Выражение два лада как понять

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Ищу рассказ о картине "Два лада" Нестерова

Давно это было. Эти времена называют древней Русью. А на самом деле это была Юная Русь. Все только начиналлось тогда на нашей земле. Даже поля, на которых сеяли хлеб, добывались: люди корчевали лесные чащобы. То была Русь не только Юная, но изначальная. Жизнь требовала тогда мира, порядка, лада. А лада не было: князья бились то друг с другом, то с врагами, пришедшеми из степей. Кони всегда стояли на готове. .
В те далекие времена жили юноша и девушка. Они любили друг друга. Все любовались ими и называли - "два лада". Они ни от кого не таили свою любовь. Они даже не понимали, что ее надо таить, ибо была эта любовь чиста и целомудрена. Люди глядели на них и улыбались. Молва разнеслась о двух неразлучных ладах: и люди говорили, что, покуда есть такая любовь, мир будет держаться на земле. Наконец достигла молва и отца девушки. Разгневался отец, ибо был он князь, владыка большого и богатого удела. Дочь свою он называл на княжной, а царевной. И вдруг узнает, что дочь его неразлучна с сыном тысяцкого.. . И хотя до сих пор князь жаловал его отца, а самого юношу другим в пример ставил за ум и храбрость, гнев овладел им. ..Погруженный в думы, ехал лесом князь. Честолюбивые мечты горячили кровь. Он уже видел свою дочь царицей. ..Слышит вдруг голос советника, ехавшего рядом:
-Глянь-ка, князь.. .
Князь поднимает голову и видит в отдалении: на берегу озера, меж белоствольных берез соят рядом его дочь и сын тысяцкого и как зачарованные следят за двумя лебедями.. .
Взыграло княжье сердце. Закипел в нем гнев. Тут же пустил коня, но уже через мгновенье осадил его. Гнев внезапно закипевший, так же внезапно погас. Что-то дрогнуло в еого груди. И вспомнолось детство, и такое же озеро, и эти лебеди.. . Не здесь ли это было?. . Он и сейчас помнит то ощущение счастья, которое испытал тогда. И вот теперь он узнал это лесное озеро! А может, и лебеди те самые? Грудь затопило давнее ребячье счастье. Долго глядел издали князь на озеро, на свою дочь и тихо повернул обратно. А через короткое время в княжьих хоромах был свадебный пир. Князь выдал свою дочь за сына тысяцкого. Долго потом на Руси передавали из уст в уста легенду о двух ладах - о любви- согласии, любви-удаче.
Прошли века, и о них сложил балладу поэт Алексей Константинович Толстой:

Порой веселой мая
По лугу вертограда,
Среди цветов гуляя,
Сам-друг идут два лада.

Он в мурмолке червленой,
Каменьем корзно шито,
Тесьмою золоченой
Вкрест голени обвиты;

Она же, молодая,
Вся в ткани серебристой;
Звенят на ней, сверкая,
Граненые мониста,

Блестит венец наборный,
А хвост ее понявы,
Шурша фатой узорной,
Метет за нею травы…

2 класс два лада

Цель: раскрыть выразительные особенности лада в процессе создания музыкального образа.
Задачи:
Обучающие:
введение понятий лад, мажор, минор
на основе эмоционального многопланового восприятия музыки (слушание, пластическое интонирование, исполнение) показать выразительные возможности мажора и минора, обозначить их место в повседневной «не музыкальной» жизни
закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности, активная практика
Развивающие:
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение друг к другу;
воспитывать отношение к малому и привычному, как к важному;
воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру учащихся.
Знать/понимать: название музыкальных средств выразительности, понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки, смысл понятий: музыкальная речь, музы- кальный язык. Уметь: определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
- узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их автора;
- называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства;
- анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства;
- определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.
- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач
Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроени ям другого человека.
Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопостав­лять их с музыкальными образами симфонической сказки.
Понимать смысл терминов «партитура», «увертюра», «сюита» и др. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации).
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Знать ФИО композиторов и их музыку, звучащую на уроке.


Песня народная «Два веселых гуся2 в мажоре и миноре .Какой столбик слов соответствует характеристике музыки, которой я изобразила работу 1 и 3 группы? А какой столбик соответствует 2 муз. фрагменту? Ответы детей.
Учитель. Еще раз внимательно посмотрите на таблицы слов и скажите, какие 2 слова являются музыкальными и имеют прямое отношение к ладу?
Дети. Это слова минорный и мажорный.
Учитель. А если мы уберем 3 последних буквы в этих словах? Произнесите получившиеся слова вслух.
Дети. Мажор и минор.
Учитель. Ребята, это разновидности лада.
Мажор
Минор
Так чем отличаются лады друг от друга?
Дети. Лады отличаются друг от друга настроением.
Учитель. Правильно, лад – это выражение настроения. Мажор имеет более светлое настроение, минор – притемненное.
Сегодня мы снова отправляемся в путешествие по Музыкальному Королевству. Мы приглашены в летнюю резиденцию Её Величества Мелодии – деревушку с необычным названием «ЛАДная».
Это один из самых спокойных и уравновешенных населённых пунктов Королевства, ведь жители деревушки – обаятельнейшие и добрейшие люди на свете!
Никто не знает точно, когда в Музыкальном Королевстве появилась эта деревушка, но первыми поселенцами её стали два брата – Мажор и Минор. И жили они душа в душу много – много лет: построили дома по соседству, обзавелись семьями, их дети своими домами и семьями, и стала деревушка расти и процветать. Даже присказка появилась (показ плаката):
021590
Деревня наша «ЛАДная»
Так названа не зря:
Не избами, не кЛАДами
Прославилась она.
В ЛАДу да в мире жили мы
И ЛАДили всегда.
И в радости, и в горести
Хватает всем тепла!
И до того прославилась деревушка своей сердечностью, что и жителей её стали попросту называть – лады, поэтому в Королевстве часто слышалось:
- Ты куда идёшь?
- К ладу Мажору чай пить. А ты?
- А я к ладу Минору в шахматы играть.
- Значит увидимся!
Давайте и мы познакомимся с братьями поближе.
114300121285
ЛАД МАЖОР был бодр и весел:
Балагурил и шутил,
Красил дом свой ярким цветом,
С ясным солнышком дружил!
-1003935266065
3810-6985 ЛАД МИНОР куда спокойней:
Любит размышлять в тени.
Иногда он смотрит строго,
Иногда всерьёз грустит.
-898525205740
Если ты разбил колени
Или в лужу угодил,
Лад МИНОР тебя жалеет,


А МАЖОР тебя смешит.

Ну-ка, поднимите руки те, кто похожи на весёлого, бодрого и всегда довольного сеньора Мажора? А теперь поднимите руки те, кто похожи на задумчивого, немного грустного сеньора Минора?
Вот видите, даже в нашем классе есть их родственники – мажорики и минорики.
Мажор и минор живут в любом музыкальном произведении: в каждой пьесе, в каждой песне. Вы найдёте их даже в наших карточках настроений. Посмотрите внимательно, в каких из них скрывается настроение мажорное, а в каких минорное?

Молодцы! И Мажор, и Минор очень дружны между собой и, когда они встречаются вместе, любят поговорить и пофантазировать. Может быть, именно тогда к композиторам всего мира в голову приходят удивительные истории, они записывают их нотами, и мы тоже можем их услышать. Учитель демонстрирует презентацию “Весело - грустно” Открывается она эпиграфом из песни “Улыбка”. Эта песня является обрамлением урока и придаёт ему законченную форму. Сам эпиграф содержит противопоставление солнечной улыбки и грустного дождика.
“Как изменить настроение музыки?”.
Обучающимся предлагается несколько вариантов: можно изменить интонацию, темп, динамику, лад. Школьники самостоятельно отвечают, каким образом можно изменить все эти выразительные средства: нисходящую интонацию - на восходящую, медленный темп - на быстрый, тихую динамику - на громкую. Но вот что на что изменить в графе “лад” обучающиеся ещё не знают.
“Что такое лад?”.
Для активизации мыслительной деятельности обучающимся демонстрируется картина М. Нестерова “Два лада”. Дети рассматривают картину, обсуждают, как ладят между собой два лебедя и князь с княгиней. Ребятам предлагается пояснить значение этого слова, которое часто встречается в жизни, подобрать синонимы, а из них наиболее удачное слово.

- Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину? (нежность, трепетность, доброту, покой, восторг)
- Как вы думаете, какая музыка отразила бы настроение композитора, если бы он попытался рассказать эту легенду? Давайте же создадим такой музыкальный образ вместе (музыка будет плавная, нежная, чудесная, тихая, медленная, мягкая, ласковая, негромкая и т.д.)
То есть мы с вами только те передали чувства, которые художник вложил в создание картины. Видите, как близки звуки и краски в искусстве.
Любовь к жизни, другому человеку, ко всем людям, родственное отношение к миру и природе - это и есть главное в жизни любого человека. Давно это было. В те далёкие времена жили на Руси юноша и девушка. Они любили друг друга. Все любовались ими и называли их "два лада". Однако отец девушки, богатый князь, хотел выдать её замуж за иноземного царя.
Однажды князь увидел влюблённых на берегу озера. Они стояли рядом у белоствольных берёз и как зачарованные глядели на двух лебедей. Разгневался отец, пришпорил коня. Но что-то вдруг дрогнуло у него в груди. И вспомнилось детство и такое же озеро, и эти лебеди, и ощущение счастья. Тихо повернул он обратно. А через короткое время в княжеских хоромах был свадебный пир.
Долго потом на Руси передавали из уст в уста легенду о двух ладах - о любви-согласии, о любви-удаче.
Обучающиеся предлагают варианты: “дружба”, “умение не ссориться, понимать друг друга”, “жить мирно”. Глядя на репродукцию картины З. Серебряковой “Автопортрет с дочерьми”, ребята формулируют понятие “лад”. “Лад – это согласие».

Учитель сообщает, что “музыкальный лад – это своего рода конструктор. Его детали - музыкальные звуки. Из звуков лада можно построить неисчислимо много разных мелодий” [1]. Одни звуки – устойчивые. На них музыка может остановиться или закончиться. Звучит мелодия русской народной песни “Как под горкой”, которая заканчивается устойчивым звуком “до”. На слайде есть нотный пример мелодии песни и символ устойчивого звука – пират, который стоит на двух ногах.

Другие звуки лада – неустойчивые. Если на них остановиться, то музыка будет звучать незаконченно. Звучит мелодия русской народной песни “Уж как по мосту-мосточку”, последний звук которой не звучит, что создаёт ощущение незавершённости.

В нотном примере этой песни устойчивая последняя нота заменена вопросительным знаком. А символом неустойчивого звука становится пират на деревянной ноге с костылём. Неустойчивые звуки тянутся к устойчивым [3]. Пират на деревянной ноге “приближается” к пирату, стоящему на двух ногах. Учитель помогает детям сформулировать понятие “лад” в музыке: “Согласие между устойчивыми и неустойчивыми звуками называют ладом”.
Далее учитель сообщает, что в музыке основными являются два лада – мажор и минор. На экране два символа – солнце и туча. Включается видеофрагмент из балета “Жизель”. У детей закрепляется понимание, что мажор - это светлый, “солнечный” лад. Его символ – солнышко. Включается видеофрагмент из балета “Дон Кихот”. У ребят закрепляется понимание, что минор - это тёмный лад. Его символ – тучкаНа доске вывешиваются термины мажор и минор и соответственно тучка и солнышко – характеристика (сиволы) ладов. Учитель сообщает детям, что иногда в одном музыкальном произведении лад может меняться. На слайде символами “солнышко” и “тучка” изображены варианты смены лада: “мажор – минор – мажор” или “минор – мажор – минор”.
Звучит Вальс ля-минор Ф. Шопена. Ребятам предлагается послушать его, проследить за изменением лада. Им необходимо ответить, какой из вариантов смены лада здесь наблюдается. Дети отвечают: “минор – мажор – минор”
“Можно ли почувствовать изменение настроения в поэзии?”. На экране появляется отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро”. Выразительное чтение учителем стихотворения. Стихи на слайде даны на фоне соответствующего настроению пейзажа.

Что такое лад? (Лад – это согласие).
Какие два лада в музыке вы знаете? (Мажор и минор).
Как изменяется лад в “Вальсе” Ф. Шопена? (Минор – мажор – минор).
Где кроме музыки мы наблюдали изменение настроения? (В поэзии, в стихотворении А.С. Пушкина “Зимнее утро”).
Какими красками вы нарисовали бы “мажорную” картину, а какими – “минорную”?

У ребят уже имеется собственный опыт изобразительной деятельности. Поэтому они охотно предлагают свои варианты гаммы красок: от ярких до нежных цветовых сочетаний для “мажорной” картины и различные оттенки тёмных цветов – для “минорной”. Далее в качестве примера “мажорной” картины предлагается просмотр репродукции картины Б. Кустодиева “Масленица”. Обучающиеся рассматривают картину и сверяют свои предположения с вариантом художника. В качестве примера “минорной” картины представлен “Осенний день. Сокольники” И. Левитана. Обучающиеся обсуждают причины использования художником такой палитры цветов и оттенков. Учитель сообщает детям, что понятия “мажор” и “минор” существуют только в музыке. Ни в литературе, ни в изобразительном искусстве они не используются. Однако во всех этих видах искусства можно говорить о настроении создателя произведения или слушателя, зрителя, читателя, который этим произведением наслаждается.

Два образа, два лада в музыке и живописи воплощали многие художники и композиторы. Русский композитор Георгий Васильевич Свиридов в пьесе "Весна.Осень" использует приём сопоставления двух ладов - мажора и минора. Одна и та же мелодия в пьесе "Весна" звучит в мажоре - светло и радостно, а в пьесе "Осень" звучит в миноре тихо и притемнённо. Этот же приём можно встретить в произведениях художников. Русский живописец Борисов-Мусатов в своих картинах использует светлые краски в полотне "Цветущие вишни" и притемнённые - в "Осенней песни".
з
Вот уже более пятидесяти лет в Москве один раз в четыре года проводится Международный конкурс имени П.И.Чайковского. Пианисты, скрипачи, вокалисты и другие музыканты-исполнители выступают в консерватории и в других лучших концертных залах столицы. А начиналось всё в 1958 году с Первого конкурса имени Чайковского по двум специальностям: фортепиано и скрипка. Пианисты обязательно исполняют Первый концерт для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского.

Первым победителем Первого Международного конкурса имени Чайковского был американский пианист Ван Клиберн.

1. Согласие звуков.
2. Сила звука.
3. Окраска звука.
4. “Зерно”, из которого вырастает музыка.
5. Одноголосная музыкальная мысль.
6. Скорость звучания.
7. Чередование долгих и коротких звуков.
8. Музыкальное сопровождение.
Кульминация урока – ролевая игра “Я – композитор” (Приложение 5). Процесс работы является коллективным по форме и индивидуальным по содержанию. Ребятам предлагается подобрать подходящие выразительные средства к музыкальному произведению, созвучному картине И. Левитана “Золотая осень” и стихотворению И. Бунина “Листопад”.

Картина-сказка «Два лада» Михаила Нестерова


. Давно это было. Эти времена называют древней Русью. А на самом деле то была Юная Русь. Все только начиналось тогда на нашей земле. Даже поля, на которых сеяли хлеб, добывались: люди корчевали лесные чащобы. То была Русь не только Юная, но Изначальная.

Жизнь требовала тогда мира, порядка, лада. А лада не было: князья бились то друг с другом, то с врагами, пришедшими из степей. Кони всегда стояли наготове.

Но тем более дорожили люди короткими роздыхами мирных дней. По дорогам шли не суровые воины, а мирные гусляры. Они вносили в каждое селение, в каждый дом и в сердце человека мир, лад, жажду счастья и любви.

В те далекие времена жили юноша и девушка. Они любили друг друга. Все любовались ими и называли — «два лада». Они ни от кого не таили свою любовь. Они даже не понимали, что ее надо таить, ибо была эта лю­бовь чиста и целомудренна. Каждое утро она слышала его голос под окном:

— Ладушка, солнышко встало, скоро росы высохнут и тебе нечем будет умыться.

И она спешила на его зов. Взявшись за руки, они бежали по рощам и лугам, умывались утренней росой, пели вместе с птицами и вдруг останав­ливались, не дыша, не смея сделать ни одного движения, и наблюдали, как птица кормит птенцов. Белки, завидев их, спешили к ним, взбирались на колени и ели с рук орешки.

Так шли дни, недели, месяцы, прошел год, и вновь весна вернулась на землю. С новой весной любовь их стала ярче, тревожнее. Смех девушки звучал уже не как прежде — переливчато-звонко, но мягко и приглушен­но. И юноша стал другой: не так часто брал ее руки в свои, робость по­явилась в нем, и он, вдруг смутившись, умолкал среди разговора.

Люди глядели на них и счастливо улыбались. Молва разнеслась о двух неразлучных ладах; и люди говорили, что, покуда есть такая любовь, мир будет держаться на земле. Наконец достигла молва и отца девушки. Разгневался отец, ибо был он князь, владыка большого и богатого удела. Дочь свою он называл не княжной, а царевной. В мечтах видел ее царицей, женой заморского царя. И вдруг узнает, что дочь его неразлучна с сы­ном тысяцкого. И хотя до сих пор князь жаловал отца его, а самого юно­шу другим ставил в пример за ум и храбрость, гнев овладел им. А тут еще старый советник княжий стал нашептывать, что дошла до него весть, буд­то заморский царь собирается сватов прислать.

. Погруженный в думы, ехал лесом князь. Честолюбивые мечты горя­чили кровь. Он уже видел свою дочь царицей. И они с зятем-царем объ­единили свои силы и выступают в поход. Слышит вдруг голос советника, ехавшего рядом:

Князь поднимает голову и видит в отдалении: на берегу озера, меж белоствольных берез стоят рядом его дочь и сын тысяцкого и как зачаро­ванные следят за двумя лебедями.

Взыграло княжье сердце. Закипел в нем гнев. Тут же пустил коня, но уже через мгновение осадил его. Гнев, внезапно закипевший, так же вне­запно погас. Что-то дрогнуло в груди. И вспомнилось детство, и такое же озеро, и эти лебеди. Не здесь ли это было?

Он и сейчас помнит то ощущение счастья, которое испытал тогда.

И вот теперь он узнал это лесное озеро! А может, и лебеди те самые? Грудь затопило то давнее ребячье счастье. Долго глядел издали князь на озеро, на дочь свою и тихо повернул обратно.

Советнику с тех пор запретил говорить о заморском царе. А через короткое время в княжих хоромах был свадебный пир. Князь выдал свою дочь за сына тысяцкого. Долго потом на Руси передавали из уст в уста легенду о двух ладах — о любви-согласии, любви-удаче.

Два Лада. Сказка

У князя Всеслава были две дочери, две молодые княжны – старшая Варвара Всеславна и младшая Анна Всеславна. Жили они не у отца в стольном граде, а в небольшой, но очень красивой деревне, которую подарил им князь Всеслав. Там для них был построен высокий, резной-расписной терем с большой горницей и множеством уютных светёлок. В эту-то деревню случайно приехал однажды молодой правитель соседнего княжества – князь Юрий. Приехал, познакомился с обеими княжнами, и младшая – Анна, полюбилась ему. Да и он ей очень полюбился. И стал с тех пор князь Юрий всё чаще и чаще в ту деревню заезжать, – а вскоре, с согласия князя Всеслава, стали Юрий с Анной женихом и невестой.

И так сильно любили они друг друга, что им и на несколько часов расставаться не хотелось. Никогда не уставала княжна Анна на своего князя Юрия любоваться. Казалось даже, что ничего Анне во всем мире не нужно, как только ходить с князем по деревне, по окрестным лесам, по берегам речек, да речи его слушать. Их так и прозвали в деревне: два лада, – ведь ладами, как вы помните, назвали влюблённых. Только одно, пожалуй, Анне в Юрии и не нравилось – охотиться он очень любил. А молодой княжне птичек и зверюшек лесных жалко было, – но как только не уговаривала она своего лада оставить охоту, он ни в какую не соглашался: слишком горяч был князь Юрий, очень к звериной охоте привязан. В прочем же всё в Юрии хорошо было: он и красив, и умён, и душою добр, и щедр…

А старшая сестра Анны, княжна Варвара, поначалу тоже радовалась за двух лад, любовалась ими, а потом – надо ж такому случиться! – невольно тоже в князя Юрия влюбилась! Да так сильно, что ничего с собою поделать не могла. И стала Варвара тайно по Юрию тосковать, и такая это была горькая тоска, что у старшей княжны от переживаний даже кожа на руках мелкими красными пятнышками покрывалась. Вот как угораздило Варвару в чужого жениха влюбиться! А что делать, если юный-то князь с княжной Анной обручен? К тому же, и любил он свою невесту всей своею душою, не собирался ни на кого менять…

Меж тем княжна Варвара всё в своей светлице металась и по Юрию плакала. Да так сильно её это тяжёлое чувство захватило, что она даже родной своей сестре Анне стала зла желать. И такие ужасные мысли порой в голову княжны Варвары приходили – даже сказать страшно! «Хоть бы моя Анна в лес гулять пошла, а там случайно за кочку ногой зацепилась… Упала бы и так сильно ударилась, чтобы потом и вовсе ходить не смогла! И чтобы она всё только в постели лежала! А Юрий, чтобы из-за этого её разлюбил, ко мне обратился и моим мужем стал. А я бы тогда Анну пожалела, ухаживать за ней стала, чтобы моя бедная сестра ни в чём не нуждалась… Да только главное, чтобы ненаглядный Юрий только моим стал! Моим и больше ничьим!»

Страшные эти злые мысли даже на лице Варвары отражаться стали. И лицо её, когда-то светлое и прекрасное, потемнело, а взгляд когда-то ясных глаз совсем замутился.

Но как не ослеплена была Варвара своей страстью к чужому жениху, – иногда и она понимала, что очень уж страшные желания в её голове теснятся. И хотелось ей хоть комунибудь открыться, о тайной любви своей и печали рассказать. Да только кому же? Подругам нельзя – осудят! Родственникам – тем более… А, между тем, мысли эти злые всё в голову лезли, житья бедной княжне не давали. И вот однажды решилась княжна Варвара своей служанке, сенной девчонке Матрёне, которую в деревне ласково Матрёшей звали, всё о своём горе рассказать.


СМЕЛАЯ ДЕВОЧКА МАТРЁША И МЕДВЕДЬ КРАСАВЧИК

А была эта сенная девчонка Матрёша, хоть и годами мала, и росточком невелика, а мудра не по годам. Может, оттого это было, что росла девочка сиротой и всё ей в жизни самой, без родительских подсказок, узнавать приходилось. А может быть, она и просто, сама по себе такой разумной уродилась. Так или этак, а только была Матрёша необыкновенно разумной, чуткой и доброй девочкой. И хотя было ей всего-то двенадцать лет, но все в той деревне – дети, взрослые и даже старые-престарые старики очень уважали Матрёшу. Отчего-то Матрёше почти всегда и во всем разобраться удавалось: то ссорящихся помирит, то совет даст разумный, то вдруг такое мудрое слово скажет, что, как по волшебству, всё у людей само собой устраивалось.

Наверное, поэтому и было у Матрёши очень много друзей, – причем, не только среди людей, но даже среди зверей – и домашних, и лесных. И это не удивительно: ведь премудрая Матрёша научилась со временем язык птиц и зверей понимать. Конечно, многие в деревне в это не верили, думали, что таких чудес на свете совсем не бывает. Но только Матрёша и вправду понимала душу животных и могла с ними запросто, всё равно как с людьми, разговаривать.

А самым лучшим Матрёшиным другом среди зверей был большой старый медведь по имени Красавчик. Этот медведь так хорошо за свою долгую жизнь прятаться научился, что его почти никто из жителей деревни в глаза никогда не видел. Но хотя и не видели его люди, а всё равно очень боялись: случалось им видеть в лесу его огромные следы и царапины от острых когтей на деревьях. Сразу видно: страшный великан! А Матрёна этого великана не только время от времени в лесу встречала, но и крепко с ним дружила. Всё дело в том, что пришлось как-то Матрёше страшного медведя от неминуемой смерти спасти.

Матрёна вообще смелой девочкой была – не только в лес одна ходить не боялась, но и так далеко могла зайти, что хоть изо всех сил зови её, – ни за что не докричишься!

Вот как-то раз Матрёна в лесу на болоте клюкву собирала. Вдруг услышала она, что за кустами на поляне кто-то как будто возится и стонет. Подкралась девочка тихонько к кустам, раздвинула их, и видит – медведь в капкан попался! Не испугалась Матрёна подошла к лесному зверю и помогла ему высвободиться. Хотя и непросто это было, тяжёлый капкан оказался… После этого страшный медведь и полюбил девочку Матрёшу всей душою, – а девочка его. Матрёна даже имя великану дала: Красавчиком его назвала. Старику-медведю это имя особенно понравилось. Ведь до Матрёны все, даже те, кто его никогда и не видел, называли Красавчика только зверюгой и страшилищем! А ведь эти имена обидные…

И стала девочка время от времени приносить медведю в лес то вкусное варенье, то блины, то пирожки. И Красавчик её тоже от души угощал – то ягодами, то грибами, то мёдом. Так они и дружили. Встретятся, усядутся на полянке, угощения свои едят, да про жизнь беседуют. И никто про эту дружбу девочки с грозным лесным зверем в деревне не знал.


ЗЛЫЕ МЫСЛИ В ГОЛОВУ ДОПУСКАТЬ НЕЛЬЗЯ!

Вот так девочка Матрёша и жила: служила княжне Варваре, помогала односельчанам, да с лесными зверями дружила.
А злая княжна Варвара, которая в ослеплении своей страсти, захотела у своей родной сестры жениха увести, вся от собственных злых мыслей иссохла да истаяла. Вот как-то позвала она свою служанку, сенную девочку Матрёшу, усадила рядом с собой и все свои недобрые мысли как на духу ей рассказала: про то, что больше всего на свете хотелось бы ей князя Юрия у родной сестры Анны отнять. Выслушала Матрёна княжну Варвару, закрыла лицо руками и горестно проговорила:

- Что с тобой, сударыня наша, Варвара Всеславна?! Как же это ты?! Как ты себя до такого злого зла довела? Такие злые мысли даже и в голову к себе допускать нельзя! Ведь и чужим-то людям нужно только добра желать, а тут родная сестра и её жених!

Рассердилась княжна Варвара на Матрёну:

- Я-то думала, ты меня утешишь! Думала, что-нибудь путное посоветуешь, успокоишь хоть как-нибудь, – а ты обвинять меня вздумала.

- Ах ты. Ах ты, негодная девчонка! – задохнулась от гнева княжна Варвара. – Да ты, я вижу, вздумала меня учить! Да ты кем себя воображаешь, чтобы так со мной разговаривать?! Ты в зеркало-то посмотрись хорошенько! Вот и сравни – кто я и кто ты! Ты – всего лишь моя сенная девчонка, глупая Матрёшка-босоножка! А я – княжеская дочь! А ну-ка, ступай прочь с глаз моих!

Матрёша послушала-послушала, как княжна на неё кричит (она ведь не из пугливых была), потом тихонько отошла поближе к двери и говорит:

- Это правду ты, Варвара Всеславна, сказала: я тебя судить не смею. Каждый человек сам за себя отвечать должен. А только и ты тоже, княжна, на себя в зеркало получше посмотрись. Вот и увидишь тогда, как у тебя от твоих злых мыслей лицо совсем испортилось! Так ведь красота и вовсе убежать может.

Схватила княжна Варвара подушку с кровати и в сердцах и запустила ей в девочку. Но Матрёша уже успела за дверью скрыться. А как только выбежала маленькая служанка во двор, легла княжна Варвара на кровать, уткнула лицо в другую подушку и зарыдала.

И надо сказать, что злые Варварины мысли не прошли даром: всё-таки вызвали они беду, а какую – об этом мы вам сейчас расскажем.

А два лада – Анна с Юрием – тем временем по лесным тропинкам гуляли, разговоры весёлые разговаривали и так-то хорошо им вдвоём было, так радостно. Только одно тревожило сегодня княжну Анну: зачем это князь Юрий лук с собой на прогулку взял? Ведь не собирается же он сейчас охотиться? Спросила об этом князя молодая княжна с тревогой в голосе. Но князь её успокоил:

- Нет, – говорит, – душа моя, не собираюсь я сегодня никого стрелять. А лук-то? Лук я случайно с собой захватил, по привычке.

Успокоилась княжна Анна. Идут они дальше, разговаривают, и вот так незаметно к озеру красивому подходят. Глядь, – а по озеру плавает пара лебедей! Да такие красивые! Замерла от восторга Анна, на чудесных птиц залюбовалась. А князь тем временем, не раздумывая, схватился за лук да и пустил в обоих лебедей стрелу. А стрелы-то у него до того острые. А рука до того меткая. Вот и убил он обоих лебедей одной стрелой, одним выстрелом.

Закричала тогда княжна Анна, заметалась. Поняла она, что её возлюбленный злое, непоправимое дело свершил.

- Что ты, князь мой милый, наделал? Зачем ты две души живые, двух лебедей влюблённых погубил?! Ведь теперь и нам с тобой из-за злого твоего поступка счастья не будет.

Горько заплакала княжна. А князь уже и сам понял, какое он зло учинил – второпях, да не подумав. Ведь лебеди эти, как и они с княжной, тоже двумя ладами, двумя возлюбленными были. А он их взял и просто так, по охотничьей привычке, одним махом убил.

Схватился тогда за голову князь, лук в сторону отбросил, да только поздно. Лебедей-то уже не вернуть.

А вода в прекрасном озере тем временем мутнеть стала и как будто закипать. Озеро-то было непростое: все окрестные жители знали, что на нём постоянно происходят разные чудеса. Так и называлось оно – Диво-озеро. И вот пошла вода на нём крутыми волнами, точно в море, и начало Диво-озеро – ещё недавно такое спокойное и мирное – своими сердитыми волнами на князя с княжной наступать. Вот совсем захлестнули их волны, и начали оба лада тонуть. Закричала княжна Анна, на помощь стала звать, да только никто её не услышал. Так свирепо забурлило Диво-озеро, что все стоны и крики заглушило. Очень уж рассердилось оно на князя за то, что он двух прекрасных лебедей, которые на озёрных водах качались, убил. Хотело Диво-озеро совсем утопить князя с княжной, чтобы и следа от них на земле не осталось, но потом оно вспомнило, что княжна Анна и сама по лебедям убивалась, и пожалело её. Решило озеро: пусть оба лада превратятся в лебедей и сами плавают здесь вместо убитых князем. Вот и стали князь с княжной лебедями, и как только это свершилось, Диво-озеро успокоилось.
Три дня искали деревенские жители князя с княжной, повсюду искали, да так нигде не нашли – и отчаялись. «Видно утонули наши лады в реке – или в лесу заблудились, а там их медведь съел», – так люди решили.


МАТРЁНА СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ

Больше всех горевала по пропавшим ладам старшая сестра княжны Анны – Варвара. И вот подумалось ей, что это она сама своими злыми мыслями такое горе накликала. Перестала княжна Варвара сытно есть да сладко спать, – все у окна сидела, задумавшись. А сенная девчонка её, Матрёна, давным-давно хозяйку простила за то, что та её когда-то выгнала… Сердце-то у Матрёши было беззлобное. И старалась теперь Матрёна хозяйку утешить, угодить ей хоть чем-нибудь. Да только ничего теперь Варваре не хотелось, ничего её не веселило.

Но как-то утром княжна Варвара как будто ожила немного, приободрилась, сама Матрёшу позвала и говорит ей:

- Ты сходи, Матрёшенька в лес, да на Диво-озеро… Люди говоря, ты какие-то тайны волшебные знаешь. Может, и откроет тебе Диво-озеро, что с моей бедной сестрой Анной и с её женихом приключилось. Может, они ещё как-нибудь да живы…

Согласилась Матрёна с барыней, взяла с собой горшочек варенья для своего друга-медведя и пошла сначала к озеру, а потом и в лес.

Подошла Матрёша к прекрасному Дивуозеру и видит, плывут по нему два красивых белых лебедя, – да такие они печальные они отчего-то. Завидели девочку, крыльями радостно захлопали и к Матрёне подплыли. Хотят ей что-то сказать, да ведь человеческий-то язык они забыли, только полебединому кликать умеют. Но Матрёна язык зверей и птиц знала и лебединые речи понять сумела. Вот два лада – два лебедя – Матрёне и рассказали всё, что с ними случилось. Обрадовалась Матрёна, что не погибли князь с княжной, хотя и птицами стали.

- А расколдовать-то вас можно? – спросила девочка у лебедей.

- Этого мы не знаем, – печально ответили лады. – Это только само Диво-озеро знает. А оно на людей сердито очень, оно теперь только со зверями лесными да птицами разговаривает. И с тобой говорить не станет, не проси!

«Как же тут быть? – думает Матрёна. – Как же мне с Озером поговорить?» И вдруг подумалось ей, что не зря же она с медведем Красавчиком дружит! «Вот пойду, разыщу Красавчика и попрошу, чтобы он у Дива-озера спросил, можно ли князя с княжной из лебедей обратно в люде превратить!»

Так Матрёна и сделала. Красавчик с радостью согласился Матрёне помочь, побежал на берег изо всех своих стариковских сил, сел на песочек и зарычал громко-громко:

- Диво-озеро, Диво-озеро, ответь старому медведю! Я с тобой всегда дружил, никогда твою рыбу не ловил, никогда коряги да сучья в твою чистую воду не швырял! Скажи на милость: как бы это нашим князю с княжной обратно в людей превратиться?

И вот что Диво-озеро медведю ответило:

- Можно им снова людьми стать, да не так-то это просто! Для этого нужно, чтобы кто-нибудь из людей сам добровольно вместо них лебедем согласился стать и на моих водах до самой своей смерти плавать.

Узнала это Матрёна и всю дорогу до княжьего терема проплакала. Понимала она, что никто из людей не захочет вместо Анны с Юрием всю жизнь лебедем на озере плавать. У многих ведь семьи, дети, – как их оставишь? А если и нет семьи, всё равно человеку лучше человеком оставаться… Только у Матрёны никого и нет, кроме разве княжны Варвары, да и та ведь ей не родня… «Придётся, – думала девочка, – мне самой княжну Анну с князем Юрием спасать, самой дикой лебедью становиться». И горько от этого было Матрёне, и всю-то дорогу она проплакала.


РЕШЕНИЕ КНЯЖНЫ ВАРВАРЫ

А когда пришла домой, всё своей хозяйке, княжне Варваре, заливаясь слезами, и рассказала. Варвара выслушала Матрёну, вытерла девочке слёзы своим кружевным золототканным платочком и говорит.

- Не плачь Матрёшенька! Не нужно тебе к Диву-озеру идти да лесной лебедью становиться.

- Как же это? – удивилась Матрёна. – Кто же тогда княжну Анну с князем Юрием спасать будет?

- А есть у меня один человек на примете, – загадочным голосом сказала княжна Варвара. – Ты иди, выспись хорошенько. А утром приходи – я тебе всё и расскажу.

Осталась Варвара одна и всю ночь о чём-то своём думала. А утром снова позвала к себе Матрёну и говорит:

- Я вот что, Матрёша, решила: я про свою родную сестру плохие мысли думала, зла ей желала, – мне ответ держать у Дива-озера. Хочу я вместо Анны и её возлюбленного князя дикой лебедью стать, веки вечные по озеру плавать, да вину свою перед ними обоими искупать. Да ещё и перед тобой: я ведь и тебя, сироту, часто обижала.

- А как же я? Как же я-то без моей княжны? - всплеснула руками Матрёна.

- А ты, Матрёна, будешь теремом управлять, как настоящая хозяйка. Сердце у тебя доброе, тебе и нужно здесь хозяйкой быть. А князь я княжной, когда расколдуются, так сразу и поженятся, а потом в стольный град уедут жить. Сюда они только изредка приезжать станут, – вот ты и будешь в их отсутствие за теремом следить! Ну как тебе Матрёнушка, эта моя задумка?

- Всё-то вы хорошо придумали, Варвара Всеславна, да только очень уж мне вас, болезную, жалко.

- А ты не печалься, – сказала княжна. – По мне, чем злобной, одинокой княжной быть, да от собственной злобы и зависти красоту свою терять, – так лучше белой лебедью по озеру плавать, в чистых его водах купаться.


ЛЕБЕДЬ С ЗОЛОТЫМИ КРЫЛЬЯМИ

Вздохнула Матрёна, поплакала, да и пошли они вместе с княжной к Диву-озеру. А лебеди как увидели Матрёну с Варварой, затрепетали, крыльями захлопали, по волнам к ним помчались. Обнимаются лебеди-лады с Варварой и Матрёной, обнимаются, никак наобниматься не могут.

Встала Матрёна тогда перед чудесным озером, поклонилась ему и говорит:

- Прости меня, прекрасное Диво-озеро! Знаю я, что ты на людей сердито, за то, что они твою рыбу ловят, да твоих птиц бьют… Да только дело у меня к тебе очень уж важное! Прошу тебя не откажи, выслушай. Тебе, озеро прекрасное, друг мой, медведь Красавчик, кланяться велел! Привет он свой тебе шлёт.

Тогда встрепенулось Диво-озеро, посинели в нём воды и сказало оно Матрёне:

Тут и попросила Матрёна, чтобы озеро добровольную жертву княжны Варвары приняло, взяло её на свои воды лебедью вместо князя и княгини.

Подумало немного Диво-озеро, подумало, – да и согласилось:

- Хорошо! Пусть княжна Варвара вместо Анны с Юрием мне теперь послужит. А я её не обижу, беречь стану, как родную.

И превратило Диво-озеро княжну Варвару в красивую белую лебедь, а Юрий с Анной снова людьми стали.

Потом Диво-озеро золотистые крылья Варваре-лебеди подарило. Теперь все охотники в округе знают: если увидишь лебедь с чудесными крыльями – не смей в неё стрелять! Так и стало. Полюбили княжну-лебедь в деревне за её подвиг, за добровольную жертву. И стала Варвара на Диве-озере счастлива.

Ну, а князь лук свой любимый в печку бросил и охотится с тех пор не стал. Даже вспоминать об этом не хотел. А когда поженились они с Анной и родились у них детки, стали они и детей на Диво-озеро к Варваре водить, и княжна-лебедь всегда играла с племянниками. И плескалась с ними и смеялась по-своему, по-лебединому

Как легче всего понять семь ладов (лидийский, фиригийский, дорийский, локрийский, ионийский, миксолидийский, эолийский)?

Да, мы знаем, что можем извлечь все эти лады из нот единственной натуральной мажорной гаммы. Их обычно так и учат. Большая проблема в том, что знание того, откуда взять лады, на самом деле не помогает нам «понять» их. В том смысле, как они звучат, как и где мы должны их использовать. То есть такое изучение не так уж и полезно.

Можно понять эти «церковные лады» с точки зрения ступеней гаммы. Возможно, это самый простой и интуитивно понятный способ понять эти лады. Каждый интервал и ступень гаммы имеет свой собственный «характер», как ингредиент в супе.

Мажорные терции имеют «гладкость». Уменьшённые квинты («злой» тритон) — диссонирующее качество и так далее. Если вы знакомы с тем, как эти интервалы звучат сами по себе, это поможет вам понять звучание («ощущение») ладов, в которых они используются. Гаммы и лады — это просто «коллекции» интервалов.

Переходя к следующему шагу, можно подумать о ладах как о простых вариантах натуральной мажорной и минорной гамм, только с небольшими изменениями в пределах гаммы. Большинство ладов идентичны соответствующей мажорной или минорной гамме, имея лишь одну отличающуюся ноту или интервал. Вот полная классификация.

  • Ионийский лад — натуральная мажорная гамма. Никакой «хитрости» здесь нет. Это ступени 1234567, гамма «до ре ми фа соль ля си», составляющая основу западной музыки.
  • Эолийский лад — натуральный минор. Это ступени 1 2 b3 4 5 b6 b7. Этот лад так же типичен для многих западных музыкальных произведений.

Если вы понимаете эти два лада с точки зрения того, как они звучат и что с ними делать, вы на 80% уже прошли весь путь.

В гармоническом смысле каждый из ладов будет сочетаться с аккордами, построенными на традиционной мажорной гамме.

Ионийский лад работает над большими мажорными септаккордами (которые содержат 1 3 5 7). Лидийский и дорийский — тоже. Эолийский работает над малыми минорными септаккордами (1 b3 5 b7), как и фригийский. Миксолидийская гамма с её пониженной седьмой ступенью хорошо работает над доминантовыми септаккордами с их малыми септимами. Локрийский работает над полууменьшёнными аккордами m7b5.

По материалам публикации (англ).

Из комментариев

Представьте себе традиционный диатонический джазовый гармонический ряд: семь четырёхзвучных аккордов, основанных на чередовании нот из гаммы до мажор.

  • Cmaj7, Dm7, Em7, Fmaj7, G7, Am7, Bm7b5.

У каждого из этих аккордов есть лад «сопоставления», который строится от основного тона этого аккорда. Этот лад вы можете использовать для соло поверх этого аккорда в джазовой прогрессии.

Cmaj7 — до ионийский, Dm7 — ре дорийский, Em7 — ми фригийский, Fmaj7 — фа лидийский, G7 — соль миксолидийский, Am7 — ля эолийский, Bm7b5 — си локрийский.

Я предполагаю, что вы хотите импровизировать с ладами. Есть стиль джаза под названием «модальный джаз», который не пользуется особой популярностью — большинство джазовых музыкантов строят импровизацию вокруг аккордовых звуков и используют лишь несколько гамм. Поэтому убедитесь, что лады действительно для вас.

Чтобы понять семь ладов, не пытайтесь понять семь ладов сразу. Мои сыновья ходили в школу искусств, и я брал интервью у всех студентов-джазистов. Хуже всего звучали те, кто много времени «тренировал лады».

Лады — это инструменты. Каждый лад имеет звуковые качества, которые могут хорошо работать в определённых гармонических контекстах. В зависимости от музыки, которую вы хотите воспроизвести, некоторые лады будут полезны, а другие — нет. Нет смысла учиться пользоваться инструментами, которые вы не собираетесь использовать.

Найдите ресурс (учитель, книга, видео), который расскажет, в каких гармонических контекстах хорошо работает каждый лад. Есть определенные лады, которые используются чаще, чем другие. Вы можете начать с них или с того, что вам нравится.

Помните также, что существуют звукоряды помимо ладов, которые могут вам понравиться больше (блюзовая гамма, уменьшённая гамма, гамма бибопа и так далее).

Используйте диктофон или какое-либо приложение на компьютере, чтобы сделать бэкинг-трек из аккордов, которые вы хотите использовать с каким-то ладом. Сыграйте несколько паттернов в этом ладу поверх этих аккордов. Вы услышите качество звучания нот на фоне этих аккордов. Некоторые из них будут звучать «сильно», а другие — нет.

Практикуйте свой лад на разных аккордах во многих тональностях. Ваша цель — сказать что-нибудь убедительное. Раскройте свой творческий потенциал. Погрузитесь в один лад. Вы должны отлично звучать в одном ладу, а не посредственно во всех семи. В одном ладу можно создать бесконечное количество вещей.

Когда вы научитесь использовать один лад, переходите к другому.

Очень немногие музыканты используют «все лады и гаммы». У них есть набор инструментов, которые подходят для их стиля. Они постепенно добавляют инструменты в соответствии со своими художественными целями.

Значение словосочетания «на все лады»


Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

на все лады

Делаем Карту слов лучше вместе

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова сторожевик (существительное):

Ассоциации к слову «лад»

Синонимы к словосочетанию «на все лады»

Предложения со словосочетанием «на все лады»

  • Хозяин магазинчика, португалец, довольно сносно изъяснявшийся по-английски, намётанным взглядом торговца сразу же оценил потенциальные финансовые возможности посетителя и стал на все лады расхваливать свой товар.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «на все лады»

  • — Я им, — говорит, — на свободе все примеры объясню, как в нашем городе любят. Послушаем, как они подведут и покажут себя на все лады : как ворчком при облачении, как середину, как многолетный верх, как «во блаженном успении» вопль пустить и памятную завойку сделать. Вот и вся недолга.

Сочетаемость слова «лад»

Афоризмы русских писателей со словом «лад»

  • А нужно для счастья, в сущности, немного: покой, мир и лад в душе.

Дополнительно

Предложения со словосочетанием «на все лады»

Хозяин магазинчика, португалец, довольно сносно изъяснявшийся по-английски, намётанным взглядом торговца сразу же оценил потенциальные финансовые возможности посетителя и стал на все лады расхваливать свой товар.

Постоят, пока не станет совсем темно и сотовые не начнут петь на все лады, заглушая кошачьи вопли пацанов, и разойдутся.

Два лада

Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, — это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей. Точнее: это — сознание единства со всем, скрываемое от нас временем.

Традиционные русские имена для девочек и их значение

Какое имя выбрать для любимой дочери? На какие красивые русские имена для девочки можно обратить внимание в процессе выбора? Предлагаем список красивых древних исконно русских и славянских женских имен со значениями, историческими справками и обзором соответствующих русских сказок и былин где они встречаются.

Масленица. Проводы зимы.

Великая река Сибири Обь – самая длинная река России.

Можно ли считать Обь самой протяженной рекой России? Где находится ее исток? Как толковать ее название? Какие памятники и события древнейших времен видели ее берега?

Мир, в котором разум осознал свое назначение, священен.

Традиционные русские имена для мальчиков и их значение

Воспоминание древних лет

Вышний Волочёк – ворота из Балтийского моря в Персию

Как далеко вглубь веков уходит история Вышнего Волочка и/или волока между реками Цна и Тверец, соединявшего Балтийское и Каспийское моря? Какую роль сыграл город в строительстве Петербурга и истории России в целом?

Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!

Россия при Иване Грозном: факты и мифы о великом государе

Каким был Иван Грозный на самом деле — что именно при нем было создано в России. Рассмотрим итоги его правления в фактах и цифрах.

Старая Ладога - первая столица Древней Руси

Опорный пункт Рюрика и Вещего Олега, существовавший как один из ключевых центров Древней Руси еще задолго до прихода варягов — что нам известно о его корабельных верфях, крепости, кладах и курганах и как величайший город древности превратился в небольшое село.

Бананово-ореховое постное печенье по монастырскому рецепту

Без сахара, без дрожжей, без яиц и молока. Вкусный, полезный и необычный рецепт из фруктового теста на основе банана. Подойдет и для постных дней и для праздничных семейных чаепитий.

Читайте также: