От какого редуктора газ поступает к карбюратору смесителю

Обновлено: 09.05.2024

От какого редуктора газ поступает к карбюратору смесителю

Редуктор служит для снижения давления газа, поступающего из баллонов к карбюратору-смесителю, до небольшого разрежения или незначительного избыточного давления. Редуктор также автоматически регулирует количество подаваемого к смесителю газа при изменении нагрузки или числа оборотов коленчатого вала двигателя и, кроме того, обеспечивает перекрытие газовой магистрали при остановке двигателя.

На газобаллонных автомобилях ГАЗ -51Б и ЗИЛ -166 ставят двухступенчатый универсальный редуктор МКЗ .


Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Редуктор состоит из алюминиевого корпуса с внутренней перегородкой, образующей в корпусе две полости: первой ступени I и второй ступени II. Полость первой ступени закрыта снизу крышкой; между крышкой и корпусом зажата гибкая мембрана. Под мембраной в крышке установлена пружйна, постоянно отжимающая мембрану кверху. Усилие пружины можно регулировать регулировочной гайкой, закрепленной в установленном положении контргайкой. В гайке сделано отверстие, сообщающее полость под мембраной с атмосферой. Со стержнем мембраны соединен угловой рычаг 5, установленный шарнирно на оси. Другой конец рычага расположен против стержня впускного клапана первой ступени. Стержень установлен в направляющей, навернутой на седло клапана, закрепленное в штуцере, ввернутом в стенку корпуса редуктора. К штуцеру присоединены газовый фильтр 30 и газопровод высокого давления.


Газовый фильтр служит для очистки газа от мельчайших механических примесей: пыли, окалины, ржавчины и т. п., которые могут нарушить герметичность клапанов редуктора.

Газовый фильтр состоит из корпуса с входным и выходным штуцерами. В корпус фильтра ввернут патрон, имеющий трубку с отверстиями; на трубку навернута мелкая медная сетка.

Полость II второй ступени закрыта сверху крышкой, которая вместе с промежуточным кольцом прикреплена к корпусу болтами. Между крышкой и кольцом зажата мембрана второй ступени. Пространство над мембраной постоянно сообщается с атмосферой.

Мембрана отжимается кверху пружиной, действующей через опорную шайбу на стержень, закрепленный в мембране. Пружина установлена в регулировочном ниппеле, ввернутом в крышку. Вращением ниппеля регулируют усилие пружины. В установленном положении ниппель закрепляют контргайкой. Сверху ниппель закрыт крышкой. Нижний конец стержня мембраны соединен с угловым рычагом, установленным шарнирно на оси в полости второй ступени. Другой конец рычага через регулировочный винт и промежуточный стержень постоянно прижимает клапан, расположенный в направляющем приливе корпуса, резиновой вставкой к седлу. Полости первой и второй ступеней могут сообщаться между собой через отверстие в седле.

Между промежуточным кольцом и корпусом, над полостью второй ступени, закреплена разгрузочная мембрана с крышкой. Между крышкой и мембраной установлена пружина, постоянно отжимающая мембрану вверх и действующая через три упора на верхнюю мембрану второй ступени.

Полость III разгрузочного устройства при помощи штуцера и трубки сообщается с впускным трубопроводом двигателя.

Снизу к корпусу редуктора против полости второй ступени прикреплен дозатор газа, в корпусе которого установлен конический клапан с винтом и рукояткой. Клапаном с помощью рукоятки можно регулировать проходное сечение отверстия. К дозатору прикреплен выходной патрубок, соединенный трубопроводом с карбюратором-смесителем. Перед патрубком поставлен обратный клапан. В корпусе дозатора закреплен штуцер для присоединения трубки газа холостого хода. Применяются также редукторы с дозатором, выполненным в виде дискового золотника, регулирующего сечение отверстия для прохода газа.

В полости первой ступени поставлен предохранительный клапан, корпус которого ввернут в стенку корпуса редуктора и сообщается с полостью первой ступени через отверстие в стенке корпуса. В корпусе клапана установлен клапан с пружиной и завернут штуцер для присоединения газоотводящей трубки.

Редуктор работает следующим образом.

При закрытой газовой магистрали мембрана первой ступени под действием пружины выгибается кверху, и угловой рычаг повертывается против часовой стрелки, устанавливая клапан в открытом положении.

Мембрана второй ступени под действием пружины и пружины разгрузочного устройства поднимается кверху, поворачивая угловой рычаг против часовой стрелки и удерживая клапан второй ступени в закрытом положении. В полостях I и II редуктора при этом поддерживается атмосферное давление.

При открытии газовой магистрали с помощью магистрального вентиля газ из баллонов, пройдя фильтр, поступает через открытый клапан в полость I первой ступени (рис. 159, б). Когда давление газа в полости достигнет установленной величины, упругая мембрана 6 под действием этого давления переместится вниз, сжимая пружину, и при помощи рычага закроет клапан.

В случае расходования газа давление его в полости падает, клапан снова открывается, впуская газ, и т. д. Вследствие этого в полости первой ступени всегда будет поддерживаться постоянное давление 2,0—3,0 кГ/см2 (для сжатого газа).

При неработающем двигателе газ в полость II не поступает, так как клапан второй ступени закрыт.


При работе двигателя в полость II через выходной патрубок с обратным клапаном передается разрежение из впускного трубопровода двигателя, и мембрана второй ступени под действием атмосферного давления прогибается внутрь, преодолевая сопротивление пружины. Действие пружины и мембраны разгрузочного устройства на мембрану второй ступени при работающем двигателе прекращается, так как вследствие разрежения, передаваемого в камеру разгрузочного устройства по трубке 8 из впускного трубопровода двигателя, мембрана опустится вниз, сжимая пружину и отводя упоры от мембраны второй ступени. При перемещении мембраны угловой рычаг освобождает клапан, который под давлением газа откроется, и газ из полости I поступит в полость II.

Газ, поступая в полость II, расширяется, вследствие чего его давление понижается до необходимого значения. Если давление газа в полости начнет превышать нормальное, мембрана, поднимаясь кверху, закроет клапан. Таким образом, в полости второй ступени будет все время поддерживаться требуемое давление газа. Далее газ через выпускной обратный клапан по трубопроводу отсасывается в карбюратор-смеситель.

Мембрана второй ступени, освобожденная от дополнительного усилия пружины разгрузочного устройства, обладает большой чувствительностью ив зависимости от режима работы двигателя и изменения разрежёния в полости с помощью клапана постоянно регулирует поступление к двигателю газа в необходимом количестве.

При работе двигателя на холостом ходу дроссельную заслонку в карбюраторе-смесителе прикрывают, и разрежение в смесительной камере падает, вследствие чего поступление газа через выходной патрубок редуктора прекращается. При этом газ начинает поступать во впускной трубопровод двигателя по трубке холостого хода. Поступление воздуха из карбюратора-смесителя в редуктор устраняется при этом закрывающимся обратным клапаном.

Количество газа, поступающего в двигатель, регулируют в зависимости от его теплоты сгорания поворотом клапана. При работе на газе постоянного состава клапан закрепляют в отрегулированном положении. В случае повышения давления в полости первой ступени выше допустимого открывается предохранительный клапан, сообщающий полость с атмосферой.

Этот редуктор является универсальным; им можно пользоваться при работе на сжатом и сжиженном газах. В случае перехода на другой вид газа заменяют клапан первой ступени и изменяют жесткость пружины первой ступени. Для сжатого газа стйвят клапан в виде шарика, изготовленного из нержавеющей стали; для сжиженного газа клапан изготовляют из специальной резины.

Редуктор устанавливают под капотом двигателя и крепят к перегородке кабины.

Регулировка газовых редукторов и карбюраторов-смесителей

Газовую аппаратуру системы питания проверяют и регулируют на специальных стендах или с помощью универсальных приборов и различных приспособлений без снятия с автомобиля. Часть регулировок выполняют во время работы двигателя на газе, другую часть при неработающем двигателе с системой питания, заполненной воздухом или инертным газом под рабочим давлением.

Регулировать редуктор при наличии сжатого воздуха следует на специальной установке (см. рис. 16.3).

Для регулировки редуктора на автомобиле следует отсоединить шланги от патрубков редуктора и штуцера фильтра редуктора, закрыв предварительно расходный вентиль. В отверстие выходного патрубка надо вставить пробку 5 с трубкой для подсоединения шланга от пьезометра 2 К патрубку крышки дозирующего экономайзерного устройства следует подсоединить тройник 6 со шлангом пьезометра 1. Трубка 7 тройника служит для передачи разряженного газа от вакуумного насоса в полость разгрузочного устройства редуктора. Подвод сжатого воздуха от компрессорной установки в полость первой ступени редуктора при давлении 0,5—0,6 МПа осуществляется по шлангу 16, подсоединенному к штуцеру фильтра редуктора (можно использовать пневматическую систему автомобиля при выключенном двигателе).

В правильно отрегулированном редукторе давление газа в полости первой ступени должно быть 0,16—0,18 МПа, а в полости второй ступени должно создаваться избыточное давление, на 80—100 Па больше атмосферного, ход стержня 20 должен быть не менее 7 мм.

Давление газа в полости первой ступени регулируется гайкой

12. При ввертывании гайки давление в полости будет увеличиваться. Контролируется давление по манометру 11 в кабине водителя. После окончания регулировки следует завернуть контргайку 14.

Перед регулировкой давления газа в полости второй ступени следует отрегулировать открытие клапана второй ступени. Для этого надо снять крышку 33 (рис. 16.5), ослабить контргайку с помощью специального ключа (рис. 16.6) и вывертывать регулировочный винт 30 (см. рис. 16.5) до момента начала выхода воздуха через клапан второй ступени (определяется на слух).

На рис. 16.5: /, 14 — седло клапанов первой и второй степеней, соответственно; 2 — уплотнитель клапана; 3, 4 — клапан и крышка первой ступени, соответственно; 5— направляющая клапана; 6, 9, 31 — контргайки; 7, 30 — регулировочные винты клапанов; 8, 39 — мембраны первой и второй ступеней, соответственно; 10— пружина мембраны; 11 — регулировочная гайка; 12, 28— рычаги первой и второй ступеней, соответственно; 13, 32 — оси рычагов; 15 — уплотнительный клапан; 16 — клапан второй ступени; 17— корпус дозирующего экономайзерного устройства; 18, 37 — крышки корпуса и редуктора, соответственно; 19 — пружина экономайзера; 20, 38 — мембраны экономайзера и разгру-

Редуктор низкого давления

Рис. 16.5. Редуктор низкого давления

Инструмент для регулирования клапана второй ступени редуктора

Рис. 16.6. Инструмент для регулирования клапана второй ступени редуктора: а — ключ для регулировки клапана; 6 — отвертка с ключом; 1 — отвертка; 2 — специальный торцовый ключ

зонного устройства, соответственно; 21, 34 — винты крепления крышки; 22— пружина клапана экономайзера; 23 — клапан экономайзера; 24, 25 — дозирующие отверстия экономичной и мощ- ностной регулировки подачи газа, соответственно; 26 — пластина с дозирующими отверстиями; 27 — прокладки пластины; 29 — толкатель клапана; 33 — крышка с патрубком системы холостого хода; 35— корпус редуктора; 36— крышка разгрузочного устройства; 40 — усилительный диск мембраны; 41 — пружина разгрузочного устройства мембраны; 42 — регулировочный ниппель; 43 — контргайка ниппеля; 44 — стопорный винт; 45 — штифт упорной шайбы; 46 — колпачковая крышка ниппеля; 47 — пружина мембраны второй ступени; 48— стержень; 49, 50— шток и упор мембраны, соответственно; 51 — болт крепления крышки редуктора; 52 — прокладки; 53 — корпус газового фильтра; 54 — фильтрующий элемент; 55 — корпус газового фильтра, 56 — пробка; 57— фильтрующий элемент; 58 — датчик манометра низкого давления; 59 — кран для слива конденсата; 60 — трубка к разгрузочному устройству; 61 — патрубок для выхода газа к смесителю; 62 — штуцер разгрузочного устройства; Л — полость первой ступени; Б — полость второй ступени; В — полость с атмосферным давлением; Г — полость разгрузочного устройства.

Затем следует завернуть регулировочный винт на '/8— '/4 оборота, определив на слух момент прекращения утечки воздуха через клапан, и затянуть контргайку. Через трубку 7 (см. рис. 16.3) подать разреженный газ 0,7—0,8 к Па в полость разгрузочного устройства редуктора, контролируя его значение по пьезометру 7. При этом клапан второй ступени должен открыться. При повышении давления газа клапан должен плотно закрыть отверстие в седле клапана.

Давление газа в полости второй ступени регулируется ниппелем 19. При ввертывании ниппеля давление в полости будет увеличиваться. Затем через трубку надо подать разреженный газ 0,7—0,8 кПа в полость разгрузочного устройства, контролируя его значение по пьезометру 1. Вращая ниппель, следует установить по пьезометру 2 избыточное давление в полости второй ступени 50—70 Па, которое определяется при кратковременном закрытии трубки пальцем руки. После регулировки надо завернуть контргайку и проверить ход стержня.

Величину хода клапана определяют по перемещению штока редуктора. Выпустив воздух из редуктора, нажимают на шток до отказа и замеряют его ход приспособлением с мерной линейкой (рис. 16.7). Нормальная величина открытия клапана второй ступени обеспечивается при ходе штока 77 не менее 8 мм.

Если ход стержня при открытии клапана второй ступени менее 7 мм, то неисправен редуктор. Его следует разобрать и устранить неисправность.

Герметичность разгрузочного и экономайзерного устройств проверяют при отсутствии давления воздуха в системе питания. Для этого снимают шланг, соединяющий всасывающий трубопровод с редуктором, и через него отсасывают воздух в устройствах до создания разрежения не менее 26,6 кПа. Разгрузочное и экономайзерное устройства считаются герметичными, если это разрежение сохраняется в них в течение 5 мин.

Давление во второй ступени редуктора регулируют регулировочным стаканом 9, а контролируют водяным пьезометром по схеме, приведенной на рис. 16.3, который подсоединяют через тройник в систему холостого хода. При вывертывании стакана давление в камере второй ступени уменьшается, при ввертывании — увеличивается. Регулировку выполняют во время работы двигателя на холостом ходу с частотой вращения коленчатого вала 500—600 мин" 1 . Правильно отрегулированный редуктор в этом режиме работы двигателя создает избыточное давление 70—80 Па во второй ступени.

Приспособление для замера хода клапана второй ступени редуктора

Рис. 16.7. Приспособление для замера хода клапана второй ступени редуктора: / — седло; 2 — клапан; 3 — крышка люка; 4, 8 — контргайки; 5 — регулировочный винт; 6 — рычаг; 7— мембрана второй ступени; 9 — регулировочный стакан; 10 — пружина; 11 — шток; 12 — стопорный винт; 13 — линейка; 14 — движок линейки

Тема: «Технология регулировки газовых редукторов и карбюраторов»

Газовыми называются двигатели, работающие на газообразном топливе – сжатых и сжиженных газах. Особенностью таких двигателей является их способность работать также и на жидких топливах, например, бензине.

Система питания газовых двигателей имеет специальное газовое оборудование. Предусмотрена также дополнительная резервная система, обеспечивающая при необходимости работу двигателя на бензине.

По сравнению с бензиновыми двигателями газовые модели обычно более экономичны, менее токсичны, работают без детонации в цилиндрах, имеют меньший износ деталей ЦПГ, КШМ и др., срок их службы больше в 1,5–2 раза. Однако полная мощность при =const и прочих одинаковых условиях, снижается на 10–20 %, т.к. теплотворность горючей смеси снижается на 10–20 %. Система питания газовым топливом более пожароопасна, для ее технического обслуживания требуется специальное оборудование.

Применяются две разновидности газовых топлив.

Сжатые газы – газы, которые при обычной температуре окружающего воздуха и высоком давлении (до 20 МПа) сохраняют газообразное состояние. В качестве топлива для газовых двигателей обычно используется природный газ на основе метана.

Сжиженные газы – газы, которые переходят из газообразного состояния в жидкое при нормальной температуре воздуха и относительно небольшом давлении (до 1,6 МПа). Это преимущественно нефтяные газы.

Для газовых двигателей используются сжиженные газы следующих марок: СПБТЗ – смесь пропана и бутана техническая зимняя; СПБТЛ – смесь пропана и бутана техническая летняя; БТ – бутан технический.

Газообразное топливо менее токсично, имеет более высокое октановое число (около 100 и более единиц), дает меньшее нагарообразование в цилиндрах и не разжижает масло в картере двигателя.

В систему питания двигателя, работающего на сжатом газе (рис. 9), входят баллоны 1 для сжатого газа, наполнительный 5, расходный 6 и магистральный 18 вентили, подогреватель 17 газа, манометры высокого 8 и низкого 9 давления, редуктор 11 с фильтром 10 и дозирующим устройством 12, газопроводы высокого 3 и низкого 13 давления, карбюратор-смеситель 14 и трубка 19, соединяющая разгрузочное устройство с впускным трубопроводом двигателя.

Рис. 1. Схема системы питания

двигателя, работающего на сжатом газе:

1 – баллон; 2 – тройник; 3, 13 – газопроводы; 4 – крестовина; 5, 6, 18 – вентили; 7 – топливный бак; 8, 9 – манометры; 10 – газовый фильтр;

11 – газовый редуктор; 12 – дозирующее устройство; 14 – карбюратор-смеситель; 15 – топливопровод; 16 – топливный насос; 17 – подогреватель; 19 – трубка; 20 – двигатель

При работе двигателя вентили 6 и 18 открыты. Сжатый газ из баллонов поступает в подогреватель 17, обогреваемый горячими ОГ или охлаждающей жидкостью двигателя – для исключения замерзания (закупорки) дросселирующих проходных сечений данной газовой системы питания. Из подогревателя газ через фильтр 10 проходит в двухступенчатый газовый редуктор 11, где давление газа снижается до 0,9–1,15 МПа. Из редуктора через дозирующее устройство 12 газ проходит в карбюратор-смеситель 14, где образуется горючая (газовоздушная) смесь. Она под действием вакуума поступает в цилиндры двигателя. Процесс сгорания данной смеси и отвода ОГ происходит аналогично процессам в бензиновом двигателе.

Редуктор 11, кроме уменьшения давления газа, изменяет его количество в зависимости от режима работы двигателя. Указанный редуктор быстро выключает подачу газа при остановке двигателя.

В резервную систему питания входят топливный бак 7, топливный фильтр, топливный насос 16 и топливопровод 15.

Схема системы питания двигателя, работающего на сжиженном газе, показана на рис. 2.

Рис. 2. Схема системы питания двигателя, работающего на сжиженном газе: 1 – топливный фильтр; 2 – топливный насос; 3 – карбюратор; 4 – смеситель; 5 – испаритель; 6 – газовый фильтр; 7 – дозирующее устройство; 8 – газовый редуктор; 9, 10 – манометры; 11, 13 – вентили; 12 – баллон; 14 – двигатель; 15 – топливный бак

Сжиженный газ под давлением из баллона 12 поступает через расходный 13 и магистральный 11 вентили в испаритель 5, где он подогревается горячей жидкостью системы охлаждения двигателя. Затем газ очищается в фильтре 6, поступает в двухступенчатый редуктор 8, где давление газа снижается до атмосферного. Из редуктора газ через дозирующее устройство 7 проходит в смеситель 4, в котором готовится горючая смесь в соответствии с режимом работы двигателя.

Газовый баллон имеет предохранительный клапан, открывающийся при давлении 1,68 МПа, наполнительный вентиль и датчик уровня сжиженного газа. Баллон заполняется сжиженным газом только на 90 % объема. Это необходимо для возможности расширения газа при нагреве.

Кроме основной системы питания, двигатель, работающий на сжиженном газе, имеет резервную систему питания, аналогичную резервной системе двигателя, работающего на сжатом газе, для кратковременной работы на бензине. В резервную систему входят топливный бак 15, топливный фильтр 1, топливный насос 2 и карбюратор

Регулировка ГБО не является чем-то очень сложным, поэтому произвести её сможет любой, кто хоть немного знаком с устройством автомобиля и знает принцип работы газового редуктора и двигателя. Проводить регулировку газового оборудования стоит только после настройки карбюратора.

Настроить карбюратор можно следующим образом. Для начала очистите его от внешних засорений (песка, пыли, масла), а также промойте его изнутри. Привести в порядок или даже заменить стоит фильтры, воздушные и топливные жиклёры, промыть поплавковую камеру и сам карбюратор. Проводить эту процедуру, конечно, необязательно, если вы спешите или не можете этого выполнить по каким-либо причинам, но все же ухоженный карбюратор работает намного стабильнее и производительнее. Вообще, проводить ТО этой запчасти стоит несколько раз в год, желательно с наступлением нового сезона. После этого можно перейти непосредственно к регулировке холостого хода.

Запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры (несколько минут работы на холостом ходу). Здесь есть 2 винта: качества (обычно медный) и количества (пластиковый). Первый отвечает за качество смеси. Откручивая — содержание кислорода в смеси падает, закручивая — смесь стает более богата топливом. Второй винт отвечает за качество выхлопных газов. Винтом качества начинайте регулировку холостых оборотов. Попытайтесь выставить их практически на максимум. Как только вы почувствуете слаженный ритм в работе двигателя — остановитесь. Чем сильнее вы продолжите откручивать винт, тем быстрее обороты начнут падать. Когда холостой ход двигателя на карбюраторе отрегулирован, можно приступать к регулировке редуктора ГБО.

Настройка ГБО производится также на прогретом двигателе. Существует несколько способов отрегулировать оборудование, все они похожи и выбирать конкретный способ стоит от типа двигателя, его технического состояния, возраста и подобных показателей. Настройка проводится при помощи всего 3 винтов:

Винт холостого хода;

Первые 2 винта находятся вблизи друг от друга на редукторе.

Регулировка газового редуктора

Двигатель нужно завести на бензине и прогреть до рабочей температуры, обороты холостого хода установить 950-1000 об/мин. Выключить подачу и выработать бензин. Исходное положение регулировок:

-Дозатор первой камеры вывернут на максимум, а второй завернут на минимум
-Винт холостого хода завернуть до конца, а затем отвернуть на 5 оборотов
-Винт чувствительности поставить в среднее положение.

Установка холостого хода.

Используя подсос установить обороты 1700-2000 об/мин. Теперь в несколько шагов понемногу убирайте подсос и, вращая винт холостого хода, найдите максимум оборотов. Повторяйте эти шаги до тех пор, пока подсос не будет полностью убран, а двигатель устойчиво работать на холостом ходу. Выставьте винтом холостого хода максимальные обороты. Понемногу заворачивайте винт чувствительности, если обороты меняются, то скорректируйте винтом холостого хода на максимум. Если не получается, то заверните винт чувствительности на 2 оборота и повторите сначала. В итоге винт чувствительности завернут почти до конца, двигатель работает на холостом ходу на максимуме — 1100-1200 об/мин. Винтом холостого хода, заворачивая, убавляем обороты чуть меньше номинальных и затем, отворачивая, устанавливаем 950-1000 об/мин.
Настройка чувствительности редуктора.

Понемногу отворачиваем винт чувствительности до тех пор, пока это не станет влиять на обороты двигателя на холостом ходу, затем заворачиваем на 0.75-1.25 оборота назад. Пробуем резко "газануть" — двигатель должен хорошо откликаться на педаль "газа".

На работающем двигателе установите 3000-3500 об/мин (можно использовать помощника, но не подсосом), и заворачивайте винт дозатора до тех пор пока не найдете порог изменения в оборотах. Подвигайте винт дозатора больше — меньше, чтобы убедиться в этом. Отверните винт дозатора на 0,5-0,75 оборота от найденного порога, вторую поставьте на 25-30% от первой.
Заключительная регулировка.

Проводиться так же, в несколько шагов. Пробуем резко нажать на привод "газа", затем заворачиваем винт чувствительности по 0,25 оборота до тех пор, пока не почувствуется провал в наборе оборотов. После этого отвернуть винт чувствительности на 0,5 оборота. Последнюю операцию лучше проводить не на слух, а на "трогание" автомобиля с места на малом "газу". После этого повторить процедуру настройки дозатора.

Регулировка редуктора ловато с одним винтом

Фото 1


Первое поколение газобаллонного оборудования разрабатывалось с целью эксплуатации на карбюраторных и инжекторных двигателях без каталитического нейтрализатора и лямбда-зонда. Настройка системы осуществляется механическим способом.

В этой статье будут рассмотрены все особенности газовых установок такого типа, их преимущества и недостатки, а также ключевые компоненты и принцип работы этого оборудования. Также вы узнаете, встречается ли ещё первая версия ГБО в наше время, когда уже есть данные о 5-м и даже 6-м поколениях установок.

Газобалонное оборудование 1-го поколения отличается минимальным количеством электронных деталей, поэтому разобраться в нём легко даже новичку.

Комплектация ГБО-1 включает в себя:

  • вакуумный редуктор-испаритель;
  • управляющий контролер (кнопка) для переключения между видами топлива «газ/бензин»;
  • смеситель (миксер);
  • механический дозатор количества газа;
  • трубопровод высокого давления;
  • баллон;
  • мультиклапан;
  • выносное заправочное устройство (ВЗУ);
  • газовый электромагнитный клапан;
  • бензиновый электромагнитный клапан.

Больше информации об отличиях между разными версиями газового оборудования читайте в специальном разделе сайта — поколения ГБО.

Как работает ГБО 1 поколения

Аппаратура первого от последующих поколений, отличается прежде всего, простотой. Более поздние поколения обрастали дополнительными устройствами и электроникой. Но это не отразилось на принципе работы системы питания двигателей газом.

Работает оборудование 1 поколения следующим образом: автомобильный газ, пропан-бутановая смесь, через заправочное устройство поступает в топливный баллон. Заправка происходит в автоматическом режиме до заполнения баллона на 85% от объема. Процесс заливки топлива контролирует многофункциональный клапан. На встроенном манометре отображается уровень заправки.


По топливной магистрали высокого давления, через многофункциональный клапан, газ доходит до электромагнитного клапана. Этот клапан открывается при включении зажигания. Во время запуска двигателя, газ поступает по магистрали в редуктор. Вакуумный редуктор ГБО 1 поколения двухконтурный, в нем газ из сжиженного состояния, преобразуется в нормальное газообразное состояние.

Давление пропана понижается с 12-16 атм., до 1 атм. При снижении давления происходит сильное охлаждение. Редуктор ГБО 1 поколения замерзает и теряет работоспособность. Чтобы это не произошло, в редуктор подается жидкость из системы охлаждения двигателя. Это позволяет согревать редуктор, делая подготовку смеси эффективнее.

В камеру сгорания газ попасть уже не может, так как давление его равно атмосферному давлению. Следовательно, текучести нет. Здесь используется вакуум, или разряжение, которое создаётся в цилиндрах во время запуска и работы двигателя. Поскольку в открытых цилиндрах и трубопроводе давление отрицательное, то газ туда и устремляется.

Чтобы подача газа была в нужном количестве, на магистрали низкого давления сразу за редуктором устанавливается дозатор. Дальше топливо поступает в газовый смеситель на карбюратор, смешивается с воздухом прошедшим через фильтр, и по впускному коллектору попадает в цилиндры.

Есть способы установки, в которых не предусмотрен смеситель (миксер). В этом случае в нижник(проставка) под карбюратор врезают штуцер или устанавливают смеситель «черепаха». Подача газа происходит сразу в коллектор, минуя карбюратор.


Принцип работы на карбюраторе

Оборудование работает следующим образом:



Газ под давлением около 15-17 Кгс/см2 по трубопроводу подаётся из баллона к редуктору-испарителю. В нём происходит снижение давления газа до требуемого и переход газа в газообразное состояние (в баллоне он находится в жидком состоянии).



Подача газового топлива регулируется в зависимости от наличия разрежения, которое создается во время работы ДВС. Запуск двигателя на газовом топливе возможен благодаря пусковой катушке.
Она на определенное время открывает подачу небольшой порции газа, необходимой для старта двигателя (управление этой функцией осуществляется специальным тумблером в салоне).

После запуска мотора создается вакуум, благодаря которому мембрана редуктора осуществляет управление запорным элементом в его разгрузочной камере. Пока есть вакуум, газ подаётся. Как только разрежение исчезает из-за остановки двигателя, подача топлива прекращается.

Установка и настройка ГБО

Установкой ГБО занимаются специализированные мастерские. Они, аттестованы, имеют подготовленных специалистов и необходимое для монтажа оснащение и инструменты. Эти же мастерские продают оборудование разной комплектации, ремонтируют и обслуживают.

Установить комплект 1 поколения на карбюраторную или инжекторную машину и подключить его, можно и самому, но лучше обратиться к специалистам, монтаж и регулировка обойдутся не дорого. Но зато будут все документы необходимые для постановки на учет, поскольку это внесение изменений в конструкцию автомобиля. Отсутствие отметки в документах, грозит штрафом в размере 500 рублей за первое нарушение. Кроме того гарантийные обязательства установщиков пригодятся.

Настройки владелец может сделать сам. Регулировать подачу газа надо на каждом ТО, и при изменениях в работе мотора, увеличении расхода топлива и др. Регулировки требуются еще и потому, что со временем пружинки ослабевают, мембрана «дубеет», воздушный фильтр засоряется.

Все двигатели, работающие на газе очень чувствительны к загрязнению воздушного фильтра. При его засорении недостающий объем воздуха двигатель пополняет за счет газа, значительно увеличивая расход. Поэтому рекомендуется чаще менять его.

Самостоятельно настроить подачу газа и устойчивую работу двигателя с ГБО 1 поколения, просто. Перед тем как начать регулировки подачи газа, надо проверить и если необходимо отрегулировать зажигание. На редукторе располагаются два винта для регулировки. Винт холостого хода и винт чувствительности, а винт количества на дозаторе. У некоторых производителей дозатор с двумя винтами.

Начинать настройку лучше в следующем порядке:

  1. Завести, и прогреть двигатель авто.
  2. Винт на дозаторе отвернуть до конца, чтобы не создавать помех проходящему газу.
  3. Винт холостого хода полностью закрутить, чтобы исключить подсос газа через канал холостого хода.
  4. Винт чувствительности расположенный по центру редуктора с торца, отпустить на 4-5 оборотов.
  1. Завести двигатель, и по четверти оборота заворачивать винт чувствительности. Не спешить!
  2. Необходимо учесть, что реакция двигателя будет немного запаздывать, потому что в шлаге остаётся газ и его надо выработать. Так, по четверти оборота, с паузами 5-10 секунд, продолжать закручивать винт до того момента, пока не почувствуете, что еще чуть-чуть и мотор заглохнет.
  3. Теперь – винт холостого хода. Выкручиваем его по не много, плавно, не спеша, помня о запоздалой реакции, пока обороты двигателя не повысятся до рекомендованных, производителем. Обычно это 700-750 об/мин. Мотор должен работать ровно, устойчиво без провалов при перегазовке.
  4. Теперь винт на дозаторе, водители прозвали его «кран жадности». От него во многом зависит тяга и расход. Прибавьте оборотов мотору до 2000-2500 об/мин. Можно и больше. Удерживая на этих оборотах надо закручивать винт. В определенный момент двигатель начнет терять обороты как бы задыхаться. Дальше закручивать не надо, наоборот нужно на четверть оборота вывернуть винт.
  5. Теперь надо проверить настройки. Вывести двигатель на холостые обороты. Если работает ровно, устойчиво, при перегазовке нет провалов, то настройка удалась. Если на холостых оборотах, неустойчиво работает – выровнять с помощью винта холостого хода. Если провалы остались, нужно настраивать заново. Где-то вышла ошибка.

У оборудования Солекс регулировки несколько отличаются. Разница в том, что на дозаторе установлено два винта.

От терпения и аккуратности при настройке будет зависеть то, как поедет автомобиль, качество езды и расход газа.

Схема подключения ГБО 1 поколения на карбюратор

Монтажный комплект оборудования


По данной схеме видно, из каких деталей состоит ГБО 1-го поколения:

  1. Газовый баллон. Его емкость чаще всего зависит от места установки. Устанавливается снаружи авто или в багажнике, это исключает утечку газа в салон.
  2. Многофункциональный клапан. Служит для контроля заправки и для подачи сжиженного газа.
  3. Вентиляционное устройство обеспечивает проветривание при утечках.
  4. Подающий жидкий газ трубопровод высокого давления.
  5. Электрический клапан. Срабатывает, на открытие подачи газа, от замка зажигания
  6. Электромагнитный клапан бензина, единственная функция — перекрыть подачу топлива при переключении на газ.
  7. Вакуумный редуктор ГБО 1 поколения. Преобразует из жидкого в парообразное и снижает давление топлива.
  8. Миксер (смеситель) смешивает газ, с атмосферным воздухом образуя топливовоздушную смесь.
  9. Дозатор. Служит для регулировки подачи количества газа.
  10. Заправочный разъём. Через него происходит заправка на АГЗС.

Газобаллонное оборудование на карбюратор

ГБО первых поколений было предназначено для карбюраторных автомобилей.


ГБО 1 поколения было предназначено для карбюраторных автомобилей

Прошлый век? Нет, учитывая, что автопарк в России на 50 процентов состоит из автомобилей старше 10 лет. Больше 30 процентов – это автомобили производства концерна Лада плюс некоторый процент ГАЗ, УАЗ, КАМАЗ и так далее. И производить карбюраторные модели ВАЗ перестал всего-то 10 лет назад.

Для карбюраторных двигателей газобаллонное оборудование самое простое. Никакой электроники или датчиков, как и у самих карбюраторных двигателей. Если с газобаллонного оборудования четвертого поколения убрать все датчики и навороты – получится первое. Единственный минус – если его ставить на карбюратор, периодически нужна регулировка.

Карбюраторный двигатель или узел питания Отто был очень долго популярен в мире, пока его не вытеснил более экономичный и экологически чистый инжектор. Инжектор управлялся компьютером, регулировка всех систем и режимов двигателя была возложена на него. Карбюратор же был значительно более простым и надежным, чем инжектор. Карбюратор Hemi и других марок спокойно работает и после 50 лет эксплуатации, ломаться там особо нечему. Старому американскому классическому автомобилю с огромным многолитровым двигателем и расходом за 20 в спокойном режиме газобаллонное оборудование придется как нельзя кстати.

Удаление царапин на кузове автомобиля без покраски.


Старому американскому классическому автомобилю газобаллонное оборудование придется как нельзя кстати

Карбюратор не обладал никакими электронными системами управления, не то что инжектор. Всю работу карбюратор регулирует двумя отверстиями и регулировочными болтами, с помощью которых и производилась регулировка.

В первом поколении дозатор ручной, ему требуется регулировка, как и карбюратору.

Схема газобаллонного оборудования для карбюраторного автомобиля

  1. Баллон. Обычно монтируется под днище автомобиля или же в багажник. И к сожалению, занимает полезное место.
  2. Мультиклапан. Особое устройство, находящееся на клапане. Через него и происходит выход сжиженного газа в систему.
  3. Механизм для заправки. Поскольку топливо не жидкое и находится под давлением, «налить» его в горловину не получится. Для этих целей используется специальный механизм, безопасно соединяющий баллон и заправочную станцию.
  4. Газовая магистраль высокого давления. Это просто труба, по которой идет газ.
  5. Газовый фильтр. Газ достаточно чистый, но в нем мог содержаться мусор.
  6. Газовый клапан. Запирает или отпирает подачу газа.
  7. Редуктор-испаритель. Именно в нем газ возвращается в свое нормальное состояние.
  8. Дозатор. Им и производится регулировка.
  9. Смеситель. Если не была произведена установка прямо в двигатель.


Преимущества и недостатки ГБО 1 поколения

Безусловное превосходство над всеми последующими поколениями – это простота конструкции и стоимость комплекта, его монтажа и подключения. Достоинства все.А теперь недостатки. Первое поколение ГБО требует постоянного внимания автовладельца. Несовершенства конструкции вызывают дополнительные хлопоты. Регулировки, очистка фильтров процесс обыденный.

Небольшой срок службы мембраны вакуумного редуктора, из-за больших перепадов температуры. Расход газа в физическом выражении до 30% превышает расход бензина, (если бензина 10 л. на 100км, то газа 13). Ненадежность системы приводит к утечкам газа, который оседает в смотровых ямах и погребах. Это приводит к возгораниям. Не случайно в больших автохозяйствах все стоянки автомобилей на газе, только открытого типа.

Преимущества работы двигателей на газе относительно бензиновых и даже дизелей вполне очевидны. От экологических норм до эксплуатационных расходов. Это особенно ощущается при больших ежедневных пробегах. Владельцы маршруток и легковых такси, это давно осознали.

От какого редуктора газ поступает к карбюратору смесителю

Двухступенчатый редуктор модели «САГА-6» обеспечивает работу как впрыскового, так и карбюраторного двигателя внутреннего сгорания на газе сжиженном нефтяном (ГСН) и компримированном природном газе (КПГ). Такая его универсальность является существенным достоинством по сравнению с редукторами других фирм, ориентированными в основном для работы на каком-то одном виде газового топлива.

На базе редуктора «САГА-6» для работы на компримированном природном газе создана модель «САГА-7».

В конструкцию редуктора-испарителя добавлен самостоятельный узел – редуктор высокого давления (РВД), непосредственно присоединенный к корпусу двухступенчатого редуктора низкого давления (РНД) и сообщающийся с его входом. Совмещение двухступенчатого РНД с РВД позволяет поддерживать на входе в РНД рабочее давление компримированного природного газа в пределах 0,5–1,2 МПа при максимальном входном давлении в РВД 20 МПа. Далее газобаллонная установка работает по традиционной схеме, также как для сжиженных газов. РВД обогревается посредством контактной теплопередачи от РНД. В корпусе РВД предусмотрен штуцер для подключения дренажного шланга отвода газа в атмосферу в случае его утечки в каком-либо соединении системы.

Внешний вид и рабочая схема унифицированных редукторов «САГА» приведены на рис. 16.


Рис. 16. Редукторы-испарители «САГА-6» и «САГА-7»: 1 – крышка второй ступени; 2 – диафрагма разгрузочного устройства; 3 – полость разгрузочного устройства; 4, 8, 11, 22 – пружины; 5 – полость второй ступени; 6 – диафрагма второй ступени; 7, 24 – рычаги; 9, 25 – клапаны; 10 – седло клапана второй ступени диаметром проходного сечения d3; 12 – дозатор; 13 – канал выхода газа диаметром проходного сечения d4; 14 – регулировочный винт холостого хода; 15, 30 – каналы соответственно подвода и отвода теплоносителя; 16 – канал обратной связи; 17 – канал, соединяющий полости высокого и низкого давления; 18 – полость первой ступени; 19 – подпружиненная полость первой ступени; 20 – винт регулировки давления первой ступени; 21 – диафрагма первой ступени; 23 – крышка первой ступени; 26 – седло клапана первой ступени с диаметром проходного сечения d2; 27 – канал слива конденсата из полости первой ступени; 28 – канал подвода газа с диаметром проходного сечения d1; 29 – корпус редуктора; 31 – канал для подсоединения к впускному трубопроводу двигателя или задроссельному пространству карбюратора; 32 – канал слива конденсата из полости второй ступени; 33 – редуктор высокого давления.


Для работы на газовом топливе переключатель вида топлива на панели приборов устанавливают в положение «Газ». При включенном зажигании газ под давлением 0,15–0,5 МПа поступает в полость (18) первой ступени редуктора-испарителя или непосредственно из баллона (при работе на ГСН), или из теплообменника (при работе ан КПГ), или из редуктора высокого давления (33) (при работе на сжиженном природном газе).

Во время пуска двигателя стартером в его впускном трубопроводе создается разрежение, которое через шланг передается в полость (3) разгрузочного устройства. Под действием перепала давлений возникающая на диафрагме (2) разгрузочного устройства сила сжимает пружину (4), освобождая рычаг (7) клапана (9) второй ступени.

Разрежение воздействует на диафрагму (6) второй ступени. Газ из полостей (19) первой ступени поступает в полость (5) второй ступени, где его давление снижается до величины 0,04 МПа и поддерживается на этом уровне на всех режимах работы двигателя.

Применение обратной связи между полостями (5) и (19) позволяет обеспечить устойчивую и экономичную работу двигателя на переходных режимах, т. е. при резком открытии и закрытии дроссельных заслонок карбюратора.

В зависимости от мощности двигателя автомобиля подбирают редуктор, обеспечивающий соответствующую подачу. Для обеспечения постоянного оптимального давления в первой ступени редуктора фирма-разработчик «САГА» перед установкой на автомобиль регулирует его на специальном оборудовании. В полость первой ступени подается сжатый воздух. При помощи регулировочного винта (20) оптимальное давление в первой ступени устанавливается с достаточной точностью. После длительной эксплуатации редуктора эту регулировку рекомендуется повторить.

Примечание. Проходные сечения редукторов-испарителей «САГА-6» позволяют гарантированно обеспечивать работу двигателей рабочим объемом 4,2 л, 5,5 л и 7 л соответственно.

Все три редуктора имеют общую конструкцию и отличаются только проходными сечениями седел клапанов первой d2 и второй d3 ступеней и диаметрами входного канала, подводящего газ d1, и канала выхода газа d4 (см. таблицу на рис. 16).

ДОЗАТОР С ШАГОВЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ – изменяет проходное сечение отверстия подачи газа по команде ЭБУ газа, тем самым четко отслеживая количество последнего.

ВИЛКА-ТРОЙНИК находится на трубопроводе низкого давления, который соединяет редуктор и смеситель. Она предназначена для подачи газа к обеим камерам карбюратора. На вилке-тройнике предусматривают один или два винта (винт или винты регулировки мощности), которые служат для регулировки количества газа, поступающего в двигатель через смеситель. Для увеличения мощности винты следует вращать против часовой стрелки, для уменьшения мощности и сокращения расхода газа – по часовой стрелке.

Управление режимами работы двигателя производится с помощью переключателя «Газ-Бензин», расположенного в салоне автомобиля, в удобном для водителя месте, на приборной панели.

Прежде чем переключиться с бензина на газ, необходимо дождаться полного израсходования остатка бензина в поплавковой камере карбюратора. Для этого при работающем на бензине двигателе переключить клавишу «Газ-Бензин» из положения «Бензин» в нейтральное положение и подождать 15–20 сек, пока двигатель не начнет работать с перебоями. Только после этого можно перейти в режим «Газ». Переключение с газа на бензин можно осуществлять, минуя нейтральное положение клавиши.

Вышеуказанные операции следует проводить только при работающем двигателе на месте или в движении.

На некоторых моделях отечественных газовых систем устанавливались переключатели с четырьмя фиксированными положениями. Четвертое положение отвечало за режим впрыска газа в карбюратор с целью обогащения смеси.

Этим режимом пользуются также для пуска холодного двигателя сразу на газовом топливе или после длительной стоянки, если двигатель не пускается с первого раза. Продолжительность нажатия на кнопку 1–2 сек, число нажатий перед пуском 2–3 раза.

Внимание! Переключать двигатель в режим «Газ» в холодное время года (при температуре воздуха от –5 °C и ниже) допускается только после прогрева двигателя на бензине до 40–50 °C.

В холодное время года перед продолжительной парковкой автомобиля за 150–200 м до остановки следует переключать двигатель на бензин.

СМЕСИТЕЛЬ – это устройство, обеспечивающее приготовление газовоздушной смеси в соотношении примерно 1:14 (газ: воздух). Смесители различаются по конструкции и по принципу работы. Поэтому для определенной марки двигателя следует выбирать соответствующий смеситель.

Наиболее простым типом смесителей является газовый штуцер (рис. 17) в сочетании с карбюраторами типа «Солекс» и «Вебер» производства Дмитровградского автоагрегатного завода.


Рис. 17. Газовый штуцер и его установка в карбюраторе.

При монтаже штуцеров в стенках и диффузорах первой и второй камер карбюраторов просверливают два отверстия диаметром 8 мм в местах наибольшей скорости истечения газов, т. е. в самых узких местах диффузоров. Далее нарезают резьбу М10 и ввинчивают штуцеры до центра диффузоров так, чтобы их конусы были направлены вниз, как показано на рисунке. На штуцерах крепят хомутами газоподводящие патрубки. Такой карбюратор-смеситель обеспечивает относительную стабильность регулировочных характеристик холостого хода двигателя.

В автомобилях, оборудованных системой впрыска топлива, используют специально сконструированные смесители кольцевого типа, устанавливаемые в воздушном канале перед дроссельной заслонкой (рис. 18).


Рис. 18. Установка смесителя для двигателей с системой впрыска топлива.

При проектировании смесителей принимают в расчет диаметр воздушного канала перед дроссельной заслонкой, объем двигателя и конструкцию датчика расходомера воздуха.


Рис. 19. Газовые смесители для двигателей с системой впрыска топлива.

Использование смесителей кольцевого типа (рис. 19) облегчает подбор смесителя индивидуально для каждого впрыскового двигателя. В настоящее время изготавливаются разнообразные смесители для более, чем трех десятков типов автомобилей отечественного и иностранного производства. Смесители обеспечивают эксплуатационные и динамические характеристики автомобилей, работающих на газе, минимально отличающиеся от тех же характеристик при работе двигателя на бензине.

ФОРСУНКИ – применяются для подачи газа в цилиндры двигателя, выполнены в виде трубок с определенным внутренним сечением, зависящим от литража двигателя. Они устанавливаются при переоборудовании под газовое топливо двигателей с распределенным впрыском. Их располагают в непосредственной близости с бензиновыми форсунками.

Читайте также: