Замена опорного подшипника маз

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

4.4.1. Передний мост и рулевые тяги. Техническое обслуживание. Ремонт

При осмотре переднего моста необходимо обратить внимание на степень затяжки конусного соединения шкворня и на состояние упорного подшипника. При износе упорного подшипника увеличивается зазор между верхним ушком поворотной цапфы и балкой, который не должен превышать 0,4мм. При необходимости следует ставить металлические прокладки. Особое внимание обращают на величину износа шкворня и втулки поворотной цапфы. Изношенные бронзовые втулки цапфы заменяют новыми. Нужно регулярно проверять крепление пальцев шаровых сочленений продольной и поперечной тяг, крепление рычагов рулевой трапеции к поворотным цапфам.

Ремонт переднего моста и рулевых тяг

Ремонт переднего моста обычно заключается в замене шкворневых втулок и значительно реже - шкворня и распорной втулки (в случае многократных замен втулок шкворня) и опорного подшипника. Необходимость такого ремонта можно определить, подняв одно колесо на домкрате и покачивая его с помощью монтажного лома. Перед этим следует исключить люфт в подшипниках ступицы колеса.

Для замены втулок шкворня передний мост необходимо снять с автомобиля. Порядок снятия переднего моста следующий:
· ослабить гайки стремянок рессор;
· поднять переднюю часть автомобиля и поставить на подставки или козлы;
· снять амортизаторы;
· отсоединить продольную рулевую тягу от поворотного рычага и тормозные шланги от тормозных камер;
· отворачивая гайки стремянок рессор, освободить балку моста;
· выкатить передний мост из-под шасси автомобиля;
Разборку и сборку переднего моста удобнее производить на специальном стенде. Порядок разборки следующий:
· снять колеса, диски ступиц колёс, отсоединить и снять поперечную рулевую тягу 32 (см.рис.71);
· снять наружную крышку ступицы, отвернуть гайки 13 подшипников и снять ступицу 1 (рис.75) с барабаном, не повредив сальник;
· снять регулировочный рычаг 19 (см.рис.71), оттяжные пружины колодок, колодки 26 и вынуть разжимной кулак 18;
· снять суппорт 28;
· снять рычаг продольной рулевой тяги и рулевой трапеции;
· отвернуть гайку шкворня и с помощью приспособления выпрессовать шкворень 20;
· снять поворотный кулак 11, подшипник шкворня 31, сферическую шайбу 25 и регулировочные прокладки 23.
Дальнейшая разборка при необходимости производится в такой последовательности:
· установить ступицу в сборе с барабаном на верстаке;
· снять крышку сальника ступицы и извлечь сальник 16;
· вынуть внутренний подшипник 15 и выпрессовать наружное кольцо при помощи съёмника (рис.76);
· перевернуть ступицу и выпрессовать наружное кольцо наружного подшипника при помощи съёмника.
Разобранные детали переднего моста промывают и тщательно осматривают.
Изношенные или поврежденные детали заменяют новыми.
Проверка отверстия под шкворень производится специальным конусным калибром, больший диаметр конуса которого 50мм, конусность 1:10. При постановке в отверстие калибр не должен иметь качаний, осевое смещение его не должно превышать 1,5мм. Износ большой шейки шкворня и распорной втулки по наружному диаметру допускается до диаметра 49,97мм. В случае большего износа детали подлежат замене.
Характерными дефектами поворотных кулаков является износ бронзовых втулок шкворня и износ шеек под подшипники. Втулки шкворня заменяют в случае, когда зазор в сопряжении шкворень-втулка превышает 0,1мм. После запрессовки новых втулок их развёртывают до диаметра 50 +0,039 мм.
Развёртывание втулок производят «в линию» специальной развёрткой, имеющей направляющие для обеспечения соосностей отверстий втулок.
При развёртывании втулок нужно выполнить следующее:
· запрессовать в поворотный кулак бронзовую втулку 2 шкворня
(рис.77, а) и посадить специальную направляющую втулку 3 во второе отверстие под втулку шкворня;
· развернуть бронзовую втулку шкворня;
· извлечь направляющую втулку и на её место запрессовать вторую бронзовую втулку шкворня;
· развернуть вторую втулку шкворня (вновь запрессованную), при этом режущую часть развертки пропустить через ранее развернутую (первую) втулку шкворня, которая служит направляющей для второй втулки (рис.77, б).
Предельный износ шеек под подшипники: под наружный до диаметра 59,94мм, под внутренний до диаметра 69,93 мм.
В случае наличия ощутимых зазоров в шарнирных соединениях тяг рулевой трапеции шарниры разбирают и после смены изношенных деталей регулируют. На рабочих поверхностях подшипников не должно быть выкрошенных мест, трещин, вмятин, шелушений. Ролики и сепараторы не должны иметь разрушений.
Сборку переднего моста производят в порядке, обратном разборке. При этом особое внимание обращают на надёжность крепления шаровых пальцев тяги рулевой трапеции, рычагов рулевых тяг и суппортов переднего тормоза с поворотным кулаком. Если в соединениях пальцев с рычагами после затяжки гаек ощущается качка, то необходимо изношенные детали заменить новыми.
Установку передней оси на автомобиль производят в последовательности, обратной снятию. После установки оси на автомобиль необходимо проверить регулировку подшипников ступиц колёс (в сборе с колесом), произвести регулировку схождения колёс и проверить угла поворота колёс.

Разборка и сборка переднего моста МАЗ

Разборку и сборку переднего моста удобнее производить на специальном стенде.

Передняя ось МАЗ и ступица переднего колеса

Порядок разборки следующий:

  • снять колеса, диски ступиц колес;
  • отсоединить и снять поперечную рулевую тягу 32 (см. рис. 49);
  • снять наружную крышку ступицы 8, отвернуть гайки 13 подшипников и снять съемником ступицу 1 (рис. 258) с барабаном, не повредив сальник;
  • снять регулировочный рычаг 19 (см. рис. 49), оттяжные пружины колодок, колодки 26 и вынуть разжимной кулак 18;
  • снять суппорт 28;
  • снять рычаг продольной рулевой тяги и рулевой трапеции;
  • отвернуть гайку шкворня и с помощью приспособления выпрессовать шкворень 20;
  • снять поворотный кулак 11, подшипник 31 шкворня, сферическую шайбу 25 и регулировочные прокладки 23.

Снятие ступицы переднего колеса
Выпрессовка наружных подшипников ступицы

Дальнейшую разборку при необходимости производить так:

  • установить ступицу в сборе с барабаном на верстаке;
  • снять крышку сальника ступицы и извлечь сальник 16;
  • вынуть внутренний подшипник 15 и выпрессовать наружное кольцо при помощи съемника (рис. 259);
  • перевернуть ступицу и выпрессовать наружное кольцо наружного подшипника при помощи съемника.

Разобранные детали переднего моста промывают и тщательно осматривают. Изношенные или поврежденные детали заменяют новыми.

Подшипники на рабочих поверхностях не должны иметь выкрошенных мест, трещин, вмятин, шелушений. Ролики и сепараторы не должны иметь разрушений.

Сборку переднего моста производят в порядке, обратном разборке. При этом особое внимание обращают на надежность крепления шаровых пальцев тяги рулевой трапеции, рычагов рулевых тяг и суппортов переднего тормоза с поворотным кулаком.

Левый шкворень. Подготовка к зиме часть 4.

Когда стал устанавливать новые колеса, то обратил внимание на люфт левого колеса. Осмотром определил, что люфтит в районе шкворня. Делать нечего — придется ремонтировать, не ставить же новые колеса на на разбитую ходовку.
В этой заметке я опишу все этапы замены и модернизации шкворня на балке МАЗ-500. Такая у меня стоит. (Шкворень этой балки имеет коническое посадочное место, его иногда морковкой называют)
Три года назад, я на свой страх и риск решил модернизировать шкворневой узел на своей машине, а именно — заменил латунные втулки цапфы, которые требовали обработки разверткой на игольчатые подшипники от балки нового образца.
Первым делом снял тормозной барабан. Но просто так он сниматься не захотел, пришлось использовать лебедку.

Здесь вспоминается один случай, когда знакомый водитель менял шкворень и при этом балку установил на домкрат. Он решил, что балка большая и массивная и домкрат на процесс выбивания шкворня ни как не повлияет. Он целый день молотил по шкворню кувалдой, разбил его в какую-то неимоверную шляпу и устал так, что рук поднять не мог. Когда я это увидел, то поставил под балку чурку ( чурку по возможности лучше ставить вертикально) и одним ударом выбил шкворень. Для парня это было сродни цирковому фокусу.

Подшипники внешне не повреждены, шкворень тоже в идеальном состоянии.

Распорная втулка однозначно под замену, и подшипники на всякий случай тоже решил заменить. Подшипники сюда ставятся НК 5025. На одну цапфу нужно 4 подшипника, устанавливаются попарно 2 сверху и 2 снизу заместо латунных втулок в их посадочные места. Подшипники входят с небольшим усилием, между подшипниками остается небольшое расстояние как раз напротив товотницы, что обеспечивает смазку подшипников. Ни какую распорку между подшипниками ставить не нужно, как показала практика, подшипники со своих мест ни куда не смещаются.

Сборка производится в обратной последовательности. Еще пару слов о шкворне. Когда будете покупать новый шкворень или ставить старый, то обратите внимание, чтобы тело шкворня, в том месте, где оно прокатывается по подшипнику, было цилиндрическим, без каких либо лысок или проточек. И еще шкворни МАЗ и КРАЗ, при внешней схожести не взаимозаменяемы. Их распорные втулки (а соответственно и сами шкворни) отличаются примерно на 7 мм по длине. (КРАЗ короче).
В следующей заметке опишу ремонт рулевых наконечников.

Как проверить опорный подшипник

Когда возникают неисправности в передней подвеске авто, то одна из первых мер, которые должен предпринять его владелец, — проверить опорный подшипник, находящийся между опорой и верхней чашкой пружины. Для этого потребуется взяться рукой за «чашку» стойки (положить руку на опору) и покачать автомобиль. Постоянные резко меняющиеся нагрузки, в том числе и ударные в сочетании с абразивными частицами пыли способствуют износу составных частей подшипника опорной стойки и в конечном итоге полностью выводят его из строя. В результате он начинает люфтить, стучать, скрипеть или пищать, а шток амортизатора отклонятся от своей оси.

Опорный подшипник

Схема работы опорного подшипника

Такие проблемы с его эксплуатацией могут привести к более серьезным последствиям в подвеске машины. Поскольку износ опорного подшипника повлечет нарушение углов установки колес, а следственно, — ухудшение управляемости авто и ускоренный износ шин. Как выполнить проверку, и какому производителю упорных подшипников отдать предпочтение при замене — обо всем этом мы расскажем подробнее.

Признаки неисправности опорного подшипника

Основным признаком поломки, который должен насторожить водителя, является стук в области передних левого или правого лонжеронов. На самом деле источниками стука и скрипа могут быть и другие детали подвески, однако начать проверку нужно именно с “опорника”.

Особенно характерно неприятные звуки проявляются при езде по неровной дороге, по ямам, на резких поворотах, при значительной загруженности машины. То есть, в условиях критической эксплуатации подвески. Кроме этого, водитель наверняка субъективно почувствует снижение управляемости машины. Рулевое управление не так быстро откликается на его действия, появляется некая инерционность. Также машина начинает “рыскать” по дороге.

Причины поломки

Основными причинами неисправности опорных подшипников являются пыль и вода, проникающие вовнутрь, отсутствие там смазки, а также не редко, из-за сильного удара в стойку. Об этих и других причинах вызывающих неисправность опорного подшипника подробнее:

  • Естественный износ детали. К сожалению, качество отечественных дорог оставляет желать лучшего. Поэтому при эксплуатации машины будьте готовы к тому, что подшипники будут подвергаться большему износу, чем об этом заявляет их производитель.
  • Попадание внутрь механизма песка и грязи. Дело в том, что опорный подшипник представляет собой разновидность подшипника качения, и в нем конструктивно не предусмотрена защита от упомянутых вредных факторов.
  • Резкий стиль вождения и несоблюдение скоростного режима. Проезд по плохим дорогам на большой скорости приводит к чрезмерному износу не только опорного подшипника, но и других элементов подвески машины.
  • Низкое качество детали или брак. Особенно это касается подшипников отечественного производства, в частности, для автомобилей ВАЗ.

Передняя опора

Устройство передней опоры

Как проверить опорный подшипник

Далее рассмотрим вопрос о том, как определить неисправность опорного подшипника своими руками по характерному признаку. Сделать это достаточно просто. Чтобы распознать как стучать опорные подшипники, существует три метода проверки “опорника” в домашних условиях:

  1. Необходимо снять защитные колпаки и прижать верхний элемент штока передней стойки пальцами. После этого раскачать машину из стороны в сторону за крыло (сначала в продольном, а затем в поперечном направлении). Если подшипник неисправен — вы услышите знакомый стук, который слышали при движении машины по неровной дороге. При этом кузов машины будет раскачиваться, а стойка либо стоять на месте, либо двигаться с меньшей амплитудой.
  2. Положите руку на виток передней амортизационной пружины и попросите кого-нибудь сесть за руль и покрутить руль из стороны в сторону. Если подшипник изношен — вы услышите металлический стук и ощутите рукой отдачу.
  3. Можно ориентироваться на звук. Проедьтесь на машине по неровной дороге, в том числе по “лежачим полицейским”. При значительной нагрузке на систему подвески (резкие повороты, в том числе на большой скорости, переезд кочек и ям, резкой торможение) из передних колесных арок будет слышен металлический стук опорных подшипников. Вы также ощутите, что управляемость машины ухудшилась.


Проверка “опорников” на ВАЗах


Как стучат опорные подшипники

Для продления строка службы данного подшипника очень часто, если это позволяет конструкция, автомастера промывают и меняют смазку. В случае, если деталь частично или полностью вышла из строя, то ремонт опорного подшипника не производят, а делают его замену. В связи с этим возникает логичный вопрос — какие опорные подшипники лучше приобрести и поставить?


Ремонт опорного подшипника Ford Mondeo

Подробная фото-инструкция по самостоятельном восстановлении работоспособности опорного подшипника Форд Мондео. Ремонт опорного подшипника стойки амортизатора Ford Mondeo своими руками
Подробнее


Амортизатор (амортизаторы автомобиля)

Амортизатор обеспечивает безопасность и комфорт при движении поглощая удары, толчки, колебания подвижных элементов подвески. Поэтому важно своевременно устранять проблемы амортизаторов, - правильно обслуживать и своевременно менять.
Подробнее


Проверка амортизаторов автомобиля

В этом видео показываются последствия неисправных амортизаторов, а также описываются популярные способы проверки: покачивание, поведение на дороге, на что смотреть при визуальной диагностике
Подробнее

Как выбрать опорные подшипники

Опорный подшипник

Итак, на сегодняшний день на рынке автозапчастей можно встретить “опорники” от разных производителей. Лучше всего, конечно же, покупать оригинальные запчасти, которые рекомендованы производителем вашего автомобиля. Однако большинство автовладельцев, в качестве альтернативы, покупают неоригинальные подшипники с целью сэкономить. И тут возникает некое подобие лотереи. Некоторые производители (в основном, из Китая) выпускают вполне приличную продукцию, которая может если не конкурировать с оригинальными запчастями, то хотя бы приближаться к ним. Но существует опасность купить откровенный брак. Причем вероятность покупки низкокачественного подшипника гораздо выше. Представляем для вас информацию о популярных брендах опорных подшипников, отзывы о которых нам удалось найти в интернете — SNR, SKF, FAG, INA, Koyo. При покупке фирменной продукции всегда обращайте внимание на наличие брендовой упаковки. Она, по сути, является аналогом паспорта на подшипник, который принято выдавать отечественными производителями.

SNR — под этой маркой выпускаются опорные и другие подшипники на территории Франции (некоторые производственные мощности находятся в Китае). Изделия отличаются высоким качеством и используются разными автопроизводителями на территории Европы (такие как Mercedes, Audi, Volkswagen, Opel и др.) в качестве оригинала.

Положительные отзывыОтрицательные отзывы
Подшипники фирмы SNR очень качественно выполнены, если за ними правильно ухаживать они отходят вам вдвое больше своего ресурса заданного заводом изготовителем. У этих подшипников очень хорошая цементация рабочей поверхности, если его не перегревать и следить за смазкой он становится не убиваемым.К сожалению, уже через полгода он у меня вышел из строя — начал заметно гудеть. До этого автомобиль ездил 8 лет на заводских подшипниках, пока после попадания в яму правый не полетел. Новый подшипник я эксплуатировал с мая по октябрь на колесе с литым балансированным диском, затем переобул на тоже балансированную новую штамповку с зимней резиной, и вот в феврале началось гудение. В ямы не попадал, скорость не превышал, диск и резина в порядке, а этот SNR во время прохождения техобслуживания предписано срочно поменять.
Много раз ставил себе подшипники SNR и ниразу не сталкивался с проблемами. На место становятся без проблем, ходимость отличная. Запас прочности явно приличный, так как даже при выходе из строя подшипник оставляет еще довольно много времени на поиск нового и замену. Шумом подсказывает, но ездит.Как и многим автолюбителям, мне зачастую приходится сталкиваться с проблемой запчастей. Хочется конечно купить, что бы была не дорогая и качественная, но как часто случается эти два фактора не сопоставимы. Чего не могу сказать об подшипнике SNR. Сравнительно не дорогой подшипник и при правильной эксплуатации может даже прослужить весь свой срок, но лучше конечно не рисковать — отъездил сколько полагается, снимай и ставь новый.

SKF — интернациональная машиностроительная компания из Швеции, крупнейший в мире производитель подшипников и других деталей для автомобилей. Ее продукция принадлежит к топовому ценовому сегменту, и отличается высоким качеством.

Положительные отзывыОтрицательные отзывы
В целом эти подшипники проверены временем, вполне годятся к установке. Если, конечно Вас устраивает стандартная опора, и вообще подвеска автомобиля. Единственный минус-не везде и не всегда можно купить.Тут все хвалят СКФ, а вот я скажу: подшипник без смазки или слегка смазанный много не находит и СКФ недурно на этом зарабатывает. Низкое качество у них.
SKF — проверенный, надежный бренд. Я подшипник менял, именно от этого производителя брал, служит без нареканий…-

FAG — производитель подшипников и других запасных частей для машиностроения. Продукция отличается надежностью, качеством, и относится к дорогому ценовому сегменту.

Положительные отзывыОтрицательные отзывы
Подшипники полностью отвечают своей цене. Да, они дорогие, но ходят очень долго. Даже по нашим убитым дорогам.Отрицательных отзывов не выявлено.
Стоят такие на моем Mercedes M-класса. Менял по гарантии. Проблем нет.-

Группа INA (INA — Schaeffler KG, Herzogenaurach, Germany) — частная немецкая компания по производству подшипников. Была основана в 1946 году. В 2002 году компания INA приобрела компанию FAG и вышла на второе место в мире по производству подшипников.

Положительные отзывыОтрицательные отзывы
Я рискнул и купил. Врать не буду. Первые 10 тысяч от случая к случаю прислушивался к подшипнику. Но он работал ровно и никаких посторонних звуков не издавал.Пришла очередная замена и я был приятно удивлён, что подшипник не подвёл меня в дороге и отходил 100 тысяч километров.На продукцию фирмы Ина последнее время очень много нареканий. У меня на Тойота тоже с завода стоял опорный подшипник Ина, но при замене я поставил другой.
Своим качеством данная фирма зарекомендовала себе как отличного и надёжного производителя. На ощупь чувствуется, что подшипник сделан из качественных материалов. При эксплуатации вообще никаких претензий не обнаруживал. Обычно после установки забывал о нём на очень долгое время.Поставил на свой Пежо, проехал 50 тыс и застучал подшипник. Вроде ничего страшного, но доверия нет к этой фирме больше, лучше взять у официального дилера такие вещи.

Koyo — ведущий японский производитель шариковых и роликовых подшипников качения, манжетных уплотнений, автомобильных механизмов рулевого управления и другого оборудования.

Положительные отзывыОтрицательные отзывы
Брал себе взамен старого, убитого оригинала. От себя скажу что вполне неплохой аналог за свои деньги. Ходит уже 2-ой год без проблем. Из заменителей как по мне это лучший вариант, так как я где то слышал что и оригинальные запчасти ставят именно этой фирмы, поэтому как мне показалось выбор очевиден. Как он себя в дальнейшем поведёт — неизвестно, но надеюсь что всё будет хорошо.Негативных отзывов не обнаружено.
Привет автолюбителям и всем всем))Обнаружил стук в своем автомобиле, провел диагностику и понял что нужно менять опорный подшипник, пока он не полетел. Хотел заказать KFC оригинал, но стоил он немало, поэтому передумал)Купил передний ступичный подшипник Koyo. Заказал с Москвы.-

Выбор того или иного производителя должен основываться, в первую очередь, на том, подходит ли подшипник к вашей машине. Кроме этого, старайтесь не покупать дешевые китайские подделки. Лучше один раз приобрести фирменную деталь, которая прослужит вам долгое время, чем переплачивать за дешевку и мучиться с ее заменой.

Заключение

Частичный или полный выход опорного подшипника из строя не является критичной поломкой. Однако все же настоятельно рекомендуем вам проводить их диагностику через каждые 15. 20 тысяч километров пробега вне зависимости от наличия признаков его неисправности. Так вы, во-первых, сэкономите на дорогом ремонте других элементов подвески, таких как амортизаторов, покрышек (протекторов), пружин, соединительных и рулевых тяг, наконечников рулевых тяг.

А во-вторых, не дадите снизиться уровню управляемости вашей машиной. Дело в том, что изношенные подшипники плохо влияют на геометрию оси и настройки углов колес. Следовательно, при прямолинейном движении приходится постоянно “подруливать”. Из-за этого износ опоры амортизатора увеличивается приблизительно на 20%.

МАЗ-500: Замена ступиц передних колес на Суперовские

Поездив на МАЗ-500 продолжительное время в плотном городском трафике, поймал себя на мысли, что тормоза все таки слабоваты. Особенно, это чувствовалось на груженой машине.

Поэтому, при первой возможности, приобрел: ступицы с тормозными барабанами, тормозные щиты переднего моста вместе с колодками и тормозными камерами.

1. Снимаем родные ступицы МАЗ-500

Приступил к ослаблению крепления передних колес, а затем к поддомкрачиванию передней балки автомобиля. После снятия передних колес и откручивания колпаков защиты наружных подшипников, начал расконтривать гайки цапфы.

Открутил контргайки, снял контровочные шайбы и многодырчатые шайбы, открутил круглую гайку с двумя выступами. Затем, отпустил трещетки разжимных тормозных рычагов и приступил к снятию тормозных барабанов, вместе со ступицами.

После снятия ступиц, стало возможно подобраться к болтам крепящим тормозной щит к цапфе. Открутил шланги к пневмокамерам и снял тормозные щиты вместе с колодками в сборе. Все разобрано, можно приступать к сборке.

2. Ставим новые ступицы с Супера

Сама сборка много времени не заняла. Сначала нужно поставить на цапфу опорный щит колодок, затянуть болты, а также подсоединить шланг подвода воздуха к пневмокамере. Потом, снять с внутренней стороны ступицы фланец держащий подшипник, вытащить внутренний подшипник, удалить старую смазку и вложить свежий литол, после чего поставить фланец сальника и установит ступицу на цапфу.

Затем, промазать наружный подшипник, установить его на место и поджать круглой гайкой до упора. Прокрутить ступицу один оборот, отпустить гайку на одну шестую оборота, проверить отсутствие люфта ступицы. Установить дырчатую шайбу, а за ней контровочную гайку и затянуть на 55. Проверить опять легкость вращения ступицы и отсутствие люфта.

Загнуть на грань контровочной гайки стопорную шайбу, установить крышку ступицы (крышки ступицы МАЗ-500 и Супера не взаимозаменяемы) и можно ставить колесо. Костыли и гайки с прижимами подходят от старого МАЗа к новому.

3. Эффект от замены

Поездив некоторое время, стал осознавать практичность и пользу замены. Тормоза стали намного сильней. В качестве подтверждения могу привести такой эффект: на полностью груженой машине на сухом асфальте при нажатии тормозной педали в пол, передние колеса берут на юз.

Это привело к тому, что при работе зимой, начал отпускать тормозные трещетки немного больше чем раньше. На старых тормозах такого не наблюдал.

Замена опорного подшипника стойки амортизатора: когда нужна и как сделать

В системе подвески типа «Макферсон» опорные подшипники играют ключевую роль. Именно они являются связующим звеном между передней подвеской и кузовом машины. От состояния этих элементов напрямую зависит качество управления автомобилем, комфорт и безопасность движения. Иногда наступает момент, когда необходимо определить возможные неисправности этих элементов в стойке. О том, как диагностировать и при необходимости заменить их, и пойдёт речь.

Конструкция механизма опорного подшипника

Фактически вес передней части автомобиля (вместе с двигателем) ложится на этот узел. При повороте передних колёс подшипник испытывает боковые нагрузки, что ускоряет его износ.

Важно! Эксплуатация неисправных опор может привести к поломке амортизационных стоек и рулевого управления.

Типовое устройство опорных подшипников видно на схеме:

Опорный подшипник, схема

Схема элементов опоры

Даже небольшая неисправность или критический износ подшипника незамедлительно сказываются на работе подвески и рулевого управления.

Симптомы неисправности: амортизатор стучит, скрипит и прочие

  • Поскольку подшипник имеет механическую связь с опорными чашками стоек, малейший люфт сразу отдаёт в кузов характерными стуками.
  • Поворот рулевого колеса становится затруднённым, особенно это заметно на автомобилях без усилителя руля.
  • При повороте слышен скрип в районе опорных чашек.

Проверка исправности: диагностика своими руками

Более детальную проверку можно осуществить с помощью помощника:

    Откройте капот и попросите помощника повернуть рулевое колесо (при наличии усилителя руля двигатель следует завести). Положив руку на опору, вы почувствуете удары и щелчки. Более точно неисправность определяется с помощью автомобильного стетоскопа.

Автомобильный стетоскоп

При отсутствии автомобильного стетоскопа сгодится и обычный медицинский

Замена опоры передней стойки и подшипника

Работы проводятся в гаражных условиях. Наличие ямы или подъёмника необязательно.

Какие инструменты необходимы, чтобы заменить

  • Накидной ключ с изогнутой рукоятью.
  • Специальная головка для разборки стоек.

Головка для разборки стоек

Подбирайте головку, посоветовавшись с консультантом, все инструменты разные

Как осуществить снятие и поменять

  1. Для начала полностью демонтируем стойку. В первую очередь необходимо открутить верхний шток амортизатора с помощью двух ключей.

Демонтаж опоры стоек

Также для демонтажа может быть использован спецключ

Демонтированная стойка амортизатора

Если видны повреждения какого-либо из элементов, он требует замены

Старая и новая опора стоек амортизатора

Оцените работоспособность узла, возможно, его можно отремонтировать частично

Совет: Перед демонтажем пометьте маркером положение всех крепёжных гаек и штока, чтобы сохранить угол кастора.

Монтаж стойки амортизатора

Стяжки не снимаются до конца работ

Замена подшипника отдельным элементом

Если сама опора в порядке, а неисправность касается только подшипника — его можно заменить отдельно. Для этого снимаем стойку с опорой (процесс описан выше) и разбираемся с ней отдельно.

Разобрав опору (конструкция у всех разная, но принцип примерно одинаков), делаем ревизию подшипника. Как правило, шарики изношены неровно, имеются задиры на обойме, разрушены сальники.

Ремонт опорного подшипника

Возможно, что проблему дастся решить малой кровью

Несмотря на то что опорные подшипники, как правило, разбираются и можно получить доступ к отдельным компонентам, ремонтировать их не имеет смысла.

Составные части опорного подшипника

Вряд ли выгодно копаться с составными деталями опорного подшипника, пытаясь их отремонтировать

Во-первых — сам подшипник отдельно от опоры не так дорого стоит.

Во-вторых — это ответственный узел, поэтому замена шариков или сальников кустарным способом ни к чему хорошему не приведёт. Поэтому — однозначная замена.

Старый и новый опорные подшипники и элементы стойки в разборе

Наиболее безопасно менять подшипник целиком

Парно менять подшипники или нет — не существует единого мнения. Обычно парная замена производится больше из-за перестраховки. Опытные работники СТО определяют эту необходимость, исходя из общего состояния подвески автомобиля. Бывает и так, что менять второй подшипник нецелесообразно — зачем выкидывать хорошо работающую деталь?

Как нужно проводить работы на Опель Астра (видео)

Ремонт опоры амортизаторной стойки

Если оказалось, что подшипник в порядке, а причина стука кроется в износе демпфера или другого элемента, не являющегося ответственным узлом конструкции — можно произвести ремонт опоры.

Как проводится реставрация подшипника: реконструкция подушки на видео

В данном случае мы видим исправную резиновую подушку, которая просто изменила размер в процессе эксплуатации. Усадку можно скомпенсировать, установив прокладку, изготовленную на станке.

100% работоспособность опоре вернуть не удастся, но пробег в несколько тысяч километров вы себе обеспечите, причём без видимых проблем в комфорте и безопасности.

Несмотря на то что опора стойки амортизатора является ответственным узлом, восстановить её работоспособность можно без обращения в сервис. В зависимости от тяжести повреждения вы выбираете между установкой нового узла, заменой изношенных компонентов или ремонтом. Решение зависит от вашей квалификации и стоимости комплектующих.

Чем смазать опорный подшипник стойки (смазка, диагностика, замена)

Опорник

По своей сути, эта деталь – подшипник качения.

Пластичные смазки. Чем они лучше других материалов?

  • Твёрдые.
  • Пластичные.
  • Жидкие.
  • Газообразные.

Пластичная смазка

  1. Характер трения.
  2. Материал сопряжённых поверхностей.
  3. Вероятность воздействия влаги.
  4. Удельные нагрузки.
  5. Рабочая температура в узле.
  1. Повышают рабочие ресурсы агрегата.
  2. Упрощают конструкцию механизмов, чему способствует возможность закладки в вертикальные, наклонные узлы.
  3. Малый расход удельного типа.
  4. Ценные эксплуатационные свойства для тех, кто решил смазать деталь.

Опорные подшипники и смазка

Устройство опорника

Элемент испытывает серьёзные механические нагрузки, потому сама смазка должна обладать высокой коллоидной и механической стабильностью.

Инструкция по замене подшипника

  • Ёмкость с чистой водой.
  • Чистая ветошь.
  • Новые сальники и гайки.
  • Жидкость для промывки.
  • Сама жидкость для замены.

Профилактика поломок в подшипнике

  • Нужно бережно относиться к транспортному средству.
  • Отдельно требуется следить за тем, чтобы отсутствовали песок, грязь внутри самой детали.
  • Своевременная смазка.

Сломанный опорник

Один подшипник способен выдержать нагрузку до 12 тысяч килограмм. На автомобиле этот вес распределяется, примерно по 300-400 килограмм на каждую опору. Но рабочая нагрузка многократно повышается при механических нагрузках и ударах. Из-за этого износ и становится более быстрым.


При явной простоте конструкции. Которая не меняется практически на всех грузовых автомобилях. Замена шкворней вызывает порой большие трудности.

Содержание статьи:


Для того чтобы снять поворотный кулак необходимо демонтировать шкворень.

Снятие крышек

Первая проблема которая возникает при откручивании верхней и нижней крышки шкворня. Это то что заламываются болты которыми крышки крепятся. Поэтому их необходимо обстучать. Просто несильно ударить молотком по шляпкам болтов.

Демонтаж клина

Вторая проблема это клин который крепит шкворень в балке. В результате диффузии металла он очень сильно закипает в своём посадочном месте и это становится серьёзной проблемой. Что бы его выбить необходим очень резкий сильный удар. Здесь может помочь перфоратор. Да обычный строительный перфоратор. Но бывает что и он не справляется. Тогда на помощь приходит строительный пистолет. На грузовых автосервисах где нежелательно терять много времени на ремонт именно им, пользуются сразу. Но я категорически не советую, пользоваться пистолетом если не умеете, вероятность получить травму очень высокая. И пишу о этом потому чтобы было общее представление о том с чем придется столкнуться. Если уже ничего не помогает. Остаётся высверлить клин и выбить. То что от него осталось, да и опытные сварщики с легкостью выдувают его резаком не задев балку.

Снятие шкворня

Теперь как выбить сам шкворень. Идеальный вариант использовать съёмник шкворней. Но он не всегда есть под рукой, тем более стоимость его такова что на эти деньги можно приобрести несколько новых балок. Вряд ли он всегда есть под рукой. Проще снять балку целиком и вы прессовать шкворень на стационарном гидравлическом прессе. Поэтому чаще всего приходится выбивать его при помощи кувалды.

Если после нескольких сильных и точных ударов он остаётся на месте бить дальше нет никакого смысла. Необходимо греть балку резаком практически до красна и то только для того чтобы хоть немного сдвинуть шкворень с места. В результате диффузии шкворень и балка практически свариваются, необходимо разрушить это соединение. Всё больше пока ничего делать не надо, что бы не повредить балку.

Нагрев балки

Нагрев её мы также нагреваем и сам шкворень. Балка находится снаружи остывает быстрее, шкворень в нагретом состоянии становится толще, а балка начинает еще сильнее сужаться. Бить стучать бесполезно, пока они не остынут естественным образом до температуры окружающей среды, принудительное охлаждение тоже ничего не даст, нужно ждать, а лучше оставить эту затею на следующий день, утро вечера мудренее, это же все из жизни.

Выбить конечно можно и сразу. Если балку постоянно держать в нагретом состоянии желательно до красна, но тогда она просто придёт в негодность. Как правило на утро шкворень легко выходит из балки. По закону подлости если разборка одной стороны не составила хлопот , то вторая обязательно приносит какой нибудь сюрприз. Спешка ненужна. Самое главное здоровье, а железки они никогда не закончатся. Одни уйдут в металлолом, нальют другие.

Регулировка осевого биения

Ещё один нюанс, когда производится замена шкворней заключается в том что бы не было осевого биения между балкой и поворотным кулаком. Это достигается регулировочными шайбами вот тут ленится не надо. Чтобы опорный подшипник и втулки прослужили дольше.

Замена опорных подшипников своими руками

Замена опорных подшипников, как и обслуживание ходовой части автомобиля в целом, не требует особых слесарных навыков и может быть выполнена своими руками. Рассмотрим, как заменить опорно-поворотные подшипники передних стоек без нарушения сход-развала.

Особенности конструкции

устройство опорного подшипника

Опорный подшипник находится между верхней опорой чашки амортизатора и верхней опорой стойки. Главное предназначение – обеспечение подвижного соединения верхней опоры амортизационной стойки с кузовом автомобиля.


Собой узел представляет обычный шариковый подшипник. В некоторых вариантах конструкции подшипник может быть скреплен с пластиной, упирающейся в верхнее седло пружины. Именно такая конструкция используется на Opel Astra F, но принципиальную разницу в процесс замены это не вносит.

Инструмент

  • накидные ключи, головки и шестигранники нужной размерности;
  • шлицевая и крестовая отвертки;
  • стяжки пружин;
  • металлическая щетка для очистки болтов перед откручиванием, проникающая смазка (WD-40 либо ее аналоги).

Устройства подвески автомобиля

Рулевой наконечник можно снять специальным съемником либо при помощи молотка. Также молоток и наставка нужного диаметра могут потребоваться, если наружный ШРУС прикипел на шлицах к ступице (о методах замены подшипников без снятия полуоси упомянуто на видео, но в большинстве случае действительно проще открутить ступичную гайку).

Учтите, что небольшие наборы универсальных головок, скорее всего, не покроют все ваши потребности. К примеру, при откручивании верхней гайки штока амортизатора сам шток нужно придерживать шестигранником. Для предотвращения проворачивания пальца стойки стабилизатора в нем может быть, к примеру, углубление под торкс, поэтому открутить и закрутить стабилизатор обычной головкой не выйдет – нужен накидной ключ. Также в некоторых автомобилях гайка крепления ШРУСа может быть не обычной – под шестигранник, а специальной многогранной формы. Обязательно уточните эти моменты перед ремонтом, чтобы в процессе разборки не обнаружилась недостача инструмента.

как поменять амортизаторы

Размерность крепежей, а также требования к усилиям зажатия можно найти в руководстве по ремонту и эксплуатации вашего автомобиля. Если у вас нет слесарного опыта и отточенного мышечного чувства степени затяжки гаек, рекомендуем сборку осуществлять только при помощи динамометрического ключа. Разумеется, что свернуть резьбу ступичной гайки у вас не получится, но испортить резьбу крепления направляющих суппорта можно.

Демонтаж амортизационной стойки

На автомобилях, детали подвески которых давно не разъединялись, рекомендуем за день до ремонта очистить крепежи от грязи и залить проникающей смазкой либо тормозной жидкостью.

Описанная инструкция и видео будут посвящены замене опорных подшипников на примере Skoda Fabia.

  1. Ослабьте ступичную гайку и болты крепления колеса. Поскольку усилие зажатия довольно велико, отвернуть ее в одиночку после поднятия автомобиля будет крайне сложно. Разве что вместе с опорными подшипниками вы меняете и тормозные диски, тогда можно себе позволить вставить отвертку в ребра жесткости диска, тем самым зафиксировав его в суппорте. Гайку можно открутить, если попросить кого-то сильно нажать на педаль тормоза. Разумеется, все эти варианты требуют больших трудозатрат, нежели ослабление гайки, когда автомобиль еще стоит на колесах и может быть зафиксирован противооткатными упорами, ручным тормозом.
  2. Поднимите автомобиль и зафиксируйте на прочных упорах. Машина ни в коем случае не должна постоянно висеть на домкрате! Под колесами должны быть установлены противооткатные башмаки.
  3. Снимите колесо.
  4. Открутите гайку крепления стойки стабилизатора к телескопической стойке. Обязательно хорошо очистите углубление под торкс от грязи. Иначе, вставив по ошибке головку меньшего размера из-за набитых внутрь отложений, при откручивании гайки вы рискуете повредить внутренние грани.съемник шаровых опор
  5. Открутите крепежный болт кронштейна крепления тормозного шланга.
  6. Откручиваем гайку рулевого наконечника. Если не вращать наконечник вокруг своей оси, развал-схождение после ремонта делать не придется. Для демонтажа наконечника воспользуйтесь съемником либо несколько раз ударьте молотком по поворотному рычагу стойки.
  7. Открути болты под внутренний шестигранник, крепящие суппорт к поворотному кулаку.
  8. Немного поверните суппорт и вытащите его из посадочного места вместе с тормозными колодками. Закрепите суппорт в подвешенном состоянии либо подложите под него что-то. Он ни в коем случае не должен висеть на тормозном шланге!
  9. Снимите тормозной диск.
  10. Отверните ступичную гайку.
  11. Открутите болты крепления шаровой опоры. Если шаровая приклепана к рычагу, откручивать нужно верхний болт крепления, после чего ее лучше всего снять съемником. Если расстояние от конца болта до ШРУСа не позволяет открутить гайку, заклепки придется высверливать, после чего заменить на болты с гайками и шайбами.
  12. Выбейте приводной вал со шлицов в ступице. На видео показан эффективный метод снятия при помощи перфоратора в режиме отбойного молотка.
  13. Открутите верхние болты крепления опоры передней стойки. Делать это лучше с помощником, так как стойку кроме этих гаек уже ничего не держит.

Снятие опорно-поворотного подшипника

  1. Немного стяните пружину стяжками. Пользуйтесь только качественными стяжками! Поскольку усилие для сжатия требуется большое, вылетевшая пружина может нанести серьезные увечья.
  2. Удерживая шток шестигранником, ослабьте гайку крепления верхней опоры стойки.
  3. Стяните пружину до освобождения опорного подшипника.

Особенности установки

Вам остается установить новый опорный подшипник и собрать амортизационную стойку в обратном к снятию порядке. Некоторые нюансы:

  • стяжки для пружин
    гайку штока амортизатора можно закрутить лишь до начала прокручивания штока, так как после установки стойки на место полностью затянуть гайку, удерживая шток шестигранником, будет намного удобней;
  • после разжимания пружина должна «сесть» в специальные посадочные места для последнего витка;
  • гайку штока амортизатора не рекомендуется закручивать гайковертом;
  • перед установкой направляющих суппорта обязательно смажьте их специальной консистентной смазкой;
  • не забудьте зашплинтовать ступичную гайку, если в ручной шплинтовке есть необходимость;
  • все резьбовые соединения, места конусной посадки рулевых наконечников, шаровой опоры, косточки стабилизатора смажьте графитовой смазкой. В будущем это значительно облегчит процесс разборки.

Особое внимание стоит проявить владельцам авто, у которых наклонные опоры стойки. При неправильной установке новый опорный подшипник будет закусывать. Для беспроблемного монтажа еще в процессе сборки проставьте краской либо нацарапайте метки на опоре стойки и на корпусе верхнего седла пружины.

Общие рекомендации

На видео мастер упоминает о необходимости профилактической замены подушек стойки на некоторых моделях автомобилей VAG-Group, что не относится к вариантам опор без вмонтированной резьбы.

Как показывает практика, опорные подшипники передних стоек имеют примерно равный ресурс. Поэтому если при диагностике подвески автомобиля вы обнаружили неисправность опорного подшипника, рекомендуем заменить сразу оба опорника. Ведь с большой долей вероятности можно предсказать скорый выход из строя пока что исправного элемента. Рекомендуем прочитать статью о диагностике ходовой части автомобиля, в которой вы найдете руководство по проверке опорных подшипников, опор стоек, амортизаторов, рулевых наконечников, шаровых опор, сайлентблоков, ступичного подшипника и т.д.

Читайте также: