Замена поршней лада ларгус

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

Замена поршней лада ларгус

Поршневые пальцы установлены с натягом в верхних головках шатунов и свободно вращаются в бобышках поршней, поэтому нагрейте до температуры 250˚ C верхнюю головку шатуна

При сборке удобно использовать комплект Mot. 574-22 и приспособление Mot. 574-24.

Разборка и проверка ШПГ двигателя К4М была рассмотрена в статье – «Разборка и дефектовка ШПГ».

Визуально проверьте состояние шатунов (скручивание и изгиб) и чистоту опорных поверхностей крышки и кривошипной головки шатуна.

Для нагрева верхней головки шатунов используйте электроплитку мощностью 1500 Вт.

Поместите верхние головки шатунов на плитку.

Убедитесь, что верхние головки шатунов соприкасаются с плиткой по всей поверхности.

На каждую головку шатуна положите в качестве индикатора температуры кусочек оловянного припоя.

Температура плавления оловянного припоя составляет примерно 250°С.

Нагрейте верхние головки шатунов до расплавления припоя.

Подготовка поршневых пальцев

Проверьте, свободно ли вращаются поршневые пальцы в бобышках соответствующих новых поршней.

Для установки используйте оправки C13 и A13 из комплекта Mot. 574-22 для поршневых пальцев без буртика или оправки C13 и A13 из комплекта Mot. 574-24 для поршневых пальцев с буртиком.

Как собрать ШПГ двигателя К4М

Установите поршневой палец (1) на монтажную оправку (2) (см. рис. 1).

- Заверните оправку (3) до затяжки сборки.

- Отверните на четверть оборота оправку (2).

Положение поршней по отношению к шатунам

Поршни маркированы меткой «V» на головке, которая должна располагаться со стороны маховика.

Как собрать ШПГ двигателя К4М

- Расположите головку поршня меткой «V» вверх (см. 1, рис. 2).

- Направьте паз под стопорный усик шатунного вкладыша вниз (см. 2, рис. 2).

Сборка

Как собрать ШПГ двигателя К4М

Установите на призму кольцо B10 (см. 1, рис. 3), поршень с опорой на кольцо и скрепите все детали зажимом (2).

Убедитесь, что отверстие поршневого пальца совпадает с отверстием кольца B10.

Смажьте оправку и поршневой палец моторным маслом.

Оставьте поршневой палец в сборку и проверьте, свободно ли он вращается. При необходимости отцентрируйте поршень.

Следующие операции нужно выполнить быстро, чтобы не допустить охлаждения головки шатуна.

Когда кусочек припоя расплавится, удалите припой.

Вставьте центрирующую оправку в поршень,

Вставьте правильно ориентированный шатун в поршень.

Быстро запрессуйте поршневой палец до упора центрирующей оправки в дно приспособления.

Убедитесь в том, что поршневой палец не выступает из поршня при любых положениях шатуна.

Установка поршневых колец

Поршневые кольца подобраны по поршню и должны свободно перемещаться в канавках поршня.

Соблюдайте направление установки колец (метка «ТОР» должна быть направлена вверх).

Как собрать ШПГ двигателя К4М

Соблюдайте положение замка каждого кольца (см. рис. 4). Замки компрессионных колец надо развернуть на 180˚, замки частей маслосъемного кольца – на 120˚.

Новый мотор ВАЗ-11182: как он попал на Ларгус

История вазовского восьмиклапанника насчитывает почти 40 лет. Его «родоначальника» ставили еще на «восьмерку»!

  • шатунно-поршневую группу облегчили, шатуны стали узкими и с колотой нижней головкой для увеличения жесткости.
  • обновили газораспределительный механизм. За натяжение суженного до 17 мм ремня со 113 зубьями «отвечал» подпружиненный ролик.
  • поставили новый насос охлаждающей жидкости с более надежными подшипником и сальником.

В результате шум и вибрации снизились, уменьшился расход топлива, улучшились мощностные характеристики.

Нам нужен «безвтык»

Мотор получился замечательный, но с одной важной для наших условий особенностью: он был «втыковой». Это означает, что при обрыве ремня поршни встретятся с клапанами и мотор придется ремонтировать.

Многочисленные испытания доказали, что ремень ГРМ будет ходить больше 200 000 км. Но при серийном производстве что-то пошло не так, и приводы часто выходили из строя еще до плановой замены.

Мы испытали это на себе: во время длительного теста ремни ГРМ у редакционных автомобилей Лада Гранта и Datsun mi-DO ремни оборвались раньше 70 000 км.

В середине 2018 года проблему устранили — на восьмиклапанник стали устанавливать безвтыковые поршни. Углубления в днище исключили вероятность контакта поршней с клапанами. Ремни продолжали рваться (позднее их ресурс тоже увеличили), но последствия были уже не столь трагические.

Встреча с Ларгусом

На Ларгус восьмиклапанник попал стараниями вазовских мотористов. Когда появился облегченный ВАЗ-21116, они по собственной инициативе установили его на Ларгус и как бы невзначай показали высшему руководству. Машина всем понравилась, но в серию тогда не пошла.

Об этой модификации вспомнили через несколько лет, когда стали удешевлять производство. Тогда-то и решили поменять дорогой мотор Renault (его поставляли из Румынии) на вазовский. Тем более что отечественный агрегат был мощнее и экономичнее.

Так под капотом Ларгуса прописался двигатель ВАЗ-11189. Собственный индекс он получил, поскольку ему изменили опоры и почти все навесные агрегаты (насос гидроусилителя руля, генератор, компрессор кондиционера).

Нужно больше тяги

Ларгус с двигателем ВАЗ-11189 ехал пристойно. Но когда автомобиль грузили под завязку, недостаток мощи чувствовался. Подоспевшие нормы Евро-5 еще больше придушили мотор. И перед мотористами поставили новую задачу — на основе старого блока построить более современный и новый мотор. Его-то мы и увидели в серийном исполнении на обновленном Ларгусе.

Несмотря на незначительную (на первый взгляд) прибавку в мощностных характеристиках, мотор стал более тяговитым, а потому удобным для езды. А внутри его действительно полностью перетряхнули.

В нижней части двигателя

Логичным шагом стало применение вкладышей и шатунов от того же ВАЗ-21179. Поршень прежнего восьмиклапанника немного изменился по форме и высоте, но по-прежнему остался невтыковым. Поршневые кольца доработали с целью повышения ресурса.

Что осталось от головки цилиндров

Общая архитектура сохранилась — впускные и выпускные клапаны установлены под углом к оси цилиндров и приводятся от распредвала через толкатели. Но внутри изменились почти все детали: стержни клапанов (их выпускает фирма Mahle) имеют диаметр 5 мм против прежних 8 мм. Соответственно, установлены другие втулки клапанов, маслоотражательные колпачки, тарелки и сухари клапанов. Тарелка клапана и сухари использованы от двигателя ВАЗ-21179, а маслоотражательные колпачки — от мотора Н4М (разработан инженерами фирмы Nissan, производится на АВТОВАЗе). Распредвал открывает клапаны с помощью толкателей от того же мотора Н4М.
Все детали имеют меньшую массу, а, соответственно, инерционность привода стала ниже. Клапаны открываются и закрываются с большим ускорением — фазы газораспределения оптимизируются.

Новые клапаны с тонкими стержнями меньше затрудняют течение топливовоздушной смеси и отработавших газов по каналам головки блока, а это улучшает наполнение и продувку цилиндров.

Регулировка клапанов усложнится

Раньше регулировка клапанов требовала лишь снятия клапанной крышки, наличия нехитрого навыка и набора регулировочных шайб, которые у многих владельцев копились десятилетиями. Теперь для регулировки зазоров придется поднять распредвал, замерить стаканчики (толкатели) и покупать новые примерно по тысяче за штуку. Поэтому выгоднее обратиться на сервис. Тем более что регулировать зазоры теперь придется реже — лишь каждые 90 000 км.

Не «лошадьми» едиными

Двигатель прибавил всего три лошадиных силы (с 87 до 90 л.с.). Немного, но мощность нужна, лишь когда едешь газ в пол на максимальных оборотах. Гораздо важнее заметное повышение тяги во время движения на низких оборотах. Крутящий момент 115 Н·м достигается уже на 1000 об/мин. Получается, что 80% момента доступно на самых низах!

Это значит, что для хорошего старта и разгона Ларгуса не нужно раскручивать мотор до высоких оборотов. По характеру похож на дизель. И такой двигатель очень подходит Ларгусу.

Замена поршней лада ларгус

Lada Largus (2019 год). Проверка состояния компонентов шатунно-поршневой группы двигателя

2. При помощи специального приспособления снимите кольца с поршней, - постарайтесь случайно не повредить стенки последних.
3. Соскоблите с днищ поршней следы угольных отложений. После удаления основного слоя отложений зачистите поверхность вручную проволочной щеткой или куском мелкозернистой наждачной бумаги.

5. Удалив основные отложения, промойте шатунные сборки растворителем и тщательно просушите их, по возможности с применением сжатого воздуха. Проверьте проходимость масловозвратных отверстий в задних стенках канавок под установку поршневых колец, а также масляных отверстий в нижних головках шатунов.

6. Если стенки поршней и зеркала цилиндров не повреждены и чрезмерно не изношены, а блок двигателя не протачивался и не заменялся, необходимость в замене поршней также отпадает. Нормальный износ поршней проявляется в виде вертикальных следов выработки по упорной поверхности и небольшой слабины посадки верхнего компрессионного кольца в своей канавке. Не забывайте, что замена поршневых колец производится в обязательном порядке, вне зависимости от их состояния.
7. Внимательно осмотрите каждый из поршней на наличие трещин в юбке, вокруг выступов под установку поршневых пальцев и в районе расположения колец.
8. Проверьте упорные поверхности юбки поршня на наличие царапин, днище - на наличие сквозных отверстий и прогаров по краю. Присутствие царапин на юбке можно расценивать как признак длительных перегревов двигателя, либо слишком раннего зажигания воздушно-топливной смеси, - проверьте исправность функционирования системы охлаждения. Прогары по краям днища являются свидетельством детонации. В любом случае, причина выявленного нарушения должна быть устранена во избежание рецидивов. В качестве возможных причин образования перечисленных дефектов могут выступать также утечки всасываемого воздуха, неправильная компоновка воздушно-топливной смеси, нарушение установки угла опережения зажигания, неправильное функционирование систем зажигания и EGR.
9. Точечная коррозия поршней в виде каверн говорит о попадании в камеры сгорания и/или картер двигателя охлаждающей жидкости. Опять-таки, позаботьтесь, чтобы причина внутренних утечек была устранена.

11. Оцените величину бокового зазора посадки поршневых колец в своих канавках, для чего вложите новое кольцо снаружи в свою канавку на поршне и щупом лезвийного типа измерьте остающийся зазор. Повторите измерение в двух-трех точках по периметру канавки. Следите за тем, чтобы не перепутать компрессионные кольца (верхнее отличается от второго). Если величина зазора превышает допустимое значение , поршни подлежат замене.

12. Если посадочный зазор поршня в цилиндре превышает допустимое значение , блок следует отдать в проточку с подборкой новых поршней ремонтного диаметра.
13. Оцените правильность посадки поршней на шатунах, попытавшись повращать компоненты в противоположных направлениях. Наличие сколько-нибудь заметного люфта говорит о чрезмерном износе сочленения. Для исправления ситуации шатунно-поршневые сборки следует доставить в мастерскую автосервиса, где будут произведены необходимый восстановительный ремонт и замена пальцев.
14. Выполнение процедуры снятия поршней с шатунов (в случае возникновения такой необходимости) также должно быть поручено специалистам автосервиса. Параллельно, шатуны могут быть проверены на наличие признаков изгиба, скручивания и прочих деформаций с применением специального диагностического оборудования.

15. Проверьте шатуны на наличие трещин и прочих механических повреждений. Временно снимите крышки нижних головок, извлеките вкладыши старых подшипников, протрите постели в крышках и головках и проверьте их на наличие заусениц, задиров и шероховатостей. Закончив проверку, вложите на место старые вкладыши, установите крышки на нижние головки шатунов и от руки затяните крепежные болты.


Тюнинг моторов ВАЗов – направление, которое существует по меньшей мере лет 30. Полно рецептов, как снять с мотора номинальной мощностью 80 л.с. все две сотни «лошадок», не говоря уж о повышении отдачи на 25-30 %! Но заводская модификация тем и отличается от тюнинга, хоть «гаражного», хоть «фирменного», что перед инженерами не стоит задача поднять мощность любой ценой. Они должны обеспечить правильный баланс массы показателей, многие из которых находятся в прямом противоречии друг с другом. И создание нового двигателя ВАЗ-11182 как раз и является примером такой работы. Ну а чтобы разобраться в этом непростом вопросе, мы воспользовались тем, что на тесте нового Lada Largus, который и будет оснащаться новым двигателем, присутствовал начальник бюро расчетов и валидации силовых агрегатов АвтоВАЗа Андрей Михайлович Аввакумов. Упустить такую возможность было бы просто грешно, и мы хотим поделиться с вами тем, что удалось выяснить в ходе весьма продолжительной беседы.

Пожалуй, историю 1,6-литровых восьмиклапанников можно отсчитывать с 1985 года, когда в гамме двигателей ВАЗ появился 1,5-литровый карбюраторный мотор с индексом 21083. Изначально он развивал 51,5 кВт, то есть 70 л.с. при 5600 оборотах, на бензине АИ-93, и был получен из более раннего 1,3-литрового мотора ВАЗ-2108 путем увеличения диаметра цилиндров. Естественно, это потребовало внесения в конструкцию массы радикальных изменений. Этот двигатель в начале своего жизненного цикла стоял под капотом Lada Samara и автомобилей десятого семейства.

В 1988 году появилась модификация двигателя ВАЗ-21083, оснащенная измененной шатунно-поршневой группой с плавающим поршневым пальцем и оригинальным распределительным валом. Мощность мотора ВАЗ-2110 составляла 52 кВт (70,7 л.с.), но уже на бензине АИ-91 – СССР к тому времени пытался унифицироваться по маркам бензина с Европой. Вместо АИ-93 появились АИ-91 и АИ-95. По ряду причин АИ-91 не прижился, уступив АИ-92.

Следующим важным этапом стало появление в 1996 двигателя ВАЗ-2111, впервые в истории АвтоВАЗа оснащенного системой впрыска. Это позволило, при сохранении мощности на уровне 70 л.с., получить соответствие нормам выбросов Евро-2.

В дальнейшем появилось несколько модификаций двигателя ВАЗ-2111 с мощностью от 51,5 кВт (70 л.с). до 56,4 кВт (76,7 л.с.), соответствующих нормам токсичности от R83 до Евро-3. Начиная с норм Евро-2, появился фазированный впрыск топлива. Двигателями ВАЗ-2111 (наравне с карбюраторными двигателями 21083 и 2110) комплектовались как Lada Samara, так и 2110.

В 2004 году на выставочной площадке в Тольятти был показан новый мотор с индексом 21114/ 21183 объемом 1,6 л. Интересный факт: один двигатель имел два обозначения, так как он выпускался в двух разных цехах. Моторы были полностью идентичными.

Новинкой планировалось оснащать ВАЗовские новинки – семейства Kalina и Priora. Главной целью модернизации было увеличить крутящий момент на низких оборотах.

Двигатель Лада Калина

На этот раз конструкторы нарастили объем цилиндров за счет увеличения хода поршней и отказались от попарно-параллельного впрыска топлива, остановившись на фазированном. Замена подпольного нейтрализатора катколлектором (нейтрализатором, устанавливаемым непосредственно возле головки цилиндров) значительно увеличила сопротивление системы выпуска, однако увеличение рабочего объема позволило достичь мощности в 59,5 кВт (80,9 л.с.)

Мотор при этом соответствовал нормам выбросов ЕВРО-3 и 4.

Дальнейшая эволюция была связана с внедрением в 2011-м году облегченной шатунно-поршневой группы, овального катколлектора с уменьшенным сопротивлением, электронного дроссельного патрубка, полуавтомата натяжения зубчатого ремня привода ГРМ, эластичного ремня привода вспомогательных агрегатов на двигателях с индексами 21116/ 11186 и 11189, которые развивали мощность до 64 кВт (87 л.с.) и соответствовали нормам ЕВРО-5 и 5+. К сожалению, на этой модификации двигателя поршень стал «втычным» (то есть при обрыве ремня ГРМ гнуло клапаны), что значительно сократило долю симпатий потребителей.

При модернизации двигателя 21116/11186 для Lada Vesta мотор получил измененные системы впуска, выпуска и подвеску, а заодно и индекс 11189. Тем не менее, не встав под капот Весты по маркетинговым соображениям, с 2015 года двигатель 11189 стал применяться на Ларгусе. С июля 2018 года его поршню была возвращена «безвтычность» с одновременной оптимизацией бокового профиля поршня и заменой антифрикционного покрытия юбки на более износостойкое, что практически исключило задиры поршня при холодном пуске и движении в непрогретом состоянии.


Lada Largus Cross 2014–19

Ну а вершиной этой восьмиклапанной эволюции и стал представленный в 2021 году двигатель ВАЗ-11182.

Возникает закономерный вопрос: а зачем вообще держаться за схему с двумя клапанами на цилиндр, если еще в 1992 году ВАЗ показал опытный образец «десятки» с 16-клапанным двигателем ВАЗ-2112, развивавшим 94 л.с., то есть на 16 л.с. больше, чем восьмиклапанный аналог (об истории создания этого мотора мы рассказали весьма подробно). Да и Lada Largus оснащается 106-сильным 16-клапанным ВАЗ-21129…

Планируя модернизацию восьмиклапанного двигателя, заводские конструкторы поставили себе планку – не делать максимальную мощность выше 67,5 кВт или 90 л.с. (с точки зрения физики данное равенство необъяснимо, и оно полностью остается на совести налоговиков).

Дело в том, что производители, которые выпускают автомобили с двигателями мощностью более этого значения, платят дополнительный акциз (увеличивающийся к тому же год от года), что неизбежно приводит к удорожанию автомобиля.

Как известно, главную информацию о моторе дает диаграмма ВСХ, внешней скоростной характеристики, показывающей зависимость крутящего момента и мощности от частоты вращения коленвала. Так вот, если при частоте вращения 1000 об/мин прежний двигатель ВАЗ-11189 выдавал лишь 102,5 Н·м, то новый 11182 – уже 111,4 Н·м. Этот мотор вплотную подбирается к отметке 140 Н·м уже при 2500 оборотах, тогда как предшественника для этого нужно было раскрутить до 3800 об/мин. В реальной жизни эта разница ощущается сразу – и при трогании с места, и при ускорении с относительно небольших скоростей, и при движении с полной загрузкой.


Ну а теперь давайте рассмотрим, за счет чего удалось достичь нужных показателей и какие детали затронула серьезная модернизация, потому что измененные детали непосредственно влияют на характеристики двигателя. И почти все они являются технологически и конструктивно весьма сложными.

Начнем с ГБЦ. Она претерпела очень серьезные изменения. Инженеры ВАЗа полностью поменяли рубашку охлаждения, изменили каналы впуска и выпуска и оптимизировали камеру сгорания. Как известно, камера формируется за счет головки блока и самого поршня. У 189-го мотора поршень был плоским, а камера сгорания формировалась в основном за счет головки. Такая конфигурация была выбрана для использования шатунов длиной 133,32 мм, унифицированных с 16-клапанными моторами. Впрочем, плоский поршень не позволял реализовать потенциал двигателя по крутящему моменту из-за необходимости снижения угла опережения зажигания. Такая форма камеры сгорания имеет не самые оптимальные антидетонационные свойства, и единственный способ борьбы с этим явлением – уменьшение угла опережения зажигания.


Крышка головки блока цилиндров двигателя 11182

Повышение степени сжатия порождает законный вопрос: а не вызовет ли оно повышения требований к октановому числу используемого горючего, ведь чем больше степень сжатия, тем выше должны быть антидетонационные свойства топлива? Для всех производимых на АвтоВАЗе двигателей сегодня рекомендуется использовать 95-й бензин, но когда на заводе проводятся валидационные испытания, то обязательно проверяется и возможность использования 92-го бензина – можно ли его заправлять, не приведет ли это к возникновению каких-то проблем. Соответственно, в «Руководстве по эксплуатации автомобиля с двигателем 11182» есть запись о том, что в случае отсутствия 95-го бензина допускается использование 92-го. Тем не менее все официальные показатели из таблиц технических характеристик получены при использовании бензина с октановым числом 95, и чтобы полностью прочувствовать все возможности двигателя, нужно заливать именно его.

Помимо модификации камер сгорания, на двигателе ВАЗ-11182 впервые применены трехкомпонентные маслосъемные кольца вместо двухкомпонентных. Время идет, технологии меняются, поставщики предлагают новые решения. На заводе провели испытания этих колец, и вместе с новой конструкцией маслоотделителя они показали хорошие результаты: угар масла по сравнению с предыдущим мотором упал в два раза! Угар, конечно же, зависит от нагрузок и оборотов. В ходе испытаний, например, сравнивали угар масла на 182-м и 189-м моторах при работе на 2000 оборотов. На старом моторе угар составил 9-10 г/ч, а на новом – всего 5 г/ч. И такую же картину можно видеть во всем диапазоне оборотов – угар снижен практически вдвое. Изменился и жаровой пояс: он стал шире при сохранении неизменной массы поршня. Тем самым улучшили рассеивание тепла, поступающего от камеры сгорания, при одновременном снижении температуры поршневых колец.

Вообще, газораспределительный механизм обновился весьма радикально. Распредвал теперь полностью новый. Его облегчили, уменьшили ширину рабочей поверхности кулачков с 15,3 до 11 мм, затылков кулачков – с 17,7 до 6 мм, поменяли профиль. На выпуске поменялась высота кулачка. Поменяли развал и фазы, и в целом массу распредвала по сравнению с предыдущей версией мотора удалось снизить примерно на 500 г, с 2650 до 2069 г. Улучшились условия подъема и посадки клапана в седло, а это снизило уровень шума – по сравнению с предыдущей версией он уменьшился на 2,4 дБ.

Распредвал двигателя 11182

Клапаны тоже стали легче, поскольку диаметр штока клапана был уменьшен до 5 мм, за счет чего произошло облегчение самого клапана. Изменились и седла клапанов: если раньше толщина седла составляла 9 мм, то теперь она уменьшилась до 6 мм. Поменялся и диаметр втулок клапанов. Изменились и маслосъемные колпачки – их позаимствовали с 16-клапанного двигателя альянса Renault-Nissan.

Полностью изменилась конструкция толкателей клапанов ГРМ. Раньше там использовались две пружины и регулировочная шайба. Сейчас там одна пружина и толкатель без регулировочной шайбы, так что при регулировке клапанов меняются сами толкатели. Такое решение используется как в моторах альянса Renault-Nissan, так и у многих других конкурентов, например, в двигателях Hyundai и Kia. В результате клапаны начинают требовать регулировки только при пробеге в 90 000 км. Это хорошая цифра, но главное, что такая конструкция позволила отказаться от нулевого ТО и первой регулировки на 2000 км пробега. Правда, теперь процедура регулировки заключается в замене толкателей, что более трудоемко.


Клапан впускной двигателя 11182


Клапан выпускной двигателя 11182

Радикально поменялась технология сборки. Раньше на заводе собирали головку цилиндров отдельно от двигателя, и на ней же происходила регулировка клапанов. Собранная головка ставилась на двигатель, и затягивались винты крепления головки. В процессе затяжки винтов происходила небольшая деформация головки, нарушающая регулировку зазоров клапанов, и в итоге при пробеге в 2 тысячи км клапаны приходилось обязательно регулировать. Сейчас сборка осуществляется на двигателе: сначала головку ставят на двигатель, потом собирают, затем регулируют, и этим обеспечивается точность зазоров между толкателями и кулачками.

Поменяли и верхнюю крышку двигателя: теперь она выполнена из алюминия, имеет 6 точек крепления вместо двух и снабжена новой прокладкой для надежного уплотнения крышки головки цилиндров. Изменили конструкцию маслоотделителя, и это позволило лучше отделять масло от картерных газов, поступающих после отделения масла обратно в двигатель. Качество отделения масла повысилось в 2 раза: если на предыдущем двигателе уходило порядка 2 г/ч, то сейчас – меньше 1 г/ч. Собственно, у восьмиклапанника и не было особых проблем с расходом масла, но новые технологии позволили сделать эту ситуацию еще лучше.

Конструкторы уменьшили диаметр дроссельного патрубка, получив за счет этого возможность точнее дозировать поступление воздуха при низких оборотах. Это позволило снизить обороты холостого хода с 850 до 750 об/мин, и это очень важно для потребителя, поскольку этот показатель непосредственно влияет на расход топлива. Заодно можно ожидать, что владельцы автомобилей с новым мотором забудут о такой характерной для восьмиклапанных двигателей болячке, как проблема плавающих оборотов.

Блок цилиндров остался без изменений – конфигурации масляных каналов и каналов охлаждения менялись только в головке, а вот конструкция коленчатого вала была модифицирована более чем существенно. Ширина шатунных шеек была уменьшена с 27,2 до 19 мм, а их диаметр – с 47,8 до 43 мм. Уменьшено количество противовесов: на старом восьмиклапаннике их было 8, а стало 4 (такое решение также используется на моторах Renault).


Коленвал двигателя 11182

Изменилась схема подачи масла на подшипники скольжения. Технологи существенно оптимизировали производственный процесс: раньше сверление масляных каналов проходило в три этапа: сверлили шатунные шейки в одном сечении, сверлили коренные шейки, а потом сверлили диагональный канал сквозь коренную и шатунную шейку и ставили заглушки. Теперь сверлится один диагональный канал с поверхности коренной в шатунную шейку с выходом на её поверхность, что позволило отказаться от заглушек и получать канал одним сверлением. Это никак не отразилось на качестве смазывания, зато не только уменьшило себестоимость изготовления детали, но и улучшило эпюру несущей способности масляного клина в подшипниках скольжения.

Кроме того, оптимизированы прокладка головки цилиндров, свечи зажигания, катколлектор, корпус рампы форсунок и многое другое.

Ну а что же в итоге? В итоге в линейке двигателей ВАЗ появился достаточно современный по конструкции, тяговитый и, что важно, относительно недорогой двигатель. На сегодняшний день он сертифицирован по нормам Евро-5+, но экологические нормы неминуемо будут ужесточаться, и у двигателя есть потенциал повышения до Евро-6, да и в целом потенциал его модернизации еще не исчерпан. В любом случае, в течение ближайших 5-6 лет он точно будет пользоваться спросом.

Ремонт деталей и узлов Лада Ларгус своими руками

Открывая капот, вы вдруг заметили течь масла по периметру? Значит, пора делать замену клапанной крышки Лада Ларгус. Клапанная крышка закрывает ГБЦ, предохраняя блок цилиндров от попадания туда грязи и влаги, а остальные узлы – от брызг масла, летящих в процессе работы поршней, клапанов и т.д. Крышка клапанов с маслоналивной головкой герметично привинчивается к корпусу блока цилиндров. Для герметичности важно состояние прокладки.
Стоит заметить, что такую работу, в идеале желательно производить не только когда она протекла. Всякий раз, когда вы откручиваете ее для ремонта, нелишне это будет сделать. Здесь важна точность прилегания, а замятые части не смогут встать безупречно на свое место

Как заменить задние тормозные колодки Лада Ларгус

На автомобиле Лада Ларгус барабан и ступица идут как одна деталь. Когда автомобиль стоит на колесах, нужно сбить колпак ступицы, сорвать гайку и ослабить крепление колеса.

Ремонт деталей и узлов Лада Ларгус своими руками

Поднимаем автомобиль домкратом, откручиваем крепление колеса, гайку ступицы, сводим колодки отверткой через отверстие в барабане (вращением гайки регулировки механизмов). Снимаем барабан с подшипником. Если внутренняя обойма подшипника осталось на валу, то его придется заменить.

Ремонт деталей и узлов Лада Ларгус своими руками

С опорных стоек (солдатики) колодок, пассатижами снимаем чашки.

В нижней части колодок отверткой выводим колодки в сторону, снимаем трос ручника и колодки в сборе.

Ремонт деталей и узлов Лада Ларгус своими руками

Снимаем нижнюю, верхнюю пружины и пружину распорной планки. Берем новые колодки, устанавливаем механизм регулировки зазора, ставим пружину распорной планки.

Ремонт деталей и узлов Лада Ларгус своими руками

Надеваем верхнюю и нижнюю пружины и в сборе устанавливаем, предварительно нужно надеть трос ручника и закрепить колодки солдатиками.

Ремонт деталей и узлов Лада Ларгус своими руками

Устанавливаем барабан, закручиваем гайку и производим регулировку колодок путем вращения храповика регулировки зазоров (барабан должен проворачиваться с малым натягом).

Устанавливаем колесо, заводим автомобиль и для проверки нажимаем на тормоза несколько раз.

Стоимость:

Адреса автосервисов в Санкт-Петербурге:

Замену прокладки клапанной крышки Lada Largus необходимо делать при истечении срока эксплуатации, рекомендованном производителем. Прокладка изготовлена из специальной термостойкой резины, она должна выдерживать и давление, и реакцию с маслом, и высокие температуры. Резина со временем теряет эластичность, покрывается трещинами, в этом случае также нужно ее поменять. Иногда производителями не предусмотрен выпуск отдельно прокладки масляной крышки, тогда ее можно приобрести в комплекте. Чаще такое бывает, когда крышка изготовлена не из металла, а из пластика.

Своевременная замена, поможет содержать ваш двигатель в чистоте, другие прокладки и сальники убережет от преждевременного износа.

При отсутствии должного опыта на стоит производить замену самостоятельно. Здесь важно усилие затяжки специальным динамометрическим ключом и последовательность затяжки болтов. Неправильная замена — грозит перекосом. Кроме того, она не устранит течь. Настоятельно рекомендуем вам обратиться в этом случае к нашим специалистам сервисов Санкт-Петербурга.

Важно также качество новых запчастей. Чтобы быть уверенным в результате замены, рекомендуем приобретать ее в нашем магазине.

Замена прокладки поддона картера (16V) Lada Largus

Инструменты:

  • Вороток под торцевую насадку
  • Насадка на вороток 10 мм
  • Насадка на вороток 13 мм
  • Динамометрический ключ

Детали и расходники:


  • Новая прокладка поддона картера


Примечания:

Замену прокладки поддона картера проводим при появлении течи масла по стыку поддона с блоком цилиндров, а также при каждом снятии поддона при ремонте двигателя.

Работу выполняем на смотровой канаве или эстакаде.

Операции показываем на автомобиле с кондиционером.

1. Снимаем защиту силового агрегата. Сливаем масло из двигателя. Снимаем правый грязезащитный щиток моторного отсека. Снимаем заднюю опору силового агрегата.


2. Снизу автомобиля, с передней стороны двигателя головкой на 10 отворачиваем болт крепления держателя отводящего шланга радиатора к поддону картера.

3. Головкой на 13 отворачиваем четыре болта крепления поддона картера к коробке передач.

4. Головкой на 10 отворачиваем двадцать болтов крепления поддона картера к блоку цилиндров, из них девять болтов переднего крепления.

5. Отворачиваем девять болтов заднего крепления.

6. Отворачиваем два болта левого крепления.

Два болта левого крепления поддона картера длинные.

7. Головкой на 10 отворачиваем болт крепления поддона картера к кронштейну блока цилиндров.

8. Снимаем направляющую трубку указателя уровня масла.

9. Отворачиваем три винта крепления 1 переднего бампера к подрамнику.


10. Отворачиваем на 3–4 оборота болты заднего крепления подрамника.

Снятие распределительных валов, замена гидроопор рычагов клапанов

Снимаем распределительные валы для замены при значительном износе кулачков и опорных шеек валов, а также при замене рычагов клапанов и их гидроопор, маслоотражательных колпачков клапанов, а также при ремонте головки блока цилиндров. Оценку состояния кулачков распределительных валов и гидроопор рычагов клапанов следует проводить при появлении характерного стука в клапанном механизме во время работы двигателя. Работу выполняем на смотровой канаве или эстакаде. Снимаем ремень привода ГРМ (см. «Проверка состояния и замена ремня привода газораспределительного механизма двигателя 1,6 (16V)»). Снимаем маслоотделитель системы вентиляции картера (см. «Снятие маслоотделителя системы вентиляции картера»). Для наглядности операции показываем на демонтированном двигателе.

Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления кронштейна направляющей трубки указателя уровня масла к кронштейну воздухозаборника.

Вынимаем направляющую трубку с указателем уровня масла из гнезда поддона картера двигателя. Направляющая трубка уплотняется в гнезде поддона картера резиновым кольцом.

Головкой «на 8» отворачиваем два болта крепления рыма…

…и снимаем рым с кронштейном воздухозаборника.

Головкой «на 8» отворачиваем двадцать четыре болта крепления крышки головки блока цилиндров.

Используя шлицевую отвертку в качестве рычага, поддеваем за приливы крышку головки блока цилиндров. Опираемся отверткой на поверхность впускного трубопровода, подложив под стержень отвертки ветошь.

Снимаем крышку головки блока цилиндров.

Вынимаем из головки блока цилиндров две резинометаллические заглушки. Вынимаем из постелей головки блока цилиндров…

…вал выпускных клапанов…

…и вал впускных клапанов. Для оценки состояния гидроопоры рычага клапана…

…и вынимаем гидроопору из гнезда головки блока цилиндров. Для проверки исправности гидроопоры, удерживая ее за корпус, нажимаем большим пальцем на сферическую головку плунжера. В исправном состоянии плунжер гидроопоры должен прожиматься со значительным усилием. Если плунжер перемещается легко, то гидроопора неисправна и ее следует заменить. Перед монтажом новой гидроопоры необходимо опустить ее в емкость с моторным маслом и несколько раз нажать на плунжер до прекращения выхода пузырьков воздуха. Гидроопора должна перестать пружинить, став жесткой. Аналогично снимаем рычаги и проверяем состояние гидроопор рычагов других клапанов. При этом помечаем положение деталей в головке блока цилиндров, чтобы при сборке они были установлены на прежние места. При сборке механизма газораспределения необходимо заменить сальники распределительных валов. Для снятия шкива укладываем вал в постели головки блока цилиндров. Надеваем накидной ключ «на 18» на гайку крепления зубчатого шкива распределительного вала и вставляем мощную отвертку через отверстие в шкиве.

Замена ремня ГРМ на 16-клапанном Лада Ларгус

Ремень ГРМ передаёт вращение от коленвала к распредвалам, на него ложатся большие нагрузки. Фазы газораспределительного механизма расположены так, что в процессе работы двигателя поршни не достают до клапанов, при обрыве распредвалы перестают вращаться, а коленвал делает ещё несколько оборотов.

Ремонт деталей и узлов Лада Ларгус своими руками

Соответственно, открытые клапана согнёт поршнями, если ремень газораспределительного механизма вовремя не заменить. Периодически нужно делать внеплановую проверку на износ ремня, осматривать водяной насос и натяжной ролик.

Пошаговый процесс замены ремня ГРМ на 16 клапанном Лада Ларгус

  1. Откручиваем массу,
  2. Снимаем правое колесо,
  3. Снимаем защиту,
  4. Снимаем ремень генератора,
  5. Откручиваем болт на коленвале, который крепит шкив вспомогательных механизмов.

Если не удаётся открутить, то нужно вал застопорить за венец маховика.

Ремонт деталей и узлов Лада Ларгус своими руками

Снимаем датчик положения вала и вставляем через окно картера монтажку на малые зубья.

Большие зубья – это для датчика, их трогать не надо.

2). Под картером двигателя Lada Largus ставим домкрат, между ними кладем дощечку.

3). Сверху снимаем трубопроводы, топливный шланг и правую подушку двигателя, откручиваем болты крепления верхней и нижней крышек ГРМ.

4). Перед тем как снять ремень, закручиваем болт крепления шкива (длиной 90 мм на М10 с длиной резьбы 75 мм), чтобы зафиксировать коленвал в ВМТ первого цилиндра. Отверстие для болта находится в задней части двигателя под датчиком давления масла. Там закручена пробка.

Стоит помнить, что на шкивах распредвалов и коленвала меток нет.

5). Распредвалы устанавливаем так, чтобы пазы были в горизонтальном положении. Для этого снимаем заглушки – они находятся в противоположной стороне шкивов. Нужно зафиксировать положение распределительных валов: берём листовую пластину 5*180*60 мм (толщина*длина*ширина) и болгаркой вырезаем среднюю часть на 10 мм по размеру распредвалов.

6). Дополнительно ставим маркером свои метки на шкивах для удобства работы, они помогут разобраться, когда будем проворачивать коленвал. Откручиваем крепление натяжителя и поворачиваем его в сторону салона.

7). Ослабляем и снимаем ремень с натяжителя, с помпы, распредвалов и коленчатого вала. При установке нового натяжителя нужно совместить выступ на ролике с пазом двигателя. Меняем опорный ролик на новый, ключом Торг Т-50.

8). Устанавливаем ремень на коленвал, помпу и распредвалы, стрелкой в сторону вращения двигателя, и вставляем натяжной ролик в шпильку одновременно с ремнём.

При натяжке ремня рекомендуется использовать зеркальце, в которое можно будет увидеть, как подвижный указатель совместится с выемкой неподвижного, а также отклонение в одну из сторон, если ремень будет перетянут или недотянут.

Ремонт деталей и узлов Лада Ларгус своими руками

9). Откручиваем стопорный болт коленвала, убираем пластину с распредвалов и делаем два оборота коленвала. Проверяем пазы на распредвалах, натяжение ремня и свои метки, которые ставили.

Простая замена ремня ГРМ на автомобиле Лада Ларгус с двигателем 16 клапанов К4М

Сегодня к нам приехала уже давно ставшая популярной Лада Ларгус с двигателем 1,6 16 клапанов, замена ремня ГРМ, масла фильтров и немного по ходовой. На данном агрегате стоит проверенный временем, надежный и простой двигатель К4М Рено. ГРМ меняем так как подошел срок замены, истекли шесть лет с момента начала эксплуатации.

Важно! При обрыве зубчатого ремня привода газораспределительного механизма на двигателе К4М гнет все клапана.

Инструмент и приспособления

Так как перед нами французский двигатель то к стандартному набору ключей и головок нам понадобится еще и головки на 15, 16, 18, а так же для откручивания одного из болтов передней крышки ГРМ подпиленная головка на 13, шестигранник на 6. Для фиксации распредвалов и коленвала необходимо приобрести специальный набор фиксаторов (в интернете полно предложений), но если процедура разовая то можно сделать своими руками. Чертеж приведен ниже.

Фиксатор распредвалов Renault.
Фиксатор распредвалов. Фиксатор коленвала Renault.
Фиксатор коленвала.

Подготовительные операции

  • Даем двигателю остыть, вывешиваем переднее правое колесо, снимаем пластиковый брызговик и защиту двигателя.
  • Если планируется замена помпы, подготовьте таз для антифриза, так как на данном двигателе в блоке цилиндров нет сливного отверстия и придется ловить его после демонтажа водяного насоса.

Пошаговая инструкция

  1. Поддомкрачиваем двигатель.
  2. Демонтируем подушку двигателя, открутив четыре болта. Головка на 16.
  1. Снимаем резонатор.
  1. Протыкаем старые заглушки распредвалов и выковыриваем их используя отвертку как рычаг.

Выставляем верхнею мертвую точку

  1. Проворачиваем коленвал, за болт шкива привода вспомогательных агрегатов, до того момента как на торцах распредвалов прорези не встанут на одну линию и должны быть смещены ниже центральной ось. Головка на 18.

Внимание! Проворачивайте коленвал только по часовой стрелки, в противном случае будет приложено повышенное усилие к элементам газораспределительного механизма.

  1. Выкручиваем заглушку на блоке цилиндров. Головка Е14. Вкручиваем фиксатор коленвала (болт М10 с длинной резьбы 68 мм). Он должен упереться в шеку коленвала.
  1. Стопорим коленвал. Включаем пятую передачу, подкладываем под колеса упоры, вставляем отвертку в тормозной диск ниже суппорта и легким движением руки, с использованием метрового удлинителя, откручиваем болт коленвала.
  2. Поскольку коленвал немного сместится проворачиваем его по часовой стрелки до упора в фиксатор. Соответственно на распредвалах пазы встанут в одну линию.

Полезный совет! Можно крутить коленвал за тормозной диск, не выключая передачи.

  1. Вставляем фиксатор распределительных валов.
  1. Снимаем верхнею крышку привода ГРМ. Головка на 13. Три болта и две гайки.
  1. Снимаем ремень привода вспомогательных агрегатов, он же сервисный ремень, он же ремень генератора, кому как удобно. Ключом на 13 за полт натяжного ролика проворачиваем его по часовой стрелки и снимаем ремень.

Ролик сервисного ремня.

  1. Снимаем нижнею пластиковую крышку ГРМ. Четыре болта на 8.
  1. Отворачиваем гайку натяжного ролика и болт опорного ролика. Ключ на 13 и Torx T Снимаем оба ролика и старый ремень ГРМ.

Замена помпы

  1. Откручиваем 7 болтов на 10 и один на 13 и снимаем старую помпу.
  1. Смазываем прокладку новой помпы и устанавливаем ее на место.

Внимание! Болты обтягиваем равномерно по кругу, что бы избежать деформации корпуса водяного насоса.

Установка нового ремня ГРМ

  1. Достаем новый комплект ГРМ.

Внимание! На новом ремне ГРМ может быть не указано направление вращения стрелочками, тогда ставим его так чтобы читались надписи.

  1. Обратите внимание что на натяжном ролике указано направление натяжки.

Натяжной ролик.

  1. Так же присутствует стрелочный индикатор правильной натяжке. В последствии при натяжки ремня ГРМ стрелка должна встать напротив прорези.

Стрелочный индикатор.

  1. На корпусе водяного насоса имеется паз, туда вставляем отогнутый конец кронштейна натяжного ролика при его установки.
  1. Устанавливаем на место натяжной и опорные ролики, гайку натяжного не затягиваем.
  2. Одеваем новый ремень ГРМ начиная с зубчатого шкива коленвала далее на опорный ролик и помпу, зубчатые шкивы распредвалов и натяжной ролик. Помним про направление вращения.
  3. Снимаем фиксатор распредвалов и натягиваем ремень до совпадения меток на натяжном ролике. Шестигранник на 6.
  1. Затягиваем гайку крепления натяжного ролика. Ключ на 13.
  2. Вынимаем фиксатор коленвала. Проворачиваем коленвал два оборота и снова ставим фиксатор коленвала и распредвалов. Так же проверяем натяжку. Если все совпало, значит вы сделали все правильно, а если нет придется переставить ремень.
  1. Устанавливаем все детали в порядке обратном снятию, забиваем новые заглушки распредвалов, заливаем антифриз.

Это был так называемый академический способ, но есть еще и упрощенный.

Упрощенный способ замены ремня ГРМ на Лада Ларгус к4м 16 клапанов

Данный способ на много проще но требует большего внимания.

Не забывайте что на двигателе к4м в случае неправильной сборки механизма газораспределения загнет клапана.

Снятие распределительных валов, замена гидроопор рычагов клапанов (16V) Lada Largus

Снимаем распределительные валы для замены при значительном износе кулачков и опорных шеек валов, а также при замене рычагов клапанов и их гидроопор, маслоотражательных колпачков клапанов, а также при ремонте головки блока цилиндров. Оценку состояния кулачков распределительных валов и гидроопор рычагов клапанов следует проводить при появлении характерного стука в клапанном механизме во время работы двигателя. Работу выполняем на смотровой канаве или эстакаде.

1. Снимаем ремень привода ГРМ.

Снятие ремня привода ГРМ Lada Largus

2. Снимаем маслоотделитель системы вентиляции картера.

Снятие маслоотделителя системы вентиляции картера Lada Largus

Примечание:

Для наглядности операции показываем на демонтированном двигателе.

3. Головкой на 10 отворачиваем болт крепления кронштейна направляющей трубки указателя уровня масла к кронштейну воздухозаборника.

Снятие крепления кронштейна направляющей трубки указателя уровня масла Lada Largus

4. Вынимаем направляющую трубку с указателем уровня масла из гнезда поддона картера двигателя.

Изъятие направляющей трубки с указателем уровня масла Lada Largus

Направляющая трубка уплотняется в гнезде поддона картера резиновым кольцом.

5. Головкой на 8 отворачиваем два болта крепления рыма.

Снятие крепления рыма Lada Largus

6. Снимаем рым с кронштейном воздухозаборника.

Снятие рыма с кронштейном воздухозаборника Lada Largus

7. Головкой на 8 отворачиваем двадцать четыре болта крепления крышки головки блока цилиндров.

Снятие крепления крышки головки блока цилиндров Lada Largus

8. Используя шлицевую отвертку в качестве рычага, поддеваем за приливы крышку головки блока цилиндров. Опираемся отверткой на поверхность впускного трубопровода, подложив под стержень отвертки ветошь.

Поддевание крышки головки блока цилиндров Lada Largus

9. Снимаем крышку головки блока цилиндров.

Снятие крышки головки блока цилиндров Lada Largus

10. Вынимаем из головки блока цилиндров две резинометаллические заглушки.

Изъятие заглушек из головки блока цилиндров Lada Largus

11. Вынимаем из постелей головки блока цилиндров вал выпускных клапанов.

Изъятие из постелей головки блока цилиндров вала выпускных клапанов Lada Largus

12. Вынимаем вал впускных клапанов.

Изъятие вала выпускных клапанов Lada Largus

Оценка состояния гидроопоры рычага клапана

1. Снимаем рычаг.

Снятие рычага клапана Lada Largus

2. Вынимаем гидроопору из гнезда головки блока цилиндров.

Изъятие гидроопоры Lada Largus

Для проверки исправности гидроопоры, удерживая ее за корпус, нажимаем большим пальцем на сферическую головку плунжера. В исправном состоянии плунжер гидроопоры должен прожиматься со значительным усилием. Если плунжер перемещается легко, то гидроопора неисправна и ее следует заменить.

Перед монтажом новой гидроопоры необходимо опустить ее в емкость с моторным маслом и несколько раз нажать на плунжер до прекращения выхода пузырьков воздуха. Гидроопора должна перестать пружинить, став жесткой. Аналогично снимаем рычаги и проверяем состояние гидроопор рычагов других клапанов. При этом помечаем положение деталей в головке блока цилиндров, чтобы при сборке они были установлены на прежние места.

Замена сальников распределительных валов

При сборке механизма газораспределения необходимо заменить сальники распределительных валов.

1. Для снятия шкива укладываем вал в постели головки блока цилиндров. Надеваем накидной ключ на 18 на гайку крепления зубчатого шкива распределительного вала и вставляем мощную отвертку через отверстие в шкиве. Опираясь на спицу шкива лезвием отвертки, стержнем отвертки надавливаем на ключ и поворачиваем его против часовой стрелки.

Отворачивание гайки крепления шкива Lada Largus

Примечание:

Шкив с распределительным валом при этом не должен вращаться, а гайка крепления шкива будет отворачиваться.

2. Отвернув гайку, снимаем шкив с носка распределительного вала.

Снятие шкива с носка распределительного вала Lada Largus

3. Снимаем сальник.

Снятие сальника Lada Largus

Аналогично демонтируем сальник с другого распределительного вала. Установив гидроопоры и рычаги клапанов, укладываем в постели головки блока цилиндров распределительные валы.

Установка крышки головки блока цилиндров

Примечание:

Перед установкой крышки головки блока цилиндров очищаем привалочные поверхности крышки и головки блока цилиндров от остатков старого герметика. Поверхности должны быть чистыми и сухими, на них не должны оставаться следы от пальцев.

1. Наносим на привалочную поверхность крышки головки блока цилиндров специальный герметик для фланцевых соединений Loctite 518, пока поверхность не станет красноватого цвета.

Нанесение герметика на привалочную поверхность крышки головки блока цилиндров Lada Largus

2. Устанавливаем крышку головки блока цилиндров и затягиваем болты ее крепления предписанным моментом в последовательности, указанной в таблице:

Последовательность затягивания болтов крышки головки блоков цилиндров Lada Largus

3. Установив крышку головки блока цилиндров, инструментальной головкой или отрезком трубы подходящего размера запрессовываем новые сальники распределительных валов в гнезда головки блока цилиндров, предварительно нанеся на рабочие кромки сальников тонкий слой моторного масла. Проверив фазы механизма газораспределения и зафиксировав валы, устанавливаем зубчатые шкивы на носки распределительных валов так, чтобы эмблемы Renault, нанесенные на спицах шкивов, расположились вертикально вверх (вал выпускных клапанов) и вниз (вал впускных клапанов). Наживив гайки крепления шкивов, слегка подтягиваем их.

Рачположение эмблем на шкивах Lada Largus

Расположение эмблем Renault на шкивах.

Нумерация болтов крепления крышки головки блока цилиндров Lada Largus

Нумерация болтов крепления крышки головки блока цилиндров

4. Устанавливаем на шкивы и натягиваем ремень привода ГРМ. Затягиваем гайки крепления шкивов распределительных валов предписанным моментом. Проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке на два оборота и проверяем правильность установки фаз газораспределения.

Читайте также: