Установка ямз 536 на камаз

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

37. Увеличение мощности грузового УРАЛ-44202 с мотором ЯМЗ-536.

Знакомьтесь: три брата-тягача, УРАЛы. Все трое с дизелями ЯМЗ объемом 6.65 литра, но разной мощности. Самый новый (с синей кабиной) — 312 л.с., остальные — 245 и 285 л.с. соответственно. Задача клиента — прокачать наиболее "слабого" брата до топовых 312 лошадей.

Прежде чем ехать в Курганскую область, изучаем мануалы по ЯМЗ: "модификации … конструктивно выполнены аналогично базовой модели, отличаются регулировками топливной аппаратуры за счет изменения параметров настройки электронного блока управления". Отлично, наша тема!

Задача: считать ПО с моделей 245 и 312 л.с. и "превратить" одно в другое. Снятие ЭБУ на таком моторе, а особенно его вскрытие — дело очень небыстрое. Сложности начинаются уже на этапе снятия: через нижнюю крышку блока проходит топливная магистраль для охлаждения.

В общем, первый блок вскрывали практически до ночи. Там было все: и переворот платы, и фен, и трихлорэтилен, и жуткого вида хенд-мейд приспособления. Со вторым получилось быстрее 😃

Далее — анализ софта и сравнение. Предупредим сразу — простым "в лоб" переносом программы вопрос не решится. Получите гирлянду ошибок и аварийный режим — комплектации-то у машин разные! Поэтому приходится разбираться с картами и переносить только то, что нужно.

Время — полночь, у нас готова версия на тест. Никто не спит — научная работа в самом разгаре! Ставим блок на машину — тест-драйв!

Тестовая площадка — всего 50 метров. Водитель плавно сдает назад до конца и резко стартует. Мысли в голове:
— Он случайно раньше на четверть мили не гонялся?
— Неужели мы ему лаунч активировали?
— А он точно остановится?
— По-моему, он даже привстал на задние…

Потом был еще примерно час работы, термопаста, герметик, сборка, установка. Провожали нас на этом же УРАЛе и догнать его было очень сложно 😃

Через день — контрольный созвон. Наш подопытный УРАЛ уже вовсю трудился на полной загрузке, результаты — самые положительные. Через неделю-две ждем статистику по среднему расходу (ожидаем существенного снижения!) В дальнейших планах у клиента — замена КПП на усиленный вариант, но это позже.

Технические детали: ЭБУ BOSCH EDC7UC31, оборудование KTAG от Alientech
Продолжительность: со снятием ЭБУ — 3-4 часа.
Результат: программное повышение мощности с 245 до 312 л.с.

Дополнение много дней спустя …

Вот статистика по среднему расходу топлива:
до прошивки: 70-75 литров на рейс
после прошивки: 60-63 литра на рейс

Это лесовоз, маршрут у него каждый день один и тот же, загрузка тоже примерно одинаковая, так что статистике можно доверять 😎

Водитель до сих пор в восторге от новых возможностей машины, очень жалеет, что не сделал этого раньше :)

Наша страница на DRIVE2:

Комментарии 26

Можно прошить мотор ямз 651 Рено (на Мазе) чтоб было 480 сил?

Здравствуйте. Можете написать название ЭБУ?

Вы годом не ошиблись, кипя от праведного возмущения?
Вы посмотрите сколько лет назад была сделана эта публикация. А потом за перо бы и брались :)

а флешеры работающие по обд на эти блоки вчера чтоль появились? когда вышел модуль на опенбокс под edc7uc31?

На момент работы с этими автомобилями из отчёта не было других вариантов работы с этими блоками. Только хардкор.

Маз с ямз 536 330лс, реально мощности добавить? и сколько это будет стоить?

А сколько стоит все это?

Ответил Вам в ЛС

У меня автокран на базе Урал, дв 536, если я добавлю мощей, у него не вылетят мосты или коробка?

Наши пока катаются и все хорошо! ;)

Я думал что на Урал до сих пор ставят двигателя с топливной аппаратурой без мозгов. Хотя он достойный трудяга, не приходилось новые модели увидеть.

уже с мочей пошли уралы, да собственно урал или маз не важно системы одинаковые ЯМЗ даже бывает и МАЗ и УРАЛ с одним и тем же ДВС и софтом в ЭБУ.

Двигатель ЯМЗ 536

На блоке установлена 16-клапанная чугунная головка. Впускные клапаны имеют диаметр 36 мм, а выпускные 34 мм. Распредвал по-прежнему установлен в блоке и вращается с помощью двух шестеренок. Регулировать клапаны нужно каждые 30 тыс. км, если это необходимо.
Зазоры клапанов: впускные 0.3-0.4 мм, выпускные 0.4-0.5 мм.

На 536-ом моторе стоит блок управления Bosch EDC7 UC31.

Модификации ЯМЗ 536 и их отличия

Неисправности ЯМЗ-536

Здесь нужно следить за состоянием ЕГР, где скапливается нагар и клапан клинит. Это решают или регулярной чисткой или заглушкой EGR и прошивкой ЭБУ под работу без этого клапана.
Также мотор может расходовать масло. В этом случае проверяйте направляющие клапанов, они могут износиться, и через них будет поступать масло.
Турбина служит примерно 250-300 тыс. км плюс-минус. К этому пробегу нужно контролировать ее состояние, чтобы мертвая турбина на потянула за собой другие расходы. В случае выхода турбокомпрессора из строя, желательно ставить аналог BorgWarner B2G. Бывают случаи поломки турбины даже до 50 тыс. км пробега.
В целом мотор имеет не слишком положительную репутацию, он менее надежен, чем старший брат ЯМЗ-650 и требует к себе более внимательного отношения во всем. Делайте все возможное от себя: лейте только качественное топливо, качественное масло, регулярно обслуживайте, не экономьте, и возможно проблемы вас обойдут стороной.
Автодизель говорит, что замена масла требуется после каждых 30 тыс. км, но если содержание серы в топливе превышает 0.2%, тогда менять масло нужно в 2 раза чаще.

Номер двигателя ЯМЗ-536

Номер выбит блоке цилиндров слева под генератором.

Тюнинг двигателей ЯМЗ-536

Чип-тюнинг

Моторы, у которых программно занижена мощность, можно прошивкой раскачать до полноценных 312 л.с. Для этого нужно просто обратиться в тюнинг-компанию занимающуюся ЯМЗ-моторами и они зальют прошивку для вашего движка.

ЯМЗ-536

http://s7.uploads.ru/t/Pv5Ib.jpg

Двигатель ЯМЗ-536, это L-образный шестицилиндровый дизель семейства ЯМЗ-530, производства Ярославского моторного завода. Новое семейство многоцелевых дизельных двигателей ЯМЗ-530 выпуcкается в шестицилиндровом и четырехцилиндровом исполнении. Серия ЯМЗ-536 получена за счет увеличения количества цилиндров базового ЯМЗ-534. ЯМЗ-536 относится к средним рядным дизелям, первый серийный шестицилиндровый мотор такого рода на территории России. В модельном ряду Автодизеля уже присутствовал шестицилиндровый дизель ЯМЗ-206 (снят с производства более 20 лет назад), но в отличии от двигателя ЯМЗ-536, он относился к тяжелым дизелям и не имел турбонаддува.
Базовой моделью является мотор ЯМЗ-536, он представляет собой шестицилиндровый рядный четырехтактный дизель с турбонаддувом. Более поздние модификации двигателя ЯМЗ-536, силовые агрегаты ЯМЗ-536-10, ЯМЗ-536-30, ЯМЗ-5361, ЯМЗ-5362, ЯМЗ-5363 и ЯМЗ-5364, конструктивно выполнены аналогично базовой модели. Данные двигатели покрывают мощностной диапазон от 240 до 312 л.с., различаются только регулировками топливной аппаратуры за счет изменения параметров настройки ЭБУ (электронного блока управления).
ЯМЗ-536 CNG это перспективный двигатель Ярославского моторного завода, спроектирован для работы на газе. Газовый двигатель ЯМЗ-536 CNG создан при участии канадской компании Westport – признанного мирового лидера по разработке газовых систем для транспорта.
Двигатели ЯМЗ-536, их модификации и комплектации предназначены для установки на автомобили МАЗ, Урал, КрАЗ, а также автобусы ЛиАЗ.

Двигатель ЯМЗ-536

http://s2.uploads.ru/t/SaIgX.jpg
http://s7.uploads.ru/t/XOn4K.jpg

Технические характеристики ЯМЗ-536
Мощность, кВт (л.с.) 230 (312)
Частота вращения, мин-1 2300
Макс. крутящий момент, Н.м (кгс.м) 1240 (127)
Частота при макс. крут. моменте, мин-1 1300-1600
Мин. уд. расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) 196 (147)
Масса, кг 610
Назначение, потребитель Грузовые автомобили, шасси, самосвалы, тягачи МАЗ (семейство В5) 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х4 массой до 36т, автопоезда до 44т, в т.ч. МАЗ-6501В5

Двигатель ЯМЗ-536-10

Технические характеристики ЯМЗ-536-10
Мощность, кВт (л.с.) 230 (312)
Частота вращения, мин-1 2300
Макс. крутящий момент, Н.м (кгс.м) 1240 (127)
Частота при макс. крут. моменте, мин-1 1300-1600
Мин. уд. расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) 196 (147)
Масса, кг 610
Назначение, потребитель “УРАЛ” бескапотный: грузовые автомобили с колесной формулой 6х4 полной массой до 26 т и автопоезда на их базе массой до 38 т, а также грузовые автомобили массой до 33,5 т (ОАО “АЗ “УРАЛ”)

Двигатель ЯМЗ-536-30

Технические характеристики ЯМЗ-536-30
Мощность, кВт (л.с.) 230 (312)
Частота вращения, мин-1 2300
Макс. крутящий момент, Н.м (кгс.м) 1240 (127)
Частота при макс. крут. моменте, мин-1 1300-1600
Мин. уд. расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) 196 (147)
Масса, кг 610
Назначение, потребитель Грузовые автомобили, шасси, самосвалы, тягачи МАЗ (семейство В5) 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х4 массой до 36т, автопоезда до 44т, в т.ч. МАЗ-6501В5

Двигатель ЯМЗ-536-40

http://s2.uploads.ru/t/QXsHN.jpg
http://s2.uploads.ru/t/259cP.jpg

Технические характеристики ЯМЗ-536-40
Мощность, кВт (л.с.) 230 (312)
Частота вращения, мин-1 2300
Макс. крутящий момент, Н.м (кгс.м) 1240 (127)
Частота при макс. крут. моменте, мин-1 1300-1600
Мин. уд. расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) 196 (147)
Масса, кг 610
Назначение, потребитель ЛиАЗ Сочлененные городские автобусы типа ЛиАЗ-6212, ЛиАЗ-6213 полной массой до 28 т и пригородный автобус типа ЛиАЗ-5256 полной массой до 16 т (ООО “ЛиАЗ”) под установку АКП типа 6НР504 фирмы ZF

Двигатель ЯМЗ-53602

http://s7.uploads.ru/t/kSJU9.jpg
http://s7.uploads.ru/t/XD8i7.jpg

Технические характеристики ЯМЗ-53602
Мощность, кВт (л.с.) 230 (312)
Частота вращения, мин-1 2300
Макс. крутящий момент, Н.м (кгс.м) 1240 (127)
Частота при макс. крут. моменте, мин-1 1300-1600
Мин. уд. расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) 196 (147)
Масса, кг 620
Назначение, потребитель ”УРАЛ” Грузовые автомобили повышенной проходимости с колесной формулой 6х4 и 6х6 полной массой до 38 т, автопоезда на их базе до 44 т

Двигатель ЯМЗ-53602-10

ЯМЗ-53602-11 - бескапотные грузовые автомобили Урал повышенной проходимости и автопоезда на их базе;
ЯМЗ-53602-12 - капотный Урал комплектация с компрессором кондиционера;
ЯМЗ-53602-13 - бескапотный Урал комплектация с компрессором кондиционера;
ЯМЗ-53602-100 - силовой агрегат со сцеплением модели MZF 430 и КП модели 9 S 1310 TO с прямым рычагом без КОМ фирмы ZF, комплектация капотных Урал;
ЯМЗ-53602-101 - силовой агрегат со сцеплением модели MZF 430 и КП модели 9 S 1310 TO с прямым рычагом с КОМ фирмы ZF, комплектация капотных Урал;
ЯМЗ-53602-110 - силовой агрегат со сцеплением модели MZF 430 и КП модели 9 S 1310 TO с изогнутым рычагом без КОМ фирмы ZF, комплектация бескапотных Урал;
ЯМЗ-53602-111 - силовой агрегат со сцеплением модели MZF 430 и КП модели 9 S 1310 TO с изогнутым рычагом с КОМ фирмы ZF, комплектация бескапотных Урал;
ЯМЗ-53602-120 - силовой агрегат со сцеплением модели MZF 430 и КП модели 9 S 1310 TO с прямым рычагом без КОМ фирмы ZF, капотный Урал комплектация с компрессором кондиционера;
ЯМЗ-53602-121 - силовой агрегат со сцеплением модели MZF 430 и КП модели 9 S 1310 TO с прямым рычагом с КОМ фирмы ZF, капотный Урал комплектация с компрессором кондиционера;
ЯМЗ-53602-130 - силовой агрегат со сцеплением модели MZF 430 и КП модели 9 S 1310 TO с изогнутым рычагом без КОМ фирмы ZF, бескапотный Урал комплектация с компрессором кондиционера;
ЯМЗ-53602-131 - силовой агрегат со сцеплением модели MZF 430 и КП модели 9 S 1310 TO с изогнутым рычагом с КОМ фирмы ZF, бескапотный Урал комплектация с компрессором кондиционера;
Двигатель ЯМЗ-53602 используется в качестве силового агрегата техники "УРАЛ" - капотные грузовые автомобили повышенной проходимости с колесной формулой 6х4 и 6х6 полной массой до 38 т, автопоезда на их базе до 44 т.

Технические характеристики ЯМЗ-53602-10
Мощность, кВт (л.с.) 230 (312)
Частота вращения, мин-1 2300
Макс. крутящий момент, Н.м (кгс.м) 1240 (127)
Частота при макс. крут. моменте, мин-1 1300-1600
Мин. уд. расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) 196 (147)
Масса, кг 620
Назначение, потребитель ”УРАЛ” Грузовые автомобили повышенной проходимости с колесной формулой 6х4 и 6х6 полной массой до 38 т, автопоезда на их базе до 44 т

Двигатель ЯМЗ-53602-30

Технические характеристики ЯМЗ-53602-30
Мощность, кВт (л.с.) 230 (312)
Частота вращения, мин-1 2300
Макс. крутящий момент, Н.м (кгс.м) 1240 (127)
Частота при макс. крут. моменте, мин-1 1300-1600
Мин. уд. расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) 196 (147)
Масса, кг 620
Назначение, потребитель КрАЗ Грузовые автомобили повышенной проходимости категории N3G с колесной формулой 4х2, 4х4, 6х4 и 6х6 полной массой до 38 т, автопоезда на их базе до 44 т

Двигатель ЯМЗ-53602-70

http://s3.uploads.ru/t/QFi6a.jpg

Технические характеристики ЯМЗ-53602-70
Мощность, кВт (л.с.) 230 (312)
Частота вращения, мин-1 2300
Макс. крутящий момент, Н.м (кгс.м) 1240 (127)
Частота при макс. крут. моменте, мин-1 1300-1600
Мин. уд. расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) 196 (147)
Масса, кг 620
Назначение, потребитель КСМЗ катера

Двигатель ЯМЗ-5361

http://s3.uploads.ru/t/qEKW8.jpg
http://s2.uploads.ru/t/gqXI9.jpg

Технические характеристики ЯМЗ-5361
Мощность, кВт (л.с.) 198,5 (270)
Частота вращения, мин-1 2300
Макс. крутящий момент, Н.м (кгс.м) 1166 (119)
Частота при макс. крут. моменте, мин-1 1300-1600
Мин. уд. расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) 197 (145)
Масса, кг 640
Назначение, потребитель МАЗ грузовые автомобили, самосвалы, шасси автомобильные и тягачи с колесной формулой 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, полной массой до 30 т, автопоезда на их базе до 36 т

Двигатель ЯМЗ-5362

http://s2.uploads.ru/t/muj9z.jpg
http://s7.uploads.ru/t/AaRbm.jpg

Технические характеристики ЯМЗ-5362
Мощность, кВт (л.с.) 176,5 (240)
Частота вращения, мин-1 2300
Макс. крутящий момент, Н.м (кгс.м) 900 (92)
Частота при макс. крут. моменте, мин-1 1300-1600
Мин. уд. расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) 197 (145)
Масса, кг 640
Назначение, потребитель Городские и пригородные автобусы массой до 18т ЛиАЗ-5256, ЛиАЗ-5296, ЛиАЗ-5293

Двигатель ЯМЗ-53622

Технические характеристики ЯМЗ-53622
Мощность, кВт (л.с.) 176,5 (240)
Частота вращения, мин-1 2300
Макс. крутящий момент, Н.м (кгс.м) 900 (92)
Частота при макс. крут. моменте, мин-1 1300-1600
Мин. уд. расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) 197 (145)
Масса, кг 620
Назначение, потребитель УРАЛ капотные и бескапотные грузовые автомобили повышенной проходимости с колесной формулой 6х4, 6х6 полной массой до 26 т, автопоезда на их базе до 32 т

Двигатель ЯМЗ-53622-10

Технические характеристики ЯМЗ-53622-10
Мощность, кВт (л.с.) 176,5 (240)
Частота вращения, мин-1 2300
Макс. крутящий момент, Н.м (кгс.м) 900 (92)
Частота при макс. крут. моменте, мин-1 1300-1600
Мин. уд. расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) 197 (145)
Масса, кг 620
Назначение, потребитель УРАЛ капотные грузовые автомобили повышенной проходимости с колесной формулой 6х4, 6х6 полной массой до 26 т, автопоезда на их базе до 32 т

Двигатель ЯМЗ-53622-30

Технические характеристики ЯМЗ-53622-30
Мощность, кВт (л.с.) 176,5 (240)
Частота вращения, мин-1 2300
Макс. крутящий момент, Н.м (кгс.м) 900 (92)
Частота при макс. крут. моменте, мин-1 1300-1600
Мин. уд. расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) 197 (145)
Масса, кг 620
Назначение, потребитель КрАЗ Грузовые автомобили и автомобильные шасси повышенной проходимости категории N3G с колесной формулой 4х2, 4х4, 6х4 и 6х6 полной массой до 26 т, автопоезда на их базе до 32 т

Двигатель ЯМЗ-5363

http://s3.uploads.ru/t/oYA0B.jpg
http://s6.uploads.ru/t/tPO0m.jpg

Технические характеристики ЯМЗ-5363
Мощность, кВт (л.с.) 176,5 (240)
Частота вращения, мин-1 2300
Макс. крутящий момент, Н.м (кгс.м) 1049 (107)
Частота при макс. крут. моменте, мин-1 1300-1600
Мин. уд. расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) 197 (145)
Масса, кг 640
Назначение, потребитель Грузовые автомобили, шасси, самосвалы, лесовозные тягачи МАЗ (семейство В5) 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6 массой до 26т, автопоезда до 32т

Двигатель ЯМЗ-5364

http://s3.uploads.ru/t/POBTz.jpg
http://s6.uploads.ru/t/dSQk3.jpg

Технические характеристики ЯМЗ-5364
Мощность, кВт (л.с.) 210 (285)
Частота вращения, мин-1 2300
Макс. крутящий момент, Н.м (кгс.м) 1130 (115)
Частота при макс. крут. моменте, мин-1 1300-1600
Мин. уд. расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) 190 (140)
Масса, кг 620
Назначение, потребитель ЛиАЗ сочлененные городские автобусы типа ЛиАЗ-6212, ЛиАЗ-6213 полной массой до 28 т

Двигатель ЯМЗ-53642

Технические характеристики ЯМЗ-53642
Мощность, кВт (л.с.) 210 (285)
Частота вращения, мин-1 2300
Макс. крутящий момент, Н.м (кгс.м) 1130 (115)
Частота при макс. крут. моменте, мин-1 1300-1600
Мин. уд. расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) 196 (147)
Масса, кг 640
Назначение, потребитель “УРАЛ” капотный и бескапотный грузовые автомобили повышенной проходимости с колесной формулой 6х6 полной массой до 30 т, автопоезда на их базе до 36 т

Двигатель ЯМЗ-53642-10

Технические характеристики ЯМЗ-53642-10
Мощность, кВт (л.с.) 210 (285)
Частота вращения, мин-1 2300
Макс. крутящий момент, Н.м (кгс.м) 1130 (115)
Частота при макс. крут. моменте, мин-1 1300-1600
Мин. уд. расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) 190 (140)
Масса, кг 620
Назначение, потребитель “УРАЛ” капотный: грузовые автомобили повышенной проходимости с колесной формулой 6х6 полной массой до 30 т, автопоезда на их базе до 36 т

ЯМЗ-536: Технические характеристики


Дизельные двигатели «ЯMЗ-5З6» относятся к одному из наиболее современных семейств Ярославского моторного завода – 53О-му. Это базовая шестицилиндровая модель данного семейства, четырёхтактный турбированный дизель с рядным расположением цилиндров и жидкостной системой охлаждения. Потребителями данных двигателей стали грузовые автомобили «Урал Некст» и «МА3», автобусы «ЛиА3», автогрейдеры «ДЗ-98В», семейство речных катеров серии «КС», трактора «Кировец К-7О8.4», ж/д тяговые модули «МТГ-2» 0А0 «ПМРЗ «Ремпутьмаш», специальные полицейские и армейские машины «СПМ-1…-2…-3» («Тигр»).

Мощностной диапазон различных модификаций «ЯMЗ-5З6» находится в пределах от 240 до З12 лошадиных сил; рабочий объём каждого из вариантов составляет 6,65 литров.

Об истории модели

Дизельные двигатели семейства «ЯMЗ-5З0» стали итогом сотрудничества Ярославского моторного завода с австрийскими специалистами. В результате которого в начале 2ООО-х годов были разработаны и созданы четырёх- («ЯМЗ-5З4») и шестицилиндровые («ЯМЗ-5З6») дизели, не уступающие современным зарубежным аналогам по показателям экономичности, шумности, экологичности. А также – их варианты, работающие на сжиженном газе.


К 2ОО9 году была выпущена опытная партия двигателей 5З0-го семейства для произведения стендовых и дорожных испытаний, завершалось строительство нового «завода в заводе» для выпуска именно этих современных двигателей. Открытие данного завода состоялось в конце 2О11 года, а с 2О12 года моторами «ЯMЗ-5З6» начали комплектовать новые автомобили и автобусы. Проектная мощность нового завода по производству двигателей «ЯMЗ-5З6» составляет 5О тысяч моторов в год.

Особенности конструкции двигателей «ЯMЗ-5З6» Е4 и Е5

Для обеспечения соответствия силового агрегата «ЯMЗ-5З6» экологическому стандарту «Евро-4» в его конструкции применена система рециркуляции отработавших газов («EGR»), а также каталитический нейтрализатор, снабжённый сменным фильтром.При этом параметры «Правил №96-О2» достигаются и без применения системы «EGR» и нейтрализатора.

Двигатели «ЯMЗ-5З6» Е5 являются максимально унифицированными со своими аналогами стандарта «Евро-4».В целях повышения требований по экологии «Евро-5» в систему выпуска отработавших газов, как и на импортных аналогах, устанавливаются:

  • система селективного каталитического восстановления («SCR»), которая состоит из модуля дозирования и бака для водного раствора мочевины – реагента«AdBlue»–32% раствора (NH2)2C0.
  • селективный каталитический нейтрализатор (глушитель-нейтрализатор).


Устройство двигателей ЯMЗ-5З6»

Блок цилиндров, головка цилиндров, коленчатый вал, шатун, подшипники двигателя «ЯMЗ-536» и его модификаций рассчитаны на давление сгорания в 21О бар. Системы охлаждения и смазки были спроектированы из условий обеспечения 4О кВт/л и имеют большой потенциал для дальнейших форсировок. Шестерёнчатый привод агрегатов, расположенный со стороны маховика, обеспечивает малый уровень крутильных колебаний, и уровень шума не более 9З-х дБ (А). Система вентиляции картерных газов закрытая; она интегрирована в крышке головки цилиндров и обслуживания не требует.

Блок цилиндров, головка цилиндров

Блок цилиндров «ЯMЗ-5З6» отлит из серого чугуна. Это основа для монтажа всех деталей и узлов силового агрегата. Каждое гнездо цилиндра имеет в верхней полке кольцевую проточку под бурт гильзы и цилиндрическое отверстие в нижней полке, сделанные соосно. Гильза цилиндра – «мокрого» типа, изготовленная из фосфористого чугуна. Она центрируется в БЦ по наружному диаметру бурта, а в нижней части – по посадочному диаметру.

Стенки водяной рубашки образуют замкнутый силовой пояс вокруг каждого гнезда цилиндра, связывая верхнюю и нижнюю плиты цилиндровой части блока, и обеспечивая всей конструкции нужную жёсткость. Для той же цели в зоне всех коренных опор коленвала с обеих сторон в блоке есть вертикальные полости жёсткости, от плоскости поддона до головки цилиндров. Через них осуществляется слив масла с головки цилиндров в масляный картер.

Головка цилиндров – блочного типа, общая на шесть цилиндров, изготовленная из специального чугуна. Крепление произведено болтами, контроля затяжки которых в процессе эксплуатации не требуется. Для обеспечения отвода тепла головка цилиндров снабжена сложной полостью жидкостного охлаждения, сообщающейся с полостью блока. В головку цилиндров помещены клапаны с пружинами, коромысла клапанов, траверсы, стойки коромысел и форсунки.

Коленвал, маховик, гаситель крутильных колебаний

Коленчатый вал двигателя – стальной, штампованный за одно целое с противовесами, без обработки по противовесам и торцам щёк. Коленвал полноопорный, динамически отбалансированный. Коренные и шатунные шейки закалены ТВЧ вместе с галтелями. Вал устанавливается в блок на коренные шейки через коренные подшипники скольжения, смазка шатунных подшипников производится через сверления в шейках.


«ЯМЗ-5З6» в моторном отсеке «Газон Некст».

Маховик отлит из серого чугуна. На него напрессован стальной зубчатый венец для пуска двигателя стартером. Крепление маховика к заднему торцу коленчатого вала осуществляется 1О-ю болтами, через закалённую общую пластину. Гаситель крутильных колебаний представляет собой демпфер жидкостного типа со встроенным сзади шкивом под поликлиновой ременный привод. Это точное и надёжное изделие, однако уязвимое, в особенности со стороны крышки: вмятины, забоины или перегрев могут вывести его из строя.

Шатунно-поршневая группа

Поршень целиковый, с З-мя канавками под поршневые кольца. Канавка под верхнее компрессионное кольцо выполнена во вставке из жаропрочного чугуна, типа «нирезист».

Для увеличения контактной прочности поршня бобышки под поршневой палец выполнены ступенчатой формы (верхняя часть длиннее нижней). Камера сгорания –центральная, устроена соосно наружной поверхности поршня. Для охлаждения в головке поршня сделана замкнутая полость для циркуляции масла. Подача масла в поршень

производится из неподвижных форсунок, установленных на главной масляной магистрали блока цилиндров напротив каждого поршня. Для подвода в полость и отвода масла из неё в поршне предусмотрены 2 одинаковых вертикальных канала. В зоне подводящего канала поршень на юбке имеет выточку для форсунки.

Поршневые кольца изготавливаются из специального чугуна, разрезные; они устанавливаются в соответствующие канавки поршней. Поршневой палец – стальной, пустотелый, плавающего типа, с цементированной поверхностью. Палец устанавливается в отверстие в поршне. Осевое перемещение пальца ограничивается стопорными кольцами, устанавливаемыми в специальные канавки в бобышках поршня.

Шатун стальной, двутаврового сечения, с косым разъёмом нижней головки. Для увеличения несущей способности верхняя головка шатуна выполнена ступенчатой, более широкой возле стержня. Вкладыши коренных подшипников коленвала и нижней головки шатуна – сменные, тонкостенные, имеют стальное основание и рабочий слой из бронзы, нанесённой на основание особыми способами.

Газораспределительный механизм

Механизм газораспределения на «ЯMЗ-5З6» верхнеклапанный с нижним расположением распределительного вала и приводом клапанов через толкатели, штанги, коромысла и траверсы. Газораспределительный механизм служит для обеспечения впуска в цилиндры свежего воздуха и выпуска из них отработавших газов, в соответствии с порядком работы цилиндров и чередованием тактов мотора.

На каждый цилиндр двигателя приходится по два впускных и два выпускных клапана. Управление клапанами осуществляется одним коромыслом на два клапана; привод клапанов производится через траверсы.


«ЯМЗ-5З6» под капотом бронированного автомобиля «Тигр».

Составные детали механизма газораспределения – это распределительный вал с шестернёй привода, задним подшипником и упорным фланцем, толкатели (поступательно движущиеся, роликовые), штанги, коромысла с регулировочными винтами, траверсы, ось коромысел, стойки оси, клапаны, пружины клапанов с деталями крепления и направляющие втулки клапанов.

Система смазки; система охлаждения двигателя

Система смазки мотора – смешанная, с «мокрым картером». Охлаждение масла осуществляется в жидкостно-масляном теплообменнике, встроенном в двигатель.

Система охлаждения двигателя «ЯMЗ-5З6» является жидкостной циркуляционной. Она включает в себя водяной насос, жидкостно-масляный теплообменник, вентилятор, термостаты и радиатор системы рециркуляции отработавших газов. Кроме этих составных частей, в систему охлаждения входят водяной радиатор и охладитель надувочного воздуха типа «воздух-воздух», устанавливаемые на автомобиле. Водяной насос, жидкостно-масляный теплообменник и термостаты объединены в единый сервисный модуль, который расположен на блоке цилиндров, в передней части силового агрегата, справа.

Во время работы мотора поступательная циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения обеспечивается центробежным насосом.

Турбонаддув, система рециркуляции

Для стабильного обеспечения требуемых параметров мощности дизель «ЯMЗ-5З6» оборудован турбокомпрессором, который использует энергию выхлопных газов для подачи сжатого воздуха (наддува) в рабочие полости двигателя. Повышая массу воздуха, поступающего в цилиндры, турбокомпрессор гарантирует более эффективное сгорание увеличенной дозы топлива, и за счёт этого повышается мощность силового агрегата.

На всех моторах «ЯМЗ-5З6» устанавливают турбокомпрессор с радиальной центростремительной турбиной и центробежным компрессором, снабжённый специальным перепускным клапаном. Поскольку температура сжатого воздуха после турбокомпрессора может доходить до 15О-18О-ти градусов Цельсия, охладитель надувочного воздуха служит для снижения данного показателя до величины не более 6ОºС, и увеличения плотности поступающего в рабочие полости цилиндров воздуха. Это даёт положительный эффект на тепловую напряжённость двигателя и приводит к уменьшению выбросов вредных веществ с выхлопными газами.


«ЯМЗ-5З6» в моторном отсеке автобуса «ЛиАЗ».

Моторы «ЯМЗ-5З6» оснащены системой рециркуляции отработавших газов. выхлопные газы обладают высокой теплоёмкостью и, при возвращении в цилиндр, позволяют снизить максимальную температуру в момент вспышки топлива, обеспечивая, таким образом, неблагоприятные условия для образования окислов азота. В цилиндры возвращается до 2О-ти процентов отработавших газов. Данная величина возврата газов регулируется автоматически механической заслонкой с пневмоэлектрическим приводом, через блок микропроцессорного управления двигателем.

На двигателях «ЯМЗ-5З6» также предусмотрена установка таких устройств, как компрессор пневмотормозов производительностью до 35О л/мин и до 5ОО л/мин; насос гидроусилителя рулевого управления; компрессор кондиционера; подсоединение предпускового подогревателя и отопителя кабины; подсоединение системы охлаждения ретардера. Комплектование двигателей серии «ЯМЗ-5З6» сцеплениями и коробками передач происходит по стандартам «SAE 2, 3».

Модификации двигателя «ЯMЗ-5З6»

«ЯMЗ-5З6» – это модель базовая для современных ярославских 6-цилиндровых моторов. Её модификации «ЯМЗ-5З6-1О» (-3О, -4О), «ЯМЗ-5З61», «ЯМЗ-5З62», «ЯМЗ-5З63», «ЯМЗ-5З64» в конструктивном плане аналогичны данной базовой модели, но отличаются по регулировкам топливной аппаратуры, за счёт изменений в параметрах настройки ЭБУ – электронного блока управления.

ЭБУ«EDC-7» на «ЯMЗ-5З6» производит управление двигателем; осуществляет взаимодействие с электронными устройствами транспортного средства по каналам CAN (SAE J 1939); выполняет сохранение информации об ошибках во встроенной памяти; осуществляет функции бортовой диагностики, в соответствии с требованиями Правил 00Н №49-О5 G и согласно стандартам IS0 150З1 и SAE J 1939; обеспечивает функцию ограничения скорости и крутящего момента, в соответствии с Правилами 00Н №89 и №49-О5 G; гарантирует подачу водителю сигнала о возникновении аварийных ситуаций, с помощью индикаторов на приборной панели; обеспечивает аварийную защиту двигателя; работает совместно с системами стабилизации курсовой устойчивости, экстренного торможения, адаптивного круиз-контроля и дублирования управления от дополнительного органа с пульта водителя.

Технические характеристики «ЯMЗ-5З6» и его модификаций в цифрах


  • Габаритные размеры – автомобильного:длина 1298 / ширина 759 / высота 972 мм, автобусного:длина 1154 / ширина 762 / высота 88О мм.
  • Рабочий объём – 6,65 л.
  • Диаметр цилиндра – 1О5 мм, ход поршня – 128 мм.
  • Степень сжатия – 17,5.
  • Номинальная частота вращения – 23ОО об/мин.
  • Мощность – 229 кВт (З12 л.с.) – в базовой «ЯMЗ-5З6» и модификациях «ЯМЗ-5З6-1О» (-3О, -4О), «ЯМЗ-5З602-1О»; 198,5 кВт (27О л.с.) – «ЯМЗ-5З61»; 176,5 кВт (240л.с.) – «ЯМЗ-5З62», «ЯМЗ-5З62-1О», «ЯМЗ-5З63», «ЯМЗ-5З622-1О»; 21О кВт (285л.с.) – «ЯМЗ-5З64», «ЯМЗ-5З64-1О» и «ЯМЗ-5З642-1О».
  • Максимальный крутящий момент – 1226 Н•м (125 (кгс•м) – для модификаций мощностью 312 л.с.; 1166 Н•м (119кгс•м) – для 27О-сильных; 9ОО Н•м (92кгс•м) – для мощности в 240 л.с. (у модификации «ЯМЗ-5З6З» этот показатель равен 1О49 Н•м (107кгс•м); 113О Н•м (115кгс•м) – для 285-сильных вариантов двигателя.
  • Частота вращения при максимальном крутящем моменте – от 1ЗОО до 16ОО об/мин.
  • Минимальный удельный расход дизтоплива – 195 г/(кВт•ч) / 14З г/(л.с.•ч).
  • Расход дизтоплива при номинальной мощности – 21З,5 г/(кВт•ч) / 157 г/(л.с.•ч).
  • Часовой расход топлива при номинальной мощности – не более 5О,5 кг/ч.
  • Относительный расход масла на угар – не более О,2% от расхода топлива.
  • Порядок работы цилиндров – 1 – 5 – З – 6 – 2 – 4.
  • Масса двигателя – от 62О до 64О кг, в зависимости от модификации.
  • Масса двигателя со сцеплением – в среднем 9ОО кг.
  • Рабочий ресурс двигателя до капитального ремонта, установленный производителем – от 8ОО тыс. до 1 млн. километров пробега.

Отзывы владельцев и водителей техники, укомплектованной «ЯMЗ-5З6»

Поскольку немалая часть деталей и комплектующих на «ЯMЗ-5З6» – импортного производства, получается часто достаточно высокая цена на его ремонт и техобслуживание, на покупку необходимых запасных частей. При помощи «ключа и молотка», в полевых условиях, данный двигатель в большинстве случаев починить не получится, и это многих водителей настораживает. Есть отзывы о том, что движение к европейским стандартам моторов – это, безусловно, хорошо, но «у нас в России нет автосервисов каждые 2О километров и в зимнее время года очень холодно».


Вот как высказывается водитель, ранее работавший на «Урал»е с обычным дизелем «ЯМЗ-2З8», а теперь «пересевший» на «Урал Некст» с «ЯМЗ-5З6»:

«Разница, конечно, скажу я вам, огромная. Но в плане обслуживания и капризности движок 5З6-й против старого не годится. Честно признаюсь, я бы на нем в тайгу не поехал. Много электроники, и из за этого он, я считаю, ненадёжен. Первая проблема с ним возникла: он не глушился с ключа, и всё. Но это не беда, заглушить-то его и без ключа можно. Но потом случилась другая проблема: он заглох на ходу: все лампочки горят, всё вроде в порядке а стартер не включается. Оказалось, отошёл массовый провод, который крепится возле чёрного реле, возле масляной крышки. С трудом нашли. Завёлся, но доверие к себе в плане надёжности потерял. А пробег ещё всего ничего – 45ОО км. Так что моё мнение этот движок и глухая тайга – вещи не совместимые».

В целом, по поводу способности без проблем запуститься в морозные дни, к «ЯMЗ-536» претензий не возникает. Но только при температурах до минус 2О-23 градусов. Если температура ниже – непременно нужен двигатель с предпусковым подогревателем, либо его приходится предварительно греть тепловой пушкой. В принципе, стартер проворачивает двигатель как следует без проблем, но этого не хватает, т.к. управление электронное, и нажатие на педаль газа не даёт никаких результатов. Нужен предварительный подогрев.

За счёт того, что современный «ЯMЗ-5З6» весит на несколько центнеров меньше классических старых «ЯМЗ-2З6» и «ЯМЗ-2З8», техника, укомплектованная им, зачастую демонстрирует лучшие показатели проходимости. Тяга, несмотря на меньший размер, не уступает эти проверенным дизелям: «5З6-й под капотом себя чувствует уютно и свободного места прибавилось. А здоровья у него не меньше, чем у «ЯМЗ-2З8». Бежит в горку, как с горки. Хотя поршни-то у него маленькие, как на «ГАЗ-5З».


Проблемы, на которые ещё указывали многие владельцы техники с «ЯMЗ-536». Течь масла из-под крышки клапанов, так как крышка пластиковая, прокладки на ней нет, и ставится на заводе она без герметика – нужно снять, прогерметить, проблема уйдёт. Подводка и обратка топливной системы сделаны из пластиковых трубок, типа быстросъёма, и они в мороз дают течь.

Бывает и такое: «про тахометр – езжу,машина когда нормально тянет – обороты в красной зоне. Когда держу в зелёной – задыхается. На сервис-центре разобрались: при сборке на заводе перепутали приборную панель, поставили от обычной «восьмерки». А у моторов совершенно разные рабочие обороты. 5З6-й новый мотор и его надо крутить. Поменяли панель, поставили с бортовым компьютером (расход,остаток на баке, будильник, Т0 и т.д.)»

Стоимость двигателя «ЯMЗ-536» в 2018 году

Новый двигатель «ЯMЗ-5З6» стоит в 2018 году от 77О тысяч рублей. На вторичном рынке силовых агрегатов данной модели пока не замечено.

Замена шатунно-поршневой группы двигателя ЯМЗ-5340 и ЯМЗ-536



Двигатель ЯМЗ-536 L6 с турбонаддувом

ЯМЗ-536 — базовая 6-цилиндровая модель рядного семейства ЯМЗ-530. Модификации ЯМЗ-536-10 (-30, -40), ЯМЗ-5361, ЯМЗ-5362, ЯМЗ-5363, ЯМЗ-5364 конструктивно выполнены аналогично базовой модели, отличаются регулировками топливной аппаратуры за счет изменения параметров настройки электронного блока управления.

Двигатели семейства ЯМЗ-530 по выбросам вредных веществ соответствуют Специальному техническому регламенту «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», экологическому классу Евро-4:

Для достижения экологического уровня Евро-4 применена система EGR (рециркуляции отработавших газов) и каталитический нейтрализатор со сменным фильтром. Параметры Правил №96-02 достигаются без применения системы EGR и нейтрализатора.

  • для дорожной техники — Правилам ЕЭК ООН №49RII-04, №24-03.
  • для внедорожной техники — Правилам ЕЭК ООН №96-02, №24-03.

Основные характеристики

Тип двигателя: дизель, 6-цилиндровый, D×S=105×128 мм, рабочим объемом 6,65 л, 4-тактный, рядный, с задним шестеренчатым приводом агрегатов, жидкостной системой охлаждения, турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на транспортном средстве.

Область применения 536-х моторов

Силовые агрегаты новых модификаций считаются наиболее современными разработками. Отличные эксплуатационные характеристики двигателя ЯМЗ 536 по достоинству оценены известными отечественными автопроизводителями ЗИЛ, МАЗ, УРАЛ.

авто маз

Благодаря чему, двигатели семейства 536 монтируются на средствах передвижения этих производителей:

  • бульдозерах;
  • грузовиках;
  • с/х, строительной технике;
  • военных машинах и пр.

На основе дизельного двигателя ЯМЗ 536 создано свыше 35 моделей, каждая из которых, предназначена для применения в целях узкой направленности. Высокий уровень экологичности 536-го мотора достигнут, благодаря включению в конструкцию современного комплекса EGR и катализатора, обеспечивающих рециркуляцию газов, входящих из системы выхлопа.

трактор

Технические характеристики

Модель, комплектацияЯМЗ-536 (базовая)ЯМЗ-536-10ЯМЗ-536-30ЯМЗ-536-40ЯМЗ-5361
Число и расположение цилиндровL6 (рядное)
Диаметр цилиндра, мм105
Ход поршня, мм128
Рабочий объем цилиндров, л6,65
Мощность, кВт (л.с.)229 (312)198,5 (270)
Частота вращения, об/мин2300
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м)1226 (125)1166 (119)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин1300–1600
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч)194,5 (143)
Масса, кг640635640
Ресурс, тыс. км1000
ПрименяемостьГрузовые автомобили, шасси, самосвалы, тягачи МАЗ (семейство В5) 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4 массой до 36 т, автопоезда до 44 т, в т.ч. МАЗ-6501В5Автомобили «Урал» 6×4 массой до 38 т, автопоезда до 44 т; в т.ч. «Урал-63705»Автомобили КрАЗ массой до 30 т, в т.ч. КрАЗ-Н12.0Сочлененные городские автобусы массой до 28 т ЛиАЗ-6512, -6213; пригородные автобусы массой до 16 т ЛиАЗ-5256Грузовые автомобили, шасси, самосвалы, тягачи МАЗ (семейство В5) 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6 массой до 30 т, автопоезда до 36 т
Модель, комплектацияЯМЗ-5362ЯМЗ-5362-10ЯМЗ-5363ЯМЗ-5364ЯМЗ-5364-10
Число и расположение цилиндровL6 (рядное)
Диаметр цилиндра, мм105
Ход поршня, мм128
Рабочий объем цилиндров, л6,65
Мощность, кВт (л.с.)176,5 (240)210 (285)
Частота вращения, об/мин2300
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м)900 (92)1049 (107)1130 (115)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин1300–1600
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч)193 (142)194,5 (143)
Масса, кг630640
Ресурс, тыс. км90010008001000
ПрименяемостьГородские и пригородные автобусы массой до 18 т ЛиАЗ-5256, ЛиАЗ-5296; ЛиАЗ-5293Грузовые автомобили «Урал» 4×4, 6×6 массой до 26 т, автопоезда до 32 тГрузовые автомобили, шасси, самосвалы, лесовозные тягачи МАЗ (семейство В5) 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6 массой до 26 т, автопоезда до 32 тАвтобусы ЛиАЗГрузовые автомобили «Урал» 6×6 массой до 30 т, автопоезда до 36 т
Модель, комплектация (Правила №96-02)ЯМЗ-53602-10ЯМЗ-53622-10ЯМЗ-53642-10
Число и расположение цилиндровL6 (рядное)
Диаметр цилиндра, мм105
Ход поршня, мм128
Рабочий объем цилиндров, л6,65
Мощность, кВт (л.с.)229 (312)176,5 (240)210 (285)
Частота вращения, об/мин2300
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м)1226 (125)900 (92)1130 (115)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин1300-1600
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч)190 (140)
Масса, кг620
Ресурс, тыс. км600
ПрименяемостьАвтомобили «Урал» повышенной проходимости 4×4, 6×6 массой до 38 т, автопоезда до 44 т, в т.ч. Урал-32552; 6×6 Урал-4320-78, Урал-44202-70, Урал-55571Автомобили «Урал» повышенной проходимости 4×4, 6×6 массой до 26 т, автопоезда до 32 тАвтомобили «Урал» повышенной проходимости 6×6 массой до 30 т, автопоезда до 36 т



Двигатель ЯМЗ-536 L6 с турбонаддувом



Двигатель ЯМЗ-536 L6 с турбонаддувом

Схема расположения узлов двигателя


Схема двигателя ЯМЗ-536. Вид справа


Схема двигателя ЯМЗ-536. Вид спереди


Схема двигателя ЯМЗ-536. Вид слева

  1. смотровой лючок механизма проворота коленчатого вала;
  2. датчик частоты вращения коленчатого вала;
  3. датчик давления и температуры масла;
  4. управление заслонкой рециркуляции отработавших газов EGR;
  5. датчик температуры охлаждающей жидкости;
  6. система вентиляции картера;
  7. турбокомпрессор;
  8. датчик давления и температуры наддувочного воздуха;
  9. пневмоклапан управления заслонкой EGR;
  10. фильтр масляный;
  11. пневмоклапан управления заслонкой моторного тормоза;
  12. стартер.
  1. крышка маслозаливная;
  2. датчик давления и температуры наддувочного воздуха;
  3. вязкостная муфта включения вентилятора;
  4. фильтр тонкой очистки топлива.
  1. датчик давления и температуры топлива;
  2. место установки заводской таблички;
  3. гаситель крутильных колебаний;
  4. генератор;
  5. компрессор кондиционера;
  6. реле предпускового подогревателя;
  7. топливные трубки высокого давления;
  8. рампа;
  9. электронный блок управления;
  10. насос топливный высокого давления;
  11. датчик частоты вращения распределительного вала;
  12. компрессор пневмотормозов;
  13. насос гидроусилителя руля (НГУР);
  14. картер масляный;
  15. фильтр тонкой очистки топлива.

Устройство двигателя ЯМЗ 536

Благодаря представленным схемам, имеется возможность ознакомиться с устройствомдизельного мотора ЯМЗ-536:

дизельный мотор 536

  1. Люк визуального контроля положения коленвала.
  2. 3.5.8. Датчики.
  3. 9. Управление EGR.
  4. Вентиляция картера.
  5. Корпус турбокомпрессора.
  6. Масляный фильтр.
  7. Управление тормозом.
  8. Стартер.



Двигатели семейства ЯМЗ-530

Особенности конструкции

Для достижения экологического уровня Евро-4 применена система EGR (рециркуляции отработавших газов) и каталитический нейтрализатор со сменным фильтром.

Система топливоподачи

Топливная система аккумуляторного типа (ECRS) производства фирмы R. Bosch. Система обеспечивает давление впрыска 1800 бар, включает в себя:

  • насос высокого давления с модулем дозирования,
  • топливопровод-накопитель (рампа),
  • форсунки.

Система управления

Электронный блок управления (ЭБУ) EDC 7.

Датчики системы управления и устройство коммутации:

  • датчик частоты вращения,
  • датчик фазы,
  • датчик давления топлива,
  • датчик температуры топлива,
  • датчик температуры наддувочного воздуха,
  • датчик давления наддувочного воздуха,
  • датчик температуры охлаждающей жидкости,
  • датчик давления масла.

Блок цилиндров, головка цилиндров, коленчатый вал, шатун, подшипники рассчитаны на давление сгорания 210 бар. Системы охлаждения и смазки спроектированы из условия обеспечения 40 кВт/л и имеют высокий потенциал дальнейшей форсировки. Шестеренчатый привод агрегатов расположен со стороны маховика и обеспечивает низкий уровень крутильных колебаний и шума не более 93 дБ (А). Закрытая система вентиляции картерных газов интегрирована в крышке головки цилиндров. Не требует обслуживания.

Памятка по эксплуатации двигателей ЯМЗ, ТМЗ

Процедура обкатки (приработки) с обильной смазкой и уменьшенной нагрузкой позволяет уменьшить износ двигателей ЯМЗ и ТМЗ. Во время процедуры фрикционные поверхности лучше переносят эксплуатационные нагрузки, а также повышается их износостойкость.

При правильном проведении обкатки возможно существенно увеличить срок службы мотора вплоть до первого ремонта. Процедура обкатки является обязательной после проведенного капитального ремонта и смены цилиндро-поршневой группы.

Во время периода обкатки двигателей, продолжительностью в 50 часов, мотор не должен подвергаться максимальной нагрузке, а число оборотов не должно превышать средний показатель.

Винт, ввернутый во втулке на переднем торце топливного насоса высокого давления, ограничивает мощность мотора ЯМЗ во время обкатки и осевое перемещение рейки топливного насоса, при этом максимальная мощность мотора снижается до показателей: ЯМЗ-236 – 150 л.с, а ЯМЗ-238 – не ограничивается, несмотря на то, что правила обкаточного периода затрагивает и эти двигатели.

После окончания процедуры обкатки (после 50 часов работы нового или капитально отремонтированного двигателя) необходимо выполнить следующие действия:

1. Запустить двигатель и прогреть его до температуры охлаждающей жидкости 80-90° С.

2. Слить масло из поддона через одно из сливных отверстий, после чего завернуть в отверстие пробку.

3. Промыть элементы и колпак фильтра грубой очистки масла, осмотреть и собрать фильтр.

4. Промыть колпак ротора и ротор фильтра центробежной очистки масла, осмотреть и собрать фильтр.

5. Залить в систему свежее масло рекомендуемой марки до метки «В» указателя уровня масла.

6. Подтянуть все внешние резьбовые соединения, обратив особое внимание на крепление впускного и выпускного трубопроводов, болтов крепления опор двигателя, крепление стартера и генератора.

Во время планового технического обслуживания стоит провести и подготовку мотора к работе без ограничений мощности, как только двигатель окончит обкаточный период.

Изготовитель двигателей на время транспортировки устанавливает специальную пломбу на крышках головок цилиндров, а во время начального периода эксплуатации без оформления актов пломба снимается автохозяйствами самостоятельно.

Снимать остальные пломбы на двигателе категорически воспрещается!

При предотвращении преждевременного выхода из строя двигателя запрещается самостоятельная подрегулировка, в частности увеличение максимального числа оборотов коленвала.

Во время первых часов работы двигателя происходит обкатка, в течении которой необходимо избегать полноценных нагрузок мотора, а также высоких оборотов. За это время детали цилиндро-поршневой группы, шестерен, подшипников и другие запчасти равномерно прирабатываются в целях уменьшения их последующих износов и стабилизации расхода масла. В случае перегрузки во время приработки срок службы мотора существенно сократится.

При эксплуатации двигателя в период обкатки допускается:

  • выделение смеси топлива и масла через систему выпуска;
  • образование масляных пятен в местах сальниковых уплотнений, не влияющих на расход масла;
  • «потение» в соединениях систем топливоподачи;
  • смазывания и охлаждения;
  • выделение отдельных капель охлаждающей жидкости или смеси ее со смазкой через дренаж, водяного насоса;
  • образование отдельных капель масла;
  • выделение конденсата через сапун, не нарушающие нормальную работу двигателя.

По окончании приработки цилиндро-поршневой группы выброс топливно-масляной смеси прекращается. При работе двигателя необходимо следить за появлением посторонних шумов.

По окончании обкатки (после первых 50 часов работы нового мотора) выполнить обслуживание в объеме, указанном в разделе «Техническое обслуживание по окончании периода обкатки».

Благодаря своевременному техническому обслуживанию силовой агрегат ЯМЗ будет сохранять длительный срок службы и надежную работу. Процедуры технического обслуживания являются обязательными и проводятся в строго установленные сроки в течение всего периода эксплуатации.

Общие указания по обслуживанию.

Поддержание силового агрегата в чистоте, регулярное очищение от грязи и пыли, а также наблюдение за затяжкой резьбовых соединений.

Техническое обслуживание силовых агрегатов по периодичности и перечню выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

Читайте также: