Замена маслосъемных колпачков ваз 2106

Обновлено: 28.06.2024

Замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2107, ВАЗ 2106

Автомобили ВАЗ 2106, ВАЗ 2107 оснащенный восьмиклапанным двигателем внутреннего сгорания. В процессе эксплуатации возникает необходимость в устранении и выполнении ремонтных работ, без которых в принципе работа на короткое время двигателя возможна, но последствия могут оказаться катастрофическими и необратимыми и к тому же финансово затратными. К таким видам работ относится и замена маслосъемных колпачков (сальников клапанов) ВАЗ 2106/2107.

Причины и результат износа маслосъемных колпачков ВАЗ 2107/2106.

Предназначение маслосъемных колпачков — не пропускать излишек моторного масла в камеру сгорания двигателя. Колпачок должен плотно прилегать к клапану и пропускать только малую часть масла, необходимую для его смазки. Колпачки сделаны из специальной резины, но со временем кромка маслосъемного колпачка истирается, разрушаться, резина стареет, теряет эластичность и отслаивается от основания. Как следствие, колпачок начинает пропускать масло и оно начинает попадать под клапан.

Протекающее масло горит на раскаленных клапанах, в результате чего нагар нарастает на внутренних стенках двигателя, сечение впускных и выпускных каналов сужается, а мотор теряет мощность. При активной эксплуатации двигателя, нагар начинает осыпаться, его частички забивают седло и рабочую фаску клапана, в итоге прилегание клапанов нарушается, двигатель начинает работать с перебоями и глохнет. Другим исходом является прогар клапана, что приводит к выходу из строя и замене клапанов ВАЗ 2107/2106 .

Признаки выхода из строя сальников клапанов ВАЗ 2107, ВАЗ 2106.

Обычно интервал замены маслосъемных колпачков составляет 80000 километров пробега. Только своевременно определенная неисправность и её устранение не допустят проведения капитального ремонта мотор. Рассмотрим основные признаки износа маслосъемных колпачков:

  1. Высокий расход масла и последующая необходимость в доливке больше литра масла на 10000 км пробега — первый признак износа маслосъемных колец и/или маслосъемных колпачков. Предельным считается расход масла от метки «max» до метки «min» на 1000 км пробега для бензиновых двигателей.
  2. Окрас дымового выхлопа. Цвет служит важным диагностическим знаком и напрямую указывает на возникшие в двигателе неисправности. Дым из выхлопной трубы бывает белым, черным, синим и других оттенков, в зависимости от присадок в топливе и типа самого топлива. Белый дым на прогретом двигателе ВАЗ 2106/2107 это надёжный признак определения износа маслосъемных колпачков или прогорания маслосъемных колец поршневой группы двигателя.
  3. Нагар на свечах зажигания. Этот признак определяет, что произошёл износ маслосъемных колпачков и/или подаётся «богатая смесь» воздуха в карбюратор. Устраняется заменой сальников клапанов и/или чисткой карбюратора и ремонтом ЭСУ двигателя.
  4. Залипание клапанов двигателя. Причиной залипание клапанов двигателя может быть износ маслосъемных колпачков, некачественное топливо и масло, а также нерегулярная его замена. Еще одной причиной может стать длительная пауза в эксплуатации двигателя и его перегрев.

Замена маслосъемных колпачков на ВАЗ 2106


Замена маслосъемных колпачков на ВАЗ 2106 производится примерно через 30000 километров пробега. Если его нет, то все равно лучше заменить через 2-3 года, потому что колпачки сохнут от старости. О том, как заменить колпачки на 2106 – в статье. Замена маслосъемных колпачков на ВАЗ 2106 производится примерно через 30000 километров пробега. Если его нет, то все равно лучше заменить через 2-3 года, потому что колпачки сохнут от старости. О том, как заменить колпачки на 2106 – в статье.

Замена колпачков ВАЗ 2106 своими руками

На данный момент в магазинах можно встретить силиконовые маслосъемные колпачки, которые по своим характеристикам намного лучше резиновых. Никто не говорит об их долговечности, все дело в эластичности силикона. Это очень важно в условиях российской зимы, особенно, если мотор не оборудован предпусковым подогревателем.

Когда меняют маслосъемные колпачки на 2106

Замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2106

Конечно, есть автолюбители, которые досконально следят за своим железным конем и многие процедуры выполняют по расписанию. Однако, таких очень мало, поэтому будем обращать внимание на внешние признаки.

Рассухарка для маслосъемных колпачков ВАЗ 2106

Инструменты для замены маслосъемных колпачков 2106

Прежде всего, надо сразу запастись достаточным набором инструментов, чтобы потом, когда двигатель уже разобран, не метаться в их поисках. Итак, вот краткий список.

    Ключ для поворота коленчатого вала;

Подготовка к замене маслосъемных колпачков ВАЗ 2106

Съемник колпачков ВАЗ 2106

Мы будем рассматривать замену маслосъемных колпачков на ВАЗ 2106 без снятия головки, так что это будет одновременно проще и сложнее. Простота, состоит в том, что нет необходимости демонтировать головку. А сложность, что тоже логично, в том, чтобы не уронить клапан в цилиндр.

Для начала, откручиваем натяжитель цепи, потом потребуется ее натянуть. Это нужно для того, что без препятствий снять шестерню распредвала.
Далее снимаем крышку клапанов и отмечаем на цепи положение шестерни. Это нужно для того, чтобы потом не выставлять метки. В принципе, этого можно не делать, но так проще.

Теперь откручиваем шестерню, снимаем ее и закрепляем цепь так, чтобы она не упала в картер. Если это произойдет, то придется снимать поддон, радиатор, лобовую крышку и потом выставлять фазы ГРМ. В общем, приятного мало.

Теперь снимаем корпус распредвала. Далее выкручиваем свечи, чтобы легче было вращать коленвал. Придерживаем цепь натяжку и выставляем поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ). Именно для этого нужен ключ для вращения коленвала. Чтобы попасть точно на ВМТ, нужно совместить метку на шкиве коленвала с последней по ходу меткой на лобовой крышке.

Замена маслосъемных колпачков на ВАЗ 2106

Замена маслосъемных колпачков на ВАЗ 2106

Теперь устанавливаем рассухарку на любой клапан первого или четвертого цилиндров, затем вставляем в свечное отверстие оловянный пруток и зажимаем его, надавив на рассухарку. Это делается для того, чтобы клапаном не пробить дыру в днище поршня. Теперь рывком надавливаем на рассухарку так, чтобы пружина сжалась, аккуратно достаем сухари пинцетом. Важно их не потерять, иначе придется бежать в магазин.

Затем съемником снимаем старый колпачок и напрессовываем новый. Теперь снова сжимаем пружину и устанавливаем сухари. Так поступаем с каждым клапаном в первом и четвертом цилиндрах.

Теперь проворачиваем коленчатый вал на 180 градусов и выставляем поршни второго и третьего цилиндров в верхнюю мертвую точку. Проводим те же операции с клапанами. Затем устанавливаем на место распределительный вал с корпусом. Порядок затяжки болтов корпуса распредвала показан на рисунке. Теперь совмещаем метки на шестерне распредвала и цепи, если требуется регулировка клапанов, то проводим ее. Затем ставим на место все детали.

Видео: замена колпачков ВАЗ 2106

Замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2107, ВАЗ 2106

Основная проблема, из-за которой может возникнуть необходимость замены малосъемных колпачков - это пропускание излишек масла. Все дело в том, что колпачок сделан из специальной резины и не должен пропускать большое количество масла под клапан.
Причин, из-за которых колпачок приходит в неисправность тоже не мало, это и затвердевание, и рассыпание резины, от времени, это и потеря эластичности, и отслаивание от основания.
Замену малосъемных колпачков рекомендуется проводить при пробеге в 80 000 км. Но если на вашем автомобиле они пришли в неисправность раньше, то советуем разобраться в причине такой поломки.
Первое - это высокий расход масла, т.е. если при пробеге в 10 000 км., вам приходится доливать масло, в объеме больше литра. Второе - это окрас дымового выхлопа, если в теплое время года из выхлопной трубы вашего автомобиля выходит белый дым, то скорее всего появилась проблема с колпачками. Третье - это нагар на свечах зажигания. И четвертое - это залипание клапанов двигателя.

Замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2107, ВАЗ 2106

Инструмент, который понадобится при замене колпачков.

Итак, первым пунктом вам необходимо будет снять крышку трамблера.

Затем, вам нужно будет открутить гайки, крепящие крышку фильтра, с помощью ключа с головкой на 10 и, непосредственно, снять саму крышку. После этого достаньте элемент воздушного фильтра, открутите и снимите корпус.

Четвертым пунктом вам необходимо отсоединить привод воздушной заслонки от карбюратора, снять возвратную пружину привода акселератора.

После этого снимите крышку головки блока.

Затем, как показано на фотографии, отверните гайку натяжителя цепи привода распредвала, оборот должен быть примерно в 0,5.

После этого поворачивайте вал, пока метки на корпусе и на распредвале не сойдутся друг с другом.

Следующим пунктом, отогните стопорную шайбу болта звездочки распредвала и ключом, с головкой на 17, раскрутите болт, крепящий звездочки.

И достаньте ее, при этом аккуратно придерживая цепь.

Затем, открутите гайки, в количестве девяти штук, которые крепят сам корпус равспредвала.

Достаньте вал вместе с корпусом.

Аккуратно снимите рычаг привода клапана, не смотря на небольшое усилие пружины.

Достаньте и саму пружину клапана

Теперь пришло время раскрутить свечи и произвести установку коленчатого вала в положение первого и четвертого цилиндров и тут же производим замену маслоотражательных колпачков, на клапанах первого и четвертого цилиндров.

Затем нужно просунуть пруток оловянного припоя в свечной колодец, для того чтобы была возможность удержать клапан в закрытом положении.

После этого установите «рассухариватель» клапанов.

Затем достаете пружину.

И достаете, при помощи магнита кусочки клапанов, а также внутреннюю и наружную пружины клапанов.

Установите цангу приспособления на колпачок, выставите боек и резко ударьте им по втулке устройства, таким образом спрессовав колпачок.

Теперь снимите его.

Для запрессовки возьмите головку «на 12» и вставьте в неё сальник. Смажте внутреннюю поверхность нового маслосъемного колпачка моторным маслом.

Напрессовываем оправкой колпачок на направляющую втулку.

Установите пружину рычага, введя ее под стопорную пластину, установите на место.

Такие же операции проделайте на соседнем клапане. Затем повторите эти работы для 4-го цилиндра. После чего, провернув коленчатый вал на 180° (ВМТ поршней 2-го и 3-го цилиндров), аналогичным образом поменяйте маслоотражательные колпачки клапанов 2-го и 3-го цилиндров.

Установите на место распредвал и корпуса подшипников распредвала, надеваете на шпильки шайбы и закрутите гайки их крепления в два этапа в указанном порядке.

Перед установкой цепи совмещаем метку на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров.

Установите шестерню на распределительный вал.

Установите цепь на шкив распредвала и закручиваем болт крепления звездочки. Далее отрегулируйте натяжение цепи привода распредвала.

Отрегулируйте зазоры в клапанном механизме. Установите крышку головки блока цилиндров и воздушный фильтр.

Как поменять маслосъемные колпачки на ВАЗ-2106 своими руками – инструкция

Маслосъемные колпачки на ВАЗ-2106

Маслосъемные колпачки предотвращают попадание масла из двигателя в камеру сгорания через специальные отверстия, в которых двигаются клапаны газораспределительного механизма. Установка оси клапана в специальное отверстие, имеющее тепловой зазор, может быть причиной появления смазки в среду камеры сгорания.

По этой причине необходимо уплотнение отверстий, для чего предусматриваются маслосъемные колпачки из силикона.

Признаки, говорящие о протекании масла в камеру сгорания

При проникновении в места высокого температурного режима масло сгорает, тем самым превращаясь в дым голубоватого оттенка. Если появление масла в месте высокой температуры случается именно через отверстия, в которых двигаются клапаны, дым появляется в момент запуска двигателя и прекращает с его прогревом.

При этом может обнаружиться излишний расход масла, а также появляется на свечах маслянистый налет.

Оборудование и инструмент для работы

Замена маслосъемных колпачков ВАЗ-2106 следует проводить прямо на транспортном средстве, что существенно упрощает и может ускорить работу. Выполнение данных действий не требует снимать, потом устанавливать на место элемент блока ГРМ. Достаточно запарковать автомобиль в место, которое защищено от пыли, грязи и атмосферных осадков.

Затягиваем ручной тормоз и ставим кулису переключения передач в нейтральное положение.

Для замены маслосъемных сальников на автомобиле ВАЗ-2106 необходимо иметь комплект новых маслосъемных колпачков и новой прокладки под крышку ГРМ, набор рожковых ключей и некоторое приспособление.

Подготовка к работе:

Перед тем как начинать работу, рекомендуется ознакомиться с видео по замене маслосъемных колпачков на вашем автомобиле. С самого начала следует хорошо протереть верхнюю часть ГРМ, а также крышку механизма.

Чтобы было более удобно, необходимо открутить корпус воздушного фильтра, замотать пленкой либо тканью карбюратор от попадания в него посторонних предметов, влаги и грязи во время работы. Открутить свечи и убрать крышку с прокладкой.

4-й цилиндр необходимо переместить в ВМТ (верхняя мертвая точка) в такт сжатия. Для этой цели следует вращать коленчатый вал до того положения, при котором впускной и выпускной клапан 4-го цилиндра останутся в закрытом положении перед прохождением и после прохождения ВМТ. Такое нахождение поршня следует определять по расстоянию между клапанами и коромыслами.

Выяснить, в каком положении находиться поршень, можно любым стержнем, замеряя расстояние в отверстии для свечи. Также следует проверить, совпадают ли метки на звездочке и корпусе.

Замена

После снятия звездочки с распределительного вала проводим следующие действия:

  • откручиваем гайки, что удерживают корпус распредвала, и снимаем его вместе с валом;
  • при помощи отвертки приподнимаем прижимную пружину, с небольшим усилием вытаскиваем нажимной рычаг, выдвигаем пружину из-под стопора и выбираем наружу;
  • при помощи свечного отверстия между днищем поршня и клапаном необходимо вставить мягкую проволоку, чтобы клапан не опускался в момент нажатия на пружину;
  • на самую ближнюю к клапану шпильку корпуса распределительного вала следует накрутить гайку, за которую при помощи захвата цепляем специальный съемник либо конец приспособления, сделанного своими руками. Оно с обеих сторон охватывает шпильку, упираясь в нижнюю плоскость гайки, ложится на верхнюю тарелку над пружиной;
  • шток клапана с сухарями пропускаются между пластинами съемника;
  • нажать на рычаг приспособления, пружины должны сжаться, сухарики с тарелкой опускаются вниз, сухарики попадают в место более узкой части на штоке, а затем выходят из отверстия тарелки. Далее необходимо при помощи пинцета либо плоскогубцев выбрать их;
  • если сухарик залип и не выходит при сильном сжатии пружины, необходимо легким ударом молоточка по тарелке выбить их.

Освобождаем наше приспособление и снимаем его. Затем следует выполнить следующее:

  • снимаем тарелку, а затем наружную и внутреннюю пружины;
  • достаем нижнюю шайбу внутренней и наружной пружины;
  • при помощи плоскогубцев захватываем маслосъемный колпачок, покачивая, вытягиваем его по штоку клапана;
  • устанавливаем новый силиконовый колпачок, после чего собираем клапан в обратной последовательности;
  • последовательно разбираем и собираем с новыми маслосъемными колпачками клапаны 4-го и 1-го цилиндров;
  • после этого, удерживая звездочку, проворачиваем коленвал до перехода в верхнюю мертвую точку поршней 2-го и 3-го цилиндров. Проводим на их клапанах аналогичную процедуру.

После всей работы собираем двигатель в обратном порядке.

Замена маслосъёмных колпачков, направляющих втулок и клапанов на ВАЗ 2106 своими руками

ВАЗ 2106, как и любой другой автомобиль, во время эксплуатации нуждается в периодическом обслуживании и ремонте. Если из выхлопной трубы был замечен сизый дым и при этом увеличился расход моторного масла, то велика вероятность того, что пришёл черёд замены маслосъёмных колпачков. Процедура ремонта проста и при наличии минимального набора инструментов её под силу выполнить даже автолюбителю с небольшим опытом.

Маслосъемные колпачки двигателя ВАЗ 2106

Маслосъемные колпачки или сальники клапанов, прежде всего, препятствуют попаданию лишнего масла в мотор. Деталь изготавливается из резины специального состава, которая со временем изнашивается, что приводит к пропусканию смазки. В результате расход масла увеличивается. Поэтому стоит более подробно разобраться, что же представляет собой эта деталь, как и когда производить её замену на ВАЗ 2106.

Маслосъёмные колпачки

Для чего нужны

Конструкция силового агрегата имеет впускные и выпускные клапаны. Шток клапана постоянно контактирует с распредвалом, что приводит к образованию маслянистого тумана. Обратная часть впускного клапана расположена в зоне постоянного присутствия мелких капель топлива либо в области горячих выхлопных газов, что характерно для выпускного клапана. Правильная работа распредвала невозможна без смазки, но её попадание внутрь цилиндров является нежелательным процессом. При возвратно-поступательном движении клапана, масло с его штока снимается юбкой сальника.

Признаки износа

Во время работы двигателя клапаны подвергаются постоянному трению, а также агрессивному воздействию смазки и выхлопных газов. Это приводит к тому, что резина, из которой изготовлена трущаяся часть сальника, твердеет, рабочие кромки колпачка изнашиваются. Несмотря на высокое качество материала, деталь со временем приходится менять. Для того чтобы продлить срок службы колпачков, необходимо использовать качественное моторное масло.

Средний срок службы сальников клапанов составляет около 100 тыс. км.

Износ сальника

О том, что сальники пришли в негодность и их пора менять, свидетельствуют характерные признаки:

  • из глушителя появляется сизый дым;
  • расход моторного масла увеличивается;
  • свечи зажигания покрываются нагаром.
Видео: признак износа маслосъёмных колпачков

Когда менять и на какие

Когда маслосъёмные колпачки не справляются с возлагаемой на них функцией, в цилиндр начинает просачиваться масло. Однако по указанным признакам нельзя быть полностью уверенным в износе рассматриваемой детали, поскольку смазка в камеру сгорания может попадать также при повреждении или износе поршневых колец. Чтобы определиться, что именно нуждается в замене — кольца или сальники, необходимо понаблюдать за выхлопом во время движения автомобиля. Если при торможении двигателем резко нажать на педаль газа и из системы выхлопа появится характерный сизый дым, то это будет свидетельствовать об износе маслосъемных колпачков. Такая же ситуация будет наблюдаться после длительной стоянки машины.

Сизый дым

Появление дыма при описанных действиях можно объяснить следующим образом: когда нарушается герметичность между штоком клапана и направляющей втулкой, масло попадает в цилиндры из головки блока. При износе поршневых колец или их залегании, мотор будет вести себя несколько по-другому.

Залегание колец — кольца не способны выходить из канавок поршня в результате образования нагара.

Если в силовом агрегате есть проблема с поршневыми кольцами, то дым из глушителя будет появляться при работе под нагрузкой, т. е. при движении автомобиля с грузом, динамичной езде. Косвенно определить износ колец можно по снижению мощности, увеличению расхода топлива и появлению проблем при запуске мотора.

Разобравшись, как выявить износ маслосъёмных колпачков, остаётся выяснить, какие комплектующие поставить на ВАЗ 2106. Сегодня на прилавках автомагазинов предлагаются детали от разных производителей. Поэтому у владельцев транспортных средств возникает вполне логичный вопрос, какому из них отдать предпочтение? Дело в том, что среди качественной продукции, есть множество подделок. Для «шестёрки» можно порекомендовать установку маслосъёмных колпачков от Elring, Victor Reinz, Corteco и SM.

Новые сальники

Замена маслосъёмных колпачков

Прежде чем приступить к замене клапанных сальников, необходимо подготовить инструмент:

  • рассухариватель;
  • пинцет;
  • набор ключей;
  • пруток оловянного припоя диаметром 8 мм;
  • молоток;
  • длинногубцы или магнитная рукоятка.

Инструменты для замены колпачков

Далее можно приступать к процедуре ремонта в следующей последовательности:

    Снимаем минусовую клемму с АКБ, воздушный фильтр и крышку клапанов.

Крышка фильтра

Метки ГРМ

Колпачковая гайка

Крепление шестерни

Крепление корпуса подшипников

Пруток в свечном отверстии

Рассухаривание клапанов

Снятие пружин

Демонтаж сальника

Установка сальника

Видео: замена сальников клапанов на ВАЗ «классика»

Во время сборки регулируют зазоры клапанов и производят натяжение цепи.

Замена клапанов двигателя ВАЗ 2106

Довольно редко, но случается такая проблема, когда клапан или несколько клапанов нуждаются в замене. При повреждении этой детали происходит падение компрессии в цилиндре и снижение мощности. Поэтому ремонт является необходимой процедурой для восстановления работоспособности силового агрегата.

Можно ли отремонтировать клапаны

Наиболее распространённые причины, при которых приходится производить замену клапанов, это когда деталь прогорает или происходит загибание штока по тем или иным причинам, например, при слабом натяжении или обрыве привода ГРМ. Самый простой и доступный способ ремонта — заменить повреждённый элемент. Стоимость клапанов для ВАЗ 2106 не столь высока, чтобы пытаться восстановить эту деталь, тем более что это не всегда возможно.

Прогоревший клапан

Замена направляющих

Направляющие втулки клапанов в ГБЦ выполняют несколько функций:

  • отвод тепла;
  • постановка клапана над отверстием;
  • обеспечение минимального расхода масла.

Направляющие клапанов

Деталь выполнена из металла и устанавливается в головку блока путём запрессовки. Со временем втулки изнашиваются и нуждаются в замене, которую проводят в следующих случаях:

  • увеличивается расход масла, а из выхлопной трубы идёт сизый дым;
  • при работе двигателя появляется характерный звук из ГБЦ;
  • капитальный ремонт головки блока.

Для проведения работы нужно подготовить такой инструмент:

  • набор рожковых и накидных ключей;
  • набор головок;
  • вороток;
  • динамометрический ключ;
  • отвёртки;
  • плоскогубцы;
  • монтировка;
  • ключ для вращения коленвала;
  • съёмник для разблокировки клапанов;
  • молоток;
  • оправка для выбивания и запрессовки втулок;
  • развёртка на 8.025 мм.

Затем можно приступать к процедуре ремонта:

  1. Демонтируем корпус воздушного фильтра и сам фильтр.
  2. Сливаем охлаждающую жидкость из системы охлаждения.

Слив тосола

Шланги карбюратора

Демонтаж карбюратора

Крепление приёмной трубы

Демонтаж трамблёра

Крепление головки

Выбивание втулки

Установка втулок

Подгонка втулок

Направляющие втулки для впускных клапанов несколько короче, чем для выпускных.

Видео: замена направляющих втулок клапанов

Замена седла

Сёдла клапанов также как и сами клапаны, постоянно работают под высокими температурами. Со временем на элементах могут появляться повреждения различного характера: пригары, трещины, раковины. Если головка блока подвергалась перегреву, то возможно нарушение соосности седла и клапана, что приводит к потере герметичности между этими элементами. Стоит также учитывать, что седло по оси кулачка изнашивается быстрее, чем в других местах.

Сёдла клапанов

Чтобы произвести замену седла его необходимо извлечь из посадочного места. Сделать это можно разными инструментами и приспособлениями:

  • станком;
  • электродрелью;
  • молотком с металлической наставкой;
  • старым клапаном.

Седло с ГБЦ можно демонтировать несколькими способами:

  1. На станке. Седло подвергают растачиванию, метал становится тоньше, прочность снижается. После обработки оставшуюся часть детали проворачивают и вынимают пассатижами.
  2. Электродрелью. В патрон дрели зажимают круг абразивного типа подходящего диаметра и обрабатывают металл седла. В процессе стачивания происходит ослабление натяга, что позволит вынуть деталь из посадочного места.
  3. Сваркой. К седлу приваривают старый клапан, после чего обе детали выбивают молотком.

Приваренный клапан

Новое седло устанавливают следующим образом:

  1. Чтобы обеспечить необходимый натяг, головку блока нагревают на плите до 100 ˚С, а сёдла помещают в морозильник на 48 ч.
  2. При помощи наставки запрессовывают новую деталь в ГБЦ.
  3. Когда головка остынет, сёдла подвергают зенковке.

Самым лучшим вариантом нарезания фаски как в плане скорости, так и по качеству, является станок. На специальном оборудовании деталь можно жёстко закрепить, а резец чётко отцентрировать, что обеспечивает высокую точность работы. Поскольку далеко не у каждого автовладельца есть возможность воспользоваться специальным станком, можно прибегнуть к электродрели и шарошкам.

Нарезка фаски

С помощью этого инструмента на седле потребуется нарезать три кромки:

  • внешнюю (60˚);
  • внутреннюю (30˚);
  • центральную (45˚).

Центральная кромка является рабочей поверхностью, с которой соприкасается клапан.

Видео: как заменить седло клапана

По окончании процедуры клапаны притирают и собирают ГБЦ.

Притирка и установка клапанов

Клапаны притирают для того, чтобы обеспечить максимальную герметичность камеры сгорания. Если в неё будет попадать воздух и топливо, стабильная работа двигателя нарушится. Притирка необходима не только в случае капитального ремонта ГБЦ, т. е. при замене клапанов и сёдел, но также при незначительных изъянах плоскости прилегания.

Процедуру можно выполнить несколькими способами:

  • на специальном оборудовании;
  • ручным фрезером;
  • своими руками.

В большинстве случаев владельцы автомобилей семейства ВАЗ подобные работы выполняют вручную. В этом случае понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • ручная или электродрель с возможностью регулировки оборотов;
  • абразивная паста;
  • пружина;
  • керосин.

Пружина должна быть такой жёсткости, чтобы её можно было без особого труда сжать руками.

После подготовки инструментов можно приступать к работе:

    На шток клапана надеваем пружину и устанавливаем его на место в ГБЦ.

Пружина на клапане

Нанесение абразива

Притирка клапана

Рабочая кромка

Клапаны устанавливают в порядке, обратном разборке.

Клапанная крышка

Крышка клапанов обеспечивает защиту механизма ГРМ от внешних воздействий, а также от вытекания смазки наружу. Однако со временем на двигателе можно наблюдать масляные подтеки, которые являются результатом повреждения прокладки. В этом случае уплотнитель нуждается в замене.

Замена прокладки

Для замены прокладки потребуется демонтировать крышку. В этом случае понадобятся следующие инструменты:

  • головки на 8 и 10;
  • удлинитель;
  • трещотка или вороток;
  • плоскогубцы.

Далее производим процедуру демонтажа:

  1. Отворачиваем гайки крепления крышки воздушного фильтра, снимаем её и сам фильтр.
  2. Отворачиваем гайки крепления корпуса и снимаем его, предварительно стянув шланг отвода картерных газов.
  3. Отсоединяем тягу привода дроссельной заслонки карбюратора.

Тяги карбюратора

Трос подсоса

Крепёж крышки

Снятие крышки

Прокладка крышки

Чтобы крышка была установлена должным образом, затяжку гаек производят в определённом порядке.

Схема затяжки

Если возникла необходимость замены сальников клапанов либо самих клапанов с элементами, обеспечивающими их нормальную работу, необязательно обращаться за помощью на СТО. Следуя пошаговым инструкциям, ремонтные работы можно выполнить своими руками.

ВАЗ 2106: замена маслосъемных колпачков своими силами

Маслосъемные колпачки предназначены для предотвращения проникновения масла в камеру сгорания через клапанные отверстия головки двигателя. Необходимость посадки штока клапанов в отверстия с технологическим зазором, способствует попаданию масляной пленки в камеру сгорания.
Поэтому требуется уплотнение зазора, для чего предусмотрена установка сальниковых колпачков.

Признаки протекания масла через штоки клапанов

Масло, при попадании в зону высоких температур, сгорает, выделяя голубой дым. Если утечка масла происходит именно через штоки клапанов, дым будет появляться при запуске и исчезать после прогрева двигателя.
При этом появится чрезмерный расход масла и образуется масленый налет на свечах.

Сухая и влажная от масла свечи

Сухая и влажная от масла свечи

Необходимый инструмент и приспособления

Замена маслосъёмных колпачков ВАЗ 2106 производится непосредственно на автомобиле, что значительно ускоряет работу, так как не требуется снимать, затем устанавливать обратно головку блока. Машину достаточно поставить в место, защищенное от пыли и атмосферных осадков.
Затянуть ручной тормоз и поставить рукоятку переключения скоростей в нейтральное положение.
Замена маслосъемных колпачков на ВАЗ 2106 требует наличия комплекта колпачков и новой прокладки крышки головки, стандартный инструмент, приспособления:

  • Переноска;
  • Свечной ключ;
  • Накидные ключи17 мм.,13 мм.;
  • Шестигранные внутренние головки8 мм.,10 мм.,13 мм. с воротком;
  • Плоскогубцы;
  • Пинцет;
  • Плоская отвертка;
  • Пруток мягкого металла толщиной8 мм.;
  • Динамометрический ключ;
  • Приспособление для сжатия пружин
  • Оправка для установки колпачков
  • Мягкая проволока.

Разные конструкции специальных съемников для сжатия пружин

Разные конструкции специальных съемников для сжатия пружин

Как самому изготовить приспособления

Пользоваться специальным приспособлением удобно, так как нет необходимости его держать руками, оно удерживает пружины сжатыми при помощи болта. Если нет такого приспособления, можно изготовить его своими руками.
Для этого достаточно иметь два стальных квадратных прутка 10х10 мм, длиной 300 мм. Их нужно скрепить в трех точках, по концам и посередине, таким образом, чтобы между ними, на подобии рельсов, оставался промежуток 12 мм, тогда цена будет значительно дешевле.
Итак:

  • Крепить можно любым способом; болтами, хомутами, сваркой, в местах крепления между прутками нужно поместить металлические пластинки толщиной 12 мм., которые и обеспечат необходимый зазор между прутами.
  • В зазор будет входить шток клапана при отжиме пружин. Для установки клапанов, вместо оправки, можно использовать стальную трубку длиной 120 мм, с внутренним диаметром 14 мм, и медную шайбу с отверстием, подобранным по ободу колпачка.

Предварительная подготовка

Перед началом работ желательно посмотреть видео, замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2106, однозначно нужно тщательно вытереть поверхность верхней части блока и крышку головки.
Для удобства нужно снять корпус воздушного фильтра. Карбюратор закрыть пленкой или тканью от попадания грязи за время работы. Выкрутить свечи, снять крышку с прокладкой.

  • Установить четвертый цилиндр в верхнюю мертвую точки при такте сжатия. Для этого коленчатый вал вращается до положения, при котором впускной и выпускной клапана четвертого цилиндра, остаются в закрытом состоянии до и после прохождения поршнем ВМТ.
    Это определяется по зазору клапана с коромыслом.
  • Положение поршня определяется замером любым стержнем через свечное отверстие. Проверить совпадение меток на звездочке и корпусе.

Проверка совпадения меток

Проверка совпадения меток

  • Отверткой разогнуть стопорную шайбу, накидным ключом17 мм. освободить, но не откручивать, гайку крепления звездочки к распределительному валу.
  • Накидным ключом13 ммоткрутить на два оборота колпачковую гайку фиксации натяжного устройства.
  • Максимально освободить цепь.
  • Открутить полностью гайку, аккуратно снять звездочку с оси распределительного вала.
  • Чтобы цепь не упала со звездочки, нужно ее обвязать проволокой и вместе со звездочкой подвесить на краю блока цилиндров.

Последовательность разборки

  • Открутить девять гаек, удерживающих корпус распределительного вала, и снять его вместе с валом.
  • Отверткой приподнять прижимную пружину, с небольшим усилием вытащить нажимной рычаг, пружину выдвинуть из-под стопора и выбрать наружу.
  • Через свечное отверстие между днищем поршня и клапаном плотно вставляется мягкая проволока, чтобы клапан не падал при отжимании пружин. Чем выше будет часть штока, в которую вставляются фиксирующие сухарики, тем меньше нужно будет отжимать пружины для их установки.

Внимание! Не допускается удерживать клапаны твердыми предметами, появляется вероятность поцарапать поршень или цилиндр.

  • На ближайшую к клапану шпильку крепления корпуса распределительного вала, как на фото накручивается гайка, за которую захватом цепляется специальный съемник или конец самодельного приспособления. Оно с двух сторон охватывает шпильку, упирается в нижнюю плоскость гайки и ложится на верхнюю тарелку пружин.
  • Шток клапана с сухариками пропускаются между прутками приспособления.

Отжимание пружин и снятие пинцетом сухариков

Отжимание пружин и снятие пинцетом сухариков

  • Нажимаем на рычаг, пружины сжимаются, тарелка с сухариками уходит вниз, сухарики попадают в зону более узкой части штока, и получают возможность выйти из отверстия тарелки. Нужно пинцетом или плоскогубцами их выбрать.

Внимание! Запрещается сухарики вытаскивать руками, так как можно защемить пальцы.

  • Если сухарики залипли и не выходят при значительном сжатии пружин, нужно, слабыми ударами молоточком по тарелке, их выбить.

Приспособление освобождается и последовательно снимаются:

  • тарелка;
  • наружная пружина;
  • внутренняя пружина;
  • нижняя шайба внутренней пружины;
  • шайба наружной пружины.

Чтобы снять нижние шайбы, нужно их поддеть отверткой.

  • Плоскогубцами захватывается колпачок, покачивая, поднимается по штоку клапана.
  • Затем устанавливается новый маслосъемный колпачок, и клапан собирается в обратной последовательности.
  • Последовательно разбираются и собираются с новыми колпачками клапана четвертого и первого цилиндров.
  • После этого, придерживая звездочку, поворачивается коленчатый вал до перехода в ВМТ поршней второго и третьего цилиндров. Последовательно на их клапанах производятся аналогичные работы.
    Можно считать, замена масляных колпачков на ВАЗ 2106 произведена.

Порядок сборки

Запрессовка маслосъемных колпачков при помощи втулки

Запрессовка маслосъемных колпачков при помощи втулки

  • Шток клапана, сальник и колпачок смазываются моторным маслом, на шток одевается сальником вверх соответствующий клапану колпачок. Опускается по штоку вниз, где плотно прижимается к отверстию с направляющей клапана.
  • К ободу колпачка прижимается торец оправки, легким постукиванием молоточком по верху оправки, колпачок утапливается в отверстие до упора. Цена ошибки при сильных ударах, повреждение сальника или колпачка, придется их заменить.
    Пружины ставятся в обратном разборке порядке.

Внимание! После установки пружин и снятия приспособления для сжатия пружин, нужно из свечного отверстия убрать пластину и постучать молотком по торцу штока, чтобы сухарики сели на свое место. Делать это нужно осторожно, если сухарики неправильно стоят, пружины могут выскочить.

Порядок закручивания гаек крышки распределительного вала

Порядок закручивания гаек крышки распределительного вала

Крышка распределительного вала, как того требует инструкция, прижимается динамометрическим ключом усилием 8кг/м. затягиванием гаек в требуемой последовательности.


Если ваша «шестерка» стала и периодически удивляет вас , скорее всего, ей нужна замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2106. Дополнительным аргументом в пользу необходимости проведения такой процедуры помимо выше описанных признаков могут стать замасленные электроды. А теперь подробнее о том, как эту самую замену следует проводить.

Пошаговая инструкция по замене маслосъемных колпачков ВАЗ 2106 своими руками.

  1. Подготовьте необходимый инструмент: , пинцет, пруток оловянного припоя (d = 8мм или около того), молоток, длинногубцы или магнитная рукоятка.
  2. Обесточив автомобиль, снимите воздушный фильтр и крышку ГБЦ.
  3. Поверните коленчатый вал так, чтобы метки на звездочке распредвала и корпусе подшипников последнего совпали, то есть 1 и 4 цилиндры находились в ВМТ.
  4. Слегка отпустите зажим болта фиксации шестерни, предварительно разогнув лапки стопорной шайбы.
  5. На пол оборота открутите колпочковую гайку натяжителя цепи привода, а после, отжав отверткой башмак натяжителя и отпутив натяжение ведомой цепи, закрутите ее обратно.
  6. Открутив фиксирующий болт демонтируйте шестерню. Цепь при этом следует придерживать от падения.
  7. Зафиксируйте с помощью проволоки звездочку вместе с цепью, чтобы те не упали и не разъединились.
  8. Выкрутите гайки крепления основания подшипников распределительного вала и демонтируйте его и шайбы.
  9. Отсоедините кабель от свечи зажигания и выверните ее, а в отверстие для свечи вставьте пруток оловянного припоя. Его конец должен встать между клапаном и поршнем.
  10. С помощью рассухаривателя сожмите пружины 1-го клапана и магнитной рукояткой или длинногубцами вытащите из него сухари. Если будут плохо поддаваться, слегка постучите по ним молотком.
  11. Убрав рассухариватель, демонтируйте тарелку клапана и пружины.
  12. Наденьте на сальник съемник колпачков и аккуратно снимите его с клапана.
  13. Окуните новый колпачок в моторное масло и напрессуйте его на место старого все тем же съемником, только другой его стороной.
  14. Все эти действия повторите с 4-м клапаном.
  15. Затем поверните коленвал на пол оборота. Этим вы добьетесь того, что в ВМТ окажутся 3-й и 2-й клапана. Замените маслосъемные колпачки на них с помощью уже знакомых по 1 и 4 клапану действий.
  16. Когда все сальники клапанов будут заменены, прокрутите коленчатый вал еще на пол оборота, чтобы все вернулось в первоначальное положение. Только после этого произведите сборку снятых деталей в обратной последовательности.
  17. Откорректируйте зазоры клапанов (), установите крышку ГБЦ и воздушный фильтр на свои места, завершив тем самым замену маслосъемных колпачков ВАЗ 2106.

Читайте также: