В тот год вода была очень высокая волга текла прямиком по полям

Обновлено: 05.07.2024

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Идея биогенеза, основанная на древних восточных религиях, представляет собой гипотезу космического происхождения жизни на Земле, согласно которой жизнь существует во Вселенной вечно.

2) О космическом происхождении жизни на Земле, как гласит идея биогенеза, свидетельствуют наскальные изображения «семян жизни» – предметов, похожих на летательные аппараты.

3) Согласно персидским религиозным представлениям появившиеся на Земле «семена жизни» размножились и дали начало эволюции во Вселенной.

4) В соответствии с идеей биогенеза, основанной на древних восточных религиях, жизнь во Вселенной существует вечно, а на Земле она появилась благодаря занесённым из космоса простейшим организмам или их спорам.

5) Гипотеза биогенеза гласит, что жизнь на Землю из космоса могла быть занесена с помощью космических кораблей, присланных внеземными цивилизациями.

Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот предлог.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, -я, ср.

1) Знание, понимание чего-н. Не иметь никакого представления о чём-н. Составить себе п. о чём-н. Книга даёт хорошее п. о предмете.

2) Письменное заявление о чём-н. (офиц.). П. прокурора (акт прокурорского надзора).

4) Театральное или цирковое зрелище, спектакль. Первое п. новой пьесы. Самодеятельное п.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.

В тот год вода была очень ВЫСОКАЯ: Волга текла прямиком по полям.

В этом году издательством впервые выпущен календарь ПАМЯТНЫХ дат.

ЛЕСНЫЕ рыжие муравьи приносят неоценимую пользу человеку.

В ГАРАНТИРОВАННОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Каждому работающему человеку необходимо знать, как правильно составлять свою автобиографию и какую информацию необходимо указать в ней.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ШЕСТИСТА лет

ВЗГЛЯНИ на картину

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Г. Ошибка в построении сложноподчинённого предложения

Д. Неправильное построение предложения с косвенной речью

1. Успехи, которые достигнуты без особого труда, не должны успокаивать нас.

2. Сидевший за столом чиновник спросил посетителя, какое у вас ко мне дело.

3. Значительно различаясь словарным составом и грамматическим строем, языки мира обладают при этом общими структурными свойствами.

4. Вопреки предсказанию синоптиков началась метель.

5. Творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдававшей свои симпатии камерному музицированию.

6. Благодаря вкраплений различных стилевых в художественной речи создаётся иронический или юмористический характер повествования.

7. Выделив все грамматические основы, устанавливается структура предложения.

8. МГУ отпраздновало свой юбилей.

9. В результате раскопок учёные установили то, что ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение.

1) прил..жение, заж..гает, зан..маться

2) заг..реться, аккл..матизация, расст..лая

3) выст..лить, неразб..риха, оп..раясь

4) взр..стить, пом..риться, т..рраса

5) п..лисадник, д..фференцировать, ут..пический _______________________________

1) пр..града, пр..злой, пр..творить (в жизнь)

2) бе..помощный, ..горел, ра..жать

3) об..грел, под..йти, нед..бор

4) пред..юньский, роз..ск, под..тожить

5) под..ём, об..явление, сверх..естественный

1) бревенч..тый, сначал..

2) дет..кая (коляска), египет..кий

3) одол..вать, кра..шек

4) расклан..ться, скле..вающий

5) уживч..вый, взъерош..ть

Помогите с тестом по Русскому 11 класс

А1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1)начАли 2)килОметр 3)бралА 4)алфАвит А2 В каком предложении вместо слова ВЫСОКИЙ нужно употребить ВЫСОТНЫЙ? 1)На дне океана обитают животные с ВЫСОКОЙ степенью активности. 2)Все переживания артиста цирка при выполнении ВЫСОКОГО номера описаны в этой книге. 3)Вон уж в окно смотрит ВЫСОКИЙ месяц. 4)В тот год вода была очень ВЫСОКАЯ: Волга текла прямиком по полям. А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1)гора апельсинов 2)ихние дела 3)более честно 4)попробует торт. А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Находясь в пути, 1)мне приснился сон. 2)всегда думаешь о доме. 3)нам приносили свежие газеты. 4)всегда вспоминается дом. А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) . 1)Летчик действовал согласно инструкций, полученных от главного диспетчера аэропорта. 2)Все ученики, пришедшие на физкультурное занятие, разобрались в сложной теме. 3)М. Гоький иронично замечал, что "человек в конце концов захрюкает, если все время ему говорить, что он свинья". 4)Главное, чему необходимо уделить внимание, - это художественная сторона произведений.

Прочитайте и выполните задания А6—All. (1)…(2) Две группы зтих красавцев обитают летом в разных частях Сибири. (З) Восточносибирская популяция журавля, который гнездится на северо-востоке Якутии, сравнительно многочисленна и насчитывает до трёх тысяч птиц. (4)Зимовать якутские журавли направляются в Восточный Китай, на озеро Поянг. (3)По принятой в Красной книге России классификация восточносибирская популяция стерха относится к третьей категории (редкие виды и популяции) , что означает сравнительно благополучное положение. (6). в последние годы люди активно осваивают места зимовок белых журавлей и развивают там интенсивную хозяйственную деятельность, а значит, скоро журавлю негде будет переждать холода. А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? 1)Генетическое разнообразие — это своего рода гарантия выживаемости биологического вида. 2)Белые журавли, или стерхи, — птицы редкие. 3)Белый журавль не встречается на территории России. 4)Российские биологи ведут работу по восстановлению популяций исчезающих видов птиц. А7. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении? 1)Однако 2)Вследствие этого 3)Потому что 4)Например А8. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? I)популяция гнездится (предложение 3).2)который гнездится (предложение 3) 3)означает положение (предложение 5 )4)осваивают места (предложение 6) А9. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста. I )сложное бессоюзное2)сложносочиненное 3)простое осложненное 4)сложноподчинённое А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРИНЯТОЙ в предложении 5. 1)качественное прилагательное2)деепричастие3)0тносительно прилагательное 4)причастие All. Укажите значение слова ОСВАИВАТЬ в предложении 6. 1)учиться чему-либо2)включать в круг своей хозяйственной деятельности 3)чувствовать себя свободно, привычно 4) постигать что-либо!

Паронимы (страница 2)

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Скоро АБОНЕНТЫ сотовой связи смогут оплатить проезд в метро со своего телефона.

ГУМАНИЗМ как понятие и способ бытия человека, возникнув в эпоху Возрождения, проходит через всю историю человечества.

Мой одноклассник ОДЕЛ костюм Санта-Клауса и поздравил жителей городка.

Даже в эпоху ПРАКТИЧНЫХ людей появляются те, кто воюет с несправедливостью.

ДРУЖЕСКИЕ отношения могут быть между людьми, близкими по духу.

Одеваем кого-то. Надеваем что-то.

Гуманизм. Пароним — гуманность (“человечность”).

Практичный. Пароним — практический (“прикладной, пригодный к делу, опытный”).

Дружеский. Паронимы — дружный (“связанный дружбой”), дружественный (“взаимно благожелательный”).

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ИСКУССТВЕННЫЙ международный язык эсперанто стал 64-м языком, используемым в автоматическом переводе в Интернете.

Родители предложили ОДЕТЬ на рюкзаки школьников светоотражатели.

Преподаватели консерватории требуют от студентов соблюдения неукоснительной ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ дисциплины.

ИРОНИЧЕСКИЙ мюзикл по рассказам О. Генри покажет Театр сатиры.

Испытав БЕЗОТВЕТНОЕ чувство к Онегину, Татьяна дала согласие стать женой нелюбимого человека.

Одеваем кого-то. Надеваем что-то.

Искусственный. Пароним — искусный (“умелый”).

Исполнительский. Пароним — исполнительный (“старательный”).

Иронический. Пароним — ироничный (“насмешливый, содержащий насмешку”). Слова “иронический” и “ироничный” могут являться синонимами. Однако в словосочетаниях терминологического характера или в тех, где ирония понимается как приём, может использоваться только слово “иронический”.

Безответный. Пароним — безответственный (“не несущий ответственности”).

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Глубокого уважения заслуживает плодотворная педагогическая, общественная и ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ деятельность известного актёра.

Цель программы — расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.

С увеличением ПОКУПАТЕЛЬСКОГО спроса завод готов выпускать больше продукции.

Россия имеет ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения со многими странами.

Мякоть КОРНЕВОГО сельдерея очень плотная, ароматная, со сладковатым вкусом, поэтому это растение широко используется в кулинарии.

Изобретательская деятельность (“относящаяся к изобретателю”). Пароним — изобретательный (“находчивый”).

Просветительская деятельность (“образовательная”). Пароним — просвещённый (“обладающий высоким уровнем культуры”).

Покупательский спрос (“свойственный покупателю”). Паронимы — покупательный (“связанный с возможностью производить покупку”; например: покупательная способность населения), покупной (“купленный”).

Дипломатические отношения (“относящиеся к дипломатии, дипломатам”). Пароним — дипломатичный (“осторожный, уклончивый”).

Корневой сельдерей (“представляющий собой корень”). Паронимы — коренастый (“приземистый, широкоплечий”), коренной (“исконный”).

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Участие в форуме столь ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ аудитории обусловлено глобальной важностью вопросов защиты и сохранения водных ресурсов страны.

Сбор исходных данных и оценка ТЕХНИЧЕСКОГО состояния труб для проектирования новых теплосетей позволят провести качественный ремонт к началу отопительного сезона.

Писатель искренне считает это произведение самым УДАЧЛИВЫМ из всего написанного.

В работе жюри фестиваля любительских театров принимает участие профессор кафедры СЦЕНИЧЕСКОЙ пластики университета театрального искусства.

При НАЛИЧИИ значительного кадрового потенциала вполне реальна постановка новых задач.

Удачное произведение (“хорошее”). Пароним — удачливый (“такой, которому часто сопутствует удача”).

Представительная аудитория (“авторитетная, солидная”). Пароним — представительский (“относящийся к представительству или представителю”).

Техническое состояние (“относящееся к технике,её функциональному состоянию”). Пароним — техничный (“обладающий мастерством”).

Сценическая пластика (“связанная с театром, театральным искусством, театральной деятельностью”). Пароним — сценичный (“пригодный для сцены”).

Наличие потенциала (“присутствие”). Пароним — наличность (“фактическое количество чего-либо на данное время”, разговорное — “деньги”).

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.

В тот год вода была очень ВЫСОКАЯ: Волга текла прямиком по полям.

В этом году издательством впервые был выпущен календарь ПАМЯТНЫХ дат.

ЛЕСНЫЕ рыжие муравьи приносят неоценимую пользу человеку.

В ГАРАНТИРОВАННОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

Гарантийный талон (“содержащий гарантию, служащий гарантией”). Пароним — гарантированный (“обеспеченный”).

Романтические поэмы (“относящиеся к романтизму как направлению в литературе и искусстве и как художественному методу”). Пароним — романтичный (“мечтательно созерцательный”).

Высокая вода (“превышающая средний уровень, среднюю норму”). Пароним — высотный (“используемый на большой высоте”, “многоэтажный”).

Памятные даты (“сохранившиеся в памяти, незабываемые”). Пароним — памятливый (“имеющий особенную склонность к запоминанию”).

Лесные муравьи (“живущие в лесу”). Пароним — лесистый (“обильно поросший лесом”).

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.

Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.

Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.

В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

Нестерпимая боль (“с трудом переносимая”). Паронимы — нетерпимый (“не считающийся с чужим мнением, лишённый терпимости”), нетерпеливый (“выражающий нетерпение”).

Претерпеть изменения (“подвергнуться изменению”). Пароним — перетерпеть (“пережить, вынести что-то неприятное, тяжёлое”).

Информационный портал (“относящийся к информации”). Пароним — информативный (“несущий информацию, насыщенный информацией”).

Вечный огонь (“бесконечный, без начала и конца, постоянный”). Пароним — вековой (“существующий долго, многие годы, столетия”).

Гарантийный талон (“содержащий гарантию, служащий гарантией”). Пароним — гарантированный (“обеспеченный”).

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Земли в этой стране были БОЛОТНЫМИ, поэтому на них практически ничего не росло.

Безжизненная КАМЕНИСТАЯ равнина простиралась до самого горизонта.

По ЛЕСИСТЫМ берегам северных рек стоят маленькие церквушки.

Обработка ГЛИНИСТЫХ почв очень сложна, поэтому их иногда называют тяжёлыми.

Особенно много грибов бывает в ДОЖДЛИВЫЕ годы.

Болотистые земли (“изобилующие болотами, топкие”). Пароним — болотный (“относящийся к болоту, свойственный ему”, или “предназначенный для болота”, или “произрастающий, живущий на болоте”).

Каменистая равнина (“покрытая камнем; та, где много камней”). Пароним — каменный (“состоящий из камня”, или “неподвижный, безжизненный (например, о лице)”, или “безжалостный, жестокий (например, о характере)”).

Лесистые берега (“обильно поросшие лесом”). Пароним — лесной (“расположенный, растущий, живущий в лесу”, или “покрытый лесами”, или “относящийся к лесоводству”).

Глинистые почвы (“содержащие глину, изобилующие глиной”). Пароним — глиняный (“сделанный из глины”).

Дождливые годы (“обильные дождями”). Пароним — дождевой (“связанный с дождём, вызванный дождём”; другие значения: “несущий дождь, предназначенный для защиты от дождя”).

В тот год вода была очень высокая волга текла прямиком по полям

Русский язык
Готовимся к ЕГЭ*

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку (См. ответы ниже)

1. В каком предложении вместо слова ВЫСОКИЙ нужно употребить ВЫСОТНЫЙ?

1) На дне океана обитают животные с ВЫСОКОЙ степенью активности.
2) Все переживания артиста цирка при выполнении ВЫСОКОГО номера описаны в этой книге.
3) Вон уж в окно смотрит ВЫСОКИЙ месяц.
4) В тот год вода была очень ВЫСОКАЯ: Волга текла прямиком по полям.

2. В каком предложении вместо слова ДВОЙНОЙ нужно употребить ДВОЙСТВЕННЫЙ?
1) Иван Матвеевич первым вздумал участок засадить ДВОЙНЫМ рядом лип.
2) Он отбросил журнал со смешанным чувством зависти и презрения, это ДВОЙНОЕ чувство не покидало его ещё долгое время.
3) Всё это могло быть ловким трюком, рассчитанным на то, что сотрудник войдёт в доверие к врагам и начнёт ДВОЙНУЮ игру.
4) В Ельце, моём родном городе, все старинные купеческие фамилии были ДВОЙНЫЕ.

3. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?
1) Выступление профессора было чрезвычайно ИНФОРМАЦИОННЫМ и поэтому очень полезным.
2) Каждый выпускник школы должен владеть приёмами ИНФОРМАЦИОННОЙ переработки текста.
3) Ведущий ИНФОРМАЦИОННОЙ программы должен соблюдать нормы орфоэпии.
4) Современная ИНФОРМАЦИОННАЯ служба даёт возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда.

4. В каком предложении вместо слова ДЕЙСТВУЮЩИЙ нужно употребить ДЕЙСТВЕННЫЙ?
1) Основным претендентом на пост главы области был ДЕЙСТВУЮЩИЙ губернатор.
2) Разработанное учёными лекарство может оказать ДЕЙСТВУЮЩУЮ помощь людям, страдающим этим заболеванием.
3) Группа экономистов советует вложить в обсуждаемый проект акции ДЕЙСТВУЮЩИХ предприятий.
4) В этом году все ДЕЙСТВУЮЩИЕ санатории края заранее подготовились к курортному сезону.

5. В каком предложении вместо слова ГОДОВОЙ нужно употребить ГОДОВАЛЫЙ?
1) ГОДОВОЙ отчёт был сдан в срок.
2) Специальной группой сотрудников был определён ГОДОВОЙ доход предприятия.
3) В районах бедствия выпало около пятидесяти процентов ГОДОВЫХ осадков.
4) В представлении Татьяны каждый ГОДОВОЙ ребёнок был уже вполне сознательным человеком.

6. В каком предложении вместо слова ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ/ДЕЙСТВИТЕЛЕН нужно употребить ДЕЙСТВЕННЫЙ/ДЕЙСТВЕН?
1) Этот знаменитый учёный является ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ членом академии наук.
2) Происшествие, мною рассказанное, – ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ событие, случившееся неподалёку от моей деревни.
3) Нам выписали пропуск и предупредили, что он ДЕЙСТВИТЕЛЕН в течение трёх суток.
4) Самый ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ способ улучшить память – постоянно тренировать её.

7. В каком предложении вместо слова ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ нужно употребить ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ?
1) Наша страна может гордиться цирковым ИСПОЛНИТЕЛЬСКИМ искусством.
2) Каждый настоящий музыкант должен интересоваться вековыми традициями народной и классической ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ культуры.
3) Одна из ветвей государственной власти – ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ.
4) ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ мастерство актёра достойно восхищения.

8. В каком предложении вместо слова АРТИСТИЧЕСКИЙ нужно употребить АРТИСТИЧНЫЙ?
1) Выступление нашего гимнаста было на редкость АРТИСТИЧЕСКИМ.
2) Ему казалось, что у него тонкая, АРТИСТИЧЕСКАЯ организация, и его всегда тянуло к искусству.
3) АРТИСТИЧЕСКАЯ уборная В. Высоцкого превращена в музей.
4) Актёр обладал редким АРТИСТИЧЕСКИМ темпераментом, который легко подчинял себе зрителей.

9. В каком предложении вместо слова ВОЕННЫЙ нужно употребить ВОИНСКИЙ?
1) Рядом с отцом находился его старинный друг – ВОЕННЫЙ доктор Дударев.
2) Серпилин был ВОЕННЫМ человеком и знал, что на войне не бегают с места на место, на войне ждут своего часа.
3) В народном богатырском эпосе воспевалась защита родной земли, ВОЕННАЯ доблесть и верность родине.
4) По окончании ВОЕННОГО училища он сразу попал на фронт.

10. В каком предложении вместо слова РЫБНЫЙ нужно употребить РЫБАЦКИЙ?
1) Несколько десятков лет назад здесь ещё был берег моря, были РЫБНЫЕ промыслы.
2) Это озеро было глубокое и РЫБНОЕ.
3) Кошка, обнюхивающая на окне РЫБНОЕ заливное, неожиданно прыгнула на пол.
4) Летом мы часто ходили на озеро, прихватив РЫБНЫЕ снасти.

Чтобы правильно выполнить задание на ЕГЭ на тему ЛЕКСИКА. ПАРОНИМЫ,
необходимо в первую очередь знать второе слово.
Например, в одном из предложений в задании ЕГЭ дано слово АБОНЕМЕНТ.
Ученик должен знать, что пароним для этого слова – АБОНЕНТ.

Как готовиться к такому заданию?
1. Запоминать пары слов – паронимы. Знать как можно больше паронимов.
2. Читать лексическое значение паронимов, вникать
в смысл конкретных значений.
Во время чтения особое внимание обращайте на примечания.
В них поясняется, в каких значениях слова
считаются синонимами, а не паронимами.
См. страницу
"Словарик паронимов. ЕГЭ"

Верные ответы к тренировочным примерам по заданию 5
1. – 2) Все переживания артиста цирка при выполнении ВЫСОТНОГО номера описаны в этой книге.
(ВЫСОКИЙ – имеющий большое протяжение снизу вверх; большой, значительный по количеству; отличный, хороший по качеству; выдающийся по значению.
ВЫСОТНЫЙ – прил. к сущ. высота; многоэтажный, очень высокий.
)

2. – 2) Он отбросил журнал со смешанным чувством зависти и презрения, это ДВОЙСТВЕННОЕ чувство не покидало его ещё долгое время.
(ДВОЙНОЙ – 1.Состоящий из двух однородных или подобных частей, предметов; имеющий однородные или подобные части.
2. Вдвое больший, увеличенный в два раза.
3. Двуличный, неискренний, лицемерный.
ДВОЙСТВЕННЫЙ – 1.Такой, который содержит в себе два различных качества, часто противоречащих друг другу; противоречивый.
2. Двуличный, неискренний, лицемерный.)

3. – 1) Выступление профессора было чрезвычайно ИНФОРМАТИВНЫМ и поэтому очень полезным.
(ИНФОРМАТИВНЫЙ – содержащий информацию, насыщенный ею, характеризующийся той или иной степенью информативности.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ – соотносящийся по значению с существительным ИНФОРМАЦИЯ, связанный с ним; свойственный информации, характерный для нее.
)

4. – 2) Разработанное учёными лекарство может оказать ДЕЙСТВЕННУЮ помощь людям, страдающим этим заболеванием.
(ДЕЙСТВУЮЩИЙ – находящийся в действии.
ДЕЙСТВЕННЫЙ – 1. а) Оказывающий сильное воздействие на кого-л., что-л., дающий наилучший результат, эффективный. б) Влияющий на мысли, чувства человека (обычно о произведениях литературы, искусства).
2.Способный активно действовать; деятельный, энергичный.
3. Свойственный такому человеку.
)

5. – 4) В представлении Татьяны каждый ГОДОВАЛЫЙ ребёнок был уже вполне сознательным человеком.
(ГОДОВАЛЫЙ (разг.) – 1)в возрасте одного года;
2) пролежавший, просуществовавший год.
Конечная часть сложных прилагательных, вносящая значения:
1) проживший после рождения столько лет, сколько указано в первой части слова (двухгодовалый, одногодовалый и т.п.);
2) имеющий возраст во столько лет, сколько названо в первой части слова (трёхгодовалый, пятигодовалый и т.п.)
ГОДОВОЙ – 1. То же, что годичный, относящийся к целому году.
2.Получающийся к концу года, в итоге за год.
3. Совершающийся один раз в год.
)

6. – 4) Самый ДЕЙСТВЕННЫЙ способ улучшить память – постоянно тренировать её.
(ДЕЙСТВЕННЫЙ – 1. а) Оказывающий сильное воздействие на кого-л., что-л., дающий наилучший результат, эффективный. б) Влияющий на мысли, чувства человека (обычно о произведениях литературы, искусства).
2.Способный активно действовать; деятельный, энергичный.
3. Свойственный такому человеку.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ – 1. Существующий на самом деле, реальный, настоящий, не подлежащий сомнению, подлинный.
2. Производящий действие.
3. Сохраняющий свою силу, действующий (офиц.).
)

7. – 3) Одна из ветвей государственной власти – ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ.
(ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ – 1) книжн.офиц. Имеющий своей задачей приведение в исполнение решений, постановлений и т.п., практически осуществляющий управление чем-либо.
2) Старательный, быстро и точно выполняющий какие-либо поручения, обязанности.
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ – 1) Прилагательное, по значению связанное с существительными ИСПОЛНЕНИЕ, ИСПОЛНИТЕЛЬ.
2) Свойственный исполнению, характерный для него.
)

8. – 1) Выступление нашего гимнаста было на редкость АРТИСТИЧНЫМ.
(АРТИСТИЧЕСКИЙ – относящийся к артисту; предназначенный для артиста; свойственный артисту, художнику, характерный для него.
АРТИСТИЧНЫЙ – отличающийся артистизмом, художественным вкусом.
)

9. – 3) В народном богатырском эпосе воспевалась защита родной земли, ВОИНСКАЯ доблесть и верность родине.
(ВОЕННЫЙ – 1. прилагательное от сущ.война. Относящийся к службе в армии, обслуживанию армии, военнослужащих.
2. Такой, как у военнослужащих, у армейцев, свойственный им.
3. То же, что военнослужащий.
ВОИНСКИЙ – прилагательное от сущ. воин. Относящийся к военному делу, военной службе.
)

10. – 4) Летом мы часто ходили на озеро, прихватив РЫБАЦКИЕ снасти.
(РЫБНЫЙ – связанный с разведением и добычей рыбы, с изготовлением из неё продукции, с покупкой и продажей рыбы.
РЫБАЦКИЙ – принадлежащий рыбаку, соотносящийся по значению с существительным рыбак
.)

В тот год вода была очень высокая волга текла прямиком по полям

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово в той форме, что требуется в предложении.

1) М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.

2) В тот год вода была очень ВЫСОКАЯ: Волга текла прямиком по полям.

3) В этом году издательством впервые был выпущен календарь ПАМЯТНЫХ дат.

4) ЛЕСНЫЕ рыжие муравьи приносят неоценимую пользу человеку.

5) В ГАРАНТИРОВАННОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Ошибка в 5-м предложении. Талон при продаже товара называется гарантийным.

Правило: Задание 5. Употребление паронимов

Паронимы — это слова, близкие по звучанию, но различающиеся (частично или полностью) значением.

Иногда в нашей речи встречаются слова, похожие по звучанию, но различающиеся оттенками значения или вовсе разные по семантике. Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов.

Греческий по своему происхождению лингвистический термин «пароним» буквально значит «одинаковое имя»: греч. para — одинаковый , onyma — имя.

Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.

В «Методических рекомендаций ФИПИ» отмечается:

«Анализ выполнения задания 5 показал, что сложность для 40% испытуемых составляет не только распознавание ошибки, допущенной при употреблении паронимов, но и подбор соответствующего контексту паронима для редактирования примера с ошибкой, что обнаруживает узость словарного запаса экзаменуемых.» В помощь учащимся в подборе слов-паронимов ежегодно издаётся «Словарик паронимов». Он не зря называется именно «словариком», так как «Словари» содержат тысячи слов-паронимов. Включённый в состав словарика минимум будет использоваться в КИМах, но ведь выучить паронимы для задания 5 — это не самоцель. Эти знания позволят избежать многочисленных речевых ошибок в письменных работах.

Обращаем внимание на то, что в заданиях РЕШУЕГЭ есть задания прошлых лет, и в них встречаются слова не из этого списка.

Записывайте слово в той форме, что требуется в предложении. Это требование основано на том, что в правилах заполнения бланков указано: если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т. п.), в которой оно должно стоять в предложении.

Вариант 11 ЕГЭ русский

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Идея биогенеза, основанная на древних восточных религиях, представляет собой гипотезу космического происхождения жизни на Земле, согласно которой жизнь существует во Вселенной вечно.
2) О космическом происхождении жизни на Земле, как гласит идея биогенеза, свидетельствуют наскальные изображения «семян жизни» –предметов, похожих на летательные аппараты.
3) Согласно персидским религиозным представлениям появившиеся на Земле «семена жизни» размножились и дали начало эволюции во Вселенной.
4) В соответствии с идеей биогенеза, основанной на древних восточных религиях, жизнь во Вселенной существует вечно, а на Земле она появилась благодаря занесённым из космоса простейшим организмам или их спорам.
5) Гипотеза биогенеза гласит, что жизнь на Землю из космоса могла быть занесена с помощью космических кораблей, присланных внеземными цивилизациями.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Благодаря
Вопреки
Насчёт
Согласно
Вне зависимости от

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
1) аэропортЫ
2) отозвалА
3) взялА
4) навЕрх
5) вернА
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово в той форме, что требуется в предложении.
1) М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.
2) В тот год вода была очень ВЫСОКАЯ: Волга текла прямиком по полям.
3) В этом году издательством впервые был выпущен календарь ПАМЯТНЫХ дат.
4) ЛЕСНЫЕ рыжие муравьи приносят неоценимую пользу человеку.
5) В ГАРАНТИРОВАННОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
более ШЕСТИСТА лет
ПОЕЗЖАЙТЕ
навстречу ЕЙ
нет ТУФЕЛЬ
ВЗГЛЯНИ на картину
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Г) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью
1) Успехи, которые достигнуты без особого труда, не должны успокаивать нас.
2) Сидевший за столом чиновник спросил посетителя, какое у вас ко мне дело.
3) Значительно различаясь словарным составом и грамматическим строем, языки мира обладают при этом общими структурными свойствами.
4) Вопреки предсказанию синоптиков началась метель.
5) Творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдававшей свои симпатии камерному музицированию.
6) Благодаря различных стилевых вкраплений в художественной речи создаётся иронический или юмористический характер повествования.
7) Выделив все грамматические основы, устанавливается структура предложения.
8) МГУ отпраздновало свой юбилей.
9) В результате раскопок учёные установили то, что ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
заж..гает
заг..реться
аккл..матизация
прил..жение
л..леять
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..града, пр..ютить
бе..помощный, ..горел
об..грел, поз..бросил
поз..вчера, нед..бор
под..йти, р..зобрать
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
застенч..вый
присва..вать
предвид..мый
догматич..ский
перенос..ца
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
вывал..шь
знач..мый
брош..нный
исправ..ться
неслыш..мый
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ВЫСОКОЕ облачное небо виднелось над горами.
Бывают, как нам часто кажется, ничего (НЕ)ЗНАЧАЩИЕ встречи с людьми, но общение с ними может стать началом долгой дружбы.
В этом городе редко встретишь праздного, ничем (НЕ)ЗАНЯТОГО человека.
Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.
Застройка Санкт-Петербурга с его бурыми железными крышами вовсе (НЕ)РАССЧИТАНА на то, чтобы её рассматривали сверху.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Пруд в парке, затянутый (ТЁМНО)ЗЕЛЁНОЙ ряской, стоял БУД(ТО) громадное чёрное зеркало.
(В)ТЕЧЕНИЕ часа разговор не смолкал: говорили в основном (НА)СЧЁТ предстоящего путешествия.
Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.
(В)ПРОЧЕМ, только неожиданный снегопад может заставить пернатых лететь дальше, (НЕ)ВЗИРАЯ на ветер и стужу.
С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Комнаты были устрое(1)ы с замечательной роскошью: стены обиты пёстрыми бухарскими коврами, потолки расписа(2)ы масля(3)ыми красками, на полах – настоящие персидские ковры.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУзапятую. Запишите номера этих предложений.
1) На столе лежали как журналы и газеты так и книги.
2) В Суздале и Пскове и Ростове Великом творили великие мастера.
3) Книга не только вводит читателя в богатый мир русского языка но и раскрывает законы языковой гармонии.
4) Мы выехали на тракт и скоро миновали посёлок и стоящую возле него церковь.
5) Вспомните каменную громаду Георгиевского собора под Новгородом или деревянную сказку Кижей!
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Утром метель улеглась, было тихо, только изредка набегал прохладный ветер (1) приподнимая (2) покрытые инеем (3) гривы лошадей (4) да шевелил ветви деревьев.
17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Всё (1) казалось (2) замерло перед надвигающейся бурей.
На улицах (3) к счастью (4) не было ни людей, ни машин.
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В печати не раз появлялись статьи (1) авторы (2) которых (3) пробуют объяснить загадки древней истории (4) с помощью гипотезы о космических пришельцах.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Оттепели всё чаще (1) но (2) пока ночи морозны (3) стеклянная бахрома сосулек не плавится (4) снег не тает.
20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Богатая роскошь природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые.

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! (2)Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? (3)Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших
наслаждений
(4)Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице. (5)Уже поздно, давно выпил свою вечернюю чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. (6)Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы. (7)Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!
(8)Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на её лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая – лицо её не больше пуговки.
(9)Но оно мне всё так же ясно видно: вижу, как она улыбнулась мне. (10)Мне нравится видеть её такой крошечной. (11)Я прищуриваю глаза ещё больше, и она делается ещё меньше. (12)Но я пошевелился – и очарование разрушилось. (13)Я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно. (14)Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.
– (15)Ты опять заснёшь, Николенька, – говорит мне maman, – ты бы лучше шёл наверх.
– (16)Я не хочу спать, maman, – ответишь ей, и неясные, но сладкие грёзы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят.
(17)Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаёшь её и ещё во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмёшь её к губам.
(18)Все уже разошлись; одна свеча горит в гостиной; maman сказала, что сама разбудит меня. (19)Это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос: «Вставай, моя душечка: пора идти спать».
(20)Ничьи равнодушные взоры не стесняют её: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. (21)Я не шевелюсь, но ещё крепче целую её руку.
– (22)Вставай же, мой ангел.
(23)Она другой рукой берёт меня за шею, и пальчики её быстро шевелятся и щекочут меня. (24)В комнате тихо, полутемно; мамаша сидит подле самого меня; я слышу её голос. (25)Всё это заставляет меня вскочить, обвить руками её шею, прижать голову к её груди. (26)Она ещё нежнее целует меня. (27)После этого, как, бывало, придёшь наверх и начнёшь укладываться в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Люблю папеньку и маменьку».
(28)Помню, завернёшься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, но о чём они?
(29)Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие. (30)Вспомнишь любимую фарфоровую игрушку – зайчика или собачку – уткнёшь её в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо,
тепло и уютно ей там лежать. (31)Ещё подумаешь о том, чтобы было счастие всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, и уснёшь тихо, спокойно.
(32)Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? (33)Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни?

(по Л. Н. Толстому*)

*Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – русский писатель, мыслитель, просветитель, почётный академик Петербургской академии наук.

1) Выпив чашку молока с сахаром, Николенька укладывался на кресло, под звуки голоса своей мамы погружался в сон, сквозь который чувствовал, как она нежной рукой проводит по его волосам.
2) Мама рассказчика всегда стеснялась взглядов посторонних людей и избегала ласкать своего сына прилюдно.
3) Воспоминания рассказчика о детстве связаны с образом любящей его матери и являются для него источником наслаждений.
4) В детстве рассказчик чувствовал себя беззаботным, весёлым, испытывал сильную потребность любви.
5) Мама Николеньки никогда не разрешала сыну задерживаться по вечерам в гостиной и относила его в кроватку.

1) В предложениях 1–3 представлено рассуждение.
2) Предложение 8 содержит элементы описания.
3) В предложениях 12–14 представлено повествование.
4) Предложение 25 называет причину того, о чём говорится в предложении 24.
5) В предложениях 32, 33 представлено повествование. .

23. Из предложения 31 выпишите синонимы (синонимическую пару).

24. Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Рассказывая о детстве героя, автор нередко использует приём – (А)_______ («счастливая» в предложении 1). С этой порой у героя связаны тёплые воспоминания, что выражает троп – (Б)________ («сладкие грёзы» в предложении 16, «нежная рука» в предложении 17, «чистой любовью и надеждами на светлое счастие» в предложении 29). Синтаксическое средство – (В)________ («Николенька» в предложении 15, «моя душечка» в предложении 19, «мой ангел» в предложении 22) – помогает создать образ мамы героя. Использованное в конце текста синтаксическое средство – (Г)________ (предложения 32 и 33) – позволяет автору обратиться напрямую к читателям».
Список терминов:
1) разговорная лексика
2) обращение
3) фразеологизм
4) олицетворение
5) вопросительные предложения
6) восклицательные предложения
7) противопоставление
8) эпитет
9) лексический повтор

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.

1. Ответ: 14|41
2. Ответ: согласно
3. Ответ: 1
4. Ответ: аэропорты
5. Ответ: гарантийном
6. Ответ: шестисот
7. Ответ: 87692
8. Ответ: акклиматизация
9. Ответ: беспомощныйсгорел
10. Ответ: догматический
11. Ответ: брошенный
12. Ответ: невысокое
13. Ответ: впрочемневзирая|невзираявпрочем
14. Ответ: 123
15. Ответ: 13|31
16. Ответ: 14|41
17. Ответ: 1234
18. Ответ: 1
19. Ответ: 1234
20. Ответ: богатая
21. Ответ: 134
22. Ответ: 45
23. Ответ: тихоспокойно|спокойнотихо
24. Ответ: 2
25. Ответ: 9825
26.

Пояснение.
Примерный круг проблем
Авторская позиция

1. Проблема восприятия окружающего мира ребёнком. (Как дети воспринимают окружающий мир?)
1. Мир воспринимается через призму любви, ребёнок желает видеть всех людей счастливыми.

2. Проблема восприятия детства как счастливой поры. (Является ли детство самой счастливой порой в жизни человека?)
2. Автор называет детство счастливой порой и считает, что не может быть лучше того времени, «когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни»

3. Проблема ценности детских воспоминаний в жизни человека. (В чём проявляется ценность воспоминаний о детстве?)
3. «Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений»

4. Проблема взаимоотношений матери и маленького ребёнка. (Какими должны быть отношения между мамой и ребёнком?)
Искренняя, трогательная любовь и забота мамы делает ребёнка счастливым, и он отвечает ей бесконечной любовью

* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте.

Подготовка к ЕГЭ. 11 класс.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Материал для использования при подготовке к выполнению ЕГЭ по русскому языку.

ВложениеРазмер
publikatsiya._podgotovka_k_ege.ppt 198.5 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Двенадцатое декабря. Классная работа. Подготовка к ЕГЭ.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3. (1)Идея биогенеза исходит из древних индусских и персидских религиозных представлений об отсутствии начала и конца у природных явлений и представляет собой одну из гипотез происхождения жизни на Земле. (2) этой версии жизнь существует во Вселенной вечно. (3)Простейшие организмы или их споры («семена жизни») могли быть из космоса занесены на Землю, где нашли благоприятные условия, размножились и дали начало эволюции от простых форм к более сложным

1 . В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 1. Идея биогенеза, основанная на древних восточных религиях, представляет собой гипотезу космического происхождения жизни на Земле, согласно которой жизнь существует во Вселенной вечно. 2. О космическом происхождении жизни на Земле, как гласит идея биогенеза, свидетельствуют наскальные изображения «семян жизни» – предметов, похожих на летательные аппараты. 3. Согласно персидским религиозным представлениям появившиеся на Земле «семена жизни» размножились и дали начало эволюции во Вселенной. 4. В соответствии с идеей биогенеза, основанной на древних восточных религиях, жизнь во Вселенной существует вечно, а на Земле она появилась благодаря занесённым из космоса простейшим организмам или их спорам. 5. Гипотеза биогенеза гласит, что жизнь на Землю из космоса могла быть занесена с помощью космических кораблей, присланных внеземными цивилизациями.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). 1. Благодаря 2. Вопреки 3. Насчёт 4. Согласно 5. Вне зависимости от

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. аэропортЫ отозвалА взялА навЕрх вернА

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1. М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы. 2. В тот год вода была очень ВЫСОКАЯ: Волга текла прямиком по полям. 3. В этом году издательством впервые был выпущен календарь ПАМЯТНЫХ дат. 4. ЛЕСНЫЕ рыжие муравьи приносят неоценимую пользу человеку. 5. В ГАРАНТИРОВАННОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. более ШЕСТИСТА лет ПОЕЗЖАЙТЕ навстречу ЕЙ нет ТУФЕЛЬ ВЗГЛЯНИ на картину

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 1) Успехи, которые достигнуты без особого труда, не должны успокаивать нас. Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 2) Сидевший за столом чиновник спросил посетителя, какое у вас ко мне дело. В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 3) Значительно различаясь словарным составом и грамматическим строем, языки мира обладают при этом общими структурными свойствами. Г) ошибка в построении сложноподчинённого предложения 4) Вопреки предсказанию синоптиков началась метель. Д) неправильное построение предложения с косвенной речью 5) Творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдававшей свои симпатии камерному музицированию. 6) Благодаря различных стилевых вкраплений в художественной речи создаётся иронический или юмористический характер повествования. 7) Выделив все грамматические основы, устанавливается структура предложения. 8) МГУ отпраздновало свой юбилей. 9) В результате раскопок учёные установили то, что ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. заж..гает заг..реться аккл..матизация прил..жение л..леять

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. пр..града, пр..ютить бе..помощный, ..горел об..грел, поз..бросил поз..вчера, нед..бор под..йти, р..зобрать

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. застенч..вый присва..вать предвид..мый догматич..ский перенос..ца

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е вывал..шь знач..мый брош..нный исправ..ться неслыш..мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 1. (НЕ)ВЫСОКОЕ облачное небо виднелось над горами. 2. Бывают, как нам часто кажется, ничего (НЕ)ЗНАЧАЩИЕ встречи с людьми, но общение с ними может стать началом долгой дружбы. 3. В этом городе редко встретишь праздного, ничем (НЕ)ЗАНЯТОГО человека. 4. Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески. 5. Застройка Санкт-Петербурга с его бурыми железными крышами вовсе (НЕ)РАССЧИТАНА на то, чтобы её рассматривали сверху.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 1. Пруд в парке, затянутый (ТЁМНО)ЗЕЛЁНОЙ ряской, стоял БУД(ТО) громадное чёрное зеркало. 2. (В)ТЕЧЕНИЕ часа разговор не смолкал: говорили в основном (НА)СЧЁТ предстоящего путешествия. 3. Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года. 4. (В)ПРОЧЕМ, только неожиданный снегопад может заставить пернатых лететь дальше, (НЕ)ВЗИРАЯ на ветер и стужу. 5. С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна Н. Комнаты были устрое(1)ы с замечательной роскошью: стены обиты пёстрыми бухарскими коврами, потолки расписа(2)ы масля(3)ыми красками, на полах – настоящие персидские ковры.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1. На столе лежали как журналы и газеты так и книги. 2. В Суздале и Пскове и Ростове Великом творили великие мастера. 3. Книга не только вводит читателя в богатый мир русского языка но и раскрывает законы языковой гармонии. 4. Мы выехали на тракт и скоро миновали посёлок и стоящую возле него церковь. 5. Вспомните каменную громаду Георгиевского собора под Новгородом или деревянную сказку Кижей!

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Утром метель улеглась, было тихо, только изредка набегал прохладный ветер (1) приподнимая (2) покрытые инеем (3) гривы лошадей (4) да шевелил ветви деревьев .

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Всё (1) казалось (2) замерло перед надвигающейся бурей. На улицах (3) к счастью (4) не было ни людей, ни машин.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В печати не раз появлялись статьи (1) авторы (2) которых (3) пробуют объяснить загадки древней истории (4) с помощью гипотезы о космических пришельцах.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Оттепели всё чаще (1) но (2) пока ночи морозны (3) стеклянная бахрома сосулек не плавится (4) снег не тает.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В этом романе мне показалось особенно интересным то, что герой целеустремленно стремится к намеченной цели.

(1)Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! (2)Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? (3)Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений… (4)Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице. (5)Уже поздно, давно выпил свою вечернюю чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. (6)Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы. (7)Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! (8)Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на её лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая – лицо её не больше пуговки. (9)Но оно мне всё так же ясно видно: вижу, как она улыбнулась мне. (10)Мне нравится видеть её такой крошечной. (11)Я прищуриваю глаза ещё больше, и она делается ещё меньше. (12)Но я пошевелился – и очарование разрушилось. (13)Я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно. (14)Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло. – (15)Ты опять заснёшь, Николенька, – говорит мне maman, – ты бы лучше шёл наверх. – (16)Я не хочу спать, maman, – ответишь ей, и неясные, но сладкие грёзы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят. (17)Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаёшь её и ещё во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмёшь её к губам. (18)Все уже разошлись; одна свеча горит в гостиной; maman сказала, что сама разбудит меня. (19)Это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос: «Вставай, моя душечка: пора идти спать». (20)Ничьи равнодушные взоры не стесняют её: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. (21)Я не шевелюсь, но ещё крепче целую её руку. – (22)Вставай же, мой ангел. (23)Она другой рукой берёт меня за шею, и пальчики её быстро шевелятся и щекочут меня. (24)В комнате тихо, полутемно; мамаша сидит подле самого меня; я слышу её голос. (25)Всё это заставляет меня вскочить, обвить руками её шею, прижать голову к её груди. (26)Она ещё нежнее целует меня. (27)После этого, как, бывало, придёшь наверх и начнёшь укладываться в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Люблю папеньку и маменьку». (28)Помню, завернёшься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, но о чём они? (29)Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие. (30)Вспомнишь любимую фарфоровую игрушку – зайчика или собачку – уткнёшь её в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. (31)Ещё подумаешь о том, чтобы было счастие всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, и уснёшь тихо, спокойно. (32)Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? (33)Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни? ( По Л.Н. Толстому *) * Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – русский писатель, мыслитель, просветитель, почётный академик Петербургской академии наук.

23. Из предложения 31 выпишите синонимы (синонимическую пару).

24. Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Рассказывая о детстве героя, автор нередко использует приём – (А)_______ («счастливая» в предложении 1). С этой порой у героя связаны тёплые воспоминания, что выражает троп – (Б)________ («сладкие грёзы» в предложении 16, «нежная рука» в предложении 17, «чистой любовью и надеждами на светлое счастие» в предложении 29). Синтаксическое средство – (В)________ («Николенька» в предложении 15, «моя душечка» в предложении 19, «мой ангел» в предложении 22) – помогает создать образ мамы героя. Использованное в конце текста синтаксическое средство – (Г)________ (предложения 32 и 33) – позволяет автору обратиться напрямую к читателям». Список терминов: 1) разговорная лексика 2) обращение 3) фразеологизм 4) олицетворение 5) вопросительные предложения 6) восклицательные предложения 7) противопоставление 8) эпитет 9) лексический повтор

Читайте также: