Замена коленвала газель 405

Обновлено: 05.07.2024

Замена коленвала газель 405

Коленчатый вал — отлит из высокопрочного чугуна, пятиопорный, имеет для лучшей разгрузки опор восемь противовесов

Износостойкость коренных, шатунных шеек и поверхности заднего фланца под манжету обеспечивается закалкой токами высокой частоты.

Галтели коренных и шатунных шеек вала накатываются роликами для их упрочнения. Вал динамически сбалансирован.

Снятие и разборку коленчатого вала можно посмотреть в статье – «Снятие и разборка коленчатого вала двигателя».

Подсборку шатунно-поршневой группы можно посмотреть в статье – «Подсборка шатунно-поршневой группы».

В коренных (кроме средней) и шатунных шейках просверлены сквозные отверстия, которые соединяются косыми сверлениями, проходящими сквозь шейки и щеки вала, данные каналы служат для подачи масла к шатунным подшипникам.

В месте выхода сверлений в щеках находятся специальные грязеулавливающие полости, закрытые резьбовыми пробками.

В процессе вращения коленчатого вала грязь, находящаяся в масле, отделяется за счет действия центробежной силы инерции и накапливается в этих полостях.

Происходит дополнительная, помимо фильтра, очистка масла.

При проведении ремонта двигателя пробки необходимо выворачивать и очищать грязеулавливающие полости и масляные каналы коленчатого вала от грязи и отложений.

Резьбовые пробки устанавливаются на анаэробный герметик «Стопор-9» для предотвращения их самоотворачивания.

Средний упорный подшипник коленчатого вала

Осевое перемещение вала ограничено двумя шайбами 3 (Рисунок 1), расположенными по обе стороны среднего (третьего) коренного подшипника.

Каждая из упорных шайб состоит из двух полушайб: верхней и нижней.

Направление вращения коленчатого вала — правое (при направлении взгляда со стороны шкива-демпфера).

На переднем конце коленчатого вала установлены: ведущая звездочка 7 привода распределительных валов, втулка 6 и шкив - демпфер 3 с зубчатым диском синхронизации, которые закреплены стяжным болтом 1

Для предотвращения самоотворачивания стяжного болта применена зубчатая термоупрочненная шайба 15.

Наружная поверхность стальной втулки 6 для увеличения износостойкости закалена токами высокой частоты.

Передний конец коленчатого вала со шкивом

Передний конец коленчатого вала уплотняется армированной однокромочной резиновой манжетой с пружиной и пыльником, а также резиновым кольцом 14 (Рисунок 2), установленным между распорной втулкой и звездочкой.

Шкив-демпфер коленчатого вала имеет специальный эластичный резиновый элемент, служащий для гашения крутильных колебаний коленчатого вала, благодаря чему уменьшается шум и облегчаются условия работы цепного привода распределительных валов.

Шкив-демпфер подвергнут статической балансировке.

Зубчатый венец шкива-демпфера служит для подачи импульсов датчику синхронизации, с помощью которых микропроцессорный блок системы управления определяет частоту вращения коленчатого вала и положение коленчатого вала относительно ВМТ.

На диске демпфера нанесена риска, по совпадению которой с выступом на крышке цепи определяется нахождение поршня первого цилиндра в ВМТ.

Задний конец коленчатого вала с маховиком

На цилиндрический выступ заднего конца коленчатого вала (Рисунок 3) и штифт 7, запрессованный в задний фланец коленчатого вала, установлен маховик 6, прикрепленный к фланцу шестью самостопорящимися болтами 11 через термоупрочненную шайбу 9.

Термоупрочненная шайба применена для увеличения надежности соединения.

В гнездо маховика установлены распорная втулка 8 и подшипник 10 носка первичного вала коробки передач.

Задний конец коленчатого вала уплотняется армированной однокромочной резиновой манжетой 5 с пружиной и пыльником, установленной в сальникодержатель 4.

Центрирование задней манжеты 5 относительно коленчатого вала достигается благодаря выступам сальникодержателя.

Маховик — отлит из серого чугуна, имеет напрессованный стальной, упрочненный закалкой токами высокой частоты зубчатый венец.

Центрирование маховика относительно коленчатого вала осуществляется посадкой его на цилиндрический выступ заднего фланца коленчатого вала. Маховик подвергается статической балансировке отдельно от коленчатого вала.

Вкладыши подшипников коленчатого вала и шатунов — сталеалюминевые. Верхние вкладыши коренных подшипников с канавками и отверстием для подачи масла, нижние - без канавок.

Верхние и нижние вкладыши шатунных подшипников — одинаковые, с отверстием для подвода масла в масляный канал шатуна.

Нижние полушайбы упорного подшипника имеют выступ, который входит в паз крышки среднего коренного подшипника.

На антифрикционном слое полушайб выполнены специальные канавки. При установке полушайбы должны быть обращены поверхностью с канавками в сторону коленчатого вала.

Контролируемые параметры коленчатого вала при проверке технического состояния приведены в таблице.

При наличии трещин любого характера коленчатый вал подлежит выбраковке.

Удаление отложений в коленчатом валу

Для удаления отложений из полостей шатунных шеек и масляных каналов необходимо вывернуть четыре пробки из шатунных шеек, промыть раствором каустической соды (NaOH), нагретым до плюс 80°С, и металлическим ёршиком тщательно прочистить полости и каналы.

Промыть полости керосином и высушить сжатым воздухом, после чего завернуть пробки на место моментом 37. 51 Нм (3,8. 5,2 кгсм), предварительно нанеся на их резьбовую поверхность анаэробный герметик «стопор-9».

В процессе работы коренные и шатунные шейки коленчатого вала изнашиваются, теряют геометрическую форму, что снижает работоспособность кривошипно-шатунного механизма, вызывает повышенный износ цилиндров и поршневых колец, при этом может произойти выталкивание поршневым пальцем стопорных колец из канавок в поршне и выход поршневого пальца из поршня.

Коренные и шатунные шейки коленчатого вала в результате износа принимают форму конуса и овала.

Если коренные и шатунные шейки изношены более максимально допустимых размеров и если конусность и овальность шеек более 0,04 мм, то шейки вала необходимо шлифовать в один из ремонтных размеров.

Все одноименные шейки шлифуют в один ремонтный размер. Острые кромки фасок масляных каналов притупляют конусным абразивным инструментом, а затем шейки и фаски полируют. Радиусы галтелей коренных и шатунных шеек —2 мм.

При износе поверхности заднего фланца или поверхности ступицы шкива - демпфера под рабочей кромкой манжеты сместить манжету для контакта ее рабочей кромки с неизношенной поверхностью и предотвращения утечек масла, для этого установить распорное кольцо между манжетой и сальникодержателем или крышкой цепи.

При повреждении резьбы в отверстиях до двух ниток ее восстанавливают прогонкой под размер рабочего чертежа. Если сорвано две и более ниток, то ремонт производят:

- резьба в отверстиях под болты крепления маховика - установкой резьбовых спиральных вставок,

- резьба в отверстии под стяжной болт - нарезанием ремонтной резьбы;

- резьбы в отверстиях под пробки - нарезанием ремонтной резьбы

Контролируемые параметры при ремонте коленчатого вала

Контролируемые параметры при ремонте коленчатого вала

Балансировка

Схема балансировки коленчатого вала

Коленчатый вал балансируется методом динамической балансировки.

Допустимый дисбаланс – 18 гсм, в плоскостях, проходящих через крайние коренные шейки.

Устраняют дисбаланс высверливанием отверстий Ø 14 мм, на глубину не более 25 мм в радиальном направлении из противовесов.

Пересечение отверстий и выход на поверхности торцев противовесов не допускается.

Шкив демпфер коленчатого вала балансируется методом статической балансировки.

Допустимый дисбаланс – 15 гсм. Устраняют дисбаланс высверливанием отверстий Ø 10 мм, на глубину не более 12 мм,

с учетом конуса сверла в диске демпфера в радиальном направлении на расстоянии 10,5 мм от задней плоскости.

Расстояние между осями отверстий не менее 18 мм.

Схема балансировки маховика

Маховик балансируется статическим методом.

Допустимый дисбаланс 15 гсм. Устраняют дисбаланс высверливанием отверстий Ø 14 мм,

на глубину не более 12 мм, с учетом конуса сверла со стороны противоположной креплению сцепления на радиусе 115 мм.

Снятие, ремонт и установка коленчатого вала ЗМЗ0-405

Отвернуть шесть болтов 1 крепления маховика, снять шайбу 2 болтов маховика.

Снять маховик 3.

Снятие и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Отвернуть шесть болтов 1 и снять сальникодержатель 2 с запрессованным в нем задним сальником 3 коленчатого вала.

Снять прокладку сальникодержателя.

Снятие и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Если не нужно вынимать поршни из цилиндров, можно не снимать головку блока, достаточно отвернуть гайки 3 шатунных болтов, снять крышки 5 шатунов и осторожно продвинуть поршни в цилиндры.

Отвернуть болты 1 и снять крышки 6 коренных подшипников.

Так как крышки сидят плотно, сбить их несильными ударами молотка. Вынуть верхние полушайбы 4 упорного подшипника.

Вынуть коленчатый вал 2 с зубчатым колесом и втулкой 7 в сборе.

Вынуть из постелей коренных подшипников и крышек вкладыши коренных подшипников и нижние полушайбы упорного подшипника.

Проверка и ремонт

Промыть все детали бензином и просушить.

Осмотреть коленчатый вал. Если на нем имеются трещины, его нужно заменить.

Снятие и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Вывернуть пробки, промыть бензином и продуть сжатым воздухом масляные каналы коленчатого вала. Завернуть пробки и затянуть их моментом 38–42 Н·м (3,8–4,2 кгс·м).

Если на коренных и шатунных шейках имеются незначительные задиры, риски, царапины или овальность шеек превышает 0,01 мм, их следует прошлифовать под ремонтный размер.

После шлифовки отполировать шейки. Шлифовать шейки вала нужно под один из ремонтных размеров, указанных в таблице.

Острые кромки фасок масляных каналов притупить с помощью абразивного конуса.

После шлифовки промыть коленчатый вал и продуть сжатым воздухом масляные каналы.

После шлифования шеек коленвала нужно устанавливать вкладыши коренных и шатунных подшипников соответствующего ремонтного размера.

Осмотреть вкладыши коренных подшипников. Если на них есть риски, задиры, царапины, отслоения, вкрапления твердых частиц и т.д., вкладыши заменить.

Осмотреть маховик. Если повреждены зубья венца маховика, есть задиры, царапины и т.д. на поверхности, прилегающей к ведомому диску сцепления, маховик заменить.

Если на маховике имеются трещины, его также надо заменить.

Снятие и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

В маховик запрессован подшипник носка первичного вала закрытого типа.

Осмотреть подшипник, при обнаружении дефектов (большой люфт, заедание, повреждение защитных колец и т.д.) выпрессовать его из маховика.

Запрессовать новый подшипник заподлицо с нижней гранью фаски отверстия в маховике

Снятие и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Осмотреть передний и задний сальники коленчатого вала в крышке цепи (на фото) и сальникодержателе.

На них не должно быть повреждений (надрывов, вырывов или большого износа рабочей кромки и т.д.).

Поврежденные сальники заменить. Для этого вынуть с помощью отвертки старый сальник и запрессовать новый.

При большом пробеге автомобиля рекомендуется при разборке двигателя заменить оба сальника.

Измерить диаметры коренных и шатунных шеек коленвала.

Если диаметры шатунных шеек меньше 55,92 мм, коренных — 61,92 мм, нужно прошлифовать шейки под ремонтный размер.

Шлифовать нужно все коренные или шатунные шейки, даже если только одна шейка меньше указанного предельно допустимого размера.

Разборка коленчатого вала

Разборка коленчатого вала требуется перед шлифовкой его шеек, и для замены звездочки привода газораспределительного механизма.

Снятие и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Съемником спрессовываем муфту.

Если съемника нет, снимаем ее ударами через латунную оправку.

Снятие и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-405, ЗМЗ-406
Снятие и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Поддев отверткой, снимаем резиновое кольцо, предварительно выбив шпонку из прорези вала.

Спрессовываем звездочку латунной оправкой и, поддев отверткой, извлекаем шпонку звездочки.

Снятие и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

После шлифовки шеек коленчатого вала болтом с головкой “на 14” и законтренными гайками выворачиваем заглушки.

Каналы для прохода масла в коленчатом валу тщательно очищаем от отложений и остатков абразива.

Промываем каналы коленчатого вала керосином, бензином или дизельным топливом и продуваем сжатым воздухом.

Снятие и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-405, ЗМЗ-406
Снятие и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Заворачиваем заглушки масляных каналов на место

Бородком раскерниваем кромки заглушек

Собираем вал в обратной последовательности. Запрессовку звездочки и муфты начинаем с установки соответствующих шпонок в паз коленчатого вала.

Снятие и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Установка

Установку производят в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:

В крышки коренных подшипников устанавливают вкладыши без канавок, а в постели — с канавками.

Верхние полушайбы упорного подшипника устанавливают в проточки постели 3-го коренного подшипника антифрикционным слоем к щеке коленчатого вала, нижние — вместе с крышкой, при этом усики полушайб должны войти в проточки крышки.

Перед установкой смазать коренные и латунные шейки коленчатого вала, вкладыши коренных подшипников и полушайбы упорного подшипника моторным маслом.

Болты крышек коренных подшипников затянуть моментом 100–110 Нм (10–11 кгс·м).

Болты крепления маховика затянуть моментом 72–80 Н·м (7,2–8,0 кгс·м). Перед присоединением шатунов провернуть коленчатый вал. Он должен вращаться легко, без заеданий.

Ремонт двигателя ЗМЗ 406 своими руками в гараже.

Специально для статьи был приобретен двигатель змз 406 с большим пробегом. По словам старого хозяина он пробежал более 600 тысяч км в разных условиях и эксплуатировался разными водителями, в том числе и пилотами, для которых капот является частью обшивки автомобиля, а не крышкой моторного отсека.

Этот двигатель тупо разобрали по болтикам без всякой диагностики неисправностей, так как пробег большой и делать надо всё. Сняв и почистив голову увидели: седла клапанов, особенно выпускных, обсевшие, т.е. это приведёт к снижению или потере компрессии. На фото видно, что клапана сидят глубже поверхности камеры сгорания. Кстати, для хозяев этих машин и начинающих мотористов, это очень серьезная неисправность для двигателя с гидрокомпенсаторами, которой необходимо уделить должное внимание. Замерами и цифрами в этой статье увлекаться не будем, она есть в соответствующей литературе, чтобы не упустить некоторых важных моментов.

Здесь тоже видно, как утоплены клапана, правда изображение некачественное.

Соответственно головку блока везем в мастерскую на замену направляющих втулок клапанов, сёдел клапанов и шлифовку, блок на расточку цилиндров под новые ремонтные поршня, а коленвал и промвал на шлифовку. Что приятно удивило - размеры шеек коленвала на несколько соток оказались ниже допуска, хоть и блок внутри был покрыт толстым слоем масляного нагара. Но в принципе тут нечего удивляться - это заводское качество.

Пока ждем результатов обработки, есть время разобраться с другими деталями.

Проверяем износ втулок верхней головки шатуна - как правило, лучше конечно замена.

Проверяем износ большой звездочки промежуточного вала со стороны их прилегания, если присутствует выработка от стопорной пластины, то её завариваем полуавтоматом и отдаем шлифовать -

чтобы получилось вот так.

Теперь выработки, как показывает практика, в этом месте никогда не будет, ввиду изменения структуры металла.

Проверяем маховик, если присутствует выработка от диска сцепления, то отдаем токарю или шлифовщику на проточку.

Привезли блок - как видно, кроме расточки, его еще шлифовали из-за небольшого коробления поверхности вовремя эксплуатации. Если исходить из практики то б/у блоки после расточки выхаживают на много больше, чем новые, так как за время работы получили многочисленные термические обработки, усадки металла и т.д.

Да, шлифовать блок надо обязательно с передней крышкой, чтобы они лежали в одной плоскости.

Теперь его следует хорошо отмыть и удалить всю стружку из масляных каналов.

После чистки блока чистим коленвал. Выкрутив пробки коленвала нередко приходится наблюдать такую картину - отверстие почти целиком забито отложениями масляного нагара. Чистим, промываем, продуваем.

Бывает, что грани пробки срезает, то тогда можно к ней приварить болт и выкрутить.

Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

Коленвал двигателя ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь отлит из высокопрочного чугуна, с пятью коренными и четырьмя шатунными шейками. Диаметр коренных шеек – 62,0 мм, шатунных – 56,0 мм.

Вал снабжен восемью противовесами, отлитыми за одно целое с валом. Противовесы выполнены на продолжении щек вала и предназначены для уравновешивания сил и моментов инерции, возникающих при движении кривошипно-шатунного механизма во время работы двигателя.

Коленвал ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь динамически сбалансирован (допустимый дисбаланс в плоскостях, проходящих через крайние коренные шейки – не более 18 гсм).

Для подачи масла от от коренных шеек к шатунным в щеках вала выполнены отверстия. Полости в шатунных шейках закрыты резьбовыми пробками и предназначены для центробежной очистки моторного масла от твердых частиц и отложений.

При ремонте коленчатого вала необходимо отворачивать пробки и очищать каналы от скопившихся отложений.

Осевое перемещение коленчатого вала ограничивается упорными сталеалюминиевыми полушайбами, расположенными по обе стороны среднего (третьего) коренного подшипника.

Антифрикционным слоем полушайбы обращены к щекам коленвала. Для предотвращения проворачивания, на нижних полушайбах выполнены выступы, которые входят в пазы крышки коренного подшипника. Величина осевого зазора составляет 0,06–0,27 мм.

На переднем конце коленвала ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь на шпонках установлены ведущая звездочка привода распределительных валов, втулка и шкив привода вспомогательных агрегатов, который также выполняет роль демпфера крутильных колебаний (для уменьшения шума и защиты механизма газораспределения, за счет снижения амплитуды крутильных колебаний коленчатого вала на резонансных частотах при помощи резинового массива, запрессованного между диском и ступицей шкива).

Эти детали стянуты болтом, ввернутым в отверстие носка вала. Кроме того на шкиве выполнен зубчатый диск для обеспечения работы датчика положения коленчатого вала.

Передний и задний концы коленвала уплотнены сальниками, запрессованными, соответственно, в переднюю и заднюю крышки, прикрепленные к торцам блока цилиндров.

К заднему концу коленчатого вала (фланцу) шестью болтами прикреплен маховик, отлитый из серого чугуна.

На маховик напрессован стальной зубчатый венец для пуска двигателя стартером. В центральное отверстие маховика запрессованы распорная втулка и шарикоподшипник первичного вала коробки передач.

После механической обработки маховик ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь статически балансируют. Допустимый дисбаланс 15 гсм.

Коренные и шатунные подшипники коленчатого вала состоят из тонкостенных вкладышей, изготовленных из малоуглеродистой стальной ленты с тонким слоем антифрикционного высокооловянистого алюминиевого сплава.

В каждом подшипнике установлено по два вкладыша. Осевому перемещению и проворачиванию вкладышей в постелях блока или в шатунах препятствуют фиксирующие выступы на вкладышах, входящие в соответствующие пазы в постелях блока или в шатунах.

Верхние вкладыши коренных подшипников коленвала имеют кольцевую канавку и отверстие, нижние – без них.

Через отверстие верхнего вкладыша масло поступает к подшипнику из канала в постели блока, а через отверстие в коленчатом валу – к шатунному подшипнику.

Отверстие в шатунном вкладыше совпадает с отверстием в шатуне. Диаметральный зазор между шейкой вала и вкладышами составляет 0,019–0,073 мм – для коренных и 0,009–0,063 мм для шатунных подшипников.

Для обеспечения указанных зазоров и исключения деформации деталей гайки шатунных болтов и болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь затягивают динамометрическим ключом предписанным моментом.

Ремонтные вкладыши коренных и шатунных подшипников (трех ремонтных размеров) выпускаются под шейки коленчатого вала, уменьшенные на 0,25; 0,50; 0,75 мм.

Основные детали ГРМ двигателя ЗМЗ-405

Гидротолкатель ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь - стальной. Внутри его корпуса установлен гидрокомпенсатор с обратным шариковым клапаном.

Рис.8 - Гидротолкатель ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь

1 – направляющая втулка гидрокомпенсатора; 2 – корпус гидротолкателя; 3 – стопорное кольцо; 4 – корпус гидрокомпенсатора; 5 – поршень гидрокомпенсатора; 6 – обратный шариковый клапан; 7 – пружина

Масло внутрь толкателя поступает из магистрали в головке блока цилиндров через отверстие в корпусе толкателя.

Гидротолкатель двс ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь автоматически обеспечивает беззазорный контакт кулачка распределительного вала с клапаном, компенсируя износ кулачка, торца корпуса толкателя, клапана, фасок седла и тарелки клапана.

На долго неработавшем холодном двигателе возможно появление стука гидротолкателей, который должен исчезнуть по мере прогрева двигателя до рабочей температуры.

Замена гидротолкателей клапанов двигателя ЗМЗ-405

Замену гидротолкателей клапанов двигателя ЗМЗ-405 выполняем при появлении характерного стука в клапанном механизме во время работы двигателя.

Стук клапанов в течение полутора-двух минут работы двигателя на холостом ходу, а при отрицательных температурах – в течение трех-четырех минут, не является браковочным признаком и основанием для замены гидротолкателей.

Снимаем крышку головки блока цилиндров. Для оценки состояния гидротолкателя отверткой нажимаем на его торец, прикладывая усилие по оси перемещения толкателя.

При этом кулачок вала должен быть обращен к толкателю «затылком» и не нажимать на него – этого положения добиваемся, проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке.

Если толкатель упруго прожимается при кратковременном приложении усилия около 1 кгс (10 Н) – это свидетельствует о наличии воздуха в камере высокого давления компенсатора гидротолкателя.

Если после снятия усилия в 1 кгс между торцем толкателя и «затылком» кулачка остается зазор в течение 10–15 с – это свидетельствует о негерметичности обратного клапана компенсатора.

Наличие зазора между торцем толкателя и «затылком» кулачка свидетельствует о подклинивании компенсатора толкателя.

Во всех этих случаях необходимо заменить гидротолкатель. Для этого снимаем распределительный вал. С помощью магнита или присоски извлекаем гидротолкатель из гнезда в головке блока цилиндров.

Перед монтажом нового гидротолкателя двс ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь необходимо опустить его в емкость с моторным маслом и несколько раз нажать на гидрокомпенсатор до прекращения выхода пузырьков воздуха. Компенсатор должен перестать пружинить, став жестким.

Распределительные валы впускных и выпускных клапанов двигателей отлиты из чугуна. Профили кулачков на обоих валах одинаковые. Валы вращаются в пяти опорах головки блока цилиндров.

Кулачки по ширине смещены на 1 мм относительно оси гидротолкателей, что придает толкателю вращательное движение. В результате уменьшается износ толкателя и его гнезда в головке блока цилиндров.

Осевое перемещение распредвала ЗМЗ-405 ограничивается стальным или пластмассовым упорным фланцем, который входит в проточку передней опорной шейки вала и в выточку крышки передней опоры.


Рис.9 – Привод распредвалов двигателя ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь

1 – звездочка коленчатого вала; 2,8 – рычаг натяжного устройства со звездочкой; 3 – гидронатяжитель нижний; 4 – цепь нижняя; 5 – звездочка промежуточного вала ведомая; 6 – звездочка промежуточного вала ведущая; 7 – опора болта натяжного устройства; 9 – гидронатяжитель верхний; 10 – шумоизоляционная шайба; 11 – цепь верхняя; 12,18 – установочные метки на звездочках; 13,17 – установочные штифты; 14 – звездочка
распределительного вала впускных клапанов; 15 – успокоитель цепи верхний; 16 – звездочка распределительного вала выпускных клапанов; 19 – верхняя плоскость головки цилиндров; 20 – успокоитель цепи средний; 21 – успокоитель цепи нижний; М1 и М2 – установочные метки блока цилиндров

Привод распредвалов цепной, двухступенчатый. Первая ступень – от коленчатого вала на промежуточный вал, вторая ступень – от промежуточного вала на распределительные валы.

Нижняя цепь ГРМ ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь (первой ступени) имеет семьдесят звеньев, а верхняя (второй ступени) – девяносто звеньев.

Звездочки цепных передач выполнены из высокопрочного чугуна, за исключением стальной ведущей звездочки второй ступени на промежуточном валу.

На коленчатом валу расположена ведущая звездочка с 23 зубьями, на промежуточном – ведомая звездочка первой ступени с 38 зубьями и ведущая звездочка второй ступени с 19 зубьями, на распределительных валах – звездочки с 23 зубьями.

На торцах звездочки коленчатого вала, ведомой звездочки промежуточного вала и звездочек распределительных валов имеются установочные метки для правильной установки фаз газораспределения.

Промежуточный вал – стальной, двухопорный, вращается во втулках, запрессованных в отверстия приливов блока цилиндров, справа.

От осевых перемещений промежуточный вал удерживается упорным фланцем, который расположен между торцом передней шейки вала и ступицей ведомой звездочки и закреплен двумя болтами на переднем торце блока цилиндров.

Натяжение цепей обеспечивают два гидронатяжителя ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь, которые воздействуют на правые ветви обеих цепей.

Гидронатяжитель верхней цепи установлен в гнезде головки блока цилиндров, а нижней – в гнезде передней крышки.

Гидронатяжитель стальной, выполнен в виде плунжерной пары, состоящей из корпуса и плунжера.

Гидротолкатель ЗМЗ-405 монтируют на двигатель в «заряженном» состоянии (плунжер удерживается в корпусе стопорным кольцом). В рабочем состоянии гидротолкатель работает следующим образом.

Под действием пружины и давления масла, поступающего из масляной магистрали, плунжер надавливает на рычаг натяжного устройства. Рычаг, поворачиваясь на оси, надавливает звездочкой натяжного устройства на цепь, натягивая ее.

Для предотвращения биений рабочие ветви обоих цепей проходят через пластмассовые успокоители. Каждый успокоитель прикреплен двумя болтами:верхний и средний – к переднему торцу головки блока цилиндров, нижний – к переднему торцу блока цилиндров.

Датчик коленвала ЗМЗ 405

Индуктивный датчик ЗМЗ-406 (0 261 210113 или 406.3847113) автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 предназначен для определения углового положения коленвала, синхронизации работы блока управления с рабочим процессом двигателя и определения частоты его вращения.

Датчик коленвала ЗМЗ 406 представляет собой индуктивную катушку 1 с магнитом 3 и сердечником 7. Датчик работает совместно с зубчатым диском синхронизации 8, установленном на шкиве коленчатого вала.

Как проверить датчик коленвала Газель Волга ЗМЗ 405 ДВС

И так как же проверить работоспособность датчика коленвала ЗМЗ 405 и 406. Для этого нам понадобится: простой тестер (или как его еще называют эска). И выставляем уровень замера на диод

Далее берем датчик коленвала и начинаем прозванивать его измеряя сопротивление. Для этого зажимаем 1 и 3 контакт датчика. Как видно из скриншота сопротивление приблизительно равно: 696 Ом.

Важно: Рабочие сопротивление исправного датчика коленвала ЗМЗ 405 и 406 = от 650 до 750 Ом

Теперь проверяем в обратном порядке, зажимаем 3 и 1 контакт датчика. Если он прозванивается то контакты рабочие.

Теперь проверим сам датчик на индуктивность. Для этого зажимаем 1 и 3 контакт и любым железным предметом прикасаемся к фишке как показано на изображении. Если значение изменяется то датчик рабочий.

Видео: Проверка исправной работы датчика коленвала ЗМЗ 405

Основные неисправности датчика коленвала ЗМЗ 405 – 406

Как и любой механизм ДПКВ ЗМЗ 405 -406 может оказаться неисправным. В большинстве случаев этими неисправностями могут быть:

  • Механические повреждения проводки и самого датчика
  • Попадание влаги в рабочие элементы и контакты

Все это обнаруживается визуальным осмотром ДПКВ. И в случае неисправности необходима его замена.

Пошаговая инструкция замены датчика коленвала ЗМЗ 405 – 406

И так приступаем к замене датчика коленвала ЗМЗ 405 -406 и первое, что нам необходимо сделать это демонтировать старый:

  1. Снимаем грязезащитный щиток двигателя
  2. Нажимаем пружинный фиксатор колодки жгута проводов системы управления двигателем
  3. Далее отсоединяем колодку жгута проводов от колодки проводов датчика
  4. Выводим колодку проводов датчика из держателя, прикрепленного к ресиверу впускного трубопровода
  5. Шлицевой отверткой отворачиваем винт крепления датчика фаз к крышке привода ГРМ
  6. Вынимаем датчик из гнезда в крышке.

Собираем все в обратном порядке. Ну вот и все, что я хотел вам рассказать про замену датчика коленвала ЗМЗ 405 – 406. До скорых встреч.

Замена коленвала газель 405


Коленвал двигателя ЗМЗ-405

Коленвал двигателя ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь отлит из высокопрочного чугуна, с пятью коренными и четырьмя шатунными шейками. Диаметр коренных шеек – 62,0 мм, шатунных – 56,0 мм.

Вал снабжен восемью противовесами, отлитыми за одно целое с валом. Противовесы выполнены на продолжении щек вала и предназначены для уравновешивания сил и моментов инерции, возникающих при движении кривошипно-шатунного механизма во время работы двигателя.

Коленвал ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь динамически сбалансирован (допустимый дисбаланс в плоскостях, проходящих через крайние коренные шейки – не более 18 гсм).

Для подачи масла от от коренных шеек к шатунным в щеках вала выполнены отверстия. Полости в шатунных шейках закрыты резьбовыми пробками и предназначены для центробежной очистки моторного масла от твердых частиц и отложений.

При ремонте коленчатого вала ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь необходимо отворачивать пробки и очищать каналы от скопившихся отложений.

Осевое перемещение коленчатого вала ограничивается упорными сталеалюминиевыми полушайбами, расположенными по обе стороны среднего (третьего) коренного подшипника.

Антифрикционным слоем полушайбы обращены к щекам коленвала. Для предотвращения проворачивания, на нижних полушайбах выполнены выступы, которые входят в пазы крышки коренного подшипника. Величина осевого зазора составляет 0,06–0,27 мм.

На переднем конце коленвала ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь на шпонках установлены ведущая звездочка привода распределительных валов, втулка и шкив привода вспомогательных агрегатов, который также выполняет роль демпфера крутильных колебаний (для уменьшения шума и защиты механизма газораспределения, за счет снижения амплитуды крутильных колебаний коленчатого вала на резонансных частотах при помощи резинового массива, запрессованного между диском и ступицей шкива).

Эти детали стянуты болтом, ввернутым в отверстие носка вала. Кроме того на шкиве выполнен зубчатый диск для обеспечения работы датчика положения коленчатого вала.

Передний и задний концы коленвала уплотнены сальниками, запрессованными, соответственно, в переднюю и заднюю крышки, прикрепленные к торцам блока цилиндров.

К заднему концу коленчатого вала ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь (фланцу) шестью болтами прикреплен маховик, отлитый из серого чугуна.

На маховик напрессован стальной зубчатый венец для пуска двигателя стартером. В центральное отверстие маховика запрессованы распорная втулка и шарикоподшипник первичного вала коробки передач.

После механической обработки маховик ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь статически балансируют. Допустимый дисбаланс 15 гсм.

Коренные и шатунные подшипники коленчатого вала состоят из тонкостенных вкладышей, изготовленных из малоуглеродистой стальной ленты с тонким слоем антифрикционного высокооловянистого алюминиевого сплава.

В каждом подшипнике установлено по два вкладыша. Осевому перемещению и проворачиванию вкладышей в постелях блока или в шатунах препятствуют фиксирующие выступы на вкладышах, входящие в соответствующие пазы в постелях блока или в шатунах.

Верхние вкладыши коренных подшипников коленвала ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь имеют кольцевую канавку и отверстие, нижние – без них.

Через отверстие верхнего вкладыша масло поступает к подшипнику из канала в постели блока, а через отверстие в коленчатом валу – к шатунному подшипнику.

Отверстие в шатунном вкладыше совпадает с отверстием в шатуне. Диаметральный зазор между шейкой вала и вкладышами составляет 0,019–0,073 мм – для коренных и 0,009–0,063 мм для шатунных подшипников.

Для обеспечения указанных зазоров и исключения деформации деталей гайки шатунных болтов и болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь затягивают динамометрическим ключом предписанным моментом.

Ремонтные вкладыши коренных и шатунных подшипников (трех ремонтных размеров) выпускаются под шейки коленчатого вала, уменьшенные на 0,25; 0,50; 0,75 мм.

Основные детали ГРМ двигателя ЗМЗ-405

Гидротолкатель ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь - стальной. Внутри его корпуса установлен гидрокомпенсатор с обратным шариковым клапаном.

Рис.8 - Гидротолкатель ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь

1 – направляющая втулка гидрокомпенсатора; 2 – корпус гидротолкателя; 3 – стопорное кольцо; 4 – корпус гидрокомпенсатора; 5 – поршень гидрокомпенсатора; 6 – обратный шариковый клапан; 7 – пружина

Масло внутрь толкателя поступает из магистрали в головке блока цилиндров через отверстие в корпусе толкателя.

Гидротолкатель двс ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь автоматически обеспечивает беззазорный контакт кулачка распределительного вала с клапаном, компенсируя износ кулачка, торца корпуса толкателя, клапана, фасок седла и тарелки клапана.

На долго неработавшем холодном двигателе возможно появление стука гидротолкателей, который должен исчезнуть по мере прогрева двигателя до рабочей температуры.

Замена гидротолкателей клапанов двигателя ЗМЗ-405

Замену гидротолкателей клапанов двигателя ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь выполняем при появлении характерного стука в клапанном механизме во время работы двигателя.

Стук клапанов в течение полутора-двух минут работы двигателя на холостом ходу, а при отрицательных температурах – в течение трех-четырех минут, не является браковочным признаком и основанием для замены гидротолкателей.

Снимаем крышку головки блока цилиндров. Для оценки состояния гидротолкателя отверткой нажимаем на его торец, прикладывая усилие по оси перемещения толкателя.

При этом кулачок вала должен быть обращен к толкателю «затылком» и не нажимать на него – этого положения добиваемся, проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке.

Если толкатель упруго прожимается при кратковременном приложении усилия около 1 кгс (10 Н) – это свидетельствует о наличии воздуха в камере высокого давления компенсатора гидротолкателя.

Если после снятия усилия в 1 кгс между торцем толкателя и «затылком» кулачка остается зазор в течение 10–15 с – это свидетельствует о негерметичности обратного клапана компенсатора.

Наличие зазора между торцем толкателя ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь и «затылком» кулачка свидетельствует о подклинивании компенсатора толкателя.

Во всех этих случаях необходимо заменить гидротолкатель. Для этого снимаем распределительный вал. С помощью магнита или присоски извлекаем гидротолкатель из гнезда в головке блока цилиндров.

Перед монтажом нового гидротолкателя двс ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь необходимо опустить его в емкость с моторным маслом и несколько раз нажать на гидрокомпенсатор до прекращения выхода пузырьков воздуха. Компенсатор должен перестать пружинить, став жестким.

Распределительные валы впускных и выпускных клапанов двигателей ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь отлиты из чугуна. Профили кулачков на обоих валах одинаковые. Валы вращаются в пяти опорах головки блока цилиндров.

Кулачки по ширине смещены на 1 мм относительно оси гидротолкателей, что придает толкателю вращательное движение. В результате уменьшается износ толкателя и его гнезда в головке блока цилиндров.

Осевое перемещение распредвала ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь ограничивается стальным или пластмассовым упорным фланцем, который входит в проточку передней опорной шейки вала и в выточку крышки передней опоры.


Рис.9 – Привод распредвалов двигателя ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь

1 – звездочка коленчатого вала; 2,8 – рычаг натяжного устройства со звездочкой; 3 – гидронатяжитель нижний; 4 – цепь нижняя; 5 – звездочка промежуточного вала ведомая; 6 – звездочка промежуточного вала ведущая; 7 – опора болта натяжного устройства; 9 – гидронатяжитель верхний; 10 – шумоизоляционная шайба; 11 – цепь верхняя; 12,18 – установочные метки на звездочках; 13,17 – установочные штифты; 14 – звездочка
распределительного вала впускных клапанов; 15 – успокоитель цепи верхний; 16 – звездочка распределительного вала выпускных клапанов; 19 – верхняя плоскость головки цилиндров; 20 – успокоитель цепи средний; 21 – успокоитель цепи нижний; М1 и М2 – установочные метки блока цилиндров

Привод распредвалов цепной, двухступенчатый. Первая ступень – от коленчатого вала на промежуточный вал, вторая ступень – от промежуточного вала на распределительные валы.

Нижняя цепь ГРМ ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь (первой ступени) имеет семьдесят звеньев, а верхняя (второй ступени) – девяносто звеньев.

Звездочки цепных передач выполнены из высокопрочного чугуна, за исключением стальной ведущей звездочки второй ступени на промежуточном валу.

На коленчатом валу расположена ведущая звездочка с 23 зубьями, на промежуточном – ведомая звездочка первой ступени с 38 зубьями и ведущая звездочка второй ступени с 19 зубьями, на распределительных валах – звездочки с 23 зубьями.

На торцах звездочки коленчатого вала, ведомой звездочки промежуточного вала и звездочек распределительных валов имеются установочные метки для правильной установки фаз газораспределения.

Промежуточный вал ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь – стальной, двухопорный, вращается во втулках, запрессованных в отверстия приливов блока цилиндров, справа.

От осевых перемещений промежуточный вал удерживается упорным фланцем, который расположен между торцом передней шейки вала и ступицей ведомой звездочки и закреплен двумя болтами на переднем торце блока цилиндров.

Натяжение цепей обеспечивают два гидронатяжителя ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь, которые воздействуют на правые ветви обеих цепей.

Гидронатяжитель верхней цепи установлен в гнезде головки блока цилиндров, а нижней – в гнезде передней крышки.

Гидронатяжитель ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь стальной, выполнен в виде плунжерной пары, состоящей из корпуса и плунжера.

Гидротолкатель ЗМЗ-405 монтируют на двигатель в «заряженном» состоянии (плунжер удерживается в корпусе стопорным кольцом). В рабочем состоянии гидротолкатель работает следующим образом.

Под действием пружины и давления масла, поступающего из масляной магистрали, плунжер надавливает на рычаг натяжного устройства. Рычаг, поворачиваясь на оси, надавливает звездочкой натяжного устройства на цепь, натягивая ее.

Для предотвращения биений рабочие ветви обоих цепей проходят через пластмассовые успокоители. Каждый успокоитель прикреплен двумя болтами:верхний и средний – к переднему торцу головки блока цилиндров, нижний – к переднему торцу блока цилиндров.

Как снять шкив коленвала газель 405 двигатель

Когда-нибудь каждый автолюбитель, привыкший делать всё своими руками, сталкивается с необходимостью демонтажа шкива коленчатого вала. Чаще всего это связано с заменой уплотнительных сальников, которые со временем стареют, трескаются и начинают пропускать масло. Для опытного моториста снять шкив коленвала не представляет особой сложности, однако, как показывают форумы в Интернете, рядовые автомобилисты, решившие сэкономить деньги, часто встречаются здесь с большими трудностями.


Так выглядит шкив коленвала

Установка

Установку производят в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:

1. В крышки коренных подшипников устанавливают вкладыши без канавок, а в постели — с канавками.

2. Верхние полушайбы упорного подшипника устанавливают в проточки постели 3-го коренного подшипника антифрикционным слоем к щеке коленчатого вала, нижние — вместе с крышкой, при этом усики полушайб должны войти в проточки крышки.

3. Перед установкой смазать коренные и латунные шейки коленчатого вала, вкладыши коренных подшипников и полушайбы упорного подшипника моторным маслом.

4. Болты крышек коренных подшипников затянуть моментом 100–110 Нм (10–11 кгс·м).

5. Болты крепления маховика затянуть моментом 72–80 Н·м (7,2–8,0 кгс·м). Перед присоединением шатунов провернуть коленчатый вал. Он должен вращаться легко, без заеданий.

Что мешает снимать шкив коленвала?

В инструкции по эксплуатации автомобиля и руководству по ремонту процедура демонтажа коленчатого вала, включая снятие шкива, описывается красиво и немногословно, и кажется, что это легко выполнить. Но на деле всё оказывается не так просто. Причин тому несколько:

  1. Неудобное для проведения работ расположение шкива в моторном отсеке. Он скрыт за генератором и подход к нему ограничен элементами конструкции кузова. Шкивы бывают обычные и демпферные, которые имеют дополнительное внешнее кольцо с резиновым уплотнителем для поглощения вибрации. Чтобы добраться до элементов крепления шкива, нужно ослабить натяжные болты и снять ремни генератора и гидроусилителя. И даже после этого при выполнении демонтажных работ следует соблюдать особую осторожность в приложении сил, чтобы случайно не повредить окружающие близкорасположенные детали и лакокрасочное кузовное покрытие.
  2. При установке на заводе шкив коленвала зажимается болтом или гайкой с высокой силой сжатия, чтобы обеспечить надёжное крепление. В процессе работы двигателя правая резьба крепления способствует дальнейшему усилению зажима. Высокая температура и действие окружающей среды с течением времени усугубляют этот процесс посредством коксования масла и коррозии металла. В результате крепёжная гайка или болт прочно прилипает к корпусу шкива, и сорвать это сцепление металлов без знания специальных способов не просто.
  3. При выключении сцепления коленчатый вал свободно проворачивается с посредством любого гаечного ключа. Поэтому, прежде чем как открутить шкив коленвала, следует решить вопрос надёжной фиксации его положения, чтобы исключить проворачивание при откручивании гайки. В мастерских для этого используют специальные приспособления, которые прикручиваются болтами к шкиву в технологические отверстия и создают надёжный упор против проворачивания. При отсутствии таких приспособлений данную проблему можно решить установкой надёжных упоров под колёса и постановкой 4-й скорости механической коробки передач. Можно также зафиксировать маховик коленвала, упирая в его зубья или отверстия монтировку.

Как открутить шкив коленвала?


Снятие шкива. Откручиваем гайку

Шкив может закрепляться на конце коленвала посредством силового болта или гайки. Гайка встречается у большинства заднеприводных машин. У неё могут быть специальные выступы для зацепления с ручкой «кривого стартера», так называемый «храповик». Для срыва гайки мастера на СТО применяют торцовый ключ на 36 или 38 с приваренной длинной ручкой и фиксирующее приспособление, надеваемое на шкив. А как открутить шкив коленвала,

закрепленный гайкой, в домашних условиях? Для этого можно поступить следующим образом:

  • поставить машину на «яму» или эстакаду;
  • включить 4-ю передачу, чтобы исключить проворачивание коленчатого вала при откручивании гайки;
  • поднять ручку стояночного тормоза вверх до упора, чтобы исключить проворачивание колёс и продвижение автомобиля;
  • обстучать деревянным молотком грани крепёжной гайки;
  • используя торцовый ключ по размеру гайки и удлинитель ручки в виде металлической трубы, попытаться резким движением против часовой стрелки сдвинуть гайку с прикипевшего положения.

Как снять шкив коленвала

После откручивания крепления нужно снять шкив. Он плотно сидит на ступице и фиксируется шпонкой, поэтому просто стянуть его с вала рукой не удастся. Лучше всего использовать для этого специальный съёмник, который имеет две лапки, захватывающие края шкива и центральный закручивающийся винтовой упор, упираемый в ось вала. При отсутствии съёмника можно использовать для этого монтировки, которыми нужно равномерно поддевать шкив с противоположных сторон, прилагая усилия в направлении от вала.

Точку приложения силы нужно стараться выбирать максимально приближённую к валу. Перед тем как снять шкив коленвала, можно аккуратно обстучать его деревянным молотком, чтобы устранить возможный перекос. Следует соблюдать особую осторожность, чтобы не деформировать фиксирующую шпонку и паз. Обратную установку шкива на вал следует производить после обработки установочных мест солидолом, чтобы не прилагать больших усилий приводящих к перекосу.

Для просмотра онлайн кликните на видео ⤵

Снятие шкива коленвала с демфером ГАЗель 405 406 409 Подробнее

Как открутить гайку шкива на газель бизнес Подробнее

замена переднего сальника коленвала ЗМЗ 405, 406 Газель и замена шкива Подробнее

ГАЗЕЛЬ Замена шестерни распредвала 4216, 402 Подробнее

ГАЗель Бизнес 4216. ГРМ. Замена Шестерни распредвала. Подробнее

4216 газель бизнез. Шкиф гуляет. Подробнее

Как снять демпфер шкива коленвала на ЗМЗ 406 (Волга, Газель). Подробнее

Съёмник для шкива коленчатого вала волга, газель своими руками Подробнее

Как открутить болт шкива коленвала? How to unscrew the crankshaft pulley nut? Подробнее

Ступица коленвала УАЗ Подробнее

Замена помпы 406 го двигателя. Подробнее

ЗМЗ 406 шкив вентилятора! ЛЕВАЯ РЕЗЬБА!! Как быстро открутить шкив помпы Газель 406 мотор Подробнее

Шпонка коленвала УМЗ 4216 Подробнее

Снимаем Шкив 402 Мотор МОЙКА Подробнее

Разборка коленчатого вала

Разборка коленчатого вала требуется перед шлифовкой его шеек, и для замены звездочки привода газораспределительного механизма.


Съемником спрессовываем муфту.

Если съемника нет, снимаем ее ударами через латунную оправку.


Поддев отверткой, снимаем резиновое кольцо, предварительно выбив шпонку из прорези вала.

Спрессовываем звездочку латунной оправкой и, поддев отверткой, извлекаем шпонку звездочки.

После шлифовки шеек коленчатого вала болтом с головкой “на 14” и законтренными гайками выворачиваем заглушки.

Каналы для прохода масла в коленчатом валу тщательно очищаем от отложений и остатков абразива.

Промываем каналы коленчатого вала керосином, бензином или дизельным топливом и продуваем сжатым воздухом.


Заворачиваем заглушки масляных каналов на место

Бородком раскерниваем кромки заглушек

Собираем вал в обратной последовательности. Запрессовку звездочки и муфты начинаем с установки соответствующих шпонок в паз коленчатого вала.


Метки цепи ГРМ 405 двигателя

При установке меток на двигателе от автомобиля Газель опытные механики не рекомендуют проворачивать коленчатый вал против часовой стрелки. Метки ГРМ выставляют согласно мануалу по эксплуатации двигателя.


Например, отметки на звездочках от распределительных валов должны располагаться горизонтально. Они направляются в противоположные друг от друга стороны. Соблюдается уровень расположения меток ГРМ по верхней плоскости головки цилиндра.

Метки выставляются для того, чтобы клапана в двигателе открывались и закрывались в соответствие с фазами, которые заложены инженерами в моторе ЗМЗ 405. Если будет допущена небольшая неточность в выставлении меток, это приведет к тому, что клапана могут вовремя не открыться или не закрыться. Подобное поведение чревато разрушением головки блока цилиндров и капитальным ремонтом всего двигателя.

Снятие и установка коленчатого вала двигателя ЗМЗ-406

Снятие

1. Снять масляный картер и прокладку картера
2. Снять масляный насос.

3. Снять цепи привода распределительных валов.

4. Отвернуть шесть болтов 1 крепления маховика, снять шайбу 2 болтов маховика.

Снять маховик 3.


5. Отвернуть шесть болтов 1 и снять сальникодержатель 2 с запрессованным в нем задним сальником 3 коленчатого вала.

Снять прокладку сальникодержателя.


6. Если не нужно вынимать поршни из цилиндров, можно не снимать головку блока, достаточно отвернуть гайки 3 шатунных болтов, снять крышки 5 шатунов и осторожно продвинуть поршни в цилиндры.

Отвернуть болты 1 и снять крышки 6 коренных подшипников.

Так как крышки сидят плотно, сбить их несильными ударами молотка. Вынуть верхние полушайбы 4 упорного подшипника.

Вынуть коленчатый вал 2 с зубчатым колесом и втулкой 7 в сборе.

7. Вынуть из постелей коренных подшипников и крышек вкладыши коренных подшипников и нижние полушайбы упорного подшипника.

Замена цепи ГРМ газель 405 двигатель

Как уже было сказано, метки ГРМ выставляются после того, как будет произведена замена цепи газораспределительного механизма. Обычно на двигатели устанавливают цепь с жизненным ресурсом до 150 тысяч километров. Однако в процессе эксплуатации этот ресурс может уменьшаться.


Например, при эксплуатации мотора в экстремальных условиях цепь растягивается быстрее, так как работает почти на износ. Кроме этого ремни от различных производителей могут различаться в количестве заложенных километров для пробега, прежде чем цепь будет порвана или растянута.

Внимание! За цепью необходимо следить. Каждые сорок тысяч километров автовладелец должен проверять натяжение устройства, осматривать на сколы и повреждения. При обнаружении таковых желательно заменить.

Почему цепь ГРМ выходит из строя

Ремень газораспределительного механизма может быстро выходить из строя потому, что куплена на обычном рынке, где вам продали подделку. Оригинальные устройства продаются только на специализированных авторынках. Стоит такая цепь от шести тысяч рублей.


Чаще всего цепь выходит из строя из-за ненадлежащего ухода за двигателем. Также может закончиться жизненный ресурс устройства. К этому времени она растягивается и становится бесполезной.

Номер цепи ГРМ для двигателя ЗМЗ 405 – 040900100011800. Устройство – двурядное. Есть несколько способов, по которым можно отличить подделку от оригинала. Я расскажу вам о них:

  • нет голограммы на цепи;
  • буквы, прописанные на упаковке устройства не читаются или читаются с большим трудом;
  • коробка, в которой лежит цепь исполнена некачественно – есть места, где виден клей, наклейка неправильно приклеена или вверх ногами;
  • сам принт плохо читается.

Если же вышеописанных проблем, вы не обнаружили, то можете смело покупать цепь.

Замена цепи 405 газель: как определить необходимость

Цепь нуждается в замене, когда на ней вы обнаружили сколы или трещины. Когда устройство растянуто, то желательно тоже произвести скорейшую смену ее на двигателе ЗМЗ 405.


Стук и шумы во время работы на холостых также подскажут владельцу, что наступила пора для смены цепи ГРМ. Об этом говорит и нестабильная работа силового агрегата.

Главное не нужно забывать про выставление меток ГРМ. Так как они играют главную роль в процессе работы двигателя. Без них распределение фаз не может быть нормальным. А значит мотор может некорректно работать.

Как происходит замена ГРМ Газель 405

Чтобы произвести замену цепи ГРМ, автовладельцу понадобятся следующие материалы и инструменты:

Как выставить метки ГРМ Газель 405

На моторах ЗМЗ 405 сборку ГРМ проводят в обратном порядке разборки. Если вы сталкивались уже с разборкой двигателя и заменой цепи, то уже знаете, как собирать в обратном порядке ГРМ.


А теперь поговорим о том, как правильно выставлять метки ГРМ. Так как многие автовладельцы делают это на авось, что приводит к плачевным результатам.

Где расположена цепь

Цепь ГРМ располагается на ЗМЗ 405 ближе к переду двигателя. А вот некоторые компании, типа Фольцвагена, устанавливают ее позади. В нашем случае пробраться к ней будет проще.

Признаки поломки газораспределительного механизма

После разборки газораспределительного механизма, вы сможете увидеть признаки поломки его или признаки нестабильной работы мотор. Такими признаками могут быть съеденные концы звездочек коленвала. Их лучше сразу заменить на новые.


Сама цепь может быть вся в трещинах. Либо она провисает, если натяжители ГРМ неисправны. Из-за провисшей цепи, автовладелец слышал постукивания и шумы на холостых оборотах двигателя.

Газель установка распредвалов по меткам

Теперь поговорим о том, как правильно выставить метки по распредвалам. Необходимо использовать транспортир во время работы по выставлению меток ГРМ.


  1. Вращать распредвал выпускных клапанов до тех пор, пока метка ГРМ не установиться на отметке в 19 градусов на транспортире.
  2. Ремень надевают на звездочку. А дополнительное отверстие устанавливают перед штифтом распредвала.
  3. Чтобы звездочка установилась ее проворачивают ключом.
  4. Затем против часовой стрелки натягивают ведущую ветвь цепи.
  5. Теперь распредвал впускных клапанов вращают до тех пор, пока метки не сойдутся на отметке транспортира в 20 градусов.
  6. По принципу распределительного вала выпускных клапанов устанавливают звездочку и метки ГРМ.
  7. Затем закручивают крепления звездочек. Не забывают установить эксцентрик привода топливного насоса.

Затем собирают гидронатяжитель и переходят к проверке правильного распределения фаз ГРМ.

Идеальная фаза

Идеальная фаза работы ГРМ двигателя будет соблюдена только в том случае, если при проверке стрелка шаблона на впускном кулачке показывает 20 градусов, а на выпускном 19 градусов на транспортире.


Метки ГРМ и затяжка

Метки ГРМ должны быть выставлены строго по указанной в мануале схеме. А затяжка всех болтов производится с помощью динамометрического ключа. Сила надавливания не должна превышать или быть меньше той, которая указывается в книжке по эксплуатации двигателя.

Проверка и ремонт

1. Промыть все детали бензином и просушить.

2. Осмотреть коленчатый вал. Если на нем имеются трещины, его нужно заменить.


3. Вывернуть пробки, промыть бензином и продуть сжатым воздухом масляные каналы коленчатого вала. Завернуть пробки и затянуть их моментом 38–42 Н·м (3,8–4,2 кгс·м).

4. Если на коренных и шатунных шейках имеются незначительные задиры, риски, царапины или овальность шеек превышает 0,01 мм, их следует прошлифовать под ремонтный размер.

После шлифовки отполировать шейки. Шлифовать шейки вала нужно под один из ремонтных размеров, указанных в таблице.

Острые кромки фасок масляных каналов притупить с помощью абразивного конуса.

После шлифовки промыть коленчатый вал и продуть сжатым воздухом масляные каналы.

После шлифования шеек коленвала нужно устанавливать вкладыши коренных и шатунных подшипников соответствующего ремонтного размера.

5. Осмотреть вкладыши коренных подшипников. Если на них есть риски, задиры, царапины, отслоения, вкрапления твердых частиц и т.д., вкладыши заменить.

6. Осмотреть маховик. Если повреждены зубья венца маховика, есть задиры, царапины и т.д. на поверхности, прилегающей к ведомому диску сцепления, маховик заменить.

Если на маховике имеются трещины, его также надо заменить.


7. В маховик запрессован подшипник носка первичного вала закрытого типа.

Осмотреть подшипник, при обнаружении дефектов (большой люфт, заедание, повреждение защитных колец и т.д.) выпрессовать его из маховика.

Запрессовать новый подшипник заподлицо с нижней гранью фаски отверстия в маховике


8. Осмотреть передний и задний сальники коленчатого вала в крышке цепи (на фото) и сальникодержателе.

На них не должно быть повреждений (надрывов, вырывов или большого износа рабочей кромки и т.д.).

Поврежденные сальники заменить. Для этого вынуть с помощью отвертки старый сальник и запрессовать новый.

При большом пробеге автомобиля рекомендуется при разборке двигателя заменить оба сальника.

9. Измерить диаметры коренных и шатунных шеек коленвала.

Если диаметры шатунных шеек меньше 55,92 мм, коренных — 61,92 мм, нужно прошлифовать шейки под ремонтный размер.

Шлифовать нужно все коренные или шатунные шейки, даже если только одна шейка меньше указанного предельно допустимого размера.

Читайте также: