Запрессовка поршневых пальцев тойота

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 05.10.2024

Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

Поршневая группа и коленвал двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE

Разборка соединения поршень-шатун двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE

Проверьте посадку поршень-поршневой палец, пытаясь перемещать поршень "взад-вперед" на поршневом пальце в направлении, перпендикулярном оси поршневого пальца. При наличии любого люфта замените весь узел.

Снимите поршневые кольца. Экспандером снимите оба компрессионных кольца.

Вручную снимите элементы маслосъемного кольца (скребки и экспандер кольца). Отделите шатун от поршня.

Двс 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина - Подходящим приспособлением выпрессуйте поршневой палец из бобышек поршня и поршневой головки шатуна. Снимите шатун.

4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина - Снимите стопорные кольца поршневого пальца.

- Вставьте плоскую отвертку в выточку и аккуратно извлеките стопорное кольцо.

- Постепенно нагрейте поршень до 70-80°С.

С помощью пластикового молотка и латунной выколотки легкими ударами выпрессуйте поршневой палец из поршневой головки шатуна.

- Не разукомплектовывайте поршень и поршневой палец.

- Разложите детали поршневой группы в требуемом порядке.

Проверка состояния поршня и шатуна двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE

- Скребком удалите нагар и углеродные отложения с днища поршня.

- Очистите канавки поршня от отложений куском сломанного кольца.

- Растворителем и мягкой волосяной щеткой окончательно очистите поршень.

Проверьте поршень и поршневые кольца. Проверьте зазор поршень-цилиндр.

Существует 3 размерных группы номинального диаметра поршня, обозначаемые цифрами "1", "2" и "3" соответственно. Метка набивается на днище поршня (как правило, в центре).

Для некоторых двигателей (в частности, для двигателя 4A-GE) эта метка может быть смещена по направлению к передней части двигателя. Обратите внимание на метку "перед" (стрелку или выемку), по которой поршень должен устанавливаться в цилиндр.

Двс 4A-FE (AE101 и АТ190), 5А-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина - Микрометром измерьте диаметр поршня на расстоянии 24,5 мм от поверхности днища поршня.

Двс 4A-FE (AE92, AE95, AT171 и AT180) и 4A-GE (АЕ92, AW11 и АТ160) - Микрометром измерьте диаметр поршня на расстоянии, заданном от нижней кромки юбки поршня.

Это расстояние составляет:

4A-FE - 38,5 мм
4A-GE (AE92, AW11, АТ160) - 42,0 мм
4A-GE (AE101,AE111)

Микрометром измерьте диаметр поршня на расстоянии 8 мм от оси отверстия под поршневой палец.

- Измерьте диаметр цилиндра в поперечном направлении.

- Вычтите диаметр поршня из измеренного диаметра цилиндра и определите величину зазора между цилиндром и поршнем.

Если зазор превышает допустимую величину, замените все 4 поршня и расточите все 4 цилиндра. Проверьте зазор между компрессионным кольцом и канавкой, измерив его плоским щупом. Проверьте зазор в замке поршневого кольца.

- Установите кольцо в цилиндре блока.

- Поршнем протолкните кольцо на расстояние - 80 мм 4A-GE (АЕ101, АЕ111)) , 87 мм 4A-FE, 5A-FE и 4А-GE (AE92, AW11, АТ160)) или 104 мм (7A-FE) от поверхности блока цилиндров.

- Плоским щупом измерьте зазор в замке. Если зазор больше допустимого, замените кольцо. Если же зазор больше допустимого даже при установке нового кольца, расточите все 4 цилиндра и установите кольца ремонтного (увеличенного) размера или замените блок цилиндров.

4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина - Проверьте посадку поршневого пальца: при температуре 80°С поршневой палец должен входить в бобышки поршня под усилием большого пальца.

Проверьте шатун. Проверьте соосность шатуна.

- Используя специальное приспособление и плоский щуп, проверьте изгиб шатуна.

Максимальный изгиб на 100 мм длины:

4A-FE, 5A-FE и 7A-FE - 0,05 мм
4A-GE - 0,03 мм

Если изгиб больше допустимого, замените шатун.

- Аналогичным способом проверьте скручивание шатуна.

Максимальное скручивание на 100 мм длины - 0,05 мм Если скручивание больше допустимого, замените шатун (вместе с крышкой шатуна).

Проверьте шатунные болты.

- Наверните гайку на каждый болт и убедитесь, что гайка легко наворачивается рукой на всю длину резьбы болта.

Двс 4A-FE, 5A-FE и 4A-GE - Если гайка не наворачивается рукой, измерьте наружный диаметр резьбы болта штангенциркулем в зоне наибольшего износа.

Если такую зону трудно обнаружить визуально, то проводите измерение на расстоянии 15 мм от конца болта.

Наружный диаметр резьбы:

- Номинальный 8,860 - 9,000 мм
- Минимальный 8,600 мм

Если диаметр меньше допустимого, замените болт и гайку.

- 7A-FE. Измерьте наружный диаметр болта штангенциркулем в зоне наибольшего износа. Если такую зону трудно обнаружить визуально, то проводите измерение на расстоянии 20 мм от головки болта.

Наружный диаметр резьбы:

- Номинальный 8,860 - 9,000 мм
- Минимальный 8,600 мм

4A-GE (AE101, AE111) - Измерьте диаметр поршневого пальца. Номинальный диаметр - 20,004 - 20,016 мм. При необходимости подберите поршневой палец, в соответствии с метками на поршне и пальце.

4A-GE (АЕ101, АЕ111) автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина диаметры поршневого пальца и отверстия в поршне. Проверьте зазор
между поршневым пальцем и втулкой шатуна.

- Индикатором измерьте внутренний диаметр втулки шатуна.

Номинальный диаметр - 20,010 - 20,022 мм

- Микрометром измерьте наружный диаметр поршневого пальца.

Номинальный диаметр - 20,004 - 20,016 мм

- Вычтите значение наружного диаметра пальца из значения внутреннего диаметра втулки шатуна.

- Номинальный 0,004 - 0,008 мм
- Максимальный 0,050 мм

Если зазор больше максимального, замените втулку шатуна. При необходимости замените поршень вместе с поршневым пальцем.

4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина - При необходимости замените втулку поршневой головки шатуна.

- С помощью подходящего приспособления выпрессуйте втулку поршневой головки шатуна.

- Совместите отверстия для прохода масла во втулке и в поршневой головке шатуна и подходящим приспособлением запрессуйте новую втулку.

- Прошлифуйте отверстие запрессованной втулки до получения размера, обеспечивающего номинальный зазор.

- Убедитесь, что поршневой палец (предварительно слегка смазанный моторным маслом) входит в запрессованную втулку шатуна при комнатной температуре под усилием большого пальца.

Проверка и ремонт коленчатого вала двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE

Проверьте биение коленчатого вала.

- Уложите коленчатый вал на призмы.

- Часовым индикатором проверьте биение коленвала по средней коренной шейке.

Максимально допустимое биение:

4A-FE (AE101, AT190), 5A-FE и 7A-FE - 0,03 мм
4A-FE(AE92, АЕ95, АТ171 и AT180) и 4A-GE - 0,06 мм

Если биение больше максимально допустимого, замените коленчатый вал. Проверьте шатунные и коренные шейки.

- Микрометром измерьте диаметр каждой шатунной и коренной шейки в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

Диаметр коренной шейки:

двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE

- Номинальный. 47,982 - 48,000 мм
- Ремонтный..47,745 - 47,755 мм

двигателей Toyota 4A-GE

- Номинальный. 47,982 - 48,000 мм
- Ремонтный 47,745 - 47,755 мм

Диаметр шатунной шейки:

двигателей Toyota 4A-FE и 5A-FE

- Номинальный. 39,985 - 40,000 мм
- Ремонтный 39,745 - 39,755 мм

двигателей Toyota 7A-FE

- номинальный. 47,988 - 48,000 мм
- ремонтный 47,745 - 47,755 мм

двигателей Toyota 4A-GE

- номинальный. 41,989 - 42,000 мм
- ремонтный 41,745 - 41,755 мм

Ремонтный диаметр шеек уменьшен на 0,25 мм по сравнению с номинальным. Если диаметры шеек не совпадают с заданными значениями, проверьте зазор в шатунных и коренных подшипниках коленчатого вала. При необходимости прошлифуйте шейки или замените коленчатый вал.

Проверьте шатунные и коренные шейки на конусность и эллипсность. Максимальное значение конусности и эллипсности:

4A-FE, 7A-FE и 4A-GE - 0,02 мм
5A-FE - 0,005 мм

Если конусность/эллипсность больше допустимой, замените коленчатый вал.

При необходимости перешлифуйте шатунные и коренные шейки на ремонтный размер и подберите вкладыши ремонтного (0,25 мм) размера.

Замена сальников коленчатого вала двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE, 4A-GE

Существует два метода замены сальников.

Замените передний сальник (сальник носка) коленчатого вала двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина

При снятом масляном насосе.

- Отверткой удалите сальник.

- Используя подходящее приспособление и молоток, установите новый сальник, причем его плоскость должна совпасть с плоскостью корпусамасляного насоса.

- Нанесите слой смазки на рабочую кромку сальника.

Масляный насос установлен на двигателе Toyota 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина

- Ножом сделайте разрез на сальнике.

- Отверткой удалите сальник.

- Нанесите консистентную смазку на рабочую кромку сальника.

- Используя подходящее приспособление и молоток, установите сальник на место. Его плоскость должна совпасть с плоскостью корпуса масляного насоса.

Замените задний сальник коленвала.

При снятом держателе сальника хвостовика двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина

- Отверткой и молотком выбейте сальник.

- Используя подходящее приспособление и молоток, установите новый сальник в держатель, причем, плоскость сальника должна совпасть с плоскостью держателя.

- Нанесите слой смазки на рабочую кромку сальника.

Держатель сальника хвостовика установлен на двигателе двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE.

- Ножом сделайте надрез на сальнике.

- Отверткой, обернутой клейкой лентой, удалите старый сальник.

- Нанесите консистентную смазку на рабочую кромку сальника.

- Используя подходящее приспособление и молоток, установите сальник на место, причем его плоскость должна совпасть с плоскостью держателя сальника.

Сборка соединения поршень-шатун двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE, 4A-GE

Соберите шатунно-поршневую группу.

Двс 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина

- Нанесите немного моторного масла на поршневой палец и в отверстия бобышек поршня.

- Совместите метки "ПЕРЕД": поршня (выемка) и шатуна (выступ).

- С помощью приспособлений соедините поршень и шатун поршневым пальцем.

- Убедитесь, что поршень свободно поворачивается на поршневом пальце.

4A-GE (АЕ92, AW11 и АТ160) - Установите новое стопорное кольцо в канавку отверстия одной бобышки поршня.

4A-GE (AE101, AE111) автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина

- Установите стопорное кольцо одним краем в выточку.

- Установите край в канавку под стопорное кольцо.

- Надавливая в точке установите стопорное кольцо.

- Вставьте отвертку в выточку и окончательно установите стопорное кольцо в канавку.

Постепенно нагрейте поршень в водяной ванне до 70 - 80°С. Нанесите слой моторного масла на поршневой палец.

Совместите метки "ПЕРЕД": поршня (выемка или стрелка) и шатуна (выступ). Затем усилием большого пальца протолкните поршневой палец через другую бобышку и втулку шатуна до упора в фиксатор первой бобышки, соединив тем самым поршень и шатун поршневым пальцем.

Установите новое стопорное кольцо в канавку отверстия другой бобышки поршня.

Установите поршневые кольца.

- Установите элементы маслосъемного кольца (расширитель и 2 скребка).

- Экспандером для монтажа поршневых колец наденьте 2 компрессионных кольца. При этом:

4A-GE - Кодовая метка первого (№1) компрессионного кольца ("R" или "Т") и кодовая метка второго (№2) компрессионного кольца ("2R" или "2Т) должны быть сверху.

4F-FE, 5A-FE и 7F-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина - Кодовая метка второго (№2) компрессионного кольца ("2R" или "Т") должна быть сверху.

Сборка поршней и шатунов

Примечание (для 1G-FE): поршневой палец запрессовывается в поршень без предварительного нагрева и использования стопорных колец.

1. Соберите шатунно-поршневую группу.

а) Установите новое стопорное кольцо, как показано на рисунке.


б) Постепенно нагрейте поршень до температуры до 80 - 90°С.

в) Нанесите моторное масло на поршневой палец.

г) Совместите метки "перед" поршня и шатуна и установите поршневой палец.


д) Установите второе новое стопорное кольцо, как показано на рисунке.


2. Установите поршневые кольца,

а) Установите расширитель и два скребка маслосъемного кольца.

б) Экспандером для монтажа поршневых колец, установите два компрессионных кольца; причем метки колец должны быть обращены вверх, как показано на рисунке.

  • компрессионное кольцо №1:
    • 4S-FE. 1N или Т
    • 1G-FE. 1N
    • 1JZ-GE. 1R
    • 2JZ-GE. 1Т
    • 1JZ-GTE. T
    • 2L-TE. Т1 или 1N
    • 4S-FE. 2N или 2Т
    • 1G-FE. 2N
    • 1JZ-GE. 2R
    • 2JZ-GE. 2Т
    • 1JZ-GTE. T
    • 2L-TE. 2Т или 2N


    в) Установите поршневые кольца в канавках так, чтобы их замки располагались, как показано на рисунке.

    Примечание: не совмещайте замки колец.

    Установка поршневых колец на двигателях серии JZ

    Серия JZ. 1 - расширитель маслосъемного кольца, 2 - верхний скребок маслосъемного кольца, 3 - метка "перед", 4 - верхнее компрессионное кольцо, 5 - нижний скребок маслосъемного кольца, 6 - нижнее компрессионное кольцо.

    Установка поршневых колец на двигателях 4S-FE

    4S-FE. 1 - нижний скребок маслосъемного кольца, 2 - компрессионное кольцо №1 и расширитель маслосъемного кольца, 3 - верхний скребок маслосъемного кольца, 4 - компрессионное кольцо №2, 5 - метка "перед".

    Установка поршневых колец на двигателях 1G-FE (с 09.1996 г.)

    1G-FE (с 09.1996 г.). 1 - метка "перед", 2 - компрессионное кольцо №2, 3 - нижний скребок маслосъемного кольца, 4 - компрессионное кольцо №1, 5 - верхний скребок маслосъемного кольца.

    Установка поршневых колец на двигателях 1G-FE (с 08.1998 г.)

    1G-FE (с 08.1998 г.). 1 - метка "перед", 2 - нижний скребок маслосъемного кольца, 3 - компрессионное кольцо №2, 4 - верхний скребок маслосъемного кольца, 5 - компрессионное кольцо №1.

    2L-TE. 1 - метка "перед", 2 - компрессионное кольцо №1, 3 - масло-съемное кольцо, 4 - компрессионное кольцо №2, 5 - расширитель маслосъемного кольца.

    3. Установите вкладыши шатунных подшипников.

    а) Совместите выступ вкладыша подшипника с выточкой стержня шатуна или крышки шатуна.

    б) Вставьте вкладыши подшипников в кривошипную головку шатуна и в крышку шатуна.

    а) Используя отвертку, установите новое стопорное кольцо с одной сто­роны в отверстие бобышки поршня.

    Сборка узла "поршень - шатун"

    Примечание : убедитесь, что замок стопорного кольца не совпадает с прорезью бобышки.

    Сборка узла "поршень - шатун"

    в) Нанесите немного моторного масла на поршневой палец и в от­верстия бобышек поршня.

    Сборка узла "поршень - шатун"

    д) Используя отвертку, установите второе новое стопорное кольцо с другой стороны отверстия бобышки поршня.

    Сборка узла "поршень - шатун"

    Сборка узла "поршень - шатун"

    б) Запрессуйте поршневой палец помощью спецприспособления.

    Сборка узла "поршень - шатун"

    в) Убедитесь, что поршень свободно поворачивается на поршневом пальце.

    3. Установите поршневые кольца,

    а) Установите расширитель и два скребка маслосъемного кольца.

    б) Экспандером для монтажа порш­невых колец установите два ком­прессионных кольца; причем метки колец (если есть) должны быть об­ращены вверх, как показано на ри­сунке.

    Метка:

    1компрессионное кольцо:

    2компрессионное кольцо:

    Сборка узла "поршень - шатун"

    в) Установите поршневые кольца в канавках так, чтобы их замки распо­лагались, как показано на рисунке.

    Примечание : не совмещайте замки колец.

    Сборка узла "поршень - шатун"

    (1NZ-FE, 2NZ-FE, 2ZZ-GE)

    2. Установите вкладыши шатунных подшипников.

    а) Совместите выступ вкладыша с выточкой в нижней головке шатуна и с его крышкой.

    Запрессовка поршневых пальцев

    В автомобильных двигателях «ВАЗ» поршневой палец необходимо запрессовывать в нагретую головку шатуна. Запрессовывается поршневой палец с натягом в 0,04 мм. При этом должен соблюдаться расчетный зазор 0,01 мм. При температуре 20 градусов Цельсия палец должен легко ходить внутри поршня. Но при этом поршневой палец не должен выпадать из поршня в вертикальном положении в смазанном состоянии.

    Примеры приспособлений, которые используются для запрессовки поршневого пальца УК двигателей ВАЗ 2101, ВАЗ 2103 (диаметр цилиндра 76 мм), ВАЗ 2105, ВАЗ 2106 (диаметр цилиндра 79 мм). Рекомендуются специальные допуски 0,2 мм для ВАЗ 2101, ВАЗ 2103, и 0,1 для ВАЗ 2105, ВАЗ 2106. Но бывают случаи, когда поршневые пальцы имеют разную длину, разные состояния между торцами бобышек поршней. В таких случаях необходимо использовать регулируемое приспособление.

    Запрессовка поршневых пальцев

    Замена гильз и деталей шатунно-поршневой группы двигателя

    Разборочно-сборочные работы

    деталей цилиндро-поршневой группы,

    комплектование деталей гильзо-поршневой

    группы, ремонт и установка

    шатуннопоршневой группы двигателя

    (расчет):

    Регулируемый размер можно вычислить по формуле:

    А = 0,5(D-В-С+27) мм, где В – это длина поршневого пальца;

    С - расстояние между внутренними торцами бобышек поршня;

    D - диаметр цилиндра;

    27- ширина верхней головки шатуна (выдержива­ется точно).

    Пример расчета: D=79; В=67,3; С=31,2.

    Если в этом случае использовать приспособление рекомендуемое производителем 02.7853.9500, то этот размер должен быть равен 4.7 мм.

    При этом винт 7 должен затягиваться неплотно. Так как его плотное затягивание может привести к заклиниванию.

    Во время запрессовки поршневого пальца следите за тем, чтобы поршень плотно прижимался к верхней головке шатуна.

    Работы должны проводиться очень быстро, потому что головка шатуна очень быстро охлаждается, что, в конце концов, приводит к тому, что палец займет неправильное положение и изменить его будет нельзя.

    выпрессовка пальцев

    Как выпрессовывать поршневые пальцы с помощью оправки?

    Выпрессовка и запрессовка втулки верхней головки шатуна двигателя модели 1MZ-FE Toyota Camry 2001 - 2006

    2. Используя оправку (можно подобрать насадку на вороток), пресс или тиски, выпрессуйте втулку из верхней головки шатуна.

    Насадка на вороток

    Тиски

    Выпресовка втулки Toyota Camry

    3. Совместите смазочные отверстия новой втулки и шатуна и запрессуйте втулку.

    Втулка и шатун Toyota Camry

    4. Измерьте масляный зазор поршневого пальца и, если необходимо, отшлифуйте или переточите новую втулку до получения номинального зазора.

    Шлифовка втулки Toyota Camry до получения номинального зазора

    Шлифовка втулки до получения номинального зазора

    5. Нанесите на поршневой палец моторное масло и надавите на него, как показано на рисунке.

    Моторное масло Toyota Camry

    Проверка поршневого пальца Toyota Camry

    Установка поршневого пальца

    6. Убедитесь, что поршневой палец перемещается (при нормальной комнатной температуре).

    7. Измерьте штангенциркулем наружный диаметр тонкой части болтов. Если эту часть трудно обнаружить визуально, то проводите измерение на расстоянии 20 мм от головки болта.

    Устраняем масленый аппетит двигателя 1ZZ-FE Toyota RAV4

    Давным-давно, в одной далекой при далекой галактике один наш постоянный клиент решил купить внедорожник, но поскольку обладал ограниченным бюджетом, колебался между почти новой нивой шевроле и не молодым RAV4.

    И вот, наконец, свершилось. К нам заехал RAV4 2001 года с двигателем 1ZZ-FE 1,8 литра и душещипательной историей счастливого нового владельца. Поскольку покупался автомобиль в соседней области, на местном СТО задрали на подъемник, померили компрессию, которая оказалась 11 во всех горшках и поставив оценку отлично отпустили восвояси. Но не тут то было! По дороге домой выяснилось, что машина ест масло ведрами. Причина кроется в заводской недоработке. На двигателях 1ZZ-FE до 2004 года в канавке маслосъемного кольца поршня было всего два дренажных отверстия, при пробеге 140 000 они закоксовывались и кольца залегали. Позднее в поршне стали делать по четыре отверстия с каждой стороны, что позволило решить проблему. Поэтому выход один: меняем старые поршня на поршни нового образца, а так же кольца и шатунные вкладыши. Поршень комплект 13101-22180. По подбору запчастей неплохо написано в этой статье. Да кстати предыдущий владелец усугубил данную ситуацию, заливая родимое масло Л… (ну вы поняли) – это надо же так не любить японцев.

    Залегшие кольца

    Описание

    Отсоединяем минусовую клейму аккумулятора. Снимаем модули зажигания, воздушный фильтр с корпусом. Сливаем антифриз и масло. Разъединяем топливную магистраль.

    Соединение топливной магистрали

    Отсоединяем разъемы форсунок и снимаем топливною рампу. Уплотнительные колечки придется заменить.

    Крепление рампы

    Отсоединяем все патрубки, идущие от дроссельного узла, отворачиваем две гайки и три болта на 12 впускного коллектора.

    Впускной коллектор

    Снимаем коллектор вмести с дросселем. Отсоединяем всю электрику с генератора и стартера, а так же с компрессора кондиционера и ДД.

    Проводка генератора и стартера

    Так же все со стороны коробки и убираем жгут проводов, что бы не мешал.

    ГБЦ без проводки

    Снимаем генератор, помпу, переднею крышку цепи ГРМ и саму цепь со звездами. Подробно в статье о замене цепи на двигателе 1ZZ-FE.

    Отсоединяем приемную трубу от выпускного коллектора.

    В несколько проходов сначала ослабляем, а потом и откручиваем 19 болтов крышек подшипников распредвалов, обязательно в указанной последовательности.

    Последовательность ослабления распредвалов

    Снимаем крышки подшипников и аккуратно укладываем их так же как сняли.

    Снятые подшипники распредвалов

    Снимаем распределительные валы. Вал впускных клапанов длиннее.

    Снятые распредвалы

    Аналогичным образом в несколько проходов ослабляем и выкручиваем 10 болтов крепления головки блока цилиндров. Обязательно в указанной последовательности. Пренебрегая последним правилом вы рискуете минимум отвезти головку на шлифовку, а максимум приобрести другую.

    Последовательность ослабления ГБЦ

    С болтами снимаем и шайбы, а так же метим и снимаем толкатели клапанов. Снимаем ГБЦ.

    Снятые детали

    И старую прокладку.

    Блок цилиндров

    Откручиваем очень много болтов и две гайки масленого поддона и снимаем его. Он на герметике, поэтому придется повозится.

    Масленый поддон

    Откручиваем по два болта каждой крышки шатуна и аккуратно, разболтав ее снимаем. Вкладыш должен остаться в крышке. Если нет, снимаем их с коленвала и вкладываем обратно в крышку. Метим с какого цилиндра каждая крышка. Не перепутайте. Перед крышки подшипника помечен отливом.

    Крепление шатуна

    Выталкиваем поршня с шатунами наверх.

    Поршня в блоке

    Поршня с шатунами

    Видим залегшие маслосъемные кольца.

    Маслосъемное кольцо

    Кольца закоксовались до такого, что я выковыривал их ножом, дренажные отверстия были забиты наглухо.

    Пока мы разбираемся с поршневой, в соседнем боксе специалист Серега колдует над головкой. Померев плоскость, радует нас тем, что на шлифовку отдавать не надо.

    А вот что было с клапанами и каналами. Здесь без комментариев.

    Нагар на тарелке клапана

    Выпуск

    Впуск

    Клапан

    Ну и как самому молодому чистить все это мне, а говорят у нас демократия. Я чистил, Серега менял сальники клапанов. Вечерело.

    Получив собранную ГБЦ я отправился собирать двигатель. Ну, здесь все как в книжке.

    Если шатунные вкладыши имеют задиры – в замену.

    Шатунный вкладыш

    Шлифовать коленвал не будем, так как клиент и так уже выходит за бюджет. За те деньги которые стоит полная капиталка, можно притащить контрактник 2005 года. На вкладышах с обратной стороны имеется маркировка, по ней и заказываем новые.

    Из старого поршня выбиваем палец, предварительно выковыряв стопорное колечко. Метем на шатуне перед, а так же номер цилиндра.

    Разобранный поршень

    Новые поршня

    Поршень, палец, шатун

    Ставим с одной стороны поршня стопорное кольцо.

    Стопорное кольцо

    Совмещаем метки перед на поршне и шатуне. Смазываем моторным масло новый поршневой палец и, используя большой палец правой руки, запрессовываем поршневой на место.

    Собранный поршень

    Ставим второе стопорное кольцо. Таким же образом все четыре.

    Все поршня

    Проверяем зазоры в новых поршневых кольцах. Вставляем кольца по очереди в тот цилиндр, где они впоследствии будут работать.

    Вставляем кольцо в цилиндр

    Поршнем проталкиваем на глубину 110 мм.

    Проталкиваем кольцо

    Зазор

    На некоторых кольцах имеются метки, они должны смотреть вверх. Ставим все на свое место, первое компрессионное, второе, два скребка маслосъемного и расширитель.

    Новые кольца

    Обезжириваем прилегающие поверхности шатуна и вкладыша. Вкладываем новые вкладыши в шатун и крышку. Маслом не смазываем и следим, чтобы ничего не попало под вкладыши.

    Новый вкладыш

    Разворачиваем кольца замками как показано схематично на фото.

    Замки колец

    1 – замок первого компрессионного кольца

    2 – замок нижнего скребка маслосъемного кольца

    Смазываем чистым маслом оправку для колец, сжимаем кольца и ставим поршень в цилиндр. Не забываем про метку «перед».

    Оправка для колец

    Деревянной ручкой молотка проталкиваем поршень. Смазываем чистым маслом шейки коленвала, а так же вкладыши. Ставим на место крышки шатунных подшипников. Не перепутайте номера и направление. Подтягиваем болты от руки. Затягиваем все болты моментом 20 Н*м, после чего доворачиваем еще на 90 градусов. Прокручиваем коленчатый вал, он должен вращаться легко без заеданий. Ставим на место масляный поддон и новую прокладку головки.

    Новая прокладка

    Очищаем все болты головки, а так же отверстия в блоке от масла и грязи. Ставим ГБЦ на место. Затягиваем болты в несколько проходов, в определенной последовательности моментом 49 Н*м и доворачиваем на 90 градусов.

    Последовательность затяжки ГБЦ

    Ставим на место толкатели клапанов. Все смазываем маслом.

    Толкатели клапанов

    Распредвалы, шпонка на лицевой стороне должна смотреть вверх.

    Ставим распредвалы

    Устанавливаем крышки подшипников распредвалов в соответствии с направлением и номером. Впускные I2 I3 I4 I5 и выпускные Е2 Е3 Е4 Е5. Стрелка указывает направление «перед».

    Метки подшипников распредвалов

    Равномерно затягиваем болты, в указанной последовательности. После предварительной обтяжки болтов №9, закручиваем все остальные в несколько проходов. Момент затяжки болтов №9 – 23 Н*м, остальных – 13 Н*м.

    Последовательность затяжки распредвалов

    Сборка узла "поршень — шатун, Сборка – Инструкция по эксплуатации TOYOTA Corolla 2000-2002

    Внимание! Текст в этом документе был распознан автоматически. Для просмотра оригинальной страницы Вы можете воспользоваться режимом "Оригинал".

    Двигатель — общие процедуры ремонта

    в) Нанесите консистентную смазку

    на кромку сальника,
    г) Используя трубку подходящего

    диаметра и молоток, запрессуйте

    новый сальник, пока его поверх-
    ность не окажется заподлицо с дер­

    1. (Ш-РЕ, 2ZZ-GE> Соберите шатунно­

    а) Используя отвертку, установите
    новое стопорное кольцо с одной сто­
    роны в отверстие бобышки поршня.

    FE. 2Ы1‘ЕЕ) Соберите щатунно-

    Нанесите немного моторного

    масла на поршневой палец и в от­

    верстие бобышек поршня. Совмес­

    Примечание: убедитесь, что замок
    стопорнозо кольца не совпадает с
    прорезьф бобышки,

    б) Пocteпeннo нагрейте поршень до
    температуры 80 - 90°С.

    б) Запрессуйте поршневой палец с
    помощью спецприспособления.

    в) Установите поршневые кольца в
    канавках так, чтобы их замки распо­
    лагались, как показано на рисунке.

    Примечание: не совмещайте замки
    колец.

    д) Используя отвертку, установите

    второе новое стопорное кольцо с

    другой стороны отверстия бобышки

    (1М2-РЕ, 2NZ-FE, 222-СЕ). 1 - замок
    компрессионного кольца №1, 2 - за­
    мок нижнего скребка маслосъемно­
    го кольца, 3 - замок компрессионно­

    го кольца №2, 4 - замок верхнего
    скребка маслосъемного кольца.
    (112-РЕ). 1 - замок компрессионного
    кольца N

    ,2 - замок нижнего скреб­

    ка маслосъемного кольца, 3 - замок
    компрессионного кольца №1, 4 - за­
    мок верхнего скребка маслосъем­
    ного кольца.

    2. Установите вкладыши шатунных
    подшипников.

    а) Совместите выступ вкладыша с

    выточкой в нижней головке шатуна и
    с его крышкой.
    б) Вставьте вкладыши в нижнюю го­
    ловку шатуна и в крышку шатуна.

    в) Убедитесь, что поршень свободно
    поворачивается на поршневом пальце.

    3, Установите поршневые кольца,

    а) Установите расширитель и два
    скребка маслосъемного кольца.
    б) Экспандером для монтажа порш­
    невых колец установите два ком­

    прессионных кольца; причем метки
    колец (если есть) должны быть об­
    ращены вверх, как показано на ри­
    сунке.

    1 компрессионное Кольцо:

    2 компрессионное кольцо:

    1М2-ЕЕ. зеленая

    2М1-ЕЕ:. белая

    27г-0Е. Т

    - Тщательно очистите все дета­

    ли, предназначенные для сборки.

    - Перед сборкой смажьте свежим
    моторным маслом все детали, об­

    скольжения.
    - Замените все прокладки, кольце­
    вые уплотнения и сальники новыми.

    1. Установите вкладыши коренных

    Совместите выступы верхних вкла­

    дышей подшипников с выточками

    (углублениями) постелей блока ци­
    линдров и вставьте акладыши.

    Примечание: очистите заднюю по­
    верхность вкладыша подшипника и

    поверхность блока цилиндров, кон­
    тактирующую с вкладышем. Не до­

    пускайте попадания масла и ерязи на
    эти поверхности.
    Примечание: верхние половинки вкла­
    дышей (устанавливаемые в расточку

    блока цилиндров) имеют масляные
    канавки или отверстия, а нижние

    Баллада о кривых шаловливых ручонках

    Баллада о кривых шаловливых ручонках

    Обычно в балладах рассказывается о чем-то трагическом и монументальном. Вот, например, у Пушкина: взял вещий Олег в руки череп коня, а из оного черепа как выскочит змея в плохом настроении – и нет князя! Но наша баллада будет не о соблюдении техники безопасности (как у Александра Сергеевича), а о халтуре и ее последствиях при проведении ремонтных работ – как у английского поэта и священника XVII века Джорджа Герберта. Напомню, в этой балладе кузнец не забил гвоздь в подкову – и армия проиграла сражение.

    Вступление. Металлолом

    Итак, привез клиент на станцию старенькую машину – почините, говорит, ей мотор. Он работает, однако что-то плохо: греется, масло «жрет», да и вообще что-то там странно постукивает. Отвечают ему на СТО: «Конечно! Вот прям сейчас и починим вашу железную лошадку!».

    Долго ли, коротко ли, но не прошло и пары-тройки месяцев, как машину возвращают счастливому владельцу. С новыми поршнями, кольцами, вкладышами, клапанами, прокладками и другими разными красивыми детальками. Катайся и радуйся!

    Но радость, как это иногда случается, длилась недолго – не проехав и тысячи километров, двигатель «сдох» – а фактически взорвался, окончательно и бесповоротно. И восстановлению не подлежит, даже с использованием самых «древних» способов: уже ничего нельзя ни подварить, ни расточить, ни приклепать. Некуда и нечего. Груда железа, которой путь только на свалку.

    Гильза цилиндра разрушилась, а двигатель превратился в груду железа.
    Гильза цилиндра разрушилась, а двигатель превратился в груду железа. Обрыв тарелки клапана для камеры сгорания никогда не проходит бесследно
    Обрыв тарелки клапана для камеры сгорания никогда не проходит бесследно А вот и сам «оборванец» — судя по соседнему гнутому клапану, обрыв случился от удара поршня
    А вот и сам «оборванец» — судя по соседнему гнутому клапану, обрыв случился от удара поршня

    Автовладелец возвращается на СТО в «расстроенных чувствах» – и спрашивает: «Ну как же так?». А ему в ответ: «Ну, мы ж говорили, что не хватает деталей? А Вы подписали бумагу, в которой прописано, что наш сервис не отвечает за качество деталей, которые Вы нам не подвезли. Что Вы ж теперь от нас хотите?».

    На что автовладелец говорит, что да, действительно – такую бумагу подписывал. Да – не подвез всех деталей. Но разве должен мотор вот так вот взрываться? Кажется, что дело тут нечисто…

    И в самом деле – а что такого сделали ремонтники, чтобы из плохо, но работающего двигателя «соорудить» такую кучу металлолома?

    Сюжет. Между молотом и наковальней

    Разборка двигателя показала, что один поршень в моторе полностью разрушился: от него остались лишь мелкие кусочки. Но одновременно с этим «приказал долго жить» и выпускной клапан в этом же цилиндре. А это – вполне себе характерная поломка, которая может указать на виновника происшествия.

    Дело в том, что когда обрывается клапан и разрушается поршень, то в 99,9% случаев «виноват» клапан. Традиционный «сценарий» развития такой поломки следующий: когда на средних оборотах двигателя (по какой-то причине) разрушается клапан, его тарелка, оторвавшись от стержня и перемещаясь в цилиндре хаотично, попадает между поршнем и головкой блока.

    Поршень фактически вбивает тарелку в стенку камеры сгорания, но его прочность в любом случае ниже прочности головки блока. Несколько таких ходов – и осколки поршня вместе с тарелкой осыпаются в поддон картера. Ну а дальше по цепочке – дыра в блоке цилиндров, убитая головка блока, коленвал. Свалка, в общем. Что на первый взгляд, полностью соответствовало общей картине происшествия.

    Эксперт, проводивший исследование по просьбе владельца, не стал себя утруждать разными версиями и сразу сделал вывод о том, что поломка двигателя произошла вследствие разрушения клапана. Ну а клапану, очевидно, «помогли» ремонтники – якобы чего-то там не так точили, резали или притирали. Хотя никаких особых признаков кривого точения найти так и не удалось.

    Естественно, выводы экспертизы не понравились руководству СТО – дескать, мы же предупреждали клиента, что он не предоставил всех необходимых запчастей, а значит, мы можем ставить что угодно – и ответственности ни за что мы не несем. А вот и бумага, подписанная клиентом…

    Ну, раз такое дело – решили сделать еще одну экспертизу. И совершенно неожиданно выяснился крайне странный, интересный и серьезный факт.

    В исследуемом двигателе применяется неподвижная посадка поршневых пальцев в верхних головках шатунов – ее также называют прессовой. Если палец запрессован в отверстие шатуна, то он будет сидеть неподвижно, а поршень сможет вращаться на пальце. Но оказалось, что почти все пальцы в данном моторе свободно «ходят» (а проще говоря, болтаются) в отверстиях шатунов. Причем некоторые из них можно было просто вытащить рукой.

    В большинстве шатунов пальцы легко сдвигались и даже вынимались от руки
    В большинстве шатунов пальцы легко сдвигались и даже вынимались от руки При сдвиге пальца упором служит поверхность цилиндра, где от пальца остается характерная «канава»
    При сдвиге пальца упором служит поверхность цилиндра, где от пальца остается характерная «канава»

    К чему это привело? «Болтающийся» палец во время работы двигателя сдвигается в шатуне от своего нормального среднего положения до упора в ту или другую сторону. Упор этот – стенка цилиндра, которую палец начинает грызть своей острой кромкой и прогрызает в ней огромную «канаву». В большинстве цилиндров мотора такие «канавы» обнаружились. А в том цилиндре, где рухнул поршень, канава оказалась самой глубокой и широкой.

    Если выдвинуть палец до упора в стенку цилиндра, то окажется, что у него остается опора только на одну бобышку поршня, а на второй бобышке опоры пальца практически нет: его торец «зацепляет» только за самый край отверстия. Тогда при работе двигателя край этой бобышки на поршнях очень быстро срабатывается, а от возрастающих ударных нагрузок на палец другая бобышка быстро разрушается. Вместе со всем поршнем.

    Признаки этой неисправности очевидны – «канава» на стенке цилиндра, на одной бобышке следы перекоса пальца (на обоих краях отверстия есть характерный износ), а на другой – «разбитый» внутренний край.

    На пальце видны не только разбитые края, но и несимметричные следы приработки и даже следы приработки к отверстию в шатуне, с которым он должен быть неподвижно соединен. Именно такая картина и обнаружилась на большинстве поршней двигателя.

    Кульминация. Конфликт в металле

    Причина поломки мотора стала более понятной. Но вот что послужило появлению этой самой причины? И соответственно – кто виноват? И с чего это вдруг отверстия в шатунах увеличились? Или это пальцы уменьшились? А почему тогда до ремонта ничего не увеличивалось и не уменьшалось?

    При сдвиге до упора палец теряет опору на одну из бобышек.
    При сдвиге до упора палец теряет опору на одну из бобышек.

    Для выяснения причины и виновника необходимо пройти по всей цепочке – от момента приема двигателя в ремонт до поломки. И сравнить состояние деталей, найти все факторы, которые могли оказать критическое воздействие. Когда такую работу провели, выяснилось, что ни в эксплуатации, ни при разборке узла (при выпрессовке пальца из головки шатуна) никаких критических сил не возникает. Под подозрением осталась единственная операция – сборка поршня с шатуном.

    . что видно по характерной выработке на краю отверстия бобышки
    . что видно по характерной выработке на краю отверстия бобышки

    Из многолетней и широко известной ремонтной практики: чтобы собрать конструкцию «шатун – поршень», верхнюю часть шатуна надо нагреть, чтобы отверстие верхней головки расширилось, и «натяг» пальца в отверстии превратился в зазор – тогда с помощью специальной оправки можно «от руки» вставить холодный палец на место.

    Весь вопрос состоит в том, до какой температуры допустимо нагревать шатун? На головках шатунов была выявлена окалина, они приобрели серый цвет – что говорит о том, что нагреты они были выше 300°С. Хотя по известным данным температура головок не должна превышать 200°С.

    Ну и что тут такого? – думает иной начинающий механик, обладатель «шаловливых кривых ручонок». Железка же: нагрел побольше, чтобы палец легче встал на место!

    Да, действительно, при перегреве шатуна палец легко встанет. Но вот потом обязательно начнутся большие проблемы – что, собственно, в данном случае и произошло. Когда холодный палец соприкасается с перегретым шатуном, место контакта начинает интенсивно охлаждаться. И металл пытается сжаться на внутренней поверхности отверстия. Но перегрет-то (и расширен) весь объем металла головки шатуна. И естест­венно, сильно нагретые наружные слои верхней головки стараются «не пустить» внутренние сжаться. В результате такого «конфликта» слоев в головке возникают буквально «зверские» напряжения растяжения.

    Несимметричные следы приработки на пальце — типичные признаки его сдвига и вращения в отверстии верхней головки шатуна
    Несимметричные следы приработки на пальце — типичные признаки его сдвига и вращения в отверстии верхней головки шатуна

    Но головка-то перегрета, а прочность металла снижена! Результат очевиден – если напряжения превысят предел пластичности металла при данной температуре нагрева, то после остывания в детали возникнут остаточные деформации. То есть диаметр отверстия в верхней головке шатуна просто увеличится, а палец потеряет натяг. И чем выше температура перегрева, тем ярче будет проявляться этот эффект.

    «Полуфинал» истории – технические подробности и «шаловливые кривые ручонки»

    Каждый уважающий себя ремонтник-профессионал, прежде чем приступить к работе с двигателем, сначала читал книги, инструкции и статьи по теме. В частности, по замене поршней написано много – и давно уже существует широко известная технология определения температуры нагрева шатунов, даже если в мастерской нет печи с контролем температуры (которой, кстати, не бывает ни в частном гараже, ни на СТО у дилера).

    Эта технология была разработана еще в те времена, когда для ремонта ВАЗовских автомобилей у советских ремонтников, кроме гаечных ключей и отверток, в общем-то, ничего и не было. Поэтому нагревание шатуна проводилось с использованием «подручных средств», в частности, обычной бытовой электроплитки.

    Все очень просто: шатун кладется на плитку верхней головкой, а на нее – кусочек мыла. И вот когда постепенно, минут через 15, мыло приобретет темно-коричневый цвет, значит, все, головка нагрета до искомых 200°С – можно собирать.

    Отметим также, что в прошлом некоторые механики предпочитали нагревать шатуны паяльной лампой, но такой способ давно вышел из употребления – он опасен не только в помещении, но даже на улице.

    Это все медленные способы нагрева – перегреть шатун теоретически можно, но «упаришься» ждать, пока он перегреется. А вот быстрый нагрев опасен, поскольку приводит к неконтролируемому перегреву. Например, нагревать деталь с помощью газовой горелки (даже при использовании мыла в качестве «индикатора») категорически нельзя – нагрев будет столь быстрым и интенсивным, что мыло даже не успеет отреагировать.

    Но халтурщик с «шаловливыми кривыми ручонками» такими сложными материями не «заморачивается». И книг не читает – хотя в них все написано, подробно и тщательно. Он хватает сразу горелку, благо она тут же, рядом, у ребят в кузовном цехе… Раз – и готово.

    Финал – с юридической моралью

    У подавляющего большинства автомобилей разборка-сборка поршней и шатунов предусмотрена в ремонтной технологии и подробно изложена в ремонтной документации. Однако в исследуемом двигателе все наоборот – ремонт узла «шатун – поршень» вообще запрещен: производитель автомобиля в документации предусматривает лишь замену всего узла в сборе. О чем так и сказано – разбирать запрещено.

    Очевидно, если двигатель достаточно старый, найти узел становится очень трудно или вообще невозможно – производитель его просто перестал выпускать. А вот отдельно поршень с пальцем найти легко: по прошествии 5–7 лет их различные типоразмеры уже производит множество независимых фирм. Именно так и случилось с упомянутым двигателем – шатуны в сборе с поршнями оказались несбыточной мечтой владельца, пришлось покупать поршневые группы. В надежде на то, что операция по перепрессовке поршней на шатунах не станет большой проблемой.

    Но не тут-то было. Потому что в этот момент в нашей балладе опять появляется руководство СТО. Как только выяснилось, что найти узел «шатун – поршень» в сборе клиент не смог, то это самое руководство вызвало его «на ковер». И заявило, что для того чтобы отремонтировать мотор, придется нарушить все самые железные правила «мануала» и пойти на совершенно смертельный риск – собрать узел самим. Но поскольку оно (руководство то есть) ничего гарантировать при таком серьезнейшем нарушении инструкций не может (и даже наоборот) – то клиент обязан подписать «отказную» бумагу. Дескать, шатуны нуждаются в обязательной замене, но клиент их не предоставил. И потому СТО ни за что не отвечает.

    Владелец, уверенный, что на станции работают порядочные люди и хорошие профессионалы, а также вспоминающий, что когда-то он и сам своими руками собирал поршни с шатунами на своих «жигулях», с легкостью подписывает документ. Что дальше, известно – шатуны перегревают, пальцы теряют натяг, мотор собирают с этим дефектом, выпускают машину, и через 1000 км мотор взрывается.

    Итак, «кто виноват» в данной коллизии? То есть – кто будет платить за «банкет»?

    С одной стороны, СТО нарушило инструкцию производителя: тот самый «мануал». Но – по настоянию клиента, о чем есть соответствующий документ, им подписанный. При этом (хотя производитель не указал, как разбирать и собирать узел) существуют общеизвестные методы сборки таких узлов. Которые надо выполнять – если, несмотря на запрет производителя, принято решение о выполнении запрещенной работы.

    СТО выбрало путь нарушения, и можно предположить, что общеизвестной технологией сборки пренебрегли лишь потому, что у СТО была «индульгенция», по которой клиент отказывается от возможных претензий. То есть, не исключено, просто «дали потренироваться» ученику. А почему нет – за все же клиент платит, не так ли?

    С юридической точки зрения, согласно известным «Правилам оказания услуг/выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств» при невозможности проведения каких-либо работ исполнитель обязан своевременно предупредить заказчика и составить документ, в котором указать не устраненные неисправности. При этом исполнитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения своих затрат. Но не обязан.

    Казалось бы, все было сделано «по закону»: и заказчик был предупрежден, и бумага составлена, и даже работа какая-то выполнена. Но полностью испорчена. При этом исполнитель не воспользовался своим правом расторгнуть договор, понадеявшись на свою юридическую грамотность, но полностью упустил техническую сторону дела, проявив полную техническую неграмотность и халатность. Халтура, одним словом. Почему?

    Все очень просто: если не можешь качественно выполнить работу, то и не берись за нее. Благо закон тебе такую возможность предоставляет. А если взялся, то не обкладывайся «индульгенциями»: они не спасут. Еще и деньги взял за работу? Да ты просто «попал», и теперь будешь нести ответственность «по полной».

    Читайте также: