Установка кабины маз 5440

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 05.10.2024

МАЗ-5440: технические характеристики

МАЗ-5440: технические характеристики

МАЗ-5450 – первый магистральный тягач Минского автозавода, возглавивший большое семейство грузовых автомобилей повышенной грузоподъемности, предназначенных для внутригосударственных и международных коммерческих перевозок. Передовые технические характеристики, современный дизайн, надежность и соответствие международным экологическим стандартам – это основные качества, способствующие огромной популярности грузовиков данной линейки не только у себя на родине, но и в России, а также во многих восточноевропейских странах.

История создания МАЗ-5440

Начало 90-х годов прошлого века, когда распался Советский Союз, стало критическим периодом для всех автомобилестроительных предприятий, и Минский автозавод не являлся исключением. На постсоветском пространстве спрос на производимые тогда грузовые автомобили резко упал, а за рубежом они не очень-то котировались. Руководство завода решило сделать ставку на европейский рынок, но для этого необходимо было разработать принципиально новые машины, которые бы соответствовали высоким запросам зарубежных потребителей.

И такие автомобили были довольно быстро созданы, правда МАЗ работал над ними не самостоятельно, а в сотрудничестве со знаменитым немецким производителем грузовиков – концерном MAN. Уже в 1996 году с конвейера Минского автомобильного завода сошла опытная партия тягачей МАЗ-5440. В ходе многочисленных испытаний автомобили продемонстрировали отличные технико-эксплуатационные характеристики, поэтому было одобрено серийное производство нового модельного ряда.

МАЗ-5440

Первенцем в дебютной линейке МАЗ-5440 стал магистральный тягач с индексом 54421, выпущенный в марте 1997, а в конце того же года вышла еще пара моделей – МАЗ-54402 и 544021. Все новинки полностью соответствовали евростандартам того времени, действующим в отношении большегрузных автомобилей, предназначенных для международных перевозок.

2000 год ознаменовался выпуском модели А8, ставшей настоящим фаворитом среди седельных тягачей. Этот автомобиль сочетал в себе доступную стоимость, высокую надежность, хорошую проходимость, неприхотливость, легкость в управлении и комфортабельность, что сделало его весьма популярным во многих странах.

В 2008 году МАЗ выпустил рестайлинговую модель под индексом 5440А9, получившую модернизированную кабину и ряд новых технических решений. С этого момента новые бортовые автомобили и седельные тягачи из линейки МАЗ-5440 стали назваться «Простор». Все модели сертифицированы в России и входят в ТОП лучших грузовиков.

В 2014 году Минский автозавод выпустил к своему 70-летию уникальную модель МАЗ-5440М9. Этот седельный тягач соответствует экологическому стандарту Евро-6 и отличается великолепным дизайном кабины, выполненным в стиле новых грузовиков Mercedes-Benz Actros и Volvo FH.

Технические характеристики МАЗ-5440

Модель МАЗ-5440 относится к классу магистральных тягачей с колесной формулой 4х2. Автомобиль предназначен для работы в составе автопоезда с полной массой до 44 тонны.

Седельный тягач МАЗ 5440А8

Весовые показатели

  • Снаряженная масса – 7 600 кг;
  • Полная масса – 18 000 кг;
  • Грузоподъемность – 10 000 кг;
  • Макс. нагрузка на переднюю ось – 6 600 кг;
  • Макс. нагрузка на заднюю ось – 11 400 кг.

Габаритные показатели

  • Длина тягача – 6 000 мм;
  • Ширина – 2 500 мм;
  • Высота – 3 180 мм;
  • Колесная база – 3 600;
  • Дорожный просвет – 250 мм.

Технические характеристики МАЗ-5440

Динамические характеристики
Максимальный скоростной показатель у грузовиков без ограничителя составляет 100 км/час, с ограничителем – 90 км/час.
Расход топлива

Учитывая большую грузоподъемность тягача МАЗ-5440, расход топлива у него довольно скромный – всего 32-35 литров на сотню км. Естественно, на «аппетит» автомобиля влияют такие факторы, как время года, качество дорожного покрытия, загруженность и режим езды.

Белорусский производитель комплектует автомобили данной серии топливными баками объемом 350 либо 500 литров.

Двигатель МАЗ-5440: модификации

Грузовики линейки МАЗ-5440 оснащаются силовыми агрегатами, производимыми Ярославским моторным заводом. На базовую версию устанавливается двигатель ЯМЗ-650.

двигатель ЯМЗ-650

При соблюдении правил эксплуатации и своевременном обслуживании заявленный производителем ресурс двигателя до капремонта составляет 800 тыс. км. Благодаря современной системе охлаждения, разработанной инженерами Минского автозавода, в агрегате поддерживается оптимальный температурный режим, а встроенный обогреватель обеспечивает его беспроблемный запуск при минусовых температурных показателях.

Следующий вариант – дизельный мотор ЯМЗ-651-10 с показателем мощности в 420 л.с., отвечающий экологическому стандарту Евро-4. Данная модификация является лицензионной версией двигателя Renaut Trucks.

Некоторые модификации автомобилей комплектуются моторами иностранного производства: Renault, Mercedes Benz OM471 и MAN D2866 LF15.

Трансмиссия

Модель МАЗ-5440 оснащается различными типами механических коробок передач. В качестве базового варианта используется 9-ступенчатая коробка производства Ярославского моторного завода. Помимо этого, на некоторые модификации грузовиков устанавливаются трансмиссии ZF-Ecosplit 16S и ЛиАЗ.

Седельный тягач МАЗ-5440 А9

Седельный тягач МАЗ-5440 А9

Ходовая часть и тормозная система

У автомобилей серии МАЗ-5440 задняя подвеска пневматическая, а в роли передней подвески выступают малолистовые параболические рессоры. Надежную работу узлов и элементов грузовика обеспечивают многочисленные комплектующие европейского производства.

Для повышения эффективности торможения конструкторы оборудовали автомобиль тормозами раздельного типа. Это означает, что за торможение задних и передних колес отвечают отдельные системы, что значительно повышает безопасность и предсказуемость машины в экстренных ситуациях.

Помимо основной тормозной системы, автомобиль оборудован вспомогательной и запасной тормозными системами, а также стояночным тормозом.

Кабина МАЗ-5440: конструкция и дизайн

Первое, что сразу же привлекает внимание при взгляде на модели из семейства МАЗ-5440 – это нетипичная для отечественных грузовиков внешность. Конструкторы и дизайнеры уделили серьезное внимание и техническому оснащению, и комфорту, и эстетической составляющей автомобилей.

Особенно эффектно смотрятся машины последних поколений. В их внешнем виде уже нет и намека на их советское прошлое – они превратились в настоящих заграничных «франтов».

МАЗ-5440 последнего поколения

МАЗ-5440 последнего поколения.

радиатора, внушительное панорамное лобовое стекло, огромные зеркала заднего вида, выразительная оптика на мощном обтекаемом бампере – все это складывается в единый образ современного грузового автомобиля, который вполне может конкурировать с западными аналогами.

Плавные формы кабины позволили существенно повысить аэродинамические свойства грузовика и, как следствие, сделать его более быстрым и экономичным. Для снижения общей массы автомобиля в конструкции кабины были использованы высокопрочные пластиковые элементы.

Для надежной антикоррозионной защиты металлических элементов кабины и шасси была задействована особая технология окраски.

Интерьер и эргономика

Позаботились конструкторы и о создании максимально комфортных условий для водителей во время дальних поездок. В просторном салоне автомобиля вполне достаточно места и для работы, и для отдыха. Водительское пневмосиденье имеет множество дополнительных функций, обеспечивающих возможность подстройки его высоты и положения под любую комплекцию и рост.


В кабине МАЗ-5440 А5.

Помимо водительского, предусмотрено еще кресло для пассажира, а также одна или две (в зависимости от конкретной модификации автомобиля) удобных спальных полки. Под нижней полкой имеется приличное пространство, в котором можно разместить, к примеру, небольшой холодильник, обогреватель или багаж. Помимо этого, кабина оборудована несколькими отделениями для одежды.

Модернизированная панель управления напоминает пульт космического корабля. Однако, несмотря на огромное количество современных датчиков и кнопок, найти нужную функцию не составляет труда, так как и сама форма панели, и расположение клавиш на ней настолько продуманы и эргономичны, что вряд ли растеряется даже человек, никогда не сидевший за рулем нового МАЗ-5440.

Была улучшена и рулевая система, а также установлены электростеклоподъемники. Дополнительные удобства обеспечивают бортовой компьютер, аудиосистема, система автоконтроля климата и тахограф.
Кабину оборудовали пневматической (в некоторых моделях – пружинной) подвеской, что значительно повысило комфорт при передвижении по плохим дорогам.

Кабина МАЗ-5440 М9

В кабине МАЗ-5440 М9.

Чтобы внутреннее оснащение автомобиля максимально приблизить к европейским стандартам, белорусские разработчики использовали технологии и комплектующие западных производителей. Так, к примеру, электроника, установленная в машине, выпущена немецкой компанией Wabco.

Опционально предусмотрена установка электронной противобуксовочной системы (ARS) и независимого отопителя кабины.

Нужны фотографии крепления крана уровня пола кабины на 5440 или 6430

Нужны фотографии крепления крана уровня пола кабины на 5440 или 6430

Всем привет, кто может скинуть фото крепления крана уровня пола кабины на 5440 или 6430?

КОММЕНТАРИЕВ (22)
Николай Липовский 05 марта 2019 Михаил Колотилин 05 марта 2019 Дмитрий Есенин Михаил Колотилин 05 марта 2019 Михаил Колотилин Дмитрий Есенин 05 марта 2019 Дмитрий Есенин Михаил Колотилин 05 марта 2019 Женя Галкин Дмитрий Есенин 05 марта 2019 Дмитрий Есенин Женя Галкин 05 марта 2019 Женя Галкин Дмитрий Есенин 05 марта 2019 Дмитрий Есенин Женя Галкин 05 марта 2019 Николай Липовский Дмитрий Есенин 05 марта 2019 Дмитрий Есенин Николай Липовский 05 марта 2019 Женя Галкин Дмитрий Есенин 05 марта 2019


Женя Галкин Дмитрий Есенин 05 марта 2019 Дмитрий Есенин Женя Галкин 05 марта 2019 Женя Галкин Максим Даденко 05 марта 2019 Дмитрий Есенин Женя Галкин 05 марта 2019 Дмитрий Есенин Женя Галкин 05 марта 2019


Женя Галкин Дмитрий Есенин 05 марта 2019 Дмитрий Есенин Женя Галкин 05 марта 2019 Дмитрий Есенин Женя Галкин 05 марта 2019 Женя Галкин Максим Даденко 05 марта 2019 Дмитрий Есенин Женя Галкин 05 марта 2019

Похожие посты

Какая длина щеток у (дворников) на МАЗ 5440?
  • Автор: Роман Шевчук
  • 07 марта 2019
  • 14 комментариев

Парни всем добрый день! Подскажите пож. длину щеток (дворников) на МАЗ 5440, а то поехал покупать и забыл смерить. И кстати не посмотрел прямые или под крючок. МАШИНА 2018г

Есть ли клапан на кулере?
  • Автор: Дмитрий Иванов
  • 07 марта 2019
  • 14 комментариев

Привет всем. На еврике на кулере снизу с одной стороны пробка, с другой на холостых воздух идёт. Че там никто не вникал? Может клапан какой-то или что. Сам сейчас посмотреть не могу - грязь стекает с машины)))

Подскажите, МАЗ 5432 личинка замка двери меняется или с вместе с ручкой только ?
  • Автор: Игорь Еливанов
  • 07 марта 2019
  • 8 комментариев

Подскажите, МАЗ 5432 личинка замка двери меняется или с вместе с ручкой только ?

Как переделать обратно на флажок, КПП 238?
  • Автор: Николай Липовский
  • 06 марта 2019
  • 9 комментариев

Как переделать обратно на флажок, КПП 238?

Парни подскажите как переделать обратно на флажок , КПП 238 короткая , щас в салоне кнопка на КПП 2 электро клапана , и этим она переключает нижний верхний ряд , хочу сделать по родному от флажка , как проверить этот кран что на КПП, при покупке продавец говорил что так и было у него изначально когда он покупал и не знает как обратно переделать

Как удалить катализотор на МАЗе?
  • Автор: Дмитрий Иванов
  • 06 марта 2019
  • 33 комментария

Удаление катализатора МАЗ

Как удалить катализотор на МАЗе?

От какой иномарки подойдет сиденье на МАЗ А8?
  • Автор: Александр Ясюк
  • 06 марта 2019
  • 37 комментариев

От какой иномарки подойдет сиденье на МАЗ А8? Хочу водительское заменить .

Какую турбину для МАЗа выбрать? Какая лучше?
  • Автор: Николай Липовский
  • 06 марта 2019
  • 24 комментария

Какую турбину для МАЗа выбрать? Какая лучше?

Товарищи мазисты , такая пойдет, или всё-таки холсет поискать . Или гарет , какая лучше.

Какие подушки ставить на МАЗе в передние рессоры?
  • Автор: Виталик Момот
  • 06 марта 2019
  • 12 комментариев

Ребят кто ставил подушки в передние рессоры-как ощущения и какие подушки покупали?

Кто и что использовал для удерживание в натяжке коллектора к голове?
  • Автор: Евгений Аксененко
  • 06 марта 2019
  • 52 комментария

Кто и что использовал для удерживание в натяжке коллектора к голове?

Всем привет, вопрос кто и что использовал или изготавливал типо хамут для удерживание в натяжке коллектора к голове. Фото если есть, то скиньте прошу! всем спасибо

Почему на МАЗ 5440, коробка zf перестал работать спидометр?
  • Автор: Данил Деркачев
  • 06 марта 2019
  • 6 комментариев

Почему на МАЗ 5440, коробка zf перестал работать спидометр?

Привет всем. Может кто знает что может быть. МАЗ 5440 коробка zf перестал работать спидометр. Проверял на коробке разъем провода не окислены.Может предохранители где-то стоят?

Новейшие тягачи от МАЗа: белорусы уже покупают, россияне пока присматриваются 20:10, 23 сентября 2019 Версия для печати

На прошлой неделе Минский автозавод представил свои последние разработки - седельные тягачи МАЗ-5440M7 и МАЗ-54A02K. Презентация прошла в белорусской столице в рамках выставки "ТехИнноПром-2019". Автозаводцы подчеркивают: новинки знаковые. Чем же примечательны эти автомобили?

Магистральный тягач МАЗ-5440M7 - еще один представитель пятого поколения минских грузовиков. Его главное, но не единственное отличие от флагманского МАЗ-5440M9 - двигатель меньшего рабочего объема и, следовательно, меньшей мощности.


МАЗ-5440M9 цвета Sardinia blue на выставке Energy Expo 2018 в Минске



Конструктивно эти двигатели похожи: они имеют два верхних распредвала в общей для всех цилиндров головке; привод ГРМ шестернями со стороны маховика; четыре клапана на цилиндр; "мокрые" гильзы; прочные стальные поршни с полимерным покрытием юбки; асимметричный турбокомпрессор; высокопроизводительный и динамичный моторный тормоз-замедлитель максимальной мощностью 400 кВт.

Оба двигателя оснащены топливной системой с топливной рампой повышенного давления X-pulse с давлением до 2100 бар и многократным впрыском; системой рециркуляции отработавших газов EGR высокого давления с регулируемой степенью рециркуляции; системой SCR; системой впрыска реагента AdBlue; глушителем с каталитическим нейтрализатором ОГ; регенерируемым сажевым фильтром.


МАЗ-5440M7 получил свою собственную автоматическую 12-ступенчатую коробку передач Mercedes-Benz модели G230-12 New MT, которая может работать в полностью автоматическом режиме или управляться водителем вручную с помощью переключателя на руле. Для снижения расхода топлива коробка поставляется в версии с прямой передачей.

Коробка передач G230-12 New MT может иметь дополнительные функции: возможность переключения в режим повышенной тяги (например, на местности с горным рельефом); помощь водителю при трогании в гору; режим раскачки автомобиля; режим маневрирования (возможность движения на низкой передаче при невысоких оборотах двигателя без его останова).


Еще одно важное отличие МАЗ-5440M7 от выпущенных ранее "девяток" - увеличенная с 3600 до 3800 мм колесная база. За счет этого удалось не только увеличить емкость топливных баков (с 1150 до 1300 л), но и улучшить распределение полной массы тягача по осям (на переднюю - 8000 кг; на ведущий мост - 11.500 кг).


Рама тягачей пятого поколения изготовлена из равнополочного швеллера (материал - высокопрочная легированная сталь) и обладает высокой прочностью на кручение и изгиб. На МАЗе подчеркивают, что благодаря применению катафорезного грунтования и порошковой окраски обеспечивается надежная антикоррозионная защита всех элементов рамы. Все детали крепятся самостопорящимися болтами и в случае ремонта могут быть заменены.

Подвеска автомобиля: первой оси - малолистовая рессорная; второй оси - пневматическая 4-баллонная. Тягач оснащен системой электронного управления пневматической подвеской ECAS, которая обеспечивает равномерный уровень дорожного просвета независимо от загрузки. Функция памяти с интуитивной и простой системой управления делает возможным выбор двух значений дорожного просвета.


Технически допустимая статическая нагрузка на опорно-сцепное устройство у МАЗ-5440M7 - 9700 кг. Высота ОСУ от уровня дороги - 1150 мм. Сдвиг седла - 800 мм.


Кабина "семерки" не отличается от "девятки" ни внешним видом, ни внутренним содержанием - водителя ожидает тот же уровень комфорта. Высокая крыша и низкий тоннель обеспечивают удобное перемещение внутри кабины. Оба спальных места имеют одинаковые размеры - 700 х 2020 мм.





Для удобства водителя в центральной части панели приборов установлен столик с двумя подстаканниками и центральной нишей для хранения различных вещей и документов водителя.



В кабине предусмотрены вещевые ящики и отсеки, расположенные как над лобовым стеклом, так и под нижним спальным местом (в частности, здесь может устанавливаться холодильная камера для хранения продуктов полезным объемом 25 л).


Над лобовым стеклом - тахограф, блок управления освещением, автомагнитола (на данном экземпляре - Continental TR7423UB-OR), автомобильная радиостанция (President BARRY ASC), блок управления ГЛОНАСС.



На панели двери расположен блок клавиш, отвечающий за регулировки и обогрев зеркал, подъем и опускание боковых стекол. Помимо электростеклоподъемников в базовую комплектацию также входят центральный замок, датчики света и дождя.

Система кондиционирования и отопления с автоматическим поддержанием заданной водителем температуры обеспечивает необходимый водителю микроклимат в кабине. По заказу возможна установка дополнительного независимого отопителя.


Рулевое колесо имеет плавную регулировку. Демпфирующее сиденье позволяет регулировать угол наклона спинки поясничной опоры и высоту сиденья. Все это позволяет водителю найти наиболее комфортное положение.

Большая площадь остекления и новые зеркала обеспечивают увеличенную зону видимости и круговой обзор, что делает управление автопоездом более безопасным.


В стандартной комплектации МАЗ-5440M7 оснащен системами курсовой устойчивости (ESP), слежения за разметкой и экстренного торможения.

Датчики системы курсовой устойчивости постоянной контролируют динамические характеристики движения. При угрозе заноса или опрокидывания автомобиля происходит торможение отдельных колес седельного тягача, а в случае необходимости - снижение крутящего момента двигателя. Таким образом, система ESP восстанавливает стабильность автопоезда и надежно удерживает его на дороге.

Электронная тормозная система с системой экстренного торможения мгновенно реагирует на возникновение опасных ситуаций и обеспечивает короткий тормозной путь.

Система слежения за разметкой в постоянном режиме контролирует положение дорожной разметки перед движущимся автомобилем. При отклонении от заданной полосы без включения соответствующего поворота раздается предупреждающий звуковой сигнал.

По заказу новый седельный тягач МАЗ может быть оснащен адаптивным круиз-контролем. Эта система сохраняет дистанцию до идущего впереди транспортного средства, адаптируя тягач к условиям транспортного потока, а значит, существенно облегчает работу водителя.


Светодиодные фары нового автомобиля МАЗ из прозрачного стекла обладают увеличенной интенсивностью светового потока, тем самым повышая безопасность движения в ночное время. По желанию заказчика возможна установка светодиодных противотуманных фар с функцией освещения поворота.


Пока МАЗ-5440M7 существует в единичном экземпляре: представленный автомобиль - первый в серии. Цена на него пока не утверждена, но ориентировочно будет на уровне 80-85 тыс. евро (для сравнения: сейчас цена "девятки" для белорусского потребителя - 87 тыс. евро).

Как рассказал представитель МАЗа, тягачами пятого поколения начинают активно интересоваться белорусские перевозчики. Три магистральных МАЗ-5440M9 закупила Гродненская табачная фабрика "Неман", два - ОАО "БелГрузМагистраль". В настоящее время на заводе собираются еще несколько тягачей. Часть из них - под конкретного заказчика, часть будет выставлена на свободном складе в Минске, чтобы сократить время ожидания для потенциальных покупателей (дело в том, что срок изготовления автомобилей Евро-6 несколько больше по сравнению с обычной техникой).

Проявляют интерес к новым МАЗам пятого поколения и в России, но заказов оттуда пока не поступало.

Стоит отметить, что на Минском автозаводе внимательно следят за работой каждого проданного МАЗ-5440M9: конструкторы очень тесно общаются с водителями и механиками организаций-эксплуатантов, собирают информацию о том, как ведут себя различные узлы и агрегаты, - в дальнейшем с учетом этих данных в конструкцию автомобилей могут вноситься необходимые изменения.


Другая новинка минских автозаводцев - седельный тягач МАЗ-54A02K - имеет сразу две ключевые особенности. Во-первых, он оснащен газовым двигателем, который работает на сжиженном природном газе (метане). Во-вторых, он предназначен для перевозки в составе автопоезда опасных грузов - об этом говорит его необычный индекс (вернее третий и четвертый знаки).



МАЗ-54A02K дебютировал в начале сентября на выставке Comtrans-2019 в Москве и вызвал там большой интерес. Тягач укомплектован 400-сильным двигателем Weichai Power WP12NG 400E50 уровня Евро-5 (2K в индексе модели - это он) и механической 16-ступенчатой коробкой передач ZF 16S2520 TO. Два криогенных бака для сжиженного метана - производства американской компании Chart, их суммарный объем - 755 л (405+350 л). Этого количества газа достаточно, чтобы тягач в составе автопоезда общей массой 44 тонны без дозаправки смог проехать не менее 700 км.



Представляя новейший газовый тягач, "мазовцы" заявили, что кабина у него - с обновленным интерьером. На самом деле речь шла о варианте, который уже некоторое время используется и на многих других моделях завода. И конечно, на фоне интерьера МАЗов пятого поколения к подобному внутреннему оформлению вряд ли подходит термин "обновленный". Тем не менее и в этой кабине предусмотрены комфортные сиденья с трехточечными ремнями безопасности, цифровая панель приборов, столик с подстаканниками, солнцезащитная шторка с электроприводом, система климат-контроля, два спальных места, а также светодиодная подсветка и ниши для документов. В комплектацию тягача включены система курсовой устойчивости, антиблокировочная и противобуксовочная системы.


Ориентировочная стоимость МАЗ-54A02K в комплектации 0520-030, как у представленного на выставке экземпляра, - порядка 180 тыс. рублей для белорусского потребителя (для сравнения: самый дорогой тягач МАЗ-5440 с дизельным двигателем для рынка РБ сейчас стоит порядка 146 тыс. рублей). Правда, в Беларуси новому тягачу сегодня просто негде заправляться - заправок для сжиженного метана в нашей стране пока нет. Так что МАЗ-54A02K - это продукт, в первую очередь ориентированный на Россию, где газификация автотранспорта имеет мощную государственную поддержку.

Впрочем, в Беларуси работающие на сжиженном метане грузовики в скором будущем также могут оказаться востребованными: по имеющейся у нас информации, с российским "Газпромом" прорабатывается вопрос о совместном строительстве заправочных станций на трассе М1 Брест - Москва - первые заправки должны появиться в Бресте, Минске и Орше. И когда это произойдет, МАЗу будет что предложить перевозчикам - автозавод работает на перспективу.

Один день из жизни завода. Собираем МАЗ-5440Е9 вместе

Но именно здесь собирается последняя модель МАЗ, на разработку которой было потрачено почти 2 года. У нас появилась уникальная возможность проследить за всеми этапами сборки одного из самых популярных тягачей - МАЗ-5440Е9

Поехали!

Секретность, обучение, непрерывная работа, поиск конструкторских решений - не просто слова. Это суть работы одного из крупнейших на постсоветском пространстве завода. За свою историю МАЗ прошел немало испытаний и претерпел ряд изменений.

Один день из жизни завода. Собираем МАЗ-5440Е9 вместе
МАЗ с высоты птичьего полета

9 августа 1944 года постановлением Государственного комитета обороны было принято решение о создании автосборочного завода в Минске. Несмотря на тяжелые времена, МАЗу удалось уже к 1947 году выпустить своих первенцев: пять автомобилей МАЗ-205. Через год было организовано серийное производство. Уже к 1951 году количество выпущенных машин достигло 25 тысяч экземпляров! С того далекого и уже ставшего для нас историей времени МАЗ ни на минуту не прекращает работу. Постоянная модернизация, выпуск новых усовершенствованных моделей, множество наград и премий не заставляют усомниться в том, что завод по-прежнему является одним из лидеров в данной сфере, обеспечивая грузовой техникой многие страны СНГ. Сегодня МАЗ - это 110 цехов, 18 тыс. работников.

Один день из жизни завода. Собираем МАЗ-5440Е9 вместе
МАЗ на конвейере

С линии автосборочного завода сходит до 100 грузовиков в день - это примерно 7 грузовиков в час. Впечатляет? А что если мы скажем, что в большинстве своем машины не производятся массово, каждая - своего рода уникальное творение, созданное с учетом индивидуальных требований клиента. То есть примерно 35 000 грузовиков в год, и ни один не похож на другой!

Все начинается с… "позвоночника"

Сборка любого грузовика (и МАЗ-5440Е9 не исключение) стартует со сборки шасси. Процесс начинается с лонжеронов (фр. longeron, от longer - идти вдоль) - главного силового элемента рамы, который обеспечивает прочность и сопротивляемость изгибу при нагрузке. Два параллельных лонжерона укрепляются усилителями, а между собой скрепляются поперечинами. Такая конструкция имеет множество отверстий. Это, можно сказать, своеобразный конструктор, скрепляемый впоследствии примерно 120 болтами.

Один день из жизни завода. Собираем МАЗ-5440Е9 вместе
Лонжероны – гарант прочности и надежности

Из интервью с заместителем начальника автосборочного цеха Дмитрием Гореликом

- Как удается избежать ошибки и установить все правильно, ведь рама имеет множество отверстий?

- Мы проводим обучение наших специалистов, постоянно повышаем разряд. Если выходит какой-то новый автомобиль, то технологи совместно с конструкторами предварительно проводят авторский контроль, то есть обучают и рассказывают об особенностях новинки.

Рама - главный несущий механизм грузовика - содержит несколько основных деталей: лонжероны, усилители лонжеронов, поперечины, боковины. Сначала собирают усилители и лонжероны, затем на кронштейны крепятся заклепки (или болты, в зависимости от модели), потом все эти части собираются вместе и проходят контрольные испытания. Для того чтобы не перепутать все эти детали, каждая из них имеет свою маркировку, идентификационный номер, который страхует от ошибок при сборке.

Один день из жизни завода. Собираем МАЗ-5440Е9 вместе
Каждая деталь рамы пронумерована

Одну раму собирают около 20 рабочих, а помогают им вот такие машины. Это высокоскоростное многофункциональное оборудование. Если раньше для обработки кронштейна необходимо было 5-6 станков с их переналадкой, то сейчас есть возможность, пропустив кронштейн через одну установку, обработать его со всех сторон. Это позволяет сократить расходы и время на обработку деталей.

Один день из жизни завода. Собираем МАЗ-5440Е9 вместе
Японское оборудование для обработки кронштейнов

Вообще, сборка рамы - настоящий ритуал, сродни японской церемонии чаепития. Количество этапов подготовки, которые проходит автомобильная рама, впечатляет. Такой чести не удостаивается больше ни одна деталь. На первом этапе рама проходит дробеструйную обработку, а затем ее ожидает процедура катафорезного покрытия, которая обеспечивает защиту детали от ржавчины и окисления.

Но особенно привлекательным с точки зрения обывателя, впервые попавшего на автомобильный завод, выглядит этап порошкового окрашивания рамы. Вот как это происходит.


Если вы думаете, что принятие ванн - занятие только для людей, то вы ошибаетесь. Рамы тоже принимают ванны! И не одну! Сначала ее просто промывают, следующая ванна - фосфатная (это ей все автомобилисты обязаны отсутствием коррозии), далее - 3-х кратная промывка после фосфата, и наконец, ванна с катафорезной грунтовкой. И опять 3-х кратная промывка, чтобы смыть лишние хлопья краски. Не удивимся, если сотрудники завода заканчивают эту процедуру 3-х кратным "Ура"!

После этого специалист проверяет качество сборки и покраски рамы. И только затем рама отправляется на конвейер. Кстати, цикл от навески до съема рамы составляет 4 часа 30 минут, каждая последующая рама выходит через 6 минут 30 секунд!

По мосту - к автомобилю

В это время другая группа рабочих в автосборочном цеху уже ожидает раму. Сам цех представляет собой огромное помещение, где трудятся десятки работников. С конвейера, протяженностью 320 метров, ежедневно сходят до сотни автомобилей.

Из интервью с заместителем начальника автосборочного цеха Дмитрием Гореликом

- Смешиваете ли вы сборку нескольких моделей в рамках одной линии? И к чему в конечном итоге это приводит?

- Мы ориентируемся на потребителя, поэтому смешивание моделей на одной линии - это и необходимость, и существенное преимущество перед конкурентами. Мы получаем заказ и работаем в соответствии с заказом. Ведь есть базовая модель, а есть желание потребителя, который заранее оговаривает, какую хочет коробку, двигатель, шины, пневматику… Все эти требования мы выполняем.

- Сколько автомобилей МАЗ-5440Е9 уже выпущено?

- С производственной линии уже сошло 235 тягачей МАЗ-5440Е9.

Первое, что делают специалисты, получив по конвейеру раму, - устанавливают оси (мосты). К слову, процесс этот занимает 2 минуты. Теперь вы понимаете, что рассказ о слаженности работы - это не просто слова.

Один день из жизни завода. Собираем МАЗ-5440Е9 вместе
Что можно сделать за 2 минуты? Установить оси!

МАЗ-5440Е9 - двухосный седельный тягач. Распределение технически допустимой общей массы автомобиля происходит следующим образом: на первую ось - 7 300 кг, на вторую ось - 11 500 кг. Когда оси готовы, устанавливается сбалансированная подвеска и закрепляется тележка к раме.

Тем временем в другом цеху осуществляется сборка двигателя. На видео специалисты устанавливают сцепление и стыкуют коробку передач с двигателем, кладут жгуты по двигателю, монтируют систему отопления. После этого двигателю предстоит "встретиться" с шасси.


МАЗ-5440Е9 оснащен двигателем Mercedes-Benz OM501LA.V/5, V6 (Euro-5) мощностью 435 л.с. Впервые на седельный тягач установлена 12-ступенчатая коробка переда G211-12. Допустимая общая масса автопоезда - 40 000 кг. Также этот тягач может комплектоваться другим двигателем - отечественным ЯМЗ - если того пожелает заказчик.

Кстати, в машине отсутствует педаль сцепления. Водитель имеет возможность управлять транспортным средством как в полуавтоматическом, так и в полностью автоматическом режиме. После того, как двигатель собран, он возвращается на конвейер и устанавливается на раму.

По тормозам

Следующий этап - прокладывание магистралей тормозной системы и основной проводки. Это еще одно испытание в споре человека и машины. Кропотливая работа, ведь множество проводов необходимо собрать в ограниченном пространстве. Тягач оснащен дисковыми тормозами, которые имеют улучшенное охлаждение и более высокую эффективность торможения. А это плюс один к безопасности.

Один день из жизни завода. Собираем МАЗ-5440Е9 вместе
Собрать тягач, как вышивать бисером. Также кропотливо

В то время как одна группа специалистов трудится над сборкой шасси, другая - создает не менее важный компонент автомобиля - кабину.

30 человек и 4 часа времени - кабина готова

Из пустого каркаса в итоге получается полностью оснащенный компонент автомобиля. Происходит это поэтапно: сначала закладывается проводка, она обклеивается и утепляется. Затем - обивка, установка отопителя, панели, крепление сидений, электрооборудования. Монтируются стекла. Фары кабина получает уже на конвейере. 30 человек, 4 часа времени - и кабина готова.

Один день из жизни завода. Собираем МАЗ-5440Е9 вместе
Пока ещё пустой каркас кабины

Как рассказали на заводе, самым популярным цветом кабины является цвет с романтическим названием "Белые ночи". В целом же, палитра довольно широкая, и каждый может выбрать цвет по душе.

Один день из жизни завода. Собираем МАЗ-5440Е9 вместе

Что ж, теперь опять на конвейер. Здесь кабина, шасси и двигатель будут собраны воедино. Этот союз должен быть на века!


Зона испытаний - еще один этап, без которого ни один грузовик не выезжает за пределы завода. Здесь проверяются фары, рулевое управление, тормоза и работу двигателя. Для оценки скорости используют не только роликовый стенд. На 15-ти километровом треке с брусчаткой проводится испытание подвески на прочность. Снять видео, как вы понимаете, в таких дакаровских условиях было сложно, но фото прилагаем.

Один день из жизни завода. Собираем МАЗ-5440Е9 вместе
Испытание брусчаткой. Держи-и-и-и-ись!

Хотите почувствовать себя за рулем МАЗа? Пожалуйста! Видео сделано из кабины грузовика и, надо сказать, ехать в нем было мягко и комфортно. Машина быстро набирает скорость и практически бесшумна.


После прогулки грузовик возвращают обратно в цех, где машина… принимает душ. Да, вы не ослышались - в течение 10 минут на автомобиль обрушивается искусственный ливень. Это необходимо, чтобы проверить, есть ли протечки.


Если грузовику удалось выйти сухим из воды, не подмочив своей репутации, то самое время покидать стены родного дома. Рождение тягача свершилось! Кстати, встреча грузовика и будущего владельца иногда происходит прямо на заводе, но чаще машины отправляются дилерам.

Один день из жизни завода. Собираем МАЗ-5440Е9 вместе
Готов к труду и обороне!

Один день из жизни завода. Собираем МАЗ-5440Е9 вместе
Легкой дороги, МАЗ!

8.1 Кабина. Устройство

Двухместная кабина автомобиля МАЗ установлена над двигателем и оборудована спальными местами, расположенными одно над другим за спинками сидений.
Свободный доступ к двигателю и его системам, рулевому управлению и другим агрегатам, расположенным в передней части шасси, обеспечивается благодаря опрокидыванию кабины относительно передних шарнирных опор на угол 60°. При полностью поднятой кабине дополнительная фиксация её осуществляется с помощью троса 8 (рис.156). Для работы под не полностью опрокинутой кабиной необходимо опрокинуть её примерно на 45° и зафиксировать страховым упором. Без установки страхового упора находиться под кабиной нельзя.
Облицовку 18 передка кабины можно переместить вверх до полного открытия проёма передка. При этом открывается доступ к маслозаливной горловине и масломерному щупу.

Крепление кабины и механизм её подъема.
На основании кабины, в её передней части приварены два литых кронштейна, и проушины которых входят опоры 14, закрепленные на первой поперечине рамы. Кронштейны и опоры сочленяются посредством осей 10.
Нижние опоры 14, установленные на амортизационных втулках 15, заключенных в обоймы, обеспечивают смягчение передаваемых колебаний на кабину. На задней панели кабины установлены две резиновые опоры 6 (рис.157). Задняя опора в виде изогнутой трубчатой балки 1 через кронштейн крепятся к раме. На балке закреплены два кронштейна, на которые опираются опоры 6 и ограничивают боковое раскачивание кабины при движении автомобиля.
В средней части на балке закреплен запорный механизм, который надежно удерживает кабину от самопроизвольного опрокидывания. Дополнительно фиксация кабины в транспортном положении осуществляется страховым тросом 3 (см.рис.156). Перед опрокидыванием кабины трос нужно снять со штыря.
Отрывание запорного механизма осуществляется с помощью монтажной лопатки 18 (см.рис.157); вставленной во втулку рычага 3 путем поворота рычага вниз; при этом положение рычага фиксируется в вырезах кронштейна 2. При повороте рычага 3 тяга 5 поворачивает кулак 15, освобождая захват 14. После того как рычаг 3 отведен, зафиксирован и страховой трос 3 (см.рис.156) снят с оси кабины, можно начинать её подъем.
Закрывание запорного механизма при опускании кабины осуществляется автоматически. Для этого нужно заблаговременно снять с фиксированного положения рычаг 3 (см.рис.157) привода с помощью монтажной лопатки (рекомендуется производить эту операцию сразу же после незначительного подъема кабины). После опускания кабины по положению рычага 3 следует убедиться, что запорный механизм закрыт.
Опрокидывание кабины производится посредством силового цилиндра (рис.158). Масло и цилиндр подается от насоса (рис.159), привод которого осуществляется вручную (с помощью монтажной лопатки).

Долговечность деталей и надежность работы запорного механизма во многом зависят от правильной установки балки 1 (см.рис.157) задней опоры кабины на кронштейне 4 (рис.156).
Положение щек 16 (см.рис.157) должно быть таким, чтобы при опускании кабины не происходило задевание пальца 13 захвата за щеки 16, а в опущенном положении ось захвата должна доходить до упора в вырезе щёк. Это обеспечивается регулировкой положения балки путем поворота и смещения её на кронштейне 4 (см.рис.156). После регулировки болт нужно затянуть. Исправность пружин 10 и 12 является главным залогом надёжности и работоспособности запорного механизма кабины.

Система отопления и вентиляции кабины
Система отопления (рис.160) включает отопитель 10, подводящий 2 и отводящий 13 шланги, электродвигатели 11 и детали арматуры. Электродвигатели и вентиляторы сблокированы на одной оси. При помощи переключения отопителя, установленного на дополнительном щитке приборов на тоннеле кабины, электродвигатели могут включаться в работу в двух режимах: 1500 или 3000об/мин.
Система отопления оборудована воздуховодами и заслонками, с помощью которых можно направлять поток воздуха на обогрев стекол и обдув ног водителя и пассажира.
Открытие заслонок воздуховодов 5 на обдув ног водителя и пассажира осуществляется поворотом крышки 4 воздуховода, а регулировка потока воздуха на ветровые стекла - поворотом сопел 7. Забор свежего воздуха в отопитель производится спереди кабины.
Забор горячей жидкости для отопителя производится из системы охлаждения от главного водяного канала блока двигателя и через шланг 2 подается в радиатор. Отводящий шланг 13 соединяет радиатор отопителя с подводящим патрубком водяного насоса 16 двигателя. Для перекрытия доступа жидкости в систему отопления в летний период и перед пуском холодного двигателя в зимний период с целью ускорения прогрева двигателя на подводящей трубе системы отопления и подводящем патрубке водяного насоса установлены краники 14 и 20 пробкового типа. В корпусе краников имеется отверстия для быстрого удаления воздуха из системы отопления, которые используются для слива воды. При появлении течи жидкости из краников необходимо их разобрать и смазать конусную поверхность смазкой.
Вентиляция кабины в летнее время осуществляется с помощью вентиляционного люка на крыше кабины, крышка которого может устанавливаться в четырех фиксированных положениях, а также опусканием стекол дверей кабины. В жаркое время для вентиляции можно использовать вентиляторы системы отопления.

Сиденье водителя.
В конструкции сидения (рис.161) водителя предусмотрена возможность изменения упругих свойств системы подрессоривания в зависимости от массы водителя путем закручивания торсиона с помощью рукоятки или ключом за головку 4 винта. Вращением рукоятки по часовой стрелке (при расположении водителя лицом к спинке сиденья) обеспечивается закрутка торсиона, что вызывает увеличение жесткости подвески и, наоборот, вращением рукоятки против часовой стрелки жесткость подвески уменьшается. Наклон спинки сиденья изменяется с помощью рычагов 5, расположенных с обеих сторон спинки сиденья. Регулировка сиденья по высоте осуществляется нажатием ноги на педаль 10 и перемещением сиденья руками на нужную высоту, после чего педаль отпускается. Продольное перемещение сиденья осуществляется механизмом салазкового типа.
Техническое обслуживание кабины сводится к проверке затяжки гаек крепления запорного механизма, смазке шарнирных соединений и торсионов подвески.

Читайте также: