Завод тесла в германии открытие

Обновлено: 05.07.2024

Бюрократия победила: запуск берлинской Гигафабрики Tesla перенесён на 2022 год


Илон Маск планировал завершить строительство завода Tesla в пригороде Берлина в июле этого года, но из-за многочисленных бюрократических проволочек и сопротивления местных жителей выдержать заявленный график строительства оказалось невозможно. Новая дата пуска — конец января 2022 года, но и она пока под вопросом.

Tesla заявила о намерении построить Гигафабрику в Европе мощностью 500 тысяч электромобилей в год в ноябре 2019 года. В начале 2020-го строители приступили к зачистке площадки в лесном массиве коммуны Грюнхайде (земля Бранденбург), что находится на юго-востоке от Берлина. Гигантский завод в некогда тишайшем городке, составляющем зелёный пояс германской столицы, возмутил местных жителей и организации по защите окружающей среды (Зелёная лига, Союз охраны природы и биоразнообразия): им не понравилась массовая вырубка деревьев и большой расход воды строящимся предприятием — дескать, это приведёт к разрушению естественной экосистемы, гибели растений и животных.

Под давлением «зелёных» местные власти несколько раз приостанавливали строительство завода, последний раз это случилось в апреле из-за того, что при прокладке водопровода были использованы ненадлежащие тонкостенные трубы.


Гигафабрика Tesla в Грюнхайде

Между тем ещё в феврале стало ясно, что запуск берлинской Гигафабрики в июле этого года, скорее всего, не состоится, так как правительство земли Бранденбург просто не в состоянии оперативно дать все необходимые разрешения. Волокита усугубляется ковидными ограничениями, давлением «зелёных» и объективными различиями американской и европейской бизнес-культур. Например, Deutsche Welle пишет, что темпы строительства завода Грюнхайде, несмотря на постоянно возникающие трудности, совершенно грандиозные, немцы к таким не привыкли, им нужно больше времени на обдумывание столь сложных проектов.

2 мая издание Automobilwoche сообщило, что Tesla официально перенесла запуск берлинской Гигафабрики на конец января 2022 года, то есть компания признала, что не может ускорить бюрократические процедуры и вынуждена на полгода растянуть график. А самое интересное, что и в начале 2022 года завод рискует не запуститься. Дело в том, что Tesla хочет выпускать в Грюнхайде по полному циклу не только сами электромобили (европейские версии седана Model 3 и кроссовера Model Y, а в перспективе и некую новую компактную модель), но и батареи для них, причём с ячейками нового типа 4680. Так вот батарейное производство с точки зрения немецких властей — это отдельная сложная история, и в феврале Йорг Штайнбах, министр экономики земли Бранденбург, заявил, что может потребоваться до двух лет для подготовки всех разрешающих «бумажек».


Гигафабрика Tesla в Грюнхайде

Выходит, что либо в начале 2022 года с конвейера европейского завода Tesla начнут сходить электромобили с импортными батареями старого образца (возможно, китайскими, то есть литий-феррум-фосфатными), либо не начнут сходить вовсе. Вероятность второго варианта невелика, но всё же есть, и реакция Илона Маска в этом случае может быть самой неистовой вплоть до закрытия проекта. Немецкие власти, кстати, уже подготовились к этому сценарию и заранее стрясли с американской компании страховой депозит в размере 100 млн евро. В случае, если Гигафабрика не пройдёт все нужные согласования и её придётся отменять, эти деньги пойдут на снос того, что уже построено.

Tesla откроет новый завод в Берлине. Как это скажется на акциях компании

Берлин. Центр города

Производитель электромобилей Tesla построит еще одну фабрику. Она станет четвертой производственной площадкой Tesla. Завод будет расположен в юго-восточной части Берлина — рядом с новым международным аэропортом. Об этом рассказал основатель компании Илон Маск .

В этом же районе Берлина откроется инженерно-конструкторский центр Tesla. Прежде компания не собирала свои машины в Европе — действующие фабрики находятся в США и Китае. Начав сборку электромобилей в Германии, Tesla может отвоевать долю на европейском автомобильном рынке у крупнейших мировых автопроизводителей, таких как Volkswagen, Mercedes-Benz и Porsche.

В Берлине Илон Маск намерен производить пятиместный седан Model 3 для массового рынка, а также спортивный компактный внедорожник Model Y. Согласно анонсированным ранее планам, Tesla начнет производство автомобилей в Европе в 2021 году.

Илон Маск стремится сделать Tesla мировой автомобильной маркой, и производство в Европе приближает его к намеченной цели. Компания уже приступила к освоению европейского авторынка — в этом году производитель начал поставлять в Европу седаны Model 3. После США и Китая крупнейшими рынками сбыта для Tesla стали Норвегия и Нидерланды, сообщает The Wall Street Journal.

Почему именно Германия

Илон Маск считает создание европейской производственной площадки очень важным для компании, поскольку немецкие автопроизводители наращивают усилия по захвату доли мирового рынка электромобилей.

Немецкий автоконцерн Volkswagen в августе представил хетчбэк ID.3 — первый электромобиль, который планируется построить на новой стандартизированной платформе. А в сентябре на автосалоне во Франкфурте свои полностью электрические модели показали Mercedes-Benz и Porsche.

Правительство Германии поддерживает производство электромобилей у себя в стране. На днях власти Германии заявили о планах инвестировать более $3 млрд в развитие сети станций заправок для таких машин. Кроме того, немецкие власти выделяют средства на поддержку частных зарядных станций.

Нарастить производство и выпустить пикап

Наличие трех крупных автозаводов, которые Тесла называет гигафабриками, увеличит производительность компании в три раза, заявил Маск. В прошлом году с конвейера компании сошли 250 тыс. электромобилей. В этом году компания намерена собрать 360 тыс. экземпляров. Tesla планирует довести совокупную сборку электромобилей на заводах в США и Китае до 590 тыс. в год.

На будущей неделе Илон Маск планирует представить новый пикап Tesla под названием Cybertruck.

В истекшем квартале Tesla вышла в прибыль — в четвертый раз за всю свою историю. Неожиданный результат вселил инвесторам уверенность в том, что компания сумеет преобразовать растущий объем производства в прибыль после многих лет потерь.

Куда двинутся акции Tesla

Поверили в Tesla и аналитики с Уолл-стрит. Многие эксперты, такие как Oppenheimer, RBC Capital Marlets, Barclays и Wedbush, пересмотрели собственные оценки компании в сторону повышения.

Повысил свою оценку и аналитик из Jefferies Филипп Хучуа. Он поднял годовую цель акций Tesla с $300 сразу до $400. Эксперт отметил, что уровень валовой маржи Tesla в третьем квартале соответствует устойчивой прибыльности. Стабилизация в 2019 году «закладывает лучшую основу» для возврата к росту продаж и прибыли в 2020 году, добавил аналитик. Хучуа присвоил Tesla рейтинг «покупать», ожидая роста котировок на 13% в течение года.

Начать инвестировать можно прямо сейчас на РБК Quote. Проект реализован совместно с банком ВТБ.

Новый германский завод Tesla Gigafactory 4 будет действительно гигантским.

Одним из самых важных мировых событий уходящего года в электромобильной индустрии, бесспорно, можно назвать экспансионное развитие компании Tesla Илона Маска . В рождественские праздники, при участии руководства Китая официально был дан старт строительству завода Tesla в Шанхае . И завод был построен в рекордные сроки. Прошедшей осенью на его площадях был запущен конвейер, и компания получила всю разрешительную документацию на производство и продажу собранных на Gigafactory 3 электромобилей.

И практически встык с запуском шанхайского завода, месяц назад, Илон Маск в Берлине на церемонии вручения наград «Золотой Руль» объявил, что следующий завод компании будет построен в пригороде Берлина, возле нового аэропорта .

И дело закрутилось с той же быстротой, как ранее в Китае. Благо, что электромобильная отрасль имеет в Германии столь же высокую поддержку, как и в Китае. Канцлер Ангела Меркель в этом году неоднократно на мероприятиях различного уровня прямо заявляла, что Германии жизненно необходимо скорейшее развитие безэмиссионной автомобильной отрасли , то есть полностью электрического и водородо-электрического автотранспорта .

Пришло подтверждение, что Tesla запросила и получила добро на выделение земельного участка для Gigafactory 4 (GF4) , площадью 300 Га в коммуне Грюнхайде, в земле Бранденбург, что на востоке от Берлина.

В настоящее время министерство экономики ФРГ, в лице министра Йорга Штайнбаха, а так же министр сельского хозяйства Аксель Фогель заняты решением вопроса о компенсационных лесопосадках, так как при строительстве завода придётся произвести некоторые рубки, а так же вопрос водоотведения. И вот по второму пункту особенно интересно.

По словам чиновников, в том числе и из Министерства охраны окружающей среды и Государственного агентства по окружающей среде, речь идёт о выделении ресурсов для максимального объёма производства в 750 000 электромобилей в год ! Это поистине гигантская цифра для одного завода!

Илон Маск надеется, что немецкое предприятие Tesla начнёт работу в октябре

Программа визита главы Tesla Илона Маска (Elon Musk) в предместья Берлина не ограничилась встречей с муниципальными властями. Миллиардер появился на строительной площадке в компании кандидата на пост главы федерального правительства Армина Лашета (Armin Laschet). Маск выразил надежду, что к октябрю предприятие в Германии начнёт выпускать электромобили и пригласил всех желающих на экскурсию.

Источник изображения: Reuters

Источник изображения: Reuters

Напомним, что первоначальный план подразумевал запуск производства электромобилей Tesla Model Y на предприятии в окрестностях Берлина в июле текущего года, но согласование многих вопросов заняло так много времени, что теперь не исключается и задержка открытия предприятия до начала следующего года. Кандидат на пост главы немецкого правительства Армин Лашет в компании Маска много шутил, упрекнув попутно существующую бюрократическую систему Германии в неповоротливости. По его словам, порой проще изобрести что-нибудь, чем победить бюрократию.

Илон Маск заявил, что местные власти всячески поддерживают появление в регионе предприятия Tesla, и при удачном стечении обстоятельств компания получит разрешение на выпуск электромобилей уже к октябрю. На девятое октября глава Tesla наметил и своего рода «день открытых дверей», который позволит всем желающим принять участие в экскурсии по предприятию. Обеспокоенности экологов нехваткой водных ресурсов в регионе Маск не разделяет. На встрече с журналистами он очень много шутил на эту тему, сославшись на обилие дождей в местности, которая не похожа на пустыню. Немецкие власти он призвал пересмотреть систему регулирования, которая создаёт слишком много препятствий для любой деятельности. Люди, по его словам, должны вдохновляться будущим, а не думать о куче всевозможных запретов.

Уроки немецкого: как бюрократия в Германии осложнила жизнь Илону Маску

Фото Michele Tantussi / Reuters
Илон Маск Фото Michele Tantussi / Reuters

В ноябре 2019 года настал момент триумфа Tesla. В то время Илон Маск объявил о скором открытии огромного завода для сборки электромобилей в Германии, самом сердце европейского автопрома. Акции компании из Кремниевой долины стремительно дорожали благодаря начавшейся череде прибыльных кварталов и, что еще важнее, быстрого успеха с шанхайской гигафабрикой, которая готовилась приступить к выпуску седанов Model 3 спустя всего 11 месяцев после закладки первого камня.

Окрыленный таким успехом и сделкой по продаже квот по выбросам углерода с Fiat Chrysler, Илон Маск рассчитывал повторить сценарий в лесах немецкой общины Грюнхайде в 38 км к востоку от Берлина, где он задумал построить новый завод за $4,9 млрд (€4 млрд). «Темпы, которыми мы соорудим берлинскую гигафабрику, кажутся невероятными», ― писал Маск в Twitter в июле 2020 года. Но что-то пошло не так.

Строительство здания фабрики сейчас близится к завершению, но вполне вероятно, что выпуск электромобилей Model Y, который планировали запустить с 1 июля, начнется только в 2022 году или позже, — все зависит от согласования по части экологического соответствия со стороны властей земли Бранденбург. Для Tesla путь к производству оказался гораздо тернистее, чем рассчитывал Маск. Компании пришлось убрать с территории неразорвавшиеся снаряды времен Второй мировой войны, а также столкнуться с ярой оппозицией в лице экоактивистов, недовольных вырубкой десятков гектаров деревьев, колоссальными объемами воды, необходимой для эксплуатации фабрики, и уничтожением мест обитания летучих мышей и других животных. Строительство завода также заинтересовало крупнейший профсоюз Германии IG Metall: проект попал под пристальное внимание из-за возможных нарушений трудового законодательства. К тому же компании Маска грозит штраф за установку канализационных труб в обход необходимых разрешений.

«Еще несколько недель назад казалось, что дела с новым объектом Tesla идут неплохо. Но за фасадом может скрываться совсем иная реальность», ― говорит Маттиас Шмидт, независимый аналитик автомобильного рынка из Германии. По его мнению, ход строительства гигафабрики схож с историей нового берлинского аэропорта ― транспортный узел соорудили довольно быстро, но его открытие откладывали почти десять лет из-за трудностей с согласованием на ввод в эксплуатацию со стороны властей. «Это не значит, что та же ситуация ждет Tesla. Но от завода рукой подать до того самого аэропорта, который все-таки начал работу в прошлом году, ― отмечает Шмидт. ― Это лишь яркое свидетельство того, что в бюрократическом аду Германии не все так просто».

Подобные задержки могут осложнить попытки Маска, стремящегося занять место на прибыльном европейском рынке, опередить активно развивающихся конкурентов, особенно немецких производителей вроде Volkswagen, Daimler и BMW. Возможно, Tesla и является самым дорогим автоконцерном в мире, но ей еще далеко до статуса крупного автопроизводителя. Компания Маска располагает лишь малой толикой от производственных мощностей автомобильных гигантов из Германии, США, Японии и Южной Кореи и поставляет клиентам немногим меньше 500 000 единиц транспорта в год, тогда как с конвейеров того же Volkswagen ежегодно сходят 9,3 млн автомобилей. Открытие завода в Китае радикально помогло увеличить производство, но без гигафабрики под Берлином и еще одного строящегося завода в Техасе Tesla не сможет достичь давней цели Маска по выпуску миллионов электромобилей в год.

Patrick Pleul / picture alliance via Getty Images
Patrick Pleul / picture alliance via Getty Images / Patrick Pleul / picture alliance via Getty Images

«Справившись с фабрикой в Шанхае, они, видимо, просчитались с тем, насколько быстро можно наладить производство в Берлине и не полностью учли значительные различия в нормах законодательства и охраны окружающей среды», ― полагает Гарретт Нельсон, старший аналитик по ценным бумагам в инвестиционной фирме CFRA Research. По его словам, строительство проходило в условиях логистических неурядиц и проблем с поставками из-за пандемии коронавируса: «В Tesla делают все возможное, чтобы придерживаться планов, но в действительности изготовление первых партий машин может отодвинуться на начало 2022 года».

«Мы ожидаем запуск первичного ограниченного производства на этих фабриках в текущем году и начало массового производства в Техасе и Берлине в следующем году», ― заявил Маск инвесторам. Однако 17 мая в ходе внезапного визита на строительную площадку в Грюнхайде миллиардер в беседе с журналистами признал: «По-моему, бюрократии могло быть и поменьше. Так было бы лучше». «Должен быть какой-нибудь активный процесс отмены правил. Иначе со временем их станет так много, что уже ничего нельзя будет сделать», — заявил Маск (цитата по Reuters).

Аналитики уже скорректировали свои прогнозы с учетом ожидаемого замедления темпов строительства. «История с гигафабрикой под Берлином ― про начало 2022 года, ― уверен Дэн Айвз, эксперт рынка ценных бумаг в инвестиционной компании Wedbush. ― Учитывая волокиту с документами в Европе, со сроками пока мало что понятно, но к марту 2022-го завод уже должен запуститься, иначе будет отставание по выпуску продукции».

Роль Германии как автопроизводителя мирового уровня с сильной базой поставки запчастей и внушительной репутацией в проектировании привлекла Маска и заставила его отказаться от других вариантов для европейского завода, которые он рассматривал. Сначала Маск думал о Великобритании, однако неопределенность с выходом страны из Евросоюза в конечном счете оказалась фактором слишком высокого риска. Помимо продажи машин в Германии, Tesla заходила на рынок страны в 2016-м, когда приобрела предприятие-проектировщика Grohmann Engineering, под крылом нового руководства переименованное в Tesla Grohmann Automation. Шанс помериться силами с немецкими автогигантами на их собственной земле, ― а они сейчас тоже решительно нацелились на сокращение отставания от Tesla в сфере электротранспорта, ― тоже давало американской компании несколько очков сверху. В 2019 году, когда о проекте было объявлено, немецкий министр финансов Петер Альтмайер заявил, что решение Tesla «построить ультрасовременную фабрику в Германии ― это еще одно свидетельство привлекательности страны в качестве базы для производства автомобилей».

Шмидт считает, что из-за всех сопутствующих проблем Маск, должно быть, уже «раздумывает, стоила ли того надпись «Сделано в Германии» на днище каждой модели, сходящей с конвейера».

Грюнхайде находится на территории бывшей Восточной Германии, которая спустя 30 лет после воссоединения все еще остается более бедной, чем остальная часть страны. Местных политиков крайне воодушевили перспективы проекта, который создаст тысячи рабочих мест и сделает район престижным. «Благодаря проекту Tesla Грюнхайде стал важным местом на карте, и теперь весь регион может рассчитывать на новые возможности развития», ― говорила Deutsche Welle Памела Айхман, председатель муниципального совета Грюнхайде.

Так что вырубка больше 170 га леса при подготовке участка для гигафабрики стала не лучшим началом проекта, особенно для компании, утверждающей, что она стремится «ускорить переход мира к устойчивым видам энергии».

В начале прошлого года экоактивисты временно заблокировали эти работы, но Tesla через суд добилась разрешения вырубить сначала 92 га, а потом еще 82,8 га. Маск в Twitter приуменьшал качество вырубленных деревьев, настаивая, что «это не природный лес ― его посадили для производства картона, и лишь небольшая его часть будет использована» для берлинской гигафабрики. Компания также обязалась высадить втрое больше деревьев взамен срубленных, хотя ученые предупреждают, что стратегия с посадкой новых растений не столь эффективна, как сохранение уже существующих. Помимо этого, местные экологические объединения обеспокоились тем, что вырубка леса навредит обитающим в нем животным. В рамках подготовки площадки в Грюнхайде предполагалось перемещение местных колоний летучих мышей и муравьев, а также выемка семи неразорвавшихся снарядов, сброшенных американцами во время Второй мировой войны.

Защитников окружающей среды беспокоят также объем воды, которая потребуется заводу, и его влияние на район. «Большая часть земли под фабрикой относится к охраняемой зоне питьевого водоснабжения и рядом с объектом расположены две охраняемые природные зоны, которые очень чувствительны к изменениям уровня грунтовых вод», — говорит Кристиана Шредер, управляющий директор бранденбургского филиала Объединения по охране природы и биологического разнообразия, одной из старейших и крупнейших некоммерческих организаций Германии по защите окружающей среды и главного противника гигафабрики.

Хуже того, Tesla не поладила с муниципальным управлением водными ресурсами, которое обнаружило установленный без разрешения водопровод. Как сообщили Forbes USA в бранденбургском министерстве сельского хозяйства и охраны окружающей среды и климата, 12 апреля после недолгой приостановки работ компании разрешили продолжить строительство, однако ей по-прежнему грозит штраф. Источники сообщают, что в отдельном порядке муниципальный офис по охране труда и другие ведомства начали проверку, нарушала ли Tesla правила по минимальной оплате, условиям труда, часам работы и размещению сотрудников в ходе строительства завода.

Заводу не позволят начать работу, пока не будут получены все необходимые разрешения, и процесс может сильно затянуться, предупреждает Шмидт.

Sean Gallup / Getty Images
Sean Gallup / Getty Images / Sean Gallup / Getty Images

Планы сооружения гигафабрики поначалу приветствовал крупнейший профсоюз в Германии IG Metall, объединяющий 2,2 млн участников. Он хочет представлять интересы работников инженерного подразделения Tesla в стране. Профсоюз уже пытался привлечь в свои ряди работников Tesla Grohmann Automation, но компания воспрепятствовала этому, повысив зарплаты. В этом месяце руководитель объединения Йерг Хофман рассказал Reuters, что профсоюз намерен учредить совет рабочих и заниматься привлечением будущих сотрудников берлинской гигафабрики.

Для недолюбливающего профсоюзы Маска это сродни проклятью. В Калифорнии он делает все возможное, чтобы не допустить профсоюз United Auto Workers к своему заводу во Фремонте. Национальный совет по трудовым отношениям (National Labor Relations Board) обнаружил, что Tesla занимается недобросовестными трудовыми практиками, в том числе допрашивает во Фремонте работников, подозреваемых в призывах к участию в профсоюзной деятельности. В марте суд обязал Маска удалить твит 2018 года с призывом не становиться членом United Auto Workers. На момент публикации запись никуда не делась.

Сейчас IG Metall ожидает подробностей о работе фабрики в Грюнхайде, включая намерение Tesla установить круглосуточный режим работы в три смены, как это реализовано в США и Китае, и соблюдать правила Германии в сфере заработной платы и условий труда. Региональный руководитель профсоюза Биргит Дитце подчеркивает: «Мы даем компании кредит доверия по поводу того, какими будут стандарты трудовой деятельности в долгосрочной перспективе».

Из-за феноменально быстрого запуска фабрики в Китае Tesla стала слишком спешить в Германии, полагает аналитик автомобильной отрасли Китая (и по совместительству владелец электромобиля Tesla) Майкл Данн, консалтинговое агентство которого сотрудничает с производителями автомобилей и запчастей по всей Азии.

«Мне кажется, они в Tesla рассуждали как-то так: «В Китае регулирование, лицензирование и государственное вмешательство практически на каждом шагу, но мы со всем этим разобрались меньше чем за год. Подавайте нам скорее Берлин!»

По словам эксперта, путь Tesla на китайский рынок облегчили близкие к правительству влиятельные союзники компании, однако в Германии такое не пройдет: «В одном случае ― демократия, а в другом ― нет. В Китае все целиком зависит от прихоти властей. И в отличие от Германии там нет института общественного мнения».

Patrick Pleul / picture alliance via Getty Images
Patrick Pleul / picture alliance via Getty Images / Patrick Pleul / picture alliance via Getty Images

В Германии организации вроде Объединения по охране природы и биологического разнообразия имеют возможность высказывать свое недовольство. Шредер поделилась с Forbes USA тем, что группа обсуждала свои соображения с Tesla, но компания прислушалась только к некоторым пожеланиям, выполнить которые легче всего. «Думаю, Илон Маск больше озабочен собственным бизнесом и новыми технологиями, а не предотвращением климатических изменений, ― рассуждает экоактивистка. ― Он видит хорошую возможность продавать свои изобретения как «часть решения», но не понимает, что попутно создает новые проблемы».

Если задуматься, то Маск добился бы больших успехов, реши он построить завод в какой-нибудь другой стране Евросоюза, полагает Шмидт. «Наверное, они уже начинают задумываться о том, что, возможно, стоило взглянуть на несколько километров восточнее за границу с Польшей или Чехией, где дела продвигались бы гораздо бодрее, ― допускает аналитик. ― Неспроста же Porsche стали выпускать одну из своих самых прибыльных моделей, кроссовер Cayenne, в Словакии!»

Первый в Европе — Tesla открывает новый завод в Берлине

Tesla

Даже сейчас, учитывая 9 тысяч жителей, в Грюнхайде испытывают нехватку доступного жилья. Как пишет газета Die Zeit, этот район становился все популярнее у жителей Берлина, благодаря близости к городу и удачному расположению природных богатств – озер и заповедника Лёкниццталь. По оценке Deutsche Welle открытие завода поспособствует переезду 1-2 тысяч человек.

Как сообщает B.Z. Berlin, сейчас арендная плата порядка 9 евро за квадратный метр. Цены на жильё начинаются от 1 500 евро за квадрат и доходят до 4 000. По информации газеты Der Tagesspiegel есть вероятность, что появление Gigafactory приведет к строительству нового жилья: учитывая появление завода Tesla, который откроет большое количество новых рабочих мест и привлечет внимание к Грюнхайде, и цены продолжат расти.

Сейчас эта территория является удобной промышленной зоной и центром для нескольких логистических компаний, использующих удачное расположение коммуны. Непосредственная транспортная доступность Грюнхайде находится на довольно высоком уровне: до деревни несложно добраться на автомобиле из Берлина, а неподалеку от будущего завода — железнодорожный путь RE1, который, соединяя Франкфурт и Бранденбург, проходит через центр немецкой столицы.

Еще один важный фактор транспортной доступности – новый аэропорт Берлин-Бранденбург, который планируют открыть в октябре 2020 года. Он должен был принимать рейсы еще в 2011 году, но технические проблемы заставляли властей несколько раз переносить его открытие.

По словам местных жителей, опрошенных Deutsche Welle, привлекательность Грюнхайде может повыситься благодаря усилиям местных властей по превращению района, в котором будет построен завод Gigafactory, в витрину современных технологий с большой доступностью зарядных станций для электромобилей Tesla и скоростным интернетом.

Транспортная доступность и кризис доступного жилья в Берлине сейчас являются основными факторами роста населения коммуны. Удобное транспортное расположение и необходимость использовать личные автомобили приводит к пробкам на автомагистрали, проходящей через Грюнхайде – в одну из них попал министр экономики Бранденбурга Йорг Штайнбах, участвовавший во встречах, посвященных открытию завода. В этом контексте, развитие общественного транспорта – основная надежда местных жителей.

Немцы любят автомобили и в то же время очень трепетно относятся к природе, государство субсидирует покупку электрокаров, поэтому такое производство в Германии должно быть встречено с радостью.

Почему именно Берлин, а не другой немецкий город? Берлин — город с особой энергией, столица стартапов и инноваций, сюда переезжают IT-специалисты и другие квалифицированные работники: Берлин и Tesla отлично подходят друг другу.

Район Грюнхайде находится рядом с заповедником, среди лесов и озер — это очень «зелёное» место. Если производство не разрушит эту красоту, для многих Грюнхайде станет идеальным местом для жизни: и природа рядом, и хорошо оплачиваемая работа, еще и связанная с таким сильным брендом, как Tesla.

Конечно, это важные предпосылки и для роста цен на недвижимость, и для нового строительства.

Елена Милишенкова
Елена Милишенкова продакт-менеджер Tranio

Завод Tesla под Берлином: чем недовольны местные жители

Автоконцерн Tesla планирует построить в Германии завод по производству электромобилей, который обеспечит около 8000 новых рабочих мест. Однако многие местные жители протестуют против этого.

Жители муниципалитета Грюнхайде протестуют против строительства завода Tesla, 18 января

Жители муниципалитета Грюнхайде протестуют против строительства завода Tesla, 18 января

Глава американского автоконцерна Tesla Илон Маск собирается построить под Берлином свой первый европейский завод - так называемую гигафабрику, которая будет выпускать аккумуляторы и электромобили. Руководство корпорации уже договорилось с федеральной землей Бранденбург о покупке для этой цели земельного участка площадью около 300 га за 41 млн евро.

Ожидается, что уже с лета 2021 года в муниципалитете Грюнхайде в 40 километрах к юго-востоку от Берлина ежегодно будут сходить с конвейера 150 000 машин Tesla Model 3 и Model Y. В перспективе объем производства должен увеличиться до 500 000 автомобилей в год.

Tesla планирует вырубить 300 га леса

Однако амбициозным планам концерна рады далеко не все. На сегодняшний день в живописном местечке Грюнхайде с густыми лесами и многочисленными водоемами проживает около 8000 человек: многие из них специально переехали сюда, чтобы жить вдалеке от столичного шума и суеты.

Окрестности Грюнхайде

Окрестности Грюнхайде славятся своими водоемами

Перед началом строительства фабрики, однако, Tesla собирается вырубить около 300 га леса: это вызвало широкое недовольство среди местного населения. 18 января около 200 жителей Грюнхайде вышли на акцию протеста. Параллельно в муниципалитете прошла и демонстрация в поддержку концерна. По данным полиции, в этом мероприятии приняли участие около 30 человек, а по сведениям организаторов - 50.

Местные жители - за и против строительства завода

"Многие жители Грюнхайде беспокоятся о лесе, который должен быть вырублен из-за строительства гигафабрики, но не видят того, что в конечном счете она поможет спасти гораздо большее количество деревьев", - отмечает один из сторонников строительства завода. - "На дорогах станет больше электромобилей и меньше автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, которые потребляют биотопливо из сырья, выращенного на обширных расчищенных от леса территориях", - поясняет он.

Лесной массив в Грюнхайде

Некоторые жители Грюнхайде считают вырубку 300 га леса непростительной роскошью

Его мнение, однако, разделяют далеко не все. "Мы, немцы, ищем виноватых в вырубке леса в Бразилии, а у себя дома безо всяких колебаний позволяем вырубить нетронутый лесной массив ради промышленного инвестиционного проекта", - говорит другой житель Грюнхайде. На его взгляд, местные власти должны были предложить Tesla другой участок земли - к примеру, в южной части федеральной земли Бранденбург, где постепенно прекращается добыча угля и обширные территории остаются свободными.

Резервуары питьевой воды под угрозой?

Помимо прочего многих беспокоит и отсутствие достоверной информации о том, что в результате строительства завода произойдет с грунтовыми водами и резервуарами питьевой воды в регионе. Участок, на котором планируется построить фабрику Tesla, находится в водоохранной зоне.

Контекст

Электромобилей все больше, а что с утилизацией батарей?

Рециклинг аккумуляторных батарей - ради экологии и сырьевой безопасности: Audi начинает вторичное использование кобальта и никеля, но в целом автопром Европы пока отстает от конкурентов из Китая. (26.12.2019)

Tesla построит крупный завод под Берлином

На новом предприятии Tesla под Берлином будут выпускаться электромобили и батареи к ним. Реализация проекта позволит создать около 10 тысяч новых рабочих мест. (13.11.2019)

Ранее появились неподтвержденные сведения о том, что Tesla планирует пробурить на территории завода свою собственную скважину: это позволило бы компании получить доступ к большим объемам воды, которые ей потребуются в процессе производства. "Если Tesla действительно будет использовать собственную скважину, то уровень воды в наших озерах резко понизится", - полагает один из протестующих.

8000 рабочих мест, но для кого?

Ожидается, что на гигафабрике будутзаняты около 8000 человек, однако местные жители не видят в этом для себя никакой пользы. "Во-первых, большинство жителей Грюнхайде здесь просто живут, а работают в Берлине или где-нибудь еще, поэтому здесь нет серьезных проблем с безработицей", - рассказывает женщина, пришедшая на акцию протеста.

"Во-вторых, Tesla не будет нанимать местных жителей, так как у нас нет специалистов по производству электромобилей: сотрудники приедут из других городов Германии и из-за рубежа. Таким образом, мы не получим от завода прямой выгоды, однако лишимся нашей идиллической общины", - заключает она.

Volkswagen ID.3

Какие электромобили можно купить в Германии в 2020 году

Volkswagen ID.3: народный электромобиль

Концерн под названием "народный автомобиль" начал продажи своего главного электромобиля для массового рынка. Он призван повторить легендарный успех VW Golf. По длине и ширине ID.3 соответствует этой модели, но несколько выше. Цена в базовой комплектации: почти 30 000 евро. Минус 9 000 евро скидка до конца 2021 года. Батареи трех размеров, самая мощная должна обеспечить пробег до 550 км.

Renault Zoe

Какие электромобили можно купить в Германии в 2020 году

Renault Zoe: лидер немецкого рынка

Уже не первый год самый популярный в Германии электромобиль - родом из Франции. С осени 2019 Renault выпускает "полностью обновленный" вариант своего электрического бестселлера. Его теперь можно быстро подзаряжать постоянным током. В ФРГ базовая версия с дальностью пробега 300 км продается по прежней цене: от 22 000 евро. Zoe Life Z.E. 50 c более мощной батареей проезжает 395 км, но стоит 24 000.

Tesla Model 3

Какие электромобили можно купить в Германии в 2020 году

Tesla Model 3: претендент на лидерство

Культовый американский автостроитель начал поставлять в Германию свою модель среднего класса в 2019 году, и она сразу стала одним из двух лидеров продаж среди электромобилей. Версию Standard Range предлагают за 45-54 000 евро, полноприводная AWD Long Range с двумя электромоторами и дорогой комплектацией может стоить порядка 65-70 000.

BMW i3

Какие электромобили можно купить в Германии в 2020 году

BMW i3: испытанный ветеран

Corsa-e и Юрген Клопп

Какие электромобили можно купить в Германии в 2020 году

Opel Corsa-e: электрический вариант

Corsa вот уже четыре десятилетия - популярный в ФРГ бренд автомобиля малого класса. Осенью 2019 началось производство шестого поколения этой модели, и ее рекламирует Юрген Клопп - тренер футбольного клуба "Ливерпуль". В ролике он садится за руль именно электрического варианта, который компания Opel выпускает наряду с бензиновым и дизельным. Те стоят 14-18 000 евро, а электромобиль - почти 30 000.

Seat Mii Electric

Какие электромобили можно купить в Германии в 2020 году

Seat Mii electric: доступная малютка

Свой первый электромобиль вывела на рынок испанская дочка Volkswagen. С Seat Mii, варианта VW up!, сняли бензиновый двигатель, и впредь малютку будут производить только с электрическим мотором. В компании считают, что для типично городского автомобиля дальность пробега в 260 км и 83 лошадиные силы вполне достаточно. Цена - от 20 650 евро. А если еще вычесть субсидии…

Nissan Leaf

Какие электромобили можно купить в Германии в 2020 году

Nissan Leaf: недооцененный чемпион

Японцы первыми разработали электромобиль для массового производства и с 2010 года выпустили уже свыше 400 тысяч машин, что сделало Nissan Leaf мировым чемпионом продаж. Однако в ФРГ, в отличие от США, Японии, Норвегии и Великобритании, эта модель особо популярной не стала, хотя и входила в Топ 10. Базовый вариант стоит сейчас от 37 000 евро, Leaf e+ с более мощной батарей - примерно 45 000.

Hyundai Kona Elektro

Какие электромобили можно купить в Германии в 2020 году

Hyundai Kona Elektro: компактный SUV

Южнокорейский концерн называет эту выпускаемую с 2018 года модель "первым полностью электрическим компактным SUV в Европе". На станциях быстрой зарядки вариант Kona Elektro Trend с двигателем мощностью 150 кВт (204 лошадиные силы) заряжается меньше, чем за час, а дальность пробега составляет при идеальных условиях до 449 км. Цена - от 42 000 евро, базовый вариант примерно на 8 000 дешевле.

Audi e-tron

Какие электромобили можно купить в Германии в 2020 году

Audi e-tron: настоящий внедорожник

Свой первый электрический SUV дочка концерна Volkswagen выпустила в 2019 году для привычного ей премиум-сегмента - и сразу попала в ФРГ в Топ 10 среди электромобилей. Полноприводный Audi e-tron 50 quattro с двумя моторами стоит в Германии от 69 000 евро, включая 19% НДС, а 55 quattro мощностью 300 кВт и дальностью пробега до 430 км - от 81 000. Хотя часть можно вернуть с помощью субсидий.

Mercedes-Benz EQC

Какие электромобили можно купить в Германии в 2020 году

Mercedes EQC: батарейный "Мерседес"

Концерн Daimler выбрал для продвижения на рынке Германии своего первого внедорожника на электрической тяге рекламный слоган "Это "Мерседес" среди электромобилей". Его цена - от 71 000 евро, мощность - 300 кВт, дальность пробега при идеальных условиях - 470 км, максимальная скорость - 180 км в час. Полноприводный электромобиль с двумя моторами испытывали, в частности, в условиях шведской зимы.

Porsche Taycan 4S

Какие электромобили можно купить в Германии в 2020 году

Porsche Taycan 4S: "уцененный" спорткар

Электромобиль за 185 000 евро? Именно столько стоит Taycan Turbo S. Осенью 2019 года его начала выпускать компания Porsche, прославившаяся спортивными автомобилями. Модель Turbo обойдется в 152 000. Чтобы несколько расширить круг потенциальных покупателей, прибавили третий вариант: Taycan 4S "всего" за 105 000. Его мощность - 390 кВт, дальность пробега - 330-400 км.

Das Erste: строительство первого в Европе завода Tesla вызывает у немцев восторг и тревогу


Путь к Марсу лежит через Бранденбург. Уже со следующего лета 500 тыс. электрических автомобилей Tesla ежегодно должны отправляться в свет отсюда, из Грюнхайде. В этом смысле основатель фирмы Илон Маск жмёт на газ в отношении своих планов не только по путешествиям к дальним планетам, но и по строительству своей фабрики посреди Германии. В то время как эта фабрика и много новых рабочих мест, которые появятся вместе с ней, многих воодушевляют, другие беспокоятся о природе и водоснабжении из грунтовых вод. Последние предпочли бы затормозить инициативу Маска, поэтому на улице Tesla в Грюнхайде стоят не только чисто бюрократические препятствия. Репортаж Роберта Хольма.

Когда он впервые поднял свой беспилотник в воздух, камера выхватила сверху, прежде всего, одно: деревья, только зелень. Сегодня, десять месяцев спустя, его беспилотник передаёт такие кадры.

Это лакировочный цех, это довольно большое помещение, 27 метров высотой. Это производственный блок, там будут изготавливаться двигатели, то есть моторы для электрических автомобилей.

Вообще-то Альбрехт Кёле — санитар, ухаживающий за больными, но на данный момент также эксперт по Tesla и фанат. Раз в неделю он приходит к стройке Tesla в Грюнхайде — и каждый раз находит что-то новое.

И что ты об этом думаешь?

АЛЬБРЕХТ КЁНЕ: Я действительно впечатлён. Да, это меня полностью захватило.

Эта фабрика Tesla должна стать первой для Илона Маска в Европе.

ИЛОН МАСК, основатель Tesla: Германия рулит!

У него есть только предварительное разрешение на строительство. Он идёт на риск, но держится расслабленно здесь, при посещении стройки в начале месяца.

ИЛОН МАСК: Да, я верю в скорость.

Однако темпы Маска вызывают протесты. Около сотни человек пришли сегодня на официальное обсуждение проблемы в земельном ведомстве по охране окружающей среды.

ХЕЛЬГА ВОЛЬФШЛЭГЕР, местная жительница: Наверняка должны быть места, которые подошли бы намного лучше, чем именно этот участок леса здесь, в этой чудесной местности, которую я знаю с детства.

ШТЕФФЕН ШОРХТ, местный житель: Самый большой наш страх, вытекающий из этого, связан с риском загрязнения грунтовых вод.

Tesla хочет производить здесь по 500 тыс. автомобилей ежегодно. Для этого заводу необходимо столько воды, сколько нужно небольшому городу — и это в водоохранной зоне. В Tesla уже сократили запланированный расход воды на треть, однако сегодня это никого не успокаивает.

ШТЕФФЕН ШОРХТ: Мы надеемся, что снабжение людей и животных стоит на первом месте, и лишь потом идёт Tesla, и что не получится так, что Tesla получит воду, потому что они грозят исками, а мы как граждане в итоге окажемся в буквальном смысле на мели.

Именно об этом они и хотят поговорить с представителями властей и представителями Tesla за закрытыми дверями. Обстановка накалена. Однако споры о протоколах заседаний, о предвзятости ведутся часами.

УЛЬРИХ ШТОК, председатель собрания земельного ведомства по охране окружающей среды: Сейчас я могу сказать, что наши планы открыты. Сегодня мы хотим обсудить ещё проблему с водой.

Однако до этого дело уже не дошло. Тему отложили на завтра. Альбрехт Кёле уверен, что Tesla получит зелёный свет, а Грюнхайде, таким образом, приобретёт 12 тыс. новых рабочих мест. Вчера вечером он организовал гражданскую сеть и хочет таким образом поучаствовать в формировании будущего для Грюнхайде.

АЛЬБРЕХТ КЁЛЕ: Чтобы было достаточно возможностей для совершения покупок, чтобы было достаточно врачей, чтобы больницы были приспособлены к потребностям.

Они уже пьют за будущее. Но окончательного разрешения проект Tesla ещё не получил.

"Берлин крут". Илон Маск строит первый завод Tesla в Европе

"Немецкая инженерная мысль - выдающаяся (. ) Берлин крут. Одни из лучших автомобилей сделаны в Германии", - сказал предприниматель, получая в Германии премию Golden Steering Wheel.

Новый завод построят недалеко от нового аэропорта Берлина, кроме того появится и инженерно-конструкторский центр.

Начиная с 2021 года, как ожидается, на заводе будет производиться Tesla Model 3 и новый компактный внедорожник Model Y. По словам Маска, завод будет расположен рядом с новым берлинским аэропортом Берлин-Бранденбург. В "Твиттере" Маск пояснил, что именно будут производить на заводе: "аккумуляторы, двигатели и автомобили Tesla, начиная с модели Y".

Интерес к производству в Германии связан с растущим спросом на электромобили в Европе.

Анализ отрасли показал, что в ближайшие годы крупнейшие заводы по производству электромобилей будут размещены в Германии, Франции, Испании и Италии.

Около 16 крупных заводов по производству литий-ионных аккумуляторных батарей должны начать работу в Европе к 2023 году.

Почему Берлин?

Планы Маска могут подстегнуть развитие промышленности в Германии - в последние годы компании БМВ выбрали местом для своих новых заводов Венгрию.

В самой Германии автопром пострадал после скандала с Volkswagen и тестами на выбросы.

Все это привело к значительному замедлению роста сектора, который компания Маска, возможно, способна обратить.

Американский изобретатель и бизнесмен благодаря заводу в Берлине получит возможность продавать электромобили с пометкой "сделано в Германии". Кроме того, диверсификация производства по странам может быть полезной для обхода экспортных и импортных пошлин в разных странах.

По информации агентства Рейтер, завод Маска будет находиться недалеко от польской границы, что потенциально может помочь ему сократить стоимость производства за счет дешевой рабочей силы.

Китайский завод

Вместе с выходом на европейский рынок Маск не забывает и о Китае, где планирует также открыть завод. Это крупнейший автомобильный рынок мира, но продажи сократились из-за роста тарифов, вызванного торговой войной между США и Китаем.

Шанхайский завод Маска стоимостью 2 миллиарда долларов будет производить модели Tesla 3 и Y.

Читайте также: