Зреет рожь над жаркой нивой размер стиха схема

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

«Зреет рожь над жаркой нивой» - анализ стихотворения А.А. Фета

Литературоведам неизвестно, когда именно было написано стихотворение. Предположительная дата — конец 1850-х годов. Работа была опубликована в журнале «Русский вестник» в 1860 году. Фет считал себя приверженцем чистого искусства, поэтому в своем творчестве не затрагивал темы политики и других проблем внешнего мира.

Фет в стихотворения рисовал не просто картину природы. Прежде всего, он обращался к внутренним чувствам и эмоциям.

В текстах поэт часто описывает понятия красоты и счастья. Именно это сделало его мастером пейзажной лирики.

Фет часто олицетворяет природу, делает ее живой. Это позволяет почувствовать ее важность для человека. От урожая зависело, как люди будут переживать зиму. Большое количество зерна позволяло не беспокоиться о возможном голоде.

Краткое содержание

Стих начинается с описания природы. Зреет рожь, поле словно укрыто золотым покрывалом. Кажется, что оно не имеет размера. Только ветер мягко перебирает колоски ржи. События происходят в момент, когда день клонится к концу и уже виден едва заметный месяц. Он словно удивлен происходящим, но не отказывается забрать день себе и вступить в свои полные права.

Жатва хлеба кажется безбрежной. И только на мгновенье между заходом и восходом солнца скрываются светлые лучи. Этот момент напоминает око, которое смыкает на миг веки.

В стихотворении нет лирического героя, но его присутствие неощутимо чувствуется. Именно он любуется красотой природы и восхищается тем, как много поспевает зерна. В тексте выросшие колоски напоминают безбрежное поле. Оно не зеленое, а золотое.

Плавная смена дня на ночь показывает непрерывность бытия. Еще немного подождать и придет пора собирать урожай, потом отдых и снова нужно сеять зерно. Эта цикличность будет неизменной.

Художественные приемы

При чтении некоторые описания могут быть непонятны. Например, значение слова «смежает» в стихотворении Фета — соединять, смыкать края, закрыть. Поэт описывает небо как живое существо, которое закрывает глаза на недолгое время. Строчка «смежает небо огнедышащее око», означает, что день сменился ночью, и природа словно заснула. Если внимательно читать Фета, можно нарисовать в своем воображении фантастическую картину.

Яркое солнце и золотая рожь словно напоминают чудовище, которое дышит огнем. Именно поэтому все окрашено в желто-красные оттенки. Только ночью существо засыпает и закрывает свои глаза. Нива в стихотворении Фета — это поле, которое было обработано человеком и засеяно зерном.

Стихотворение условно можно разделить на 3 части:

  1. Описание поля, которое покрыто почти созревшей рожью.
  2. Рассказ о моменте, когда день переходит в ночь.
  3. Окончание вечера.

На протяжении всего стиха описывается одна картина. Она неразрывно связана с эмоциональным состоянием героя, поэтому автор так детально представляет природу.

Размер стиха — трехстопный хорей. Именно он лучше всего передает ритмический рисунок и показывает красоту предзакатного времени.

При написании стихотворения Фет использовал следующие средства выразительности:

    — поэт описывает ниву жаркой, ветер прихотливым, переливы золотыми;
  • метафоры — автор представляет око огнедышащим, день может делать объятия, а нива жаркая;
  • олицетворение — Фет рассказывает, как ветер гонит, месяц смотрит, а небо смежает око.

Поэт умело описывает природу. Она предстает живым существом, которое неподвластно человеку. Все что могут люди — смотреть, восхищаться, растворяться в ней. Но контролировать ее они не могут.

Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» Фета

Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» Фета

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зреет рожь над жаркой нивой.

Тема – разгар лета, который поэт описывает как отрадную для глаз пору.

Композиция – одночастная, одним мазком Фет рисует всю картину, описывая её с разных сторон.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрестной рифмой.

История создания

Основная тема стихотворения – как раз описание разгара лета и того, какие ощущения эта пора года вызывает у лирического героя. Интересно, что при этом он описывает не жаркий полдень, что было бы символично. Фет очень точно передаёт состояние покоя, которое испытывает лирический герой. Это состояние продиктовано тем, что рожь уродилась хорошо, а значит, зима будет сытой. Это скорее подсознательное ощущение, чем оформившаяся мысль, но это ощущение тесно связано с темой произведения.

Композиция

Композиция стихотворения одночастная, на протяжении всех трех строф Фет описывает одну и ту же картину и связанное с ней эмоциональное состояние лирического героя.

Так, в первой строфе перед читателем предстает прекрасная картина поля с уже созревшей рожью, которая колышется на ветру.

Вторая строфа – это указание на время, когда происходит действие – тот период дня, когда луна уже появляется на небе, но солнце еще не ушло окончательно.

И третья строфа показывает солнце, которое заходит за край поля, знаменуя окончание дня. Переход от дня к ночи – волшебное время, вызывающее глубокий отклик в душе лирического героя.

Фет прямо не указывает на присутствие человека, но идея и ощущения принадлежат ему. В этом проявляется психологизм творчества поэта, выделяющий его произведения среди русского литературного наследия 19 века.
Трехстопный хорей с перекрестной рифмой делает стихотворение очень простым в плане ритмической организации, при этом помогая поэту выразить восхищение красотой предзакатного летнего вечера. Простая ритмика помогает проще воспринять произведение и ощутить все вложенные в него эмоции.

Это классическое лирическое стихотворение, поскольку в нём яркое эмоциональное начало, отражены мысли и чувства лирического героя.

Средства выразительности

В своем стихотворении Фет использует классические выразительные средства, помогающие ему выполнить художественную задачу.

Благодаря олицетворениям природа предстает как что-то, что человеку неподвластно, что-то, что имеет собственную волю. Человек может любоваться и восхищаться ею, может раствориться в ней – и только тогда он сможет понять ее сущность, ощутить настоящую гармонию.

Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» Фета

«Зреет рожь над жаркой нивой» анализ стихотворения Фета по плану кратко – эпитеты, тема, идея

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зреет рожь над жаркой нивой.
История создания – точная дата написания неизвестна, приблизительно это произведение датируется концом 1850-х. Напечатано впервые в журнале “Русский вестник” в 1860 году.

Тема – разгар лета, который поэт описывает как отрадную для глаз пору.

Композиция – одночастная, одним мазком Фет рисует всю картину, описывая ее с разных сторон.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

Эпитеты – “жаркая нива”, “прихотливый ветер”, “золотые переливы”, “безбрежная жатва”, “огнедышащее око”.

Олицетворения – “гонит ветер прихотливый”, “робко месяц смотрит”, “месяц изумлен”, “на миг смежает небо огнедышащее око”.

История создания

Неизвестно, в каком году точно было написано это произведение. Исследователи датируют его концом 1850-х, а напечатано оно было в 1860 году, тогда ценители поэзии Фета могли прочитать это произведение в журнале “русский вестник”.

Фет был апологетом идеи “чистого искусства”, он считал, что поэзия должна быть отделена от политики и других проблем внешнего мира. Чаще всего он обращался именно к теме природы, описывая не столько картину, которую читатель должен был увидеть, сколько эмоцию, которую нужно было почувствовать. Так и стихотворение “Зреет рожь над жаркой нивой” – это суть словесное выражение счастья и красоты.

LiveInternetLiveInternet


Афанасий Афанасьевич Фет

Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул, Но широко в область ночи День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба Меж заката и востока Лишь на миг смежает небо Огнедышащее око.


Вторая половина девятнадцатого века в литературной России отмечена борьбой представителей «натуральной школы» и «чистого искусства». Концептуальное различие между двумя течениями заключалось в отношении к отражению социальных проблем в творчестве. Сторонники «натуральной школы» считали, что в художественных произведениях должны быть описаны народные беды, политическая ситуация. Главным методом при этом становился реализм. Приверженцы «чистого искусства» старались в творчестве максимально отстраниться от проблем внешнего мира. Свои стихотворения они посвящали темам любви и природы, философским размышлениям. Апологетом «чистого искусства» был и Фет. Он считал, что невозможно словами точно передать вещи и явления. Его пейзажная лирика — это запечатленное мгновение, описанное сквозь призму индивидуального восприятия. Зачастую в стихотворениях Афанасия Афанасьевича фиксировались переходные моменты и состояния природы. Таково и произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…», датированное концом 1850-х годов и впервые опубликованное в журнале «Русский вестник» в 1860-ом.

Перед читателями предстает закат. День практически подошел к концу, но ночь еще не вступила в свои права. Это пограничное время точно и кратко описано Фетом в трех последних строках стихотворения:

…Меж заката и востока Лишь на миг смежает небо Огнедышащее око.

Афанасий Афанасьевич рисует картину не какого-то абстрактного заката. Его пейзаж — истинно русский. Не зря в нем присутствует рожь — растение-кормилец для простого деревенского люда. Бескрайняя равнина — еще один неотъемлемый признак пейзажа средней полосы России. Поэтому жатва хлеба у Фета охарактеризована прилагательным «безбрежный». Перед глазами читателей явственно возникает картина родных бесконечных просторов, ржаного поля, по которому долго-долго можно бежать, раскинув руки.

В стихотворении присутствует одна-единственная цветовая характеристика — переливы поэт назвал золотыми. При помощи этого прилагательного Афанасию Афанасьевичу удается передать настроение рисуемой им картины, создать атмосферу жаркого летнего дня на его исходе. От слова «золотой» в произведении «Зреет рожь над жаркой нивой…» веет теплом, нежностью и даже запахом свежеиспеченного хлеба. Удивительно, как Фет посредством точно подмеченной детали вдыхает жизнь в изображенный пейзаж.

Основная тема стихотворения – как раз описание разгара лета и того, какие ощущения эта пора года вызывает у лирического героя. Интересно, что при этом он описывает не жаркий полдень, что было бы символично. Фет очень точно передает состояние покоя, которое испытывает лирический герой. Это состояние продиктовано тем, что рожь уродилась хорошо, а значит, зима будет сытой. Это скорее подсознательное ощущение, чем оформившаяся мысль, но это ощущение тесно связано с темой произведения.

Композиция

Композиция стиха одночастная, на протяжении всех трех строф Фет описывает одну и ту же картину и связанное с ней эмоциональное состояние лирического героя.

Так, в первой строфе перед читателем предстает прекрасная картина поля с уже созревшей рожью, которая колышется на ветру.

Вторая строфа – это указание на время, когда происходит действие – тот период дня, когда луна уже появляется на небе, но солнце еще не ушло окончательно.

И третья строфа показывает солнце, которое заходит за край поля, знаменуя окончание дня. Переход от дня к ночи – волшебное время, вызывающее глубокий отклик в душе лирического героя.

Фет прямо не указывает на присутствие человека, но идея и ощущения принадлежат ему. В этом проявляется психологизм творчества поэта, выделяющий его произведения среди русского литературного наследия 19 века.

«Зреет рожь над жаркой нивой…» анализ стихотворения Фета

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета по праву занимает видное место в сокровищнице мировой поэзии о природе. Его творчество знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. Именно на этом этапе, как отмечают критики, поэтическая возвышенность сочетается с неким прагматизмом, что является, как ни странно, проявлением романтической свободы.

Вообще, фетовская так называемая натурфилософия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы, помогла ему создать целую серию циклов стихов о природе: «Весна», «Лето»,

«Осень», «Снега» и других.

Если в стихотворениях о весне, как правило, выражены переходные состояния, ведь весна знаменует переход от зимы к весне, то стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой» воссоздает картину разгара лета, когда все в природе уже готовится принести свои плоды. Очевидно, для поэта это отрадная картина, ведь поля созревающих злаков издревле были залогом надежного пропитания зимой. Поэтому образ бескрайнего ржаного поля сопоставим с морем.

Сходство усиливается за счет метафоры «золотые переливы», которая рождает ассоциацию с морскими волнами, только не бирюзового, а золотого

Было бы логичным представить, что эта картина описана в разгар яркого летнего дня, но, оказывается, «широко в область ночи день объятия раскинул». Этим олицетворением поэт не просто создает образ долгого летнего вечера, когда, казалось бы, и солнце уже село, а на улице все еще светло, что характерно для средней полосы России, но и наделяет природу независимостью, словно она существует только по своим законам, неподвластным человеку. Присутствие человека, однако, в стихотворении ощущается: это кстати, признак психологизма фетовского творчества. Романтический герой Фета стремится к тому, чтобы испытать ощущение духовного слияния с природой. Тогда он сможет раствориться в ней и понять ее душу.

Так происходит и в этом стихотворении: именно герой может оценить состояние месяца — то, что он «робко смотрит в очи» и «изумлен, что день не минул». Таким образом, вновь можно заметить свойственный поэзии Фета переход из одного состояния в другое. Только теперь переход от дня к ночи.

Надо отметить, что стихи Афанасия Фета на самом деле не излагают мысль, не изображают картину как таковую — они выражают состояние, настроение, впечатление. Поэтому главной своей задачей в области поэзии Афанасий Афанасьевич видел стремление остановить и выразить самые сокровенные моменты счастья и красоты, по сути, выразить невыразимое. Поэтому в последнем четверостишии мы вместе с героем, незримо присутствующим там, где «над безбрежной жатвой хлеба» небо «смежает огнедышащее око», ощущаем этот миг, когда картина заката летнего дня сужается, превращается в красную точку на горизонте.

При всей кажущейся простоте ритмической организации этого стихотворения оно вызывает восхищение красотой летнего вечера, плавно перетекающего в ночь и быстро сменяющегося рассветом. Каждый русский человек, хоть раз в своей жизни видевший закат и встречавший рассвет, очень быстро воспроизведет в своей памяти саму картину, когда-то им увиденную, но, прочитав стихотворение А. Фета «Зреет рожь под жаркой нивой», скорее, переживет ощущение восторга, испытанное им когда-то. Поэту удается затронуть такие струны души человека, которые недоступны художникам или музыкантам.

Эта особенность и отличает поэзию Афанасия Афанасьевича Фета.

Средства выразительности

В своем стихотворении Фет использует классические выразительные средства, помогающие ему выполнить художественную задачу:

  • Эпитеты – “жаркая нива”, “прихотливый ветер”, “золотые переливы”, “безбрежная жатва”, “огнедышащее око”.
  • Олицетворения – “гонит ветер прихотливый”, “робко месяц смотрит”, “месяц изумлен”, “на миг смежает небо огнедышащее око”.

Благодаря олицетворениям природа предстает как что-то, что человеку неподвластно, что-то, что имеет собственную волю. Человек может любоваться и восхищаться ею, может раствориться в ней – и только тогда он сможет понять ее сущность, ощутить настоящую гармонию.

Природа в стихах А. А. Фета: анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой»

Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой»

Трепет и музыка летней природы в лирике А.Фета

Судьба русского поэта Афанасия Фета складывалась весьма нелегко. Изучая его биографию, узнавая ближе его характер, трудно предположить, что из-под пера этого художника слова вышли такие умиротворенные, дышащие спокойствием строки. В середине XIX века среди творческой интеллигенции шли дискуссии, насколько живопись и литература должны отражать актуальные социальные проблемы общества. Мнения разделились: были люди, которые писали «на злобу дня», и те, кто фокусировались на вечных ценностях. К последней группе принадлежал и Фет, всю свою жизнь рьяно отстаивавший право на существование «чистого искусства», далекого от приземленных насущных дрязг. В этом смысле Фета можно назвать предшественником символистов Брюсова и Бальмонта.

Настоящим гимном русской природе стало стихотворение лирика «Зреет рожь над жаркой нивой». В нем раскрывается настоящий талант стихотворца. Описать сочными красками лето в России нелегко. Многие иностранцы признают, что лето в северных широтах блеклое, скудное на насыщенные оттенки, «холмы-перелески» да березки-осинки мало кого трогают. В то время многие русские художники постоянно жили в Италии, откуда присылали на выставки свои работы — живописующие красоты Неаполитанского залива или усаженные кипарисами и олеандрами холмы Тосканы. В противовес им Фет раскрывает красоту русского лета масштабной, поистине эпической картиной родных просторов.

Слова «И от нивы и до нивы», «Над безбрежной жатвой хлеба» порождают перед внутренним взором читателя образ бескрайней русской равнины — поля, полного созревшей пшеницы. Фет в этом стихотворении умышленно только единожды дает посыл на цвет («Золотые переливы»). Тем самым для читающего строки все окрашивается в золото. Блеск колосьев, подсвеченных ярким долгим северным закатом, полная луна, «огнедышащее око» солнца — все это сливается в одной гамме, как цвет райских небес на иконах. Однако, в отличие от икон византийского канона, природа у Фета не статична.

Динамизм картине придает сам переходной период запечатленного мига — закат. Солнце и луна, день и ночь встречаются, и у зрителя невольно создается впечатление, что сейчас, через мгновение, должно произойти что-то очень важное. Чувство тревоги и ожидания передают строки «Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул…». Это ощущение усиливает ветер, и мы как будто наяву видим волны, которые он вздымает в поле золотых колосьев. Одухотворенность природы поэт подчеркивает в самом конце произведения очень удачным тео-антропоморфичным образом: небо (Бог) лишь на миг смежает веки над дивной картиной своего творения.

Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» (А.А. Фет)

Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» (А.А. Фет)

Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» (А.А. Фет) стоит провести для того, чтобы окончательно опровергнуть мнение читателей и многих литературоведов о том, что его автор является второстепенным поэтом 19 века. И хотя оно не выбивается из поэтических традиций Фета, все-таки именно это стихотворение способно будоражить эмоции человека, как ни одно другое произведение писателя.

У стихотворения нет даты рождения, а есть только предположения о том, что оно написано в 1850-х годах. Но пожалуй, это как раз тот самый случай, когда точная дата не имеет большого значения для анализа произведения. Ведь оно о природе, а больше всего Фет любил писать о ней, о любви и о человеке. Только в ней поэт находил истинную душевную гармонию, покой и искреннюю радость. Но для автора было важно не столько описание самой природы, сколько необходимость донести до нас свое настроение, эмоции от созерцания пейзажей. Потому стихи Фета невозможно читать вполголоса, они всегда волнуют сердце, затрагивают самые сокровенные чувства читателя. И тем сильнее эти эмоции, чем лучше мы знаем его биографию, ведь удивительно то, как человек, переживший в жизни страшную драму, до самой смерти продолжал писать светлые и чистые стихи. А ведь читаешь стихотворение, и кажется, что человек прожил абсолютно беззаботную и счастливую жизнь.

Говоря о теме природы в творчестве А.А. Фета, стоит помнить о том, что она всегда неразрывно связана с состоянием человека. А именно этой теме посвящено стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой». А умение наслаждаться и видеть прекрасное в простых вещах – вот идея, которую в трех строфах передает читателям Фет.

«Зреет рожь над жаркой нивой» нельзя разделить на смысловые части, оно носит описательный характер, как и вся пейзажно-философская лирика поэта. Сложно определить в стихотворении и лирического героя. Кажется, что он находится как будто за кадром, созерцая происходящее.

Несмотря на то что стихотворение в целом представляет собой пейзажную зарисовку, у нас при чтении его строк возникает ощущение движения. Этому способствует наличие многочисленных глаголов: «зреет», «гонит», «смотрит», «минул», «раскинул», «смежает». Благодаря этому, природа не статична, она живет, дышит и, кажется, даже чувствует.

Фет выбрал определенное время года для создания своей вербальной картины. Это время, когда рожь в полях почти созрела, налилась силой и готова к жатве. Уже по первой строчке можно предположить, что погода стоит жаркая, что даже поле пышет жаром:

Следующие строки строфы наполняют ее смысл движением с помощью образа ветра, благодаря которому оживает и поле, переливаясь золотом поспевающего злака:

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

С помощью же ветра пространство теряет границы. Наверное, не случайно именно его образ выбрал автор, чтобы показать бесконечность русских просторов.

Золото полей говорит читателю о том, что ярко светит солнце и, возможно, автор рисует картину жаркого полудня, но вот во второй строфе появляется образ месяца, удивленного и робкого:

Робко месяц смотрит в очи,

Изумлен, что день не минул…

Всю вторую строфу можно считать олицетворением, в котором есть три лирических героя: месяц, день и ночь. Так мы узнаем, что речь в стихотворении идет о моменте, когда день вот-вот сменит ночь – любимом времени суток Фета.

Но самой удивительной, с точки зрения художественного и философского наполнения, является последняя строфа. В ней пейзаж и эмоции, вызванные им, перерастают в размышления о сиюминутности бытия. Так, поэт стирает границы нивы эпитетом «безбрежной», характерным больше для океана, и в этом читается сравнение со стихией воды, такой разной и величественной. И в этом безграничном космосе время теряет свою ценность, ведь ночь, которая длится «от заката» до «востока» – это всего лишь миг.

Так и наша жизнь коротка и похожа на мгновение. И как день сменяет ночь, лето – осень, год идет за годом, так и одну жизнь на земле обязательно сменит другая. Во всем в мире есть цикличность. Но наверное, в этом и заключается строгий порядок природы во всем, в этом и состоит гармония и суть жизни. Природа сама дает ответы на все вопросы человека, нужно только научиться понимать и чувствовать ее.

В стихотворении «Зреет рожь над жаркой нивой» Фет создает неповторимые молчаливые образы дня и ночи, месяца и ветра с помощью многочисленных средств художественной выразительности. Так, наравне с разнообразием глаголов, встречаются в тексте и прилагательные, и не просто прилагательные, а эпитеты: «жаркой нивой», «над безбрежной жатвой», «огнедышащее». Эпитеты усиливают образность стихотворения, украшают его, помогая читателю лучше воссоздавать картины природы.

Много в стихотворении олицетворений, с помощью которых природа становится целым театром для своих актеров, оживает: «гонит ветер», «месяц смотрит… изумлен», «день не минул… объятия раскинул», «око неба».

Метафоры «золотые переливы», «огнедышащее око» вносят момент волшебства в стихотворение, и еще сильнее воздействуют на эмоции читателя.

Несмотря на такие сложные и многогранные образы произведения, оно не кажется нам непонятным и громоздким. Четырехстопный хорей делает стихотворение легким для чтения, добавляет воздуха в его строки.

Лирика Фета не для суетливого прочтения. Его стихи стоит читать в тишине, осмысленно, не спеша. Только так возможно понять, о чем они. Но уж никогда после этого не сможет сказать читатель, что Фет второстепенный поэт. И пожалуй, немногие русские писатели умели так радостно, так спокойно говорить о бытие как о мгновении. Но Фет спокойно принимает жизнь такой, какой ее нам преподносит мироздание и нас учит тому же самому.

«Зреет рожь над жаркой нивой», как и многие другие стихи Фета, селит в душе читателя семя умиротворения и истинного счастья. Поэтому так важно научиться понимать его поэзию, особенно в наш суетливый век скоростного движения по жизни.

Афанасий Фет
«Зреет рожь над жаркой нивой. »

Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 3-х строф (всего 12 строк)
Размер: четырёхстопный хорей
Стопа: двухсложная с ударением на 1-м слоге ( — )
------------------------------------------------------------------------
1-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: нивой-нивы-прихотливый-переливы.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

2-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: очи-минул-ночи-раскинул.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

3-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: хлеба-востока-небо-око.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа - это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии - четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа - это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) - самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы - последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа - пеон - четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон - пеон с ударением на первом слоге, второй пеон - с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон - ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер стихотворения

Размер - это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма - это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка - это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Урок литературного чтения в 3-м классе по теме «А.А. Фет "Мама! Глянь-ка из окошка…", "Зреет рожь над жаркой нивой"»

Цель: знакомство и анализ стихотворений А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой».

  • познакомить с творчеством А. Фета;
  • создать условия для выразительного чтения детьми лирического стихотворения;
  • познакомить с особенностями чтения стихотворения – просьбы;
  • добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту;
  • способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей;
  • способствовать развитию эмоций и чувства детей.
  • презентация к уроку;
  • аудиозаписи;
  • компьютер и проектор.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

(Слайд 2 – запускается по щелчку, смена картинок происходит автоматически в сопровождении музыки) Приложение 1

– Как называется раздел, который мы проходим? (Поэтическая тетрадь)

– Мы познакомились с произведениями русских поэтов о временах года. На сегодняшний урок вы приготовили наизусть стихотворения об осени. Какое стихотворение было у нас в учебнике? (Тютчев «Листья». Ребенок читает наизусть)

– Кто подготовил другое произведение? (Читают наизусть)

3. Речевая разминка

(слайд 3 – по щелчку)

– Какое время года мы вспомним на сегодняшнем уроке вы узнаете, прочитав стихотворные строки Я.Акима.

Он кружится,
Легкий, новый,
У ребят над головой.
Он успел платок пуховый
Расстелить над мостовой.

Дети выполняют задания:

– Какова тема этого стихотворения? Как бы вы его назвали? («Первый снег»)

– Какие литературные приемы использует автор? Приведите примеры. (Метафора, олицетворение)

– Начинайте читать шепотом, постепенно усиливая силу голоса.

– А теперь наоборот: начинайте читать громко, а заканчивайте тихо.

– А теперь прочитайте стихотворение выразительно, красиво.

Сегодня нас ждёт встреча с замечательным русским поэтом, которому были открыты все тайны природы, о котором другой замечательный поэт А.К.Толстой сказал, что он не имеет равного себе ни в одной литературе. Его поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе.

Имя этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет, которому 5 декабря исполнится 191 год со дня рождения.

5. Знакомство с биографией и творчеством поэта (слайд 4 – по щелчку)

Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Новосёлки Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. Фамилия матери, немки Каролины Фёт, стала его литературным именем.

Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина.

Фет учился в частном немецком пансионе и уже тогда начал писать стихи. Он окончил философский факультет Московского университета. Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет.

Долгое время Фет находился на военной службе, затем вышел в отставку, переехал в Орловскую губернию и начал заниматься хозяйством в своём имении, но до конца жизни писал стихи.

Фет писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.

Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.

Специально для детей Фет не писал, но создаваемые картины и образы природы понятны юным читателям.

Стихотворение «Ласточки пропали. » (наизусть начинает рассказывать учитель, дети продолжают по памяти)

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Стихотворные строки этого поэта очень мелодичны, поэтому многие из них превратились в романсы. Музыку к одному из них написал Александр Варламов.

Слушание романса (слайд 5 – запускается по щелчку, смена картинок идет автоматически)

– Какие чувства возникли при прослушивании этого произведения?

– Какую картину увидели? (Ответы детей)

6. Подготовка к восприятию текста.

– Мы с вами уже говорили об осени, когда дуют “буйные ветры”, срывающие последние листочки с деревьев. А что происходит в природе потом? Нарисуйте словесную картину. (Ответы детей)

Если дети затрудняются, можно помочь вопросами: Что происходит с землей? Домами? Деревьями? Что можно сказать о природе в это время года?

– Вспомните свои ощущения, когда вы видели первый снег после мокрой, грязной осени.

– Сегодня вы познакомитесь со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета “Мама! Глянь-ка из окошка” и узнаете, что он испытал, будучи мальчиком, когда увидел первый снег.

7. Первичное чтение произведения (слайд 6 – по щелчку)

Чтение учителем стихотворения «Мама, глянь-ка из окошка…» наизусть (учебники у детей закрыты)

8. Проверка первичного восприятия, анализ стихотворения (слайд 7 – по щелчку)

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?

– От чьего имени написано стихотворение? (Стихотворение написано от имени ребенка)

– Что он увидел из окошка? Что его удивило? (Ответы детей)

– Чему рад ребенок? Что его восхищает? (Ответы детей)

– Все ли слова вам понятны? (Непонятно слово ТОРОВАТЫЙ)

– Найдите значение этого слова. (ТОРОВАТЫЙ – щедрый, не скупой)

– Прочитайте восклицательные предложения. Какие чувства они помогают передать?

– Прочитайте вопросительное предложение. С какой интонацией его нужно читать и почему? (Читать с чувством неуверенности, с просьбой, надеясь на положительный ответ мамы)

– С какой интонацией говорит ребенок с мамой? Как будем читать это стихотворение? (С восторгом, быстро, потому что ребенок очень восхищен, торопится поделиться своими чувствами с мамой, говорит быстро)

– Отличаются ли чувства мальчика XIX века, от ваших, при виде первого снега? (Ответы детей)

9. Физкультминутка (слайд 8)

10. Подготовка к выразительному чтению (слайд 9 – по щелчку)

Самостоятельное чтение стихотворения.

– Всегда ли паузы совпадают с концом строки? Найдите строки, в конце которых делать паузы мы не будем. (2, 7, 11, 14.)

– А где паузы нужно сделать в середине строки и почему? (В 1, 16 конец предложения, а в 4,5, 7, 11 короткие паузы при перечислении)

– Что такое РИФМА? (Созвучное окончание строк)

– Найдите рифму в стихотворении.

Выразительное чтение стихотворения.

– А теперь прочитайте стихотворение своему соседу по парте так, как будто это вы обращаетесь к своей маме. (Чтение стихотворения учащимися)

После чтения дети указывают, у кого получилось прочитать особенно хорошо. Эти 2–3 учащихся читают стихотворение вслух.

11. Работа над стихотворением «Зреет рожь над жаркой нивой…» (слайд 10 – по щелчку)

– Фет писал стихи о природе. Ему удалось передать в них ощущения и настроения, чувства, которые наполняют душу восторгом.

– Прочитайте стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой…» самостоятельно. Чтение стихотворения хорошо читающим ребенком. – Что изобразил Афанасий Афанасьевич в своем стихотворении? (Хлебное поле)

– Как помогают представить картину, изображенную поэтом, слова: ЖАРКАЯ, ПРИХОТЛИВЫЙ, ЗОЛОТЫЕ, БЕЗБРЕЖНАЯ, ОГНЕДЫШАЩЕЕ. (Ответы детей)

– Найдите значение слова СМЕЖАЕТ. (Закрывает)

– Прочитайте стихотворение выразительно. Какую интонацию вы выберете?

Выразительное чтение стихотворения детьми.

12. Итог урока. Рефлексия (слайд 11)

– С творчеством какого русского поэта мы познакомились сегодня? (А.А.Фет)

– И мы сегодня почувствовали, что стихи Фета вечны, как трели соловья, как «робкое дыханье» любви, как «говор звёзд на небесах», как …

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, – человечно.

Синквейн: Тема синквейна «Поэзия Фета» (на доске написана схема – подсказка написания синквейна).

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой, которая позволяет выразить к ней личное отношение.

– Покажите свое настроение мимикой.

– Поднимите правую руку, если вам понравился урок. Поднимите левую руку, если вам понравилось как вы и одноклассники работали на уроке. Поаплодируйте себе и друзьям.

– Сегодня работали хорошо……(оценивание работы на уроке). Я думаю, что такая работа поможет вам анализировать и другие стихотворения, правильно и выразительно читать стихотворения.

Бедный третьеклассник или как учим

Сегодня с внуком пытались заучить наизусть стихи Афанасия Фета. По учебнику «Литературное чтение» .3 кл. Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. Изд. Просвещение, 2013.

«Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.»

В тексте стихотворения авторами учебника выделены два слова - «прихотливый» и «смежает». Смысл первого слова рекомендовано искать в Интернете. Смысл второго — в словарике в конце учебника.

Слова: нива, очи, жатва, минул, - по-видимому, маленькому читателю Незнайки и Денискиных рассказов должны быть известны.

Меня поставили в тупик и многие другие выражения в этом стихотворении.

«День объятия раскинул.»
Ведь обычно «объятья раскрывают, широко раскинув руки». Нельзя «объятья» раскинуть.

«Над безбрежной жатвой хлеба» .
«Жатва» - процесс уборки хлеба. Как уборка хлеба может быть безбрежной? И как это можно «над процессом уборки» находиться?

«Меж заката и востока»
По старому анекдоту: « От забора и до обеда (рыть канаву)». Путаница обстоятельств места и времени. Здесь дальше идет слово «миг». То есть, явно про время говорится. Значит должно быть: «от заката до восхода». А еще, если очень хочется использовать слово "между", то «между западом и востоком» (существительные должны стоять не в родительном, как у автора, а в творительном падеже).

«Огнедышащее око».
Глаз, который дышит огнем, круто! Конечно, Поэзия.

Полезла в Интернет. Пришлось долго бедному школьнику потом объяснять полное содержание произведения. Получилось по смыслу, как бы подстрочный перевод:

«Зреет рожь над жарким полем,
И от поля и до поля
Гонит переменчивый ветер
Переливающиеся волны золотистой травы.

Робко месяц смотрит в глаза,
Очень удивлен, что день не кончился,
А наоборот, день ещё и часть ночи
Себе забрал.

Над безбрежным полем хлеба
От заката до восхода
Лишь на миг скрывает небо
Ослепляющее око
Обжигающего Солнца.

Дорогие авторы и проверяющие их академики РАН и РАобразования, а нельзя такую высокую Поэзию оставить для филологов и искушенных взрослых любителей высокого стиля?

А еще, чисто филологические термины типа "фразеологизм ", "омоним " , "орфограмма" как-то заменить в начальных классах на уроках русского языка? Мы без древнегреческого обойтись не можем? Или это диверсия такая? Отбить охоту к родному языку.

Да, выучить стихи за 4 часа не удалось. Грустно. Но близко к смыслу, при случае, расскажем.

Очень-очень грустно. Программу по литературе давно пора менять. Я бы включила в прогамму произведения современных авторов, а классику оставила бы для академиков. Но нас, учителей-практиков никто не слушает. Кроме того, не совсем классики эти самые классики. У одного Льва Толстого сколько грамматических ошибок, которых мы детям не прощаем.

Может, какой-нибудь учебник советский модернизировать? А наших авторов современных я, кроме Бориса Алмазова для начальной школы, и не знаю.

Ребятишки если читают, то Гарри Поттера.

Но на проза.ру , может вместе подумать? Детишкам наши русские книги надо сделать.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Картина бескрайних просторов, ржаного поля в стихотворении А.А. Фета Зреет рожь над жаркой нивой.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Образовательная система: «Школа России».

Класс:

Учитель:

Практикант:

Тема урока: Картина бескрайних просторов, ржаного поля в стихотворении А.А. Фета "Зреет рожь над жаркой нивой. "

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: помочь учащимся увидеть красоту пейзажа, понять, что хороший урожай хлеба - залог благополучия людей.

Задачи:

1. Формировать новые знания о поэте А.А. Фете как о литературной личности, и о человеке в целом.

2. Развивать умение читать стихотворение выразительно.

3. Развивать умение антиципировать по картинкам.

4. Развивать умение находить выразительные средства языка (Олицетворение, метафора, эпитет).

Метапредметные: способствовать формированию метапредметных УУД.

Планируемые результаты:

1. Знания о поэте А.А. Фете как о литературной личности, и о человеке в целом.

2. Умение читать стихотворение выразительно.

3. Умение антиципировать по картинкам.

4. Умение находить выразительные средства языка (Олицетворение, метафора, эпитет).

1. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения.

Метапредметные:

1) умение находить необходимые слова в тексте;

2) умение проводить сравнение классификацию по заданным критериям.

1) умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

2) умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

1) умение формулировать учебную задачу и сохранять её;

2) умение оценивать выразительное чтение товарищей.

Образовательный ресурс: УМК «Школа России», учебник «Литературное чтение», авторы В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Учебник для общеобразовательной организации в двух частях. Часть 1 - Москва , Просвещение 2017.

План

1. Организационное начало урока.

1.2 Проверка готовности к уроку.

1.3. Эмоциональный настрой. Релаксация.

2. Актуализация опорных знаний.

2.2. Антиципация по фотографиям.

2.3. Беседа об авторе.

3. Целеполагание

3.1. Постановка цели урока.

3.2. Постановка задач урока.

4. Работа по теме урока

4.1. Первичное восприятие текста стихотворения.

4.2. Проверка первичного восприятия.

4.3. Самостоятельное чтение стихотворения уч-ся.

4.4. Беседа по прочитанному стихотворению.

5. Проверка усвоения темы урока.

5.1. Выполнение теста

6. Подведение итогов. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые

1.Организа-ция начала урока.

Дидактическая задача: организовать детей на урок, мотивировать их деятельность

1.1. Приветствие и знакомство.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Виктория Валерьевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

1.2. Проверка готовности к уроку.

-Проверьте, вашу готовность к уроку. У вас на парте должен лежать учебник по литературному чтению, дневник и пенал.

1.3. Эмоциональный настрой. Релаксация.

-Ребята, а сейчас закройте глаза и включи своё воображение. (Прослушивание звука ветра).

-Ребята, в каком вы месте побывали?

-Что вы представляли?

-Какой был ветер тёплый\холодный?

2. Актуализа-ция знаний.

Дидактическая задача: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания

-Ребята, что вам было задано на дом? (Выучить стихотворение Фета «Мама! Глянь-ка из окошка»)

-Кто хочет его прочитать перед всем классом? (Спросить 3 учеников)

Самооценка:

2.2. Антиципация по фотографиям.

-Ребята, посмотрите на 2 портрета. Здесь изображён один и тот же человек\разные люди? (Один и тот же).

-Почему ты так решил?

-Как вы думаете, какой этот человек по характеру?

-Какой он был в молодости, в старости?

-Скажите, кто знает этого человека, изображённого на слайде, кто он? (Афанасий Афанасьевич Фет)

-Ребята, в конце урока вы будете писать тест, поэтому слушайте очень внимательно!

2.3. Беседа об авторе.

-Ребята, что вы знаете об этом поэте?

-Ребята, давайте вспомним биографию Фета, с помощью картинок.

Я буду показывать картинку, а вы постарайтесь определить, как она может быть связана с поэтом.

1. А. Фет родился в маленькой деревне.

2. Обучался за границей, потом приехал в Москву.

-А теперь ребята, послушайте интересные факты о поэте А.А. Фете:

Интересные факты:

1. Большую часть жизни поэт прожил под фамилией Фет, которая принадлежала его матери. Но на самом деле его настоящая фамилия Шеншин. Именно под этой фамилией он жил до 14 лет. Кроме того последние 19 лет жизни он также провел под настоящей фамилией Шеншин.

2. Кроме того, что Афанасий был поэтом, он еще и был отличным переводчиком. И только ему на тот момент удалось полностью перевести Фауста. Это было очень большое достижение по тем временам.

3. Фета называли певцом русской природы.

4. Поэт близко дружил с Тургеневым и Толстым.

Дидактическая задача: привлечение учащихся к прогнозированию темы урока и задач учебной деятельности.

3.1. Формулирование темы урока

-Сегодня мы с вами будем работать на 65 странице.

-Ребята, составим тему, используя эти картинки и слова. Подсказками у вас будут стрелочки.

-Скажите, какая тема получилась? (Картина бескрайних просторов, ржаного поля в стихотворении А.А. Фета "Зреет рожь над жаркой нивой. ")

3.2. Формулирование цели и задач урока.

-Ребята, я знаю, что вы изучали творчество А. Фета. Какую цель вы поставите перед собой? (Цель: увидеть красоту пейзажа, понять, что хороший урожай хлеба - залог благополучия людей).

-Какие задачи поставите перед собой? Отталкивайтесь от темы, пользуйтесь учебником.

1. Прочитать новое стихотворение А. Фета.

2. Понять содержания стихотворения, выделяя выразительные средства.

3. Продолжить работу над составлением партитуры стихотворения.

-Что делали на данном этапе? (планировали свою работу на уроке) ФИЗМИНУТКА

4. Введение знаний в опыт.

Дидактическая задача: закрепление полученных ранее знаний и усовершенствование их.

4.1. Первичное восприятие текста стихотворения.

-Ребята, послушайте стихотворение А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…» в исполнении профессионала.

4.2. Проверка первичного восприятия.

-Вам понравилось прочтение?

-Что изобразил Фет в своём стихотворении? (Поле ржи (хлебное поле)).

4.3. Самостоятельное чтение стихотворения уч-ся.

– Как бы вы передали настроение поэта при чтении стихотворения?

-Ребята, прочитайте это стихотворение про себя.

4.4. Беседа по прочитанному стихотворению.

-Скажите, какая картина открылась перед вами, какие запахи, может звуки, вы почуствовали\услышали?

– Какие бы краски вы использовали, чтобы нарисовать картину, изображенную поэтом?

-Как помогают представить картину, изображённую поэтом, слова жаркая, прихотливый, золотые, безбрежная, огнедышащее? (показывает безбрежность пространства, широту чувств и эмоций, показывает родные просторы).

-Почему Фет выбрал именно эти слова?

4.5. Анализ стихотворения.

4.5.1. Работа над выразительными средствами стихотворения.

-Ребята, какие вы знаете выразительные средства?

-Скажите, что такое эпитет? (Эпитет – это слово, которое является средством для красивой и выразительной речи. Чаще всего эпитеты употребляются в художественной литературе для привлечения внимания к ярким качествам характера человека или свойствам предметов.)

-Давайте найдём в этом стихотворении эпитеты (Жаркая
(нива), прихотливый (ветер), золотые (переливы), безбрежная (жатва), огнедышащее (око)).

-Что такое олицетворение? (Олицетворение- средство художественной выразительности, перенесение человеческих качеств, черт на неодушевленные предметы.)

-Кто уже нашёл в стихотворении олицетворение? (Гонит ветер, месяц сморит, месяц изумлен, день раскинул объятия, небо смежает око).

4.5.2. Работа с составлением партитуры

-Вы отлично поработали, ребята! А кто мне скажет, что такое партитура? (Партитура стиха или партитура текста - это правильное расставление логического ударения, пауз, выделение слов).

-Давайте вспомним, обозначения (работа по слайду).

-Составьте правильно партитуры.

4.6. Выразительное чтение стихотворения.

-Кто прочитает его вслух? (3 ученика)

5. Проверка усвоения темы урока.

5.1. Выполнение теста

-Вы получили тест, проверьте ваши знания. Принимайтесь к работе.

-Обменяйтесь тетрадями с соседом, и проверить его работу. Проверяйте по эталону, который на слайде.

-Выделите ошибки и поставьте оценку.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

-Ребята, посмотрите на задачи, послушайте задачи, удалось ли нам выполнить их?

-Что мы делали для их достижения?

7. Домашнее задание

-Я очень рада была с вами поработать, вы все хорошо постарались. До свидания, урок окончен

Читайте также: