В них сохраняются общие контуры темы ее форма и гармония меняется мелодия лад тональность фактура

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Рефрен Эпизоды

Вариации зародились в народном творчестве: народные исполнители обычно повторяют свои напевы в несколько измененном виде. В музыкальной литературе вариации появились в XV в. и получили развитие в XVI—XVIII вв., особенно в сочинениях для клавесина и органа (Ф. Куперен, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель). До настоящего времени вариации — одна из самых распространенных форм. Она встречается в виде отдельных произведений и как часть циклических форм — сюит, сонатных циклов. Вариации пишутся на авторские темы и на темы народных песен, а также на темы других композиторов. Произведения такого жанра часто называются "тема с вариациями" или "вариации на тему". Способы развития разнообразны, среди них - мелодическое варьирование, гармоническое варьирование, ритмическое варьирование, изменения темпа, изменения тональности или ладового наклонения, варьирование фактуры (полифония, гомофония).

В форме вариаций часто сочиняются некоторые оперные номера.

В разные эпохи существовали свои разновидности вариаций, но во всех тема повторялась с различными изменениями в фактуре, ладу, тональности, гармонии, тембре и т.д.

1. В XVI веке в европе модные тогда танцы пассакалья и чакона писались в форме, основанной на постоянном повторении темы в басу. Такие вариации называют старинными, или basso ostinato (лат. – неизменный бас).

В русской музыке часто встречаются вариации, в которых мелодия – одна и та же, а сопровождение меняется. Они называются сопрано остинато, или «глинкинские» вариации,так как впервые их использовал М.И.Глинка в своей опере «Руслан и Людмила». Позже их применили в своих произведениях А.П.Бородин (опера «Князь Игорь», хор «Улетай на крыльях ветра»), М.Равель («Болеро») и Д.Шостакович (симфония №7, тема фашистского нашествия).

2.В XVIII веке в Европе сложились строгие, или классические вариации. В них сохраняются общие контуры темы, её форма и гармония. Меняются мелодия лад, тональность и фактура (В.А.Моцарт, соната №11 1ч).

3. Свободные, или романтические вариации появились в конце XIX века. В них тема меняется до неузнаваемости и угадывается лишь по небольшим мотивам, оборотам и гармониям.

4.Частов музыке встречаются вариации на две темы, которые варьируются поочерёдно. Такие вариации называются двойными. (И.Глинка, «Камаринская», Й.Гайдн, симфония №103, 2ч).

Рондо (франц. – круг)– музыкальная форма, в которой главная тема (рефрен) повторяется не менее 3-х раз, чередуясь с различными эпизодами:

A B A C A.

В старину по кругу водили народные песни – хороводы. Музыка хороводов строилась на чередовании постоянного, неизменного припева с изменяющимся запевом. Это была куплетная форма (запев + припев). Из их чередования и возникла форма рондо.

Тема, которая постоянно повторяется – рефрен, она должна прозвучать не менее трёх раз и быть простой формы: период, простая двухчастная форма, простая трёхчастная форма.

Построения, звучащие между рефренами – это эпизоды, каждый раз новый музыкальный материал, часто контрастные рефрену.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ:

_____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

ВОПРОСЫ К ТЕМЕ:

  1. __________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

  1. __________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

В них сохраняются общие контуры темы ее форма и гармония меняется мелодия лад тональность фактура

Вариации бывают самых разных размеров. Встречаются совсем небольшие миниатюры, написанные в форме вариаций, а бывают большие концертные вариации, которые по своей протяжённости и богатству развития выдерживают сравнение с сонатами. Такие вариации относятся к крупной форме. Многие из вас, наверно, уже играли вариации в классе специальности.

В профессиональной музыке существует несколько разновидностей вариационной формы.

Часто для темы таких вариаций композиторы брали или народную песню, или даже музыку другого композитора. Например, знаменитые 33 вариации Бетховена написаны на тему вальса Антонио Диабелли. Нередко композиторы писали в форме вариаций отдельные части сонат и симфоний. В этом случае тему обычно сочинял сам автор.

Пример 37
Первый период темы

Вслушайтесь повнимательнее в ажурные фигурации первой вариации , и вы услышите размытые в них мотивы темы, хотя увидеть эту тему в нотах почти невозможно.

Пример 38
Первая вариация (первый период)

Обратите внимание на новую неожиданную фигурку с трелью в предпоследнем такте первого периода. Она не встретится во второй половине этой вариации и может показаться здесь случайной. У Моцарта часто попадаются такие как бы нечаянные детали. Но он ничего не делает «просто так». Это «намёк», который обыгрывается в начале следующей, второй вариации .

Пример 39
Вторая вариация (первое предложение)

Слышите? В этом мотиве отчётливее проступили очертания темы. Но исчезло «пение», выдвинулась на первый план «чистая» танцевальность.

Пример 40
Третья вариация (первое предложение)

Бурные чувства третьей вариации сменяет пленительный образ прекрасной мечты. В первом периоде четвёртой вариации Моцарт нашёл такую фактуру, что нам кажется, будто музыка наполнена воздухом.

Пример 41
Четвёртая вариация (первый период)

А в среднем разделе этой вариации, как отклик на прекрасное видение, зарождается красивая певучая мелодия:

Пример 42
Четвёртая вариация (средний раздел)

Этот росток нежного пения распускается в пятой вариации , которая похожа на виртуозную оперную арию. Её начало напоминает также начало второй вариации (помните, той, в которой «исчезло пение»?). Но здесь, при всей их схожести, пение как раз появилось. Если в первой половине вариационного цикла тема как бы распадалась на разные образы, то теперь, ближе к концу, Моцарт собирает их воедино.

Это единственная вариация, которая написана в медленном темпе (Adagio). Такой темп даёт возможность лучше вслушаться в каждый звук, он ещё больше подчёркивает напевность музыки.

Пример 43
Пятая вариация (первое предложение)

В шестой вариации господствует танцевальный характер, но это уже не изящная сицилиана, а зажигательный двухдольный танец. Однако это не какой-то определённый танец, а собирательный образ весёлого танцевального движения.

Пример 44
Шестая вариация (первый период)

Изменение темпа и размера не типично для строгих вариаций XVIII века и может иногда появляться в последней вариации (темп может изменяться и в предпоследней, как у Моцарта). Но композиторы продолжали развивать вариационную форму, и в XIX веке появились свободные вариации, в которых возможно изменение всех средств музыкальной выразительности в любой вариации. В свободных вариациях тема может изменяться так сильно, что её бывает трудно узнать.

А теперь дадим определения всем вариациям.

Классические и свободные вариации могут быть также двойными (то есть вариациями на две темы) и, очень редко, тройными (на три темы).

Тема № 2. Выразительные средства музыки.

Представьте себе, что вы пришли в театр. Скоро раздвинется тяжелый занавес, и начнется спектакль. Герои старой сказки еще не появились на сцене, но музыка уже звучит, и вы захвачены ею. Оркестр играет интродукцию к балету П.И. Чайковского «Спящая красавица». Внезапно на вас обрушивается мощное и жесткое звучание огромного оркестра. «Колючие», изломанные мелодические линии, резкое звучание диссонантных аккордов, грозные кличи духовых инструментов создают музыкальный портрет злой феи Карабос.

Но вот легкий ветерок переносит нас в волшебный мир Добра и Красоты: на фоне нежнейшего аккомпанемента появляется прекрасная мелодия – тема феи Сирени. Она спокойно парит, освещаемая светлыми красками консонантных аккордов. Музыка звучит хрупко, беззащитно. Разве может такая фея противостоять натиску злобной Карабос?

Проследим, как будет развиваться тема Сирени. Сначала мелодию исполняют флейта и английский рожок. Затем ее ведут скрипки, и вот, наконец, из нее рождается новая тема: она победно звучит у медных духовых инструментов. В итоге развития лирическая мелодия превратилась в героическую. И мы верим, что фея Сирени победит Карабос, добро одолеет зло.

Чтобы поведать об этом, слова не нужны. Музыка рассказала сказку своим, более сильным и выразительным языком.

Музыкальный язык богат и разнообразен, потому что в его словаре не просто звуки, а мелодия, лад, ритм, гармония, тембр, штрихи, фразировка… Всеми этими элементами музыкального языка пользуются композиторы, создавая музыку.

Основные элементы музыкального языка.

Мелодия.

Мир музыки наполнен прекрасными мелодиями Баха, Моцарта, Грига, Шопена, Чайковского…

Мелодия – развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Мелодия состоит из мотивов – ее выразительных частиц. Мотив может вызвать представление обо всей мелодии, ее характере.

Жизнь мелодии похожа на жизнь цветка. Цветок рождается из бутона, расцветает и, наконец, увядает. Коротка жизнь цветка, но жизнь мелодии еще короче. За короткое время она успевает возникнуть из мотива, «расцвести» и завершиться. В каждой мелодии есть «точка цветения», высшая точка ее развития, наивысший накал чувств. Она называется кульминацией. Завершается мелодия кадансом– устойчивым оборотом.

Мелодии расцветают в разное время. Некоторые сразу начинаются с вершины – кульминации. В других кульминация находится в середине мелодии или ближе к ее концу. Яркий пример тому – песня Евгения Крылатова «Крылатые качели» (слова Ю. Энтина) из кинофильма «Приключения Электроника». Мелодия ее, постепенно развиваясь, достигает кульминации, подчеркнутой звонкими повторами самой высокой ноты.

Строение мелодии похоже на строение речи. Как из слов образуются фразы, из фраз – предложения, так и в мелодии небольшие выразительные частицы – мотивы – объединяются во фразы. Музыкальная фраза, как правило, образуется из двух – трех мотивов. Обычно одна фраза исполняется на одном дыхании. Несколько фраз, связанных общей линией развития, образуют предложения, а предложения – целостную мелодию.

Прекрасна в своей возвышенности и простоте мелодия песни В. Гаврилина «Мама» (слова А. Шульгиной). Мелодия выросла из небольшого мотива – фразы (здесь эти понятия совпадают) и через широкие интервальные ходы пришла к неожиданно тихой кульминации – повторяющемуся мотиву (заметьте, что кульминация здесь не совпадает с самыми высокими звуками мелодии).

Гармония.

Гармония - аккорды, сопровождающие мелодию. Благодаря гармонии усиливается выразительность мелодии, она становится ярче и богаче по звучанию. Сыграйте с аккомпанементом повторяющийся мотив песни «Мама». Каждый раз гармония меняется, поэтому повторения одного и того же мотива звучат по- новому, с особой теплотой и выразительностью.

Аккорды, созвучия и их последовательность составляют гармонию, тесно взаимодействующую с мелодией.

Возможности сочетаний аккордов, созвучий бесконечно разнообразны. Их неожиданные и резкие смены создают впечатление чего – то необычного, загадочного. Поэтому, когда композиторы пишут сказочную музыку, гармония становится одним из самых важных элементов музыкального языка. Так, например, чудо волшебного превращения лебедушек в красных девиц в опере Римского – Корсакова «Садко» происходит с помощью красочной смены «волшебных» аккордов.




Есть музыкальные произведения, в которых гармония главенствует, определяет характер, настроение пьесы. Вслушайтесь в прелюдию до мажор из первого тома «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха. В неторопливой и плавной смене разложенных аккордов, в чередовании напряжений и спадов, в неуклонном движении к торжественной кульминации и в последующем завершении образуется законченное и стройное по форме произведение. Оно проникнуто настроением возвышенного покоя. Очарованные волшебной игрой гармонических красок, мы не замечаем, что в этой прелюдии нет мелодии. Гармония исчерпывающе полно выражает настроение пьесы.

Ритм.

Ритм – это организатор музыкальных звуков во времени. Он означает соотношение длительностей звуков между собой. Без ритма не может существовать музыкальное произведение, как не может жить человек без работы сердца. В маршах, танцах, быстрых пьесах ритм организует, упорядочивает движение, от него зависит характер произведения.

Может ли музыкальное произведение быть выразительным без мелодии и гармонии? Ответ нам дает оригинальная пьеса «Паника» С. Прокофьева из музыки к спектаклю «Египетские ночи». Действие происходит во дворце легендарной египетской царицы Клеопатры.

… Ночь. Дворец окружен врагами – войсками римлян. Обитателям дворца грозит плен или смерть. Обезумевшие от страха люди толпой бросаются к выходу. И вот замирают последние шаги.

Иллюстрируя этот эпизод, композитор использует громадную силу выразительности ритма. Своеобразие музыки заключается в том, что ее исполняют лишь ударные инструменты: малый и большой барабаны, литавры, настроенные на тритон, и тамтам. Партия каждого инструмента имеет свой ритмический рисунок. В кульминации образуется сгусток ритмической энергии огромной силы и напряжения.

Постепенно напряжение рассеивается: умолкает тамтам, затем литавры, малый барабан, затихает большой барабан. Так, пользуясь скупыми музыкальными средствами, Прокофьев создал яркую пьесу, главную роль в которой играет ритм.

Выразительная роль ритма особенно ярко проявляет себя в знаменитой оркестровой пьесе французского композитора Мориса Равеля «Болеро». Неизменная ритмическая формула испанского танца выдержана здесь на протяжении всего произведения (оно написано в форме 12 вариаций). «Железный ритм», словно в тисках, держит напевную мелодию и постепенно усиливает грандиозное напряжение в развитии сдержанно- страстного испанского танца. Ритмическую «формулу» болеро исполняет барабанщик solo.

Лад.

Лад означает согласованность звуков, различных по высоте. Эти звуки объединяются вокруг главного звука – тоники. В европейской музыке наиболее распространенные лады – мажор и минор. Большая часть произведений, которые вы играете, также написаны в этих двух ладах. Сильна ли зависимость характера музыки от лада? Давайте послушаем пьесу Георгия Свиридова «Весна и осень».

Композитор звуками нарисовал один и тот же пейзаж в разное время года. В первой части светлые и прозрачные аккорды, хрупкая мелодическая линия воссоздают весенний пейзаж. Слушая музыку, мы представляем себе нежные краски зелени, покрывшей деревья, легкие ароматы расцветающих садов, звонкие голоса птиц. Пьеса звучит в мажорном ладу, приподнято, светло.

Но вот сменился лад, замедлился темп. Поблекли краски знакомого пейзажа. Вы словно видите черные силуэты обнаженных деревьев сквозь серую сетку дождя. Из музыки будто исчез солнечный свет. Весенние краски мажорного лада погасли, их сменил минор. В мелодии резко обозначились интонации диссонансов – тритонов. Медленный темп усилил выразительность печальных минорных аккордов.

Слушая вторую часть пьесы, мы без труда заметим, что она всего лишь – вариант первой. Но смена лада создает впечатление, будто звучит новая пьеса, противоположная по характеру и настроению первой.

Регистр.

Большую выразительную роль в музыке играет регистр. Музыкальный звукоряд каждого инструмента, человеческого голоса делится на регистры: верхний, средний и нижний, звучащие по – разному.

Своеобразна выразительность каждого регистра. Средний регистр наиболее мягкий и полнозвучный. Звуки нижнего регистра звучат мрачно, гулко (М. Мусоргский «Быдло»), а верхнего – светло, прозрачно, звонко (П. Чайковский «Песня жаворонка»).

Играя то или иное произведение, вы на практике можете определить выразительность используемых композитором регистров, их сочетаний.

Фактура.

Фактура (в музыке)- музыкальная ткань произведения, его звуковая «одежда». Если в пьесе ведущим голосом является мелодия, а остальные голоса – аккомпанементом, аккордами гармонии, то такая фактура называется гомофонно– гармонической.

Другой важнейший тип – полифоническая фактура, что означает «многоголосная». Каждый голос полифонической фактуры - самостоятельная мелодия. Полифоническая фактура связана, прежде всего, с полифонической музыкой. Двух- и трехголосные инвенции И.С. Баха написаны в полифонической фактуре. Такие понятия, как «имитация», «фуга», относятся к полифонической музыке. Сочетание гомофонно – гармонической и полифонической фактуры можно найти в различных произведениях.

Таким образом, фактура – это способ изложения музыкального материала: мелодии, аккордов, фигураций, подголосков и т.д. В процессе сочинения того или иного произведения композитор комбинирует эти средства музыкальной выразительности, обрабатывает. Фактура неразрывно связана с жанром музыкального произведения, его характером, стилем.

Понятия к теме «Выразительные средства музыки»:

1. Мелодия – развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

2. Кульминация – высшая точка развития мелодии, наивысший накал чувств.

3. Каданс – устойчивый оборот, которым завершается мелодия.

4. Мотив – небольшие выразительные частицы мелодии.

5. Музыкальная фраза состоит из двух – трех мотивов.

6. Музыкальное предложение – законченная музыкальная мысль, состоящая из нескольких фраз, связанных общей линией развития.

7. Гармония – аккорды, сопровождающие мелодию.

8. Ритм – организация музыкальных звуков во времени.

9. Лад – согласованность звуков, различных по высоте и объединенных вокруг главного звука – тоники. Наиболее распространенные лады – мажор и минор.

10. Регистр- часть звукового диапазона певческого голоса или музыкального инструмента, содержащая звуки, схожие по тембровой окраске. В каждом инструменте (голосе) принято различать нижний, средний, верхний регистры, хотя границы их несколько условны.

11. Диссонанс – сочетание одного или нескольких звуков, образующих напряженное, резкое созвучие.

12. Консонанс – благозвучное сочетание двух или более звуков.

13. Имитация –повторение голосом или инструментом мелодии, только что исполненной другим голосом (инструментом).

14. Фуга-сложное полифоническое произведение, где голоса как бы перекликаются, догоняют друг друга.

15. Гомофонно – гармоническая фактура– вид фактуры, когда в пьесе ведущим голосом является мелодия, а остальные голоса – аккомпанементом, аккордами гармонии.

16. Полифоническая фактура(многоголосная) – вид фактуры, когда каждый ее голос представляет собой самостоятельную мелодию.

17. Интродукция (введение) – краткое вступление к опере или балету.

Вопросы и задания.

1. Что такое мелодия, мотив, фраза, предложение? Дайте определения.

2. Что такое кульминация, каданс? Дайте определения.

3. Найдите примеры народных песен, выпишите их в нотную тетрадь по музыкальной литературе, отметив мотивы, фразы, предложения, кульминацию, заключительный каданс.

4. Что такое гармония, ритм, лад? Дайте определения.

5. Что такое гомофонно – гармоническая фактура? Приведите примеры гомофонно- гармонической фактуры из собственного репертуара.

6. Какая фактура называется полифонической? Приведите примеры полифонической фактуры из собственного репертуара.

Фактура в музыке - это. Определение и виды фактуры в музыке

Музыкальная теория богата интересными терминами. В каждой эпохе появлялись новые средства улучшения и индивидуализации музыки, на что влияли и композиторы, и исполнительский состав, и аудитория. Множество жанров и поджанров, стилей и тем. Чтобы в этом роге изобилия не путаться, существует классификация музыкальных композиций по фактуре.

фактура в музыке

Стабильное музыкально-художественное целое

Чтобы разобраться в дальнейшей теории, нужно вспомнить или изучить само понятие музыкальной композиции. Этот термин характеризует целостность произведения, его конкретное воплощение. Отличает законченный «опус» от созданных в процессе творчества народа, или импровизаций (например, в джазе).

У композиции всегда есть конкретный создатель. Композитор, который предоставляет звуковую структуру, письменно фиксирует произведение. Нотации осуществляются с помощью нотной грамоты или сопутствующих ей знаков. Авторство, начиная с 14 века, предпочтительно указывается на каждой созданной композиции, если творец известен.

музыкальная композиция

Композиция стабильна, как законченная и чётко определённая работа. Тональность, размер, ритм – всё постоянно и не терпит значительных изменений. Естественно, каждое произведение требует определённых аспектов исполнения. Здесь в игру и вступает фактура.

Понятие фактуры

Музыкальная индустрия развивается, появляются новые каноны и новые веяния, которые влияют на стиль, форму и характер композиции. Итак, фактура в музыке – это изложение слушателю материала в определённом оформлении, которое будет отражать описанную звуками действительность. Фактура является главным связующим между авторской идеей и восприятием её другими людьми.

Слово по происхождению латинское, означает «оформление», «строение», «обработка». Фактура в музыке - определение наглядное. Можно провести аналогию с созданием тканевого изделия: музыкальная ткань тоже требует обработки, чтобы стать целостной и завершённой.

Для чего нужны разные варианты?

У каждого произведения есть тематика и определённая направленность. Поскольку работа здесь исключительно над восприятием, нужно доносить эмоции и ситуации как можно более точно. Грубо говоря – давать чёткую картинку.

Например, композитор пишет колыбельную. Есть мелодия, аккомпанемент, но они с тем же успехом могли примениться в военной песне или танцевальной композиции. Нужно придать им окраску спокойствия, тишины, лёгкости. Поэтому не будут использоваться отрывистые штрихи, в приоритете будет легато и более низкие звуки. Без «писка» и резких движений.

какая бывает фактура в музыке

Любую эмоцию можно изобразить инструментом. Посвистывающие флейты будут лучше всего олицетворять лёгкость и радость, тяжелые виолончели могут показать скорбь и траур, литавры и колокола придают эпичность. Фактура в музыке - это плод фантазии автора.

Основная классификация фактур

Самое базовое деление, два основных вида фактуры в музыке характеризуются количеством используемых голосов.

    Монодическая – это вид фактуры, в котором используется одноголосное движение. Можно сказать, что это «горизонтальное измерение», так как визуально на нотном стане показана сплошная линия, без ответвлений в виде аккордов. Примерами могут быть григорианское пение или творчество народов, не знавших многоголосия.

виды фактуры в музыке

многоголосие в музыке

Третьего не дано?

В отличие от многих терминов, в которых есть только две крайности, здесь существует также гетерофонная фактура. Это некая «модернизация» монодического изложения, когда в него для более интересного звучания могут добавляться полифонические приёмы. Унисонное пение изредка усложняется двухголосным рисунком, мелодия сопровождается ритмом. Получается, что это промежуточный вариант.

Типы полифонической фактуры

Многоголосие в музыке именуется полифонией, имеет тематическую и ритмическую связь голосов. В фактурном аспекте оно подразделяется на типы:

  1. Хоральная фактура подразумевает ведение всех голосов по одному ритмическому рисунку. То есть мелодия движется по одинаковым длительностям, не разделяясь на сложные гармонические вертикали;
  2. Мензуральные каноны, или комплементарная полифония определяется небольшим расслоением голосов, которые тематически подобны, но движутся самостоятельно. То есть указано только направление движения мелодии, в которой длительности могут дробиться на несколько, а ритм одного голоса не зависит от другого.
  3. Разнотемная фактура создаёт необычные фактурные сплетения, сочетает несочетаемое. Стала популярной только в начале 20 века.
  4. Фактура линеарной полифонии основывается на нескольких голосах, не соответствующих по ритмике и гармонии. Мелодия строится на последовательном движении звуков разной высоты.
  5. Полифония пластов – сложные многоголосные дублирования, создающие диссонансы.
  6. «Дематериализованная пуантилистическая фактура, которую проще охарактеризовать как «отрывистую». Основная линия передаётся не в виде мотива, а отрывистыми звуками с большим разбросом. То есть между большими паузами проскакивают яркие вспышки звука.
  7. Фактура многоголосной тяжести полностью противоположна предыдущей. Она представляет полновесный оркестровый звук.
  8. Алеаторный эффект – элемент случайности. Композиция основывается на методе «жребия», когда комбинации нот разбрасываются на нотном стане. Нередко авторы записывают только основные опорные точки, от которых исполнитель будет отталкивается, а дальше уже на его усмотрение.
  9. Фактура сонористических эффектов переключает внимание на переходы тонов, окрасок или созвучий. Яркость звучания передаётся шумами, сменой тембра. Создаются звуко-красочные эффекты.

Гармонизация

Неделимым является сочетание «фактура и склад». Таким аспектом является гармония. Она предполагает множество видов фактуры, но также подразделяется на основные два:

  • гомофонно-гармоническая, отличающаяся чётким разделением мелодических рисунков: главной темы, аккомпанемента, дополнительных тем;
  • аккордовая, в которой все звуки одинаковой длительности, а сама фактура многоритмичная.

склад и фактура

Типы гармонических фактур

  1. Аккордо-фигуративный тип – звуки аккорда воспроизводятся поочерёдно.
  2. Ритмический тип – многократное повторение аккорда или созвучия.
  3. Дублировки – в октаву, в квинту, другие интервалы, создающие плавное движение голосов относительно друг друга.
  4. Разные виды мелодических фактур, основанных на придании движения голосам. Например, вспомогательные или дополнительные звуки в аккордах, усложняющие композицию.

Но это – самая общая классификация, отдельные пункты которой редко встречаются обособленно. То есть музыка разбавляется отдельными приёмами, стилистическими особенностями, взятыми из разных видов фактур. Для каждой эпохи характерны разные так называемые фишки.

Начало пути к разносторонности

История развития фактуры в музыке – это исполнительство, гармония, оркестровка, а самое главное, сочинение. Некоторые композиторы оказали огромное влияние на разнообразие фактур в произведениях.

В 17 веке приёмы и склады были достаточно простыми и очень логичными. Использовалось смешение гармонической и полифонической фактур – многоголосие с разнообразными раскладками. Пользовались популярностью пассажи и арпеджио. Арпеджированное сопровождение как раз создавало нужные настроения, при этом не давило на слух глубиной тяжёлых аккордов. Фактура аккомпанемента в этом случае идеально дополняла основную тему и не нуждалась в применении других средств. Таким способом активно пользовался И.С. Бах, например, в «Гольдберговских вариациях». Здесь же отличились другие композиторы эпохи романтизма: Жорж Бизе, Джузеппе Верди, Карл Черни.

Разновидность арпеджио «фигурация» была часто используема Моцартом, звучала активно, бодро и остро. Она удобна тем, что чётко передаёт гармонии и создаёт определённый ритм без скачков. Музыка австрийского романтика характеризуется как легковесная, солнечная и неотягощённая как раз благодаря своей фактуре. Применялась как ломаная, так и прямая фигурация.

Переход к яркой стилистике

По мере введения новшеств, расширения фантазии авторов произведений, к 19 веку типов фактуры стало как минимум в три раза больше. Поскольку разные виды смешивались, перенимали и сочетали детали, появились абсолютно новые музыкальные оформления. Гармонический склад становился намного плавнее и мелодичнее, а выразительность передавалась не набором самих звуков, а их порядком и расположением.

Ярким примером является Ф. Лист, который применил смешанные фактурные изложения в пьесах, например, «Серые облака», и в целых циклах «Годы странствий» и «Поэтические и религиозные гармонии». Уходила на второй план высотность аккордов, появилась фактура-тембр, получившая распространение у Мусоргского.

Отдельно стоит отметить музыку Шопена, который использовал фортепианную фактуру. В числе его излюбленных приёмов были октавная техника и беглое проигрывание гамм. В своих вальсах («Блестящий вальс», вальс ля-минор) он распространил гармонические фигурации, разложенные на протяжные ряды звуков. Такие произведения требуют высокой исполнительской техники, но слушаются и воспринимаются легко. В побочной партии «Первой баллады для фортепиано» композитор полностью внедрил в гармонию многоголосный склад.

музыка шопена

Период новаторства

20 век в искусстве ознаменовал переход от традиционных форм к совершенно новым и нестандартным. Поэтому для этой эпохи характерен уход от гармонической и полифонической фактуры. Она становится несвязанной, разделённой на слои. Большой разброс динамики и тембров становится обыкновением в произведениях авангардистов К. Штокхаузена, Л. Берио и П. Булеза. Часто встречается контролируемая алеаторика, то есть импровизированная фактура. Ограничена она только ритмом и пределами высоты. Таким ходом курировал В. Лютославский.

Большую роль играло формообразование, потому как в рваной и разбросанной фактуре важно сохранять слитное построение композиции. Пусть даже плохо различимый, рисунок создает образ. Как определить тип фактуры в музыке новой эпохи – открытый для искусствоведов вопрос, так как слишком много взаимодействий и обменов приёмами.

Эмоции, эмоции, эмоции…

Все вышеизложенное ведёт к тому, что то, какая бывает фактура в музыке, напрямую определяют эмоции и желаемый отклик слушателя. Чтобы душевные состояния передать, используются разные регистры:

  • низкий, передающий страшные и мощные звуки, отображающий таинственность или траур (тьма, ночь, тяжёлые шаги, звуки локомотива, гул войск);
  • средний, который является близким к человеческому голосу, настраивающий на спокойствие и некоторую медлительность (повествования, рутина, отдых и размышления);
  • высокий, побуждающий и яркий, в зависимости от инструмента может быть и весёлым, и напряжённым (крик и визг, трели птиц, колокольчики, суетливые движения);

Благодаря такому распределению музыка может настраивать на умиротворение, поднимать настрой или же заставлять волосы на голове шевелиться от страха. И напрямую фактурное решение зависит от использованного в главной теме регистра.

Поэтому различные виды «тканевой» обработки композиции помогают людям проникаться переживаниями композитора, рисовать в голове картины мира, каким он был в глазах авторов произведений. Чувствовать лёгкость, наслаждаясь музыкой Шопена, воинственность в опусах Бетховена или динамику движений у Римского-Корсакова. Фактура в музыке - это коммуникатор сквозь эпохи и различия в восприятии.

В них сохраняются общие контуры темы ее форма и гармония меняется мелодия лад тональность фактура

Средства музыкальной выразительности


Музыка – это язык чувств. Уникальность музыкального искусства заключается в том, что понять заложенное композитором чувство может практически каждый человек. Помогают нашему восприятию средства музыкальной выразительности. Познакомиться с основными средствами музыкальной выразительности будет полезно как профессиональному музыканту, так и любителю. Знания помогут не только понимать язык музыки, но и говорить на нем, сочиняя свои произведения.

Из чего состоит музыка

Классическая музыка имеет определенные каноны, позволяющие создавать удивительные шифры. Эти музыкальные приемы формировались столетиями, менялись в зависимости от эпохи и моды. Интересно, что до эпохи барокко музыкальное искусство имело прикладной характер. За редким исключением инструментальная музыка имела самостоятельность и могла исполняться без танца или слова. В основном инструменты использовались лишь в качестве аккомпанемента. Начало формирования собственного языка символов, а именно средств музыкальной выразительности было положено в 16 веках. Но за дальнейшие века эмоциональная палитра наполнилась всеми оттенками и цветами, создающими особый колорит произведения.

Средства музыкальной выразительности

К средствам музыкальной выразительности относят:

  • Мелодия;
  • Лад;
  • Гармония;
  • Регистры;
  • Метр, ритм, темп;
  • Тембр;
  • Фактура;
  • Штрихи;
  • Динамика.

Рассмотрим по отдельности каждое средство музыкальной выразительности.

Мелодия: определение, типы

Мелодия представляет собой законченную музыкальную мысль, несущую в себе яркий образ. Чаще всего мелодическая линия является одноголосной.

Мелодия

Справедливо сказать, что сколько существует на свете мелодий, столько и есть их разновидностей. Ведь каждая мелодия уникальна и интересна по-своему. Тем не менее, музыковеды выделяют несколько основных разновидностей:

  1. Горизонтальное движение – мелодическая линия строится на постоянно повторяющемся звуке. Создается ощущение застывшего времени. Чтобы избежать монотонности для подобной мелодии, необходимо подобрать достаточно активное гармоническое движение и частую смену аккордов. Искусно работает с подобными темами Фредерик Шопен, примером гармонизации является Прелюдия e-moll . Отсутствие развития мелодического движения часто характерно и для народных речитативных попевок или прибауток. Примером является русская народная прибаутка «Ладушки».


  1. Восходящее движение представляет собой переход к более высоким звукам. Функция подобного движения не всегда связана с подъёмом и энергией. Часто композиторы стараются выразить при помощи восходящих мелодий напряжение и душевное сопротивление. Восходящие интонации также характерны для танцевальной музыки эпохи барокко. Примером является мелодия «Менуэта» Иоганн Себастьян Баха.


  1. Нисходящее движение связано со спадом напряжения, а также эмоциональной разрядкой. Создается ощущения спокойствия и уравновешенности, если мелодия находится в среднем регистре. В низком регистре нисходящее движение может создать ощущение скорби и тяжести. Часто направленные вниз мелодии используются для вокальной музыки, так как удобны для исполнения. Примером является русская народная песня «Во поле береза стояла».


  1. Волнообразная мелодия представляет собой чередование восходящих и нисходящих движений. Разновидностью типа является заполнение скачков поступенным движением либо вверх, либо вниз, которая позволяет добиться максимально логичного и спокойного развития мелодии. Часто встречается как в профессиональной композиторской практике, так и в фольклорных образцах. Известным произведением является песня «Сурок» Людвига ван Бетховена.


  1. Мелодия со скачками характерна для танцев, быстрых произведений. Широкие скачки добавляют мелодическому движению активности и энергичности. Движение широкими скачками характерно больше для инструментальной музыки. Ярким примером подобного мелодического движения является тема произведения «На тройке» композитора Петра Ильича Чайковского .


  1. Мелодия с секвенцией отличается логичностью и постепенностью. Секвенция представляет собой способ мелодического развития при помощи повторения звена темы на разных ступенях гаммы. Образцом секвенционного движения является I часть сонаты №26 Людвига ван Бетховена .


Важнейшим моментом в развитии мелодии является кульминация. Это наивысшая точка развития мелодического движения. Обычно выделяется следующими признаками:

  • Усиление динамики;
  • Использование скачков или восходящих интонаций;
  • Увеличение высоты звучания.

Кульминация используется уже в первых тактах инвенции №9 И.С. Баха , что создает особый музыкальный колорит.


Лад

Соотношение устойчивых и неустойчивых звуков образуют лад. Наиболее привычными ладами являются мажор и минор. По характеру звучания мажор сильно отличается от минора. Строение мажора подразумевает более ясное, светлое звучание.

мажор

Минор отличается спокойствием, но может выражать напряженность. Минор – это романтический лад, имеющий оттенок печали и грусти.


Гармония, фактура

Гармония – это одновременное или последовательное соединение трех или более звуков. При изучении музыки существует отдельная дисциплина, имеющая название «Гармония». Музыканты изучают аккорды и аккордовые последовательности, создающие звуковые эффекты.

У каждого аккорда есть собственная краска:

  • Мажорное трезвучие – радость, веселье, энергичность.
  • Минорное трезвучие –грусть, печаль, меланхолия, спокойствие, романтичность.
  • Уменьшенное трезвучие – диссонирующее звучание, мистическое и фантастическое.
  • Увеличенное трезвучие –звучит как диссонанс, резко, остро.
  • Малый мажорный септаккорд –создает небольшое напряжение и тяготение к тонике, что позволяет использовать его в заключительных каденциях.
  • Малый минорный септаккорд – умиротворение, спокойствие.
  • Большой мажорный аккорд –часто используется в джазовой музыке, яркий по звучанию.
  • Дважды уменьшенный аккорд – страх, испуг и скорбь.

Взаимодействие аккордов в тональности также подчиняется правилам гармонии. Здесь важно учитывать функциональность аккорда, то есть его расположение на определенной ступени лада. Красочности гармонии также придают модуляции и отклонения.

Фактура – это склад музыкальной ткани. В широком смысле фактура делится на два типа:

1) Полифонический склад – многоголосие, в котором все голоса считаются равноправными. В полифонии вместо ведущей мелодии используется тема, противосложение. Примером полифонии является Фуга до мажор И.С. Баха из « Хорошо темперированного клавира » I том.


2) Гомофонно-гармонический склад – многоголосный склад, в котором ведущая роль отводится мелодии. В качестве мелодического сопровождения используется аккомпанемент. Примером является Ноктюрн Фредерика Шопена .


В более узком значении фактура подразумевает варианты изложения аккордов:

  • аккордовая – одновременное нажатие звуков аккорда.


  • гармоническая фигурация – последовательное изложение аккорда.


Регистры и тембры

Высота звучания зависит от регистра. Условно существует три регистра:

  • низкий – имеет приглушенное, немного тяжеловатое звучание. Образный ряд – это большие животные, тяжелые предметы или инфернальные существа.
  • средний – относится к человеческому голосу, удобен для вокальных произведений. По краске теплый, приятный.
  • высокий – вызывает ощущение легкости и безмятежности. Образный ряд: птицы, воздух или дождь.

Фортепиано является инструментом, включающим в себя все три регистра. Но не все инструменты могут похвастаться столь широким диапазоном. Чтобы сохранить тембровую краску и ее природную красоту, композиторы используют инструменты в области выразительного звучания. Изображение поможет понять, какие инструменты играют в каких регистрах.


Композиторы XX века используют инструменты вне сферы выразительной игры для создания эффекта напряженности или неестественности. Например, Игорь Стравинский в увертюре к балету « Весна священная » использует фагот в непривычно высоком для него регистре. В результате звучание инструмента стало практически неузнаваемым.

Ритмический рисунок, темп

Много звуковой информации о музыкальном жанре и о стиле произведения слушатель получает из ритма. При этом важно различать ритм и метр. Ритм представляет собой соотношение длительностей в их последовательности. Метр же является чередованием сильных долей (постоянных акцентов) и слабых, выражаемых размером.

Ритмический рисунок в определенном метре сам по себе может нести характеристику для многих жанров музыки:

  1. Вальсы обычно имеют трёхдольный размер и ровный ритм с формулой бас + аккорд.


  1. Марши имеют двухдольный размер с чётким акцентом на сильные или относительно сильные доли.


  1. Менуэт – это французский танец, имеющий трехдольный метр. Часто для этого танца характерен пунктирный ритм.


  1. Джазовые произведения необычайно разнообразны по ритмическому рисунку. Особенно характерны синкопы и пунктирный ритм.


Практически каждый танец или жанр имеет свою особенную ритмическую формулу.

Как средство музыкальной выразительности используется темп. Это скорость исполнения, позволяющая максимально точно передать образ. Обычно указывается в начале композиции. Записывается итальянским словом. В таблице приведены термины, перевод и единица метра, выставляемая при исполнении на метрономе.

Темпы

Штрихи

Штрихи представляют собой способы звукоизвлечения. Нюансы исполнения связаны с штрихами. К основным относят:

Стаккато - отрывисто, обозначается точкой над нотой.


Легато – связно, объединяет несколько нот линией.


Нон легато – играть каждую ноту отдельно. Не обозначается, либо прописывается – nonlegato.

Для каждого инструмента предусматриваются разные штрихи, позволяющие добиться необходимого звучания.

Динамика

Для передачи образа важно соблюдать динамические указания. Динамика отображает громкость. Так, для жанра марш характерно громкое исполнение, для нежной и лиричной арии чересчур громкое исполнение будет излишним, поэтому лучше придерживаться тихого воспроизведения. Композиторы при помощи специальных знаков отображают изменения в динамике.


Как использовать средства музыкальной выразительности

Средства музыкальной выразительности помогают передать образное содержание и замысел композитора, поэтому при исполнении важно учитывать каждый нюанс, прописанный в нотах. Если музыкант хочет сочинять музыку, то эти приемы станут отличной базой для первых сочинений. Важно учитывать особенности жанра. Многие музыкальные произведения имеют контраст, поэтому в одном сочинении могут использовать различные по краске средства выразительности. Все зависит от драматургии и от взаимодействия образов.

Тем не менее, не стоит переставать искать что-то новое, пробовать и экспериментировать. Главное в музыке – это уметь при помощи звуков подарить слушателю эмоцию или образ.

В них сохраняются общие контуры темы ее форма и гармония меняется мелодия лад тональность фактура

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? - люди придумали тучи описательных, конструктивных и практических музыкальных дисциплин. Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической "сущности".

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) - некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении - колледже) - даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух. 4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.

Напетые номера по учебнику "СОЛЬФЕДЖИО". Часть первая. Одноголосие. Составители: Борис Калмыков и Григорий Фридкин. Все напетые 94 номера.



ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет "Элементарная теория музыки" в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса (одна из форм работы на сольфеджио) — запись по слуху одно-, двух-, трёх.- и четырёхголосных музыкальных построений. Один из приёмов развития музыкального слуха. Диктант музыкальный прослушивается в исполнении голосом, на фортепиано или другом инструменте, после чего записывается нотами. Диктант музыкальный требует осмысления элементов лада, гармонии, голосоведения, ритма, музыкальной формы (в так называемом тембровом Диктанте — также инструментовки). Подбор на фортепиано (мелодия с аккордами). Музыкальная игра на развитие абсолютного слуха. Как писать музыкальные диктанты.

АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — музыкально-теоретическая дисциплина, изучающая строение музыкального произведения. В музыковедении сложилась традиция рассматривать музыкальное произведение как особую художественную систему, содержательное целое, в котором объединены, соподчинены, композиционно оформлены и взаимодействуют различные музыкально-выразительные средства — элементы, стороны музыкального произведения. Каждый из этих элементов (мелодия, гармония, контрапункт и т. п.) может стать предметом специального аналитического исследования (анализ гармонический, полифонический, ритмический, анализ формы и так далее). Взаимодействие всех сторон (звуковой, интонационной, композиционной) музыкального произведения изучает так называемый целостный Анализ музыкальный: произведение рассматривается в единстве содержания и формы, теоретических и исторических ракурсов, объективного изучения и эстетической оценки, как художественное целое, зависящее от композиторского замысла, исполнительской интерпретации и направленности на слушателя. В вокальной музыке анализируется также соотношение собственно музыкальных средств и словесного текста.

ГАРМОНИЯ (греч. — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность). Термин «Гармония» в музыке включает ряд значений: приятная для слуха слаженность звуков; объединение звуков в созвучия и их закономерное последование; Гармонией также называется научная и учебно-практическая дисциплина, изучающая звуковысотную организацию музыки, созвучия и их связи. Понятие Гармония применяется для характеристики высотной системы, аккордики, тональных (ладовых) функций и т. п., конкретного музыкального стиля (напр., «гармония барокко», «гармония Прокофьева»), а также в значении «аккорд», «созвучие».

РЕШЕБНИКИ ПО ГАРМОНИИ — возможные варианты решения задач по музыкальной гармонии.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА — так обычно называют все музыкальные произведения в их совокупности: произведения, созданные различными композиторами в разных странах. Термин этот употребляется так же, как, например, "специальная литература", "справочная литература", "научная литература". Существует и другое значение этого термина: так называется предмет, вернее, учебная дисциплина, которую изучают в старших классах музыкальных школ и в музыкальных училищах. В программу музыкальной литературы входят биографии крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их творчеством, а также подробное изучение отдельных наиболее известных, наиболее важных сочинений. Разбор музыкальных произведений. Жанры музыки. Биографии композиторов-классиков.

Читайте также: