фиксации, будет стоить от 3000 - 4000 рублей, но покупать лучше сразу с большим количеством секций, для того чтобы в будущем можно было расширить функции вашего гидропривода подключив дополнительные операции.

Тем более что 3-х секционный гидрораспределитель будет стоить всего около 8000 рублей.

Я всегда считаю количество необходимых мне операций и стараюсь купить на одну секцию больше и очень часто получается что не зря, всегда по ходу работы появляется желание добавить какую нибудь функцию.

Рукава высокого давления (РВД) и фитинги

Соединить все узлы между собой необходимо рукавами высокого давления (РВД), в любой мастерской для ремонта РВД вам помогут, просто принесите им комплект который необходимо соединить и назовите размеры шлангов, фитинги они подберут сам. Дюймовая резьба, метрическая резьба, вам не прийдется в этом разбираться в случае обращения к профессионалам.

Палец вверх позволить статье подняться выше и ее увидят больше людей, спасибо!

Установка гидронасоса на маз

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

МАЗ-5551, замена насоса ГУР

Пока МАЗ зиму простоял на базе, у него почему то умер ГУР. Вертеть руль МАЗа без гидроусилителя - поверьте, реальный садомазохизм.
Выяснили это, когда приехали колесо заменить. Тем летом одно из задних спустило и решили перекинуть запаску.
Еще какой то козел спер оба аккумулятора с него.
Аккумуляторы - это проще и дороже остального. Два 6СТ-132 последовательно (бортовое напряжение 24В), 12 килорублей, ну и перемычка. В идеале 190-е аккумули, но и 132-е пойдут.

Колесо веселее - это не легковушка и колеса весят весьма прилично. Да и гайки все прикипели. Вдвоем, WD-40, монтажка, подаренный добрым человеком домкрат 1-штоковый с литром масла, ну и камни вместо противооткатных упоров "башмаков". Перекинули, хотя и попотели.

ГУР. Было же масло, работал он осенью. Загнал на яму, на базе той есть. Хы, с первого раза четко загнал.:)


Разбирались как кабина откидывается. Без этого масло в бачке ГУР не проверить и не залить, аккурат под левым крылом бачок.
Разобрались: монтажкой на затылке у него отщелкиваешь замок, скидываешь страховочный тросик, а справа насос гидропривода кабины, на нем рычажок влево и монтажкой качаешь насос пока кабина не поднимется полностью. (Потом фотки добавлю этих шняг сюда)


Масла нету, залили декстрон (масло для АКПП), сочится гад с насоса.
Погнали, купили насос НШ. На него идет НШ-32У (универсальный, не правый или левый), 2,2 килорубля.
Сняли, разобрали старый. Перепускной клапан с кронштейном со старого поставили на новый.
У насоса сверху и снизу заходят шланги. Снизу входной с патрубком, от бачка. Сверху - высокого давления, на гидроцилиндры. На нижнем еще 1 из 4 болтов не было, но там давления нет, непринципиально. Пока перекидывали, нехватавший 4-й болт поставили в низ, а еще 1 болт наверху не затянули.)) в итоге именно на высоком давлении образовалась щель ахрененная, из которой как завели МАЗ ниагарским водопадом хлынуло все масло.)))
В час ночи на весу (снимать геморрно) перекручивали болты, ездили в Реж за маслом опять, короче в третьем часу ночи МАЗ был готов и решили его сразу перегнать.
Я на МАЗе до этого только по базе чутка ездил. Но ниче, неспешно докатились до Липовского в 4 утра.:)
Ощущения от МАЗа разнообразные. Если ехать долго по плохой дороге, спина потом об этом сутки напоминать будет.
Руль ловить как на старом ЗиЛе приходится (можно наверно отрегулировать, но непринципиально)
Даже КАМАЗы едут где-то внизу тебя.:)
МАЗ дома на базе в общем.)
По идее ему охлаждение надо еще отремонтировать, провисает ремень и Тосол сочится отовсюду вообще.


PS: во всем процессе не было задействовано ни одного механика.
Кроме меня (и куда больше меня!) работал мой друг, дизайнер. Без него я бы сдох там под ним сто раз.:)

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Устройство, технические характеристики, особенности самосвала МАЗ-5551

Технологии постоянно развиваются и приносят для спецтехники новые технические решения. Однако это не мешает некоторым моделям оставаться на конвейерах уже не одно десятилетия, при этом модифицируя в основном двигатель, чтобы соответствовать нормам по выбросам. Одной из таких машин является МАЗ 5551, который благодаря удачной конструкции вот уже 30 лет продолжает производиться белорусской компанией МАЗ.

История развития

Белорусский «трудяга», как его называют, начал свою жизнь еще в военные годы после освобождения Минска.

Эмблемой марки стал беловежский зубр. С развитием производства был создан МАЗ-500 – главный прародитель современного МАЗа-5551. Произошло это в конце 60-х годов.Самосвал стал собственной разработкой минских конструкторов. Агрегировался он двигателем ЯМЗ-236, который уже был четырехтактным.

После серии модификаций и доработок в 1985 году поступила в серийное производство одна из версий – самосвал МАЗ-5551. Он является наиболее распространенным на территории России.

Важным преимуществом «белоруса» являются его поворотливость и маневренность благодаря небольшой колесной базе грузовика и двухосной компоновке.

Поэтому в городских условиях он идеально вписывается даже в небольшие стройплощадки и развороты.

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Гидроусилитель рулевого управления автомобилей Маз-5551, 5335

Гидроусилитель руля (ГУР) Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 33) представляет собой агрегат, состоящий из распределителя и силового цилиндра в сборе. В гидросистему гидроусилителя входит шестеренчатый насос НШ-10, установленный на двигателе автомобиля, бачок для масла и трубопроводы.



Рис. 33. Гидроусилитель рулевого управления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 1 — силовой цилиндр; 2 — шток; 3 — нагнетательный трубопровод; 4 — поршень; 5 — пробка; 6 — корпус шаровых шарниров; 7 — регулировочная гайка люфта шарового шарнира продольной тяги; 8 — толкатель; 9 — шаровой палец продольной тяги; 10 — шаровой палец рулевой сошки; 11 — сливной трубопровод; 12 — крышка; 13 — корпус распределителя; 14 — фланец; 15 — трубопровод к надпоршневой полости силового цилиндра; 16 — хомут крепления уплотнителя; 17 — трубопровод к поршневой полости силового цилиндра; 18 — масленка; 19 — штифты фиксации сухарей; 20 — стопорный винт; 21 — крышка силового цилиндра; 22 — винт; 23 — внутренняя шайба крепления чехла; 24 — головка штока; 25 — шплинт; 26 — штуцер сливной магистрали; 27 — штуцер нагнетательной магистрали; 28 — держатель шлангов; 29 — регулировочная пробка люфта шарового шарнира рулевой сошки; 30 — золотник; 31 — пробка; 32 — пробка золотника; 33 — стяжной болт; 34 — соединительный канал; 35 — обратный клапан; 36 — стакан. Распределитель ГУРа Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 состоит из корпуса 13 и золотника 30. Цапфы золотника уплотнены резиновыми кольцами круглого сечения — одна непосредственно в корпусе, другая в пробке 32, вставленной в корпус и закрытой крышкой 12. На внутренней поверхности корпуса золотника имеются три кольцевые канавки. Крайние из них сообщены каналом между собой и с нагнетательной магистралью насоса, средняя — через сливную магистраль с бачком насоса. На поверхности золотника имеются две кольцевые канавки, сообщенные соединительными каналами 34 с замкнутыми объемами, называемыми реактивными камерами. Корпус золотника прикреплен к фланцу корпуса 6 шарниров ГУР Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337. В корпусе 6 размещены два шаровых пальца — 10, к которому закреплена рулевая сошка, и 9, соединенный с продольной рулевой тягой. Оба пальца зажаты между сферическими сухарями пробкой 29 и регулировочной гайкой 7 посредством пружин. Затяжка сухарей ограничивается толкателями 8. От попадания грязи внутрь шарниры предохранены резиновыми уплотнителями, закрепленными на кожухе хомутами. Пальцы в определенных пределах могут поворачиваться в сухарях, которые удерживаются от вращения штифтами 19, входящими в пазы сухарей. Палец 10 рулевой сошки закреплен в стакане 36, который может перемещаться в корпусе 6 в осевом направлении в пределах 4 мм. Это перемещение ограничивается буртиком пробки 29, завернутой в стакан. Буртик в крайних положениях упирается в торец корпуса 13 распределителя и в торец корпуса 6 шаровых шарниров. Вместе со стаканом 36 перемещается и золотник 30, так как он связан с ним жестко при помощи болта и гайки. Силовой цилиндр 1 соединен с другим концом корпуса 6 шарниров при помощи резьбового соединения и законтрен гайкой. В цилиндре перемещается поршень 4, связанный гайкой со штоком 2. Поршень уплотнен двумя чугунными кольцами. Полость цилиндра закрыта с одной стороны пробкой 5, уплотненной резиновым кольцом, с другой — крышкой 21, уплотненной таким же кольцом и запертой стопорным кольцом и шайбой, к которой крышка подтянута болтами. Шток уплотнен в крышке резиновым кольцом, защищенным грязесъемником. Наружная часть штока защищена от загрязнения резиновым гофрированным чехлом. На конце штока при помощи резьбового соединения закреплена головка 24, в которой размещены резиновая и стальная втулки. Резиновая втулка заперта с торцов буртиком стальной втулки и гайкой. Полость силового цилиндра ГУР Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 разделена поршнем на две части: подпоршневую и надпоршневую. Эти полости соединены трубопроводами 15 и 17 с каналами в корпусе распределителя, которые заканчиваются каналами, выходящими в полость корпуса между кольцевыми проточками. Подпоршневая и надпоршневая полости силового цилиндра могут соединяться между собой через обратный клапан 35, состоящий из шарика и пружины, поджатой пробкой. Работает гидроусилитель руля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 следующим образом: При работающем двигателе автомобиля насос ГУР непрерывно подает в гидроусилитель 14 (рис. 34) масло, которое в зависимости от направления движения автомобиля либо возвращается обратно в бачок 10, либо подается в одну из рабочих полостей (А или Б) силового цилиндра 8 через трубопроводы 5 и 6. Другая полость при этом соединена через сливную магистраль 12 с бачком 10. Давление масла через каналы 3 в золотнике 2 всегда передается в реактивные камеры 1 и стремится установить золотник в нейтральное по отношению к корпусу положение. При прямолинейном движении автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 34, а) масло подается насосом ГУР по нагнетательному шлангу 13 в крайние кольцевые полости 20 распределителя, а оттуда через зазоры между кромками канавок золотника и корпуса — в среднюю кольцевую полость 21 и далее по сливной магистрали 12 в бачок 10. При повороте рулевого колеса влево (рис. 34, б) и вправо (рис. 34, в) рулевая сошка 19 через шаровой палец 18 перемещает золотник в сторону от нейтрального положения. При этом нагнетательная 20 и сливная 21 полости в корпусе золотника разобщаются и жидкость начинает поступать в соответствующую полость силового цилиндра, перемещая цилиндр 8 относительно поршня 7, закрепленного на штоке 15. Движение цилиндра передается управляемым колесам через шаровой палец 17 и связанную с ним продольную рулевую тягу 16. Если прекратить вращение рулевого колеса 9, золотник останавливается, а корпус надвигается на него, устанавливаясь в нейтральное положение. Начинается слив масла в бачок, и поворот колес прекращается. ГУР Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 обладает высокой чувствительностью. Для поворота колес автомобиля необходимо перемещение золотника на 0,4—0,6 мм. С повышением сопротивления повороту колес увеличивается и давление масла в рабочей полости силового цилиндра. Это давление передается в реактивные камеры и стремится установить золотник в нейтральное положение.



Рис. 34. Схема работы гидроусилителя рулевого управления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 1 — реактивная камера; 2 — золотник; 3 — каналы; 4 — корпус распределителя; 5 и 6 — трубопроводы; 7 — поршень; 8 — силовой цилиндр; 9 — рулевое колесо; 10 — бачок; 11 — насос; 12 — сливная магистраль; 13 — нагнетательный шланг; 14 — гидроусилитель; 15 — шток поршня; 16 — продольная рулевая тяга; 17 и 18 — шаровые пальцы; 19 — рулевая сошка; 20 — нагнетательная полость; 21 — сливная полость; 22 — обратный клапан.



Рис. 35. Насос гидроусилителя ГУР Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 а — насос; б — натяжное устройство; 1 — правая втулка; 2 — ведомая шестерня; 3 — уплотнительное кольцо; 4 — стопорное кольцо; 5 — опорное кольцо; 6 — манжета; 7 — крышка; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — ведущая шестерня; 10 — втулка левая; 11 — корпус насоса; 12 — неподвижный кронштейн; 13 — ось; 14 — шкив; 15 — регулировочный винт; 16 — контргайка; 17 — вилка; 18 — палец. Вследствие усиливающего эффекта гидроусилителя усилие на рулевом колесе в начале поворота колес не превышает 5 кГ, а наибольшее усилие — около 20 кГ. В системе гидроусилителя Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 имеется предохранительный клапан, установленный на силовом цилиндре. Клапан отрегулирован на заводе на давление в системе 80—90 кГ/см2. Регулировка клапана в автохозяйствах запрещается. Следует иметь в виду, что допускается лишь кратковременная работа рулевого управления при неработающем усилителе, так как при этом значительно возрастает усилие на рулевом колесе и увеличивается его свободный ход. Скорость движения автомобиля с неработающим усилителем не должна превышать 20 км/ч. Насос ГУР гидроусилителя рулевого управления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 шестеренчатого типа НШ-10 (рис. 35) установлен на левой стороне двигателя и приводится в действие от коленчатого вала двигателя посредством клинового ремня. Бачок для рабочей жидкости установлен на рамке радиатора. Техническое обслуживание гидроусилителя Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 При эксплуатации автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 систематически проверять крепление гидроусилителя к кронштейну рамы автомобиля, крепление шкива насоса гидроусилителя и периодически подтягивать гайки шаровых пальцев распределителя. При каждом техническом обслуживании проверять натяжение ремня привода насоса. Натяжение ремня регулируют с помощью винта 15 (рис. 35, б). При правильном натяжении прогиб в средней части ремня под усилием 4 кГ должен быть в пределах 10—15 мм. После регулировки винт законтрить гайкой 16. Регулярно, в сроки, указанные в карте смазки, проверять уровень масла в бачке насоса гидроусилителя, менять масло в системе гидроусилителя и промывать фильтр бачка. Ежедневно проверять герметичность соединений и уплотнений гидроусилителя, насоса, трубопроводов и шлангов системы. Для системы гидроусилителя рулевого управления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 применять только чистое отфильтрованное масло, указанное в карте смазки. Заливать масло в бачок насоса на 10—15 мм ниже верхней кромки бачка через воронку с двойной мелкой сеткой. При заливке масла нельзя взбалтывать или перемешивать его в посуде. Применение загрязненного масла вызывает быстрый износ деталей насоса, распределителя и силового цилиндра гидроусилителя. При проверке уровня масла в бачке насоса при каждом техническом обслуживании (ТО-1) передние колеса автомобиля должны быть установлены прямо. При каждом ТО-2 вынуть фильтр из бачка и промыть. При значительном засорении фильтра отвердевшими отложениями промыть его растворителем, применяемым при окраске автомобилей. Перед снятием фильтра крышку бачка тщательно очистить от грязи. При смене масла, которая проводится 2 раза в год (при сезонном обслуживании), поднять переднюю ось автомобиля так, чтобы колеса не касались земли. Для слива масла из системы рулевого управления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 необходимо: — отсоединить бачок и, сняв крышку, слить масло; — отсоединить от распределителя трубопроводы нагнетательной и сливной магистрали и слить через них масло из насоса; — медленно поворачивая рулевое колесо влево и вправо до упора, слить масло из силового цилиндра. После слива масла промыть бачок ГУР Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, для чего: — вынуть из бачка фильтр, промыть его, как указывалось выше; — тщательно протереть бачок изнутри, удалив из него остатки загрязненного масла; — установить промытый фильтр в бачок; — залить в бачок через воронку с двойной мелкой сеткой свежее масло и подождать, пока оно сольется через трубопроводы. При заливке свежего масла обеспечить полное удаление воздуха из системы. Для этого необходимо: — долить масло в бачок до нужного уровня и не трогать систему около двух минут; — пустить двигатель и дать ему поработать на малых оборотах в течение двух минут; — медленно повернуть рулевое колесо 2 раза до упора вправо и влево, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха в бачке. При необходимости долить масло до указанного выше уровня; установить на место крышку бачка и детали ее крепления; — повернуть колеса вправо и влево, проверив легкость управления и отсутствие утечек масла. Зазоры в шаровых пальцах проверять при работающем двигателе при каждом ТО-1 резким повертыванием рулевого колеса вправо и влево. В шарнире продольной рулевой тяги люфта не должно быть. В шарнире рулевой сошки при неработающем двигателе люфт должен быть не более 4 мм, а при работающем — до 2 мм. Регулировки и ремонт гидроусилителя Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 Регулировка зазоров в шаровых пальцах гидроусилителя Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 Появление зазоров в шаровых пальцах существенным образом сказывается на общем люфте рулевого управления. Чаще всего зазор увеличивается в шаровом пальце 9 (см. рис. 33), к которому подсоединена продольная тяга, так как через этот шаровой палец передается значительно большее усилие, чем через шаровой палец рулевой сошки. Для регулировки зазоров в шаровых пальцах гидроусилитель частично разобрать. Поэтому лучше всего регулировку выполнять на гидроусилителе, снятом с автомобиля. Регулировка зазора в шарнире продольной тяги Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337: — снять трубопроводы; — зажать гидроусилитель в тиски и ослабить контргайку крепления цилиндра; — вывернуть корпус шарниров из цилиндра; — закрепить корпус шарниров в тисках, ослабить стопорный винт в гайке 7 (см. рис. 33); — завернуть гайку 7 до упора, после чего надежно затянуть стопорный винт; — собрать корпус шаровых пальцев с цилиндром. Затянуть до конца и отвернуть до положения, позволяющего подсоединить трубопроводы. Регулировка зазора в шарнире рулевой сошки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337: — закрепить гидроусилитель в тисках; — снять крышку 12 распределителя, расшплинтовать и отвернуть гайку; — отвернуть болты крепления корпуса золотника и снять корпус вместе с золотником; — вывернуть стопорный винт пробки 29; — завернуть пробку 29 до упора и отвернуть назад до совпадения отверстия под стопорный винт с ближайшей прорезью стакана 36; — завернуть стопорный винт до упора; — установить и закрепить корпус золотника; — вставить золотник в гнездо корпуса, поставить пробку 32 золотника, затянуть гайку до упора, отвернуть на 1/12 оборота и зашплинтовать ее; — установить и закрепить крышку 12 и трубопроводы; — установить гидроусилитель на автомобиль. Снятие гидроусилителя с автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337. Для снятия необходимо: — отсоединить от гидроусилителя нагнетательный и сливной шланги; — отвернуть гайку стяжного болта крепления пальца головки штока гидроусилителя и выбить болт из кронштейна; — выбить палец крепления головки штока гидроусилителя; — расшплинтовать и отвернуть гайки крепления гидроусилителя к рулевой сошке и продольной тяге Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337; — при помощи выколотки выбить пальцы из отверстий рулевой сошки и наконечника продольной тяги. Снять гидроусилитель.

Порядок разборки ГУР Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 следующий:

— снять трубопроводы и штуцеры; — расшплинтовать резьбовое соединение головки штока со штоком и отвернуть головку. Снять наружную шайбу крепления; чехла; — при износе резиновой втулки головку разобрать, для чего отвернуть гайку и выпрессовать стальную втулку, а затем и резиновую втулку; — снять хомут крепления чехла, чехол и внутреннюю шайбу его крепления; — отвернуть болты крепления крышки цилиндра гидроусилителя Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, снять шайбу, извлечь стопорное кольцо, сдвинув крышку цилиндра назад, извлечь крышку; — извлечь поршень со штоком и разобрать его; — отвернуть контргайку крепления цилиндра и отвернуть цилиндр; — снять хомуты крепления уплотнителей шаровых пальцев ГУР Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и сами уплотнители; — вывернуть стопорный винт, отвернуть регулировочную гайку 7 (см. рис. 94), извлечь толкатель 8, пружину, сухари и шаровой палец 9; — отвернуть болты крепления крышки 12 и снять крышку; расшплинтовать гайку крепления золотника и отвернуть ее, вынуть пробку 32; — отвернуть болты крепления корпуса золотника, снять корпус, вынуть золотник; — вывернуть стопорный винт, отвернуть пробку 29, извлечь болт, толкатель 8, пружину, сухари и палец 10; — извлечь стакан 36; — отвернуть пробку обратного клапана 35 и извлечь пружину и. шарик. После разборки детали гидроусилителя Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 внимательно осмотреть. На поверхностях золотника, стакана шарового пальца рулевой сошки и их корпусах не допускаются задиры и забоины. На рабочих поверхностях шаровых пальцев и сухарей не должно быть наминов и чрезмерных износов, а на резиновых кольцах заметных повреждений и износа. При обнаружении указанных повреждений эти детали заменить новыми. Собирают гидроусилитель Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 в порядке, обратном разборке. Перед сборкой трущиеся поверхности золотника, стакана и пальцев; смазать тонким слоем солидола и убедиться, что золотник и стакан перемещаются в своих корпусах свободно, без. заеданий. Зазор в шаровых шарнирах регулировать, как описано выше. После сборки шаровые шарниры смазать солидолом через масленку 18. Устанавливать гидроусилитель на автомобиль Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 в порядке, обратном снятию. При установке гидроусилителя гайки крепления пальцев надежно затянуть и тщательно зашплинтовать.

немного полезностей на маз

Так уж получилось что просматривая в свободное время интернет, я собирал интересные переделки на МАЗ-ах (так как сейчас катаю такого зверя).

Если админ не против - я немного фотографий размещу тут.
Итак - первая переделка - ставим камазовские топливные фильтра - из преимуществ - в отличие от родного, фильтр грубой очистки легко разбирается, моется и ставиться назад (родной в баке стоит), Тонкие понравились мне тем что они двойные - и тоже можно разместить на задней опоре кабины, что дает плюс при замене - не надо поднимать кабины и крутить довольно неудобно размещенный стандартный фильтр.

Так же можно поставить помпочку топливного насоса с камаза - помогает протолкать топливо в систему. Но тут без поднятий кабины не обойтись - воздух из ТНВД полюбому надо будет спустить. Но зато зимой если подмерзла магистраль - может протолкнуть пробку теплым соляром из бака (при расчете что обратка теплая идет в бак)

Вот парочка фотографий как это реализовано на других машинах




Еще одна полезная поделка - подсказал Алексей с dalnoboyschiki.eu - чтоб при ремонте ходовой не заливаться самому маслом и не заливать землю, на которой потом надо еще лежать, при очередном снятии рулевого насоса надо просверлить отверстий, нарезать резьбу под М5,5 и завернуть боль на резьбовой герметик. Все - теперь когда надо будет слить масло - надо открутить этот винт, и слить все остатки с насоса - это самая низкая точка всего рулевого.


Хоть зима уже кончается, но на не последняя в нашей жизни. Поэтому советую подготовится к следующей заранее - хорошо помогает "самовар". День работы реально сбережет зимой нервы и дает возможность ездить даже на летней соляре. Смысл простой - пускаем обратку и подачу топлива через теплую ОЖ. Вот парочка фото


Третья полезность - Устанавливаем КАМАЗовское ПГУ на стандартную коробку ЯМЗ238А.
Цена вопроса около 300 у.е. Результат - плавное троганье при любых условиях. Особенно задом.
Итак с чего начинаем - покупаем ПГУ, стандартные шланги для подвода жидкости к нему, цилиндр сцепления КАМАЗ, бачок жидкости сцепления от жигулей (или стандартный бачок для жидкости от КАМАЗа), куски метала 5-ки, и вперед.

Гидромотор – устройство, работа, ремонт.

Гидромотор

Гидромотор - это устройство, которое преобразовывает энергию жидкости в механическую энергию, приводящую в действие рабочий орган машины.

Гидромоторы как и гидронасосы используются в агрегатах объемного типа, только выполняют прямо противоположную работу.

На сегодняшний день существует огромное разнообразие типов и модификаций это типа оборудования.

Содержание статьи

  • Типы гидромоторов
  • Устройство и принцип работы
  • Техничесие характеристики
  • Установка и подключение
  • Ремонт

Особенностями гидромоторов является:
герметичное отделение нагнетательной полости от всасывающей, что осуществляется при помощи ротора, статора и пластин (лопаток);
незначительная зависимость от скорости рабочей жидкости сил, действующих на рабочие органы гидромотора.

Типы гидромоторов.

Пластинчатые гидромоторы

Пластинчатый гидромотор предназначен для применения в реверсивных регулируемых и нерегулируемых гидроприводах, в которых требуются частые включения, автоматическое и дистанционное управление.

Шестеренный гидромотор

Шестеренный гидромотор

Шестеренчатый гидромотор (обозначается ГМШ), как и насос шестеренного типа работает по принципу зацепления двух шестерен, только в обратном направлении. При подаче жидкости на шестерни, они начинают вращаться и таким образом приводят в движение вал.

Гидромотор ГМШ используется в составе привода навесного оборудования спецтехники. Он устанавливается в самосвалах, различных погрузчиках, в составе рабочих станков и др.

Радиально поршневой гидромотор

Радиально поршневой гидромотор

Радиально поршневой гидромотор, как и пластинчатый насос может быть однократного и многократного действия.

В однократных гидромоторах за один оборот вала происходит один полный цикл работы, представляющий собой процесс всасывания и процесс нагнетания. Такие агрегаты применяются в механизмах, где требуется большое давление и большие крутящие моменты. К примеру, в поворотных механизмах или устанавливаются в приводах шнеков для перекачивания различных взвесей, таких как бетон или глина.

Радиальный гидромотор многократного действия за один оборот вала совершает несколько полных циклов работы – несколько процессов всасывания и процессов нагнетания.

Такие агрегаты устанавливаются в приводах конвейеров, в мобильной или стационарной технике, которая должна работать в условиях тяжелых нагрузок.

Аксиально поршневой гидромотор

Аксиально поршневой гидромотор

Конструктивно такой поршневой гидромотор состоит из нескольких цилиндров, расположенных параллельно вокруг оси блока или под углом к ней. Цилиндры входящие в состав агрегата при работе вращаются синхронно с валом, таким образом если они выдвигаются из поршня, то жидкость всасывается, кога они задвигаются обратно – жидкость нагнетается в магистраль.

Аксиально поршневой гидромотор входит в состав строительной техники, а так же используется в конструкции сельскохозяйственных, буровых и промышленных машин.

К достоинствам такого типа гидромотора относится наличии функции реверсного хода, позволяющая обеспечить движение в обратную сторону.

Героторный гидромотор

Героторный гидромотор

Героторный гидромотор является вариацией шестеренчатых агрегатов с внутренним зацеплением. Такая конструкция позволяет создавать большие крутящие моменты при очень скромных габаритных размерах. Другое название это типа оборудования - планетарный гидромотор МГП.

Принцип работы состоит в следующем: во входной патрубок подается жидкость, которая приводит в движение внешнюю шестерню.

Внешняя шестерня вращает внутреннюю, закрепленную на карданном валу, затем жидкость уходит в слив. Таким образом внутренняя шестерня вращает вал, а вместе с ним привод двигателя.

Планетарный гидромотор МГП работает на минеральном масле и в отличии от других типов оборудования этого класса хорошо работает при отрицательной температуре. Героторный гидромотор используется в дорожной и лесной технике, а так же в сельскохозяйственных машинах.

Регулируемые и нерегулируемые виды

Гидромоторы, как и насосы пластинчатого типа, подразделяются на регулируемые и нерегулируемые.

Регулируемые модели широко используются в объемных приводах машин, так как обеспечивают возможность управления широким диапазоном рабочего объема.

Конструктивно регулируемые гидромоторы изготавливаются только однократного действия, агрегаты многократного действия выполняются только как нерегулируемые.

Устройство гидромотора и принцип работы.

Устройство гидромотора

Работа гидромотора выглядит следующим образом. Рабочая жидкость из отверстия 1 попадает в подковообразный канал 3 корпуса 2, откуда через окно 4 переднего диска 5 попадает на пластины 6 ротора 7.

При этом ротор 7 вместе с валом 8 поворачивается в направлении против часовой стрелки, если смотреть со стороны вала.

Слив рабочей жидкости происходит через окна 35 в кольцевом выступе 34 заднего диска 12 и далее через отверстие 16 крышки 13.

Вал гидромотора 8 вращается в двух шарикоподшипниках 9. На валу привода 8 на шлицах расположен ротор 7.

В пазах ротора 7 перемещаются пластины 6, оставаясь постоянно прижатыми к внутренней поверхности статора 10.

Первоначальный прижим пластин 6 к статору 10 осуществляется при помощи пружин 11, выполненных в виде коромысла, причем каждая пружина прижимает пару пластин, расположенных под углом в 90 градусов одна по отношению к другой.

Таким образом при вращении ротора насколько одна пластина выходит из паза, настолько другая входит в паз ротора, и, следовательно, пружина в процессе работы гидромотора не деформируется.

Ротор 7 вращается между двумя стальными распределительными дисками: передним диском 5 со стороны корпуса 2 и задним диском 12 со стороны крышки 13.

Кольцевые выступы 33 и 34 одинакового диаметра в заднем диске 12 входят по скользящей посадке в отверстие крышки 13. Полость 17 за задним диском 12 соединена с напорной магистралью отверстиями 18, 19, 25-27 и 29 и пазами 20 в заднем диске 12.

Устройство гидромотора рис 2

Пазы 20 расположены напротив окон 4 переднем диске 5, соединенных с каналом 3 в корпусе 2, в который выходит отверстие 1, сообщающееся с напорной магистралью.

Автоматический прижим заднего диска 12 достигается созданием давления в полости 17. Первоначальный прижим заднего диска 12 осуществляется тремя пружинами 21.

Под действием давления рабочей жидкости, поступающей со стороны отверстия 29, золотник 22 отодвигается до упора в пробку 23, так как полость с другой стороны золотника 22 соединена отверстием 24 с полостью 14, сообщающейся со сливной магистралью отверстием 16 в крышке 13.

Из полости 17 давление передается через отверстия 27 и 36 в полости 28 и прижимает пластины 6 к статору 10.

Для изменения направления вращения вала гидромотора рабочая жидкость подается под давлением в отверстие 16, а отверстие 1 соединяется со сливной магистралью.

Устройство гидромотора рис 3

При этом золотник 22 давлением рабочей жидкости через отверстие 24 отодвигается до упора в пробку 15, так как отверстия 29, 18 и 19 и пазы 20 сообщаются со сливной магистралью через окна 4 переднего диска 5 и подковообразный канал 3 корпуса 2.

Когда золотник отодвинут до упора в пробку 15, давление рабочей жидкости передается из отверстия 24 через отверстия 26 и 27 в полость 17 за задним диском 12 и в полости 28 под пластинами 6.

Давление в полости 28 под пластинами 6 передается также через отверстия 36.

От наружных утечек по валу привода гидромотора 8 предохраняет манжета 30 из маслостойкой резины. Через отверстие 31 происходит слив протечек из корпуса 2.

Уплотнение между корпусом 2 и крышкой 13, а также по наружному диаметру статора 10, достигается с помощью резинового кольца 32. Некоторые конструкции гидромотора в качестве уплотнения используют сальник.

Конструктивно, такие агрегаты делятся на:
радиальный гидромотор (создает давление до 30 МПа)
аксиально поршневой гидромотор (создает давление до 45 МПа)

Технические характеристики

Основные технические характеристики гидромоторов это мощность на валу, крутящий момент, создаваемое давление и частота оборотов.

Крутящий момент гидромотора представляет собой один из ключевых параметров работы оборудования. Он характеризует силу вращения вала двигателя и определяется по формуле.

где: Δp – перепад давлений между входом и выходом,
q – рабочий объем гидромотора.

Мощность гидромотора, показывает количество энергии которое он затрачивает в единицу времени и определяется по формуле:

где М - крутящий момент на валу мотора
ω - угловая скорость

Установка и подключение

Установка и подключение гидромотора

Подключение вала гидромотора к валу привода должно производиться через упругую муфту. Соединительная муфта в этом случае устанавливается на вал только с помощью болтов или резьбового отверстия. Устанавливать муфту ударным способом запрещено.

Установка гидромоторы может быть выполнена в любом положении. Но при монтаже необходимо предусмотреть отвод масла в дренажную линию.

При установке гидромотора следует обратить внимание на всасывающую линию. У гидромашин с подпиткой на всасывании должен быть обеспечен необходимый подпор рабочей жидкости. Величина такого подпора указывается в технической документации.

Диаметр подводящего трубопровода должен быть больше или равным диаметру всасывающего патрубка гидромотора.

Если в конструкции гидромашины предусмотрены дренажные отверстия, то при подключении их необходимо открыть и прочистить. По аналогии со всасывающей линией, дренажный трубопровод должен быть больше или такого же диаметра, как и дренажный патрубок гидромотора.

Дополнительно рекомендуется устанавливать предохранительный клапан, который защитит гидромотор от перегрузок.

Ремонт гидромоторов

При работе гидромотора могут возникать некоторые неисправности. В этом разделе приведены возможные неисправности требующие ремонт гидромотора и способы устранения.

Треск при работе гидромотора под нагрузкой может возникнуть при поломке пружин, прижимающих пластины к внутренней поверхности статора, или застревании пластин в пазах ротора.

Для устранения этой неисправности необходимо заменить сломанные пружины новыми, а затем проверить легкость перемещения пластин в пазах ротора, если пластина ходит туго её нужно притереть.

Течь по валу гидромотора может быть вызвана повреждением уплотнения. Для устранения течи следует заменить уплотнение.

Повышенные утечки через дренажное отверстие могут вызываться следующими причинами:
поломкой пружин, прижимающих задний диск к статору;
застреванием золотника, расположенного в центральном отверстии заднего диска;
заклиниванием заднего диска в расточке крышки.

Для устранения таких неисправностей необходимо соответственно:
заменить сломанные пружины новыми;
промыть или, в случае необходимости притереть золотник;
промыть задний диск и крышку.

При вскрытии гидромотора необходимо соблюдать осторожность, приняв меры к тому, чтобы детали после разборки были установлены на свое место.

Аксиально поршневой гидромотор используются в тех случаях, когда необходимо получить высокие скорости вращения вала, а радиально-плунжерные — когда необходимы небольшие скорости вращения при большом создаваемом моменте вращения.

Например, для поворота башни автомобильного крана используются радиально-плунжерные гидромоторы. В станочных гидроприводах широко распространены пластинчатые гидромоторы.

В бытовых счётчиках расхода воды также используются небольшие гидромоторы.

На сегодняшний день гидромоторы широко используются для автоматизации производственных процессов, такие агрегаты активно используются в области сельского хозяйства.

Гидромоторы используются в нефтегазовой и космической отраслях, применяются для оснащения строительной техники, например автокранов, работают в составе автомобильного транспорта.

Читайте также: