Замена поворотного кулака уаз 31514

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Замена поворотного кулака уаз 31514

Поворотный кулак и полуось снимаем для ремонта, а также для замены

Замена полуоси с шарниром

Замена полуоси с шарниром УАЗ
Замена полуоси с шарниром УАЗ

Откручиваем головкой на 14 шесть болтов крепления тормозного щита и цапфы к поворотному кулаку

Снимаем тормозной щит, аккуратно, чтобы не повредить тормозной шланг

Подвешиваем щит на палец рулевой тяги

Замена полуоси с шарниром УАЗ
Замена полуоси с шарниром УАЗ

Снимаем цапфу с картонной прокладкой

Потянув на себя, вынимаем полуось с шарниром

Очищаем внутреннюю полость шаровой опоры от старой смазки

Устанавливаем новую полуось с шарниром, предварительно заполнив его и полость шаровой опоры смазкой Литол-24 или ШРУС-4 в количестве 0,5 кг

Устанавливаем снятые детали в обратной последовательности, смазав бронзовую втулку цапфы той же смазкой

Снятие поворотного кулака

Вывешиваем переднее колесо или передний мост автомобиля

Для облегчения работы снимаем колесо и тормозной барабан

Отсоединяем от поворотного кулака рулевые тяги и подвязываем их проволокой к рессоре

Снятие поворотного кулака УАЗ
Снятие поворотного кулака УАЗ

Ключом на 14 откручиваем пять болтов крепления шаровой опоры к фланцу кожуха полуоси

Снимаем упор ограничителя поворота

Подставляем под поворотный кулак опору

Снятие поворотного кулака УАЗ
Снятие поворотного кулака УАЗ

Постукивая молотком через деревянный брусок, разъединяем фланцы настолько, чтобы в разъем вошла монтажная лопатка

Монтажной лопаткой, стараясь не повредить картонную прокладку, отжимаем и окончательно разъединяем фланцы

Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

Работы по замене деталей мостов УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Разборка мостов включает операции по разборке колесных редукторов заднего ведущего моста, главной передачи и дифференциала, привода управляемых ведущих колес переднего моста.

Колесные редукторы заднего моста УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 рекомендуется разбирать в следующей последовательности:

- отвернуть штуцера трубопровода гидропривода тормозов от колесных цилиндров и снять трубопровод, затем отвернуть гайки крепления ведущего фланца, снять шайбы и при помощи демонтажных болтов снять фланец (при этом вывертывать шпильки из ступиц колес не рекомендуется);

- разогнуть ус стопорной шайбы, отвернуть контргайку и снять стопорную шайбу, отвернуть гайку регулировки подшипников и снять упорную шайбу, ступицу с барабаном, подшипниками, сальником и упорной шайбой сальника;

- отвернуть гайки крепления цапфы, снять шайбы, маслоотражатель, прокладку маслоотражателя, цапфу, прокладку цапфы, прокладку пружинную, тормоз в сборе, прокладку щита тормоза;

- отвернуть гайку ведомого вала редуктора УАЗ-469, УАЗ-3151, 31514, вывернуть болты крепления крышки картера колесного редуктора, снять крышку картера колесного редуктора в сборе с ведомым валом, снять прокладку крышки и выпрессовать ведомый вал редуктора с крышки;

Главную передачу и дифференциал редуктора заднего моста УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 рекомендуется разбирать в следующей последовательности:

- отвернуть гайки крепления крышки картера и снять шайбы, крышку с кожухом полуоси и прокладки, вынуть из картера дифференциал с ведомой шестерней в сборе, расшплинтовать и отвернуть гайку крепления фланца па ведущей шестерне и снять фланец;

- выпрессовать из картера ведущую шестерню с внутренним кольцом большого подшипника, распорной втулкой, регулировочной шайбой и прокладками, вынуть из картера сальник, кольцо упорное и внутреннее кольцо малого подшипника;

- снять с ведущей шестерни редуктора главной передачи прокладки, шайбу регулировочную, распорную втулку, спрессовать внутреннее кольцо подшипника и снять регулировочное кольцо, затем выпрессовать из картера и крышки наружные кольца подшипников, снять внутренние кольца подшипников и регулировочные прокладки с коробки сателлитов;


Рисунок 1

Привод управляемых ведущих колес переднего моста УАЗ-469, УАЗ-31514, 3151 разбирать в следующей последовательности:

- отвернуть гайки крепления шаровых пальцев наконечников рулевых тяг и снять рулевые тяги, отвернуть защитный колпак муфты отключения колес и
снять муфту отключения вывертыванием болта 26 (см. рис. 1);

- в соответствии с указаниями по разборке колесных редукторов заднего ведущего моста снять ведущий фланец, ступицу с барабаном и подшипниками, цапфу, тормоз в сборе, крышку колесного редуктора с ведомым валом, вынуть вал из крышки и снять шестерню с вала.

Отвернуть болты крепления шаровой опоры поворотной цапфы УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 к кожуху полуоси и снять упоры-ограничители поворота колес и поворотные цапфы в сборе;

- отвернуть гайки со шпилек крепления рычага на левом корпусе поворотной цапфы или болты крепления верхней накладки шкворня на правом, снять рычаг с разжимными втулками (или верхнюю накладку) и комплект регулировочных прокладок, снять нижнюю накладку шкворня и комплект регулировочных прокладок;

- отвернуть болты крепления сальника шаровой опоры и корпуса поворотной цапфы и снять обоймы, войлочное кольцо и манжет сальника с пружиной в сборе;

- вынуть шкворни при помощи съемника и снять корпус поворотной цапфы с шарниром в сборе, выпрессовать сальник из шаровой опоры, вынуть шарнир с ведущей шестерней и подшипниками в сборе. Без особой необходимости отворачивать болты крепления корпуса роликового подшипника и снимать его не рекомендуется;

- отвернуть гайку крепления роликового подшипника на валу шарнира, снять роликовый подшипник, ведущую шестерню, стакан шарикового подшипника и шариковый подшипник.

Шарнир постоянной угловой скорости (ШРУС) УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 разбирать только в случае необходимости в следующем порядке:

- отметить краской взаимное расположение кулаков шарниров и развести кулаки. Для этого необходимо постучать вилкой короткого кулака об угол деревянной подставки;

- зажать шарнир в тиски за длинный кулак коротким кулаком вверх и повернуть короткий кулак в сторону одного из периферийных шариков. Если при этом противоположный шарик не выйдет из канавок, необходимо нажать или ударить медным молотком по короткому кулаку.

- при этом следует соблюдать осторожность, так как один из шариков может вылететь из шарнира с большой скоростью. После этого вынуть остальные шарики ШРУС УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514.

Разборку мостов УАЗ-469Б выполняют в той же последовательности, что и ведущих мостов УАЗ-469. При этом позиции по разборке колесных редукторов из-за отсутствия опускаются.

Особенностью разборки является выпрессовка ведущей шестерни главной передачи из картера моста. Для этой цели пользуются съемником. Остальные операции при разборке передних к задних ведущих мостов УАЗ-469Б затруднений не вызывают.

После разборки моста и очистки его деталей необходимо проверить их состояние.

При этом следует заменить подшипники, имеющие износ на рабочих поверхностях или на торцах, шестерни с задирами и выкрашиванием на зубьях, оси сателлитов и коробки сателлитов с задирами и сильным износом.

Сателлиты и полуосевые шестерни заменять комплектно. Проверить состояние рабочей кромки сальников, при необходимости сальники заменить новыми. Торцы маслоотгонных колец не должны иметь задиров.

Допускается шлифовка колец до толщины 5 мм. Толщина изношенных опорных шайб полуосевых шестерен должна быть не менее 1,2 мм.

При износе торцов коробки сателлитов допускается установка увеличенных по толщине опорных шайб на 0,1—0,2 мм. Номинальный размер 1,71 мм.

Канавки шарниров постоянной угловой скорости не должны иметь выкрашиваний. Допускается местный износ канавок на глубину 0,6 мм.

Заменять следует также упорные шайбы шарниров в шаровых, опорах, и цапфах с задирами и сильным износом, шкворни и опорные шайбы шкворней с задирами и выкрашиванием и втулки в цапфах с задирами и сильным износом.

Сборку мостов УАЗ-469, УАЗ-3151, 31514 выполнять в последовательности, обратной разборке. Перед сборкой шпилек сопрягаемые поверхности деталей, подшипники и рабочие кромки сальников смазать трансмиссионным маслом.

При сборке дифференциала совместить порядковые номера правой и левой коробок сателлитов. У собранного дифференциала шестерни полуосей должны проворачиваться с помощью шлицевой оправки от усилия не более 6 кгс, приложенного на радиусе 80 мм.


Рисунок 2

Регулировка подшипников дифференциала УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 производится подбором толщины пакетов регулировочных прокладок, устанавливаемых между торцами внутренних колец подшипников и коробки сателлитов следующим образом:

- напрессовать внутренние кольца подшипников на шейки собранного дифференциала так, чтобы между торцами коробки сателлитов и торцами внутренних колец подшипников был зазор 3-3,5 мм, затем запрессовать наружные кольца подшипников дифференциала в крышку и картер моста, установить дифференциал в сборе в картер, поставить прокладку и крышку, навернуть ганки на шпильки и, проворачивая дифференциал через отверстие в горловине картера, чтобы ролики заняли правильное положение, равномерно затянуть гайки на шпильках крепления крышки с картером;

- отвернуть гайки, осторожно снять крышку и прокладку, вынуть из картера дифференциал и щупом замерить зазор между торцами коробки сателлитов и внутренних колец подшипников с обеих сторон коробки сателлитов, после чего подобрать пакет прокладок, равный сумме замеренных зазоров, и добавить к этому пакету прокладку толщиной 0,1 мм;

- снять внутренние кольца подшипников с коробки сателлитов, разделить подобранный пакет прокладок пополам и установить на шейки коробки сателлитов, прочесть на ободе ведомой шестерни отклонение монтажного расстояния М (см. рис. 2).

Если отклонение имеет отрицательное значение, то следует переложить из правого пакета в левый пакет прокладки, толщина которых равна величине отклонения. При положительном значении отклонения прокладки переложить из левого пакета в правый.

Положение ведущей шестерни редуктора моста УАЗ-469, УАЗ-3151, 31512 регулировать подбором необходимой толщины кольца 12 следующим образом:

- запрессовать в картер моста наружные кольца подшипников 9 и 11, вставить в наружные кольца подшипников внутренние кольца с роликами и под осевой нагрузкой 10—12 кгс, проворачивая подшипники, пока ролики не займут правильное положение, замерить размер от оси ведомой шестерни до упорного торца внутреннего кольца подшипника 11 и согласно этому размеру подобрать такое регулировочное кольцо, которое обеспечивало бы монтажное расстояние ведущей шестерни, равном 83,485 мм.

Регулировка подшипников ведущей шестерни главной передачи редуктора моста производится путем подбора такого регулировочного кольца 10, чтобы при затяжке гайки 8 моментом 17—21 кг/см момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни с установленным сальником находился в пределах 10—20 кг/см для новых подшипников и 4—10 кг/см для приработанных.

Если одним регулировочным кольцом этого получить не удается, допускается установка регулировочных прокладок.

Замер момента сопротивления проворачиванию ведущей шестерни производится при непрерывном вращении шестерни в одну сторону и не менее чем после 10 оборотов прикатки.

При проверке пружинным динамометром, закрепленным за отверстие во фланце, динамометр в момент проворачивания шестерни должен показывать усилие 2,5—5,0 для новых и 1—2,5 кгс для приработанных подшипников.

Отворачивать гайку крепления фланца, чтобы добиться совпадения шплинтового отверстия с прорезью гайки, не допускается.

После регулировки подшипников ведущей шестерни окончательно проверить положение ведомой и ведущей шестерен по пятну контакта. Боковой зазор между зубьями ведущей и ведомой шестерен должен быть 0,2—0,45 мм.

Замер производить на фланце ведущей шестерни на радиусе 40 мм (проверять в четырех положениях ведущей шестерни через каждый оборот).



Рисунок 3

Сборка колесных редукторов УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 производится в последовательности, обратной разборке. При этом необходимо учитывать следующее.

У переднего колесного редуктора моста гайку 19 (см. рис. 1) после затяжки раскернить в паз на торце вала, у заднего колесного редуктора кольцо 8 (см. рис. 3) после его установки в кольцевую канавку полуоси необходимо обжать.

Края замочных шайб на болтах крепления корпуса подшипника и болтах крепления ведомой шестерни после затяжки болтов загнуть на грани головок болтов, а гайки 28 (см. рис. 1) крепления подшипников ведомых валов и гайки 27 (см. рис. 3) после затяжки раскернить в пазы валов.

Сборка шарниров равных угловых скоростей ШРУС автомобилей УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

После подбора новых ремонтных шариков увеличенного размера или замене одного из кулаков шарнир ШРУС УАЗ-469, УАЗ-3151, 31514 собирать в следующем порядке:

- зажать в тиски длинный кулак в вертикальном положении и вставить центральный шарик, а затем установить короткий кулак на центральный шарик так, чтобы метки, отмеченные краской, совпадали и, поворачивая его из стороны в сторону, установить поочередно три периферийных шарика;

- разведя кулаки на 10—12 мм и повернув короткий кулак на максимальный угол в сторону от свободных канавок, установить четвертый шарик так, чтобы его закусило в канавках, после чего повернуть короткий кулак в вертикальное положение. При этом допускаются удары медным молотком по стержню короткого кулака.

Предварительный натяг в шариках шарнира должен быть такой, чтобы момент, необходимый для поворота кулака на 10—15° во все стороны от вертикали при зажатом в тисках другом кулаке, равнялся бы 300—600 кг/см.

Каждый шарнир должен собираться с шариками одной группы или двух соседних групп. При этом шарики одного размера обязательно располагать диаметрально противоположно один другому.

Разница в диаметрах двух пар шариков одного шарнира допускается не более 0,04 мм. После сборки обкатать шарнир на стенде при изменении угла от 0 до 30° в течение 2 мин при 300 об/мин.

При обкатке шарики и канавки смазать смазкой согласно карте смазки. При сборке привода управляемых ведущих колес передних мостов УАЗ-469 и УАЗ-469Б необходимо учитывать следующее.

В поворотную цапфу автомобиля УАЗ-469 втулка должна быть запрессована с наружного торца цапфы на глубину 18 мм, а в цапфу автомобиля УАЗ-469Б — со стороны фланца цапфы заподлицо с торцом гнезда под упорную шайбу.

После запрессовки втулку развернуть и прогладить брошью до размера 0 32+0,017 мм. Масляные канавки упорных шайб должны быть обращены к шарниру.

Для закрепления шайбы в гнезде допускается раскерновка ее в трех-четырех точках, равномерно расположенных по окружности.

При замене в шаровой опоре втулок шкворней втулки после запрессовки необходимо обрабатывать на проход.

При постановке шарнира заложить шаровую опору смазку согласно карте смазки, а шкворни и втулки шкворней перед сборкой смазать жидкой смазкой.


Рисунок 4. Подбор регулировочных прокладок УАЗ-469, УАЗ-31514, 31512

М — шаровая опора; 2 — опорные шайбы; 3 — шкворни; 4— регулировочные прокладки; 5 — корпус

Необходимое количество прокладок для получения определенных осевых натягов в упорных подшипниках выбирается в зависимости от размера А (рис. 4) и размера Б. Число прокладок должно быть не меньше пяти.

Размеры замеряют под нагрузкой 160 кгс, приложенной сверху. Размер А должен быть на 0,02—0,10 мм меньше размера Б.

Регулировочные прокладки устанавливать сверху и снизу на торцы корпуса. При четном числе одинаковых по толщине прокладок последние ставить сверху и снизу в одинаковых количествах.

При четном числе прокладок, но разной их толщине, или при нечетном числе прокладок разность между суммарными толщинами верхних и нижних прокладок не должна превышать 0,1 мм.

При сборке и постановке сальника поворотной цапфы войлочное кольцо пропитать в теплом масле для двигателя.

Пошаговая замена поворотного кулака на УАЗ Патриот своими руками

Сложно на сегодняшний день вообразить подвеску машины, в которой не существовала бы такая незаменимая конструкция, как поворотный кулак. Данный элемент будем рассматривать более подробно на автомобиле УАЗ “Патриот”.

Пошаговая замена поворотного кулака на УАЗ Патриот своими руками

Узел, входящий в комплектацию поворотного кулака на УАЗ “Патриот”, называется шаровой шкворень. Нагрузка, оказываемая на подвеску машину, приходится на шаровой шкворень. Потому что одной из его функций является поглощение всех ударов во время движения внедорожника по неровным дорогам и бездорожью.

Во время эксплуатации многие автомобилисты обращают внимание на то, что данный элемент машины в скором времени изнашивается, даже при аккуратном использовании и езде по хорошему асфальту.

Основные функции поворотного кулака в автомобиле

Всем известно, что вращение колес в машине УАЗ “Патриот” воспроизводится при помощи рулевого механизма. Ведущие оси являются передатчиком крутящего момента от трансмиссии к ступицам, которые совместно с подшипниками расположены в поворотном кулаке. Перемена поворотного угла колес выполняется с помощью соединения кулака с шарнирными компонентами подвески. Рулевой кулак выполняет функцию изменения угла наклона передних колес. То есть, проще говоря, если бы не было такого механизма, машина могла бы ехать только прямо, не имея возможности повернуть.

А также, этот агрегат выполняет некоторые функции:

  • Способность присоединения колеса с помощью ступицы с компонентами подвески.
  • Крепление ступицы колеса к изделию.

Несмотря на то, что рулевой кулак – это один из менее износливых частей машины, нарушение его деятельности носит временный характер , так как при неосторожной эксплуатации он может выйти из строя. В некоторых случаях защитная крышка может дать трещину, открывая доступ пыли и грязи внутрь.

Как устроен поворотный кулак?

Поворотный кулак зафиксирован на торцевой поверхности переднего ведущего моста, который крепится к раме автомобиля с помощью амортизаторов и пружинной подвески.

Поворотный кулак автомобиля УАЗ-469Б

Поворотный кулак автомобиля УАЗ-469Б:
а – сигнальная канавка; I – правый поворотный ку­лак; II – левый поворотный кулак; III – муфта отклю­чения колес; 1 – рычаг поворотного кулака; 2 – кожух полуоси; 3 – сальник; 4 – прокладка; 5 – шаровая опо­ра; 6 – корпус поворотного кулака; 7- опорная шайба; 8 – накладка; 9 – шкворень; 10 – пресс-масленка; 11 – стопорный штифт; 12 – цапфа; 13 – ступица колеса; 14 – ведущий фланец; 15 – подвижная муфта; 16- болт муфты; 17 – шарик фиксатора; 18 – защитный колпак; 19 – втулка шкворня; 20 – прокладка; 21 – внутренняя обойма; 32 – кольцо-перегородка; 23 – наружная обойма; 34 – уплотнительное резиновое кольцо; 25 – вой­лочное уплотнительное кольцо; 26 – упорные шайбы; 27 – болт ограничения поворота; 28 – упор-ограничитель поворота колес.

Для осуществления передачи крутящего момента, внутри балки расположены полуоси. Поворотный кулак снабжён шарниром, позволяющий поворачивать колеса в разные стороны от центрального положения (сохраняя при этом передачу потока мощности от мотора).

Элемент оснащён рычажными точками крепления рулевых наконечников и поперечной тягой, которые гарантируют одновременный прогиб колёс при повороте машины.

На лицевой части кулака предусмотрен заводской болт, предназначенный для того, чтобы происходило ограничение угла поворота передних колес. Внутри кулака сделаны полости для установки шарового шарнира, которые передают крутящий момент к ступице с тормозным диском. Два шкворня входят в устройство (расположенные снизу и сверху), которые сдерживают шарнирный зажим в заданном положении. Вся сборка прикрепляется к полуоси передней оси УАЗ Патриот с помощью фланцевого соединения.

Неисправности в поворотном кулаке УАЗ Патриот

Устройство поворотного кулака не содержит каких-либо компонентов, которые подвергаются скорому износу или разрушению, так как ресурс изделия достаточно немал. Благодаря этому, совсем редко приходится осуществлять ремонтные работы.

Как понять, нужно ли ремонтировать или производить замену поворотного кулака? Не стоит забывать, что внутри агрегата находится ступичный подшипник. Потому что, именно, этот компонент конструкции может износится и прийти в негодность после определенного пробега. Бывает, что подшипник требует замены гораздо раньше своего срока эксплуатации, причинами, по которым это может произойти – неосторожная езда по бездорожью и подвергание подвески экстремальным ударам.

Свидетельствовать о нарушении работы подшипника будет люфт колеса УАЗ Патриот в подвешенном положении, а также во время движения автомобиля до водителя начнет доноситься некоторый шум, характеризующий неисправность. В таком случае ремонт будет обязателен. Так как известно, что люфт вызывает сбои в управляемости автомобилем. В данном случае нужно будет произвести замену подшипника, желательно выполнить эту процедуру сразу с обеих сторон автомобиля УАЗ Патриот.

Безопасность при подготовке к ремонтным работам


Перед выполнением ремонтных работ передней подвески мастер должен помнить все особенности ремонта российского автомобиля УАЗ “Патриот”, а самое главное обязательно соблюдать технику безопасности при выполнении работ.

Прежде чем разбирать рулевой кулак на УАЗ “Патриот” возьмите на заметку:

  1. Не ставьте автомобиль на передние колеса, если приводной вал не соединен со ступицей. В противном случае подшипники ступицы могут быть повреждены. Если автомобиль нужно переместить в другое место на маленькое расстояние, то обязательно установите вал в ступицу, а затем закрепите его гайкой;
  2. Прежде чем начать ремонтные работы поворотного кулака, нужно поставить автомобиль на ручной тормоз до максимального верхнего положения рычага;
  3. После того как передняя часть внедорожника поднята домкратом так, чтобы его колеса не касались пола, кузов машины нужно зафиксировать с использованием упоров. Затем убедитесь, что крепление установлено надежно, исключена возможность перемещения машины и ее срыв;
  4. В том случае, если подвеска автомобиля закреплена гайками, то их нужно поменять на вновь приобретенные. Это нужно сделать, потому что метизы, имеющие особенное напыление, препятствуют их демонтажу. После того, как сняли гайки, они уже не будут пригодны для повторного использования;
  5. Под задними колесами нужно поставить упоры, которые предотвратят произвольный наклон автомобиля;
  6. В зависимости от модели машины УАЗ “Патриот” и его модификации, механизм поворотного кулака может быть 2-х видов. В первом типе запчастей ступицы цельные, а в другом – полые. Последние имеют небольшие отверстия на корпусе.

Как произвести замену поворотного кулака в УАЗ “Патриот” собственноручно?

Невзирая на представляющуюся трудность, смена такого элемента, как кулак рулевой, не предполагает особых трудностей. Для начала необходимо установить автомобиль на ручной тормоз, потом под колеса заднего хода противооткатные планки и немного поднять переднюю часть автомобиля домкратом.


















Далее процедура замены рулевого кулака происходит следующим образом:

  1. Снимите тормозной диск;
  2. Отвинтите крепление цапфы;
  3. Снимите ее совместно с муфтой отключения колеса, щитком тормозного диска и ступицей;
  4. Снимите полуось;
  5. Отделите наконечник рулевой тяги от самого поворотного кулака;
  6. Выверните болты, крепящие шаровую опору к фланцу кожуха полуоси;
  7. Снимите ограничитель колес;
  8. Поддев монтажкой, выпрессовать хвостовик шаровой опоры из кожуха полуоси. Для этого используйте съемник для шаровых шарниров;
  9. Осторожно снимите необходимый элемент, в данный момент этим элементом является поворотный кулак;

После того, как произвели замену поворотного кулака, действия следует выполнить в обратном порядке, не забывая ограничитель поворота установить на место. Для того, чтобы произвести ремонтные работы поворотного кулака, его нужно зажать в тиски и разобрать, открутив крепежные болты манжеты, стопорный болт с контргайкой.

Затем зажим манжеты и войлочное уплотнение снимаются. В завершении изымается сальник шаровой опоры.

Наиболее тяжелое за спиной, но то, что потребует интереса, остается. Осторожно снимается шаровая опора. Вот так производится ремонт и замена поворотного кулака на УАЗ “Патриот”.

Рекомендации по обслуживанию


Регулировка затяжки шкворней позволяет снизить нагрузку на сферическую поверхность, в этом и заключается ТО переднего кулака на УАЗ “Патриот”

Доступность регулятора закрывается крышкой с гайкой, затяжка шарового пальца осуществляется с помощью специального ключа. Допускается прикосновение пальца ударом молотка через деревянную или металлическую прокладки.

Крышка устанавливается на штатное место, линия стыка уплотняется прокладкой. Крепежная гайка затягивается динамометрическим ключом с усилием до 100 Н.м.

Назначение и ремонт поворотного кулака на УАЗ Патриот

Поворотный кулак УАЗ Патриот является элементом конструкции переднего моста. Конструкция узла обладает высокой механической прочностью, но при эксплуатации автомобиля в условиях бездорожья происходит повреждение трущихся деталей. Владелец может самостоятельно выполнить ремонт агрегата или обратиться в специализированный центр.

уаз

Назначение механизма

Механизм предназначен для следующих целей:

  • передачи крутящего момента к передним колесам;
  • отклонения колес от центрального положения для осуществления поворота.

Устройство и схема поворотного кулака

Поворотные кулаки установлены на торцевых кромках переднего ведущего моста Спайсер, который крепится к раме внедорожника при помощи амортизаторов и пружинной подвески. Для передачи крутящего момента внутри балки установлены полуоси. Поворотный кулак оснащен шарниром, позволяющим отклонять колеса в разные стороны от центрального положения (с сохранением передачи потока мощности от двигателя). Узел оснащается точками крепления рычагов для рулевых наконечников и поперечной тяги, обеспечивающих синхронное отклонение колес при повороте автомобиля.

На корпусе кулака предусмотрен болт, регулируемый в заводских условиях. Предназначен для ограничения угла поворота передних колес. Внутри кулака выполнены полости для установки шарового шарнира, передающего крутящий момент к ступице с тормозным диском. В устройство входят 2 шкворня (расположены сверху и снизу), удерживающие обойму шарнира в заданном положении. Весь узел крепится к полуоси переднего моста УАЗ Патриот при помощи фланцевого соединения.

К внешней стороне кулака крепится цапфа, позволяющая смонтировать роликовые конические подшипники и диск датчика антиблокировочной системы тормозов. Стальная ступица оснащается шпильками, на которые надет тормозной диск и крепится колесный обод. На концевике цапфы имеется резьба для гайки регулировки затяжки осевого зазора в подшипниковых опорах.

Признаки неисправностей

В схеме кулака не имеется много деталей, подверженных износу в процессе эксплуатации автомобиля. При разрушении беговых дорожек ступичных подшипников появляется люфт ступицы, приводящий к нарушению управляемости машины. Попадающая на шарнир вода с грязью вызывает абразивный износ и коррозию металла, из которого изготовлены детали. Из узла вымывается смазка, что приводит к нарастающему износу сопрягаемых поверхностей. При движении в поворотах появляется стук, наблюдается заедание привода в момент начала движения.

Замена детали

замена

При обнаружении неисправностей, связанных с шарниром привода передних колес, необходимо снять поворотный кулак с автомобиля, а затем разобрать конструкцию для проверки состояния деталей. Процедура ремонта не требует использования специального инструмента или оснастки. Все работы выполняются в гараже со смотровой ямой или на подъемнике. После замены деталей необходимо обратиться в сервисный центр для проверки угла схождения в горизонтальной плоскости и корректировки упорного элемента, ограничивающего поворот управляемых колес.

Необходимые инструменты

Для разборки узла потребуются инструменты:

  • гаечные ключи размером 12, 14, 17 и 19 мм;
  • торцевой ключ или головка для гаек размером 10 мм;
  • монтажная лопатка;
  • ударная отвертка;
  • молоток;
  • металлическая щетка и ветошь для удаления загрязнения.

Техника безопасности

безопастность

Перед началом выполнения работ автомашина устанавливается на ровной площадке, рычаг ручного тормоза поднимается в верхнее крайнее положение. Рекомендуется установить под задние колеса противооткатные упоры. При проведении работ требуется снять передние колеса, кузов автомашины устанавливается на стальные опоры. Под пороги подкладываются предохранительные прокладки (колеса или деревянные брусья), предотвращающие падение автомашины на человека при поломке опор.

Процесс демонтажа

Алгоритм действий при снятии поворотного кулака с машины:

  1. Снять колесо и удалить с поверхностей тормозного суппорта и кулака грязь и следы смазки.
  2. Открутить болт, удерживающий пластину тормозных колодок, а затем утопить поршни гидравлической системы вглубь суппорта отвертками.
  3. Вынуть из гнезда тормозные накладки.
  4. Открутить 2 болта, фиксирующих скобу механизма, а затем демонтировать скобу.
  5. Выкрутить болт, удерживающий верхнюю часть тормозного суппорта.
  6. Ослабить нижнюю точку крепления суппорта, что позволит отвести узел в сторону.
  7. При помощи ударной отвертки открутить 3 винта, удерживающих тормозной диск на ступице.
  8. Демонтировать диск со ступицы ударами молотка, наносимыми через деревянную прокладку.
  9. Отвернуть 6 болтов, удерживающих цапфу на поворотном кулаке. Если резьбовые соединения покрыты слоем ржавчины, то необходимо обработать поверхности средством WD40 (или аналогом).
  10. Аккуратно снять цапфу вместе со ступицей и стальным щитком тормозного диска. Если на автомобиле имеется антиблокировочная система, то необходимо демонтировать датчик.
  11. Вытянуть из чулка моста полуось.
  12. Открутить гайку крепления, а затем вынуть палец наконечника рулевой тяги из отверстия, предусмотренного в рычаге кулака.
  13. При помощи гаечного ключа открутить 5 болтов, соединяющих фланцы кулака и переднего моста.
  14. Демонтировать пластину, в которую упирается болт, ограничивающий отклонение колес при повороте.
  15. Вытянуть корпус кулака из чулка переднего моста, для выполнения работы потребуется монтажная лопатка, которая вставляется в зазор между фланцами. Снятый кулак разбирается на верстаке, оборудованном тисками.
  16. Отвернуть 9 болтов, удерживающих манжету вокруг обоймы шарнира.
  17. Выкрутить болт, ограничивающий поворот колес (оборудован контргайкой). Рекомендуется измерить длину вылета элемента, что позволит корректно отрегулировать угол отклонения при сборке.
  18. Снять манжету и войлочный уплотнитель, что позволит демонтировать резиновый сальник.
  19. Извлечь шаровую опору из посадочного гнезда в кулаке, узел удерживается 2 шкворнями.

Сборка шарнира

Краткий алгоритм действий при сборке шарнира:

  1. Установить в опору втулки для шариков шкворней и нанести на поверхности специальную смазку.
  2. Заполнить внутреннюю часть кулака густой смазкой, а затем установить полуось.
  3. Надеть на полуось шаровую обойму, которая должна совпасть с отверстиями для установки шаровых пальцев шкворней.
  4. Установить симметрично шаровую обойму относительно кулака, а затем затянуть втулки шкворней.
  5. Осадить опорные элементы ударом молотка через прокладку из мягкого металла, а затем подтянуть крепления шаровых пальцев шкворней.
  6. Уложить на штатное место резиновую манжету, а затем поместить поверх войлочное кольцо.
  7. Установить обойму, которая затем крепится болтами к корпусу поворотного кулака.
  8. Смонтировать болт, ограничивающий угол отклонения колеса.
  9. Вставить полуось в чулок, а затем затянуть болты, соединяющие фланцы моста и кулака.
  10. Отрегулировать усилие, необходимое для отклонения кулака в стороны. Усилие, необходимое для поворота кулака относительно моста, составляет 1,0-2,5 кгс.м (узел должен поворачивать усилием рук). Регулировка производится затяжкой шаровых пальцев шкворней.
  11. Смонтировать на штатные места ступицу и остальные детали. Центральная гайка, регулирующая зазор в подшипниках, затягивается моментом 30-40 Н.м, а затем фиксируется при помощи замочной шайбы.

Проверка работы

Для проверки работы узла необходимо совершить тестовую поездку. При корректно отремонтированных кулаках снижается отдача на руль при движении по неровностям, перемещение по ямам не приводит к необходимости корректировки курса рулевым колесом. Рекомендуется посетить сервисный центр для проверки углы горизонтального схождения и корректировки угла отклонения колес.

Рекомендации по обслуживанию

Обслуживание переднего кулака на УАЗ Патриот заключается в регулировке затяжки шкворней, что позволит снизить нагрузки на сферические поверхности. Доступ к регулятору закрывается крышкой с гайкой, затяжка шарового пальца производится специальным ключом. Допускается осаживание пальца ударом молотка через деревянную или металлическую прокладки. Крышка устанавливается на штатное место, линия стыка уплотняется прокладкой. Гайка крепления затягивается динамометрическим ключом с усилием до 100 Н.м.

Сборка шкворневого узла автомобилей УАЗ
мост типа "СПАЙСЕР"

Необходимый инструмент:
Инструмент для установки новых вкладышей УАЗ
Инструмент для установки новых вкладышей УАЗ

Манжета 32x50-10 с пружиной в сборе, 2 шт.; Вкладыши (пластиковые или бронзовые), 4 шт.; Прокладка опоры шаровой (кат. №31-0121238), 2 шт.; ШРУС-4М; Холодная сварка;

Установка новой манжеты полуоси УАЗ

Устанавливаем новую манжету полуоси в шаровую опору. Ориентация манжеты проводится по уплотнительной пружине - она должна стоять со стороны редуктора главной передачи (т.е. при установке пружина должна "глядеть" на Вас). Устанавливаем прокладку на торец шаровой опоры.

В случаях когда присутствует незначительный износ или деформация опоры шкворня по внутренней полусфере, допускается использование композитных материалов для заполнения повреждённых участков. В этом случае необходимо произвести монтаж шкворней и вкладышей не дожидаясь полимеризации состава.
Установка шаровой опоры УАЗ

Устанавливаем новые вкладыши (пластиковые или бронзовые) в опоры шкворня на шаровой опоре и наносим на внутреннюю поверхность вкладышей смазку ШРУС-4М.
Установка вкладышей УАЗ
Установка вкладышей УАЗ

Шаг 14. Сборка поворотного кулака

Смазка ШРУС-4, Литол

Необходимый инструмент:

Литол-24, 0,5 кг на одну сторону; ШРУС-4М, 50-75 грамм;

Устанавливаем новые упорные шайбы шарнира поворотного кулака в шаровую опору и корпус поворотного кулака.
Сборка поворотного кулака УАЗ
Сборка поворотного кулака УАЗ

Перед сборкой на внутренние поверхности корпуса поворотного кулака и шаровой опоры наносим смазку Литол-24, около 0,5 кг
Сборка поворотного кулака УАЗ
Сборка поворотного кулака УАЗ

и вставляем полуось с шарниром равных угловых скоростей, на которые наносится ШРУС-4М до 100 грамм.
Сборка поворотного кулака УАЗ
Сборка поворотного кулака УАЗ

Шаг 15. Установка шаровой опоры

Надеваем на полуось шаровую опору, при этом следим за правильностью её ориентации.
Низ шаровой опоры определяется очень просто: на фланце с нижней стороны - три отверстия, с верхней - два. Ориентацию корпусов поворотных кулаков рекомендуем замечать при разборке, например, кернением или краской.
Обращаем на это внимание, поскольку узел собирается в любых сочетаниях и можно легко ошибиться.
Установка шаровой опоры УАЗ
Установка шаровой опоры УАЗ

Шаг 16. Смазка шкворней

Необходимый инструмент:
Смазка ШРУС-4

Шкворни; ШРУС-4М до 30 граммов";

Коническую поверхность и резьбу зажимной втулки, трущиеся поверхности шкворня смажьте смазкой ШРУС-4М
Установка шаровой опоры УАЗ
Установка шаровой опоры УАЗ

Шаг 17. Затяжка зажимных втулок

Инструмент для затяжки зажимных втулок

Необходимый инструмент:

Ключ шкворневой; Головка на 27; Ключ моментный до 30 кгс*м; Мягкая (медная или алюминевая) оправка; Молоток; Штангенциркуль;

Вставляем в резьбовые отверстия корпуса поворотного кулака шкворни и заворачиваем зажимные втулки до упора шкворней в опоры. Если Вы установили шкворни с каналом под смазку, то для дальнейшей работы необходимо вывернуть из них пресс-маслёнки ключом "на 8"
Установка зажимных втулок УАЗ
Установка зажимных втулок УАЗ

Корпус поворотного кулака центрируем относительно шаровой опоры с точностью до 0,2 мм от торцов наплывов корпуса поворотного кулака, с помощью шкворневого ключа с головкой "на 27"
Установка зажимных втулок УАЗ
Установка зажимных втулок УАЗ

Шкворневой узел

1 - Цапфа;
2 - Корпус кулака поворотного;
3 - Втулка разжимная;
4 - Шкворень;
5 - Вкладыш;
6 - Шарнир равных угловых скоростей;
7 - Опора шаровая;
А и Б - Контролируемые размеры, А=Б

Поочерёдно наращивая крутящий момент на 2-3 кгс*м, с помощью моментного ключа (периодически контролируя симметричность относительно торцов, отклонение не должно превышать 0,2 мм), затяните зажимные втулки окончательным крутящим моментом 20-25 кгс*м.
При последовательном наращивании крутящего момента зажимной втулки каждый раз через мягкую оправку наносите удар молотком (видеофрагмент) вдоль оси шкворней с обеих сторон.
Необходимо обеспечить точность симметрии установки шаровой опоры 0,2 мм, относительно торцов наплывов корпуса поворотного кулака.
Измерения производить с помощью штангенциркуля.
Данная центрация необходима для корректной работы уплотнений полуосей и снижения нагрузки на шарниры равных угловых скоростей.

Обращаем Ваше внимание - после затяжки зажимных втулок с усилием 25 кгс*м шаровая опора относительно корпуса поворотного кулака вращается очень туго, так и должно быть. Усилие поворота регулируется отдельно - путём затягивания гаек шкворней (шаг 22).

Шаг 18. Устанавка обоймы и манжеты поворотного кулака

Необходимый инструмент:
Литол
Инструмент для установки манжеты поворотного кулака УАЗ

Литол-24, 100 грамм; Головка на 10

Установка обоймы и манжеты поворотного кулака УАЗ

В полость между шаровой опорой и корпусом поворотного кулака набиваем Литол-24.

Затем устанавливаем манжету поворотного кулака..
Установка обоймы и манжеты поворотного кулака УАЗ
Установка обоймы и манжеты поворотного кулака УАЗ

Установка обоймы и манжеты поворотного кулака УАЗ

Устанавливаем войлочное кольцо (кольцо СП134-12-5), которое необходимо предварительно пропитать машинным маслом.

Установка обоймы и манжеты поворотного кулака УАЗ

Устанавливаем обойму манжеты поворотного кулака

При помощи головки "на 10" приворачиваем её на восемь болтов М6х12

Шаг 19. Регулировка стопорного болт-упора

Инструмент для регулировки болта-упора УАЗ

Необходимый инструмент:

Ключ на 12, 14, 17; Штангенциркуль с глубиномером (колумбик);

Вкручиваем стопорный болт-упор с контргайкой, выставляем по штангенциркулю измеренную ранее высоту и фиксируем ключом "на 17" и ключом "на 12".

Замеряем вылет болта-упора УАЗ

Приворачиваем болт M10x1x16 ключом "на 14".

Шаг 20. Установка прокладки и рычага поворотного кулака

Головка на 19

Необходимый инструмент:

Головка на 19; Прокладка под накладку шкворня (кат. №3160-2304028), 3 шт.; Прокладка под поворотный рычаг (кат. № 3160-2304029), 1 шт.

Устанавливаем прокладку, накладку и наворачиваем гайку М16х1,5 с фланцем на шкворень.
Установка поворотного кулака УАЗ

Установка поворотного кулака УАЗ

Устанавливаем прокладку и рычаг поворотного кулака, втулки разжимные и прикручиваем их на четыре гайки Ml2x1,25 с помощью головки "на 19" и накручиваем на шкворень гайку М16х1,5 с фланцем. На данном фото представлен вариант рычага поворотного кулака для автомобилей УАЗ-374195 и его модификаций

Шаг 21. Установка поворотного кулака с полуосью

Ключ накидной

Необходимый инструмент:

Ключ на 14

Приворачиваем поворотный кулак с полуосью к фланцу кожуха полуоси на пять специальных болтов Ml0x1x30 , на два из них предварительно одев ограничели поворота, ключом "на 14" до упора.

Внимание, после пробега 200-500 километров повторите затяжку указанных пяти специальных болтов Ml0x1x30

Установка поворотного кулака УАЗ
Установка поворотного кулака УАЗ
Установка поворотного кулака УАЗ

Шаг 22. Регулировка шаровой опоры

Инструмент для снятия прокладки поворотного кулака УАЗ

Необходимый инструмент:

Головка на 24

Предварительно затяните гайки М16х1,5 с фланцем головкой "на 24" с моментом 5 кгс*м.
Крутящий момент поворота шаровой опоры в любую сторону относительно общей оси шкворней должен быть в пределах 1,0 - 2,5 кгс*м (видео фрагмент), т.е. взявшись руками за корпус поворотного кулака Вы должны свободно его проворачивать вокруг оси. Если этого не происходит, дотягивайте гайки М16х1,5 с фланцем с обеих сторон до достижения необходимого результата.
Максимальное усилие затяжки 15 кгс*м.
Установка поворотного кулака УАЗ
Установка поворотного кулака УАЗ
Установка поворотного кулака УАЗ

Шаг 23. Установка тормозных механизмов

Необходимый инструмент:
Головка специальная для снятия тормозного механизма УАЗ
Инструменты

Головка специальная на 19; Ключ на 8

Схема установки тормозного механизма УАЗ


Схема установки тормозных механизмов

Прикручиваем ключом "на 8" пресс-маслёнки (если они предусмотрены конструкцией) на шкворня.
Установка тормозного механизма УАЗ

Установка тормозного механизма УАЗ

Прикручиваем крепления тормозных механизмов (2, рисунок) к корпусу поворотного кулака специальной головкой "на 19" на болты (1, рисунок).

Шаг 24. Установка тяг рулевой трапеции

Инструмент для снятия сошки УАЗ

Необходимый инструмент:

Ключ на 22; Отвёртка; Пасатижи; Головка на 22; Шплинты разводные 3,2х25 (кат. №258040-П29) рулевых гаек, 4 шт.

Установите тягу рулевой трапеции приверните пальцы ключом "на 22" и зашплинтуйте гайку М14х1,5. Повторное использование старых шплинтов не рекомендуется.

Установите тягу сошки к рычагу поворотного кулака приверните пальцы гайкой М14х1,5 ключом "на 22" и зашплинтуйте её.
Снятие сошки УАЗ. Шплинт и гайка
Снятие сошки УАЗ. Передний мост

Внимание! Прежде чем начать движение на автомобиле после завершения ремонта нажмите несколько раз на педаль тормоза с целью поджатия колодок передних суппортов к тормозным дискам.

Читайте также: