В чем отличия стилей управления г форда и а слоуна

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

СИТУАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА

Г. Форд и А. Слоун-младший были великими руководителями.

В 1920-х годах, когда управление впервые стало профессией и научной дисциплиной, они противостояли друг другу.

Г. Форд представлял тип авторитарного предпринимателя: склонный к одиночеству, в высшей мере своевольный, всегда настаивающий на собственном мнении, презирающий теории и «бессмысленное» чтение книг. Форд считал своих служащих «помощниками». «Помощник», осмеливавшийся перечить Форду или самостоятельно принимавший решение, обычно лишался работы. У Форда было достаточно оснований гордиться своими успехами. Он сделал свою модель «Ти» настолько дешевой, что ее мог купить практически любой работающий человек. Автомобиль продавался всего за 290 долл., а на заводах Форда была одна из самых высоких для того времени ставок заработной платы рабочим – 5 долл. в неделю. Примерно за 12 лет Форд превратил крошечную компанию в гигантскую отрасль, изменив американское общество. К 1921 г. «Форд Мотор» контролировала 56% рынка легковых автомобилей в США и заодно почти весь мировой рынок.

Фирма «Дженерал Моторс», которая в то время была конгломератом из нескольких полунезависимых компаний, располагала 13% национального рынка и дрейфовала к банкротству. К счастью, семья Дюпонов ради спасения огромных капиталовложений в акции «Дженерал Моторс» (ДМ) приняла на себя ведение ее дел, пока крах не разразился. Пьер Дюпон, сторонник современного управления, назначил президентом фирмы А. Слоуна. Слоун быстро превратил в реальность планы реорганизации компании, введя в практику то, что остается до сих пор главным принципом управления крупными компаниями. Реорганизованная ДМ располагала крупной и сильной группой управления, а множество людей получило право самостоятельно принимать важные решения.

А. Слоун как личность был полной противоположностью Г.

В то время как «Форд Мотор» сохраняла верность черной модели «Ти» и традиции, согласно которым босс командует, а остальные выполняют, управленческая команда Слоуна воплотила в жизнь новые концепции в соответствии с изменяющимися потребностями американцев. Фирма ввела в практику частые замены моделей, предоставляя потребителям выбор стилевых и цветовых оформлений и доступный кредит. Доля «Форд Мотор» на внутреннем рынке стала резко сокращаться. В 1927 г. эта фирма была вынуждена остановить конвейер, чтобы переоснастить его под выпуск запоздавшей модели «А». В результате ДМ захватила 43,5% рынка автомобилей, оставив «Форду» менее 10%.

Несмотря на жестокий урок, Г. Форд так и не смог прозреть. Вместо того чтобы учиться на опыте ДМ, он продолжал действовать по старинке. В следующие 20 лет фирма «Форд Мотор» едва удерживалась на третьем месте в автомобильной промышленности и почти каждый год теряла прибыли. От банкротства ее спас резерв наличных, который Форд скопил в лучшие времена.

Система Г.Форда и подходы к управлению А.Слоуна

Введение 3
Глава 1.Система управления Генри Форда. 4
1.1. Биографические данные. 4
1.2. Основная концепция системы. 5
Глава 2. Подходы к управлению Альфреда Слоуна. 11
2.1. Краткая биография. 11
2.2. Стратегия Слоуна. 14
Глава 3. Управление компаниями «Ford Motor Company» и
«General Motors» 16
3.1 «Ford Motor Company» 16
3.2 «General Motors» 18
3.3 «General Motors» и «Ford» борются с кризисом 20
Заключение 21
Список литературы. 22

Работа состоит из 1 файл

Система Г.Форда и подходы к управлению А.Слоуна.doc

Министерство науки и образования Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Тихоокеанский Государственный Экономический Университет

тема: «Система Г.Форда и подходы к управлению А.Слоуна»

Выполнила: Павлова Е.А.

Проверил: Гук С.В.

Введение

Управление как исторический процесс развивалось с того момента, когда появилась необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей. История знает немало примеров рационального управления не только отдельными коллективами, но и целыми государствами и империями. При этом уровень управления, его качество являлись определяющим началом в благополучном развитии целых народов, однако до нас не дошли сколь либо достоверные данные о развитии теории управления, а бум теоретической мысли начался в начале XX века. Он связан с тем, что в 1911 году инженер Тейлор опубликовал свои исследования в книге "Принципы научного управления". Этот год традиционно считается началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Сложились в основном 5 направлений: школа научного управления, школа административного управления, школа с позиции человеческих отношений и психологии человека, школа с позиции поведения человека в производстве, количественный подход. Правда, в некоторых источниках литературы взаимосвязь между школами очень сглажена, классическую школу называют административной, а административную – научной.

Целью данной работы является рассмотрение системы Форда и подходов к управлению Слоуна. Для этого необходимо проанализировать как один метод, так и другой, и провести их сравнительную характеристику.

Глава 1.Система управления Генри Форда.

    1. Биографические данные.

    Форд Генри (1863-1947) американский изобретатель, бизнесмен и исследователь, один из основателей автомобильной промышленности США, основатель “Форд мотор компани” (Ford Motor Company), организатор поточно-конвейерного производства, создатель системы управления, получившей название «Фордизм».

    Родился в семье эмигрантов из Ирландии, проживавшей на ферме в окрестностях Детройта штата Мичиган, получил образование в сельской школе. Отец был недоволен им, считая лентяем и неженкой, — сын вел себя как принц, случайно очутившийся на ферме. Все, что ему велели, Генри делал с неохотой. Он ненавидел кур и коров, терпеть не мог молока. «Уже в ранней юности я думал, что многое можно делать иначе — каким-нибудь другим способом». Например, он, Генри, каждое утро должен взбираться по крутой лестнице, неся ведра с водой. Зачем делать это каждый день, если можно всего-навсего проложить под землей два метра водопроводных труб?

    Когда Генри исполнилось двенадцать, отец подарил ему карманные часы. Тот не утерпел — поддел отверткой крышку, и его глазам открылось нечто чудесное. Части механизма взаимодействовали между собой, одно колесико двигало другое, каждый винтик здесь был важен. Разобрав и собрав часы, мальчик долго размышлял. Что есть мир, как не один большой механизм? Одно движение порождается другим, все имеет свои рычаги. Чтобы добиться успеха, надо только знать, на какие рычаги нажимать. Генри быстро научился ремонтировать часы и некоторое время даже подрабатывал, объезжая окрестные фермы и беря в починку вставшие хронометры. Вторым потрясением стала встреча с локомобилем. Генри с отцом возвращались на телеге из города, когда им встретилась огромная, окутанная паром самоходная машина. Обогнав телегу и испугав лошадей, дымящее и шипящее чудовище промчалось мимо. В этот момент Генри полжизни бы отдал, чтобы быть там, в кабинке шофера.

    С ранних лет проявил интерес и недюжинные способности к технике. Когда ему исполнилось 16 лет, он убежал из дома и уехал работать в Детройт. В 15 лет Генри Форд оставил занятия в школе и ночью пешком, никому ничего не сказав, ушел в Детройт: он ни за что не станет фермером, как того хочет отец. На заводе, куда он устроился, делали вагоны для конки. Здесь он долго не продержался. Форду достаточно было только дотронуться до сломанного механизма, чтобы понять, в чем неисправность. Одаренному новичку стали завидовать другие рабочие. Они делали все, чтобы выжить выскочку с завода, и преуспели в этом – Форд был уволен. Позже Генри устроился на судостроительный завод братьев Флауэр. А по ночам он подрабатывал починкой часов, чтобы было чем платить за комнату.

    А Уильям Форд тем временем решил сделать последнюю попытку вернуть сына к фермерскому делу: предложил 40 акров земли с условием, что тот больше никогда в своей жизни не произнесет слово «машина». Неожиданно Генри ответил согласием. Отец остался доволен, сын тоже. Легковерный Уильям и не подозревал, что сын попросту дурачит его. Для Генри этот случай послужил уроком: хочешь стать королем — будь готов солгать.

    Вскоре Генри Форд задумал жениться. Клара Брайант была моложе его на три года. Они познакомились на сельских танцах. Форд был блестящим танцором и поразил девушку тем, что показал ей свои карманные часы и заявил, что сделал их сам. Их связывало многое — также как и Генри, Клара родилась в семье фермера, не гнушалась никакой работы. Родители девушки — люди набожные и строгие, конечно, не отдали бы ее за молодого человека без гроша за душой, без земли и дома. Построив наскоро на своем участке уютный домик, Генри поселился в нем с молодой женой. Много лет спустя автомобильный монарх скажет: «Моя жена верила в мой успех еще крепче, чем я. Такой она была всегда». Клара могла часами слушать рассуждения мужа об идее создания самодвижущегося экипажа. На протяжении долгой семейной жизни она всегда умела сохранять элегантный баланс — интересовалась делами мужа, но никогда не вмешивалась в них.
    Время шло. И однажды Форд-старший обнаружил уютный домик молодоженов покинутым — Генри с Кларой неожиданно переехали в Детройт, где Форд поступил работать в Детройтскую электрическую компанию инженером. В ноябре 1893 года Клара подарила Форду сына. Мальчика назвали Эдсел.
    В том же году в кирпичном сарае позади двухквартирного дома, где он жил с женой Кларой, Форд закончил строительство своего первого экспериментального автомобиля. Изобретатель проработал двое суток без отдыха и сна и в два часа ночи 4 июня пришёл сообщить своей жене, что машина готова и он сейчас собирается её испытать. Названный «Квадрициклом» и весящий всего пятьсот фунтов, автомобиль передвигался на четырёх велосипедных шинах.

    Форд создал уникальную систему управления производством. Свои разработки и опыт их практического применения Форд описал в своих книгах: «Моя жизнь, мои достижения» (1922г.) и «Сегодня и завтра» (1926г.)

    1.2. Основная концепция системы.

    В основе фордовской системы лежала определенная концепция, сформированная из следующих положений:

    • Неправильно начинать производство, пока не усовершенствован сам фабрикат (конструкция изделия);
    • Производство должно происходить из самого продукта;
    • Фабрика, организация, сбыт и финансовые соображения сами приспосабливаются к фабрикату;
    • В методах производства постоянно предпринимаются значительные изменения, никогда не бывает застоя, вот в чем причина дешевизны производства;
    • Остриями в фабричном предприятии являются человек и машина, вместе выполняющие работу. Если человек не подходящий, то и машина не в состоянии выполнять работу правильно, и наоборот;
    • Требовать, чтобы на ту или иную работу тратилось больше силы, чем это абсолютно необходимо, значит быть расточительным.

    Цель Форда состояла в том, чтобы производить с минимальными затратами материала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью, причем в отношении суммарной прибыли он полагался на размеры сбыта. Равным образом, его цель – уделять максимум заработной платы, иначе говоря, сообщать максимальную покупательную способность.

    Кроме того, Фордом были сформулированы четыре следующих основных принципа его производства:

    1. Не бойся будущего и не относись почтительно к прошлому.
    2. Не обращай внимания на конкуренцию.
    3. Работу на общую пользу ставь выше выгоды.
    4. Производить – не значит дешево покупать и дорого продавать.

    Система Форда, отличаясь внутренней целостностью, является весьма разносторонней. Она естественным порядком распадается на несколько самостоятельных направлений, каждое из которых является далее предметом особого рассмотрения.

    Экономия на издержках производства.

    По Форду, снижение издержек производства осуществляется по нескольким направлениям.

    Первым из них может быть признано сбережение материалов. Это сбережение рассматривалось в двух аспектах: как собственно сбережение материала и как сбережение труда, который нем овеществлен.

    Второе направление снижения издержек производства – механизация трудовых процессов. Высшим достижением на заводах Форда было внедрение конвейерной сборки, принципиально изменившее характер выполнения сборочных операций. В связи с этим внедрением Форд писал: «Ныне мы следуем двум общим принципам при всех работах: заставлять рабочего, по возможности, не делать никогда больше одного шага и никогда не допускать, чтобы ему приходилось наклоняться вперед или в стороны».

    Третье направление снижения себестоимости – это упрощение перевозок.

    Четвертым направлением удешевления производства являлась стандартизация. Стандартизация в истинном смысле слова есть сочетание наилучших способов производства, позволяющих производить товар в достаточном количестве и по наименьшей цене для потребителя, что дает производителю огромные прибыли.

    И последнее, что относится сюда же – децентрализация производства. Самый экономичный метод производства в будущем будет состоять в том, что все части изделия будут изготовляться не под одной крышей. Каждая часть будет производиться там, где она может быть сделана наиболее совершенно. Собираться же все части будут в центре потребления.

    Рационализация труда и повышение его производительности.

    Если 12 тысяч служащих сберегут ежедневно по 10 шагов, то получится экономия пространства и силы в 50 миль.

    Использование рабочей силы, условия труда и социальная поддержка работников.

    Классификация работников и подбор кадров. «Мы не нуждаемся в обученных рабочих, так как все «умение» заменено машинами. Если бы каждое действие нашего производства требовало умения, то нашего производства не существовало бы (такого количества квалифицированных рабочих найти не удалось бы, кроме того, машина, сделанная их руками, из-за высокой цены не нашла бы покупателя)» - говорил Форд.

    Условия труда. Непременным условием высокой работоспособности и гуманной обстановки являются чистые, светлые и хорошо проветриваемые помещения. Ни одна машина в производстве не считается пригодной, если она не абсолютно безопасна.

    Стиль руководства организации

    С самого начала своей жизни мы сталкиваемся с понятием управление. Сначала мы учимся управлять, например, детским велосипедом, затем - автомобилем, потом управляем различным оборудованием все сложнее и сложнее. Управление встречается в любых областях жизнедеятельности человека. Умение руководить мы не приобретаем с рождением, это навык, который можно развить в течение жизни, приобщая для этого необходимые знания, навыки и обучаясь, переосмысливая личный опыт, вырабатывая свой стиль.
    Так что же такое стиль руководства.

    Содержание работы

    Введение 3
    1. Стиль руководства: понятие, концепции
    1.1 Понятие и природа стиля руководства 4
    1.2. Классификация стилей с точки зрения различных подходов 5
    1.3 Факторы формирования стиля управления 10
    2. Кейс: Анализ и характеристика различных стилей управления 12
    3. Литература 17

    Файлы: 1 файл

    Контрольная менеджмент.doc

    Центральное воздействие на стиль руководства оказывают индивидуальные характеристики руководителя:

    физиологические (возраст, здоровье, пол);

    психологические (эмоциональность, смелость, властность, упорство, участливость, харизма);

    интеллектуальные (образованность, инновационность, гибкость мышления, знание дела, проницательность);

    деловые (предприимчивость, речевая развитость, честность, ответственность, работоспособность, тактичность, уверенность).

    Стиль руководства в значительной степени определяет результаты деятельности организации. Существует много примеров того, как руководитель прогрессивного стиля, возглавив отстающий коллектив, преобразовывает его, пробуждает творческие силы и энергию сотрудников. И, наоборот, при ином стиле можно разрушить эффективно функционировавшую до того организацию.Таким образом, опираясь на личные качества, каждый руководитель вырабатывает индивидуальный стиль работы.

    2. С целью анализа и характеристики различных стилей управления рассмотрим следующую довольно известную ситуацию: противостояние в 20-х гг. американского промышленника, владельца заводов по производству автомобилей по всему миру Генри Форда и выдающегося менеджера ХХ века А.П. Слоуна –мл.

    Г. Форд представлял собой пример авторитарного предпринимателя прошлого: склонный к одиночеству, в высшей мере своевольный, всегда настаивающий на своем мнении, презирающий теории и «бессмысленное» чтение книг, он считал своих служащих «помощниками». Если «помощник» осмеливался перечить Форду или самостоятельно принимать важное решение, то он обычно лишался работы. Форд расценил предложение А.П. Слоуна о реорганизации Ford Motors следующим образом: «. картинка с развесистой клюквой посередине. Человек вынужден слоняться взад-вперед, и от ответственности каждый увиливает, следуя мудрости лентяев, что две головы лучше одной». Общие же принципы Форда были суммированы в одной фразе: «Любой покупатель может получить автомобиль любого цвета, какого пожелает, пока автомобиль остается черным».

    У Г. Форда было достаточно оснований насмехаться над новомодными идеями Слоуна для фирмы General Motors. Г. Форд сделал свою модель Т настолько дешевой, что ее мог купить практически любой работающий человек. Примерно за 12 лет Форд превратил крошечную компанию в гигантскую отрасль, изменившую американское общество. Более того, он сделал это, постигнув, как построить автомобиль, продаваемый всего за 290 долл., платя при этом своим рабочим одну из самых высоких ставок того времени — 5 долл. в неделю. В 1921 г. Ford Motors контролировала 56% рынка легковых автомобилей США и почти весь мировой рынок. Фирма General Motors, которая в то время была конгломератом из нескольких небольших полунезависимых компаний, располагала всего 13% рынка и была на пути к банкротству.

    К счастью, семья Дюпонов ради спасения огромных капиталовложений в акции General Motors приняла на себя ведение ее дел. П.С. Дюпон, последовательный сторонник методов современного управления, назначил президентом фирмы А.П. Слоуна. Тот быстро превратил в реальность планы, над которыми насмехался Г. Форд, тем самым введя в практику то, что до сих пор остается главным принципом управления крупными компаниями. Реорганизованная General Motors располагала крупной и сильной группой управления, а множество людей получили право самостоятельно принимать важные решения. Слоун являл собой полную противоположность Форду. Его любимыми словами были «концепция», «методология» и «рациональность». Никто не «слонялся взад-вперед», как предсказывал Г. Форд, — напротив, на каждого руководителя были возложены определенные обязанности и каждому руководителю была дана свобода делать все, что необходимо для их выполнения. Важно и то, что Слоун разработал хитроумную систему контроля, позволявшую ему и другим руководителям высшего уровня всегда быть в курсе того, что происходит в их гигантской организации. В то время как Ford Motors сохраняла верность черной модели Т и традиции, согласно которой босс подает команды, а остальные выполняют, управленческая команда Слоуна быстро воплотила в жизнь новые концепции в соответствии с изменяющимися потребностями американцев. Фирма General Motors ввела в практику частые замены моделей, предлагая потребителю широкий ассортимент стилевых и цветовых оформлений, а также доступный кредит. Доля Ford Motors на рынке резко сократилась, а рейтинг ее руководителей сильно снизился. В 1927 г. фирма была вынуждена остановить сборочный конвейер, чтобы переоснастить его для выпуска весьма запоздавшей модели А. Это позволило фирме General Motors захватить 43,5% автомобильного рынка, оставив Ford Motors менее 10%. Несмотря на жесткий урок, Форд, вместо того чтобы учиться на опыте General Motors, продолжал действовать по старинке. В следующие 20 лет фирма Ford Motors едва удерживалась на третьем месте в автомобильной промышленности США и почти каждый год несла финансовые потери. От банкротства ее спасало только обращение к резерву наличности в 1 млрд. долл., который Г. Форд накопил в удачные времена.

    1. В чем причины успеха компании Ford Motors в начале 20-х гг.?

    2. Что позволило компании General Motors в 1927 г. занять лидирующие позиции на рынке, оставив далеко позади Ford Motors?

    3. В чем отличия стилей управления Г. Форда и А. Слоуна?

    4. Как вы относитесь к тезису: «В разное время и при различных условиях необходимы различные стили управления организациями»?

    Г. Форд несомненно добился огромных успехов в автомобилестроении. Во многом благодаря смелым, неожиданным маркетинговым ходам, но прежде всего, сыграла свою роль управленческая линия поведения Форда. Как мы видим, Форд в руководстве использовал авторитарный стиль руководства: единоличное принятие решений, игнорирование мнений подчиненных, все подчинено руководителю. В компании Форда отсутствовали производственные совещания, не велась лишняя документация, и не было связей между отделами. Компания работала как машина, где каждый винтик должен знать свое место и безотказно работать. Данный стиль руководства принес свои плоды. Секрет успеха такого руководства в его соответствии реалиям бизнеса 20-х годов. Как уже говорилось выше, авторитарный стиль эффективен в нестабильных ситуациях. Он предназначен для захвата власти или рынков. Главное его преимущество - скорость принятия и исполнения решений. В 20-х годах авторитаризм помог Форду захватить и контролировать мировой рынок автомобилестроения. Однако стоило измениться внешним условиям и Форд в течение следующего десятилетия, благодаря тому же стилю управления, терял рынок и деньги.

    Слоун использовал иной стиль руководства. Текущее руководство осуществляли президент и группа подчиненных ему вице-президентов, которые возглавляли важнейшие отделы. Оценка деятельности “Дженерал Моторс” на совете директоров и собраниях акционеров была всесторонней и опиралась не только на финансовые показатели, но и на систематически собираемую информацию о работе всех звеньев корпорации, об отношении к ней внутренних и внешних заинтересованных групп – рабочих, акционеров, покупателей, дилеров, государственных органов, прессы. Эта система создавалась постепенно и непрерывно развивалась. Формировались и горизонтальные связи между отделениями – совместные комиссии по закупкам, рекламе, продажам, технологии, энергоресурсам, эксплуатации зданий и оборудования. Часть членов этих комиссий входила в исполнительный комитет. Таким образом, работа отделений увязывалась как между собой, так и с деятельностью корпорации в целом, контроль сверху сочетался с координацией на высшем и среднем уровнях управления. Слоун смело делегировал часть полномочий, понимал, что оперативным руководителям должна быть предоставлена свобода маневра. Основными предпосылками хорошего менеджмента Слоун считал разграничение обязанностей и координацию действий. Он подчеркивал важность научного подхода к управлению, при котором осуществляется сбор всей возможной информации по тому или иному вопросу, а план его решения разрабатывается посредством "мозгового штурма”. К неотъемлемым качествам менеджера Слоун относил умение создать рабочую группу, способную принимать взвешенные решения, потребность советоваться со специалистами, а также умение концентрироваться на существе дела.

    И Форд, и Слоун сравнивали корпоративный менеджмент с управлением океанским кораблем. Однако если Форд главным считал опыт и искусство капитана, его дальновидность и проницательность, то Слоун говорил, что корабль следует вести с помощью карт и навигационных приборов, чтобы вовремя корректировать курс. Это различие подходов отразилось на всех сторонах деятельности конкурирующих компаний. Психологии внутрифирменных отношений Слоун придавал исключительно важное значение, видя в умении менеджеров сотрудничать с подчиненными и друг с другом решающее условие успеха.

    XX век стал веком управления. Но чтобы к этому прийти, в начале века должны были появиться создатели. Таким создателем и был Генри Форд. И за это он признан журналом Fortune лучшим бизнесменом XX века. И Форд, и Слоун - предприниматели, великие руководители, сочетавшие в себе гений организатора с гением новатора; каждый из них выдвинулся на некоторой крупной технической идее и вместе с тем создал колоссальную организацию. Каждый из них достоин признания и уважения. Используя диаметрально противоположные стили руководства, они добились несомненного мирового успеха. История развития созданных ими империй производства автомобилей наглядно показала: на выбор стиля управления влияют не только личные качества руководителя, но и реалии окружающего мира, историческая обстановка, уровень развития бизнеса. Тезис: «В разное время и при различных условиях необходимы различные стили управления организациями» был подтвержден временем. Умение видеть, правильно оценивать сложившуюся ситуацию и на основании этого корректировать свою линию поведения – вот залог успеха эффективного менеджмента.

    1. Адизес И. Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.

    2. Ауезова К.Т. Учебно-методическое пособие по дисциплине Менеджмент, Евразийский Национальный университет - Астана, 2011.

    3. Веснин В.Р. Менеджмент: Учеб. - 3-е изд. перер. и доп. - М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2009.

    4. Васильева Ю.В. Основы менеджмента (менеджмент). Курс лекций. - Пенза: ИИЦ ПГУ, 2009.

    5. Кибанов А.Я. Управление персоналом. - М.: КноРус, 2010.

    6. Коробко В.И. Теория управления: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

    7. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

    8. Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

    9. Менеджмент: Учебно-практическое пособие /Игнатьева А.В., Максимцов М.М., Вдовина И.В. и др.— М.: Вузовский учебник, ИНФРА - М, 2010.

    10. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009.

    11. Набиев Р.А., Локтева Т.Ф. Менеджмент: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009.

    12. Овчинников О.В. Менеджмент: учебное пособие. — 5-е изд. -Архангельск: Архангелький филиал ВЗФЭИ, 2009.

    13. Сталь Д.. Уроки лидерства. - М.: Вершина, 2009.

    14. Тихомирова О.Г., Варламов Б.А. Менеджмент организации: история, теория, практика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012

    1 Веснин В.Р. Менеджмент: Учеб. - 3-е изд. перер. и доп. - М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2009.- С.34

    2 Коробко В.И. Теория управления: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С.188

    3 Тихомирова О.Г., Варламов Б.А. Менеджмент организации: история, теория, практика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012 – С. 38

    4 Красовский Ю.Д. Организационное поведение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С. 54

    5 Набиев Р.А., Локтева Т.Ф. Менеджмент: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009. - С.27

    Учебный пример 1

    Г. Форд и А. П. Слоун-младший – величайшие менеджеры в истории человечества. Они столкнулись лицом к лицу в 1920-х годах – в период, когда менеджмент только начал выделяться в отдельный вид деятельности и научную дисциплину.

    Г. Форд – явный архетип раннего предпринимателя авторитарного склада: в высшей мере самоуверенный одиночка, неизменно убежденный в своей правоте, презирающий «бесполезную» теорию. Других руководителей фирмы он считал «помощниками». Если «помощник» осмеливался перечить Форду или самостоятельно принимал важное решение, он обычно лишался работы. Только один человек имел право принимать решения в Ford Motors. Предложению А. П. Слоуна о реорганизации General Motors Форд дал следующую оценку: «…Красивая картинка с большими круглыми ягодками… Все слоняются без дела и увиливают от ответственности, исходя из главного лозунга лентяев, что одна голова хорошо, а две лучше». Общая философия самого Форда четко выражена в единственной фразе: «Любой покупатель может получить автомобиль того цвета, какого пожелает… если этот цвет черный».

    У Форда были основания презирать новаторские идеи Слоуна. Его модель T неизменного черного цвета была настолько дешевой, что ее мог купить практически любой работающий американец.

    Форду потребовалось десять лет, чтобы превратить крошечную компанию в гигантскую отрасль, изменившую общество США. Он достиг этого, поняв, как выпустить автомобиль, который будет продаваться всего за 290 долл., и при этом платить рабочим одну из высочайших на то время зарплат – 5 долл. в неделю. Модель Т приобрели столько людей, что к 1921 году Ford Motors контролировала 56 % рынка легковых автомобилей США и почти весь мировой рынок. General Motors, в то время довольно беспорядочное объединение ряда небольших полунезависимых компаний, располагала всего 13 % рынка и медленно, но уверенно шла к банкротству.

    К счастью, Дюпоны, стремясь спасти свои огромные инвестиции в General Motors, приняли на себя бразды правления фирмой до наступления катастрофы. П. С. Дюпон, будучи большим приверженцем новых методов управления, назначил президентом фирмы А. П. Слоуна. Слоун вскоре реализовал планы, над которыми насмехался Форд, и ввел в практику менеджмента принципы, которые по сей день остаются основой управления крупными компаниями. Реорганизованная General Motors имела большую и сильную команду менеджеров, и многие сотрудники получили право самостоятельно принимать важные решения.

    Как личность Слоун был полной противоположностью Форда. Его любимыми словами были «концепция», «методология» и «рациональность». Сотрудники General Motors вовсе не слонялись без дела, как предсказывал Форд. Напротив, каждый менеджер имел конкретные обязанности и свободу делать все, что необходимо для их выполнения. Слоун разработал также сложную систему контроля, позволявшую ему и другим руководителям держать руку на пульсе всего происходящего в гигантской организации.

    Пока Ford Motors хранила верность своей модели Т и своей философии (босс приказывает – остальные выполняют), команда Слоуна быстро воплотила в жизнь новые концепции с учетом изменившихся потребностей американцев. Компания ввела в практику частые смены моделей, предложила потребителю широкий ассортимент дизайна и цветовых решений и выгодные кредиты. Доля рынка Ford Motors резко сократилась, а рейтинг ее менеджмента снизился. В 1927 году фирма была вынуждена остановить сборочный конвейер для переоснащения производства для выпуска уже сильно запоздавшей модели А. Это позволило GM захватить 43,5 % автомобильного рынка, оставив Ford Motors менее 10 %.

    Но все эти события ничему не научили Форда. Он не воспользовался опытом GM и продолжал действовать, как прежде. Последующие двадцать лет Ford Motors с трудом удерживалась в автомобилестроении на третьем месте, ежегодно теряя огромные деньги. От банкротства ее спасало только использование резерва наличных в размере 1 млрд. долл., который Форд скопил на пике своего успеха.

    Вопросы

    1. Кто был лучшим менеджером – Форд или Слоун? Почему?

    2. Какие внутренние и внешние факторы способствовали успеху Ford Motors и GM? Что привело к ухудшению ситуации в Ford Motors?

    3. Хотя и сегодня GM намного больше, чем Ford Motors, принцип их организации и системы их управления похожи. Почему?

    4. Какова важнейшая причина неудачи Ford Motors?

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Продолжение на ЛитРес

    Учебный контракт

    Учебный контракт Контракт о научении – это формальное соглашение между менеджером и индивидом относительно того, какие потребности в научении существуют, целей научения и ролей в обеспечении научения, которые должны сыграть индивид, менеджер, отдел профессионального

    Пример НПП

    Пример НПП 1. Определение поведения в данное время Мы проиллюстрируем процесс НПП на примере отдельного индивидуума. Ее зовут Роберта Уэбб. Она работает в транснациональной фирме, занимающейся электроникой, в должности финансового менеджера по странам Восточной

    Пример

    Пример Подход, описанный здесь, использовался многими крупными и мелкими командами, занимающимися продажами. Я выбрал пример компании, информация о которой была более доступной. Компания, конечно, останется анонимной.Компания по продаже, о которой идет речь, является

    Пример

    Пример Крупная канадская компания по производству продуктов питания хотела ввести в отделе упаковки менеджмент, основанный на командной работе. При условии успеха планировалось перенести этот метод и в другие отделы.Проект инициировался комитетом, в который входили

    Учебный материал

    Учебный материал Marshall, Paul W. “A Note on Process Analysis”. Harvard Business School Case No. 9-675-038. Boston: Harvard Business School Publishing, rev. July 1, 1979. Маршалл предлагает определение бизнес-процессов, приводит примеры и объясняет, что такое базовые ресурсы, результаты и задачи – составляющие бизнес-процесса. Кроме

    Учебный пример 1

    Учебный пример 1 Г. Форд и А. П. Слоун-младшийГ. Форд и А. П. Слоун-младший – величайшие менеджеры в истории человечества. Они столкнулись лицом к лицу в 1920-х годах – в период, когда менеджмент только начал выделяться в отдельный вид деятельности и научную

    Учебный пример 1

    Учебный пример 1 Дейвенпортский университет«Хотим Барфилда! Хотим Барфилда!» Пятьдесят тысяч фанатов требовали восстановления на работе бывшего тренера футбольной команды Дейвенпортского университета Дэвида Барфилда.Последние недели стали трудным временем и для

    Учебный пример 2

    Учебный пример 2 Принятие групповых решений в Центре систем и исследований компании HoneywellМногие организации для принятия решений по самым разным вопросам – от субсидирования колледжей и найма их выпускников до разработки новых продуктов – создают группы. Центр систем

    Учебный пример 1

    Учебный пример 1 Safari LandШейла Э. АдамсОтделение менеджмента Университета штата Аризона.Уилбур Томпсон со вздохом отложил финансовые отчеты. Убыток в 100 тыс. долл. через год после того, как он пришел в этот бизнес, – очень плохой результат. В отчете говорилось о смерти

    Учебный пример 2

    Учебный пример 2 Western BankМэрри СильвермэнАдъюнкт-профессор менеджмента Государственного университета Сан-Франциско.Пол Глейзер сидел за столом и смотрел в окно своего кабинета на четырнадцатом этаже головного офиса Western Bank. Он гордился тем, что ему удалось сделать с тех

    Учебный пример 1

    Учебный пример 1 Mid-South AirlinesТимоти С. МесконОтделение менеджмента, Университет штата АризонаПол Стефенсон – энергичный и предприимчивый человек. Еще студентом он занимался самыми разными видами деятельности (был капитаном команды борцов и президентом научного

    Учебный пример 2

    Учебный пример 2 Джек Уэлч и General ElectricКэрон Сент-ДжонУниверситет штата ДжорджияДжек Уэлч – пятидесятилетний президент одной из крупнейших компаний США General Electric. Он вырос в рабочем районе Салема, штат Массачусетс, и всегда отличался напором и огромными амбициями. Он

    Учебный пример 1

    Учебный пример 1 Повышение производительности Blue Cross/Blue ShieldПол Т. ШоннеманнБизнес-школа Университета Сан-ФранцискоBlue Cross/Blue Shield действуют в Калифорнии как некоммерческие организации по страхованию здоровья отдельных работников и групп. Они работают в высшей степени

    Учебный пример 2

    Учебный пример 2 Управление производством и сбытом в общенациональных масштабахПол Т. ШоннеманнБизнес-школа Университета Сан-ФранцискоОдин из крупнейших производителей строительных и изоляционных материалов США расширялся настолько быстро, что обнаружил, что его

    Пример 1

    Пример 1 Многие конфликты возникают из-за недостатка лидерства, четких указаний сверху или отсутствия поддержки снизу. Например, инвестировав более 36 млн долларов в провалившуюся попытку реинжиниринга бизнес-процессов, производственная компания, входящая в список

    Организация по Форду и А.Слоуну (Г.Форд «Моя жизнь, мои достижения», А Слоун «Мои годы в Дженерал моторс»).

    Генри Форд не только на практике реализовал многие принципы теории Ф. У. Тейлора, но и значительно модернизировал исходные постулаты школы научного управления. Подход Г. Форда получил название «фордизм».

    Развитие тейлоровской системы научного управления проходило по нескольким основным направлениям: разработка общих принципов организации производства, рационализация системы управления и труда работников, реализация концепции социальной ответственности бизнеса. Г. Форд, так же как и Ф. У. Тейлор, выступал за постоянное применение научных знаний в организации производства и управления.

    У Ф. У. Тейлора управление является особой наукой. Развивая этот тезис, Г. Форд утверждал, что организация промышленности есть наука, а все остальные науки находятся у нее на службе.

    Принципы организации производства. Г. Форд развил концепцию социальной ответственности бизнеса, предложенную Г. Ганттом. По мнению Г. Форда, предпринимательская деятельность должна служить обществу. Рассматривая особенности бизнеса начала ХХ в., Г. Форд выделил ряд его недостатков. Первый – чрезмерное внимание к финансам и практически полное пренебрежение к принципу служения. Он считал противоестественным, что деньги приходят до работы, а не в результате ее. Вторым недостатком является нежелание усовершенствовать методы производства, если оно приносит прибыль. Третьим – безразличие к тому, будет ли покупатель удовлетворен данным продуктом. Г. Форд подчеркивал, что «простая формула “работай ответственно и получишь вознаграждение ” в современном деловом мире с его стремительными темпами считается слишком медленно действующей».

    В начале ХХ в. хорошим бизнесом называли не тот бизнес, который подразумевал качественную работу и приносил честную прибыль, а тот, который давал возможность проводить операции с большим количеством ценных бумаг по высоким ценам. Г. Форд подчеркивал, что такая ориентация бизнеса стала главной причиной большинства банкротств и неудач, поскольку деньги ничего не стоят и сами ничего не создают.

    Начиная свой бизнес, Г. Форд принял решение «не связываться с компаниями, где всем заправляют спекулянты и деньги стоят на первом месте». Он старался продемонстрировать, что основа любого бизнеса – служение людям.

    По мнению Г. Форда, рациональное использование ресурсов, организация поточно-массового производства приводят к увеличению производительности труда и созданию новых рабочих мест, удешевляют товары, делают жизнь комфортнее и тем самым приводит к процветанию любую страну. Задача предприятия – производить для потребления, а не для наживы или спекуляции. В работе «Моя жизнь, мои достижения» Г. Форд писал, что цель его производства состоит в том, чтобы «производить с минимальными затратами как материала, так и человеческой силы, реализовывать по минимальным ценам, стараясь выиграть за счет объема продаж».

    В своей производственной деятельности Г. Форд придерживался ряда принципов:

    1. «Отсутствие страха перед будущим и благоговения перед прошлым. Кто боится будущего, неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи только дают повод более разумно попытаться еще раз. То, что ушло в прошлое, полезно хотя бы потому, что оно открывает новые пути и возможности для прогресса».

    2. «Пренебрежение конкуренцией. Тот, кто работает лучше всех, тот и должен работать». При этом он считал, что нельзя наносить вред бизнесу и жизни конкурента, нельзя заменять «господство интеллекта господством силы».

    3. «Служение превыше прибыли. Работу на общую пользу необходимо ставить выше выгоды. Без прибыли бизнес не существует. …Но прибыль не должна быть самоцелью, она должна быть результатом полезной деятельности».

    4. «Производить – не значит дешево купить и дорого продать. Этот процесс включает обоюдовыгодное приобретение материалов и превращение его в качественный товар, необходимый покупателю, с минимальными издержками». Махинации будут только препятствовать этому процессу.

    Промышленность, по мнению Г. Форда, должна не только снабжать потребителей, но и создавать их. Совершенствование модели автомобиля, технологии его производства, внедрение научной организации труда и конвейерной сборки, создание «фордовской» системы управления позволило за 10 лет сократить цену автомобиля в среднем с 950 до 335 долл. Поскольку среднемесячная заработная плата составляла около 120 долл., работник компании Форда мог купить автомобиль (без учета остальных расходов) примерно за 3 месяца.

    Концепция рационализации труда. В отличие от Ф. У. Тейлора, который занимался рационализацией преимущественно ручного труда, Г. Форд заменил ручной труд машинами и сосредоточил свое внимание на рационализации механизированного труда. Одним из первых он стал применять поточные методы организации производства и использовать на своих предприятиях конвейерную сборку. В январе 1914 г. была запущена непрерывно движущаяся линия сборки ходовой части автомобиля. Конвейеризация производства позволила быстро повысить производительность труда без непосредственного участия мастера, постоянно подгоняющего рабочего. Подстраиваясь к скорости движения конвейера, рабочий сам автоматически начинал работать быстрее.

    Г. Фордом были сформулированы основные принципы организации нового типа производства:

    1) усиление специализации и разделения труда;

    2) постоянное применение высокопроизводительного оборудования и инструментов;

    3) размещение оборудования по ходу технологического процесса;

    4) строгая регламентация ритма производства продукции;

    5) механизация транспортных операций;

    6) соблюдение параметров производственной среды (чистота, гигиеничность, уют).

    Так же как и Ф. У. Тейлор, Г. Форд большое значение придавал вопросам стандартизации основного и вспомогательного производства. Он впервые отделил основную работу от обслуживания. Все необходимые материалы и инструменты должны были заранее подаваться на рабочее место, чтобы рабочий мог посвятить рабочее время выполнению того, что ему поручено, и не отвлекаться на вспомогательные операции. Распределительное бюро подробно разрабатывало все операции и детали производственного процесса, новшеством того времени была унификация деталей и типизация продукции. Во многом это связано с особенностями организации конвейерного производства, при котором скорость движения конвейера определяет интенсивность труда работника. Отсутствие у низкоквалифицированных работников специальной подготовки компенсировалось четкой регламентацией их труда.

    Форд впервые отделил основную работу от ее обслуживания. Все необходимое для работы (заготовки, материалы, инструмент, приспособления, тара, чертежи и т.д.) заблаговременно подавалось на рабочие места. Таким образом, для основного производственного рабочего отпала необходимость отвлекаться на выполнение вспомогательных операций, и он все рабочее время мог посвятить выполнению порученной ему операции на рабочем месте.

    Согласно основной концепции Форда, предприятие должно развиваться как комплексное, обеспечивая себя всем необходимым для осуществления производства выпускаемой продукции. Так, производство автомобилей невозможно без проката черных металлов. Поэтому Форд налаживает свое металлургическое производство, для которого понадобилась железная руда и уголь. Поэтому Форд приобретал железные рудники и угольные шахты. Уголь и руду необходимо перевозить – происходит оснащение производства железнодорожным и автотранспортом, пароходами. Кроме того, налаживается производство комплектующих изделий – резиновых, электротехнических и т.д. В комплексности производства Генри Форд видел возможность подчинения всех вспомогательных и обслуживающих производств и предприятий ритму работы основного производства автомобилей.

    Производство такого масштаба поставило перед Фордом много сложных задач. Так, например, Форд должен был отказаться от мысли производить все свои машины в Детройте, поскольку это породило бы неразрешимые транспортные проблемы. И он разбросал по всему миру свои сборочные заводы, которые производили из готовых деталей столько машин, сколько было возможно продать в этом месте. Перевозить машины в разобранном виде вообще оказалось выгоднее. Один товарный вагон мог, к примеру, вместить всего семь готовых автомобилей. В разобранном же виде в него можно было погрузить 130 машин, то есть вместо 18 вагонов использовался только один. Благодаря прекрасно отлаженной организации, Форду удалось сократить цикл производства с 21 до 14 дней.

    Применение конвейера действительно позволило резко повысить темп и производительность труда, способствовало снижению себестоимости продукции, сделало ее более доступной, однако оно поставило рабочих в очень тяжелое положение, увеличило напряженность их труда. Против системы «фордизма» выступили и рабочие, и профсоюзы.

    Генри Форд (1863-1947). Моя жизнь. Мои достижения.

    Идеи классической школы управления воплотились в теории и практике Генри Форда I. Ученик механика в Детройте, в 30 лет стал главным инженером Эдисоновской компании, специализировавшейся на освещении Детройта, главным инженером Детройтской автомобильной компании. В 1903 году создает “Форд Мотор Компании” и в 1906 году приобретает контрольный пакет ее акций. За период с 1908 по 1927 годы продано 15 млн. автомобилей модели “Т”. Бестселлером стала его книга “Моя жизнь. Мои достижения”, переведенная на русский язык и изданная в 1924 году.

    в производственных помещениях в борьбе с нечистоплотностью все темные углы окрашивались светлой краской;

    хозяйственный принцип - труд; нравственный принцип - право на труд;

    нелепое и вредное утверждение, что все люди равны;

    благополучие производителя зависит, в конечном счете, также и от пользы , которую он приносит народу;

    цель денег - не праздность, а умножение средств для полезного служения.

    При производстве автомобиля на заводах Форда предусмотрена возможность замены всех материалов (заявка на стратегическое управление). Для приспособления транспорта к производству приобретена железнодорожная ветка (идеи логистики). Как социальная технология заявлена необходимость создания среднего класса, который сможет покупать автомобили и многое другое.

    На предприятии проведен полный анализ всех трудовых операций, в ходе которого выявлено какие операции могут выполнять инвалиды, так как человеку нужно предоставить возможность самому себя обеспечить.

    В конце 20-х гг. XX века с появлением первых дивизиональных (или отделенческих) схем организационной структуры было найдено решение проблем, возникающих в организации, построенной по линейно-функциональной схеме. Рассмотрим на примере предприятия «Дженерал Моторс». Руководство этого автомобильного гиганта и, в частности, ее новый президент Альфред Слоун отдавали себе отчет в том, что в штаб-квартире невозможно эффективно принимать все решения относительно деятельности многочисленных производственных линий по выпуску машин. Чтобы решить эту проблему, каждому подразделению по выпуску машин было определено место, которое оно должно было занять на рынке продукции. Руководство компании обратилось с просьбой ко всем управляющим подразделениями разработать планы прибыльных операций, превратив их в «центры прибыли». Сочетание централизованного планирования наверху и децентрализованной деятельности производственных подразделений способствовало образованию дивизиональных организаций.

    Дивизиональная схема организации вырастает из департаментизации, в которой за основу берется какой-то конечный результат: продукт, потребитель или рынок. Поэтому данная схема широко используется в условиях многопродуктового производства или в многонациональных компаниях. Дивизиональная схема также широко используется в построении государственного аппарата и общественных организаций.

    А. Слоун определил дивизиональную схему как «скоординированную децентрализацию». Высший уровень в организации централизует планирование и распределение основных ресурсов, принимает стратегические решения, в то время как подразделения принимают оперативные решения и ответственны за получение прибыли.

    Компания отчаянно нуждалась в преобразованиях. Следовало значительно повысить качество продукции, улучшить отношения с клиентами и снизить производственные затраты. Другой насущной потребностью было изменение организационной структуры. Для этого Северо-Американское подразделение корпорации было реструктуризировано и разделено на две группы: ВОС (Buick, Oldsmobile, Cadillac) и СРС (Chevrolet, Pontiac, Canada). Таким образом, прежняя структура с ее автомобильными, производственными подразделениями перестала существовать. Каждая группа представляла собой самодостаточную единицу со своими собственными функциональными компонентами. Новая в то время система управления, базирующаяся на дивизиональной схеме построения, быстро продемонстрировала свое превосходство, так как способствовала дальнейшему росту корпорации и получению большей прибыли. В 1927 г. «Дженерал Моторс» обогнала «Форд», а ее новая схема была перенята рядом крупных химических компаний. Децентрализованная организационная структура, предложенная Альфредом Слоуном для General Motors, вызвала очень большой интерес и быстро распространилась по всему индустриальному миру. Децентрализованное производство с централизованной координацией контроля позволило отдельным элементам GM эффективно работать над решением общих задач. Как пишет Кеннеди, «Файоль сумел найти организационное решение для одно-продуктовых производств. Слоуну же удалось решить ее для больших комплексных производств эры массового производства».

    Тем не менее реструктуризация обернулась бедствием. Почему же так произошло? Многие рабочие и служащие корпорации понятия не имели о грядущих переменах, поэтому произошедшее было для них как гром средь ясного неба. Как это отразится на их работе? Не грозят ли им увольнения? Состояние такой неопределенности никак не способствовало повышению производительности труда.

    Автором этого «превращения» был Альфред Слоун, который еще в 1919 г. начал работать над «Организационным исследованием». Этот труд лег в основу концепции индустриального менеджмента. Основным принципом структурной политики Слоуна в General Motors был принцип децентрализации.

    Разработанная им структура подразумевала создание отделений, достаточно автономных по отношению к общему руководству компании хозяйственных единиц. Управляющий отделением наделен всей полнотой власти и ответственен за эффективную деятельность своего подразделения. Компания состоит из нескольких отделений, выпускающих одну марку автомобиля. Возглавляет компанию коллективный орган – Совет директоров, в который входят все руководители отделений. Центральный аппарат отвечает за назначение управляющих, уровень их квалификации, распределение ресурсов, финансовую политику, стратегию сбыта, научные исследования. Таким образом, несмотря на предоставленную отделениям самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности, администрация жестко контролирует свои подразделения по вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т.д. Возникает сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением, причем, подразделения компании конкурируют скорее друг с другом, чем с другими производителями.

    Читайте также: