Выпускают ли сейчас мотоциклы иж

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Какие мотоциклы выпускают в России

Кто хоть немного знаком с российской глубинкой, наверняка знаком с таким русскими мотоциклами, как ИЖ, Минск и Ява, хотя последний аппарат не совсем российский. Большинству даже не известные указанные названия.

Мотоциклы, выпускаемые в России

Мотоциклы, выпускаемые в России

Что сегодня происходит в нашем производстве мототехники? Какие компании продолжают выпуск мотоциклов в нашей стране? Давайте попытаемся выяснить ответы на эти вопросы.

Мотоциклы «Иж»

Оказывается в этом году производству Российских мотоциклов исполнилось 85 лет. Самый первый мотоцикл в стране был изготовлен в городе Ижевск в 1929 году. Он получил название ИЖ-1. Только через 17 лет, с 1946 года на «Ижевском машиностроительном заводе» началось массовое производство мототехники. Около 12 миллионов — именно столько удалось выпустить мотоциклов в различных исполнениях в течении 60 лет. Дороги десяток стран мира и испытания временем — всё это прошла ижевская техника.

Самый первый мотоцикл, выпущенный в России

Самый первый мотоцикл в стране ИЖ-1

Ижевский завод выпускает следующую мототехнику:

1. Дорожные мотоциклы

Мотоцикл «Юнкер»

«Юнкер» — оснащённый двухтактным двухцилиндровым двигателем, рабочим объёмом около 350 кубических сантиметров. Максимальная скорость такого «зверя» — 115 километров в час. Легко заметен американский стиль в каплевидном баке, высоком руле и вынесенным вперёд подножкам.

Дорожный мотоцикл «Юнкер»
Дорожный мотоцикл «Юнкер» «Юнкер» — оснащён двухтактным двухцилиндровым двигателем
«Юнкер» — оснащён двухтактным двухцилиндровым двигателем Максимальная скорость — 115 километров в час
Максимальная скорость — 115 километров в час

Мотоцикл «Иж «Планета — 5»

Иж «Планета — 5

Иж «Планета — 5

Мотоцикл «ИЖ Юпитер»

Мотоцикл «ИЖ Юпитер»

Мотоцикл «ИЖ Юпитер»

Подростковый мотоцикл «Корнет»

мотоцикл «Корнет»

мотоцикл «Корнет»

2. Специальные мотоциклы

Грузовой мотоцикл «ИЖ 6.92003»

мотоцикл «ИЖ 6.92003»

мотоцикл «ИЖ 6.92003»

Почему в России больше не производятся мотоциклы «ИЖ»?

По коллекции мотоциклов в заводском музее «Ижмаша» можно проследить все взлеты и падения советской мотоциклетной отрасли. Хотя мотоциклы разных модификаций и характеристик создавали в советское время несколько заводов, «ИЖ», безусловно, был самым распространенным. А в деревне вообще долгое время оставался чуть ли не единственным видом транспорта. На нем катали девчонок, ездили на рыбалку, возили сено и дрова — как только не использовали.

Между тем мало кто знает, что началась родословная «ИЖ» в начале прошлого века, когда на завод «Ижсталь» приехал, отучившись в Лейпцигском университете, молодой инженер дворянских корней Петр Можаров. Об истории создания ижевских мотоциклов рассказывает директор музея «Ижмаша» Алексей Азовский.

Алексей Алексеевич, кем был Петр Можаров и как сложилась его судьба?

Алексей Азовский: Теплотехник по образованию, он уже тогда страстно увлекался мотоспортом, у него был свой импортный мотоцикл, на котором он "рассекал" по Ижевску.

В городе Можаров модернизировал паровые котлы, сконструировал даже аэросани и глиссеры, но все это время его не отпускала мечта о собственном, не импортном, советском мотоцикле. И в 1929 г. вместе с группой таких же энтузиастов он выпустил первую опытную серию мотоциклов «ИЖ». Первые три «ИЖа» — с первой по третью модификацию — были тяжелые. Четвертый и пятый — легкие. Вся эта колонна техники в сентябре 1929 года с участием еще нескольких иномарок отправилась в первый, наделавший шуму, советский мотопробег Ижевск — Нижний Новгород — Москва — Ленинград — Харьков.

Главный результат мотопробега — конструкция мотоциклов оказалась настолько удачна, что весь многотысячный путь колонна проделала практически без поломок. Казалось бы, мотоцикл можно запускать в серию, но этого сделано не было. В стране шла большая стройка, в ВСНХ (Высшем совете народного хозяйства) сталкивались разные мнения насчет приоритетов, и необходимость создания мотоциклетного завода в Ижевске доказать не удалось.

Тем не менее именно Ижевск стал позже "столицей» советских мотоциклов?

Азовский: После той неудачной попытки Можаров уезжает сначала в Ленинград, где проектирует легкий мотоцикл, а затем в Москву, где создает тяжелый. Но затем вновь возвращается в Ижевск, где изготавливает пять опытных мотоциклов и увозит их на показ в столицу. На этот раз руководство страны дало "добро", и мотоциклы начинают серийно делать на Подольском машиностроительном заводе. Всего до войны было сделано 4,5 тыс. штук. Хотя для такой огромной страны это капля в море, их до сих пор можно найти в музеях и частных коллекциях.

И все-таки городом, где должен быть организован именно массовый выпуск мототехники, Можаров видел именно Ижевск. Здесь на вновь созданном мотоциклетном заводе и был налажен выпуск по-настоящему массовых советских мотоциклов «ИЖ-6» и «ИЖ-7».

Как только первые мотоциклы пошли с заводского конвейера, Можаров впервые в жизни берет отпуск, который стал для него роковым. В марте 1934 года на завод пришла телеграмма, в которой сообщалось: Можаров умер при невыясненных обстоятельствах. То ли покончил с собой, то ли кто-то "помог" уйти ему из жизни. В 2012 году его могилу лишь случайно отыскали местные жители. Они заинтересовались надписью на осколке могильной плиты, гласившей о том, что здесь похоронен создатель первых советских мотоциклов.

В войну завод тоже выпускал мотоциклы?

Азовский: Нет, с началом войны мотозавод перешел на выпуск пулеметов "Максим", но после войны предприятие вновь вернулось к «ИЖам». Хотя и не совсем к «ИЖам». В 1946 году из-под Дрездена был практически целиком вывезен в Ижевск небольшой мотоциклетный завод «DKW», что фактически предопределило судьбу дальнейших ижевских мотоциклов, да и вообще всей советской мототехники, учитывая масштабы производства в Ижевске. Причем, как считают некоторые, не в лучшую сторону. Дело в том, что за основу был взят немецкий мотоцикл с двигателем объемом 350 куб. см. Этот параметр после войны практически во всем мире, за исключением нескольких стран соцлагеря, был забыт. А мир наводнили 500-кубовые мотоциклы и "кратные" им разновидности с объемом двигателя от 125 до 1000 «кубиков». И если бы в Ижевск отправили, например, завод «BMW», который уже тогда специализировался на выпуске 500-кубовых машин, еще неизвестно, как бы сложилась судьба отечественного мотопрома. Но история сослагательного наклонения, как известно, не терпит, и Ижевский завод стал выпускать мотоциклы с объемом двигателя в 350 «кубиков».

Чтобы наладить выпуск мотоциклов, на завод привезли группу немецких инженеров. Так был создан первый послевоенный ижевский мотоцикл — знаменитый «ИЖ-49», который был почти копией «DKW-350». На нем поменяли переднюю подвеску — поставили телескопическую вилку, установили второе седло, новые амортизаторы, внесли еще ряд несущественных изменений. Возможно, именно потому, что не стали сильно вмешиваться в конструкцию немецкой машины, «ИЖ-49» получился надежным и по 1956 год выпускался большими объемами. Потом появился «Иж-56» со щитками приборного ящика, большим числом оборотов и мощностью двигателя.

В 1970-е годы ему и его модификациям на замену пришло знаменитое семейство «Планета» — самый массовый советский мотоцикл. Попытавшийся его сменить позже двухцилиндровый "Юпитер" оказался менее надежен и такой популярности не получил.

Сейчас завод еще выпускает мотоциклы?

Азовский: К сожалению, нет. 1 апреля 2008 года выпуск «ИЖ» был прекращен. За все время с заводского конвейера сошло 10 770 тыс. мотоциклов. Почему так все закончилось, сказать трудно. Об этом спорят до сих пор. Лично я считаю, что, несмотря на внешнее обилие марок, десятками лет завод выпускал, по существу, одно и то же. Это было время всеобщего дефицита, когда купить мотоцикл можно было только по спискам или по случаю. Тогда зачем было тратить деньги на перевооружение завода, зачем бороться за экономичность двигателя, когда бензин стоит 20 копеек? Мотоцикл возьмут все равно, в любых количествах, да еще спасибо скажут.

Показательный пример. В 1970 году к очередному съезду партии руководству завода был дан приказ из Москвы сделать новый мотоцикл — подарок советскому человеку. Но денег на его создание дали лишь 5% от необходимого. И вот наши заводские конструкторы начинают всячески изворачиваться, чтобы и мотоцикл был «как новый», и чтобы в смету уложиться. Переносят указатель поворота на фару, заказывают новый бензобак и осваивают окраску мотоцикла аж в два цвета. Вносят еще ряд несущественных изменений. Но в принципе это все тот же мотоцикл. В итоге задание партии выполнено, и советский человек получает «подарок». А завод — «индульгенцию» выпускать «старый-новый» мотоцикл еще 10 лет. Прошло 55 лет с того момента, как в Ижевск привезли немецкий мотоцикл, и хотя, конечно, в его конструкцию внесены сотни изменений, но его «уши» торчат до сих пор. Вся основная компоновка и идеология машины остались теми же.

И когда в 90-е годы были открыты границы и народ получил возможность сравнить машины, спрос на отечественные мотоциклы резко упал. Одновременно повысились цены на материалы, энергоносители, резко выросла себестоимость. И когда эти два фактора сошлись во времени, советский мотопром фактически ушел в прошлое.

А знаменитый «ИЖ Планета-спорт» не мог стать той самой «соломинкой», за которую хватается утопающий?

Азовский: С ним была вообще интересная история. В начале 70-х годов на заводе создали инициативную группу, которая разработала по-настоящему новую, перспективную модель с возможностью поставок на экспорт. Характеристики были вполне на уровне тогдашних «ямах» и «хонд». Сделали один опытный экземпляр и послали на ВДНХ. А у "Спорта" были не только хорошие характеристики, но и впечатляющий внешний вид. На выставке его увидели иностранцы, и закрутилось: «берем 30 тысяч, 40 тысяч». Директора завода вызвали в ЦК КПСС и сказали: коли решились без спроса выставить мотоцикл, извольте в течение года организовать выпуск в необходимых количествах на экспорт. А на заводе лишь опытный образец.

Два уже готовых новых корпуса, предназначенных для выпуска оружия, тут же переоборудовали под выпуск мотоциклов. Естественно, все делали в спешке. Да и на доводку конструкции не было ни времени, ни денег. В результате в серии мотоцикл получился совсем не тот, что задумывался, и за границей не пошел. В СССР за ним, конечно, гонялись, но план заводу спускали по общему количеству выпущенных мотоциклов, без учета моделей. А у него трудоемкость в разы выше, и «Спортов» делали лишь малую часть от общего количества.

Кончилось тем, что в министерстве сказали — делайте-ка вы лучше вашу «Планету». Позже стали завязывать кооперацию с японцами, пытались выпускать скутеры, но это уже были годы лихолетья, и все осталось на уровне опытных образцов.

Мотоциклы, которые выпускают в России в настоящее время

Отечественное мотостроение пережило несколько этапов своего развития, был и пик популярности в советское время, и спад производства, в девяностых годах, но сейчас всё возвращается на круги своя и на самом деле всё не так уж плохо.

Мотоциклы, которые выпускают в России в настоящее время

Конечно же, в настоящее время производится самый популярный мотоцикл Урал. Ирбитский завод обновил модель, она современна и надежна. Несмотря на это, спросом у российских байкеров Урал не пользуется, возможно из-за высокой цены, 800 000 рублей. Почти 90% выпускаемой продукции идет на экспорт.

Более свежий бренд имеет название Стелс. Его производство началось в 1996 году. В настоящее время он выпускается на нескольких заводах, разбросанных по всей территории Российской Федерации. Некоторые комплектующие спортивного мотоцикла из Японии и Китая.

Мотоциклы, которые выпускают в России в настоящее время 3

На одном из заводов, построенном для производства военной продукции, выпускают мотоцикл ЗиД. С виду он напоминает хорошую, бюджетную копию Ducati. Приобрести его можно за 100 000 рублей.

Мотоциклы, которые выпускают в России в настоящее время 4

Предприятие Балтмоторс, которое было основано в Калининграде, занимается производством мотоциклов, квадроциклов и другой мототехники с 2004 года. В производстве модели Мotard 200 используются китайские и японские технологии, как по производству отдельных деталей и агрегатов, так и сборки узлов. Байк нисколько не уступает модели Стелс. Цена начинается от 120 000 рублей.

Выпускают ли сейчас мотоциклы иж

Такие мотоциклы как ИЖ, Минск и Урал знакомы всем россиянам, начиная от столичных жителей и заканчивая поселенцами глубинки. На этих мотоциклах колесили еще граждане Советского Союза. Рассмотрим подробнее, что же сейчас происходит на рынке мототехники.

Первому детищу завода ИЖ уже 85 лет. Массовое производство началось в 1946 году. На сегодняшний день выпускаются дорожные мотоциклы «Юнкер».

Дорожные мотоциклы «Юнкер».

Оснащенные двухконтактным двигателем с двумя цилиндрами, объемом 350 куб. см., они могут развивать скорость до 115 км. час. Бак каплевидной формы, высоко расположенный руль и направленные вперед подножки воплощают в мотоцикле стиль американского направления.

Внешний вид

Внешний вид

Не забыт и ИЖ «Юпитер».

Внешний вид

Для российских подростков с конвейера сходят «Корнеты».

Внешний вид

Помимо этого, на заводе выпускаются:

  • Грузовые «ИЖ 6.92003»;
  • Мотовездеходы «САМСОН»;
  • «PS-650 ROTAX»;
  • ИЖ «Планета — 7»;
  • ZH Springbok;
  • ИЖ Saigak.

Последние четыре марки мотоциклов не выпускаются серийно, их производство несколько ограничено.

Не скрыть того, что в последнее время бренд несколько утратил свою популярность. Тем не менее, поклонники легендарного бренда в 2018 году смогут по достоинству оценить мощь и внешний вид новых российских мотоциклов.

Внешний вид

Новинка отечественного мотопрома

Легенда отечественного рынка – «Урал»

Родившийся в начале 40-х годов завод стойко пережил и распад СССР и «лихие» 90-е. На сегодняшний день он производит как высококачественные массивные ретро-мотоциклы с коляской, так и туристические модели, к примеру, «Урал Турист Т».

Внешний вид

Мотоцикл «Урал Турист Т»

Мотоциклы «Минск»

Не смотря на четкие современные тенденции к приобретению зарубежных марок мотоциклов, на Минском заводе вполне успешно продолжается производство качественных по техническим характеристикам и красивых внешне моделей современных мотоциклов.

Так, классические модели приятно радуют мощностью и визуальной привлекательностью.

Внешний вид

Немного массивнее и, можно сказать, агрессивнее смотрится серия «Эндуро».

Внешний вид

Минские мотоциклы «Эндуро»

Серия мотоциклов Кросс — облегченный МИНСК RX 250 подойдет любителям быстрой езды и экстрима. Отлично подходит для участия в соревнованиях. Его максимальная отдача предоставляет грандиозные шансы к победе.

Внешний вид

Отдельно стоит обратить внимание на новую уникальную серию «Стрит». Стильные спортивные байки особой формы изготавливают под заказ. Уникальный итальянский дизайн в совокупности с отличной динамикой и легкостью управления делают эту модель весьма популярной на рынке.

Внешний вид

Мотоцикл Минск RX-250 «Стрит»

Подводя итоги, можно смело утверждать, что всеми любимые бренды ИЖ, Минск и Урал не только не сдают свои позиции, но и в 2018 году радуют нас качественными и безопасными мотоциклами своего производства.

Ижевский мотоциклетный завод: продукция, фото, контакты

День рождения мотоцикла - 29 августа. В этот день в 1885-м году изобретательный немец и инженер по профессии, Готлиб Даймер, провел испытания бензинового двигателя собственного изобретения. Конструкция, на которую был установлен прототип мотора, являлась двухколесной и резво двигалась. Так был изобретен мотоцикл.

В России эра мотоциклов началась позже. Ижевский мотоциклетный завод был лидером в своей отрасли. Легендарные модели мотоциклов и сегодня можно встретить в каждом городе и поселке страны. Большой модельный ряд, возможность ремонта буквально «на коленке» в любом гараже, высокие эксплуатационные качества, невысокая стоимость - любители мототехники марки ИЖ могут ностальгически перечислять преимущества и находить новые поводы для возрождения производства.

Первые пробы

Попытки создать собственный мотоцикл в России начались еще до революции, в 1913-14 годах. Планировалось собирать легкие модели из швейцарских деталей на базе завода «Дукс» (Москва). Планы разрушила Первая мировая война, а после революция 1917 года. Следующая попытка, более удачная, была предпринята в 1924 году конструкторским бюро под управлением П.Н. Львова. Инженеры смогли спроектировать и выпустить в 1925 году модель легкого мотоцикла, назвали ее «Союз».

Он имел прогрессивную, на тот момент конструкцию, основными преимуществами стали двигатель объема в 500 кубов и пружинная подвеска на заднем колесе. Массового производства не последовало, опытный образец прошел некоторые испытания и на этом дело закончилось, поскольку профиль завода «Дукс» был изменен. Спроектировать и запустить производство мотоциклы отечественных марок удалось в 1928 году. Базой для установки мощностей стал Ижстальзавод. Разрабатывали первый мотоцикл в специально созданном бюро мотоциклостроения, главным инженером и руководителем которого стал легендарный конструктор Петр Можаров.

ижевский мотоциклетный завод

Старт на пятерку

П. Можаров был влюблен в мотоциклы и по родному Ижевску передвигался на немецком образчике мототехники. С его подачи на Ижстальзаводе была открыта мастерская, и всего за один год было создано 5 пробных мотоциклов ИЖ. Все они прошли испытания и готовились к пробегу Всесоюзного значения. Самый первый советский мотоцикл ИЖ-1 увидел мир 17 сентября в 1929-м году, весил 300 килограммов. Модельный рад и характеристики первых мотоциклов:

  • ИЖ-1 и ИЖ-2. Были созданы для прохождения по трудным дорогам сельской местности. В оснащении - рядный двигатель с двумя цилиндрами, стальная рама повышенной надежности, механическая коробка передач скоростей, из прессованных деталей создана внешняя однобрусная рама, большим плюсом был яркий свет и еще некоторые новшества. Модель ИЖ-2 - это модернизированный ИЖ-1. Но в конечном итоге у первого мотоцикла было еще одно преимущество, важное для страны, где с личным транспортом было проблематично. На ИЖ-1 могли ехать четыре пассажира, два на мотоцикле и двое в коляске.
  • ИЖ-3. Главным преимуществом этой модели стал двигатель марки «Вандерер» у которого коленчатый вал расположен поперечно. Привод движения заднего колеса (цепь) был помещен в герметичный кожух заполненный маслом.
  • ИЖ-4. Был оборудован двухтактным двигателем с одним цилиндром марки «Шток», заднее колесо приводилось в движение валом. Эта модель была самой легкой в первой пятерке.
  • ИЖ-5, или «Композиция». В конструкции использовались агрегаты мотоцикла марки «Неандер», дополнительно была разработаны передняя вилка, была изменена рама прототипа.

ижевский завод по производству мотоциклов

Испытания на трассе

Презентация мотоциклов произошла на Всесоюзном мотопробеге в 1929 году. Соревнования проводились во второй раз в своей истории. Мотоциклы ИЖ успешно преодолели трассу в 3300 километров, а также смогли проехать из Ижевска в Москву. По итогам соревнования, модель ИЖ-4 была рекомендована в массовое производство. Но, «Ижстальзавод» ввиду загруженности не смог приступить к серийному выпуску. Можаров вместе с группой конструкторов переезжает в Ленинград, где начались работы по конструированию легкого мотоцикла марки Л-300.

ижевский мотоциклетный завод продукция

Довоенный серийный выпуск

Первоначально планировали к выпуску «НАТИ - А-750» (тяжелая модификация). В его характеристиках значился V-образный двигатель с двумя цилиндрами, объем двигателя 747 кубов, расчетная мощность составляла 15 л.с. Первые четыре образца этой модели были изготовлены к празднику Первомая 1933 года. Параллельно с тяжелой моделью мотоцикла изготовили несколько легких образцов ИЖ-7. В итоге к серийному выпуску был допущен мотоцикл легкой модели, но с существенными изменениями, которые потребовались в борьбе за «снижение трудоемкости». Конечный вариант модели ИЖ-7 потерял багажник, щитки, ручка газа была заменена на поворотную манжетку, были сделаны и другие упрощения.

В 1933 году Ижевский мотоциклетный завод выпустил 111 машин. Темпы выпуска наращивались, одновременно с этим шли работы конструкторского бюро, где разрабатывались новые модели и модернизировались уже имеющиеся. В 1938 году начался выпуск мотоцикла ИЖ-8 с двигателем на 300 кубов. Мощность техники увеличилась до 8 лошадиных сил.

В 1940 году Ижевский завод по производству мотоциклов приступил к выпуску модели ИЖ-9. Рабочая мощность машины уже составляла 9 лошадиных сил. Параллельно начались работы по внедрению модели ИЖ-12, в основу которой была положена модель Л-8, разработанная в Ленинградском конструкторском бюро. Планировалось запустить массовое производство в 1941 году, но грянула война.

Послевоенный прорыв

В период военных действий Ижевский мотоциклетный завод был ориентирован на выпуск пулеметов, стрелкового оружия. Возрождение мотоциклостроения началось практически сразу после Победы, в 1946 году. По закону о репарациях из Германии в Ижевск доставили чертежи и оборудование немецких заводов, что дало мощный толчок для развития. На предприятии было создано новое конструкторское бюро, и началась подготовка к производству новой модели мотоцикла ИЖ-350, в основу конструкции был заложен немецкий образец DKW-350.

Прототип германской промышленности был адаптирован под советские требования и возможности сопутствующих производств. Сборка мотоциклов ИЖ началась на оружейном заводе. С этого момента Ижевский мотоциклетный завод становится лидером по производству мотоциклов в Советском Союзе.

охотничьи ружья выпускаемые на ижевском мотоциклетном заводе

Доступно и качественно

До конца 60-х годов, наращивались объемы производства, основной акцент был сделан на конструировании и выпуске спортивных моделей техники, тон задавал Ижевский мотоциклетный завод. Продукция, выходившая с конвейера, была востребована как на внутреннем рынке, так и за рубежом. В 1946 году на предприятии модернизировали первую послевоенную модель мотоцикла. Осовремененный образец лишился устаревшей параллелограмной вилки, взамен нее была сконструирована телескопическая. Мощность двигателя увеличилась до 14 лошадиных сил, существенным изменениям подверглась подвеска. Ее новая конструкция давала более мягкий ход и амортизацию при движении.

ижевский мотоциклетный завод фото

Расцвет периода застоя

С 1966 года на мотозаводе в Ижевске стали выпускать новые модели дорожных мотоциклов. Кроме новых характеристик у техники появились новые названия, теперь ставшие легендарными: «ИЖ Планета» и «ИЖ Юпитер». Мотоцикл «ИЖ Планета» выпускался на базе модели ИЖ-56. Для новой семьи мотоциклов был модернизирован бензобак, изменена конструкция седла, щитков (переднего, заднего), глушителя.

«ИЖ-Юпитер» также создавался на основе мотоцикла ИЖ-56. Для новой серии был сконструирован принципиально новый мотор с двумя цилиндрами, двухтактный с двухструйной продувкой системы воздушного охлаждения. Рабочая смесь двигателя приготавливалась в карбюраторе, воспламенялась от электрической искры в цилиндре. Также был сделан еще большой ряд новшеств.

С 1971 по 1975 годы с конвейера предприятия вышли мотоциклы дорожных моделей «ИЖ Планета-3», «ИЖ Юпитер-3», «ИЖ Планета Спорт», «ИЖ Юпитер-3К». К этому моменту оснащение производства было на высоком уровне и возможности предприятия существенно увеличились. В конструкторском бюро работы над новыми моделями, усовершенствование традиционных "ижей" происходили быстрыми темпами, сказывался опыт и возможности крупного завода. Некоторым моделям мотоциклов был присвоен Знак качества, чем гордился Ижевский мотоциклетный завод. Запчасти ко всем моделям техники можно было приобрести повсеместно по всей стране.

Мотоцикл «ИЖ Юпитер» имел пять моделей с разным набором качеств, наибольшее количество модификаций получил мотоцикл «ИЖ Юпитер - 5», их насчитывалось 22 наименования. Модель «ИЖ Планета» имела пять вариантов, самой популярной моделью был мотоцикл «ИЖ Планета Спорт».

ижевский мотоциклетный завод контакты

До 2000-х годов

К началу 80-х годов на предприятии был запущен в строй новый высокоавтоматизированный производственный комплекс. Его расчетная мощность выпуска составляла 450-т тыс. мотоциклов в год. В течении 1981-82 гг. на заводе выпускалась мототехника моделей «ИЖ Юпитер - 4» и «ИЖ Планета -4». В 1985-м году в производство запустили модель «ИЖ Юпитер - 5», а в 1987 году вышел в свет мотоцикл «ИЖ Планета - 5». Для этой модели был разработан редизайн внешнего вида и двигатель мощностью 22-е л. с. Вскоре современный внешний вид был уже на всех выпускаемых мотоциклах ИЖ.

До начала 90-х годов в конструкторском бюро спроектировали новые модели мотоциклов, в основе разработок лежал японский двигатель ХТ-550. Техника получила название «Орион», «Марафон», «Спринтер», модели отличались передовыми техническими характеристиками, стильным дизайном и сулила большие перспективы при реализации проектов.

С 1992 по 1996 годы на Ижевском заводе мотоциклов делают уникальную разработку – грузовой модуль ИЖ 9.604 ГР и боковой прицеп ИЖ 9.204. Дополнительные модули были сконструированы таким образом, чтобы устанавливать на любую модель мотоциклов «Юпитер» и «Планета». Чтобы установить грузовой модуль требовалось снять заднее колесо мотоцикла и закрепить дополнительный отсек, таким образом, получался трехколесный мотоцикл грузового назначения.

В течение трех лет (1995-1998 гг.) на заводе разрабатывались новые двигатели и самовсасывающийся центробежный насос. В 1997 году был разработан мотоцикл для транспортировки противопожарного оборудования ИЖ 6.92001, а также грузовая модель ИЖ 6.920 ГР. К 2000-му году на предприятии заявили о разработке конструкции нового мотоцикла в стиле чоппер (Иж 6.113-05), рабочее название – «Юнкер».

ооо ижевский мотоциклетный завод ижевск

Перемены

За время своего существования Ижевский мотозавод помимо выпуска мотоциклов занимался производством продукции военного назначения и до 1988 года на предприятии лежал гриф секретности. Охотничьи ружья, выпускаемые на Ижевском мотоциклетном заводе, известны с 1948 года, их массовое производство наладили после окончания войны. Перестройка сильно повлияла на профиль производства, с 1992 года предприятие переименовали в акционерное общество «Аксион».

Завод ИЖмото, занимавшийся выпуском мотоциклов разорился в 2008 году и был официально законсервирован на неопределенный срок. В последнее время в СМИ стали появляться публикации о заинтересованности предпринимателей Китая возродить Ижевский мотоциклетный завод. Фото разработок, не получивших серийное производство, исторические модели первых машин и сегодня производят огромное впечатление.

Надежды

Сегодня цеха, где раньше выпускались мотоциклы, пустуют. По сведениям людей сумевших осмотреть производственную базу, от предприятия осталась лишь загороженная территория, где некогда был Ижевский мотоциклетный завод. Контакты таковы: Удмурдская Республика, г. Ижевск, ул. Телегина, строение 30.

Согласно официальной информации, ООО Ижевский мотоциклетный завод (Ижевск) занимается производством мотоциклов, мопедов, мотоциклетных колясок и велосипедов. В 2014-м году появились публикации о возможной реинкарнации мотоциклов ИЖ. Проектом заинтересовались в Китае, были предположения что китайская сторона разместит в Удмуртии собственное производство мототехники и обсуждалась возможность выпуска мотоцикла серии ИЖ-7, но как обстоят дела на сегодняшний день, неизвестно.

История АО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг»

11 июня 1930 года Президиумом Высшего Совета Народного хозяйства СССР принято решение создать в Ижевске первый в стране завод по выпуску отечественных серийных мотоциклов. Он стал частью важного государственного плана индустриализации страны. Выбор Ижевска для строительства мотоцилетного завода не случаен. Здесь под руководством талантливого конструктора Петра Можарова были разработаны и изготовлены первые опытные модели мотоциклов «Иж». Именно по его инициативе создан первый в стране мотозавод.



П.В. Можаров Памятник П.В. Можарову

1 мая 1933 года в бывшей оружейной мастерской Березина на ул. Базарной заработали первые станки мотозавода, дав начало славной истории большого предприятия. 2 сентября Народный комиссариат финансов произвел его государственную регистрацию.





Электронные копии архивных документов о государственной регистрации предприятия

Возглавил Ижевский мотозавод Иван Чекмарёв. Под его руководством мотозавод быстро набирает обороты, осваивая серийное производство мотоциклов Иж-7. В 1938 году была освоена модель мотоцикла «Иж-8», через год — «Иж-9», еще через год — запущена отладочная партия мотоцикла «Иж-12». Всего за 8 предвоенных лет было выпущено 17 тысяч мотоциклов.



Мотоцикл «Иж-9» Мотоцикл «Иж-8»


Мотоциклы «Иж-7» на заводском дворе

Знаменательным событием стал первый в истории женский мотопробег, который стартовал 24 июля 1936 года по маршруту Ижевск-Казань-Владимир-Ногинск-Москва. Это уникальное мероприятие преследовало несколько важнейших целей: испытать конструкцию и удобство вождения мотоциклов «Иж-7» по любым дорогам страны; рапортовать правительству о первых результатах серийного выпуска мотоциклов в Ижевске; показать, что женщины способны наравне с мужчинами на отвагу, мужество и выносливость.


Участницы первого женского мотопробега

Жены руководителей и ИТР завода, прошедшие специальную подготовку, успешно преодолели на мотоциклах «Иж-7» 1675 км по бездорожью. Участниц мотопробега принимали нарком Серго Орджоникидзе, Маршал Советского Союза М. Н. Тухачевский.



М. Н. Тухачевский и участники мотопробега




Нарком Серго Орджоникидзе Руководители завода и ИТР с мотоциклами

осматривает ижевские мотоциклы

В 1941 году с началом великой Отечественной войны производство мотоциклов передано в г. Ирбит Свердловской области.

Завод № 524 в годы Великой Отечественной войны

С первого дня войны вся работа коллектива была подчинена интересам фронта. Завод некоторое время еще продолжал выпуск мотоцикла . Они поставлялись в действующую армии. Всего мотозаводцы изготовили для Красной Армии 3,5 тысячи мотоциклов.



Солдат с мотоциклом «Иж»

Уже в августе на заводе был открыт специальный цех площадью около 1000 кв. м. В нем изготавливали детали для гвардейских реактивных миномётов, получивших в народе название «Катюша». Производство было строго засекречено. Реактивными минометами «Катюша» во время войны оснащался флот, легкие танки, артиллерийские гусеничные тягачи и автомобили.



Гвардейский реактивный миномёт «Катюша»

23 ноября 1941 года вышло постановление Государственного Комитета обороны № 952сс «Об организации производства пулеметов „Максим“ в городе Ижевске». 15 декабря Нарком вооружения СССР подписал приказ о передаче завода в Наркомат вооружения и присвоении ему номера 524.



Пулемёт «Максим»



«Максим» — занятия по сборке пулемёта Конвейер сборки пулемёта

В марте 1942 г. к отправке на фронт была готова первая партия пулемётов, 120 штук. В апреле 1942 г. было выпущено 700 пулемётов, в мае — 1500. Производство было поставлено на поток. Всего 81900 пулемётов «Максим» получила сражающаяся Красная Армия от мотозаводцев — больше половины всех изготовленных в СССР. Они прошли всю войну в первых рядах пехоты и безотказно служили делу Победы.



Пулемёт «Максим» в бою

Поставить работу завода на «военные рельсы» удалось благодаря самоотверженной работе коллектива и руководителей — директора и сменившего его в октябре 1942 года . 18 раз за годы войны вручалось заводу № 524 переходящее Красное знамя ГКО за победу во всесоюзном социалистическом соревновании, семь раз завоевывал коллектив второе и третье места. Около четырех тысяч работников Мотозавода были отмечены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне ».



Инструментальный цех мотозавода в годы войны

В 1945 году мотозаводцы начали собирать охотничьи ружья. Весной следующего года успешно выполнили заказ на 700 ружей для «арктических предприятий Главсевморпути». В 1946 году завод приступил к серийному выпуску двуствольных бескурковых охотничьих ружей отечественной разработки марки «Иж М». Главный конструктор был командирован в Германию, где в течение года изучал опыт западных оружейников. На заводе «Зауэр» под его руководством были восстановлены чертежи на ряд моделей охотничьих ружей. Усовершенствовав и доработав их, мотозаводцы стали выпускать ружья моделей «Иж » и «Иж ».

Для подготовки квалифицированных кадров: сборщиков, граверов, ствольщиков, ложейников — в сентябре 1946 года на заводе была создана школа оружейного мастерства. Через год обучение закончили первые 80 человек.

В 1947 году завод изготовил 28650 охотничьих ружей разных марок.

В то же время был получен еще один заказ — изготовить электроспуск для скорострельной пушки, которую выпускал машзавод. Несмотря на сжатые сроки, задание было выполнено.

Ни одно из этих изделий не стало для завода постоянным. Производство охотничьих ружей и школа оружейного мастерства со всем оборудованием и людьми, а также мастерская штучных ружей в 1949 г. были переданы механическому заводу. Кстати, ружье на московской выставке «Охота и собаководство» в 1950 году было отмечено дипломом и малой золотой медалью.

История предприятия -е гг.

В 1949 году Ижевский мотозавод перепрофилирован на производство наукоемкой приборной техники. Изготавливал приборы управления артиллерийским зенитным огнем (ПУАЗО). За 20 лет выпущено 4000 единиц.



Освоено производство приборов для самоходных танковых установок «Астра», «Шилка», «Ваза».



В 1955 году на Ижевском мотозаводе изготовлена аппаратура для первого в Удмуртии телецентра.

В конце годов на Ижевском мотозаводе начались работы по освоению технологий в интересах космонавтики. Был организован выпуск электромоделирующей станции «Электрон», с помощью которой стал возможен успешный полет Юрия Гагарина в космос 12 апреля 1961 года. «Электрон» использовался для расчетов параметров космических полетов и проведения сложных исследований при разработке техники. Всего было изготовлено 200 таких станций, установленных во всех научных центрах и конструкторских бюро страны, на полигонах и космодромах.




В 1961 году «За успешное выполнение заданий Правительства по созданию специальной техники» завод награжден орденом Ленина.



Грамота о награждении завода орденом Ленина

В течение двадцати лет с начала годов завод участвовал в изготовлении командных приборов и системы управления для жидкостных ракет , .

В середине годов организован выпуск бортовой аппаратуры системы управления твердотопливной ракеты . Четверть века этот комплекс успешно эксплуатировался в войсках.



Предприятие обеспечивало аппаратурой самые мощные атомные подводные лодки стратегического назначения проектов 941 и 667.


Организовано производство переносного одноканального электрокардиографа «Салют», разработки КБ «Салют» г. Москва. Одну из последующих собственных моделей завода — электрокардиограф М — врач и путешественник Юрий Сенкевич брал с собой в экспедицию под руководством Тура Хейердала и дал ему высокую оценку.

В завод выпускал бытовые кассетные магнитофоны.

Электрокардиограф ЭК1Т-03 М

«Аксион» — участник реализации важнейших государственных космических программ: «Восток», «Венера», «Марс», «Салют», «Мир», «Союз», «Прогресс», «Фобос», «Союз-Апполон», «Буран-Энергия», МКС и других. За несколько десятилетий работы в интересах космоса предприятие охватило практически все звенья цепи технических средств, задействованных при выводе космического аппарата на орбиту: бортовую аппаратуру ракет-носителей, аппаратуру наземной инфраструктуры, телеметрическую аппаратуру, командно-измерительную систему и аппаратуру приема и обработки данных.




История предприятия 1990 — по настоящее время

Важным этапом с начала годов стала организация производства наземной аппаратуры управления ракетными комплексами «Тополь». Это открыло новую, современную страницу в истории «Аксиона».

Сегодня продолжает успешно развивать различные направления высокотехнологичного наукоемкого производства продукции в интересах страны. Осуществляется выпуск изделий специальной техники для всех видов и родов войск Вооруженных Сил России, а также востребованная и конкурентоспособная продукция гражданского назначения: медицинская и бытовая техника, энергосберегающее оборудование, лифты, прицелы и многое другое.

В 2008 году предприятие награждено грамотой начальника Главного штаба ВМФ адмирала за достигнутые успехи в создании телекоммуникационных и автоматизированных систем управления флота, обеспечивших успешное выполнение задач, поставленных Верховным Главнокомандующим Российской Федерации. Предприятию вручена Благодарность Президента Российской Федерации «За большой вклад в создание и производство специальной техники».

В 2019 году коллективу вручена благодарность Президента Российской Федерации . Коллектив предприятия неоднократно заносился на Доску Почета Удмуртской Республики, группы работников становились лауреатами Государственной премии Удмуртской Республики, сотрудники «Аксиона» ежегодно награждаются государственными и ведомственными наградами Российской Федерации.

Весомый вклад вносит «Аксион» в создание привлекательного городского ландшафта. Находясь в центре Ижевска, завод создает новые памятные места, увековечивает важные исторические события. В 2016–2018 годах состоялось открытие памятника первому космонавту , скульптурной композиции «Встреча под часами», памятника создателю первых серийных отечественных мотоциклов , Галереи Почёта с 25 барельефами людей, внёсших весомый вклад в создание и развитие предприятия.




Памятник Гагарину и Галерея Почета Памятник «Встреча под часами»

Мотоциклы ИЖ











История марки началась в далеком 1928 году. Именно тогда с производственной площадки в Ижевске сошел первый полноценный серийный мотоцикл отечественного производства «ИЖ-1».

История создания ИЖ-1

Идея создания собственного производства у партийного руководства тех времён существовала с 1920 года. Для ее реализации отправили несколько конструкторов и инженеров в Европу и США для получения документации, ознакомления с технологией производства и т.д. П.В. Мажаров как раз был участником этой делегации, именно он привёз целый набор инструментов и несколько мотоциклов немецкого производства.

В это же время общество "Автодор" приобрело около 10-15 экземпляров мототехники британского и американского производства. Их использовали для стендовых испытаний. Спустя 8 лет свет увидел первый в СССР мотоцикл «ИЖ». Это был 4-тактный агрегат с 2-цилиндровым двигателем (V-образный), мощностью 24 л.с.

ИЖ-2

Расхождений с первоначальной моделью было много. В общих чертах мотоциклы «ИЖ» второй серии имели следующие характеристики:

· двигатель на 2 цилиндра;

· прочную стальную раму;

· крепления для сочленения с коляской.

Вторая серия получила уже полноценное крепление для коляски. На мотоцикле могло ехать сразу 4 человека. В дальнейшем она получила продолжение до модели «ИЖ-12», которая так и не вышла в 1941 году из-за начавшихся боевых действий с Германией.

Следующее поколение ИЖ

В 1946 году Ижевский завод получил в своё распоряжение новое оборудование из Германии. Недолго думая, инженеры просто скопировали немецкий DKW-NZ350, выпустив свою версию ИЖ-350.

В дальнейшем было выпущено еще около 10 моделей, и только в 60-х Ижевский завод провел очередную модернизацию, начав выпускать мотоциклы «ИЖ Планета».

От середины 60-х до конца 90-х

Наиболее удачным представителем серии оказался «ИЖ Планета Спорт». Мотоцикл был полностью переработан, именно для него удалось реализовать систему распределения масла. Теперь на борту присутствовала система раздельной смазки. Рабочий объем двигателя составлял 340 куб. см. К сожалению, в 1980 годах производство этих мотоциклов резко снизилось, большая их часть пошла на экспорт. Технические характеристики этих мотоциклов ИЖ могли соперничать с аналогичными моделями зарубежного производства.

Для нескольких партий «ИЖ Планета Спорт» в 1978 году пришлось даже использовать японские комплектующие. Советская промышленность не была способна выпускать запчасти для агрегата такого уровня.

В конечном итоге, самым популярным в народе мотоциклом стали «ИЖ Юпитер» и «Планета» 5-й серии. Их технические характеристики отлично подходят для использования в сельской местности и на дорогах общего пользования.

Конец 90-х и наши дни

В 2003 году Ижевский завод выпустил классический чоппер под названием «Юнкер». В 2007 году у завода были планы на выпуск новой дорожной серии с китайскими комплектующими. Увы, им не суждено было сбыться. К тому моменту производство морально устарело и уже очень отставало от европейских и китайских мотопроизводителей. Кризис 2008 года окончательно добил предприятие: оно было признано банкротом. Так и закончилась 80-летняя история мототехники «ИЖ».

Читайте также: