Жить в ладу с собой со своей совестью не в этом ли самое большое счастье

Обновлено: 05.07.2024

Горькая мудрость Александра Солженицына

Его книги можно назвать особым учебником истории для народа. Он не боялся срывать маски, высвечивая подлинные цели человека, общества и государства. За эту смелость, за правду и за то, что умел сказать точно и ёмко, его и любят.

1. Что дороже всего в мире? Оказывается, сознавать, что ты не участвуешь в несправедливостях. Они сильней тебя, они были и будут, но пусть — не через тебя.

2. Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря проведёшь и час, и день, и всю жизнь.

3. Любовь к животным мы теперь не ставим в людях ни в грош, а над привязанностью к кошкам даже непременно смеёмся. Но разлюбив сперва животных — не неизбежно ли мы потом разлюбливаем и людей?

4. Образование ума не прибавляет.

5. Великая ли мы нация, мы должны доказать не огромностью территории, не числом подопечных народов, но величием поступков.

6. Знаешь, почему лошади живут так долго? Они не выясняют отношения!

7. Умного на свете много, мало — хорошего.

8. У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей.

9. Вселенная имеет столько центров, сколько в ней живых существ.

10. У каждого всегда дюжина гладеньких причин, почему он прав, что не жертвует собой.

11. Ничего в мире нельзя добиваться насилием! Взявши меч, нож, винтовку, мы быстро сравняемся с нашими палачами и насильниками. И не будет конца.

12. Просто у людей перевернуты представления — что хорошо и что плохо. Жить в пятиэтажной клетке, чтоб над твоей головой стучали и ходили, и радио со всех сторон, — это считается хорошо. А жить трудолюбивым земледельцем в глинобитной хатке на краю степи — это считается крайняя неудача.

13. Неограниченная власть в руках ограниченных людей всегда приводит к жестокости.

14. Простая истина, но и ее надо выстрадать: благословенны не победы в войнах, а поражения в них! Победы нужны правительствам, поражения нужны — народу. После побед хочется еще побед, после поражения хочется свободы — и обычно ее добиваются. Поражения нужны народам, как страдания и беды нужны отдельным людям: они заставляют углубить внутреннюю жизнь, возвыситься духовно.

15. Нельзя быть таким слишком практичным, чтобы судить по результатам, — человечнее судить по намерениям.

16. Когда-нибудь не страшно умереть — страшно умереть вот сейчас.

17. Ведь есть же люди, которым так и выстилает гладенько всю жизнь, а другим — всё перекромсано. И говорят — от человека самого зависит его судьба. Ничего не от него.

18. Вообще трудно считаться, кому тяжелей. Это ещё трудней, чем соревноваться успехами. Свои беды каждому досадней. Я, например, мог бы заключить, что прожил на редкость неудачную жизнь. Но откуда я знаю: может быть, вам было ещё круче?

19. Есть чёрные люди, злокозненно творящие чёрные дела, и надо только отличить их от остальных и уничтожить. Но линия, разделяющая добро и зло, пересекает сердце каждого человека. И кто уничтожит кусок своего сердца?

20. Жалость — чувство унижающее: и того унижающее, кто жалеет, и того, кого жалеют.

21. Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом.

22. Ревность — это оскорбленное самолюбие. Настоящая любовь, лишившись ответа, не ревнует, а умирает, окостеневает.

23. Самая тяжёлая жизнь совсем не у тех, кто тонет в море, роется в земле или ищет воду в пустынях. Самая тяжёлая жизнь у того, кто каждый день, выходя из дому, бьётся головой о притолоку — слишком низкая.

24. А я молился. Когда нам плохо — мы ведь не стыдимся Бога. Мы стыдимся его, когда нам хорошо.

25. Самое главное в жизни, все загадки её — хотите, я высыплю вам сейчас?
Не гонитесь за призрачным — за имуществом, за званиями: это наживается нервами десятилетий, а конфискуется в одну ночь.
Живите с ровным превосходством над жизнью — не пугайтесь беды и не томитесь по счастью. Все равно ведь и горького не до веку и сладкого не дополна. Довольно с вас, если вы не замерзаете и если жажда и голод не рвут вам когтями внутренностей. Если у вас не перешиблен хребет, ходят обе ноги, сгибаются обе руки, видят оба глаза и слышат оба уха — кому вам еще завидовать? Зависть к другим, больше всего съедает нас же.
Протрите глаза, омойте сердце и выше всего оцените тех, кто любит вас и кто к вам расположен. Не обижайте их, не браните. Ни с кем из них не расставайтесь в ссоре. Ведь вы же не знаете, может быть, это ваш последний поступок и таким вы останетесь в их памяти.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.12.2014. Горькая мудрость Александра Солженицына
  • 22.12.2014. ***
  • 14.12.2014. ***
  • 11.12.2014. ***
  • 10.12.2014. Александр Новак. Кто и когда написал Библию?
  • 07.12.2014. ***
  • 05.12.2014. Цитаты из фильма Три метра над уровнем неба

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

25 цитат Солженицына с простыми и глубокими истинами

25 цитат Солженицына с простыми и глубокими истинами

Александр Исаевич Солженицын оставил после себя богатое литературное наследие. Он писал о человеке, народе, обществе, государстве и о том, как они взаимодействуют между собой. Он не боялся срывать маски, высвечивать подлинные цели, развенчивать мифы.

У него под одной обложкой и роман, и публицистика, и научные исследования. В памяти читателя остаются лица персонажей и сведения о важнейших исторических событиях. Солженицынская проза и публицистика как нельзя более точно отвечают горячему народному желанию найти виноватых во всех русских бедах и покарать их хотя бы словом.

Важнейшее дело для Солженицына — донести до читателя свое понимание истории. Его книги можно назвать особым учебником истории для народа.

В этой подборке 25 фраз из его работ о судьбе человека, из которых можно почерпнуть для себя простые и вместе с тем глубокие истины:

1. Когда-нибудь не страшно умереть — страшно умереть вот сейчас.

2. Есть высокое наслаждение в верности. Может быть — самое высокое. И даже пусть о твоей верности не знают.

3. Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для начальника делаешь – дай показуху.

4. Просто у людей перевернуты представления - что хорошо и что плохо. Жить в пятиэтажной клетке, чтоб над твоей головой стучали и ходили, и радио со всех сторон, - это считается хорошо. А жить трудолюбивым земледельцем в глинобитной хатке на краю степи - это считается крайняя неудача.

5. Одна большая страсть, занявши раз нашу душу, жестоко измещает все остальное. Двум страстям нет места в нас.

6. Сытость совсем не зависит от того, сколько мы едим, а от того, как мы едим! Так и счастье, оно вовсе не зависит от объема внешних благ, которые мы урвали у жизни. Оно зависит только от нашего отношения к ним!

7. Не бойся пули, которая свистит. Раз ты ее слышишь – значит, она уже не в тебя. Той единственной пули, которая тебя убьет, ты не услышишь.

8. У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей.

9. Простая истина, но и ее надо выстрадать: благословенны не победы в войнах, а поражения в них! После побед хочется еще побед, после поражения хочется свободы – и обычно ее добиваются. Поражения нужны народам, как страдания и беды нужны отдельным людям: они заставляют углубить внутреннюю жизнь, возвыситься духовно.

10. Никто из людей ничего не знает наперёд. И самая большая беда может постичь человека в наилучшем месте, и самое большое счастье разыщет его - в наидурном.

11. А я - молился. Когда нам плохо - мы ведь не стыдимся Бога. Мы стыдимся Его, когда нам хорошо.

12. Неограниченная власть в руках ограниченных людей всегда приводит к жестокости.

13. Как ни смеялись бы мы над чудесами, пока сильны, здоровы и благоденствуем, но если жизнь так заклинится, так сплющится, что только чудо может нас спасти, мы в это единственное, исключительное чудо — верим!

14. Что дороже всего в мире? Оказывается: сознавать, что ты не участвуешь в несправедливостях. Они сильней тебя, они были и будут, но пусть — не через тебя.

15. Искусство – это не что, а как.

16. Когда глаза неотрывно-неотрывно смотрят друг в друга, появляется совсем новое качество: увидишь такое, что при беглом скольжении не открывается. Глаза как будто теряют защитную цветную оболочку, и всю правду выбрызгивают без слов, не могут её удержать.

17. Совсем не уровень благополучия делает счастье людей, а отношения сердец и наша точка зрения на нашу жизнь. И то и другое – всегда в нашей власти, а значит, человек всегда счастлив, если он хочет этого, и никто не может ему помешать.

18. — Мы изголодались по свободе, и нам кажется: нужна безграничная свобода. А свобода нужна ограниченная, иначе не будет слаженного общества. Только не в тех отношениях ограниченная, как зажимают нас. Нам демократия кажется солнцем незаходящим. А что такое демократия? — угождение грубому большинству. Угождение большинству означает: равнение на посредственность, равнение по низшему уровню, отсечение самых тонких высоких стеблей.

19. Тот мудрец, кто доволен и немногим.

20. Все приемы предвыборной борьбы требуют от человека одних качеств, а для государственного водительства - совершенно других, ничего общего с первыми. Редок случай, когда у человека есть и те и другие.

21. Легкие деньги – они и не весят ничего, и чутья такого нет, что вот, мол, ты заработал. Правильно старики говорили: за что не доплатишь, того не доносишь.

22. Чем хрупче удался человек, тем больше десятков, даже сотен совпадающих обстоятельств нужно, чтоб он мог сблизиться с подобным себе. Каждое новое совпадение лишь на немного увеличивает близость. Зато одно единственное расхождение может сразу все развалить.

23. Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря проведешь и час, и день, и всю жизнь.

24. Самая тяжелая жизнь совсем не у тех, кто тонет в море, роется в земле или ищет воду в пустынях. Самая тяжелая жизнь у того, кто каждый день, выходя из дому, бьется головой о притолоку — слишком низкая.

25. Самое главное в жизни, все загадки её – хотите, я высыплю вам сейчас?
Не гонитесь за призрачным – за имуществом, за званиями: это наживается нервами десятилетий, а конфискуется в одну ночь.

Живите с ровным превосходством над жизнью – не пугайтесь беды и не томитесь по счастью. Все равно ведь и горького не до веку и сладкого не дополна. Довольно с вас, если вы не замерзаете и если жажда и голод не рвут вам когтями внутренностей. Если у вас не перешиблен хребет, ходят обе ноги, сгибаются обе руки, видят оба глаза и слышат оба уха – кому вам еще завидовать? Зависть к другим, больше всего съедает нас же.

Протрите глаза, омойте сердце и выше всего оцените тех, кто любит вас и кто к вам расположен. Не обижайте их, не браните. Ни с кем из них не расставайтесь в ссоре. Ведь вы же не знаете, может быть, это ваш последний поступок и таким вы останетесь в их памяти. («Архипелаг ГУЛАГ»).

Ожерелье мудрости. Часть 6. Глава 12

Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что он осуждён, и раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,
Говоря: согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.
И бросив сребренники в храме, он пошел и удавился.
Евангелие от Матфея. Гл. 27:З–5

В книге Шимона Визенталя «Подсолнух» (1956) есть автобиографический эпизод, повествующий об острой этической проблеме, вставшей перед этим разоблачителем нацистов. В конце войны, когда Визенталь был узником концлагеря, его отозвали с работы и привели к постели умирающего нацистского солдата. Солдат рассказал Визенталю о своей жизни и, о том, что хотя в детстве был служкой в костеле, потом вступил в СС. При вторжении в Польшу в одном городке он согнал евреев в дом и поджег. Теперь в ожидании смерти, он понял чудовищность своего поступка и хочет получить прощение евреев. Визенталь ушел из комнаты молча. Ведь единственно кто мог его простить — это его жертвы, и поэтому прощение здесь невозможно.
Рабби Йозеф Телушкин

Йом-Кипур (День искупления) искупает грехи против Б-га, но не против людей, кроме тех случаев, когда обиженная сторона уже простила.
Йома. Гл. 8:9

Из «Исповеди отрицания грехов перед 42 богами посмертного суда»
Я не совершал грехов против людей.
Я не творил зла.
Я не думал ежедневно о работе, что должна быть сделана для меня.
Я не выставлял свое имя для почестей.
Я не пытался направлять служащих делать то, что свыше их сил.
Я не лишал обманом бедного человека его имущества.
Я не сделал того, что боги отвергают.
Я не поносил раба перед его господином.
Я не причинял боль.
Я не оставил никого голодным.
Я не вынудил ни одного человека заплакать.
Я не совершал убийства.
Я не отдавал приказа, чтобы совершилось убийство.
Я не вызвал бедствий, которые пали на мужчин и женщин.
Я не совержал прелюбодеяния.
Я не уменьшал меры объема сыпучих веществ.
Я не крал землю от усадьбы моего соседа и не добавлял её моему полю.
Я не вторгался на поля других.
Я не прибавлял груза весам.
Я не отжимал указатель коромысла весов.
Я не забирал молока из уст детей.
Я не угонял скот прочь с пастбищ.
Я не ловил рыбу на наживку, сделанную из того же вида рыб.
Я не перекрывал воду, когда она должна течь.
Я не делал отвода в канале текучей воды.
Древнеегипетская Книга Мертвых. Заклинания при вступлении в Зал Двух Истин

Кто сеет зло, пожинает раскаяние.
Муслихаддин Саади

И вот, по моему рассуждению, таково есть геенское мучение: оно есть раскаяние.
Преподобный Исаак Сирин. - YI век.

Теперь мы можем обрисовать то, что в народе называют адом или раем. Это – объективный взгляд души (не закрепощенной желаниями тела) на собственную жизнь. Попросту ад или рай – это «кинотеатр повторного фильма», где жизнь моя снова встает передо мной. Только здесь, приобретя (после избавления от уз тела) отстраненный взгляд мудрости на земную жизнь, выступает душа в роли собственного обвинителя, судьи и палача. Всепожирающий огонь стыда, от которого некуда деться (нет материи!), к которому нельзя привыкнуть (нет материи!), и есть то наказание, которое порождают наши плохие поступки. Наоборот, ощущение победы над животным внутри себя, понимание правильности принятых нами на земле решений и есть «плата», а точнее, следствие хороших поступков.
Менахем-Михаэль Гитик

Странная штука — совесть. Он знал человека, который в детстве вместе с ребятами забавлялся тем, что обливал кошек керосином и поджигал. И всю взрослую жизнь мучился чувством вины, совесть изнуряла его, доводя до умопомрачения здорового человека, ведущего специалиста по древнегреческой филологии. Он умер от голода в блокадном Ленинграде. Труп обнаружили в комнате, где обитали две кошки, вероятно, единственные кошки во всём городе, оставшиеся в живых, благодаря его пайковому довольствию.
Илья Штемлер

Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь.
Л.Н.Толстой

Чувство вины — благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда.
В.А.Сухомлинский

Камнем бросьте в меня! Ветку цветущей вишни я сейчас обломил.
Эномото Кикаку

Не верь человеку ни в чем, если он не проявляет совесть во всех случаях.
Лоренс Стерн

Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть.
Эжен Делакруа

Совесть – чувство духа человеческого, тонкое светлое, различающее добро от зла.
Это чувство яснее различает добро от зла, нежели ум.
Труднее обольстить совесть, нежели ум.
И с обольщенным умом, подкрепляемым грехолюбивою волею, долго борется совесть.
Совесть – естественный закон.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Мудрость — это ум, настоянный на совести.
Фазиль Искандер

Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем; в неё следует почаще заглядывать..
Блез Паскаль

Наша совесть — судья непогрешимый, пока мы не убили ее.
Оноре де Бальзак

Лучше уж совсем не жить, чем без совести.
Федор Абрамов

Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это важное правило и ты выполнишь всю задачу своей жизни.
Марк Аврелий

Голос чистой совести приятнее ста голосов славы.
Пьер Буаст

Думай больше о совести, чем о репутации.
Публилий Сир

Лучше краска на лице, чем пятно на сердце.
Мигель Сервантес де Сааведра

Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь.
Артур Шопенгауэр

Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды. Для меня совесть значит больше, чем мнения всех.
Марк Туллий Цицерон

Чистая совесть есть постоянный праздник.
Луций Анней Сенека

Жить в ладу с собой, со своей совестью — не в этом ли самое большое счастье.
Федор Абрамов

Чистая совесть — самая лучшая подушка.
Генрик Ибсен

Чистая совесть есть не что иное, как радость по поводу радости, причиненной другому человеку; нечистая совесть есть не что иное, как страдание и боль по поводу боли, причинённой другому человеку по недоразумию, по оплошности или в силу страсти.
Людвиг Фейербах

Раны совести никогда не зарубцовываются.
Публилий Сир

Да жалок тот, в ком совесть не чиста.
А.С.Пушкин

Смотреть на людей со сломанной совестью — еще страшнее, чем на избитых.
Юлиус Фучик

Есть суд судей и суд людей,
И суд есть совести своей.
И счастлив тот, кто все пройдет,
И третий суд его минет.
Гилель Бутман

Человек должен быть властелином своей воли и рабом своей совести.
Мария фон Эбнер-Эшенбах

Велико могущество совести: оно даёт одинаково чувствовать, отнимая у невинного всякую боязнь и беспрестанно рисуя воображению виновника все заслуженные им наказания.
Марк Туллий Цицерон

Тот, кто испытал на себе зло, может забыть его, тот, кто его совершил, — никогда.
Анри Маре

О судьбе и о почве повесть
Обрывается в беге лет,
И в конце концов – только совесть,
Только совесть оставит след.
Лев Озеров

Урок-рассуждение в 11-м классе по творчеству Ф.Абрамова "Жить в ладу с самим собой и своей совестью"

В наш космический век, век спутников, информатики, вычислительной техники невольно возникает вопрос: не утратило ли сегодня силу простое человеческое слово, слово писателя, которое заставило былые поколения плакать и радоваться над страницами любимых книг, сопереживать страданиям, восхищаться подвигами? Отвечая на этот вопрос, Федор Абрамов писал: "Именно в XIX веке явила миру свой светоносный лик русская литература". Сам Федор Абрамов продолжал традиции русской классической литературы.

- Как вы понимаете выражение "жить в ладу с самим собой и со своей совестью"?

II. Слово об авторе (Биография Ф.Абрамова).

Родился Федор Александрович 29 февраля 1920 года в далекой северной деревне Веркола Архангельской губернии Пинежского уезда, отгороженной от города бескрайними лесами, болотами, озерами. Только в 18 лет будущий писатель впервые увидел город, железную дорогу, поезд, трамвай, театр. Его поразило и надолго насторожило городское многолюдье, где даже в одном доме люди не знают друг друга.

Детство и юность, проведенные в далекой таежной глуши, были нелегкими. Большая многодетная, рано осиротевшая семья: отец умер, когда мальчику не было и двух лет. Тяжелый крестьянский труд, когда хлеб добывался в поте лица, и учеба сначала в начальной школе Верколы, а затем - в Карпогорах, за пятьдесят верст от дома, куда подросток в праздники добирался то пешком, то на попутных подводах.

Школьные годы, комсомольская юность заглушили на время детские впечатления. Появились иные мечты, иные кумиры, иные идеалы. Романтика революции, героика гражданской войны и первых пятилеток. А затем - филологический факультет Ленинградского университета, Великая Отечественная война, вместе со своими сокурсниками ушел он ополченцем защищать Ленинград. Тяжелые ранения, блокадный госпиталь, переправа по Дороге жизни через Ладогу, отпуск по ранению на родное Пинжье.

Окончание университета, аспирантура, работа на кафедре советской литературы, лекции, экзамены, статьи. И только поздние вечера, выходные дни и летние отпуска посвящал он писательской работе. Труден дописателький путь Федора Абрамова.

Доживают свой век те поколения, о которых с болью и восхищением писал Абрамов. Но остались его книги. Остались не только как память об уходящей эпохе, но и как вечно живое мудрое слово, обращенное к современникам и потомкам, слово о душе человеческой, о смысле жизни, о чести и совести. "Лучше на свете не жить без совести", - говорит любимая героиня Абрамова Лиза Пряслина. Но как трудно следовать этому простому завету. О том свидетельствуют многочисленные судьбы абрамовских героев. Представляем на ваш суд рассказ "Золотые руки"

III. Чтение с остановками:

1. Чтение I части рассказа.

"В контору влетела как ветер, без солнца солнцем осветило.

Александр Иванович, меня на свадьбу в Мурманск приглашают. Подруга замуж выходит. Отпустишь?

А как же телята? С телятами-то кто останется?

Маму с пенсии отзову. Неделю-то, думаю, как-нибудь выдержит.

Тут председатель колхоза, еще каких-то полминуты назад считавший себя заживо погребенным (некем подменить Марию, хотя и не отпустить нельзя: пять лет без выходных ломит!), радостно заулюлюкал:

-Поезжай, поезжай, Мария! Да только от жениха подальше садись, а то чего доброго с невестой перепутают.

Председатель говорил от души. Он всегда любовался Марией и втайне завидовал тому, кому достанется это сокровище. Красавицей, может, и не назовешь, и ростом не очень вышла, но веселья, но задора - на семерых. И работница. За свои сорок пять лет такой не видывал. Три бабенки до нее топтались на телятнике, и не какая-нибудь пьяная рвань - семейные. И все равно телята дохли. А эта пришла - еще совсем-совсем девчонка, но в первый же день: "Проваливайте! Одна справлюсь". И как почала-почала шуровать, такую революцию устроила - на телятник стало любо зайти.

Мария вернулась через три дня. Мрачная. С накрепко поджатыми губами."

-Как вы думаете, почему Мария вернулась без настроения? Была ли она на свадьбе? (предполагаемые ответы: "свадьба не понравилась", "опоздала на самолет", "подруга не встретила на аэродроме", "на нее на свадьбе не обратили внимания", "ей самой замуж захотелось" и т.д.)

2. Инсценирование II части рассказа.

Председатель: Да ты что, перепила на свадьбе?

Мария: Не была я на свадьбе (со злостью бросает на стол свои руки). Куда с такими крюками поеду? Чтобы люди посмеялись?

Председатель: Ничего не понимаю.

Мария: Да чего не понимать-то? Зашла на аэродроме в городе в ресторан перекусить чего, думаю, два часа еще самолет на Мурманск ждать, ну и пристроилась к одному столику - полно народу: два франта, да эдакая фраля накрашенная. Смотрю, а она и есть перестала. Грабли мои не понравились! Все растрескались, все красные, как сучья, - да с чего же им понравиться?

Председатель: Мария, Мария.

Мария: Все! Наробилась больше. Ищите другую дуру. А я в город поеду красоту на руки наводить, маникюры. Заведу, как у этой кудрявой фрали.

Председатель: И ты из-за этого. Ты из-за этих пижонов не поехала на свадьбу!

Мария: Да как поедешь-то? Фроська медсестрой работает, жених - офицер - сколько там будет крашеных да завитых? А разве я виновата, что с утра до ночи и в ледяную воду, и в пойло, и навоз отгребаю. Да с чего же у меня будут руки?

Председатель: Мария, Мария. У тебя золотые руки. Самые красивые на свете. Ей-богу!

Мария: Красивые. Только с этой красотой в город нельзя показаться.

Задание: Ребята, каково ваше мнение: осталась Мария в деревне или уехала в город?

Работа в группах:

Задание первой группе: обосновать версию: Мария осталась в деревне.

Задание второй группе: обосновать версию: Мария уехала в город.

3. Чтение заключительной части рассказа.

  1. Какую проблему поднимает автор в рассказе?
  2. Председатель колхоза, каким он перед вами представился?
  3. Какую характеристику дает автор главной героине рассказа?

- Каково отношение автора к героине рассказа?

Вывод учителя: "Жизнь и в городе, и в деревне ставит перед человеком свои проблемы. И в городе, и в деревне жизнь испытывает человека на прочность его нравственных устоев, на человеческую состоятельность".

-Мало кто из современников так чувствовал и понимал значение воспитательного слова, предостерегающего, ощущающего и врачующего душу. Многие рассказы писателя имеют сходство с житийной литературой. Нередко этот сказ о подвиге, о светлой душе, несущей даже в скорбные дни свет и радость людям. Такова Милентьевна из повести "Деревянные кони", которая заражает добротой окружающих.

IV. Выступление ученика-ассистента о рассказе "Деревянные кони".

Когда Абрамова спрашивали, кого он считает своими учителями, он, конечно, называет старшего брата, учителя Алексея Федоровича. И был еще один близкий пример - пример чистой душевности. Это была его родная тетка Иринья. "Она была старая дева, - вспоминает о ней Абрамов, - что называется в народе христова невеста, швея, она обходила и обшивала всю деревню. Каждый ее приход был великой радостью, потому что вместе с ней входил в дом свет, входила доброта, милосердие и бескорыстие. На глазах люди добрели, набирались добрых и хороших помыслов". Прототипом Милентьевны была именно Иринья.

Чувство долга всегда мучило Абрамова. Оно сопрягалось с чувством вины перед теми, кто сделал ему добро и кому он не успел оплатить благодарностью. Таких людей было немало. Возьмем, к примеру, хотя бы двоих: врача из Ленинградского госпиталя, который не дал ампутировать ногу, когда его ранило разрывной пулей в бедро и учителя, который в 1937 г. исчез бесследно.

Все рассказы Федора Абрамова - сказания о неприметных, обычных людях, которые живут в ладу с самим собой и со своей совестью, каждодневно умножая добро и красоту на земле. А цикл рассказов "Трава-мурава" - памятник-благодарение человеческому достоинству, доброте, неприметному подвигу. Скромная и неброская красота русской души открывается в этих миниатюрах. Завершается "Трава-мурава" короткими речениями, авторскими размышлениями, многие из которых звучат как заповеди-завещания.

  1. "Сотвори мир в душе и пошли его людям".
  2. "Может быть, главное в жизни даже не то, что мы делаем, а то, как делаем: сколько любви, души, добра, чистоты вкладываем в содеянное".
  3. "Если люди научатся чувствовать и мыслить справедливо, то они тем самым помогут оздоровлению мира".

V. Заключительное слово учителя.

Читала я Абрамова и думала: есть галерея русских полководцев в Эрмитаже, есть музей боевой славы, а галереи русской бабы нет. Нет памятника тем, на ком, может быть, Родина стояла и до сих пор стоит. Не будь их - ничего бы не было. У одной их них руки, "как грабли", у другой - "как крюки", у третьей - "как сучья и красные". Ведь именно эти руки и детей вырастили, и свой, и колхозный скот пасли. А все же женщины они, красавицы. Даже те, кто некрасив лицом или до срока состарился, красивы, прекрасны. Герои произведений Федора Абрамова - это обычные люди, которые живут без шума и горделивой позы, каждодневно умножая добро и красоту на земле. Живут не только сегодняшним днем, а живут, серьезно думая о своей будущей жизни. Живут в ладу с самим собой и со своей совестью.

Дифференцированное задание на дом:

Написать сочинение-рассуждение на одно изречение из цикла рассказов "Трава-мурава" Ф.Абрамова.

"Чудо! Господи, приближусь ли я когда-нибудь к тому языку, которым говорят мои земляки. Какая свежесть, какая простота, какая сердечность". Речь героев произведений Абрамова. Исследовательская работа.

ЛитЛайф

Высокомерие, в отличие от гордости, не есть притязание на оценку собственного достоинства наравне с другими, но притязание на более высокую оценку собственных достоинств и более низкую – достоинств других.

И. Кант 12, 57

Я не согласен с теми, кто причисляет скромность к добродетели. Логик обязан видеть вещи в точности такими, каковы они есть, а недооценивать себя – такое же отклонение от истины, как преувеличивать свои способности.

А. Конан-Дойл. Записки о Шерлоке Холмсе.

Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других.

М. Монтень 12, 56

Кто не уважает себя сам, того не будут уважать и другие.

Японская пословица 12, 264

Скромность и гордость дополняют и обусловливают друг друга. Скромность без гордости – самоуничижение; гордость без скромности – гордыня, высокомерие, надменность.

О скромности много говорят те, кто не имеет иных достоинств.

Надменность – гордость, унижающая и презирающая других.

Высокомерие – высокое мнение о себе и низкое о других.

… где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести.

В.Г. Белинский. Соч. Т. 1. С. 434

Все, что успокаивает нечистую совесть, вредит обществу.

П. Буаст 2, 74

В вопросах совести закон большинства не действует.

Мохандас Ганди

Совесть – это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших ближних.

П. Гольбах 12, 237

Чистую совесть иметь, не знать за собой прегрешений!

Гораций 1,183

Закон, живущий внутри нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

И. Кант 12, 236

Совесть – тысяча свидетелей.

Квинтилиан 5, 218

Бог каждого человека – его совесть.

Менандр 1, 183

Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен.

Овидий 1, 183

Жить в ладу со своей совестью, и пускай себе люди говорят, что им вздумается.

Если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. И вот это неизбежное колебание в ту или другую сторону называется совестью.

М.М. Пришвин 12, 237

Постыдная прибыль хуже убытка.

Публилий Сир

Раны совести никогда окончательно не зарубцовываются.

Публилий Сир

Ах, чувствую: ничто не может нас

Среди мирских печалей успокоить;

Ничто, ничто… едина разве совесть!

Так, здравая, она восторжествует

Над злобою, над темной клеветою;

Но если в ней единое пятно,

Единое случайно завелося,

Тогда беда: как язвой моровой

Душа сгорит, нальется сердце ядом,

Как молотком, стучит в ушах упреком

И все тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах…

И рад бежать, да некуда… ужасно!…

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!

А.С. Пушкин («Борис Годунов»)

Совесть обладает болезненно повышенной чувствительностью. Можно пользоваться совестью, но, подобно фантазии и желудку, нельзя ее перегружать.

Чистая совесть есть не что иное, как радость по поводу радости, причиненной другому человеку; нечистая совесть есть не что иное, как страдание и боль по поводу страданий, причиненных другому человеку.

Л. Фейербах 12, 238

Самое главное украшение – чистая совесть.

Ничто так не беспокоит людей, как нечистая совесть.

Эразм Роттердамский

Всегда будь воли своей хозяином, совести же своей – рабом.

М. Эшенбах 6, 109

Хотеть обмануть совесть, значит обмануть себя.

Из кинофильма “Закон есть закон”

Краска стыда – ливрея добродетели.

Ф. Бэкон 2, 74

Стыдливость указывает на внутренний предел человеческого греха; когда человек кра снеет, начинается его более благородное я.

Гейбель 1, 184

Презрение к доброму имени называется бесстыдством.

Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя…

Демокрит 4, 127

Стыд – это беспокойство души при мысли о том, что совершено нечто такое, что способно уменьшить уважение к нам со стороны других.

Д. Локк 12, 249

Стыд – страх перед ожидаемым бесчестием.

Платон (“Определения”)

Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы.

Не может быть ничего стыдного в том, что дает счастье и гордость.

Э. Хемингуэй

Стыд – это страх честности перед позором.

Эразм Роттердамский 12, 249

Культура поведения, этикет

Из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков.

Аристотель. Политика, 1336 b

Вежливость есть символически условное выражение уважения ко всякому человеку.

Н.А. Бердяев 12, 41

Этикет – это разум для тех, кто его не имеет.

Приветливость – это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец.

Восточная мудрость

Деликатность заключается в том, чтобы не делать и не говорить того, чего не позволяют окружающие условия.

Гегель 12, 68

Учтивость есть строгая мера того, как надо поступать.

Добродетельный человек не может не быть благовоспитан, но не всякий благовоспитанный человек добродетелен.

Ж. Лабрюйер 12, 27

Ложная деликатность поведения выражается в неоправданной церемонности, ложная деликатность вкуса – в притворстве.

Ж. Лабрюйер 12, 68

Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собой.

Ж. Лабрюйер 12, 276

Приличие – это наименее важный из всех законов общества и наиболее чтимый.

Как жить в ладу со своей совестью?

Объявление в подъезде многоэтажного дома: «Ув. жильцы! Где ваша совесть? Выкидывайте мусор в соседний двор» (орфография сохранена).

Что же такое совесть?

Устами детей. Павлик, 6 лет: «Это такой маленький человечек, который сидит у меня в голове и говорит мне, когда я делаю хорошо, а когда не очень…»

Марина, 9 лет: «Когда я была маленькая, я съела вишенки с торта. Мама меня спросила, кто это сделал. Я ответила, что не знаю. Тогда она сказала, что кто говорит неправду, у того нет совести. Совесть — это когда люди говорят правду и никогда не врут».

Википедия: «Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ей поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности».

Из этого определения следует, что совесть — сугубо индивидуальное понятие. Каждый человек сам регулирует свои этические и моральные нормы. На уровне чувств совесть подсказывает своему владельцу, что он делает верно, а где ошибается. Совесть каждого из нас формируется под влиянием общественных норм, воспитания и собственного опыта. Этот процесс происходит на протяжении всей жизни человека.

Степень совестливости

Совесть выступает в качестве регулирующего начала человека в отношениях с другими членами общества. Она может сподвигнуть человека на тот или иной поступок по чисто субъективным причинам.

Часто совесть является тормозом, который удерживает нас от совершения каких-либо действий, как бы предупреждая о неправомерности, ошибочности и возможных негативных последствий поступка.

Степень совестливости можно определить как меру нравственной ответственности перед другими. Угрызения совести знакомы всем. Они могут ощущаться по-разному: от небольшого дискомфорта до настоящей депрессии.

Если у индивида сильно развито чувство совестливости, то любой неправильный поступок может вызвать сильные моральные страдания. Это особенно свойственно людям очень эмоциональным и чувствительным.

Есть и противоположная категория людей: их часто называют бессовестными. Они способны совершать ужасающие поступки и при этом не испытывать никаких угрызений совести. Степень их совестливости равна нулю. Такие люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что они творят, часто лгут и криводушничают.

Всем известна старинная поговорка: «У кого совесть чиста, тот может спать спокойно». Иными словами, поступая по совести, мы обретаем душевное равновесие и покой. Адольф Гитлер, например, неоднократно заявлял, что он освободит человечество от этой «унизительной химеры», называемой совестью. На что был способен этот человек? Комментарии излишни…

Совесть и стыд

Как мы выяснили, совесть — сугубо индивидуальное свойство каждого человека. Она независима от мнения окружающих. Кроме совести имеется другой внутренний механизм, контролирующий наше сознание. Это — стыд. С помощью этого чувства человек осознает, что иногда он поступает в противовес общепринятым нормам и законам общежития, он чувствует себя виноватым.

В отличие от совести чувство стыда полностью зависит от мнения окружающих, которые могут осудить любого за нарушение каких-то норм. Человек будет ощущать тем больший стыд за содеянное, чем важнее и значимее мнение персоны, которая ему на это указала.

При этом часто получается так: человек считает, что он не сделал ничего такого супротив принятых правил, но общество его все-таки осудило, поскольку так поступать не принято. В этом случае чувство стыда работает примерно по такой схеме: «Они думают, что я сделал что-то не так в этой ситуации, но они неправы. Но мне все равно стыдно, потому что они про меня так думают». Получается замкнутый круг.

Совесть и долг

Долг выступает по отношению к совести, как механизм ее побудительного действия и оценки. Долг, как и совесть, не зависит от мнения окружающих. Долг «повелевает» совести быть честным в любой ситуации: когда тебя никто не видит, никто не может проверить, даже когда ты был нечестным, и это никогда не станет явным.

Если совесть говорит вам, что ваш действие или поступок соответствует долгу, то значит, что вы поступили по совести, поступок сделан из чувства долга, как того требовала совесть.

Как поладить со своей совестью

Совесть — глаза души человека, особый психологический механизм, который действует внутри нас, сопоставляя и проверяя, соответствуют ли наши действия и поступки долгу.

Можно сформулировать несколько основных принципов, которые помогут жить в согласии с собственной совестью.

• Поступайте одинаково в отношении разных людей в одинаковой ситуации.

• Действуйте одинаково в отношении одного и того же человека в разных ситуациях.

• Поступайте так же, как хотели бы, чтобы другой человек (на вашем месте) отнесся к вам в подобной ситуации.

Жить в гармонии с собой, со своей совестью, постигая тайны жизни — не в этом ли состоит самое большое счастье?

Цитаты Солженицына

Цитаты Александра Солженицына
Подготовил Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат писателя Александра Солженицына (1918 — 2008).

Это один из русских нобелевских лауреатов по литературе, диссидент-антисоветчик, ставший консервативным народником .

Цитаты сведены по темам: жизненная этика, человеческие проявления, политика, власть, демократия, заключение, русский народ, улучшение мира, счастье, отношения, жизнь, любовь, Бог, трудности, истина, Россия, смерть, люди, насилие, искусство, образование.

О жизненной этике

Тот мудрец, кто доволен и немногим.

Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря проведешь и час, и день, и всю жизнь.

Живите с ровным превосходством над жизнью – не пугайтесь беды и не томитесь по счастью. Все равно ведь и горького не до веку и сладкого не дополна. Довольно с вас, если вы не замерзаете и если жажда и голод не рвут вам когтями внутренностей. Если у вас не перешиблен хребет, ходят обе ноги, сгибаются обе руки, видят оба глаза и слышат оба уха – кому вам еще завидовать? Зависть к другим, больше всего съедает нас же.

А вкус то моря можно понять — с одной ложки!

Протрите глаза, омойте сердце и выше всего оцените тех, кто любит вас и кто к вам расположен. Не обижайте их, не браните. Ни с кем из них не расставайтесь в ссоре. Ведь вы же не знаете, может быть, это ваш последний поступок и таким вы останетесь в их памяти.

Не гонитесь за призрачным – за имуществом, за званиями: это наживается нервами десятилетий, а конфискуется в одну ночь.

Просто у людей перевернуты представления – что хорошо и что плохо. Жить в пятиэтажной клетке, чтоб над твоей головой стучали и ходили, и радио со всех сторон, – это считается хорошо. А жить трудолюбивым земледельцем в глинобитной хатке на краю степи – это считается крайняя неудача.

О человеческих проявлениях

Жалость — чувство унижающее: и того унижающее, кто жалеет, и того, кого жалеют.

Есть высокое наслаждение в верности. Может быть — самое высокое. И даже пусть о твоей верности не знают.

Бывает, что мысли, безусловные ночью в полусне, оказываются несостоятельными при свете утра.

Одна большая страсть, занявши раз нашу душу, жестоко измещает все остальное. Двум страстям нет места в нас.

Если человек при жизни назван деятелем, да ещё заслуженным, то это его конец: слава, которая уже мешает лечить, как слишком пышная одежда мешает двигаться.

Как ни смеялись бы мы над чудесами, пока сильны, здоровы и благоденствуем, но если жизнь так заклинится, так сплющится, что только чудо может нас спасти, мы в это единственное, исключительное чудо — верим!

Всякий общий праздник тяжёл одинокому человеку. Но невыносим одинокой женщине, у которой годы уходят, — праздник женский!

У каждого всегда дюжина гладеньких причин, почему он прав, что не жертвует собой.

Самоубийца - всегда банкрот, это всегда - человек в тупике, человек, проигравший жизнь и не имеющий воли для ее продолжения.

О политике

Мы заслужили свой режим и своих вождей, нам и расхлёбывать.

Политическая жизнь — совсем не главный вид жизни человека, политика — совсем не желанное занятие для большинства. Чем размашистей идёт в стране политическая жизнь — тем более утрачивается душевная. Политика не должна поглощать духовные силы и творческий досуг народа. Кроме прав человек нуждается отстоять и душу, освободить ее для жизни ума и чувств.

Гениальность политика в том, чтоб извлечь успех и из народной беды.

Источник силы или бессилия общества — духовный уровень жизни, а уже потом — уровень промышленности. Одна рыночная экономика и даже всеобщее изобилие — не могут быть венцом человечества. Чистота общественных отношений — основней, чем уровень изобилия. Отказать деревне в частной собственности — значит закрыть её уже навсегда.

Снятие ответственности с Ельцина - великий позор. Я считаю, что Ельцин и человек сто из его окружения должны предстать перед судом.

О власти

Дайте людям определённую власть, и они придут к определённым порокам.

Неограниченная власть в руках ограниченных людей всегда приводит к жестокости.

Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом.

Если мы не хотим над собой насильственной власти — каждый должен обуздывать и сам себя. Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. Большинство, если имеет власть расширяться и хватать — то именно так и делает.

Для государственного человека нет большего греха, чем малодушие.

Все приемы предвыборной борьбы требуют от человека одних качеств, а для государственного водительства - совершенно других, ничего общего с первыми. Редок случай, когда у человека есть и те и другие.

О демократии

Именно в наше время демократия из формы государственного устройства возвысилась как бы в универсальный принцип человеческого существования, почти в культ.

Все отдавать на голосование по большинству — значит устанавливать его диктатуру над меньшинством и над особыми мнениями, которые как раз наиболее ценны для поиска путей развития.

Мы изголодались по свободе, и нам кажется: нужна безграничная свобода. А свобода нужна ограниченная, иначе не будет слаженного общества. Только не в тех отношениях ограниченная, как зажимают нас. Нам демократия кажется солнцем незаходящим. А что такое демократия? — угождение грубому большинству. Угождение большинству означает: равнение на посредственность, равнение по низшему уровню, отсечение самых тонких высоких стеблей.

О заключении

— Здесь, ребята, закон — тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать.

Кто арестанту главный враг? Другой арестант. Если б зэки друг с другом не сучились, не имело б над ними силы начальство.

В этой стране за каждым освобождением где-то должен следовать арест.

Что надо, чтобы быть сильнее следователя и всего этого капкана? Надо вступить в тюрьму, не трепеща за свою оставленную тёплую жизнь. Надо на пороге сказать себе: жизнь окончена, немного рано, но ничего не поделаешь. На свободу я не вернусь никогда. Я обречён на гибель. Тело мое с сегодняшнего дня для меня — бесполезное, чужое тело. Только дух мой и моя совесть остаются мне дороги и важны. И перед таким арестантом — дрогнет следствие!

О русском народе

Пленники в немецком плену узнали, что нет на свете нации более презренной, более покинутой, более чуждой и ненужной, чем русская.

Говорят: целый народ нельзя подавлять без конца. Ложь! Можно! Мы же видим, как наш народ опустошился, одичал, и снизошло на него равнодушие уже не только к судьбам страны, уже не только к судьбе соседа, но даже к собственной судьбе и судьбе детей. Равнодушие, последняя спасительная реакция организма, стала нашей определяющей чертой. Оттого и популярность водки – невиданная даже по русским масштабам.

Народ имеет несомненное право на власть, но хочет народ - не власти (жажда ее свойственна лишь процентам двум), а хочет прежде всего устойчивого порядка.

Об улучшении мира

С кого начинать исправлять мир? С других? Или с себя?

Если б это было так просто! — что где-то есть чёрные люди, злокозненно творящие чёрные дела, и надо только отличить их от остальных и уничтожить. Но линия, разделяющая добро и зло, пересекает сердце каждого человека. И кто уничтожит кусок своего сердца?…

За все реформы мы берёмся как похуже — так и тут. Только губят дело и отбивают у людей последнюю веру в обещания власти.

Что дороже всего в мире? Оказывается: сознавать, что ты не участвуешь в несправедливостях. Они сильней тебя, они были и будут, но пусть — не через тебя.

О счастье

Совсем не уровень благополучия делает счастье людей, а отношения сердец и наша точка зрения на нашу жизнь. И то и другое – всегда в нашей власти, а значит, человек всегда счастлив, если он хочет этого, и никто не может ему помешать.

Сытость совсем не зависит от того, сколько мы едим, а от того, как мы едим! Так и счастье, так и счастье, Левушка, оно вовсе не зависит от объема внешних благ, которые мы урвали у жизни. Оно зависит только от нашего отношения к ним!

А откуда вы знаете, в какой точке земли вы будете счастливы, в какой — несчастливы? Кто скажет, что знает это о себе?

Об отношениях

Знаешь, почему лошади живут так долго? Они не выясняют отношения!

Чем хрупче удался человек, тем больше десятков, даже сотен совпадающих обстоятельств нужно, чтоб он мог сблизиться с подобным себе. Каждое новое совпадение лишь на немного увеличивает близость. Зато одно единственное расхождение может сразу все развалить.

Когда глаза неотрывно-неотрывно смотрят друг в друга, появляется совсем новое качество: увидишь такое, что при беглом скольжении не открывается. Глаза как будто теряют защитную цветную оболочку, и всю правду выбрызгивают без слов, не могут её удержать.

О жизни

Умного на свете много, мало — хорошего.

Две загадки в мире есть: как родился — не помню, как умру — не знаю.

Никто из людей ничего не знает наперёд. И самая большая беда может постичь человека в наилучшем месте, и самое большое счастье разыщет его - в наидурном.

Ведь есть же люди, которым так и выстилает гладенько всю жизнь, а другим — всё перекромсано. И говорят — от человека самого зависит его судьба. Ничего не от него.

О любви

Ревность - это оскорбленное самолюбие. Настоящая любовь, лишившись ответа, не ревнует, а умирает, окостеневает.

Любовь к животным мы теперь не ставим в людях ни в грош, а над привязанностью к кошкам даже непременно смеемся. Но разлюбив сперва животных - не неизбежно ли мы потом разлюбливаем и людей?

Обладать нелюбимой — несчастный удел нищих телом и душой. А мужчины хвастают этим как «победой».

О Боге

Все ж ты есть, Создатель, на небе. Долго терпишь, да больно бьешь.

В Бога я охотно верю. Только вот не верю я в рай и в ад. Зачем вы нас за дурачков считаете, рай и ад нам сулите?

А я - молился. Когда нам плохо - мы ведь не стыдимся Бога. Мы стыдимся Его, когда нам хорошо.

О трудностях

Вообще трудно считаться, кому тяжелей. Это ещё трудней, чем соревноваться успехами. Свои беды каждому досадней. Я, например, мог бы заключить, что прожил на редкость неудачную жизнь. Но откуда я знаю: может быть, вам было ещё круче?

Самая тяжелая жизнь совсем не у тех, кто тонет в море, роется в земле или ищет воду в пустынях. Самая тяжелая жизнь у того, кто каждый день, выходя из дому, бьется головой о притолоку — слишком низкая.

Об истине

Истина мгновенно ускользает, как только ослабится напряжённость нашего взора, — и при этом оставляет нас в иллюзии, что мы продолжаем ей следовать. От этого вспыхивают многие разногласия.

Если тебе часто приходится лгать, то рано или поздно ты сам поверишь в это.

О России

Как одной фразой описать всю русскую историю? Страна задушенных возможностей.

Великая ли мы нация, мы должны доказать не огромностью территории, не числом подопечных народов, но величием поступков.

О смерти

Когда-нибудь не страшно умереть — страшно умереть вот сейчас.

Не бойся пули, которая свистит, раз ты ее слышишь – значит, она уже не в тебя. Той единственной пули, которая тебя убьет, ты не услышишь.

О людях

У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей.

Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть.

О насилии

Ничего в мире нельзя добиваться насилием! Взявши меч, нож, винтовку, мы быстро сравняемся с нашими палачами и насильниками. И не будет конца.

Человек, внутренне не подготовленный к насилию, всегда слабей насильника.

Об искусстве

Искусство – это не что, а как.

Гении не подгоняют трактовку под вкус тиранов!

Об образовании

Образование ума не прибавляет.

Всего на свете не узнаешь. Всё равно дураком помрёшь.

О разном

Старый месяц Бог на звезды крошит.

Вселенная имеет столько центров, сколько в ней живых существ.

Легкие деньги – они и не весят ничего, и чутья такого нет, что вот, мол, ты заработал. Правильно старики говорили: за что не доплатишь, того не доносишь.

Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для начальника делаешь – дай показуху.

Интеллигент — это тот, чьи интересы к духовной стороне жизни настойчивы и постоянны, не понуждаемы внешними обстоятельствами и даже вопреки им. Интеллигент это тот, чья мысль не подражательна.

Палачи любят украшать себя легендами.

Спорт - опиум для народа. Спортивными зрелищами, футболом да хоккеем из нас и делают дураков.

Простая истина, но и ее надо выстрадать: благословенны не победы в войнах, а поражения в них! Победы нужны правительствам, поражения нужны – народу. После побед хочется еще побед, после поражения хочется свободы – и обычно ее добиваются. Поражения нужны народам, как страдания и беды нужны отдельным людям: они заставляют углубить внутреннюю жизнь, возвыситься духовно.

Я говорю вам: пожалуйста, побольше вмешивайтесь в наши внутренние дела… Мы просим вас: вмешивайтесь!

Америка давно проявила себя как самая великодушная и щедрая страна в мире.

Инженер?! Мне пришлось воспитываться как раз в инженерной среде, и я хорошо помню инженеров двадцатых годов: этот открыто светящийся интеллект, этот свободный и необидный юмор, эта лёгкость и широта мысли, непринуждённость переключения из одной инженерной области в другую и вообще от техники к обществу, к искусству.

Ёлка – это Рождество, а не Новый год!

Солженицын прославился своими антисоветскими произведениями и выступлениями, а также опытом прохождения сталинских лагерей. За время жизни на Западе он эволюционировал в направлении традиционных народных ценностей и вернулся к актуальной российской жизни в 1990 г. своей программной статьей «Как нам обустроить Россию?». Солженицына вежливо выслушали , но чувствовалось, что несколько умозрительные идеи классика оказались несозвучными текущей ситуации в стране.

Цитаты о Солженицыне

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .

Читайте также: