Установка массы на автомобиль ваз

Обновлено: 06.07.2024

Установка дополнительной массы на кузов автомобиля — если эффект от этого

Всем Доброго времени суток Друзья и просто Гости!
Может тема не новая но всё равно, рано или поздно все мы сталкиваемся с этой проблемой.
Всё долго размышлял если смысл установки дополнительной массы?
Немного напомню с чего всё это началось и почему меня заставило задуматься об установки дополнительной массы на кузов автомобиля

Потом я увидел пост у viktor53rus

Новая дополнительная масса что он установил доп массу

И тут я немного задумался об этом а почему бы и не поставить доп массу на кузов, .начать с малого, если это не поможет тогда будем искать причину в другом

Почти в 100%можно да же сказать на все 200% — на современных автомобилях, кузов используется как единый источник использования электроэнергии. Кузов автомобиля является как бы всеобщим проводом с отрицательным зарядом для всех потребителей электроэнергии. Именно поэтому кузов называется до боли знакомым всем термином "масса".А почему «до боли знакомым»? Да потому что, если где то контакт с массой либо плохо закреплён, либо окислился, Начал после первого замера искать причину, начал с самого простого где слабые «массовые» места на ваз 2114 2113 2115 с двигателями объёмом 1,5л
Попробую описать места, в которых наиболее вероятна потеря надежного соединения с массой, и глюки, появляющиеся при этом
Это Масса аккумулятора.

«Минус» на аккумуляторе имеет два ответвления: толстый провод и тонкий. Толстый провод идёт от минуса аккумулятора к корпусу двигателя. Если данный контакт закреплён не должным образом, то заряд аккумулятора идёт не в полную силу, стартер не развивает полной мощности, тупит ЭСУД (т.к. массу он берёт из двигателя)

На креплении минуса аккумулятора с двигателем нужно проверить надёжность затяжки двух гаек, между которыми крепится контакт к двигателю: первым делом ослабляем наружную гайку и подтягиваем внутреннюю, а затем затягиваем и наружную.
Второй провод от аккумулятора гораздо тоньше и крепится к кузову рядом с самим аккумулятором. Данный провод является источником для всех энергопотребителей в авто. Здесь так же нужно проверять момент затяжки гайки как к кузову так и к клемме аккумулятора.Всё это дело посмотреть и если есть окисления то надо зачистить до белого металла и всё дело прикрутить обратно .Потом идём смотреть дальше где крепится масса .Масса ЭСУД У Самар с двигателем 1,5 л, масса для ЭСУД берётся с корпуса двигателя, с крепления заглушек. Заглушки находятся с правой стороны головки блока

Под номером 1 это масса куда прикрипляется провода ЭСУД, а Под номером 2 куда у меня прикрепляется масса двигателя

На практике встречается, что данная шпилька№1 красится на заводе и слабо затянута. Поэтому, со временем может разболтаться и в момент включения вентилятора, будут просадки в напряжении следующих датчиков (что приведёт к скачкам оборотов): ДТОЖ, ДПДЗ, ДМРВ.

что абсолютно все шпильки заводского производства никак не обрабатываются помимо краски, поэтому со временем появляется коррозия, окисления, и начинаются просадки в напряжении.
После этих всех замеров осмотров, было решено поставить дополнительную массу на кузов автомобиля .
Немного история как делать
И так в запасе был у меня медный(почему медный а не стальной, так как медь лучшей проводник тока, ведь на стартере и на генераторе устанавливаются провода именно медные так и масса ) провод с сечением могу ошибиться, но не буду говорить всё на фото

Затем замерил штангенциркулем какой у меня диаметр

чтоб купить клеммы.Купил клеммы нужного диаметра

Их тоже замер

Потом зачистил провод

надел клеммы начал затягивать в тисках, так как у меня нет пресса для клемм


Вот такая перемычка получилась

Затем до кучи и для успокоения души концы клейм которые соединяют провода оппоял оловом надел термоусадки и поверх термоусадок обмотал изолентой, в дальнейшем надо докупить гофру посадить провод в гофру для красоты =)Когда всё сделал пошёл установил на автомобиль.Дополнительную массу можно установить6 — Генератор – двигатель – двигатель., Кузов – шпилька генератора., Кузов — минусовая клемма аккумулятора. Двигатель — Корпус стакана стойки или для более удобного места куда вы можете поставить сами

Затем сделал замер на Б.К. на холостых оборотах стало теперь показывать 14.2в-14.4 в. Раньше показывало только 14.0 -13.8 в

Включил ближний свет на холостом на Б.К теперь показывает 14.1 в раньше было 13.6 в


Ну и на последок решил включить все приборы, ближний свет фар, аварийную сигнализацию, моторчик печки на 3-ю скорость, обогрев заднего стекла, два обогрева сиденья, обогрев зеркал, видео регистратор, противотуманные фары, задний ход, зарядку автомобильную для телефона, музыку.Показало на холостых 12.8 раньше уже при этом пищал Б.К. и показывал 10.3 в

потом убрав 2 обогрева сиденья напряжение уже выросла с 12.8в на 13.1в

В общем Данная дополнительная масса на кузов автомобиля в полне себя оправдывает

И так подведём итог:

Просадка пропала, зарядка нормолизовалась, .надо было сразу посмотреть все соединения массы на кузове автомобиля, а не думать в чём проблема =), плюс поставить дополнительную массу и проблема могла решится сразу .Да и заметил теперь на ХХ работать стала ровнее и может показалось или уже самовнушение автомобиль стал лучше набирать скорость .

За фото не пинайте может где плохо видно, делал с телефона, да и замеры цифровым Мультиметром не делал так как как его забыл, хотя на Б.К всё было видно и понятно ., , если надо то могу отписать показания на нём .

Думаю может кому пригодится данная статья и не будет делать спешные выводы.

Установка выключателя массы и немного расминусовки

Поскольку автомобиль периодически стоит по 2-3 недели (отпуска, командировки, прочая фигня да и в морозы -30 и ниже я без нужды не езжу) идея установить выключатель массы, чтобы не дергать каждый раз клемму у меня возникла практически сразу после покупки. Даже купил сам выключатель, однако изучив конструкцию оставил эту идею. А тут недавно обратил внимание, что что-то не так с напряжением в сети какие-то непонятные просадки появились. Решил все-таки заняться этим вопросом.
Перво-наперво изучил целесообразность разминусовки следующим методом: начал мерить падение напряжения между различными точками: м/у корпусом генератора и кузовом, м/у корпусом генератора и аккумулятором, м/у аккумулятором и кузовом, м/у генератором и двигателем — все мерил при заведенном двигателе и всех включенных потребителях(фары, обогрев стекла, вентилятор печки). Метод показан на фото.

Результаты показали, что потери составляют от 0,3 до 0,9 вольт, что вроде и терпимо, но для низковольтной системы многовато. Максимальная потеря была между кузовом и генератором, минимальная до аккумулятора.
Решил соединить следующие точки: два места на двигателе: штатное и поближе к стартеру, кузов в штатном месте, аккумулятор и корпус генератора. Состояние штатных мест подключения было не очень — места соединения окисленные и грязные, думаю просто зачистив их я бы уже намного улучшил ситуацию.

Для выполнения доработки обзавелся следующим: выключатель массы — купил давно, сейчас стоит 170 рублей, 3 метра провода ПВ-3 25мм по 178 руб/метр, наконечники — 7 шт. цены не помню, клеммы для аккумулятора "японские" откуда такое название не понятно — 100 руб., медную пластинку и термоусадку нашел в старых запасах.

Рассверлил отверстия в выключателе и вырезал пластинку, кстати отверстия и в наконечниках 8 мм, и шпильки подключения на авто 8 мм, видимо оптимум для данного сечения провода.

Наконечники решил припаять — лучший контакт обеспечит только сварка. Сначала пытался сделать 200Вт паяльником в гараже ничего не получилось может из-за холода, пришлось делать дома на плите.

Как подключить выключатель массы аккумуляторной батареи и где найти провод массы

Провод массы обязателен при подключении различных приборов к источнику энергии. Автомобильные производители в целях экономии не протягивают минусовые провода по всей машине, а используют в качестве массы кузов автомобиля, прикрепляясь к нему в подходящих местах. Металлический каркас служит минусом, что очень удобно, но при этом часто возникают проблемы из-за того, что со временем контакт ухудшается.

Где находится масса на ВАЗ

Как подключить выключатель массы аккумуляторной батареи и где найти провод массы

Машины отечественного производителя распространены больше всего, поэтому в первую очередь следует разобраться с расположением мест крепления массы в них. Это позволит быстро провести проверку, а также периодически осматривать соединения, чтобы подтягивать или переделывать их. Чаще всего проблемы с массой на ВАЗ возникают в следующих точках крепления:

  1. Аккумулятор. От него отходит двойной провод. Первый – большой толщины (около сантиметра), присоединяется к двигателю. Его большое сечение обусловлено высокой нагрузкой при запуске, когда вращается стартер. Тонкий проводок обеспечивает работу всего электрооборудования на машине, а в моделях с карбюратором отвечает и за двигатель.
  2. Электронная система управления двигателем (ЭСУД) заземляется от двигателя на специально приваренную шпильку, которая в различных моделях располагается по-разному. Поэтому проще всего изучить документацию, чтобы найти точку крепления на кузове. Очень часто соединение на заводе сделано недостаточно хорошо, поэтому возникают проблемы именно с этим элементом.
  3. Масса на щитке приборов может располагаться в одном или нескольких местах. В самых простых вариантах точка крепления находится на усилителе крепления рулевой колонки. Но чаще всего проводов несколько, они спрятаны за панелью и доступ к ним может быть существенно затруднен.
  4. Также есть масса и на других потребителях энергии – фарах, подсветке и т.д. Там все немного проще – после снятия обшивок можно проследить, куда уходит проводок, и найти место, где он закреплен на кузове.

Часто при ремонте люди меняют точки крепления массы, что затрудняет их поиск впоследствии. Лучше без необходимости не отступать от заводской схемы и следовать ей.

У каждой модели есть свои особенности. Более того, даже одна и та же модификация может иметь отличия из-за того, что установлены разные двигатели или комплектация сильно отличается. В идеале лучше предварительно разобраться со схемой электрической проводки.

Где находится масса на других марках авто

Как подключить выключатель массы аккумуляторной батареи и где найти провод массы

В стране эксплуатируется огромное количество моделей машин и у каждой есть свои особенности. При этом во всех авто используются одни и те же принципы, что существенно упрощает работу по устранению неисправностей с массой на автомобиле. Разобраться конкретно в каждой марке невозможно, так как это займет сотни страниц, гораздо проще разобрать общие принципы:

  1. Необходимо учитывать место расположения аккумуляторной батареи. При стандартном расположении чаще всего провод зафиксирован на передней панели перегородки между мотором и салоном или на боковой части отсека. В некоторых машинах АКБ расположена в багажнике или под сиденьем. Следовательно, один массовый провод всегда будет присоединен рядом, а второй закреплен на моторе.
  2. Система управления двигателем и другие электронные блоки располагаются по-разному, поэтому точки крепления ищутся по факту. Нужно помнить, что электроника очень требовательна и без нормальной массы сразу проявляются сбои, которые автомобилисты зачастую не могут связать с плохим заземлением. Часто провод расположен в колодке подключения, что усложняет поиск места, где он зафиксирован на кузове.
  3. Что касается щитка приборов, в современных машинах там чаще всего несколько проводов массы. Следует внимательно изучить схему, чтобы найти все точки крепления и проверить их при возникновении сбоев в работе или других проблем с приборной панелью.
  4. Световое и другое электрическое оборудование также требует качественной массы на кузов. В современных машинах чаще всего используют блоки управления, поэтому, если минус некачественный, работа фар или фонарей может нарушаться очень сильно. Искать контакт стоит рядом с проблемным местом, чаще всего он скрыт под обшивками, что усложняет работу.

Для качественной проверки лучше использовать мультиметр. Бывает так, что контакты надежные, но происходит обрыв провода, который под изоляцией невозможно обнаружить. С помощью замеров легко проверить, приходит ли напряжение.

Как улучшить надежность контакта

Чтобы обеспечить хорошее соединение проводов заземления с кузовом, необходимо время от времени проводить профилактику. Процесс достаточно прост, главной проблемой является расположение креплений – приходится снимать обшивки или даже мешающие детали, чтобы добраться до нужного места. Нередко это бывает с массой панели приборов. Рекомендуется соблюдать простую инструкцию:

  1. Заглушить машину и снять минусовую клемму с аккумулятора. Всегда делать так при работе с электрическим оборудованием.
  2. Обеспечить доступ к месту крепления. После этого внимательно осмотреть его, чтобы оценить состояние гайки или болта, а также наличие коррозии на кузове, которая может ухудшить контакт. Очень часто соединение после сборки на заводе просто закрашивается и снаружи невозможно нормально проверить его состояние. Его нужно обязательно раскрутить.
  3. Гайку и место контакта на кузове хорошо зачистить, если на поверхность есть коррозия. При сильном повреждении лучше заменить крепеж. Когда место установки массы на кузове ржавое, есть смысл поискать точку для крепления рядом.
  4. Клемму очистить от окисления: хорошо подойдет мелкая наждачная бумага. После этого обработать специальным составом для очистки контактов, обычно он продается в виде спрея. Когда его нет, можно воспользоваться WD-40 или его аналогами, главное – после нанесения дождаться полного высыхания поверхности.
  5. Если зубчатая гайка в плохом состоянии, ее следует заменить. Этот элемент подкладывают именно для улучшения контакта, выбрасывать его не стоит.
  6. Все зачищенные поверхности обработать медной смазкой или специальным средством для улучшения контакта и защиты от коррозии. После этого собрать все обратно, закрутить болт или гайку с хорошим, но не излишним усилием, чтобы не повредить резьбу.

Вместо обычной гайки или болта лучше купить такой же вариант из нержавеющей стали. Он не повреждается коррозией, а значит, намного надежнее.

По возможности нужно защитить место присоединения массы от влаги и других неблагоприятных воздействий. Лучше всего проверять все доступные соединения хотя бы раз в год. Достаточно просто раскрутить и проверить состояние, а при необходимости зачистить и обновить смазку, чтобы металл не ржавел.

Признаки отсутствия массы

При нарушенном контакте или его отсутствии могут возникать различные проблемы. Если их не устранять, это чревато выходом из строя целых электронных блоков или сильным нагревом соединений, что может привести к возгоранию. Самые распространенные признаки данной неисправности такие:

  1. Машина не заводится. При повороте ключа стартер не крутится, хотя все лампочки горят и зарядка АКБ нормальная.
  2. Мотор запускается плохо, стартер вращается с заметным усилием, как будто работает под слишком высокой нагрузкой.
  3. Электрическое оборудование то работает, то нет. Очень часто вместе с этим наблюдается выход из строя предохранителей.
  4. Увеличивается расход топлива. Автолюбители ищут проблемы в топливной системе, хотя нужно было начинать именно с минусовых проводов.
  5. Нестабильные холостые обороты и перебои в работе двигателя.
  6. Датчики работают некорректно, могут периодически не функционировать, иногда их стрелки качаются при включении поворотов.
  7. Аккумулятор заряжается не полностью.
  8. Фары светят по-разному. Одна сторона намного ярче, чем другая.
  9. При включении поворота мигают и другие элементы – стоп-сигнал, лампа заднего хода и т.д. При этом габариты чаще всего горят тускло или тоже моргают.
  10. Магнитола начинает хрипеть, когда работает громко. Если масса очень плохая, то это наблюдается и на среднем уровне звука.

При включении одного прибора может работать другой. Например – вместо поворотника включается дворник и т.п. Часто одновременно запускается оборудование, никак не связанное между собой.

Отмечаются и другие возможные проблемы, все зависит от модели машины и особенностей ее электрического оборудования. Нередко бывает так, что автомобилист проверяет одну точку заземления, а их на самом деле две или больше. Чтобы полностью исключить проблему с массой, нужно найти все элементы.

Способы устранения проблемы

Как подключить выключатель массы аккумуляторной батареи и где найти провод массы

Как сделать массу лучше

Если снятие и зачистка контактов не дали эффекта, придется применить более радикальные способы ремонта. В некоторых моделях проблема с минусом на кузов является настоящей «болезнью», поэтому приходится улучшать конструкцию, чтобы устранить недоработки производителя:

  1. Замена провода. Чаще всего это касается «плетенки» от АКБ на двигатель, так как со временем она повреждается или сильно окисляется. Также может понадобиться установка жилы на кузов с большим сечением либо такой же, если она внутри повреждена и пропускает ток не так, как необходимо.
  2. Изменение места крепления на кузове. Иногда шпилька под гайку буквально выгнивает или заводская точка соединения не обеспечивает хорошего контакта. В этом случае проще всего найти другое место и закрепить клемму на нем.
  3. Добавление дополнительной массы. Еще один вариант, который улучшит систему без особых переделок. Особенно хорошо подходит для старых моделей и машин, в которых добраться до штатного крепления очень сложно.

Необходимо следить за состоянием проводов и заменять их, если есть хотя бы малейшие сомнения в надежности. Использовать лучше всего такие же элементы, как и установленные, плюс качественные крепления.

Установка выключателя массы

Выключатель позволит защитить машину от утечки тока, замыкания, а также может служить дополнительной противоугонной системой. Установить его несложно и самостоятельно, чаще всего используют один из двух вариантов:

  1. Ручной выключатель. Ставится под капотом в подходящем месте. Более удобное решение – специальный вариант, совмещенный с клеммой АКБ. Его следует располагать между АКБ и проводами на массу двигателя и кузова.
  2. Дистанционный вариант. В этом случае кнопка выключения выводится в салон, обычно ее прячут, чтобы никто посторонний не мог завести машину. Принцип тот же, но монтаж сложнее, так как нужно тянуть провода в салон.

Выключатель не подойдет машинам с сигнализацией и центральным замком, так как если нет массы, система работать не будет. Также нежелательно ставить его на модели с большим количеством электроники.

Обнаружить провода массы несложно, их следует периодически снимать и обрабатывать, чтобы обеспечить хороший контакт. При проверке лучше использовать мультиметр, так проще всего обнаружить повреждение при его наличии. Рекомендуется вовремя заменять изношенные провода, а для предотвращения утечек можно поставить кнопку выключения массы.

Установка дополнительного массового провода ВАЗ 2114: секреты автоэлектрика

Для работы электрооборудования любого современного легкового автомобиля используется постоянное напряжение 12 Вольт. Схема питания двухпроводная – минусовой шиной является корпус кузова или двигателя, плюс подается с аккумулятора по проводам на различные устройства цепи. Если на минусе окисляется или отсутствует контакт, возможны различные проблемы в электрической схеме автомашины. У каждого авто есть основные места, где крепится масса. Чтобы решать проблемы с электрической частью, необходимо знать, где находятся основные минусовые точки на кузове и силовом агрегате. Еще минус часто называют общим проводом.

Масса минус на ваз 2114

Масса крепится к кузову на ваз 2114

МАССА ВАЗ 2114

Местонахождение общих (массовых) проводов

Основной массовый провод короткий и толстый – он идет с аккумулятора и крепится на шпильке гайкой в районе переднего левого лонжерона. Толщина его порядка 14-16 мм. Также с минусовой клеммы АКБ идет тонкий провод, который выполняет функцию подачи питания различным потребителям энергии. Слабый контакт на клемме ведет к быстрой разрядке аккумуляторной батареи.

Для электронной системы управления двигателем также необходим общий провод. Масса ЭБУ на ВАЗ 2114 может крепиться в двух разных местах в зависимости от модификации автомобиля:

  • На версиях 2115 с мотором 1,5 л она берется с мотора (два болта М6 на задней заглушке распределительного вала).
  • На ДВС 1,6 л, а также моторах 1,5 л с ЭБУ Bosch или «Январь» версии 7.2 она фиксируется болтом, привернутым к металлическому каркасу центральной консоли под приборной панелью.

Если общий провод электроники плохо контачит с кузовом автомобиля, то ЭСУД на ВАЗ 2114 может давать различные сбои.

Для мотора отопителя также необходим минус. Он крепится к корпусу печки с водительской стороны в салоне.

Остается вопрос – где находится масса двигателя ВАЗ 2114. Массой как раз и считается место крепления основной минусовой клеммы аккумулятора к кузову.

ПРОБЛЕМЫ С МАССОВЫМИ ПРОВОДАМИ

Шпильки крепления общих проводов часто окрашиваются вместе с кузовом, и поэтому контакт на них не всегда надежный. К тому же их на заводе крепятся через гайку – сначала на шпильку наворачивается гайка, затем устанавливается минус, и только затем еще одной гайкой провода притягиваются к массе. Нижнюю гайку часто плохо затягивают, поэтому и возникают проблемы с электрикой.

Еще нередко массовые шпильки ржавеют,и целостность контакта нарушается.

Чтобы наладить хороший контакт с общим проводом,необходимо открутить верхнюю гайку, снять проводку со шпильки, подтянуть нижнюю гайку до конца и все установить на место.

Неплохо проложить между нижней гайкой и кузовом на шпильке корончатую шайбу. Шайба будет иметь надежный контакт с кузовом, и проблем с электричеством из-за плохой массы возникать не будет.

Корончатая гайка

Корончатая гайка- хороший вариант для соединения

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАССОВЫЕ ПРОВОДА

Если масса двигателя с кузовом плохая то возникают проблемы:

  1. Может слабо заряжаться аккумулятор;
  2. Стартер плохо крутит при запуске двигателя, а может и вовсе не крутить,только будет щелкать втягивающее реле;
  3. На полном потреблении мощности (включенные фары дальнего света, работающий моторчик печки и т. д.) может не хватать зарядки генератора.

Когда появляются симптомы плохой массы двигателя, выход из неприятного положения есть – в таком случае поможет дополнительная масса на двигатель.Установить дополнительный провод можно в разных вариантах, самое главное, чтобы он связывал надежно кузов автомобиля с силовым агрегатом. Например, один конец провода можно закрепить к шпильке верхней опоры амортизатора, а второй – к шпильке впускного коллектора ДВС. Важно, чтобы провод был большого сечения, желательно не меньше, чем у самой основной массы.

На новых машинах проблемы с массовыми проводами возникают нечасто. А вот на старых моделях кузовные шпильки ржавеют. Искать отсутствие массы не так просто, поэтому автовладельцы пользуются установкой дополнительных проводов. Так дополнительная масса на генератор помогает устранить утечку зарядки аккумулятора.

дополнительная масса

Дополнительный провод- это необходимость на б/у автомобилях

Плохая масса является причиной неустойчивой работы двигателя. К примеру, слабая масса с ЭБУ влияет на стабильность работы мотора на холостых оборотах. Происходит потеря напряжения в цепи, а при включении электрического вентилятора охлаждения двигателя холостые обороты заметно падают, порой вплоть до остановки ДВС. Поэтому контакт необходимо наладить и установить надежную массу. Решается проблема наВАЗ 2113-15 нового поколения также установкой дополнительного толстого массового провода (порядка 2,5 мм²) – он тянется от минусовой клеммы аккумулятора до металлического основания центральной консоли в салоне автомобиля

Ненадежный контакт общего провода панели приборов может влиять на показания датчиков, установленных на комбинации. В частности, при включении габаритов могут отклоняться стрелки указателей уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости. Еще бывает, что тускло освещается комбинация приборов. За самим приборным щитком есть штатный болт крепления массы, возможно, крепление ослабло. Нужно снять щиток и подтянуть болт.

Установка дополнительного провода от «минуса» прикуривателя к металлическому остову центральной консоли порой также решает проблему, и приборы начинают показывать правильно.

Выключатель массы в салон


В силу своих умений иногда мне приходится ремонтировать электрооборудование и проводку в автомобилях соседей и знакомых. Как правило, это не Крузаки и не Кайены, и не фаршированные электроникой суперкары.

Поэтому я всем своим знакомым и незнакомым автовладельцам настоятельно рекомендую устанавливать выключатель "массы". Прежде всего, в целях пожарной безопасности, но и как дополнительное противоугонное средство он тоже не помешает.

Для быстрой установки надёжного выключателя массы потребуется:

1.Толстый медный провод с клеммами
2. Автомат от 63А до 100А
3. Изолента




В магазинах выключатели массы ещё кое-где встречаются, но по-настоящему хороших и качественных мало, в основном это дешёвые китайские поделки из пластмассы, которые неминуемо расплавятся при прохождении мощного тока.

В деревенских же условиях выключатель массы и вовсе не найти. При советской власти его можно было бы открутить с какого – нибудь старого трактора, или ГАЗона, но теперь это нереально.

Проведя несколько экспериментов и примерно просчитав токи и мощность нагрузки при работе автомобильного стартера, я стал применять для этой цели …. обычные автоматические выключатели на 220В от электрощитков. Тонкость состоит только в том, что надо найти автомат на 63, 80, или на 100 ампер. Пробовал ставить автоматы на 40А и на 50А, но иногда они не выдерживают бросков стартерного тока, и выключаются. Таким способом мною были установлены выключатели массы на многие модели машин.

Вот, для примера, на фото показана установка такого автомата в старенькую НИВУ. Для наглядности облицовка и шумоизоляция сняты.




Штатный провод массы идет с аккумулятора через дырку в кузове на автомат сверху, а купленный в магазине удлиненный провод массы прикручивается в автомат снизу, причём другой конец этого провода, с большой клеммой, прикручивается к двигателю. Другой провод от аккумулятора, с маленькой клеммой, прикручивается к кузову автомобиля.

Как – то так. Просто, недорого и надёжно.

Непременное условие при установке выключателя массы: он должен находиться в салоне автомобиля в незаметном, но удобном месте. Установка выключателя под капотом или возле аккумулятора не имеет смысла, потому как если что-нибудь замкнёт, и не дай Бог, загорится, Вы просто не успеете открыть капот и добежать.

Главная >> AGM аккумуляторы >> Как правильно подключить выключатель массы?

Как правильно подключить выключатель массы?

Аккумулятор автомобиля разряжается, даже в моменты простоя машины в гараже. При выключенном зажигании бортовая система продолжает работать, все еще питается электроэнергией. Особо ощутим отток энергии после нескольких дней простоя. Чтобы избежание полной разрядки необходимо установить выключатель массы аккумуляторной батареи. Как автовладельцам самостоятельно вмонтировать тумблер отключения массы, мы сегодня поговорим.

Что собой представляет выключатель массы?

Выключатель массы — тумблер из полимерного материала, с металлическими вставками по периметру для увеличения прочности и фиксации болтами к кузовной части. Простые модификации оснащены всего двумя клеммами и предохранителем. Модернизированные варианты имеют отдельный контакт для кабеля сигнализации, бортового компьютера, навигации. Виключатель массы нужен для того, чтобы

Типы выключателей массы

По способу активации их делят на:

  • дистанционный выключатель массы;
  • механические.

Главное отличие первого от второго в том, что выключатель массы с дистанционным управлением устанавливается в салоне машины. Водителю не нужно систематически открывать, закрывать капот для подачи тока. Помимо затрат времени, нарушается целостность замка. А это дополнительные расходы на ремонт сердцевины. Непосредственные инсталлируются прямо на АКБ или вблизи ее, на расстоянии 15 – 20 см.

Преимущества механических выключателей масс:

  • предотвращение разрядки батареи машины;
  • противоугонное средство;
  • контроль над работой системой электрического питания.

Выключатель массы нужен, чтобы сохранить заряд, деньги, безопасность. Мотористы СТО рекомендуют приобретать изделия в специализированных автомагазинах, авторынках, сети интернет. В меньшей степени пользуйтесь услугами посредников, не покупайте детали по необоснованно завышенной или заниженной цене. Требуйте предоставления документов, сертификатов качества.

Как установить выключатель массы?

Рассмотрим монтаж выключателя массы аккумуляторной батареи своими руками. Работы проводим без помощи сторонних специалистов. Конструкция переключателя проста, а принцип работы интуитивно понятен. Подготавливаем набор автомобильных инструментов, новую клемму для хорошего контакта, щетку по металлу, ветошь, жидкость типа WD-40 для удаления наслоений.

Установка выключателя массы: порядок действий

  • машину ставим на ровную платформу, глушим двигатель, открываем капот. Использовать смотровой канал или гидравлический подъемный механизм вовсе не нужно;
  • откручиваем «минусовую» клемму от АКБ;
  • в зависимости от конструкции выключателя прикручиваем к кузову или непосредственно к аккумулятору;
  • проверяем работоспособность цепи электрического питания.

Водителю на заметку. Категорически запрещен запуск двигателя в выключенном положении реле. Причина: риск повреждения предохранителей, сбои в работе электрических приборов.

Подключение дистанционного выключателя массы.

  • действия по п.п 1, 2 аналогичные предыдущему алгоритму;
  • в салоне технического средства определяем место установки выключателя. Как правило, он расположен с левой стороны, под торпедо;
  • для монтажа временно демонтируем декоративные панели, просверливаем отверстия, проводим подготовительные работы перед фиксацией;
  • прокладываем медный многожильный кабель диаметром 0,7 – 1,2 см от АКБ в салон, к тумблеру;
  • фиксируем выключатель, прикручиваем клемму, устанавливаем декоративные панели;
  • на этом работы в салоне окончены, переходим в моторный отсек;
  • проводим профилактику клемм АКБ, зачищаем, удаляем наслоения, продукты окисления;
  • заводим один конец провода на «минусовую» клемму, другой – на контактную плату стартера.
  • Установка завершена. Проверяем исправность функционирования системы электрического питания.

Как избежать обнуления данных при отключении массы

Проблема обнуления электронного блока управления действительно существует, что приносит неудобства. Водителю необходимо каждый раз перенастраивать гаджеты, магнитолу под «себя». Избежать этого можно, если приобрести выключатель с дополнительным предохранителем и контактом. На фоне всеобщего отключения системы питания, «нужные» устройства остаются полноценно работать. При попытке завести машину в отключенном состоянии реле, предохранитель перегорит от перепада напряжения, угон не удастся.

Способ №2: установить на «минус» дополнительную колодку с контактами для сигнализации, магнитолы.

Ничего сложного в инсталляции выключателя вовсе нет. Достаточно 15 минут времени и готово. Ни разу не имели дело с ремонтом. Если сомневаетесь в успешности профилактики – обратитесь в сервисный центр к мастерам.

Помните, что необходимо снимать батарею при простое машины свыше недели без эксплуатации. Перед запуском в мороз отогревайте АКБ активацией света, включением магнитолы, прочего освещения, без запуска мотора на протяжении 2 – 3 минут.

Обратите внимание на выбор аккумуляторов Optima, если же необходимо зарядить аккумулятор, читайте о нюансах зарядки АКБ в нашем блоге.


Для повышения безопасности своего автомобиля водители устанавливают выключатель массы для аккумуляторной батареи. Его можно приобрести в специализированном магазине, а можно изготовить своими руками. В статье дается общая информация об устройстве и руководство по его изготовлению.

Что такое выключатель массы АКБ?

Что же собой представляет выключатель массы аккумулятора (ВМА)? Это устройство позволяет выключать бортовое питание без снятия клемм с АКБ. При выборе прибора следует учитывать, для каких целей он будет использоваться. Если для того, чтобы обезопасить электрооборудование машины, то подойдет самая простая модель. Если для использования в противоугонной системе, то лучше выбирать более сложное устройство. Специалисты утверждают, что ВМА больше подходит для безопасности, чем противоугонное средство (автор видео — Роман Романов).

Руководство по изготовлению

Для самостоятельного изготовления существует простая схема ВМА без механических контактов, что обеспечивает его надежность. Дополнительным плюсом данной конструкции является возможность использования прибора в качестве противоугонного устройства. В конструкцию прибора входит два проводника: диод и тринистор.


В данном устройстве тринистор используется в качестве электронного реле, которое срабатывает, как только появляются импульсы на управляющем электроде. В потайном месте салона автомобиля устанавливается S1, при замыкании контактов которого возникает необходимый импульс. При поступлении на тринистор импульса он отпирается, сопротивление резко уменьшается и по сети течет ток высокого напряжения.

Благодаря тринистору ток проходит лишь в направлении от АКБ к сети.

Для возможности подзарядки АКБ от генератора параллельно с тринистором присоединяется диод. Крепятся детали на уголке из дюраля. На одной полке высверливаются отверстия и крепятся полупроводники, а на второй отверстия высверливаются под крепежный материал, с помощью которого прибор будет крепится к кузову машины. Для проводки используется многожильный монтажный провод.


Провод в салон от батареи

Установка прибора состоит из последовательности шагов:

  1. На вывод катода тринистора присоединяется накидная клемма батареи. Собранная конструкция помещается в металлический корпус.
  2. Управляющий провод нужно протянуть из моторного отсека в салон.
  3. Чтобы не делать лишних отверстий в кузове, можно использовать держатель тормозной трубки. Для этого удаляем дно и получаем отверстие, через которое протягиваем провод.
  4. Тумблер устанавливаем на рулевую колонку. Для этого нужно выкрутить винты чехла, просверлить отверстие в колонке соответствующего диаметра и вставить в него тумблер.
  5. Далее к одному из выводов присоединить провод, который идет на «массу», а к другому подключить управляющий провод.

Если прибор использовать в качестве противоугонного устройства, то желательно использовать диод более мощный. Так как на его охлаждение влияет скрытая установка в моторном отсеке. Необходимо замерить омметром внутреннее сопротивление диода, когда он находится в открытом состоянии. Напряжение не должно падать больше 0,5—0,6 В, иначе нарушится процесс зарядки аккумулятора.


Советы и предупреждения

При установке выключателя массы аккумуляторной батареи следует учесть следующие моменты:

  • если на автомобиле установлены какие-либо приборы или устройства, которые требуют настройки, например, бортовой компьютер или электронный тахометр с часами, настройки следует восстановить, а время на часах выставить заново;
  • если охранная система оснащена автономной сиреной, то она начнет сигналить при отключении массы;
  • если в сигнализации не предусмотрено автономное питание, при отключении массы она становится неработоспособной;
  • на автомобилях с инжектором необходимо помнить о том, что выключенный ВМА влечет за собой отключение питания контроллера. При этом стирается вся информация, которая на нем накопилась.

По вышеописанным причинам использовать размыкатель массы следует только в аварийных ситуациях.

Со временем на контактах из-за коррозии переходное сопротивление существенно возрастает. Для стартерного тока это имеет большое значение. Поэтому рекомендуется контакты проводов смазать литолом или специальным вазелином. В профилактических целях контакты следует периодически проверять и наносить новую смазку. Электронный выключатель массы может стать хорошим противоугонным средством для машины, так как отключатель можно поместить в скрытном месте и угонщикам сложно его будет обнаружить.

Видео «Установка выключателя массы на автомобиль своими руками»

В этом видео демонстрируется, как самостоятельно установить ВМА на ВАЗ (автор ролика — Дедовский Метод).

Особенности подключения и применения выключателя массы аккумуляторной батареи

Выключатель массы АКБ
Клемма автомобильного аккумулятора

Перед выключателем стояло 2 основные задачи. Это организация довольно простой, но эффективной противоугонной системы, а также защита от утечки тока во время стоянки транспортного средства.

В настоящее время задачи, стоящие перед такими устройствами, не поменялись. При этом многие автомобилисты продолжают интересоваться возможностью установки.

Что это такое

Для начала следует разобраться с сутью выключателей массы для аккумуляторных батарей и понять, что это такое.

Выключатель позволяет отключить питание бортовой сети, не скидывая клеммы с аккумуляторной батареи.

Выбирая себе размыкатель, стоит подумать над тем, какие именно функции девайс будет выполнять на машине. Если вы хотите минимизировать потери тока аккумуляторной батареи, тогда достаточно взять простейший прибор либо сделать его своими руками. Это не сложно. Если это будет часть противоугонного комплекса, рекомендуется подобрать готовое решение от проверенного производителя.

Можно выделить 3 главные задачи, которые выполняет выключатель (он же размыкатель):

  • отключает питание бортовой сети, когда машина находится длительное время на стоянке;
  • если под капотом стоит пара АКБ, одну из батарей (в основном резервную) можно отключить;
  • играет роль простого противоугонного оборудования.

Интересно, что сейчас автоугонщики, вооружённые высокотехнологичным оборудованием, начали забывать и разучились взламывать машины, на которых стоит самый простой размыкатель. Некоторые злоумышленникам может даже в голову не прийти, что на машине стоит подобная система.

Что же касается защиты от утечек тока, то эта проблема широко распространена на современных авто. Они наполнены разной электрикой и потребителями. Останавливая машину, ток продолжает и батареи перетекать к ним. Сюда можно отнести сигнализацию, мультимедийную систему, автомагнитолу, и многое другое. Это уже зависит от конкретной комплектации автомобиля.

Нормой по утечке считается 60-80 мА. Некоторые говорят, что и при утечках около 150-200 мА ничего страшного не произойдёт.

Но представьте, что за 24 часа таким образом можно терять по 5 Ач, за 10 дней уже будет 50 Ач. А у многих батарей такие рабочие параметры.

Оставляя машину на длительную стоянку, на 1-2 недели, если не разомкнуть массу АКБ, есть высокий риск того, что при попытке запустить двигатель или просто открыть машину ничего не получится.

Выключатель массы поможет решить такую проблему.

Выключатель массы аккумуляторной батареи

Как улучшить надежность контакта

Чтобы обеспечить хорошее соединение проводов заземления с кузовом, необходимо время от времени проводить профилактику. Процесс достаточно прост, главной проблемой является расположение креплений – приходится снимать обшивки или даже мешающие детали, чтобы добраться до нужного места. Нередко это бывает с массой панели приборов. Рекомендуется соблюдать простую инструкцию:

  1. Заглушить машину и снять минусовую клемму с аккумулятора. Всегда делать так при работе с электрическим оборудованием.
  2. Обеспечить доступ к месту крепления. После этого внимательно осмотреть его, чтобы оценить состояние гайки или болта, а также наличие коррозии на кузове, которая может ухудшить контакт. Очень часто соединение после сборки на заводе просто закрашивается и снаружи невозможно нормально проверить его состояние. Его нужно обязательно раскрутить.
  3. Гайку и место контакта на кузове хорошо зачистить, если на поверхность есть коррозия. При сильном повреждении лучше заменить крепеж. Когда место установки массы на кузове ржавое, есть смысл поискать точку для крепления рядом.
  4. Клемму очистить от окисления: хорошо подойдет мелкая наждачная бумага. После этого обработать специальным составом для очистки контактов, обычно он продается в виде спрея. Когда его нет, можно воспользоваться WD-40 или его аналогами, главное – после нанесения дождаться полного высыхания поверхности.
  5. Если зубчатая гайка в плохом состоянии, ее следует заменить. Этот элемент подкладывают именно для улучшения контакта, выбрасывать его не стоит.
  6. Все зачищенные поверхности обработать медной смазкой или специальным средством для улучшения контакта и защиты от коррозии. После этого собрать все обратно, закрутить болт или гайку с хорошим, но не излишним усилием, чтобы не повредить резьбу.

Совет! Вместо обычной гайки или болта лучше купить такой же вариант из нержавеющей стали. Он не повреждается коррозией, а значит, намного надежнее.

По возможности нужно защитить место присоединения массы от влаги и других неблагоприятных воздействий. Лучше всего проверять все доступные соединения хотя бы раз в год. Достаточно просто раскрутить и проверить состояние, а при необходимости зачистить и обновить смазку, чтобы металл не ржавел.

Разновидности

Существует несколько вариантов используемых выключателей массы.

  • тиристорными;
  • ручными;
  • дистанционными электромеханическими (на основе реле).

Ручные девайсы в основном используются на грузовиках и спецтехнике. Такие системы могут работать в условиях больших токов, составляющих до 1000 А. Их же успешно применяют и на легковых авто.

Самыми удобными размыкателями считаются те, которые располагаются на аккумуляторных клеммах и предназначаются специально для легковых машин. Дистанционный тип размыкателя можно ставить на грузовики и легковые модели. Управление осуществляется из салона, используя специальную потайную кнопку.

Ещё для легковых машин неплохо подходят мощные тиристоры на 160-320 А. Управление также бывает скрытым. Но не всегда тиристоры выдерживают большие токи при запуске ДВС.

Делаем своими руками

Чтобы отключить массу от автомобильного аккумулятора, можно поступить предельно просто, подняв капот и открутив соответствующие клеммы. Но если в салоне будет находиться кнопка, через которую осуществляется отключение, с ней работать намного удобнее. Подобное решение можно сделать своими руками.

Выключатель массы своими руками

Если не планируется использовать заводской выключатель, можно сделать его своими руками. Вполне подойдёт простая схема, в которой отсутствуют механические контакты. Это повышает надёжность конструкции. Плюс такая система станет прекрасным дополнением к вашей охранной системе, если такая предусмотрена.

Для сборки размыкателя потребуется кнопка типа S1, которая будет установлена в салоне, диод и тринистор.

Тринистром называют тиристор, который имеет 3 электрических вывода. Это управляющий электрод, катод и анод.

  • Тринистор будет применяться в роли электрореле, срабатывание которого происходит при появлении импульса на управляющем электроде.
  • В скрытом месте, которое выбирает сам автомобилист, устанавливается кнопка управления. При замыкании контактов на кнопке будет возникать импульс.
  • Поступая на тринистор, импульс способствует отпиранию, сопротивление резко меняется в сторону уменьшения, по сети проходит ток высокого напряжения.
  • Тринистор позволяет току проходить только в направлении от аккумулятора до бортовой электросети.
  • Чтобы АКБ могла подзаряжаться от генератора, параллельно с тринистром подключается диод.
  • Крепление детали осуществляется с использованием уголка на основе дюрали.
  • На одной полке делаются отверстия для крепления полупроводников.
  • На второй нужно просверлить отверстия под крепежный элемент, который будет использоваться для крепления устройства к кузову.
  • В качестве проводки применяется монтажный многожильный провод.

Объединив всё в единую схему, при нажатии на кнопку, спрятанную в салоне, можно будет размыкать массу, тем самым перекрывать ток от АКБ к потребителям.

Монтажная схема выключателя массы

Тиристор и диод закреплены на дюралевой пластинке размерами 100х50х3 мм. Можно использовать уголок из того же металла шириной полок 50х50 мм.

В пластине необходимо просверлить два отверстия диаметрами 21 мм и 6,2 мм, они необходимы для закрепления тиристора и диода. В просверленные отверстия вставляются резьбовой частью, в большее отверстие тиристор, а в меньшее диод.

Разметки перед сверлением отверстий необходимо рассчитать так, чтобы полупроводниковые приборы не находились слишком близко друг от друга.

Дюралевая пластина является и еще общим проводником, поскольку соединяет анод тиристора и катод диода. (Смотрите принципиальную электрическую схему).

Тиристор и диод закрепляют в отверстиях гайками, предварительно подложив шайбы, но затягивать их сильно пока не надо.

Теперь необходимо многожильным изолированным проводом посредством пайки соединить катод тиристора Т- 160 и анод диода Д 245. При пайке желательно использовать теплоотвод, для того чтобы электронные приборы от перегрева не вышли из строя.

К катоду тиристора также необходимо подпаять многожильный кабель, который через клемму будет подсоединяться к минусу аккумуляторной батареи.

К управляющему электроду тиристора подпаять один провод идущий от микропереключателя, второй провод от микропереключателя должен быть соединен с кузовом автомобиля, т.е. с «массой».

Когда все соединения сделаны, необходимо затянуть гайки тиристора и диода.

Все соединения мы сделали, теперь разберемся, как работает собранный нами электронный выключатель массы.

Исходное состояние: минусовой провод аккумуляторной батареи отключен от «массы».

В связи с тем, что через тиристор ток течет в одном направлении и в таком случае аккумуляторная батарея не будет подзаряжаться от автомобильного генератора. Чтобы устранить этот недостаток в схему введен диод средней мощности Д245, который подсоединен в обратной полярности по отношению к тиристору.

Если мы отключим микропереключатель, напряжение не будет поступать на управляющий электрод, тиристор закроется, т.е. увеличится его сопротивлению и «масса» будет выключена.

Электронное устройство желательно поместить в подходящую коробочку и закрепить под капотом автомобиля в удобном месте.

Микропереключатель установить в салоне автомобиля в потайном месте. Провод идущий от микропереключателя к управляющему электроду тиристора провести через какое либо технологическое отверстие в моторном отсеке.

Описанный электронный выключатель массы обладает еще и другим качеством. Он может быть использован как противоугонное устройство.

Процесс установки

Разобравшись с тем, как отключить массу автомобильного аккумулятора, следует обсудить вопрос монтажа системы.

Есть несколько последовательных шагов, позволяющих разобраться с тем, как установить систему, которая отключает массу, на свой аккумулятор.

Подобранный для сборки и установки своими руками выключатель батареи автомобиля монтируется по такому алгоритму:

  • С выводом катода тринистора соединяется накидная клемма от АКБ. Конструкция собирается и помещается в соответствующий корпус из металла.
  • Управляющий провод протягивается в салон от подкапотного пространства.
  • Чтобы поставить систему и не сверлить в кузове дополнительные отверстия, часто используют держатели от тормозных трубок. Достаточно удалить дно, чтобы получить отверстие для протяжки проводов.
  • Тумблер или кнопку, благодаря которой клемма будет размыкаться, устанавливается на рулевую колонку. Либо выбирайте другое подходящее вам место.
  • Затем к одному выводу тиристора подключается провод, идущий на массу, а с другим соединяется управляющий провод.

Если планируется использовать выключатель в качестве дополнительного противоугонного средства, выбирайте диод высокой мощности.

Монтаж выключателя массы на плюс

Возьмите омметр, чтобы сделать замеры внутреннего сопротивления диода в его открытом состоянии. Следите за тем, чтобы напряжение не опускалось ниже 0,5-0,6 В. В противном случае аккумулятор не сможет заряжаться.

В итоге АКБ при необходимости размыкается, не требуется открывать капот и скидывать массу. Простая установка кнопки и пары элементов обеспечат быстрое и удобное выключение.

Ход работы

Итак, вы приобрели выключатель массы на автомобиль ВАЗ. Теперь дело за малым – процесс подключения. Для этого готовится рабочее место и необходимый инструмент:

  • ключи;
  • плоскогубцы;
  • отвёртки;
  • щётки;
  • щупы.

Отсоединение клеммы от массы аккумулятора. Это предотвратит короткое замыкание, которое может спровоцировать не только перегорание электрики автомобиля, но даже удар током. Провести операцию несложно, так как провод клеммы выкрашивается в чёрный цвет и помечается знаком минус.


Отсоединение от положительного вывода аккумулятора. Провод этой клеммы красный и помечен знаком «+».

Отсоединение осуществляется аккуратно. При этом проверяется уровень электролитной жидкости аккумулятора и щёткой чистятся его выводы – как положительный, так и отрицательный. Клемма «массы» сохраняется – она понадобится, когда автомобиль вернётся к активной эксплуатации.


Работа непосредственно с выключателем. Этот узел ключом соответствующего размера подсоединяется к отрицательному выводу аккумулятора. После затягивания нужно обязательно убедиться в надёжности крепления. Клемма проводки, в свою очередь, соединяется с положительным выводом аккумулятора, а выключатель – с проводом массы.


После того как система собрана, проводится её испытание. Делается это при отключенном выключателе массы (в противном случае перегорят предохранители). После того, как вы убедитесь в том, что система работает нормально, можно включать ВМ.

О чём ещё важно знать

Если вы решились на установку подобной схемы, предварительно стоит учесть несколько важных моментов.

  • При наличии в автомобиле устройств и приборов, требующих настройки, в случае отключения массы их потребуется периодически восстанавливать. Обычно это касается настройки времени, даты и пр.
  • Размыкание массы не приводит к обнулению одометра, не сбивает настройки ЭБУ, поэтому на этот счёт переживать не стоит.
  • Если у вашей сигнализации имеется автономная сирена, в случае размыкания массы она может срабатывать.
  • При отсутствии у сигнализации автономного источника питания, отключение АКБ приводит к автоматической деактивации охранной системы. Она просто не будет работать.
  • На транспортных средствах с инжекторным типом двигателя в случае размыкания массы отключается и питание контроллера. Это ведёт к удалению всей накопившейся информации.
  • Периодически следует проверять состояние контактов и делать замеры сопротивления. Их лучше смазать литолом, а также обновлять смазку.
  • Некоторые специалисты сходятся во мнении, что для машин после 2000 года выпуска выключатель лучше не использовать. Если он случайно сработает, когда зажигание включено, иммобилайзер может отвязаться. Автомобилист потеряет возможность доступа к собственной машине. Чтобы восстановить работу, требуется помощь специалистов и внушительная сумма денег.
  • Отключение массы приводит к потере ранее внесённых настроек в мультимедийную систему.

Всё это прямо указывает на то, что выключатель массы нужен не всем и не всегда. А если им и пользоваться, то только при острой необходимости.

Подумайте внимательно над целесообразностью и необходимостью использования размыкателя массы автомобильной аккумуляторной батареи. Порой есть смысл сделать устройство своими руками. Но большинство придерживаются мнения, что тут лучше задействовать заводские решения и привлечь опытных автоэлектриков. Выбор за вами.

Видео

В этом видео умелые руки опытных водителей делают своими руками кнопку дистанционного отключения массы автомобиля.

Советы и рекомендации, как выбрать массу для автомобиля.

В этом видео показывается выбор места, способ установки и подключения кнопки от автомобиля Камаз на машину Мерседес.

А это для тех, кто хочет полностью делать своими руками.

Способов создать выключатель массы несколько. Кто покупал кнопки массы или делал сам, пишите в комментариях.

Читайте также: