Матиз система подачи топлива

Обновлено: 03.05.2024

Матиз система подачи топлива

    Отсоединить разъем изолятора.

    Загнуть провода (1) датчика (2).

  • Отсоединить впускной/выпускной топливопровод, нажав на фиксатор разъема трубопровода и вытянув шланг из трубы топливного фильтра (1).
  • Отсоединить заземляющий разъем топливного фильтра (2).
  • Снять винт с фиксирующего зажима (3).
  1. Установите в порядке, противоположном порядку разборки.
    • Установить новый топливный фильтр в зажимную скобу. Обратить внимание на направление потока.
    • Присоединить входные/выходные топливопроводы. Закрепить топливопроводы замком разъема.
    • Присоединить заземляющий разъем топливного фильтра.
    • Проверить топливный фильтр на утечки.
  • Установить домкрат по центру топливного бака.
  • Извлечь болты.
  • Снять гайки.

  1. Установите в порядке, противоположном порядку разборки.
    • После завершения установки запустить двигатель, чтобы не допустить закупоривания паров, и проверить герметичность шлангов.
  2. Установить гайки ремней топливного бака.

  • Выкрутить болты (1)
  • Снять топливную рампу вместе с присоединенными топливными форсунками (2).
  • Снять крепежные хомуты топливных форсунок (1).
  • Снять топливные форсунки, потянув их вниз и наружу (2).
  • Снять уплотнительные кольца топливных форсунок (3).

    Установите в порядке, противоположном порядку разборки.

  • Смазать уплотнительное кольцо топливной форсунки моторным маслом. Установить уплотнительные кольца на топливные форсунки.
  • Отсоединить трубу.
  • Снять гайку.

  1. Установите в порядке, противоположном порядку разборки.
  2. Установить угольный фильтр.
    • Установите гайку.

  1. Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
  2. Отсоединить разъем электромагнитного клапана продувки адсорбера СУПБ.
  3. Отсоединить вакуумные шланги от электромагнитного клапана продувки адсорбера СУПБ.
  4. Отсоединить электромагнитный клапан продувки адсорбера СУПБ с крепежного кронштейна.
  5. Установку производить в порядке, обратном порядку снятия деталей.
  1. Отсоединить разъем датчика абсолютного давления коллектора (МАР).
    • Отсоединить разъем датчика МАР (1).
  2. Снять датчик абсолютного давления в коллекторе.
    • Выкрутить винты (2).

  1. Установите в порядке, противоположном порядку разборки.
  2. Установить датчик абсолютного давления с винтами.

  1. Снять комбинацию воздушного фильтра и резонатора и трубу для впуска воздуха. См. раздел 1В1, Механическая часть двигателя с одним распределительным валом верхнего расположения.
  2. Слейте охлаждающую жидкость двигателя. Следуйте разделу 1D, Охлаждение двигателя.

  • Открыть клапан дроссельной заслонки (1).
  • Отсоединить трос дроссельной заслонки (2).
  • Отсоединить разъем клапана регулятора холостого хода (3).
  • Отсоединить разъем датчика положения дроссельной заслонки (4).
  • Освободить хомуты от шлангов подачи охлаждающей жидкости (1).
  • Отсоединить шланги подачи охлаждающей жидкости от корпуса дроссельной заслонки (2).
  • Снять винты корпуса дроссельной заслонки (1).
  • Снять корпус дроссельной заслонки (2).
  • Снять прокладку корпуса дроссельной заслонки (3).
  • Проверить прокладку корпуса дроссельной заслонки на деформацию и другие повреждения.

    Установите в порядке, противоположном порядку разборки.

  1. Снять комбинацию воздушного фильтра и резонатора и трубу для впуска воздуха. См. раздел 1В1, Механическая часть двигателя с одним распределительным валом верхнего расположения.
  2. Слейте охлаждающую жидкость двигателя. Следуйте разделу 1D, Охлаждение двигателя.

Система питания. Описание конструкции

Топливо в двигатель подается из бака, установленного под днищем в районе заднего сиденья. Топливный бак — стальной, состо­ит из двух сваренных между собой штампованных частей. На некото­рых модификациях автомобиля устанавливается топливный бак из пластмассы.

Заливная горловина соединена с баком пластмассовым бензостойким шлангом, закрепленным на патрубках хомутами. В пробке заливной горловины установлены клапаны, регулирующие давление паров топлива в баке (см. «Пробка заливной горловины топливного бака», с. 13).

В баке установлен топливный мо­дуль, включающий электрический топливный насос, регулятор дав­ления и датчик указателя уровня топлива.

Топливный насос создает в топливоподающей магистрали давление свыше 3,8 бар (380 кПа), превышающее рабочее давление топливных форсунок.

Топливный насос включается по ко­манде электронного блока управления (при включении зажигания) через реле. От насоса топливо под давлением подается к топливному фильтру, расположенному справа от топливного бака.


Схема системы питания двигателя:

1 — форсунка;
2 — топливная рампа;
3 — топливный бак;
4 — регулятор давления топлива;
5 — топливный модуль;
б — топливный насос;
7 — тройник;
8 — топливный фильтр


Топливо в топливопро­водах находится под давлением. Перед любыми работами, связанными с раз­герметизацией топливной системы, давление следует сбросить (см. «Замена топ­ливного фильтра», с. 39).

При отсоединении пластмассовых трубок от металлического корпуса фильтра может возникнуть искра от разряда статического электри­чества. Во избежание этого на корпусе фильтра выполнен вывод для подключения провода «мас­сы». При замене фильтра провод «массы» следует отключать только после отсоединения от патрубков фильтра наконечников топливных трубок. После фильтра в топлив­ную магистраль встроен тройник, через который топливо подводит­ся к топливной рампе и регулятору давления топлива (см. схему си­стемы питания двигателя).


Регулятор давления топлива

Регулятор давления топлива под­держивает в топливной системе давление 3,8 бар (380 кПа), пере­пуская излишки топлива в бак. Ре­гулятор давления неразборный, при выходе из строя он подлежит замене.

Уровень топлива в баке определя­ется с помощью датчика указателя уровня, встроенного в топливный модуль.


Датчик указателя уровня топлива

Топливная рампа служит для пода­чи топлива к форсункам и закреп­лена на впускном трубопроводе.


Топливная рампа с форсунками двигателя 1,0 л

Форсунки фиксируются на рампе металлическими запорными ско­бами.

Форсунка представляет собой электромагнитный клапан, пропус­кающий топливо при подаче на него напряжения и запирающийся под действием возвратной пружи­ны при обесточивании.


Форсунка с уплотнительными кольцами

На выходе форсунки имеется рас­пылитель, через который топливо впрыскивается в канал впускного трубопровода. Управляет форсун­ками электронный блок управления. Форсунку следует заменить при обрыве или замыкании в обмотке форсунки. При засорении форсунок их можно промыть без демонтажа на специальном стенде СТО. Воздух поступает в двигатель че­рез воздухозаборник, резонатор (глушитель шума воздуха на впу­ске) и воздушный фильтр, после фильтра — через воздуховод в дроссельный узел. Корпус воз­душного фильтра и резонатор закреплены в передней части мо­торного отсека.


Корпус воздушного фильтра с резонатором

Дроссельный узел представляет со­бой корпус дроссельной заслонки (с выполненными в нем каналами), на котором закреплены регулятор холостого хода и датчик положе­ния дроссельной заслонки. Дрос­сельный узел закреплен на впуск­ном трубопроводе. При нажатии педали «газа» дроссельная заслон­ка открывается, изменяя количе­ство поступающего в двигатель воздуха (подача топлива рассчиты­вается электронным блоком управ­ления в зависимости от расхода воздуха).


Дроссельный узел двигателя 1,0 л

Во избежание обмерзания дрос­сельного узла двигателя 0,8 л при низкой температуре и высокой влажности окружающего воздуха в узел встроен блок подогрева, че­рез который циркулирует жид­кость системы охлаждения.


Дроссельный узел двигателя 0,8 л

Для всех режимов работы двигате­ля в ЭБУ запрограммированы (ка­либровкой) требуемые обороты холостого хода, зависящие от тем­пературы охлаждающей жидко­сти, скорости автомобиля, напря­жения аккумуляторной батареи, состояния системы кондициониро­вания воздуха, давления в системе гидроусилителя руля. Подачей воздуха в двигателе 1,0 л на холостом ходу управляет ЭБУ с помощью регулятора холостого хода (РХХ), объединенного с дат­чиком положения дроссельной за­слонки (ДПДЗ) в один блок. Регуля­тор состоит из электродвигателя и редуктора, передающего враще­ние от вала электродвигателя на ось дроссельной заслонки. Угол открытия дроссельной заслонки на оборотах холостого хода состав­ляет 0-24°.


Блок регулятора холостого хода и ДПДЗ двигателя 1,0 л:

1 — редук­тор РХХ;
2 — электродвигатель РХХ;
3 — зубчатый сектор привода дроссель­ной заслонки;
4 — ДПДЗ

При выходе из строя РХХ или ДПДЗ на двигателе 1,0 л подлежит заме­не весь дроссельный узел. На двигателе 0,8 л ЭБУ управляем подачей воздуха с помощью регу­лятора холостого хода, располо­женного в дроссельном узле. Регу­лятор изменяет частоту вращения коленчатого вала, дозируя коли­чество воздуха, поступающего в двигатель в обход дроссельной заслонки. Шаговый электродви­гатель регулятора управляется импульсами ЭБУ. На каждый уп­равляющий импульс якорь элек­тродвигателя поворачивается на определенный угол, смещая с по­мощью винтового механизма за-‘ порный элемент регулятора отно­сительно седла обходного канала дроссельного узла. Изменение проходного сечения между за­порным элементом и седлом ре­гулирует расход воздуха по обход­ному каналу.


Регулятор холостого хода дви­гателя 0,8 л

Регулятор холостого хода двигате­ля 0,8 л неразборный и при выхо­де из строя подлежит замене. В топливную систему входит систе­ма улавливания паров топлива включающая адсорбер, установ­ленный под днищем автомобиля справа (за балкой задней подвес­ки), двухходовой клапан (располо­женный рядом с топливным баком) и электромагнитный клапан продувки (находящийся в мотор­ном отсеке). Пары топлива посту­пают из топливного бака через двухходовой клапан (ограничитель переполнения) в адсорбер, где по­глощаются и удерживаются гранулами активированного угля при неработающем двигателе.


Адсорбер соединен с атмосферой и — через электромагнитный клапан продувки — с дроссельным уз­лом. При неработающем двигателе клапан продувки закрыт и пары топлива не поступают в двигатель.


Электромагнитный клапан про­дувки адсорбера

После пуска, когда двигатель про­работает определенное время, ЭБУ подаст управляющие импуль­сы на электромагнитный клапан. Открываясь, клапан сообщает по­лость адсорбера с дроссельным уз­лом, и за счет разрежения во впуск­ном трубопроводе происходит продувка сорбента. Пары бензина смешиваются в адсорбере с возду­хом и поступают через дроссель­ный узел во впускной трубопровод и далее — в цилиндры двигателя для сжигания в ходе рабочего про­цесса. ЭБУ регулирует степень продувки адсорбера в зависимо­сти от режима работы двигателя. Для снижения токсичности выхлопа в двигателе предусмотрена система рециркуляции. Рециркуляция ис­пользуется для понижения содер­жания окислов азота в отработав­ших газах. Принцип работы системы заключается в разбавлении свежей топливовоздушной смеси отрабо­тавшими газами, отбираемыми из выпускного коллектора. Отработав­шие газы поступают из патрубка 4-го (3-го на двигателе 0,8 л) цилин­дра выпускного коллектора в канал головки блока цилиндров, откуда через переходник (прикрепленный к головке блока цилиндров слева от впускного трубопровода) подво­дятся к электромагнитному клапану рециркуляции. При открытии клапа­на отработавшие газы поступают по трубке рециркуляции во впускной трубопровод и далее в цилиндры двигателя на дожигание. Количе­ство отработавших газов, пропу­скаемых клапаном, регулируется с помощью ЭБУ в зависимости от условий работы двигателя.


Расположение каналов подво­да отработавших газов:

1 — канал в выпускном коллекторе;
2 — канал в го­ловке блока цилиндров


Электромагнитный клапан ре­циркуляции отработавших га­зов:

1 — разъем клапана;
2 — корпус клапана;
3 — отверстие для прохожде­ния отработавших газов

Матиз система подачи топлива

Проверка давления в топливной системе


Рис. 3.169. Схема топливной системы: 1 — форсунка; 2 — топливная рамка; 3 — манометр давления в топливной системе; 4 — топливный бак; 5— фильтр; 6 — топливный насос; 7 — регулятор давления

Топливный насос установлен внутри топливного бака (см. рис. 3.169) вместе с указателем уровня топлива. Насос будет работать, пока крутится коленчатый вал, работает двигатель и ЭБУ получает сигналы от оптического датчика внутри распределителя зажигания. Если опорные импульсы отсутствуют, ЭБУ выключит насос в течение двух секунд после включения зажигания или после остановки двигателя.
Процедура понижения давления
Снимите крышку топливного насоса; - снимите разъем электропроводки от топливного насоса под подушкой заднего сиденья; - запустите двигатель и дайте ему заглохнуть; - проворачивайте коленчатый вал дополнительно 10 с.

Топливный насос Снятие


Рис. 3.170. Расположение элементов топливной системы: 1 — адсорбер паров топлива в сборе; 2 — адсорбер паров топлива; 3 — шланг; 4 — хомут; 5 — вакуумный шланг; 6 — соленоид; 7 — вакуумная трубка; 8 — шланг адсорбера; 9 — трубка адсорбера; 10 — трубка подачи топлива; 11 — трубка возврата топлива; 12 — трубка подачи топлива; 13 — топливный фильтр; 14 — регулятор давления топлива; 15 — крышка топливного насоса; 16 — топливный насос; 17 — прокладка топливного насоса; 18 — трубка вентиляции топливного бака; 19 — топливоналивная трубка топливного бака; 20 — кронштейн топливного фильтра; 21 — редукционный клапан; 22 — трубка адсорбера; 23 — топливный бак; 24 — кронштейн топливного бака

Расположение элементов топливной системы показано на рис. 3.170. Для снятия и установки стопорного кольца топливного насоса используйте инструмент DW 140—010A.'
Предупреждение Топливная система находится под давлением. Чтобы избежать утечки топлива и риска получения повреждения или ожога, необходимо сбросить давление в топливной системе до отсоединения топливных трубок и шлангов.
Сбросьте давление топлива в системе до атмосферного в следующем порядке:

Рис. 3.171. Направление снятия подушки заднего сиденья (1) и расположение лючка (2) топливного насоса
-пустите двигатель и снимите подушку заднего сиденья 1 (рис. 3.171); -снимите лючок топливного насоса 2;

Рис. 3.172. Расположение фиксатора (1) электрического разъема (2) топливного насоса
-освободите фиксатор электрического разъема топливного насоса 1 (рис. 3.172); -отсоедините электрический разъем топливного насоса 2; -пустите двигатель, дайте ему поработать до остановки, вызванной отсутствием топлива; -проворачивайте коленчатый вал дополнительно в течение 10 с. Отсоедините топливные линии от топливного насоса в следующем порядке:

Рис. 3.173. Расположение трубок подачи (1) и возврата (2) топлива в бак

-отсоедините трубку подачи топлива 1 (рис. 3.173); -отсоедините трубку возврата топлива в бак 2. Снимите топливный насос из топливного бака в следующем порядке: -установите инструмент для снятия/установки стопорного кольца топливного насоса DW 140—010A;

Рис. 3.174. Снятие стопорного кольца (1) топливного насоса инструментом DW 140—010A
-поверните стопорное кольцо топливного насоса против часовой стрелки 1 (рис. 3.174);

Рис. 3.175. Снятие топливного насоса (1) и прокладки (2) топливного насоса
-снимите топливный насос в сборе 1 (рис. 3.175); -снимите прокладку топливного насоса 2.
Установка
Установку топливного насоса проводите в последовательности, обратной снятию. Включив зажигание, проверьте, что топливный насос работает 2 с.

Регулятор давления топлива
Снятие
Предупреждение Топливная система находится под давлением. Чтобы избежать утечки топлива и риска получения повреждения или ожога, сбросьте давление в топливной системе до отсоединения топливных трубок и шлангов.
Сбросьте давление топлива в системе до атмосферного.

Рис. 3.176. Снятие фиксатора (1) и регулятора давления топлива (2)
Снимите фиксатор 1 (рис. 3.176) крепления топливного насоса. Снимите регулятор давления 2 топлива с топливного насоса. Измерителем вакуума проверьте диафрагму на отсутствие повреждений и проверки работы пружины. Установка Установку регулятора давления топлива проводите в последовательности, обратной снятию. Замените снятые уплотнители на новые.

Топливный бак
Снятие
Предупреждение Топливная система находится под давлением. Чтобы избежать утечки топлива и риска получения повреждения или ожога, сбросьте давление в топливной системе до отсоединения топливных трубок и шлангов.
Снимите давление топлива в системе до атмосферного.

Рис. 3.177. Расположение хомута (1) крепления вентиляционной трубки (2) к топливному баку
Ослабьте хомут 1 (рис. 3.177) и отсоедините вентиляционную трубку 2 от топливного бака. Слейте топливо из топливного бака в следующем порядке: - установите под топливным баком приемный сосуд;

Рис. 3.178. Расположение трубки (1) топливного фильтра, соединительного отверстия вентиляционной трубки (2) и трубки поглотителя паров топлива (3) на топливном баке
- отсоедините трубку 1 (рис. 3.178) топливного фильтра; - слейте топливо из топливного бака, используя соединительное отверстие вентиляционной трубки 2; - отсоедините трубку поглотителя паров топлива 3.

Система управления двигателем автомобиля DAEWOO MATIZ

Двигатель, устанавливаемый на автомобили DAEWOO MATIZ, оборудован электронной системой управления двигателем с распределенным впрыском топлива. Эта система обеспечивает выполнение современных норм по токсичности выбросов и испарениям при сохранении высоких ходовых качеств и низкого расхода топлива.

Управляющим устройством в системе является электронный блок управления (ЭБУ, контроллер).На основе информации, полученной от датчиков, ЭБУ рассчитывает параметры регулирования впрыска топлива и угла опережения зажигания.Кроме того, в соответствии с заложенным алгоритмом ЭБУ управляет работой электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя и электромагнитной муфты включения компрессора кондиционера, выполняет функцию самодиагностики элементов системы и оповещает водителя о возникших неисправностях.

При выходе из строя отдельных датчиков и исполнительных механизмов ЭБУ включает аварийные режимы, обеспечивающие работоспособность двигателя.

Количество топлива, подаваемого форсунками, определяется продолжительностью электрического сигнала от ЭБУ. Электронный блок отслеживает данные о состоянии двигателя, рассчитывает потребность в топливе и определяет необходимую длительность подачи топлива форсунками (длительность сигнала). Для увеличения количества подаваемого топлива длительность сигнала увеличивается, а для уменьшения подачи топлива – уменьшается.

Система управления двигателем наряду с электронным блоком управления включает в себя датчики, исполнительные устройства, разъемы и предохранители.

Электронный блок управления(ЭБУ)</i> связан электрическими проводами со всеми датчиками системы. Получая от них информацию, блок выполняет расчеты в соответствии с параметрами и алгоритмом управления хранящимися в памяти программируемого постоянного запоминающего устройства (ППЗУ), и управляет исполнительными устройствами системы. Вариант программы, записанный в память ППЗУ, обозначен номером, присвоенным данной модификации ЭБУ.

Электронный блок управления обнаруживает неисправность, идентифицирует и запоминает ее код, даже если отказ неустойчивый и исчезает (например, из-за плохого контакта). Сигнальная лампа неисправности системы управления двигателем в комбинации приборов гаснет через 10 с после восстановления работоспособности отказавшего узла.

После ремонта хранящийся в памяти блока управления код неисправности необходимо стереть. Для этого отключите питание блока на 10 с (выньте предохранитель цепи питания электронного блока управления или отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи).

Блок питает постоянным током напряжением 5 и 12 В различные датчики и выключатели системы управления. Поскольку электрическое сопротивление цепей питания высокое, контрольная лампа, подключенная к выводам системы, не загорается. Для определения напряжения питания на выводах ЭБУ следует применять вольтметр с внутренним сопротивлением не менее 10 МОм.

ЭБУ непригоден для ремонта, в случае отказа его необходимо заменить.

Диагностический разъем служит для вывода из памяти ЭБУ кодов неисправностей, выявленных при работе системы управления двигателем.

Датчик положения коленчатого вала индуктивного типа предназначен для синхронизации работы электронного блока управления с ВМТ поршней 1-го и 4-го цилиндров и угловым положением коленчатого вала.

Датчик установлен в передней части двигателя напротив задающего диска на шкиве коленчатого вала. Задающий диск представляет собой зубчатое колесо с равноудаленными впадинами. Два зуба срезаны для создания импульса синхронизации («опорного» импульса), который необходим для согласования работы блока управления с ВМТ поршней в 1-м и 4-м цилиндрах.

При вращении коленчатого вала зубья изменяют магнитное поле датчика, наводя импульсы напряжения переменного тока. Блок управления по сигналам датчика определяет частоту вращения коленчатого вала и выдает импульсы на форсунки.

При отказе датчика пуск двигателя невозможен.

Датчик положения распределительного вала (датчик фазы) индуктивного типа определяет ВМТ такта сжатия поршня 1-го цилиндра. Сигнал с датчика используется электронным блоком управления и служит для организации фазированного впрыска топлива в соответствии с порядком работы цилиндров. При возникновении неисправности в цепи датчика контроллер заносит в свою память код неисправности и включает сигнальную лампу.

Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен в системе охлаждения двигателя. Чувствительным элементом датчика является термистор, электрическое сопротивление которого изменяется обратно пропорционально температуре. При низкой температуре охлаждающей жидкости (- 40 °С) сопротивление термистора составляет около 100 кОм, при повышении температуры до +130 °С – уменьшается до 70 Ом.

Электронный блок питает цепь датчика температуры постоянным опорным напряжением.

Напряжение сигнала датчика максимально на холодном двигателе и снижается по мере его прогрева. По значению напряжения электронный блок определяет температуру двигателя и учитывает ее при расчете регулировочных параметров впрыска и зажигания.

При отказе датчика или нарушениях в цепи его подключения ЭБУ устанавливает код неисправности и запоминает его. Для устранения неисправности проверьте надежность контактных соединений в проводке к датчику или замените датчик.

Комбинированный датчик абсолютного давления во впускном коллекторе и температуры всасываемого воздуха выполнен в виде переменного резистора, чувствительного к изменению давления. Он фиксирует изменение давления во впускном коллекторе в соответствии с изменением нагрузки и оборотов двигателя. В зависимости от информации, полученной от датчика, контроллер регистрирует количество впрыскиваемого топлива и угол опережения зажигания.

Датчик детонации прикреплен к блоку цилиндров и улавливает аномальные вибрации (детонационные удары) в двигателе.

Чувствительным элементом датчика детонации является пьезоэлектрическая пластинка.

При детонации на выходе датчика генерируются импульсы напряжения, которые увеличиваются с возрастанием интенсивности детонационных ударов. Контроллер по сигналу датчика регулирует опережение зажигания для устранения детонационных вспышек топлива.

Датчик положения дроссельной заслонки установлен на трехцилиндровом двигателе сбоку на дроссельном узле и связан с осью дроссельной заслонки.

Датчик представляет собой потенциометр, на один конец которого подается «плюс» напряжения питания (5 В), а другой конец соединен с «массой».

С третьего вывода потенциометра (от ползунка) идет выходной сигнал к электронному блоку управления.

Когда дроссельная заслонка поворачивается (от воздействия на педаль управления), изменяется напряжение на выходе датчика. При закрытой дроссельной заслонке оно ниже 0,5 В. Когда заслонка открывается, напряжение на выходе датчика растет, при полностью открытой заслонке оно должно быть более 4 В.

Отслеживая выходное напряжение датчикаконтроллер корректирует подачу топлива в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки (т.е. по желанию водителя).

Датчик положения дроссельной заслонки не требует регулировки, так как блок управления воспринимает холостой ход (т.е. полное закрытие дроссельной заслонки) как нулевую отметку.

Датчик скорости автомобиля установлен на коробке передач. Принцип действия датчика основан на эффекте Холла. Датчик выдает на электронный блок управления прямоугольные импульсы напряжения с частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колес.

Датчик концентрации кислорода (лямбда-зонд) ввернут в резьбовое отверстие выпускного коллектора. В металлической колбе датчика расположен гальванический элемент, омываемый потоком отработавших газов. В зависимости от содержания кислорода в отработавших газах в результате сгорания топливовоздушной смеси изменяется напряжение сигнала датчика.

Информация от датчика поступает в блок управления в виде сигналов низкого (от 0,1 В) и высокого (до 0,9 В) уровня. При сигнале низкого уровня блок управления получает информацию о высоком содержании кислорода и, следовательно, об обеднении смеси. Сигнал высокого уровня свидетельствует о низком содержании кислорода в отработавших газах и, следовательно, о переобогащении смеси.

Постоянно отслеживая напряжение сигнала датчика, блок управления корректирует количество впрыскиваемого форсунками топлива. При низком уровне сигнала датчика (бедная топливовоздушная смесь) количество подаваемого топлива увеличивается, при высоком уровне сигнала (богатая смесь) — уменьшается.

Топливные форсунки Daewoo Matiz

В настоящее время все автомобили оснащаются инжекторным двигателем и Дэу Матиз тому не исключение. Для подачи топлива в камеру сгорания автомобиля с инжектором используются специальные форсунки.

В данной статье речь пойдет о форсунках на автомобиле Дэу Матиз, а именно о способах их замены, промывки, стоимости и конечно же замене.

Назначение

Форсунки предназначены для распыления топлива в камеру сгорания под давлением. Топливный насос накачивает необходимое для работы давление в систему, после чего форсунка открывается в нужный момент, когда поршень идет вниз, а впускной клапан открывает. После чего клапан закрывается, не позволяя топливу выйти, а поршень идет, вверх сжимая топливовоздушную смесь.

Конструкция

Ниже на картинке можно увидеть конструкцию топливной форсунки на Дэу Матиз. На Матизе установлено три топливные форсунки, по одной на каждый цилиндр, которые помещены в одну топливную рампу.

Топливная рампа

Топливная рампа необходима для создания общего давления на каждой форсунки. Сначала топливо заполняет рампу и насос постоянно давит одно и то же давление. Если давление избыточно и форсунки не успевают его сбросить, то предусмотрен специальный обратный клапан, который сбрасывает излишки топлива в бак.

Какие форсунки стоят на Матизе


Дэу Матиз с завода имеет родные корейские форсунки, которые служат довольно долго и крайне редко выходят из строя. Если же поломка случилась, то форсунки можно заменить различными аналогами, например, форсунками фирмы Bosch или т.п. Рекомендуется менять форсунки комплектом.

Артикулы

  • Артикул заводских топливных форсунок Матиза: 96620255
  • Артикул топливных форсунок BOSCH для Матиз: 0280 158 017

Стоимость

Цена на форсунки Матиза зависит от региона покупки, а так же магазина, но в среднем начинается от 1000 рублей и может достигать 2500 рублей. Покупку стоит совершать по возможности, все форсунки являются аналогами оригинальных и будут служить практически столько же, сколько и родные.

Признаки засорившихся форсунок


Если на Вашем автомобиле засорились форсунки это не пройдет бесследно, Вы обязательно заметите это. Когда форсунки загрязняются с автомобилем происходит следующее:

  • Потеря мощности;
  • Высокая детонация двигателя (вибрация);
  • Запуск ДВС становится сложнее;
  • ДВС самопроизвольно глохнет;

Если на вашем автомобиле появились подобные проблемы, необходимо промыть топливные форсунки или заменить их на новые.

Промывка форсунок


Промывку форсунок довольно просто совершить самостоятельно и хорошо сэкономить на покупке дорогостоящей детали. Основная проблема поломки форсунок это их загрязнение, которое можно устранить самостоятельно с минимальными затратами.

Для промывки потребуется:

  • Очиститель карбюратора;
  • Лампа на 12В с нитью накала;
  • Кнопка вкл/выкл;
  • 1 метр двухжильного провода 0,75 мм 2 ;
  • Разъем форсунки (продается в любом магазине запчастей);
  • Из подручных материалов собираем электрическую схему, для подачи напряжения на форсунку.
  • Снимаем колпачок с очистителя карбюратора и надеваем форсунку на него. Диаметр отверстия форсунки отлично подходит на штуцер баллона.
  • Подключаем собранную схему на АКБ и форсунку.
  • Имитируем давление, впрыскивая очиститель карбюратора в форсунку и держим. Затем нажимаем на выключатель, и форсунка открывается, тем самым распрыскивая очиститель карбюратора, промывая внутренние детали.

Видео промывки форсунок

Снятие и замена

Пошаговая инструкция

  • Для начала необходимо сбросить остаточное давление топлива в системе. Для этого необходимо снять разъем с бензонасоса и запустить автомобиль и дать ему поработать пока его двигатель не остановится.


  • Следующим этапом будет обесточивание всего автомобиля, для этого снимаем минусовую клейму с АКБ.
  • Чтобы проводить работы с топливной рампой было удобнее, необходимо демонтировать катушку зажигания.


  • После того как доступ к рампе будет открыт, необходимо отключить трубку подачи топлива, разъемы каждой форсунки и открутить болты крепления рампы к двигателю.
  • Вытягиваем топливную рампу вместе с форсунками из посадочных мест.


  • Далее вынимаем форсунки из рампы, для этого снимаем фиксатор форсунки и вытягиваем форсунки из своих мест.
  • Установку производим в обратной последовательности.

Внимание!

Если форсунки устанавливаются старые, то необходимо заменить уплотнительные кольца на новые и перед установкой смазать их моторным масло, это позволит легче произвести установку форсунок в их посадочные места.

Полезные видео

4.1.20 Система подачи топлива

Клапан размещен в верхней части крышки топливного фильтра.

Топливо, находящееся в фильтре или подающееся из бака, подогреваются за счет тепла топлива, возвращенного из ТКВД.

Подогрев: при температуре ниже ЗО'С биметаллическая пластина перерывает канал слива топлива в бак, и топливо, возвращенное из ТКВД, под давлением, отжимая шарик клапана (6) (см. рис. MS 2.123), поступает в топливный фильтр.

Прекращение подогрева: при температуре выше ЗО'С топливо из ТКВД сливается в бак по открывшейся линии возврата.

Топливоподкачивающий насос

Подача топлива к ТНВД через клапан прекращения подачи топлива.

Топливоподкачивающий насос (ТННД) расположен на передней крышке головки блока цилиндров и приводится во вращение от распределительного вала впускных клапанов.

Топливоподкачивающий насос (ТННД) является насосом шестеренного типа. Состоит из двух шестерен, одна из которых ведущая.

Топливопроводы на двигателе

Снятие и установка топливопроводов на двигателе

Для снятия крепления топливопроводов достаточно отвести фиксирующую скобу (см. рис. MS 2.125 А). Для установки крепления топливопроводов после соединения разъема нужно зафиксировать его при помощи фиксирующей скобы (1) (см. рис. MS 2.125 В).

Клапан прекращения подачи топлива

Клапан прекращения подачи топлива размещен на передней крышке головки блока цилиндров и состыковывается с ТНВД при помощи патрубка и уплотнительных колец.

При отсутствии питающего напряжения клапан открыт, при подаче напряжения на обмотку электромагнита шариковый клапан при помощи штока перекрывает подачу топлива.

1. Снимите тепловой экран турбонагнетателя.

2. Отсоедините разъем (2) электрического клапана прекращения подачи топлива (1) (см. рис. MS 2.126).

3. Отсоедините топливопровод (3) от клапана прекращения подачи топлива (1).

4. Снимите винты (4, 9).

5. Снимите клапан прекращения подачи топлива (1) совместно с кронштейном (8), кольцами (6, 7) с переходника (5). Замените уплотнения (6,7).

6. Снимите кронштейн (8).

7. Сборку производите в обратном порядке.

8. Прокачайте топливный контур низкого давления.

9. Проверьте топливную систему на утечки кратковременным запуском двигателя.

Моменты затяжки резьбовых соединений

Винт крепления клапана прекращения подачи топлива к головке блока цилиндров - 9 Нм.

Топливный насос высокого давления

Создание и поддержание в топливном коллекторе высокого давления необходимого давления топлива (от 200 до 1350 бар (от 20 до 135 МПа).

ТНВД размещен на передней крышке головки блока цилиндров.

ТНВД представляет собой трехплунжер-ный насос кулачкового типа с радиальным расположением плунжерных пар по звездообразной схеме. ТНВД приводится во вращение с частотой примерно в 1,3 раза выше, чем частота вращения распределительного вала.

Контур низкого давления

Топливо поступает из топливоподкачи-вающего насоса через входной канал (6) к дроссельному клапану (13). Возможные остатки воздуха, находившиеся в топливе, увлекаются потоком топлива, направляемым через дроссельное отверстие (14) в полость возвратного потока (16). При давлении свыше 0,4 бар (0,04 МПа) поршень клапана (13) смещается, открывая доступ топливу в кольцевой канал подачи топлива к плунжерам (9).

Эксцентриковый вал (5) с эксцентриковым кулачком (4) толкает плунжеры (9) трех насосных элементов. Возврат плунжеров производится при помощи пружин (10). Утечки топлива через плунжерные пары собираются в возвратной полости.

Контур высокого давления

а. Наполнение цилиндра

Плунжер (9) под действием возвратной пружины (10) движется по направлению к эксцентриковому валу. Топливо от топли-воподкачивающего насоса подается через кольцевой канал низкого давления (6), клапанный диск (7) и клапанную пружину (8) в полость напорного цилиндра. Шариковый клапан (15) предотвращает обратное перетекание топлива из канала высокого давления (3) в полость низкого давления.

b. Создание высокого давления

Плунжер (9), толкаемый эксцентриковым кулачком (5), вытесняет топливо в канал высокого давления (3) через шариковый клапан (15). При этом нагнетаемый объем топлива отсекается от полости низкого давления (6) при помощи клапанного диска (7).

Привод ТНВД

1. Снимите крышку клапанного механизма (10).

2. Установите поршень цилиндра номер (1) в ВМТ.

Внимание! Двигатель следует вращать за коленчатый вал в направлении часовой стрелки. Не вращайте двигатель за распределительный вал, также не вращайте двигатель в обратном направлении.

3. Зафиксируйте распределительный вал впускных клапанов (12) при помощи фиксатора (14) (отверстие А на крышке подшипника №1 распределительного вала впускных клапанов).

4. Снимите переднюю крышку (9) головки блока цилиндров.

5. Открутите вал привода (13) распределительного вала впускных клапанов (1), снимите успокоитель (8) приводной цепи.

6. Снимите насос высокого давления (4).

7. Пометьте положение цепного колеса (5) относительно цепи.

8. Отсоедините цепное колесо(5)привода распределительного вала (11) выпускных клапанов и снимите его совместно с цепью. Вал удерживайте ключом. При установке замените винты (7).

9. Открутите винт (3) крепления колеса зубчатого привода (1) к топливному насосу высокого давления (4).

10. Извлеките промежуточное цепное колесо привода насоса высокого давления совместно с втулкой (2).

11. Установку производите в обратном порядке. Проверьте положение распределительных валов, при необходимости отрегулируйте.

Моменты затяжки резьбовых соединений

Винт крепления цепного колеса к распределительному валу выпускных клапанов - 18 Нм.

Болт крепления шестерни промежуточной насоса высокого давления к головке блока цилиндров - 9 Нм.

Крепление вала привода топливоподкачивающего насоса к распределительному валу впускных клапанов - 50 Нм.

Топливный коллектор высокого давления (ТКВД)

ТКВД предназначен для аккумулирования топлива под высоким давлением, развиваемым ТНВД, распределения топлива в форсунки и поддержания требуемого давления топлива при помощи датчика давления В4/6 и клапана Y74, регулирующего давления. Процесс регулирования давления управляется при помощи блока управления двигателем. Для двигателя ОМ 611 приблизительный объем ТКВД равен 35 см3.

1. Снимите верхнюю часть воздушного коллектора.

2. Снимите топливопроводы высокого давления (6).

3. Отсоедините разъемы датчика давления (2) и клапана управления давлением (3).

4. Отсоедините кронштейн (9) топливопровода высокого давления (8).

5. Отсоедините нагнетательный топливопровод высокого давления (8) от ТКВД.

6. Отсоедините трубку возврата топлива (13) от распределителя.

7. Отсоедините трубку возврата топлива (12) и трубку возврата утечек из форсунок (11) от штуцера (10).

8. Отсоедините кабельный канал (14), отсоедините разъемы форсунок и датчика положения распределительного вала, снимите кабельный канал с топливного коллектора высокого давления.

9. Отсоедините и снимите топливный коллектор высокого давления (1).

10. Сборку производите в обратном порядке. При установке не затягивайте крепление топливного коллектора высокого давления полностью (1) до прокачки всех топливных трубопроводов высокого давления. При замене распределителя можно использовать старый штуцер (10).

11. Проверьте топливную систему на утечки с кратковременным запуском двигателя.

Моменты затяжки резьбовых соединений

Гайка крепления трубопровода высокого давления к насосу высокого давления и ТКВД - 22 Нм.

Винт крепления ТКВД к головке блока цилиндров- 14 Нм.

Топливопроводы высокого давления

1. Снимите верхнюю часть воздушного коллектора для двигателя 611.

2. Снимите панель крышки головки цилиндров.

3. Открутите гайки крепления трубопроводов высокого давления(1)на форсунке (2) и распределителе (3), удерживая резьбовые вставки форсунок, указанных стрелками, от проворачивания. При установке не превышайте усилий затяжки, чтобы избежать ослабления затяжки вставок при следующей разборке.

4. Снимите трубопроводы высокого давления (1). Не следует скручивать и перегибать трубопроводы. После снятия
трубопроводов нужно защитить их от внутреннего загрязнения. При установке правильно расположите трубопроводы, проверьте состояние уплотняющих конусов, при наличии повреждений поверхности и/или пережимов трубопроводы необходимо заменить. Ослабьте крепление распределителя и не затягивайте полностью до закрепления трубопроводов высокого давления.

5. Установку производите в обратном порядке.

6. Проверьте топливную систему на утечки с кратковременным запуском двигателя.

Моменты затяжки резьбовых соединений

Гайка крепления трубопровода высокого давления к форсунке, распределителю:

- двигатель 611: 22 Нм - 1-й этап, 25 Нм - 2-й этап;

- двигатель 612: 22 Нм.

Клапан регулирования давления в ТКВД

Клапан регулирования давления в ТКВД Y74 поддерживает давление на уровне, задаваемом блоком управления двигателем А53.

Клапан регулирования давления в ТКВД Y74 крепится винтами к заднему торцу ТКВД (поз. 5, рис. MS 2.138 и MS 2.139).

Принцип действия показан на рисунке MS 2.137.

1. Снимите воздушный коллектор (для двигателя 611 - верхнюю часть воздушного коллектора).

2. Рассоедините разъем (1) клапана, регулирования давления (5) (см. рис. MS 2.138 и MS 2.139).

3. Снимите клапан (5), регулирующий давление в ТКВД. Как правило, клапан регулирования давления следует заменять после снятия.

4. Очистите посадочные поверхности.

5. Слегка смажьте новые кольцевые уплотнения (2 и 3) специальным смазочным материалом перед установкой клапана регулировки давления. Повреждение уплотнений во время установки может привести к внутренним утечкам, которые не могут быть замечены снаружи.

6. Установите клапан, регулирующий давления в ТКВД. Затяните винты клапана регулирования давления в несколько этапов.

7. Соедините разъем клапана регулирования давления (1).

8. Установите трубопровод распределительный турбонаддува в верхнюю часть воздушного коллектора (для двигателя 611).

9. Проверьте топливную систему на утечки с кратковременным запуском двигателя.

Моменты затяжки резьбовых соединений

Винт крепления клапана, регулирующего давление в ТКВД: 3 Нм - 1-й этап, 5 Нм - 2-й этап.

Форсунки

Форсунки предназначены для впрыскивания в камеру сгорания распыленного топлива с наиболее выгодной формой «факела» распыления.

Форсунки расположены в головке блока цилиндров и соединяются с топливным коллектором высокого давления при помощи трубок высокого давления.

1. Электрическое питание на соленоид не подано, впрыска нет.

Давление в канале подачи высокого давления (38) примерно равно атмосферному давлению. Шариковый клапан (12) заперт усилием пружины (33), воздействующей на сердечник соленоида (26).

Примечание: пружина распылителя (23) удерживает иглу (18) в положении запирания распылителя при разности давлений в верхней и нижней камерах не более 40 бар (4 МПа).

2. Электрическое питание на соленоид не подано, высокое давление есть, впрыска нет.

В этой фазе функционирования форсунки давление из ТКВД подается через питающий канал в нижнюю камеру, а также через дроссельное отверстие подается в верхнюю камеру. Давление топлива в верхней и нижней камерах уравновешено. Возвратная пружина иглы распылителя удерживает иглу в положении закрытия клапана распылителя. Впрыска нет.

3. Начало впрыскивания (электромагнитный клапан открыт, питание на форсунку подано).

При подаче напряжения на обмотку электромагнитного клапана (6) сердечник соленоида (26) втягивается, сжимая пружину (33). При этом открывается шариковый клапан (12), и топливо из верхней камеры (39) через дроссельное отверстие (37) канала сброса давления перетекает в контур возврата топлива. Давление в верхней (уравновешивающей) камере снижается. Неуравновешенное давление топлива в нижней камере создает усилие, поднимающее иглу.

4. Впрыскивание (электромагнитный клапан открыт, питание на форсунку подано).

Во время удержания шарикового клапана (12) в открытом состоянии неуравнове-

шенное давление в камере (43) удерживает иглу распылителя (18) в открытом состоянии. Разность давлений в верхней (39) и нижней (43) камерах обеспечивается соотношением значений пропускной способности дроссельных отверстий (36 и 37).

5. Окончание впрыскивания (электромагнитный клапан закрыт).

При снятии электрического питания с обмотки соленоида клапан закрывается. При этом давление в верхней камере восстанавливается до значения, равного значению давления в нижней камере. Усилие возвратной пружины (23) закрывает клапан распылителя.

Снятие и установка топливных форсунок

1. Снимите верхнюю часть воздушного коллектора для двигателя 611.

2. Снимите панель крышки головки цилиндров.

3. Снимите трубопроводы высокого давления (8) (см. рис. MS 2.142).

4. Отсоедините разъемы (7) форсунок (1).

5. Снимите скобы крепежные (5) соединений возвратного топливопровода (6), трубопровод отложите, не разбирая на части. Возвратный топливопровод при необходимости всегда заменяйте в сборе.

6. Открутите болты (4). Винты повторно не используйте, затягивайте постепенно, в несколько этапов.

7. Снимите прижим (3).

8. Извлеките форсунки (1). Если форсунки не вынимаются, установите захват (10) на место прижима (3) и при помощи (9) извлеките форсунки (1) вместе с уплот-нительным кольцом (2).

9. Очистите форсунки и отверстия форсунок при помощи латунных щеток подходящих размеров, форсунки смажьте специальной смазкой, отверстия продуйте и защитите от загрязнения, предварительно вставив заглушки.

10. Установку производите в обратном порядке. При установке форсунок для предотвращения появления излишних напряжений в трубопроводах высокого давления следует установить их (трубопроводы) на форсунки до окончательной затяжки крепления форсунок.

11. Проверьте топливную систему на утечки с кратковременным запуском двигателя.

Моменты затяжки резьбовых соединений

Болт крепления прижима форсунки: 7 Нм -1 -й этап, 90 Нм - 2-й этап.

Штуцер крепления трубки высокого давления к топливной форсунке

1. Снимите форсунку.

2. Установите колпачки защитные (4, 5) на распылитель форсунки и штуцер топливной системы для предохранения от загрязнений и повреждений.

3. Очистите форсунку (1) чистящим раствором и продуйте насухо. Допускается чистка в ультразвуковой ванне.

4. Удалите грязь в месте присоединения топливного трубопровода высокого давления (2) латунной щеткой и продуйте сжатым воздухом. Не повредите поверхность распылителя форсунки.

5. Приспособление для сборки установите в тиски и зажмите в нем форсунку (1).

6. Открутите штуцер (2) и шайбу (3), старые штуцер и шайбу при сборке не используйте.

7. Нанесите тонкий слой универсальной смазки на поверхность нового штуцера и шайбы и установите на место.

8. Соединение затяните.

9. Маркируйте штуцер белым цветом. Не допускается производить замену штуцера второй раз, при наличии утечек топлива замените форсунку.

Читайте также: