Вазы из капа березы своими руками

Обновлено: 05.07.2024

Изделия из капа


Кап относится к ценным породам дерева, благодаря своей уникальной и неповторимой текстуре. Из капа изготавливают украшения, рукояти для ножей, шкатулки, декорирующие элементы для дорогой мебели. Особенно ценится данная древесина среди художников и братьев краснодеревщиков, за свою непередаваемую красоту рисунка.

И так давайте рассмотрим, как и где можно раздобыть кап? Что понадобится для его добычи?

Инструменты

  1. бензопила
  2. ножовка
  3. топор
  4. нож
  5. ленточная пила

Материалы для вываривания и сушки

  1. большая емкость (под размер капа)
  2. поваренная соль
  3. нагревательный элемент

Добыча, обработка, сушка и изделия из капа.

Многие из вас ходят в лес по грибы да по ягоды, наверняка вы частенько замечали на деревьях разнообразные вычурные наросты, но не предавали этому особого значения, а зря! Потому как данный нарост можно превратить в хорошие деньги, изготовив к примеру заготовки для рукоятей ножей. Одна заготовка = 2000 руб. Только не надо сейчас бежать в лес и рубить все подряд

Так же как было сказано выше, наросты могут быть еще и на корнях дерева (капа-корень) вырастают они порой гиганских размеров и для их добычи требуется тяжелая техника.
Хорошая шабашка! Не правда ли? Да, из таких капов делают в основном дорогостоящую мебель, цену даже трудно представить. Сколько ноликов будет в ценнике на изделие?

Но у нас задача добыть небольшие образцы. И так, к примеру вы нашли нарост, убедились что это именно то что вам нужно, а не просто каряга. Берете пилу и отпиливаете нужный вам кусок. И не в коем случае не валите дерево целиком. За такое дело положен немалый штраф!
Спилили и быстренько убрали в рюкзак или мешок, а место спила следует обработать садовым варом, на крайний случай землей или глиной, чтоб дерево не болело потом.
Что же, кап допустим вы заполучили, теперь нужно доставить его домой. Кстати по дороге можете присматривать еще экземпляры и делать заметки, чтоб потом найти дорогу обратно.
Далее с капа необходимо снять кору, это можно сделать при помощи обычного ножа.
После того как кора будет снята, кап нужно будет сварить в солёной воде. Нужно это для того чтоб из древесины вышел весь сок. После варки нужно будет просушить вашу добычу в течении нескольких суток, а уже потом можно приступать к распиловке на нужные Вам размеры и заготовки.
Ну а дальше все зависит от вашей фантазии и столярных навыков. Вот вам в помощь несколько идей и примеров. Приятного просмотра.

Изделия из капа.

Чаша и ложки

ВАЗЫ, КАШПО И ДРУГАЯ УТВАРЬ ИЗ КАПА

В № 9 журнала "Наука и жизнь" за 1998 год была опубликована статья В. Попова "Художественные изделия из капа и свили". Братины и ковши с фигурками животных, скульптурные композиции поразили мое воображение. Я не профессиональный резчик, и сложные вещи мне не по плечу. Просто люблю работать с деревом и хотел бы что-нибудь делать из наростов. Подскажите, что по силам домашнему умельцу?

И. Николаев (г. Псков).

НАРОСТЫ БЫВАЮТ ДВУХ ТИПОВ

Нарост - аномалия древесины. Волокна в нем расположены неправильно, как бы перепутаны. Такую древесину называют свилеватой, у нее причудливая структура и повышенное сопротивление к раскалыванию. Рано или поздно нарост поражается гнилью. Когда она проникает в ствол, дерево погибает.

В старину на Руси деревянистые наросты ("наплывы") на стволах или ветвях хвойных и лиственных деревьев называли болоной. Капом обычно именовали и именуют березовые наплывы, а также наплывы на стволах, ветвях и корнях других порослевых пород деревьев (клен, тополь, ива, ольха), возникающие в местах обильного развития побегов и разрастания тесно сидящих спящих почек. Главный признак наростов из спящих почек - наличие множества бугорков, которые при неблагоприятных для дерева условиях пробуждаются, как почки, и дают порослевые побеги. Эти бугорки и создают всю внешнюю красоту будущего изделия. Однако не менее красива и внутренняя поверхность таких наростов, пронизанная спящими почками. Она напоминает текстуру карельской березы.

Деревья, обладающие способностью к семенному размножению (сосна, ель), наростов из спящих почек не образуют. На них возможны только наросты из аномальной древесины - многообразные по форме и состоящие из одного сплошного бугра свилеватой древесины или из множества средних бугров, составляющих один общий. Текстура этого типа наростов богаче текстуры простой древесины, но значительно проще текстуры наростов из спящих почек.

Под корой у каждого нароста свой неповторимый рисунок расположения волокон. Чем необычнее текстура древесины, форма и наружный микрорельеф нароста, тем красивее будет изделие.

НЕ ВСЕ БЕРИТЕ, ЧТО НАЙДЕТЕ

Поиск наростов в лесу - самый интересный, самый романтический этап всего цикла работ. В это время общаешься с природой, любуешься ею. Когда удается найти что-то необыкновенное и красивое, испытываешь огромную радость.

Мой совет: откажитесь от принципа приносить из леса любые наросты, выискивайте только самые оригинальные.

Нередко встречаются наросты, частично или полностью пораженные гнилью. На участках гниения кора отмирает, древесина чернеет. Если нарост поражен гнилью в начальной стадии, когда древесина почернела, но осталась прочной, его вполне можно использовать. Он внесет разнообразие в цветовую гамму изделий.

Наросты из аномальной древесины можно заготавливать в течение всего года, но лучше это делать весной, когда интенсивно увеличивается ростовой слой дерева - камбий. Именно по этому слою идет отделение коры от древесины, и именно в этот период кора отделяется легко, пластами.

Наросты из спящих почек лучше всего заготавливать в период интенсивного роста дерева, в первую половину лета. В остальные периоды кору от нароста данного типа отделить чрезвычайно трудно.

Спиливать нарост удобнее всего лучковой пилой.

В СОАВТОРСТВЕ С ПРИРОДОЙ

Часто в исходном материале уже заложена основа будущего изделия - его форма, размер, пропорции, цветовая гамма, микрорельеф и текстура. Над наростом потрудился главный автор - природа. Человеку остается лишь отыскать среди сотен наростов тот, который бы отвечал его задумке, правильно заготовить этот нарост, вовремя снять с него кору, выбрать лишний материал изнутри, копируя при этом наружную поверхность, отшлифовать изделие и покрыть его лаком.

Вазы и кашпо лучше делать из нароста с вертикальным отрезом ствола, тогда ствол играет функциональную роль, а нарост - роль чистого украшения. Для таких изделий годятся любые типы наростов и любые породы деревьев.

Для чаш подойдут наросты с напуском из стволовой древесины, который по своей толщине и характеру расположения волокон является как бы продолжением нароста. Прикладную функцию в такой чаше несет сам нарост в виде выполненной в нем емкости. Напуск увеличивает эту емкость, обрамляет ее и одновременно украшает.

Нарост из аномальной древесины, края которого закругляются внутрь, подходит и для вазы, и для чаши.

У наростов из спящих почек нет четкой границы со стволом дерева. Обычно они настолько мелкие, что в них невозможно создать функциональную емкость без напуска из стволовой древесины. За красоту текстуры такие наросты часто используют при изготовлении бус, серег, заколок для волос, шкатулок для хранения ювелирных украшений.

ЛАК - ДЛЯ ОТДЕЛКИ

Для окончательной отделки изделия используют натуральный восковой лак.

На внутреннюю поверхность лак наносят многократно. Для наростов из спящих почек требуется не менее пяти слоев лака, а для наростов из аномальной древесины - не менее трех.

Если изделие покрывают лаком пятикратно, третий и последний слои лака вытирают тканью до их высыхания, то есть сразу после нанесения. Это объясняется тем, что восковой лак состоит из двух компонентов - натурального растворителя и растворенного в нем натурального воска. Растворитель впитывается интенсивнее, чем воск, и обычно уже после второго слоя, при его высыхании, на поверхности изделия появляется белесый слой сухого воска, который нужно удалить. Сделать это можно при нанесении третьего слоя, когда невпитавшийся и засохший воск предыдущих слоев размягчается в растворителе третьего слоя.

Высохшая поверхность, освобожденная от засохшего избыточного воска, готова для нанесения нового слоя.

Когда последний, пятый, слой лака высохнет, его растирают махровой тканью.

В отличие от внутренней наружную поверхность изделия покрывают только одним слоем лака. При большем количестве слоев воск из-за неровностей наружной поверхности трудно удалять и он становится очень заметным. Растирание здесь комбинированное: ровные участки трут махровой тканью, неровности - густой волосяной щеткой.

Растирание наружной и внутренней поверхностей - последний и обязательный этап работы, только после этого удается в полной мере раскрыть красоту текстуры древесины, а всему изделию придать мягкий матовый блеск. Так сделанная вещь превращается в предмет прикладного искусства, который вполне может украсить интерьер городской квартиры или загородного дома.

Двойникова Е. С. , Лямин И. В. Художественные работы по дереву. М., 1972.

Чудо-сила капа


Мастерской у пенсионера Виталия Михайловича нет. Все свои шедевры он мастерит на кухне в маленькой квартирке. Под мурлыканье радио из неприметных наростов, спиленных в парках или пригородных лесах, с помощью рубанков, пилки, ножей, стамесок, напильников и наждачки рождаются причудливой формы вазы и плошки, огромные скульптуры или оригинальные безделицы. Как уверяет сам мастер, именно благодаря этому своему увлечению он живет и здравствует.

Высший пилотаж

Сызмальства Виталий Михайлович, родившийся в Курской области, любил лес. И любовь к нарядной красавице березе у него с тех давних пор. Правда, тогда, много лет назад, о капе он ничего не знал. Странные наросты на белых стволах вызывали только жалость и желание помочь березке освободиться от "тяжести". И только перебравшись в Челябинск в 1962 году, молодой инженер Сергеев был покорен шершавыми шарами капа.

- Однажды гулял у Шершней, где сейчас находится лодочная станция. И случайно увидел несколько деревьев с капами, - вспоминает Виталий Михайлович. - И так захотелось срубить! Но вот уже 46 лет прошло, а ведь так и не срубил его! Он обладает какой-то гипнотической силой, как Кашпировский.

Этот кап Сергеев оставил, но в лесопарке, где проходит "тропа пенсионеров", нашел другие, которые и стали материалом для его первых поделок. Причем, по словам сегодняшнего пенсионера, срубить кап непросто - по плотности он в два раза тяжелее, чем матушка-береза. И если береза поддается топору, то шероховатая темная шишка на дереве лишь "посмеивается" над людьми - топорик от нее отскакивает. К капу надо знать подходы. Поэтому Виталий Михайлович в лес всегда идет с пилой, стамеской и маленьким топориком. Затем материал нужно высушить. На это уходит обычно около года. И только потом из капа можно что-то ваять.

Текстурный рисунок капа на срезе - это сложное переплетение годичных слоев, переливающихся при изменении угла освещения. У хорошего капа на срезе видны годичные слои и сердцевины спящих почек в виде множества концентрических кругов и темно-коричневых точек. Чем больше таких точек с концентрическими кругами, тем живее и декоративнее рисунок. Во внешнем слое волокна извиваются самым замысловатым образом, в чуть более глубоких слоях они образуют пучки, повторяющие внешние очертания капа.

- Иной раз текстура капа имеет настолько причудливый рисунок, что при нормальном воображении в хаотичном переплетении древесных волокон можно различить образы фантастических животных, пейзажи, - показывая свои творения, говорит Виталий Сергеев. - И высший пилотаж в "каподелии" - умение найти такую форму изделия, которая бы подчеркнула текстурный рисунок нароста, который, в свою очередь, выгодно декорировал бы форму.

Березовое здоровье

"Кикимора", "Орфей", "Эдельвейс Урала", "Плутовка", "Фемида" и многие другие причудливые фигуры, созданные природой и обработанные человеческими руками, излучают какое-то особое тепло и почти светятся.

- Русская душа от таких вещей всегда загорается, - уверяет Виталий Михайлович. - Внутри капа особая энергетика. Это же солнечная энергия превратилась в такое чудо!

По мнению Виталия Сергеева, каждая из вещиц, с любовью вырезанных из капа, помогает снять болезненные состояния, поднять настроение.

- Знаете, березонька - это Богом придуманная фабрика по переработке всех минеральных веществ на земле, - поглаживая необычную вазу из капа, говорит челябинский пенсионер. - Она вбирает в себя всё самое полезное, ценное, все те микро- и макро-элементы, которые нужны для здоровья.

Как аргумент челябинский пенсионер даже загадывает свою любимую загадку: "Есть дерево о четырех делах: первое дело - мир освещает, другое дело - крик утешает, третье дело - больных исцеляет, четвертое дело - чистоту соблюдает". Ответ, конечно же, прост. Это береза.

- Все насекомые, вся природа уральского леса живет в основном за счет березы. Весной приду в лес за березовым соком - компания мошек уже сидит на сережке, и муравьишки сок прихлебывают. Вообще, у березы сильное биополе. Поэтому старайтесь отдохнуть в березовом лесу. Кроме чистого воздуха там можно подзарядиться энергией.

А кап как часть березы у Виталия Михайловича на особом счету.

- Кап - это здоровье. Хочешь не хочешь - пойдешь в лес, - смеется Виталий Сергеев. - С ним у меня нет возможности сидеть дома. Он меня заставляет жить. Если будет завтра солнышко, обязательно поеду в лес. За капами!

Комментарий

Елена Зайкова, зав. терапевтическим отделением ГКБ N9 Челябинска:

- Действительно, береза обладает высокой биологической ценностью. Березовый сок стимулирует секрецию пищеварительных желез, способствует очищению организма от шлаков, нормализует обмен веществ, предотвращает воспалительные заболевания, очищает кровь и обладает успокоительным действием. Отвар из березовых почек применяют при отеках сердечного происхождения и в качестве мочегонного средства. Правда, березы, как и тополя, собирают тяжелые металлы и токсины. Поэтому рекомендуется ездить за березовыми "лекарствами" в рощи, расположенные не ближе чем за 20 километров от города.

Кап и сувель березы

Оригинальным решением для творческих идей мастеров по дереву является создание декора или сувенирных изделий, используя кап или сувель березы. Эти материалы отличаются от другой древесины уникальностью рисунка на срезе.

Кап березы представляет собой нарост на дереве, из которого торчат тоненькие веточки дерева, с образовавшимися на них почками. У него очень высокая плотность, выше даже, чем у ствола самого дерева. Узор на срезе капа оригинален и неповторим. Годичные кольца дерева переплетаются с точечными вкраплениями и создают уникальный рисунок.

Кап березы

Обработка капа березы своими руками непроста из-за высокой твердости материала. После обработки изделие напоминает малахит и отливает перламутром. Цвет узора молочный с черными и коричневыми оттенками.

Сувель вырастает на дереве из-за его болезни или повреждения и растет гораздо быстрее, чем кап. Этот материал мягче и податливее капа в обработке. Имеет уникальные узоры, напоминающие мрамор, которые образовываются за счет его положения на дереве.

Древесный сувель

Сувелем называется нарост на березе или другом лиственном дереве, который образовывается в два или три раза быстрее роста дерева. Спровоцирован он, чаще всего, болезнью, которую называют древесной раковой опухолью. Причина его появления до конца еще не изучена.

В народе эти образования называют древесной костью. Такое название происходит из-за изображения на срезе, которое повторяет разводы мрамора, а в тонких местах напоминает кость.

Часто обыватели путают кап или сувель с другими образованиями. Больше всего кап путают с чагой. Отличие чаги от капа на березе заключается в том, что чага — это не нарост, а гриб, который вырастает на стволе, после попадания его спор в поврежденную кору.Чагу можно срезать с дерева любыми подручными средствами, а вот кап будет сложно срубить даже топором из-за его высокой плотности.

Обработка капа и сувеля доставляет удовольствие мастерам по дереву, хоть занятие это не из легких. Кап особенно труден в обработке, но рисунки, которые открываются при шлифовке материала, удивляют уникальностью и разнообразием.

Текстура

Кап и сувель березы отличаются своей текстурой от любой другой древесины. Неповторимые узоры на срезе можно объяснить процессом образования.

Текстура сувеля березы

Кап вырастает на березе по разным причинам:

  1. Под корой начинает зарождаться почка, но из-за твердости коры не может ее пробить. К почке поступают питательные элементы, за счет которых образуются придаточные почки. Их развитие и невозможность пробиться, образуют нарост на дереве.
  2. Механические повреждения, причиненные человеком, животными, насекомыми или природными явлениями, тоже могут стать причиной остановки нормального развития почки. Но она стремится к жизни, несмотря на свою деформацию и образует новый нарост на стволе.
  3. На месте появления почки, дерево отдает все свои силы развитию капа из-за бактерий, грибов или поздних весенних заморозков.

Понимая схему образования капа, который растет очень медленно, но с годами становится все больше, можно предположить, что рисунок создаваемый приростом древесины и придаточными почками будет поистине уникальным. Капы, выросшие на стволах, имеют более витиеватую и выраженную структуру, чем прикорневые.

Годичные кольца перекручены и переплетены с сердцевинами отростков. Рисунок на срезе сразу не виден. Он проявляется лишь после того, как древесину обработают посредством шлифования, полировки и тонирования. Изделия из капа после обработки имеют разные оттенки и отливают перламутром. Узоры напоминают малахит.

Разделочная доска из капа березы

Сувель имеет структуру, отличающуюся от капа, но по-своему уникальную и изысканную. Изображение на срезе сувеля напоминает волны, полоски, пятна или изгибы. Такой рисунок получается из-за неровного образования колец древесины, вследствие болезни дерева или механических повреждений.

Гладкая и мягкая поверхность сувеля легче поддается обработке. Готовые изделия из этого материала поражают своим сиянием и разнообразием узоров, напоминающих поверхность мрамора.

Заготовка

В природе сувель встречается гораздо чаще капа. Встретить деревья с такими поражениями можно в лиственных или смешанных лесах, расположенных как в сухой, так и в болотистой местности. Надо учитывать, что спил сувеля или капа на растущей березе, может повлечь ее гибель. Поэтому после спила материала, необходимо замазать живой слой варом.

На погибших деревьях образования бывают уже поражены гнилью и не годятся в производство. Поэтому найти подходящий материал для заготовки непросто. Делать это лучше в середине осени.

Выяснить по виду образования, каким оно будет на срезе нельзя. Но чем кривее и извилистее сувель и чем больше прутиков на капе, тем, предположительно, будет насыщеннее узор. Работать с таким материалом сложнее, но интереснее.

Спилить сувель и кап довольно сложно, цепи тупятся быстро, поэтому необходима хорошая заточка инструмента. Можно спилить ножовкой или лучковой пилой, но это потребует много физических усилий.

Березовый сувель имеет разную текстуру при срезе. Она может быть ярко выраженной или совершенно не видна. Сувель с текстурой, которую плохо видно обычно обладает более высокой прочностью. Но никогда не угадаешь по виду нароста, что в нем присутствует полость или красивый витиеватый изгиб.

Сушка

Для того, чтобы заготовка не расслоилась и не разрушилась, высыхая естественным образом, необходимо ее высушить постепенно. Высушить сувель или кап березы в домашних условиях можно несколькими способами.

Вот два самых популярных из них:

  1. Выварка в воде с поваренной солью. Такой способ подходит для небольших кусков березы. Заготовка очищается от всех ненужных наростов, лохмотьев и грязи и помещается в воду, которая должна быть выше на 2 см. На 1л. Воды нужно 2 ст.л. соли. Затем, в воду необходимо добавить смолистые опилки, которые в итоге придадут изделию оттенок охры. Кипятить необходимо 6-8 часов, затем осторожно вынуть и промыть заготовку под проточной водой. Через двое суток процедуру варки нужно повторить, но уменьшить время кипячения на пару часов. Через двое суток процесс кипячения нужно при необходимости повторить, убавив время еще на пару часов. После этого вынуть из кипятка и ободрать на горячей заготовке остатки коры. Через 2-3 недели материал готов к обработке. Такой метод подходит только для заготовок маленьких размеров!
  2. Заготовки более крупных размеров сушатся дольше. Ни в коем случае при домашней сушке нельзя заносить заготовку в сухое помещение. Подготовленные спилы нужно покрыть краской или олифой. При правильной сушке, высыхают они в течение 2-3 месяцев. Температура при этом должна быть около 10-15 градусов. Затем их можно убрать в помещение, где они досохнут окончательно и будут готовы к обработке примерно через полгода.

Обработка

Обработка капа березы своими руками – занятие творческое и интересное для любого специалиста, увлекающегося деревообработкой. Высушить кап березы в домашних условиях сможет не каждый. Для этого необходимо потренироваться на менее ценной древесине.

Нужно учесть, что заготовка для глубокой посуды из сувеля или капа, делается еще до момента сушки. То есть вырезается необходимое углубление и придается заранее продуманная форма. Затем заготовка сушится, через полгода ее можно достать и доработать до совершенства.

Применение капа и сувеля

Благодаря правильно выполненной сушке, получаются красивые и уникальные поделки из капа березы. Самые популярные изделия из капа и сувеля — это посуда изготовленная руками мастеров, деревянные украшения, различные статуэтки, подставки, шкатулки, сувенирные украшения, серьги, браслеты и т.д.

Нож и кружка из капа березы
Стол из березовго сувеля
Изделия из березового сувеля

Такие изделия очень долго пахнут деревом и не теряют свой внешний вид, даже при длительном использовании. Только настоящий художник и мастер своего дела может сотворить из простого куска дерева настоящее произведение искусства!

Работа с берёзовым капом

Привет, роднулька!
Как-то ты просила меня рассказать, о заготовке берёзового капа и работе с ним дальше.
И так, рассказываю:
Вот только-что притащил из подвала большой кап, сейчас он весом примерно 25-30 кг Когда я его спилил он был примерно 40 кг Он у меня сох в школе и в моём подвале почти год. Полностью высох и если бы не менять цвет на более тёмный, то его не надо было бы варить, а так, теперь буду пилить дома ножовкой на блоки, потом вываривать и опять месяц-два сушить. Потом можно уже пилить на пластины, класть пластины под пресс (чтобы их не повело) и они будут готовы для чего угодно. Сделал фото этого большого капа, сегодня отправлю.
Значит с чего всё начинается. Находишь в Тайге берёзовый кап. Они встречаются примерно один кап на одну-две тысячи берёз, тащишь из машины бензопилу. Если кап низко, то просто его спиливаешь, если высоко, то валишь дерево и потом уже спиливаешь. У меня есть в подвале кап, который весом пятьдесят кг (это уже сухой), я его тащил от мамы Тайги больше одного километра (в основном перекатывал по земле) и часть пути была по болотИне, где я привязал его на спину толстыми верёвками.
Часто приходится прямо в Тайге кап распиливать на две-три части, а потом уже выносить. Но иногда нужен цельный кап, это зависит от того, что ты хочешь с ним делать. Если для рамки под картину, большую фотографию или для зеркала, то лучше конечно цельный, чтобы не было стыков и был единый рисунок.
Дальше. Если есть возможность - наличие огромного чана для варки, помещение (сарай, гараж) и большая плита, то тогда его целиком загружаешь в чан с крепко-солёной водой и варишь примерно пять суток (время варки зависит от размера капа), необходимо, чтобы он проварился и дал равномерный цвет на всю глубину, то-есть насквозь. Кору с капа не снимаешь. Кора легко снимается сразу после варки, пока кап горячий и влажный.
Если нужен тёмно-коричневый цвет с красноватым оттенком под "красное дерево", то добавляешь в чан берёзовой коры - это плюс к той, что есть на самом капе (своей коры не достаточно). Если нужны другие оттенки, подбираешь кору других деревьев.
После варки, снимаешь с плиты чан, сливаешь весь "рассол" и оставляешь кап на два-три месяца в тёплом проветриваемом помещении для сушки. И уже после полной просушки распиливаешь его на любые куски - блоки, бруски, пластины, рейки и т. д. А уже потом из этих заготовок делаешь всё, что душе угодно.
Если же нет возможности сразу его загрузить в варку, тогда распиливаешь его на части (или не распиливаешь) и обязательно закрашиваешь МАСЛЯННОЙ обыкновенной краской места спила, иначе при сушке пойдут глубокие трещины.
Придёт время, появится возможность, кап высохнет и его можно распиливать. Без варки в обычных условиях в помещении кап сохнет очень долго. Я сушу капы в тёплом, проветриваемом помещении подвала не меньше одного года. Если же кап сразу выварить в солёной воде, то он, как я уже сказал, готов к работе через два-три месяца, потому-что соль вытесняет из древесины всю влагу.
Вот такой, в общем-то, простой но длительный и кропотливый процесс.
Изделия из капа очень дорогие, красивые и прочные. Берёза сама по себе очень тяжёлая и твёрдая, а кап твёрже и тяжелее древесины ствола примерно в три-четыре раза. Обыкновенные высушенные заготовки на сегодняшний день стоят до тысячи рублей за килограмм.
Пожалуй это всё, что я знаю и умею в этом деле.
Спокойной ночи, моя дорогая! До встречи. Скоро лето и я обязательно прилечу в Томск.

Березовый сувель

Материал, который издавна известен на территории России как древесная кость.
Это нарост, см фото 1, (или наплыв, как его ещё называют) на Берёзе, который образуется на стволе дерева по разным причинам. Например, погодные условия, климатические воздействия окружающей среды. Ещё, такого эффекта можно добиться искусственно, обмотав ствол, на пример проволокой, со временем он обрастет Сувелью. Костью её называли из-за того, что после тщательной полировки и пропитки различными маслами, дерево приобретает костный вид, и её тонкие части просматриваются насквозь.

Сувель

Фото 1. Вид Сувели после спила. На вид напоминает шишку или наплыв. Изначально сложно судить о внутреннем виде древесины после её распила.

В большинстве случаев, при правильном распиле, можно наблюдать удивительные явления, а именно переплетение волокон древесины которые образуют перламутровые участки разные (неповторимые) по рисунку и направлению, которые в прямом смысле светятся, отражая в себе дневной свет. Рисунки и цвета могут быть разные, в основном это розово-жёлтый, соломенный, или коричневато жёлтый цвет с глубоким перламутровым свечением на срезе, в некоторых случаях попадаются экземпляры с темно коричневым цветом с присутствием болотно-зелёных оттенков. Такая цветовая гамма объясняется тем, что древесина произрастает в разных условиях и местности, например: Если нарост был спилен в сильно заболоченной местности, то не исключён тот факт, что цвет древесины скорей всего будет коричневато-зелёный. Или ещё один пример: Если Сувель находится на комлевой части дерева (комлевая часть ствола это та часть, которая находится на 10 – 15 см под землёй и 15 - 20 см над ней, это в среднем) и она покрыта мхом, то вероятней всего он будет тёмно коричневый с присутствием бледно розового оттенка, либо соломенно-жёлтый - золотистый с тёмно коричневыми годичными кольцами - то есть присутствие тёмных оттенков будет доминировать, но не всегда.

Перламутр березы

Фото 2. Редкий и ценный экземпляр Сувели естественной сушки сроком около 1,5 года. На фото Вы видите лучевое свечение волокон при дневном свете. Это свечение называется "Перламутром", оно может быть разных видов, от четких перламутровых лучей и до тех которые Вы видите на остальных изображениях, разнообразию нет предела.

Перламутр на сувели

Фото 3. Этот образец то же относится к редким, его основное отличие от того, что на фото 2, это мраморная текстура и технология сушки, его высушили быстрым способом, а именно варкой в солёном растворе. На фото отчётливо видно чем он отличается от того, что на фото 2 , тот что высше имеет в общей сложности соломенный или золотистый цвет а на фото 3 цвет преимущественно коричнево розовый.

Бруски из сувели

Бруски для ножей

Фото 4. Здесь вы видите вид который то же относится к редким, но встречается чаще чем те, что на фото 2 и 3.

Пример заготовки

Фото 5. На этом фото, перламутровые разводы которые называются пепельными или стеклянными. Этот вид встречается чаще всего, но ценность его от этого не теряется, ведь у всех вкусы разные. Кому-то нравится лучевое сечение, а кому-то светящиеся пепельные разводы.

Бруски для ножа

Фото 6. Это, как мы уже поняли, лучевое направление волокон с присутствием пепельных разводов. (смешанный тип)

Пример бруска

Фото 7. Образец, который на вид смотрится как простой, но на самом деле это не так, это то же редкий вид, произрастающий в основном на болотных топях, от чего и имеет такой цвет.

Нож с ручкой из сувели

Фото 8. Это пример того, как смотрится Сувель в готовом виде (изделии) в сочетании с рогом северного Олени и металлами. Нож работы Валерия Соколова "Svalbard", выполненный в Скандинавском стиле.

Ещё, общий вид этой древесины зависит от вида сушки, (на качество изделий это не влияет), существуют несколько вариантов высушивания.
1. Естественная, это когда древесина высохла в естественных условиях, без участия человека, т.е после спила со временем, дерево высохло само по себе.
2. Старый Русский способ быстрой сушки, древесину вываривают в солёном растворе несколько часов, после снимают кору и кладут в тёмное и сухое место на несколько недель, это минимум, да же после этого она вполне пригодна к обработке.
Заметные различия после таких видов сушки, это цвет. При естественной сушке дерево остаётся естественного цвета, а после варки приобретает нежно розовый или морковный оттенок, это уже на любителя, кто как хочет, тот так и сушит. В умелых руках человека, у которого всё в порядке с фантазией, любая деревяшка будет сиять и дорого выглядеть, стоит только сильно захотеть и подключить своё воображение.

Сувель – это материал, из которого можно делать различные предметы, например женские украшения в виде кулонов серёжек, заколок и браслетов, это зависит от того, на сколько у человека развита фантазия. Раньше, да нет, не только раньше и сейчас некоторые энтузиасты из неё делают столовые приборы, вполне пригодные по своему прямому назначению, взять к примеру Скандинавские “Куксы”, это что-то на подобие наших кружек, только из дерева, лучше материала чем Сувель для этого не найти.
Но самое главное, этот материал больше всего подходит для изготовления рукоятей ножей. Благодаря её неотъемлемым качествам, таким как твёрдость, плотность, легкость в обработке и полировке, неповторимой текстуре, разнообразию цветовых оттенков, красоте перламутровых переплетений и.т.д. Ясно одно, что этот материал ни когда не надоест, хотя некоторые со мной не согласятся, это их право. Раньше я делал рукояти только из экзотических пород древесины, но они меня быстро утомили своей монотонностью и однообразием, хотя каждому своё и кто-то скажет, и будет утверждать обратное. Но я точно усвоил для себя, лучшего сырья чем Берёза и то, что она нам дарит в виде Капов, Сувелей, Свилей, Комля и корневой части, нет.

Все образцы, которые Вы видите в виде брусков, отшлифованы и отполированы, после, обработаны маслом для полока. Это позволяет сохранить естественный цвет древесины и предохранить её от попадания влаги и загнивания + обработана карнаубским воском.

Материал использован с http://www.zadi.ru

Разнообразие Сувели очень богато, я бы сказал бесконечно, этот материал сочетается практически со всеми видами древесины, кости, металлов и.т.д.

Житель Златоуста делает необычные изделия из бересты и капа. Их покупают иностранцы (23 фото)


Иногда повороты человеческой судьбы решает случай. Профессиональную жизнь не только Ивана Верзакова, мастера по работе с берестой, но и всей его семьи определила случайная встреча. Иван рассказывает:

«Все предки в моей семье были мастеровыми людьми: и мужчины, и женщины. Многие из них работали с деревом, и меня всегда к этому тянуло. В то время я еще не определился, чем конкретно хотел бы заниматься, но направление моей деятельности решил случай.

История началась с разговора в лесу. Это было лет 16 назад, я был подростком. Отец подарил мне лезвие от ножа. Ручку, сказал, сделаешь сам. Я увидел, что у кого-то она была из бересты и захотел такую же. Пошел в лес. Квадратиками с берёз срезал бересту, как вдруг ко мне подошёл какой-то дедушка:

– На туеса собираешь? – спросил он.
– Что такое туеса? – вопросом на вопрос ответил я.

Оказалось, это емкости из бересты, в которых раньше хранили муку, крупы и тому подобное. Дед рассказал о них подробнее: как изготавливать, показал даже, как бересту правильно собирать. Я заинтересовался и захотел попробовать сделать туес своими руками. Спросил деда, где его потом найти, чтобы показать или подарить своё изделие. Он показал рукой на деревушку рядом с лесом и уверил, что его там каждая собака знает, мол, захочешь – найдёшь. Вот я уже лет 12 занимаюсь берестой, так его и не нашёл. Всю деревню обошёл – все пожимают плечами».


Иван учился в педагогическом колледже на учителя по технологии в тот год, когда произошла судьбоносная встреча. Работа с берестой в колледже не преподавалась, но Ивану это понравилась, с самого начала получалось неплохо. Он убедил педагогов сделать темой для своей курсовой работы набор туесов. Диплом должен был стать её продолжением, поэтому отступать было некуда, замахнулся на самовар с чашками.

Выбор пути

После колледжа Иван был направлен преподавать в школе технологию (труды). Ему нравилось учить детей, но работа с берестой привлекала больше.

Информацию по изготовлению изделий собирал по крупицам, специальной литературы было очень мало. Тогда только появились компьютеры. В Интернете в то время были, в основном, только фотографии изделий. Вначале пытался копировать удивившие меня изделия, от кулончика до самовара. Потом выработал свой стиль.

Иван продолжал создавать изделия из бересты, которые дарил родным и знакомым и даже начал ездить по первым ярмаркам. Именно в этот период мастер понял, что людям нравятся его творения, а ему – сам процесс работы. Поэтому Иван решил оставить школу.


Семейным советом было принято решение создать мастерскую и оформить ИП. В то время выделялись субсидии на создание собственного дела, поэтому Верзаковы составили бизнес-план и получили грант на открытие своего семейного дела, ведь к тому моменту сестра закончила университет и тоже присоединилась к брату. Закупили станки, инструмент, материалы и стали потихоньку развиваться.

На этом расширение не остановилось. Мама, чем могла стала помогать детям. Через пару лет, увлекшись творчеством, уволилась с работы и полноправным членом влилась в состав мастерской.

Так уже 9 лет существует «Мастерская чудес» и радует изделиями людей с разных уголков мира. Она – участник многих мероприятий разного уровня, из них многие – международные. А изделий – более пятидесяти крупных ассортиментных групп.


Стоимость изделий - разная. Цены стартуют от 300 рублей и доходят до нескольких десятков тысяч. К примеру, этот самовар обойдётся в 30 тыс. рублей

За это время брат и сестра, Иван и Анна, защитили и подтвердили звание «Народный мастер-ремесленник Челябинской области».

Сейчас к делу потихоньку подтягивается и жена Ивана.


«Мастерская чудес»

Сегодня «Мастерская чудес» – основное место работы всей семьи Верзаковых. Живут они в городе Златоуст, Челябинской области.

«У нас разделение труда, – описывает рабочий процесс Иван, – Мама раскраивает бересту на огромный ассортимент наших изделий. На мне – более тяжелые, мужские операции, требующие силы и специальных навыков работы с режущим инструментом, работа на деревообрабатывающих станках. Я собираю основу изделия и оправляю предмет резьбой, которую делает сестра; после – всё очищаю. Вообще всю красоту, тонкую работу, выполняют сестра и мама, это как раз резьба, украшение камнями и прочее».


Самый длительный этап работы над изделием, по словам Ивана, это склейка, так как много времени занимает процесс высыхания клея. Однако, самый трудоёмкий этап – это резьба. Время производства изделия, конечно, зависит от его сложности. Может длиться от одного дня и до года. На данный момент среди изделий «Мастерской чудес» самым долгим по времени изготовления считается самовар – около 3 – 4 месяцев.


Мама Ивана экономист по образованию, поэтому цены на товары мастерской рассчитывает она, учитывая стоимость материалов, трудоемкость и другие составляющие. Большинство изделий мастерской эксклюзивные, но на цене это отражается далеко не всегда, а только в случае большой сложности в изготовлении и дороговизне используемых материалов.


Кстати о материалах. Их Верзаковы заготавливают сами, естественно, при договоре с лесхозом. Как рассказывает Иван, за год расходуется около 500 листов, а лист бересты – это одно дерево.

Виды изделий, продвижение

Иван Верзаков считает, что «из чего угодно можно сделать все, что угодно», вот семья и экспериментирует. Более того, команда готова ради экспериментов отложить иногда привычные рукам изделия.

«Делаем и лампы, и люстры, начали малую мебель изготавливать. Бывает заказчики просят что-то конкретное, а бывает сами не знают, что хотят. Тут мы начинаем консультировать, подсказывать. Как-то попросили вешалку, но необычную – да без проблем!»


С прошлого года Верзаковы серьезно занялись изделиями из капа – это нарост на березе с очень красивой текстурой. На данный момент в работе Верзаковы совмещают и бересту, и кап, и даже можжевельник.

Мастера ездят на ярмарки по Уралу, изделия отправляют заказчикам по всему миру: в Чили, Голландию, Германию, Чехию, Испанию. В Америке много их изделий, недавно одно в Японию отправили. Заказчики находят мастерскую в основном благодаря Интернету: Вконтакте, Инстаграм.


Мечты и планы

Для любой работы, особенно творческой, всегда нужно вдохновение. Иван находит его во всём: начиная от семьи, заканчивая хорошей погодой.

«Бывают дни, когда не идет творческий процесс, – признаётся Иван, – В такие дни можно заняться механической работой: прибраться в мастерской, склеить простые изделия, отшлифовать детали, выточить заготовки».


Вдохновляет Ивана многое. Однажды ему подарили виниловую пластинку, что привело к его новому увлечению. Сейчас в мастерской стоит старый проигрыватель и уже целая коллекция пластинок. В один прекрасный момент мастер захотел своими руками сделать граммофон.


«Это моя мечта, я потихоньку собираюсь ее осуществить. Пока еще думаю, из какого лучше его сделать материала, бересты или капа».

Недавно Иван женился, и теперь захотелось наполнять дом красотой и радовать любимую. Вообще, для создания уюта в собственном доме не всегда доходят руки, но постепенно мастер украшает его своими изделиями.


«Вот недавно сделал жене вешалку и ключницу из капа. Очень красивая и серьезная работа. После Нового года сделаю зеркало, чтобы ей было приятно в него смотреться».

В ближайшие планы семьи Верзаковых входит более серьезное занятие эксклюзивной мебелью для кафе и ресторанов.

Что такое березовый кап и как его обработать?

Древесина во все времена считалась одним из самых востребованных природных материалов. Без нее было бы сложно построить дома, сделать мебель, водные транспортные средства. И, конечно, не обойтись без дерева в изготовлении поделок и мелких красивых вещичек. Создавая предмет искусства, мастера используют разные части дерева, но особый интерес всегда вызывает кап. В этой статье рассмотрим, что собой представляют березовые капы, а также поговорим о том, где их можно найти и как правильно заготовить.




Что это такое и чем отличается от сувеля?

Кап – это своеобразный нарост на березе, обычно он имеет круглую форму. В народе кап часто называют «ведьминым веником», а само слово пришло к нам из старославянской речи, где слово «кап» переводилось как «голова».

Данное образование покрыто корой, иногда из него могут прорастать мелкие веточки с почками. Кап имеет невероятно высокую плотность (удельный вес), которая всегда больше, чем у самой березы.

Размеры также могут различаться: есть как совсем маленькие наросты, так и гигантские образования до 350 кг (береза пушистая).




Березовый кап – это уникальное явление, а среди мастеров он очень ценится. Если распилить нарост, станет видна невероятной красоты текстура, представляющая собой крупные круги концентрической формы и мелкие темные точки. Двух одинаковых образований в природе не найти, поэтому каждый кап является особенным. При этом капы, растущие на стволах, окажутся более привлекательными, нежели прикорневые. После обработки они приобретают вид малахита, красиво сияют.

Что касается сувеля, то это тоже образование на дереве, и его часто путают с капом. Следует рассмотреть, чем эти наросты отличаются.

  1. Природа происхождения. Кап может вырасти по разным причинам. Главная из них – зарождение под корой почки, которая не может прорасти наружу. Дерево питает ее, и вокруг почки начинают образовываться придаточные элементы. Все они стараются выбраться из-под коры, так и появляется кап. Сувель же – это болезненное образование, чаще всего раковое.
  2. Скорость роста. Сувель всегда растет быстрее, поскольку вызван болезнью. Кап же может произрастать десятки лет.
  3. Текстура. Кап имеет более сложную и интересную текстуру, поскольку она создается годами, в нее вплетены годичные кольца, мелкие веточки. Сувель выглядит проще: его текстура чем-то напоминает мраморные разводы.
  4. Легкость в обработке. Спилить и обработать кап будет намного тяжелее, нежели сувель. Да и найти такие образования в природе сложнее.
  5. Внешний вид. Кап представляет собой неоднородное образование: на нем есть множество узелков, шишек, не до конца развившихся почек. Сувель всегда имеет ровное и гладкое покрытие.



Где найти?

Кроме того, если требуется большой кап, нужно заранее позаботиться о транспорте, поскольку даже 50 кг унести в руках будет проблематично. Понадобится и специальный инструмент, например, лучковая пила, так как капы обычно обладают большой твердостью и спилить их, не приложив усилий, не выйдет. Ввиду всех этих тонкостей специалисты рекомендуют искать капы не в лесу, а на лесопилках. Работников там интересует только древесина, поэтому все наросты отправляются в отходы.

А еще на лесозаготовках встречаются капокорни, которые вы точно не сможете отыскать в лесу самостоятельно.



Какие поделки делают?

Список изделий, которые можно сделать из капа, невероятно огромен. Рассмотрим, какие предметы окажутся самыми популярными:

  • посуда: чаши, глубокие миски, кубки, пивные бокалы, половники, толкушки, салфеткодержатели на кухню и пр.;
  • украшения: изысканные резные кулончики, бусы, серьги и браслеты;
  • аксессуары: запонки, заколки для волос, брошки, брелоки, портсигары, ручки и многое другое;
  • сувениры: трубки для курения, шкатулки, статуэтки, вазочки, настольные игры (шахматы или нарды), рамки для фото;
  • другое: ножки для столиков, бруски для ножей, рукояти трости, деревянные панно и многое другое.







Полученные поделки, при хорошем уходе, служат много лет и восхитительно пахнут деревом. Они будут красиво смотреться и в современных, и в классических интерьерах домов и квартир. Не менее эффектно впишутся деревянные поделки и в дизайн придомовой территории. При наличии умения и фантазии мастер по дереву сможет изготовить из большого капа настоящее произведение искусства: сверкающую на солнце полированную кадку, искусственный пенек, садового гнома, лешего и любую другую уместную на природе поделку.

Комбинировать березовый кап можно с такими материалами, как металл, кость, перламутр.



Особенности обработки

Заготовить кап из березы не очень сложно. Вот несколько правил подготовки материала.

  1. Капы, которые опоясывают дерево или являются капокорнями, спиливать не рекомендуется. Практически в 100 процентах случаев дерево после этого гибнет, а еще вас могут оштрафовать. Если нужны именно такие образования, их берут на лесозаготовке, с разрешения сотрудников. В прочих случаях используют наточенный инструмент, после чего обрабатывают место спила садовым варом.
  2. Важно успеть спилить нарост до начала сокодвижения, это самый конец августа или начало осени. Кроме того, в день заготовки материала не должно быть дождя.

После того как вы достали и привезли домой кап, его нужно обработать. Для этого цельный фрагмент необходимо распилить на заготовки. Их размер и толщина определяются исходя из параметров будущего изделия. Стоит отметить, что распиливание капа – процедура непростая, поскольку новичку будет поначалу сложно раскрыть всю таящуюся в материале красоту. Специалисты рекомендуют пилить так, чтобы как можно больше спящих почек оказались рассеченными.

Кроме того, начинающих мастеров может смутить бледный и невыразительный рисунок, открывшийся их взору при распиливании. Однако пугаться не следует – в случае с капом это совершенно обыкновенная ситуация.

Чтобы древесная текстура наполнилась жизнью и заиграла новыми красками, ей потребуется пройти еще 2 этапа обработки: пропаривание и сушку. Оба этапа неотделимы друг от друга.



Сушка

Высушить березовый кап можно и своими руками, но стоит подготовиться к тому, что этот процесс окажется небыстрым. Рассмотрим, как правильно сушить заготовки.

  1. Возьмите тару, в которую поместится заготовка вместе с водой. Лучше подобрать что-то старое, поскольку отмыть ёмкость потом будет очень трудно.
  2. Очистите кап от веточек и обрывков свисающей коры. Сложите заготовки в кастрюлю и залейте водой так, чтобы она покрывала их не более чем на 2 сантиметра. Температура жидкости не имеет значения.
  3. После укладки заготовок возьмите обычную поваренную соль, можно самую дешевую. На литр воды нужно 2 полных столовых ложки, но и большее количество вреда не нанесет. Засыпьте соль в емкость с водой.
  4. Помимо соли и воды понадобится опил, оптимально, если он будет сосновым. Напилите две хороших горсти опилок, желательно со смолой и мелких. Опил нужен капу для проявления цвета, а также он придаст материалу прочности. Вся масса опилок сразу засыпается в кастрюлю.
  5. Включите огонь и дождитесь закипания. Как только вода забурлит, убавьте огонь и оставьте кастрюлю томиться на 7-8 часов. При этом важно следить, чтобы не выкипела жидкость. Время от времени ее надо подливать, ничего другого добавлять не требуется. Также необходимо своевременно удалять появляющуюся накипь, если хотите сохранить тару.
  6. Когда пройдет отведенное время, кастрюлю снимают с плиты и выливают из нее воду. Горячий кап вынимают и кладут в сухое место остывать. Накрывать его ничем не надо, а сохнуть он должен около суток.
  7. По истечении суток материал пропаривают по вышеописанной методике и снова сушат сутки. Повторять процедуру нужно от 2 до 4 раз, здесь все зависит от объема капа.
  8. Когда дерево вываривается последний раз, нужно ободрать с него всю оставшуюся кору, если она к этому времени уже сама не отвалилась. Будьте аккуратны, не забывайте про использование защитных рукавиц.
  9. После последней варки кап снова кладут на просушку в сухое место, на этот раз на 14 дней. По истечении этого срока материал будет полностью готов к дальнейшей обработке: шлифованию, резке, полировке. Обрабатывать готовое изделие нужно маслом или воском.




Стоит отметить, что такой способ сушки подходит только для небольших заготовок. Крупные куски сразу пойдут трещинами и окажутся непригодными к работе.

Помимо описанной методики, есть еще несколько вариантов, на которые можно обратить внимание.

Читайте также: