Взрыв газа в машине на заправке

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Теракт или авария? Взрыв автобуса в Воронеже - пока одни вопросы

Теракт или авария – этим вопросом задаются практически все в эти первые часы после взрыва автобуса в Воронеже. По мнению одного некогда хорошо известного специалиста, ранее уже консультировавшего Царьград, в видеокадрах, что ходят по Сети, есть характерные признаки и того, и другого, и… нет характерных признаков ни того, ни другого…

На данный час приоритетной версией взрыва автобуса в Воронеже называется техническая неисправность. Что-то, связанное с поломкой транспортного средства. Вариант теракта пока отвергается на том железобетонном основании, что взрывчатых веществ эксперты не обнаружили.

Но вопросы остаются…

Что произошло

В Воронеже в районе торгово-развлекательного комплекса "Галерея Чижова" взорвался пассажирский маршрутный автобус марки ПАЗ. Взрыв произошёл на остановке, когда в салоне находилось более 30 человек. Пострадало 19, две женщины скончались. Судя по тому, как выглядит автобус после происшествия, взрыв произошёл либо на полу в салоне с левой стороны по ходу движения, либо непосредственно под полом.

Это то, что известно твёрдо. Дальше начинаются вопросы. От которых рождаются версии.

Первый вопрос, естественно: что могло взорваться? Версии две – взрывное устройство либо что-то техническое, прежде всего газовый баллон или ещё что-то из газового оборудования топливной системы автобуса.

Новые вопросы: если ВУ и теракт – почему не обнаружено поражающих элементов? Ранения у людей связаны с поражением осколками стекла и другими элементами конструкции самого автобуса.

Взорвалось безоболочное устройство? Самодельное что-то, СВУ?

Да, наблюдатели сразу выделили сценку на видеозаписи, где некая женщина провожает подростка в автобус, передавая ему пакет, а сама уходит. Причём уходит и после взрыва, будто зная, что будет. А не бросилась на место происшествия узнавать, не пострадал ли сын. Это было бы красиво, но затем на записи видно, как женщина всё же возвращается, а тот подросток выпрыгивает из автобуса, и оба, обнявшись, прячутся за остановкой.

Впрочем, ни начало сцены, ни её окончание ни о чём криминальном могут и не говорить. Но отметим этот момент.

Да и смысл какой в теракте со взрывом без поражающих элементов? Вот и следователи заявляют, что террористический акт как причина "всё же маловероятна".

Виноват газ?

Тоже сразу же напрашивающаяся причина трагедии. Бывает, машины с газовым оборудованием действительно взрываются. И если, скажем, в автобусе как раз под его днищем был установлен баллон с газом, то картина была бы похожей на ту, что мы видим на фото и видео.

Однако представители перевозчика сразу же объявили, что никакого газового оборудования на автобусе не устанавливалось. И ездил он на просто дизтопливе. А в дизельном автобусе просто нечему взорваться так, чтобы людям отрывало треть голени, как это было у погибшей женщины.

Тогда, быть может, что-то, перевозившееся пассажирами? Например, газовый баллон бытовой? Кто-то ведь из свидетелей сказал уже о запахе газа в салоне. О том же может говорить и то, что взрыв, судя по видео, был достаточно сильный, но после него люди самостоятельно выходили из автобуса, не показывая признаков минно-взрывных контузий.

Впрочем, это пока всего лишь видео… К тому же автобус стоял с открытыми дверями, так что нужная для взрыва концентрация газа просто не могла создаться. А сам газовый баллон обычно не взрывается, поскольку оборудован вентилем с конической резьбой. Если вдруг что, вырывает вентиль, и газ может загореться, но не взорваться и не разорвать сам баллон.

Но с другой стороны, специалисты говорят, что всё же есть сходство с взрывом газовой смеси. Разрушения кузова автобуса характерные, при том, что был явный огненный выброс, но не было пожара. При применении взрывчатки обычно видна очень короткая вспышка, а дальше серый дым с характерным запахом. Этого ничего нет.

Но и это ни о чём не говорит. Есть взрывчатки и взрывчатки. Разные свойства, разные внешние картинки. Надо исследовать остатки автобуса, чтобы увидеть – или не увидеть – следы использованной взрывчатой смеси.

Ну, и ещё пищу для размышлений даёт место взрыва. Это, как сказано, либо пол салона, либо сразу по полом салона. А в том месте, откуда полыхнуло, под полом салона в ПАЗике расположен как раз топливный бак. Но тут надо бы определиться точно с маркой автобуса, потому что тут есть и те, что ездят на бензине А-76, а есть те, на которых стоят минские дизели. Дизтопливо можно спичкой поджигать, не загорится, а вот пары бензина к серьёзным взрывам приводят. И самое главное – среди водителей ПАЗики известным своим "горячим", точнее, горючим нравом…

А для нас – люди. Люди – герои…

Словом, надо ждать хотя бы первых официальных результатов расследования. Пока же можно отметить геройские качества воронежцев – они тут же бросились к автобусу спасать и помогать. Хотя известен такой приём террористов, когда они как раз такого момента и ждут для подрыва второго заряда, чтобы было больше жертв. Понятно, что вряд ли те гражданские мужики, что ринулись помогать пострадавших, вспомнили о таком варианте, но тем не менее замечателен и трогателен вот этот первый порыв.

Тем более, что они действительно оказывали первую помощь, срывая с себя ремни, чтобы перетянуть ноги раненых, пытались остановить кровь, эвакуировать беспомощных. Честь и хвала им! И наше сердечнейшее сочувствие родным тех, кто погиб и самые горячие пожелания выздоровления всем раненым и пострадавшим.

Мастер отверг версию взрыва газа в воронежском автобусе

Возможную причину мощного взрыва в автобусе в центре Воронежа озвучил мастер по установке газово-баллонного оборудования. В результате ЧП пострадали по меньшей мере 19 человек (двое погибли). Момент взрыва попал на видео. Мы показали его мастеру по установке газовых систем в автотехнику Денису Орлику. По его мнению, взрыв вряд ли связан с использованием газа.

Водитель автобуса отрицает, что использовал газовое оборудование, – по его словам, ездил на дизеле. При этом следователям на допросе показалось: мужчина что-то скрывает.

Следом появилась версия о том, что газовый баллон могла везти одна из пассажирок – но официальных подтверждений пока нет.

Криминалисты сразу бы обнаружили следы установки ГБО

Фото: Следственный комитет РФ

–​ Могло ли ГБО, по-вашему, стать причиной взрыва? – спрашиваем Дениса Орлика.

– Если говорить именно об этом происшествии, то я могу с уверенность ответить, что нет. Я видел ролик – в нем источник взрыва как бы в середине салона. А ГБО устанавливается в задней части машин, так что взрыв был бы именно там.

– Автобус почти полностью сгорел, и, наверное, сейчас будет сложно узнать правду…

– Криминалисты в любом случае увидят следы установки ГБО, если оно было, в чем я лично, повторюсь, очень сомневаюсь. В багажном отсеке изменения будут видны. Это газовый редуктор, трубки, заправочное устройство и части баллона.

– А вообще возможен ли взрыв машины с ГБО?

– Да. Но если установлена старая система или неправильно установлено оборудование. Также возможен взрыв при высокой температуре. То есть в сильную жару такое могло вполне произойти, но при условии, что в машине стояло старое ГБО. Но это вряд ли, так как автобус не прошел бы техосмотр.

– То есть вы хотите сказать, что старые ГБО сейчас не ставят, а новые не взрываются?

– Именно. На современном оборудовании можно ездить и в жару, потому что баллоны заправляются лишь на 80% – для того, чтобы в них была воздушная подушка, способствующая уменьшению давления при расширении газа. Сейчас также ставятся аварийные клапаны, предохранители – маловероятно, что такой баллон взорвется. Максимум – случилось бы возгорание при утечке газа.

–​ И все же – машина на газу опаснее, чем та, которая ездит на бензине или дизеле?

– Машина на газу не опаснее, чем на бензине. И с современным оборудованием практически нет ограничений в эксплуатации.

Частая причина взрывов – превышение давления в баллоне. В таком случае аварийный клапан скидывает излишек давления для того. Если правильно установлено ГБО, то в момент аварии срабатывает предохранительный обрывной клапан, который перекрывает газ.

–​ Вы посмотрели ролик, на ваш взгляд, в чем причина взрыва?

– Ну, причину установят специалисты. Но я не исключаю криминальную версию.

Причиной взрыва автобуса в Воронеже назвали газовый баллон. В результате ЧП погибли два пассажира и пострадали 19

В четверг, 12 августа, в Воронеже возле галереи Чижова взорвался пассажирский автобус ПАЗ. В салоне находились около 30 пассажиров, еще несколько человек — на остановке общественного транспорта рядом с автобусом.
Автобус собирался отъезжать, когда произошел взрыв, — этот момент попал на видео. На кадрах видно, что люди входят в автобус, одна из пассажирок у передней двери что-то спрашивает, делает несколько шагов в сторону, и происходит взрыв. У ПАЗа выбивает окна, двери, отлетают части кузова, из объятого дымом автобуса выбегают пассажиры.
Очевидцы, стоявшие на светофоре, рассказали, что сначала они услышали хлопок, затем заложило уши, вверх поднялся серый столб дыма. Через 30 секунд после взрыва к автобусу начали подбегать люди, а на проезжей части и тротуаре остались пострадавшие от взрыва. Очевидцы рассказали, что к автобусу вскоре подъехали около десяти служебных машин, а стекла и куски металла были разбросаны по всей дороге.

Источник «Ленты.ру» в правоохранительных органах сообщил, что следствие установило предварительную причину взрыва. По его словам, взорвался баллон для газовой горелки модели Primus, который везла одна из пассажирок.
Между тем по официальным данным основной версией взрыва в автобусе остается неисправность технического оборудования. По поручению председателя СКР Александра Бастрыкина в Воронеж направлены опытные криминалисты из Москвы для помощи в осмотре места происшествия и выяснения всех обстоятельств произошедшего.
По факту взрыва СКР возбудил уголовное дело по пункту «в» части 2 статьи 238 УК РФ («Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью»).

Первой причиной случившегося назвали неисправное газовое оборудования автобуса: якобы один из баллонов, установленных кустарным способом на крыше, оказался неисправным, что привело к утечке и взрыву.
Выяснилось, что перевозчик уже был уличен в незаконной установке газобаллонного оборудования на автобусы: нарушение было выявлено в результате проверки МВД и Ространснадзора.
Однако водитель взорвавшегося автобуса Алексей Олейников опроверг эту версию, заявив, что транспортное средство работало на дизельном топливе, газового оборудования на нем не было. Потом слова Олейникова подтвердили представители компании-перевозчика.
Утром 13 августа в компании «АТП-1», которая произвела транспортное средство, заявили, что взорвавшийся в Воронеже автобус был технически исправен. В компании рассказали, что автобус был произведен в 2016 году, технический осмотр прошел утром 12 августа. Кроме того, на конечных остановках его тоже проверяли на исправность. «Таким образом исключаются доводы о наличии у автобуса незаконно установленного газобаллонного оборудования», — резюмировали в компании.

Взрыв в Воронеже: автоэксперты детально разобрали трагедию

Взрыв в Воронеже: автоэксперты детально разобрали трагедию

В Воронеже на остановке общественного транспорта недалеко от торгового центра на Кольцовской улице во время посадки пассажиров в автобус произошел хлопок. В результате пострадали 19 человек, двое из них скончались, трое находятся в тяжелом состоянии.

Неисправность технического оборудования считают основной причиной взрыва автобуса в Воронеже. Следствие допускает возможность незаконного переоборудования машины на газовое топливо.

Любопытно, что перевозчика, которому принадлежит взорвавшаяся маршрутка, ранее уличили в установке газового оборудования на машины из его автопарка. Сам владелец опровергает возможность того, что этот автобус был оборудован газовыми баллонами. Кроме того, водитель также уверяет, что управляемая им машина работала на дизельном топливе.

Следственными органами СК по Воронежской области по результатам осмотра места происшествия возбуждено уголовное дело по факту «ненадлежащего оказания услуг по перевозке пассажиров, повлекшего по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека». Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин направил в Воронеж опытных криминалистов и следователей для оказания помощи в расследовании местным сотрудникам правоохранительных органов.

Автоэксперт Владимир Сажин рассказал, почему некоторые перевозчики незаконно устанавливают на транспортные средства газовое оборудование. Он отметил, что делается это ради выгоды.

«Могу сказать, что все изменения, внесенные в конструкцию автомобиля, — будь то газовое оборудование или еще что-то — должны согласовываться с ГИБДД. Кроме того, газо-баллонное оборудование проходит проверку два раза в год. Понятно, зачем устанавливается газ — экономия при перевозке. Но оно должно быть сертифицировано и установлено на транспортное средство специальными инстанциями. Нельзя просто так взять и воткнуть газовый баллон в автобус или автомобиль. В любом случае — автобус, который выходит на рейс, каждый день проходит техосмотр. Поэтому любое внесенное изменение в конструкцию было бы видно», — указал специалист.

Взрыв в Воронеже: автоэксперты детально разобрали трагедию

Своим мнением с ФАН поделился и заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты России Александр Холодов. По его словам, воронежский автобус должен был ежедневно проходить техосмотр.

«Газ ставится не на дизельный двигатель, а только на бензиновый. Если там был дизель, то вряд ли там был и газ. Если только они полностью мотор не поменяли. Но это уже установит следствие — гадать не стоит. Замечу, что газ в два раза дешевле в эксплуатации. Почти весь общественный транспорт в том же Санкт-Петербурге — на газу. Это абсолютно нормально. Все это абсолютно безопасно, если следить, обслуживать и вовремя проверять. Замечу, что этот автобус, ПАЗ, должен был каждый день проходит техосмотр. Поэтому если все нормы были соблюдены, то он должен был быть безопасным», — резюмировал эксперт.

Воронежский губернатор Александр Гусев срочно вернулся с отдыха. Практически сразу после взрыва автобуса он подписал документ о своем отзыве из отпуска.

Взрыв газового балона в машине, почему это происходит

Вряд ли кто-то будет спорить, что ГБО выгодно. Но насколько оно надежно? Ведь многие слышали, а некоторые даже своими глазами видели последствия пожара на автомобиле с газобаллонным оборудованием. Конечно, причиной не всегда является ГБО, но дополнительные риски для безопасности оно все же несет. Современное оборудование предоставляет определенные гарантии, но стоит порой дороговато, а если обслуживание проводится нерегулярно и не с должным качеством, то исключать взрыв газового баллона в машине невозможно. О том, как обезопасить себя и пассажиров, мы и расскажем.

Взрывоопасно ли ГБО

Используемый газ, будь то пропан или метан, не имеет ни цвета, ни запаха. Не важно, жидкий он или сжатый.

Кстати, пропан в этом плане немного опаснее, чем метан, но за счет меньшего давления система на пропане в целом оказывается безопаснее.

Но даже сильно насыщенный газом воздух так просто не воспламенится. Нужна хорошая искра. Поэтому взрывоопасность ГБО нужно рассматривать в комплексе с оценкой состояния других систем автомобиля. Сам по себе газовый баллон не взрывоопасен абсолютно. Толстые стенки не дадут и шанса через них просочиться. Разве только, если баллон «разопрет» по швам.

Статистика упорно говорит о том, что газ не более опасен, чем бензин, и его недостатки не настолько критичны, чтобы отказаться от ГБО совсем. А установки 4-го поколения, управляемые электроникой, вообще считаются безопасными.

Причины взрывов

Большую опасность, конечно, предоставляют агрегаты и соединения ГБО. Или столкновение, хотя запорная арматура с предохранительными клапанами способна минимизировать риск. Тут возможны варианты с превышением давления выше нормы и протечки – со всеми очевидными последствиями.

Давайте рассмотрим, почему взрываются газовые баллоны в машине. Основными причинами являются:

  • низкое качество агрегатов системы и неправильная настройка;
  • утечки из-за микротрещин и коррозии;
  • нарушение герметичности в результате ударных нагрузок;
  • перегрев баллона;
  • перенаполнение свыше нормы.

Особое внимание хочется обратить именно на первый пункт. От качества ГБО и его правильного обслуживания зависит очень многое. Конечно, нельзя пренебрегать элементарными мерами предосторожности при заправке и использовании.

Что делать, чтобы избежать опасности

Если в машине взорвался газовый баллон, то водителю и пассажирам может помочь только чудо. Мгновенно возникший пожар уничтожит всё и всех. Чтобы такого не случилось:

  • Надо изначально выбирать качественное ГБО и правильного установщика.
  • Правильные монтаж и тестирование системы, а также ее настройка и обслуживание возможны только в условиях специализированных станций.
  • Во время заправки важно следить за тем, чтобы залили или закачали «правильный» газ и не более допустимого объема.
  • Соединения магистралей необходимо регулярно проверять мыльным раствором. Важно соблюдать периодичность обслуживания ГБО.
  • При появлении запаха необходимо остановиться, выключить двигатель и проветрить салон. Повторный запуск возможен только после выявления причины.

Чтобы не было неприятных ситуаций, нужно ознакомиться с правилами пользования и обращения с газовыми баллонами.

Взрыв газового баллона в машине: Видео

Автобус в Воронеже мог взорваться из-за оборудования. Газ помогает сэкономить, но часто за счет безопасности пассажиров

Одной из версий взрыва автобуса в Воронеже называют неисправное газовое оборудование. Его могли нелегально установить на пазике, без регистрации в ГИБДД. Эксперты подтвердили, что такие схемы не редки: водители или АТП в обход закона пытаются сэкономить на топливе. Безопасность пассажиров оказывается важнее прибыли.

Пассажирский автобус ПАЗ, в котором находились 35 человек, взорвался в центре Воронежа. При взрыве осколки и мелкие куски металла разлетелись в разные стороны на расстояние порядка четырех метров.

От полученных во время взрыва травм погибли две женщины. Сейчас в больнице находятся 12 человек с ожогами, рваными ранами и другими травмами. Первую помощь пострадавшим оказывали прохожие, они же помогали раненым выбраться из салона автобуса.

Первой версией причины трагедии стало неисправное газовое оборудование. Но замруководителя городского управления транспорта Максим Захаров, владелица автобуса Наталья Радченко и ее сын данную версию исключили. По их словам, автобус ездил лишь на дизельном топливе. Кроме того, ПАЗ проходил техобслуживание 6 августа.

Перейти на газ не так просто

Эксперт по городскому транспорту Роберт Ян пояснил «360», что у автобусов ПАЗ довольно большой расход топлива: от 20 до 40 литров на 100 километров. Цены на топливо растут в течение года, а тарифы на перевозки утверждаются на год единоразово. Поэтому компании-перевозчики и стараются экономить, переводя машины на более дешевый газ.

«Но при переводе на газ легкового автомобиля для граждан есть государственная программа поддержки. Для автотранспортных предприятий такая поддержка если и есть, то она планируется на несколько лет вперед. Внезапно перейти на газ и получить субсидию от государства практически невозможно», — сказал Роберт Ян.

Экономия не безопасна

Роберт Ян рассказал, что некоторые компании осознанно идут на нарушения и незаконно устанавливают газовое оборудование, не ставя на учет переоборудованное транспортное средство. Из экономии они могут обращаться к мастерам подешевле, а это зачатую означает низкую квалификацию и отсутствие гарантий безопасности.

«А дальше только вопрос времени, когда это приведет к какому-то плачевному результату. Хорошо, если отразится только на кошельке. Худший вариант — то, что произошло в Воронеже. Пока нет подтверждений, что на автобусе стояло нелегальное газовое оборудование, но у этого перевозчика уже были штрафы за подобные нарушения», — отметил эксперт.

По словам Роберта Яна, владелец и АТП могли быть не в курсе, что автобус переоборудовали. Например, если это решил сделать бригадир или шофер, который не стал никого уведомлять. Ведь часто расходы по переоборудованию перекладывают на водителя, который хочет сэкономить.

«При правильном монтаже газового оборудования происходит установка многоступенчатой системы предотвращения возгорания. Все это стоит денег. Но люди думают, что достаточно поставить два-три уровня вместо пяти. Однако все эти ступени работают на разные виды утечек, ведь знать, где именно возникнет проблема, невозможно», — пояснил Роберт Ян.

Газ или дизель?

Эксперт-взрывотехник Виктор Поплавский в разговоре с «360» выразил уверенность в том, что ЧП с воронежским автобусом могло произойти из-за неполадок газового оборудования. По его мнению, все отрицают наличие газа лишь потому, что боятся понести ответственность за произошедшее.

«Газовое оборудование требует ухода и специального технического обслуживания. Но этого не было сделано, поэтому и произошел взрыв. Дизельное топливо — самое безопасное, и его использование не могло привести к взрыву. У него нет тех свойств, что у бензина. Тем более не могло разнести крышу автобуса», — поделился своей версией Виктор Поплавский.

Он также отметил, что зачастую отечественное газовое оборудование довольно низкого качества. Версию с терактом взрывотехник также счел несостоятельной: в таких случаях заряды закладываются внутри салона, а значит, жертв было бы куда больше.

В Воронеже на автобусы перевозчика взорвавшейся маршрутки ставили газ

На автобусах воронежской компании АТП-1 в 2017 и 2020 годах устанавливали газобалонное оборудование, следует из данных СПАРК.

Ранее представитель перевозчика сообщил, что все автомобили в парке дизельные. Но АТП-1 дважды получало штрафы от МВД за незаконную или неправильную установку газового оборудования на машины, следует из материалов проверок.

«23.11.2017 года автобус ПАЗ-32054 <. > выпущен на линию <. > в нарушение п. 12 абз. 1 Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению БДД», — следует из данных проверок.

Фото:пресс-служба правительства Воронежской области

По состоянию на февраль 2020 года по меньшей мере на одном из автобусов АТП-1 было законно установлено газобалонное оборудование, но проверка также выявила нарушение.

«На автобусе ПАЗ-32054, государственный регистрационный знак М061АС 136, отсутствует пробка горловина топливного бака ГБО», — следует из данных СПАРК.

РБК направил запрос в транспортную компанию АТП-1.

Взрыв в рейсовом автобусе в Воронеже произошел поздним вечером 12 августа. Изначально источники ТАСС и «Интерфакса» сообщали, что, по предварительной информации, речь шла о взрыве газа. В свою очередь, представитель перевозчика сказал, что все автомобили в парке дизельные.

«Автобус по паспорту дизельный», — сообщили РБК в пресс-службе администрации Воронежа, а также добавили, что «официальную информацию профильные службы дадут после окончания проверки».


В результате взрыва один человек погиб, еще 17 пострадали. Состояние трех из них оценивается как тяжелое.

По факту случившегося СК возбудил уголовное дело по п. «в» ч. 2 ст. 238 УК (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека). Расследование взял под личный контроль глава ведомства Александр Бастрыкин. Проверку также начала прокуратура Воронежской области.

Элементов, которыми начиняют взрывные устройства, в частности куски проволоки и гвоздей, на месте происшествия не нашли, рассказали источники RT и «Коммерсанта». В Национальном антитеррористическом комитете сообщили РБК, что «отрабатываются различные версии произошедшего».

ЧП на АЗС: почему взрываются и горят заправки

Жуткий старт оперативным сводкам на этой неделе дало оглушительное ЧП в Новосибирске. Мощной ударной волной в ближайших зданиях выбило стекла, а в небо поднялся гигантский гриб пламени, который был виден почти из любой точки города. Так взлетела на воздух казалось бы небольшая газовая автозаправка.

Десятки человек получили серьезные травмы. И только после ареста директора АЗС выяснилось, что на опасном объекте было множество нарушений. Так кто же виноват в случившемся? И стоит ли теперь водителям объезжать стороной газовые заправки?

Оглушительный хлопок: в небе над Новосибирском растет огромный огненный гриб, как от ядерной бомбы. Многотонные цистерны, которые были наполнены газом, разлетаются по соседним улицам. У десятков пострадавших тяжелые травмы. Лишь чудом обошлось без жертв.

На воздух взлетела газовая автозаправка. Одна из основных версий ЧП – грубое нарушение техники безопасности: якобы газовоз не заземлили при сливе топлива. Суд отправил директора АЗС Романа Гармидера под арест.

Едва осел пепел от пожара, Ростехнадзор, МЧС и прокуратура устроили массовые проверки всех газовых заправок области. Но и после такого во всех смыслах громкого происшествия владельцы АЗС не торопились устранять нарушения и даже спорили с надзорными органами.

- Нет у вас огнетушителей.
- Девушка. Извините, товарищ капитан! Через 20 минут они будут! Мы же не знали, что вы приедете, они едут!

На одной из заправок нет не то что огнетушителей – даже лопаты. Песок в случае пожара придется черпать руками. А еще валяются просроченные документы и работают сотрудники, не прошедшие инструктаж. А ведь выполнение этих элементарных требований могло предотвратить разрушительные последствия.

"Ну, возникло возгорание. Но рядом-то стоят два бойца – один с бензовоза, один с объекта, – а лучше 3. И у них оперативные меры, средства, огнетушители перевозные, они тут же подают на это загорание, и даже никакого загорания нет. Не так важно, что возник пожар, а то, что потом произошли взрывы, от которых все беды. Все вроде как понимали. Проблема в том, что все все понимают, но не отдают себе отчета до конца", – говорит эксперт по пожарной безопасности и техническому регулированию, доктор технических наук, профессор Вадим Коробко.

Любопытный момент: после происшествия в Новосибирске выяснилось, что владелец сгоревшей заправки сознательно занизил класс опасности объекта, чтобы не получать специальной лицензии и не подпадать под плановые проверки контролеров. Как пишут СМИ, на АЗС находилось 4 емкости с топливом, а в документах значилась всего одна.

"Безалаберность людей, которые отвечают за безопасность. А если в комплексе брать, проблема не только Новосибирска, а всех регионов. Из-за того, что жесткая конкуренция между крупными и мелкими идет, соответственно, мелкие перед сетевыми проигрывают. Он идет сознательно на нарушение законодательства, чтобы как-то концы с концами свести", – говорит президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта Владимир Матягин.

Отсюда еще одна проблема: старое изношенное оборудование на мелких заправках. Оно разменяло очередной десяток лет, но в любой момент может дать сбой – и хорошо, если рядом не окажется искры.

"По факту приняли – и все хорошо, они соответствуют стандартам. А на деле люди берут бэушные редукторы и цистерны. Берут даже оборудование, которое применялось в советские времена определенными ведомствами. Это были автобазы и так далее", – говорит руководитель общественного движения "Федерация автовладельцев России" Сергей Канаев.

Эксперты заявляют: ЧП на различных АЗС происходят едва ли не каждый месяц. В Интернете то и дело появляются эффектные кадры с огненными столбами. Например, в июне прошлого года в Краснодаре вспыхнул резервуар с газом. Через месяц – в августе 2020-го – в Волгограде загорелась цистерна с топливом.

Разница лишь в последствиях. В Новосибирске баки рванули рядом с жилыми кварталами – отсюда и такое количество пострадавших. Можно ли обычному автовладельцу отличить безопасную заправку от взрывоопасной? Увы, ориентироваться придется только на внешний лоск АЗС и так называемое сарафанное радио. Специалисты рекомендуют также изучить документы: на хороших заправках топливо не задерживается, и поставки должны быть регулярными.

"Не надо бояться ни газовых заправок, ни автомобилей, которые работают на газомоторном топливе. С точки зрения пожарной безопасности они даже стоят на ступеньку выше, чем автомобили на бензиновом двигателе. Там газ просто улетучивается или взрывается в виде облака, уходящего вверх. Надо нарушить просто все возможные правила техники безопасности, чтобы привести к этой ситуации", – говорит член Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве Игорь Моржаретто.

Так что же это за правила, которые, судя по всему, были грубо нарушены на газовой заправке в Новосибирске? Сейчас разберем на конкретном примере. Это типичная АЗС в Москве. На наших глазах на территорию заезжает машина с топливом. Через несколько минут его начнут сливать в специальный подземный резервуар.

Ключевая задача сотрудников – не допустить возникновения пожара. При сливе топлива – как бензина, так и газа – здесь не должно проскочить ни одной искры. И для этого есть комплекс мер безопасности. Если коротко, то нужно полностью исключить статику и утечку.

Как только большегруз паркуется возле узла слива, место вокруг него огораживается цветными конусами. Рядом емкость с песком, огнетушители и пожарные шланги – на всякий случай. Сотрудник заправки и водитель заземляют автоцистерну. Загорается зеленая лампочка – можно начинать работу.

"Оператор убеждается что никаких подтеков нет, соответственно, риска какого-то возгорания нет и на самом бензовозе. Оператор контролирует процесс подключения и убеждается в герметичности соединения муфт. При возникновении малейших подтеков слив останавливается для выяснения обстоятельств – это ЧП", – объясняет территориальный управляющий крупной сети АЗС Роберт Вафин.

На крупных АЗС возможные риски просчитаны до мелочей вплоть до того, что часть персонала одета в специальную антистатическую форму, чтобы не образовалось статического электричества. Ведь любая искра может стать причиной пожара. Но даже если он и возникнет, под рукой всегда должны быть как минимум песок и огнетушители, чтобы остановить огонь. В случае с новосибирской заправкой пламя, судя по всему, никто не сбивал – или было банально нечем. В руках большинства, судя по всему, оказались лишь мобильные телефоны.

Страшная заправка. Кто виноват во взрывах на газовой АЗС и что говорят бывшие сотрудники — хроника трагедии

14 июня на Гусинобродском шоссе в Новосибирске загорелась газовая АЗС. Огонь спровоцировал серию мощных взрывов. Пламя горящего газа поднялось в небо на высоту почти 140 метров (это примерно пять девятиэтажных домов). Огненный столб увидели и почувствовали сильный жар случайные прохожие, жители соседних домов и работники ближайших СТО — тепловая волна накрыла всё в округе. 33 человека получили ожоги, некоторые — с поражением 40% тела. Среди пострадавших есть пожарные и дети. 6 человек до сих пор находятся в реанимации. Почему произошел взрыв? Мы собрали в одном тексте хронику событий, монологи пострадавших, рассказы очевидцев и реакцию властей.

В последний вечер длинных выходных, 14 июня, жительница МЖК «Восточный» Екатерина вместе с дочкой гуляла во дворе дома на Лазурной, 22. Около 18:00 она услышала странные хлопки — девушке показалось, что рядом падает самолет. Чтобы понять, в какую сторону бежать, Катя начала смотреть по сторонам и увидела в окнах соседнего дома огненное отражение взрыва. Пожар начался в районе ГАЗС, которая стояла за домами жилого квартала.

— В этот момент задрожала земля, задребезжали окна нашего дома. Затем со стороны оврага, за домом, повалил густой черный дым. Во дворе началась паника. Было очень страшно. Я взяла дочку на руки и побежала от взрыва в противоположную сторону, к домам «Плющихинского» жилмассива. Мы не знали, что происходит, что взрывается, — вспоминает Екатерина.

По словам девушки, сначала звуки взрывов были не сильно громкими, поэтому люди не понимали, где рванет в следующий момент.

— Пока мы уходили от взрыва, многие люди вместе с детьми бежали к нему посмотреть, что происходит, — говорит сибирячка.

Эти кадры потрясли всю страну.

Огненный столб за считаные минуты взмыл над городом

Фото: Константин Занин

За происходящим наблюдали толпы. Некоторые водители специально останавливались посмотреть на пожар. Правда, потом им пришлось в спешном порядке убегать от взрывов

Фото: Александр Ощепков

Как всё началось

— Водитель и заправщик приступили к выполнению сливно-наливных работ по разгрузке сжиженного газа из привезенной емкости в емкость, находящуюся на газовой АЗС. Во время производства сливно-наливных работ произошло воспламенение газовой смеси, — кратко рассказывают подробности инцидента в Следственном комитете.

После этого сотрудники АЗС вместе с посетителями начали убегать с места пожара, через некоторое время вспыхнула вся газовая смесь, которая была на заправке. Именно тогда произошел самый мощный взрыв. После этого прогремело еще несколько взрывов — разрывались небольшие баллоны с газом. После взрыва некоторые цистерны отлетели от заправки: одну из них отбросило на соседнюю улицу. Во время полета она успела снести стелу с ценами на АЗС и повредила автомобиль.

ГАЗС, на которой произошел пожар, была плотно окружена небольшими промышленными зданиями — в основном там размещаются СТО. После первого взрыва ближайшие здания и людей накрыло тепловой волной, многие люди получили ожоги, в том числе двое пожарных, которые уже приехали на вызов.

— Я работал в боксе с моим товарищем, нас пригласили сделать проводку у машин. Внезапно я услышал звук, как будто в лужу бензина кидают спичку, и вышел из бокса. Тогда увидел зарождающееся пламя, смотрю, дымок поднимается, поснимал. Потом подошел знакомый и сказал, что там два газовоза стоят. Когда пламя пошло, всем стало не до смеха: мы и не думали, что там пожар. После этого начали эвакуировать машины, которые там были, и документы. Когда эвакуировали, я отошел метров на сто, раздался сильный взрыв, — рассказал один из сотрудников СТО, Игорь, который спасся при взрыве.

Когда прогремел взрыв, Игорь находился уже в 150 метрах от газовозов.

— Я резко побежал в сторону трамвайных путей по дороге. Споткнулся, ободрал локоть и коленки. Огонь не доставал. Но гриб был яркий и огненный, жар от него был, как от мангала. Фактически я повернулся спиной, и у меня обгорела футболка на спине, и штаны спортивные сзади расплавились. После первого взрыва я понимал, что вторая волна сразу за первой быть не должна. В шоковом состоянии прыгнул в машину и уехал к «Ленте», где уже стояла скорая, — вспоминает мужчина.

Сотрудники скорой помощи на месте сделали Игорю перевязки. Затем он поехал в областную больницу — в ожоговый центр.

Пожар тушили несколько часов. Огонь перекинулся на соседние гаражи, в которых тоже были газовые баллоны. Это усложняло работу спасателей.

Место пожара выглядело как поле боя

Фото: Александр Ощепков

Пострадавшие

Первых пострадавших сразу повезли в ожоговый центр. Их количество увеличивалось на протяжении всего вечера — многие пострадали из-за того, что побежали к месту взрыва, чтобы посмотреть.

Кто-то получил ожоги, потому что находился неподалеку. Люди убегали со всех ног, но горячий воздух настигал их.

— Я чувствовала, что вся горю. С коляской побежала, как дикая, в кусты, еле спаслась. В итоге у меня ожог только на ноге. Ребенок не пострадал, только испуг, — рассказывает Ася Набоян. Во время пожара и взрыва она находилась через дорогу от заправки.

Очевидцы рассказывали, что к больнице уже приехали около восьми машин скорой. Четыре вскоре развернулись и поехали снова

Фото: читатель НГС

— За медицинской помощью обратились 33 пострадавших, из них 17 госпитализированы в областную клиническую больницу, 7 в реанимации, состояние тяжелое, но стабильное. Максимальный процент ожогов — 40%. 10 человек находятся в отделении ожоговом, процент ожогов от 4 до 23%. Здесь два ребенка, 9 и 12 лет, и два сотрудника МЧС. Состояние детей удовлетворительное, — сообщил министр здравоохранения региона Константин Хальзов.

Руки охранника рядом стоящей стройки обгорели во время происшествия

Фото: Александр Ощепков

Еще один пострадавший — Владимир. Медицинскую помощь ему оказали на месте. Он рассказал, что с ним произошло: «Мы находились на СТО рядом с заправкой. Услышали, что начался пожар, начали срочно эвакуироваться, побежали в сторону "Ленты". Прогремел взрыв. У меня оказались задеты рука, голова и спина»

Фото: Александр Ощепков

Как позже признались врачи ожогового центра, такого массового поступления пациентов они не помнят:

— Первых пострадавших с АГЗС привезли в 18:40. Всего было 32 человека — кого-то привозила скорая, кто-то приходил сам. Вечер выходного дня, работают два дежурных врача ожогового центра. Они и встретили первых пострадавших. Потом подключились дежурные хирурги и анестезиологи-реаниматологи. Практически сразу же приехали главный врач и те, у кого были выходные, — рассказала пресс-секретарь областной больницы Марина Пляскина. В больнице добавили, что врачи приезжали сами, без какого-то специального распоряжения.


Однако жертв могло быть больше. На кадрах случайной видеозаписи видно, как летящая цистерна накрывает бегущего человека.

А вот эта цистерна прилетела в автомобиль.

— У папы второй день рождения. Цистерна летела именно в его машину. Спасла стела, цистерна срикошетила. Папа целый, машина всмятку, — говорит дочь мужчины, который находился в этот момент внутри авто.

Последствия. Череда проверок и аресты

Через несколько часов после пожара Следственный комитет области возбудил уголовное дело по пункту «в» части 2 статьи 238 УК РФ. Его расследование взял на личный контроль руководитель СК РФ Александр Бастрыкин.

Пункт «в» части 2 статьи 238 УК РФ — производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшее тяжкий вред здоровью или смерть.

На следующий день, 15 июня, в Новосибирске задержали директора и инженера заправки — оба стали подозреваемыми в деле. Директора ГАЗС Романа Гармидера на два месяца арестовали и поместили в СИЗО, но мужчина не признаёт своей вины.

— Следствие сейчас не располагает сведениями о причинах произошедшего. Соответственно, предъявляя нам обвинение, они не смогли нам объяснить, почему Роман виновен в происходящем. Судя по видеозаписям, загоревшийся газовоз отношения к станции не имеет. А имеет отношение к компании-поставщику, как и водитель, — прокомментировал Павел Лузан, адвокат Романа Гармидера.

По словам адвоката, причин взрыва может быть несколько, «начиная от неисправности газовоза, халатных действий водителя, так и неисправностей предприятия Романа, но это еще надо установить». Защита не согласилась с решением суда о мере пресечения и будет его обжаловать.

Инженер станции пока ждет суда по мере пресечения.

Часть 2 статьи 238 относится к тяжким преступлениям, поэтому и наказание может быть суровым.

— Санкция данной статьи предусматривает наказание до 6 лет лишения свободы, в том числе возможно применение дополнительного наказания в виде штрафа до 500 тысяч рублей. Есть иные наказания по этой статье, но это самые основные и строгие. Учитывая, что преступление из ряда вон выходящее, его уже на контроль взял Бастрыкин, что неудивительно. Я считаю, что резонанс уже есть и рассматривать это дело будут очень внимательно. Достаточно быстро сотрудники МЧС установили причину возникновения пожара: налицо халатные действия руководителя заправки, а также лица, который отвечает за безопасность, — считает юрист Сергей Егоров.

От заправки практически ничего не осталось

Фото: Александр Ощепков

Параллельно региональная прокуратура начала шерстить все заправки Новосибирской области. Всего в городе работает 31 такая станция — ведомство уже отчиталось о проверке пяти из них, там нашли нарушения, но какие именно — пока умалчивается.

Губернатор Новосибирской области Андрей Травников, в свою очередь, поручил мэрии проанализировать обоснованность размещения АЗС и АГЗС внутри жилых кварталов. По закону санитарно-защитная зона таких заправок — всего от 50 до 100 метров (в зависимости от количества цистерн). Но чиновники хотят проверить хотя бы наличие договоров аренды, сроки этих договоров и другие документы у таких предприятий.

— И жителям этого района, и всем нам просто повезло, что и ветер дул в нужную сторону, и взорвавшиеся цистерны летели не в сторону близлежащих многоквартирных домов, иначе пришлось бы еще тушить пожары в домах, — на эмоциях говорил губернатор на утреннем совещании в правительстве.

Пострадали не только люди, но и машины, которые стояли в округе. Они выгорели дотла

Фото: Александр Ощепков

Известно, что взорвавшаяся газовая заправка также работала с нарушениями.

Согласно документам, утверждает чиновник, на новосибирской АГЗС якобы была всего одна емкость объемом 4,9 тонны, а на самом деле эксплуатировались четыре.


О возможных нарушениях говорят и бывшие сотрудники этой заправки.

— Владелец чихал на технику безопасности. Главное, чтобы ехали клиенты, чтобы заправка не останавливалась, никаких поблажек, никаких перерывов, ничего. Газовоз сливаем — машины заправляем. Минус 35 — машины заправляем. Заправка работала на полную катушку, из нее высасывали всё как можно быстрее, — говорит один из экс-сотрудников. — Я еще перед увольнением хотел управляющему задать вопрос: «В случае, если что-то такое произойдет, компания возьмет на себя обязательства? Мою семью не оставит в беде?» Но там такое отношение было: не нравится — увольняйся, на ваше место придут другие.

А вот что говорит еще один бывший сотрудник:

— Когда я там работал, мне ребята, работавшие на АЗС давно, говорили, что у них идут утечки газа. Всё сифонит, а датчики утечки газа отключены. И руководство об этом знало. Вот одна из моих версий: либо при заправке машины и перекачке газа что-то бомбануло, либо где-то утечка дала о себе знать. Газ перекачивается из газовоза и из цистерны в машину через электрические насосы. Возможно, там что-то закоротило. А там всё на изоленте было сделано.

Потери

Кроме ожогов, серьезных травм никто их пострадавших не получил, погибших также нет. Тепловой волной от взрыва досталось и жителям ближайших домов — в квартирах выбило окна. По подсчетам мэрии, повреждены более 100 окон.

Пламя от взрыва поднялось в небо примерно на 138 метров — это около пяти девятиэтажных домов. Площадь пожара составила более 1,5 тысячи квадратных метров.

Инфографика: Юрий Орлов

Взрывы на новосибирской АЗС сравнимы с самыми мощными взрывами топлива в мире. Под впечатлением до сих пор и жители МЖК и «Плющихинского» — во дворах жилмассивов не утихают разговоры о происшествии.

— Ой, страшно, очень страшно. Вначале как удар такой был — раз, и всё. Я уж подумала, что это мусор у нас приехали забирать и гремят. А потом смотрю в окно, со стороны АЗС вроде как тонкая струночка такая, ну загорелось и резко всё разошлось. Грохот ужасный, я мужу кричу: «Толя, держи окно». Он ладони к стеклу приставил, а обжигает ведь! Ну жарко, прямо очень жарко стало. Смотрю, а ладони все красные, держать невозможно. Представляете, какая волна была? — рассказывает НГС жительница ближайшего дома пенсионерка Светлана Ивановна.

СЮЖЕТ Взрыв на Гусинобродском шоссе

Выгоревшая станция находится на расстоянии 120 метров от ближайших домов на Гусинобродском шоссе. Именно из окон этих панелек открывается страшный вид на бывшую заправку. Там по-прежнему работают службы, за всем этим внимательно наблюдают жители трех домов, которых спасло едва ли не чудо .

Читайте также: