В чем секрет успеха тесла

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Формула успеха "Теслы": эксперты объяснили, в чем суть стратегии Илона Маска


Генеральный директор компании "Тесла" Илон Маск сообщает, что уже есть 250 000 предварительных заказов на новый кибер-грузовик. Эксперты из специализированного журнала "Гарвардский бизнес-обзор" обосновывают рост компании ее "инновационным капиталом" и развитием "экосистемы" продукции. Они считают, что предвидение желаний потребителей увеличивает инновационную ценность предприятия. Кибер-грузовик "Тесла" не только привлекает много новых клиентов в настоящем, но и вводит инновации, опережая ожидания.

Инновационная стратегия "Тесла"

По мнению экспертов "Гарвардского бизнес-обзора", Маск ускорил рост компании, заставив людей поверить в его идеи. Он не только продвигает разработки, позволяющие автомобилям связываться с другими продуктами компании, но и может с уверенностью предсказать, чего хотят клиенты в будущем.

"Инновационная стратегия "Тесла" направлена ​​на преобразование автомобильной промышленности в целом и предлагает стратегические уроки для каждого исследователя инноваций", - отмечают профессора Джефф Дайер и Натан Ферр. В частности, случай с кибер-грузовиком является весьма поучительным в плане получения поддержки новой идеи и выведения новых технологий на рынок.

Неспособность к инновациям обходится дорого


По данным консалтингового агентства Accenture, за последние пять лет компании инвестировали 3,2 триллиона долларов (201,6 триллиона рублей) в инновационные рынки. Причина этого проста: если не инвестировать в инновации, это обходится очень дорого. Энтони Улвик, основатель и генеральный директор Strategyn, консалтинговой фирмы по стратегии роста и инновациям, считает, что неспособность к инновациям обходится американским компаниям в 100 миллиардов долларов (6,3 триллиона рублей) в год.

Если руководители предприятий хотят научиться чему-то у "Теслы" в плане вложений в новые технологии, то им полезно взглянуть на то, как Илон Маск постоянно привлекает внимание к фирме. Тем самым он вызвал огромный рост акций, который увеличил рыночную капитализацию компании примерно до 145 миллиардов долларов (9,1 триллионов рублей). Итак, три кита, на которых основывается успех компании "Тесла".

Формирование инновационного капитала


Ферр и Дайер определяют "инновационный капитал" как способ получения поддержки для новых выпусков продукции. Благодаря публичным выступлениям Илона Маска и презентациям "Теслы" формируется большая его часть.

"Когда Маск выходит на сцену и представляет кибер-грузовик, он не только говорит о новых идеях, но и демонстрирует их в физической форме, дабы убедить скептиков, - пишут Ферр и Дайер. - Он также распространяет эту идею через выступления в средствах массовой информации, такие как демонстрация кибер-грузовика, которая заставляет говорить о нем и вызывает сенсацию", - отмечают профессора.

Маск - один из самых известных генеральных директоров в мире, и хотя он использует стартап-прессу как влиятельную платформу, его поведение и стратегия применимы к любой другой компании. Получение институциональной поддержки ведет к росту инвестиций.

Ферр и Дайер подчеркивают, что очень важно усвоить: никто не рождается уже с инновационным капиталом - это то, что накапливается со временем в результате целенаправленных действий.

Например, Маск использует свой профессиональный опыт в качестве управляющего директора SpaceX и бывшего главы Paypal, чтобы показать, что он может устанавливать новые стандарты по ряду тем. Своими сенсационными трюками "Тесла" убеждает людей, что без этого продукта они действительно что-то упускают.

Развитие "экосистемы" продукции

Развивая сопутствующие продукты, которые могут сделать бренд сильнее, компания может увеличить свои продажи. Исследование Accenture показало, что 59 процентов быстрорастущих компаний используют тщательно управляемую "экосистему", чтобы предлагать клиентам лучшие инновации, что означает предложение ряда обновлений для сопутствующих продуктов.

"Экосистема" Tesla - это комбинация продуктов, которые предлагают клиентам дополнительную их ценность. Она включает, например, электронные автомобили, зарядные станции, автомобили с автономным управлением, аккумуляторы и солнечные батареи. Согласно мнению экспертов "Гарвардского бизнес-обзора", "Тесла" получает большую выгоду от инвестиций в текущие модели.

В марте прошлого года компания объявила, что предлагает ремонт машин и обновляет программное обеспечение для модели "3", чтобы она могла двигаться быстрее и преодолевать большие расстояния. А прошлым летом фирма снизила цены на автомобили.

"То, что действительно делает эту часть стратегии уникальной, это не только само производство электромобилей", - пишут Ферр и Дайер. - "Но именно эта компания представила новую аппаратную и программную архитектуру (то, как она осуществляет комплектацию машин)".

Умение предсказывать желания потребителей

Использование инноваций для удовлетворения запросов клиентов при увеличении объема продаж описано в "Маленькой черной книге инноваций". Автор книги, Скотт Энтони, старший партнер Innosight. Он заметил, что прогнозирование потребностей клиентов может улучшить их связь с компанией. "Поиск возможностей для инноваций начинается с признания проблем, которые клиенты сегодня не могут удовлетворительно решить", - пишет Энтони в журнале Fast Company.

Примером решения проблем клиентов является растущая глобальная сеть зарядных станций "Тесла". Производитель электромобилей получает прибыль и от потребителей, которые используют тысячи зарядных станций по всему миру. Кроме того, растущее внимание к экологической устойчивости привело к сокращению количества обычных заправочных станций в Соединенных Штатах. Сокращение количества заправок дает "Тесла" еще один шанс остаться на вершине.

Таким образом, инновации не возникают в вакууме. Чем лучше будут отношения с целевой группой, тем вернее компания сможет подготовиться к тому, чего клиенты пожелают в дальнейшем.

Феномен Tesla. Почему эта компания стоит больше, чем вся автомобильная промышленность? Объясняю простыми словами.

Детище гениального инженера, маркетолога и бизнесмена, "Тони Старка", наших дней, конечно же я говорю об Елон Маске.

Многие знают, что Tesla производит крутые электро-мобили. Которые оснащены по последнему слову техники. Но мало кто знает, что сама компания стоит просто фантастических денег. Посмотрите внимательно на эту картинку.

Тесла, как компания, стоит практически как вся автомобильная индустрия индустрия и это просто безумие. На момент написания статьи рыночная капитализация компании 626 миллиардов долларов.

Откуда взялась такая цифры спросите вы? И я вам легко объясню.

1 причина того, что Tesla впереди всей авто индустрии, это её технологическая начинка. Посмотрите на это фото, небольшая микросхема с двумя чипами, скажите вы и что тут такого?

А то, что данный чип позволяет в 20 раз быстрее распознавать и анализировать картинку с дороги и дает возможность искусственному интеллекту Теслы, делать вот такие штуки(смотрите видео).

Пока Мерседес и БМВ пытаются продать вам навигацию за 50 000 рублей и меню кондиционера на дисплее за 30 000 рублей, Тесла пытается дать нам полноценный автопилот. Это первый в мире автопроизводитель, который смог реализовать данный функционал и накопил огромную базу данных и опыт. Все остальные производители, только начинают делать неловкие шаги в этом направлении.

2 причина - Безопасность. Помимо автопилота, Тесла уделяет просто огромное внимание безопасности. Проделана огромная инженерная работа, автомобиль пассивно и активно старается минимизировать ущерб от ДТП для водителя и пассажиров. Почти все автомобили разработанные в Тесла, собирают самые высокие баллы в краш тестах и в других тестах на проверку безопасности. До Теслы упор на безопасность делала в основном Volvo из за чего прослыла машиной для пенсионеров, в случае с Теслой, безопасность теперь еще и стала модной.

3 причина - народная любовь.

Тесла по праву считается очень желанной машиной, когда ты видишь эту красота на дороге, ты чувствуешь как тебя переполняет восторг. Этот восторг разделяют покупатели во всем мире. Спрос на продукцию Тесла, гораздо сильнее, чем потенциальное предложение. Практически все автомобили продаются на этапе предварительных заказов. На рекламу деньги Тесла не тратит. Есть только одна компания, с которой ее можно сравнивать, это Apple. Когда в Iphone, добавляется что то новое, все другие производители телефонов хотят это повторить или скопировать. А теперь посмотрите, на кого ориентируются Mercedes (сравните в галлерее Мерседес 2021 года выпуска и Теслу образца 2017 года).

История успеха Tesla (TSLA)

На рынке электромобилей США представлены известные автопроизводители, такие как Ford ( F ) и Chevrolet ( GM ). Но одна компания выделяется среди производителей автомобилей, и это Tesla Motors ( TSLA ). Tesla попала в центр внимания СМИ в 2013 году вместе со своим генеральным директором Илоном Маском, когда представила свой флагманский автомобиль Model S.

Выпуск Tesla стал хитом не только для покупателей автомобилей, но и сделал компанию одним из немногих успешных независимых автопроизводителей, а также пионером на рынке электромобилей.

Модель S, элегантный роскошный седан стоимостью от 69 000 долларов, получил высшие оценки от торговой индустрии и прессы. Car & Driver дал автомобилю пять звезд, а когда в 2013 году впервые вышла модель S, Tesla попала в заголовки газет, а отраслевая пресса отдала ей лавры. Подключаемый к электросети автомобиль получил почти высшую оценку 99 из 100 от Consumer Reports, которая также назвала его «лучшим автомобилем из когда-либо тестируемых». (Подробнее см.: Экономика владения автомобилем Tesla.)

История компании началась в 1990 году, когда Тарпеннинг познакомился с Эберхардом, в то время инженером в Wyse Technology, и они стали хорошими друзьями. У них было много общего, в том числе страсть к созданию компаний, и вскоре они основали такие компании, как NuvoMedia, которая выпустила электронную книгу Rocket в 1998 году. Страсть к автомобилям началась вскоре после того, как Эберхард пережил развод и решил купить спортивный автомобиль. Он инвестировал в компанию по производству электромобилей под названием AC Propulsion и задавался вопросом, сможет ли он выйти на этот рынок.

В 2001 году Эберхард и Тарпеннинг встретили Маска, когда они услышали его выступление на конференции Mars Society в Стэнфордском университете, и представились. У Маска была успешная история создания компаний. Он вместе с Питером Тилем и Максом Левчиным были соучредителями PayPal. Сделав состояние на своих акциях в PayPal после того, как компания была продана eBay в 2002 году, он основал еще одну компанию Space X, которая разрабатывает, производит и запускает современные ракеты и космические корабли (подробнее см.: The Making Of Tesla: Invention, Betrayal, И рождение родстера.)

Несколько лет спустя их пути снова пересеклись, когда Эберхард и Тарпеннинг попросили Маска встретиться с ним, чтобы поделиться с ним своим представлением об электромобиле. Все трое встретились, чтобы обсудить идею с Маском на борту.

В 2004 году соучредители компании прошли первые этапы инвестирования в венчурные компании. Маск, соучредитель PayPal, появился на свет год спустя, когда возглавил начальный раунд финансирования компании и стал главой совета директоров.

Кто такой Илон Маск?

Тем не менее, в душе он предприниматель и изобретатель. В 1995 году Маск поступил в Стэнфордскую программу PhD по прикладной физике, но вскоре бросил учебу, чтобы сосредоточиться на своих деловых усилиях в области возобновляемых источников энергии и космического пространства.

PayPal стал невероятно успешным и был куплен eBay в 2002 году. На этой продаже Маск заработал 165 миллионов долларов на акциях.

Получив раннее состояние от PayPal, Маск основал свою третью компанию SpaceX, компанию по исследованию космического пространства. После встречи и презентации с Эберхардом и Тарпеннингом Маск вошел в совет директоров Tesla в качестве председателя совета директоров компании и сыграл ключевую роль в помощи компании по сбору денег. Среди инвесторов компании были друзья и семья, а также множество венчурных компаний, включая Valor Equity Partners.

В период с 2004 по 2008 год Tesla продолжала расти и разрабатывать свой первый автомобиль The Roadster. Компания открыла свой производственный завод во Фремонте, Калифорния, на площади 5,5 миллионов квадратных футов, которая раньше принадлежала Toyota и General Motors. Завод известен как Nummi и включает в себя два покрасочных завода и 1,5 мили сборочных линий.

Tesla, как часть своего секрета успеха, продолжает фокусироваться на создании электромобилей, а также на производстве систем и компонентов силовых агрегатов для электромобилей. Компания имеет сеть из 80 магазинов и галерей в Северной Америке, Европе и Азии и более 100 зарядных станций в США.

Чтобы идти в ногу со временем, Tesla попыталась запустить новый продукт, ориентированный на более широкий круг потребителей. В разработке также находится Model E, более дешевая версия Model S, которая будет стоить менее 40 000 долларов.

Чтобы оставаться конкурентоспособными на нишевом рынке, Tesla Motors расширила производственные площади в Нидерландах и Латропе, Калифорния. Чтобы снизить затраты на литий-ионные аккумуляторные батареи, Tesla и ключевые стратегические партнеры, включая Panasonic, начали строительство гигантского завода в Неваде, который будет способствовать производству доступного для массового рынка автомобиля Model 3, согласно веб-сайту компании.

Как и ни в чем в жизни и бизнесе, нет никаких гарантий. Реальность такова, что за 12 лет с момента создания Tesla Motors превратилась из стартапа в признанного игрока отрасли. Что не изменилось, так это его необычная история и его место в качестве первопроходца в области электронных автомобилей.

Политика, льготы и Михаил Горбачев: в чем настоящий секрет успеха Илона Маска и Tesla

Политика, льготы и Михаил Горбачев: в чем настоящий секрет успеха Илона Маска и Tesla

Десять лет назад о компании Tesla мало кто слышал, а сегодня она стоит почти как первопроходец автомобилестроения Mercedes-Benz. Как это возможно? Беспрецедентная субсидия, льготный госкредит и отмена действующих законов. Чтобы стать иконой бизнеса, Илон Маск использовал мощнейший политический арсенал. Рассказывает советник по взаимодействию с органами государственной власти Владимир Ляпоров.

Маленькой фирме достаточно приспособиться к изменению регламентов, регулирующих бизнес. После того как компания окрепнет и подрастет, у нее может появиться возможность самой влиять на содержание этих правил. Об этом говорит здравый смысл, так было веками и так многие думают до сих пор. Однако новая формация предпринимателей разрушает эти представления, закладывая изменения законов в основу бизнес-плана и трансформируя правовое поле («регуляторику», как принято говорить в профессиональной среде) в нужном русле. Для точности назовем это «регулятивным предпринимательством». Такой предприниматель – самый настоящий «агент влияния», «подрывник».

В бизнес-лексике есть понятие «подрывные инновации» (disruptive innovation) – это инновации, меняющие соотношение ценностей на рынке. Старые продукты становятся неконкурентоспособными просто потому, что теряют свою ценность. Следуя этой логике мы можем говорить о «подрывных регламентах» (disruptive regulations) – новых правилах, которые радикальным образом меняют конкурентную борьбу. Как это делается? Первопроходец и мастер такой бизнес-стратегии – Илон Маск.

С чего вообще началась Tesla? Формально компания была основана в 2003 году инженером Мартином Эберхардом (запомним эту фамилию). Илон Маск появился в компании год спустя как внешний инвестор, вложив $7,5 млн, и возглавил совет директоров.

В следующие 2 года он привлек еще денег, но, увы, к идее делать премиальные электромобили венчурные инвесторы Силиконовой долины, с которыми работал Маск, относились скептически.

Конечно, многие знаковые персоны — Сергей Брин и Ларри Пейдж из Google, Питер Тиль, основатель eBay Джефф Скотт и наследник Hyatt Ник Притцкер — понемногу в Tesla вложились. Но все они вместе дали $40 млн. Для реализации амбициозных планов этого мало, ведь в крупных автоконцернах на разработку новой модели тратят до $1 млрд.

«Люди часто думают, что Tesla — компания, призванная производить электромобили. Но настоящая цель компании Tesla в том, чтобы ускорить использование возобновляемой энергии на Земле», — патетически говорил Илон Маск. С такой декларацией ему нужны были не венчурные фонды, а доступ к системным «идеологическим» деньгам — иными словами, к госбюджету. В то время Tesla готовила к выпуску модель Roadster — довольно странную двухместную машину, которая так и осталась бы незамеченным прототипом, не привлеки она внимание политической элиты.


Читать также

В октябре 2006 года в Нью-Йорке этот еще не совсем доработанный тесловский родстер представил Михаил Горбачев: будучи президентом экологической организации «Зеленый крест» (Green Cross), он вручил Эберхарду и Маску премию для Tesla за лучший дизайн (Global Green USA Product/Industrial Design Award). Другими лауреатами на этой церемонии стали Goldman Sachs и Bank America. В совете директоров горбачевского «Зеленого креста» сидят, среди прочих, Роберт Редфорд, Тед Тернер и со-председатель Римского клуба и экс-председатель Комитета по окружающей среде Бундестага Эрнст-Ульрих фон Вайцзеккер. Так молодая фирма из Калифорнии попала в поле зрения элиты.

Как вообще Горбачев узнал о существовании Tesla? Мир тесен. Супруга основателя компании Мартина Эберхарда — Кэролин — проектировала заводы по уничтожению химического оружия, в том числе в России. Конкретно она работала в фирме Parsons — той самой, которая примерно в описываемое время, в 2005-2008 годах, построила в городе Щучье Курганской области крупнейший в России пункт утилизации химоружия. Как глава государства, соглашения о химическом разоружении 1989-90 гг. подписывал от нашей страны Горбачев. И так сложилось, что после распада Советского Союза основанный им в 1993 году «Зеленый крест» стал посредником между нашими властями и американскими компаниями, занятыми утилизацией химоружия в России. Поэтому, работая в этой программе с американской стороны, Кэролин лично знала советского президента. Благодаря этому знакомству компания попала в поле зрения «Зеленого креста» и ей досталась премия от Горбачева.

«Мы с женой и Илон с супругой сидели за одним столом с Горбачевым. Его дочь, переводчик, другие лауреаты были с нами. Было очень интересно присутствовать на этом мероприятии в окружении 450 важных и выдающихся гостей, и все восприняли Tesla с большим энтузиазмом, — вспоминает Эберхард (напомним, основатель Tesla). — Моя жена Кэролин раньше работала в России над проектированием завода по уничтожению химического оружия. Новейший завод показали на видео в ходе приема, рассказывая о достижениях «Зеленого креста». Не буду говорить, какое внимание это привлекло ко всем нам, ведь мы оказались в авангарде экологической темы». По сути, именно тогда состоялось знакомство Маска с политической элитой.

Кто бы мог подумать, что вот так, с подачи первого советского президента, большая политика пришла в жизнь калифорнийского предпринимателя, дав его компании Tesla настоящий кикстарт. Конечно, будет преувеличением сказать, что Горбачев сыграл ключевую роль в жизни Маска, но именно после того вечера Илон стал работать с политиками.

Как раз в то время, осенью 2006 года, шла работа над эпохальным законом «О сохранении и приумножении энергии» (Energy Improvement and Extension Act, EISA). Он был внесен в Конгресс в июне 2007 года. Этот закон определил энергетическую политику Америки на десятилетия вперед — и для Tesla стал судьбоносным. Частью этого объемного федерального акта был пункт о льготных кредитах и субсидиях на разработку и внедрение «чистых технологий» автопроизводителям. В эту работу активно включился Маск, впервые наняв вашингтонских лоббистов — компанию Cauthen, Forbes & William. Тогда же лоббист Маск сменил технолога Эберхарда на посту гендиректора Tesla. Госпрограмма льготных кредитов изначально подразумевала поддержку новых технологий, уменьшающих расход бензина (американские машины славились своей прожорливостью), чтобы, в конечном счете, уменьшить импорт нефти. В процессе работы программу дополнили пунктом о целевых займах разработчикам «электрокаров». В таком виде она была принята Конгрессом в сентябре 2008 года. Распределением кредитов занимался Департамент энергетики США.

Госаппарат – тяжелая машина, она медленно разгоняется (в отличие от Tesla), но зато запас хода у нее огромный.

Илон Маск всегда умел готовится и ждать, не принимая даже самые жуткие неудачи за финал. В январе 2010 года по этой программе он добился одобрения льготного госкредита в полмиллиарда долларов ($465 млн, если быть точным). Из 108 поданных заявок было одобрено только 5, и Tesla вошла в их число (наряду с General Motors и Nissan). В будущем IPO принесло компании в 2 раза меньше — $226 млн). «Для нас большая честь, что правительство США выбрало Tesla в качестве первой компании, получивший кредит по прогрессивной федеральной программе, — комментировал Илон Маск. — Тesla использует средства, полученные по программе, исключительно на цели, предусмотренные Конгрессом. Это капитал, необходимый для начала производства экологически чистого транспорта». Tesla официально подтвердила, что именно на эти деньги была разработана Tesla Model S — революционная флагманская модель, представленная в 2012 году, — а также был построен завод по производству электрических батарей. Но это не было единственным, что получила Tesla от закона «О сохранении и приумножении энергии».

Закон также субсидировал производителей электрокаров и предоставлял каждому покупателю налоговый вычет в $7,5 тыс., фактически освободив владельцев электрокаров от транспортного налога. Субсидии получили также GM и Nissan, им тоже нужен был стимул для выполнения принятой в Калифорнии и еще нескольких штатах программы «нулевого выхлопа», которая обязывала автопроизводителей довести число проданных электрокаров до 2,5% от всех продаж. Но именно для Tesla это было важнее, чем для других.


Читать также

Субсидия действовала до тех пор, пока не продались первые 200 тыс. машин. Этот лимит был пройден Tesla в июле 2018 года, поэтому с 2019 года налоговых вычетов для покупателей электрокаров больше нет. Недавно Tesla сообщила о сокращении доходов от продаж и даже анонсировала небольшое сокращение рабочих мест в США. Но льготы для покупателей электрокаров удалось продвинуть в других богатых странах за пределами США, благодаря тесной работе с правительствами. Сейчас из 200 шоурумов Tesla 120 находятся за пределами США. В Норвегии покупателей электрокаров полностью освободили от уплаты налогов и сборов, субсидируя продавцов на эти суммы. Это большая выгода. В Норвегии налоги и сборы на мощные машины порой превышают их стоимость. К примеру, Tesla Model S стоит в Норвегии $112 тыс., а сборы, если бы машина была бензиновой, на 700 л. с. составили бы $135 тыс. Таким образом, Tesla получилась в 2-3 раза дешевле, чем сравнимые по классу и оснащенности люксовые авто: к примеру, Porsche Panamera S обходится норвежцам в $290 тыс. Кроме того, водителям электрокаров разрешили ездить по автобусным полосам и не платить за пользованием платными дорогами и паромами. Все эти решения были приняты в Осло в августе 2013 года. Через месяц после того, как были приняты соответствующие законы, в сентябре 2013 года, Tesla официально вышла на норвежский рынок и представила ту самую свежую Tesla Model S, разработанную на госкредит. В результате электрокары составили рекордные 40% от числа всех проданных в Норвегии новых машин и Tesla несколько раз становилась самой продаваемой машиной в этой стране. Подобные инициативы продвигаются в Голландии, где уже заявлена программа полного перехода с бензиновых на электромобили к 2030 году. Стали бы люди покупать Tesla, если бы не такая налоговая поддержка? Ответить однозначно трудно. Но что характерно: как только в Гонконге упразднили налоговые стимулы для электромобилей, продажи Tesla упали с 3 тыс. машин в марте 2017 до нуля в следующем месяце после отмены льгот.

Получив госкредит на доработку машины и действенный стимул для покупателей, Tesla повела войну с автодилерами, продвигая в американских штатах законодательную отмену запрета на прямые продажи автомобилей. Эта судебная битва развернулась по всей стране. Прямые продажи — основа бизнеса Tesla, и отмена такого запрета для фирмы критически важна. Аргументы Tesla звучали виртуозно с точки зрения пиара: поскольку компания предлагает «чистую» альтернативу обычным «вредным» машинам, она хочет получше донести до потребителя информацию о преимуществах экологически ответственного поведения и не может доверить это посредникам и третьим лицам. На момент написания этого текста, к весне 2019 года, в 10 штатах удалось добиться права прямых продаж и еще в 8 идет борьба за отмену.

Добившись права на прямые продажи, Tesla начала активную работу с мэриями, адаптируя под себя нормы городского управления и даже регламенты ЖКХ.

Города Атланта и Сан-Франциско приняли в 2017 году постановления, что все новые жилые и коммерческие здания должны предусмотреть возможности для зарядки электромобилей. Не меньше 20% парковочных мест в премиальных новостройках должны быть выделены под электромобили и снабжены зарядками. «Это фантастическая политика, которую мы хотим увидеть по всей стране», — комментирует директор Tesla по связям с государственным сектором Кеннет Морган. Выпускник Wharton Business School, Кеннет был нанят Маском весной 2010 года и стал его правой рукой.


Читать также

Многие компании сталкиваются с правовыми проблемами в своей деятельности, и вполне естественно, что они хотят повлиять на эти законы так, как выгоднее им. Но именно в Tesla в какой-то момент получение преференций и изменение правовой среды легло в основу бизнес-стратегии. Это мощный тренд, и здесь мы увидим еще много интересного — как в мире в целом, так и у нас.

«Все это закончится слезами». Инвесторы о феномене Tesla

Фото: Pascal Le Segretain / Getty Images

За последний год акции Tesla выросли более чем на 500%. В июле 2019 года они стоили около $250, в июле текущего года почти достигли $1800. На сегодняшний день Tesla дороже, чем Bank of America и American Express вместе взятые. Инвесторы по всему миру вкладывают не только свои личные средства в бумаги компании, но и деньги из пенсионных фондов родителей, сбережения на учебу детей и даже берут кредит — все ради того, чтобы успеть заработать, пока есть возможность.

Такой рост акций Tesla многие аналитики считают неоправданным. По их мнению, по фундаментальным показателям компания сильно переоценена. «Рост цен на акции и тот факт, что Tesla стоит больше, чем Fiat Chrysler, General Motors и Ford вместе взятые, не имеет ничего общего с реальностью», — сказал Боб Лутц, который занимал руководящие посты в Ford, Chrysler и General Motors.

Перспективы и прогнозы

Феномен Tesla активно обсуждают в инвестиционном сообществе. Многие инвесторы считают, что такой рост котировок неоправдан, и называют акции компании «мыльным пузырем». Они ставят против компании в расчете на то, что он лопнет и акции пойдут вниз. Однако этот момент все не наступает, и многие инвесторы, которые поставили против Tesla, уже потеряли свои вложения. Илон Маск даже выпустил серию настоящих красных шорт, чтобы подшутить над инвесторами, открывающими короткие позиции (« шорты » на биржевом сленге).

Глава Tesla Илон Маск

Другие, наоборот, придерживаются мысли, что рост акций отражает перспективы бизнеса компании и ее технологий. Инвесторы вкладываются в акции в надежде на их будущий рост. И у них есть на то причина. Последние три квартала бумаги Tesla показывали прибыль, и такого же результата ждали и от второго квартала 2020 года. Но наступила пандемия, и компании пришлось остановить работу сборочного завода в Калифорнии.

Вид автомобиля Tesla изнутри в выставочном зале и сервисном центре Tesla в Ред-Хуке. 5 июля 2016 года, Нью-Йорк

Поэтому многие аналитики сомневались, что второй квартал 2020 года будет для компании прибыльным. Однако Tesla снова всех удивила. Компания сообщила, что поставила на рынок значительно больше новых автомобилей и спортивных внедорожников, чем ожидалось: 90,7 тыс. автомобилей во втором квартале, на 4,9% меньше, чем в таком же периоде прошлого года. Однако аналитики предполагали, что из-за пандемии поставки упадут на 24%.

За второй квартал 2020 года выручка Tesla достигла $6,036 млрд. Это на 1% больше, чем в первом квартале того же года, и на 5% меньше, чем во втором квартале 2019-го. Чистая прибыль составила $104 млн, на 550% больше по сравнению с предыдущим кварталом. После объявления результатов акции выросли на 5%.

Это четвертый подряд прибыльный квартал для Tesla. А значит, теперь у компании есть возможность попасть в индекс S&P 500. Для того чтобы бумагу включили в этот индекс, нужно, чтобы компания показывала прибыль за четыре последних квартала, включая самый последний. Если Tesla попадет в S&P 500, это вызовет приток средств в акции компании со стороны фондов, инвестирующих в индексы.

Боязнь упустить возможность

Вряд ли сейчас найдется хоть один инвестор на рынке, который смог бы остаться в стороне от феномена Tesla. Все разделились на два лагеря — тех, кто верит в компанию несмотря ни на что, и тех, кто ждет, когда этот карточный домик рухнет. Первые инвестируют в акции, боясь упустить потенциальную прибыль, и чуть ли не молятся на Tesla. Своим энтузиазмом они заражают и других более неопытных инвесторов.

«Это вечное человеческое желание быть частью толпы, или то, что мы сегодня назвали бы FOMO — fear of missing out, страх упустить», — пишет американский журналист Джейсон Цвейг в своей колонке о феномене мыльных пузырей на фондовом рынке.

Фото:Mario Tama / Getty Images

Частный инвестор Эрик Перкинс, живущий недалеко от Сан-Диего, считает, что акции Tesla поднялись уже слишком сильно и цена неоправданна. Однако продавать бумаги не торопится. По его словам, он обычно продает акции, чтобы зафиксировать прибыль, когда те растут в четыре раза за четыре месяца. Но после того как он пропустил последний взлет Tesla, решил сохранить акции. Теперь они составляют около половины его портфеля примерно в $1 млн.

А вот нидерландский разработчик Орестис Палампугиукис даже взял кредит для того, чтобы инвестировать в Tesla. Это заем на $49 тыс., который был потрачен на покупку акций компании по $230 за штуку в 2019 году. Вложения Орестиса окупились. Цена акций Tesla выросла более чем в шесть раз. «Для меня это не было похоже на пари или аферу, потому что я очень внимательно изучал то, что делает Tesla, и было очевидно, что акции пойдут вверх», — сказал Орестис, добавив, что он планирует владеть бумагами на протяжении десятилетий.

Фото:Austin Distel / Unsplash

Но не все покупают акции Tesla на долгосрочную перспективу, а пытаются спекулировать. «Спекуляции акциями Tesla — не редкость, и многие пытались заработать как на росте, так и на падении котировок. Некоторые инвестдома продолжают повышать консенсус-прогнозы по акциям, рассказывая, что к 2024 году, Tesla будет стоить $10 тыс. Мое же мнение — это колоссальный риск для неопытного инвестора — пытаться заработать на столь переоцененной, но фундаментально слабой компании», — считает Иван Пчелинцев, эксперт отдела инвестиционных стратегий «БКС Брокера».

Мы спросили у российских инвесторов, что они думают по этому поводу и почему решили инвестировать в бумаги компании или, наоборот, почему обходят ее стороной. Вот что они ответили.

Роберт Закиев, частный инвестор

Я смотрю на безумный рост акций Tesla со стороны, но сам пока покупать не планирую — слишком высокий риск потерять капитал. Текущая цена, на мой взгляд, — это чрезмерный оптимизм инвесторов. Они думают, что компания захватит рынок беспилотных автомобилей и грузовиков и выйдет на лидирующие позиции по продаже автомобилей во всех странах. Сложно сказать, что будет с Tesla через пять — десять лет.

Фото:Bill Puglian / Getty Images

Инвестирование — наука о вероятностях наступления того или иного сценария будущего, которое мы не можем с точностью предсказать. Акции могут еще вырасти, так как многие инвесторы смотрят на прошлое и проецируют его на будущее. Но котировки также могут упасть и уничтожить чей-то капитал. Поэтому я бы не стал вкладывать жизненно важные накопления в Tesla и оставил деньги в более надежных акциях с хорошей дивидендной доходностью. Я отношу себя к консервативным инвесторам, которые больше заботятся о том, как сберечь капитал, нежели о том, как его быстро приумножить с помощью рискованных инвестиций типа биткоина или акций Tesla.

Российский инвестор, который предпочел остаться анонимным

Я решил купить Tesla потому, что сейчас в США растущий рынок. Во время кризиса из-за коронавируса на фондовый рынок пришло невероятное количество новых инвесторов. А пока ФРС будет «печатать» деньги, все будет дорожать, тем более Tesla. Я думаю, что у компании нулевые риски. Я купил бумаги по $800. Тогда многие говорили, что это дорого. Но теперь Tesla стоит уже $1600, и я заработал 70% прибыли. Акции покупаю на долгий срок и пока продавать не планирую.

Я делаю расчеты перед покупкой самостоятельно. И по Tesla вижу только феерическую доходность. Мнения псевдоэкспертов, которые пропустили весеннее падение рынка, меня особо не интересуют — я думаю своей головой. Недавно на одном из каналов об инвестициях эксперт решил «шортить» Tesla. Но акции не падали, и у него случился маржин-колл. Так что, можно сказать, он получил красные шорты от Илона Маска.

Сергей Попов, частный инвестор

Акции Tesla я начал покупать еще в 2019 году, тогда они стоили около $250. Я оценивал бумаги по фундаментальному анализу: смотрел на рост продаж, перспективы компании, потенциал выхода на операционную прибыль и так далее. Однако со временем такая оценка перестала работать. Компания стала очень дорогой. Несмотря на это, есть факторы, которые заставляют цену акций расти и дальше. Среди них потенциальное попадание в индекс S&P500, рост продаж и расширение производства, огромная любовь людей к тому, что делает Илон Маск. Компания очень популярна среди молодежи, в том числе инвесторов Robinhood.

Фото: Spencer Platt / Getty Images

Я покупал и продавал Tesla много раз — всего у меня было несколько десятков сделок. Покупал в основном перед выходом отчетов, продавал после выхода, когда бумага сильно выросла. Всего за девять месяцев удалось заработать около 100% прибыли. Сейчас я уже не покупаю эти акции на долгий срок, торгую только внутри дня, потому что слишком много рисков, особенно в преддверии отчета.

Подводя итог, можно сказать, что Tesla — противоречивая инвестиция. Вышедший на пенсию управляющий хедж-фондом Дэвид Рокер считает, что большой рост в акциях компаний, подобных Tesla, создает эксцессы в финансовой системе еще более экстремальные, чем пузырь доткомов в начале 2000-х годов. «Все это закончится слезами и нанесет огромный ущерб», — сказал Рокер.

Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

В чём реальные причины успеха Tesla?

tesla-model-s

В последние месяцы акции производителя электромобилей Tesla Motors - среди главных “звёзд” на американском рынке. За 100 дней они подорожали втрое до $114, принеся инвесторам гигантскую прибыль и выведя капитализацию компании на уровень $12 млрд - это, для сравнения, пятая часть от стоимости Ford Motor Company. Несмотря на падение котировок на 5,7% в среду, их предыдущий рост впечатляет: цена компании почти удвоилась с начала мая.

Поводом для роста цены акций стали успехи Tesla в продаже машин и ведении бизнеса (позже мы увидим, что это несколько разные вещи): в первом квартале было продано 4900 электрокаров, а компания впервые в истории получила прибыль, которая составила $11,2 млн. Кроме того, Tesla пообещала досрочно вернуть правительству кредит на $451,8 млн, полученный в 2010 году на строительство завода и разработку новой модели, а также привлекла примерно миллиард долларов свежих инвестиций.

Казалось бы, мечта относительно разумной части “зелёных” (то есть тех, кто хочет, чтобы природосберегающие технологии себя окупали) наконец-то начинает сбываться. Однако, всё далеко не так просто и хорошо. При ближайшем рассмотрении отчётность компании оказывается “дутой”, убытки скоро вернутся, а за успех миллиардера Элона Маска (владеющего четвертью акций) и его друзей из Goldman Sachs в существенной степени платят американский бюджет и прямые конкуренты. Случай Tesla показателен для сегодняшней “передовой” экономики и может стать хорошим уроком для непрофессиональных инвесторов, желающих получить доход на модных экономических трендах.


Машины Tesla - это не просто средство передвижения, это что-то вроде объекта с выставки достижений народного хозяйства США под управлением Демократической партии. Нечто высокотехнологичное, модное, зелёное и успешное. Соответственно, без государственной поддержки в таком важном деле обойтись нельзя. Каждый покупатель Tesla (а это не бедные люди - машины стоят порядка $80-100 тыс.) получает от правительства подарок в размере $7500 налогового вычета. Кроме того, отдельные штаты предоставляют субсидии таким покупателям на сумму от $2500 в Калифорнии до $4000 в Иллинойсе. Естественно, это положительно сказывается на объёмах продаж, то есть влияет не только на покупателей, но и на саму компанию. А налогоплательщикам эти вычеты и субсидии обходятся за год в сумму порядка четверти миллиарда долларов.

Впрочем, это приятные, но всё же мелочи. Намного более весомой частью дохода непосредственно для Tesla стало право на продажу эмиссионных “кредитов”, придуманных калифорнийскими властями. Схема работает так: если автопроизводитель не поставляет в штат определённое количество “экологически чистых” машин, то за каждую проданную “грязную” ему начисляется некий штраф. Каждая компания получает некоторое количество эмиссионных “кредитов” от штата, в пределах которых штраф платить не надо. Но превышение этого уровня приводит к необходимости платить реальные деньги. Tesla не производит “грязные” автомобили, поэтому не тратит “кредит”, а значит, может его продать тем компаниям, кто выходит за рамки допустимого. Только за первый квартал выручка от этих платежей составила $68 млн. Если бы этих денег не было, Tesla получила бы за этот период не прибыль, а убыток в $57 млн. Напомним, речь идёт не о гиганте машиностроения, а, по сути, о мастерской, производящей 50-60 машин в день.

Помимо доходов от продажи эмиссионных кредитов, по данным отчётности, Tesla получает ещё довольно много денег от разовых, случайных и прочих источников. Если исключить из выручки эти деньги, оставив только доходы от основной деятельности, то получится, что первый квартал принёс “успешной” компании убытки на $91 млн или примерно $18,5 тыс. на каждую проданную машину ценой в среднем около $80 тыс.

Можно предположить, что оптимизм инвесторов основан на понимании того, что “побочные” доходы компании останутся высокими ещё долгое время. Однако, даже по словам самого Элона Маска - основного владельца и лидера Tesla, эмиссионная прибыль упадёт до нуля уже в четвёртом квартале нынешнего года, а объём производства останется прежним. То есть почти наверняка 2013 год станет очередным убыточным годом для производителя модных электромашин.

Инвесторы не любят, когда бумажная прибыль превращается в реальные убытки, поэтому рассчитывать на рост цены акций Tesla до $200 (такие оценки встречаются в прессе) было бы несколько странно. Пожалуй, самую оптимистичную оценку справедливой стоимости акций Tesla на сегодня даёт Morgan Stanley - $109 за акцию, её любят приводить фанаты компании. Но стоит заметить, что сам MS определяет эту оценку как “оптимистичную”, а “пессимистичный” ценник ставит на уровне $20 за акцию. Другие инвестбанки оценивают акции Tesla в $50-90.

История успеха: как Tesla стала самой дорогой автомобильной компанией

История успеха: как Tesla стала самой дорогой автомобильной компанией

2020 год уже успел стать знаковым в жизни бизнесмена Илона Маска: его компания SpaceX заключила выгодный контракт с NASA и осуществила успешный запуск космического корабля Crew Dragon, а 10 июня стоимость акции автомобильной компании Tesla превысила $1000, и тем самым стала самой дорогой автокомпанией в мире.

Как же Tesla достигла такого успеха? Компания Tesla Motors была основана в 2003 году предпринимателями Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом. Однако ввиду рискованности идеи производства электрокаров, компания срочно нуждалась в инвесторе. Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг представили свою идею Илону Маску, и, вложив в компанию 6,5 миллиона долларов, бизнесмен стал основным акционером и президентом Tesla.

История успеха: как Tesla стала самой дорогой автомобильной компанией

Электромобиль Tesla Model 3

Полный энтузиазма, Илон Маск нанял команду из молодых инженеров, которые сразу приступили к созданию автомобиля будущего. Уже к 2006 году штат компании вырос до 100 человек, и были созданы первые инженерные прототипы, которые позволили продемонстрировать успехи компании, и тем самым получить дополнительное финансирование на дальнейшие разработки.

В 2006 году, компания выпустила двухместный кабриолет Roadster, который разгонялся до 100 км/ч за 4 секунды. Презентация автомобиля имела огромный успех: покупкой электрокара заинтересовались многие миллиардеры, а компания Tesla получила мировую известность.

Tesla сталкивалась со многими трудностями: дороговизна и низкая окупаемость производства, проблемы с поставками деталей, разногласия внутри руководства компании, потерю ценных кадров. В один момент, компания практически стала банкротом. Но упорство и стремление Илона Маска создать инновационный продукт позволили компании возродиться из пепла.

История успеха: как Tesla стала самой дорогой автомобильной компанией

Электромобиль Tesla Model S

На данный момент, стоимость компании оценивается в 190 миллиардов долларов, что делает Tesla самым дорогим производителем автомобилей в мире. Компания смогла обогнать таких автомобильных гигантов, как Toyota и концерн Volkswagen AG. Согласно изданию Reuters, на повышение стоимости акции компании повлияло письмо Илона Маска, в котором он сообщил о возможных разработках грузовика.

Инвесторы и аналитики считают, что акции компании продолжат расти в цене. Хотя бы по тому, что у Илона Маска есть ещё много новаторских идей, которые он нацелен реализовать.

Компания Tesla: история развития бренда электрокаров

Данную модель лично протестировал Мартин Эберхард и оказался под большими впечатлениями: машина очень быстро разгонялась и плавно ехала по трассе. На тот момент аналогов в мире не было, и инженер принял решение всерьез заняться разработкой новых электромобилей на основе Tzero. Эберхард инвестировал в AC Propulsion около полумиллиона долларов с планами заменить свинцово-кислотные батареи, установив литий-ионные аналоги.

Увы, но до серийного производства новой модели дело так и не дошло. Цена обновленной версии Tzero существенно выросла, и составила более 200 тысяч долларов. Разработчики были уверены, что шансов на успех такая модель практически не имеет, после чего Эберхард и Тарпеннинг приняли решение создать компанию Тесла, чтобы начать разрабатывать собственные инновационные авто.

Основание компании Tesla

Создавая новую автокомпанию, бизнесмены не скрывали отсутствие опыта в подобных делах. Они пришли к выводу, что самостоятельно будут заниматься работой над двигателями, окончательной сборкой, под свой контроль возьмут маркетинговые ходы и разработку продажных планов. Остальные запчасти будут покупаться у известных производителей.

История развития компании Tesla

Со временем оказалось, что на разработку первой модели под названием Roadster нужно примерно 7 млн долларов. Чтобы воплотить идею в реальность, пришлось привлекать третьего инвестора, которым стал Ян Райт. Спустя некоторое время в истории Тесла появляется Илон Маск. Миллиардер впоследствии возглавит совет председателей бренда Tesla, функции генерального директора будет выполнять Мартин Эберхард.

Основной целью на старте истории создания Тесла был выпуск спорткара премиального класса. Разрабатывался он ради первых клиентов, мнение которых позже должно учитываться при изготовлении новых моделей, в том числе седанов и других видов компактных машин. Прототип дебютного автомобиля в истории Tesla впервые был представлен на выставке в Калифорнии 19 июля 2006 г.

В том же году благодаря стараниям и связям Илона Маска, в развитие фирмы Тесла удалось привлечь именитых инвесторов, среди которых оказались и соучредители Google. 100 миллионов долларов США позволили запустить в разработку первый серийный автомобиль Roadster, который станет лишь первым шагом на пути к большому успеху.

Появление Илона Маска

Эберхард и Тарпеннинг изначально рассматривали кандидатуру Илона Маска, как потенциального инвестора с крупными вложениями на будущее. Оба пристально следили за его публичными выступлениями на разных конференциях, и были убеждены в умении нестандартно мыслить. Мартин и Марк сошлись во мнении, что идея создания электромобиля обязательно придется по душе Маску.

Еще больше уверенности в возможном сотрудничестве придал телефонный звонок прежнего руководителя AC Propulsion Тома Гейджа Мартину Эберхарду. В ходе разговора инженер узнал, что Маск находится в поиске надежного партнера для инвестирования в сферу развития электромобилей. Не теряя времени, Эберхард и Райт взяли курс на Лос-Анджелес, где уже на следующий день им предстояла встреча с будущим руководителем компании Tesla Илоном Маском.

Прежде чем Илон Маск вложил первые 6,5 млн долларов, он созвонился с Джей Би Страубелем, который занимался разработкой инновационных батарей на литий-ионной основе. Миллиардер попросил Страубеля познакомиться с рабочим штабом Теслы, который был крайне заинтересован в подобном сотрудничестве.

Компания Tesla Илона Маска находится всего в 0,5 мили от дома Джей Би, что и особенно заинтриговало его. Всю свою жизнь Страубель посвятил электромобилям, но в этот момент никак не мог понять, как нескольким молодым парням удалось достичь таких высот, а он даже не слышал о существовании такой фирмы. Весной 2004 года Маск и Страубель снова встретились, и последний согласился работать, получая годовую зарплату размером $95 тысяч.

Автомобиль был представлен инвесторам, чтобы те могли лично увидеть, на что были потрачены средства. Также этот ход был направлен на привлечение других вкладчиков. К удивлению многих, Roadster бренда Tesla произвел сильное впечатление на другие компании, несмотря на необходимость охлаждать двигатель вручную в перерыве проведенного тест-драйва.

Купить Roadster тогда согласилось 30 человек, включая основателей Google и других богатых людей планеты. Главный инвестор компании Tesla Илон Маск пообещал, что спустя три года будет сконструирована более дешевая, 4-местная модель с 4-мя дверьми по цене до 50 тыс. долларов.

Слишком быстрый путь к успеху

После презентации в адрес фирмы Tesla начали поступать письма с предложениями привезти на ряд мероприятий этот самый Roadster. Богатые люди непосредственно на стендах бренда выписывали чеки номиналом от $100 тысяч за предварительный заказ модели. О подобном успехе Эберхард и сотоварищи даже мечтать не могли, и со временем за участие в подобных презентациях на счета компании Tesla переводились уже миллионы.

Также по предварительному плану собирать Roadster должны были специалисты Lotus. От бренда Tesla требовались только поставки качественных деталей для ходовой части авто, но в компании решили построить свой завод по изготовлению батарей, которые в дальнейшем транспортировались к Лотосу. Это привело к тому, что цена электромобиля выросла более чем в два раза, и составила порядка 200 000 долларов вместо планируемых 68 тысяч.

Как оказалось позже, внутри компании между главными инвесторами разгорелся конфликт из-за подорожания модели, а виновным в этом Илон Маск признал генерального директора проекта Эберхарда. По мнению миллиардера, Мартин потерял контроль над управлением фирмы и обвинил его в сокрытии проблем на производстве от других председателей, что равноценно мошенничеству и предательству.

Смена управления и надвигающийся кризис

Мартин Эберхард узнал о своем увольнении в телефонном разговоре с Илоном Маском во время поездки на собрание ассоциации автомобильных журналистов в Лос-Анджелесе. После Эберхарда на протяжении года компанией по очереди руководили Майкл Маркс и Зеев Дрори. В это время Илон Маск с головой погрузился в процессы управления, и в октябре 2008 года полностью принял шефство над фирмой Tesla.

С первых дней работы на новой должности Маск предстал довольно жестким и требовательным, но, одновременно, и эффективным управляющим. Он сразу поведал о ближайших планах, которые предусматривали максимальные объемы работы над сокращением себестоимости всех отдельных деталей. Илон говорил, что сотрудники обязаны работать даже по выходным, при необходимости, даже спать на работе, и так будет до тех пор, пока компания не добьется желаемых результатов. Как только кто-то пытался что-либо возразить, ответ был прост и банален:

Если сотрудники не справлялись с поставленными задачами, они увольнялись. Негатив о бренде Тесла разносился в СМИ и Маск заставлял маркетологов убеждать репортеров писать только положительные статьи, несмотря на отсутствие аргументов к этому.

Выход из кризиса

Работа на производстве под управлением Илона Маска кипела по графику 24/7. Все существующие отделы отчитывались перед руководителем за каждый цент, но это не спасло от неминуемого, казалось тогда, краха.

За 2009 год выпущено 500 экземпляров электрокаров. Но даже жесткая политика руководителя компании Tesla Илона Маска не помогла избежать финансового кризиса. Средства быстро исчерпывались, поскольку вместо 25 миллионов, которые планировались на разработку Roadster в 2004 году, сумма плавно перешла в 140 млн. Для спасения ситуации, Маск вынужден инвестировать не один десяток миллионов долларов с личного счета.

Зимой 2010 г. компания Tesla Илона Маска получает заем от Министерства Энергетики США размером $465 млн. На эти деньги запускается возведение крупного завода на территории Фримонта в Калифорнии. Единственно верным способом решить проблемы в сложившейся ситуации стал запуск разработки нового электрокара. Налаженное собственное производство позволило уменьшить цену почти на 40 тыс. долларов, и желающие купить Model S должны были заплатить $62,5 тысячи.

Продолжая развитие

На сегодня сеть Tesla Supercharger насчитывает более 1 500 станций в более, чем 50 странах мира, а количество стоек на каждой из них варьируется от 6 до 40. Помимо быстрозарядных станций, на территории многих придорожных отелей и ресторанов предлагаются услуги по медленному заряду Destination Charger (до 22 кВт).

В июне 2014 г. впервые в истории Теслы был открыт полный доступ к патентам. Илон Маск уверяет, что не станет прибегать к судам, если кто-то будет пользоваться технологиями компании. Ведь скрытие патентов тормозит прогресс и дает преимущество только юристам, а не изобретателям. Также он уверен, что раскрытие патентов не навредит компании:

Также здесь присутствуют автосистемы круиз-контроля и экстренного торможения. В совершенной версии Model S, выпущенной в 2016 году, уже добавлена функция автоматической парковки и вызова машины из гаража при использовании специального приложения.

Выход на новые рынки

Начиная с августа 2016 г. совет директоров Tesla одобрил покупку акций за $2,6 миллиарда фирмы Solar City, которая занимается производством солнечных энергетических систем. Пост председателя сразу занял Илон Маск, и принялся познавать новый для себя рынок. В качестве эксперимента, компания Тесла избрала тихоокеанский остров Тау численностью до 600 жителей, на котором возобновляемая энергия покрывается солнечными батареями и аккумуляторами.

Летом 2017 г. Tesla выиграла тендер на постройку самого крупного в мире энергохранилища в Австралии. Бункер будет экономить энергию в пиковый период потребления. Система Hornsdale Power Reserve, мощность которой 100 МВт и емкость 129 МВт/ч, возведена на батареях Tesla PowerPack. К сети она подключена 1 декабря 2017 г., и обеспечивает электричеством более 30 000 объектов на протяжении часа.

Крупные скандалы

  • В июне 2009 года разгорелся скандал. Один из сооснователей фирмы Мартин Эберхард подал иск на Илона Маска за попытки переписать историю компании Тесла. Инженер обвинил миллиардера в клевете за якобы намеренные действия сделать из него виновного за неисполнение планов и финансовый кризис фирмы.

Компания Tesla сейчас

Читайте также: