В пентатоническом ладе используется нот

Обновлено: 05.07.2024

В пентатоническом ладе используется нот

Помимо семиступенных звуковых рядов, довольно широко распространены пятиступенные ряды. О них и пойдёт речь в данной статье.

Пентатоника

Пентатоникой называют лад, состоящий из 5 нот, находящихся в пределах одной октавы. Существует 4 вида пентатоник:

Далее речь идёт о бесполутоновой пентатонике.

На клавиатуре фортепиано чёрные клавиши в любом порядке (слева направо, либо справа налево) в пределах одной октавы образуют звукоряд пентатоники. Исходя из этого видно, что пентатоника содержит следующие интервалы:

  • Вариант1. Одна малая терция и три больших секунды (забегая вперёд: напоминает мажор).
  • Вариант 2. Две малые терции и две большие секунды (забегая вперёд: напоминает минор).

Повторимся, что рассматриваемый звукоряд не содержит малых секунд, что исключает ярко выраженные тяготения неустойчивых звуков. Также пентатоника не содержит тритона.

Довольно широко распространены следующие два вида пентатоник:

Мажорная пентатоника

Честно говоря, «мажорная пентатоника» — определение неверное. Поэтому уточним: имеется в виду пентатоника, которая на I ступени содержит мажорное трезвучие, состоящие из звуков пентатоники. Поэтому она напоминает мажор. В сравнении с натуральным мажором, в данном виде пентатоники отсутствуют IV и VII ступени:

Рисунок 1. Мажорная пентатоника

Последовательность интервалов от I ступени до последней следующая: б.2, б.2, м.3, б.2.

Минорная пентатоника

Так же, как и в случае с мажорной, речь идёт о пентатонике, содержащей на I ступени теперь уже минорное трезвучие. В сравнении с натуральным минором отсутствуют II и VI ступени:

Рисунок 2. Минорная пентатоника

Последовательность интервалов от I ступени до последней следующая: м.3, б2, б.2, м.3.

Флэшка

В заключении статьи предлагаем вам программу (ваш браузер должен поддерживать flash). Двигайте курсор мышки над клавишами фортепиано и вы увидите мажорную (красным цветом) и минорную (синим цветом) пентатоники, построенные от выбранной вами ноты:

Итоги

Вы познакомились с пентатоникой. Звукоряд этого типа очень широко распространён в современной рок-поп-блюз музыке.

Что такое пентатоника на гитаре?

Музыка — идеальный метод поднятия духа, способ самовыражения. Казалось бы, что в музыке уже все давно придумано, и выдавить что-то новое, захватывающее уже невозможно. Это не так. Существует множество способов разнообразить мелодию, и один из них — пентатоника. Многие привыкли, что звуковой ряд состоит из семи ступеней. Это диатоника. Но пентатоника состоит из меньшего количества звуков. Что такое пентатоника — рассмотрим в статье.

Что такое пентатоника

Пентатонический звукоряд формируется лишь из пяти звуков, то есть гамма пятизвучная.

На заметку! Гамма — очередность звуков в октаве через интервалы. Октава — составляющая звукового ряда. Состоит из пяти и семи нот.

Гамма развивает технику игры на инструменте. Гаммы развивают чувство ритма, слух, растягивают пальцы.

Для игры гамм есть ряд правил:

  • пальцы правой руки чередуются;
  • игра четкая и громкая;
  • одинаковые промежутки между звуками;
  • струны прижимаются близко к порожкам;
  • звуки извлекаются сразу после одновременной постановки пальцев двух рук.

Пентатоника используется для партий соло на акустике или электрогитаре. Эта разновидность гаммы легла в основу многих сольных композиций рок- и блюз-направлений. Без знания принципов ангемитонного звукоряда не получится создать идеальное соло.

Для чего нужна пентатоника

Знание пятиступенчатого лада даст возможность попасть в тональность, поможет найти правильные ноты для гармоничной музыки. Сначала стоит потренироваться соло-исполнению из нот одного из ангемитонных звуковых рядов и постараться заучить. Но многие соло состоят не только из нот пятиступенного лада. Такой звуковой ряд — лишь основа для партии соло.

Сочиняя мелодию, соло в определенной тональности, стоит проиграть подходящий звуковой ряд. Но не нужно забывать об импровизации. Важно пробовать брать другие ноты, экспериментируя в создании мелодии. Ноты, что подошли, стоит оставить, остальные же можно исключить. Так создаются новые партии соло.

С ангемитонным звуковым рядом легко играть импровизированные соло к любой песне. Зачастую тональность соответствует первому аккорду. После определения тональности под музыку подбирается необходимая пентатоника на гитаре, которая наиболее гармонично ложится. Все, импровизация готова.

История

История утратила данные о том, какой народ придумал пятиступенный звуковой ряд. Такие структуры встречаются у китайцев, японцев, россиян. Многие придерживаются мнения, что пентатонический звуковой ряд появился в Китае. Еще до 221 года до н. э. существуют доказательства использования этого лада. Впоследствии, к этому звукоряду присоединили еще два звука и создали лады из семи ступеней.

Пентатоника осталась, дошла до современного общества. Пятиступенный звукоряд позволяет извлекать новые звучания при импровизации. Сделали пентатонику популярной западные исполнители блюза. После пятиступенчатый звуковой ряд стал основой для классического ритм-энд-блюза, хард-рока, металла, других направлений. Пентатонический звукоряд использовали многие известные музыканты: Ингви Мальмстин, Джимми Пейдж, Ричи Блэкмор и другие.

Применение пентатоники в разных стилях музыки

Ангемитонный звуковой ряд используют до сих пор. Например, хеви-метал, хард-рок, когда гитаристы используют принципы, гармонические ходы мелодий классики, совмещая их с современным звуком. Не исключение и поп-музыка. Применяется такая разновидность гаммы и в метале, перенявшем элементы из мелодий восьмидесятых годов.

Принципы построения и игры пентатоники

Выделяют следующие разновидности пентатоник:

  1. Полутоновая. Интервал между нотами в полутон. Например: «си-до-ми-фа-соль». Расстояние между «си-до» в полутон, от «ми» до «фа» также полутон. В японских музыкальных произведениях часто встречается этот вид пентатонического звукоряда.
  2. Бесполутоновая. Наиболее популярный пятиступенный лад. Ноты идут по чистым квинтам. Важно помнить, что интервал между двумя соседними нотами — большая секунда. В другом варианте — малая терция. В этой пентатонике нет малых секунд. Потому отсутствует тяготение лада. Применяется эта разновидность в роке, поп-музыке и в блюзовых композициях стран Европы. Для наглядности: «соль-ля-си-ре-ми».
  3. Смешанная. Объединяется полутоновый пентатонический звуковой ряд с бесполутоновым: «ля-си-ре-ми-фа».
  4. Темперированная или слендро. В данном случае нет тонов и полутонов: «до-ре диез-фа диез-ля-до».

Бесполутоновая пентатоника разделяется на два подвида:

  1. Мажорная пентатоника. Не содержит две ступени: 4-ю и 7-ю. Принцип строя: большая секунда-большая секунда-малая терция-большая секунда. Благодаря своеобразному построению, создается пятизвуковой лад от выбранной ноты.
  2. Минорная пентатоника. По звучанию очень похожа на натуральный минор, но в ней исключены вторая, шестая ступень. В составе присутствует минорное трезвучие. Формула строя: малая терция-большая секунда-большая секунда-малая терция.

Мажорный пятиступенный лад содержит диезы — звуки мажорного трезвучия. Минорный — бемоли.

Особенности аппликатуры (боксы)

Аппликатура — последовательность прижатия струн на грифе, а также извлечения звуков. Пентатонические боксы на гитаре универсальны. «До» мажорный и «ля» минорный пятиступенный ряд имеют одинаковую аппликатуру на грифе. Отличаются местоположение тонального центра, а также остальных ступеней.

5 позиций пентатоники

Чтобы импровизация в мажоре или миноре получилась, важно постоянно тренироваться. Сначала определяется аппликатура для игры. За отдельный лад отвечает один палец. Игра получается позицией. Сначала от самой низкой ноты до высокой, а потом — наоборот.

Наиболее распространенные аппликатуры — 4-, 5-ладовые в пяти позициях.

Для начинающих музыкантов, плохо знающих ноты, создаются специальные уроки с табулатурой.

Для мажорной композиции

Аппликатура минорного и мажорного звуковых рядов схожа — блюзовая пентатоника плюс боксы.

Для исполнения в миноре

Импровизация пентатоники «ля-минор» происходит так: берется нота «ля» на любой струне, сверяется с принципом минорного ангемитонного звукоряда. Дальше располагаются другие ноты с учетом основной тоники. Очередность звуков пентатоники «ми-минор»: E – G – A – H – D.

Советы

Без знания ангемитонных звуковых рядов создание идеального соло невозможно. Такой лад заслуживает особого внимания. Очень важно досконально изучить все вариации и всегда экспериментировать. Блюз, рок, джазовые исполнители не смогли бы добиться высот без импровизаций.

Пентатоника на гитаре. Как играть мажорную и минорную пентатонику в 5 позициях

Фото гитары крупным планом

Уроки

Пентатоника – это гамма из 5 нот. Она наиболее благозвучна для человеческого уха и поэтому лежит в основе мелодий большей части современной музыки. Благозвучие объясняется тем, что интервалы в этом звукоряде составляют чистую кварту или квинту.

Зная пентатонические гаммы, вы сможете легко подбирать мелодии, сочинять красивые гитарные соло и импровизировать.

Что такое пентатоника? Необходимая теория

Как строится пентатоника

Каждая гамма состоит из нот. Ноты гаммы называются ступенями и обозначаются римскими цифрами.

Например, До-мажор (C) включает в себя следующие ноты:

до (I), ре (II), ми (III), фа (IV), соль (V), ля (VI), си (VII).

В Ля-минор входят те же ноты

ля (I), си (II), до (III), ре (IV), ми (V), фа (VI), соль (VII).

Таким образом, в обеих гаммах остается по 5 нот: до, ре, ми, соль, ля. Это и есть пентатоника.

Для чего нужна пентатоника

  1. Сочинять музыку.
  2. Аккомпанировать любому музыканту.
  3. Импровизировать во время выступления.

Как играть пентатонику

Пентатоника играется боксами.

Бокс – это несколько ладов на грифе гитары, где гамма может быть сыграна в одной позиции. Для эстрадной гитары применяются 5 боксов, которые соответствуют форме аккордов C, A, G, E, D (Система CAGED).

Переходим к практике

Боксы пентатоники

Как уже говорилось выше, есть 5 боксов (аппликатур). Они подходят и для минора, и для мажора. Разница только в расположении ступеней. Например, 1 бокс минора является 5 для мажора. Аппликатуры боксов и их нумерация представлены ниже.

Минорные пентатоники

Для минорных тональностей боксы нумеруются следующим образом:

Схема 5 боксов минорной пентатоники

Боксы минорной пентатоники

Мажорные пентатоники

Для мажорных тональностей нумерация производится следующим образом:

Схема 5 боксов мажорной пентатоники

Боксы мажорной пентатоники

Нумерация боксов в мажоре и миноре соответствует ступеням, от которых строятся аппликатуры. Далее вы убедитесь в этом сами.

Теперь от теории перейдем к практике.

Сначала вы должны запомнить позицию для каждого бокса и расположение тоник. Так вы сможете построить любую гамму.

В качестве примера разберем тональности Ля-минор (Am) и До-мажор (C).

V позиция (от тоники минорного аккорда, I ступени)

Аппликатура выглядит следующим образом.

Схематичное изображение ля-минора в 5 позиции

Аппликатура пентатоники ля-минор в 5 позиции

Кружок другого цвета обозначает, где расположена тоника.

Первая аппликатура строится от тоники (нота Ля).

На примере этой аппликатуры объясним принцип обыгрывания фрагмента в пентатонике. Поставьте руку в V позицию. Сыграйте Ля на 6 струне. Затем сыграйте До на этой же струне. Саму струну прижмите мизинцем.

Ноты на следующих 3 струнах зажимаются поочередно указательным и безымянным пальцами. Последние 4 ноты снова зажимаются указательным пальцем и мизинцем.

Обратите внимание!

Если сыграв бокс, вы планируете сменить позицию, то последнюю ноту лучше зажимать указательным пальцем.

VII позиция (от bIII ступени)

В этой позиции гамма начинается с III ступени (До).

Схематичное изображение ля-минора в 7 позиции

Аппликатура пентатоники ля-минор в 7 позиции

IX позиция (от IV ступени)

В системе CAGED эта аппликатура соответствует форме аккорда Dm. Она строится от IV ступени (Ре).

Схематичное изображение ля-минора в 9 позиции

Аппликатура пентатоники ля-минор в 9 позиции

XII позиция (от V ступени)

Аппликатура в этой позиции построена от V ступени (Ми). Обратите внимание этот же фрагмент можно сыграть в открытой позиции на первых 3 ладах. Самостоятельно найдите I ступень для аппликатуры с открытыми струнами.

Схематичное изображение ля-минора в 12 позиции

Аппликатура пентатоники ля-минор в 12 позиции

II позиция (от VII ступени)

Гамма строится от последней ступени (Соль).

Схематичное изображение ля-минора во 2 позиции

Аппликатура пентатоники ля-минор во 2 позиции

Теперь вам нужно таким же образом поработать с мажорным звукорядом.

VIII позиция (от тоники мажорного созвучия, I ступени)

Аппликатура выглядит следующим образом.

Кружок другого цвета обозначает, где расположена тоника.

Гамма в этой позиции строится от тоники (нота До).

X позиция (от II ступени)

В системе CAGED эта аппликатура соответствует форме аккорда D.

Схематичное изображение до-мажора в 10 позиции

Аппликатура пентатоники до-мажор в 10 позиции

XII позиция (от III ступени)

Эту же аппликатуру можно сыграть с открытыми струнами в форме аккорда До-мажор. Ноты I ступени для открытой позиции найдите самостоятельно.

Схематичное изображение до-мажора в 1 позиции

Аппликатура пентатоники до-мажор в 12 позиции

III позиция (от V ступени)

4 бокс строится от ноты Соль.

Схематичное изображение до-мажора в 3 позиции

Аппликатура пентатоники до-мажор в 3 позиции

V позиция (от VI ступени)

Аппликатура в пятой позиции строится от ноты VI ступени (Ля).

Схематичное изображение до-мажора в 5 позиции

Аппликатура пентатоники до-мажор в 5 позиции

Как объединять боксы пентатоники

ВАЖНО!

В классическом боксе пентатоники каждая струна играется дважды. При объединении боксов эта закономерность не сохраняется.

На практике гитаристы редко играют весь бокс целиком. Для художественных целей музыканты соединяют вместе части нескольких разных фрагментов. Сделать это легко, потому что один бокс плавно переходит в другой. Посмотрите на рисунок ниже. На нем изображены 2 аппликатуры Ля-минора. Синими кружками обведены боксы, а красными – общие ноты.

Схема объединения боксов пентатоники

Два бокса в одной аппликатуре

На табулатуре показан простейший пример объединения 3 боксов одной минорной гаммы. Переходы между боксами осуществляются с помощью легато и глиссандо.

Схема переходов между боксами пентатоники

Переходы между боксами пентатоники

Как играть пентатонику. Упражнения

Базис

Первое упражнение – сыграть боксы пентатоники для каждой тональности. Это упражнение надо выполнять регулярно, пока вы не выучите все аппликатуры наизусть. Работайте всегда одновременно с мажором и минором.

На табулатурах изображены все боксы тональностей Ре-минор и Ре-мажор.

Табулатура всех боксов в ре-мажоре
Боксы тональности Ре-мажор Табулатура всех боксов в ре-минор
Боксы тональности Ре-минор

Растяжка пальцев

Второе и третье упражнения направлены на тренировку ваших пальцев и растяжку. Так сложилось, что в «реальной жизни» бокс пентатоники почти никогда не играется целиком. Гитарист играет короткую фразу из одного бокса, объединяет ее с фразой из другого и т.д.

Для этого нужно тренировать растяжку пальцев и уметь плавно перемещать руку по грифу.

Сыграйте следующую фразу, не меняя позицию руки. Используйте легато.

Тональность — Ля-минор (Am).

Табулатура упражнения на растяжку пальцев

Растяжка пальцев

Смещение рук при игре

Сыграйте фразу, плавно двигаясь вверх и вниз по грифу. Играйте под метроном. Используйте приемы легато и глиссандо.

Тональность — Ми-минор (Em).

Табулатура упражнения "Смещение рук при игре"

Смещение рук при игре

Позиционирование на грифе

Четвертое упражнение направлено на отработку смены позиции левой руки. Перед вами звукоряд из 5 нот. Первые 3 вы играете в 7 позиции с помощью легато. Используйте прием hammer on. Затем перемещаете руку в 12 позицию и играете оставшуюся часть лика. Добавьте вибрато в конце. Так фраза будет звучать сочнее.

Табулатура упражнения "Позиционирование на грифе"

Позиционирование на грифе

Обыгрывание нот

Следующие 2 упражнения направлены на обыгрывание боксов пентатоники. Тональность фраз — Си-минор (Bm).

В 5 упражнении вы играете в одной позиции.

Табулатура упражнения "Обыгрывание нот"

Обыгрывание нот

Обыгрывание со смещением

В 6 упражнении вы соединяете 2 бокса.

Попробуйте составить собственную вариацию этого упражнения.

Табулатура упражнения "Обыгрывание нот со смещением"

Обыгрывание нот со смещением

Три бокса, три октавы

Упражнение 7 является усложненной версией предыдущих двух. Во-первых, здесь используется 3 бокса пентатоники. Во-вторых, в некоторых частях этой музыкальной фразы вы должны будете играть через струну.

Тональность — Ля-минор (Am).

Табулатура упражнения "Три бокса, три октавы"

Три бокса, три октавы

Пентатоника и технические приемы

В этом упражнении при игре музыкальных фраз вы должны использовать технические приемы:

  • легато;
  • глиссандо;
  • бэнды;
  • вибрато.

Пентатоника по всему грифу

В этом упражнении вы должны сыграть гамму Ля-минор (Am) по всему грифу. Сначала просто сыграйте восьмыми. Затем самостоятельно добавьте технические приемы и измените длительности.

Как играть пентатонику в разных стилях музыки

Пентатоническая гамма одинакова для всех музыкальных стилей. Но обыгрывает ее каждый музыкант по-разному. Ниже вы найдете примеры применения этого звукоряда в 4 популярных жанрах гитарной музыки:

  • блюзе;
  • джазе;
  • роке;
  • металле.

В блюзе

Весь блюз построен на гаммах из 5 нот. Ниже табулатура блюзового лика в тональности ре-минор (Dm). Обратите внимание на использованные технические приемы.

Табулатура пентатоники в блюзе

Блюзовая пентатоника

В джазе

Джаз считается сложным музыкальным жанром с ломаными размерами и нестандартными ладами. Но джазмены тоже используют пентатонику. Неотъемлемой частью любого джазового концерта является импровизация. В этот момент музыканты по очереди обыгрывают гармонию. Джазовые гитаристы часто в своих соло применяют пентатонику для создания красивых фраз.

Фраза, приведенная на табулатуре ниже, называется ломаной. Попробуйте сыграть ее только 1 и 3 пальцами.

Табулатура пентатоники в джазе

Джазовая пентатоника

В классическом роке

Рок – это изначально утяжеленная версия блюза. Поэтому неудивительно, что классические роковые произведения сыграны в пентатонической гамме. Помимо сольных партий этот звукоряд использовался в риффах.

На табулатуре изображен рифф в Ми-миноре (Em). Сыграйте его в других тональностях и аппликатурах.

Табулатура пентатоники в классическом роке

Пентатоника в классическом роке

В металле

В хэви-метале и других родственных стилях пентатоника обычно играется триолями или секстолями. Этот прием позволяет достичь музыкантам характерного для жанра «галопирующего» звука.

Известным любителем пентатонической гаммы в гитарных партиях является Кирк Хэммет из группы Metallica.

Ниже табулатура в стиле этого музыканта в тональности Ми-минор (Em).

Табулатура пентатоники в метале

Пентатоника в метале

Pentatonic voicing (пентатоническое изложение аккордов)

Дорийская пентатоника, по аналогии с натуральным мажором и мелодическим минором, может быть источником для ладов.

Пентатоника мелодического минора

Пентатоника мелодического минора является источником хроматическим пентатоник.

Альтерированная пентатоника

Пентатоническая система

Пентатонические лады могут служить источником для аккордов и мелодических линий в зависимости от функций. По аналогии с хроматическими ладами, можно разделить пентатоники на следующие категории:

  • Мажорную
  • Минорную
  • Доминантовую
  • Задержанную доминантовую
  • Проходящую

Мажорная категория

Используется как источник для тоники и субдоминанты.

Минорная категория

Используется в качестве источника тоники и субдоминанты.

Доминантовая категория

Используется как источник для доминанты.

Доминантовая задержанная категория

Используется как источник субдоминанты и доминанты

Проходящая категория

Используется как источник для проходящих аккордов, субдоминанты и доминанты.

Пентатоники как источник изложения аккордов

  1. Используя максимальное количество нот, входящих в коллекция пентатоник (одноименные пентатоники диатонические, альтерированные etc), выстраиваем аккорд по квартам.
  2. В басу остается примарный тон. Последующие обращения в качестве второго снизу голоса (идет сразу после примарного тона) используют ступени пентатоники одну за другой.
  3. Остальные голоса при обращении “переходят” на соседние ступени пентатоники из соответствующей коллекции.

Пример пентатонического изложения

На картинке ниже представлена схема получения пентатонического изложения аккорда из си мажорной пентатоники. Голоса берутся через один сверху вниз (того же построения можно добиться и снизу вверх).


Пентатоника си бемоль мажора и получение аккорда из нее

При обращении аккорда в пентатонического изложения голоса переходят в следующие ступени пентатонического лада.


Обращение пентатонического изложения аккорда

Пентатоническое изложение можно использовать в полиаккордах, в состав которых входит исходный аккорд.


Использование пентатонического изложения си бемоль мажора в других аккордах.

Урок сольфеджио №13: Пентатоника


Помимо семиступенных звуковых рядов, довольно широко распространены пятиступенные ряды. О них и пойдёт речь. Пентатоникой называют лад, состоящий из 5 нот, находящихся в пределах одной октавы. Существует 4 вида пентатоник:

Бесполутоновая пентатоника

На клавиатуре фортепиано чёрные клавиши в любом порядке (слева направо, либо справа налево) в пределах одной октавы образуют звукоряд пентатоники. Исходя из этого видно, что пентатоника содержит следующие интервалы:

  • Вариант1. Одна малая терция и три больших секунды (забегая вперёд: напоминает мажор).
  • Вариант 2. Две малые терции и две большие секунды (забегая вперёд: напоминает минор).

Повторимся, что рассматриваемый звукоряд не содержит малых секунд, что исключает ярко выраженные тяготения неустойчивых звуков. Также пентатоника не содержит тритона.

В современном сольфеджио довольно широко распространены следующие два вида пентатоник:

Мажорная пентатоника

Честно говоря, «мажорная пентатоника» — определение неверное. Поэтому уточним: имеется в виду пентатоника, которая на I ступени содержит мажорное трезвучие, состоящие из звуков пентатоники. Поэтому она напоминает мажор. В сравнении с натуральным мажором, в данном виде пентатоники отсутствуют IV и VII ступени:

Пентатоника с мажорным трезвучием на I ступени

Рисунок 1. Мажорная пентатоника

Последовательность интервалов от I ступени до последней следующая: б.2, б.2, м.3, б.2.

Минорная пентатоника

Так же, как и в случае с мажорной, речь идёт о пентатонике, содержащей на I ступени теперь уже минорное трезвучие. В сравнении с натуральным минором отсутствуют II и VI ступени:

Пентатоника с минорным трезвучием на I ступени

Рисунок 2. Минорная пентатоника

Последовательность интервалов от I ступени до последней следующая: м.3, б2, б.2, м.3.

Нужно ли специально учить пентатонику?

Ниже — несколько сумбурно изложенное мнение гитарного преподавателя (ссылку на оригинал вы найдёте в конце). Суть мнения, как я его понял, состоит в том, что начинающему соло-гитаристу стоит начать разучивание гамм непосредственно с обычных диатонических семиступенных звукорядов, не заостряя специального внимания на пентатонике. Она не нужна, так как достаточно исключить пару нот из полной гаммы, чтобы автоматически получилась пентатоника. С другой стороны, истинно (чисто) пентатонических мелодий и соло в современной музыке слишком мало.

Играть пентатонику учат многие авторы гитарных книг и многие YouTube-преподаватели. Однако, лично я. даже не хотел бы, чтобы гитаристы специально изучали пентатонику вообще. Позвольте мне рассказать вам мою собственную историю.

Мне наскучила «пентатоническая фаза» ещё до того , как я начал играть на гитаре. На школьных уроках музыки мы использовали метод обучения Карла Орфа, играя на ксилофонах. Первое, что наш учитель музыки говорил каждый раз, когда доставал инструменты, было «исключите Фа и Си» (кстати, он сам был успешным концертным пианистом). [Примечание: если из белоклавишного звукоряда убрать эти две ноты, он превратится именно в пентатонику.] Итак, мы пару лет занимались пентатонической музыкой по 80 минут в неделю, прежде чем я взял в руки гитару.

Меня гораздо больше интересовало научиться играть блюз, когда я начал пытаться импровизировать на гитаре, а блюз не основан на пентатонике.

Возможно, следует уточнить это. Блюз, по крайней мере к 1980-м годам, содержал ноты пентатоники, но он содержал и кое-что ещё — «блюзовую» ноту, которая находится где-то рядом с увеличенной квартой или уменьшённой квинтой в минорном блюзе, но подтянута, и поэтому не соответствует чётко какой-либо конкретной ноте.

Иначе говоря, мажорный блюз — это пентатоника плюс минорная терция (именно поэтому вы часто можете джемовать, играя минорную гамму в мажорной тональности блюза), и минорный блюз — это гексатоника [шестиступенный звукоряд]. Вы не часто услышите гитаристов, играющих мажорный блюз, чтобы это больше напоминало рэгтайм, нежели звук «after-midnight», который был привнесён в рок.

Я всегда советую гитаристам выучить обычную диатоническую гамму, а затем выучить хроматическую гамму. Вот почему: если вы послушаете Роберта Джонсона, то услышите классический блюз, который сейчас звучит почти академично. Его обсуждают люди в водолазках с длинными бородами, сидящие за круглым столом в вечерних радиопередачах классической музыки.

Но блюз, на котором я рос, был «Since I’ve been loving you» Джимми Пейджа. Послушайте первые несколько нот (или купите книгу «Led Zeppelin Complete», в которой записана каждая нота этого соло). Очень скоро в до-минорном блюзе вы услышите ноты, которые вообще не находятся в гамме. Пейдж уже играл хроматически! Обратите также внимание на то, что блюзовые ноты действительно основаны на бэндах (подтяжках), а не на игре пентатонической, диатонической или даже хроматической гаммы.

Диатоническая гамма даёт вам больше возможностей, чтобы добраться туда, куда вы идёте, а гармонический или, ещё лучше, мелодический минор уведут вас ещё дальше. Если ваши пальцы уже знают, где что находится, у вас есть возможность брать все нужные ноты, добавляя к этому использование бэндов.

Я не говорю «не играй на пентатонике», но я говорю: «тренируй диатонику». Все ноты пентатоники находятся в диатонике.

Практика даст вам мышечную и слуховую память, так что вы будете знать, где всё находится, не думая об этом. Когда вы будете играть, иногда вы будете играть чисто пентатонические мелодии, иногда вы будете играть мелодии, которые сильно зависят от ведущей ноты, а иногда это будет что-то и вовсе совершенно иное.

То же самое относится и к хроматике — если вы не хотите играть Шёнберга, вы редко будете играть сразу все ноты хроматической гаммы. Но зная, где они находятся, вы сможете проскользнуть в хроматическую игру в нужный момент без труда. Вы сможете модулировать несколько раз в одной и той же фразе, не меняя позиции.

Пентатоника в составе натуральных ладов


Один из лучших гитаристов современности Р. Фрипп утверждает, что для освоения одной гаммы необходимо 5-6 лет занятий. Многие же думают что, чем больше гамм они знают, тем лучше.

Для описания этого явления есть хорошее выражение “нахвататься вершков”. Вместо того чтобы расширять свои знания и углублять понимание уже известного, многие перескакивают с одного на другое, не осваивая в итоге ничего.

Каково ваше знание пентатоники и ее выразительных возможностей?

Проникали Вы вглубь этого лада, с целью найти новые и неожиданные грани это простой, но фундаментальной формулы?

Пентатоника является наиболее легким и популярным для освоения ладом, который встречается во всех стилях музыки. На то есть множество причин, но главная, скорее всего в нейтральном звучании и “пентатонического” звучания. Как известно, Майлз Дэвис интенсивно использовал пентатонику в своих импровизациях даже там, где обычно это кажется не приемлемым.

Однако у пентатоники наряду с преимуществами есть один большой недостаток – ее звучание быстро приедается и очень сложно придумать что-либо не обычное в рамках одного лада.

Стандартными способами разнообразить звучание пентатоники является добавление блюзовой ступени 5b, а также использование тоникальных пентатоник для каждого нового аккорда (в отличие от блюзовой традиции использовать одну пентатонику на все аккорды последовательности). О том, как извлечь максимум пользу, используя обращения пентатоники, я уже говорил здесь.

Однако кроме обращения пентатоники существует еще один замечательный способ, помогающий расширить выразительные возможности пентатоники и создавать самые необычные звучания, используя всего лишь пять нот – вычленение пентатоники из натуральных ладов.

Для начала возьмем три наиболее распространённых лада:

Дорийский – используется при обыгрывании минорных аккордов (m7)

Сначала запомните связь аккорда с ладом. Теперь попробуем найти пентатоники внутри каждого из этих ладов. Напоминаю,что пентатоника это ангемитонный звукоряд т.е. лад в котором отсутствуют малые секунды.


Поскольку существует всего пять возможных видов расположения звуков в пентатонике, то наша цель найти варианты этих обращений в выбранном ладу.

Получим такие варианты


Если обобщить полученные результаты то получится, что каждой ступени пентатоники соответствует своя пентатоника (по аналогии с гармонизацией гаммы аккордами)

1 ступень минорная пентатоника

2 ступень минорная

3 ступень мажорная

4 ступень мажорная

5 ступень минорная

6 ступень минорная с пониженной 5 (без 5)

7 ступень мажорная

Таким образом мы получаем 7 пентатоник для обыгрывания одного аккорда.

Можно использовать любую, что открывает новые возможности при обыгрывании аккордов

Используем этот принцип для лидийского лада:


Любая из этих пентатоник будет соответствовать аккорду Сmaj (включая любые надстройки)

Этот принцип очень хорош для импровизации, поскольку позволяет создавать пентатоническое модальное звучание не задумываясь. Например, Вы можете запомнить, что при обыгрывании мажора можно использовать пентатонику расположенную на полтона ниже основного тона. Теперь Вам остается только играть B минорную пентатонику на C мажор.

Миксолидийский


Как видите пентатоника представляет огромное количество возможностей.

Также не забывайте, что вычленять из ладов можно и альтерированные пентатоники, а также любые другие пяти ступенные звукоряды не являющиеся пентатоникой по определению (как например, обозначенная выше пентатоника с 5b) Проделайте тоже самое для всех остальных натуральных ладов (фригийский, локрийский, ионийский, эолийский).

Поскольку в каждом ладу мы будем получать по 7 пентатоник, то в итоге у Вас получиться 49 вариантов (7*7).

Конечно многие пентатоники будут повторяться, поскольку их количество ограничено, однако соответствовать они будут разным аккордам.

Импровизация. Пять боксов пентатоники

Импровизация это наверно самая крутая вещь для музыканта. Ведь ни для кого не секрет, что просто так брать и на ходу сочинять красивую музыку это очень сложно. И учиться этому нужно очень долго сквозь кровь, пот и слезы. Но с чего же начать? Есть ли какая-то отправная точка в этом нелегком деле для нас гитаристов-самоучек? Спешу вас обрадовать, оказывается есть! И имя ей пентатоника. Мы ранее уже говорили о ладах и тональностях в музыке, где вскользь упоминали пентатоническую гамму. Что ж, начинаем.

Пентатоника

Петатоническая гамма это отличный инструмент для импровизации. Особенность ее в том, что состоит она всего из пяти нот и подходит практически для любой гармонии. Аппликатура на гитаре также особой сложностью не отличается.

Соло и мелодии на основе пентатоники могут использоваться в разнообразных музыкальных жанрах. Наибольшее распространение она получила в таких стилях как блюз, рок и метал. Даже есть гитаристы, которые играют свои соло в основном только в пентатонике. Например, всем известный Зак Вайлд (на фото).

Пентатоника - это лад, состоящий из пяти ступеней. Фактически бывает мажорной и минорной. В основе мажорной лежит мажорное трезвучие, а в основе минорной - минорное (спасибо, кэп). Пентатонику можно получить, если из натурального минора исключить вторую и шестую ступени, а из натурального мажора четвертую и седьмую. Пентатоника не содержит полутоновых интервалов.

Формула минорной пентатоники

1.5 тона, 1 тон, 1 тон, 1.5 тона, 1 тон

Формула мажорной пентатоники

1 тон, 1 тон, 1.5 тона, 1 тон, 1.5 тона

Говоря простыми словами, пентатоника содержит в себе самые основные ступени мажорных или минорных ладов. Поэтому она не имеет ярко выраженного звучания какого-либо лада. Но, если мы добавим в нее характерные ноты какого-либо диатонического лада, то по сути она в него и превращается. То есть пентатоника это как бы фундамент или основа. Чтобы это понять, давайте посмотрим на ее аппликатуру. На грифе можно выделить 5 позиций или боксов.

Пять боксов пентатоники

И все позиции на грифе сразу. Аппликатура Ми-минорной пентатоники (Em pentatonic)

Пентатоника Em на грифе гитары

Теперь давайте сравним аппликатуру минорной пенты с аппликатурой натурального минора. Красными квадратами обозначены вторая и шестая ступени.

Минорная гамма Em

То же самое будет происходить и с другими минорными ладами - фригийским и дорийским.

А вот аппликатура соль-мажорной пентатоники (G pentatonic). Посмотрите внимательно, ничего не напоминает? Подсказка: смотреть на 12-15 лады.

Да, все верно, на 12 ладу аппликатура Ми-минорной пенты. Таким образом, мы вывели закономерность: аппликатура мажорной пентатоники такая же как и у минорной, для ноты на 1.5 тона ниже нашей. То есть берем минорную пенту на 3 лада левее.

Здесь также все работает с натуральными ладами. Если к мажорной пенте добавить характерные ступени какого-либо мажорного лада, то мы получим его аппликатуру. Одинаково справедливо для лидийского и миксолидийского ладов.

Мажорная гамма G на грифе

Добавив ступени натурального мажора в соль-мажорную пентатонику мы получили аппликатуру натурального соль-мажора. И кажется кое-что еще. Да, точно, если взять за тонику ноту Ми, то здесь красуется и Ми-минор, параллельный минор для Соль-мажора. То есть, правило переноса на 3 лада влево работает и для натуральных ладов!

Пользуясь этими нехитрыми правилами и закономерностями, можно прийти к выводу, что запомнить, по сути, необходимо всего лишь одну основную аппликатуру. И в зависимости от ситуации использовать ее либо в качестве минора, либо в качестве мажора. То есть просто перемещать ее мысленно по грифу. Ах да, ну и также придется запомнить характерные ноты натуральных ладов. Благо их немного, всего одна-две.

В пентатоническом ладе используется нот

Хотите узнать о шкале пентатоники? Приготовьтесь к этому супер-полезному уроку.

В этом бесплатном уроке игры на гитаре вы узнаете:

  • Почему эта гамма - ЕДИНАЯ, которую должен знать каждый гитарист
  • 8 essential pentatonic licks
  • 5 простых пентатонических приемов, которые заставят вас звучать потрясающе
  • Секрет №1 для быстрого изучения пентатонических гамм

Более 100000 изучающих игру на гитаре получают наши советы и руководства по игре на гитаре мирового класса, отправленные прямо в их почтовый ящик: Нажмите здесь, чтобы присоединиться к ним

Что такое пентатоника?

Пентатоника состоит из из 5 нот. (На латинском «пента» означает пять, а «тоник» означает тон. Поэтому пентатоника - это просто причудливый способ сказать «пять нот».)

Технически пентатоника может бытьany 5 шкала тонов, но на практике, когда гитаристы обращаются к «пентатонике», в 99% случаев они имеют в виду минорную и мажорную пентатонику.

Здесь - это классическая форма пентатоники:

Это ля минор, но образец гаммы ПОДВИЖЕН. Вы можете сыграть тот же паттерн на два лада выше, и вы будете играть си минор.

(Один выше будет C. Два выше будет D и так далее.)

A Минорная пентатоника

Итак, что такое «минорная пентатоника»?

  • Минорная пентатоника - это минорная гамма, содержащая 5 нот.
  • Минорные гаммы имеют тенденцию чтобы иметь темный, блюзовый звук.
  • Они идеально подходят для рок- и блюзовой музыки.

Минорная пентатоника - одна из первых гамм, которую вы должны выучить как гитарист, это простой и легкий для изучения.

Что такое мажорная пентатоника?

  • Мажорная пентатоника - мажорная, но с двумя удаленными нотами. (Таким образом, вместо 7 нот у него есть 5.)
  • Важный момент: мажорная пентатоника - это просто мажорная гамма в сокращенной форме.
  • У этой гаммы более яркий звук. чем минорная пентатоника, и отлично подходит для поп, блюза и джаза.

Обе эти гаммы необходимо знать каждому музыканту.

Жизненно важный момент…

CRUCIAL POINT: The minor and major pentatonic scales use the одинаковые образцы гаммы . Когда вы изучаете минор паттерны пентатоники, вы также изучаете мажор паттерны пентатоники.

Это из-за "относительных" ключей. Например, в гамме до мажор используются те же ноты, что и в гамме ля минор.

В обеих гаммах содержатся следующие ноты: A, B, C, D, E, F, G

Вы видите, что ноты одинаковые?

Значит, гаммы такие же. Единственное различие между ними - это основная нота. Это означает, что нота, на которой вы заканчиваете свои фразы и фразы, будет меняться в зависимости от тональности. Шаблоны шкалы такие же.

Это огромная экономия времени! Когда вы изучаете паттерны Минорной пентатонической шкалы, вы одновременно изучаете паттерны мажорной пентатонической шкалы. Это так круто!

Теория против практики

Теперь мы собираемся посмотреть на некоторые уловки и уловки, которые вы можете сыграть.

Если вам интересно в теории, лежащей в основе минорной и мажорной пентатоники, вы найдете это дальше по странице, после этих практических советов.

5 классных фраз в пентатонике ми минор

In this video Mike shows you 5 cool flicks and licks from the E minor pentatonic scale:

Загрузите шпаргалку по соло-гитаре, чтобы упростить задачу

Это может дезориентировать гитаристам, чтобы понять, какие гаммы работают с какими клавишами.

Помня об этом, мы создали шпаргалку; ключ и искатель масштаба, который вы можете использовать снова и снова.

Гитарные фразы с пентатонической шкалой: 3 основных Licks

Вот еще несколько крутых фраз. Давайте погрузимся в подробности!

Что такое фраза?

Фраза - это что-то вроде небольшой языковой фразы, это чисто музыкальное высказывание. Естественно, что отрывки меньше гаммы, они предназначены для создания музыки. Это всего лишь короткая фраза.

Хотите выучить несколько?

Лик 1: Лик «Кантри»

Мажорная пентатоника часто используется в музыке кантри, вот классическая пентатоника в стиле кантри. лизать соль мажор:

Остерегайтесь изгибов на эту фразу, если вы немного не знаете, как сгибать гитарные струны. Ознакомьтесь с этой статьей об игре на соло-гитаре: Как играть на соло-гитаре

Лик 2: «Блюз»

Часто используется минорная пентатоника в блюзовой музыке это отличный способ получить великолепное блюзовое звучание.

В этой фразе есть немного клэптоновых нот, она отлично подходит для старых блюзовых мелодий.

Если вы хотите узнать больше о ля минор pentatonic, иди сюда: Изучите гитарные гаммы за 8 простых шагов

Хотите, чтобы на ваш почтовый ящик были доставлены бесплатные советы по игре на гитаре и видеоуроки? учащимся и подпишитесь на нашу электронную рассылку советов по игре на гитаре. (Это бесплатно.)

Join over 100,000 other guitar learners and subscribe to our guitar-tips-by-email service. (It's free.)

Мы отправим вам серию уроков, которые переведут вас на следующий уровень вашего гитарного путешествия.

Узнайте, как все сочетается быстро, легко и эффективно. Мы делимся советами ниндзя (для мгновенного удовольствия!), А также вечными основами, которые углубят ваше понимание.

Лик 3: "Рок"

Этот следующий отрывок - потрясающая минорная пентатоника. рок лизать. Пристегнитесь! Это быстрый.

Эта фраза находится в тональности A.

Изучение минорной пентатоники

Вам не нужно знать это, чтобы играть на гитаре пентатонику, но это НАСТОЛЬКО полезно для поймите это, если вы хотите перейти к следующему шагу в музыкальной игре.

Мы можем думать об этих нотах через интервалы или через названия нот.

Изучение интервалов минорной пентатоники

Когда мы говорим о музыкальных интервалах, мы имеем в виду:

Связь между двумя нотами.

В гаммах 99% времени мы всегда ссылаемся на корень связь нот с другой нотой в гамме.

Итак, допустим, мы учимся:

  • Пентатоника ми минор.

Отсюда, прежде чем мы выучим какие-либо ноты в пентатонике ми минор мы знаем, что:

  • Основная нота этой гаммы - это нота E. Это наша начальная нота.

Таким образом, мы можем связать ЛЮБОЙ из другие ноты в гамме, обратно к основной ноте.

Это то, что мы имеем в виду, когда говорим об интервалах.

Интервалы в минорной пентатонике

  • The Root
  • The Flattened 3rd
  • The Perfect Fourth
  • The Perfect Fifth
  • The Flattened 7

Эти интервалы ВСЕГДА будут одинаковыми в минорной пентатонике, независимо от того, в какой тональности мы играем.

Это план минорной пентатоники.

Также полезно знать названия каждой ноты в гамме, однако это меняется в зависимости от того, в какой тональности вы находитесь . Ноты меняются, но план остается прежним.

Давайте изучим эту гамму в тональности ми минор.

Ноты в пентатонике ми минор

  • E - Корень
  • G - Сплющенная треть
  • A - Идеальная четверка
  • B - Идеальная пятая
  • D - Плоская седьмая

Эта диаграмма показывает вам ВСЕ эти ноты на грифе:

E Minor Pentatonic - Full Fretboard

Если вы хотите узнать больше о гитарных гаммах, перейдите сюда : Изучите гитарные гаммы за 8 простых шагов

Более 100 000 изучающих игру на гитаре получают наши советы и руководства мирового класса прямо на свой почтовый ящик: Нажмите здесь, чтобы присоединиться к ним

Читайте также: