Установка шатунов ауди 80

Обновлено: 02.07.2024

Сборка двигателя ч. 3. Коренные и шатунные вкладыши, установка коленвала и поршней.

Пришлось всё-таки заказать другие коренные и шатунные вкладыши. Штудировал каталог Kolbenschmidt. Те вкладыши, что я купил ранее, ставятся на другие двигатели (и АБТ нет в их списке). Что ж, учимся на своих ошибках — нельзя слепо доверять сайту, который выдаёт запчасть как аналог по введённому оригинальному номеру. Пробиваем предлагаемую запчасть только по каталогу производителя!
Конечно, ничего страшного не произошло, но, согласитесь, 2000 тоже на дороге не валяются )

Правильные коренные вкладыши для двигателя ABT — Kolbenschmidt 87 581 600 (VAG 026 198 491)
К ним ещё нужны упорные полукольца Kolbenschmidt 78 635 600 (VAG 026 198 421)

Купленные ранее шатунные вкладыши, как оказалось, тоже не подходят — мало того, что они без отверстия для канала смазки поршневого пальца, так ещё и шире на 1мм, чем подходящие по каталогу Kolbenschmidt. Также, у них шире замок, соответственно, даже в шатун они попросту не встанут.

Правильные шатунные вкладыши для двигателя ABT — Kolbenschmidt 87 200 600 (VAG 026 198 501)

Дальше — сборка. Много полезного по сборке почерпнул у Евгения Травникова ("Теория ДВС") в видео по сборке ДВС.

Когда-то (ещё до покраски) блок отмывался кёрхером и средством "Profoam 1000", но потом долго стоял, соответственно, туда могла налететь пыль и грязь. Договорился с товарищем, который работает в автосервисе, отвёз к нему блок и коленвал. Всё тщательно продули сжатым воздухом — все каналы, каждую дырочку. Но перед сборкой я ещё дополнительно промыл масляные каналы в блоке и коленвале уайт-спиритом под напором из шприца. Промыл и гильзы.

Очистил и обезжирил постели

Установил вкладыши. Смазал синтетическим трансмиссионным маслом.

Вот так ставятся упорные полукольца на 3-ю постель (счёт всегда ведётся от ремня грм)

Уложил коленвал. Пока крутить его не стоит, т.к. упорные полукольца будут крутиться с коленвалом (их фиксируют верхние полукольца)

Далее очистил и обезжирил бугеля, установил в них вкладыши. На 3-й бугель ставим вкладыш и упорные полукольца, на 4-й бугель ставится такой же вкладыш, как на постель (с проточкой)

Смазал вкладыши. Установил все бугеля (они пронумерованы). Ставятся замком к замку постели. Кончики болтов и поверхность, по которой крутится шляпка болта (на бугеле) смазал маслом.
Бугеля на свои места сразу не садятся. Травников подбивал их медной чушкой, я же вкрутил болты и, стараясь, чтобы бугель не перекашивало, аккуратно подтягивал то один, то другой.
Болты на каждом бугеле затягиваются равномерно, с моментом 65Нм. После затяжки каждого бугеля проверяем, что коленвал вращается.

Так вращается коленвал с затянутыми бугелями

Поршни я приобрёл новые (поршнекомплект Mahle 034 99 00), это поршни для двигателя ABK последних годов выпуска. Укорочена юбка, короче поршневой палец. К тому же, у поршня ABK меньше выемка на днище — более высокая степень сжатия. Для газа это плюс.
Фото для сравнения:

Сначала снял с шатунов старые поршни. Стопорные кольца поршневого пальца снимаются с помощью тонкой отвёртки. Палец выбивается довольно легко подходящей оправкой, диаметром чуть меньше пальца (подошла втулка от какого-то сайлентблока с 80-ки.

Шатуны отмыл, установил новые поршни. Стрелка на днище поршня и приливы на шатуне должны быть с одной стороны. Смазанный поршневой палец вставляется в поршень и шатун от руки (вот это точность изготовления!), стопорные кольца устанавливаются на место с помощью тонкой отвёртки.

Так же, как и с коренными вкладышами, посадочные места вкладышей в шатуне обезжириваются, а уже сама рабочая поверхность вкладыша смазывается маслом. Замки колец разводятся на 120º друг от друга, причём замок верхнего компрессионного кольца должен лежать в плоскости оси коленвала (по ваг инструкции)
Гильзу смазываем маслом!

Используя приспособление, вставил поршни.

Стрелка на днище поршня должна быть направлена в сторону ремня грм.

Обезжириваем крышку (посадочное вкладыша), устанавливаем и смазываем вкладыш. Гайки крышки шатуна затягиваются с моментом 30Нм + доворот на 90º. Поверхность под гайкой смазываем.

Вот так всё вращается (тут уже от руки не получится, кольца создают хорошее сопротивление)

Разборка и сборка шатунно-поршневой группы, двигателя объёмом 1.8

Отверните болты крепления крышки шатуна, затем снимите крышку шатуна и нижний вкладыш шатунного подшипника.

Вытолкните поршень и шатун в сборе из блока цилиндров в направлении к поверхности под прокладку головки цилиндров.

Разборка и сборка узла поршня и шатуна (снятие и установка поршневого пальца)


Рис. 2.126. Разборка узла поршень-шатун

С помощью специальных инструментов (09234-33001 и 09234-33002) выполните разборку и сборку узла поршня и шатуна (рис. 2.126).

Поршневой палец запрессован в верхнюю головку шатуна, и поршень скользит по нему.

Набор специальных инструментов состоит из основания с подставкой и вставками, направляющих, переходников, штока-толкателя для снятия и штока-толкателя для установки. При снятии или установке поршневого пальца поршень удерживается на основании приспособления. Направляющие приспособления облегчают позиционирование поршневого пальца при его снятии и установке, когда шатун опирается на вставки подставки.


Рис. 2.127. Извлечение пальца с помощью пресса

Для снятия поршневого пальца уложите поршень на основание и расположите шатун на вставке подставки. Вставьте шток-толкатель (для снятия) через дугу верхней части основания в поршневой палец и извлеките палец с помощью пресса (рис. 2.127).

При установке нового пальца необходимо установить соответствующую вставку подставки для поддержки шатуна.

Расположите верхнюю головку шатуна внутри поршня. С одной стороны поршня вставьте соответствующую направляющую через поршень и шатун, затем слегка осадите направляющую от руки, чтобы она удерживалась поршнем. С другой стороны поршня вставьте поршневой палец и уложите вместе поршень и шатун на основание приспособления так, чтобы направляющая пальца была снизу.


Рис. 2.128. Направляющая центрирования шатуна

ПРИМЕЧАНИЕ

Направляющая необходима для центрирования шатуна относительно бобышек поршня. Если сборка выполнена правильно, то направляющая пальца будет стоять точно по центру отверстия дуги верхней части основания и касаться вставки подставки. Если используется направляющая пальца неправильного размера, то поршень (и шатун) и поршневой палец не будут находиться на одной оси с отверстием основания (рис. 2.128).


Рис. 2.129. Схема запрессовки пальца в поршень и верхнюю головку шатуна

Вставьте шток-толкатель (для установки) через отверстие дуги верхней части основания до упора в переходник на поршневом пальце и с помощью гидравлического пресса заведите палец в поршень и верхнюю головку шатуна. Продолжайте запрессовку до момента, когда направляющая пальца упадет снизу основания и шток-толкатель упрется в дугу верхней части основания (рис. 2.129).

Не превышайте усилия 12 500±5000 Н при запрессовке поршневого пальца в момент, когда шток-толкатель упрется в дугу верхней части основания.

Проверка поршня и поршневого пальца

Проверьте каждый поршень на отсутствие царапин, задиров, износа и других дефектов. Замените поршень при наличии дефектов.

Проверьте каждое поршневое кольцо на отсутствие изломов, повреждений или значительного износа. Замените дефектные кольца. При необходимости замены поршня одновременно следует заменить его поршневые кольца.

Убедитесь, что поршневой палец входит в бобышки поршня. Замените поршень и поршневой палец комплектом при наличии дефектов. При комнатной температуре под нажимом руки поршневой палец должен легко входить в отверстие поршня.

Проверка поршневых колец


Рис. 2.130. Проверка торцевого зазора компрессионного кольца

Измерьте зазор между компрессионным кольцом и канавкой поршня (рис. 2.130).

Если измеренный зазор превышает предельно допустимое значение, установите новое поршневое кольцо и повторно измерьте зазор. Если измеренный зазор снова превышает предельно допустимое значение, замените поршень и кольца в сборе. Если измеренный зазор меньше предельно допустимого значения, замените только поршневые кольца.

Значения зазора между поршневым кольцом и канавкой поршня приведены ниже.

компрессионное кольцо №1 – 0,04–0,08 мм;

компрессионное кольцо №2 – 0,03–0,07 мм.

Предельно допустимое значение:

компрессионное кольцо №1 – 0,1 мм;

компрессионное кольцо №2 – 0,1 мм.


Рис. 2.131. Проверка зазора в замке поршневого кольца

Для измерения зазора в замке поршневого кольца установите поршневое кольцо в отверстие цилиндра (рис. 2.131).

Расположите кольцо под прямым углом к образующей стенки цилиндра, осторожно перемещая его вниз с помощью поршня.


Рис. 2.132. Измерение зазора в замке поршневого кольца

Измерьте зазор в замке кольца плоским щупом (рис. 2.132).

Если измеренный зазор превышает предельно допустимое значение, замените поршневое кольцо.

Значения зазора в замке поршневого кольца приведены ниже.

компрессионное кольцо №1 – 0,23–0,38 мм;

компрессионное кольцо №2 – 0,45–0,60 мм;

маслосъемное кольцо – 0,2–0,6 мм.

Предельно допустимое значение:

компрессионные кольца №1 и №2 – 1,0 мм;

маслосъемное кольцо – 1,0 мм.

При замене поршневых колец без расточки цилиндров в ремонтный размер проверяйте зазор в замке кольца в точке, расположенной в нижней части цилиндра (зона наименьшего износа).

ПРИМЕЧАНИЕ

Идентификационная метка ремонтного размера расположена на верхней части поршневого кольца около замка кольца.


Рис. 2.133. Пазы вкладышей в крышке шатуна и шатуне

При установке крышки шатуна убедитесь, что метки номера цилиндра (сделанные при разборке) на шатуне и крышке шатуна совпали. При установке нового шатуна убедитесь, что фиксирующие пазы вкладышей в крышке шатуна и шатуне расположены с одной стороны (рис. 2.133).

Замените шатун при наличии повреждения торцевой поверхности верхней или нижней головок. Если присутствует изгиб или скручивание шатуна или поверхность отверстия под поршневой палец в верхней головке шатуна значительно изношена, замените шатун.

Сборка


Рис. 2.134. Установка расширителя маслосъемного кольца

Установите расширитель маслосъемного кольца (рис. 2.134).


Рис. 2.135. Схема установки верхнего скребка маслосъемного кольца

Установите верхний скребок маслосъемного кольца. Для установки скребка сначала установите один конец скребка между расширителем и канавкой поршня, затем, удерживая конец скребка, нажимайте пальцем на скребок, чтобы завести его в канавку, как показано на рисунке 2.135.

ВНИМАНИЕ

Не применяйте экспандер поршневых колец при установке скребков маслосъемного кольца.


Рис. 2.136. Установка нижнего скребка маслосъемного кольца

Установите нижний скребок маслосъемного кольца в соответствии с предыдущей процедурой (рис. 2.136).

Нанесите моторное масло на поршень и канавки поршня под кольца по всей окружности.

С помощью экспандера поршневых колец установите компрессионное кольцо №2.


Рис. 2.137. Схема установки компрессионного кольца №1

Установите компрессионное кольцо №1 (рис. 2.137).


Рис. 2.138. Схема замков компрессионных колец

Расположите замки колец как можно дальше друг от друга. Убедитесь, что замок какого-либо кольца не находится на оси поршневого пальца или перпендикулярном данной оси направлении (рис. 2.138).

С помощью специального приспособления надежно зафиксируйте поршневые кольца на поршне перед установкой поршня в сборе в цилиндр.

Установите верхние вкладыши коренных подшипников в блок цилиндров.


Рис. 2.139. Установка нижнего вкладыша коренного подшипника в крышку шатуна

Установите нижние вкладыши коренных подшипников в крышки шатунов (рис. 2.139).

При установке убедитесь, что «передняя» метка на поршне и «передняя» идентификационная метка на шатуне направлены к передней части двигателя (к ремню привода ГРМ).

При установке нового шатуна убедитесь, что фиксирующие пазы вкладышей на шатуне и крышке шатуна расположены с одной стороны.

При сборке болты крепления крышек шатунов следует затягивать, используя угловой метод затяжки, следующим образом:

– нанесите масло на резьбу гаек крепления и места контакта шатуна гаек и болтов.

– затяните болты крепления крышек шатунов номинальным моментом затяжки.

Момент затяжки гаек крепления крышек шатунов: 50–53 Н·м.

ВНИМАНИЕ

Не устанавливайте повторно бывшие в эксплуатации (снятые при разборке) болты крепления крышек шатунов.

При установке новых болтов крепления крышек шатунов не затягивайте их более трех раз.

Проверьте боковой зазор между нижней головкой шатуна и соответствующей щекой коленчатого вала.

Установка шатунов ауди 80

Работы над зубчатым ремнем ГРМ

Проверка натяжения зубчатого ремня 5-цилиндрового двигателя (иллюстрация слева) и 6-цилиндрового двигателя (иллюстрация справа) происходит таким же образом, который уже был описан в подписи к иллюстрации, показывающей 4-цилиндровый двигатель. Зубчатые ремни должны быть натянуты так, чтобы их можно было повернуть на 90°. Иллюстрации показывают места, в которых нужно проверять.

Здесь показан термочувствительный натяжной ролик 5-цилиндрового двигателя.

Слева: натяжной ролик зубчатого ремня 4-цилиндрового двигателя:

1 – зажимной болт;
2 – сюда можно поставить инструмент для натяжения зубчатого ремня. Стрелка показывает направление, в котором нужно вращать, чтобы натянуть ремень.

Справа: натяжной ролик (стрелка) 6-цилиндрового двигателя спрятан справа впереди на блоке цилиндров.

Слева: при работе с 4-цилиндровым двигателем при установке зубчатого ремня маркировка на шестерне промежуточного вала и отметка на шкиве клиноременной передачи (на иллюстрации отмечены стрелками) должны находиться в одной плоскости.

Справа: одновременно должны совпадать маркировки на зубчатом шкиве ремня распределительного вала (2) с отметкой-стрелкой (1) на задней части защитного кожуха зубчатого ремня.

У 5-цилиндрового двигателя отметки ВМТ расположены также и на шкивах коленчатого вала. Позиции (1) и (2) показывают отметки при установленном защитном кожухе зубчатого ремня, позиции (3) и (4) показывают положение ВМТ при снятом защитном кожухе зубчатого ремня.

Слева: рисунок показывает, как нужно устанавливать у 6-цилиндрового двигателя специальный инструмент 3243 для фиксирования распределительных валов в положении ВМТ.

Справа: на иллюстрации показаны инструмент 3242 и место, в котором его следует ввинтить в корпус картера для фиксирования коленчатого вала.

Привод клапанов происходит, как уже упомянуто, посредством зубчатого ремня газораспределительного механизма. Он поворачивает распределительный вал на половину оборота коленчатого вала. Зубчатый ремень приводит кроме того: насос охлаждающей жидкости (модели с 5- и 6-цилиндровыми двигателями) и промежуточный вал (модели с 4-цилиндровыми двигателями).

Снятие кожуха зубчатого ремня ГРМ

  1. 4-цилиндровый двигатель: отжать две крепежные скобы вверху на кожухе.
  2. Снять верхнюю часть кожуха.
  3. При установке следить за тем, чтобы нижний край кожуха был правильно вставлен в верхнюю часть, иначе кожух не будет держаться.
  4. Обычно бывает достаточно снять верхнюю часть кожуха. Если же нужно снять и нижнюю часть:
  5. Снять клиновой ремень (см. раздел Генератор)
  6. Открутить шкивы клиноременной передачи на коленчатом валу и водяном насосе.
  7. Ослабить и снять стопорные болты и гайки нижней части кожуха зубчатого ремня.
  8. При установке болты шкива клиноременной передачи необходимо затянуть моментом 20 Н•м, гайки и болты кожуха зубчатого ремня моментом 10 Н•м.
  9. 5-цилиндровый двигатель: отжать две крепежные скобы сверху на кожухе.
  10. Снять верхнюю часть кожуха зубчатого ремня.
  11. Выкрутить и снять стопорные болты нижней части кожуха.
  12. При установке затянуть все болты моментом 10 Н•м.
  13. 6-цилиндровый двигатель: снять поликлиновой ремень, а также натяжной ролик для поликлинового ремня (раздел Генератор).
  14. На каждой половине кожуха сверху и снизу снять по одной натяжной струбцине.
  15. Осторожно вынуть кожух из остальных креплений.

Проверка натяжения зубчатого ремня ГРМ

  1. Снять кожух зубчатого ремня ГРМ.
  2. На зубчатом ремне не должно быть трещин и следов смазки.
  3. Боковые поверхности зубьев должны быть целыми, без следов износа.
  4. Поврежденный зубчатый ремень – заменить!

Проверка состояния зубчатого ремня

  1. Снять защитный кожух зубчатого ремня.
  2. Натяжение ремня проверяется на моделях Audi в следующих местах:
  3. 4-цилиндровый двигатель: между шестернями распределительного и промежуточного валов.
  4. 5-цилиндровый двигатель: между шестернями распределительного вала и насоса охлаждающей жидкости.
  5. 6-цилиндровый двигатель: между шестерней распределительного вала и верхним направляющим роликом.
  6. Холодный зубчатый ремень можно при нормальном натяжении свернуть (скрутить) на 90° (прямой угол) только большим и указательным пальцами.

Натягивание зубчатого ремня

  1. Натяжение зубчатого ремня может быть отрегулировано только при холодном двигателе.
  2. Сначала нужно обязательно снять защитный кожух зубчатого ремня.
  3. При работе с 4-цилиндровым двигателем в мастерской применяют специальный гаечный ключ, например Matra V 159.
  4. Ослабить зажимный болт на натяжном ролике зубчатого ремня.
  5. Проворачивание натяжного ролика гаечным ключом против часовой стрелки натягивает зубчатый ремень.
  6. Затянуть зажимный болт моментом 20 Н•м.
  7. Без гаечного ключа нужно действовать так: вставить прочную отвертку в одно из отверстий зубчатого шкива распределительного вала, немного провернуть его налево, чтобы зубчатый ремень ослаб.
  8. Теперь ослабить зажимной болт и приставить под углом небольшую отвертку. Таким образом можно вращать эксцентрик натяжного ролика, до тех пор пока не установится нужное натяжение зубчатого ремня. Естественно, во время этой процедуры нужно крепко придерживать распределительный вал. Затем следует затянуть зажимной болт и еще раз проверить натяжение зубчатого ремня.
  9. При работе с 5-цилиндровым двигателем слегка ослабить крепежные болты натяжного устройства.
  10. Для натягивания зубчатого ремня вращать натяжное устройство 6-гранным ключом моментом 25 Н•м (динамометрическим ключом) по часовой стрелке.
  11. Держать натяжное устройство в этом положении и снова затянуть болты моментом 10 Н•м.
  12. 6-цилиндровый двигатель: снять поликлиновой ремень, а также натяжное устройство поликлинового ремня.
  13. Ослабить зажимной болт (торцовым ключом 8 мм) на натяжном ролике.
  14. Ключом 8 мм для внутреннего шестигранника надо вращать натяжной ролик вправо до тех пор, пока не установится правильное натяжение зубчатого ремня.
  15. Держать натяжной ролик в этом положении.
  16. Вторым ключом для внутреннего шестигранника 8 мм затянуть зажимной болт натяжного ролика (45 Н•м).
  17. Все типы двигателей: провернуть коленчатый вал на один оборот и еще раз проконтролировать натяжение зубчатого ремня.

Замена зубчатого ремня, регулирование фаз газораспределения

Описание операций по замене зубчатого ремня необходимо не только для работ по собственно замене, но и при снятии и установке головки блока цилиндров, для чего обязательно необходимо снимать зубчатый ремень.

Установка зубчатого ремня логическим образом включает в себя и регулирование фаз газораспределения. Но чтобы не возникало заблуждений: фазы газораспределения не изменяются в процессе износа. Они регулируются только один раз, если перед этим был снят зубчатый ремень.

Можно ли сделать это своими руками?

Полная замена зубчатого ремня у 5- и 6-цилиндровых двигателей возможна только с применением специальных инструментов. Поэтому, к сожалению, эта работа не для домашних условий.

  1. При работе с 5-цилиндровым двигателем для снятия зубчатого ремня необходимо снять демпфер спереди на коленчатом валу, а в заключение снова установить его на место, что возможно только со специальным удлинителем (2079) для динамометрического ключа и противоупором (2084). При проведении замены только головки блока цилиндров ремень остается неснятым внизу на шестерне коленчатого вала, поэтому специальные инструменты не потребуются.
  2. При работе с 6-цилиндровым двигателем для регулирования фаз газораспределения (что необходимо после замены зубчатого ремня и снятия головки блока цилиндров) распределительные валы и коленчатый вал должны быть зафиксированы точно в положении ВМТ (инструменты 3242 и 3243).
  3. Работа с 4-цилиндровым двигателем не доставляет проблем. Для замены зубчатого ремня не нужно специальных инструментов.

Замена зубчатого ремня

  1. Установить поршень в первом цилиндре в положение ВМТ момента зажигания, см. ранее в этой главе.
  2. Снять клиновые либо поликлиновые ремни (раздел Генератор).
  3. Снять шкив на коленчатом валу после ослабления болтов с внутренним шестигранником (не центрального болта!).
  4. Снять защитный кожух зубчатого ремня.
  5. Ослабить зубчатый ремень (см. Натягивание зубчатого ремня) и снять его.
  6. Надеть новый зубчатый ремень. Если положение зубчатых шкивов коленчатого и распределительного вала не было изменено, возможно, что фазы газораспределения еще не сбиты. Но для большей уверенности нужно проконтролировать это перед окончательной сборкой:
  7. Провернуть зубчатый шкив распределительного вала таким образом, чтобы отметка на шкиве находилась под стрелкой на задней части защитного кожуха зубчатого ремня.
  8. Если для этого нужно провернуть распределительный вал, то это можно сделать только в том случае, если ни один поршень не стоит в положении ВМТ, иначе могут быть повреждены клапаны или днища поршней.
  9. Надеть зубчатый ремень на шестерни коленчатого и промежуточного валов.
  10. Укрепить болтом шкив клиноременной передачи коленчатого вала. При этом следить за правильным положением: в зависимости от версии двигателя должен либо стопорный штифт зафиксироваться в шкиве, либо же крепежные отверстия шкива расположены асимметрично. В этом случае все крепежные отверстия должны находиться в одной плоскости с отверстиями коленчатого вала.
  11. Провернуть коленчатый вал таким образом, чтобы маркировка на шкиве клиноременной передачи показывала вверх.
  12. Маркировку на шестерне промежуточного вала совместить с отметкой на шкиве клиноременной передачи.
  13. Наложить зубчатый ремень, следя при этом, чтобы не изменилось положение различных шестерен.
  14. Натянуть зубчатый ремень.
  15. Снять крышку распределителя зажигания и проверить, показывает ли бегунок распределителя на отметку на крае корпуса распределителя.
  16. В противном случае ослабить стопорный винт.
  17. Повернуть распределитель зажигания таким образом, чтобы бегунок и отметка совпадали, возможно, потребуется снять распределитель зажигания и снова установить его (глава Система зажигания).
  18. Снова затянуть стопорные винты.
  19. Два раза полностью провернуть двигатель и еще раз проверить установку фаз газораспределения.
  20. Перед установкой нижней части защитного кожуха зубчатого ремня еще раз снять шкив клиноременной передачи коленчатого вала.
  21. Затянуть шкив моментом 20 Н•м (правильный монтаж см. предыдущий текст).
  22. Отрегулировать зажигание. Если нужно снять зубчатый ремень только с шестерни распределительного вала, чтобы заменить головку блока цилиндров, можно обойтись без специальных инструментов. Просто следует выбрать из описания необходимые операции.
  23. Установить поршень в первом цилиндре на ВМТ момента зажигания, см. в этой главе выше.
  24. Снять клиновой ремень (раздел Генератор).
  25. Снять защитный кожух зубчатого ремня.
  26. Ослабить зубчатый ремень (см. Натягивание зубчатого ремня) и снять его.
  27. Установить противоопору 2084 на шкиве коленчатого вала (с демпфером), ослабить центральный болт с помощью удлинителя 2079.
  28. Снять шкив с зубчатым ремнем.
  29. Отметить направление прохождения зубчатого ремня для установки. Сохранить прохождение при подержанных ремнях.
  30. Установка: надеть зубчатый ремень на снятый зубчатый шкив.
  31. Установить зубчатый шкив коленчатого вала вместе с зубчатым ремнем. Следить за тем, чтобы зубчатый ремень не был зажат.
  32. Установить противоопору 2084 на шкиве коленчатого вала (с демпфером), затянуть центральный болт с помощью удлинителя 2079 (350 Н•м).
  33. Еще раз проверить положение ВМТ распределительного вала и коленчатого вала.
  1. На обратной стороне зубчатого шкива коленчатого вала совместить метку с левым верхним краем крышки головки блока цилиндров (наблюдать за этим через маленькую прорезь). При вращении распределительного вала ни один поршень не должен находиться в положении ВМТ, в противном случае могут быть повреждены клапаны или днища поршней.
  2. Коленчатый вал: совместить отметку ВМТ на маховике с отметкой в наблюдательном отверстии картера сцепления. Или воспользоваться установочной маркировкой на шкиве клиноременной передачи.
  3. Надеть зубчатый ремень на распределительный вал, натяжной ролик и водяной насос, при этом более не изменять положения распределительного и коленчатого валов.
  4. Натянуть зубчатый ремень.
  5. Провернуть двигатель на 2 оборота и еще раз проверить установку фаз газораспределения.
  6. Проверить позицию распределителя зажигания, как описано для 4-цилиндрового двигателя.
  7. Установить зажигание.

Здесь вы найдете описание работ, однако в домашних условиях ничего не нельзя сделать без специальных инструментов.

  1. Снять клиновой ремень вместе с натяжным устройством (раздел Генератор).
  2. Снять защитный кожух зубчатого ремня с обоих сторон (см. в этой главе выше).
  3. Провернуть двигатель в положение ВМТ момента зажигания первого цилиндра. Отметки на шкиве коленчатого вала и защитном кожухе зубчатого ремня должны быть совмещены, большие отверстия фиксирующих пластин на шестернях распределительного вала должны быть направлены друг к другу в сторону середины двигателя.
  4. Выкрутить датчик момента зажигания из блока цилиндров и вместо этого вкрутить специальный инструмент «фиксатор коленчатого вала 3242». Инструмент должен входить в расположенное сзади отверстие коленчатого вала. Слегка затянуть.
  5. Снять шкив поликлиновой передачи коленчатого вала, открутить снизу защитный кожух зубчатого ремня.
  6. Обозначить направление прохождения зубчатого ремня для установки. Сохранить направление прохождения при уже употреблявшихся ремнях.
  7. Установить специальный инструмент «фиксатор распределительного вала 3243» на фиксирующих пластинах распределительных валов.
  8. Ослабить болты шестерен распределительного вала на три оборота.
  9. Снова снять специальный инструмент 3243.
  10. Снять оба распределительных вала с конусов. Для этого применить лапчатый съемник. Установить захваты на обратной стороне шестерни зубчатого ремня; болт остается как был (ослаблен на три оборота).
  11. После предварительных работ начинается регулирование:
  12. Если нужно заменить зубчатый ремень, это делается сразу.
  13. Для дальнейших работ нужно надеть зубчатый ремень.
  14. Снова установить специальный инструмент «фиксатор распределительного вала 3243» на стопорных пластинах распределительных валов.
  15. Еще раз проверить специальные инструменты на правильность установки.
  16. Шестерни распределительных валов должны быть так наложены на конус, чтобы они хотя и могли вращаться вместе с валом, но при этом не качались из стороны в сторону (болт закручен от руки).
  17. Натянуть теперь зубчатый ремень.
  18. Затянуть шестерни распределительных валов моментом 70 Н•м.
  19. Убрать специальные инструменты.
  20. Снова установить снятые детали.

Снятие распределительного вала

Эту работу относительно легко провести на моделях с 4- и 5-цилиндровыми двигателями. При работе с 6-цилиндровым двигателем будут необходимы специальные инструменты для заключительного монтажа зубчатого ремня.

Установка шатунов ауди 80

Коленвал и блок цилиндров Предупреждение

Затягивайте только динамометрическим ключом. Использование ключа "трещотки" может привести к поломкам.

Блок цилиндров в сборе (4-цилиндровые модели)


1. Болты
2. Вкладыши 1, 2, 4 и 5-го коренного подшипника
устанавливаются в крышки 1, 2 и 5-го коренных подшипников без масляной канавки, и в крышку 4-го подшипника с мясляной канавкой
3. Прокладка
подлежит обязательной замене
4. Передний держатель сальника
5. Сальник
6. 20 Н.м.
7. Кольцевая прокладка
при повреждении замените
8. 25 Н.м.
9. Сальник
извлеките сальник из корпуса съемником 10-203
перед монтажом слегка смажьте рабочую и наружную кромки сальника
10. Корпус сальника
11. Промежуточный вал
сначала снимите распределитель зажигания

Размеры коленвала (двигатель 2,0 литра)

Ремень привода распредвала, установка Предупреждение

Не допускается проворачивать коленвал и распредвал при снятом зубчатом ремне, так как возможны повреждения поршней головками клапанов.

Установка коленвала в положение ВМТ не допускается.

Зубчатый ремень привода в сборе (4-цилиндровые модели)


При замене двигателя, головки блока цилиндров, прокладки головки блока, радиатора двигателя и отопителя, повторно заливать слитую охлаждающую жидкость запрещается.

Прокладки и уплотнения подлежат обязательной замене.

При обнаружении в масле металлической стружки от износа деталей двигателя, тщательно очистите масляные каналы, замените маслоохладитель и масляный фильтр.

Блоки цилиндров неполной комплектации поставляются с установленным направляющим подшипником коленвала. При монтаже двигателя на модели с автоматической трансмиссией направляющий подшипник снимите.

Взаимозамена изношенных вкладышей не допускается. Головка блока цилиндров в сборе






Затяжку производите динамометрическим ключом со стрелочным индикатором. При затягивании ключом-"трещоткой" возможна поломка. замените болты. Резьбы новых болтов заранее смазаны составом, фиксирующим от отворачивания


Нанесение установочной метки угла опережения зажигания


При замене маховика/ ведущего диска сцепления необходимо нанести установочную метку угла опережения зажигания. На новом маховике имеется только метка ВМТ (0 градусов).

Снятие / установка маховика/ гидротрансформатора





3) выверните внутренний патрон съемника сальника 2085 на два оборота из наружного (внутренний патрон должен выступать примерно на 3,0 мм), и зафиксируйте винтом с накаткой

– новых компрессионных колец – 0,30–0,45 мм;
– новых маслосъемных колец – 0,25–0,45 мм;
– предельный зазор – 1,0 мм.

Поршень в сборе (4-цилиндровые модели)





Не допускается проводить измерения когда блок цилиндров закреплен на стенде приспособлением VW 540, так как возможны искажения результатов вследствие деформаций.

Таблицы моментов затяжки резьбовых соединений Audi 80

Каждый двигатель внутреннего сгорания, за исключением двигателя Стирлинга, имеет ГБЦ. Она служит для размещения в ней газораспределительной системы: клапанов, распределительного вала и его привода.

Головка блока цилиндров представляет собой алюминиевую деталь с множеством отверстий для установки впускных и выпускных клапанов, каналов, формирующих рубашку охлаждения двигателя. В зависимости от количества цилиндров и типа двигателя, ГБЦ может иметь один или два распределительных вала.

головка блока цилиндров

Также в головке находятся каналы для смазки ГРМ.

В верхней части находятся отверстия для свечей зажигания у бензиновых двигателей и отверстия для форсунок у дизельных.



Последствия неправильной сборки

Крепится головка к блоку цилиндров при помощи стальных болтов или шпилек, вкрученных в блок. Известно, что у стали и алюминия разные значения температурного расширения. При нагреве алюминий больше увеличивается в объеме, чем сталь, поэтому при затяжке головки блока цилиндров нужно учитывать этот момент. То есть, если при нагреве двигателя головка расширится, а крепеж будет препятствовать расширению, то в ГБЦ могут образовываться микротрещины. Они впоследствии приведут к выходу из строя всего двигателя.

трещина в головке

Например, через трещины в камеру сгорания может попадать охлаждающая жидкость. Или трещина в каналах системы смазки приведет к тому, что система клапанов будет работать в режиме «масляного голодания». Также несоблюдение момента затяжки головки блока цилиндров приводит к зажиманию распредвала и износу его постели.

Порядок закручивания головки блока цилиндров

Порядок закручивания головки блока цилиндров

Порядок закручивания головки блока цилиндров

Момент затяжки деталей узлов задней подвески


ДетальРезьбаМомент затяжки, H*м (кгс*м)
Гайка крепления нижнего конца амортизатораМ10х1,2550–61,7 (5,1–6,3)
Гайка крепления рычага задней подвескиМ10х1,2550–61,7 (5,1–6,3)
Гайка крепления левого кронштейна рычага подвескиМ10х1,2527,4–34 (2,8–3,5)
Гайка крепления штока амортизатораМ10х1,2550–61,7 (5,1–6,3)
Гайка крепления колесаМ12х1,2577,5–96,1 (7,9–9,8)
Болт крепления оси колеса к рычагу подвескиМ10х1,2542,1–52 (4,29–5,3)


Устройство задней подвески Ауди 80 (1986-1991):

1 — гайка, 100 Нм; 2 — сайлент-блок; 3 — гайка, 80 Нм; 4 — трос ручного тормоза; 5 — сайлент-блок; 6 — поперечная штанга; 7 — тело задней подвески; 8 — пружины регулятора силы торможения; 9 — гайка, 20 Нм; 10 — амортизационная стойка; 11 — гайка, 60 Нм; 12 — гайка, 90 Нм.

Как правильно собирать ГБЦ

Для сборки головки понадобятся:

  1. Новая прокладка.
  2. Динамометрический ключ с головкой. Шкала ключа, показывающая момент затягивания, может быть как в Ньютонах, так и в килограммах. Поэтому нужно помнить, что один килограмм равен примерно десяти Ньютонам.
  3. Моторное масло. Оно необходимо для смазки болтов перед установкой.

Перед началом работы нужно проверить новую прокладку на предмет разрывов, а также точного соответствия отверстий с теми, что в двигателе. Затем, если ГБЦ после ремонта, нужно проверить ее на соответствие прилегающей к двигателю стороны. Для этого головку прикладывают к ровной чугунной плите и смотрят, нет ли зазоров между плитой и прилегающей поверхностью.

линейка для проверки плоскости

После этого прокладка укладывается на верхнюю плоскость блока цилиндров. Сверху на нее устанавливается ГБЦ. Затем можно приступать к затяжке головки блока цилиндров. Перед началом работы не забудьте смазать моторным маслом болты.

Общие правила выполнения работ, используемые методы

Есть ряд общих правил, которые необходимо соблюдать при установке головки блока:

  • Важно строго соблюдать усилие затяжки. Для этих целей используется специальный инструмент – динамометрический ключ. Выполнять эту операцию обычными ключами не рекомендуется;
  • Болты головки необходимо тянуть плавно, рывки не допускаются. Поскольку усилие затяжки на последних подходах значительно, упростить процедуру и обеспечить плавное равномерное затягивание позволяет наращивание плеча ключа трубой;
  • Перед установкой болтов внимательно нужно осмотреть состояние резьбы на них. Никакой грязи и сторонних частиц на витках быть не должно.
  • Резьбу крепежных элементов перед закручиванием следует смазать моторным маслом. А вот заливать смазку в отверстия под болты не следует (особенно это касается «глухих» отверстий), поскольку в дальнейшем она не даст полноценно затянуть крепежи.

Особенности установки ГБЦ

Можно выделить отличия при работе с двигателями, у которых разное количество цилиндров. Порядок затяжки головки блока цилиндров будет тоже разный. Но принцип соблюдается один и тот же. Он заключается в том, что болты затягиваются от центра к периферии головки. Это нужно для того чтобы при затягивании возникающие напряжения уходили от центра за пределы, а не наоборот. Это позволит сохранить герметичность прокладки и снизить напряжение металла в процессе эксплуатации двигателя.

Момент затягивания контролируется при помощи динамометрического ключа.

динамометрический ключ

Он представляет собой вороток с длинной гибкой рукояткой. На его ручке имеется стрелка, которая отклоняется в момент прикладывания усилия. Стрелка указывает на шкалу, которая зафиксирована неподвижно. Есть также электронный вариант динамометрического ключа. Он надежнее и показывает усилие более точно.

После установки головки нужно все крепежные болты наживить в отверстиях блока. Закручиваете их рукой, насколько это возможно. Сразу применять ключ не нужно. Это может привести к тому, что болт пойдет не по резьбе, после чего придется восстанавливать резьбу на блоке цилиндров.

Виды ключей для правильной затяжки резьбовых соединений

Затяжка резьбового соединения должна делаться с таким усилием, чтобы исключить:

  • неплотное прилегание сопрягаемых поверхностей скрепляющихся деталей;
  • срыв ниток резьбы;
  • механическое разрушение тела болта;
  • проворачивание граней у гайки или головки болта;
  • разрушение гравёрных шайб.

Любой материал, из которого сделан блок (головка цилиндров, крепёжные болты), имеет свой предел прочности. Именно наименьший предел прочности самого слабого звена в узле крепления определяет наибольшее усилие затяжки. Самое слабое звено в креплении головки блока цилиндров — болты (шпильки) и резьба в отверстиях блока. Их слабость определяется не столько прочностью материала их изготовления, сколько несопоставимыми размерами (диаметром) с габаритами, массой блока и головки цилиндров. Понятно, что для разрушения солидного чугунного блока или массивной дюралевой головки нужно приложить гораздо больше усилий, чем для разрыва тонкого болта, сделанного из высокопрочной легированной стали.

Какое усилие нужно прикладывать

Пороговое или предельное значение прочности ответственных деталей обычно даётся в паспортных данных двигателя. Там же приводятся значения максимальных усилий затяжки болтов крепления ГБЦ. Для выполнения затяжки с требуемым усилием служат специальные динамометрические ключи.

По способу регулирования и индикации динамометрические ключи делятся на следующие категории:

Фотогалерея: виды динамометрических ключей

Общие правила затяжки креплений головки блока

У головок разных моделей двигателей параметры порядка и момента затяжки ГБЦ сильно отличаются друг от друга. Но есть общий набор универсальных правил, которые подойдут ко всем типам моторов:

  1. Затяжка головки блока ведётся согласно схеме, разработанной производителем двигателя.
  2. Момент затяжки болтов крепления или гаек также определён производителем и отражён в инструкции по эксплуатации этого легкового автомобиля.
  3. Затяжка ведётся исправным и калиброванным динамометрическим ключом.
  4. Болты крепления или шпильки с гайками используются в идеальном состоянии без повреждения резьбы и тела болта или шпильки. Резьба должна быть чистой, без зазубрин и заусенцев.
  5. Свою специфику имеют болты для затяжки головки блока типа TTY. У них указывается не момент силы, а установочный градус. Нужные сведения содержатся в инструкции по эксплуатации силового агрегата.
  6. В глухих отверстиях в блоке под болты ничего не должно находиться. Маслом следует поливать резьбу болта, а заливать смазку в «слепое» гнездо не рекомендуется.
  7. Перед использованием болтов следует произвести контрольную проверку их состояния. Если при воздействии на болт моментом в 20 кГм момент текучести не достигается — его нужно менять. Причина — повышенная прочность. Если наблюдается, что момент затяжки начал уменьшаться при нагрузке — это сигнал о начале разрушения болта. Его обязательно нужно менять.
  8. Прокладку головки блока для замены нужно покупать только оригинальную, потому что она не даёт усадки.

Как сделать динамометрический ключ своими руками

Чтобы самостоятельно смастерить необходимый всем механикам инструмент, нужно знать его устройство. В принципе, конструкция динамометрического ключа проста. Это накидной ключ или четырёхгранник под головку с воротком, в который встроен динамометр.

Работаем по схеме

Затем, используя схему, затягиваете головку. Самые распространенные двигатели с четырьмя цилиндрами имеют похожую схему. Например, рассмотрим порядок затяжки головки блока цилиндров ВАЗ-2106. Болты закручиваются в два этапа. Первым этапом идет предварительное затягивание с усилием 35-41 Н/м. Затем болты протягиваются по второму кругу. Окончательный момент затяжки головки блока цилиндров ВАЗ-2106 составляет 105-115 Н/м.

Сначала затягиваются два средних болта, которые на схеме обозначены цифрами 1 и 2. Затем болт слева от центра и по диагонали напротив, обозначены цифрами 3 и 5. После этого затягиваются в зеркальном отражении болты 4 и 6. Затем идут крайние болты 7 и 8, за ними на противоположном крае 9 и 10.

схема затяжки 16-клапанной головки

Модели двигателей с четырьмя цилиндрами имеют десять болтов. Но не у всех схема затяжки будет такая же. Бывают варианты, когда после двух центральных болтов затягиваются попарно два нижних или верхних, а не по диагонали, как в случае выше. Нужно заметить, что схемы затяжки головки блока цилиндров у ВАЗ-2106 и ВАЗ-2108 разные. Поэтому сначала нужно изучить схему для конкретного двигателя.

Особенности выполнения работ на примере некоторых авто

В качестве доказательства суждения, что у каждой силовой установки существуют свои особенности затяжки ГБЦ, рассмотрим нюансы выполнения работ на конкретных моделях.

ВАЗ-2112 16 клапанов

Ряд модификаций ВАЗ-2112 комплектовался двумя типами 16-клапанных силовых установок (заводские индексы — 21120 и 21124). У этих двух моторов, несмотря на некоторые конструктивные особенности, технология затяжки головки блоки идентична.

На этих агрегатах используются растягивающиеся болты длиной 93 мм. При этом допускается повторное использование крепежей, но при одном условии – если их длина не превышает 95 мм (если она больше – их следует заменить). Для крепления головки используется 10 болтов.

Затягивание осуществляется в три подхода:

  1. Болты согласно порядка заворачиваются с усилием 2 кг/м;
  2. Доворачивание на 90 град.;
  3. Повторная дотяжка на 90 град.

Схема протяжки показана ниже.

Между 2-м и 3-м подходом необходимо сделать 20-минутный перерыв.

Поскольку на указанных двигателях используются растягивающиеся болты, дополнительная дотяжка во время эксплуатации авто не требуется.

ВАЗ-2107

Головка блока на них крепиться 11 болтами, 10 из которых являются основными, а 1 – вспомогательным боковым (устанавливается в боковом выступе).

На этом авто затягивание крепежей также выполняется в три подхода:

  1. 10 основных болтов согласно порядку затягиваются с усилием 3,5-4,0 кг/м;
  2. Те же болты дотягиваются с моментом 11,5-12,0 кг/м;
  3. Вспомогательный затягивается с усилием 3,5-4,0 кг/м.

Дополнительная затяжка ГБЦ при эксплуатации ВАЗ-2107 не требуется.

«Самара», 10-е семейство, Приора

  1. Затяжка с усилием 2,0 кг/м;
  2. Дотягивание с моментом 7,5-8,5 кг/м;
  3. Доворот на 90 град.;
  4. Повторное доворачивание на 90 град.

Перерыв между пунктами 3,4 20 минут.

Что касается ВАЗ «десятого» семейства, которые укомплектованы 16-клапанными моторами, то у них технология затяжки такая же, как и у ВАЗ-2112 (описано выше).

«Волга»

На двигателях ЗМЗ-406, устанавливаемых на «Волгу», согласно технической документации автопроизводителя затягивание болтов головки блока двигателя осуществляется в два подхода:

  1. С усилием 4,0-6,0 кг/м;
  2. С моментом 13,0-14,5 кг/м.

Но многие автовладельцы этого авто отмечают, что такая технология не позволяет качественно притянуть ГБЦ, поэтому они используют методики с большим количество подходов.

Распространенным является перекрестный метод, выполняющийся в 4 этапа и с усилиями:

Последующая дотяжка болтов при эксплуатации на этом двигателе не требуется.

Распространенные ошибки при монтаже ГБЦ

В ремонте техники никогда нельзя пренебрегать моментами затягивания резьбовых соединений. Закручивание “от руки” или “на глаз” приводит или к недостаточному или избыточному усилию фиксации детали. Если это сборочная единица, такая как головка блока цилиндров, то халатный подход неминуемо приведет к поломке, и, возможно, к более дорогостоящему ремонту. Недостаточная затяжка вызовет прорыв выхлопных газов в рубашку охлаждения. А избыточная может привести либо к нарушению резьбового соединения в блоке цилиндров, либо чрезмерно зажмет распределительные валы.

Следующей ошибкой может быть использование неправильного инструмента или болтов, которые не предназначены для данного соединения. Обычно эти болты имеют специфическую мелкозубую резьбу. Поэтому, если их заменить на другие, можно повредить резьбу в блоке цилиндров. Кроме того, «родные» болты имеют высокую твердость вследствие термообработки. Это сделано, чтобы в процессе эксплуатации резьба не вытягивалась и между головкой и блоком не увеличивался зазор.

сборка головки

Неправильно подобранный инструмент может стереть грани крепежных болтов и это приведет к недостаточному усилию затягивания или к проблемам с последующим отворачиванием.

Читайте также: