Вазы из глины своими руками на гончарном круге

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Как сделать вазу на гончарном круге

Никогда бы не подумала, что гончарное ремесло может быть таким интересным и захватывающим. Но оказалось, что это именно так. И в этом я убедилась лично, придя на урок по гончарном мастерству, на котором сама, своими руками сделала вазу.

Урок проходил в уютной студии с сумасшедшим видом на Финский залив с 14 этажа. Там меня встретила девушка Анжелика, которая и была моим учителем. Сначала нужно было нарисовать эскиз того, что хотелось бы сделать. Потом Анжелика рассказала немного теории и усадила за гончарный круг.

Мне дали кусочек глины – ровно столько, чтобы поместилась в моих ладонях, и я могла бы с ней работать. Но перед тем как опустить глину на гончарный круг – её нужно хорошенько отбить в руках – сделать колобка и заодно удалить из глины весь воздух.

Знаете, что меня больше всего восхищает в таких занятиях – это возможность создать что-то из ничего. Вот мне дали кусочек глины и из этого я решила сделать вазу. Честно скажу, я была уверена, что никакой вазы у меня не получится. Мало того, что я рисовать не умею, и ваза на моём эскизе больше похожа на трапецию, да и делать что-то руками – это не моя история…

Но раз уж пришла :) Начинаем работу с глиной на гончарном круге. Не удивляйтесь тазику с водой:) Вода – это необходимый инструмент при работе с глиной.

Расстроенное лицо и красный нос выдают тот факт, что я плакала :) у меня никак не получалось «успокоить» глину и от того, что я не понимала, как это сделать, я расплакалась :) Вот они творческие муки :)

И в какой-то момент мне даже хотелось встать и уйти. Но стоит отдать должное мастеру Анжелике – она помогла мне поверить в свои силы и даже виду не подала, что что-то не так.

А вообще, возиться с глиной очень приятно!

Самое интересное – начинаю первые шаги для моей будущей вазы.

Знаете, когда купаешься в водоёмах с илистым дном, ноги слегка проваливаются и их как будто бы подсасывает? Вот тут очень похожие ощущения, когда внедряешь палец внутрь глины.

В несколько заходов мне нужно сделать расширение.

Вот тут начинается азарт – появляются проблески того, что из глины действительно можно что-то сделать.

Вот какую штуку намутила! Анжелика помогает «успокоить» глину а то та иногда как разойдётся:)))

Хоп, и уже выпуклость готова!

Начинаю формировать дно вазы.

После сформированного дна и работы над расширением верха моя ваза практически готова! Осталось только удалить лишнюю влагу, что я и делаю с помощью этой губки на палочке.

Теперь в моих руках тонкая проволочка, с помощью которой я «отрезаю» готовое изделие от гончарного круга.

Анжелика напускает воды между дном изделия и кругом, чтобы можно было легко снять мой вазон.

Вуаля! Кусочек глины, немного слёз, таз воды и вазон готов :)

Далее глина подлежит просушке и обжигу в печи. Но этот процесс недоступен глазам учеников.

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Никогда бы не подумала, что гончарное ремесло может быть таким интересным и захватывающим. Но оказалось, что это именно так. И в этом я убедилась лично, придя на урок по гончарном мастерству, на котором сама, своими руками сделала вазу.

Урок проходил в уютной студии с сумасшедшим видом на Финский залив с 14 этажа. Там меня встретила девушка Анжелика, которая и была моим учителем. Сначала нужно было нарисовать эскиз того, что хотелось бы сделать. Потом Анжелика рассказала немного теории и усадила за гончарный круг.

Мне дали кусочек глины – ровно столько, чтобы поместилась в моих ладонях, и я могла бы с ней работать. Но перед тем как опустить глину на гончарный круг – её нужно хорошенько отбить в руках – сделать колобка и заодно удалить из глины весь воздух.

Знаете, что меня больше всего восхищает в таких занятиях – это возможность создать что-то из ничего. Вот мне дали кусочек глины и из этого я решила сделать вазу. Честно скажу, я была уверена, что никакой вазы у меня не получится. Мало того, что я рисовать не умею, и ваза на моём эскизе больше похожа на трапецию, да и делать что-то руками – это не моя история…

Но раз уж пришла :) Начинаем работу с глиной на гончарном круге. Не удивляйтесь тазику с водой:) Вода – это необходимый инструмент при работе с глиной.

Расстроенное лицо и красный нос выдают тот факт, что я плакала :) у меня никак не получалось «успокоить» глину и от того, что я не понимала, как это сделать, я расплакалась :) Вот они творческие муки :)

И в какой-то момент мне даже хотелось встать и уйти. Но стоит отдать должное мастеру Анжелике – она помогла мне поверить в свои силы и даже виду не подала, что что-то не так.

А вообще, возиться с глиной очень приятно!

Самое интересное – начинаю первые шаги для моей будущей вазы.

Знаете, когда купаешься в водоёмах с илистым дном, ноги слегка проваливаются и их как будто бы подсасывает? Вот тут очень похожие ощущения, когда внедряешь палец внутрь глины.

В несколько заходов мне нужно сделать расширение.

Вот тут начинается азарт – появляются проблески того, что из глины действительно можно что-то сделать.

Вот какую штуку намутила! Анжелика помогает «успокоить» глину а то та иногда как разойдётся:)))

Хоп, и уже выпуклость готова!

Начинаю формировать дно вазы.

После сформированного дна и работы над расширением верха моя ваза практически готова! Осталось только удалить лишнюю влагу, что я и делаю с помощью этой губки на палочке.

Теперь в моих руках тонкая проволочка, с помощью которой я «отрезаю» готовое изделие от гончарного круга.

Анжелика напускает воды между дном изделия и кругом, чтобы можно было легко снять мой вазон.

Вуаля! Кусочек глины, немного слёз, таз воды и вазон готов :)

Далее глина подлежит просушке и обжигу в печи. Но этот процесс недоступен глазам учеников.

Как сделать вазу из глины

Глиняная посуда издавна считалась сочетанием практичности и эстетичности. Глина на протяжении долгих веков использовалась в качестве основного материала для изготовления большинства бытовых предметов. Это был незаменимый элемент для всех хозяек, которые ценили надежность и красоту. Одним из самых распространённых глиняных предметов, вот уже несколько тысячелетий, остаётся ваза из глины. Даже сейчас она пользуется большим спросом, особенно среди рукодельников. И это неудивительно, ведь процесс её изготовления завораживает своими утонченными движениями, сближает людей между собой и может стать памятным подарком для близкого человека или восхитительным домашним декором.

ваза из глины своими руками

Как сделать вазу ручным способом

Ваза из глины на гончарном круге – это не единственный способ создания данной посуды. Не обязательно посещать гончарню и записываться на специальные курсы для того, чтобы насладиться процессом лепки. Создать потрясающий элемент искусства можно и в домашних условиях. Для этого потребуется заранее приготовить:

  • Скалку;
  • Кусок ткани;
  • Стек;
  • Воздушный шар среднего размера;
  • Глина;
  • Средняя чаша из пластмассы.

В природе существует несколько видов глины, каждая из которых отличается своим составом. Безусловно есть порода, которая относится к ценной категории, однако найти её достаточно сложно. Более того, длительные поиски не подарят отличительный результат, особенно по внешнему виду.

Слепить вазу можно из глины, которая продаётся в магазине рукоделия или даже находится на земельном участке. Чтобы определить пригодность найденной глиняной массы, потребуется взять её в руки и скатать в жгут между ладошками. Полученный жгут нужно согнуть пополам и посмотреть на сгиб: если на его месте не осталось трещин, глина отлично подойдёт для лепки.

ваза из глины своими руками

Лепим вазу из глины

Перед тем, как приступить к созданию основной конструкции, необходимо сформировать основание. Для этого потребуется взять небольшой кусок глины и хорошенько его размять, до получения одинаковой плотности пласта. Затем полученная масса поднимается и роняется на подготовленный кусок ткани. Таким образом удаётся достичь равномерной и однородной толщины. После этого пласт нужно накрыть тканью и приступить к его раскатыванию при помощи скалки.

После раскатывания, необходимо надуть воздушный шар до примерного размера желаемой вазы. Шар помещается ровно на середину полученного пласта. Лепка вазы из глины – это увлекательное и изобретательное занятие, которое требует подключение фантазии. Поэтому необходимо представить, что шар является начинкой конфеты, которая оборачивается оберткой из глины. Именно такими оборачиваемыми движениями шарик постепенно накрывается глиняным слоем. Затем стенку будущего сосуда тщательно разглаживаются руками. При необходимости, формируются стыки, исправляются трещины и неровности.

вазы из глины

Таким нехитрым способом получается сформировать желаемую форму. Затем нужно приступить к созданию верхней части или горлышка. На этом этапе можно начинать проявлять свои фантазии или предпочтения. При помощи стека можно сделать треугольный вырез, который внешне напоминает кувшин. Те, кто хочет, чтобы ваза из глины своими руками красовалась на столе вместе с цветами, могут сформировать при помощи ручного разглаживания идеально ровное горлышко. Однако важно равномерно распределять материал, чтобы сохранялась одинаковая толщина стенок.

Форма будущего сосуда готова. Осталось украсить его узорами, аппликациями и любыми другими украшениями на Ваше усмотрение. Можно добавить:

  • Бабочек;
  • Цветы;
  • Листья;
  • Буквы и целые слова;
  • Различные геометрические фигуры и многое другое.

Чтобы ваза обрела устойчивость и не падала после высыхания, лучше поместить её в пластмассовую чашу, которая имеет сходную форму. При помощи стека можно украсить сосуд дополнительными узорами и добавить реализма в нанесенные рисунки. Если мы делаем вазу из глины на подарок, можно добавить на неё памятные фразы, имена или пожелания.

делаем из глины вазу

Заключительный этап

После того, как была сформирована форма и нанесены все элементы декора, нужно поставить получившейся шедевр в помещение с комнатной температурой и подождать 12 часов. За этот период глина должна окончательно окрепнуть. Дождавшись окончания этого времени, важно сразу же лопнуть и достать воздушный шарик. Если оставить его внутри, то по мере высыхания, глиняные стенки начнут сжиматься и взорвут шар. В результате сосуд может повредиться или вовсе лопнуть.

Окончательный штрих – это разрисовка созданного своими руками шедевра. Для этого можно использовать обычные акриловые краски. Ограничений по цветам нет никаких, поэтому можно смело украшать сосуд любыми оттенками.

Зная, как сделать вазу из глины, можно не только создать памятный и трогательный подарок, но и украсить свой дом удивительной вещью. Процесс её создания помогает расслабиться, отвлечься от дурных мыслей и полностью погрузиться в лепку. Полученный результат однозначно придётся по душе не только Вам, но Вашим близким!

Если вас заинтересовала статья предлогаем вам посетить школу гончарного ремесла Колокол

Вазы из глины своими руками на гончарном круге

Ноябрь 26th, 2018 admin

Особенности разных видов глины

Часто можно увидеть в описании такой пункт, как «содержание шамота». Шамот — это обожженная, а затем мелко измельченная глина. Добавленная в гончарное сырье она служит для повышения его прочностных характеристик. То есть ваза из шамотной глины получится более надежной и долговечной.

вазы из шамотной глины фото

Что понадобится для работы

Хорошего мастера видно еще до того, как он начинает работать; по его инструментам. Они тщательно и с умом подобраны, разложены так, чтобы ими было удобно пользоваться. Для лепки ваз из глины список необходимого выглядит следующим образом:

  • гончарный круг;
  • емкость с водой;
  • губка для сбора лишней жидкости;
  • специальный стек;
  • леска или прочная нитка для срезания готового изделия с гончарного круга.

Кстати окажется и сухое полотенце или тряпка.

Перед началом изготовления вазы из глины можно изучить существующие примеры. Греческие амфоры и диносы, простые русские крынки и кувшины, изящные многоцветные китайские образцы — все они могут послужить источником вдохновения.

Впрочем, необязательно заранее продумывать форму. Импровизация в процессе работы — тоже очень интересный и перспективный путь. Таким образом получаются действительно уникальные, неповторимые изделия.

Приступаем к работе: пошаговая инструкция по изготовлению вазы на гончарном круге.

как слепить вазу из глины фото

Как слепить вазу из глины

На этом пути есть несколько основных этапов:

  • Подготовка глины

Рабочее сырье необходимо тщательно промять, чтобы оно получилось однородным, без пузырей воздуха внутри. При необходимости — добавить воды, если глина слишком сухая. Работа с материалом на этом этапе напоминает замес теста. В итоге должен получится аккуратный плотный.

Важно! Для высоких форм, к числу которых относится и ваза, используйте более плотную глину. При подготовке рабочего сырья не добавляйте много воды, чтобы оно не оказалось слишком жидким.

  • Центрирование глины на гончарном круге

Разместите на гончарном круге получившийся глиняный колобок по центру и запустите механизм на максимальной скорости. Затем смочите заготовку, руки и займитесь выравниванием массы.

Для этого правую руку расположите так, чтобы ладонь, перпендикулярная гончарному кругу, касалась глины. Пальцами левой сначала придавите заготовку сверху, чтобы ее расплющить. Затем, переместив нажим в нижнюю часть глиняного куска, поднимите его вверх.

Расплющивать и снова поднимать рабочую массу необходимо до тех пор, пока она не окажется ровно по центру диска. Начинающему гончару потребуется для этого примерно 5 минут, мастер, конечно, справится быстрее.

как делают вазы из глины фото

  • Формирование дна

Но как раз сейчас, на данном моменте работы, приходит время чуду. Вы начинаете формировать очертания будущего сосуда. И это оказывается не так уж и сложно!

Пальцами сделайте выемку, двигаясь от верхней части глиняной массы внутрь, к низу. До поверхности гончарного круга отверстие доводить, конечно, не надо. Действовать рекомендуется большим пальцем одной руки и указательным другой, соединив их вместе.

После этого скорость гончарного круга снижают, а получившуюся в заготовке выемку расширяют, изнутри плавно надавив на ее стенки. Этот этап лепки вазы из глины называется разогнать дно.

Важно! В процессе дальнейшей работы нужно будет время от времени убирать скопившуюся на донышке жидкость, чтобы оно не размокло и не деформировалось. Для этого используют губку.

лепка ваз из глины фото

  • Работа с формой: основные приемы

Последующие действия зависят от того, какую форму изделия вы хотите получить в результате. Здесь мы приведем несколько базовых действий, являющихся ответом на вопрос,как делают вазу из глины:

  • Вытягивание сосуда вверх

Для этого расположите праву руку перпендикулярно диску так, чтобы ее пальцы касались внешней стенки будущего сосуда. А пальцами левой слегка надавите на внутреннюю поверхность выемки немного под углом, снизу вверх. Плавно ведите движение до края заготовки.

  • Формирование изгиба

Расположите руки так же, как и для вытягивание формы вверх. Однако на этот раз не доводите движение до края, завершив его раньше. Таким образом у вас получится сосуд, который сначала плавно расширяется, но затем, к горлышку, опять сужается.

вазы из глины лепка фото

  • Выравнивание внешней поверхности вазы

Когда пальцами лепят из глины вазу, на ее поверхности остаются неровности, она выглядит грубовато. Некоторым нравится такая текстура, однако, если вы хотите добиться гладкой формы, воспользуйтесь стеком. Медленно по вертикали проведите им от низа изделия до его верха.

Важно! Чтобы движения в процессе работы были более точными, нужно, чтобы у ваших рук была опора. Например, можно положить локти на колени.

изготовление вазы из глины фото

  • Отделение вазы от гончарного круга

Закончив процесс лепки, остановите гончарный круг и леской или жесткой нитью срежьте получившееся изделие с диска. Раньше для этого использовали конский волос, но современный мир диктует свои условия.

Чистыми сухими руками снимите готовую вазу с круга.

  • Обжиг

Завершающий этап производится в специальной печи. Нагревайте глиняную посуду постепенно, повышая температуру примерно на 100С в час. Максимальное значение, до которого нужно довести процесс, обычно указывается на упаковке глины. Ориентировочно этот показатель составляет 950С.

После 8 часов обжига при максимальной температуре, ее значение нужно начать так же плавно снижать, до тех пор, пока оно не достигнет 40С. После этого изделие можно извлечь.

ваза из глины своими руками фото

Хотя керамическая посуда эстетично выглядит и без обработки, можно дополнительно декорировать ее при помощи росписи или глазурования. Не забудьте, что после этого изделие необходимо обжечь повторно.

Оригинальное и красивое украшение для дома готово! Если вам кажется, что вам нужно больше опыта и практики, значит неприменно нужно отправляться на обучение, а гончарная школа Колокол проводит курсы и мастер-классы по гончарному делу для керамистов разного уровня подготовки.

ликбез от дилетанта estimata

Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

воскресенье, 6 мая 2018 г.

Изготовление кувшина на гончарном круге

Возьмите подготовленный кусок глины, с некоторой силой бросьте его в центр гончарного круга и включите станок. Если глина брошена неточно, она будет вращаться неравномерно и в конце концов соскочит, поэтому несколькими точными движениями рук передвиньте ее поближе к центру. Хорошо отцентрированный кусок кажется почти неподвижным. Локти прижмите к корпусу, согнутые кисти рук держите на вращающемся куске глины (а), а, чтобы придать им устойчивость, слегка сблизьте запястья. Усиливая давление на глину, преобразуйте ее в колобок, заглаженный купол и другие фигуры. Повторите эту операцию несколько раз, этим вы придадите кому большую однородность и прочность.

Чтобы раздвинуть глину в стороны, пальцы левой руки опустите до дна углубления и осторожно надавите в сторону правой руки, лежащей на наружной стенке изделия. Постоянно смачивайте руки (избыток воды всегда можно удалить). Вытяните цилиндр на высоту будущего изделия. Концом среднего пальца левой руки касайтесь дна изделия, а согнутый указательный и большой пальцы правой руки прижимайте к внешней стороне цилиндра. Во время вытягивания стенок руки движутся от дна к верху (е). Не забывайте следить за тем, чтобы стенки были одинаковой толщины.

Как только цилиндр будет готов, начинайте преобразовывать его в кувшин, вазу или другое изделие, при этом строго придерживайтесь следующих правил:

если давить на внутреннюю сторону цилиндра, то его стенки будут вытягиваться с расширением формы (ж). Руки в этом случае должны находиться и внутри, и снаружи цилиндра, одна против другой, сообща координируя толщину стенки и величину давления;

при изготовлении узкогорлого кувшина следите за тем, чтобы не расширить невзначай устье больше, чем это требуется;

чтобы вытянуть шейку кувшина (з), с внешней стороны захватите двумя руками его верх и сожмите до нужного размера;

воду, которая собирается на дне изделия, удаляйте губкой, надетой на проволочный крючок (и);

чтобы придать гончарному изделию характерную деталь декора, можно отвернуть его верхний край. Для этого край изделия выточите тонким, затем пальцами закруглите его на внешнюю сторону и заверните (й);

если нужно сделать носик, возьмитесь за край кувшина двумя пальцами левой руки и надавите между ними указательным пальцем правой (к);

ручку к кувшину выполните отдельно и, когда она подвялится, закрепите ее шликель-жижелем.

uCrazy.ru

Никогда бы не подумала, что гончарное ремесло может быть таким интересным и захватывающим. Но оказалось, что это именно так. И в этом я убедилась лично, придя на урок по гончарном мастерству, на котором сама, своими руками сделала вазу.

Как сделать вазу на гончарном круге

Урок проходил в уютной студии с сумасшедшим видом на Финский залив с 14 этажа. Там меня встретила девушка Анжелика, которая и была моим учителем. Сначала нужно было нарисовать эскиз того, что хотелось бы сделать. Потом Анжелика рассказала немного теории и усадила за гончарный круг.

Мне дали кусочек глины – ровно столько, чтобы поместилась в моих ладонях, и я могла бы с ней работать. Но перед тем как опустить глину на гончарный круг – её нужно хорошенько отбить в руках – сделать колобка и заодно удалить из глины весь воздух.

Как сделать вазу на гончарном круге

Знаете, что меня больше всего восхищает в таких занятиях – это возможность создать что-то из ничего. Вот мне дали кусочек глины и из этого я решила сделать вазу. Честно скажу, я была уверена, что никакой вазы у меня не получится. Мало того, что я рисовать не умею, и ваза на моём эскизе больше похожа на трапецию, да и делать что-то руками – это не моя история…

Как сделать вазу на гончарном круге

Как сделать вазу на гончарном круге

Расстроенное лицо и красный нос выдают тот факт, что я плакала. У меня никак не получалось «успокоить» глину и от того, что я не понимала, как это сделать, я расплакалась. Вот они творческие муки

Как сделать вазу на гончарном круге

И в какой-то момент мне даже хотелось встать и уйти. Но стоит отдать должное мастеру Анжелике – она помогла мне поверить в свои силы и даже виду не подала, что что-то не так.

Как сделать вазу на гончарном круге

А вообще, возиться с глиной очень приятно!

Как сделать вазу на гончарном круге

Самое интересное – начинаю первые шаги для моей будущей вазы.

Как сделать вазу на гончарном круге

Знаете, когда купаешься в водоёмах с илистым дном, ноги слегка проваливаются и их как будто бы подсасывает? Вот тут очень похожие ощущения, когда внедряешь палец внутрь глины.

Как сделать вазу на гончарном круге

В несколько заходов мне нужно сделать расширение.

Как сделать вазу на гончарном круге

Вот тут начинается азарт – появляются проблески того, что из глины действительно можно что-то сделать.

Как сделать вазу на гончарном круге

Как сделать вазу на гончарном круге

Хоп, и уже выпуклость готова!

Как сделать вазу на гончарном круге

Начинаю формировать дно вазы.

Как сделать вазу на гончарном круге

После сформированного дна и работы над расширением верха моя ваза практически готова! Осталось только удалить лишнюю влагу, что я и делаю с помощью этой губки на палочке.

Как сделать вазу на гончарном круге

Теперь в моих руках тонкая проволочка, с помощью которой я «отрезаю» готовое изделие от гончарного круга.

Как сделать вазу на гончарном круге

Анжелика напускает воды между дном изделия и кругом, чтобы можно было легко снять мой вазон.

За гончарным кругом

Глина — удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно, от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника. Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение. Так что лепка из глины — это не только интереснейшее творческое занятие, которое может превратиться в любимое хобби. Это еще и способ сбросить накопившуюся отрицательную энергию, снять напряжение, расслабиться, получить массу положительных эмоций.

За гончарным кругом

Конечно, в домашних условиях сложно тягаться с современным керамическим производством, с его новейшими технологиями, сложным оборудованием, новыми материалами для отделки. Но создать несложные по технологии изделия можно. Любое из них будет хранить в себе тепло ваших рук, часть души и будет в своем роде настоящим произведением искусства. Ведь другой точно такой же тарелки или вазы больше нет нигде в мире.

Мастерская на даче

Работа с глиной — штука довольно грязная. В том смысле, что отмывать потом придется все и вся. И если лепить фигурки можно и дома, в городской квартире, то создавать свои первые шедевры на гончарном круге в квартире не очень удобно. У вас появилось стойкое желание соприкоснуться с удивительным природным материалом и попробовать освоить (пусть пока неумело, пусть лишь только как развлечение) одно из древнейших ремесел — гончарное дело? Лучшего места, чем дача, для этого не найти. Именно здесь гораздо легче организовать рабочее пространство, разместить все необходимое. Именно на даче или в деревне работа за гончарным кругом будет более органичной, вписывающейся в окружающий пейзаж, как прикосновение к истокам, к народной истории и культуре.

В настоящее время к услугам начинающих и "продвинутых" керамистов существуют целые специализированные магазины, где можно приобрести все необходимое, начиная от гончарных кругов и разных видов глины и заканчивая печью для обжига готовых изделий. Не пугайтесь, печь нам пока не понадобится. Штука эта дорогостоящая и на первых порах совсем не обязательная. Для начала имеет смысл научиться делать самые простые формы на гончарном круге и правильно их сушить. А обжигать свои творения можно, например, в школах детского творчества или керамических мастерских, где есть соответствующее оборудование. Или на первых порах вообще оставлять без обжига. Если же гончарное ремесло "зацепит" вас всерьез, если вы почувствуете, что это ваше, тогда уже можно будет подумать и о печи. Кстати сказать, в деревне можно сделать дровяную печь для обжига самостоятельно, обратившись за помощью к мастеру или воспользовавшись специальной литературой.

Необходимые инструменты

Понятно, что гончарный круг — это главное приспособление, без которого нам никак не обойтись. С тех пор, как какой-то безвестный гений придумал и создал первый гончарный круг, прошло около 7 тыс. лет. С тех пор принцип действия этого устройства нисколько не изменился. Гончарный круг — это небольшой диск из гладкого материала (дерево, пластик, камень, металл и др.) с жестко прикрепленной снизу осью. К противоположному концу оси крепится передача, благодаря которой диск может вращаться. Первые гончарные круги были ручными. Затем появились ножные. Они удобнее, потому что позволяют освободить для работы обе руки мастера. Большинство современных гончарных кругов электрические. Они достаточно удобны и облегчают физический труд гончара. Хотя некоторые мастера утверждают, что настоящий гончарный круг — это все-таки ножной. Только на нем можно плавно и гибко регулировать скорость вращения, что очень важно для лепки.

Сейчас есть возможность приобрести гончарный круг промышленного производства. Как правило, такие круги вполне удобны в работе. Но есть любители-самоделкины, которые изготавливают такие круги самостоятельно.

Для мало-мальски серьезного творчества вам не подойдут появившиеся в продаже детские гончарные круги на батарейках. Они относятся к категории игрушек, при некотором опыте на них можно смастерить лишь совсем крошечные изделия (например, кукольные блюдца). Мощности батареек на большее не хватит.

Еще для работы нам пригодятся стеки — специальные деревянные или пластиковые инструменты для снятия лишнего материала и более тщательной проработки деталей. Кроме этого понадобится проволочка с ручками на концах для срезания изделия с гончарного круга, для отрезания глины и других работ. Вместо проволоки подойдет самая тонкая гитарная струна. Длина ее должна примерно равняться ширине плеч.

Песнь о глине

Глины бывают очень разными и по происхождению, и по минеральному составу, и по содержанию всевозможных примесей. Промышленная классификация делит их на каолины, глины, сухари (огнеупорные глины) и сланцевые глины (плохо размокающие в воде). Есть такое понятие, как "жирная" (пластичная) и "тощая" (сухая) глина. Для гончарных работ глина должна быть достаточно "жирной". Иначе она будет плохо лепиться и трескаться при обжиге. Причем, чем тоньше, изящнее изделие, тем более жирная глина для него используется. Различается и цвет глины. Она может быть красной, коричневой, зеленой, голубой, белой, серой и даже шоколадного или грязно-черного цвета. Цвет глине придают окиси различных металлов: алюминия, железа, титана. Если их общее число не превышает 1%, изделие и до, и после обжига будет белого цвета. Если же содержание окисей больше 1%, готовое изделие покраснеет, даже если сырая глина была зеленой или голубой.

Пожалуй для начинающих гончаров лучший выход из положения — это покупка готовой глины в специализированных магазинах или на заводах по производству керамики. Чаще всего гончарную глину продают в виде порошка. Она уже очищена от примесей и имеет все необходимые добавки. Ее нужно лишь правильно приготовить. О том, как это сделать, лучше дополнительно узнать у консультантов в магазине.

Перед началом работы даже с полностью готовой к употреблению глиной необходимо проделать еще одну очень важную операцию — "перебить". Скатайте на деревянной доске валик из глины и разорвите его на две части движением, похожим на выкручивание белья. Затем с силой бросьте куски на стол, сложите их, скатайте и снова разорвите. Процедуру необходимо повторить 20-25 раз. Делается это для того, чтобы удалить из глины пузырьки воздуха и добиться однородной консистенции. Оставшийся воздух будет очень мешать при работе на гончарном круге и может разорвать готовое изделие при обжиге. Комок глины можно не разрывать руками, а разрезать при помощи проволоки. Кстати сказать, многие мастера считают этот способ более правильным. После этого приступаем к так называемому спиралевидному замешиванию. Делается это так. Подготовленный кусок глины кладется на стол, сверху помещаются обе ладони. Основная нагрузка должна приходиться на нижние части ладоней. Надавите ладонями на глину, как бы отталкивая ее от себя, одновременно немного поворачивайте ладони против часовой стрелки. Если все сделано правильно, послышатся легкие хлопки лопающихся пузырьков воздуха. Затем отпустите глину и чуть-чуть поверните весь комок по часовой стрелке, возвращая на прежнее место. Операция повторяется 30-40 раз. Старайтесь избегать складок, в них может прятаться ненужный воздух.

Наконец наша глина готова. Приступаем к лепке. Будьте готовы к тому, что поначалу у вас ничего не будет получаться. Это нормально. Если есть такая возможность, понаблюдайте за мастером, работающим на гончарном круге или, еще лучше, возьмите несколько уроков гончарного ремесла. Сейчас появляется все больше подобных творческих курсов и мастер-классов. Если такой возможности нет, придется осваивать мастерство методом проб и ошибок. В этом очень пригодится толковая книжка-самоучитель с пошаговым описанием работы и картинками-схемами. Надо отметить, что главный способ овладения гончарным делом — это многократное повторение. Постарайтесь добиться того, чтобы ваши руки выполняли механическую работу почти автоматически. Смотрите на ваши работы, как на ученическое упражнение. И не отчаивайтесь. Как известно, не боги горшки обжигают. В гончарном ремесле нет строгих правил касательно того, как изготавливать посуду, а мастерство приходит с опытом.

Итак, попробуем. Отрежьте проволокой кусок глины, придайте ему округлую форму и положите в центр станка, слегка придавив к поверхности. Если глина отклонилась от центра, поправьте ее руками, а затем запустите гончарный круг. Глина должна размещаться строго по центру, иначе она будет вращаться неравномерно и, в конце концов, соскочит с круга. Пожалуй, это самое сложное для новичков — научиться выкладывать глину строго по центру. Отцентрованный кусок кажется почти неподвижным, глина не должна изгибаться или смещаться. Очень важна правильная постановка рук гончара. Локти следует прижать к корпусу, а согнутые кисти рук со слегка сближенными запястьями держать на вращающемся куске глины. Нужно постараться максимально расслабить руки, движения должны быть мягкими и плавными, без резких рывков.

Движения, которые вы будете проделывать руками, зависят от того, какую форму вы хотите получить. Допустим, мы задумали слепить кувшин. Придавив глину, сделайте из нее колобок или небольшой купол, заглаженный с боков. Теперь сдавите глину обеими руками и, поднимая их, преобразуйте купол в конус, а затем снова в купол. Большим пальцем правой руки наметьте центр на вершине купола и начинайте постепенно вдавливать в него палец вертикально. Остальные пальцы находятся снаружи купола. В образовавшееся отверстие выжмите из губки немного воды. Чтобы раздвинуть глину в стороны, пальцы левой руки опустите внутрь до дна углубления, а пальцы правой поместите на наружную стенку. Надавите левой рукой на поверхность изделия. Руки следует постоянно смачивать водой. Вытяните цилиндр до нужной конечной высоты. Концом среднего пальца левой руки касайтесь дна изделия, а согнутый указательный и большой палец правой руки прижимайте к внешней стороне. Для вытягивания стенок двигайте руки от дна к верху. Старайтесь, чтобы стенки были одинаковой толщины. Главная задача на этом этапе — получить ровный, полый внутри цилиндр с дном. Затем начинаем преобразовывать его в вазу, кувшин или другое задуманное изделие. Для этого существуют определенные правила:

  • если давить на внутреннюю сторону цилиндра, то его стенки будут вытягиваться с расширением формы. Руки должны находиться и внутри и снаружи цилиндра, одна против другой, вместе определяя толщину стенки и величину давления;
  • чтобы вытянуть шейку кувшина, необходимо захватить двумя руками его верх с внешней стороны и сжать до нужного размера;
  • если у кувшина по замыслу должно быть узкое горлышко, следите, чтобы случайно не расширить его слишком сильно;
  • воду, которая собирается на дне изделия, удобно удалять губкой, надетой на проволоку;
  • попробуйте выточить тонкий край изделия, пальцами закруглить его на внешнюю сторону и завернуть. Так вы получите характерную для гончарных изделий деталь декора;
  • если нужно сделать носик, возьмитесь за край кувшина двумя пальцами левой руки и надавите между ними указательным пальцем правой.

Чем большее керамическое изделие вы хотите получить, тем сложнее его делать. Поэтому начинать лучше с небольших блюдец и тарелок. Для этого нужно выложить в центре гончарного круга глиняный диск небольшой высоты, соответствующий размеру будущей тарелки. Наиболее тщательно следует делать днище, потому что у плоских изделий оно является самым уязвимым местом. Глину здесь нужно придавливать посильнее. Затем большим и указательным пальцем приподнимите глину от внешнего края, чтобы сформировать закругленный ободок. После этого начинаем разглаживать борт тарелки, слегка сжимая глину и одновременно растягивая в стороны. Не стоит слишком сильно истончать стенки изделия, иначе при обжиге они будут трескаться и "вздуваться".

За гончарным кругом

Сушка и декорирование

Когда изделие готово и вы им остались довольны, срежьте его с круга специальной проволочкой с двумя ручками. Дважды протяните проволочку под днищем изделия, потом сдвиньте его с круга и перенесите на смоченную водой подставку. Теперь наступает следующий важный этап — сушка. Главная задача заключается в том, чтобы глина сохла равномерно, иначе она потрескается. Поэтому избегайте сквозняков и прямых солнечных лучей. Оботрите изделие влажной губкой или мокрыми руками, убирая всевозможные неровности, затем накройте влажной тканью и поставьте сохнуть в закрытый ящик (лучше оцинкованный).

Примерно через сутки, когда изделие немного подсохнет, его вынимают из ящика, аккуратно зачищают мелкой наждачной бумагой и приступают к отделочным работам. Например, поверхность кувшина или вазы можно "выглаживать". Для этого ее натирают каким-нибудь гладким предметом. При этом верхний слой глины уплотняется и начинает блестеть. После обжига такая посуда блестит еще больше. На мягкой глине можно выполнять и текстурную отделку. Из дерева или резины вырезают штампы. Вдавливая их в сырую глину в определенной последовательности, можно получить уникальный узор или орнамент. Интересные отпечатки получаются от придавливания к глине грубой мешковины. Еще можно нанести узор или рисунок процарапыванием. Выполняется оно шилом, ножом или другим острым предметом.

Кроме этого, очень популярным видом отделки гончарных изделий является роспись ангобами. Ангобы — это специально приготовленные жидкие глины. Такую роспись проводят по сырому, сухому и даже обожженному изделию. Декорирующий состав наносят кисточкой, пульверизатором или погружают изделие в емкость с раствором. После такой росписи изделия обжигают при температуре 700-800°С.

Более высокой степенью отделки является глазуровка. Глазурь — это тонкое стеклообразное покрытие, которое образуется при наплавлении на поверхность глиняного изделия силикатных соединений, ее также можно купить в специализированных магазинах или на заводах по производству керамики. Они предохраняют керамику от загрязнения, делают ее более прочной. Глазури бывают очень разными: прозрачные, цветные, бесцветные. Эмаль — это одна из разновидностей глазури. Она непрозрачна и используется как основа под керамическую краску. Эмаль наносят методом поливания, подсушивают, а затем расписывают керамику специальными красками. Когда краски полностью высохнут, изделие обжигают.

Для обжига обычно используют специальные электрические печи. Если у вас есть доступ к подобному оборудованию, обжиг производится следующим образом. После подсушивания и декорирования изделие помещается в печь на 1,5-3 часа для дополнительного подсушивания при температуре 150°С. Сначала температуру в печи повышают медленно до тех пор, пока не испарится вся влага. Затем каждые 30-40 минут температуру поднимают на 50°С и доводят до 400°С. Когда изделие начнет краснеть, температуру повышают более резко — на 100°С каждый час и доводят до 800-900°С. Этот жар выдерживают в течение часа и выключают печь. В первые часы охлаждение должно идти медленно, пока температура не упадет до 450-400°С. Когда температура снизится до 200°С, печь можно открыть. Изделие вынимают лишь тогда, когда оно остынет до комнатной температуры. Весь процесс остывания занимает обычно 10-12 часов. Теперь, при необходимости, изделие расписывают глазурями, а затем повторяют весь процесс обжига еще раз, чтобы глазурь расплавилась.

Расход глины

Очень полезно знать, сколько необходимо взять глины, чтобы сделать то или иное изделие определенного размера. Как правило, новички берут слишком много глины, и это одна их причин возможных неудач. Для изготовления чайного блюдца с диаметром дна 13 см нам потребуется примерно 800 г глины, для обеденной тарелки с диаметром дна 23 см вес глины увеличится до 1400 г. Для кружки высотой 9 см или кувшина объемом 0,2 л потребуется всего 350 г глины. Полулитровый кувшин получится из 500 г глины, а чайник из 1000 г. Добавьте к чайнику носик (250 г) и крышку (250 г). Рекомендуется вести своего рода дневник, куда вы будете записывать информацию по каждому вашему изделию: сколько глины потребовалось на изделие и детали (крышки, носики, ручки), какие-то особенности технологии и т.п. Сюда же можно зарисовывать интересные изделия, увиденные в музеях или на выставках, делать наброски своих собственных ваз и кувшинов, которые существуют пока лишь в вашем воображении. Такие записи помогут совершенствовать мастерство, не делать грубых ошибок, сохранить на долгие годы массу полезной информации, которая иначе непременно забудется.

Понятно, что научиться работе на гончарном круге, прочитав всего одну короткую статью, очень сложно. Вам понадобится много времени, упорного труда и хороший наставник или толковый самоучитель. И кто знает, может быть ваши замечательные работы станут не только украшением дома, но и займут достойное место на выставках керамики.

Глиняная посуда своими руками, мастер-класс по изготовлению простой тарелки и кружки

goncharniy-krug

Глиняная посуда – изобретение человечества, которое уже много тысяч лет доказывает свою универсальность и полезность. Наряду с изобретением колеса или, например, ложки, его можно считать гениальной по своей простоте находкой. Любовь к керамике со временем не угасла. Керамические горшки, вазы, тарелки, а также чайные наборы, подсвечники, свистки и даже музыкальные инструменты – все это можно сделать самому из живого природного материала, глины. А как сделать, читайте здесь.

Из чего делают керамику и где взять материалы для работы

Изготовление глиняной посуды столь привлекательное внешне занятие, что многие люди без особых художественных навыков просто пробуют гончарить, и им уже сложно остановиться. Но путь керамиста не прост: увлечение не самое дешевое, требующее усидчивости, концентрации, готовности пробовать и пробовать снова.

Изготовление керамики – это работа с глиной. Материал будет основой вашей деятельности, если вы, например, «наигрались» с полимерной глиной, и хотите заняться настоящей, природной. Не обойтись керамисту без гончарного круга и печи: и то, и то другое стоит отнюдь не копейки. Первые работы вы будете пробовать обжигать в духовке, но когда рука окрепнет, задумаетесь о профессиональном оборудовании.

Где все это взять? Самому добывать глину приходится редко, готовый материал можно купить в материалах для творчества и ремесленничества. Если процесс будет частым, начнете заказывать напрямую у поставщика. Гончарный круг также несложно найти – в специализированных магазинах они есть, разной цены и качества. Муфельные печи, в которых посуда или украшения подвергаются обжигу, стоят дорого. Но если свой интерес к гончарному делу вы оцениваете высоко, оно приносит вам удовольствие, и вы решитесь им зарабатывать, придется находить средства.

Техника работы с глиной вручную

Техника работы – это база, без освоения которой ни один новичок не продвинется дальше. Почему-то многие начинающие керамисты на первом же занятии желают сесть за гончарный круг, хотя начинается обучение с лепки.

glina

Лепка

Много веков мастера, работавшие с глиной, старались усовершенствовать уже имеющие приемы и методы. Что интересно, большая часть тех навыков, чем владеет керамист, придумана очень давно и мало поменялись.

Традиционные способы лепки предполагают:

  • ручную лепку из цельного куска материала;
  • ленточно-жгутовую технику;
  • пластиковую (текстильную технику);
  • отминку в готовую форму;
  • отливку в форму их гипса;
  • вытягивание предмета на гончарном круге.

Ручная лепка не противоречит вытягиванию на круге! Да, она возникла до его изобретения, но не перестала развиваться с его использованием. И огромное количество мастеров по всему миру продолжает делать глиняный продукт ручной лепкой. Для начала поупражняйтесь на пластилине: это поможет понять, нравится ли вашим рукам подобная работа, готовы ли вы делать это часами, терпеливо ждать результата.

Гончарный круг

Его придумали неслучайно, так как в отличие от лепки, он позволял производство глиняных изделий поставить поток – то есть значительно ускорял процесс изготовления керамики. Гончарный круг требует правильного подхода: он словно музыкальный инструмент, которым нужно овладеть. Правильно поставить руки, почувствовать уверенность в них – это важные технические моменты.

goncharny-krug

Отминка

Начинающие керамисты подробно останавливаются на этой технике, так как она проста и понятна, при этом иллюстративна. В гипсовую форму выкладывается мягкая глина: она застывает, и из формы достают готовое изделие. Почему именно гипс? У него есть одна очень привлекательная черта – он способен впитать лишнюю влагу, и изделие отвердевает и просыхает.

Литье

В литье тоже используют формы, но уже иные. Разведенный материал разливают по ним, заготовки хорошенько высушивают, достают и принимаются за роспись. Прочность же поделка приобретет лишь после обжига: глиняную посуду своими руками невозможно получить без температурного воздействия.

Материалы и инструменты

Начинайте с простых и недорогих, по мере развития увлечения требования к ним повысятся.

Инструменты

Конечно, основной инструмент – руки керамиста, но при всей поэтичности сказанного, без вполне прозаичного инструментария тоже не обойтись.

  • гончарный круг,
  • струна,
  • иглы или шило,
  • гончарные гребешки и стеки.

Последних – огромное количество вариаций, не «обрастайте» ими, пока не почувствуете уверенность в руках и готовность заниматься керамикой дальше.

Где и какую глину взять

Проще купить материал в специализированном магазине, а можно и сделать ее самому. Но ходить в поисках сырья по склонам оврагов и карьерам – занятие не для каждого, потому вариант с магазином предпочтительнее. Приобретайте гончарные глины – пластичные, разных цветов, которые подойдут и для ручной лепки, и для работы на круге. В этой глине достаточно примесей, за счет примесей она обретает характерные цвета и пластичность.

Как подготовить к работе

Сухая глина растворяется чистой водой в чистой же таре: проще делать это в эмалированном тазу. Если помимо порошка у вас есть ссохшиеся комки глины, их можно размочить и снова использовать. Глина заливается большим количеством воды, перемешивается, настаивается. После этого состав нужно перемять, и он готов к работе.

Инородные тела удаляются из материала путем промятия. Промятая глина несколько раз мнется и перебивается: так можно избежать пустот и незамеченных инородных тел. Рабочее тесто из глины – эластичное и однородное.

Технология работы с глиной вручную

Первоначально глину нужно размять – на кусок материала нужно надавливать руками и пальцами. Затем керамист учится правильно отщипывать: сначала кусочек прищипывают, потом отрывают. Чтобы глина стала плоской, нужно научиться ее сплющивать пальцами, большие куски – прижимают ладонью к поверхности.

izgotovlenie-posudy-svoimi-rukami

Скатывание глины позволяет формировать шарики, раскатывание создает жгутики, разрезание – это деление куска стеком, заострение – оттягивание пальцем куска для придания ему остроты. При изготовлении глиняного изделия мастер работает двумя руками, он обязательно использует инструменты (убрать лишнее, сделать мелкую деталь, присоединить, загладить и т.д.). В процессе лепки изделие постоянно осматривается на предмет пропорций и симметрии.

Как слепить тарелку из глины своими руками, пошаговая инструкция

А теперь пошагово о том, как же делают глиняную посуду.

Чтобы самостоятельно вылепить тарелку, вам нужны: замешанная глина, скалка, чашка с водой, деревянная лопатка, лист бумаги и ровная поверхность. Вымесите глину до состояния неприлипания к рукам: она должна быть эластичной и податливой.

posuda-iz-gliny-tarelka

Тарелка делается так:

1. Скатайте шар, диаметр которого – 8 см. По его центру сделайте углубление.

2. Аккуратно надавливайте на углубление пальцами: шар поворачивается по часовой стрелке. Каждое движение растягивает и увеличивает шар. Заготовку положите на лист бумаге: так ее удобно вращать. У вас получится нечто вроде пиалы, которой можно придать желаемую форму.

3. Деревянной лопаткой сформируйте ровные края (если лопатки нет, просто смочите пальцы водой). Лист вращайте по кругу, а приложенная перпендикулярно лопатка или пальцы будут работать на выравнивание.

4. Смочите пальцы водой и сглаживайте изделие внутри.

Тарелка слеплена! Первая проба может быть далека от идеала, но только с опытом тарелки будут все ровнее и все приятнее глазу.

Как слепить кружку из глины своими руками поэтапно

Материалы: глина, кисть, вода, шпатель.

krujka

1. Двумя руками сформируйте из готовой глины шар с апельсин размером.

2. Центр шара вдавите большим пальцем, зажмите его, вращайте материал вокруг пальца другой рукой.

3. Начинайте вылепливать чашку со дна вверх.

4. Шпатель разгладит края и внутреннюю часть изделия.

5. Чашку нужно вращать, чтобы загладить ее нижнюю часть (удобно делать это на прочной подставке для торта). Разглаживание делается влажными руками.

В следующем видео показано как поэтапно сделать кружку из глины своими руками:

Сушка и обжиг изделия

Сушка нужна для удаления физической влаги. Сушить изделие следует сутки, не меньше. Далее будущая посуда или украшение обжигаются в печи. И здесь несколько вариантов – русская печь, специальная муфельная печь и даже костер. Но последний способ опасен, ведь обжиг длится 8 часов, и все эти часы за костром придется следить.

Обычно новички начинают с духового шкафа, но сразу стоит сказать – коммунальные платежи вырастут. У мастеров же муфельные печи работают сутками, и эти траты керамист закладывает в цену изделия.

Декорирование изделия

Декорировать – значит украсить, цветом или рельефом, глазурью или росписью.

dekorirovanie

Вариантов декорирования очень много:

  • рельеф;
  • роспись;
  • глазурирование;
  • инкрустация;
  • тиснение;
  • печать;
  • резерваж;
  • ажур;
  • шелкография и т.д.

Керамические краски на изделие могут наносить ручной живописью. Рисунок может быть нанесен контуром для декорирования, а можно работать экспромтом, что сложнее, конечно.

Особенности и применение глиняной посуды

Глиняную посуду используют для приготовления пищи в духовке (газовой или электрической), в русской печи. Отдельные экземпляры применимы и для микроволновок, но рисковать не стоит. Резких температурных скачков керамика боится: если вы поставите холодный горшок в горячий духовой шкаф, он может быстро треснуть.

Контакт глиняной посуды с открытым огнем также нежелателен – пойдут трещины по изделию. Только русскую глиняную сковороду латку и грузинскую кеци можно смело использовать как посуду для жарки. А точнее, смело, но умело – они ставятся на малый огонь, который постепенно увеличивается.

air-dry-clay-pots-and-tealights

В глиняной посуде можно заваривать чай, но сначала ее нужно хорошенько обдавать горячей водой изнутри. В изделиях из красной глины заваривается самый вкусный зеленый чай, если верить китайцам. Помните, что пористая структура глины отлично впитывает запахи, жиры и вкусы. Потому в одном горшочке делайте жаркое, а в другом подавайте салаты. Не стоит применять одну и ту же посуду для полярных блюд.

Мыть глиняную посуду нужно в теплой, едва мыльной воде (вместо мыла можно брать соду). А вот моющую химию лучше не использовать: не стоит рисковать и оставлять химсостав в пористой структуре глины. После мытья посуда тщательно вытирается и просушивается на воздухе без накрытия крышкой.

Заключение

Посуда из керамики, своими руками изготовленная, будет любимой утварью на вашей кухне. Она хранит тепло ваших рук, в ней заложены старания автора, многочасовая работа. Наконец, это всегда эксклюзивный вариант, не имеющий копии предмет. Красиво декорированная керамическая посуда совершенно иначе смотрится на столе, и даже привычные блюда в ней выглядят аппетитнее, ярче, изысканнее.

Керамика как искусство не смотрит на возраст, образование и художественные навыки. Попроб овать может каждый!

Читайте также: