Ввб приус 10 порядок бамбуков

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Типовые ошибки при самостоятельном ремонте высоковольтных батарей

Ни в одном ремонтном мануале вы не найдете инструкции, как правильно отремонтировать высоковольтную батарею на гибридном автомобиле.
Почему?
Потому что при любой неисправности высоковольтной батареи во всех ремонтных мануалах написано одно: «снимите высоковольтную батарею с автомобиля и отправьте ее производителю на ремонт или замену».
При чем стоимость такого ремонта каждый мастер определяет самостоятельно, т.е. устанавливает ту, которая ему нравится.

Во всех каталогах, которые рассчитывают нормы времени и стоимость ремонта, такой операции, как «ремонт высоковольтной батареи» просто нет. Вот вам для примера скрин одной из популярных программ по расчету времени, необходимого на ремонт.

Возьмем любой гибридный автомобиль, например, LEXUS RX400H. Видно, что любую операцию по ремонту ДВС на этом автомобиле мы легко можем “проценить». А вот высоковольтной батареи в этом списке нет.

Сразу могу сказать, что научить «по интернету» ремонтировать высоковольтную батарею НЕВОЗМОЖНО.
Но понять, чем квалифицированный ремонт ввб отличается от «замены элемента», вполне можно.
Сейчас за ремонт высоковольтных батарей на гибридах берутся все, кому не лень.
В чем в большинстве случаев заключается такой «ремонт»?
Человек купил недорогой китайский сканер или простую ЕЛМку с установленной на компьютере «ломанной» дилерской диагностической программой, и считает, что к ремонту высоковольтной батареи он ГОТОВ!

Подключив сканер к машине, такие «диагносты», читают ошибки в блоках управления автомобилем и смотрят «текущие параметры», после чего «приговаривают» на замену несколько элементов батареи.

Если вы попали к такому «мастеру»,
который поступил именно так – берите свои вещи в охапку,
садитесь в свою машину и гоните от такого сервиса, как можно дальше!

Первое, что вы должны запомнить, как ВЛАДЕЛЬЦЫ, гибридного автомобиля, что, подключив к автомобилю сканер – НЕВОЗМОЖНО определить кол-во неисправных элементов в высоковольтной батарее! И это абсолютно не зависит ни от марки сканера (будь это хоть трижды «дилерский аппарат»), ни от марки вашего автомобиля.

Единственный в мире автомобиль, на котором с помощью сканера можно точно определить кол-во неисправных элементов – это LEXUS LS600H.

Почему?
Да потому, что ТОЛЬКО НА ЭТОМ автомобиле сканер видит все 20 элементов высоковольтной батареи ПОШТУЧНО!
На всех остальных гибридных автомобилях сканер «видит» элементы высоковольтной батареи только ПАРАМИ.

Возьмем для примера самый простой случай: на Приусе в 20 кузове вышла из строя высоковольтная батарея.

Блок управления высоковольтной батареей выдает нам ошибку Р0А80. (это самая распространенная ошибка по неисправности ввб на этом кузове).
К ней могут быть дополнительные ошибки в виде: Р0А7F, и допустим ошибка Р3011, которая конкретно указывает, что вышел из строя блок №1 высоковольтной батареи.

Мы можем зайти в текущие параметры ввб и действительно увидим, что под нагрузкой (а как правильно создать нагрузку – об этом отдельный разговор), в элементе №1 на сканере напряжение меньше максимального допустим на 0,8 вольта.
О чем нам это говорит? Можем мы назвать клиенту кол-во неисправных элементов в батарее?

Однозначно: НЕТ!
Опять возникает вопрос: ПОЧЕМУ не можем?

Да потому что мы с помощью сканера просто определили, что в первой связке высоковольтной батареи есть неисправный элемент. А какой элемент (1 или 2 неисправный) мы сказать без разбора батареи не сможем. (при этом допускают еще одну типовую ошибку, так как не знают, как правильно «посчитать» элементы: от блока управления ввб или наоборот к блоку управления?). А на разных гибридных автомобилях этот «подсчет» ведется абсолютно по-разному – в разные стороны.

При том, довольно часто бывает, что в этом случае неисправен совсем не 1 элемент, а оба. Часто такое бывает, когда неисправный элемент взрывается не вверх (или не только вверх, как на нашем примере), а вбок. При этом повреждается рядом, стоящий элемент.

Мы с вами разобрали САМЫЙ ПРОСТОЙ случай. Но в жизни все бывает НАМНОГО сложнее.
Еще раз напомню главное, то, о чем писал ранее: с помощью сканера определить кол-во неисправных элементов в батарее НЕВОЗМОЖНО.

Дальше мы рассмотрим самые частые ошибки,
которые допускают те, кто решает отремонтировать ввб самостоятельно.

Первая ошибка : не проводится эквализация ввб перед снятием ее с машины.
Для чего это нужно?
Для того, чтобы можно было правильно рассчитать остаточную емкость элементов данной высоковольтной батареи.
А для этого нам нужны такие параметры, как время нагрузки, мощность нагрузки, уровень заряда батареи и номинальное напряжение элемента до которого мы должны разрядить элемент при вычислении остаточной емкости.

Посмотрите вот на эту табличку. На ней наглядно показано, как от УРОВНЯ заряда меняется остаточная емкость заряда.

Есть пороговые значения элементов, при которых сульфатация при разряде элемента становится НЕОБРАТИМОЙ! Поэтому начинать нагружать элемент мы должны при его максимальном уровне заряда. Для этого и проводится эквализация. Но и не должны разрядить элемент в зону необратимой сульфатации.
Но тут есть подводный камень: если на 10 Приусе мы можем легко включить процесс эквализации ввб (выполнив предварительно 3 условия), всего лишь сбросив на 1 минуту минусовую клемму со вспомогательного акб, то на 11 Приусе такой вариант уже не «прокатит».

Но на 11 Приусе, к счастью для мастеров, есть тоже довольно простой метод включения эквализации - сканером через сервисное меню блока управления высоковольтной батареей.
Для этого надо войти в утилиты блока управления высоковольтной батареей:

а затем выбрать пункт «эквализация»:

При чем очень часто мастера не видят разницы между «инициализацией» и «эквализацией». В меню эти два пункта стоят рядом. (что такое инициализация – это вопрос отдельный)

А вот начиная с 20 Приуса для тех, кто решил выполнить самостоятельный ремонт, поджидает подводный камень – в меню блока управления высоковольтной батареей уже нет пункта включения режима эквализации… Как нет такого пункта и на всех других, более современных гибридах. Вот фото меню блока управления ввб на 20 Приусе:

Почему?
Ответ простой: чтобы ни какие «шаловливые ручки» не лазили в эту самую ввб и не ломали то, что еще не сломано.
Режим эквализации на всех современных гибридных автомобилях есть! Но он «спрятан» японскими инженерами.
Вторая ошибка , которая иногда приводит к выводу из строя ВСЕЙ высоковольтной батареи – это температура элементов, при которой МОЖНО и самое главное НУЖНО выполнять этот самый ремонт!
А кто из самостоятельных «ремонтников» обращает внимание на температуру элементов ввб при начале ремонта?

Да никто!
Почему?
Потому что они не знают, при какой температуре МОЖНО будет провести эквализацию (и почему именно эквализация не включается, когда какой-то из элементов ввб имеет температуру ниже 0 гр. Цельсия…).
Но низкая температура элементов может привести только к неправильному расчету остаточной емкости. Ведь напряжение при одной силе тока, но разной температуре элемента будет совсем разным! Посмотрите для примера на этот график:

А вот высокая температура элементов имеет страшные для всей ввб последствия!
Если перед тем, как «раскручивать» стянутые в блок элементы не охладить до определенной температуры, то элементы просто «раздует» - они станут не плоскими, а пузатыми.

После того, как вы раскрутили не остывшую до необходимой температуры ввб, ремонтировать такую ее уже точно бесполезно – вы своими руками УБИЛИ всю высоковольтную батарею в сборе! Если потом, когда ввб остынет, стянуть ее мастерам все же удастся, то скорее всего она просто загорится в момент эксплуатации под нагрузкой. Элементы снова начнет раздувать, но раздуваться им некуда, так как они стянуты с боков. Тогда они просто начинают взрываться или оплавляться и загораться.

Вот вам фото такой высоковольтной батареи, которая вспыхнула прямо на автомобиле после неквалифицированного ремонта, когда «мастера» не обратили внимание на раздувшиеся от перегрева элементы. Хозяин автомобиля в данном случае успел воспользоваться порошковым огнетушителем и сумел потушить батарею. Но не все оказываются такими быстрыми и ловкими.

Третья ошибка , которую допускают практически все, при ремонте ввб:
Если всё же неисправный элемент (или один из элементов) «мастеру» удалось найти потому что он «совсем мертвый» и напряжение на нем даже без нагрузки на несколько вольт ниже остальных, то тупая замена этого элемента в большинстве случаев не даст положительного эффекта…

Почему?
Да потому что ремонт высоковольтной батареи подразумевает то, что все элементы в батарее при ремонте мы должны «перетасовать».

Зачем?
Для того, чтобы собрать элементы в пары, равные друг другу по остаточной емкости. (напомню, что блок управления высоковольтной батареи «отслеживает» не емкость каждого элемента ввб, а емкость ПАР этой батареи. И очень часто бывает, что даже когда ВСЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ВВБ исправны, а блок управления выдает ошибку Р0А80, что элементы в батарее неисправны и DELTA SOC такой ввб растет.
Есть два способа, как правильно собрать элементы в пары по емкости:

-первый: математический. Но он достаточно трудоемок, и не всегда, даже вычислив нужную остаточную емкость пары, вам удастся собрать эти самые пары правильно.
-второй: логический. Он очень простой и ему мы обучаем наших учеников на курсах.

Четвертая ошибка : что мы должны сделать с вами перед установкой нового элемента в батарею вместо неисправного?
Вот этим вопросом не задается вообще ни один мастер-ломастер…

А если мы не разрядим вновь устанавливаемый элемент с РАБОЧЕГО напряжения до НОМИНАЛЬНОГО напряжения, то такая ввб (даже полностью исправная) будет выдавать ошибку, и DELTA SOC опять будет расти.

Пятая ошибка: после сборки ввб и установки ее на машину, многие опять же не проводят процесс эквализации.
Почему?
Ответ уже был выше – потому что не знают, как ее провести…

Шестая ошибка: отремонтировав (правильно или неправильно) ввб, «мастер» отдает машину клиенту, не проводя «первый динамический тест» автомобиля.

Про «первый стояночный тест» коробки многие давно наслышаны, а вот про «первый динамический тест ввб» слышат впервые.
А без этого теста сказать, удалось ли нам отремонтировать автомобиль – опять же НЕВОЗМОЖНО!

Многие же, кто знает, как проводить правильно этот тест, допускают следующую ошибку – не вносят поправку в «конструктивную скорость автомобиля» в зависимости от установленных на него нештатных дисков и колес. А это ОЧЕНЬ ГРУБАЯ ошибка!

Какая штатная резина должна стоять на 10 и 11 Приусе? Думаю, что многие про такой типоразмер резины даже и не слышали – 165/65-15.

Характеристики и особенности эксплуатации аккумулятора Тойоты Приус

Гибридные автомобили существуют достаточно давно, но до сих пор их многие путают с электромобилями, которые при необходимости могут поехать и на бензине. В этой статье мы выясним, что такое гибридный автомобиль, чем батарея Приус Тойоты отличается от источника питания электромобиля.

Что такое гибридный автомобиль

Вообще, гибридный автомобиль — это автомобиль, использующий для привода колёс более одного источника энергии. Причём вторым источником необязательно может быть электромотор. Но поскольку мы говорим о Тойоте Приус, то вторым источником будет именно электропривод.

Приус оснащён обычным двигателем внутреннего сгорания (ДВС) небольшой мощности и в дополнение электромотором с батареей аккумуляторов. Пока энергии ДВС достаточно для движения, электропривод отключен. Как только бензиновому двигателю не хватает сил (разгон, подъём и т. п.), ему на помощь приходит электромотор. Помогать ДВС или нет, решает бортовой компьютер. Участие водителя здесь не требуется.

Заряжается же батарея электропривода от специального генератора, но не постоянно (иначе никакого выигрыша в использовании электропривода бы не было), а только тогда, когда ДВС нечем или почти нечем заняться. К примеру, при неспешной езде, езде накатом, на спусках или при работе на холостых оборотах. Таким образом, в АКБ сохраняется энергия, которая всё равно пропала бы даром.

Поэтому гибридный автомобиль — это совсем не «на чём захочу, на том поеду» и тем более не электромобиль. Он ездит на бензине, а электромотор — помощник.

Гибридный автомобиль Toyota Prius

Гибридный автомобиль Toyota Prius

Конструкция и технические характеристики батареи

Конструктивно батарея Тойоты Приус представляет собой блок, собранный из 28 ячеек с никель-металлогидридными аккумуляторами напряжением 7,2 В и ёмкостью 6,5 А·ч.

элемент батареи Тойоты Приус

Таким образом, полный блок (ВВБ) имеет ёмкость 1,3 кВт·ч. Цифра поразительная, не правда ли? Ёмкость батареи электромобиля Ниссан Лиф составляет 30 кВт·ч, а Теслы ещё больше. Но мы выяснили в предыдущем разделе, что электромотор в Приусе не является основным приводом. Он просто в нужный момент помогает ДВС, а всё остальное время подзаряжается. Так что такой ёмкости будет более чем достаточно.

Высоковольтная батарея

В моделях Тойота Приус NHW10 ячейки имеют вид тонких цилиндров, которые владельцы гибридных автомобилей назвали бамбуками.

батарея Приус NHW10

Нужно ли её заряжать и как правильно это делать

Все мы привыкли, что аккумулятор обычного автомобиля при необходимости или для профилактики можно снять и зарядить стационарным зарядным устройством. Необходимо ли то же самое делать с аккумулятором Тойоты Приус? Теоретически ВВБ Приуса — обычная NiMH батарея, и зарядить её не будет проблемой. Но на практике не всё так просто. Во-первых, зарядное устройство с выходным напряжением 250 В мало у кого есть, а точнее, ни у кого нет. Во-вторых, необходимо хорошо представлять, как правильно заряжать никель-металлогидридную батарею. Во время зарядки бортовой компьютер контролирует и принимает те или иные решения по следующим параметрам:

  • по абсолютной температуре;
  • по скорости изменения температуры;
  • по отрицательной дельте;
  • по максимальному времени заряда;
  • по максимальному давлению;
  • по максимальному напряжению.

Чтобы учесть все эти факторы, необходимы не только знания, но и соответствующее оборудование, которое уж точно ни у кого из нас в гараже не пылится. А без учёта всего этого мы не только не зарядим ВВБ, а надёжно убьём её.

Делаем однозначный вывод — высоковольтную АКБ Тойоты Приус самостоятельно заряжать нельзя. Если ВВБ села, то просто запускаем двигатель стартером и тарахтим на холостых оборотах или тихонько едем в пункт назначения на бензине. ДВС для этого сил хватит, а о заряде побеспокоится бортовой компьютер.

Кроме того, если высоковольтная батарея села, то это верный признак того, что с автомобилем что-то не так. Даже если мы её снимем и каким-то чудом зарядим, то это лишь до следующего раза. Проблема не исчезнет. Поэтому заводим свой Приус обычным стартером, едем в сервисный центр. Там проведут полную диагностику, а если с автомобилем всё в порядке, зарядят АКБ по всем законам физики.

Полезно. В Приусе, как и в обычном автомобиле, есть 12-вольтовая свинцовая батарея ёмкостью 45 А·ч, которая обслуживает самый обычный стартер. Вот её можно (при необходимости нужно) снимать и заряжать. Находится АКБ под полом багажника справа.

Малая батарея Приус

Можно ли заменить или отремонтировать батарею

Заменить высоковольтную батарею, как любой узел, конечно, можно, хотя придётся повозиться. С ремонтом несколько сложнее, поэтому начнём с её замены целиком.

Замена ВВБ

Открываем багажник, снимаем фальшпол, отключаем одну клемму малой АКБ.

Фальшпол

Важно! Прежде чем закрыть крышку багажника, обязательно подключаем малую АКБ. В противном случае с открытием крышки будут проблемы.

Откидываем спинки задних кресел, добираемся до болтов их крепления. Отворачиваем болты крепления спинок и болт крепления среднего ремня безопасности. Спинки, диван снимаем.

Отворачиваем два винта крепления крышки высоковольтной батареи.

крепления крышки

Снимаем обивку, которая не даёт снять крышку с ВВБ. Снимаем пластиковую окантовку с кромки багажника. Обивка, окантовка крепится клипсами.

Снятие обивки

Снимаем боковую обивку багажника.

Боковая обивка

По периметру ВВБ отворачиваем все болты на 12. Снимаем «уши», которые крепят батарею к кузову по бокам.

ВВБ на кузове

Откручиваем и вынимаем воздуховоды. Вынимаем предохранитель ВВБ. С левой стороны батареи (смотрим со стороны багажника) находится крышка, прикрывающая блок управления (БУ). Отворачиваем крепежные болты, снимаем её.

Под крышкой находим силовые кабели. Откручиваем их.

силовые кабеля

Разъединяем все колодки питания БУ, снимаем батарею.

провода блока управления

Ремонт высоковольтной батареи

Прежде чем принимать решение о ремонте, необходимо убедиться, что с электроникой автомобиля всё в порядке. В большинстве случаев автомобиль не хочет ехать на ВВБ не потому, что последняя неисправна, а потому, что плохо заряжается. Если решение самостоятельно отремонтировать ВВБ принято, то необходимо оценивать связанные с этим риски.

Высоковольтная тяговая батарея — это не просто АКБ, которую легко снять, погонять, зарядить. Этот источник тока — сложное устройство, состоящее из 28 ячеек, каждая из которых — самостоятельная АКБ. Это устройство придётся разобрать, найти неисправный аккумулятор, заменить его и, самое главное, перед сборкой тщательно сбалансировать все ячейки. И как бы мы аккуратно и внимательно это ни делали, всегда есть риск остаться без ВВБ вообще. Но если мы уверены в своих силах, имеем соответствующие оборудование, знания или просто решили рискнуть, то почему бы нет?

Для работы нам понадобится:

  • Достаточно точный вольтметр или тестер для измерения напряжения на ячейках (7,2 В).
  • Нагрузка — 4 лампы головного света Н4 или аналогичной мощности и напряжения.
  • Качественное зарядное устройство для зарядки аккумуляторов на 7,2 В.
  • 6 м гибкого медного провода сечением 2 кв.мм.
  • 48 лепестков под гайку — любых, лишь бы хорошо надевались на клеммы ячеек.
  • Новые ячейки. Количество, естественно, пока неизвестно. Стоимость одной ячейки около $40.

Хорошим вариантом было бы универсальное микропроцессорное зарядное устройство I-Max B6 Mini, включающее в себя анализатор, программатор режимов, высокоточные вольтметр, амперметр и много ещё чего вплоть до измерителя внутреннего сопротивления батареи. Стоит такой прибор в районе 50 $.

Зарядное устройство

Если всё готово, желание не пропало, то можно рискнуть. Снимаем батарею (см. предыдущий раздел). Снимаем с неё крышку и, отвернув все гайки, снимаем контактные колодки со всех ячеек.

Соединительные колодки

Теперь нужно найти «уставшие» ячейки. Измеряем напряжения на каждой без нагрузки, показания заносим в табличку. Теперь измеряем эти же напряжения, но под нагрузкой. В качестве нагрузки используем одну лампу. Измерения проводим через некоторое время после подключения нагрузки, скажем, через 20 секунд. Результаты заносим в эту же табличку и смотрим, на каком из модулей напряжение просело значительно больше, чем на остальных. Это и будет уставший модуль. Теперь мы знаем, сколько ячеек (модулей) нам придётся докупить. Докупаем, устанавливаем их на место «уставших».

Полезно! Вычислить «уставшие» модули можно гораздо быстрее, если воспользоваться SkyRC iMAX. Измеряем тестером внутреннее сопротивление каждого модуля. У «уставших» это сопротивление будет значительно больше, чем у остальных.

измерение внутреннего сопротивления

Теперь самая ответственная операция — балансировка. От того, насколько тщательно и точно она будет сделана, зависит успех всего мероприятия. Балансировка заключается в том, чтобы зарядить все ячейки абсолютно одинаково. Для этого их сначала надо полностью разрядить.

Вооружаемся ножом, паяльником, берём в руки провод с лепестками, сооружаем вот такую конструкцию — соединяем все положительные и все отрицательные контакты модулей так, чтобы все модули оказались параллельно соединенными.

Модули

Соединение проводим внимательно и аккуратно — не путаем плюс с минусом модулей и избегаем замыканий. Модули, несмотря на свою небольшую ёмкость, способны отдать в нагрузку при коротком замыкании большой ток, а соединённые параллельно тот же провод в 2 квадрата при замыкании пережгут как волосинку. Подключаем к двум проводам, которые у нас получились, нагрузку — 4 лампы Н4, включённые параллельно, и начинаем разрядку всего блока, постоянно контролируя напряжение.

Разрядка ВВБ

Как только напряжение на батарее снизится до 6 В, отключаем 3 лампы и продолжаем разрядку на одной. Ждём, пока напряжение не упадёт до 5,7 В. Разрядка окончена, снимаем нагрузку. Даём АКБ отдохнуть 2–3 часа. Пора начинать зарядку. Заряжать будем током 5 А. Это примерно 0,18 А на модуль. В среднем процесс зарядки будет длиться 12 часов. Контролируем напряжение на батарее по вольтметру. Как только оно достигнет значения 8,2 В, зарядку прекращаем.

Зарядка батареи

Разъединяем все модули, сняв конструкцию с проводами и лепестками — они нам больше не понадобятся. Даём батарее отдохнуть и «устояться» как минимум 3–4 часа. Теперь самый ответственный этап — балансировка. Измеряем напряжение на каждом из модулей, находим тот, на котором оно меньше, чем на остальных. Теперь наша задача — разрядить все остальные модули до такого же напряжения, причём как можно точнее.

Разряжать будем каждую ячейку малым током, постоянно контролируя на ней напряжение. В качестве нагрузки используем 4 лампы Н4, включённые последовательно. Доводим напряжение каждого модуля до напряжения образца минус 0,1 В. То есть если, к примеру, самый низковольтный модуль имел напряжение 8,05 В, то все остальные разряжаем до напряжения 8,05 – 0,1 = 7,95 В. Даем батарее отстояться, измеряем напряжение на всех модулях — оно должно быть одинаковым. Собираем ВВБ, устанавливаем в автомобиль.

Важно! Если вы решите повторить такой метод ремонта, то делайте это на свой страх и риск. Неизвестно, насколько такие манипуляции соответствуют истине, но они работают.

Вот и всё о гибридном автомобиле Тойота Приус и его высоковольтной батарее. Теперь мы знаем, что она собой представляет, и можем даже рискнуть самостоятельно её отремонтировать.

Как подобрать и самостоятельно заменить аккумулятор на автомобиле Toyota Prius

Эра гибридных автомобилей началась именно с Приуса. Модель под названием Prius от японского производителя Toyota в переводе как раз и означает «начальный» либо «первый».

Автомобиль Toyota Prius

Это первопроходец в сегменте машин с гибридной силовой установкой, где параллельно работают обычный двигатель внутреннего сгорания и электрический мотор.

Несмотря на почтенный возраст и появление целого ряда конкурентов, Приус продолжает оставаться в числе бессменных лидеров. Это один из самых продаваемых автомобилей в мире.

Но, как и у машин с обычным ДВС, здесь предусмотрено наличие стартерного аккумулятора. И его периодически приходится менять.

Знакомство с автомобилем

В настоящее время выпускается уже 4 по счёту поколение модели Toyota Prius. Новинка маркируется заводским индексом XW50.

Но всё начиналось с самого первого Приуса, выпущенного ещё в 1997 году. В таком виде Prius NHW10 продержался на конвейере до 2001 года, после чего появилась рестайлинговая версия.

Полноценная смена поколения произошла в 2003 году. Модель с заводским индексом NHW20 (либо просто Приус 20), продержалась на производстве вплоть до 2009 года. Причём Prius 20 до сих пор остаётся наиболее распространённым и востребованным в России.

Далее последовали модели ZVW30 и ZVW35. Дорестайлинговая версия выпускалась с 2009 до 2011 года, а после рестайлинга машина до сих производится для некоторых стран. Самая актуальная версия 4 поколения (XW50) собирается с 2015 года.

Характеристики заводской АКБ

Первым делом стоит взглянуть на заводские характеристики, которыми обладает штатный аккумулятор для автомобилей Тойота Приус 20 и 30/35.

Фактически они идентичные, что значительно упрощает подбор АКБ для Приусов разных поколений.

Значение имеет каждая характеристика, которая определяет эксплуатационные параметры стартерной АКБ:

  1. Тип корпуса. Для Toyota Prius используются источники питания азиатского (японского) типа. То есть здесь применяются тонкие клеммы. Диаметр плюсового вывода составляет 14,7, а у минуса он 13 мм.
  2. Полярность. Аккумуляторы подбираются с обратной полярностью. Хотя некоторые ставят и АКБ с прямым типом полярности.
  3. Напряжение. Тут всё стандартно. Покупать необходимо батареи, рассчитанные на работу с напряжением бортовой сети 12 В.
  4. Ёмкость. У заводской АКБ ёмкость составляет 45–55 Ач. Довольно мало, но по факту этого бывает достаточно.
  5. Пусковой ток. Для штатной батареи предусматривается ток холодной прокрутки на уровне 410 А.
  6. Габариты. Размерные характеристики для Приуса 2 и 3 поколения идентичные. Здесь требуются довольно компактные батареи 238х129х202 мм.

Отталкиваться следует от представленных параметров. Но их стоит воспринимать как минимальные.

Для Toyota Prius диапазон ёмкости составляет от 38 до 60 Ач, а пусковой ток от 410 до 570 А.

Оптимально выбирать аккумулятор, способный выдавать на 5–10 Ач больше, чем штатная батарея. А минимальный ток холодной прокрутки для российских условий эксплуатации составит 470 А.

Аккумуляторная батарея Toyota Prius

Расположение

Не менее важно узнать, где находится штатный аккумулятор на автомобилях Тойота Приус 20 и 30/35.

Обычно аккумуляторная батарея на машинах с классическим ДВС должна находиться под капотом. Но те, кто лишь недавно приобрёл себе Приус, не знают, где он располагается на этом транспортном средстве с гибридной силовой установкой.

И действительно, в случае с Toyota Prius расположение не совсем обычное.

Аккумулятор на автомобилях Toyota Prius нужно искать в багажном отсеке.

Он находится под напольным покрытием, в специальной нише с правой стороны, если подойти со стороны багажника. Добраться туда можно, но придётся проделать некоторые дополнительные манипуляции.

Особенности зарядки

Почему-то некоторые уверены, что для Тойоты Приус, как для гибридного автомобиля, действуют особые правила зарядки аккумуляторной батареи.

На самом деле это не так.

На автомобилях Toyota Prius используется обычная стартерная АКБ для работы двигателя внутреннего сгорания, а также мощный источник питания для функционирования электромотора.

Если в случае с обычной стартерной АКБ подбор и замену можно выполнить своими руками, то источники питания электродвигателя следует менять строго по регламенту в сертифицированных и специализированных автосервисах.

Потому при наличии опыта зарядки аккумуляторов для других машин, где имеется только обычный ДВС, обслуживание АКБ для Приуса не создаст никаких сложностей и проблем.

При зарядке важно придерживаться общих правил и рекомендаций. Для начала использовать нужно только современные автоматические зарядные устройства. Восполнять утраченный заряд лучше методом постоянного тока. Подаваемый ток для простой подзарядки может составлять 10% от ёмкости. То есть при ёмкости АКБ 50 Ач, ток зарядки будет 5 А. Если же батарея сильно разряжена, тогда подавать рекомендуется в пределах 2,5–5% от номинальной ёмкости источника питания.

В среднем на зарядку уходит 10–12 часов. Но всё зависит от конкретной АКБ, степени её разряженности, особенностей применяемого зарядного устройства.

Даже если АКБ полностью необслуживаемая, зарядку следует проводить в хорошо проветриваемом помещении при небольшом уровне влажности и с температурой 10–25 градусов Цельсия.

Чем ниже будет температура окружающей среды, тем больше времени потребуется для зарядки аккумуляторной стартерной батареи.

Подходящие аккумуляторы

Сложно сказать, какой аккумулятор будет лучше остальных в случае с гибридными автомобилями Приус 20, а также Приус 30/35.

Но для всех рассматриваемых моделей, версий и поколений можно выбрать батареи из одного списка.

Багажник Toyota Prius

В этот перечень приоритетных вариантов следует включить такие аккумуляторные батареи:

  • Globatt 70B24L;
  • Bost 55R 70B24L;
  • Solite 65B24L;
  • Solite 65B24LS;
  • AlphaLine 65B24L;
  • Bost Premium 75B24L;
  • FB Super Nova 55B24L;
  • AlphaLine Ultra 75B24L;
  • FB 7000 60B24L;
  • FB9000 70B24L; R2,7J 38 и пр.

Перечень далеко не полный, но этот список вполне подойдёт для российских владельцев японского гибридного автомобиля Тойота Приус 2 и 3 поколений. Их несложно отыскать.

При этом важно понимать, что диапазон цен представленных аккумуляторных батарей довольно внушительный. Минимальная цена составляет около 5 тысяч рублей. Самый дорогой аккумулятор представлен компанией Optima. За такую батарею придётся отдать около 15 тысяч рублей.

Каждый автовладелец сам имеет право принять окончательное решение и выбрать для себя ту аккумуляторную батарею, которую он считает наиболее подходящей.

Инструкция по замене

Нельзя сказать, что замена аккумулятора на Тойота Приус – задача элементарная. На самом деле, учитывая не совсем стандартное расположение источника питания, придётся некоторое время повозиться.

Но, если соблюдать инструкции, следовать рекомендациям и не забывать о технике безопасности, замена вполне может быть проведена самим автовладельцем, без привлечения сторонних специалистов.

Перед тем как менять аккумулятор, следует подготовиться. Лучше проводить работу в помещении с хорошей вентиляцией. Температура не должна быть ниже 10 градусов Цельсия. Оптимально это делать при низкой влажности и температуре около 20 градусов Цельсия.

Если автовладельца гибридного японца интересует самостоятельная замена аккумулятора, тогда на примере Тойоте Приус 20 следует посмотреть, как поменять АКБ без посторонней помощи.

Установка АКБ Toyota Prius

Алгоритм действий можно представить в виде следующей инструкции:

  • откройте багажную дверь;
  • заглушите двигатель, отключите зажигание;
  • убедитесь, что все потребители стартерной аккумуляторной батареи отключены;
  • подождите около 15–20 минут после отключения двигателя и зажигания;
  • уберите всё содержимое из багажника;
  • снимите коврик, если таковой имеется в вашем авто;
  • далее уберите пластиковую напольную крышку, полностью вытащив её из Приуса;
  • под крышкой располагается ящик (поддон), где обычно хранится различный походный инвентарь для автомобиля;
  • этот поддон со всем содержимым также придётся вытащить из багажного отсека;
  • теперь нужно с правой стороны багажника снять пластиковую панель, и здесь никакие инструменты не потребуются;
  • это позволило открыть доступ непосредственно к самой батарее, то есть теперь её хотя бы видно;
  • на пути к АКБ находится пластиковый блок, который следует открутить и убрать в сторону;
  • добравшись до самой батареи, открутите крепление минусовой клеммы и скиньте провод;
  • далее откручивается крепёж плюсовой клеммы, и вместе с самой конструкцией крепления всё убирается в сторону;
  • удобно схватившись за корпус аккумулятора либо за специальную ручку, вытащите батареи из посадочного гнезда.

Теперь можно устанавливать новый источник питания, подобранный для Тойоты Приус.

Процедура потребует минимум 30–40 минут времени, чтобы добраться до АКБ, а затем демонтировать стартерную батарею. Ещё минут 20 в среднем уходит на обратную сборку.

У новичков порой затраты по времени превышают 1,5–2 часа. Более опытные автомобилисты, которые знают, где находится АКБ, как располагаются крепления, справляются с поставленной задачей в 2 раза быстрее.

Но в таком деле спешить точно не стоит. Действовать следует аккуратно, последовательно и осмотрительно.

Тойота Приус довольно интересный автомобиль, который до сих пор считается чем-то необычным для рядового российского водителя. Но эра гибридных автомобилей наступила давно. Более того, сейчас активно врываются в повседневную жизнь обычного автомобилиста полностью электрические машины. Есть высокая вероятность того, что именно они когда-то вытеснят с рынка авто с классическими ДВС. А также заставят подвинуться гибридные автомобили.

Но пока Toyota Prius продолжает оставаться в числе лидеров своего сегмента, а в России всё больше людей оценивают реальные достоинства гибридных автомобилей.

Ремонт бамбуков приус 10

В данный момент у меня:
0041 Дельта SOC 52,00 %
0104 Емкость аккумулятора SOC 54,50 %
Первый вопрос: Что так сильно не нравится контроллеру в данной ситуации. Причём, если инициализировать контроллер и ездить очень неспешно, то треугольник не появляется, но стоит запустить эквилизацию (которая у меня занимает 3-5 минут) и затем прокатиться на электромоторе около сотни метров как вылазит треугольник.

Второе.
Приобрёл охапку поживших бамбуков и снимаю их разрядные характеристики при нагрузке в 17-20 Ампер по отсечке в 5,8 Вольта. Вот что получил:

  • Traktor
  • Вне сайта
  • Завсегдатай
  • Проживание: Красноярск
  • Постов: 244
  • Репутация: 6
  • turistov
  • Вне сайта
  • Осваиваюсь на форуме
  • Проживание: неизвестно
  • Постов: 29
  • Репутация: 2

Спасибо за ссылку, я уже видел эту статью.
Я сделал примерно то же самое по разрядку/зарядке батареи что и указано в статье и даже снял ряд показаний всех пар бамбуков (первый график). Но Эквализация у меня протекает очень кратко, а от полной заряженности (полностью зелёная батарея) до полной разряженности (жёлтая батарея с черепахой) вообще проходят считанные секунды.

В приведённой статье я пока не нашёл обходимой мне информации. Может у вас есть ссылочка на продолжение?

  • Traktor
  • Вне сайта
  • Завсегдатай
  • Проживание: Красноярск
  • Постов: 244
  • Репутация: 6

Продолжение там же на сайте в разделе ГИБРИДЫ

А это по батареи ВВБ уроки 12, 13,14,15

turistov Вы из Нягани. Если что в л.с.

  • fermer
  • Вне сайта
  • Администратор
  • Сергей Николаевич
  • Проживание: Свердловская область
  • Постов: 11759
  • Репутация: 362

В данный момент у меня:
0041 Дельта SOC 52,00 %
0104 Емкость аккумулятора SOC 54,50 %
Первый вопрос: Что так сильно не нравится контроллеру в данной ситуации. Причём, если инициализировать контроллер и ездить очень неспешно, то треугольник не появляется, но стоит запустить эквилизацию (которая у меня занимает 3-5 минут) и затем прокатиться на электромоторе около сотни метров как вылазит треугольник.

Второе.
Приобрёл охапку поживших бамбуков и снимаю их разрядные характеристики при нагрузке в 17-20 Ампер по отсечке в 5,8 Вольта. Вот что получил:

Ремонт бамбуков приус 10

Приусоводы! Объединяйтесь!. У кого проблема с батареей? Приус 10

все-таки поиск удобная вещь

несколько менять бесполезно имхо, коль начела сыпаться срок пришел . Проехал по гарантие на аккумах, выкинул купил новые. Цена вопроса большая, из-за этого как всегда начинаються народные умельцы. Которые пытаються продлить срок службы.
Напоминает как банка на акуме дохнет, ее пытаються оживить свинец новый, элетролит все вроде работает тут бах , оживили одну, тут другая банка дохнет и т.д

monada
так же посмотрите,в ветке куплю продам.продаються приусы,и как раз продавцы говорили что они и сервисное обслуживание производят.
о результатах сообщите,думаю всем будет интересно.

coolio
да, мы с ними связывались, они обслуживают только 20ки. Десятки они не обслуживают Кто ни будь может подсказать, через кого лучше заказать батарейку?

monada
заказать не проблема,хоть в акш хоть в японии.могу помочь.стучитесь

Практически вечные электромоторы и «умирающие» батареи. Что надо знать, если вы решили купить гибрид

Что такое гибридный автомобиль

Вообще, гибридный автомобиль — это автомобиль, использующий для привода колёс более одного источника энергии. Причём вторым источником необязательно может быть электромотор. Но поскольку мы говорим о Тойоте Приус, то вторым источником будет именно электропривод.

Приус оснащён обычным двигателем внутреннего сгорания (ДВС) небольшой мощности и в дополнение электромотором с батареей аккумуляторов. Пока энергии ДВС достаточно для движения, электропривод отключен. Как только бензиновому двигателю не хватает сил (разгон, подъём и т. п.), ему на помощь приходит электромотор. Помогать ДВС или нет, решает бортовой компьютер. Участие водителя здесь не требуется.

Заряжается же батарея электропривода от специального генератора, но не постоянно (иначе никакого выигрыша в использовании электропривода бы не было), а только тогда, когда ДВС нечем или почти нечем заняться. К примеру, при неспешной езде, езде накатом, на спусках или при работе на холостых оборотах. Таким образом, в АКБ сохраняется энергия, которая всё равно пропала бы даром.

Поэтому гибридный автомобиль — это совсем не «на чём захочу, на том поеду» и тем более не электромобиль. Он ездит на бензине, а электромотор — помощник.

Гибридный автомобиль Toyota Prius

Правильная эксплуатация

При бережной эксплуатации средний срок службы батареи на Toyota Prius составляет от 4 до 5 лет.

Для того, чтобы батареи в Тойота Приус прослужили дольше, необходимо выполнять следующие условия:

  1. Следить за чистотой клемм и контактов.
  2. Периодически проверять уровень заряда батареи. При необходимости делать подзарядку.
  3. Нельзя ездить на автомобиле без бензина.
  4. Не оставлять машину на длительный срок без движения.
  5. Не оставлять на долгое время включенные электроприборы в салоне.
  6. Следить за техническим состоянием оптики.
  7. Не проводить сварочные работы в автомобиле с батареей в корпусе авто.
  8. Своевременно проходить техобслуживание в специализированных автосервисах.

Конструкция и технические характеристики батареи

Конструктивно батарея Тойоты Приус представляет собой блок, собранный из 28 ячеек с никель-металлогидридными аккумуляторами напряжением 7,2 В и ёмкостью 6,5 А·ч.

Таким образом, полный блок (ВВБ) имеет ёмкость 1,3 кВт·ч. Цифра поразительная, не правда ли? Ёмкость батареи электромобиля Ниссан Лиф составляет 30 кВт·ч, а Теслы ещё больше. Но мы выяснили в предыдущем разделе, что электромотор в Приусе не является основным приводом. Он просто в нужный момент помогает ДВС, а всё остальное время подзаряжается. Так что такой ёмкости будет более чем достаточно.

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.

Интересно. Фактическая ёмкость аккумуляторов Тойоты Приус много ниже, поскольку бортовой компьютер не заряжает её выше 65 % и не разряжает ниже 40 %. Такое решение позволило увеличить количество циклов заряд/разряд до 50 000, а срок службы до 10–15 лет. Кроме того, NiMH батареи до 70 % можно заряжать большими токами — это ускоряет накопление ими энергии.

В моделях Тойота Приус NHW10 ячейки имеют вид тонких цилиндров, которые владельцы гибридных автомобилей назвали бамбуками.

Сегодня у нас в гостях Александр из Екатеринбурга на белоснежном Приусе в 20 кузове. Причина, по которой Александр оказался в нашем «Гибрид-сервисе» на первый взгляд банальна – очень быстро «садится» вспомогательная батарея, или как ее еще часто называют в кругу гибридоводов – маленький АКБ.

Проверить исправность вспомогательной батареи много ума не надо. Достаточно подключить нагрузочную вилку и провести тест.

На гибридах этот тест проводить намного проще, чем на простых автомобилях. Дело в том, что «недозаряженным» маленький АКБ на классическом гибриде быть не может – он все время находится под очень хорошей зарядкой от конвертера автомобиля. И не надо рассчитывать остаточный уровень заряда аккумулятора для проведения теста. Достаточно просто подключить нагрузку и проверить его емкость.

Добираемся до аккумулятора, который на 20 Приусе расположен в заднем правом крыле автомобиля и видим:

Минусовая клемма аккумулятора очень сильно окислена. Но это не все! Смотрим на следующее фото:

Аккумулятор буквально «плавает» в огромной луже! Откуда в багажнике автомобиля может взяться столько воды?!

Но на деле все оказывается по другому. И этот вариант, пожалуй, самый худший для владельца автомобиля. Вода поступает через трещину, которая образовывается по сварному шву крыши и багажника. Вот эта трещина на фото:

Чтобы было немного понятнее расположение трещины: на фото черного цвета – это молдинг крыши.

И подобное — не единичный случай. К большому сожалению, на многих Приусах в 20 кузове имеется эта трещина. Заварить ее сваркой – не вариант, так как придется подкрашивать кузов, да и не очень бюджетно обойдется такой ремонт. Поэтому самый простой и дешевый способ ремонта

– положить небольшой слой хорошего герметика. Проверено на практике, что такого способа ремонта хватает на 5-7 лет. Так что, если вы в багажнике своего Приуса в 20 кузове начали замечать следы воды, попавшей туда непонятным образом, то первым делом проверьте эти сварные швы.

Удачи на дорогах!

Гордеев Сергей Николаевич

Нужно ли её заряжать и как правильно это делать

Все мы привыкли, что аккумулятор обычного автомобиля при необходимости или для профилактики можно снять и зарядить стационарным зарядным устройством. Необходимо ли то же самое делать с аккумулятором Тойоты Приус? Теоретически ВВБ Приуса — обычная NiMH батарея, и зарядить её не будет проблемой. Но на практике не всё так просто. Во-первых, зарядное устройство с выходным напряжением 250 В мало у кого есть, а точнее, ни у кого нет. Во-вторых, необходимо хорошо представлять, как правильно заряжать никель-металлогидридную батарею. Во время зарядки бортовой компьютер контролирует и принимает те или иные решения по следующим параметрам:

  • по абсолютной температуре;
  • по скорости изменения температуры;
  • по отрицательной дельте;
  • по максимальному времени заряда;
  • по максимальному давлению;
  • по максимальному напряжению.

Чтобы учесть все эти факторы, необходимы не только знания, но и соответствующее оборудование, которое уж точно ни у кого из нас в гараже не пылится. А без учёта всего этого мы не только не зарядим ВВБ, а надёжно убьём её.

Делаем однозначный вывод — высоковольтную АКБ Тойоты Приус самостоятельно заряжать нельзя. Если ВВБ села, то просто запускаем двигатель стартером и тарахтим на холостых оборотах или тихонько едем в пункт назначения на бензине. ДВС для этого сил хватит, а о заряде побеспокоится бортовой компьютер.

Кроме того, если высоковольтная батарея села, то это верный признак того, что с автомобилем что-то не так. Даже если мы её снимем и каким-то чудом зарядим, то это лишь до следующего раза. Проблема не исчезнет. Поэтому заводим свой Приус обычным стартером, едем в сервисный центр. Там проведут полную диагностику, а если с автомобилем всё в порядке, зарядят АКБ по всем законам физики.

Полезно. В Приусе, как и в обычном автомобиле, есть 12-вольтовая свинцовая батарея ёмкостью 45 А·ч, которая обслуживает самый обычный стартер. Вот её можно (при необходимости нужно) снимать и заряжать. Находится АКБ под полом багажника справа.

Как выбрать?

Разумеется, полной уверенности, что ВВБ будет жить долго и счастливо, достичь невозможно, но есть ряд тестов, которые помогут избежать покупки некачественной ВВБ.

Итак, вы сели в машину и перед вами приборная панель. Во-первых, необходимо включить режим просмотра «потоков энергии» – там, где батарейка нарисована.

Если в текущий момент батарея заряжена, то выключите климат-контроль (кондиционер или подогрев, неважно) и начните двигаться с небольшой скоростью, 10–20 км/ч, не нажимая резко на газ. Продолжайте движение, пока не заведется ДВС.

Аккумулятор должен разрядиться постепенно, не должно быть резких провалов. Затем включите климат-контроль на максимум и ждите зарядки аккумулятора. Он должен зарядиться полностью или на одно, максимум два деления меньше.

Если ДВС работает, а аккумулятор отказывается заряжаться выше половины, то с высокой вероятностью ВВБ неисправна.

Также ВВБ неисправна, если аккумулятор зарядился нормально, но в течение 5–10 минут потерял заряд на несколько делений.

Можно ли заменить или отремонтировать батарею

Заменить высоковольтную батарею, как любой узел, конечно, можно, хотя придётся повозиться. С ремонтом несколько сложнее, поэтому начнём с её замены целиком.

Замена ВВБ

Открываем багажник, снимаем фальшпол, отключаем одну клемму малой АКБ.

Важно! Прежде чем закрыть крышку багажника, обязательно подключаем малую АКБ. В противном случае с открытием крышки будут проблемы.

Откидываем спинки задних кресел, добираемся до болтов их крепления. Отворачиваем болты крепления спинок и болт крепления среднего ремня безопасности. Спинки, диван снимаем.

Отворачиваем два винта крепления крышки высоковольтной батареи.

Снимаем обивку, которая не даёт снять крышку с ВВБ. Снимаем пластиковую окантовку с кромки багажника. Обивка, окантовка крепится клипсами.

Снимаем боковую обивку багажника.

По периметру ВВБ отворачиваем все болты на 12. Снимаем «уши», которые крепят батарею к кузову по бокам.

ВВБ крепится к кузову болтами на 12

Откручиваем и вынимаем воздуховоды. Вынимаем предохранитель ВВБ. С левой стороны батареи (смотрим со стороны багажника) находится крышка, прикрывающая блок управления (БУ). Отворачиваем крепежные болты, снимаем её.

Под крышкой находим силовые кабели. Откручиваем их.

Разъединяем все колодки питания БУ, снимаем батарею.

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.

Важно! Кромки батареи очень острые, а сама она весит около 30 килограммов. При неосторожном обращении эта кромка запросто отрежет пальцы. Снимаем, переносим ВВБ только в перчатках крайне осторожно.

ТО Toyota Prius (Приус) в Москве

Автомобиль японского производства Тойота Приус характеризуют такие качества, как высочайшая экономичность использования топлива; японская сборка; богатая комплектация, обеспечивающая прекрасный комфорт и удобство эксплуатации; отменные показатели динамики и низкий уровень шума; минимальная цена страховки и пониженный транспортный налог.

ТО Тойота Приус должно проводиться через равные периоды пробега – 10 000 км. «Доверяй, но проверяй» — особенно актуально проведение технического осмотра при покупке подержанной Тойота Приус. Покупая транспортное средство, Вы должны знать, какие проблемы существуют и как правильно устранить неисправности. В противном случае, Вы можете переплатить за неисправное транспортное средство и оказаться обманутым гражданином.

Инновационные технологии и нестандартная комплектация автомобиля требуют особого внимания во время прохождения планового ТО Приус. Прежде всего, автосервис, проводящий техосмотр, должен быть оснащен определенным компьютерным оборудованием. Далее, грамотный анализ и верную оценку результатов ТО может дать только высококвалифицированный мастер, прошедший специальное обучение.

«Токио Сервис» — современная компания, имеющая богатый опыт работы в Москве и регионах по обслуживанию автомобилей всех марок от ведущих японских производителей. На базе автосервиса имеется модернизированное оборудование для диагностики, оригинальные японские запчасти, расходные материалы и аксессуары. И еще одним важным преимуществом «Токио Сервис» является наличие специалистов высокого класса, имеющих и необходимый опыт, и знания, и умения. При посещении нашего автосервиса, ТО Тойота Приус перестает быть задачей, вызывающей трудности, трату личного времени и средств.

«Токио Сервис» — качественное ТО Тойота Приус действительно дешево!

«Головная боль» владельцев Тойота Приус – острая нехватка оригинальных сертифицированных запчастей. Поэтому мы успешно решили проблему: на складе «Токио Сервис» имеется огромный ассортимент запчастей, расходных материалов и аксессуаров, которые порадуют каждого владельца транспортного средства японского производства. Удивит и цена — она действительно низкая! Оригинальные детали можно купить на месте срочно и действительно выгодно!

В регулярное ТО, как правило, входят услуги чистки инжектора, заправка кондиционера, замена технических жидкостей и выработавших ресурс деталей, диагностика ходовой, шиномонтаж, а также, настройка всех электронных систем и, выполнение ремонта Тойота Приус . Комплекс представляемых «Токио Сервис» услуг однозначно решает ряд важных проблем, касающихся диагностики и восстановления функций Вашего автомобиля, причем вся работа проводится оперативно, квалифицированно, недорого.

Выбирайте автосервис правильно, поскольку грамотное ТО Тойота Приус – гарантия эффективной эксплуатации транспортного средства на многие годы.

Читайте также: