Первая цифра стоящая в марке зимнего дизельного топлива з 0 2 минус 45 показывает

Обновлено: 03.05.2024

Характеристики дизельного топлива

Дизельное топливо предназначено для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники. Условия смесеобразования и воспламенения топлива в дизелях отличаются от таковых в карбюраторных двигателях. Преимуществом первых является возможность осуществления высокой степени сжатия (до 18 в быстроходных дизелях), вследствие чего удельный расход топлива в них на 25-30 % ниже, чем в карбюраторных двигателях.
В то же время дизели отличаются большей сложностью в изготовлении, большими габаритами.По экономичности и надежности работы дизели успешно конкурируют с карбюраторными двигателями.

Основные эксплуатационные показатели дизельного топлива:
цетановое число, определяющее высокие мощностные и экономические показатели работы двигателя;
фракционный состав, определяющий полноту сгорания, дымность и токсичность отработавших газов двигателя;
вязкость и плотность, обеспечивающие нормальную подачу топлива, распыливание в камере сгорания и работоспособность системы фильтрования;
низкотемпературные свойства, определяющие функционирование системы питания при отрицательных температурах окружающей среды и условия хранения топлива;
степень чистоты, характеризующая надежность работы фильтров грубой и тонкой очистки и цилиндро-поршневой группы двигателя;
температура вспышки, определяющая условия безопасности применения топлива в дизелях;
наличие сернистых соединений, непредельных углеводородов и металлов, характеризующее нагарообразование, коррозию и износ.

Ассортимент, качество и состав дизельных топлив

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА (ГОСТ 305–82)

Норма для марок

Цетановое число, не менее

50 % перегоняется при температуре, °С, не выше

90 % перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше

Кинематическая вязкость при 20 ° С, мм2/с

Температура застывания, ° С, не выше, для климатической зоны:

Температура помутнения, ° С, не выше, для климатической зоны:

Температура вспышки в закрытом тигле, ° С, не ниже:

для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин

для дизелей общего назначения

Массовая доля серы, %, не более, в топливе:

Массовая доля меркаптановой серы, %, не более

Содержание фактических смол, мг/100 см3 топлива, не более

Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более

Йодное число, г I2/100 г топлива, не более

Зольность, %, не более

Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более

Коэффициент фильтруемости, не более

Плотность при 20 ° С, кг/м3, не более

Примечание.
Для топлив марок Л, З, А: содержание сероводорода, водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды — отсутствие, испытание на медной пластинке — выдерживают.

Норма для марок

Дизельный индекс, не менее

Фракционный состав: перегоняется при температуре, °С, не выше:

Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с

застывания, не выше

предельной фильтруемости, не выше

вспышки в закрытом тигле, не ниже

Массовая доля серы, %, не более, в топливе:

Испытание на медной пластинке

Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более

Зольность, %, не более

Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более

Цвет, ед. ЦНТ, не более

Содержание механических примесей

Прозрачность при температуре 10 °С

Плотность при 20 °С, кг/м3, не более

Различают дистиллятное маловязкое — для быстроходных, и высоковязкое, остаточное, для тихоходных (тракторных, судовых, стационарных и др.) двигателей. Дистиллятное состоит из гидроочищенных керосино-газойлевых фракций прямой перегонки и до 1/5 из газойлей каткрекинга и коксования. Вязкое топливо для тихоходных двигателей является смесью мазутов с керосиново-газойлевыми фракциями. Теплота сгорания дизельного топлива в среднем составляет 42624 кДж/кг (10180 ккал/кг).
Различают так называемое зимнее и летнее дизельное топливо. Основное отличие в температуре предельной фильтруемости и температурах помутнения и застывания, указанной в стандартах на это топливо. Производство зимнего топлива обходится дороже, но без предварительного подогрева невозможно использовать летнее топливо при −10 °C, например. Ещё одной проблемой является повышенное содержание воды в дизельном топливе. Вода отслаивается при хранении дизтоплива и собирается внизу, так как плотность дизтоплива меньше 1 кг/л. Водяная пробка в магистрали полностью блокирует работу двигателя.
Воспламеняемость от сжатия
Основной показатель дизельного топлива — это цетановое число (Л-45). Цетановое число характеризует способность топлива к воспламенению в камере сгорания и равно объёмному содержанию цетана в смеси с α-метилнафталином, которое в стандартных условиях ASTM D613 имеет одинаковую воспламеняемость по сравнению с исследованным топливом. Температура вспышки, определённая по ASTM D93, для дизельного топлива должна быть не выше 70 °C. Температура перегонки, определённая по ASTM D86, для дизельного топлива не должна быть ниже 200 и выше 350 °C.
Содержание серы
В последнее время в рамках борьбы за экологию жёстко нормировано содержание серы в дизельном топливе. Под серой здесь понимается содержание сернистых соединений — меркаптанов (R-SH), сульфидов (R-S-R), дисульфидов (R-S-S-R), тиофенов, тиофанов и др., а не элементарная сера как таковая; R — углеводородный радикал. Содержание серы в нефти находится в пределах от 0,15 % (легкие нефти Сибири), 1,5 % (нефть Urals) до 5—7 % (тяжёлые битуминозные нефти); допустимое содержание в некоторых остаточных топливах — до 3 %, судовом топливе — до 1 %, а по последним нормативам Европы и штата Калифорния допустимое содержание серы в дизельном топливе не более 0,001 % (10 ppm). Понижение содержания серы в ДТ, как правило, приводит к уменьшению его смазывающих свойств, поэтому для ДТ с ультранизким содержанием серы обязательным условием является наличие присадок.Порядковый номер согласно принятой ООН системы: 1202, класс — 3.
Физические свойства

Летнее дизельное топливо: Плотность: не более 860 кг/м³. Температура вспышки: 62 °C. Температура застывания: −5 °C. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180—360 градусов Цельсия. Рост температуры конца выкипания приводит к усиленному закоксовыванию форсунок и дымности.
Зимнее дизельное топливо: Плотность: не более 840 кг/м³. Температура вспышки: 40 °C. Температура застывания: −35 °C. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180—340 °C. Так же зимнее дизельное топливо получается из летнего дизельного топлива добавление депрессорной присадки, которая снижает температуру застывания топлива, однако слабо меняет температуру предельной фильтруемости. Кустарным способом в летнее дизельное топливо добавляют до 20 % керосина ТС-1 или КО, при этом эксплуатационные свойства практически не меняются.
Арктическое дизельное топливо: Плотность: не более 830 кг/м³. Температура вспышки: 35 °C. Температура застывания: −50 °C. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180—330 градусов Цельсия. Пределы кипения арктического топлива примерно соответствуют пределам выкипания керосиновых фракций, поэтому данное топливо — по сути утяжеленный керосин. Однако чистый керосин имеет низкое цетановое число 35-40 и плохие смазывающие свойства (сильный износ ТНВД). Для устранения данных проблем в арктическое топливо добавляют цетаноповышающие присадки и минеральное моторное масло для улучшения смазывающих свойств. Более дорогой способ получения арктического дизельного топлива — депарафинизация летнего дизельного топлива.

Дизельное топливо ГОСТ 305-82

АгроБиржа

Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое из продуктов переработки нефти.

Допускается изготовлять топливо с присадками, допущенными к применению в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

1. МАРКИ

1.1. В зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизельного топлива:

Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0°С и выше;

З (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35°С) и минус 30°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45°С);

А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50°С и выше.

(Измененная редакция, Изм. № 4, 5).

1.2. По содержанию серы дизельные топлива подразделяются на два вида:

1.3. Коды ОКП дизельного топлива приведены в табл. 1.

ТопливоКод ОКПТопливо Код ОКП
Л-0,2-40, высший сорт 02 5131 0103 З-0,5 минус 35 02 5132 0101
Л-0,2-40, первый сорт 02 5131 0107 З-0,2 минус 45, высший сорт 02 5132 0103
Л-0,5-40 02 5131 0102 З-0,2 минус 45, первый сорт 02 5132 0107
Л-0,2-62, высший сорт 02 5131 0104 З-0,5 минус 45 02 5132 0104
Л-0,2-62, первый сорт 02 5131 0106 А-0,2, высший сорт 02 5133 0102
Л-0,5-62 02 5131 0105 А-0,2, первый сорт 02 5133 0103
З-0,2 минус 35, высший сорт 02 5132 0102 А-0,4 02 5133 0101
З-0,2 минус 35, первый сорт 02 5132 0108

1.4. В условное обозначение топлива марки Л должны входить массовая доля серы и температура вспышки, топлива марки 3 - массовая доля серы и температура застывания, топлива марки А - массовая доля серы.

Примеры условного обозначения

Топливо дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305-82

Топливо дизельное 3-0,2 минус 35 ГОСТ 305-82

Топливо дизельное А-0,4 ГОСТ 305-82

Разд. 1. (Измененная редакция, Изм. № 4).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Дизельное топливо должно быть изготовлено в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке.

2.2. По физико-химическим показателям топливо должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 2.

1. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать и поставлять топливо марок А и З (с температурой застывания минус 45°С) с цетановым числом не менее 40.

2. Топливо марки З с цетановым числом не менее 45 по требованию потребителей допускается вырабатывать с температурой застывания не выше минус 40°С.

3. По согласованию с потребителем для дизельного топлива марки З, получаемого из летнего топлива с применением карбамидной депарафинизации, допускается температура помутнения не выше минус 11°С при температуре застывания не выше минус 35°С. Остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л.

4. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать топливо марки З (из летнего топлива) с температурой застывания минус 35°С с применением депрессорной присадки, при этом остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л. Топливо с присадкой допускается к применению при температуре окружающего воздуха не ниже минус 15°С.

6. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг КОН и концентрации фактических смол на 10 мг на 100 см3 топлива.

7. Дизельное топливо марок Л, З, А высшего сорта должно выпускаться с нормами по показателям, указанным ниже:

концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более - 25;

йодное число, г йода на 100 г топлива, не более - 5;

коэффициент фильтруемости, не более - 2.

8. По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с температурой застывания не выше 0°С (без определения температуры помутнения) и содержанием воды не более «следы» (для топлива высшего сорта - отсутствие) при минимальной температуре воздуха (на месте применения топлива) не ниже 5°С.

9. Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливается норма по плотности для марки Л не более 875 кг/м3, для марок З и А - не более 860 кг/м3.

10. Примечания 1-6 не распространяются на дизельное топливо всех марок высшего сорта, а также поставляемое на экспорт.

При поставке топлива на экспорт наряду с показателями, указанными в табл. 2, определяют и указывают в сопроводительной документации цвет по ГОСТ 2667 и предельную температуру фильтруемости по ГОСТ 22254.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3, 4, 5).

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Л -нижний69°С,верхний119°С;
З»62°С,»105°С;
А»57°С,»100°С.

Температура вспышки для марок: Л - выше 40°С, З - выше 30°С, А - выше 30°С - топлив для дизелей общего назначения и соответственно: Л - выше 61°С, З - выше 40°С, А - выше 35°С - топлив для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин.

Предельно допустимая концентрация паров топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м3. Дизельное топливо относится к малотоксичным веществам 4-го класса опасности. Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека.

3.2. Оборудование, аппараты слива и налива, с целью исключения попадания паров топлива в воздушную среду рабочего помещения, должны быть герметизированы.

3.3. В помещениях для хранения и эксплуатации дизельного топлива запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении.

3.4. При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. При загорании топлива применимы следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении - углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар.

3.5. При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой, а при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.

3.6. При отборе проб, проведении анализа и обращении в процессе транспортных и производственных операций с топливом применяются индивидуальные средства защиты согласно типовым нормам, утвержденным Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.

3.7. Емкости, в которых хранится и транспортируется топливо, а также трубопроводы должны быть защищены от статического электричества.

4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

4.1. Дизельное топливо принимают партиями. Партией считают любое количество однородного по своим показателям качества топлива и сопровождаемого одним документом о качестве.

4.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517.

4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей, по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы от удвоенной выборки. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

4.4. Показатель по п. 21 табл. 2 определяют для топлива, предназначенного для экспорта.

(Введен дополнительно, Изм. № 3).

5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

5.1. Пробы дизельного топлива отбирают по ГОСТ 2517. Масса объединенной пробы - 2 дм3 топлива.

5.2. Температуру застывания дизельного топлива определяют по ГОСТ 20287 без предварительного и последующего подогрева топлива до 50°С.

6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

6.1. Упаковка, маркировка, хранение и транспортирование дизельного топлива - по ГОСТ 1510

На документе о качестве дизельного топлива марок Л, 3, А высшего сорта должно быть указано - «высший сорт».

(Измененная редакция, Изм. № 4).

7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

7.1. Изготовитель гарантирует соответствие дизельного топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

7.2. Гарантийный срок хранения дизельного топлива - 5 лет со дня изготовления.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

Т.Х. Мелик-Ахиазаров, Е.М. Серегин, Б.А. Энглин, B.C. Азев, О.П. Наметит, Т.Н. Митусова, А.А. Кукушкин, С.А. Бнатов, Ф.В. Туровский

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31 марта 1982 г. № 1386

3. ВЗАМЕН ГОСТ 305-73 и ГОСТ 4749-73

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылкаНомер пункта
ГОСТ 33-20002.2
ГОСТ 1461-752.2
ГОСТ 1510-846.1
ГОСТ 2070-822.2
ГОСТ 2177-992.2
ГОСТ 2477-652.2
ГОСТ 2517-854.2, 5.1
ГОСТ 2667-822.2
ГОСТ 3122-672.2
ГОСТ 3900-852.2
ГОСТ 5066-912.2
ГОСТ 5985-792.2
ГОСТ 6307-752.2
ГОСТ 6321-922.2
ГОСТ 6356-752.2
ГОСТ 6370-832.2
ГОСТ 8489-852.2
ГОСТ 16350-802.2
ГОСТ 17323-712.2
ГОСТ 19006-732.2
ГОСТ 19121-732.2
ГОСТ 19932-992.2
ГОСТ 20287-912.2, 5.2
ГОСТ 22254-922.2

5. Ограничение срока действия снято по протоколу № 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)

6. ИЗДАНИЕ (сентябрь 2001 г.) с Изменениями №1, 2, 3, 4, 5, утвержденными в апреле 1983 г., июне 1987 г., июне 1989 г., декабре 1989 г. и июле 1990 г. (ИУС 7-83, 11-87, 11-89, 4-90, 11-90)

Дизельных топлив по ГОСТ 305–82

Маркировки различных видов топлива отличаются друг от друга. В маркировку летнего топлива входят буква Л, массовое содержание серы в топливе в % и температура вспышки паров топлива в закрытом тигле, например: Л-0,2-40. Маркировка зимнего вида топлива: З – зимнее, далее массовое содержание серы в топливе в % и температура застывания топлива (З-0,5 минус 45). В маркировку арктического вида топлива входят буква А и массовое содержание серы в топливе в % (А-0,2; А-0,4). Основные данные дизельных топлив представлены в табл. 16.

Таблица 16. Основные показатели дизельных топлив по ГОСТ 305–82

Показатель качества Вид топлива
Л З А
ЦЧ, не менее
t50, °С, не более
t96, °С, (конец кипения), не более
n20, сСт 3,0…6,0 1,8…5,0 1,5…4,0
r20, кг/м 3 , не более
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже для судовых, тепловозных и ГТД для дизелей общего назначения
Массовая доля серы, %, в топливе вида I вида II 0,2 0,5 0,2 0,5 0,2 0,4
Массовая доля меркаптановой серы, %, не более 0,01 0,01 0,01

Окончание табл. 16

Показатель качества Вид топлива
Л З А
Зольность, %, не более 0,01 0,01 0,01
Кислотность, мг KOH на 100 см 3 топлива, не более
Содержание фактических смол, мг/100 см 3 , не более
Йодное число, г I2/100 см 3 топлива, не более
Коксуемость 10%-ного остатка, %, не более 0,02 0,03 0,03
Коэффициент фильтруемости, не более

Содержание сероводорода, водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды – отсутствие, испытание на медной пластинке – выдерживают. Срок годности всех топлив – пять лет, по истечении которых допускается увеличение кислотности на 1 мг КОН и концентрации фактических смол на 10 мг на 100 см топлива. По согласованию с потребителями возможны некоторые отклонения от указанных в табл. 15 параметров.

По ГОСТ 305–82 выпускаются также топлива марок Л, З и А первого и высшего сорта со следующими показателями: массовая доля серы – не более 0,2 %, концентрация фактических смол – не более 25 мг/100 см 3 топлива, йодное число – не более 5, зольность – не более 0,008 %, коксуемость – не более 0,02 % для топлива Л и 0,01 % для топлив З и А, коэффициент фильтруемости – не более 2.

Таблица 17. Характеристики экологически чистых дизельных топлив
по ТУ 38.101134890

Показатель качества Марка топлива
ДЛЭЧ-В ДЛЭЧ ДЗЭЧ
ЦЧ, не менее
t50, °С, не более
t96, °С, (конец кипения) не более
n20, сСт 3,0…6,0 3,0…6,0 1,8…5,0
r20, кг/м 3 , не более
Температура, °С, не выше: застывания предельной фильтруемости –10 –5 –10 –5 –35 –25
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже для судовых, тепловозных и ГТД для дизелей общего назначения
Массовая доля серы, %, в топливе вида I вида II 0,05 0,1 0,05 0,1 0,05 0,1
Зольность, %, не более 0,01 0,01 0,01
Кислотность, мг KOH на 100 см 3 топлива, не более
Коксуемость 10%-ного остатка, %, не более 0,02 0,02 0,02

Экологически чистые дизельные топлива по ТУ 38.1011348–90 вырабатываются из гидроочищенных дистиллятных фракций и продуктов вторичных процессов переработки нефти для применения в густонаселенных районах России. Эти топлива отличаются пониженным содержанием серы, кроме этого для них ужесточен ряд других показателей (табл. 17) и введено ограничение ароматических углеводородов для топлива ДЛЭЧ-В до 20 % и для ДЗЭЧ до 10 %.

Европейский стандарт предусматривает выпуск дизельных топлив для различных климатических зон. Для районов с умеренным климатом вырабатывают шесть сортов ДТ: A, B, C, D, E и F с предельными температурами фильтруемости +5, 0, –5, –10, –15 и –20 °С, соответственно. Для районов с холодным и арктическим климатом предусмотрен выпуск топлив пяти классов – 0, 1, 2, 3 и 4. Основные характеристики этих топлив сведены в табл. 18.

Таблица 18. Характеристики топлив для холодного
и арктического климата в соответствии с EN 590:2004

Показатель Класс 0 Класс 1 Класс 2 Класс 3 Класс 4
ЦЧ, не менее
ЦИ, не менее
n40, сСт 1,5…4,0 1,5…4,0 1,5…4,0 1,4…4,0 1,2…4,0
r15, кг/м 3 800…845 800…845 800…840 800…840 800…840
Предельная темпе- ратура фильтру- емости, °С макс. –20 –26 –32 –38 –44
Температура помутнения, °С макс. –10 –16 –22 –28 –34

С 1 января 2009 года все моторное топливо, производимое российскими НПЗ, должно соответствовать требованиям “Евро-3”. Еще через год топлива для ДВС должны будут соответствовать требованиям “Евро-4”. “Евро-5” должно быть введено в России с 1 января 2013 года. Основные требования “Технического регламента”, определяющего показатели перспективных дизельных топлив, приведены в Приложении 5.

Одна из основных проблем настоящего и особенно будущего – недостаток ресурсов дизельного топлива. Возможные пути решения проблемы – расширение используемого фракционного состава и применение синтетических углеводородов в производстве топлив.

В конце прошлого столетия разработано и допущено к применению без ограничений в районах газовых месторождений Крайнего Севера, Средней Азии и Западной Сибири газоконденсатное широкофракционное топливо для быстроходных дизелей ГШЛ, ГШЗ и ГША по ТУ 51-125–86, ТУ 51-28–86 и ТУ 51-03-16–89 (табл. 19).

Преимуществами газоконденсатных топлив являются пониженное содержание серы, лучшая испаряемость при низких температурах, высокая полнота сгорания и меньшая дымность ОГ, пониженный индикаторный расход топлива. К недостаткам можно отнести повышенную жесткость работы двигателя и низкую температуру начала кипения (90…100 °С), что может стать причиной возникновения паровых пробок в топливной системе.

Таблица 19. Основные показатели дизельных газоконденсатных топлив

Показатель качества ГШЛ ГШЗ ГША
ЦЧ, не менее
t50, °С, не более
t96, °С, не более
n20, сСт, не менее 2,0 1,45 1,45
Температура застывания, °С –15 –35 или –45 –55
Массовая доля серы, % 0,2 0,2 0,2

Применение топлива утяжеленного фракционного состава (УФС) может оказаться допустимым при его использовании в районах с относительно теплым климатом. Для увеличения выхода топлива в нем оставляют фракции нефти с температурой кипения на 25…30 °С выше, чем температура конца кипения обычной дизельной фракции.

Топлива расширенного фракционного состава (РФС) представляют собой смесь бензиновой фракции до 30 % и топлива УФС. Температура начала кипения такой смеси составляет 60 °С, а ресурсы ДТ возрастают при этом до 30 %. Топлива УФС и РФС в настоящее время не вырабатываются, но их производство в случае необходимости может быть быстро налажено. Основные характеристики этих топлив приведены в табл. 20.

Таблица 20. Основные показатели дизельных топлив
УФС (ТУ 38.001355–86) и РФС (ТУ 38.401652–87)

Показатель качества УФС РФС
ЦЧ, не менее
t50, °С, не более
t90, °С, не более
n20, сСт 3,0…6,5 3,0…6,0
Температура застывания, °С –5
Массовая доля серы, % 0,5 0,5

Для средне- и малооборотных дизелей судовых энергетических установок вырабатывают топлива марок ДТ и ДМ по ГОСТ 1667–68, флотские мазуты Ф-5 и Ф-12 – по ГОСТ 10585–99, топливо маловязкое судовое (ТМС) – по ТУ 38.101567–87 и остаточные топлива – по ТУ 38.1011314–90.

Топлива ДТ и ДМ (мазут) по ГОСТ 1667–68 предназначены для судовых дизелей, оборудованных системой топливоподготовки. При их производстве используют дистиллятные и остаточные фракции нефти. Судовое маловязкое топливо, в отличие от моторных ДТ и ДМ, представляет собой среднедистиллятное топливо и предназначено для применения вместо ДТ. Основные свойства ДТ, ДМ и ТМС приведены в табл. 21.

Таблица 21. Основные показатели топлив ДТ, ДМ и ТМС

Показатель качества ДТ ДМ ТМС
ЦЧ, не менее
r20, кг/м 3 , не выше
До 250 °С, отгоняется не более, %
n50, сСт, не более 36,0 11,4 (20°С)
Содержание серы, мас. %: в малосернистом топливе в сернистом топливе 0,5 1,5 – 2,0 – 1,5
Массовая доля, %, не более механических примесей воды ванадия 0,05 0,5 0,015 0,1 0,5 0,010 0,02 следы –
Коксуемость, %, не более 3,0 9,0 0,2
Зольность, %, не более 0,04 0,06 0,01
Температура застывания, °С, не выше –5 –10
Температура вспышки, °С, не ниже

Флотский мазут Ф-5 получают путем смешения продуктов прямой перегонки нефти: 60…70 % мазута прямой перегонки и 30…40 % дизельного топлива с добавлением депрессорной присадки. Допускается применение в его составе до 22 % керосино-газойлевых фракций вторичных процессов переработки. Мазут Ф-12 является продуктом только прямой перегонки нефти, вырабатывается в небольших объемах. По показателю содержания серы к нему предъявляются более высокие требования (табл. 22).

Таблица 22. Основные показатели мазутов Ф-5 и Ф-12 по ГОСТ 10585–99

Показатель качества Ф-5 Ф-12
r20, кг/м 3 , не выше
n50, сСт, не более 36,2 89,0
Содержание серы, мас. % 2,0 0,6
Массовая доля, %, не более механических примесей воды 0,10 0,3 0,12 0,3
Коксуемость, %, не более 6,0
Зольность, %, не более 0,05 0,10
Температура застывания, °С, не выше –5 –8
Температура вспышки, °С, не ниже

Судовое высоковязкое топливо по ТУ 38.1011314–90 предназначено для использования в энергетических установках иностранных судов, эксплуатация которых предусмотрена на топливах, соответствующих международному стандарту MS ISO/DIS-F-8217. Получают его путем смешения остатков прямой перегонки нефти и деструктивных процессов с небольшим добавлением среднедистиллятных фракций (табл. 23).

Таблица 23. Основные показатели судовых высоковязких топлив

Показатель качества СЛ СВЛ СВТ СВС
r20, кг/м 3 , не выше
n50, сСт, не более, (пересчет °ВУ) 29,5 37,5
n80, сСт, не более, (пересчет °ВУ) 60,5 120,5
Масс. доля серы, %, не более: I вид II вид III вид IV вид 0,5 1,0 – – 1,0 2,0 2,5 0,5 2,0 3,5 1,0 – 5,0 – – –
Массовая доля, %, не более механических примесей воды ванадия 0,05 0,2 0,001 0,10 0,5 0,01 0,30 1,0 0,02 0,6 1,0 0,04

Окончание табл. 23

Показатель качества СЛ СВЛ СВТ СВС
Коксуемость, %, не более 4,0 7,0 15,0 22,0
Зольность, %, не более I тип II тип 0,02 – 0,04 0,05 0,04 0,12 0,15 –
Температура застывания, °С, не выше
Температура вспышки, °С, не ниже в закрытом тигле в открытом тигле

Перспективы улучшения качества дизельных топлив видятся в широком применении гидроочистки и селективной депарафинизации с использованием цеолитов. Гидроочистка позволяет получать из высокосернистых нефтей топлива, равноценные получаемым из малосернистых нефтей, при этом повышается их термоокислительная стабильность и снижается коррозионная агрессивность. Депарафинизация позволяет увеличить выход зимних сортов топлива.

ГАЗООБРАЗНЫЕ ТОПЛИВА

В настоящее время достаточно широко используются в качестве топлив для автомобилей сжиженный нефтяной газ (СНГ) и сжатый природный газ (СПГ), который не так давно стали называть компримированным (КПГ). Однако многие авторы до сих пор относят газы к разряду альтернативных видов топлива ([13] и [31], к примеру). Тем не менее значительные объемы его применения на транспорте, в том числе и на водном, позволяют утверждать, что этот вид топлива стоит в одном ряду с бензинами и ДТ, это просто другое топливо.

Наиболее перспективным считается КПГ, так как ресурсы СНГ ограничены и, кроме того, сжиженный газ является ценным сырьем для химической промышленности. Следует учитывать также огромные запасы природного газа на территории России, ускоренное развитие газовой промышленности, строительство крупных газопроводов и относительно невысокую стоимость КПГ. Использование газообразного топлива позволяет решить ряд экономических и социальных проблем, в том числе более
рационально использовать топливно-энергетические ресурсы страны
и значительно сократить содержание вредных веществ в отработавших
газах автомобилей, что имеет огромное значение, особенно для крупных городов.

Дизтопливо: ГОСТ 305-82. Характеристики дизтоплива по ГОСТу

На качество работы двигателя и всей топливной системы не в последнюю очередь влияют свойства топлива. Сегодня производители в России предлагают и дизтопливо ГОСТ 305-82. Государственный стандарт, разработанный еще в 1982 году, уже устарел, как, впрочем, и само топливо, которое по нему до недавнего времени изготавливали.

ГОСТ 305-82

Созданный еще в Советском Союзе, этот стандарт, который регламентирует изготовление ДТ, является межгосударственным. Он определяет как технические условия производства, так и характеристики топлива, которое предназначалось для автомобилей, промышленных агрегатов и судов с быстроходными дизельными двигателями.

дизтопливо гост 305 82

Современное топливо, изготовленное по международным европейским стандартам, практически вытеснило с рынка солярку, для производства которой использовался старый ГОСТ. Дизтопливо ЕВРО, кроме того что имеет значительно более высокие эксплуатационные характеристики, еще и намного экологичнее.

Впрочем, и сегодня считается (по крайней мере на постсоветском пространстве), что горючее, в котором можно применять различные разрешенные присадки, имеет некоторые преимущества из-за своей универсальности и широкого диапазона рабочих температур.

Область применения

Дизтопливо (ГОСТ 305-82) использовалось до недавнего времени для военной, сельскохозяйственной техники, дизельных судов и грузовых автомобилей старого образца.

дизтопливо гост 305

Этим топливом пользовались для отопления малоэтажных зданий, расположенных далеко от центрального теплоснабжения. Сочетание низкой цены и достаточно высокой энергоэффективности позволяло экономить затраты на содержание домов.

Почему в прошлом? Государственный стандарт 1982 года заменен на ГОСТ 305-2013, вступивший в действие с января 2015 года. И в нем четко указано, что дизтопливо ГОСТ 305-2013 не реализуется через АЗС общего пользования и предназначено для быстроходных и газотурбинных двигателей как внутри страны, так и в странах Таможенного союза (Казахстане и Белоруссии).

Основные преимущества

Итак, главные достоинства – это универсальность и рабочие температуры. Кроме того, преимуществами старой доброй солярки считают ее эксплуатационную надежность, проверенную десятилетиями; возможность длительного хранения без ухудшения технических характеристик; повышение мощности двигателя.

Дизтопливо ГОСТ 305-82 легко фильтруется, содержит незначительное количество сернистых соединений и не разрушает детали двигателя.

гост дизтопливо евро

Бесспорным преимуществом солярки является ее низкая цена по сравнению с другими видами жидкого топлива.

Главный недостаток

Главным недостатком горючего, из-за которого, собственно, и ограничено его использование, является низкий класс экологичности. Дизтопливо ГОСТ 305-82 (2013) принадлежит к классу К2. А на сегодняшний день на территории РФ запрещены к обращению даже виды топлива с классом экологичности К3 и К4.

Марки дизтоплива

Старый ГОСТ устанавливал три марки топлива, новый же - четыре. Также несколько отличаются температурные диапазоны их использования и характеристики.

Параметры (ГОСТ) дизтоплива летнего (Л): эксплуатационная температура - от минус 5 °С, температура вспышки для дизельных двигателей общего назначения – 40°С, для газотурбинных, судовых и тепловозных - 62°С.

Такая же температура вспышки у межсезонного топлива (Е), рабочие температуры которого начинаются с минус 15°С.

Зимнее топливо (З) используется при температурах до минус 35°С и до минус 25°С. И если в технических условиях 1982 года диапазон рабочих температур определялся температурой застывания топлива, то в новом документе речь идет о температуре фильтрации – минус 35°С и минус 25°С соответственно.

Арктическое (А) дизтопливо ГОСТ 305-82 можно было использовать, начиная с температуры минус 50°С. В новом документе этот предел подняли на пять градусов, называется уже рекомендованная температура от 45°С и выше.

Виды дизтоплива

  • I – 350 мг;
  • II – 50 мг;
  • III – 10 мг на один кг горючего.

В ГОСТ 305-82 дизтопливо в зависимости от процентного содержания серы делится на виды:

  • I — топливо всех марок, в котором доля серы не больше 0,2%;
  • II — дизтопливо с содержанием серы для марок Л и З - 0,5%, а для марки А - 0,4%.

Новый ГОСТ 305-2013, приближаясь к международным стандартам, делит топливо на два вида по массовому содержанию серы вне зависимости от марки. К виду I относится горючее с содержанием серы 2,0 г, а к виду II – 500 мг на килограмм топлива.

Даже вид II содержит серы в полтора раза больше, чем топливо вида I, соответствующее международным стандартам.

плотность дизтоплива по гост

Большое количество серы – это вредные выбросы в атмосферу, но и хорошие смазывающие свойства топлива при этом.

Условные обозначения

В ГОСТ 305-82 топливо маркировалось заглавной буквой Л, З или А (летнее, зимнее или арктическое соответственно), массовой долей серы, температурой вспышки летнего и температурой застывания зимнего топлива. Например, З-0,5 минус 45. Сорта высший, первый или без него, характеризующие качество топлива, указываются в паспорте на партию.

Для Таможенного союза существует свой документ, регламентирующий требования к топливу, в том числе и его условное обозначение. Он включает буквенное обозначение ДТ, марку (Л, З, Е или А) и коэффициент экологичности от К2 до К5, показывающий содержание серы.

Поскольку документов много, понятие сортности в них разное, а характеристики более подробно указываются в паспорте качества, то сегодня не редкость объявления типа «Продажа дизтоплива трубного сорт 1 ГОСТ 30582005». То есть все параметры и качество горючего соответствуют указанному стандарту, кроме содержания серы.

Основные характеристики дизтоплива

Самыми важными эксплуатационными показателями, которыми характеризуется дизтопливо ГОСТ 305-82 (2013), являются: цетановое число, фракционный состав, плотность и вязкость, температурные характеристики, массовые доли различных примесей.

Цетановое число характеризует воспламеняемость топлива. Чем выше этот показатель, тем меньше времени проходит от впрыска топлива в рабочий цилиндр до начала его горения, а следовательно, меньше длительность прогрева двигателя.

От фракционного состава зависит полнота сгорания топлива, а также токсичность отработанных газов. При перегонке дизельного топлива фиксируется момент полного выкипания определенного количества горючего (50% ли 95%). Чем тяжелее фрикционный состав, тем уже диапазон температур и выше нижний порог кипения, а значит, позднее происходит самовоспламенение горючего в камере сгорания.

Плотность и вязкость влияют на процессы подачи и впрыска топлива, его фильтрование и эффективность.

Примеси влияют на износ двигателя, коррозионную стойкость топливной системы, появление в ней налета гари.

Предельная температура фильтруемости – это такая низкая температура, при которой загустевшее топливо перестает проходить через фильтр с ячейками определенного размера. Еще один температурный показатель – это температура помутнения, при которой начинает кристаллизоваться парафин, то есть мутнеет дизтопливо.

Характеристики ГОСТ 305-2013 устанавливает для всех марок одинаковые: цетановое число, массовую долю серы, кислотность, йодное число, зольность, коксуемость, загрязнение, содержание воды. Отличия касаются температурных показателей, вязкости и плотности топлива. В ГОСТ 305-82 были отличия еще и по коксуемости.

Технические требования к дизтопливу

Итак, цетановое число для всех марок топлива равно 45, содержание серы - либо 2,0 г, либо 500 мг на один кг. Это самые важные показатели, характеризующие горючее.

Плотность дизтоплива по ГОСТ меняется от 863,4 кг/куб. м для горючего марок Л и Е до 833,5 кг/куб. м для марки А, кинематическая вязкость – от 3,0-6,0 кв. мм/с до 1,5-4,0 кв. мм/с соответственно.

Фракционный состав характеризуется диапазоном температур от 280°С до 360°С для топлива всех марок, за исключением арктического, для которого температуры выкипания находятся в пределах от 255°С до 360°С.

Характеристики (новый ГОСТ) дизтоплива летнего ничем не отличаются от характеристик межсезонного горючего, за исключением предельной температуры фильтруемости.

Температура вспышки зимнего топлива для дизельных двигателей общего назначения – 30°С, для газотурбинных, судовых и тепловозных - 40°С, арктического – 30°С и 35°С соответственно.

Отличия дизтоплива ГОСТ 305-82 (2013) и ЕВРО

Еще в 1993 году европейские стандарты качества устанавливали цетановое число не ниже 49. Спустя семь лет стандарт, который определял технические характеристики топлива ЕВРО 3, установил более жесткие показатели. Цетановое число должно быть более 51, массовая доля серы – меньше 0,035%, а плотность – меньше 845 кг/куб. м. Стандарты ужесточились в 2005 году, а сегодня действуют международные, установленные в 2009 году.

дизтопливо гост

Даже сравнивая первые два показателя, можно сделать вывод о несоответствии дизтоплива ГОСТ 305-2013 современным требованиям экологии.

Требования безопасности

Поскольку дизельное топливо - жидкость горючая, то меры безопасности касаются, прежде всего, защиты от возникновения пожара. Достаточно всего 3% его паров в общем объеме воздуха в помещении для того, чтобы спровоцировать взрыв. Поэтому высокие требования предъявляются к герметизации оборудования и аппаратуры. Защищенными выполняются электропроводка и осветительные приборы, инструменты используются только те, которые не высекают даже случайно искру.

дизтопливо характеристики гост

Важными для соблюдения техники безопасности и условий хранения дизтоплива ГОСТ 305-82 (2013) являются температурные показатели, касающиеся способности к горению.

Стандарты и маркировки дизельного топлива

Стандарты и маркировки дизельного топлива

Во-первых дизтопливо изготавливают зимних и летних сортов, маркируют по сере и, кроме того, летние — по температуре вспышки, зимние — по температуре застывания. Обозначение марок дизтоплива начинается, как правило, с одной из трех букв: Л (летнее), 3 (зимнее) или А (арктическое). Во-вторых только затем идет цифра 0.2, 0.4 или 0.5, обозначающая максимально допустимое содержание серы в процентах.

Маркировки дизельного топлива

Дизтопливо Л-0.2-40 — summer diesel L-0.2-40

Летнее дизтопливо для автотракторных дизелей. Имеет границы кипения от 180°С до 360°С. Температура застывания не выше минус 10°С, температура помутнения минус 5°С, его применение возможно при температурах воздуха выше 0°С. Содержание серы не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 3 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле — не ниже +40°С.

Дизтопливо Л-0.5-40 — summer diesel L-0.5-40

Показатели те же, что у Л-0.2-40, но содержание серы — не более 0.5%.

Дизтопливо Л-0.2-62 — summer diesel L-0.2-62

Летнее дизтопливо для мало- и среднеоборотных тепловозных и судовых дизелей, имеет те же показатели, что Л-0.2-40, но температура вспышки в закрытом тигле — не ниже +62°С.

Дизтопливо Л-0.5-62 — summer diesel L-0.5-62

Показатели те же, что у Л-0.2-62, но содержание серы — не более 0.5%.

Дизтопливо А-0.2 — arctic diesel A-0.2

Арктическое дизтопливо. Имеет границы кипения от 180°С до 330°С. Температура застывания — не выше минус 55°С, его применение возможно при температурах воздуха выше минус 50°С. Содержание серы — не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 1.5 до 4 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле для А-0.2, предназначенного для мало- и среднеоборотных тепловозных и судовых дизелей, не ниже +35°С, для автотракторных дизелей — не ниже +30°С. А-0.2 не может содержать более 0.01 меркаптановой серы.

Дизтопливо А-0.4 — arctic diesel A-0.4

Показатели те же, что у А-0.2, но содержание серы — не более 0.4%.

Дизтопливо арктическое экологически чистое — arctic diesel ecologicaly safe

Показатели те же, что у А-0.2, но содержание серы — не более 0.05% для топлива I вида и не более 0.1% — для топлива II вида.

Дизтопливо ДЛЭЧ — diesel (summer ecologicaly safe)

Дизтопливо летнее, экологически чистое. Изготавливается методом гидрокрекинга, имеет границы кипения от 180°С до 360°С. Имеет повышенное значение цетанового числа, которое должно быть не менее 53. Температура застывания не выше минус 10°С, температура помутнения — минус 5°С, применение ДЛЭЧ возможно при температурах воздуха выше 0°С. Содержание серы не более 0.05% для топлива I вида и не более 0.1% для топлива II вида. Кинематическая вязкость при 20° может меняться от 3 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле не ниже +65°С. Плотность при 20°С не более 0.845 г/см3.

Дизтопливо ДЗп — winter diesel DZp

Дизтопливо зимнее с депрессорной присадкой. Изготавливается на базе летнего дизельного топлива Л-0.2-40 или Л-0.5-40, температура застывания которых снижена за счет добавления депрессорной присадки. Имеет границы кипения от 180°С до 360°С. Температура застывания не выше минус 35°С, температура помутнения минус 5°С, применение ДЗп возможно при температурах воздуха выше минус 15°С. Содержание серы не более 0.2% для топлива I вида и не более 0.5% для топлива II вида. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 3 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле не ниже +40°С. Плотность при 20°С не более 0.86 г/см3.

Дизтопливо ДЗЭ — winter diesel (export grade)

Дизтопливо зимнее экспортное. Имеет границы кипения от 180°С до 360°С. Может содержать депрессорные присадки. Температура застывания — не выше минус 35°С, применение ДЗЭ возможно при температурах воздуха выше минус 30°С. Содержание серы — не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 2.7 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле — не ниже +60°С. Плотность при 20°С — не более 0.845 г/см3.

Дизтопливо ДЛЭ — summer diesel (export grade)

Дизтопливо летнее экспортное. Имеет границы кипения от 180°С до 340°С. Температура застывания не выше минус 10°С, температура помутнения минус 5°С, применение ДЗЭ возможно при температурах воздуха выше 0°С. Содержание серы не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 3 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле не ниже +65°С. Плотность при 20°С не более 0.845 г/см3.

Дизтопливо 3-0.2 минус 35 — winter diesel Z-0.2 minus 35

Зимнее дизтопливо. Имеет границы кипения от 180°С до 340°С. Температура застывания не выше минус 35°С, температура помутнения минус 25°С, его применение возможно при температуре воздуха выше минус 20°С. Содержание серы не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 1.8 до 5 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле для 3-0.2, предназначенного для мало и среднеоборотных тепловозных и судовых дизелей, не ниже +40°С, для автотракторных дизелей не ниже +35°С

Дизтопливо 3-0.5 минус 35 — winter diesel Z-0.5 minus 35

Показатели те же, что у 3-0.2 минус 35, но содержание серы — не более 0.5%.

Дизтопливо 3-0.2 минус 45 — winter diesel Z-0.2 minus 45

Показатели те же, что у 3-0.2 минус 35, но температура застывания не выше минус 45°С, температура помутнения — не выше 35°С и применение его возможно при температуре воздуха выше минус 30°С.

Дизтопливо 3-0.5 минус 45 — winter diesel Z-0.5 minus 45

Показатели те же, что у 3-0.2 минус 45, но содержание серы — не более 0.5%.

Дизтопливо малосернистое №2 — low sulphur №2 oil

Производится и потребляется на рынке США. Содержание серы не выше 0.05%. Цетановое число в зависимости от региона меняется от 40 до 45. Плотность при 20°С 0.87 г/см3. Температура вспышки в закрытом тигле не менее 54°С.

Французское зимнее дизтопливо. Цетановое число для автомобильного дизельного топлива равно 48, а для печного топлива с этим же названием — 40. Содержание серы — не более 0.3%.

В состав топлива входят газойли каталитического крекинга и гидрокрекинга. Содержание серы — до 0.5%. Температура помутнения — минус 5°С для летнего вида топлива и минус 10°С для зимнего вида. Цетановое число — не ниже 45.

В состав топлива входят только легкие газойли атмосферной перегонки. Содержание серы — до 0.5%. Температура помутнения — минус 5°С для летнего вида топлива и минус 10°С для зимнего вида. Цетановое число — не ниже 50.

Дизтопливо с содержанием серы 0.5% или 1% в зависимости от марки. Температура помутнения — от +6°С до +15°С. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 1.8 до 5.5 сантистокс. Цетановое число равно 48. Плотность, как правило, равна 0.845 г/см3.

Читайте также: