Установка карданных валов на маз

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Установка карданных валов на маз

Конструктивно карданные передачи всех модификаций автомобилей выполнены по единой схеме и отличаются только количеством карданных валов и их длиной

Небольшие базы автомобилей МАЗ-5335 и их модификаций позволили осуществить однокарданную схему. Ниже приведены основные данные карданных передач.

Основные данные

Длина карданных валов (расстояние между фланцами крепления шарниров) автомобилей, мм:

- МАЗ-5335, МАЗ516Б - 1868

- МАЗ-504В, МАЗ5429, МАЗ-5430, МАЗ-5549 - 1320

Размеры труб карданных валов, мм:

- наружный диаметр - 89±0,32

- толщина стенок – 3,5±0,16

- диаметр шеек крестовин, мм – 33,65-0,015

- Тип игольчатого подшипника крестовины карданного вала ГПЗ-804707К3С10

Карданная передача МАЗ

У автомобилей МАЗ-5335 МАЗ-516Б карданные валы длиннее чем у других модификаций. Карданные соединения всех карданных передач автомобилей МАЗ полностью унифицированы.

У автомобилей МАЗ-64227 карданная передача состоит из двух карданных валов: привода к среднему и заднему мостам. У МАЗ-54322 один карданный вал к заднему мосту.

Обслуживание карданной передачи заключается в выполнении смазочных работ, а также проверке состояния крепления фланцев карданного вала и крышек игольчатых подшипников.

Возможные неисправности карданной передачи и способы их устранения операциями технического обслуживания и ремонта приведены в таблице.

Смазку карданной передачи производят в строгом соответствии с периодичностью выполнения смазочных операций и применяемой смазки для подшипников, крестовин, шлицевого соединения.

Проверка крепления фланцев карданного вала производится на автомобиле при расторможенном стояночном тормозе.

Рычаг переключения коробки передач устанавливают в нейтральное положение. Автомобиль должен быть заторможен упорами, подложенными под колеса.

Если при покачивании фланцев-вилок карданной передачи будет обнаружено ослабление крепления фланцев вторичного вала коробки передач или ведущей шестерни редуктора заднего моста, необходимо отсоединить соответствующий конец карданного вала, расшплинтовать гайку крепления фланца, а затем подтянуть ее до отказа и зашплинтовать.

Все болты крепления фланцев карданного вала должны быть также тщательно затянуты моментом 44— 56 Нм (4,4—5,6 кгс.м).

При отсутствии динамометрического ключа затягивать их нужно до отказа. Замена болтов крепления фланцев, установленных при заводской сборке, термически не обработанными болтами не допускается.

Зазоры между крестовиной 10 и игольчатыми подшипниками 13 (см. рис. 1) устраняют подтяжкой болтов, крепящих подшипники.

Номинальный и ремонтные размеры опорной поверхности

под шестерню полуоси

у чашки коробки дифференциала (таблица 1)

Расстояние от осей отверстий

под шипы крестовины

до опорной поверхности

под шестерню полуоси, мм

Неисправности возникшие во время эксплуатации и метод устранения

Повышенный шум, отчетливо слышен при движении накатом

Отсутствие смазки в шлицевом соединении - Смажьте шлицевое соединение

Ослабление затяжки болтов крепления вилки с фланцем - Затяните болты

Износ деталей шлицевого соединения - Замените карданный вал

Износ подшипника промежуточной опоры - Замените подшипник

Вибрация карданной передачи

Погнутость или скручивание трубы карданного вала - Замените карданный вал

Неправильное соединение скользящей вилки с шлицевым концом вала - Установите шлицевой конец вала в скользящую вилку, совместив стрелки

Повышенный износ деталей шарнира - Замените крестовину

Отрыв балансировочных пластин - Замените вал или отбалансируйте

При разборке карданного вала со скользящей вилкой (см. рис. 1) выполняют следующее:

- отгибают усики стопорной пластины с граней болтов, вывертывают болты и снимают с торцов щек вилок стопорные пластины, крышки 14 подшипников;

- вынимают игольчатые подшипники 13 из отверстий фланца-вилки 1 и скользящей вилки 7. Для выпрессовки подшипников из фланца-вилки и из вилки необходимо использовать специальное приспособление.

Пользоваться молотком нельзя, так как это приводит к нарушению соосности отверстий под подшипники в вилках шарнира.

При выпрессовки подшипников на опорную призму (рис. 2) устанавливают вилку 7 карданного вала и выпрессовывают подшипники из фланца-вилки (см. рис. 2, а), затем спрессовывают торцевые сальники и снимают фланец-вилку 4 и после этого шипы крестовины 6 устанавливают в специальные лунки опорной призмы и выпрессовывают подшипники из вилки 7карданного вала (см. рис. 2, б);

- снимают с шипов крестовины 10 (см. рис. 1) фланец-вилку 1 и из отверстий скользящей вилки удаляют крестовину 10 вывертывают из крестовины 10 масленку 9.

Выпрессовка подшипников из фланца-вилки (а) и из вилки вала (б):

В такой же последовательности разбирают карданный вал со стороны соединения со скользящей вилкой.

Последующую разборку производят в следующем порядке:

- вывертывают масленку 8 из скользящей вилки 7;

- отвертывают обойму 6 сальника и снимают скользящую вилку 7 со шлицевого конца карданного вала;

- вынимают из обоймы 6 сальника уплотнительное кольцо 4 сальника и снимают обойму 6 со шлицевого конца вала.

Ремонту в карданной передаче подлежат фланец-вилка, скользящая вилка и крестовина карданного вала.

Фланец-вилка карданного вала изготовлена из стали 40 и термически обработана до твердости НВ 229—269.

Основными дефектами, при наличии которых фланец-вилка подлежит восстановлению, являются: износ отверстий под подшипники и болты крепления фланца. Фланец-вилку бракуют при расстоянии между щеками менее 134,96 мм или более 135,09 мм.

Ремонтная втулка отверстий вилок кардана под игольчатые подшипники

При износе отверстий под подшипники до диаметра более 50,05 мм их восстанавливают постановкой ремонтных втулок.

Фланец-вилку посадочным буртом 132 мм устанавливают в приспособление, закрепленное на шпинделе токарного станка, закрепляют прижимом и растачивают два отверстия в линию до диаметра 53+0,06 мм.

Затем запрессовывают в расточенные отверстия ремонтные втулки (рис. 3), изготовленные из стали 20, приваривают их к вилке в четырех точках с внутренней стороны электродом УОНИ-13/45 Ø 3 мм.

Затем втулки со стороны внутреннего торца запиливают напильником заподлицо с основной поверхностью детали, растачивают и развертывают отверстия во втулках в линию до Ø 50 +0,027 мм.

Ось поверхностей отверстий под подшипники поверхности должна пересекать ось посадочного бурта с точностью 0,1 мм и несоосность поверхностей отверстий под подшипники допускается не более 0,025 мм.

При износе более 10,5 мм отверстия под болты крепления рассверливают до Ø 12 мм, зенкуют под углом 90° на глубину 8 мм и заваривают электродом УОНИ-13/55 Ø 4 мм.

Затем устанавливают фланец в приспособление на токарном станке, базируясь по отверстиям под подшипники, и протачивают поверхность фланца с обеих сторон от наплывов металла заподлицо с основной поверхностью.

После этого устанавливают фланец в кондуктор, базируясь по поверхности посадочного бурта, сверлят восемь отверстий Ø 10 +0,3 +0,1 мм и зенкуют их с двух сторон (фаска 0,5 х 90°). Отверстия должны быть расположены по окружности равномерно с точностью 0,12 мм.

Скользящая вилка карданного вала изготовлена из стали 40 и термически обработана по твердости НВ 229—269. Вилку восстанавливают при износе отверстий под подшипники, шлицевых канавок по ширине и наружному диаметру и при повреждении резьбы под обойму сальника.

Отверстия под подшипники восстанавливают так же, как в фланце-вилке. Оси поверхностей отверстий под подшипники и шлицевой поверхности должны быть перпендикулярны с точностью 0,1 мм на длине 100 мм и пересекаться с точностью 0,1 мм

Несоосность поверхностей отверстий под подшипники допускается не более 0,025 мм.

При износе по наружному диаметру более 65,05 мм или по ширине до размера более 5,10 мм шлицевые канавки восстанавливают обжатием с одновременной нарезкой резьбы под гайку.

Крестовина карданного вала изготовлена из стали 18ХГТ и цементирована на глубину 1,6—1,9 мм с последующей закалкой до твердости HRC58—64.

Основным дефектом, при котором крестовина подлежит восстановлению, является износ шипов до размера менее 33,62 мм.

При отклонении расстояния между торцам противоположных шипов до размера менее 126,91 мм или более 127,05 мм крестовину бракуют.

Изношенные шипы крестовины восстанавливают до диаметра 36,5 вибродуговой наплавкой проволок ОВС диаметром 1,6 мм с охлаждением, с последующим шлифованием до диаметра 33,65-0,015-0,030 мм и шероховатости 0,63.

Шипы должны лежать в одной плоскости с отклонением не более 0,3 мм.

Сборку карданного вала выполняют в такой последовательности:

- ввертывают в крестовину 10 (рис. 1) предохранительный клапан и угловую масленку 9, наклонная часть которой должна располагаться между шипами крестовины под углом 45± 5° и выступать из крестовины на величину не более 33 мм. размер соответствует расстоянию торца масленки до оси шипов крестовины;

- вставляют подсобранную крестовину 10 шипами в отверстия скользящей вилки 7 и на свободные шипы крестовины устанавливают фланец-вилку 1. При этом крестовину располагают так, чтобы масленка была обращена в сторону скользящей вилки.

- напрессовывают торцевые уплотнения 11 на шины крестовины 10 через отверстия для подшипников в вилках закладывают в полость между рабочими кромками торцевого уплотнения и игольчатого подшипника пластичную смазку № 158 в количестве (10±1) г в каждый подшипник;

- запрессовывают игольчатые подшипники 13 в отверстия вилки 1 и скользящей вилки 7. Сборку шарнира с подшипниками проводят только с применением ручного пресса.

Допускается вывернуть масленку из крестовины для облегчения сборки шарниров при запрессовки подшипников для выхода лишней смазки и следует завернуть масленку после полной сборки шарнира;

- устанавливают на торцы щек вилок опорные и стопорные пластины, закрепляют каждую крышку и пластины болтами, которые должны быть затянуты моментом 14. 17 Нм (1,4—1,7 кгс/м) и законтрены загибанием одного из ушков стопорной пластины к грани головки каждого болта;

- аналогично устанавливают фланец-вилку со второго конца карданного вала 3;

- устанавливают со стороны шлицевого конца обойму 6 сальника 5 скользящей вилки 7, кольцо 4 сальника, уложив его в обойму, и заправляют в обойму уплотнительное резиновое кольцо 4;

- устанавливают на шлицевой конец карданного вала скользящую вилку 7 таким образом, чтобы оси отверстий в скользящей вилке и в вилке на валу 3 находились в одной плоскости, допускается отклонение осей указанных отверстий на угол не более 2°.

При этом стрелки на скользящей вилке и трубе карданного вала должны быть совмещены;

- навертывают обойму 6 сальника на скользящую вилку 7, ввертывают в вилку масленку 8 и через нее смазывают шлицевое соединение смазкой УСсА или Литол-24 до выдавливания ее из отверстия заглушки скользящей вилки;

- кернят обойму 6 сальника скользящей вилки в двух местах, расположенных по окружности;

- проверяют угол качания карданов от средней оси в каждую сторону, который должен быть не менее 24°;

- выполняют динамическую балансировку собранного карданного вала.

- дисбаланс не должен превышать 65 гсм. дисбаланс устраняют приваркой пластин 2, изогнутых по наружному диаметру карданного вала, и поворачивая скользящую вилку на 180°.

Установка карданных валов на маз

МАЗ-256. КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА

Карданная передача передает крутящий момент от коробки передач к ведущему мосту.

Карданная передача состоит из промежуточного карданного вала 1 (рис. 4.2.1) с опорой 4 и основного карданного вала 5 .

Карданные шарниры одинаковы по устройству и, каждый из них состоит из вилки карданного вала, фланца-вилки и крестовины 12, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках 9. Игольчатые подшипники уплотнены комбинированными торцовыми уплотнениями 11, напрессованными на шипы крестовины.

Шлицевое соединение герметизируется двумя сальниками 16 и 17. Для смазки шлицевого соединения установлена масленка 3. Смазка подшипника опоры промежуточного вала 4 производится через масленку 21.

Карданная передача сбалансирована. Для отметки взаимного расположения сбалансированного комплекта на карданных валах нанесены метки «В». Разукомплектование карданных валов не допускается.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧИ

Обслуживание карданной передачи состоит в контроле затяжки гаек крепления фланцев карданной передачи, проверке затяжки болтов 10 (рис. 4.2.1) крепления крышек игольчатых подшипников 7 и гаек крепления промежуточной опоры к поперечине рамы шасси, а также проведении смазки согласно химмотологической карте.


Рисунок 4.2.1 - Карданный вал:
1 - промежуточный карданный вал; 2 - балансировочные пластины; 3, 13, 21 - масленки; 4 - опора промежуточного вала; 5 - основной карданный вал; 6 - вилка; 7 - крышка игольчатого подшипника; 8 - стопорная пластина; 9 - игольчатый подшипник; 10 - болт; 11 - торцевое уплотнение; 12 - крестовина; 14, 18 - гайки; 15 - шайбы; 16, 17 - сальники; 19 - отражатели; 20 - распорная втулка

При износе или разрушении уплотнений игольчатых подшипников их следует своевременно заменять новыми, так как цапфы крестовин и сами подшипники быстро изнашиваются в результате загрязнения или вытекания смазки. Необходимо также следить за состоянием сальниковых уплотнений шлицевого соединения. При нарушении этого уплотнения износ шлицевого соединения возрастает, что может привести к повышенному биению карданного вала.

Нельзя допускать ослабления крепления крышек игольчатых подшипников, т.к. при этом возрастает осевой люфт между донышком подшипника и шипом крестовины, что может привести к разрушению донышка или обрыву болтов крепления крышек, а в итоге - к разрушению карданного вала. Поэтому ослабленные болты крепления крышек следует обязательно подтянуть моментом 13,7.17,6 Н-м и застопорить загибанием одного из выступов стопорной пластины 9 на грань болта. Если подтяжкой не удается устранить значительный радиальный или торцовый зазор в подшипнике крестовины, то подшипник необходимо заменить.

Крепление фланцев карданного вала следует проверять при каждом ТО-1. Гайки болтов крепления фланцев должны быть затянуты моментом силы 157.196 Н-м. Не допускается применение обычных болтов для крепления фланцев карданного вала, необходимо применять только оригинальные болты, которые имеют повышенный класс прочности. Пружинные шайбы устанавливать со стороны головки болта.

ВНИМАНИЕ! Карданные валы необходимо собирать таким образом, чтобы оси шипов крестовин лежали в одной плоскости. Несоблюдение данного требования влечет за собой поломку карданного вала и деталей трансмиссии автобуса.

При разборке следует помечать все детали карданного шарнира, чтобы при сборке их устанавливать на те же места. Гайка 18 должна быть затянута моментом 274.353 Н-м. Карданные валы необходимо собирать так, чтобы метки «В», нанесенные на них находились на одной линии. При сборке шайбы 15 должны быть развернуты прорезями на 180°.

Установка карданных валов на маз

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________



Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Карданная передача автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Устройство деталей карданных валов Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Конструктивно карданные валы автомобилей Маз выполнены по единой схеме и отличаются только длиной. У автомобилей, имеющих наибольшую базу, карданный вал длиннее, чем у короткобазных автомобилей.

Небольшие базы автомобилей позволили осуществить однокарданную схему, т. е. без промежуточной опоры (как это, например, было у автомобиля МАЗ-5551).

Карданный вал Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 непосредственно соединяет коробку передач с главной передачей заднего моста.

Преимущество такой схемы очевидно, если учесть отсутствие обычно недостаточно долговечной промежуточной опоры и меньшее количество шарнирных соединений.

Карданная передача автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 50) состоит из карданного вала и двух карданов.

Карданный вал 3 изготовлен из тонкостенной стальной электросварной трубы.

К заднему концу трубы после напрессовки приварена вилка шарнира, а к переднему концу — наконечник со шлицами.

На шлицы этого наконечника надета скользящая вилка 7 карданного вала, длина шлицевой части которой больше длины шлицев наконечника.

Наличие шлицевого соединения в кардане Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 обеспечивает возможность изменения его длины (расстояния между шарнирами) при прогибе рессор, который вызывает некоторое продольное перемещение заднего моста.

В этом случае шлицевой конец вала перемещается в скользящей вилке настолько, насколько это необходимо вследствие изменения расстояния между карданами.

Для предохранения шлицевого соединения от повышенного износа в результате загрязнения и потери смазки к скользящей вилке с одной стороны приварена металлическая заглушка, а с другой стороны шлицевого соединения имеется уплотнение, представляющее собой войлочное кольцо 5, смонтированное в металлической обойме 6 в виде колпачковой гайки, прижимающей сальник к торцу скользящей вилки при навертывании на ее резьбовой конец.


Рис. 50. Карданная передача Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — фланец-вилка; 2 — балансировочная пластина; 3 — карданный вал; 4 — кольцо сальника; 5 — уплотннтельное кольцо; 6 — обойма уплотнительного кольца; 7 — скользящая вилка; 8 — масленка скользящей вилки; 9 — масленка крестовины; 10 — крестовина; 11 — сальник
игольчатого подшипника; 12 — стопорная пластина; 13 — игольчатый подшипник; 14 — крышка подшипника.

Смазка в шлицевое соединение подводится через масленку 8, ввернутую в отверстие на вилке.

Передний и задний кардан Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 конструктивно выполнены совершенно одинаковыми.

Каждый кардан состоит из фланца-вилки 1 и крестовины 10, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках. Крестовины, изготовленные из высококачественной стали, имеют четыре крестообразно расположенные цапфы.

На цапфах крестовины в стаканах смонтированы игольчатые подшипники, не имеющие внутреннего кольца.

Поэтому к цапфам крестовины, на которые опираются иголки подшипника, предъявляются требования, аналогичные внутреннему кольцу подшипника.

В связи с этим цапфы крестовины кардана Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 подвергаются механической обработке (шлифованию), обеспечивающей высокую геометрическую точность и правильность формы.

В игольчатый подшипник 13 установлено 38 игл диаметром 3 мм и длиной 18 мм, подсобранных так, чтобы между иглами и цапфой крестовины был необходимый зазор. Вследствие этого разбирать подшипник и переставлять иглы из одного корпуса в другой не разрешается.

Подшипник вставляется в вилку по ходовой посадке. От осевого перемещения под действием центробежных сил стаканы подшипников удерживаются крышками 14, которые закреплены двумя болтами, ввернутыми в тело вилки.

Для предотвращения самоотвертывания этих болтов установлена тонкая стопорная пластина, усики которой отгибаются на грани болтов. Крестовина в вилке центрируется относительно донышек стаканов игольчатых подшипников.

Увеличенные зазоры между торцами крестовины и донышками стаканов подшипников карданного вала Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 могут вызывать повышенные ударные нагрузки; уменьшенные зазоры могут также привести к разрушению (выдавливанию) донышек подшипников.

Поэтому к точности изготовления крестовины, подшипников и вилок, а также к сборке этих деталей предъявляются повышенные требования.

Игольчатые подшипники крестовин уплотняются сальниками 11, смонтированными в стакане подшипников.

Сальники подшипников двухкромчатые, имеют масло- и грязезащитные кромки и пружину.

Смазка к игольчатым подшипникам поступает по отверстиям в торцах цапф крестовины из угловой масленки 9, ввернутой в центральную часть крестовины.

При заполнении кардана Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 слишком большим количеством смазки и повышении давления внутри него вследствие нагревания во время работы лишняя смазка вытекает наружу через предохранительный клапан.

Это предохраняет сальники подшипников от повреждения в результате повышенного давления смазки.

Карданные валы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 в собранном виде подвергают на заводе динамической балансировке. Дисбаланс уменьшают с помощью пластин, которые приваривают на скользящей вилке.

Величина допустимого дисбаланса во время заводской балансировки не превышает 65 Гсм.

Для обеспечения равномерного вращения карданного вала отклонение осей шарниров в продольной плоскости не должно превышать 3°.

Биение вала в сборе с карданами не должно быть больше 1 мм. На трубах вала и скользящей вилки выбиты стрелки.

Поэтому необходимо помечать все детали кардана при разборке карданного вала, чтобы при сборке все детали (вилки, подшипники, крышки и т. п.) устанавливать на те же места, а трубу вала и скользящую вилку собирать так, чтобы стрелки находились на одной линии.

Если балансировка карданного вала нарушена, что может произойти при неправильной сборке или изгибе вилок, ослаблении крепления крышек подшипников, потере балансировочных пластин, то могут появиться вибрации карданного вала, ощущаемые при движении автомобиля с определенной скоростью.

Техническое обслуживание карданной передачи Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Обслуживание карданной передачи заключается в периодической смазке карданов и скользящего шлицевого соединения в соответствии с указаниями в карте смазки.

При износе или разрушении сальников игольчатых подшипников их следует заменять, новыми, так как цапфы крестовин и сами подшипники быстро изнашиваются в результате загрязнения или вытекания смазки.

Необходимо также следить за состоянием сальника на конце скользящей вилки.

При нарушении этого уплотнения износ шлицевого соединения возрастет, что может привести к повышенному биению карданного вала.

Следует регулярно осматривать крепления крышек игольчатых подшипников, проверять затяжку болтов фланцев карданов.

При ослаблении крепления крышек игольчатых подшипников возрастает осевой люфт между донышком подшипника и цапфой крестовины, что может привести к разрушению донышка подшипника или обрыву крепления крышек, а в итоге — к разрушению карданного вала.

Крепление фланцев карданного вала Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 проверять при каждом техническом обслуживании при расторможенном стояночном тормозе, приняв меры для безопасной работы под автомобилем.

Рычаг переключения передач при проверке поставить в нейтральное положение, а под шины колес подложить упоры, препятствующие перемещению автомобиля.

Люфт, обнаруженный при покачивании фланцев вилок, должен быть устранен.

Для этого отсоединить соответствующий конец карданного вала и, вынув шплинт, надежно затянуть гайку крепления фланцев, после чего вновь зашплинтовать ее.

Карданы и шлицевое соединение карданного вала Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 смазывать в соответствии с рекомендациями карты смазки.

Во избежание повреждения сальников подшипников рекомендуется обращать внимание на состояние предохранительного клапана, расположенного в центре крестовины. Обязательно перед смазкой очистить его от грязи.

Клапан должен срабатывать при давлении 3,5—5 кГ/см2.

Ремонт карданной передачи Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Для ремонта карданного вала Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 снять его с автомобиля и разобрать.

При снятии карданного вала с автомобиля вначале отсоединить фланец скользящей вилки, а затем фланец второго конца вала.

Разборку кардана Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 выполнять в следующей последовательности:

- зажать вал в тисках, снять стопорные болты и крышки игольчатых подшипников;

- при помощи молотка и медной выколотки выбить подшипник крестовины внутрь вилки, а противоположный — наружу и вынуть крестовины из отверстий вилки;

- таким же способом выпрессовать подшипники из второй вилки кардана.

Разборка кардана скользящей вилки аналогична. Игольчатые подшипники разбирать не следует.

В каждом подшипнике иглы подобраны комплектно и заменять или добавлять их из другого подшипника не рекомендуется. Неисправный подшипник заменить новым.

После разборки детали промыть в керосине или в дизельном топливе и обдуть сжатым воздухом, после чего проверить состояние игольчатых подшипников, крестовин, шлицевого соединения, сальников и карданного вала.

При осмотре крестовины обращать внимание на состояние шеек под игольчатые подшипники. Наличие вмятин от игл не допускается.

Износ шеек крестовины допускается до диаметра 33,58 мм.

Скользящая вилка карданного вала Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 не должна иметь трещин; допускается увеличение ширины впадины шлицев до размера 5,15 мм.

Вал, имеющий вмятины (или скручивание трубы), к дальнейшей эксплуатации непригоден и подлежит замене.

Биение карданного вала в любой точке по длине не должно быть более 1 мм. Валы, имеющие большое биение, правят на прессе.

Карданный вал после ремонта рекомендуется отбалансировать, так как повышенный дисбаланс (более 130 Гсм) может привести к серьезной аварии.

Допускается уменьшение толщины шлица (на шлицевом хвостовике вала) до размера 4,8 мм.

Карданный вал Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 собирают в последовательности, обратной разборке. При этом необходимо, чтобы:

- перед сборкой игольчатые подшипники были промыты и смазаны трансмиссионным маслом, а шлицевое соединение скользящей вилки смазкой 1-13;

- крестовина кардана провертывалась в игольчатых подшипниках свободно, без заеданий;

- ушки скользящей вилки и вилки карданного вала находились в одной плоскости. Для этого стрелки, выбитые на валу и скользящей вилке, должны быть расположены на одной прямой;

- скользящая вилка перемещалась по шлицам карданного вала от усилия руки без ощутимой угловой игры.

Карданная передача МАЗ

Для ремонта карданного вала снять его с автомобиля и разобрать. При снятии карданного вала с автомобиля вначале отсоединить фланец скользящей вилки, а затем фланец второго конца вала.

Разборку кардана выполнять в следующей последовательности:

  • зажать вал в тисках, снять стопорные болты и крышки игольчатых подшипников;
  • при помощи молотка и медной выколотки выбить подшипник крестовины внутрь вилки, а противоположный — наружу и вынуть крестовины из отверстий вилки;
  • таким же способом выпрессовать подшипники из второй вилки кардана.

Разборка кардана скользящей вилки аналогична.

Игольчатые подшипники разбирать не следует. В каждом подшипнике иглы подобраны комплектно и заменять или добавлять их из другого подшипника не рекомендуется. Неисправный подшипник заменить новым.

После разборки детали промыть в керосине или в дизельном топливе и обдуть сжатым воздухом, после чего проверить состояние игольчатых подшипников, крестовин, шлицевого соединения, сальников и карданного вала.

При осмотре крестовины обращать внимание на состояние шеек под игольчатые подшипники. Наличие вмятин от игл не допускается. Износ шеек крестовины допускается до диаметра 33,58 мм.

Скользящая вилка карданного вала не должна иметь трещин; допускается увеличение ширины впадины шлицев до размера 5,15 мм.

Вал, имеющий вмятины (или скручивание трубы), к дальнейшей эксплуатации непригоден и подлежит замене. Биение карданного вала в любой точке по длине не должно быть более 1 мм. Валы, имеющие большое биение, правят на прессе. Карданный вал после ремонта рекомендуется отбалансировать, так как повышенный дисбаланс (более 130 Гсм) может привести к серьезной аварии.

Допускается уменьшение толщины шлица (на шлицевом хвостовике вала) до размера 4,8 мм.

Карданный вал собирают в последовательности, обратной разборке. При этом необходимо, чтобы:

  • перед сборкой игольчатые подшипники были промыты и смазаны трансмиссионным маслом, а шлицевое соединение скользящей вилки смазкой 1-13;
  • крестовина кардана провертывалась в игольчатых подшипниках свободно, без заеданий;
  • ушки скользящей вилки и вилки карданного вала находились в одной плоскости. Для этого стрелки, выбитые на валу и скользящей вилке, должны быть расположены на одной прямой;
  • скользящая вилка перемещалась по шлицам карданного вала от усилия руки без ощутимой угловой игры.

Техническое обслуживание карданной передачи МАЗ

Обслуживание карданной передачи заключается в периодической смазке карданов и скользящего шлицевого соединения в соответствии с указаниями в карте смазки.

При износе или разрушении сальников игольчатых подшипников их следует заменять, новыми, так как цапфы крестовин и сами подшипники быстро изнашиваются в результате загрязнения или вытекания смазки. Необходимо также следить за состоянием сальника на конце скользящей вилки. При нарушении этого уплотнения износ шлицевого соединения возрастет, что может привести к повышенному биению карданного вала. Следует регулярно осматривать крепления крышек игольчатых подшипников, проверять затяжку болтов фланцев карданов.

При ослаблении крепления крышек игольчатых подшипников возрастает осевой люфт между донышком подшипника и цапфой крестовины, что может привести к разрушению донышка подшипника или обрыву крепления крышек, а в итоге — к разрушению карданного вала.

Крепление фланцев карданного вала проверять при каждом техническом обслуживании при расторможенном стояночном тормозе, приняв меры для безопасной работы под автомобилем. Рычаг переключения передач при проверке поставить в нейтральное положение, а под шины колес подложить упоры, препятствующие перемещению автомобиля.

Люфт, обнаруженный при покачивании фланцев вилок, должен быть устранен. Для этого отсоединить соответствующий конец карданного вала и, вынув шплинт, надежно затянуть гайку крепления фланцев, после чего вновь зашплинтовать ее.

Карданы и шлицевое соединение карданного вала смазывать в соответствии с рекомендациями карты смазки. Во избежание повреждения сальников подшипников рекомендуется обращать внимание на состояние предохранительного клапана, расположенного в центре крестовины. Обязательно перед смазкой очистить его от грязи. Клапан должен срабатывать при давлении 3,5—5 кГ/см2.

Возможные неисправности карданной передачи и способы их устранения приведены в табл. 6.

Повышенный шум, отчетливо слышимый при движении накатом

Отсутствует смазка в шлицевом соединении

Износ деталей шлицевого соединения

Заменить изношенные детали

Износ деталей карданов

Вибрации карданной передачи

Погнутость или скручивание карданного вала

Заменить карданный вал

Повышенный износ деталей шлицевого соединения и карданов

Заменить изношенные детали

Отрыв балансировочных грузов

Провести балансировку вала

Течь смазки через уплотнения подшипников крестовин

Устройство карданной передачи МАЗ

Конструктивно карданные валы автомобилей МАЗ выполнены по единой схеме и отличаются только длиной. У автомобилей МАЗ-500А и МАЗ-516, имеющих наибольшую базу, карданный вал длиннее, чем у короткобазных автомобилей МАЗ-504А.

Небольшие базы автомобилей всего семейства МАЗ-500А позволили осуществить однокарданную схему, т. е. без промежуточной опоры (как это, например, было у автомобиля МАЗ-200). Карданный вал непосредственно соединяет коробку передач с главной передачей заднего моста. Преимущество такой схемы очевидно, если учесть отсутствие обычно недостаточно долговечной промежуточной опоры и меньшее количество шарнирных соединений.

Карданная передача автомобилей (рис. 70) состоит из карданного вала и двух карданов.

Карданный вал 3 изготовлен из тонкостенной стальной электросварной трубы. К заднему концу трубы после напрессовки приварена вилка шарнира, а к переднему концу — наконечник со шлицами. На шлицы этого наконечника надета скользящая вилка 7 карданного вала, длина шлицевой части которой больше длины шлицев наконечника. Наличие шлицевого соединения в карданном валу обеспечивает возможность изменения его длины (расстояния между шарнирами) при прогибе рессор, который вызывает некоторое продольное перемещение заднего моста. В этом случае шлицевой конец вала перемещается в скользящей вилке настолько, насколько это необходимо вследствие изменения расстояния между карданами.

Для предохранения шлицевого соединения от повышенного износа в результате загрязнения и потери смазки к скользящей вилке с одной стороны приварена металлическая заглушка, а с другой стороны шлицевого соединения имеется уплотнение, представляющее собой войлочное кольцо 5, смонтированное в металлической обойме 6 в виде колпачковой гайки, прижимающей сальник к торцу скользящей вилки при навертывании на ее резьбовой конец.

Карданная передача МАЗ

Рис. 70. Карданная передача МАЗ:

1 — фланец-вилка; 2 — балансировочная пластина; 3 — карданный вал; 4 — кольцо сальника; 5 — уплотннтельное кольцо; 6 — обойма уплотнительного кольца; 7 — скользящая вилка; 8 — масленка скользящей вилки; 9 — масленка крестовины; 10 — крестовина; 11 — сальник игольчатого подшипника; 12 — стопорная пластина; 13 — игольчатый подшипник; 14 — крышка подшипника

Смазка в шлицевое соединение подводится через масленку 8, ввернутую в отверстие на вилке.

Оба кардана, передний и задний, конструктивно выполнены совершенно одинаковыми. Каждый кардан состоит из фланца-вилки 1 и крестовины 10, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках. Крестовины, изготовленные из высококачественной стали, имеют четыре крестообразно расположенные цапфы. На цапфах крестовины в стаканах смонтированы игольчатые подшипники, не имеющие внутреннего кольца. Поэтому к цапфам крестовины, на которые опираются иголки подшипника, предъявляются требования, аналогичные внутреннему кольцу подшипника. В связи с этим цапфы крестовины подвергаются механической обработке (шлифованию), обеспечивающей высокую геометрическую точность и правильность формы. В игольчатый подшипник 13 установлено 38 игл диаметром 3 мм и длиной 18 мм, подсобранных так, чтобы между иглами и цапфой крестовины был необходимый зазор. Вследствие этого разбирать подшипник и переставлять иглы из одного корпуса в другой не разрешается.

Подшипник вставляется в вилку по ходовой посадке. От осевого перемещения под действием центробежных сил стаканы подшипников удерживаются крышками 14, которые закреплены двумя болтами, ввернутыми в тело вилки. Для предотвращения самоотвертывания этих болтов установлена тонкая стопорная пластина, усики которой отгибаются на грани болтов. Крестовина в вилке центрируется относительно донышек стаканов игольчатых подшипников. Увеличенные зазоры между торцами крестовины и донышками стаканов подшипников могут вызывать повышенные ударные нагрузки; уменьшенные зазоры могут также привести к разрушению (выдавливанию) донышек подшипников. Поэтому к точности изготовления крестовины, подшипников и вилок, а также к сборке этих деталей предъявляются повышенные требования.

Игольчатые подшипники крестовин уплотняются сальниками 11, смонтированными в стакане подшипников. Сальники подшипников двухкромчатые, имеют масло- и грязезащитные кромки и пружину.

Смазка к игольчатым подшипникам поступает по отверстиям в торцах цапф крестовины из угловой масленки 9, ввернутой в центральную часть крестовины. При заполнении кардана слишком большим количеством смазки и повышении давления внутри него вследствие нагревания во время работы лишняя смазка вытекает наружу через предохранительный клапан. Это предохраняет сальники подшипников от повреждения в результате повышенного давления смазки.

Карданные валы в собранном виде подвергают на заводе динамической балансировке. Дисбаланс уменьшают с помощью пластин, которые приваривают на скользящей вилке. Величина допустимого дисбаланса во время заводской балансировки не превышает 65 Гсм.

Для обеспечения равномерного вращения карданного вала отклонение осей шарниров в продольной плоскости не должно превышать 3°. Биение вала в сборе с карданами не должно быть больше 1 мм.

На трубах вала и скользящей вилки выбиты стрелки. Поэтому необходимо помечать все детали кардана при разборке карданного вала, чтобы при сборке все детали (вилки, подшипники, крышки и т. п.) устанавливать на те же места, а трубу вала и скользящую вилку собирать так, чтобы стрелки находились на одной линии.

Если балансировка карданного вала нарушена, что может произойти при неправильной сборке или изгибе вилок, ослаблении крепления крышек подшипников, потере балансировочных пластин, то могут появиться вибрации карданного вала, ощущаемые при движении автомобиля с определенной скоростью.

МАЗ-500: Установка подвесного подшипника на карданный вал

Проездив 9 лет на МАЗ-500, отметил для себя, что в машине присутствует конструктивный недостаток или прямо с завода, плохо балансируются карданные передачи. Также обращало на себя внимание то, что на МАЗ-54329 стоит подвесной подшипник, а на пятисотом его нет.

Так, пришел к решению, установить подвесной подшипник самостоятельно. Благо, старый карданный вал был и можно было неспеша начать переделку.

  1. МАЗовский подвесной подшипник;
  2. Кардан, соединяющий КПП со средним мостом от КамАЗ-5410;
  3. Два МАЗовских фланца от кардана МАЗ-500.

Положив все это в машину, поехал к токарю. Токаря попросил выточить втулки на вторичный вал КПП с тем расчетом, чтобы на нем закрепить внутреннюю часть подвесного подшипника. На счет длины переднего кардана сказал, что сейчас съезжу и замеряю длину.

Приехав в гараж, я снял карданный вал и на его место закрепил КамАЗовский кардан. Выдвинул кардан на рабочую длину, а затем рулеткой замерил расстояние от фланца карданного вала до фланца КПП. Записав результат, опять поехал к токарю.

Токарь довольно быстро справился с задачей и подогнал посредством втулок подвесной подшипник к валу. После этого, вымерили длину первого кардана, а затем очертили положение вала относительно уже обрезанного кардана для того, чтобы фланцы были взаимно соосны отверстий.

Для того, чтобы сварить кардан в центрах токарного станка, пришлось опять снять подвесной подшипник с вала, а крестовину с кардана передней части. Вставив вал в патрон токарного станка, совместили по меткам трубу кардана и прижали его задней бабкой. Благо, в задней части кардана есть центрирующая засверловка.

После этого, сварщик прихватил кардан в трех местах. Далее, кардан был снят и проварен вкруговую. Вся эта работа по изготовлению карданного вала заняла часа три.

Вернувшись к машине, также сделал усиление ленты резинки. Для этого, собрал ленту на болты с пластиной и на край ленты с двух внутренних сторон приварил прихватками проволоку шестерку. Затем, собрал передний кардан и начал установку его на место.

Сначала, прикрутил кардан к КПП, а затем, совместив правильно первый и второй кардан, собрал карданную передачу воедино. После этого, взял швеллер по длине равный внутренней ширине рамы и вставил его полкой вниз внутрь рамы. Примерил подвесной подшипник и отметил места его крепления.

Следующим шагом, просверлил отверстия и закрепил подвесной подшипник на швеллере. Осталось только вложить 6 мм пластины внутрь рамы и прикрутить их болтами к вертикальной полке рамы, а затем уже на месте приварить по месту пластины к швеллеру и раскосынить их.

Вот так, удалось с использованием КамАЗовского кардана и самостоятельно изготовленного переднего кардана, сделать работоспособную карданную передачу.

Крепление подвесного, сделано наподобие МАЗ-54329 и подрезанный карданный вал также использован от него.

Поездив некоторое время, выявил плюсы такой переделки. Во-первых, полностью пропала какая либо вибрация. Во-вторых, в кабине уменьшился уровень шума и даже звук стал иной при движении.

Возникло ощущение чужой машины, когда все работает нормально, но не так как было. Из минусов, нахожу только то, что на одну крестовину в конструкции стало больше.

Ремонт кардана МАЗ, ВАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, ГАЗ, УАЗ


Компания «Кардан Вал Север» производит профессиональную доработку и ремонт карданного вала МАЗ, ВАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, ГАЗ, УАЗ с гарантией! На нашем предприятии осуществляются все необходимые работы по ремонту, восстановлению, модернизации, усилению конструкции карданных валов на отечественные и импортные грузовые автомобили. Если кардан вашего МАЗ-а вышел из строя или нуждается в доработке, мы в кротчайшее время произведём ремонт, балансировку, удлинение, укорачивание, замена трубы, замена крестовины, опоры (подшипника) и любых других узлов карданного вала. Кроме этого мы можем полностью изготовить карданный вал любой конструкции из российских или европейских запчастей!

Мы отвечаем за свою работу и даём 100% гарантию 6 месяцев на все наши работы и запчасти!

Обращаясь к нам, Вы получаете:

  • Профессионально выполненную работу по доступной стоимости
  • Советы и рекомендации квалифицированных мастеров
  • Ремонт, изготовление, балансировку и прочие услуги, осуществляемые на европейском оборудовании
  • Все запчасти для изготовления, ремонта карданных валов на МАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, ГАЗ, УАЗ

Качество производства отечественных карданных валов

Как известно, качество производства отечественных автомобилей оставляет желать лучшего. К сожалению это в полной мере относиться и к карданным валам, изготовление которых часто производится с грубейшим нарушением стандартов. И если на заводе (не всегда!) ставят карданные валы прошедшие ОТК, то 90% карданных валов в магазине - это карданы не прошедшие контроль качества и сброшенные по дешевке на продажу для нас с вами. В связи с этим, практически все новые карданные валы на МАЗ, ВАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, ГАЗ, УАЗ требуют ремонта или балансировки.

Если вы решили купить новый карданный вал в магазине, рекомендуем брать карданные валы фирмы Белкард (возможно вам повезёт), и даже даром не брать Черниговские карданные валы (100% брак)! Купив такой карданный вал, вы как правило столкнетесь с проблемами постоянной вибрации, обрывом подвесного подшипника и прочими мелкими или серьезными неприятностями.

Карданный вал изготовленный без соблюдения стандартов в лучшем случае требует балансировки и исправления швов с биением то 1 до 3 миллиметров! В худшем - замена бракованных шлицевых соединений с чрезмерным люфтом или нарушенной соосностью.

Причины неисправности новых карданных валов на отечественных автомобилях

Карданный вал на таких машинах, как МАЗ, ВАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, ГАЗ, УАЗ очень часто изготовлен из бракованных деталей без соблюдения точности.

В будущем причиной повреждений часто становится брак запчасти:

  • Разная плотность материала из которого состоит запчасть
  • Неоднородность материала
  • Отсутствие оси при взаимной центровке сопряженных деталей
  • Деформация в ходе термической или механической обработки

Наиболее распространённые причины, при которых новый карданный вал выходит из строя:

Ремонт кардана МАЗ

Карданный вал на автомобилях Минского автомобильного завода по определению постоянно функционирует в интенсивном режиме. Это приводит к естественному износу и физическим повреждениям элементов кардана, для устранения которых требуется профессиональный ремонт.

Поломки случаются и по иным причинам. В их числе регулярные перегрузки, последствия дорожно-транспортных аварий, несоблюдение межсервисного интервала и других правил обслуживания, использование контрафактных запчастей. К разрушительным для кардана МАЗ последствиям могут привести попытки кустарного ремонта.

Ремонт кардана МАЗ

Ремонт карданного вала МАЗ

Кардан МАЗ: ремонт

Признаки, указывающие на необходимость ремонта кардана МАЗ

Распространенный симптом неисправности — вибрация и биение, которые могут присутствовать постоянно или возникать лишь на определенных скоростях. Также о необходимости ремонта кардана МАЗ свидетельствуют следующие признаки:

  • гудящие и воющие звуки;
  • резкий глухой стук при смене скоростей;
  • металлический скрип и скрежет.

В подобных ситуациях незамедлительно обращайтесь в «КарданВалСервис-Центр». Цены на ремонт самые низкие в Москве, так как мы получаем комплектующие напрямую от производителя. А расценки на работы по ремонту карданов на отечественные авто на 20 % дешевле прайса.

Перечень работ по ремонту кардана МАЗ

Замена подвесного подшипника

Замена шлицевого соединения

Ознакомиться с ценами на все виды работ вы можете в прайс-листе.

Ремонт карданов МАЗ: распространенные неисправности

Карданные валы грузовиков и автобусов Минского автомобильного завода различаются по размерам, могут иметь технические особенности, но в целом их конструкция стандартна. Наиболее часто встречаются следующие неполадки:

  • выход из строя крестовины;
  • люфт в комплекте под подвесной подшипник;
  • износ шлицевого соединения;
  • неисправность подвесного подшипника (промежуточной опоры);
  • механические повреждения труб.

Неисправности карданного вала должны устраняться в специализированном техцентре с соблюдением заводских стандартов и требований, а также с использованием качественных комплектующих. Обращайтесь в «КарданВалСервис-Центр» — мы устраняем все виды поломок. Качество услуг и установленных комплектующих подтверждается гарантией. Звоните — поможем.

Сервис отличный, на своем опыте узнал. Появилась вибрация, ужас просто, в машинах ничего не понимаю, поэтому сразу поехал к официалам. Там после диагностики сказали, что в кардане проблемма (авто Лексус RX-300), и предложили довольно дорогое решение, решил подумать. Товарищ подсказал обратится в Кардан Вал Сервис Центр (он делал кардан на TOUAREG), ему все понравилось. Приехал, посмотрели (бесплатно), рассказали все подробно, даже я понял, сказали цену и буквально на следующий день мне отдали мой кардан. Сел, прокатился, все супер, доволен, тем что сэкономил, а главное качество выполненной работы отличное.

Здравствуйте! Дилеры предложили купить новые карданы, я посмотрел, подумал, и решил повременить с покупкой, отремонтировать те, что есть. Хочу высказать свою благодарность сервису за быстрый и по настоящему качественный ремонт карданных валов для автомобилей (Скании, Маны) моей организации! Взяли не дорого, сделали отлично.

Рассчитываю на дальнейшее плодотворное сотрудничество!

Всем советую сюда обращаться за ремонтом или изготовлением карданных валов!

Здравствуйте! На NISSAN X-treil развалилась крестовина. Думал сам перепрессую, посмотрел пару роликов как кулибины сами колхозят в гараже- понял что надо обратиться к СПЕЦИАЛИСТАМ! Нашел в инете сайт Кардан Вал Сервис Центра, и поехал к ним. Встретили как родного! Произвели диагностику кардана, заменили обе крестовины на хорошие японские! ОТБАЛАНСИРОВАЛИ! Покрасили и через 3 часа выдали как новый! Всем знакомым рекомендую к ним обращаться.

Читайте также: