Волгу рейтинг студентов 2021

Обновлено: 30.04.2024

Как в 2021 году поступить в Волгоградский госуниверситет - ВолГУ (бюджет и платное обучение)

Курсы ЕГЭ и ОГЭ Lancman School подготовили для вас самую актуальную информацию о поступлении в Волгоградский государственный университет в 2021 году.

Общая информация о конкурсной ситуации в ВолГУ в 2021 году
(очная форма - бакалавриат и специалитет):

Средний балл ЕГЭ на бюджете в 2020 году – 69,9

Средний балл ЕГЭ платно в 2020 году – 61,9

Количество бюджетных мест в 2021 году – 973

Стоимость обучения на платной основе в 2020-2021 гг. – от 105 000 до 170 000 руб. в год

Наличие своих льготных олимпиад для школьников

ВолГУ в российских рейтингах вузов

А теперь всё самое необходимое о конкурсной ситуации в ВолГУ 2021 году в одной удобной таблице

Всю актуальную статистику мы собирали на сайте ВолГУ. Значок "-" означает, что информации на официальном сайте нет. Приказ ректора ВолГУ о стоимости платного обучения в 2021-2022 гг. будет опубликован весной-летом.

БАКАЛАВРИАТ

01.03.05 Статистика

М+Ф или Х или ИНФ или БИО или ОБЩ или ГЕО или ИНЯЗ+Р

01.03.02 Прикладная математика и информатика

М+ИНФ или Ф или Х или ИНЯЗ+Р

29/10

Многопрофильный конкурс:

02.03.01 Математика и компьютерные науки

М+ИНФ или Ф или Х или ИНЯЗ+Р

02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

М+ИНФ или Ф или Х или ИНЯЗ+Р

65/25

Многопрофильный конкурс:

03.03.01 Прикладные математика и физика

М+ИНФ или Ф или Х или ИНЯЗ+Р

03.03.03 Радиофизика

М+ИНФ или Ф или Х или ИНЯЗ+Р

60/20

05.03.01 Геология

М+Ф или ГЕО или Х или БИО или ИНФ или ИНЯЗ+Р

05.03.06 Экология и природопользование

ГЕО+БИО или М или Х или ИНФ или ИНЯЗ+Р

06.03.01 Биология

БИО+М или Х или ГЕО или Ф или ИНФ или ИНЯЗ+Р

05.03.02 География

ГЕО+М или БИО или ИНФ или ИНЯЗ+Р

27/25

18/10

Многопрофильный конкурс:

09.03.01 Информатика и вычислительная техника

М+ИНФ или Ф или Х или ИНЯЗ+Р

09.03.02 Информационные системы и технологии

М+ИНФ или Ф или Х или ИНЯЗ+Р

09.03.03 Прикладная информатика

М+ИНФ или Ф или Х или ИНЯЗ+Р

09.03.04 Программная инженерия

М+ИНФ или Ф или Х или ИНЯЗ+Р

135/60

11.03.01 Радиотехника

М+ИНФ или Ф или Х или ИНЯЗ+Р

11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи

М+ИНФ или Ф или Х или ИНЯЗ+Р

12.03.04 Биотехнические системы и технологии

М+БИО или Ф или ИНФ или ИНЯЗ+Р

10.03.01 Информационная безопасность

М+ИНФ или Ф или Х или ИНЯЗ+Р

27.03.05 Инноватика

М+ИНФ или Ф или Х или ИНЯЗ+Р

28.03.01 Нанотехнологии и микросистемная техника

М+ИНФ или Ф или Х или ИНЯЗ+Р

37.03.01 Психология

БИО+М или ОБЩ или ИНЯЗ+Р

38.03.01 Экономика

Финансы и кредит

М+ОБЩ или ИСТ или ГЕО или ИНФ или ИНЯЗ+Р

0/25

38.03.01 Экономика

Экономика и бизнес-планирование

М+ОБЩ или ИСТ или ГЕО или ИНФ или ИНЯЗ+Р

38.03.04 Государственное и муниципальное управление

М+ОБЩ или ИСТ или ГЕО или ИНФ или ИНЯЗ+Р

38.03.05 Бизнес-информатика

М+ОБЩ или ИСТ или ГЕО или ИНФ или ИНЯЗ+Р

39.03.01 Социология

ОБЩ+М или ИСТ или ИНФ или ИНЯЗ+Р

39.03.02 Социальная работа

ИСТ+ОБЩ или ГЕО или ЛИТ или ИНЯЗ+Р

20/10

40.03.01 Юриспруденция

ОБЩ+ИСТ или ИНФ или ИНЯЗ+Р

41.03.01 Зарубежное регионоведение

ИСТ+ОБЩ или ГЕО или ИНЯЗ+Р

41.03.04 Политология

ИСТ+ОБЩ или ГЕО или ИНЯЗ+Р

41.03.05 Международные отношения

ИСТ+ОБЩ или ГЕО или ИНЯЗ+Р

42.03.01 Реклама и связи с общественностью

ОБЩ+ИСТ или ИНФ или ИНЯЗ+Р

42.03.02 Журналистика

ЛИТ+ИСТ или ОБЩ или ГЕО или ИНЯЗ+Р

43.03.02 Туризм

ИСТ+ГЕО или ОБЩ или БИО или ИНЯЗ+Р

44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (английский и немецкий языки)

ОБЩ+ЛИТ или ИСТ или ИНЯЗ+Р

44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (русский язык и литература)

ОБЩ+ЛИТ или ИСТ или ИНЯЗ+Р

45.03.01 Филология

ЛИТ+ИСТ или ОБЩ или ИНЯЗ+Р

45.03.02 Лингвистика

ИНЯЗ+ИСТ или ЛИТ или ОБЩ или ИНФ+Р

45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика

ИНЯЗ+ЛИТ или М или ОБЩ или ИНФ+Р

46.03.01 История

ИСТ+ОБЩ или ГЕО или ЛИТ или ИНЯЗ+Р

СПЕЦИАЛИТЕТ

06.05.01 Биоинженерия и биоинформатика

М+Ф или Х или БИО или ИНФ или ИНЯЗ+Р

10.05.03 Информационная безопасность автоматизированных систем

М+ИНФ или Ф или Х или ИНЯЗ+Р

17/20

10.05.02 Информационная безопасность телекоммуникайионных систем

М+ИНФ или Ф или Х или ИНЯЗ+Р

10.05.05 Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере

М+ИНФ или Ф или Х или ИНЯЗ+Р

18/30

11.05.01 Радиоэлектронные системы и комплексы

М+ИНФ или Ф или Х или ИНЯЗ+Р

38.05.01 Экономическая безопасность

М+ОБЩ или ИСТ или ГЕО или ИНФ или ИНЯЗ+Р

40.05.03 Судебная экспертиза

ОБЩ+М или ИСТ или ИНФ или ИНЯЗ+Р

40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность

ОБЩ+ИСТ или ИНФ или ИНЯЗ+Р

5 баллов
3 балла
от 6 до 8 баллов

Победитель (призер) заключительного этапа очной открытой олимпиады школьников или иного очного открытого интеллектуального конкурса регионального, всероссийского или международного уровня среди обучающихся 9 – 11 классов общеобразовательных учреждений и (или) обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования по следующим общеобразовательным предметам: математика, русский, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский, итальянский), информатика и ИКТ, физика, химия, биология, экология, география, астрономия, литература, история, обществознание, экономика, право

5 баллов за каждое достижение

Победитель (призер) очной открытой олимпиады «Шаг в ВолГУ»

5 баллов
от 1 до 2 баллов

Победитель (призер) всероссийского конкурса по разработке мобильных приложений «IT-школа выбирает сильнейших»

Победитель (призер) заключительного этапа очной открытой олимпиады школьников среди обучающихся 9 – 11 классов по математике и криптографии (информатике и компьютерной безопасности) и/или победитель в соревнованиях по информационной безопасности (CTF) и/или наличие cсертификата об успешном окончании программы «IT школа Samsung»

Победитель областного конкурса юного вожатого «Вожатенок» по направлениям подготовки бакалавриата: «Социальная работа», «Психология», «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»

Как будут учиться и жить в общежитиях студенты без прививки в 2021 году

Метания федеральных министерств в вопросе вакцинации студентов от коронавируса отозвались в регионах смятением. Еще в начале недели непривитых учащихся рекомендовали перевести на дистант и не заселять в общежития, а позже глава Минобрнауки назвал такие ограничения недопустимыми. «МК в Волгограде» разбирается, что на самом деле сейчас происходит в вузах и к чему готовиться студентам.

Как будут учиться и жить в общежитиях студенты без прививки в 2021 году

Что было в прошлом учебном году

Вынужденный переход на дистанционное обучение начался в марте 2020 года. Тогда перед системой образования встали сложные вопросы организации непрерывного обучения студентов.

Преподаватели говорили о возросшей нагрузке и трудностях в проведении таких занятий. Сами студенты в целом смогли быстро адаптироваться к новым условиям. Однако многие выступили за перерасчет оплаты учебы в онлайн-формате, ведь в их договорах прописан очный формат обучения.


© ИД «Волгоградская правда» / архив

Какие изменения ждут студентов в 2021 году

9 августа в СМИ попали рекомендации Минобрнауки об организации процесса обучения студентов в условиях пандемии. Ведомство не настаивает на обязательной вакцинации учащихся, однако непривившихся пока предлагается перевести на удаленку, экзаменовать отдельно от студентов с иммунитетом, а в общежития заселять только по сертификату или при медотводе.

Позже представители ведомства пояснили, что пока рассматривают различные варианты решения этого вопроса в зависимости от эпидемиологической обстановки в каждом конкретном регионе.

В вузы официальные исчерпывающие разъяснения о переводе студентов на дистант пока не поступали. Представители Минобрнауки разъяснили, что министерство готово скорректировать ранее выпущенные рекомендации.


© ИД «Волгоградская правда» / архив

По последним данным, вузы действительно имеют право собирать информацию о вакцинации учащихся, но за безосновательные требования на их основании последуют административные меры – уже в отношении учебных заведений.

Так что подробные условия организации учебного процесса и заселения в общежития, судя по всему, станут известны только в конце августа и могут незначительно различаться в университетах. Детальная информация будет размещена непосредственно на сайтах вузов.

Что говорят представители вузов Волгограда

Пресс-служба Волгоградского института управления, филиала РАНХиГС:

− Этот вопрос сейчас находится на стадии обсуждения и решится в течение ближайших двух недель. Поскольку наш вуз – это филиал, то такие вопросы принимаются в головном учреждении, и нам выдаются рекомендации. На их основании будем формировать свой режим работы в новом учебном году.

Помощник ректора ВолгГМУ Дмитрий Трофимов:

В медицинском университете большинство студентов сделали прививки еще до официальной публикации постановления главного государственного санитарного врача по Волгоградской области о вакцинации обучающихся. Они лучше других понимают важность иммунизации, так как сами в скором времени станут врачами. Что касается требований к организации учебного процесса и заселения в общежития, вуз будет ориентироваться на нормативно-правовые акты Министерства здравоохранения и других государственных органов и действовать в строгом соответствии с ними.


© ИД «Волгоградская правда» / архив

Проректор по учебной работе ВолГАУ Иван Несмиянов:

− Учебный год в университете начнется в очном формате, на дистанционное обучение пока не планируем переходить. Но будем стараться в течение сентября вакцинировать студентов, чтобы в вузе было привито около 80% обучающихся. Для этого в медпункте развернут пост, где студенты и работники университета смогут сделать это.

В общежития будем заселять в первую очередь тех, кто сделал прививку или имеет сертификат о том, что переболел коронавирусом. Поскольку там все тесно общаются, постоянно пересекаются и вместе живут в комнатах, то их нужно по максиму обезопасить. Непривитым студентам придется снимать квартиру или искать другие варианты. Для обеспечения безопасности своих студентов мы контролируем ситуацию и тщательно готовимся к новому учебному году. В университете будут жестко соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования, масочный режим и работать обеззараживатели воздуха – рециркуляторы.

Комментарий Волгоградского технического университета (ВолгГТУ):

− Пока однозначного ответа на этот вопрос нет, мы ждем рекомендации от Минобрнауки РФ. Будем работать по отработанной в прошлом году схеме с соблюдением всех санитарных норм и исключим занятия с большим количеством студентов, учащиеся будут сгруппированы по 20–25 человек. Сейчас готовимся к новому учебному году, ждем первокурсников, которых будем без ограничений заселять в общежитие. Но при этом обязательно проведем агитационную работу среди студентов о необходимости вакцинации.

− Студенты без прививки, имеющие медотвод, в соответствии с постановлением главного санитарного врача Волгоградской области в срок до 30 августа должны предоставить в деканат своего факультета/института, кафедры педагогики документ, подтверждающий наличие противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции. С 1 сентября они приступят к учебному процессу.

Волгу рейтинг студентов 2021


  • Востребованность у работодателей (30 баллов)
  • Нетворкинг (30 баллов)
  • Качество образования (30 баллов)
  • Международное признание (10 баллов)

Востребованность у работодателей

Для оценки этого критерия Forbes Education провел опрос 100 лучших работодателей России и проанализировал, выпускники каких вузов устроились на работу в лучшие компании, а также получили повышение зарплаты и должности в 2020-2021 годах.

Кроме того, работодателей попросили перечислить вузы, чьих выпускников они стремятся нанимать в первую очередь, так как считают их наиболее подготовленными.

Наиболее востребованными у работодателей оказались вузы технической направленности. В числе университетов, чьих выпускников стремятся нанимать в первую очередь чаще всего упоминались ВШЭ (вуз упомянули 54% опрошенных работодателей), МГУ им. М.В.Ломоносова (49%), МГТУ им. Н.Э. Баумана (40%), МФТИ (37%), МИФИ (31%) и УрФУ им. Б.Н. Ельцина (31%). При этом рекордсменом по числу успешно трудоустроившихся выпускников оказалась Российская экономическая школа: в вузе обучается всего 413 студентов (для сравнения, в МГУ им. М.В. Ломоносова – 35 080), однако выпускники РЭШ оказались в штате значительного числа лучших компаний России.

20 самых востребованных вузов у работодателей:

  1. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (26,35 баллов)
  2. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (24,47 баллов)
  3. Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) (23,68 баллов)
  4. Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (национальный исследовательский университет) (22,52 баллов)
  5. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (21,58 баллов)
  6. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (20,53 баллов)
  7. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (16,85 баллов)
  8. Национальный исследовательский Томский политехнический университет (16,28 баллов)
  9. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (15,82 баллов)
  10. Санкт-Петербургский горный университет (15,53 баллов)
  11. Национальный исследовательский университет ИТМО (14,28 баллов)
  12. Российская экономическая школа (институт) (14,21 баллов)
  13. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 13,35 баллов)
  14. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации РАНХиГС (13,16 баллов)
  15. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (12,63 баллов)
  16. Санкт-Петербургский государственный университет (12,35 баллов)
  17. Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева (12,08 баллов)
  18. Ярославский государственный технический университет (11,03 баллов)
  19. Национальный исследовательский университет «МЭИ» (10,39 баллов)
  20. Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова (9,98 баллов)

Нетворкинг

  1. Российская Экономическая Школа (институт)
  2. Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
  3. Университет Иннополис (АНО ВО "Университет Иннополис")
  4. Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
  5. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
  6. Московский государственный институт международных отношений (МГИМО)
  7. Национальный исследовательский университет ИТМО
  8. Санкт-Петербургский горный университет
  9. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  10. Академия хорового искусства им. В.С. Попова

5 самых востребованных российских вузов среди детей миллиардеров:

  1. Московский государственный институт международных отношений (МГИМО)
  2. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
  3. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  4. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации РАНХиГС
  5. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

20 вузов с лучшим нетворкингом (по сумме баллов)

  1. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  2. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
  3. Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации МГИМО
  4. Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
  5. Санкт-Петербургский государственный университет
  6. Российская экономическая школа (институт)
  7. Университет Иннополис (АНО ВО "Университет Иннополис")
  8. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
  9. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
  10. Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
  11. Национальный исследовательский университет ИТМО
  12. Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина
  13. Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации
  14. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
  15. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации РАНХиГС
  16. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского
  17. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
  18. Академия хорового искусства имени В.С. Попова
  19. Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (национальный исследовательский университет)
  20. Всероссийская академия внешней торговли министерства экономического развития Российской Федерации

Качество образования

Качество образования в вузе оценивалось на основе данных мониторинга Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и учитывало такие параметры, как: соотношение числа преподавателей и студентов, зарплату профессорско-преподавательского состава, долю молодых преподавателей (до 40 лет) и международную деятельность вуза.

20 вузов с лучшим качеством образования

  1. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
  2. Национальный исследовательский университет ИТМО
  3. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  4. Университет Иннополис (АНО ВО "Университет Иннополис")
  5. Национальный исследовательский Томский политехнический университет
  6. Российский университет дружбы народов
  7. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
  8. Национальный исследовательский Томский государственный университет
  9. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова
  10. Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
  11. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
  12. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
  13. Московская высшая школа социальных и экономических наук (Шанинка)
  14. Санкт-Петербургский государственный университет
  15. Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
  16. Национальный исследовательский университет «МЭИ»
  17. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
  18. Российская экономическая школа (институт)
  19. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»)
  20. Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации

Международное признание

Существует три наиболее авторитетных мировых рейтинга вузов: шанхайский Academic Ranking of World Universities (ARWU), британские Quacquarelli Symonds (QS) и Times Higher Education (THE). Присутствие вуза в рейтингах говорит о его узнаваемости за пределами России. Forbes Education посчитал средние показатели каждого вуза по всем трем рейтингам и перевел результат в 10-балльную систему.

Действительно ли Вышка — лучший российский ВУЗ?


Фото: ссылка

Ярослав Кузьминов грамотно подвинулся с должности ректора на должность научного руководителя ВШЭ (Вышки). Вышка считается самым крупным проводником западной идеологии в нашу страну, двигателем либеральных идей, запроса «прогрессивной» молодёжи на некую свободу, каналом для студентов и выпускников «валить из рашки». Изменение должности Ярослава Кузьминова связывают с его усталостью от борьбы с системой, от удушающих Вышку компромиссов с властью последних лет, дескать, стране уже не нужны хорошие университеты мирового уровня. Оставим эти темы политологам, а сами разберём именно денежную составляющую Вышки, «реальность» её рейтингов и правильность утверждений о ней как о лучшем российском университете.

Вышка многие годы жила сытно именно за счёт огромного бюджетного финансирования, основой чего были устремления в ряды лучших мировых университетов. Либеральные идеи сокращения государственного вмешательства в экономику продвигались для других, а собственно Вышка самым активным образом эксплуатировала административный ресурс. Устойчиво войти в мировой топ не удалось, и с 2021 года бюджетные деньги начинают перераспределяться в пользу большего количества вузов, в основном, региональных. Выражаясь футбольным языком в духе провала российской сборной, Вышке создали сытую жизнь, а она не вышла из группы, и теперь следуют кадровые решения. Новая должность Кузьминова лишена права подписи основных финансовых документов и, наверное, лишена ответственности за проблемы с деньгами.

Источники сытой жизни Вышки

ВШЭ стала буквально крупнейшей образовательной организацией России, с огромными бюджетными вливаниями и внебюджетными доходами. Об этом свидетельствуют цифры из Отчёта о результатах деятельности за 2020 год, который каждый может посмотреть на сайте вуза. За 2020 год Вышка получила суммарно 27 млрд руб., включая 14,5 млрд руб. из бюджета и 12,5 млрд руб. от деятельности, приносящей доходы. В Вышке за счёт бюджетных средств обучалось бакалавров, магистров, аспирантов 22 тысячи человек, плюс платных студентов было 17,6 тысяч, суммарно порядка 40 тысяч (без учёта коротких курсов переподготовки).

Доходы Вышки за 2020 год сопоставимы с республиканскими бюджетами Хакассии и Ингушетии, а с учётом поступлений из Федерального бюджета, — превышают доходы ещё 6-ти российских регионов. Если бы образовательные учреждения включались в рейтинги крупнейших компаний России, то Вышка заняла бы примерно 500-ю позицию, рядом с Горьковским автомобильным заводом, "Новартис фарма", ВГТРК (Телевидение), ФГУП "Охрана" (Росгвардия).

Для сравнения: Московский государственный университет за 2020 год получил доходов 26,6 млрд руб., включая 15,6 млрд руб. из бюджета и 11 млрд руб. от деятельности, приносящей доходы. В МГУ на программах бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры, второго высшего обучалось суммарно 38,2 тысяч человек. Томский государственный университет за 2020 год получил бюджетных ассигнований 2,8 млрд руб. и заработал на платном образовании 0,6 млрд руб., обучая 9,2 тысяч студентов-бюджетников и 3,7 тысяч платных студентов, а этот университет стоит в самом престижном международном рейтинге QS на рейтинговой позиции выше Вышки.

ВШЭ не скупится на самопиар, у неё буквально лучшие среди всех российских университетов специалисты по этому профилю и самые большие рекламные бюджеты. Частые хвалебные публикации в средствах массовой информации о результатах научных исследований или учебных успехах Вышки, о выступлениях её преподавателей и экспертов являются зачастую просто платными публикациями с завуалированной рекламой. МГУ котируется среди абитуриентов, работодателей и на международной арене точно не хуже Вышки, но не считает нужным тратить огромные деньги на самопиар.

Этот самопиар Вышки как лучшего вуза страны окупается с лихвой. Плата за отдельные программы двойного диплома в области экономики доходит до 1 млн руб. в год. Большая часть бакалаврских программ стоит дороже 500 тысяч руб. в год, и даже не вполне популярные гуманитарные или сложные технические программы подтягиваются к этой отметке. Стоимость обучения в Нижегородской Вышке составляет 170–220 тысяч рублей в год, а в Нижегородском государственном университете стоимость обучения колеблется в диапазоне 120–164 тыс. рублей.

Формально Вышка указывает на своём сайте на внушительные скидки до 70%, однако скидки в основном предоставляются первокурсникам по итогам ЕГЭ, а затем большая часть скидок слетает из-за неожиданных троек. В указанном выше Отчёте на стр. 73 представлены данные по снижению доходов за счёт предоставления скидок студентам, которые по 1 курсу составляют 441 млн рублей и по 2–5 курсам суммарно 427 млн рублей. То есть даже по официальным данным видно, что скидки составляют в среднем всего 13% от стоимости обучения, а скидки студентам 2–5 курсов суммарно меньше скидок студентам 1 курса. Если разделить отчётные данные по доходам от платных студентов на количество таких студентов, то получится 370 тысяч рублей в год в расчёте на одного студента, с учётом скидок и более дешёвых региональных программ.

По итогам приёмной капании 2020 года количество платных студентов только в Московской Вышке и только на 1 курсе составило 7 тысяч человек и превысило результаты 2019 года в 1,4 раза, что указывает на растущую готовность родителей платить за вышкинский пиар.

Сомнительные успехи ВШЭ в международных рейтингах

Теперь обратимся к самому престижному глобальному рейтингу университетов QS World University Ranking (на 2022 год). Мы взяли именно общеуниверситетский рейтинг, охватывающий все факультеты и предметные направления, поскольку Вышка любит жонглировать своими успехами в таких соревнованиях. Оставим методические причины низких позиций МГУ и других наших университетов в этих рейтингах, поскольку нам пока важно сравнение наших университетов друг с другом по рейтингам и деньгам. МГУ в этом списке находится на 78 позиции, а Высшая школа экономики (HSE University) – на 305 позиции, и это при сопоставимых бюджетных вливаниях, совокупных доходах и студентах. Более того, значительно меньшие по деньгам и студентам Санкт-Петербургский, Новосибирский, Томский университеты находятся в этом рейтинге выше ВШЭ.

Российская программа «5–100» предполагала попадание пяти российских вузов в 100 ведущих мировых университетов, и речь шла именно об общем рейтинге, а не об отдельных предметных рейтингах. В предметных рейтингах QS Вышка в первой сотне представлена по 8 предметам, во второй сотне — по 10. Предметные рейтинги, это как отдельные футболисты целой команды, точнее, как отдельные тактико-технические действия отдельного футболиста в течение матча. Статистика по таким отдельным действиям важна, собирается и внимательно анализируется, но более важен результат на табло, выигрыш команды в целом, то есть общий рейтинг. По укрупнённым группам предметов, как по отдельным футболистам без деталей их действий, Вышка почти везде (за исключением социальных наук) выпадает из первой сотни и стоит ниже МГУ.

Министерство высшего образования и науки выделяет внушительные бюджетные средства на подписку на журналы Scopus и WoS, которые распределяются среди большого состава подведомственных организаций, а в обмен эти наукометрические базы соглашаются включить в свой состав некоторое количество российских научных журналов. Только российские журналы, делегированные в Scopus и WoS через это негласное соглашение, совершенно неравномерно распределяются между ведущими российскими университетами. Например, в области экономики в этих двух базах представлено 14 российских журналов, включая 4 журнала с прямой связью с Вышкой, ещё 3 журнала с устойчивой связью через представителей Вышки в редакционных советах. Тогда как в этом списке у МГУ — ни одного журнала с прямой связью и 2 журнала со связью через редакционные советы, у Санкт-Петербургского университета — 2 журнала.

Вершины российских рейтингов своими руками за счёт олимпиад

Категорически более специфичная ситуация складывается с российскими рейтингами вузов. Основу таких рейтингов составляет «Мониторинг качества приёма в вузы», который составляется по результатам средних баллов ЕГЭ бюджетного приёма абитуриентов. Этот рейтинг формально составляется по заказу Министерства высшего образования и науки, но методологом и составителем этого рейтинга является именно Вышка. Рейтинги различных средств массовой информации обычно отталкиваются от этого основного рейтинга, лишь немного манипулируя своей методологией в зависимости от рекламных бюджетов самих вузов.

В этом рейтинге за 2020 год Московская Вышка стоит на 4-м месте, после Физтеха, МГИМО и Татарского Иннополиса, Питерская Вышка стоит на 7-м месте, Нижегородская Вышка – на 24-м месте. МГУ стоит на 11 месте, Санкт-Петербургский университет — на 10-м месте, Новосибирский университет — на 80-м месте, Томский университет — на 85-м месте (в QS эти университеты стоят выше Вышки). По многим предметным областям этого рейтинга Вышка на первом месте, например, по экономике, где даже Питерская Вышка на 4-м месте, а МГУ, с его известнейшим экономфаком, всего лишь на 9-м месте. Много ли родителей абитуриентов, работодателей, международных экспертов предпочтут Иннополис или Питерскую Вышку старейшим факультетам МГУ, если у них будет возможность однозначного выбора?

Вышка легко манипулирует своими позициями в этом вроде как министерском рейтинге в основном за счёт олимпиадников. В России подавляющая часть абитуриентов поступает по результатам ЕГЭ, но для талантливой молодёжи сделаны исключения в виде олимпиад. Перечень олимпиад утверждается министерством на основе конкурса по представлению вузов, с разделением олимпиад на три группы. В зависимости от уровня олимпиады, статуса победителя или призёра, а также условий приёма самого вуза, олимпиадники получают поступление без вступительных испытаний с автоматическими 100 баллами по всем 3–4 предметам ЕГЭ в рейтинг вуза. В названии министерского рейтинга чётко фигурируют средние баллы ЕГЭ, и было бы правильнее ставить в рейтинги вузов реальные баллы олимпиадников по ЕГЭ.

Проведением подавляющего большинства олимпиад занимаются сами вузы, а Вышка является безусловным лидером по количеству этих олимпиад. МГУ ограничивает количество олимпиад буквально несколькими самыми крутыми, принимая по своим основным факультетам без вступительных испытаний порядка 10–20% абитуриентов. У Московской Вышки перечень олимпиад существенно шире, как за счёт чужих самых крутых олимпиад, так и за счёт большого количества своих олимпиад. Поэтому в Вышке на самые востребованные факультеты подавляющее большинство бюджетных мест занимают поступающие без вступительных испытаний, т.е. победители широкого перечня олимпиад. Например, в Нижегородской Вышке на программы по экономике без вступительных испытаний зачисляют победителей и призёров 19-ти олимпиад за 9, 10, 11 классы; тогда как на экономфак МГУ без вступительных испытаний зачисляют победителей только 1 олимпиады и только 11 класса.

Переманивание кадров как основа быстрого роста Вышки

Работа Вышки с научно-педагогическими кадрами строилась в лучших традициях монополистического капитализма, с переманиванием и поглощениями. Изначально костяк преподавателей тогда ещё именно Высшей школы экономики составили преподаватели экономического факультета МГУ. Тогда, в годы безденежья, преподаватели вынужденно работали сразу в нескольких вузах, и Вышка была приличным местом подработок для преподавателей МГУ. Впоследствии многие из перового поколения преподавателей постарели и были выкинуты как не справившиеся с возросшей нагрузкой, некоторые даже возвращались в МГУ.

Первым международным и коммерческим прорывом Вышки стал факультет МИЭФ (Международный институт экономики и финансов), который сотрудничает с заочкой Лондонской школы экономики (LSE) в рамках программы двух дипломов. Заочка LSE, точнее Лондонского университета, предоставляет возможность вузам из разных стран продвигать британское образование и натаскивать студентов на сдачу британских экзаменов. МИЭФ в рамках своей «инновационной» программы «мирового» уровня просто брал учебники LSE и прогонял через них сотни своих студентов. Предлагая лондонский диплом без выезда в Лондон, Вышка брала с родителей студентов удвоенную плату за обучение, по сравнению с русскоязычными программами. LSE в Вышку изначально «сплавил» декан экономфака МГУ Колесов В.П., о чём потом сильно сожалел.

Важнейшим шагом в успехе Вышки стало фактическое поглощение Российской экономической школы (РЭШ). РЭШ стартовала в начале 1990-х годов почти одновременно с Вышкой и к середине 2000-х годов добилась на международной арене больших успехов. Сначала Вышка в 2011 году предложила РЭШ программу совместного бакалавриата, а потом вобрала в себя основные образовательные подходы, кадры и международное признание. РЭШ стала деградировать именно после начала сотрудничества с Вышкой, хотя в Вышке считают, что подставили дружеское плечо РЭШ. Выступление Барака Обамы в РЭШ в 2009 году вроде как стало триггером гонений на тот вуз, хотя РЭШ просто просчиталась с последствиями кризиса 2008 года и несколько лет теряла свои позиции. Сергей Гуриев, бывший тогда ректором РЭШ, до сих пор объясняет свои управленческие провалы политическими гонениями.

Почти за каждым факультетом и программой Вышки стоит переманивание чужих кадров или даже целых команд. Иначе как бы чисто экономический вуз ещё в конце 2000-х годов за последующие годы быстро превратился почти в классический университет с десятками факультетов и сотнями программ? Переманивание сотрудников чаще происходило по совместительству, особенно с институтами РАН или факультетами МГУ, которые не обладали вышкинскими денежными возможностями. Такие совместители писали научные статьи под двойной, тройной аффилиацией, позволяя всем работодателям выполнять планы по научным публикациям и самим «продавать» статьи нескольким работодателям.

Получалась «интересная» картина, когда Вышка и институты РАН рапортовали о перевыполнении планов по международным публикациям, но из-за двойного, тройного счёта количество публикаций из России в целом росло не так, чтобы выполнить майский указ по науке. В 2018 году вышло судьбоносное решение Министерства высшего образования и науки, чтобы публикации считать каждому вузу или институту пропорционально количеству соавторов и аффилиаций. После того решения выполнить планы по международным публикациям и войти в международные рейтинги стало кардинально труднее. Научные сотрудники и преподаватели ни физически, ни морально не готовы публиковать по одной или даже по несколько статей в год в международных высокорейтинговых журналах в расчёте на каждого человека в отдельности. Именно то решение усилило потогонную систему Вышки, да так, что сам Кузьминов устал от административной работы.

Вышка является одним из самых забюрократизированных российских вузов с щедрыми прочими расходами. Формально Вышка перевыполняет показатели по заработной плате профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников относительно двойной средней по региону. Например, средняя зарплата преподавателей в Москве в 2020 году декларируется на уровне 196 тысяч рублей. Только преподаватели и научные сотрудники составляли 2,9 тысячи человек при среднегодовой численности работников 8,4 тысяч человек, то есть 34%. Оплата труда профессорско-преподавательского состава и научных работников составляла 6,3 млрд рублей при суммарных расходах 26,7 млрд руб., то есть 24%. Расходы на зарплату преподавателей и научных сотрудников сопоставимы с расходами на административно-управленческий и прочий основной персонал, кроме того, у вуза меньше 8 млрд рублей прочих расходов на закупку товаров, работ и услуг.

Так что новому ректору — молодому технократу предстоят сложные разборы завалов псевдоуспехов в рейтингах и специфики расходования огромных денег.

Волгоградский государственный университет, Волгоград - отзыв

Интересное для абитуриентов, поступающих в ВолГУ (Волгоградский Государственный Университет). 2019 год.

Я являюсь студентом ВолГу, совсем скоро ГОСЫ и диплом. На данный момент у меня накопился определенный опыт, которым я могу и могу поделиться с абитуриентами и их родителями. В своем отзыве я попытаюсь затронуть те моменты, о которых вам не скажут на дне открытых дверей (а если и упомянут, то совсем немного).

1) Проходной балл и бюджетные места

ВолГу является одним из ведущих университетов в регионе. Некоторые специальности есть только в данном учебном заведении. Из данной информации становиться очевидным, что проходной балл объективно высокий. На некоторые специальности он отличается от московского совсем немного. Существует возможность увеличить сумму своих баллов за счет золотой медали, олимпиад (список ищите на сайте ВолГУ, не несите Медвежонка и грамоты за 6 класс видела такое лично ).

Бюджетных мест на популярные направления (Юриспруденция, Экономика и т.д.) мало (5-10), из-за этого сложно поступить. На менее популярные направления количество бюджетных мест может достигать 25, есть возможность поступить даже с невысокими баллами.

Я думаю, что в ВолГу сложно поступить, так как в Волгограде практически отсутствуют аналоги. Университетов мало, достойных внимания - еще меньше. Уехать в Москву могут позволить себе единицы. Таким образом, жесткий конкурс не из-за качества образования, а из-за отсутствия выбора.

2) Внутренняя структура.

Университет разделен на Институты (это аналоги факультетов)- Институт права, Институт Естественных наук, Институт приоритетных технологий и т.д. . Каждый институт имеет свою эмблему и цвет. Их можно заметить на футболках (их выдают каждому студенту перед первым курсом), бомберах.

В самом университете факультеты расположены так, что вы практически не сталкиваетесь со студентами с других институтов. Например, занятия у студентов Института права почти всегда проходят на 3 этаже в корпусе В, только в этом месте сосредоточены студенты-юристы.

Мне нравиться, что в ВолГу есть такое разделение на Институты. За 4 года ты привязываешься именно к родному Институту, в котором ты проводишь 90 процентов своего времени в Университете, в котором ты побывал в каждой аудитории и знаком практически с каждым преподавателем, именно футболка Института лежит у меня в шкафу. Плюс, есть дух соперничества, так как в университете проходят мероприятия , сущность которых заключается в соревновании Институтов ( «В этом году Мисс ВолГу стала …. Из Института … « или « Лучший Институт … года - …»)

3) Состояние здания и кабинетов.

Я обучаюсь в главном здании – на проспекте Университетском (есть корпуса и в других местах). Мне совершенно не нравится состояние кабинетов. Соотношение кабинетов без ремонта и с ремонтом 50/50. Обучаюсь уже несколько лет, при мне ни один из них не был отремонтирован.

Радует, что почти каждая 3 аудитория технически оснащена. Лекционные аудитории оснащены практически все (не могу сказать на 100 процентов, так как сама не было во всех лекционных аудиториях).

4) Знания

За годы в Университете я поняла, что все преподаватели делятся на две группы:

- преподаватели, от которых ты уходишь со знаниями

- преподаватели, от которых ты уходишь с пустотой в голове

Мне попадались и те, и те, соотношение примерно 70/30. Честно скажу, я не знаю, как обстоят дела в других университетах. Однако, придя после школы, где все учителя просто обязаны были именно преподавать (рассказывать, объяснять, слушать, исправлять, проверять и т.д.), я была в шоке. Еще сильнее удручает то, что профнепригодные преподаватели работают годами.

Однако есть настоящие профессионалы своего дела. На моем факультете много практических работников. Успешность этих людей, то, на каком уровне они знают предмет, поднимает их авторитет. Именно у них хочется учиться.

5) Стипендия

Студенты-бюджетники имеют право на получение стипендии. Ее размер зависит от вашей успеваемости и активного участия в жизни университета. С Положением о стипендиях можно ознакомиться на сайте ВолГУ.

Стипендия выплачивается 23-24 числа ежемесячно. Существует приятный бонус- 13 стипендия. Размер стипендии реально увеличить в несколько раз при отличной учебе или участии в различных мероприятиях.

7) Научная деятельность

В Университете есть все условия для активного участия в научной деятельности. Например,

1. Написание научных статей

Преподаватели поощряют данную деятельность и ставят дополнительные баллы. Я за год написала примерно 3 статьи. Алгоритм такой: пишешь статью-сдаешь преподавателю на проверку-корректируешь(+указываешь преподавателя как соавтора или научного руководителя) и отправляешь в научный журнал-статья публикуется в сборнике-показываешь преподавателю-он ставит тебе дополнительные баллы.

2. Выступление на конференциях

Большим плюсом является то, что университет компенсирует затраты на проезд и проживание в других городах студентам, которые защищают честь ВУЗа на научных конференциях в различных городах.

Я считаю, что научный сектор развит на 5+.

Вывод

От Университета противоречивое впечатление. С одной стороны, престижность одного из самых крупных учебных заведений в области, жесткий конкурс, сосредоточение профессионалов своего дела, с другой стороны, отсутствие у студентов практических навыков, которые и играют решающую роль при трудоустройстве.

Конкурсные списки в ВУЗы 2021: приказы о зачислении в ВУЗы - где и как смотреть? Сроки зачисления


В 2021 году у поступающих в Высшие учебные заведения не будет второй волны зачисления. Поэтому всем, кто поступает без льгот и личных регалий, приходится рассчитывать только на свои баллы, набранные на ЕГЭ.

О том, что будущих студентов ждет ряд изменений, стало известно еще в конце весны 2021 года. Что изменилось, и когда абитуриенты узнают, поступили они или нет?

Как будет проходить зачисление абитуриентов в 2021 году

В связи с новыми изменениями, о которых в Министерстве науки Российской Федерации предупредили еще в мае 2021 года, абитуриентов ждут другие сроки зачисления:

Чтобы реально оценить свои шансы на поступление, абитуриенты должны отталкиваться от даты 6 августа, именно в этот день будут зачислены все, кто был в приоритете.

Таким образом, в 2021 году основная волна будет длиться на протяжении шести дней – с 6 по 11-е августа.

Влияние коронавирусных мер на процесс поступления в учебные заведения

Приемные кампании двух последних лет проводят с учетом цифровых технологий. Дистант плотно вошел в обиход. Теперь студенты не обивают пороги понравившихся учебных заведений, не ждут, когда повесят листки с результатами экзаменов, а просто регулярно обновляют интернет-страницы дома.

Ковидные реалии коснулись всех этапов приемной кампании. Подавать документы, отслеживать рейтинги поступивших, сдавать при необходимости внутривузовские экзамены теперь приходится онлайн, находясь перед домашним монитором.

Поскольку все процессы оптимизированы и максимально переведены в онлайн, в текущем году от студентов не требовалось предъявлять данные о вакцинации или подтверждать, что он не болен. Такие сведения подтвердил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Что касается учебного года, скорее всего занятия разрешат посещать только привитым студентам. Иначе придется каждые три дня сдавать ПРЦ-тест, что дорого и не удобно.

Главные изменения в приеме в вузы в 2021 году

Итак, кратко напомним главные новшества:

  • зачисление будет проходить в два этапа, первый – для тех, кто поступает без вступительных испытаний, по льготам и договорам о целевом обучении, второй – основной;
  • вузы имеют право проводить единый конкурс по разным специальностям;
  • проводить вступительные испытания по нескольким предметам (результатам ЕГЭ) на выбор абитуриента;
  • количество направлений для подачи документов в один вуз может быть увеличено до 10;
  • все вузы обязаны принимать электронные заявления;
  • конкурсные списки поступающих будут анонимными, вместо ФИО будут указаны либо номера СНИЛС, либо индивидуальный номер абитуриента, присвоенный вузом;
  • эти списки вуз обязан обновлять не один раз в день, а пять.

Сколько вузов можно выбрать

С 2021 года можно подавать документы в пять вузов, до 10 направлений в каждом.

Итого, 50 вариантов поступления — 50 конкурсных списков. Если во всех 50 списках, скажем, на 20 бюджетных мест претендуют около 1000 абитуриентов, и во всех 50 списках ваша позиция будет между 40-й и 100-й, вы не сможете понять, где у вас есть шансы.

Потому что вы не будете знать, кто из конкурентов, которые в списке стоят выше вас, отдаст оригиналы в другой вуз и автоматически выйдет из конкурса, освободив место. Ваша реальная позиция не будет соответствовать той, которую вы занимаете формально, на бумаге. Формальная позиция ни о чем вам не скажет. А увеличение количества вариантов поступления только усугубит ситуацию.

Конечно, если в конкурсном списке, где идет борьба за 20 бюджетных мест, вы займете позицию с 1-й по 20-ю, это будет означать победу. Но вот для тех, кто займет позицию ниже 20-й, выбор будет похож на «русскую рулетку». Вам придется принимать решение вслепую. Сделав неверный прогноз, вы потеряете все остальные шансы, которые у вас до этого были.

Как подать документы в вуз в 2021 году: очно и онлайн

Пока рекомендаций от Минобрнауки об исключительно дистанционном приеме документов нет, однако в связи с эпидемической ситуацией некоторые университеты уже перешли полностью на дистанционный формат, например, МГУ, НГУ, НИУ ВШЭ. Остальные учебные заведения принимают документы и очно, и дистанционно.

В этом году заявления можно подавать одним из четырех способов:

  • лично в вузе (там, где это возможно);
  • по почте;
  • в электронной форме через личный кабинет на сайте вуза;
  • через сервис «Поступление в вуз онлайн» на портале Госуслуг.

С 2021 года все вузы обязаны принимать документы в электронной форме. Это, безусловно, расширит возможности абитуриентов по выбору вуза.

Суперсервис «Поступление в вуз онлайн» на Госуслугах

20 июня стартовала приёмная кампания в вузы, и на Госуслугах заработал обновлённый суперсервис «Поступление в вуз онлайн».

Что делать с новым конкурсом в вузах

Первый способ — быть лучшим и набрать 90-100 баллов на ЕГЭ, поступить по олимпиаде или пойти на целевое обучение.

Второй способ — использовать цифровые инструменты анализа. В этом году «Поступи Онлайн» запустил специальный сервис «Менеджер абитуриента», который позволяет увидеть то, что скрыто, — прогноз вашей реальной позиции в конкурсном списке с учетом приоритетов конкурентов и их позиций в других списках.

Когда вузы опубликуют приказы о зачислении в 2021

Согласно новым правилам приема, все вузы обязаны были опубликовать приказы о зачислении на очное отделение, бюджет, 2 августа.

Именно в этот день в России появляются все конкурсные списки в 2021 году.

Важно! С этого года в списках не будет ФИО. Вместо них вы увидите цифры — номера СНИЛС абитуриентов или индивидуальные коды, которые им присвоит вуз. Это очень сильно все усложняет.

Читайте также: