Замена колец на ваз 2109 без расточки

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Замена поршневых колец ВАЗ 2109-21099


Удобнее всего проводить работу на смотровой канаве или эстакаде и следует запастись инструментом для обжимки поршневых колец, так как поршня будут выниматься, а без надлежащего приспособления, установить их обратно не получится.


Карбюраторный двигатель


Инжекторный двигатель

В данном случае снимается трос привода дроссельной заслонки карбюратора, отсоединяются все шланги, подходящие к клапанной крышке и снимается защитный кожух ремня ГРМ. Затем можно снимать клапанную крышку и следующий алгоритм работы будет идентичен для обоих типов двигателей.

Следующим этапом будет прокручивание коленвала для совпадения меток на шестернях и снятие ремня ГРМ. Коленвал можно конечно крутить и через болт крепления шестерни распредвала, но я советую вращать за болт крепления шкива генератора, чтобы не сточить грани на болту распредвала. Когда метки выставлены — ключом на 17 ослабляется натяжной ролик и ремень снимается. Чтобы открутить шестерню распредвала, слева от неё можно увидеть шпильку, на которую надеваем небольшую трубку через отверстия в шестерне, чтобы она не прокручивалась. И тем же ключом откручиваем болт и аккуратно снимаем шестерню, чтобы не потерялась шпонка. Хоть она и зачастую хорошо сидит на своём месте, всё равно случается, когда она выпадает, поэтому её лучше снять и положить отдельно.


В то место, куда надевалась трубка для упора шестерни, есть болт, который нужно открутить и слегка отогнуть металлическую защиту ГРМ, чтобы можно было вытащить распредвал.


Головкой на 10 или рожковым ключом, откручиваются болты крепления крышек подшипников распредвала, а затем снимается и сам распредвал. Во время снятия распредвала, постарайтесь не повредить его сальник, но правильнее всего будет просто заменить его на новый.


Снятие поршней и замена колец


Теперь зажимаете оправкой кольца, и аккуратно постукивая молотком через деревянную наставку, загоняете поршня обратно и проводите сборку в обратном порядке. Настотельно рекомендую после установки каждого поршня в цилиндр, снизу удостовериться, что не сместился шатунный вкладыш, иначе будет беда! После сборки, новые кольца должны пройти обкатку, то есть некоторое время постарайтесь не нагружать двигатель.

Замена колец на ваз 2109 без расточки

Частичный ремонт двигателя можно выполнить не снимая двигатель с автомобиля, а именно поменять поршни и кольца

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике

Снимаем брызговик двигателя.

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Отворачиваем три болта крепления нижней крышки картера сцепления и снимаем ее.

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Головкой на 10 отворачиваем 16 болтов крепления поддона картера и снимаем его.

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Стык уплотнен прокладкой.

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Ключом на 10 отворачиваем два болта крепления маслоприемника ко второй коренной крышке и один болт – к корпусу масляного насоса

Снимаем головку блока цилиндров в сборе с коллекторами (смотрим статью – «Как снять головку блока цилиндров ВАЗ-2109»).

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Головкой на 14 отворачиваем две гайки крепления крышки шатуна и снимаем крышку.

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Упираясь деревянной ручкой молотка в разъем нижней головки шатуна, проталкиваем его вверх – до выхода поршня из цилиндра и вынимаем поршень с шатуном

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Детали поршня с шатуном

Сняв поддон и открутив крышки шатунов, нужно определиться с возможностью замены поршневой без расточки или замены коленчатого вала.

При значительном износе шатунных или коренных шеек, нужно снять двигатель и отремонтировать полностью.

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Снимаем кольца съемником.

Если его нет, аккуратно раздвиньте замок кольца и снимите кольцо с поршня.

Аналогичным образом снимите остальные кольца.

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

С помощью специальной оправки выпрессуйте палец из шатуна.

Осмотрите поршни. Если на них есть задиры, следы прогара, глубокие царапины – замените поршни.

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Для определения зазора измерьте диаметр цилиндра.

Замерять диаметр цилиндра нужно в четырех поясах, вдоль и поперек блока.

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Измеряем, диаметр поршня, который измеряют микрометром в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 51,5 мм от днища поршня.

Измерьте щупом зазор между кольцами и канавками на поршне в нескольких местах по периметру.

Если зазор превышает предельно допустимый, замените поршни с кольцами.

Для удобства подбора поршней по цилиндрам цилиндры и поршни в зависимости от диаметра делятся на пять размерных групп: A, B, C, D, E.

В качестве запасных частей поставляются поршни номинального размера трех классов: A, C, E и двух ремонтных размеров.

Первый ремонтный размер увеличен на 0,4 мм, второй – на 0,8 мм. По массе поршни делятся на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную на 5 г.

На двигателе должны устанавливаться поршни одной группы.

Для поршней ремонтных размеров поставляются в качестве запасных частей кольца ремонтных размеров, увеличенные на 0,4 мм и на 0,8 мм.

На кольцах первого ремонтного размера выбита цифра “ 40 ” , а второго – “ 80 ” .

Номинальные размеры цилиндров и поршней

Модель двигателя ВАЗ-2108

Модель двигателя ВАЗ-21083

A

B

C

D

E

Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра.

Номинальный зазор равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Если зазор не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному.

Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры под следующий ремонтный размер и установите поршни соответствующего ремонтного размера.

Зазор между кольцами и канавками поршня, мм:

- верхнее компрессионное кольцо 0,04-0,075;

- нижнее компрессионное кольцо 0,03-0,065;

- маслосъемное кольцо 0,02-0,055

- Предельно допустимый зазор для всех колец 0,15.

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Вставьте поршневое кольцо в специальную оправку и измерьте зазор в замке. Вместо оправки можно вставить кольцо в цилиндр и продвинуть его поршнем, чтобы кольцо встало без перекосов.

Если зазор превышает предельно допустимый, замените кольцо. Если зазор меньше 0,25 мм, осторожно спилите надфилем концы кольца

Зазор в замках поршневых колец, мм:

Предельно допустимый 1,0

Поршневые пальцы разбиты по диаметру на три класса (1-й, 2-й, 3-й) через 0,004 мм. Класс пальца маркируется на его торце краской.

Размерные классы поршневых пальцев и поршней

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Поршень на шатун устанавливается так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в противоположную сторону от номера детали, отлитого на шатуне.

Если на нижней головке шатуна есть отверстие для выхода масла, стрелка на поршне должна быть направлена в сторону этого отверстия.

Проверка посадки поршневого пальца

Проверка посадки поршневого пальца

Проверьте посадку поршневого пальца в поршне.

Для этого смажьте поршневой палец моторным маслом и вставьте его в поршень.

Палец должен входить в поршень свободно от нажатия большим пальцем руки.

Переверните поршень так, чтобы палец встал вертикально, при этом он не должен выпадать из поршня под действием собственного веса.

Если палец выпадает из поршня, возьмите палец следующего класса.

Если из поршня выпадает палец третьего класса, замените поршень и палец

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Осмотрите шатунные вкладыши. Если на них имеются трещины, задиры, выкрашивание – замените вкладыши.

Осмотрите шатуны с крышками.

Замените погнутые шатуны.

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Наденьте поршневой палец 2 на валик 1 приспособления для установки поршневого пальца с надетым на него дистанционным кольцом 5.

Затем оденьте направляющую втулку 3 и закрепите ее винтом 4, не затягивая винт.

Размеры дистанционного кольца: наружный диаметр 22 мм, внутренний – 15 мм, толщина – 4 мм.

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Нагрейте верхнюю головку шатуна до 240 °С в печи в течение 15 минут.

Зажмите шатун в тисках, установите на него поршень, чтобы отверстия под палец совпали, и вставьте до упора приспособление с пальцем в отверстия поршня и шатуна.

Для правильной установки пальца поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки.

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

После охлаждения шатуна смажьте поршневой палец через отверстие в бобышках поршня.

Шатуны обрабатываются совместно с крышками, поэтому их нельзя разукомплектовывать.

Если при сборке шатунно-поршневой группы устанавливаются новые детали, подберите поршни к цилиндрам по классу, группе и по массе.

Поршневые пальцы и поршни также нужно подобрать по классу.

Сборку поршня с шатуном нужно производить как можно быстрее, так как шатун быстро охлаждается. После охлаждения шатуна изменить положение пальца будет невозможно.

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Обозначение ремонтного размера: 1-й ремонтный – треугольник, 2-й ремонтный – квадрат.

Обозначение группы по массе:

- увеличенная на 5 грамм - «+»,

- уменьшенная на 5 грамм – “ - ” .

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Смажьте моторным маслом поршневые кольца и канавки на поршне.

Наденьте съемником или вручную поршневые кольца соответственно сориентировав их.

Проверьте легкость перемещения колец в канавках.

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Если на кольце нанесена надпись “ Верх ” , “ Top ” или “ ВАЗ ” , установите кольцо надписью вверх, к днищу поршня.

На нижнем компрессионном кольце имеется проточка.

Кольцо должно устанавливаться проточкой вниз.

Перед установкой маслосъемного кольца поверните пружинный расширитель так, чтобы его замок находился с противоположной стороны от замка кольца.

Поверните поршневые кольца так, чтобы их замки располагались под углом 120° друг к другу.

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Вставьте вкладыш в нижнюю головку шатуна, при этом фиксирующий выступ на вкладыше должен войти в паз головки шатуна.

Вставьте вкладыш в крышку шатуна так, чтобы фиксирующий выступ на вкладыше вошел в паз крышки шатуна

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Смажьте зеркало первого цилиндра моторным маслом.

Смажьте моторным маслом оправку для установки поршней.

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Смажьте моторным маслом поршень 1-го цилиндра.

Разведите замки колец поршня под углом 120° относительно друг друга.

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Вставьте поршень в сборе с шатуном в оправку и с ее помощью установите поршень в цилиндр так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в сторону масляного насоса.

Установите крышку шатуна с вкладышем в соответствии с маркировкой, предварительно смазав вкладыш моторным маслом

Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109

Крышки на шатуны устанавливаются так, чтобы номера цилиндров на крышке и шатуне располагались с одной стороны.

Заверните две гайки крепления крышки. Аналогичным образом установите остальные поршни

Затяните динамометрическим ключом гайки крепления крышек шатунов моментом 44-54 Нм (4,4-5,4 кгс·м).

Далее собираем детали в обратном порядке.

При установке поддона картера прокладку заменяем новой, а места стыка корпуса масляного насоса и держателя заднего сальника с блоком смазываем герметиком.

Залез в свой ДВС Ваз 1.5л 8клап — а точнее в Поршневую.(Замена Колец и Шатунных вкладышей)

Ездил я ездил и начал замечать что в Горку или на затяжной подъем начинает пропадать тяга — приходиться с 4-ой переключаться на 3-тью а то и на 2-ую вообще ужс…
Машина Ваз 21099 — 98г выпуска Пробег Родной — 187219 В блок ни разу не лазили.
Думал клапана — Замерил компрессию Компрессия в норме по 12 -12.5 кг. в Котлах. Отрегулировал Клапана — тоже в норме . Масло не берет — Из Щупа дыма нету — из клапанной крышки через сапун масло не гонит, дыма тоже нету — Я в Шоке . Последнее. остается это поршневая и капиталка, расточка и замена ШПГ. X_X

Позвонил Другу спросил его свободен ли у него Гараж и не занет ли он на выходных. и Объяснил ему Ситуацию что надо залезть в ДВС и посмотреть что у меня не в порядке в нем. Он ответил что не занят и гараж свободный и мы договорились на субботу с утра .
Так же приехав домой после работы открыв Ютуб я увидел что Человек Сергей

на которого я подписан уже года 4 выложил видео о ремонте и замене ШПГ ваз 2108

Давно уже хотел проверить его доработки по двигателю и поршневой так как с головкой блока делал уже много всего . Прошло дня 2.

В субботу утром забрал друга и По пути в гараж Заехал в магазин купил прокладку головки блока ваз 2108 8 клап. старого образца. около

300р и прокладку поддона пробковую

Заехал в гараж в 10;03.

Слил масло и Антифриз . снял поддон и открутил клапанную крышку в 10;52

Отсоединил пламегаситель от коллектора и открутил его от блока и снял Головку блока . в 11;15

Замеряли — поршень стандарт (значит не точился блок) Поршни Группа — Г — 02 . размер около 76 мм с копейками. Попробовал покачать поршень цилиндрах они шатался мм на 2 — Кольца сдохли полностью.

Цилиндры Зеркало без единого задира. Промеряли цилиндры тоже в допусках с небольшим эллипсом.

Очень долго мучились сбивая крышку шатуна (бугеля), открутились легко а выходить не хотели (закоксовались) сбивали их молотком, отверткой поддевали около часа мучились. все 4-ре сняли.

Выбили Поршня — замеряли из В норме все в Допусках — Кольца на них почти не торчали за подлицо были и при снятии лопались и крошились разлетались на куски. в 12;00

Вкладыши были чуть потерты (Не критично) — Птичка выбита. Номинал.

Порешали на том что Заменим Кольца и Шатунные вкладыши. Друг поехал в магазин за ними .

Пока Он ездил Я Помыл поршня в бензине и остатком старого верхнего компрессионного кольца чистил закоксованные канавки колец и масляные отверстия в поршнях.

Почистив все поршня от кокса и грязи и помыв их — Я взял сверло на 8мм Вставил его в сверлильный станок и просверлил Юбку поршня ровно по центру. Так же сделал это во всеми другими — взяд сверло на 16мм и снял васку . Друг приехал. зашел и просто Лишился Дара речи когда увидел что я сверлю поршни — Я много всего Матного выслушал от него и в конце он сказал — писта Рулю и на них ты долго ты не отъездишь это было в 13;46
С кривым взглядом на меня — Поставили Новые кольца СТК на поршня. в 14;35
Поставили новые вкладыши и Воткнули поршневую в блок залезла туго с новыми кольцами =) в 15;01

Поставил поддон обратно на место закрутил все болты .
Поставили Головку блока, обжали ее подождали минут 10 и протянули есче как по книжки. в 16;23
Соединил выхлоп, прикрутил все торсики и патрубки на место.

Двигатель запустился с пол тычка — ни чего не гремит и не гудит нету посторонних шумов. дал поработать на холостых оборотах минут 20. в 17;00 я уже выехал из гаража и оставил машину на пол часа работать пока убирались в гараже.

и того… Заехал в гараж в 10;03. выехал в 17;00.
Обкатал. проехав больше 2-х тыщ не давая больше 3 тыщ оборотов и не больше 70 км в час.
Уже 192300 км Полет нормальный — с низов тянет как зверь — легко идет 160 — на 1 камере — дальше просто страшно… Компрессия выросла стала 13-13.5 по цилиндрам.

ФОРУМ МОТОРИСТОВ

Точить блок или просто менять поршни с кольцами?

Точить блок или просто менять поршни с кольцами?

Пациент: Двигатель ВАЗ-11113, форсирован, постоянно крутится до 8000 об.

Симптомы: Упала компрессия (9,5 и 9, после раскоксовки поднялась 10 и 9,5) – для данного двигателя нормой считается компрессия 12-13. В цилиндрах исчезла хонинговка. Не дымит, если не считать белый дымок – думаю это конденсат (антифриз не уходит). Масло особо не жрет, т.е. с этим вроде проблемсов нет. Но масло чернеет очень быстро. Резьба свечей в масле.
Цилиндры пока не измерял (нечем). Машинка бегает довольно сносно (но не так, как в расцвете сил).
К весне пора браться за блок. Понятно что без измерений цилиндров всё вилами на воде писано, но всё же.
Обычно считается что новые поршни с кольцами в походившие цилиндры – моветон. И действительно, после такого ремонта мотор долго не ходит, у моего знакомого в такой ситуации писец подкрался уже через 20 тыс. км (ему поставили поршни через несколько размерных классов).

Так вот – ТОЧИТЬ или НЕ ТОЧИТЬ? C условием, что, допустим, износ не превышает предельного и еще можно заменить поршни через пару классов.

Может таво, двиг раскидать, купить поршни 1-го ремонтного размера + кольца хромированные ВАЗовские и отдать блок с поршнями на расточку и хонинговку? А потом обкатать всё это нормально…
Что-то не нравится мне вариант с заменой поршней и колец, без расточки цилиндров. Простая замена колец (на нехромированные) тоже кажется бессмысленной, если поршни и цилиндры уже изношены или полопались перегородки…

С маслом в цилиндрах (6-8 кубиков) компрессия 13,5 и 13 .
Измеряю своим компрессометром.

Квазар писал(а): Пациент: Двигатель ВАЗ-11113, форсирован, постоянно крутится до 8000 об.

Симптомы: Упала компрессия (9,5 и 9, после раскоксовки поднялась 10 и 9,5) – для данного двигателя нормой считается компрессия 12-13. В цилиндрах исчезла хонинговка. Не дымит, если не считать белый дымок – думаю это конденсат (антифриз не уходит). Масло особо не жрет, т.е. с этим вроде проблемсов нет. Но масло чернеет очень быстро. Резьба свечей в масле.
Цилиндры пока не измерял (нечем). Машинка бегает довольно сносно (но не так, как в расцвете сил).
К весне пора браться за блок. Понятно что без измерений цилиндров всё вилами на воде писано, но всё же.
Обычно считается что новые поршни с кольцами в походившие цилиндры – моветон. И действительно, после такого ремонта мотор долго не ходит, у моего знакомого в такой ситуации писец подкрался уже через 20 тыс. км (ему поставили поршни через несколько размерных классов).

Так вот – ТОЧИТЬ или НЕ ТОЧИТЬ? C условием, что, допустим, износ не превышает предельного и еще можно заменить поршни через пару классов.

Может таво, двиг раскидать, купить поршни 1-го ремонтного размера + кольца хромированные ВАЗовские и отдать блок с поршнями на расточку и хонинговку? А потом обкатать всё это нормально…
Что-то не нравится мне вариант с заменой поршней и колец, без расточки цилиндров. Простая замена колец (на нехромированные) тоже кажется бессмысленной, если поршни и цилиндры уже изношены или полопались перегородки…

Опаньки, а мужики-то не знают! (с)

Чего-ж я там тогда мерял компрессометром-то, давление вакуума в гиперпространстве?

Если компрессия была весной 2006 года по 12,8 очков в котле (чужим компрессометром), а менее чем через год и 10 тыс. км. упала до 10 (по тому же прибору) очков, а потом и до 9,5 и 9 (уже по моему компрессометру) наверное это что да значит?

Практически да, именно его . Тогда для сомневающихся, еще раз. Признаки неисправностей механической части двигателя, показывающие необходимость его ремонта :
1. Расход масла, антифриза, дымность.
2. Стуки и посторонние шумы.
3. Потеря мощности, возможно, вследствие выключения отдельных цилиндров.

Где тут компрессия? Только в п.3 с помощью измерения компрессии и то, только по ее разнице по цилиндрам, можно установить неисправность - к примеру, прогар клапана, разрушение перемычки поршня и т.д.

В конкретном случае ни по одному из 3-х пунктов неисправности нет. Тогда надо сделать просто - выбросить компрессометр в мусорку . Или отдать товарищу - пусть меряет на своей машине и ее и ремонтирует .

А специально для всех любителей компрессии - очень поучительный случай из практики. Привозит к нам машину один незадачливый хозяин. Не заводится, говорит. Компрессию померил - 5 во всех цилиндрах. Короче, мотор умер, делайте капремонт. А дело в мороз было. Естественно, мы ему не поверили. Подождите, товарисчь, говорим, Ваша машина будет работать через 10 минут, только в кассу чуть-чуть заплатите. Не поверил, но заплатил. И точно, ровно через 10 минут машина отлично работала без всякого капремонта .

Мораль всей басни проста до ужаса - мотор не завелся в мороз, и все цилиндры были залиты бензином. Бензин смыл все масло со стенок, компрессия упала запредельно. После этого завести просто так мотор нельзя, потому что масло на стенки цилиндра при оборотах стартера (100 об/мин) не попадает, так как не разбрызгивается. Тогда надо масла принудительно по 1 кубику залить в цилиндры через свечные отверстия - и все, мотор работает .

Но многие этого не знают . Поэтому накручивают карбюрацию до умопомрачения - богатая смесь смывает масло со стенок, и компрессия падает. При этом масло быстро чернеет, поскольку богатая смесь всегда дает сажу, смываемую в масло. Но квазарам это невдомек, они бросаются мерить компрессию, проверяют ее возрастание при впрыскивании масла в цилиндры, а дальше с квадратными от ужаса глазами кончают свой совершенно исправный мотор .

Сколько таких моторов кончено, и не сосчитать, наверное

А вот что правда, так это то, что на переобогащенной смеси мотор кончится раньше. Но это будет только тогда, когда расход масла начнет расти. Но совершенно не тогда, когда мифическая компрессия начнет падать - может, это только карбюратор накрутили .

Движок 2101. Можно ли обойтись заменой колец?

Осенью закапало масло с мотора. Полез смотреть - течет прокладка
поддона картера. Но было не до того. Ездил. Стало течь сильнее.
Каждое утро небольшая лужа масла. Купил канистру масла. Впервые
стал доливать масло в этот двигатель.

Потом постепенно упали холостые обороты. Полез смотреть карб и
обнаружил, что из трубки вентиляции картера достаточно активно
идет дымок. Из глушителя дым не идет вообще.

Поехал на СТО. Там сразу зарядили "батенька, капремонт". Так вот
интересно - это точно капремонт (ибо 10-12 тыщ я не потяну, тем
более на старые Жигули и единовременно)?

Я так прикинул - наверное можно просто кольца поменять (видимо
залегли компрессионные, а маслосъемные работают еще). И течь
масла по-идее должна прекратиться. А то у меня еще и сцепление
начало буксовать - так я думаю еще и задний сальник каленвала
пробило.

И тяжело ли самому в гараже поменять кольца.

Самый дешевый вариант Это - замена мотора. Покупается за ооочень небольшие деньги
(а в моем случае это было и вааще без денег - за самовывоз из
гаража) какая-нибудь гнилуха (чем гнилее-тем лучше -:))
с нее снимается двигатель, а остальное выкидывается.
Двигатель на своей машине меняется. Это - "отверточная сборка",
ничего особенного в такой операции нет, только много гаек крутить.

Оформление в ГАИ у меня заняло 1 час и 26 руб.

нет особенно если есть желание проехать на перебранном движке хотя-бы полтинник, а не 5 тысяч и потом снова заморочиться переборкой.

раз 12к деревянных неподьемная сумма то
блок растачивается под ремонтный размер (если только у тебя уже не последний ремонтный)
коленвал - в шлифовку
старый комплект колец (и не только его) - в помойку

как минимум покупаются новые поршни, поршневые кольца (все в соответствии с ремонтным диаметром цилиндров в блоке), коренные/шатунные вкладыши коленвала (а это под ремонтный размер по результатам шлифовки шеек кв), упорные полукольца коленвала, сальники коленвала (передний и задний), набор прокладок для движка, прокладка поддона, прокладка гбц, прокладка крышки гбц, маслофильтр. ну и если чего еще надо по мелочи.

в случае наличия опыта переборки процедура "разобрать-собрать" может быть осуществлена двумя человеками за один день. или одним за два (правда тут уже как минимум потребуется тельфер чтобы блок вытащить). а если опыта нет - так можно и пару месяцев мотор перебирать.

книг по сабжу полно, да и "классический" двигатель достаточно прост по конструкции. но по незнанию легко наломать дров.

зы. нл, но если есть деньги только на замену колец - значит авто тебе не по карману. либо городские помойки, либо смена места работы highly recommended.

Меняем поршневые кольца на ВАЗ 2109 своими руками


Когда из выхлопной трубы машины идет сизый дым, увеличивается расход топлива и масла, это говорит об износе поршневой группы и замене ее комплектующих. В статье описана замена колец на ВАЗ 2109 своими руками, а также прилагается видео.

Когда пора менять кольца?

Поршневых колец на ВАЗ 2109 три. Они представляют собой не замкнутые обода, которые находятся на внешней стенке цилиндра в специальных канавках. Эти детали служат для уплотнения камеры сгорания, регулировки расхода масла и улучшения теплопередачи через стену цилиндра. Два компрессионных не дают проникать газам из камеры сгорания в картер, а маслосъемное снимает масло со стенок цилиндра и не дает попадать ему в камеру сгорания.

Износ деталей поршневой группы происходит примерно через 150 тысяч километров пробега из-за действия газов и трения металлических деталей. Их нужно поменять, если присутствуют следующие признаки:

  • падение компрессии;
  • увеличенный расход топлива;
  • появление сизого дыма в выхлопных газах;
  • повышенный расход масла.

Причиной ухудшения работы двигателя может быть закоксованость поршня и залегание колец. Это происходит при использовании некачественных горюче-смазочных материалов, не отвечающих рекомендациям производителей. Во время длительной эксплуатации образуется нагар, который покрывает камеру сгорания и ее детали. Поршневые кольца, покрытые нагаром «залипают» и не могут выполнять надлежащим образом своих функций. В таком случае их следует поменять или раскоксовать.

Поршень с нагаром

Пошаговая инструкция по замене

Работы по ремонту поршневой нужно выполнять на смотровой канаве, подъемнике или эстакаде.

Что понадобится?

Чтобы выполнить ремонт двигателя ВАЗ 2109 своими руками нужны следующие инструменты:

  • набор ключей;
  • набор головок;
  • воронок;
  • удлинители;
  • динамометрический ключ;
  • набор щупов;

При покупке поршневых колец для ВАЗ 2109 следует учитывать материал изготовления и их ширину. Лучше приобретать оригинальные изделия, чтобы избежать подделки.

Этапы

  1. В первую очередь нужно демонтировать своими руками головку блока цилиндров.
  2. Затем необходимо снять поддон картера мотора.
  3. Прокрутив коленчатый вал, устанавливаем его так, чтобы максимально выдвинулись гайки крепления шатунов.
  4. Открутив крепежные гайки, демонтируем крышки шатунов.
  5. С помощью молотка, легко постукивая, извлекаем поршень с шатуном из цилиндра.
  6. Разжав зазор пальцами, нужно извлечь по очереди все три изделия из канавки и демонтировать с поршня. Вместе с маслосъемным снимается его расширитель.

В таблице приведены предельные значения зазоров между заменяемой деталью и стенками канавки.

  1. При установке все детали следует тщательно смазать маслом.
  2. Установку изделий начинают с маслосъемного. Сначала устанавливается расширитель – специальная пружинка с замком. Затем на нее одевается само изделие. Замок расширителя и зазор маслосъемного кольца должны находиться напротив друг друга.
  3. Нижнее компрессионное кольцо имеет проточку и зуб. При установке они должны быть снизу детали. На верхней плоскости обычно есть надпись «ваз» либо «тор».
  4. Аналогично устанавливается верхнее компрессионное кольцо – надписью вверх.
  5. Последовательность надевания деталей следующая:
  • сначала разжимается замок настолько, чтобы деталь легко оделась на поршень;
  • затем заводится сам замок;
  • устанавливается оставшаяся часть.

После установки на поршень все детали нужно сориентировать. Ось установки поршневого пальца должна составлять с замком верхнего компрессионного кольца 45 градусов. Замок следующего изделия должен составлять угол 180 градусов по отношению к предыдущей. Таким образом, между замком маслосъемного и верхнего компрессионного угол будет составлять 90 градусов. Затем поршни и кольца отжимаются специальной оправкой и вставляются в цилиндры, их которых вынимались. Далее выполняем обратную сборку своими руками.

После замены поршневые кольца ВАЗ 2109 должны пройти обкатку. При этом нельзя нагружать двигатель, ездить по дорогам с затяжным подъемом, переключать скорости следует правильно.

Видео «Установка поршневых колец»

В этом видео показан процесс установки деталей поршневой: как установить и на что обратить внимание.


  • Воздушный фильтр ВАЗ 2109 и причины масла в нем

  • Каков порядок работы цилиндров в двигателе ВАЗ 2109?

  • Причины шума в коробке передач ВАЗ 2109 и решение проблемы

ВАЗ 2109: когда нужна замена поршневой группы

Двигатель автомобиля ВАЗ 2109

Клубы сизого дыма, идущие из выхлопной трубы, доставляют водителю достаточно много неприятностей. Часто в этом случае нужно производить ремонт двигателя.
Как выполняется замена всей поршневой на ВАЗ 2109 предлагает ознакомиться эта статья.

Особенности поршневой группы автомобиля ВАЗ 2109

Обычно, через 150 тысяч километров пути происходит видимый износ в группе поршней.
Его определить можно по некоторым признакам:

  • Повышение расхода бензина.
  • Уменьшение, меньше 10 кгс/см2, компрессии двигателя.
  • Увеличение расхода масла. Достаточно 1000 километров пробега для уменьшения уровня масла от максимальной отметки до минимальной.
  • Изменение до сизого оттенка цвета выхлопных газов.
  • Расход масла уменьшается немного после замены маслоотражательных колпачков. Это говорит о том, что нужна диагностика поршневой системы и, при необходимости, замена изношенных деталей. Допустимый износ гильз и поршней не должен быть больше 0,15 миллиметров, в этом случае можно обойтись только заменой поршневых колец.

Заменить поршневые кольцана автомобиле ВАЗ 2109 можно без снятия двигателя с машины.

Совет: После установки других поршневых колец нужна замена прокладки, расположенной между головкой и блоком цилиндра. Все другие детали, вышедшие из строя, заменяются новыми в процессе сборки.

Как разобрать поршневую автомобиля ВАЗ 2109

Если со строя вышла на авто ВАЗ 2109 поршневая, замена ее должна производиться на смотровой яме или эстакаде. Для работы своими руками нужны: набор ключей, специальный динамометрический ключ, оправка, с помощью которой обжимаются кольца на поршне.
Замена поршневого ВАЗ 2109, видео детально показывает порядок выполнения работ.
Он заключается в следующем:

  • Вытаскиваются аккумулятор, воздушный фильтр, для очистки воздуха, карбюратор, датчик, распределяющий зажигание, вентиляционный шланг.
  • Сливается смазывающая жидкость из поддона двигателя.
  • Отсоединяется датчик, указывающий температуру жидкости для охлаждения, выкручивается из блока двигателя пробка и сливается тосол.
  • От ГБ отсоединяется «печка».
  • От впускного коллектора снимается шланг от вакуумного усилителя тормозов.
  • С находящихся спереди патрубков, на ГБ, отсоединяются шланги.
  • Откручивается на хомуте болт, удерживающий приемную трубу для удаления выхлопных газов на КП, и отсоединяется приемная труба от резонаторной.
  • Разъединяется приемная труба, идущая к коллектору, от двигателя.
  • Откручиваются верхняя и нижняя гайки, фиксирующие воздухозаборник. Последняя удерживает еще и переднюю часть щита, который от горячего выхлопного коллектора защищает стартер.

Совет: Упростить, снятие и установку щитка стартера, можно удалив нижнюю проушину для его фиксации.

  • Откручивается крепеж защитного кожуха, он закрывает ремень привода распредвала.
  • Ослабляется натяжка ремня. Для этого его снимают со звездочки распредвала.
  • Удаляется звездочка.
  • Отсоединяется задняя крышка, закрывающая ремень.
  • Откручиваются винты, удерживающие головку на блоке цилиндров.
  • Отвернув все болты, крепящие головку блока, последняя, после покачивания, отрывается от БЦ и вынимается вместе с прокладкой.
  • Освобождается от крепления и удаляется крышка, установленная на картере сцепления.
  • Откручиваются винты, и извлекается поддон картера двигателя.
  • Вытаскивается маслоприемник из корпуса насоса для прокачки масла.
  • Гайки шатунных винтов отворачиваются, снимаются крышки на шатунах.
  • С легким постукиванием ручкой молотка, вынимается вверх поршень с шатуном и верхним вкладышем.

Удаление из цилиндра поршня с шатуном

Удаление из цилиндра поршня с шатуном

  • Таким способом вытаскиваются все поршни двигателя.
  • В тиски зажимается шатун, губки на тисках выполнены из мягкого металла.
  • Не прилагая большое усилие, осторожно пальцами рук нужно развести замки на кольцах поршневых, снимаются поочередно компрессионные кольца, в количестве двух штук, с поршня.
  • Удаляется одно маслосъемное кольцо.
  • Вытаскивается расширитель маслосъемного кольца.

Удаление расширителя масляного кольца

Удаление расширителя масляного кольца

Как меняются поршневые кольца

Используя старые поршневые кольца, очищаются канавки поршней от нагара.
Прежде, чем будет производиться замена поршневых колец на ваз 2109, их нужно обкатать по поршневым канавкам. Если кольца закусывает, детали необходимо притереть с помощью наждачной бумаги с мелким зерном.
Для удобства ее укладывают на стекло.

Совет: Необходимо обращать особое внимание на второе компрессионное кольцо. Оно достаточно жесткое, а значит очень хрупкое и его легко можно поломать.

Заменить поршневые кольца ВАЗ 2109 нужно после измерения щупами зазора между новым поршневым кольцом и стенкой канавки. На фото показано как это делается.
Существует специальная инструкция, согласно которой в поршневых канавках допустимые зазоры для колец должны быть в пределах значений, указанных в таблице.

Кольцо Зазор, который должен быть между кольцом поршневым и расположенной на поршне, стенкой канавки
Компрессионное верхнее кольцо 0,04 — 0,075
Компрессионное нижнее кольцо 0,03 — 0,065
Маслосъемное кольцо 0,02 — 0,055

Проверка зазора

  • При превышении наибольшего допустимого зазора, требуется замена поршневых колец на ВАЗ 2109 своими руками.
  • Надписи «ТОР» или «ВАЗ» при установке маслосъемного и верхнего компрессионного колец должны находиться вверху.
  • Проточкой вниз ориентируется нижнее компрессионное кольцо.
  • На поршень кольца одеваются в такой последовательности:
  1. замок кольца раздвигается в таких пределах, чтобы кольцо можно было на поршень легко одеть;
  2. замок кольца заводится на поршень;
  3. устанавливается тыльная часть детали.

На поршень установка новых колец начинается от расширителя маслосъемного кольца. После монтажа кольцо замка расширителя должно быть развернуто относительно замка кольца на 180 градусов.
После установки всех колец на поршень, их необходимо сориентировать таким образом, чтобы 45 градусов составлял угол между замком компрессионного верхнего кольца и осью установки поршневого пальца. Замок на нижнем кольце компрессионном разворачивается на 180 градусов, а 90 градусов должен быть угол между замком на маслосъемном кольце и замком на верхнем компрессионном кольце.
Итак:

  • При нарушении технологии монтажа колец смазывающая жидкость может проникать в цилиндр, что приведет к образованию нагара на стенках в камере сгорания, из глушителя будет выходить дым, расход масла значительно увеличится. На поршень кольца можно одевать только специальными щипчиками или, используя специальное приспособление.
  • При монтаже узла, качественным моторным маслом, нужно смазать зеркало цилиндра, кольца и поршень.
  • На поршень надевается оправка, ею же обжимаются кольца, при самоустановке колец по оправке нужно слегка постукивать рукояткой молотка.
  • В нижнюю крышку на шатуне устанавливаются вкладыши. Перед этим постели в шатуне и в крышке для вкладышей насухо вытираются.
  • Шатунная шейка коленвала, поверхность внутри вкладышей смазываются качественным моторным маслом.
  • На днище поршня стрелка, ориентируя так, чтобы ее направление было к шкиву коленвала, поршень ставится в гильзу блока.
  • Поршень необходимо утопить в цилиндр. Оправку нужно прижать к блоку, а по дну поршня простучать ручкой молотка. Одновременно необходимо следить за продвижением шатуна к шейке коленвала.
  • Крышка устанавливается на шатун, гайки нужно затягивать моментом, величина которого примерно 5 кгс/м.

Как обкатывать автомобиль после установки новых поршневых колец:

  • Автомобиль полностью нельзя нагружать.
  • Своевременно совершать переключение передач.
  • Дороги не должны иметь затяжные подъемы.
  • Постоянно проводить контроль уровня масла.
  • Нельзя долго простаивать в пробках и резко ускоряться.
  • Менять смазывающую жидкость и масляный фильтр нужно после 1000 километров пути.

Как выполняется ремонт поршневой ВАЗ 2109

Если износ в цилиндрах превышает 0,15 миллиметров, нужна расточка цилиндров и замена поршней и колец под следующий ремонтный размер:

Ремонт поршневой в БЦ выполняется таким образом:

Измерение нутромером диаметра цилиндра

Измерение нутромером диаметра цилиндра

  • В зоне первого пояса износа цилиндра практически нет. Поэтому о размере износа в остальных поясах детали можно определять по разности диаметров между этим поясом цилиндра и остальными.

Пояса для контроля износа цилиндра

Пояса для контроля износа цилиндра

Совет: Крышки на шатуне не могут быть взаимозаменяемыми. На крышке шатуна и детали указывается номер цилиндра, куда можно установить шатун. Когда производится замена поршня ВАЗ 2109 , с одной стороны должны быть расположены цифры на шатуне.

  • Таким же путем производится замена поршней на ВАЗ 2109 всех оставшихся.
  • В обратной последовательности разборки собирается двигатель после того, как установлен последний поршень.

Хорошо показана замена поршней ВАЗ 2109 на видео.

Как правильно обкатать двигатель после замены поршневой

Правильная обкатка автомобиля имеет большое значение после того как выполнена замена всей поршневой на ВАЗ 2109. К этому нужно относиться очень внимательно, так же как и к ремонту.
С особым вниманием следует обращаться с теми узлами, у которых детали между собой связаны трением, а КПД зависит от оптимальных зазоров, с которыми они должны прилегать друг к другу.
Итак:

  • Скорость автомобиля, после монтажа новых поршней, не должна превышать больше 60 километров за один час на 1000 километров пробега. Это нужно для притирки трущихся между собой деталей.
  • Основной целью обкатки является сглаживание всех микронеровностей. Это происходит трением между собой деталей, пока не будет обеспечено полное их прилегание.
    Повышенное нагревание деталей мотора возникает при большом трении при «притирке».
  • Это и указывает на то, что двигатель должен работать со щадящими, минимальными нагрузками.

Соблюдение всех этих правил, после того, как произведена замена поршня на ВАЗ 2109,обеспечит использование автомобиля долгое время в хорошем состоянии.

Читайте также: