Диски сцепления иж планета какие лучше

Обновлено: 26.04.2024

Сцепление мотоциклов Иж, а также и всех других моделей, предназначено для плавного соединения коленвала с силовой передачей двигателя. Без него невозможно плавное начало движения мотоцикла. Оно используется во всех случаях, когда требуется кратковременное разъединение вращающегося вала двигателя от силовой передачи: при трогании с места, переключении передач, торможении.

На мотоциклах Иж установлено механическое сцепление, основанное на использовании силы трения между ведущими и ведомыми дисками. Оно многодисковое, работающее в масляной ванне. При таком его типе можно применять муфту небольшого диаметра, вследствие большой площади трения многих дисков. Сцепление требует технического обслуживания и правильной регулировки. Сейчас мы рассмотрим порядок разборки и регулировки сцепления, для примера возьмем мотоцикл Иж Планета 5, на большинстве других моделях Иж это выполняется сходным образом.

  1. Снимите защитные кожухи карбюратора, рычаг переключения передач и рычаг кикстартера.
  2. Положите мотоцикл на правую сторону или слейте масло с картера двигателя.
  3. Если мотоцикл оборудован системой раздельной смазки, разъедините маслопровод от впускного коллектора и провод от контакта датчика на левой крышке мотора.
  4. Снимите левую крышку картера.
  5. Отверните гайки корзины сцепления и выньте все диски.
  1. Протяните гайку крепления корзины на первичном валу. Для этого включите четвертую передачу. Имейте ввиду, что резьба на ней левосторонняя.
  2. Соберите все диски в обратном порядке в корзину. Обратите особое внимание на равномерность затяжки гаек.
  3. Установите крышку картера, предварительно сориентировав хвостовик привода маслонасоса с пазом в муфте его привода на ведущей шестерне первичной передачи.

Назначение сцепления ИЖ Планета и ИЖ Юпитер

Сцепление — название говорит о работе, которую оно выполняет. В нашем случае сцепляет коленчатый вал с коробкой передачи двигателя ИЖ Планета и ИЖ Юпитер. Соединение должно происходить плавно без рывков, это нужно для начала движения и плавного переключения скоростей. В случае возникновения больших нагрузок предохраняет детали двигателя от поломок.
Муфты находится в левой половине картера, под левой крышкой двигателя.

Чтобы добраться до сцепления, нужно слить масло и удалить крышку с прокладкой, предварительно снять рычаги и открутить крепежные болты.


Корзина находится постоянно в рабочем состоянии, диски крепко сжаты пружинами.

Моторная передача состоит из двух звездочек. Малая ведущая находится на коленчатом вале. Большая звезда, ведомая на барабане. Соединение выполнено моторной цепью.


Передаточное число моторной передачи равно 2,17 для всех одноцилиндровых моделей ИЖ. Для ИЖ Юпитер передаточное число равно 2,57.

При сборке моторной передачи контролируется плоскостное расположение звезд. Допускаться не более 0,4 миллиметра.

Выключение происходит при помощи специального приспособления. Механизм выключения установлен в правой крышке двигателя. С помощью этого механизма производится и регулировка.




Проверка внутреннего барабана корзины сцепления

Внутренний барабан вечен по определению. Единственная проблема, которая с ним возникает: разбивает и иногда срезает шлицы и ослабляется посадка болтов под нажимные пружины.

Оденьте барабан на вал и раскачайте его:

  1. Если барабан будет сильно болтаться на валу — осмотрите шлицы и если они разбитые — меняйте барабан на новый.

Раскачайте поочередно болты под нажимную пружину:

  1. Если болты будут шататься — выбейте их из барабана, накерните посадочные места и забейте обратно в барабан.

Регулировка сцепления ИЖ Планета

Для регулировки механизма управления муфтой мотоциклов ИЖ Планета 5, ИЖ Планета 4, Иж-56, ИЖ-49 служит регулировочный винт 1 и контргайка 2. Ослабив контргайку поворотом винта по часовой стрелке, уменьшите свободный ход рычага управления. При повороте винта против часовой стрелки свободный ход увеличивается. По окончании настройки контргайку затяните, Нормальная величина свободного хода определяется свободным перемещением конца рычага сцепления на 5..10 мм.


Нормальная величина свободного хода определяется свободным перемещением конца рычага сцепления на 5..10 мм.

Технические особенности мотоцикла

Основные данные: между колесными осями установлено расстояние в 1 450 мм; при абсолютной нагрузке и давлении в шинах в пределах нормы дорожный просвет составляет 135 мм. Габариты следующие: длина – 2200 мм, ширина – 810 мм, высота – 1200 мм, масса (сухая) – 158-165 кг, максимальная грузоподъемность – 170 кг, в том числе нагрузка на багажник, равная 20 кг. Мощность мотоцикла составляет 22 лошадиных силы. При оптимальной скорости в 90 км/в час топливо расходуется по 5 литров на сотню километров.

Регулировка сцепления ИЖ Юпитер

На мотоциклах ИЖ Ю и ИЖ Ю К настройку механизма выключения муфты начинают с автомата выжима, для чего регулировочный винт завертывают до упора и отпускают на 1/4 -1/2 оборота, после чего затягивают контргайку.

Правильность установки проверяют нажатием на педаль переключения в ту или иную сторону. Перемещение переднего конца педали переключения на 5-5,5 мм от нейтрального положения не должно приводить к передвижению нажимного диска. После этого регулируют ручной выжим регулировочным винтом, находящимся в левой стойке рычага сцепления на руле (величина свободного хода 5-10 мм).

Лайфхак: как отрегулировать сцепление на мотоцикле Иж-Юпитер 5 самостоятельно?

Процедура юстировки зависит от конструктивных особенностей Ижевских мотоциклов. Пятое поколение оснащается механизмом выключения, который скомпонован с устройством переключения передач. Регулировку управления муфтой следует начинать с центрирования кулачка автомата относительно ролика с рычагом, которые закреплены на корпусе правой крышки картера.


В первую очередь убираются перекосы нажимного диска (№1 на фото), для чего рычаг на руле закрепляется проволокой или веревкой в выжатом положении. Далее включить 1-ю скорость и вращать заднее колесо, наблюдая при этом за осевым биением между нажимными дисками и торцом барабана. Гайки (№2 на фото), которые находятся ближе к месту максимального отклонения нужно подтянуть, усилие подтяжки определить экспериментально. Операцию повторять до тех пор, пока биение не станет минимальным.

Регулировка пружин муфты

Регулировка пружин не сложная, главное правильно разобраться. Начинаем с постановки мотоцикла на центральную подножку. Затем снимаем крышку, заранее слив масло. Рычаг на руле выжимаем до предела и обязательно фиксируем. Следующее включаем скорость, желательно первую. Беремся за колесо и начинаем вращать. Стараемся на ощупь определить, какое усилие прилагаем. Смотрим на муфту при вращении, определяем, какие пружины затянуты слабо. Помечаем их мелом, далее их затягиваем. Начинаем снова вращать колесо и если чувствуйте, что колесо стало, легче крутится, значит, все сделали правильно. Процесс нужно повторить и добиться лучшего результата. После этого поверяем при движении полученный результат. Если при увеличении нагрузку начинается пробуксовка муфты. Нужно все пружины затянуть с помощью гаек. При этом все гайки должны, повернуты на одинаковое количество оборотов.

Неисправности сцепления

Возможные неисправности, которые могут появиться во время эксплуатации мотоциклов ИЖ.

Буксует сцепление ИЖ Юпитер ИЖ Планета причины

Неисправность заметна при резком разгоне. Увеличиваем обороты, а мотоцикл не разгоняется. Тоже самое происходит при езде в крутом подъеме при увеличении нагрузки. Мотоцикл не может преодолеть препятствие, останавливается, хотя обороты коленчатого вала не падают. Диски сильно нагреваются и быстро изнашиваются. Эксплуатировать технику в таком состоянии нельзя нужно найти причину и устранить.

Данная неисправность говорит, что диски слабо прижаты друг к другу.

Причин может быть несколько:

  • Регулировка проведена не правильно
  • Пружины потеряли былую упругость
  • Диски износились стали тоньше
  • Износ деталей привода

Серьезной неисправностью может быть заедание троса привода управления. Причина в повреждении оболочки и образовавшейся ржавчине под ней. Нежна чистка и смазка, лучше замена.

Проверить и промыть сам механизм настройки находящийся в правой крышке двигателя. Мелкие частички дорожного песка, с водой попавшие в механизм могут тормозить работу. После выжима рычага детали не возвращаются в исходное положение.

Ведет сцепление ИЖ Планета ИЖ Юпитер причины

Муфта ведёт – это когда рычаг выжат до конца, а при включении скорости мотоцикл сразу начинает движение его невозможно остановить. Нажимаешь на тормоз, двигатель глохнет. Это говорит о том, что муфта не полностью отключена.

Основная причина в пружинах, которые сжимают диски. Диски не равномерно ослаблены и местами крепко соприкасаются друг с другом. Нужна правильная настройка пружин.

Слишком большой свободный ход рычага управления на руле. Если не поддается настройке заменить изношенные детали управления.

Нужно проверить толкатель, который находится внутри первичного вала коробки передач. Возможно, стержень стал короче.

Обязательно проверить наличие шарика. Часто при разборке он выкатывается и его теряют.

Шарик находится в нутрии первичного вала двухцилиндрового двигателя между толкателем и упорным стержнем.

У одноцилиндрового агрегата шарик находится в правой крышке между винтом с контрольной гайкой и упорным стержнем в первичном валу коробки.

Проверка барабана корзины сцепления

Первым делом проверяем храповый механизм ножного запуска. Именно на него приходится основная нагрузка. Переворачиваем корзину сцепления храповиком к себе, снимаем стопорное кольцо и разбираем храповик.

Осматриваем зубья храповика: они должны быть острыми без сколов и других повреждений. Если зубья будут смятыми или поломанными — заводная лапка 100% будет проскальзывать. Многие мучаются с этой проблемой греша на густое масло или на слабую пружину — на самом деле причина проскальзывания лапки кроется в храповике.

Если зубья на корзине не изношены — храповик целесообразно переклепать: купить новый в магазине или снять с другой корзины и приклепать. Я переклепывал несколько корзин и ходили они без всяких проблем до «победного»…

Пример зубьев храповика в идеале.

Часто и густо, клепки на храповике ослабляются и если вовремя этого не заметить — их срезает. Чтобы этой неприятности с вами не произошло — пошевелите пальцами храповик. Если он будет шататься — высверливайте старые клепки и клепайте по-новой. Протяжка старых клепок как правило ничего не дает.

Если делаете сцепление «для себя» и надолго — обязательно проверьте в каком состоянии находятся зубья под моторную цепь.

Если зубья уже стали заворачиваться в обратную, то такую корзину следует сразу выкинуть на помойку. Толку с нее уже не будет: повысится шум работы, будет 100% жрать моторную цепь и не ровен час, когда в один «прекрасный» день зубья оближет и будите вы потом долго и нудно толкать свой драндулет…

Пример изношенных зубьев.

Нередки случаи, когда корпус корзины лопается. К сожалению корпус изготовлен их чугуна и заварить его будет проблематично. Если найдете трещины на корпусе — попробуйте найти сварщика, который занимается сваркой цветных металлов так называемого «аргонщика» они обычно берутся за сварку чугуна.

Пример трещин корпуса корзины. По большому счету, эту корзину можно еще спасти: снять фаски на трещинах, заварить и проточить швы на токарном станке. Но зубья под моторную цепь у нее были изношены и я ее выкинул.

Устройство сцепления мотоцикла ИЖ Планета 5

Для тех, кто не силен в технике, стоит напомнить, что сцепление выполняет роль связующего элемента между коленвалом и коробкой передач. Большая зубчатка сцепления, соединена с малой звездой коленчатого вала цепной передачей, именно так и передается крутящий момент. В обычном состоянии система обеспечивает постоянную связь коробки передач с коленвалом и только при нажатии на рычаг сцепления, приводные механизмы увеличивают зазоры между элементами в системе многодисковых фрикционов, тем самым отключая коробку от коленвала.

Владельцам мотоцикла ИЖ Планета 5 повезло, их система выключения сцепления более простая, в сравнении с аналогичным 5-м Юпитером, а значит, неприхотлива и проще настраивается своими руками. Выглядит она следующим образом:


  1. Фасонные гайки;
  2. Пружины;
  3. Стаканчики;
  4. Прижимной диск;
  5. Ведомый (стальной) диск;
  6. Ведущий (пластиковый) диск;
  7. Ведомый барабан;
  8. Большой барабан с большой зубчаткой моторной передачи;
  9. Толкатель выключения сцепления;
  10. Стержень;
  11. Шарик;
  12. Пружина;
  13. Червяк;
  14. Трос;
  15. Шайба;
  16. Гайка;
  17. Винт.

Когда сцепление требует настройки?

Регулировка сцепления ИЖ Планета 5 требуется в двух случаях:

  1. Сцепление «буксует». В данном случае диски сцепления присоединены друг к другу неплотно из-за чего происходит проскальзывание ведущих дисков и неполная передача крутящего момента. Заметить это можно в отставании фактических оборотов двигателя и разгона мотоцикла. Особенно заметно при резких разгонах или движении в горку. Такая ситуация может происходить если пружины не создают достаточного усилия или нет свободного хода в приводном механизме. Реже проскальзывание может означать износ пакета дисков. Чаще всего проблема решается простой настройкой, в других случаях проводится разборка, замена пакета и сборка сцепления ИЖ Планета 5.


    Сцепление «ведет». Противоположная история, при которой диски имеют частичное соединение все время. Выражается это в пинках при включении первой передачи, попытке мотоцикла уехать при выжатом рычаге или проворачивании вывешенного заднего колеса на включенной передаче. Причиной может быть перекос положения прижимного диска, а также увеличенный зазор на механизме включения или рычаге муфты.

Обратите внимание! Если произошла разборка/сборка корзины сцепления ИЖ Планета 5, то регулировка механизма проводится в обязательном порядке.

Нередко пробуксовка сцепления и пинки при переключениях появляются не из-за более простой и частой проблемы – износ троса. Прежде, чем приступить к полной или частичной настройке самого механизма убедитесь, что трос привода находится в удовлетворительном состоянии, он надежно закреплен с обеих сторон и легко движется внутри оплетки. Ведь если он растянулся или заржавел, то может закисать и тогда начинается пробуксовка муфты.

Поверка дисков сцепления

Основные неполадки сцепления происходят по вине дисков. Если диски будут кривые или изношенные, то никакая даже суперская регулировка от кутюр плохую работу сцепления не исправит.

Износ определяется визуально и только на пластиковых дисках: осматриваем диск и если найдем на нем трещину или обломанный зацеп, которым он входит в наружный барабан или увидим, что круглые выступы на рабочей поверхности уже давным давно стерлись — выкидываем такой диск на помойку.

Кривизна дисков определяется так: ложем поочередно все диски на стекло и пробуем раскачать их

  1. Если диск качается — значит он 100% кривой и место ему на помойке.
  2. Если диск лежит ровно — оставляем его.

Регулировка сцепления ИЖ Планета 5:


На этом регулировка сцепления ИЖ Планета 5 закончена. Осталось собрать левую крышку и залить масло в механизм.

Совет. Чтобы избежать утечек масла следует заменить прокладку, а также проверить герметичность винтовых соединений на крышке картера.

Двигатель ИЖ ПЛАНЕТА сборка корзины сцепления .Как выбрать КОРЗИНУ,как собрать,какие диски ставить и на что обратить внимание при регулировке .
ВНИМАНИЕ,при съемке была допущена неточность :под прижимной крышкой корзины сцепления стоит ведомый (стальной) диск. вот ссылка : https://youtu.be/fwFs6G7tCYs

Дмитрий а можно ваш контакт, есть пару вопросов)

Привет Дима. У меня на одном из батиных 49 х стоит явовская корзина. Так как бати нет в живых хочу спросить у тебя - совпадает ли шаг ижевской ведущей звезды с явовской? Потому как корзина с Явы а звездочка вроди как родная. У меня на канале есть видео на эту тему.

очень хорошее видео доходчиво и интересно , но есть недостатки при монтаже такие как звук , на 22 минуте ничего не слышно и 2жди повторяеться про уровень корзины . а в целом супер теперь разбираюсь )

О, вот это я удачно зашел. Теперь хотя бы будет откуда смотреть и изучать. Свой мотоцикл тоже придется перебирать не раз придется.

Молодец толково разобрался-на счет втулки также была проблема с зажиманием гайки китайской корзины-купил на разборку планетку в хорошем состоянии надеюсь корзинка там еще хорошая-очень полезное видео.Но перегружать с сеном так не нужно -это не трактор.

почему планетовские корзины такие редкие?

у вас в Харькове есть поршня на сову -175.один человек поставил и опробовал.Стоит около 380 гривен.Показал на канале Хана рулю.Скажите кто их выпускает.У нас в Беларусии даже китайских нет.

у меня ю 5 водянка стоят Ижевские диски но ширина зуба шире стандартных раза в полтора . что за корзины раньше были усиленные или как?

Привет Дима. Подскажи пожалуйста какой у тебя гайковёрт. Я хотел себе взять пневматический, но не охота привязываться к компрессору. Из электро присматривал ДВТ, стоит около 2000 гр. Интересно сравнить параметры с твоим. И какие гайки с примерным усилием тебе приходилось откручивать?

Класні і корисні відоси. буду використовувати їх при складанні свого мота(ИЖ планета 3). Маю одне запитання щодо карбюраторів на планету 3. Чи можна ставити на цю модель карбюратор фірми ПАККО(індія), знятий з ММВЗ 125(МИНСК). Я провів успішний експеримент з установки і їзди, але боюсь що подальше його використання на йожику буде фатальним. Якщо він взагалі не підходить, то порадьте будь-ласка карб який був би принаймні оптимальним.(По слухам, якщо поставити карбюратор з "мінска" на ИЖ , двигун стає сильно грітися) А відео дуже корисне, давно таке шукав)))

все чётко и понятно. нашёл несколько ошибок у себя. прийдется моё сцепление разбирать идти

Спасибо помог твой совет про кик стартер

я на китайской корзине шайбы тонкие подкладывал и нормально всё крутиться

спасибо многое узнал хоть знал не мало

помогите!! потерял два штока на сцепление , подскажите какая длина двух этих штоков вместе с шариком ??

Уважаемый Дмитрий! Огромная благодарность за Ваши видео уроки по Ижам! у меня вопрос: на планете 5 . вручную скорости переключаю . на заведённом дв.- безрезультатно. сцепление работает. в чём дело? Если Вам не сложно. ответьте плииз. С благодарностью Герман.

у меня тоже самое купил корзину новую неделю пока тушек и проскакивает кик стартер с хрустом вал кикстартера тоже новый но не там проскакивает

Добрый день, Дмитрий, отличный видео урок, у меня вопрос по установке дисков сцепления по вашему уроку я понял что последний диск под крышкой получается лежит текстолитовый. Просмотрел другие видео не ваши у людей последний диск под крышкой лежит стальной, почему такие расхождения?

Частотой говоит отличается!!Вчем в Герцах?

металлические диски при дикой работе могут жрануть корзину но чтоб ломало выступы у меня по крайней мере не было хоть такое я встречал у нормальных пациков. Сам %лет на Ю5 89г!!Верой и правдой круглогодично!!)))

01.09.2014 NEMEC Добавить комментарий
5645

сцепление

Сцепление обеспечивает передачу крутящего момента с большой зубчатки моторной передачи на первичный вал коробки передач, кратковременное разъединение и плавное соединение их между собой. На мотоциклах ИЖ применяется фрикционное
многодисковое сцепление, работающее в масляной ванне. Рассмотрим работу сцепления на примере силового агрегата «ИЖ Планета». Большая ведомая зубчатка моторной передачи сделана заодно с ведущим барабаном 8 сцепления (рис. 2).

рис.2

Двигатель «ИЖ Планета»: сцепление и механизм его выключения
Ведущие пластмассовые диски 6 входят своими выступами в пазы большого барабана 8. Между ведущими дисками устанавливаются ведомые стальные 5, которые таким же способом соединены с малым, ведомым барабаном 7 сцепления, закрепленным на шлицах первичного вала коробки передач. Пакет дисков в рабочем состоянии сжат пятью цилиндрическими пружинами 2, которые опираются на стаканчики 3, зафиксированные в наружном нажимном стальном диске 4. Усилие пружин можно изменять с помощью фасонных гаек 1: в процессе эксплуатации это приходится делать при замене пакета для равномерного перемещения его в пазах барабанов.
Нормальное положение сцепления — постоянно замкнутое, диски плотно и с большим усилием прижаты друг к другу. Чтобы сцепление выключить, надо разъединить диски, отодвинуть их один от другого. Это осуществляется механизмом выключения, смонтированным на правой крышке картера двигателя, и приводом.
Рычаг выключения сцепления располагается на левой стороне руля. В нем закреплен трос 14. При нажатии на рычаг усилие через трос передается на червяк 13; последний поворачивается, перемещается по трехзаходной резьбе и нажимает на шарик 11, упорный стержень 10 и толкатель 9 и перемещает нажимной диск 4, преодолевая усилие пружин. Диски сцепления при этом освобождаются от сжимающего их усилия и разъединяются, сцепление выключается. Стоит отпустить рычаг на руле — и механизм выключения возвращается в первоначальное положение под действием пружин 2 и 12.
Нормальная работа механизма сцепления обеспечивается лишь в том случае, когда в приводе имеется достаточный зазор (свободный ход на рычаге выключения), а пружины поджаты так, что диски перемещаются без перекоса и на достаточное расстояние. Ориентировочно можно считать усилие пружин нормальным, если гайки выступают над колпачками примерно на 4,5—5 мм.
Зазор в механизме выключения сцепления, прежде всего, обеспечивается регулировочным винтом 17. Вначале этот винт надо ввернуть до ощутимого упора (не допуская, однако, перемещения дисков), а затем отпустить на 1/2—3/4 оборота и законтрить гайкой 16. Затем регулировочным винтом на руле установить свободный ход троса сцепления: он на конце рычага должен составлять 5 мм.

рис 3

Двигатель «ИЖ Юпитер»: сцепление и механизм выключения
Механизм выключения сцепления двигателя «ИЖ Юпитер» (рис. 3) существенно отличается от описанного выше прежде всего тем, что сблокирован с механизмом переключения передач. Это позволяет выключать сцепление как рычагом на руле, так и педалью, да и переключение передач происходит более плавно и быстро.
Механизм выключения смонтирован также на правой крышке картера двигателя. С рычагом на руле он, как и в предыдущем случае, связан тросовым приводом, работа которого не нуждается в пояснениях.
Что касается полуавтоматического выключения сцепления, то о нем нужно поговорить подробнее.
Педаль переключения передач закреплена на левом конце вала переключения; на правом конце этого вала 14 закреплен кулачок 15 автомата выключения сцепления. Кулачок имеет сложную форму; в постоянном контакте с его рабочей поверхностью находится ролик, закрепленный на конце двуплечего рычага 19. При нормальном положении рычага переключения ролик находится во впадине кулачка 15. Когда рычаг перемещается вниз или вверх (включается та или иная передача), кулачок 15 своим выступом набегает на ролик, через него нажимает на плечо рычага 19; второе плечо воздействует на толкатель 13, шарик 12 и упорный стержень 11 и перемещает нажимной диск 6. Пружины 2 при этом сжимаются и освобождают диски, сцепление выключается. Рабочая поверхность кулачка 15 выполнена так, что сцепление выключается раньше, чем включается та или иная передача; включается же оно только после того, как передача зафиксируется.
За удобство надо платить — в данном случае более сложными регулировками. Если в механизме выключения сцепления «ИЖ Планеты» требовалось отрегулировать только свободный ход рычага на руле, то на «Юпитере» нужно регулировать и свободный ход педали переключения. Причем тут важна еще и последовательность регулировок.
Начните, как и в первом случае, с пружин сцепления. Они должны выступать над стаканчиками примерно на 3,5—4 мм и обеспечивать равномерное, без перекосов перемещение дисков при выключении сцепления.
После этого винт 4 надо ввернуть в нажимной диск до ощутимого упора — и вывернуть на 1/4—1/2 оборота. Сразу это может не получиться, для страховки лучше проделать эту операцию несколько раз, чтобы быть абсолютно уверенным в результате. После чего законтрите винт 4 гайкой 5.
Только теперь можно регулировать свободный ход рычага на руле. Как и в предыдущем случае, он не должен превышать 5—8 мм на конце рычага.
Если коробка передач работает идеально, автоматическое выключение сцепления очень удобно и заметно облегчает жизнь мотоциклиста: при обрыве троса сцепления порой удается довольно долго ездить, даже в условиях города, используя только ножное полуавтоматическое выключение. Правда, троганье с места и тут требует определенного навыка.
Когда же коробка «дурит», а это, увы, встречается часто- лучше применять и ручное выключение сцепления — это только продлевает жизнь механизмов.

сц

Появляющиеся в процессе эксплуатации нарушения в работе сцепления чаще всего связаны с естественным изменением зазоров в приводе или ослаблением крепления его деталей. Восстановить и то и другое нетрудно.
Типичные неисправности сцепления сводятся, по существу, к двум: сцепление либо «ведет», либо «буксует».
Первый термин означает, что диски не разъединяются полностью и передача крутящего момента в той или иной мере происходит все время. Значит, кулачки шестерен в коробке передач постоянно прижаты друг к другу и их разъединение требует значительных усилий. Наиболее вероятная причина — перекос дисков; менее вероятная — большой зазор в приводе выключения.
Сцепление «буксует», если пружины не создают нужного усилия или нет зазора в приводе выключения.
И то и другое устраняется регулировками.
Состав муфт сцепления и механизмов привода для разных моделей силовых агрегатов ИЖ, а также применяемость деталей указаны в таблице.
Безымянный

Сцепление - название говорит о работе, которую оно выполняет. В нашем случае сцепляет коленчатый вал с коробкой передачи двигателя ИЖ Планета и ИЖ Юпитер. Соединение должно происходить плавно без рывков, это нужно для начала движения и плавного переключения скоростей. В случае возникновения больших нагрузок предохраняет детали двигателя от поломок.

Муфты находится в левой половине картера, под левой крышкой двигателя.

Чтобы добраться до сцепления, нужно слить масло и удалить крышку с прокладкой, предварительно снять рычаги и открутить крепежные болты.

Сцепление мотоцикла ИЖ

Корзина находится постоянно в рабочем состоянии, диски крепко сжаты пружинами.

Моторная передача состоит из двух звездочек. Малая ведущая находится на коленчатом вале. Большая звезда, ведомая на барабане. Соединение выполнено моторной цепью.

Сцепление иж планета в собранном виде моторная передача

Передаточное число моторной передачи равно 2,17 для всех одноцилиндровых моделей ИЖ. Для ИЖ Юпитер передаточное число равно 2,57.

При сборке моторной передачи контролируется плоскостное расположение звезд. Допускаться не более 0,4 миллиметра.

Выключение происходит при помощи специального приспособления. Механизм выключения установлен в правой крышке двигателя. С помощью этого механизма производится и регулировка.

Механизм выключения сцепления

Регулировка сцепления ИЖ Планета

Для регулировки механизма управления муфтой мотоциклов ИЖ Планета 5, ИЖ Планета 4, Иж-56, ИЖ-49 служит регулировочный винт 1 и контргайка 2. Ослабив контргайку поворотом винта по часовой стрелке, уменьшите свободный ход рычага управления. При повороте винта против часовой стрелки свободный ход увеличивается. По окончании настройки контргайку затяните, Нормальная величина свободного хода определяется свободным перемещением конца рычага сцепления на 5..10 мм.

Регулировка сцепления

Нормальная величина свободного хода определяется свободным перемещением конца рычага сцепления на 5..10 мм.

Регулировка сцепления ИЖ Юпитер

На мотоциклах ИЖ Ю и ИЖ Ю К настройку механизма выключения муфты начинают с автомата выжима, для чего регулировочный винт завертывают до упора и отпускают на 1/4 -1/2 оборота, после чего затягивают контргайку.

Правильность установки проверяют нажатием на педаль переключения в ту или иную сторону. Перемещение переднего конца педали переключения на 5-5,5 мм от нейтрального положения не должно приводить к передвижению нажимного диска. После этого регулируют ручной выжим регулировочным винтом, находящимся в левой стойке рычага сцепления на руле (величина свободного хода 5-10 мм).

Регулировка пружин муфты

Регулировка пружин не сложная, главное правильно разобраться. Начинаем с постановки мотоцикла на центральную подножку. Затем снимаем крышку, заранее слив масло. Рычаг на руле выжимаем до предела и обязательно фиксируем. Следующее включаем скорость, желательно первую. Беремся за колесо и начинаем вращать. Стараемся на ощупь определить, какое усилие прилагаем. Смотрим на муфту при вращении, определяем, какие пружины затянуты слабо. Помечаем их мелом, далее их затягиваем. Начинаем снова вращать колесо и если чувствуйте, что колесо стало, легче крутится, значит, все сделали правильно. Процесс нужно повторить и добиться лучшего результата. После этого поверяем при движении полученный результат. Если при увеличении нагрузку начинается пробуксовка муфты. Нужно все пружины затянуть с помощью гаек. При этом все гайки должны, повернуты на одинаковое количество оборотов.

Неисправности сцепления

Возможные неисправности, которые могут появиться во время эксплуатации мотоциклов ИЖ.

Буксует сцепление ИЖ Юпитер ИЖ Планета причины

Неисправность заметна при резком разгоне. Увеличиваем обороты, а мотоцикл не разгоняется. Тоже самое происходит при езде в крутом подъеме при увеличении нагрузки. Мотоцикл не может преодолеть препятствие, останавливается, хотя обороты коленчатого вала не падают. Диски сильно нагреваются и быстро изнашиваются. Эксплуатировать технику в таком состоянии нельзя нужно найти причину и устранить.

Данная неисправность говорит, что диски слабо прижаты друг к другу.

Причин может быть несколько:

  • Регулировка проведена не правильно
  • Пружины потеряли былую упругость
  • Диски износились стали тоньше
  • Износ деталей привода

Серьезной неисправностью может быть заедание троса привода управления. Причина в повреждении оболочки и образовавшейся ржавчине под ней. Нежна чистка и смазка, лучше замена.

Проверить и промыть сам механизм настройки находящийся в правой крышке двигателя. Мелкие частички дорожного песка, с водой попавшие в механизм могут тормозить работу. После выжима рычага детали не возвращаются в исходное положение.

Ведет сцепление ИЖ Планета ИЖ Юпитер причины

Муфта ведёт – это когда рычаг выжат до конца, а при включении скорости мотоцикл сразу начинает движение его невозможно остановить. Нажимаешь на тормоз, двигатель глохнет. Это говорит о том, что муфта не полностью отключена.

Основная причина в пружинах, которые сжимают диски. Диски не равномерно ослаблены и местами крепко соприкасаются друг с другом. Нужна правильная настройка пружин.

Слишком большой свободный ход рычага управления на руле. Если не поддается настройке заменить изношенные детали управления.

Нужно проверить толкатель, который находится внутри первичного вала коробки передач. Возможно, стержень стал короче.

Обязательно проверить наличие шарика. Часто при разборке он выкатывается и его теряют.

Шарик находится в нутрии первичного вала двухцилиндрового двигателя между толкателем и упорным стержнем.

У одноцилиндрового агрегата шарик находится в правой крышке между винтом с контрольной гайкой и упорным стержнем в первичном валу коробки.

Всем хороша была в свое время «Планета» за исключением непродуманного механизма запуска. Тем у кого есть «Планета» думаю не нужно объяснять, что такое «отдача в обратную». Лично у меня, один раз так отдало, что порвало пополам вал кикистартера, согнуло вал переключения передач и разорвало храповик на корзине сцепления. Тем у кого улетают тапки в небо, по сравнению с моим вариантом можно сказать повезло…


Устройство сцепления мотоцикла ИЖ Планета 5

Для тех, кто не силен в технике, стоит напомнить, что сцепление выполняет роль связующего элемента между коленвалом и коробкой передач. Большая зубчатка сцепления, соединена с малой звездой коленчатого вала цепной передачей, именно так и передается крутящий момент. В обычном состоянии система обеспечивает постоянную связь коробки передач с коленвалом и только при нажатии на рычаг сцепления, приводные механизмы увеличивают зазоры между элементами в системе многодисковых фрикционов, тем самым отключая коробку от коленвала.

Владельцам мотоцикла ИЖ Планета 5 повезло, их система выключения сцепления более простая, в сравнении с аналогичным 5-м Юпитером, а значит, неприхотлива и проще настраивается своими руками. Выглядит она следующим образом:

Система сцепления ИЖ Планета 5 фото

  1. Фасонные гайки;
  2. Пружины;
  3. Стаканчики;
  4. Прижимной диск;
  5. Ведомый (стальной) диск;
  6. Ведущий (пластиковый) диск;
  7. Ведомый барабан;
  8. Большой барабан с большой зубчаткой моторной передачи;
  9. Толкатель выключения сцепления;
  10. Стержень;
  11. Шарик;
  12. Пружина;
  13. Червяк;
  14. Трос;
  15. Шайба;
  16. Гайка;
  17. Винт.

Проверка барабана корзины сцепления

Первым делом проверяем храповый механизм ножного запуска. Именно на него приходится основная нагрузка. Переворачиваем корзину сцепления храповиком к себе, снимаем стопорное кольцо и разбираем храповик.


Осматриваем зубья храповика: они должны быть острыми без сколов и других повреждений. Если зубья будут смятыми или поломанными — заводная лапка 100% будет проскальзывать. Многие мучаются с этой проблемой греша на густое масло или на слабую пружину — на самом деле причина проскальзывания лапки кроется в храповике.

Если зубья на корзине не изношены — храповик целесообразно переклепать: купить новый в магазине или снять с другой корзины и приклепать. Я переклепывал несколько корзин и ходили они без всяких проблем до «победного»…

Пример зубьев храповика в идеале.


Часто и густо, клепки на храповике ослабляются и если вовремя этого не заметить — их срезает. Чтобы этой неприятности с вами не произошло — пошевелите пальцами храповик. Если он будет шататься — высверливайте старые клепки и клепайте по-новой. Протяжка старых клепок как правило ничего не дает.


Если делаете сцепление «для себя» и надолго — обязательно проверьте в каком состоянии находятся зубья под моторную цепь.

Если зубья уже стали заворачиваться в обратную, то такую корзину следует сразу выкинуть на помойку. Толку с нее уже не будет: повысится шум работы, будет 100% жрать моторную цепь и не ровен час, когда в один «прекрасный» день зубья оближет и будите вы потом долго и нудно толкать свой драндулет…

Пример изношенных зубьев.


Нередки случаи, когда корпус корзины лопается. К сожалению корпус изготовлен их чугуна и заварить его будет проблематично. Если найдете трещины на корпусе — попробуйте найти сварщика, который занимается сваркой цветных металлов так называемого «аргонщика» они обычно берутся за сварку чугуна.

Пример трещин корпуса корзины. По большому счету, эту корзину можно еще спасти: снять фаски на трещинах, заварить и проточить швы на токарном станке. Но зубья под моторную цепь у нее были изношены и я ее выкинул.


Когда сцепление требует настройки?

Регулировка сцепления ИЖ Планета 5 требуется в двух случаях:

  1. Сцепление «буксует». В данном случае диски сцепления присоединены друг к другу неплотно из-за чего происходит проскальзывание ведущих дисков и неполная передача крутящего момента. Заметить это можно в отставании фактических оборотов двигателя и разгона мотоцикла. Особенно заметно при резких разгонах или движении в горку. Такая ситуация может происходить если пружины не создают достаточного усилия или нет свободного хода в приводном механизме. Реже проскальзывание может означать износ пакета дисков. Чаще всего проблема решается простой настройкой, в других случаях проводится разборка, замена пакета и сборка сцепления ИЖ Планета 5.

Диски сцепления ИЖ Планета 5

Обратите внимание! Если произошла разборка/сборка корзины сцепления ИЖ Планета 5, то регулировка механизма проводится в обязательном порядке.

Нередко пробуксовка сцепления и пинки при переключениях появляются не из-за более простой и частой проблемы – износ троса. Прежде, чем приступить к полной или частичной настройке самого механизма убедитесь, что трос привода находится в удовлетворительном состоянии, он надежно закреплен с обеих сторон и легко движется внутри оплетки. Ведь если он растянулся или заржавел, то может закисать и тогда начинается пробуксовка муфты.

Проверка внутреннего барабана корзины сцепления

Внутренний барабан вечен по определению. Единственная проблема, которая с ним возникает: разбивает и иногда срезает шлицы и ослабляется посадка болтов под нажимные пружины.

Оденьте барабан на вал и раскачайте его:

  1. Если барабан будет сильно болтаться на валу — осмотрите шлицы и если они разбитые — меняйте барабан на новый.

Раскачайте поочередно болты под нажимную пружину:

  1. Если болты будут шататься — выбейте их из барабана, накерните посадочные места и забейте обратно в барабан.


Назначение муфты IZH Planet

Сцепление. имя этого узла указывает работу, которую он выполняет. В нашем случае коленчатый вал зацепляется с коробкой передач двигателя IZH planet. Муфта должна идти плавно, без рывков, что необходимо для запуска мотоцикла и плавного переключения скорости. В случае больших нагрузок он защищает детали двигателя от повреждений.

Муфта находится в левой половине картера, под левой крышкой двигателя. Чтобы добраться до него, вам необходимо слить масло и снять крышку перед снятием рычагов и отвинтить крепежные болты. Муфта постоянно находится в рабочем состоянии, диски плотно сжаты пружинами. Передача двигателя состоит из двух звездочек. Маленький провод находится на коленчатом валу. Большая звезда вела по барабану. Соединение осуществляется цепью двигателя. Передаточное отношение передачи двигателя составляет 2,17 для всех одноцилиндровых моделей IZ. Выключение происходит с помощью специального устройства. Механизм отключения установлен в правой крышке двигателя. Регулировка выполняется с помощью этого механизма.

Поверка дисков сцепления

Основные неполадки сцепления происходят по вине дисков. Если диски будут кривые или изношенные, то никакая даже суперская регулировка от кутюр плохую работу сцепления не исправит.

Износ определяется визуально и только на пластиковых дисках: осматриваем диск и если найдем на нем трещину или обломанный зацеп, которым он входит в наружный барабан или увидим, что круглые выступы на рабочей поверхности уже давным давно стерлись — выкидываем такой диск на помойку.

Кривизна дисков определяется так: ложем поочередно все диски на стекло и пробуем раскачать их

  1. Если диск качается — значит он 100% кривой и место ему на помойке.
  2. Если диск лежит ровно — оставляем его.


Важная деталь – трос

Владельцы подержанных мотоциклов не всегда принимают во внимание существенную роль тросика в системе управления муфтой. Сам трос практически не подвержен растяжению, а вот оболочка – теряет свои качества. Ее каркас представляет собой спираль под слоем ПХВ.

После продолжительной эксплуатации каркас становится податливым, чрезмерно пружинит, что влияет на полезный ход рычага. При изношенной оболочке троса нормальной работы муфты не будет, поэтому важно не пропустить момент, и своевременно заменить трос.

Как Отрегулировать Сцепление На Иж Планета 5

Отрегулируйте захват мотоцикла IZH Planeta

Регулировка муфты IZH Planeta

Чтобы отрегулировать механизм управления сцеплением мотоциклов IZH Planet 5, IZH Planet 4, IZH-56, IZH-49. регулировочный винт 1 и контргайка 2. Ослабьте стопорную гайку, повернув винт по часовой стрелке, уменьшите свободное движение рычага сцепления. При повороте винта против часовой стрелки увеличивается свободное движение рычага. По окончании регулировки стопорная гайка затягивается, нормальное свободное колесо определяется перемещением конца рычага сцепления на 5,10 мм.

Регулировка пружин сцепления

Регулировка пружин не сложна, главное. правильно понять. Начнем с установки мотоцикла на центральном шаге. Затем снимите крышку, прежде чем сливать масло. Рычаг сцепления сжат до предела и обязательно зафиксируется. Далее следует скорость, предпочтительно первая. Возьмите колесо и начните вращаться. Мы пытаемся определить, насколько мы прилагаем усилия. Мы смотрим на сцепление во время вращения, определяем, какие пружины затягиваются слабо. Мы маркируем их мелом, а затем затягиваем. Мы снова начинаем вращать колесо, и если вы чувствуете, что колесо стало легче вращаться, это означает, что все сделано правильно. Процесс необходимо повторить и добиться наилучшего результата. После этого мы проверяем результат при перемещении. Если нагрузка начинает обрезаться при увеличении нагрузки. Необходимо затянуть все пружины с помощью гаек. В этом случае все гайки должны иметь одинаковое количество оборотов.

Регулировка муфты IZH Jupiter

На мотоциклах ИЖ-Ю и ИЖ-ЮК регулировка механизма выключения муфты начинается с регулировки машины, для которой регулировочный винт завернут до упора и отпущен на 1/4.1/2 оборота , затем затяните контргайку. Правильность регулировки проверяется нажатием педали переключателя в любом направлении. Перемещение переднего конца педали переключения на 5-5,5 мм от нейтрального положения не должно приводить к перемещению нажимной пластины. После этого отрегулируйте, вручную нажав регулировочный винт, расположенный в левой колонке рычага сцепления






Сцепление — название говорит о работе, которую оно выполняет. В нашем случае сцепляет коленчатый вал с коробкой передачи двигателя ИЖ Планета и ИЖ Юпитер. Соединение должно происходить плавно без рывков, это нужно для начала движения и плавного переключения скоростей. В случае возникновения больших нагрузок предохраняет детали двигателя от поломок.
Муфты находится в левой половине картера, под левой крышкой двигателя.

Чтобы добраться до сцепления, нужно слить масло и удалить крышку с прокладкой, предварительно снять рычаги и открутить крепежные болты.


Корзина находится постоянно в рабочем состоянии, диски крепко сжаты пружинами.

Моторная передача состоит из двух звездочек. Малая ведущая находится на коленчатом вале. Большая звезда, ведомая на барабане. Соединение выполнено моторной цепью.


Передаточное число моторной передачи равно 2,17 для всех одноцилиндровых моделей ИЖ. Для ИЖ Юпитер передаточное число равно 2,57.

При сборке моторной передачи контролируется плоскостное расположение звезд. Допускаться не более 0,4 миллиметра.

Выключение происходит при помощи специального приспособления. Механизм выключения установлен в правой крышке двигателя. С помощью этого механизма производится и регулировка.


РЕМОНТ КИКСТАРТЕРА МОТОЦИКЛА «ИЖ — ЮПИТЕР»

После нескольких лет эксплуатации мотоцикла «ИЖ-Юпитер-ЗК-01», выпущенного в 1980 году, педаль кикстартера стала «проваливаться», делая невозможным запуск двигателя. Сначала это проявлялось эпизодически, затем все чаще и, наконец, механизм полностью вышел из строя. После разборки и поверхностного осмотра храповой муфты (рис. 1) обнаружил незначительный износ и мелкие забоины зубьев храповика 2 (обозначение детали по каталогу ИЖЮ1-128) и зубчатки 4 (деталь ИЖЮ1-127).
Казалось, что сами по себе они не должны приводить к отказу. Была сделана попытка устранить дефект за счет установки самодельной, более жесткой пружины 3 вместо заводской детали ИЖЮ1-143. Это привело к тому, что зацепление стало происходить чаще, но полностью устранить дефект не удалось. Пришлось снова разобрать узел и изучить его работу более тщательно. При этом обнаружилось, что, во-первых, вследствие неравномерного износа, а может быть и неточности изготовления деталей в некоторых положениях не обеспечивается одновременное зацепление всеми зубьями храповой муфты. Кроме того, зубчатка кикстартера 4 имеет малую высоту Н; уже при незначительном износе и увеличении зазора она перекашивается — это и показано на рис. 1. Складывается примерно такая картина.

Сначала при нажатии на пусковую педаль, когда сектор 6 кикстартера воздействует на зубчатку 4, зацепление происходит только отдельными зубьями. Затем, по мере износа деталей, увеличивается перекос зубчатки кикстартера 4. Некоторые зубья начинают работать верхней изношенной, скругленной частью. Выталкивающая. составляющая увеличивается, зубья храповика выходят из зацепления (рис 2) и педаль кикстартера «проваливается». Конечно, в этой ситуации надо было бы заменить изношенные детали — но где, же их возьмешь.

И пришлось думать о восстановлении работоспособности узла своими силами. Реставрировать переднюю кромку зубьев наваркой или каким-либо другим способом в домашних условиях (в моих, по крайней мере) нечего было и думать. Зубья хорошо закалены, и их ручная механическая обработка практически невозможна. Возникла довольно обычная ситуация, когда, кажется, что сделать уже ничего нельзя, но обязательно нужно.

Выбор инструмента у меня небольшой; самое универсальное устройство — электрическое точило. На него я и возложил все надежды. Для удобства работы заклепки 5 крепления храповика были вы- сверлены и храповик снят с наружного барабана сцепления. При помощи твердой стальной пластинки точильный камень был «ободран» так, чтобы получить острую рабочую кромку. Первая попытка обработки зубьев, естественно, на другой, вовсе уж негодной аналогичной детали, оказалась неудачной, так как высота у зубьев невелика, а рабочая поверхность камня быстро изнашивалась и скруглялась. Тогда вместо камня я закрепил на оси точила отрезной наждачный круг толщиной примерно 2,5 мм.

Так как прикладывать к отрезному кругу боковые усилия нельзя, я даже не пытался восстановить прежнюю форму зубьев. Сразу решил подрезать их так, чтобы обеспечить надежное зацепление даже при воздействии перекашивающей силы. Работать было неудобно, детали я держал в руках на весу, результат оценивал «на глаз». Правда, вся работа выполнялась неспешно, чтобы не допустить, по крайней мере, грубых ошибок и не перегреть металл зубьев. На рис. 4 показаны электродвигатель точила 1, отрезной круг 2 и положение обрабатываемой детали 3.

В целом обработка получилась грубоватой, но после сборки узла и установки его на место конечный результат, как говорится, превзошел все ожидания — работоспособность восстановилась полностью, зацепление стало абсолютно надежным (рис. 3). Тем, кто захочет подобным образом отремонтировать пусковой механизм на своем мотоцикле, карте или мотоблоке, могу посоветовать отрезной круг направлять под углом примерно 45° (рис. 4), но эта величина зависит от толщины самого круга. Нужно стремиться к тому, чтобы угол зацепления зубьев находился в пределах 20— 30°, а зацепление осуществлялось всеми зубьями одновременно.

Не стремитесь добиться обязательно острой верхней Кромки зубьев — в этом случае неизбежно перегреете ее и ослабите прочность. Лучше вообще не приближаться к вершине зуба ближе 1 —1,5 мм (см. рис. 16). Возможно, специалисты, имеющие доступ к хорошему оборудованию, скажут, что ремонт был выполнен варварским способом. Не буду спорить. Зато, с одной стороны, в случае необходимости, его легко могут самостоятельно повторить многие владельцы мотоциклов, а с другой — без него мой мотоцикл уже два года стоял бы без движения в гараже.

Регулировка сцепления ИЖ Планета

Для регулировки механизма управления муфтой мотоциклов ИЖ Планета 5, ИЖ Планета 4, Иж-56, ИЖ-49 служит регулировочный винт 1 и контргайка 2. Ослабив контргайку поворотом винта по часовой стрелке, уменьшите свободный ход рычага управления. При повороте винта против часовой стрелки свободный ход увеличивается. По окончании настройки контргайку затяните, Нормальная величина свободного хода определяется свободным перемещением конца рычага сцепления на 5..10 мм.


Нормальная величина свободного хода определяется свободным перемещением конца рычага сцепления на 5..10 мм.

Регулировка сцепления ИЖ Юпитер

На мотоциклах ИЖ Ю и ИЖ Ю К настройку механизма выключения муфты начинают с автомата выжима, для чего регулировочный винт завертывают до упора и отпускают на 1/4 -1/2 оборота, после чего затягивают контргайку.

Правильность установки проверяют нажатием на педаль переключения в ту или иную сторону. Перемещение переднего конца педали переключения на 5-5,5 мм от нейтрального положения не должно приводить к передвижению нажимного диска. После этого регулируют ручной выжим регулировочным винтом, находящимся в левой стойке рычага сцепления на руле (величина свободного хода 5-10 мм).

Неисправности и регулировка сцепления мотоциклов Иж

Возможны два вида неисправности сцепления: неполное выключение дисков и буксование. В случае буксования мотоцикл не развивает скорость при увеличении оборотов коленчатого вала. В числе причин этой неисправности могут быть: износ дисков, недостаточное давление пружин вследствие потерей ими упругости или слабо завинченных регулировочных гаек, неправильная регулировка механизма сцепления. При неполном выключении сцепление «ведет», колесо мотоцикла продолжает вращаться при полностью нажатом рычаге управления. Тут также возможно причина в неправильной регулировке или же эта неисправность может иметь место при применении густого масла, особенно в холодную погоду. В первую очередь, обнаружив одну из неисправностей сцепления, попробуйте устранить ее путем правильной регулировки. Во первых необходимо отрегулировать зазор в механизме выключения, это делается с помощью регулировочного винта, расположенного на правой крышке двигателя. Для этого вам понадобятся отвертка и ключ на 13 мм. Ключом ослабьте затяжку контргайки и отверткой заверните винт до упора, а затем поверните его в обратную сторону на полоборота – один оборот. Затяните ключом контргайку. Во вторых, после этого отрегулируйте свободный ход рычага с помощью регулировочного винта троса на левой рукоятке руля. Он должен быть в пределах 5-10 миллиметров. Правильность регулировки сцепления можно проверить таким способом: поставьте мотоцикл на подставку, включите первую передачу и попробуйте вручную с силой провернуть заднее колесо. Если регулировка правильная, вам этого сделать не удастся. Теперь необходимо выполнить еще одну проверку: на полное выключение сцепления. Для этого в том же положении (мотоцикл на подставке, заднее колесо не касается земли) заведите двигатель, включите первую передачу. Затем полностью выжмите рычаг управления сцеплением и нажмите на задний тормоз, колесо должно остановиться. Отпустите тормоз, сцепление выжато, при правильной регулировке колесо должно оставаться неподвижным. Если оно начинает вращаться при нажатом рычаге, необходимо ослабить регулировочный болт на правой стороне двигателя.

Для проверки легкости хода троса сцепления в оболочке, нажмите на рычаг и резко отпустите. Рычаг должен пружинисто вернуться в исходное положение. Возможно стоит смазать трос несколькими каплями жидкого масла, например автола.

Регулировка пружин муфты

Регулировка пружин не сложная, главное правильно разобраться. Начинаем с постановки мотоцикла на центральную подножку. Затем снимаем крышку, заранее слив масло. Рычаг на руле выжимаем до предела и обязательно фиксируем. Следующее включаем скорость, желательно первую. Беремся за колесо и начинаем вращать. Стараемся на ощупь определить, какое усилие прилагаем. Смотрим на муфту при вращении, определяем, какие пружины затянуты слабо. Помечаем их мелом, далее их затягиваем. Начинаем снова вращать колесо и если чувствуйте, что колесо стало, легче крутится, значит, все сделали правильно. Процесс нужно повторить и добиться лучшего результата. После этого поверяем при движении полученный результат. Если при увеличении нагрузку начинается пробуксовка муфты. Нужно все пружины затянуть с помощью гаек. При этом все гайки должны, повернуты на одинаковое количество оборотов.

Неисправности сцепления

Возможные неисправности, которые могут появиться во время эксплуатации мотоциклов ИЖ.

Буксует сцепление ИЖ Юпитер ИЖ Планета причины

Неисправность заметна при резком разгоне. Увеличиваем обороты, а мотоцикл не разгоняется. Тоже самое происходит при езде в крутом подъеме при увеличении нагрузки. Мотоцикл не может преодолеть препятствие, останавливается, хотя обороты коленчатого вала не падают. Диски сильно нагреваются и быстро изнашиваются. Эксплуатировать технику в таком состоянии нельзя нужно найти причину и устранить.

Данная неисправность говорит, что диски слабо прижаты друг к другу.

Причин может быть несколько:

  • Регулировка проведена не правильно
  • Пружины потеряли былую упругость
  • Диски износились стали тоньше
  • Износ деталей привода

Серьезной неисправностью может быть заедание троса привода управления. Причина в повреждении оболочки и образовавшейся ржавчине под ней. Нежна чистка и смазка, лучше замена.

Проверить и промыть сам механизм настройки находящийся в правой крышке двигателя. Мелкие частички дорожного песка, с водой попавшие в механизм могут тормозить работу. После выжима рычага детали не возвращаются в исходное положение.

Комментарии и отзывы

Для этого необходимо проворачиваем коленвал.

Правда, только в таком состоянии Процесс восстановления Когда эйфория от покупки проходит, возникает масса вопросов относительно его ремонта и восстановления своими руками. Одна из наиболее распространённых проблем мотоциклов Планета — потеря заряда АКБ из-за неисправного генератора. Головной свет В отличие от европейских стран, где существует требование обязательной комплектации аккумуляторной батареей мототехники с генераторами с постоянными магнитами — поскольку мотоцикл с неработающим двигателем должен иметь габаритные огни, в России подобных ограничений нет см.

Например, на нашем сайте есть материалы по обслуживанию нескольких марок и моделей, и вы сможете почерпнуть из них нужные вам сведения см. Аналогичным образом проверяется обмотка ротора. Звуковой сигнал мотоциклов ИЖ 7.

Для работ по электрике вам потребуется схема проводки ИЖ Юпитер 2 —за исключением поворотников, они идентичны. Установка зажигания мотоциклов ИЖ 7.

«Болячки»

Всем хороша была в свое время «Планета» за исключением непродуманного механизма запуска. Тем у кого есть «Планета» думаю не нужно объяснять, что такое «отдача в обратную». Лично у меня, один раз так отдало, что порвало пополам вал кикистартера, согнуло вал переключения передач и разорвало храповик на корзине сцепления. Тем у кого улетают тапки в небо, по сравнению с моим вариантом можно сказать повезло…


Проверка барабана корзины сцепления

Первым делом проверяем храповый механизм ножного запуска. Именно на него приходится основная нагрузка. Переворачиваем корзину сцепления храповиком к себе, снимаем стопорное кольцо и разбираем храповик.


Осматриваем зубья храповика: они должны быть острыми без сколов и других повреждений. Если зубья будут смятыми или поломанными — заводная лапка 100% будет проскальзывать. Многие мучаются с этой проблемой греша на густое масло или на слабую пружину — на самом деле причина проскальзывания лапки кроется в храповике.

Если зубья на корзине не изношены — храповик целесообразно переклепать: купить новый в магазине или снять с другой корзины и приклепать. Я переклепывал несколько корзин и ходили они без всяких проблем до «победного»…

Пример зубьев храповика в идеале.


Часто и густо, клепки на храповике ослабляются и если вовремя этого не заметить — их срезает. Чтобы этой неприятности с вами не произошло — пошевелите пальцами храповик. Если он будет шататься — высверливайте старые клепки и клепайте по-новой. Протяжка старых клепок как правило ничего не дает.


Если делаете сцепление «для себя» и надолго — обязательно проверьте в каком состоянии находятся зубья под моторную цепь.

Если зубья уже стали заворачиваться в обратную, то такую корзину следует сразу выкинуть на помойку. Толку с нее уже не будет: повысится шум работы, будет 100% жрать моторную цепь и не ровен час, когда в один «прекрасный» день зубья оближет и будите вы потом долго и нудно толкать свой драндулет…

Пример изношенных зубьев.


Нередки случаи, когда корпус корзины лопается. К сожалению корпус изготовлен их чугуна и заварить его будет проблематично. Если найдете трещины на корпусе — попробуйте найти сварщика, который занимается сваркой цветных металлов так называемого «аргонщика» они обычно берутся за сварку чугуна.

Пример трещин корпуса корзины. По большому счету, эту корзину можно еще спасти: снять фаски на трещинах, заварить и проточить швы на токарном станке. Но зубья под моторную цепь у нее были изношены и я ее выкинул.


Гидравлическое сцепление! Наконец-то

И так настал момент, когда можно рассказать о том, чего хотят многие ижатники. Нет, я не о движке с водянкой, не о лепестковых клапанах, цилиндрах от совы 200 и тд, да и чего тут скрывать, если из названия и так понятно о чём пойдёт сегодня речь

Читайте также: