Перечислите преимущества перевода автомобилей с бензина на природный газ

Обновлено: 02.05.2024

Метан вместо бензина: сколько можно сэкономить

Выгодная покупка: 14 машин, которые продают без «допов» и наценок

В эпоху высоких цен на традиционное топливо природный газ (метан) становится наиболее реальной альтернативой привычному бензину и дизелю. Дело в том, что его октановое число составляет 105 единиц, он прекрасно воспламеняется в цилиндрах двигателя и практически не снижает КПД мотора.

Кроме того, метан экологичен и безопасен. Так, выбросы углекислого газа у автомобиля на метане почти в три раза меньше, чем у бензинового, а выбросы азота ниже на 90% по сравнению с дизельными машинами. В выхлопах газового транспорта полностью отсутствуют сажа и соединения серы, что обеспечивает в девять раз меньшую задымленность и загрязнение воздуха.

Что касается безопасности использования метана, то достаточно знать лишь пару важных цифр. Например, нижний предел температуры самовоспламенения метана составляет 650 градусов по Цельсию, в то время как у дизеля она достигает 320, а у бензина — 250 градусов. Природный газ почти в два раза легче воздуха, поэтому при разгерметизации газобаллонного оборудования он сразу улетучивается. Да и вообще, по классификации горючих веществ МЧС по степени чувствительности метан входит в самый безопасный четвертый класс.

Но самое большое преимущество природного газа — это его стоимость. Цена метана — одна из самых низких по сравнению с другими видами топлива для двигателей внутреннего сгорания. Стоимость 1 куб. м газа в среднем по России составляет 16 рублей. Причем кубометр метана эквивалентен по расходу одному литру бензина.

В пользу метана говорит и тот факт, что самый крупный отечественный автопроизводитель АвтоВАЗ начал выпускать двухтопливные модели, помимо бензина работающие именно на метане. Первой двухтопливной моделью компании стала Lada Vesta CNG, которая уже разошлась тиражом свыше 3000 экземпляров. А в начале апреля дебютировала Lada Largus CNG, которая также может работать как на бензине, так и на природном газе.


Для хранения природного газа на борту автомобиля установлен баллон объемом 90 л, который вмещает в себя 22 кубических метра метана. Благодаря этому запас хода универсала при полной заправке бензином и природным газом составляет более 1000 км. Причем Largus CNG доступен во всех исполнениях: это и пятиместный универсал, и версия Cross, и цельнометаллический фургон, который наверняка окажется очень востребован в коммерческих парках малого и среднего бизнеса.

Кроме того, сервис «Яндекс.Такси» уже использует около 3000 машин, работающих на метане. Такси-агрегатор совместно с компанией «Газпром газомоторное топливо» реализует масштабный проект по переводу на природный газ автомобилей такси в различных регионах нашей страны. Заправка этих машин газом давно не проблема. В России действуют уже 406 газозаправочных объектов, 309 из которых входят в Группу «Газпром».

Наиболее простой способ — это покупка автомобиля уже в заводском газовом исполнении. Но если у вас уже есть машина и она работает на привычном бензине, то ее можно оснастить ГБО. Причем перевод автомобиля на природный газ — не столь сложная и дорогостоящая процедура. Переоснащение уже имеющейся техники газобаллонным оборудованием можно провести по ряду программ «Газпром газомоторное топливо».


Так, участники программы для юридических лиц «Первый раз — первый газ» получают газовое оборудование в аренду на три года, с обязательной выборкой природного газа.

Вторая программа — «ЭкоГаз — экономия для Вас! +». Для ее участников компания «Газпром газомоторное топливо» частично компенсирует стоимость газобаллонного оборудования при установке в партнерском пункте по переоборудованию и предоставляет топливную карту с лимитированным объемом: до 4000 куб. м природного газа в подарок для юридических лиц и скидку до 35 000 экобонусов (1 экобонус = 1 руб.) для физических лиц. Экобонусами можно оплачивать до 50% стоимости топлива.

Третья программа, в которой могут участвовать и физические и юридические лица, — EcoCity. Клиент устанавливает оборудование в одном из партнерских пунктов, а компания размещает рекламу с топливным брендом на борту переоборудованного автомобиля. За это клиент ежеквартально получает денежное вознаграждение.


Пожалуй, это главный вопрос, который волнует как простых автомобилистов, которые думают перевести личный транспорт на газомоторное топливо, так и руководителей автопарков компаний, где несут службу десятки или даже сотни машин. Универсальной формулы расчета выгоды не существует, но примерную сумму, которую можно сэкономить при переводе транспорта на метан, все же можно прикинуть.

Например, у упомянутой выше Lada Largus расход бензина в смешанном цикле составляет 8 л на 100 км, столько же кубометров на «сотню» уходит и метана. Соответственно, при заправке бензином, с учетом средней стоимости 92-го в 41,4 руб. за литр, каждые 100 км пути обойдутся примерно в 328,8 рубля. А при езде на природном газе, с учетом средней стоимости метана в 16 руб. за кубометр, каждые 100 км пути обойдутся примерно в 128 рублей.

Если вы простой автовладелец и ваш среднегодовой пробег не превышает 15 000 — 20 000 км, то при использовании метана экономия за год составит примерно 28 620 — 38 160 рублей. А если машина будет эксплуатироваться в коммерческом автопарке и ее среднегодовой пробег будет достигать 100 000 км, то экономия при использовании метана составит примерно 190 800 рублей.

Плюсы и минусы ГБО

В чем выгода и какие проблемы у перевода автомобиля на газ. Когда переводить, а когда не стоит этого делать.

Мы привыкли заправляться бензином. Но высокие затраты на заправку заставляют задуматься об экономии, особенно если машина плотно связана с вашей деятельностью. Здесь и появляется возможность инвестировать в оборудование по переводу на газ и экономить на каждой заправке.

Эксперты в области газовой промышленности верят, что через год-два на газу будет ездить пятая часть автомобилей в мире. Давайте назовём основные преимущества и недостатки перевода автомобиля на газ.

Плюсы перевода на газ

Перечислим преимущества, которые получает владелец автомобиля после установки ГБО.

Износ двигателя меньше. Двигатель работает плавно и тихо на сжиженном газе, так как смесь пропана с бутаном горит в цилиндрах двигателя дольше. Снижается нагрузка коленвала и цилиндро-поршневой группы.

Автономный пробег больше. Газовая система питания автомобиля не исключает бензиновую. Бензиновая остается в полной мере, но к ней добавляется запас газового топлива. При этом расстояние, которое автомобиль может пройти без дозаправки увеличивается до двух раз.

Выхлоп становится чище. Состав сжиженного нефтяного газа чище, в нем нет таких вредных добавок как свинец и сера. В некоторых странах владельцы ГБО платят меньше налогов за свои автомобили.

Ресурс двигателя увеличивается. За счет меньшей нагрузки на мотор, вызванной большим октановым числом газа, клапаны, свечи и поршни меньше изнашиваются. Эксперты называют увеличение срока эксплуатации двигателя на пробег до двухсот тысяч километров.

Рекламный ролик BRC — одного из популярных производителей ГБО в России

Минусы ГБО

Переводу машины на газ так же сопутствуют сложности. Среди них:

Высокая стоимость оборудования. Если оплатить оборудование и установку сразу обходится немало на первый взгляд, то мы предлагаем рассрочку и кредит на приобретение ГБО.

Свободного места в багажнике станет меньше. Правда, всего на «запаску» - именно такой размер имеет стандартный тороидальный баллон.

Необходимость регулярных техосмотров. Этот минус, можно рассматривать и с положительной стороны: повышается самодисциплина водителя и авто всегда в порядке.

Поставить ГБО или не ввязываться

Если вы тратите на поездки больше часа в день, то установка ГБО станет выгодным вложением. Если же машина чаще простаивает и ест мало бензина — не устанавливайте, так как цена оборудования долго окупается.

  • при активной езде от часа в день;
  • не планируете продажу машины в ближайшие 2-3 года;
  • расход бензина больше 10 литров на 100 километров.

Перевод на газ экономически целесообразен тем, кто проезжает ежедневно большие расстояния или собирается пользоваться этим авто следующие два года. Доверьте установку газобаллонного оборудования профессионалам и ощутите выгоду уже сегодня.

Сертифицированный мультибрендовый центр по установке, обслуживанию и ремонту газового оборудования:

Экономим на топливе: все преимущества и недостатки установки ГБО

Пожалуй, все автолюбители слышали, что ГБО (газобаллонное оборудование) позволяет существенно сократить расходы на топливо. Однако в этом вопросе есть множество тонкостей, о которых будет нелишним знать. Раскрываем все нюансы и размышляем о целесообразности перевода автомобиля с бензина на газ.

Что такое ГБО

Газобаллонное оборудование представляет собой отдельную систему питания двигателя автомобиля газом — природным (метаном) или сжиженным нефтяным (пропан-бутаном). Современное ГБО включает в себя несколько основных компонентов: баллон для хранения газа, отдельную систему управления («мозги»), редуктор, мультиклапан, топливную магистраль, а также топливную рампу с форсунками и выносное заправочное устройство. В среднем полный комплект оборудования европейского производства обходится для легковушки с 4-цилиндровым мотором в 25–35 тыс. рублей, включая установку в специализированной фирме и оформление документов. После установки ГБО автомобиль получает возможность передвижения как на бензине, так и на газе, при этом имеет две независимые системы питания — водитель может самостоятельно, из салона, выбирать тип используемого топлива.

Современное газобаллонное оборудование (4-е поколение и выше) обладает внушительным набором всевозможных датчиков и клапанов, что делает его абсолютно безопасным в эксплуатации: в случае утечек топливные магистрали самостоятельно перекрываются. Баллон же обладает таким запасом прочности, что повредить его практически невозможно. Иными словами, вопрос о безопасности ГБО давным-давно снят.

По типу используемого топлива ГБО делится на два вида: метановое и пропан-бутановое. В первом случае в качестве топлива используется природный сжатый газ метан, во втором — сжиженный нефтяной газ.

Метан — самое дешёвое и экологичное, притом возобновляемое топливо. Однако сфера его применения довольно узкая — коммерческий транспорт. Это связано с тем, что сжатый метан хранится под давлением свыше 200 атмосфер, поэтому для него нужны сверхпрочные, а значит, очень тяжёлые баллоны, которые в легковом автомобиле разместить попросту негде. Кроме того, в России наблюдается серьёзный дефицит метановых заправочных станций. К примеру, в столичном регионе их можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам.

Вот почему на легковушках почти всегда применяется ГБО, работающее на пропан-бутане. Газовая смесь хранится в относительно лёгких стальных или композитных баллонах с давлением до пяти атмосфер. Такие ёмкости прекрасно подходят, к примеру, для установки в нишу запасного колеса. При этом стоимость топлива остаётся привлекательной: в среднем прайс на литр газа равен половине цены бензина с октановым числом 95. На данный момент это 18–20 рублей за литр. Именно о таком виде топлива и пойдёт речь дальше.

Как устанавливается и работает ГБО

При установке ГБО на автомобиль в него вносятся серьёзные конструктивные изменения. В багажник укладывается газовый баллон — цилиндрический или тороидальный («бублик» в нише для запасного колеса). По днищу прокладывается топливная магистраль от баллона до подкапотного пространства. Устанавливается заправочный газовый штуцер — в лючок бензобака, под бампер или прямо в него. Всё это предполагает сверление в кузове автомобиля многочисленных дополнительных отверстий. Кроме того, дырки сверлятся во впускном коллекторе — для подводки трубок от газовой рампы. Наиболее серьёзное вмешательство происходит в систему охлаждения двигателя: в неё врезается новый контур для обогрева газового редуктора, а значит, растут объём антифриза и длина трубок системы охлаждения.

Современное ГБО снабжено отдельными «мозгами» — контроллером, который учитывает показания всех датчиков двигателя и самостоятельно регулирует смесеобразование и угол опережения зажигания. Это позволяет максимально приблизить показатели мощности и топливной экономичности к заявленным производителем бензиновым параметрам.

Двигатель машины заводится и прогревается до рабочей температуры на бензине, затем система автоматически переключается на более дешёвый газ. Это связано с тем, что газ хранится в баллоне в жидком виде, а жидкость, как известно, не горит — её нужно подогреть и испарить. Именно для этого в систему охлаждения врезается редуктор: горячий антифриз прогревает газ и заставляет его активно испаряться. В испарённом виде топливо попадает в каналы впускного коллектора, где смешивается с воздухом и подаётся в цилиндры. Никаких иных отличий от работы на бензине нет. Бензиновый насос при работе на газе продолжает прокачивать топливо, поддерживая давление в бензиновой магистрали — лишний бензин стравливается через перепускной клапан бензонасоса обратно в бак.

В среднем расход газа на 10–15% выше, чем бензина, а отдача мотора примерно на те же величины меньше. Иными словами, при езде на газе автомобиль немного теряет в динамике и максимальной скорости, но на его питание уходит примерно на треть меньше денег.

Перевод машины на газ в 2019 году: плюсы и минусы

Вопросы снижения расходов на топливо сейчас волнуют многих. Автомобильный парк страны стремительно растет. Снижение мировых цен на нефть не вызвало заметного снижения цен на автозаправках. Электромобили пока очень дороги, и основным конкурентом жидкому топливу является сжиженный газ. В этой статье мы проанализируем целесообразность такого перехода, основные плюсы и минусы перевода авто на газ.

Зачем переводить машину на газ

Для многих уменьшение эксплуатационных расходов является элементом конкурентной борьбы и выживания в непростых рыночных условиях. Автовладельцы, использующие машины для личных и семейных целей, также заинтересованы в экономии семейного бюджета. По этой причине многие ищут варианты альтернативного топлива.

Стоит ли устанавливать на автомобиль газовое оборудование и будет ли это действительно выгодно с экономической точки зрения – вот основной вопрос для автомобилистов, задумывающихся о переходе на ГБО. Ответ неоднозначен – с одной стороны, газ заметно дешевле, с другой – само по себе оборудование и его установка достаточно дороги. Кроме того, процедура регистрации газового оборудования с 2016 года заметно усложнилась. Одних экспертиз теперь требуется две.

Кроме того, среди плюсов и минусов ГБО на авто ужно рассматривать и необходимостьпериодических проверок такого оборудования. В среднем эту процедуру придется проводить один раз в два года.

Окончательное решение каждый примет сам, мы же расскажем о тенденциях на этом рынке. В первую очередь поговорим об экономичности машин с газобаллонным оборудованием.

Когда-то газ стоил в два раза дешевле, чем бензин. Формально такое соотношение можно обнаружить и сейчас. Литр сжиженного пропана стоит примерно как пол-литра бензина, но девяносто пятого бензина. В сравнении с девяносто вторым и восьмидесятым соотношение не столь привлекательно. Стоит учитывать и тот фактор, что при использовании газа на каждый километр пути уходит примерно на 15% больше горючего.
Существует ГБО, работающее на метане, там соотношение цен намного интереснее. Но сеть метановых заправок развита явно недостаточно для того, чтобы вы могли спокойно ехать куда хотите и не переживать о топливе. Исходя из этого, в первую очередь мы будем говорить о пропане.

Так вот, денежные расходы на километр пути на этом топливе примерно на треть ниже, чем на бензине. И разговор здесь только о расходах на топливо, цена самого газобаллонного оборудования тут не учтена. Стоит ли переводить автомобиль на газ при таких условиях? Если вы много ездите – несомненно.

Как определить, целесообразно ли переводить машину на газ

Первые завозившиеся в Россию комплекты ГБО были рассчитаны на устаревшие моторы. Стоили они дешево, установить их мог любой механик из соседнего гаража. Высокой квалификации для этого не требовалось. А контроль регистрации таких автомобилей был слабым.

Если плюсы и минусы газового оборудования на автомобиле в первую очередь оценивать с точки зрения экономической целесообразности, то она снизилась.

Новый уровень автомобилей потребовал и нового уровня ГБО. В настоящее время на рынке присутствует оборудование четырех различных поколений и каждое новое дороже предыдущего. Возросли и расходы на установку, и обслуживание аппаратуры.

Мало того что для установки новейших систем требуется дорогостоящее оборудование и механики высшей квалификации, изменились и правила оформления ГБО. Сертификация на СТО – процесс трудоемкий и дорогой, естественно, все расходы в итоге несут потребители услуг.

В целом, когда вы оцениваете минусы и плюсы газового оборудования на авто, следует подсчитать свои годовые расходы на жидкое топливо и умножить их на количество лет, через которые вы меняете машину. После этого пересчитать километраж на газ, добавить к результату стоимость самого оборудования и сравнить две полученные цифры. Если разница существенно в пользу газа – выбор очевиден.

Если расхождение невелико, то стоит вспомнить о затратах времени и денег на регистрацию оборудования и его периодические поверки, и исходя из этих данных делать выводы. По мнению специалистов, ГБО имеет смысл при постоянных высоких пробегах.

Преимущества и недостатки по сравнению с жидким топливом

Помимо чисто экономических различий этих видов топлива, существуют и отличия технического плана, которые тоже следует осветить. Начнем с того, что октановое число смеси пропана и бутана, наиболее часто используемой в автомобилях, равно 100-105. Для автомобиля, с одной стороны, это хорошо – детонация практически исключена, с другой – могут прогорать клапана, хотя в современных машинах эта проблема практически отсутствует.

Если не следить за состоянием газового оборудования и особенно баллонов, оно становится пожароопасным. Бензин, кроме своей основной функции топлива, в процессе использования смазывает и охлаждает элементы мотора, газ этими свойствами не обладает. На дальних перегонах при использовании некоторых типов моторов этот фактор ведет к нарушению регулировки клапанов.

Что же касается преимуществ, то первое и основное из них – экономия. Некоторые автомобилисты утверждают, что ГБО теперь невыгодно. Это не соответствует действительности: при достаточно интенсивной эксплуатации машины все расходы с лихвой окупаются. Есть и еще целый ряд несомненных достоинств, в частности, экологическая чистота вашей машины.

Что лучше – газ или бензин на авто, решать, несомненно, вам, мы же напомним еще об одном достоинстве. Система питания жидким топливом, в том числе и топливный бак, на машине сохраняются полностью. Стандартный запас хода по топливу у автомобилей колеблется в районе 500 километров. С газобаллонным оборудованием он очень и очень серьезно увеличится. При частых поездках по районам со слаборазвитой инфраструктурой это может быть весьма существенным фактором.

Какое поколение ГБО ставить

Плюсы и минусы машины на газе мы обсудили. Поговорим немного о самом газобаллонном оборудовании. На сегодня рынок предлагает ГБО четырех различных поколений.

Естественно, по мере увеличения номера поколения возрастает его качество и сложность. Первое поколение пригодно к установке на карбюраторные моторы и простейшие инжекторы. Второе поколение способно работать с машинами, имеющими лямбда зонд. Оба первых поколения не превосходят экологические нормы Евро-2, а это сейчас важно.

В третьем поколении введена электронная дозировка топлива. Система отличается низкой скоростью реакции на изменение режима езды. Четвертое поколение – лучшее из того, что сейчас есть на нашем рынке. Подача газа осуществляется для каждого цилиндра отдельно через форсунки и управляется электроникой. Уже есть пятое и шестое поколение, но они предъявляет повышенные требования к чистоте газа и у нас пока неактуальны. К тому же, их могут устанавливать только специалисты, прошедшие специальное обучение и аттестацию у производителей такого оборудования.

Стоит ли ставить ГБО 4 поколения на авто? Если у вас современная машина, позволяют финансы, и вы решили поставить газовую систему, то несомненно.

Как перевести машину на газ

Для воплощения вашего решения в жизнь вам придется пройти несколько этапов. На всех могут возникнуть вопросы и сложности.

Как оформляется ГБО

Первым делом вам придется пройти экспертизу, которая даст заключение, что установка ГБО на ваш автомобиль в принципе возможна. На основании такого документа вы получите разрешение на установку аппаратуры в ГИБДД, и только после этого приступите непосредственно к установке.

Потом нужна экспертиза безопасности, диагностическая карта технического осмотра и еще ряд бумаг.

Естественно, на всех этапах придется платить. Суммы зависят от выбранной вами аппаратуры, оборудования и квалификации выбранной вами станции технического обслуживания. Нужно будет заплатить и за регистрацию конструктивных изменений в ГИБДД.

Установка газового оборудования

Чтобы перевести машину на газ, вам понадобится само оборудование и квалифицированные механики прошедшего сертификацию СТО. Либо после самостоятельной установки придется ехать к ним на экспертизу.

Плюсы и минусы перевода на газ автомобиля: Видео

Переводим автомобиль на газ: сколько потратим и сколько сэкономим

Почему переводят машины на газ? Хотят сэкономить. Ставить газобаллонное оборудование выгодно в первую очередь тем, у кого большие пробеги или расход топлива. В такой список попадают развозные автомобили, такси, а также тяжелые крупные внедорожники. Сюда же отнесем любителей частых и дальних путешествий в Европу: за границей разница в ценах на бензин и газ просто шокирует — порой установленное ГБО окупается за одну поездку.

О расходе

Автомобилисты разбились на два непримиримых лагеря. Одни считают, что газ и бензин расходуются одинаково, другие — что газа улетает чуть ли не в два раза больше. Истина лежит посередине. Теплотворная способность килограмма бензина сравнима с теплотворной способностью килограмма пропан-бутановой смеси и составляет 47 300–50 000 кДж/кг. Но топливо и на колонках, и на газовых заправках отпускают в литрах, то есть в объемных единицах. Плотность бензина — 750 кг/м³, а газа — 529 кг/м³. Поэтому расход пропан-бутана и бензина в литрах на производство одного и того же количества теплоты разнится на 30–35%. Но это — в теории.

В эксплуатации удается добиться оптимальных показателей, когда газа расходуется процентов на пятнадцать больше, чем бензина. И если учесть, что бензин более чем вдвое дороже газа, то переход на новый вид топлива окупится уже через несколько месяцев интенсивной эксплуатации после установки оборудования.

Что ставить?

Согласно Правилам ЕЭК ООН № 115 на автомобили с двигателями, имеющими распределенный впрыск топлива, сегодня можно на законных основаниях устанавливать газобаллонное оборудование поколения не ниже четвертого. Такая система отличается невысокой стоимостью и сравнительно быстрой установкой, она самая востребованная на рынке. Может взаимодействовать со штатным блоком управления двигателем через ­диагностический разъем OBD‑2, и тогда точность регулирования становится выше. Помимо газового баллона и редуктора, понижающего давление, система четвертого поколения включает в себя электронный блок управления и модуль газовых электромагнитных форсунок, которые по принципу работы схожи с бензиновыми.

Система поколения «4+» в значительно большей степени завязана на работу с блоком управления двигателем. Только такую систему можно устанавливать на двигатели с непосредственным впрыском топлива. Ведь бензиновые форсунки, распылители которых выходят прямо в раскаленную камеру сгорания, нуждаются в подаче бензина для охлаждения.

ГБО пятого поколения принципиально отличается тем, что умеет впрыскивать газ в жидкой фазе. Это позволяет точнее дозировать подачу топлива, что повышает экономичность. Такая система малочувствительна к резким изменениям температуры и обеспечивает возможность пуска на газе в холодное время года. Газ к двигателю подают насосы постоянного и высокого давления, расположенные внутри баллона и под капотом. Обходится такая установка примерно в четыре раза дороже системы четвертого поколения. Кроме того, при невысоком качестве российского газа надежную работу системы гарантировать сложно.

ГБО шестого поколения также впрыскивает топливо в жидком состоянии, но через штатные бензиновые форсунки. Возможен пуск двигателя на газе даже в морозы. Почти полная интеграция двух топливных систем положительно сказывается на времени переключения и прочих показателях. Всё бы хорошо, но такая система на порядок дороже представительниц четвертого поколения. А ведь ГБО ставят ради экономии, поэтому столь навороченное оборудование пока слабо востребовано.

Баллоны могут быть тороидальные или цилиндрические. На них устанавливают мультиклапан, отвечающий за заправку емкости не более чем на 80%, датчик уровня и расходный вентиль. Тороидальные баллоны размещают в нише запасного колеса, а запаска переезжает в багажник или на кузов, что не всегда удобно. Цилиндрические баллоны в легковых автомобилях располагают чаще всего за спинкой заднего сиденья, при этом возможности трансформации салона ухудшаются, сводя на нет преимущества кузовов типа хэтчбек или универсал. Для систем пятого и шестого поколений нужны баллоны особого типа, приспособленные для установки газового насоса.

За и против установки газа на автомобиль
  • Главное преимущество газа — существенная экономия на заправках.
  • Двигатель работает мягче и тише благодаря высокому октановому числу газа: выше 100 единиц. Смесь газа с воздухом более гомогенна, что улучшает сгорание и снижает риск детонации.
  • Двигатели, работающие на газе, имеют больший ресурс из-за отсутствия эффекта смывания масляной пленки со стенок цилиндра.
  • Газ при сгорании почти не дает отложений, что продлевает срок службы масла и снижает износ мотора.
  • Срок службы свечей увеличивается.
  • Использование газа снижает уровень вредных выбросов в атмосферу. Серная кислота, образующаяся при сгорании бензина, не только наносит вред окружающей среде, но и губит детали двигателя.
  • ГБО нецелесообразно ставить на автомобили с небольшими годовыми пробегами.
  • Газовые баллоны съедают полезный объем и снижают грузоподъемность автомобиля.
  • Переоборудованный для езды на газе автомобиль слетит с гарантии по многим узлам и агрегатам. Именно поэтому на газ переводят преимущественно неновые машины.
  • Помимо расходов на аппаратуру и ее установку каждые 10 000 км придется заменять газовый фильтр (в среднем 1000 рублей), а с интервалом 60 000–100 000 км — резиновые диафрагмы в редукторе.
  • Переделку под газ необходимо узаконить: легализация обойдется в 6000–8000 рублей и отнимет несколько дней.
  • Количество газовых заправок до сих пор недостаточно. Чтобы ездить только на газе, приходится корректировать маршруты.
  • Пропан-бутан ничем не пахнет, но этилмеркаптан, который добавляют в газ для обнаружения утечек, обладает неприятным запахом. Это часто отпугивает тех, кто возит детей.
  • Автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями с турбонаддувом сложно переоборудовать под газ.
  • Газовые машины могут не пустить на под­земные паркинги. Официально прописать газобаллонный автомобиль в гараже под своим домом не получится.

Сколько стоит и где покупать?

Сумма, в которую обойдется переделка, складывается из цены комплекта аппаратуры, баллона, оплаты труда установщиков и затрат на узаконивание этой масштабной переделки автомобиля. Установка простой системы «под ключ» обходится в 30–50 тысяч рублей. Цена зависит от количества цилиндров в двигателе и размеров баллона. В интернете можно найти массу онлайн-калькуляторов: вводите цену переоборудования, расход топлива и данные о пробеге своего автомобиля — на выходе получаете срок окупаемости такой переделки.

Если позволяют финансы, лучше приобрести газовую установку итальянского или голландского производства. Отечественные и польские фирмы комплектуют наборы менее дорогими компонентами, их установки на 5–10 тысяч рублей дешевле, но сиюминутная экономия может обернуться расходами на ремонт в скором будущем. Баллон обычно приобретают отдельно. В этом случае можно довериться отечественному производителю: российские баллоны дешевле импортных, но качество ничуть не хуже.

Самое удобное и надежное решение — приобретать компоненты газовой системы непосредственно у установщика. Возможно, на стороне вы сможете найти комплект ГБО дешевле, но тогда при возникновении проблем в эксплуатации установщик может свалить вину на производителя оборудования, а так все претензии — в одно окно. Кроме того, часто и гарантия в таких случаях более продолжительная — у крупных компаний она доходит до пяти лет.

Установили ГБО на машину? Не забудьте, что это — внесение изменений в конструкцию автомобиля, которое требует легализации. Как это сделать, рассказывает директор Центра технической экспертизы ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» Андрей Васильев:

При положительном заключении экспертизы можете выбирать установщика. Обязательно поинтересуйтесь, есть ли у СТО сертификат на проведение таких операций. В нем должно быть указано, что услуга выполняется по коду ОКУН (017603) или ОКПД2 (45.20.11.511…45.20.11.513 или 45.20.21.511…45.20.21.513). Казалось бы, тарабарщина, но без соблюдения этого условия узаконить установку не получится. После проведения работ установщик заполняет заявление-декларацию об объеме и качестве работ, в которой перечисляются проведенные работы и приводятся характеристики автомобиля с внесенными изменениями. В заявлении-декларации обязательно должна быть указана увеличенная снаряженная масса автомобиля (масса без нагрузки).

От СТО необходимо получить свидетельство о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования по единой форме Евразийского экономического союза. В свидетельстве должны содержаться все данные оборудования и газового баллона. Номер баллона должен совпадать с номером в паспорте и номером на табличке, прикрепленной к баллону в ГАИ.

Затем следует вернуться в испытательную лабораторию, чтобы получить протокол проверки безопасности конструкции транспортного средства с внесенными в нее изменениями. Следующий шаг — представить в ГАИ автомобиль и все полученные ранее документы. Там внесут изменения в свидетельство о регистрации и ПТС.

Счастливого пути на голубом топливе!

Благодарим компанию «Гарант-Газ» за помощь в подготовке материала.

Выгодно ли переводить автомобиль с бензина на газ

В чем преимущества использования газа в качестве топлива

Экономия. Вооружившись калькулятором, я сопоставила соотношение цен на бензин и газовую смесь. Бензин АИ-92 в среднем стоит 43 рубля, то есть на 100 км я трачу 387 рублей. Литр пропана обходится в среднем 25 рублей. Расход газа на 100 км больше, чем бензина, — 12 литров против 9. Но все равно получается всего 300 рублей. При частых разъездах, как у меня, это выгодно.


Евгений Черепанов, владелец магазина по продаже и установке газобаллонного оборудования (ГБО):

— Перевод автомобиля на газомоторное топливо окупится, если годовой пробег составит порядка 20–25 тысяч километров. Расходы на топливо снижаются на 25%. При эксплуатации же коммерческого транспорта (такси или «газелисты») экономия составит до 40%.

Меньший износ двигателя. Поскольку природное топливо при сгорании почти не оставляет копоти, двигатель служит дольше, а масло требуется менять реже.

Безопасность и надежность. Оборудование — баллоны для газа — более толстые, чем топливные баки для бензина и дизеля, поэтому меньше возможностей для их повреждения.

Экологичность. Автомобили на газу выбрасывают в окружающую атмосферу намного меньше вредных веществ. Соответственно, и сам водитель их меньше вдыхает.

Возможность комбинировать газ и бензин. Запуск двигателя сначала происходит на бензине, а потом уже идет переход на газ. Таким образом, автомобиль не теряет возможность ездить и на бензине. Если во время движения заканчивается газомоторное топливо, двигатель автоматически переходит на бензин.

Каковы недостатки машины на газу?

Высокая стоимость газового оборудования и дорогостоящий ремонт. Разбег цен на установку ГБО большой — от 18 тысяч рублей для легковых и до 420 тысяч рублей для грузовых автомобилей. Средняя цена для легкового автомобиля — 35–40 тысяч рублей. К тому же станций по установке и обслуживанию ГБО не много, как и соответствующих специалистов.

Сложности с заправкой. Далеко не во всех регионах России достаточное количество газовых заправок. К тому же сам процесс более длительный и сложный, чем с бензиновым топливом.

Большой объем и вес ГБО. Баллоны с газом иногда занимают треть багажника и увеличивают вес автомобиля примерно на 50–60 килограммов.

Уменьшается мощность двигателя. Она падает на 10– 15%, соответственно, ниже скорость движения.

Запах газа при утечке. Важно следить за давлением в баллонах и тем, чтобы они были правильно закреплены. Если герметичность нарушена, в салоне появится неприятный запах, и автомобиль необходимо доставить в сервис по обслуживанию ГБО.

Какие виды газа используют для автомобильного топлива?

Самыми популярными являются пропан и метан. Пропан получают в качестве отходов производства при добыче нефти. Метан — природный газ, который применяется в быту для газовых плит.

Основное различие между этими видами газа — в особенностях хранения. Пропан способен находиться в сжиженном виде при небольшом давлении в 15 атмосфер. А метан — только в газообразном состоянии и при давлении в 250 атмосфер. Сравним их особенности.

Метан:

➕ экологически менее вреден, чем пропан, поскольку сгорает полностью и не выделяет в атмосферу вредных веществ;

➕ дешевле пропана примерно в 1,5 раза;

➕ расход на нем меньше, чем на бензине и на пропане;

➕ меньше опасность взрыва газа: поскольку давление в баллоне очень велико, толщина стенок емкости очень большая. К тому же это летучий газ, который быстро рассеивается при разгерметизации;

➖ установка ГБО обходится дороже, чем для пропана, поскольку хранить метан сложнее;

➖ у метана более тяжелые, громоздкие и менее емкие баллоны для хранения. Разместить их в легковой машине сложно. Этот газ больше подходит для спецтехники, автобусов и грузовиков;

➖ есть трудности с заправками — их намного меньше, чем пропановых;

➖ после перехода с бензина потеря мощности машины составит 10–20%.


Пропан:

➕ баллоны для этого газа достаточно компактные, их можно установить, например, в нишу для хранения запасного колеса;

➕ продается почти на всех заправках АЗС;

➕ установка ГБО обойдется в 2 раза дешевле, чем для метана;

➕ после переоборудования практически не происходит потери мощности автомобиля;

➖ расход газа немного выше, чем при использовании бензина;

➖ менее экологичен, чем метан.


Как установить ГБО на свой автомобиль?

2. Сразу подготовим пакет необходимых документов:

3. В сервисе нужно получить заключение предварительной технической экспертизы автомобиля для возможности установки ГБО. Для этого принесите свой паспорт, ПТС и свидетельство о регистрации.

4. Теперь нужно получить разрешение на установку ГБО в ГИБДД. Для этого готовим следующие документы:

Цена регистрации ГБО:

  • 2 тысячи рублей — заключение предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства;
  • 2 тысячи рублей — протокол технической экспертизы конструкции транспортного средства после внесения изменений в конструкцию.

Со всеми этими документами и квитанциями об оплате госпошлин обращаемся в территориальное отделение, в отдел по техническому надзору. В ГИБДД делают отметку в ПТС об установке ГБО (внесение технических изменений в конструкцию транспортного средства).

5. Работа по переоборудованию автомобиля занимает от нескольких часов до пары дней, в зависимости от мощности машины и сложности установки. Сервис должен дать годовую гарантию на установленное ГБО и в дальнейшем проводить его техническое обслуживание.

6. После регистрации газобаллонного оборудования владельцам транспорта нужно проходить опрессовку баллонов:

  • пропан-бутан проверять раз в 2 года;
  • метан в зависимости от типа баллона 1 раз в 3 года или 5 лет.

Как воспользоваться государственной субсидией на установку ГБО?

Минус программы субсидирования в том, что она распространяется исключительно на установку ГБО для работы на метане, который меньше подходит для легковых автомобилей.

Государство будет оплачивать 60% расходов на переоборудование, еще 30% берет на себя дочерняя компания «Газпрома». Автомобилист заплатит лишь 10%. Например, стоимость переоборудования легкового автомобиля Honda Civic на метан составляет порядка 50–60 тысяч рублей, из этой суммы собственнику пришлось бы потратить лишь 5–6 тысяч рублей плюс оплата госпошлин (2 тысячи рублей).

Программа субсидирования пока действует только в 23 регионах: Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Нижегородская, Орловская, Ростовская, Саратовская, Тверская, Тульская, Ульяновская, Челябинская области, Санкт-Петербург и Краснодарский и Пермский край.

Чтобы воспользоваться субсидией, нужно обратиться в один из аккредитованных сервисов в регионе действия программы. И перед визитом уточнить, имеет ли сервис право предоставить государственную скидку.

Преимущества и недостатки газового оборудования на автомобиле

положительное и отрицательное


Разница в стоимости бензина и газового топлива заставляет задумываться об установке газобаллонного оборудования. Однако перевод машины на газ имеет свои особенности, зная которые можно оценить все плюсы и минусы ГБО, после чего сделать выводы о целесообразности монтажа газовой системы.

Основные преимущества ГБО

Стоимость газа

Конечная стоимость переоснащения среднестатистического авто с 4-х цилиндровым ДВС мощностью до 150 л.с. на пропан варьируется от 35-50 тысяч рублей. Аналогичная метановая система из-за дороговизны баллона обойдется в 50-65 т.р. Оборудовать более мощные машины будет ещё дороже.

Поэтому ожидая скорую экономию, важно учитывать затраты на покупку, монтаж, оформление и обслуживание газобаллонной аппаратуры. При небольших среднемесячных/годовых пробегах окупаемость установки может затянуться. Чтобы оправдать расходы за один год эксплуатации, в месяц машина на газу должна проезжать от 1500 км при этом потребление топлива должно быть не менее 10 литров на 100 км.

Подробнее посчитать окупаемость оборудования по параметрам конкретной машины можно при помощи калькулятора ГБО.

Увеличенный запас хода

К достоинствам ГБО можно отнести возможность использования двух видов топлива. За счёт чего увеличивается пробег транспортного средства. Особенно это актуально для длительных поездок на дальние расстояния и в регионы с неразвитой автомобильной инфраструктурой, об этом ниже.

Работа и ресурс двигателя

Октановое число у метана/пропана выше бензина (около 105-110), благодаря чему снижаются детонационные нагрузки, двигатель работает мягче. К тому же сгорание газа происходит равномернее, за счёт лучшего образования топливовоздушной смеси, что также уменьшает ударные нагрузки на цилиндропоршневую группу, понижает уровень механических шумов и вибрацию ДВС.

После сгорания газового топлива образуется минимальное количество отложений, нагара. Поэтому, перевод авто на газ способствует снижению количества примесей и абразивных частиц в моторном масле, что влечёт за собой увеличение интервала его замены, а также повышение ресурса деталей двигателя. Отсутствие эффекта смывания масляной пленки со стенок цилиндров, способны дать серьезный прирост срока службы ЦПГ.

Так как газ горит медленнее бензина и при более высокой температуре, случаи с прогаром клапанов действительно встречаются. Однако правильная настройка ГБО, а также установка вариатора УОЗ полностью снимает проблему.

Детально узнать о проблемах с мотором при переходе на газ, можно из статьи про «влияние газового топлива на ДВС авто».

Экологическая составляющая

Чистый выхлоп


Газ – экологически чистое топливо с минимальным негативным влиянием на окружающую среду, особенно это актуально для густонаселённых городов.

При сгорании СНГ/КПГ выхлопные газы содержат, примерно в 10 раз меньше вредных веществ, что является значительным преимуществом перед бензином или дизелем. Ко всему прочему снижается нагрузка с катализатора и выхлопной системы автомобиля.

Для некоторых регионов РФ специально снижен транспортный налог на авто с ГБО.

Безопасность

Часто преградой к переходу на газ становится боязнь взрыва баллона, подкреплённая фото и видеоинформацией из сети. Количество подобных происшествий увеличивается пропорционально росту числа транспорта с ГБО.

Вот только причиной тому в 100% случаев является безответственность тех или иных лиц:

  • установка б/у баллонов (с истекшим сроком эксплуатации или не прошедших своевременное переосвидетельствование)
  • не качественный монтаж и обслуживание системы
  • установка не сертифицированных, устаревших или низкого качества комплектующих оборудования
  • нарушение сроков технического обслуживания ГБО
  • не соблюдение элементарных правил эксплуатации авто с газовой системой

Стоит отметить, что при должном внимании к газовому оборудованию, многоступенчатая система безопасности современного ГБО 4-го поколения полностью исключает возможность каких либо аварийных ситуаций.

Подробно узнать о причинах подобных происшествий можно из материала о взрывах и пожарах машин с газовым топливом.

Видео о преимуществах и недостатках использования газового оборудования:

Главные недостатки ГБО

Помимо очевидной выгоды существует ряд отрицательных моментов, которые необходимо учитывать при переоборудовании авто на газ.

Объём багажника

Баллоны в багажнике

Серьёзным препятствием для монтажа газового оборудования, становится отсутствие в автомобиле предусмотренного места для баллона.

Установка ёмкости неизбежно сокращает полезный объём багажного отделения. Особенно это критично для большинства легковых машин, у которых отсутствует возможность закрепить бак под днищем салона. Частично проблема решается установкой пропанового баллона тороидального вида в нишу запасного колеса. Однако тогда придётся исключать запаску или возить её в багажнике, что также доставит неудобства.

К тому же монтаж цилиндрического бака в багажный отсек лишает возможности трансформации спинок задних сидений. Такое решение наиболее не приемлемо для владельцев хэтчбеков и универсалов.

В плане компоновки, установка газа на коммерческий транспорт практичнее. Так в грузовиках или автобусах есть возможность крепления баллонов вне полезного объема кузова (рама, за кабиной, салон), а их масса по отношению к весу автомобиля и его грузу значительно меньше, чем у легковых машин.

ГБО на коммерческом транспорте

Утяжеление массы авто

Вес одного пустого тор баллона вместимостью 50 литров составляет 30-31 кг, бак 50 л цилиндрической формы без газа весит 20-21 кг. Масса толстостенных метановых ёмкостей порядком выше, так как КПГ топливо хранится под давлением 200 атмосфер, а пропан 12-15.

Например, пустой цельнометаллический баллон под метан 1-го типа объёмом 50л весит 60кг, вес емкости той же вместимости второго типа составит 40-42 кг. Конечно, существуют более лёгкие виды метановых ёмкостей, но их цена и надёжность пока вызывают вопросы.

Мало того что сами баллоны достаточно тяжёлые, вдобавок остальные компоненты системы имеют вес, хоть и не большой, но лишняя нагрузка на детали подвески обеспечена.

Также излишняя масса существенно сокращает грузоподъёмность транспорта. Особенно критично для коммерческого транспорта.

Обязательная регистрация оборудования

Согласно техническому регламенту таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятому в 2015 году, установка ГБО является изменением конструкции ТС, которое требует обязательного оформления.

Процедура регистрации газового оборудования проходит в несколько этапов и отнимает много времени. Затраты на легализацию также стоит отнести к статье расходов при подсчетах окупаемости.

Если не узаконить ГБО, можно столкнуться с проблемами при техосмотре, снятии/постановке транспорта на учет, к тому же за это предусмотрено наказание в виде штрафа.

Дополнительные расходы

Поставить и забыть навсегда – это не про газовое оборудование. Регулярное, своевременное техническое обслуживание ГБО будет способствовать максимальному экономическому эффекту и бесперебойной работе системы.

Обычно ТО оборудования совмещают с обслуживанием автомобиля. Межсервисный интервал составляет 10-15 тысяч км пробега, что сильно зависит от качества газа. В перечень операций входит:

  1. замена фильтрующих элементов
  2. проверка, поиск и устранение возможных утечек газа
  3. диагностика работы ДВС и ГБО
  4. регулировка форсунок

Для ГБО 1-2 поколения появляется необходимость периодического слива конденсата из редуктора.

Как любая техника, газовое оборудование имеет свой ресурс, по истечении которого потребуется замена или ремонт комплектующих. Особенно это касается резиновых компонентов (магистрали, диафрагма редуктора, уплотнители).

Исходя из этого, дополнительная топливная система требует определенного внимания, а также добавляет финансовых затрат.

Минусы ГБО для двигателя

Часто при езде на газе наблюдается потеря динамики автомобиля (примерно 5-15%). Этот недостаток ощущается лишь на малообъёмных двигателях. В автомобилях со средней и высокой мощностью ДВС, потеря мощности не заметна. При условии правильной подборки, монтажа и регулировки оборудования.

Проблема с заправочными станциями


Сеть газовых заправок гораздо меньше бензиновых. Недостаток пропановых АГЗС существует только в отдаленных, малонаселенных пунктах и на пути между ними. За последние годы с увеличением количества транспорта на пропане ситуация с газовыми заправками меняется к лучшему. В угоду тому, доступность этого вида предпринимательства для малого бизнеса, постройка одной газовой станции не требует многомиллионных вложений.

Стоит также отметить, что наполнение баллона сжатым метаном длится достаточно продолжительное время, что также доставляет неудобства в виде ожидания и очередей.

Соблюдение правил по эксплуатации и хранению автомобиля с ГБО

Хотя система газобаллонного оборудования 4-го поколения работает в автоматическом режиме, но некоторые эксплуатационные требования необходимо знать, чтобы сохранить работоспособность деталей автомобиля.

Например, для устойчивой работы мотора, а также во избежание повреждения редуктора-испарителя, пуск ДВС нужно производить только на бензине, особенно при отрицательной температуре окружающей среды. Четвертое поколение позволяет не задумываться об этом, но возможность аварийного запуска имеется. Для 2-го поколения сразу доступна функция принудительного старта двигателя на газе.

Для сохранения работоспособности штатного бензонасоса и форсунок, необходимо всегда контролировать наличие бензина в баке. Иначе без смазки и охлаждения эти детали топливной системы попросту сгорят.

При настройке газового оборудования устанавливается ограничение по высоким оборотам мотора, так как газ при этом малоэффективен. Из-за этого обгон может повлечь аварийную ситуацию, когда работа ГБО деактивируется, а бензиновая система не включится.

Вдобавок ко всему запрещается ставить машину с утечками газа в закрытом боксе и оставлять ее на длительное хранение с открытой баллонной арматурой при наполненном баллоне.

Бывают закрытые парковки, где владельцам запрещается парковать газовые машины.

Читайте также: