Замена подшипника коленвала нива

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Как снять подшипник с коленвала – практические советы

Подшипник коленвала

Вопрос о том, как снять подшипник с коленвала за долгие годы эксплуатации автомобилей из ВАЗовской классической серии, перед автовладельцами может и не возникнуть. Опорный или осевой подшипник качения находится в тыльной части коленчатого вала, скрыт за сцеплением и предназначен для того, чтобы обеспечить нахождение на одной оси с коленвалом первичного вала коробки переменных передач.

Что нужно знать для замены подшипника коленвала

Автовладельцы, которым доводилось самостоятельно снимать и устанавливать КПП, прекрасно с ним знакомы. Это именно тот подшипник, во внутреннюю обойму которого так сложно попасть первичным валом. В технической литературе эта деталь имеет обозначение – ГПЗ-В6-180502К1УС9.

Каких-либо существенных нагрузок подшипник не испытывает, в связи с чем, необходимость его замены возникает достаточно редко. В том случае, если всё же пришло время проведения ремонта, следует знать, как это правильно сделать.

Подшипник коленвала имеет совершенно небольшие габариты:

  • наружный диаметр – 35 мм;
  • диаметр внутренней обоймы – 15 мм;
  • ширина – 14 мм.

Получить беспрепятственный доступ к опорному подшипнику коленчатого вала можно лишь в одном случае – если снят двигатель с машины. Во всех остальных ситуациях для того, чтобы добраться до него, придётся изрядно потрудиться. Следует заменить, что замена подшипника коленвала крайне редко проводится как самостоятельная процедура. Как правило, замена этой детали происходит во время проведения капитального ремонта мотора или при необходимости снятия КПП и сцепления.

Для того, чтобы получить доступ к месту дислокации подшипника, при условии, что автомобиль заехал в гараж своим ходом, необходимо выполнить следующее:

  • установить машину на эстакаду или над смотровой ямой;
  • зафиксировать автомобиль с помощью стояночного тормоза или «башмаками»;
  • снять карданный вал;
  • снять рабочий цилиндр привода сцепления;
  • открутить трос спидометра;
  • демонтировать коробку передач с кожухом сцепления;
  • снять корзину сцепления.

Теперь, имея доступ к тыльному концу коленвала, можно приступать к замене.

Пошаговая инструкция снятия подшипника с коленвала

На любом автосервисе для каждого из нескольких десятков подшипников, имеющихся в автомобиле, обязательно найдётся специальное приспособление в виде съёмника или выпрессовки. В обычном гараже содержать такое количество специнструмента, конечно же, нет необходимости. Автолюбителям приходится использовать подручные средства или изготавливать самодельные приспособления. Извлечь шарикоподшипник из гнезда коленчатого вала в условиях гаража можно двумя способами.

Способ первый

Извлекать любой подшипник из внутренней обоймы, если он посажен не до упора в тыльную стенку, можно с помощью самодельного инерционного крючка. Для его изготовления потребуется отрезок арматуры (прута) диаметром 6-8 мм длинной 300-400 мм и металлический цилиндр со сквозным отверстием, большим по диаметру, чем выбранный прут (для этого может подойти массивная звёздочка, ступица или другой похожий предмет).

Приспособление изготавливается следующим образом:

  • один конец прута загибается под углом 90 градусов с длиной изгиба около 10 мм;
  • на стержень надевается металлический цилиндр;
  • на противоположном конце стержня приваривается отрезок и изготавливается Т-образное окончание.

Для того, чтобы извлечь подшипник, стержень вставляется во внутреннюю обойму подшипника и цепляется изгибом. Перемещая с ускорением груз по стержню, наносятся удары по Т-образному окончанию. Для равномерного снятия стержень с каждым ударом проворачивается вокруг оси.

Способ второй

Вопрос о том, как снять подшипник коленвала, можно разрешить при наличии болта или металлического цилиндра диаметром примерно 14,5 мм, чтобы он с минимальным зазором входил в отверстие внутренней обоймы. Очень свободное вхождение или слишком тугое не подойдёт.

Процесс демонтажа происходит так:

  • через отверстие в полость за подшипником закладывается смазка типа «солидол»;
  • во внутреннюю обойму вставляется стержень и забивается молотком;
  • после полного погружения стержня необходимо добавить смазку;
  • под воздействием давления смазки, подшипник выдавливается с гнезда коленвала.

Установка нового шарикоподшипника

Компенсацией за неудобства при демонтаже будет достаточно простая установка подшипника в гнездо коленчатого вала. Новые подшипники уже смазаны и закрыты от попадания пыли. Всё, что следует сделать – это выполнить два действия: вычистить посадочное гнездо; вставить новый подшипник. В качестве проставки можно использовать старый подшипник, который только что был изъят с коленвала.

Простой способ замены заднего подшипника коленвала

Нужен всего лишь кусок хлеба и какой нибудь круглый прут по диаметру внутренней обоймы подшипника, в идеале первичный вал, заталкиваем мякушку хлеба в отверстие внутренней обоймы, подбиваем, потом ещё хлеб добавляем, опять подбиваем, подшипник легко вылазит без всяких съёмников

Chevrolet Niva 2004, двигатель бензиновый 1.7 л., 80 л. с., полный привод, механическая коробка передач — своими руками

Машины в продаже


Chevrolet Niva, 2013


Chevrolet Niva, 2013


Chevrolet Niva, 2009


Chevrolet Niva, 2011

Комментарии 9

мне рассказывали про подобный способ выпрессовки подшипника генератора, только использовали мыло, нарезанное стружкой, чтоб его в отверстие натолкать…в жизни бы не додумался)

А по поводу подшипника с маховика.Начинал работать на уазе.Так вот мы с напарником пол дня ковыряли от туда подшипник, бесполезно.Какие только крючки не делали.На снащались вдоволь.После обеда дед подошел.Выслушал нашу беду.И предложил способ как снять.Но через сельпо естественно.Сбегали за пол кило.Куда деваться)))

Старый дедовский способ.

А кто ж спорит, нового уже мало что можно придумать, всё передаётся из поколений

А когда не было герметика отлично держал солидол.Дед рассказывал.В сильные морозы в полуторке чтоб не много теплее было.Набирали ведро камней грели паяльной лампой ставили в кабину и ехали.Знакомый рассказывал ночевали в уазе зимой в поле.(движок накрылся)так всю ночь прям в салоне с паяльной лампой сидели.Салон потом был как баня по черному.

А кто ж спорит, нового уже мало что можно придумать, всё передаётся из поколений

Еще были времена когда маслосьемные сальники на клапана не достать.Так я на уаз вместо них ставил резинки с надсвечников.На три месяца хватало.

Тряпка и литол. это точно в гараже есть а вот хлеб не факт.да и не хорошо это так хлеб переводить((
Вбиввем литола.впихиваем тряпочку.и болтом вбиваем и подш вылазит шустро.

Ну началось, дело хозяйское, а насчёт перевода хлеба, это общие фразы, можно подумать все всегда до корки доедают и не выбрасывают

21.3.3 Подшипники коленвала, коленвал и блок цилиндров

Коренные подшипники коленвала для ремонта представлены стандартным размером и размером меньше стандартного на 0.25 мм (0.0098 дюйма), и каждый из них представлен 5 типами подшипников, отличающихся друг от друга допуском.

Верхняя половина подшипника (1) имеет смазочную канавку (2). Установите эту половину со смазочной канавкой в блок цилиндров.

На нижней половине подшипника смазочная канавка отсутствует.

Проверьте подшипники на предмет изъязвления, царапин, износа или повреждения. Если обнаружены какие-либо дефекты, замените обе верхнюю и нижнюю половинки. Никогда не заменяйте одну половинку, не заменив другую половинку.

Зазор коренного подшипника коленвала

  1. Снимите поддон картера и с помощью линейки (2) измерьте ширину на гипсовом покрытии (1) в самой широкой точке. Если зазор выходит за пределы нормы, замените подшипник. Всегда заменяйте верхнюю и нижнюю половины, как единое целое. Новый стандартный подшипник может создать необходимый зазор. Если этого не произошло, придется переточить шейку коленвала, для того чтобы можно было использовать подшипник меньшего размера 0.25 мм (0.00984 дюйма). Выбрав новый подшипник, проверьте зазор повторно.
    • Зазор подшипника коленвала
      • норма: 0.032 – 0.052 мм (0.0013 – 0.0020 дюйма)
      • предел: 0.060 мм (0.0023 дюйма)

      Выбор коренных подшипников коленвала

      • Если подшипник в неисправном состоянии или если зазор подшипника выходит за пределы нормы, выберите новый стандартный подшипник в соответствии со следующей процедурой, и установите его.
      • При замене коленвала или блока цилиндров и поддона картера по какой-либо причине выберите новые стандартные подшипники, для того чтобы установить их согласно номерам, напечатанным на новом коленвале, и/или буквам, напечатанным на новом поддоне картера.
      1. Сначала проверьте диаметр шейки. Как показано на рисунке, на щеках коленвала №2 (3) напечатаны цифры. Три типа цифр («1», «2» и «3») представляют собой следующие диаметры шеек.

      Технические характеристики шеек коленвала

      58.000 – 58.0060 мм (2.2835 – 2.2836 дюйма)

      57.9940 – 57.9999 мм (2.2833 – 2.2834 дюйма)

      57.9880 – 57.9939 мм (2.2830 – 2.2832 дюйма)

      1. Цифры, напечатанные на щеке №2 коленвала, обозначают диаметры шеек, отмеченные стрелочкой на рисунке, соответственно. Например, напечатанная цифра «1» указывает на то, что диаметр соответствующей шейки составляет 58.000 – 58.0060 мм (2.2835 – 2.2836 дюйма).
      1. Далее проверьте внутренний диаметр картера (крышка подшипника) без подшипника. На поддоне картера напечатано пять букв. Три буквы («А», «В» и «С») обозначают следующие внутренние диаметры крышек.

      Технические характеристики внутренних диаметров крышек подшипников коленвала

      Внутренний диаметр крышек подшипников (без подшипников)

      62.0000 – 62.0060 мм (2.4409 – 2.4411 дюйма)

      62.0061 – 62.0120 мм (2.4412 – 2.4414 дюйма)

      62.0121 – 62.0180 мм (2.4415 – 2.4416 дюйма)

      1. Буквы, напечатанные на поддоне картера, указывают на внутренний диаметр картера, отмеченного стрелкой на рисунке, соответственно. Например, буква «А», напечатанная на крышке подшипника №2, указывает на то, что внутренний диаметр крышки подшипника №2 составляет 62.0000 – 62.0060 мм (2.4409 – 2.4411 дюйма).
      1. Есть пять типов стандартных подшипников, отличающихся друг от друга по толщине. Для того чтобы их можно было отличать, они окрашены в следующие цвета в месте, показанном на рисунке. Каждый цвет обозначает определенную толщину в центре подшипника.

      Технические характеристики подшипников коленвала

      1.990 – 1.994 мм (0.07835 – 0.07850 дюйма)

      1.993 – 1.997 мм (0.07847 – 0.07862 дюйма)

      Бесцветный (нет краски)

      2.996 – 2.000 мм (0.07859 – 0.07874 дюйма)

      1.999 – 2.003 мм (0.07870 – 0.07885 дюйма)

      2.002 – 2.006 мм (0.07882 – 0.07897 дюйма)

      1. По цифре, напечатанной на щеке коленвала №2 и буквам, напечатанным на поддоне картера, определите новый стандартный подшипник, который должен быть установлен на шейку, обратившись к таблице, приведенной ниже. Например, если цифра, напечатанная на щеке коленвала №2 «1», и буква, напечатанная на поддоне картера, – «В», устанавливайте новый стандартный подшипник, окрашенный в «Черный» цвет на его шейку.

      Технические характеристики нового подшипника коленвала стандартного размера

      Цифра, напечатанная на щеке коленвала

      Буква, напечатанная на поддоне картера (внутренний диаметр крышки подшипника)

      Установить новый подшипник стандартного размера

      1. Проверьте зазор подшипника при новом выбранном подшипнике стандартного размера, обратившись к подразделу Коренные подшипники коленвала в этом Разделе. Если зазор все еще выходит за пределы нормы, используйте подшипник следующего по толщине размера и перепроверьте зазор.

      Подшипник меньшего размера (0.25 мм (0.009842 дюйма))

      Подшипник меньшего размера на 0.25 мм (0.009842 дюйма) представлен пятью типами, отличающимися друг от друга по толщине. Для того чтобы их можно было отличать, каждый подшипник окрашен в следующие цвета в месте, указанном на рисунке. Каждый цвет представляет определенную толщину в центре подшипника.

      Толщина подшипников меньшего размера коленвала

      Зеленый и красный

      2.115 – 2.119 мм (0.08327 – 0.08342 дюйма)

      Черный и красный

      2.118 – 2.122 мм (0.08339 – 0.08354 дюйма)

      2.121 – 2.125 мм (0.08351 – 0.08366 дюйма)

      Желтый и красный

      2.124 – 2.128 мм (0.08363 – 0.08377 дюйма)

      Голубой и красный

      2.127 – 2.131 мм (0.08374 – 0.08413 дюйма)

      Если необходимо, переточите шейку коленвала и выберите для нее подшипник меньшего размера следующим образом.

      1. Переточите шейку до следующего завершенного диаметра. Завершенный диаметр шейки коленвала: 57.7439 – 57.7560 мм (2.2734 – 2.2738 дюйма).
      1. С помощью микромера измерьте переточенный диаметр шейки. Показания измерения должны сниматься в двух направлениях перпендикулярно друг другу, для того чтобы проверить эллипсность.
      1. С помощью диаметра шейки, измеренного выше, и букв, напечатанных на поддоне картера, выберите подшипник меньшего размера, обратившись к таблице, приведенной ниже. Проверьте зазор подшипника с новым выбранным подшипником меньшего размера.

      Технические характеристики подшипника коленвала меньшего размера

      Разборка и сборка входного/первичного вала МКП 01W/012 VW Passat B5







      Замена изношенного подшипника первичного вала КПП

      Признаки критического износа подшипника первичного вала

      Поломка подшипника, установленного на первичном валу КПП – серьезная неисправность, которая может привести к необходимости замены всего узла. Во время работы двигателя элементы подшипника вращаются с высокой скоростью, и разлом его внутреннего или внешнего колеса нередко становится причиной заклинивания и даже поломки передаточных шестерен. Поэтому важно не допускать чрезмерного износа и вовремя заменять подшипник при появлении первых признаков неисправности. О том, что необходимо проверить и при необходимости – заменить эту важную деталь, может свидетельствовать появление:

      • шума или воющих звуков во время работы двигателя, включенного на нейтральную передачу;
      • простукиваний в КПП во время движения машины, безразлично на какой передаче;
      • самопроизвольного выключения передачи;
      • заклиниваний подшипника при попытке выключить сцепление.

      Пи этом появление и усиление перекоса подшипника чревато поломкой диска сцепления и другими, не менее опасными неисправностями, из-за чего придется потратить немало средств на их устранение.



      Как определить что пора менять?

      Под влиянием температуры и агрессивных веществ, содержащихся в масле, эластичные манжеты становятся жесткими. Вращающиеся валы постепенно изнашивают резину или силикон. В результате соединение теряет герметичность. Это проявляется в виде потеков масла. При сильном износе после стоянки можно обнаружить масляные капли под машиной в районе коробки переключения передач.

      При повреждении уплотнения первичного вала смазка попадает на диск сцепления. В результате масло начинает подгорать, о чем свидетельствует характерный запах. При этом сцепление может пробуксовывать при большой нагрузке.

      Важно! Об износе уплотнения свидетельствует и падение уровня масла. В этом случае детали необходимо заменить новыми.



      Существует ли срок регламентированной замены подшипника первичного вала?

      К сожалению, необходимость замены подшипника первичного вала КПП наступает в разные сроки и определяется индивидуально. Срок службы подшипника напрямую зависит от:

      • технологии его изготовления и качества использованного для этого металла;
      • стиля вождения и условий эксплуатации автомашины;
      • регулярности и качества обслуживания авто, своевременности прохождения ТО, замены масла в КПП и т.д.

      Опасный износ подшипника достаточно легко выявляется во время очередного технического осмотра, и если вы не пренебрегаете этой услугой автосервиса, то неожиданная поломка подшипника вам не грозит. Наиболее точную картину технического состояния КПП и ее узлов дает диагностика в специализированном сервисе. Регулярно обращаясь в наш сервис, вы всегда будете в курсе степени износа комплектующих коробки передач, в том числе подшипника первичного вала.

      Если проблема не зашла слишком далеко, бывает достаточно выполнить качественную смазку подшипника для устранения шумов и простукиваний. Но сильно изношенный подшипник подлежит замене в кратчайший срок.



      Особенности коробки передач на Ниве

      Автомобиль ВАЗ 21213 с объемом двигателя 1.7 л. может развивать мощность до 79 лошадиных сил. Расход горючего в среднем составляет 10 литров на 100 км. Что характерно для бензиновых двигателей, здесь имеется система центрального впрыска. Заправлять такой автотранспорт следует бензином АИ-95.

      КПП Нива (ВАЗ 21213) является механической, пятиступенчатой. Трансмиссия Нивы имеет постоянный полный привод. Следует отметить наличие надежного удлинителя рычага КПП на Ниве. Благодаря ему оперативно осуществляется смена скоростных режимов. Имеющийся привод распредвала является цепным. В состав коленвала входит несколько шатунных и коренных шеек. Коленвал отличается своей прочностью, изготовлен из чугуна. Механизм ГРМ закрыт крышкой. Здесь имеется маслозаливная горловина.


      На Нива 2121 устанавливается раздаточная коробка. Ее особенность в том, что она имеет как повышенную, так и пониженную передачу. Повышенную актуально использовать, если необходимо сэкономить на трате горючего. В том случае если передвижение происходит по пересеченной местности, выручает пониженная передача. Однако в данном случае расход топлива увеличится.


      Раздатка позволяет при необходимости отключить один из ведущих мостов. В состав раздаточной коробки входят валы, дифференциал, муфта переключения передач. Основные поломки выражаются в том, что со временем изнашиваются ее основные компоненты, в результате чего, может отмечаться перегрев коробки, появиться проблемы с включением моста. Ремонт КПП ВАЗ 21213 требуется, если стала отмечаться характерная вибрация со стороны данного узла.



      Как заменить изношенный подшипник первичного вала КПП?

      Если вы собираетесь заменить изношенный подшипник первичного вала коробки передач собственноручно, то вначале нужно приготовить соответствующий инструмент:

      • специальный съемник для подшипников;
      • оправку нужного диаметра для опрессовки нового подшипника в посадочном гнезде;
      • приспособление для блокировки первичного вала;
      • фиксаторы для пружин.

      Все это можно купить в специализированном автомагазине. При наличии опыта ремонтов некоторые приспособления можно изготовить собственноручно или воспользоваться подручными средствами. Кроме того, понадобятся гаечные автоключи, удлинители, головки, воротки и другие комплектующие обычного ремонтного набора инструментов.

      1. Демонтируйте КПП с автомобиля.
      2. Снимите так называемый колокол, а также стопорные кольца вала.
      3. Застопорите валы специальным приспособлением.
      4. Съемником удалите подшипник из установочного гнезда.
      5. Очистите поверхность вала и гнезда от накопившихся загрязнений, пройдитесь мелкой наждачной бумагой, протрите чистой ветошью.
      6. Установите новый подшипник на место, опрессуйте легкими постукиваниями молотком.
      7. Нанесите свежую качественную смазку.
      8. Замените сальники приводов – это не обязательная, но полезная операция, устраняющая возможность протечки в ближайшем будущем.
      9. Соберите агрегат во обратной последовательности.
      10. После установки коробки на автомобиль залейте свежее масло.

      Если вы не уверены, что самостоятельно справитесь с заменой изношенного подшипника первичного вала КПП, обратитесь за помощью в наш автосервис, где эту работу сделают аккуратно, быстро и недорого.
      Не втыкается скорость в коробке передач Opel? Ремонт МКПП Opel более 10 лет осуществляет наш сервисный центр, а специалисты являются высококвалифицированными. Мы решим ваши проблемы в короткие сроки и по выгодным ценам!



      Замена

      Операция производится на снятой коробке передач. Для замены понадобятся:

      • Молоток.
      • Стандартный набор гаечных ключей и отверток.
      • Ударный съемник.
      • Оправка.
      • Керосин. Ветошь

      Совет: подшипник не плотно запрессован на посадочное место. Поэтому при отсутствии съемника можно обойтись подручными средствами.

      Последовательность действий по замене:

      • Открутить болты.
      • Снять маховик.
      • Выпрессовать старый подшипник.
      • Очистить и промыть посадочное место керосином.
      • Смазать подшипник.
      • Аккуратно запрессовать его через оправку.

      После этого нужно прикрутить маховик и установить КПП на место.

      Метки: съемник

      Комментарии 24

      «В общем за пару свободных часов был сделан вот такой мини-съемничек.» — десять минут затратил на изготовление www.drive2.ru/l/451275307240916117/

      недавно в ленте было видео про снятие Ентого подшипника хлебным мякишем и прутком по размеру внутренней обоймы))) Вот: www.drive2.ru/l/4932627/

      Это я видел. Издевательство. Хлеб это святое!

      Можно что то на подобие придумать, подходящее по вязкости

      Можно. В комментах уже много вариантов предложили )

      Я бумагу туалетную обмакиваю в воде и забиваю туда подходящим по диаметру валом. Дабы не создавать тему поделюсь ещё одним опытом-бывает что подшипник вовсе разваливается и остаётся только одна наружная обойма и подцепить её нечем(к примеру тот же подшипник в КВ)в этом поможет сварка-прокладываем по середине окружности обоймы абы какой шев(ни нужно быть сварщиком) и по мере остывания сварка будет стягивать обойму и она сама выпадет или от легкого непрямого удара.таким образом вытаскивали подшипники из чулка УАЗовского моста.

      Снятие КПП ВАЗ 2107

      Для снятия КПП понадобится яма или подъемник. Порядок действий такой:

      • Отключить (лучше снять) аккумулятор.
      • Включить нейтральную передачу, отключить ручной тормоз, поднять и вывесить задний мост.
      • Раскрутить болты крепления кардана и фланца редуктора, отсоединить кардан.






      Что влияет на срок службы

      Нет однозначного ответа относительно периодичности замены подшипа первичного вала. Потому процедуру проводят в зависимости от текущего состояния. На скорость износа элементов влияют несколько факторов, среди которых:

      • Качество используемых подшипников;
      • Стиль вождения автомобиля;
      • Условия, при которых эксплуатируется автомобиль (погода, качество дорог);
      • Частота посещения автосервисов или самостоятельная диагностика состояния машины и пр.

      Проверка состояния

      Скажем сразу, что без снятия коробки передач заменить подшипник не удастся. Потому первым делом знакомимся с особенностями демонтажа КПП, после чего приступаем к дальнейшим действия.


      Убедитесь, что подшипник и его компоненты находятся в исправном состоянии. Для этого проверьте следующее:

      • На вилке выключения не должно быть трещин, дефектов;
      • Приливы, которые служат для монтажа на выжимном подшипе, не должны иметь следы сильного износа;
      • Проверьте пружинную скобку под солдатик. В кожухе присутствует стойка для фиксации вилки. Пружинная скобка в норме не имеет никаких следов дефектов, износа;
      • Наличие следов изнашиваемости на солдатике — плохой признак.

      Назначение подшипника полуоси

      Подшипник располагается в конструкции заднего моста Нивы Шевроле, ближе к внешнему краю. Как и все подшипники, он выполняет функцию опоры и сглаживания вращающего момента оси заднего моста. Одна часть оси (внутренняя) входит в зацепление с шестернями (имеет шлицы), а вторая выходит из моста, и к ней крепится фланец, тормозные барабаны и колесо Нивы Шевроле. Для того чтобы ось вращалась мягко и при этом не ходила внутри конструкции, имеется шариковый подшипник.

      Подшипник располагается в специальном гнезде конструкции моста, где он и выполняет свою непосредственную функцию. Для того чтобы он не перемещался внутри моста, имеется специальная жесткая фиксация на оси, представляющая собой запорную втулку. Таким образом, он имеет двойную фиксацию. Также на полуоси имеется сальник, который обеспечивает герметичное соединение конструкции заднего моста.

      Важно! В случае повреждения сальника или его износа, происходит прямое негативное воздействие на подшипник, в результате чего последний выходит из строя. Поэтому необходимо заменить сальник.

      При частом использовании автомобиля Нива Шевроле необходимо контролировать состояние подшипника и сальника, и в случае их повреждения незамедлительно проводить замену.

      Конструкция

      Как и многие детали, подшипник полуоси имеет свою конструкцию, которая характеризуется важными показателями:

      1. номер;
      2. размер внутренний и внешний;
      3. высота.

      Эти данные необходимы не только для того, чтобы подшипник можно было установить в посадочное место полуоси и моста, но и также, чтобы он выполнял свои поставленные функции. Но стоит отметить, что если известен один из этих данных, то второй можно не вычислять. Итак, к примеру, подшипник полуоси имеет каталожный номер 2121-2403080. Если известен номер изделия, то этого достаточно для приобретения его в автомагазине. Если необходимо узнать размеры, то в интернете имеются данные: высота и размер.

      Если же каталожный номер неизвестен, то после извлечения полуоси можно произвести полные замеры изделия. После измерения должны получиться такие данные:

      • D внутренний = 40 мм;
      • D внешний = 80 мм;
      • Высота (толщина) = 23 мм.

      Что влияет на срок службы

      Нет однозначного ответа относительно периодичности замены подшипа первичного вала. Потому процедуру проводят в зависимости от текущего состояния. На скорость износа элементов влияют несколько факторов, среди которых:

      • Качество используемых подшипников;
      • Стиль вождения автомобиля;
      • Условия, при которых эксплуатируется автомобиль (погода, качество дорог);
      • Частота посещения автосервисов или самостоятельная диагностика состояния машины и пр.

      Проверка состояния

      Скажем сразу, что без снятия коробки передач заменить подшипник не удастся. Потому первым делом знакомимся с особенностями демонтажа КПП, после чего приступаем к дальнейшим действия.


      Убедитесь, что подшипник и его компоненты находятся в исправном состоянии. Для этого проверьте следующее:

      • На вилке выключения не должно быть трещин, дефектов;
      • Приливы, которые служат для монтажа на выжимном подшипе, не должны иметь следы сильного износа;
      • Проверьте пружинную скобку под солдатик. В кожухе присутствует стойка для фиксации вилки. Пружинная скобка в норме не имеет никаких следов дефектов, износа;
      • Наличие следов изнашиваемости на солдатике — плохой признак.

      Первичный вал — это блок, состоящий и ведущих шестерен. Часть из них выполнена на валу, в другая запрессована с большим затяжением. Потому мы говорим про неразборную конструкцию, где замене подлежат только передний и задний подшипники. При поломке других компонентов приходится менять весь узел в сборе.

      Блок цилиндров внедорожника Нива 21213

      На вкладышах нельзя производить никаких подгоночных операций. При задирах, рисках или отслоениях замените вкладыши новыми.

      Зазор между вкладышами и шейками коленчатого вала проверяют расчетом (промерив детали). Удобно для проверки зазора пользоваться калиброванной пластмассовой проволокой. В этом случае метод проверки следующий:

      • тщательно очистите рабочие поверхности вкладышей и соответствующей шейки и положите отрезок пластмассовой проволоки на ее поверхность;
      • установите на шейке шатун с крышкой или крышку коренного подшипника (в зависимости от вида проверяемой шейки) и затяните гайки или болты крепления. Гайки шатунных болтов затягивайте моментом 51 Н·м (5,2 кгс·м), а болты крепления крышек коренных подшипников — моментом 80,4 Н·м (8,2 кгс·м);
      • снимите крышку и по шкале, нанесенной на упаковке, по сплющиванию проволоки определите величину зазора (рис. 2-38).


      Номинальный расчетный зазор составляет 0,02-0,07 мм для шатунных и 0,026-0,073 мм для коренных шеек. Если зазор меньше предельного (0,1 мм для шатунных и 0,15 мм для коренных шеек), то можно снова использовать эти вкладыши.

      При зазоре, большем предельного, замените на этих шейках вкладыши новыми.

      Если шейки коленчатого вала изношены и шлифуются до ремонтного размера, то вкладыши замените ремонтными (увеличенной толщины).

      Коленчатый вал — шлифовать или ремонтировать?

      Данная статья универсальна и информативна для любой марки автомобиля.

      Коленчатый вал автомобильного двигателя, безусловно, является одной из самых нагруженных деталей, работая в условиях знакопеременных нагрузок — сил давления газов, передаваемых через шатуны от поршней при сгорании топлива, и сил инерции при их возвратно-поступательном движении. Все эти условия и вызывают естественный износ. Но на практике чаще всего причиной выхода из строя коленвала является нарушение условий эксплуатации двигателя.

      Основные дефекты — задиры шеек, которые приводят к увеличению зазора в подшипнике, перегрев и расплавление вкладышей, которые приводят к тяжелым разрушениям коленвала, а также блока цилиндров и шатунов. Вот эти дефекты на фотографиях (фото 1,2, 3).

      Задиры шеек легко устраняются шлифовкой вала на ближайший ремонтный размер. Обычно шаг ремонтных размеров — 0,25; 0,5; 0,75; 1,0; 1,25; 1,50 мм, т.е. вал имеет шесть ремонтных размеров. Встречается шаг 0,5; 1,0; 1,5; 2.0 мм, а также 0,75; 1,5; 2,25; 3.0 мм. (размеры коленвала НИВЫ и его допустимые биения указаны здесь) По нашему заказу были изготовлены вкладыши межремонтных размеров, т.е. если шаг между ремонтами равен 0,50мм, то мы заказали 0,25мм, тем самым увеличив количество ремонтов. Вал автомобиля КАМАЗ после перешлифовки на размер 1.0 мм требует азотирования или закалки ТВЧ, что в условиях мастерской невыполнимо.

      При расплавлении вкладышей ремонт становится более трудоемким. Потребуется не только шлифовка шеек, но и рихтовка вала.

      Теперь попробуем разобраться, что такое ремонт коленчатого вала. Проследим, так сказать, путь коленвала по нашей мастерской. Театр, как известно, начинается с вешалки, а мы начнём с поста приемки деталей в работу. Прежде всего, важно наличие грузоподъемного механизма. Наше предприятие специализируется на валах грузовых автомобилей, а у них и вес соответствующий (фото 4). (Снятие коленатого вала с НИВЫ показано здесь)

      После выгрузки вал поступает на магнитный дефектоскоп для выявления трещин. Метод магнитной дефектоскопии довольно прост: через вал пропускается напряжение не более 3 вольт, но с силой тока 1200 — 1500 А. Проходя по проводнику, ток создает магнитное поле. Если присутствует разлом металла (а это и есть трещина, которую мы ищем), появляется разность магнитных полюсов. Одна сторона трещины станет «севером», а другая «югом» магнитной системы. После намагничивания нанесем на вал магнитный порошок, смешанный с дизельным топливом или керосином. Магнитное поле на месте трещины притянет порошок — и трещина как на ладони. Данный метод позволяет выявить трещины шириной менее 1 мкм, даже под слоем наплавленного на шейку вала баббита после расплавления подшипника. Широко применяется данный метод дефектоскопии в машиностроении и ремонте. В железнодорожном депо таким способом дефектуют колесные пары подвижного состава (фото 5-9).

      Возникает вопрос: а какие трещины допустимы? Некоторые двигатели отечественного производства допускают работу с трещинами длиной до 7 — 10мм. Руководства по ремонту современных моторов запрещают эксплуатацию вала, если трещины на валу видны в лупу 4-х кратного увеличения. Иногда клиенты просят сделать вал с трещинами, под их ответственность. Делаем, но только валы отечественного производства. Иномарка трещину не простит.

      После проверки вал необходимо размагнитить, во избежание остаточной намагниченности. Дефектоскоп мы делали сами. Для удобства оснастили его тельфером.

      Итак, вал проверили на трещины, размагнитили, пора проверить прогиб вала и размеры шеек. Раньше прогиб вала мы проверяли, используя поверочную плиту и призмы. Но для определения прогиба вала оказалось достаточно и нашего дефектоскопа. На снимке видно, как происходит предварительная проверка прогиба. Если величина прогиба не превышает половины припуска на шлифовку (для припуска 0.25мм — 0.05…0.10мм; для припуска 0.50мм — 0.10…0.15мм), то вал мы не рихтуем, при условии, что максимальное биение имеет средняя коренная шейка, и минимальное биение — у крайних коренных шеек. Если двигатель не «стучал», то прогиб вала

      практически отсутствует. В случае расплавления вкладышей, особенно когда вкладыш «приварился» к шейке, прогиб может составлять 1 мм и более (было и 3,5 мм). Такой вал необходимо рихтовать. Если и получится перешлифовать на ремонтный размер, то как быть с посадочными местами шестерён привода распредвала и маслонасоса, мест работы сальников, посадочным местом маховика и отверстием подшипника первичного вала КПП (фото 10, 11)?

      Размер шеек вала измеряем микрометром. Сверяем с таблицей размеров, определяем, на какой ремонтный размер будет шлифоваться вал. Далее осматриваем вал на наличие других дефектов: износ мест работы сальников, разрушение посадочных мест шестерён и балансиров, разрушение посадки подшипника КПП, обрыв болтов крепления маховика, целостность шпоночных пазов. Составляем акт приемки вала в ремонт и приступаем к работе. Вал очищен от грязи и устанавливается на станок для шлифовки. Мы используем отечественные станки 3A423 и ЗД4230л, производства Украины, город Дубны. Много идёт дискуссий о данных станках. Называют их по-разному: «динозавр», «мастодонт» и просто «грудой железа». Но при правильной наладке, надлежащем уходе, применении соответствующих СОЖ, станок радует своей отличной работой.

      Устанавливаем вал для шлифовки коренных шеек, проверив индикаторным приспособлением биение шеек. При шлифовке рядных шестицилиндровых и некоторых восьмицилиндровых V-образных валов применяем поддерживающий люнет, во избежание прогиба вала под собственным весом и силой давления шлифовального круга. Обязательно при шлифовке контролируем радиус галтели вала. Если нарушить радиус, то неизбежна поломка вала .

      При шлифовке шатунных шеек необходимо выдержать два важных параметра: радиус кривошипа и параллельность оси шатунных шеек относительно коренных шеек. Контролируем всё при помощи приспособлений (фото 12, 13, 14).

      Места под сальник восстанавливаем установкой колец. Снимаем 1- 1.5мм металла с вала и устанавливаем кольцо методом горячей посадки. Посадочные места шестерён и балансиров можно восстановить наплавкой. Но этот метод не даёт гарантий от нерегламентных разрушений. Восстановление шпоночного паза наплавкой даёт хорошие результаты: малый термоудар, по сравнению с наплавкой шейки. В случае обрыва болтов маховика, необходимо удалить остатки последних, с последующей калибровкой резьбы (пройти метчиком).

      Наличие прибора для проверки твердости металла является необходимым. После шлифовки коленвалов на размер более 1 мм от номинального, наблюдается снижение твёрдости, особенно на автомобилях отечественного производства. На валах автомобиля КАМАЗ, при стандартном размере шеек, твердость 54…58 HRC,после шлифовки на второй ремонт -твёрдость 40..44 HRC. После расплавления подшипника, происходит нагрев коленвала и отпуск шейки ниже допустимого предела (фото 15, 16).

      Немного о рихтовке вала. Выпускается много типов гидравлических прессов для рихтовки. На таком прессе невозможно отрихтовать чугунный вал. Да и процесс работы со стальным валом превращается в лотерею: лопнет или нет? Эксплуатируя пресс в течение нескольких лет, и чего скрывать, поломав несколько валов, стали искать другой путь устранения прогиба. Метод чеканки или «метод зубила и кувалды» снял большинство проблем. Суть метода заключается в следующем: находится место, где вал максимально прогнут вниз, и наносится удар зубилом. Это создаёт в материале напряжение сжатия, в результате чего вал распрямляется. Таким способом рихтуются даже чугунные валы, на прессе они ломаются пополам (фото 17).

      Полировка шеек и притупление острой фаски масляных каналов производится на шлифстанке. Притупление кромки должно производиться обязательно, во избежание задира вкладыша.

      Вот, собственно, и всё. Вал перешлифован, отполирован, острые кромки сняты, вкладышами укомплектован, клиенту рекомендовано проверить постель вала в блоке и в шатунах. Так, а что же такое шлифовка и ремонт? Разные вещи? Нет. Шлифовка — это одна из главных операций в технологической карте РЕМОНТА коленчатого вала, потому что проверка на трещины, проверка прогиба, установка вала на станок, настройка радиуса кривошипа, шлифовка, полировка, притупление кромок — это уже технологический прогресс.

      И имя ему — РЕМОНТ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА.

      P.S. До сих пор вызывают улыбку слова клиентов: «Мы вал хотим расточить. И блок под вал шлифануть!»

      Сергей ГОРШКОВ АвтоМастер

      Упорные полукольца

      Также, как и на вкладышах, на полукольцах нельзя производить никаких подгоночных операций. При задирах, рисках или отслоениях заменяйте полукольца новыми.

      Полукольца заменяются также если осевой зазор коленчатого вала превышает максимально допустимый — 0,35 мм. Новые полукольца подбирайте номинальной толщины или увеличенной на 0,127 мм, чтобы получить осевой зазор в пределах 0,06-0,26 мм.

      Осевой зазор коленчатого вала проверяется с помощью индикатора, как описано в главе «Сборка двигателя» (рис. 2-14).

      Осевой зазор коленчатого вала можно проверять также на двигателе, установленном на автомобиле. При этом осевое перемещение коленчатого вала создается нажатием и отпусканием педали сцепления, а величина зазора определяется по перемещению переднего конца коленчатого вала.

      Характеристики мотора 21213
      Характеристики мотора 21213
      Характеристики мотора 21213
      Характеристики мотора 21213

      Плюсы и минусы силового агрегата

      Рассматривать блок цилиндров вне всей конструкции двигателя фактически невозможно. Поэтому ниже будут представлены самые популярные среди владельцев и пользователей сети положительные и отрицательные моменты ДВС ВАЗ 21213. Объективно, плюсов больше, если заниматься плановым ТО, тюнинг проводить не в кустарных условиях и использовать качественные запчасти.

      Плюсы:

      • качественный карбюратор, который при профессиональной настройке не требует постоянной регулировки;
      • повышенные характеристики (мощность/крутящий момент, оборотистость, приемистость) в сравнении с более ранними моделями;
      • простой ремонт.

      Минусы:

      • шумность ДВС;
      • большой расход ГСМ, антифриза и других жидкостей;
      • произвольная заводская сборка (к примеру, втулки пальцев шатунов могут быть впрессованы в произвольном направлении).

      Товар добавлен в закладки!

      • Описание
      • Отзывы

      Стандартный коленчатый вал от двигателя ВАЗ 2130 1.8L (ОПП ВАЗ).

      Коленчатый вал с ходом 84 мм (чугунный) устанавливается в блок ВАЗ 21213 (Нива) и ВАЗ 2123 (Нива-Шевроле, CHEVROLET NIVA) совместно с

      поршнями «ТДМК» (82,0 мм — 82,4 мм — 82,8 мм — 84,0 мм), со штатными или облегчёнными шатунами.

      Данный коленвал возможно установить в блок ВАЗ 2103 (1.5L) и ВАЗ 2106 (1.6L) без замены шатунов и поршней (потребуется точный расчёт степени сжатия и корректировка камеры сгорания).

      Увеличить рабочий объём двигателя можно: заменив коленвал на другой с большим ходом, увеличив диаметр цилиндра или то и другое одновременно. Не надо забывать, что при изменении объёма двигателя, необходимо увеличить объём камеры сгорания — для компенсации увеличения объёма цилиндра.

      При установке коленвала с большим ходом необходимо заменить поршни.

      К расточке цилиндров блока на значительную величину (2 мм) нужно подходить осторожно. Например, при расточке серийного блока ВАЗ 21083 с 82 мм до 84 мм у двигателя наблюдается повышенный расход масла. Это происходит за счёт потери жёсткости блока. В этом случае лучше использовать специальную толстостенную отливку блока. Такие блоки ВАЗ выпускает мелкими сериями.

      Увеличение объёма двигателя приводит к увеличению максимального крутящего момента, но при этом происходит снижение оборотов максимальной мощности. Это происходит из-за уменьшения механического КПД. Если повышение объёма происходит за счёт увеличения диаметра цилиндров, то возрастает площадь контакта между стенками цилиндра и поршнем с поршневыми кольцами. Как следствие повышается трение. Если повышение объёма происходит за счёт увеличения хода коленвала, то возрастает средняя скорость поршня, что приводит к тем же результатам.

      В любом случае повышение объёма приводит к падению общего КПД двигателя.

      Объём двигателя ВАЗ (в куб. см) в зависимости от диаметра цилиндра и хода поршня.

      Диаметр Ход поршня, мм цилиндра, 80 84 86 88 мм 76,0 1451 1524 1560 1596 76,4 1466 1540 1576 1613 76,8 1476 1556 1593 1630 79,0 1568 1646 1685 1725 79,4 1584 1663 1702 1742 79,8 1600 1680 1720 1760 80,0 1608 1688 1628 1768 82,0 1689 1774 1816 1858 82,4 1706 1791 1834 1876 82,8 1722 1808 1851 1894 84,0 1772 1861 1905 1950

      Технические характеристики блока цилиндров ВАЗ-21213

      Блок цилиндров двигателя ВАЗ-21213 имеет следующие габариты:

      Размер, ммПредельный допуск, мм
      Диаметр одного цилиндра820.05 мм
      Высота блока (от верхней плоскости до оси коленвала)214.580.15
      Межцилиндровое расстояние95
      Диаметр расточки опор коленвала54.520.013

      Существует пять размерных классов, каждой из которых присваивается определенная буква латинского алфавита – от А до E. Для ВАЗ-21213 каждый из классов имеет зазор в 0.010 мм – от 82.0 .. 82.010 мм для класса А до 82.040…82.050 для класса Е.

      Для поршней используется стандартная буквенно-циферная маркировка с обозначением размерной группы (А-Е), классом диаметра отверстия под поршневой палец (от 1 до 3), а также стрелка – она указывает направление к передней части двигателя.

      Простой способ замены заднего подшипника коленвала — logbook Chevrolet Niva Скалолаз on DRIVE2



      Если зазор меньше предельного 0,1 мм для шатунных и 0,15 мм для коренных шеек , то можно снова использовать эти вкладыши.

      Обод не должен проворачиваться при крутящем моменте Нм 60 кгс-м.



      Результат даст зазор, значение которого указано в Спецификациях. Вычислите все зазоры вышеописанным способом. Если зазоры какого-либо подшипника достигли граничного значения, коленвал следует прошлифовать, чтобы установить вкладыши подшипников ремонтного размера.

      Те же измерения провести на шейках шатунных подшипников и подшипниках. Затяните гайки шатунных подшипников с соответствующим Спецификациям моментом затяжки для этого шатун зажмите в тисках и измерьте шейки подшипников , а также внутренний диаметр вкладышей согласно двум иллюстрациям ниже.

      Измерение шеек шатунных подшипников. Измерение производить на местах, обозначенных стрелками. Измерение внутреннего диаметра вкладышей шатуна. Измерения производить на местах, обозначенных стрелками. Вычислите зазоры подшипников вышеописанным способом и, исходя из результатов, определите состояние шеек. Если люфт шейки превысил граничное значение, коленвал следует прошлифовать.


      Правильный выбор вкладышей подшипников — это довольно трудная работа и рекомендуется при обращении к вашему поставщику запчастей руководствоваться нижеследующими указаниями, чтобы правильно подобрать вкладыши коренных и шатунных подшипников. В блоке цилиндров на обозначенном на иллюстрации месте выбиты числа, которые указывают на класс подшипников коленвала.


      На противовесе коленвала выбиты такие же числа. Если посмотреть на коленвал спереди класс размера первого подшипника приводится слева, если речь идет об инжекторном двигателе. Используются цифры от 0 до 4. В этом двигателе используются только цифры от 0 до 2.

      Чтобы правильно заказать вкладыши, которые имеют цветовые обозначения, следует скопировать цифры в блоке цилиндров и цифры на коленвале и предоставить их вашему поставщику.

      Благодаря этому продавец может подобрать требуемые Вам детали.


      Если вал шлифовался Вы автоматически получаете требуемые вкладыши. Похожее деление по размерам происходит и для вкладышей шатунных подшипников которые идентифицируются на основании четырех цифр.

      Установка коленвала Руководствуясь различными монтажными схемами: Вставьте в отверстия верхние половинки вкладышей подшипников коленвала. Вкладыши с масляными отверстиями устанавливаются в блок.

      Если устанавливаются новые вкладыши подшипников они, согласно цветовому обозначению, должны быть установлены в соответствующие отверстия. Направляющие выступы вкладышей должны войти в соответствующие отверстия.

      Хорошо смажьте опорные поверхности. Осторожно опустите коленвал в опоры. Хорошо смажьте и установите вкладыши подшипников на шейки с учетом вышеизложенных указаний. Установите крышки на подшипники. Крышки подшипников коленвала карбюраторного двигателя.

      Нижние цифры указывают, куда устанавливаются крышки. Большая стрелка обращена вперед 1 — крышка подшипников При этом учтите следующее: Последовательность затяжки крышек коренных подшипников инжекторного двигателя. Для карбюраторного двигателя руководствуйтесь иллюстрацией и установите соответственно крышки. Все крышки имеют стрелку, которая после установки должна быть обращена вперед.

      При задирах, рисках, или отслоениях замените вкладыши новыми. Зазор между вкладышами и шейками коленчатого вала проверяют расчетом промерив детали.


      Удобно для проверки зазора пользоваться калиброванной пластмассовой проволокой. В этом случае метод проверки следующий: Измерение зазора в шатунном подшипнике: Номинальный расчетный зазор составляет 0,02—0,07 мм для шатунных и 0,—0, мм для коренных шеек.

      Если зазор меньше предельного 0,1 мм для шатунных и 0,15 мм для коренных шеек , то можно снова использовать эти вкладыши.

      При зазоре большем предельного замените на этих шейках вкладыши новыми. Если шейки коленчатого вала изношены и шлифуются до ремонтного размера, то вкладыши замените ремонтными увеличенной толщины. Также как и на вкладышах, на полукольцах нельзя производить никаких подгоночных операций.

      Проверка технического состояния и ремонт

      При задирах, рисках или отслоениях заменяйте полукольца новыми. Полукольца заменяются также, если осевой зазор коленчатого вала превышает максимально допустимый — 0,35 мм. Новые полукольца подбирайте номинальной толщины или увеличенной на 0, мм, чтобы получить осевой зазор в пределах 0,06—0,26 мм.

      Осевой зазор коленчатого вала можно проверять также на двигателе, установленном на автомобиле.


      При этом осевое перемещение коленчатого вала создается нажатием и отпусканием педали сцепления, а величина зазора определяется по перемещению переднего конца коленчатого вала. Проверьте состояние зубчатого обода и в случае повреждения зубьев замените маховик. Если маховик имеет цвета побежалости на поверхности 3 рис. На поверхности 1 маховика, прилегающей к фланцу коленчатого вала, и на поверхности 3 под ведомый диск сцепления не допускаются царапины и задиры.

      Заказ в 1 клик

      Центрируется маховик передним подшипником ведущего вала коробки передач, запрессованным в коленчатый вал. На задней плоскости маховика около зубчатого обода имеется установочная метка в виде конусной лунки. Она должна находиться против шатунной шейки четвертого цилиндра. Проверка технического состояния и ремонт Коленчатый вал.

      Трещины в любом месте коленчатого вала не допускаются. На поверхностях, сопрягаемых с рабочими кромками сальников, не допускаются царапины, забоины и риски.

      Допустимые биения основных поверхностей коленчатого вала Установите коленчатый вал крайними коренными шейками на две призмы рис. Измерьте диаметры коренных и шатунных шеек. Шейки следует шлифовать если их износ больше 0,03 мм или овальность шеек более 0,03 мм, а также если на шейках есть задиры и риски. Шлифуйте шейки с уменьшением диаметра до ближайшего ремонтного размера см. При шлифовании выдерживайте размеры галтелей шеек, аналогичные указанным на рис.

      Овальность и конусность коренных и шатунных шеек после шлифования должна быть не более 0, мм.

      Читайте также: