Заз 968 и 968м отличия

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Знатоки истории помогите разобраться

Отличия ЗАЗ-968А от ЗАЗ-968.
Отличия ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А можно сформулировать следующим образом:
Выпуск ЗАЗ-968 1971-1979 годы
968А – 1974-1979 г
Внутренние технические отличия ЗАЗ-968А :
Двухконтурная система привода тормозов, Двигатель с карбюратором К-127 и системой рециркуляции отработанных газов, и "высоким" маслофильтром, мощность 40 л.с обозначение МеМЗ-968Э.( у ранних ЗАЗ-968, как уже писалось, мотор без буквы с карбюратором К-125Б -мощьность 41 л.с), «травмобезопасная» рулевая колонка, ремни безопасности
Отличия по салону: Цельноформованное торпедо из мягкого пластика, комбинация приборов как на ЗАЗ-968М. У ЗАЗ-968 (без буквы) торпедо прикрывается отдельными пластиковыми деталями. Комбинация приборов на ранних 1972-1975 гг – как на ЗАЗ-966, на поздних – как на ЗАЗ-968А и М. Характерный признак ЗАЗ-968 – объемная, хромированная, стилизованная надпись "ЗАЗ-968" по центру торпедо.
Передние сиденья ЗАЗ-968 – по типу ЗАЗ-966, на ЗАЗ-968А –новые скопированы с сидений ВАЗ-2101.
Внешние отличия: На ранних ЗАЗ-968 оформление передка по типу ЗАЗ-966(фальшрешетка, так называемая «Волговская») Отличие от чистокровного ЗАЗ-966- большие белые габаритные огни над бампером светящие в двух плоскостях вперед и вбок.
Основные фонари указателя поворотов — прямоугольные белые (На ЗАЗ-968Э – оранжевые по евростандарту).
Однако ЗАЗ-966В выпускавшиеся в 1971-72 гг уже имели такие же габаритные фонари как ЗАЗ-968. Фактически по всем агрегатам и внешним признакам, кроме отделки салона, это уже ЗАЗ-968, за исключением мотора МеМЗ-966В. .
(Концептуально как то сложилось что в 1971-74 годах, "топ-модель" завода это ЗАЗ-968. а ЗАЗ-966В — это как бы бюджетный и инвалидный варианты. А с 1974 го топ-моделью становится ЗАЗ-968А, а нишу ЗАЗ-966В занимает ЗАЗ-96
ЗАЗ-968А фальшрешетки не имеет, вместо нее использована узкая декоративная хромированная накладка. Передние фонари указателя поворотов круглые, с оранжевыми стеклами.
Поздние ЗАЗ-968 после 1974 г(в основном это модификации для инвалидов 968Р, 968Б и 968Б-2) внешних отличий от ЗАЗ-968А уже не имели.

И вот прочитав эту статью запутался еще больше. Как определить у меня все-таки заз-968 или 968а. Часть признаков говорит что 968, а часть что 968а.

ЗАЗ 968

ЗАЗ-968

ЗАЗ-968 (жарг. «ушастый запорожец») — советский микролитражный автомобиль, выпускавшийся Запорожским автомобильным заводом. Выпускался с 1972 по 1994 годы.

С 1973 по 1979 год выпускалась модернизированная модель ЗАЗ-968А, а в 1979 году в серию пошёл ЗАЗ-968М с обновлённым внешним оформлением [1] . Экспортировался под брэндом «Yalta».

Характерные особенности модели: заднемоторная компоновка, двигатель с воздушным охлаждением в едином блоке с трансмиссией, автономный отопитель.

Содержание

Отличия ЗАЗ 968М от ЗАЗ 968А

  • Задние фонари (у 968А круглые, у 968М прямоугольные — более совершенные).
  • Модернизированная панель приборов.
  • Орнамент спереди заменён на металлическую полосу с надписью «ЗАЗ 968М», а также сама панель передка поменяла форму, на ней появились указатели поворотов, изменилась передняя светотехника.
  • Изменена схема охлаждения двигателя. Забор воздуха для охлаждения теперь происходит через решетку в крышке капота. Вместо больших воздухозаборников ("ушей") остались лишь небольшие выштамповки для вентиляции моторного отсека.
  • Запасное колесо перенесено из багажника под капот, справа от двигателя.
  • бамперы со временем обрели съёмные боковые части из пластика и срединную резиновую полосу.
  • Также у ЗАЗ 968М намного меньше хромированных деталей.
  • На ЗАЗ 968М могли устанавливаться двигатели, оснащённые карбюратором ДААЗ от «Жигулей», развивающие мощность от 45 до 50 л.с.
  • ЗАЗ 968 М обрел двухскоростные очистители ветрового стекла.

Специальные модификации ЗАЗ-968

  • ЗАЗ-968АП — пикап, использовавшийся для внутризаводского транспорта;
  • ЗАЗ-968АБ4 — для инвалидов, у которых повреждена левая нога;
  • ЗАЗ-968Р — для инвалидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу;
  • ЗАЗ-968АБ — для инвалидов, у которых повреждены или ампутированы обе ноги;
  • ЗАЗ-968АБ2 — для инвалидов, у которых повреждена правая нога.

Специальные модификации ЗАЗ-968м

  • 3A3-968МБ — для инвалидов, у которых повреждены или ампутированы обе ноги;
  • ЗАЗ-968МД — с двигателем мощностью 40 л.с. и ЗАЗ-968МГ - с двигателем мощностью 28 л.с. - для инвалидов, у которых повреждена одна нога;
  • ЗАЗ-968МР — для инвалидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу.

Литература

Фучаджи, К.С., Стрюк, Н.Н. Автомобиль ЗАЗ-968М "Запорожец". — 2-е изд., перераб и доп.. — М.: Транспорт, 1988. — 352 с. — ISBN 5-277-00139-5

Источники и примечания

  1. ↑ Краткий автомобильный справочник НИИАТ. Москва, «Транспорт», 1983 год.

См. также

Ссылки

ЗАЗ-965• ЗАЗ-966 • ЗАЗ-968 • ЗАЗ-968М• ЗАЗ -968А • 3A3-968МБ • 3A3-968МД • ЗАЗ-968МР • ЗАЗ-1102 «Таврия» • ЗАЗ-1103 «Славута» • ЗАЗ-1105 «Дана»• ZAZ Lanos T-100• ZAZ Lanos T-150 • ZAZ-Sens

ЗАЗ-966, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968М

Козырную "шестерку" - второе поколение "Запорожцев", вызревшее в недрах молодого и амбициозного КБ - разработали уже без копирования зарубежных технических решений (хотя злые языки и видят в 966-м NSU - Princ). По всему видно что его создатели грезили о "настоящем", "большом" автомобиле.
По сравнению с 965-м новый 966 значительно подрос. Увеличились габаритные размеры, объем багажника, салон стал просторнее. ЗАЗ-966 стал несколько выше классом, а следовательно и дороже предшественника.
Технически, серьезных изменений внесено не было: коробка передач, тормоза, передняя подвеска и двигатель МеМЗ-966 достались в наследство от прежнего ЗАЗ-965.
Позже была создана новая модификация: собственно - ЗАЗ-966. Она отличалась более крупным и массивным двигателем МеМЗ-968 (1197 см., 40 л. с.) и, соответственно большей максимальной скоростью и массой (120 км/ч и 780 кг). После начала выпуска 40-сильного ЗАЗ-966, 30-сильный, получил обозначение ЗАЗ-966В.
Автомобиль ЗАЗ-966В "Запорожец" выпускался с ноября 1966 года. Существовали также модификации с ручным управлением ЗАЗ-966ВР и ЗАЗ-966ВБ и ВБ2 (с порошковой электромагнитной муфтой сцепления), обе с двигателем 30 л.с.







В 1972 году 966-й "Запорожец" подвергся серьезному рестайлингу. Внешне, новоиспеченный ЗАЗ-968 отличался облицовкой передка, фонарями заднего хода, отсутствием перемычек в воздухозаборниках и надписи "Запорожец" на правом переднем крыле, более широкими покрышками. Производство ЗАЗ-966В было прекращено в декабре 1972 года, а его модификаций с ручным управлением - с января 1973 года.
Существовала модификация ЗАЗ-968Э (экспортная), отличавшаяся фарами, соответствующими международным нормам безопасности, лобовым стеклом типа "триплекс", декоративной окантовкой на уплотнителях стекол, замком зажигания с противоугонным устройством.
В 1974-м увидела свет его своеобразная "люксовая" модификация ЗАЗ-968А Улучшилась активная (тормоза) и пассивная (ремни безопасности и энергопоглощающая рулевая колонка) безопасность. В салоне стало меньше хрома и больше пластика. Новая пластмассовая передняя панель прикрыла архаичный голый металл. Вместо старых сидений поставили новые, более удобные, от "Копейки" ВАЗ-2101. Обе модели выпускались паралельно до середины 1979 года.
Выпускались и модификации с ручным управлением: ЗАЗ-968Б - для людей, лишенных обеих ног, ЗАЗ-968Б2 - для водителей с одной ногой и 3A3-968P - для тех, у кого лишь одна нога и одна рука.
Автомобиль ЗАЗ-968М вышел на конвейер в 1979 году. Дизайн кузова подвергся значительным изменениям - передняя панель кузова стала выпуклой, "уши" воздухозаборников заменены на решетки, задние фонари приобрели более современную прямоугольную форму. Хрома стало меньше, а черного пластика - больше.
Выпускался с тремя модификациями двигателей:
МеМЗ-968Э мощностью 41 л.с. под бензин А-76 с карбюратором К-133 - базовая модель.
МеМЗ-968ГЭ мощностью 45 л.с., отличавшийся двухкамерным карбюратором ДААЗ-2101-20 и впускным коллектором под него.



ЗАЗ-968


ЗАЗ-968А


ЗАЗ-968М

Модификации ЗАЗ-968, 968М

ЗАЗ-968АБ, 3A3-968МБ — для инвалидов, у которых повреждены или ампутированы обе ноги;

ЗАЗ-968АП, ЗАЗ-968МП — пикап, использовавшийся для внутризаводского транспорта;

ЗАЗ-968АБ4, ЗАЗ-968АБ2, ЗАЗ-968МД — для инвалидов, у которых повреждена одна нога;

ЗАЗ-968Р, ЗАЗ-968МР — для инвалидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу;

ЗАЗ 968

ЗАЗ 968

Надо сказать, дизайн «ушастого» вообще довольно удачный. Машина, которая выпускалась с середины шестидесятых, и сегодня способна радовать глаз. Хотя чаще повышать настроение. Качество как для «совка» на высоте. Дермантин салона выглядел, носился и ощущался лучше, чем «кожа» на многих бюджетных иномарках нашего времени; кузов ЗАЗ 968 (за исключением ржи) был в прекрасном состоянии, не скрипел, спокойно терпел нагрузку больше веса машины (до тонны точно доходило), вот только ремней безопасности не было. Вместо них в дверях стояли заглушки из пластмассы, напоминавшей пробки от Советского шампанского.

Проходимость (это слово применительно к «Жорику» - только с большой буквы)- наверное, самая высокая среди массовых советских моноприводников. Знакомый при нас на своем 966 еще и переплывал промоину: плоское днище и «самопальная» защита генератора позволяют «ушастым» неплохо глиссировать. Проблемы перегрева движка ЗАЗ 968 не было ни разу. Во-первых, уши «нагнетают» на скорости воздух в моторный отсек, а во-вторых, на панели задка, между фонарями и номерным знаком стоят малозаметные решеточки. С отводом тепла они справляются замечательно.

Что доставляло проблемы в ЗАЗ 968 — так это электрика. Поскольку аккумулятор у Запорожцев в багажнике (то есть спереди), а генератор и большая часть «электробарахла» – под капотом (то бишь, сзади), то под резиновым поликом салона тянется жгут заизолированных проводов. То ли от перепада температур, то ли от возраста, но пару раз он горел. Про акустический комфорт писать не буду — смешно: даже с дополнительной шумоизоляцией магнитофон едва перекрикивал двигатель на высоких оборотах. Зато на пикнике или в городе громкости хватало). Управляемость — это песня. Но сезонная. То есть летом – веселая, а зимой – опасная. Передок легкий, руль можно вращать одной рукой и без видимых усилий, но момент потери надежного сцепления с дорогой «нащупать» нереально.

Достоинства : цена.

Недостатки : электрика. Шумно.

ЗАЗ 968М, 1987 г

Итак, в июне 1987 года наша семья (папа, мама, я, сестренка и братишка) стала обладателем собственного авто — отцу посчастливилось приобрести ЗАЗ-968М красивого зеленого цвета, который мы ласково назвали «Жужик». Вскоре после покупки отец получил права и мы стали осваивать просторы Чувашии. Начиная с конца апреля и до середины осени ЗАЗ 968М в течение 10 лет (до 1997 года) исправно возил нас на дачу, в пионерские лагеря, в гости к прабабушке и прадедушке в г.Алатырь (200 км от Чебоксар в одну сторону) и по другим маршрутам (за это время машина проехала около 50 тыс. км). В зимнее время машина не эксплуатировалась.

Вместительность (как-то ехали с дачи вдесятером — 6 взрослых и 4 детей). Проходимость (весной и осенью с легкостью проезжали по размытому водой полю на дачу там, где Жигули не рисковали соваться). Разгон до 60 км/ч — быстрее Жигулей, на уровне с «Самарами». Очень маленький багажник в передней части авто (чтобы поместить весь перевозимый скарб почти постоянно у нас было снято переднее пассажирское сиденье, что, кстати, заметно облегчало процесс посадки- высадки). Иногда загрязнявшийся карбюратор (машина начинала дергаться — надо было остановиться и продуть насосом). «Тарахтение» двигателя. Машина потребляла 76- й бензин, расход составлял от 6 л (трасса) до 8 л (город). За время эксплуатации ЗАЗ 968 менялись амортизаторы, карбюратор неоднократно промывался и разбирался, наваривалась резина. По трассе машина разгонялась до 120 км/ч (в порядке эксперимента), крейсерская скорость — 80-90 км/ч.

Достоинства : вместительность. Проходимость. Разгон до 60 км/ч.

Недостатки : иногда загрязнявшийся карбюратор. «Тарахтение» двигателя.

ЗАЗ 968М, 1992 г

Достался мне Запорожец этот от деда, 1992 года выпуска машина была, одна из последних. Белый цвет, комплектация - люкс-экспорт. Для людей, избалованных современным разнообразием поясню: люксовая комплектация ЗАЗа-968М означала наличие руля от Таврии, радиоприемника с одним динамиком и пепельниц в задних боковых панелях. Вот и все. Ездить учился именно на этой машине, кстати, Запорожец не так прост, как кажется. Почти 3 метра троса газа делают машину на редкость странной в управлении. Слабо надавишь - заглохнешь, сильно- реветь начнет. Умение работать газом и тормозом - нужно почти виртуозное. Кстати, на следующей машине (Шкода Фелиция) по-первой очень сильно газовал, пока не привык к европейской мягкости).

А каков ремонт! Очень удобно везде подлезть, все доступно. Тюнинг запорожских термостатов при помощи сварочных электродов - это нечто. Переделка системы зажигания отопителя при помощи катушки и свечи двигателя. А уж смена уплотнителей маслосливной трубки - вообще каждодневно. Но при этом - ЗАЗ 968М обладает совершенно невероятной проходимостью, очень удобен, в отличие от «Классики» и Таврии. Груза много мог тянуть. Каждый раз, как его вспоминаю – какое-то теплое чувство появляется. Как родной был. Но Запорожец научил меня ездить, научил искусству ремонта. И за это я ему благодарен.

Достоинства : отличная ходовая, настроена педаль газа. Отменная проходимость. Удобство в посадке водителя и пассажира. Отличный доступ к узлам и агрегатам.

Недостатки : низко опущена, низко профильная резина. Отвратительная печка. Низкое качество изготовления. Очень непрочный кузов. Капризность к маслу.

ЗАЗ 968М, 1994 г

Достоинства : малая цена. Летает. Хороший звук двигателя. Не жалко влететь в столб.

Недостатки : не обнаружил.

ЗАЗ 968М, 1982 г

Приобрёл ЗАЗ 968М кораллового цвета с пробегом 10800 км. Машина была в состоянии на пять с минусом, со всеми документами, снятая с учёта. Купил для того, чтобы научиться водить, но влюбился. И совсем не жалко, что за неё выложил 13500 руб. Машина мне очень понравилась: маленькая, шустрая, яркая - не такая, как у всех. Но, со своим характером. Пришло время ставить её на учёт - поставил. Дали хорошенькие номера. Вскоре доработал систему питания, а именно - поставил карбюратор Solex и расточил впускной коллектор. Моторчик ЗАЗ 968М стал гораздо лучше заводиться, уменьшился расход бензина, a на двух дросселях можно потягаться с ВАЗами. Установил скоростной рекорд 145 км/ч (дело кончилось прогаром поршня). Потом пошёл долгий процесс «капиталки», обкатки, банального теплового клина (бракованный комплект ЦПГ на южном порту попался), и опять ремонт. За 1 год 8 раз перебирал. Да, двигатель «капиталить» - работа не для лежачего, но терпенье и труд всё перетрут. Потом я изготовил прямоточную систему выхлопа. Результат превзошёл все ожидания. Звук выхлопа ЗАЗ 968М стал очень напоминать Subaru. Когда тормозят гаишники - то частенько просят открыть капот, так как звук-то не запорожский (самим, наверное, интересно). Смотрят, спрашивают, сверяют номера и отпускают. С парковкой никаких проблем нет, налог не начисляется, и, конечно же, внимание на дороге хоть отбавляй.

Достоинства : звук мотора. Много места для ног (Жигули отдыхают). Простота в обслуживании. Оригинальный внешний вид. Полностью независимая подвеска. Низкая цена запчастей.

Недостатки : капризный мотор. Частое ТО подвески и рулевой. Печка. Малый моторесурс.

ЗАЗ 968М, 1990 г

Хочу рассказать о своем ЗАЗ 968М. Купил я его еще в конце 2003 года, на даче у одного дедушки. Машинка была не на ходу (требовалось прокачать тормоза и сцепление). Завелся он с пол-оборота, хоть и долго стоял до этого. Сделав тормоза и сцепление, решил проверить его в действии. На газ отзывается хорошо, набирает скорость быстро, ну а вседорожные качества вообще как у джипа. Ни разу не застревал на нем, ездил в любую погоду. Но с годами появлялись проблемы: стал цвести кузов, да и большой пробег сказывался на работе двигателя. В общем, могу сказать, что для дачи такая машина - самое то. Отремонтировать можно самому, если конечно ничего серьезного. За время эксплуатации поменял: масло в коробке, масло в двигателе, обшивка левой двери (порвалась), несколько лампочек и карбюратор. Да, кстати, на данный момент пробег ЗАЗ 968М составляет 89 тыс. км.

Колёса от Жигулей, отсутствующие уши и мощный двигатель: мифы и факты про ЗАЗ-968М


Этот Запорожец стал последним в «плеяде» заднеприводных «воздушников», выпущенных на Запорожском автозаводе. Лишившись фамильных «ушей» и получив букву М в буквенно-цифровом индексе, ЗАЗ-968М стал для десятков тысяч советских автомобилистов «входным билетом» в мир четырёхколёсных транспортных средств – что немаловажно, новым физически и доступным финансово. Сегодня мы будем разбираться с вымышленными утверждениями относительно этого автомобиля, отделяя их от исторически верных фактов, связанных с историей разработки и особенностями производства украинской «эмки».

У дивительно, но факт: в СССР на Запорожец, как и на другие автомобили, предлагаемые советской автомобильной промышленностью, записывались в очередь. При всём ироничном отношении к не самой привлекательной, надёжной и комфортабельной машине продукция Запорожского автозавода обеспечивала свободу перемещения и предоставляла возможность не зависеть от расписания и маршрутов общественного транспорта.

Однако работа над переднеприводной малолитражкой на «Коммунаре» началась еще в семидесятые годы, и уже к 1979 году опытный образец ЗАЗ-1102 был готов к серийному производству.

zaz-1102_opytnyj_9

ZR-1980-1

По ряду причин запустить в серию Таврию удалось лишь несколько лет спустя – уже в середине восьмидесятых годов. Поэтому завод в восьмидесятые был вынужден производить машину, созданную на уже достаточно устаревшей платформе семейства 966 , которому к тому времени исполнилось уже более 10 лет.

Именно по этой причине на ЗАЗе были вынуждены модернизировать прежнюю модель, чтобы Запорожец хоть как-то соответствовал новым нормам безопасности и экологичности.

zaz-968m_zaporozhets_1

Такой ход позволил заводу не только продержаться на плаву до освоения принципиально новой модели, но и сохранить производство обычного Запорожца вплоть до середины девяностых годов, когда спрос на эту модель действительно существенно упал.

zaz-968Mengine

image021

karbyuratory-zaz-968m

14

ai-93

В советские времена в прессе встречались фотографии опытных образцов ЗАЗ-968М, впервые продемонстрированных на выставке "Автопром-77". Они отличались от серийных машин овальными задними фонарями, подголовниками на передних сиденьях, а также дисковыми тормозами передних колёс.

36

Однако серийно на Запорожцах "жигулевские" колесные диски так и не появились — новая модель полностью сохранила прежнюю конструкцию, где роль ступицы колеса и спереди, и сзади выполнял тормозной барабан, а диск, больше похожий на обод, крепился к нему с помощью гаек.

zaz_968m__zaporozhets__1

А это значит, что колёса от Жигулей на ЗАЗ-968М являются лишь результатом стараний владельцев, порой заменяющих штатные ступицы и диски «жигулёвскими». Причем некоторые энтузиасты уже в наше время и вовсе переходят на «эмках» на что-то более серьезное

zaz_968ae_zaporozhets_1

А уже в конце 1979 года начался выпуск ЗАЗ-968М — автомобиля, который куда больше отличался от прежних трехобъемных Запорожцев и элементами отделки, и деталями экстерьера, благодаря чему отличить «эмку» с красноречивым индексом «968М» на передке от остальных машин запорожского завода мог даже довольно далёкий от техники человек.

zaz_968m_zaporozhets_2

И «новое лицо», и отсутствие тех самых «ушей» в сочетании с прямоугольными задними фонарями сформировали более современный облик – если, конечно, такой термин вообще применим к Запорожцам. Как бы то ни было, на фоне предшественников этот автомобиль выглядел более выигрышно, соответствуя духу нового десятилетия хотя бы в отдельных решениях. Это и задняя оптика, и пластиковые «клыки» на углах бамперов, и более удобный и безопасный интерьер.

zaz-968m_zaporozec_77

zaz-968m_zaporozec_4

Впрочем, и «пятёрка» , и ВАЗ-2106 , и «ноль седьмая» по сравнению с Запорожцем прожили еще куда более длинную и насыщенную событиями конвейерную жизнь.

zaz_968a_zaporozhets_1

12

13

3

9

24

К сожалению, многие владельцы Запорожцев нарушали эту конструкцию, просто демонтируя «лишние», по их мнению, детали. Вдобавок из-за утечек масла мотор покрывался коркой пыльной «отработки», что еще больше ухудшало теплоотвод. Однако наличие или отсутствие характерных «ушей» на температурный режим особо не влияло – по крайней мере, исправный ЗАЗ-968М грелся ничуть не больше, чем другие версии Запорожцев. А вот самодельные «дефлекторы-воздухозаборники», изготовленные из жести или алюминия и установленные на капот в районе вентиляционных отверстий, обдув двигателя не улучшали хотя бы потому, что в этом месте происходила вытяжка воздуха, а не его приток.

vaz_2101__zhiguli__9

zaz_968m__zaporozhets__3

5

6

В этой версии, несмотря на довольно увесистые кресла, эргономические просчеты «ушастого» исправлены не были. Особенно от этого страдали инвалиды и владельцы пенсионного возраста (а таких на Запорожцах ездило большинство).

17

19

16

IMG_20190302_115118

IMG_20190302_115055

Запасное колесо и оба комплекта инструмента из багажного отделения перенесли — в моторный отсек и салон соответственно. «Разгруженный» багажник вдобавок облагородили пластиковыми накладками и резиновым ковриком, закрыв таким образом не только металл кузова, но и детали рулевого управления, а также аккумулятор.

11

МеМЗ-968 обладал приличным ресурсом – около 125 000 километров, если владелец соблюдал условия регламентного техобслуживания машины.

Чуть более мощный, удобный и современный – ЗАЗ-968М если и выглядел «бледно», то лишь в сравнении с «полноценными» и почти вдвое более дорогими автомобилями АЗЛК и ВАЗ. А вот в сравнении и с «горбатым», и с прежними «ушастыми» эта модель стала действительно более дружелюбной к своему владельцу. Это особенно оценили первые покупатели «эмок» в начале восьмидесятых. С годами же нововведения ощущались не так остро – особенно на фоне новых моделей советского автопрома. Но это уже совсем другая история.

zaz-968m_zaporozec

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Как-то с "хлебницей" автор явно погорячился: забор воздуха на направляющий аппарат вентилятора-генератора с возможностью переключения на "зимнюю рециркуляцию", вкупе с проставками крепления заднего номерного знака (зимний вариант прикрывал номером прорези, на лето проставки менялись местами и делали больше доступ воздуха) и рабочими термостатами на заслонках кожухов (при прогреве щитки приподнимались термостатами и воздух уходил под машину), плюс "корыто" вокруг агрегата - это был залог поддержания температурного режима движка. Стоит вспомнить, кстати, и тот факт, что первые "горбатые" 30-ки не зря называли "пылесосами": направляющий аппарат там был не на нагнетание, как сделали позже, а на вытяжку, вот и сосал он пыль под собой))) Не говоря уж о вязкости используемого масла (а какое туда использовать, если все наши "автолы" рассчитывались под движки с иными тепловыми характеристиками;)) и чистоте масляного радиатора (тот же ЛуАз имел радиатор большего размера). Дополнительно помогал охлаждению еще и поддон из силумина, с целой системой рёбер. Густое масло давало в итоге больший нагрев, ведь всесезонок с нормальными на современный взгляд характеристиками в ЗАЗы использовать тогда никто не мог предложить особо. Потому и городил народ "надстройки" на капоте, пытаясь в довольно разряженной зоне захватить немного "ветерка", и дополнительно ставили крыльчатку самодельную, ведь болячка многих ЗАЗов была - какая скорость - такая и температура))) Т.е. сначала нужное выкидывали, потом мужественно боролись с последствиями. Довести направляющий аппарат (и крыльчатку, и корпус) до ума - дело одного дня, и лишний шум пропадал, кстати. Без ремня генератора-вентилятора движок перегревался почти сразу (температура-то указывалась от датчика в поддоне, масляная). А уши-рёбра создавали обдув снаружи агрегата, основной поток охлаждения шел под кожухами с щитками для распределения: на сливных трубках треугольные лепестки призваны были как-то выравнивать температуру ребер цилиндров. Педальный узел был двух вариантов - с классической "лежачей" педалью газа, и с подвесной, как на Жигулях. У меня второй вариант был, и поверьте, нога там стояла удобнее, чем в ВАЗе. А "зажатость". Автор, вероятнее всего, никогда на Форд Сиерра не перемещался, вот уж где ноги "бантиком" выкручивать надо было. Второй момент - на М-ках испытывались элементы Таврий, весьма с комичными последствиями порою. Но это - отдельная история.

Сразу вспомнил студенческие годы )))))). Моя первая машина, ЗАЗ 968МД, достался мне от моего деда-фронтовика, который за 10 лет проехал на нём . 14.5 тыс км. Потом переделали ручное управление на ножное. Почти 5 лет и около 80-85 тыс км я на этой жёлтой эмке проехал. Было всё, и авария в первый год после получения водительских прав зимой в гололёд, и радости, что зимой с пол пинка заводится и многое другое, и разочарования, когда что-то делаешь в нём и вспоминаешь "добрыми словами" инженеров ЗАЗа. Ломался мой Запор довольно часто, не было месяца, что я в нём что-то не делал. То зажигание куда-то уходило, то холостой ход не держал, то стартер проводил, тормоза прокачивал раза 2-3 за год, даже зимой ))))). Делал всё, только движку и коробку не перебирал. Но я ездил на нём каждый день, учёба-работа да и просто покатушки. Но всё равно машину я эту полюбил, хотя косяков у неё было много. За эти годы много чего поменял в нём, при том, что купить запчасти было довольно проблематично, Южный порт выручал, но цены там были кусачие, т.к. был дефицит. Потом отдал его соседу по гаражу с пробегом под 100 тыс км, теперь жалею, сейчас отреставрировал бы его и на дачу отвёз, катался бы там на рыбалку и прочее. Если Запор вижу на дорогах, то всегда пропускаю и по возможности стараюсь поговорить с хозяином "старичка".

ЗАЗ-968А Запорожец: ретротест «ушастого»

ЗАЗ-968А — по сути, глубокая модернизация первого «ушастого» Запорожца ЗАЗ-966.

Кто бы что ни говорил, а с точки зрения дизайна Запорожец вышел очень симпатичным и гармоничным. Многие считают, что его внешний вид был целиком и полностью «слизан» с NSU Prinz 1961 года. Однако это не так — первые ходовые прототипы нашего «ушастого» появились одновременно с NSU — в том же 1961 году. А вот в том, что создатели обоих автомобилей вдохновились американским Chevrolet Corvair, сомнений нет.

Салон Запорожца довольно аскетичный. В комбинации минимум приборов — спидометр да указатель уровня топлива. Стрелка последнего при движении мечется, как хвост любвеобильной собаки, и понять истинный уровень бензина сложно.

Салон не только простой, но и тесный. Пробираться на задний диван через откидное кресло и узкую дверь нелегко. Да и сидеть там не очень удобно.

Водителю напоминает о себе специфическая компоновка. Передние арки сильно выдаются в салон, из-за чего педальный узел заметно смещен вправо относительно рулевой колонки. Рычаг воздушной заслонки находится между передними сиденьями, а управление печкой — справа от рулевой колонки. Зато рычаг коробки передач расположен прямо под рукой.

Заднемоторная компоновка привела к тому, что багажник находится спереди. Причем об этом говорится даже в родной инструкции по эксплуатации. Так что у Запорожца есть «багажник передка и капот задка». Багажный отсек совсем невелик. И без того небольшой объем съедают запасное колесо, аккумулятор и бензиновая печка.

Еще одной задачей для неподготовленного человека может стать заправка на АЗС. Ведь снаружи горловину топливного бака не найти — она спряталась под капотом. А рукоятка открытия капот расположена на центральной стойке.

Горячее сердце

Двигатель МеМЗ-968 воздушного охлаждения объемом 1,2 литра развивает 41 л.с. при 4200 об/мин. Он очень прост и ремонтопригоден, а уж легкий настолько, что для его демонтажа достаточно двух человек.

В системе питания применялся карбюратор К-126 и инерционный воздушный фильтр, который не требовал сменных фильтрующих элементов. К сожалению, мелитопольский «воздушник» не отличался особой надежностью. Эти двигатели редко выхаживали 100 тысяч км — чаще вдвое меньше. Двигатель страдал от перегрева, как и бензонасос, который в некоторых ситуациях мог просто перестать качать топливо. Зато в чем точно не откажешь этому мотору, так это в экономичности. Расход топлива держался в районе 6 л/100 км при 80 км/ч. Парадокс, но следующая итерация Запорожца — 968М, получившая в народе прозвище «мыльница», расходовала куда больше — порядка 10 л на сотню при тех же 80 км/ч.

Автомобили ЗА3-968МД и ЗАЗ-968МГ «Запорожец» для инвалидов – устройство, особенности модификации и приемы вождения

Автомобили ЗА3-968МД и ЗАЗ-968МГ «Запорожец» являются модификациями автомобилей ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968М-005 соответственно и предназначены для инвалидов разного характера инвалидности .

Автомобили ЗАЗ-968МД и ЗАЗ-968МГ имеют одинаковые органы управления и предназначены инвалидам со здоровыми руками, но поврежденной одной ногой.

Модель ЗАЗ-968МГ оборудована силовым агрегатом типа МеМЗ-966Г, имеющего мощность 28 л. с., а ЗАЗ-968МД оборудована силовым агрегатом, мощность которого равна 40 л. с.

Автомобили для инвалидов, которые имеют здоровые руки и одну ногу, оборудованы ручным приводом дроссельной заслонки карбюратора, ножной педалью привода выключения сцепления и ручным приводом гидравлического тормоза.

Органы управления автомобилей ЗА3-968МД и ЗАЗ-968МГ несколько отличаются от ЗАЗ-968МБ, так как водитель-инвалид имеет одну ногу: правую или левую.

Привод выключения сцепления — ножной, гидравлический, рассчитан на выключение сцепления любой ногой.

Привод дроссельной заслонки карбюратора аналогичен по устройству приводу автомобиля ЗАЗ-968МБ, однако рычаг постоянного открытия дроссельной заслонки отсутствует. Привод гидравлического тормоза также ручной, но вместо педали установлен рычаг Б.

Остальные специальные органы управления аналогичны органам автомобиля ЗАЗ-968МБ.

В случае переключения передач на автомобиле ЗАЗ-968МГ нужно руководствоваться схемой положений рычага для модели ЗАЗ-968М-005.

Приемы вождения данного автомобиля не отличаются от общепринятых, кроме моментов остановки и трогания на подъеме.

После того как скорость движения автомобиля снижена до допустимых пределов, следует выключить передачу, затормозить его, нажав рукой на рычаг гидравлического тормоза, и, как только автомобиль остановится, в обязательном порядке затормозить его при помощи стояночного тормоза.

Для того, чтобы тронуться на подъеме, следует выключить сцепление, включить 1-ю передачу и одновременно, включая плавно сцепление и нажимая на рычаги привода дроссельной заслонки, растормозить автомобиль.

Органы управления автомобилей ЗАЗ-968МГ и ЗАЗ-968МД Запорожец

Выключатель аккумуляторной батареи автомобилей ЗАЗ-968МГ и ЗАЗ-968МД Запорожец

Переключатель стеклоочистителя и выключатель омывателя ветрового стекла автомобилей ЗАЗ-968МГ и ЗАЗ-968МД Запорожец

Переключатель света фар и переключатель поворотных указателей автомобилей ЗАЗ-968МГ и ЗАЗ-968МД Запорожец

Рис. 1. Органы управления автомобилей ЗАЗ-968МГ и ЗАЗ-968МД «Запорожец»: 1 — Рычаги привода дроссельной заслонки карбюратора; 4 — Переключатель света фар; 5 — Переключатель поворотных указателей; 6 — Рычаг привода гидротормоза; 8 — Педаль сцепления; 9 — Переключатель стеклоочистителя и выключатель омывателя ветрового стекла; 10 — Выключатель аккумуляторной батареи.

"Запорожец", который всегда со мной: тест-драйв советской легенды


Вначале был "горбатый", потом "ушастый". Как венец эволюционного развития советского народного автомобиля в 1979 году появилась "мыльница", или ЗАЗ-968М. Казалось, время этого автомобиля давно прошло, но мы встретились с владельцем "запорожца" Александром Жосом, который уже несколько лет круглый год ездит на этом интересном автомобиле…

Ходят слухи, что "запорожец" хотят скрестить с "Порше". Рабочее название нового автомобиля - "запаршивец".

"Запорожец" - советский "Порше"! У этого уникального автомобиля заднемоторная компоновка, V-образный двигатель воздушного охлаждения, а в комплектацию входит автономный отопитель. Кузов - двухдверный седан, но называть его можно и купе. По проходимости "запорожцу", наверное, нет равных среди легковых автомобилей. Что нам "Порше"? Герой многочисленных анекдотов ЗАЗ-968М и его владелец - сегодня у нас в гостях.


Александр Жос - очень активный автолюбитель, председатель автомобильного клуба "ЗАЗ-гараж", организатор любительского ралли "Сезон", судья чемпионата Беларуси по ралли. Участник многочисленных слетов, любительских и ретроралли. В год на своем ЗАЗ-968М он проезжает около 20.000 км! Каждое лето с семьей путешествует на нем по странам ближнего зарубежья. В прошлом году ездили в Карпаты…



На "запорожце"! В Карпаты! 3000 км пути! Представляете? При этом отрезок путешествия пришелся на бездорожье - автомобиль 1993 г.в. в правильных руках выдержал испытание.

- Были у меня иномарки, но я давно прикипел к автомобилям из Запорожья. Сам я, к слову, из этого города родом, - рассказывает Александр. - Почему ЗАЗ? Сложно сказать, ведь любовь, как говорится, зла - полюбишь и козла (смеется). Нельзя сказать, что любишь кого-то за что-то. Любишь - и все. Так и я свой "запорожец"…



- У нас когда-то был "горбатый" ЗАЗ. Переехали в Беларусь в 1999 году. Были и другие "запорожцы". Потом пересел на Sierra и ездил на ней некоторое время, но замучила ностальгия - в 2008 году вновь купил "запорожец". Какой у него сейчас пробег, сказать не могу, но ездит он много. Разумеется, надо руки иметь, чтобы такой машиной владеть, так как ремонтировать приходится частенько. С другой стороны, в нем все просто и ремонтопригодно. Двигателей у меня два: один обычно перебирается, второй в это время ездит - ходят моторы обычно по 100 тысяч километров. Подвеска больше 5000 километров не выдерживает - надо перебирать. Кузов переваривался, красился, но пока держится. "Жучки" вылезают - подкрашиваю. Но особой ржавчины пока нет. И все равно мне нравятся эти машины. Новую иномарку покупать не хочу, хотя такая возможность имеется, да и супруга на это дело подбивает. В моем автомобиле есть душа - зачем что-то другое?


Мне тоже выпала возможность проехать на легенде. Кататься приходилось на многих советских легковушках, но с ЗАЗами до сей поры не сталкивался…


- Хорошая машина "запорожец" - шума мотора совсем не слышно.
- Что, так тихо работает?
- Нет, уши коленями зажаты.

На самом деле двигатель хорошо слышно, а уши коленями не зажаты. Казалось, что будет как в том анекдоте, но на деле устроиться за рулем этого автомобиля можно вполне сносно. Тесновато, но для водителя среднего роста проблем с посадкой почти никаких. Здесь грамотная комбинация приборов, удобный руль, хорошая обзорность. Нет только площадки для отдыха левой ноги - сильно выступающие арки сжигают пространство для ног передних пассажиров. Но в целом ездить на "запоре" можно. Только шумно. И страшно: ломается машина частенько, а барабанные тормоза всех колес со своей функцией справляются не очень охотно.


Под капотом - V-образная "четверка" с воздушным охлаждением объемом 1,2 л. Слава богу, ни один "Мерседес" нам по пути не попался, ведь, несмотря на недостаток "лошадок", "запорожец" по меркам советских автомобилей разгоняется шустренько, стараясь изо всех своих 40 лошадиных сил, оповещая округу звонким выхлопом глушителя.


Способствует разгону и на удивление четкая работа коробки переключения передач. Руль по сравнению с теми же "жигулями" в разы легче - с "рулежкой" на парковке и в поворотах проблем нет.


На ведущую заднюю ось своим весом давит силовой агрегат. У "запорожца" плоское днище, высокий дорожный просвет (190 мм!), относительно короткая база и узкая колея, большие углы въезда и выезда - теоретически отличный "проходимец"! Попробуем диагональное вывешивание…


Первым делом в воздухе повисает переднее колесо, заднее же держится до последнего - "запорожец" едет вперед. Передняя часть автомобиля очень легкая, задняя - сильно нагружена, поэтому проще опрокинуть автомобиль, чем лишить заднюю ось возможности пробивать дорогу вперед. При этом ход подвески для легковушки внушительный. "Запорожцу" бы еще блокировку дифференциала для пущей убедительности… Впрочем, некоторые народные умельцы уже давно освоили такой тюнинг.

Посмотрите это видео - в руках хорошего водителя ЗАЗ-968М с блокировкой заднего дифференциала заедет очень далеко! Да и без него машина не промах - "геометрия" уж очень хороша.


Для уверенного покорения сложных участков дорог в путешествиях Александр установил бобруйские шины БИ-508 175/70 R13. "Зацеп" в разы вырос за счет агрессивного рисунка, да и дорожный просвет слегка увеличился.



В путешествия? На "запорожце"? Почему бы и нет - сзади в передние спинки коленями будут упираться только высокие пассажиры. Мне было вполне комфортно: диван очень мягкий, спинка имеет относительно большой угол наклона, передние кресла стоят высоко - есть куда поставить ноги.


Конструктивные особенности независимой подвески передних и задних колес с телескопическими амортизаторами обеспечивают автомобилю достаточную плавность хода, в том числе на дорогах с неровным покрытием. Можно прыгать, скакать по ямам - подвески держат удар. Главное, чтобы на ходу от машины ничего не отвалилось…


Но все это не очень важно, ведь есть, есть душа в ЗАЗе! Я понимаю Александра Жоса - с этим автомобилем не соскучишься, в нем действительно есть что-то особенное. В то время как автопроизводители штампуют одинаковые машины, старая советская классика дает иные, давно забытые ощущения от автомобиля. Взять хотя бы этот знакомый с детства запах салона советской машины… Весь кайф - в ощущениях от "запорожца": он живой, он дышит!

Дела клубные


- Наш клуб "ЗАЗ-гараж" объединяет любителей "запорожцев". Вообще любителей этих автомобилей очень много, есть клубы даже в Восточной Германии. Активно сотрудничаем с украинцами. Объединяет нас то, что все мы всегда готовы помочь друг другу. Путешествовать не страшно: во-первых, машину знаешь как свои пять пальцев, во-вторых, в любом месте есть люди, которые всегда готовы помочь, - они на форуме оставляют контакты. В Беларуси я и мой товарищ тоже всегда готовы оказать техническую помощь. Как-то возле Львова шестерню срезало. Стоим на дороге - случайно встретили знакомых на ЗАЗах. Взяли они нашу машину на трос и повезли на базу, а по телефону передали: "Белорусы сломались!" И там приготовились нас принимать.


- Приезжаем - встречают наши ребята, - продолжает рассказ Ольга, дочка Александра. - У них все готово: бегут к нам с лампами, инструментами, отца за прокладкой клапанной крышки только отправили - все остальное сами оперативно сделали. На форуме всегда можно списаться с людьми из городов, через которые будешь проезжать. Там встретят со всей душой, покажут места интересные, которых на туристических картах нет. Очень дружный народ любители "запорожцев". Слеты проводим, встречаемся постоянно. Что-нибудь случится в дороге - наши ребята всегда придут на помощь.


- Женщины в клубе тоже есть. Особенно примечательны две близняшки, - говорит Ольга.- Одна из Львова, вторая из Германии - ездят на "горбатых" "запорожцах" и "Таврии"…

В этом году должен был проходить Императорский звездный ретропробег по маршруту Одесского автопробега 1914 года. Сто лет назад его запланировали, но провести не удалось - началась Первая мировая война. Спустя век решили повторить. Александр Жос должен был стать организатором этого пробега от Беларуси. На июль был назначен старт. Участники должны были собраться в Киеве, откуда стартовать по маршруту Киев - Умань - Одесса. Но опять началась война - ретропробег был отменен…

Юрий ГЛАДЧУК
Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY

Заметки на полях



Знаменитая бензиновая печка "запорожца" - зимой в машине можно греться с неработающим мотором.



Блок управления "советским Webasto".



"Запорожец" ломается часто, но под капотом есть лампочка, которая упрощает ремонт и обслуживание автомобиля в темное время суток.



Ручка управления пусковым устройством карбюратора (или "подсос" в народе) спрятана между передними сиденьями. Некоторые современные автолюбители, возможно, и не знают, для чего она предназначена.


5


Приемная камера системы охлаждения двигателя имеет специальную заслонку, закрыв которую в холодное время года, можно ускорить прогрев двигателя до рабочей температуры.



У "запорожца" абсолютно плоское днище. Жаль только, поддон ничем не защищен. С другой стороны, сделан он из прочной стали и расположен в задней части автомобиля.



80-го бензина нынче на заправках не сыщешь. Александр заливает 92-й, а для снижения риска детонации установил специальный прибор для подачи воды в камеру сгорания. Расход топлива - 7 литров на 100 км в смешанном цикле.



Воздушный фильтр ЗАЗ-968М инерционно-масляный. Его не нужно менять, обслуживание сводится к смене масла, промывке корпуса фильтра и фильтрующей набивки.



По сравнению с предшественником исчезли "уши" на боковых панелях моторного отсека - вместо них установлены плоские решетки. В связи с отсутствием "ушей" воздухозаборников в народе автомобиль быстро окрестили "мыльницей". Похожести формы корпуса с этим атрибутом способствовал и молдинг, который визуально делил машину на нижнюю и верхнюю части. В подкапотном пространстве ЗАЗ-968М была по-другому организована циркуляция воздуха, что позволило несколько улучшить охлаждение двигателя у этой модели.



А вы знаете, почему у "запорожцев" багажник спереди? Народная молва гласит, что на такой скорости за вещами надо присматривать.



Запасное колесо на ЗАЗ-968М, в отличие от предшественника, располагается в подкапотном пространстве.



На крышке багажника Александр установил своеобразные "релинги". Они очень выручают во время путешествий - к ним крепятся палатки, коврики и прочий скарб.



Передние сиденья раскладываются, а если их переставить, то появляется практически ровное спальное место. Но высокорослому человеку вряд ли здесь будет удобно.



Контрольная лампочка тормозной системы загорается во время каждого торможения, словно говоря водителю: "Не бойся! Есть, есть тормоза!"



Всего во дворе Александра я насчитал пять "запорожцев" и один "Москвич-2137". Последний проделал путь из Минска до Владивостока и обратно. Сегодня автомобиль путешественников Павла и Татьяны Глазковых находится на хранении у героя нашей статьи.


Есть и такие любители "запорожцев".



А этот "горбатый" приехал в пос. Дружба из Борисова своим ходом. В данный момент разобран. 24-летняя дочь Александра Жоса Ольга с помощью отца планирует восстановить автомобиль и ездить на нем. Сейчас они на этапе поиска хорошего кузовного мастера для пескоструйки и покраски кузова. Если среди наших читателей есть такие люди - Александр и Ольга просят отозваться на sunshine44a@yandex.ru.

Читайте также: