Ваз 2105 карданный вал схема

Обновлено: 05.07.2024

Карданная передача Ваз 2105 Жигули

120134 original ruk3 38

5.3.1 Карданная передача
Карданная передача 1 – болт крепления эластичной муфты к фланцу вторичного вала коробки передач; 2 – фланец вторичного вала коробки передач; 3 – резиновый элемент эластичной муфты; 4 – центрирующая втулка фланца переднего карданного вала; 5 – вкладыш эластичной муфты; 6 – .

5.3.2 Возможные неисправности, их причины и методы устранения
ПРИЧИНА МЕТОД УСТРАНЕНИЯ Стук в карданной передаче при трогании с места, при резком разгоне или переключении передач Ослабление затягивания болтов и гаек крепления эластичной муфты и фланцев карданных шарниров Затяните гайки моментами, указанными в подразделе 3.4 Увеличен.

5.3.3 Снятие и установка карданной передачи
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву. 2. Поставьте упоры под передние колеса, отпустите стояночный тормоз и установите рычаг переключения передач в нейтральное положение. 3. Поднимите задний мост так, чтобы задние колеса могли свободно.

5.3.4 Проверка технического состояния без разборки
Очистив и вымыв валы, проверьте карданные шарниры на легкость и плавность проворачивания вилок и на отсутствие значительных осевых и радиальных зазоров. Проверьте балансировку карданной передачи на балансировочном стенде, как указано подразделе 5.3.7. Если проворачивание вилок плавное, отсутств.

120494 original 3 46

5.3.5 Разборка
Выпрессовка подшипника из упругой опоры 1 – планка А.40005/2; 2 – лапки А.40005/11; 3 – съемник А.40005/4; 4 – лапки; 5 – упругая опора ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Нанесите метки (краской или керном), определяющие взаимное положение разделяемых деталей, чтобы соед.

5.3.6 Проверка технического состояния
Проверка эксцентричности ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Установите передний вал в центрах и, проворачивая, проверьте биение, которое не должно превышать: – на трубе, на расстоянии 70 мм от концевых сварных швов – 0,55 мм, по центру трубы – 0,35 мм, по наружным диаметрам шлиц – 0,1 мм.

120707 original 3 48

5.3.7 Сборка
Детали переднего карданного вала 1 – эластичная муфта; 2 – центрирующая втулка; 3 – фланец эластичной муфты; 4 – сальник; 5 – обойма сальника; 6 – карданный вал; 7 – пылеотражатель; 8 – подшипник; 9 – стопорное кольцо; 10 – гайка; 11 – вилка карданного шарнира; 12 .

120897 original 3 51

5.3.8 Балансировка валов
Схема динамической балансировки карданной передачи Если при ремонте заменялись детали карданной передачи, то ее балансировка обязательна. Динамическая балансировка карданных валов в собранном состоянии проводится на специальном стенде. При частоте вращения 5500 мин–1 наибольший.

Ваз 2105 карданный вал схема


Карданная передача. 1. Коробка передач; 2. Передний фланец эластичной муфты; 3. Эластичная муфта; 4. Задний фланец эластичной муфты; 5. Передний карданный вал; 6. Опора карданного вала; 7. Передний карданный шарнир; 8. Задний карданный вал; 9. Задний карданный шарнир; 10. Задний мост; 11. Ведущее колесо автомобиля; 12. Подушка опоры; 13. Корпус подшипника опоры; 14. Подшипник карданного вала; 15. Кронштейн опоры; 16. Поперечина промежуточной опоры; 17. Дистанционная втулка; 18. Резиновая втулка; 19. Стопорное кольцо игольчатого подшипника; 20. Игольчатый подшипник; 21. Сальник игольчатого подшипника; 22. Крестовина карданного шарнира; 23. Вилка карданного шарнира; 24. Гайка крепления вилки карданного шарнира; 25. Фланец-вилка карданного шарнира; 26. Балансировочная пластина; 27. Кронштейн безопасности переднего карданного вала; 28. Обойма сальника; 29. Пробка отверстия для смазки шлицев; 30. Упругий элемент эластичной муфты; 31. Металлический вкладыш эластичной муфты; 32. Вторичный вал коробки передач; 33. Гайка; 34. Уплотнитель центрирующего кольца; 35. Болты крепления эластичной муфты; 36. Центрирующее кольцо; 37. Центрирующая втулка; 38. Стопорное кольцо; 39. Сальник; 40. Шлицевой хвостовик переднего карданного вала; 41. Схема карданной передачи; 42. Карданный шарнир. Крутящий момент от вторичного вала коробки передач на механизмы заднего моста передается карданной передачей, которая работает в условиях изменяющегося угла передачи крутящего момента вследствие эластичной подвески заднего моста. При этом одновременно изменяется и расстояние между неподвижно закрепленной коробкой передач и качающимся задним мостом.

Поэтому в карданной передаче имеются элементы, укорачивающие или удлиняющие ее, а также изламывающиеся на определенный угол. Такими элементами яв- ляются: шлицевое соединение эластичной муфты 3 и три карданных шарнира - два жестких 7 и 9, один эластичный 3. Карданная передача двухвальная с промежуточной опорой 6, что значительно уменьшает ее вибрацию и биение. Между собой и шестерней главной передачи карданные валы соединены жесткими карданными шарнирами 7 и 9, а с вторичным валом коробки передач эластичным шарниром (муфтой) 3.

Эластичная муфта значительно снижает шум и вибрации карданной передачи и допускает передачу крутящего момента под углом. Муфта состоит из шести резиновых элементов 30, между которыми расположены металлические вкладыши 31. Упругие резиновые элементы муфты привулканизированы к вкладышам и составляют единое целое. Эластичная муфта расположена между двумя фланцами 2 и 4, которые соединены с муфтой болтами 35. При этом выступы вкладышей заходят в пазы фланцев, центрируя эластичную муфту на фланцах. На болты крепления муфты навернуты самоконтрящиеся гайки с нейлоновыми вставками.

Чтобы обеспечить беззазорное соединение муфты с фланцами и создать постоянный натяг в болтах крепления, отверстия в эластичной муфте под болты крепления выполнены от центра на большем диаметре, чем во фланцах. Поэтому прежде чем соединять муфту с фланцами, ее сжимают специальным хомутом до совпадения отверстий в муфте и фланцах, а затем устанавливают болты крепления. Этот же хомут используется и при снятии муфты.

Передний карданный вал 5 изготовлен из тонкостенной трубы, к торцам которой приварены шлицевые наконечники. На шлицах переднего наконечника 40 расположен фланец 4 эластичной муфты. Задний наконечник опирается на шариковый подшипник 14 промежуточной опоры 6. Подшипник расположен в стальном корпусе 13 и зафиксирован в нем стопорным кольцом. На валу подшипник зажат гайкой 24 между буртиком наконечника и вилкой 23 карданного шарнира. Подшипник закрытого типа, с уплотнителями, которые надежно удерживают в нем заложенную при сборке смазку.

Дополнительно подшипник защищен двумя грязеотражателями. Для поглощения вибраций карданной передачи корпус подшипника расположен в резиновой подушке 12, которая привулканизирована к металлическим поверхностям корпуса 13 подшипника и кронштейна 15 промежуточной опоры. Конфигурация подушки такова, что передний карданный вал может иметь некоторое осевое перемещение. Кронштейн 15 промежуточной опоры крепится к поперечине двумя болтами с гайками, а поперечина промежуточной опоры закреплена на двух болтах, приваренных к полу кузова.

На болты крепления установлены металлические дистанционные втулки 17 и резиновые втулки 18, которые изолируют поперечину от пола кузова. Для безопасности движения автомобиля под передним карданным валом установлен кронштейн 27 безопасности, не допускающий падение вала при разрушении эластичной муфты. Задний карданный вал 8 по своей конструкции отличается от переднего карданного вала тем, что по торцам трубы вала приварены не наконечники, а вилки карданных шарниров. При помощи карданных шарниров задний карданный вал соединяется одним концом с передним карданным валом, другим с шестерней главной передачи.

Карданный шарнир состоит из двух вилок 23, крестовины 22, четырех игольчатых подшипников 20, сальников 21 и стопорных колец 19. Крестовина соединяет между собой шарнирно две вилки; при этом шипы крестовины заходят в отверстия вилок. На шипы устанавливаются игольчатые подшипники, корпуса которых запрессованы в отверстия вилок с усилием 8000 Н (800 кгс). Подшипники при сборке смазываются смазкой ФИОЛ-2У.

Для удержания смазки в игольчатых подшипниках и их герметизации на каждый шип крестовины напрессована стальная обойма, в которой расположен сальник 21. Он уплотняет полость игольчатого подшипника. Корпуса подшипников удерживаются в отверстиях вилок стопорными кольцами 19. Эти кольца по толщине выпускаются пяти размеров. Подбором колец по толщине устанавливается осевой зазор крестовины в пределах 0.1-0,4 мм.

Этот зазор необходим для центрирования крестовины в вилках. Каждое кольцо окрашено в свой цвет. Цвет кольца зависит от толщины: кольцо толщиной 1,62 мм имеет желтый цвет, 1.59 - черный, 1,56 - синий, 1,53 - темно-коричневый, 1,50 естественный. Подбор стопорных колец осуществляется с помощью специального калибра, который имеет четыре щупа толщиной 1,53; 1,561; 1,59 и 1.62 мм.

Ваз 2105 карданный вал схема

КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА - устройство

Карданная передача состоит из двух трубчатых валов, соединенных между собой карданным шарниром, эластичной муфты 23 (смотрите рисунок 1) и промежуточной опоры 17.

Передний карданный вал 14 изготовлен из тонкостенной трубы, к обеим концам которой приварены шлицевые наконечники. На шлицах переднего наконечника расположен фланец 7, который через резиновую муфту 23 соединяется с фланцем 2 вторичного вала 10 коробки передач шестью болтами 1 и 6. Соосность соединяемых валов обеспечивает центрирующее кольцо 15, напрессованное на конец вторичного вала, и центрирующая втулка 4, запрессованная во фланец 7 карданного вала. Кольцо 15 фиксируется на валу стопорным кольцом 16.

Шлицевое соединение смазывается через отверстие, закрываемое пробкой 18. Смазка удерживается резиновым сальником 9, который расположен в стальной обойме 8, а с другой стороны уплотнителем 13, надетым на гайку 12 и поджимаемый ею.

Задний шлицевой наконечник вала 14 опирается на шариковый подшипник 39 промежуточной опоры. На шлицах наконечника гайкой 35 закреплена вилка 28 промежуточного карданного шарнира.

Задний карданный вал также изготовлен из тонкостенной трубы, по концам которой приварены вилки карданных шарниров.

Промежуточная опора поглощает вибрации карданной передачи. Она состоит из кронштейна, закрепленного на поперечине 26 болтами с гайками. Поперечина, в свою очередь, крепится гайками на болтах, приваренных к кузову. На болты крепления поперечины устанавливаются стальные распорные втулки 20 и резиновые изолирующие втулки 19, поджимаемые шайбами. В кронштейне расположена резиновая подушка, которая привулканизирована к поверхностям кронштейна и корпуса подшипника. В корпусе подшипника расположен радиальный шариковый подшипник 33 с уплотнителями, который фиксируется в корпусе стопорным кольцом 27. Пылеотражатели, установленные с обеих сторон подшипника, защищают подшипник от воздействия окружающей среды.

Эластичная муфта поглощает вибрации и шум карданной передачи. Она выполнена из шести резиновых элементов 3, между которыми размещены металлические вкладыши 5 с отверстиями для болтов 1 и 6. На вкладышах имеется шесть выступов, три из которых заходят в пазы фланца вторичного вала коробки передач, а остальные - в пазы фланца эластичной муфты. Этим обеспечивается центрирование эластичной муфты на фланцах.

Карданный шарнир состоит из двух закрепленных на валах вилок 28 и 33, которые соединяются между собой крестовиной 34. На полые шипы крестовины надеты корпуса игольчатых подшипников 30. Подшипник крестовины уплотняется сальником 31, расположенным в металлической обойме 32.

Игольчатые подшипники в сборе фиксируются в отверстиях вилок стопорными кольцами 29, которые по толщине делятся на пять размеров. Подбором стопорного кольца обеспечивается осевой зазор крестовины в пределах 0,01-0,04 мм.

С 1988 года на автомобили устанавливается карданная передача с шарнирами повышенной долговечности. Она внешне отличается увеличенной толщиной вилок по месту установки игольчатых подшипников, отсутствием металлических обойм под сальниками крестовины и более резким переходом трубы переднего карданного вала в шлицевой наконечник (примерно под углом 90°). Карданные шарниры имеют улучшенное уплотнение игольчатых подшипников. Это достигается применением сальников радиально-торцевого уплотнения. Корпуса игольчатых подшипников отштампованы из листовой стали, в отличие от точеных из прутковой стали в ранее применяемой карданной передаче.

Новые и ранее выпускаемые крестовины карданных шарниров взаимозаменяемы. Но устанавливать крестовины ВАЗ-2105 в вилки карданных валов ВАЗ-2101 очень нежелательно, так как в этих вилках уменьшается жесткость штампованных корпусов игольчатых подшипников.

В связи с изменением размеров вилок карданных шарниров изменена технология разборо-сборочных работ новых карданных шарниров. Поэтому в тексте описывается технология ремонта как старых, так и новых шарниров.

Устройство карданной передачи показано на рисунке 1, а крестовины с сальником радиально-торцевого уплотнения на рисунке 2

крестовины с сальником радиально-торцевого уплотнения

Возможные неисправности , их причины и методы устранения

Причина неисправности

Метод устранения

Стук в карданной передаче при троганнн с места, при резком разгоне или переключении передач

1 . Ослабление затягивания болтов и гаек крепления эластичной муфты и фланцев карданных шарниров

1. Затяните гайки моментами, указанными в приложении

2. Увеличенный окружной зазор в шпицевом соединении переднего карданного вала

2. Проверьте величину зазора; если он больше 0,30 мм, замените изношенные детали

3. Увеличенный зазор в подшипниках карданных шарниров

3. Отремонтируйте шарниры с заменой изношенных деталей

Шум н вибрация карданной передачи

1 .Деформация карданных валов

1 .Выправьте на прессе или замените валы

2. Несовпадение монтажных меток переднего вала и соответствующей муфты

2. Снимите карданную передачу и добейтесь совпадения меток, нанесенных при разборке

3. Дисбаланс карданных валов

3. Проверьте балансировку; при дисбапансе, превышающем 2,15 Н мм (220 гс мм), действуйте, как описано в главе "Балансировка валов"

4. Износ или повреждение центрирующей втулки фланца эластичной муфты и центрирующего кольца вторичного вала коробки передач

4. Замените фланец эластичной муфты в сборе с втулкой и центрирующее кольцо вторичного вала

5. Повышенный зазор в подшипнике промежуточной опоры

5. Замените подшипник

б. Повреждение промежуточной опоры

б. Замените опору

7. Ослабление затягивания гаек крепления поперечины к кузову автомобиля

7. Затяните гайки крепления поперечины

8. Повьппенный зазор в подшипниках карданных шарниров или заедание шарниров.

8. Отремонтируйте шарниры с заменой изношенных деталей

9. Ослабление обоймы сальника фланца эластичной муфты

9. Подожмите сальники обожмите его обойму; при утечке смазки замените сальник

10. Ослабление гайки крепления вилки переднего карданного вала

10. Отсоедините передний вал от заднего и затяните гайку, после чего гайку зачеканьте

11 . Недостаточная смазка шлицев ого соединения

11. Смажьте шпицев о е соединение смазкой ФИОЛ-1

Утечка смазки

1 . Ослабление обоймы сальника фланца эластичной муфты, износ уплотнения

1. Подожмите сальники обожмите его обойму, изношенный сальник замените

2. Повреждение или износ сальников карданных шарниров

2. Разберите шарниры и замените сальники

Снятие и установка

Автомобиль устанавливают на смотровую канаву, яму или подъемник . Под передние колеса устанавливают упоры , отпускают стояночный тормоз и ставят рычаг переключения передач в нейтральное положение. Вывешивают задний мост так, чтобы задние колеса могли свободно вращаться.

Снимите кронштейн безопасности.

Установите хомут А.70025 на эластичной муфте (смотрите рисунок) и, проворачивая вал, отверните гайки болтов крепления фланца эластичной муфты; снимите болты, а затем стяжной хомут.

От фланца ведущей шестерни главной передачи отсоедините задний карданный вал.

Отсоедините оттяжную пружину направляющей заднего троса стояночного тормоза.

Отсоедините от пола кузова поперечину промежуточной опоры и снимите карданную передачу в направлении передней части автомобиля.

Карданную передачу в сборе устанавливайте на автомобиль в порядке, обратном снятию.

Проверка технического состояния без разбора

Тщательно очистив и вымыв валы, проверьте карданные шарниры на легкость и плавность проворачивания вилок и на отсутствие значительных осевых и радиальных зазоров.

Проверьте балансировку карданной передачи на балансировочном стенде, как указано ниже.

Если проворачивание вилок плавное, отсутствуют заедания и ощутимые зазоры в подшипниках крестовины, дисбаланс карданной передачи не превышает 2,15 Н·мм (220 кгс·мм), а окружной зазор в шлицевом соединении не более 0,30 мм, то разборка карданной передачи не рекомендуется.

Разборка

Обязательно нанесите метки (краской или керном), определяющие взаимное положение разделяемых деталей, чтобы соединить их при сборке в том же положении и сохранить неизменной балансировку валов.

Установите в тиски передний карданный вал. Снимите стопорные кольца (смотрите рисунок 3).

Извлечение стопорных колец подшипников крестовины

Примечание. Перед разборкой карданных шарниров нанесите метки на стопорных кольцах и соответствующих вилках, чтобы при сборке установить кольца на прежние места.

Выпрессуйте корпуса подшипников из вилки карданного шарнира, используя струбцину 67.7823.9522 (смотрите рисунок 4) или выколотку с молотком.

Выпрессовка подшипников крестовины из вилок карданного шарнира

В шарнирах новой конструкции выпрессовывать игольчатые подшипники таким образом невозможно из-за увеличенной толщины вилки шарнира. Поэтому корпуса подшипников выпрессовывают в следующем порядке:

- установите карданный вал одной из вилок карданного шарнира на опору 1 (смотрите рисунок 5а) пресса. Через специальную втулку 2 штоком пресса переместите другую вилку (позиция 3) шарнира вниз до упора в крестовину;

- повернув вилку шарнира на 180°, повторите указанные операции, то есть переместите другой конец вилки вниз до упора в крестовину. При выполнении этих операций противоположный подшипник крестовины частично выйдет из отверстия вилки и в полученный зазор между вилкой и крестовиной можно будет установить втулку 1 (смотрите рисунок 5б) с боковым вырезом;

- установив втулку 1 (смотрите рисунок 5б) на шип крестовины, переместите вилку шарнира вниз до выпрессовки подшипника 2;

- используя указанные приемы, выпрессуйте другие подшипники крестовины.

Разборка карданного шарнира (новый конструкции)

Снятие вилки с переднего карданного вала

Отверните гайку крепления вилки карданного шарнира к переднему валу. Снимите вилку съемником А.40005/1/5 (смотрите рисунок 6).

Под прессом с помощью подкладных полуколец (смотрите рисунок 7) снимите с переднего вала промежуточную опору в комплекте с подшипником и пылеотражателями.


Для разборки промежуточной опоры снимите стопорное кольцо (смотрите рисунок 8), затем съемником А.40005/ 2/4/11 выпрессуйте подшипник из опоры (смотрите рисунок 9).



Разберите задний вал, используя вышеописанные приемы.

Проверка технического состояния

Проверка эксцентричности

Установите вал в центрах и, проворачивая, проверьте биение, которое не должно превышать:

- на трубе, на расстоянии 70 мм от концевых сварных швов - 0,55 мм, по центру трубы - 0,35 мм, по наружным диаметрам шлиц - 0,1 мм.

Установите вал в центрах. Проворачивая вал, проверьте биение, которое не должно превышать:

- на трубе, на расстоянии 70 мм от концевых сварных швов - 0,55 мм, по центру трубы - 0,35 мм.

Если биение превышает допустимые пределы, выправьте валы под прессом. При большом биении валы рекомендуется заменить.

Проверьте окружной зазор в шлицевом соединении скользящей вилки переднего карданного вала. Предельно допустимый окружной зазор по среднему диаметру шлиц 0,30 мм.

Проверьте состояние обоймы и сальника скользящей вилки. При необходимости замените сальник, а при повреждении и обойму.

Проверьте состояние корпусов подшипников, игл, шипов крестовины, сальников, обойм и вилок.

Если повреждены или изношены корпуса подшипников, иглы и шипы крестовины, а также сальники или их обоймы, замените крестовину в сборе с подшипниками.

Диаметр отверстия вилки под игольчатый подшипник не должен превышать 23,825 мм.

Проверьте состояние резиновых элементов эластичной муфты. При отслоения резины от металлических вкладышей или наличии трещин, эластичную муфту необходимо заменить.

Фланец эластичной муфты

Внимательно проверьте состояние центрирующей втулки фланца эластичной муфты. При значительном износе или повреждении втулки замените фланец в сборе.

Внимательно проверьте состояние подшипника, проворачивая внутреннее кольцо в обоих направлениях и одновременно прижимая его к наружному кольцу. При этом внутреннее кольцо подшипника должно вращаться плавно, без заеданий. Тщательно проверьте состояние уплотнителей подшипника. Если подшипник изношен или поврежден, его необходимо заменить новым. Проверьте, нет ли повреждений или деформаций промежуточной опоры, при необходимости замените ее новой.

Сборка карданного вала

Карданные валы собирают в последовательности, обратной разборке, с учетом следующих указаний:

- на шлицевые соединения нанесите смазку ФИОЛ-1;

- при соединении деталей правильно совместите метки, нанесенные на разъединяемые детали перед разборкой;

- после сборки шлицевого соединения, прижимая сальник на 0,3-0,5 мм осевой нагрузкой, обожмите обойму на проточке вилки;

- гайку крепления вилки переднего карданного вала затяните динамометрическим ключом и зачеканьте.

При сборке промежуточной опоры запрессуйте подшипник оправкой А.70045 (смотрите рисунок 10) и установите в проточке опоры стопорное пружинное кольцо.

Запрессовка подшипника в упругую опору карданного вала

Наденьте на задний конец переднего карданного вала пылеотражатель 7 (смотрите рисунок 1), а затем оправкой А.74035 (смотрите рисунок 12) запрессуйте опору с подшипником и наденьте второй пылеотражатель 12 (смотрите рисунок 11), напрессуйте на вал вилку 11 переднего карданного вала и закрепите ее гайкой: как указано выше.

Детали переднего карданного вала

Установка упругой опоры на передний карданный вал

Сборку карданного шарнира (старой конструкции) проводите в следующем порядке:

Удалите старую загустевшую смазку, заполните полости в шипах крестовины и смажьте внутреннюю поверхности корпусов подшипников смазкой ФИОЛ-2У (0,4-0,6г на каждый подшипник). Смажьте тонким слоем шипы крестовины, чтобы при сборке не образовалось воздушной подушки. Вставьте в вилку шипы крестовины.

Наденьте корпуса подшипников с иглами на шипы крестовины и запрессуйте в отверстие вилки усилием 7840 Н (800 кгс). Установите на прежние места (ориентируясь по меткам) стопорные кольца в проточках вилки. Затем внимательно проверьте осевой свободный ход крестовины, который должен быть 0,01-0,04 мм. Если свободный ход больше указанного, замените одно стопорное кольцо меньшей толщины на кольцо большей толщины.

В случае замены деталей карданного шарнира подбор стопорных колец по толщине осуществляется калибром 41.8734.4092, который имеет четыре лепестка разной толщины (1,53; 1,56; 1,59; 1,62 мм). Для этого установите стопорное кольцо 2 (смотрите рисунок 13) толщиной 1,56 мм. При запрессовке подшипников, когда крестовина упирается в корпус подшипника (в этом случае зазоров нет) калибром 41.8734.409 определите расстояние между корпусом подшипника и торцом кольцевой канавки. В зависимости от замеренного расстояния с учетом осевого зазора, равного 0,01-0,04 мм, вставьте второе стопорное кольцо соответствующей толщины.

Сборка карданного шарнира

Примечание. Стопорные кольца поставляются в запасные части пяти (семи)* размеров (по толщине, мм), каждый из которых имеет определенный цвет: 1,50 (1,45)* - естественный; 1,53 (1,52)* - темно-коричневый; 1,56 (1,56)* - синий; 1,59 (1,60)* - черный; 1,62 (1,48)* - желтый; (1,64; 1,67)* - цвета не обозначены и их толщина определяется замером.

* Для шарнира новой конструкции

Например, если проходит лепесток 1,56 мм, то следует установить кольцо 1,53 мм. Если лепесток наименьшей толщины (1,53 мм) не входит в канавку, то кольцо 2 замените другим 1,50 мм. Если лепесток наибольшей толщины (1,62 мм) входит в канавку с зазором, то кольцо 2 замените другим, толщиной 1,62 мм.

После того, как установили стопорные кольца, ударьте по вилкам молотком с пластмассовым бойком. Под действием удара и упруго сжатых сальников зазор между донышками подшипников и стопорными кольцами выбирается и появляются зазоры между корпусами подшипников и торцами шипов крестовины. После сборки проверьте легкость прововачивания шарнира и балансировку карданной передачи.

Сборка карданного шарнира со штампованными корпусами игольчатых подшипников из листовой стали имеет свои особенности:

- замер зазора между корпусом подшипника и торцом кольцевой канавки проводится двумя калибрами, один из которых имеет набор лепестков щупа толщиной 1,45; 1,48; 1,52; 1,56 мм, а другой - 1,60; 1,64; 1,67 мм;

- если лепесток щупа наименьшей толщины (1,45 мм) не входит в зазор между корпусом подшипника и торцом кольцевой канавки, то кольцо 2 (смотрите рисунок 13) толщиной 1,56 мм замените другим, толщиной 1,45 мм;

- если лепесток щупа наибольшей толщины (1,67 мм) входит в зазор неплотно, то установите в данный зазор кольцо толщиной 1,67 мм, кольцо 2 удалите и повторите заново операции по подбору толщины кольца;

- если лепесток щупа входит в зазор плотно, то установите в канавку кольцо, толщина которой равна размеру щупа;

- усилие запрессовки игольчатых подшипников в отверстия вилокне должно превышать 10000 Н (1000 кгс);

- замер зазора щупом проводите со стороны карданного вала.

Балансировка карданных валов

В случае, если при ремонте заменялись детали карданной передачи, то обязательна необходима балансировка. Динамическая балансировка карданной передачи проводится на специальном стенде.

При частоте вращения 5500 мин -1 наибольший допустимый дисбаланс на опорах "А","В","С"(смотрите рисунок 14) не должен превышать 1,71 Н·мм (175 гс·мм), а при проверке балансировки 2,15 Н·мм (220 гс·мм). Уравновешивание достигается привариванием металлических пластин 25 (смотрите рисунок 1).

Самостоятельная диагностика и устранение неисправностей карданной передачи ВАЗ 2107

Карданный вал на автомобилях семейства ВАЗ является довольно надёжным узлом. Однако и он нуждается в периодическом обслуживании. Все неисправности карданной передачи следует устранять в кратчайшие сроки. В противном случае могут возникнуть более серьёзные и дорогостоящие неприятности.

Назначение и устройство карданного вала ВАЗ 2107

Карданный вал — механизм, соединяющий коробку передач с редуктором заднего моста и предназначенный для передачи крутящего момента. Наибольшее распространение передача такого типа получила на автомобилях с задним и полным приводом.

Устройство кардана

Карданный вал ВАЗ 2107 состоит из следующих элементов:

  • одна или несколько секций из тонкостенной полой трубы;
  • шлицевое раздвижное соединение;
  • вилка;
  • крестовина;
  • подвесной подшипник;
  • элементы крепления;
  • задний подвижный фланец.

Устройство кардана ВАЗ 2107

Карданная передача быть одновальной или двухвальной. Второй вариант предполагает использование промежуточного механизма, к задней части которого прикреплён хвостовик со шлицами снаружи, а на передней через шарнир зафиксирована скользящая втулка. В одновальных конструкциях промежуточный участок отсутствует.

Передняя часть кардана крепится к коробке передач через подвижную муфту на шлицевом соединении. Для этого на конце вала есть отверстие с внутренними шлицами. Устройство кардана предполагает продольное перемещение этих шлицов в момент вращения. Конструкцией также предусмотрен подвесной подшипник, прикреплённый с помощью кронштейна к кузову. Он является дополнительной точкой крепления кардана и предназначен для ограничения амплитуды его движения.

Между средним и передним элементом карданного вала расположена вилка. Вместе с крестовиной она передаёт крутящий момент при изгибе кардана. Задняя часть вала прикреплена к редуктору заднего моста через фланец. Хвостовик посредством внешних шлицов входит в зацепление с фланцем главной передачи.

Кардан является унифицированным для всех классических моделей ВАЗ.

Устройство крестовины

Крестовина ВАЗ 2107 предназначена для совмещения осей кардана и передачи момента при изгибе его элементов. Шарнир обеспечивает соединение вилок, прикреплённых к концам механизма. Основным элементом крестовины являются игольчатые подшипники, благодаря которым кардан может двигаться. Эти подшипники вставляются в отверстия вилок и фиксируются стопорными кольцами. При износе шарнира карданный вал начинает стучать во время движения. Изношенная крестовина всегда меняется на новую.

Устройство крестовины ВАЗ 2107

Виды карданных валов

Карданные валы бывают следующих типов:

  • с шарниром равных угловых скоростей (ШРУС);
  • с шарниром неравных угловых скоростей (классическая конструкция);
  • с полукарданными упругими шарнирами;
  • с жёсткими полукарданными шарнирами.

Классический кардан состоит из вилки и крестовины с игольчатыми подшипниками. Такими валами оснащается большая часть заднеприводных автомобилей. Карданы со ШРУСами обычно устанавливаются на внедорожниках. Это позволяет полностью устранить выбрацию.

Виды карданов

Механизм с упругими шарнирами состоит из резиновой муфты, способной передавать крутящий момент при углах не более 8˚. Так как резина довольно мягкая, кардан обеспечивает плавное начало движения и предотвращает резкие нагрузки. Такие валы не нуждаются в техническом обслуживании. Жёсткий полукарданный шарнир имеет сложную конструкцию, предполагающую передачу крутящего момента благодаря зазорам в шлицевом соединении. Такие валы имеют ряд недостатков, связанных с быстрым износом и сложностью изготовления, и в автомобильной индустрии не используются.

Шрусовый кардан

Несовершенство конструкции классического кардана на крестовинах проявляется в том, что при больших углах возникают вибрации и теряется крутящий момент. Карданный шарнир может отклониться максимум на 30–36˚. При таких углах механизм может заклинить или совсем выйти из строя. Этих недостатков лишены карданные валы на ШРУСах, обычно состоящие из:

  • шариков;
  • двух колец (наружного и внутреннего) с канавками для шариков;
  • сепаратора, ограничивающего движение шариков.

Максимально возможный угол наклона кардана такой конструкции составляет 70˚, что заметно выше, чем у вала на крестовинах. Существуют и другие конструкции шрусовых карданов.

Кардан на ШРУСах

Крепление кардана ВАЗ 2107

Кардан ВАЗ 2107 крепится в нескольких местах:

  • задняя часть фиксируется болтами к фланцу редуктора заднего моста;
  • передняя часть представляет собой подвижное шлицевое соединение с эластичной муфтой;
  • средняя часть кардана крепится к кузову через поперечину подвесного подшипника.

Болты крепления кардана

Для крепления кардана на ВАЗ 2107 используются четыре болта размерностью М8х1.25х26 с конической головкой. На них накручивается самостопорящаяся гайка с кольцом из нейлона. Если болт при закручивании или откручивании проворачивается, его стопорят отвёрткой.

Болт крепления кардана ВАЗ 2107

Эластичная муфта

Эластичная муфта представляет собой промежуточный элемент для соединения крестовины кардана и вторичного вала коробки. Для снижения вибрации она изготовлена из резины высокой прочности. Муфта снимается при механических повреждениях для замены или при ремонте коробки передач. При установке старой муфты потребуется хомут соответствующего размера для её стягивания. Новые эластичные муфты обычно продаются в комплекте с хомутом, который после установки снимается.

Эластичная муфта ВАЗ 2107

Неисправности кардана

Карданный вал ВАЗ 2107 в процессе эксплуатации под воздействием постоянных нагрузок изнашивается. Больше всего износу подвергается крестовина. В результате кардан теряет свои оригинальные характеристики, появляется вибрация, стуки и т. п.

Вибрация

Иногда во время движения на ВАЗ 2107 начинает вибрировать кузов. Причина этого обычно кроется в карданной передаче. Это может быть установка вала изначально низкого качества или неправильная сборка узла. Вибрация может появиться и при механических воздействиях на кардан при наезде на препятствия или при ДТП. Такая проблема также может быть следствием неправильной закалки металла.

Причин, приводящих к дисбалансу карданной передачи, немало. Вибрация может появиться при больших нагрузках. Кроме этого, кардан ВАЗ 2107 может деформироваться даже при нечастой эксплуатации автомобиля. Это тоже приведёт к возникновению вибрации. В таких ситуациях требуется балансировка или замена узла, причём проблема должна быть устранена немедленно. В противном случае вибрация кардана может привести к разрушению крестовин и редуктора заднего моста, и стоимость ремонта многократно возрастёт.

Подвесной подшипник ВАЗ 2107

Кроме этого, вибрация может могут возникнуть из-за резинового элемента подвесного подшипника. Резина со временем становится менее эластичной, и баланс может нарушиться. Выработка подшипника тоже может привести к вибрации кузова при трогании с места. Это, в свою очередь, может стать причиной преждевременного выхода из строя крестовин. При покупке нового подвесного подшипника особое внимание следует обратить на эластичность резиновой подвески и лёгкость вращения самого подшипника. Никаких заеданий и люфтов быть не должно.

Неисправности и износ отдельных элементов карданного вала ВАЗ 2107 в результате трения приводит к образованию люфтов в механизме и, как следствие, к появлению стуков. Наиболее часто причинами стука является:

  1. Неисправная крестовина. Стук появляется в результате износа и разрушения подшипников. Деталь следует заменить.
  2. Ослабления затяжки болтов крепления кардана. Проблема решается осмотром и затягиванием ослабленных соединений.
  3. Сильный износ шлицевого соединения. В этом случае меняют шлицы карданной передачи.
  4. Люфт подвесного подшипника. Подшипник меняется на новый.

Шлицевое соединение карданной передачи ВАЗ 2107

Для увеличения срока службы элементов карданной передачи необходимо их периодическое обслуживание, предполагающее смазку с помощью специального шприца. Если крестовины являются необслуживаемыми, при появлении люфта их просто заменяют. Подвесной подшипник и крестовины смазываются «Литолом-24» через каждые 60 тыс. км. пробега, а шлицевая часть — «Фиолом-1» через каждые 30 тыс. км.

Щелчки при трогании

Часто при трогании классических моделей ВАЗ можно услышать щелчки. Они имеют характерный металлический звук, являются следствием люфта в каком-либо элементе кардана и могут быть вызваны следующими причинами:

  • вышла из строя крестовина;
  • выработалось шлицевое соединение;
  • ослаблены болты крепления кардана.

В первом случае крестовина меняется на новую. При выработке шлицевого соединения потребуется заменить передний фланец кардана. Если же это не поможет, придётся менять карданный вал полностью. При ослаблении болтов крепления их необходимо просто надёжно затянуть.

Крестовина кардана

Ремонт кардана ВАЗ 2107

Демонтировать кардан ВАЗ 2107 для ремонта или замены можно без эстакады или подъёмника. Для этого потребуется:

  • рожковый и торцевой ключи на 13;
  • плоская отвёртка;
  • головка на 13 с воротком или трещоткой;
  • молоток;
  • пассатижи.

Инструменты для ремонта

Демонтаж кардана

Для ремонта или замены эластичной муфты кардан потребуется снять с автомобиля. Его демонтаж осуществляется в следующем порядке:

  1. Стояночным тормозом фиксируются задние колёса.
  2. Откручиваются четыре болта крепления кардана к заднему редуктору.

Крепление карданного вала

Крепление подвесного подшипника

Демонтаж кардана

Метки на кардане

Замена крестовины кардана

Если в шарнирах появился люфт, крестовину обычно меняют на новую. Дело в том, что изношенные игольчатые подшипники ремонту не подлежат. Демонтаж крестовины после снятия кардана осуществляется следующим образом:

    Специальным съёмником или подручными инструментами вынимают стопорные кольца, удерживающие стаканы шарниров в пазах.

Стопорное кольцо

Демонтаж крестовины

Новая крестовина

Видео: замена крестовины ВАЗ 2107

Замена подвесного подшипника

Если подшипник или резиновая подвеска выработали свой ресурс, замена производится в следующем порядке:

    С автомобиля снимают кардан и разъединяют вилки в его центральной части.

Разъединение вилок кардана

Гайка крепления подшипника

Выпрессовка вилки

Болты крепления подшипника

Демонтаж подвесного подшипника

Разборка подшипника

Видео: замена подвесного подшипника ВАЗ 2107

Сборка кардана

Сборка и установка карданного вала на ВАЗ 2107 производится в обратной последовательности. При этом следует обращать внимание на следующие немаловажные моменты:

  1. При ремонте подвесного подшипника перед установкой вилки шлицевое соединение и саму вилку необходимо смазать. Лучше всего для этого подойдёт «Литол».
  2. Гайку крепления вилки следует закручивать динамометрическим ключом с моментом 79,4–98 Нм. После этого гайку нужно зафиксировать металлической наставкой.

Затяжка гайки

Крепление обоймы

Шприцевание шлицевого соединения

Проверка зазора

Крепление кардана к муфте

При сборке рекомендуется смазать все болтовые соединения. Это заметно облегчит ремонтные работы в будущем.

Балансировка кардана ВАЗ 2107

При возникновении вибрации из-за дисбаланса карданного вала потребуется его балансировка. Самостоятельно сделать это проблематично, поэтому обычно обращаются в автосервис. Балансируют кардан следующим образом.

  1. Карданный вал устанавливают на специальный станок, на котором измеряют ряд параметров.
  2. На одну из сторон кардана прикрепляют груз и снова тестируют.
  3. Измеряют параметры кардана с грузом, прикреплённым к противоположной стороне.
  4. Вал переворачивают вал на 180˚ и повторяют измерения.

Полученные результаты позволяют отбалансировать кардан, приварив в установленные по результатам измерений места грузы. После этого ещё раз проверяют баланс.

Видео: балансировка кардана

Народные умельцы придумали, как отбалансировать кардан ВАЗ 2107 своими руками. Процедура представляет собой следующее:

  1. Карданный вал условно разделяют на четыре равные части, предварительно загнав авто на яму или эстакаду.
  2. К первой части кардана прикрепляют грузик весом около 30 г и проводят тестирование.
  3. Выезжают на дорогу с ровным покрытием и проверяют, уменьшилась или увеличилась вибрация.
  4. Действия повторяются с грузиком, прикреплённым на другую часть кардана.
  5. После определения проблемной части кардана подбирают вес грузика. Для этого автомобиль тестируется на ходу с грузиками разной массы. Когда вибрация исчезнет, грузик приваривается к кардану.

Грузик на кардане

Очевидно, что народным способом добиться высокой точности балансировки не удастся.

Ремонт карданной передачи ВАЗ 2107 не представляет особой сложности даже для неискушённых автовладельцев. Необходимо лишь желание, свободное время, минимальный набор слесарных инструментов и тщательное следование инструкциям специалистов.

Карданная передача

5.3.1 Карданная передача

Карданная передача 1 – болт крепления эластичной муфты к фланцу вторичного вала коробки передач; 2 – фланец вторичного вала коробки передач; 3 – резиновый элемент эластичной муфты; 4 – центрирующая втулка фланца переднего карданного вала; 5 – вкладыш эластичной муфты; 6 – бол. Выпрессовка подшипника из упругой опоры 1 – планка А.40005/2; 2 – лапки А.40005/11; 3 – съемник А.40005/4; 4 – лапки; 5 – упругая опора ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Нанесите метки (краской или керном), определяющие.

5.3.7 Сборка

Детали переднего карданного вала 1 – эластичная муфта; 2 – центрирующая втулка; 3 – фланец эластичной муфты; 4 – сальник; 5 – обойма сальника; 6 – карданный вал; 7 – пылеотражатель; 8 – подшипник; 9 – стопорное кольцо; 10 – гайка; 11 – вилка. Схема динамической балансировки карданной передачи Если при ремонте заменялись детали карданной передачи, то ее балансировка обязательна. Динамическая балансировка карданных валов в собранном состоянии проводится на специальном стенде. При частоте вращения 5500 мин–1 наибольший допустимый дисбаланс на опорах А, В, С не должен превыш.

Руководства по маркам

  • Audi
  • BMW
  • Chevrolet
  • Citroen
  • Daewoo
  • Ford
  • Honda
  • Hyundai
  • Infiniti
  • Isuzu
  • Jeep
  • Kia
  • Lexus
  • Mazda
  • Mercedes
  • Mitsubishi
  • Nissan
  • Opel
  • Peugeot
  • Renault
  • Saab
  • Skoda
  • Subaru
  • Suzuki
  • Toyota
  • Volkswagen
  • Volvo
  • АЗЛК
  • ВАЗ
  • ГАЗ
  • Иж
  • УАЗ

AutoDocBook

Читайте также: